Перспективный план работы учителя-логопеда
Цель: выявление и преодоление речевых нарушений, которые задерживают дальнейшее развитие ребёнка, создают трудности в общении; создание условий для формирования личности ребёнка и его успешной социализации.
1. Своевременно выявить речевые нарушения у детей, нуждающихся в логопедической помощи.
2. Определить уровень и характер речевых нарушений.
3. Разработать направление и содержание логопедической помощи каждому ребёнку.
4. Разъяснить среди педагогов и родителей детей специальных знаний по логопедии с целью профилактики речевых нарушений.
5. Вовлечь педагогов ДОУ и родителей в коррекционно-педагогический процесс.
Содержание работы
Сроки проведения
Ответственный
I . Организация учебно–развивающей среды
1. Подготовка кабинета к новому учебному году
2. Изготовление наглядного и демонстрационного материала для логопедических занятий
Наглядный и демонстрационный материал
3. Изготовление и оформление дидактических игр и пособий для логопедического кабинета
Дидактические игры и пособия
4. Пополнение картотеки пальчиковых и речевых игр, логоритмических упражнений
Пальчиковые игры, речевые игры, логоритмические упражнения
5. Приобретение необходимой методической литературы
II. Диагностико–аналитическая деятельность
1. Диагностическое обследование речи детей старшей и подготовительной к школе групп
Журнал обследования речи детей
2. Диагностическое обследование речи детей средней группы
Журнал обследования речи детей
3. Обследование детей с тяжёлыми нарушениями речи
Подготовка документов на ПМПК
4. Зачисление воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи
Список детей, зачисленных на логопедические занятия
5. Изучение медицинских карт детей, зачисленных на логопедические занятия и заполнение медицинских карт
6. Заполнение речевых карт
7. Составление расписания логопедических занятий
Расписание логопедических занятий
8. Оформление документации учителя-логопеда
1) журнал учёта посещаемости логопедических занятий
2) журнал обследования речи детей
3) речевые карты на каждого ребёнка
4) список детей, зачисленных на логопедические занятия
5) экран звукопроизношения
6) перспективное планирование на учебный год
7) календарное планирование на учебный год
8) поурочное планирование коррекционной работы с детьми;
9) график и циклограмма работы учителя-логопеда
10) расписание логопедических занятий
11) индивидуальные тетради по коррекции звукопроизношения
12) тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей
13) тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и родителей
14) план по самообразованию
15) отчёт о проделанной работе за год, статистический и аналитический отчёт
16) паспорт кабинета
9. Анализ коррекционной работы
Статистический и аналитический отчёт
III. Коррекционно – развивающая работа
1. Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий согласно циклограмме рабочего времени
с 15 сентября по 15 мая
Поурочные планы, индивидуальные тетради
2. Литературный вечер в средних группах «Ох, уж эти сказки!»
Проведение литературного вечера, конспект
3. Литературный вечер в старших группах «В гостях доктор Айболит»
Проведение литературного вечера, конспект
4. Литературный вечер в подготовительных группах «В стране Лукоморье»
Проведение литературного вечера, конспект
IV . Научно-методическая работа
1. Составление плана по самообразованию «Система работы с неговорящими детьми дошкольного возраста»
План по самообразованию
2. Выпуск буклетов для воспитателей и родителей:
– «Советы логопеда заботливым родителям»
– «Развитие речевого дыхания»
– «Артикуляционная гимнастика»
– «Играем пальчиками – развиваем речь»
– «Сказкотерапия – волшебный мир вокруг нас»
3. Участие в городских методических объединениях учителей-логопедов г.Нефтекамска
Заседание ГМО, посещение занятий коллег
4. Участие в семинарах, конференциях, совещаниях
5. Проведение открытых занятий для воспитателей
Самоанализ, анализ коллег
6. Научно-методическая помощь воспитателям по вопросам коррекции речи
V . Взаимосвязь со специалистами и воспитателями
1. Заседание психолого-медико-педагогического консилиума
2. Беседа с воспитателями старшей и подготовительной групп по результатам обследования речи детей
3. Беседа с воспитателями средней группы по результатам обследования речи детей
4. Консультации для воспитателей:
– «Профилактика речевых нарушений»
– «Театрализованная деятельность как средство профилактики речевых нарушений»
– «Игровые приёмы в коррекции звукопроизношения»
– «Логоритмика в системе коррекционной работы с детьми по устранению различных видов речевых нарушений»
– «Методика проведения логоритмических упражнений в детском саду»
– «Индивидуальный подход в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи»
– «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»
– «Воспитание правильной и чистой речи у дошкольников»
– «Раннее обучение чтению детей с нарушениями речи: проблемы и трудности»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад «Радуга» с.лаврентия» Таранюк И.А. на учебный год
- Клавдия Калачова 3 лет назад Просмотров:
1 МБДОУ «Детский сад «Радуга» с. Лаврентия» Утверждаю: заведующий Т. В. Бушмелева г. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад «Радуга» с.лаврентия» Таранюк И.А. на учебный год Цель: преодоление речевых расстройств у детей, имеющих нарушения речи, улучшение речевых навыков в соответствии с психофизическими возможностями каждого ребёнка. Задачи: осуществление коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет); стимулирование развития речи и своевременная профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста (2-4 года); совместно с другими специалистами (медиками, педагогами ДОУ) психологомедико-педагогическое сопровождение детей, имеющих тяжёлые нарушения речи (общее недоразвитие речи, дизартрию, ринолалию и т.д.); повышение уровня коммуникабельности детей; целенаправленное вовлечение родителей в процесс развития речи детей. п/п Содержание работы Сроки выполнения 1 Диагностическая работа: Первичная диагностика состояния речи детей старшей и подготовительной групп. Углублённая диагностика речи детей, зачисленных в Промежуточная диагностика состояния речи детей, зачисленных в Итоговое обследование речи детей, зачисленных в Диагностика речевого развития детей младшего дошкольного возраста и вновь прибывших детей по запросам родителей и воспитателей. Май года
2 2 Организационная работа. Составление перспективного плана работы на учебный год. Заполнение журнала первичного обследования речи детей. Составление списка детей, зачисленных в Заполнение журнала учёта и движения детей в логопедическом кабинете. Подписание договоров с родителями на проведение коррекционно-развивающих занятий с логопедом. Сбор анамнестических данных, изучение медицинской и педагогической документации. Оформление речевых карт на детей, зачисленных в Разработка индивидуальных коррекционноразвивающих программ для детей, зачисленных в Составление расписания логопедических занятий. Планирование индивидуальных и подгрупповых занятий. Заполнение тетради учёта посещаемости. Составление аналитического отчёта работы учителялогопеда за учебный год., с дополнениями в, с изменениями в, с дополнениями в, с изменениями в Май
3 3 Коррекционно-развивающая работа. Развитие моторики: общей, пальцевой, артикуляционной; координацию речи с движением. Развитие речевого дыхания, просодических элементов речи. Коррекция звукопроизношения. Развитие фонематического восприятия, коррекция нарушений слоговой структуры слова, формирование навыков языкового анализа и синтеза. Обогащение и активизация словаря, совершенствование лексико-грамматической стороны речи. Развитие связной речи. Развитие неречевых функций: зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления, пространственной ориентировки. 4 Методическая работа. Ознакомление воспитателей с результатами диагностики речевого развития детей. Консультирование воспитателей в процессе коррекционно-развивающей работы, рекомендации по взаимодействию. Посещение НОД по речевому развитию, совместный анализ её. Выработка единых педагогических требований к воспитанникам по соблюдению речевого режима в детском саду. Участие в работе педагогических советов, методических объединений. Консультирование воспитателей подготовительной группы по проведению НОД по обучению грамоте. Интегрированное занятие по речевому и музыкальному развитию детей. года года года в соответствии с планом ДОУ
4 Семинар-практикум для воспитателей «Эффективные приёмы обучения грамоте дошкольников с речевыми нарушениями в условиях детского сада». Консультация для педагогов ДОУ «Нравственнопатриотическое воспитание на логопедических занятиях». Логопедическое сопровождение подготовки праздников, развлечений, драматизаций во всех возрастных группах. Работа над темой по самообразованию «Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе». 5 Работа с родителями. Индивидуальные консультации по результатам диагностики речи детей. Индивидуальные консультации по содержанию коррекционно-развивающего обучения. Индивидуальные практикумы. Домашние задания в индивидуальных тетрадях. Участие в родительских собраниях: 1) выступление «Развитая речь ребёнка залог успешного обучения в школе в будущем» (подготовительная группа); 2) анкетирование на тему «Развитие связной речи ребёнка 6-7 лет?» (подготовительная группа); 3) консультации: – «Методы и приёмы стимуляции речи детей младшего дошкольного возраста» (1 младшая, 2 младшая группы); – «О чём говорить с ребёнком в семье? Диалог или монолог?» (средняя группа); – «Маленькие хитрости для решения больших проблем» Октябрь Октябрь Октябрь
5 (старшая группа); 4) памятки для родителей: – «Основные показатели хорошо развитой речи ребёнка 6-7 лет» (подготовительная группа); -«Развиваем речевое дыхание» (младший дошкольный возраст);; – «Учимся слушать и слышать» (средний и старший дошкольный возраст). – «Мудрое решение короткой уздечки языка» (для родителей, столкнувшихся с данной проблемой) Семинары-практикумы: 1)«Словесные игры для подготовки к обучению грамоте» (подготовительная группа). 2)«Первое слово дороже второго» (младший дошкольный возраст). Февраль Оформление папок-передвижек в родительских уголках по темам: Младшая группа: – «Потешки-развивашки»; – «Сказка лучший друг»; – «Поиграем с голосом»; – «С язычком играем речь развиваем». Средняя группа: – «Игры для развития слухового внимания»; – «Артикуляционная гимнастика»; – «Играем с мамой на кухне»; – «Учимся выстукивать ритмы». Старшая группа: – «Словарный запас детей 5-6 лет»; – «Игры для развития связной речи и не только»; – «Посмотри и расскажи»; – «Вместе весело дышать!». Оформление стенда «Советы логопеда» в подготовительной группе по темам: – «Как пополнить словарный запас детей 6-7 лет»; – «Поговорим о связной речи»; – «На зарядку с язычком»; – «Развиваем грамматику».
6 6 Работа в составе районной ПМПК 7 Повышение квалификации. Изучение новинок методической литературы. Использование передовых методов и приёмов в работе. Участие в семинарах, конференциях. Обмен опытом со школьным логопедом. В соответствии с планом ДОУ в течение 8 Мероприятия по улучшению оснащённости логопедического кабинета. Оснащение рабочей зоны логопеда канцелярскими товарами. Пополнение методической зоны новыми пособиями, литературой. Подготовка новых материалов для информационной зоны. Обновление учебно-методических и игровых материалов для занятий.
Домашнее задание в подготовительной группе по лексической теме «Мебель»
Этери Эжишвили
Домашнее задание в подготовительной группе по лексической теме «Мебель»
1. Рассмотрите мебель в квартире, обговорите ее назначение; назовите, какая мебель где стоит (в прихожей, спальне, гостиной, на кухне).
2. Игра «Один –несколько – много»
Кровать Кровати Много кроватей
3. Игра «Жадина»
Кровать Моя кровать Диван
4. Игра «Назови ласково»
Диван Тумба Тумбочка
5. Игра «Сосчитай»
6. Подбери слова – действия (что можно делать с предметом):
7. Назови слова – признаки:
8. Игра «Из чего – что?»
Стол из пластмассы Пластмассовый
Табуретка из металла
9. Составь предложение из 4 слов со словом «кресло».
Придумай предложение с маленьким словом «под», сосчитай сколько в нем слов.
Послушай предложение: «Мама сидит на диване». Сколько слов в этом предложении? Назови слова по порядку: 1 – ,2 -, 3 -, 4 -.
Есть ли в предложении «маленькое слово»? Какое? На каком месте «маленькое слово»? Переделай предложение так, чтобы «маленькое слово» оказалось на первом месте.
10. Выучить наизусть стихотворение.
В нашей комнате – столовой –
Есть отличный СТОЛ дубовый,
СТУЛЬЯ – спинки как резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый БУФЕТ
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых – спальне –
Есть для платьев ШКАФ зеркальный,
Две широкие КРОВАТИ
С одеялами на вате
И березовый КОМОД,
Мама там белье берет.
А в гостиной КРЕСЛА есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,
В СТЕНКЕ – центр музыкальный.
Гербарий — домашнее задание на лето по биологии (фотоотчет) Каждый школьник изучающий биологию получает задание по созданию тематического гербария в рамках образовательной программы. Вот и моя внучка,.
Фотоотчёт по лексической теме «Рыбы» в подготовительной к школе группе. Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу представить Вашему вниманию фотоотчёт НОД и творческих работ детей подготовительной.
Игровые технологии по лексической теме «Дикие животные» в старшей группе Цель: Обогатить и закрепить знания и представления детей о животныхДидактические игры:Игра «Кто у кого?» Цель: употребление родительного.
Игровые технологии по лексической теме «Овощи» в старшей группе Цель: Формировать обобщённые представления об овощах (овощи – это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления.
Календарное планирование на неделю по лексической теме «Дом» в младшей группе (2-я неделя апреля)Лексическая тема недели «Дом». 09.04.2018 ПонедельникУтро Работа в центре «Мини-огород». Цель – отметить изменения.
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по лексической теме «Мебель» Цель: – совершенствование лексико-грамматических компонентов речи по теме «Мебель». Задачи: – уточнение, расширение, активизация словаря.
Конспект занятия по развитию речи по лексической теме «Мебель» с детьми средней группы 4–5 лет Конспект занятия составлен с опорой на методику О. С. Ушаковой. Подготовила и провела воспитатель МБДОУ детского сада N 76, г. Рязань, первой.
Ребусы по лексической теме «Перелётные птицы» для детей подготовительной к школе группы В публикации «Использование ребусов в логопедической работе с детьми» я уже писала о большом значении ребусов для речевого и умственного.
Систематизация дидактического материала по лексической теме «Мебель» Тема: «Мебель. Части мебели». Сроки: 2-я неделя декабря. Итоговое событие: инсценировка р. н. сказки «Три медведя» Задачи: Формировать представления.
Лексическая тема “Мебель”
Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: мебель, диван, тахта, софа, кровать, шкаф, комод, стол, стул, кресло, табурет, полка, тумбочка, сервант, горка, трюмо, пуфик, гарнитур, мебельная фабрика, магазин, столяр; прилагательных: деревянная, пластмассовая, кожаная, велюровая, стеклянная, зеркальная, компьютерная, кухонная, обеденная, детская, твердая, мягкая, жесткая, железная, красивая, удобная, комфортная, современная, офисная, чистая, грязная, старинная, большая, маленькая; глаголов: сидеть, лежать, кушать, обедать, работать, читать, писать, отдыхать, спать, вешать, ставить, пилить, спилить, распилить, отпилить, просушить, продать, купить, чистить, вытирать, протирать; наречий: красиво, чисто, удобно, уютно, комфортно, мягко, приятно, светло, грязно, темно.
Игры и упражнения
Игра «Один — много».
стол — столы – много столов;
стул — стулья и т.д.
«Повтори слова».
шкаф — шкафчик — шкафчики;
стол — столик — столики;
стул — стульчик — стульчики и т.д.
Упражнение «Скажи ласково». Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (стул-стульчик).
Шкаф — шкафчик Стол – столик
Стул — стульчик Кровать –
Игра «Скажи наоборот»
Старая — новая взрослая — детская
большая — маленькая тяжелая — легкая
мягкая — жесткая грязная — чистая
старинная — современная модная и т.д.
Игра «Чего не бывает?»
Стола без крышки, стула без спинки,
шкафа без дверцы,кресла без подлокотника,
дивана без сиденья, телевизора без экрана,
серванта без полок и т.д.
«Куда спрятались игрушки?» Закрепление употребления предлогов на, за, под.
На доске картинка с изображением комнаты.
Взрослый. Маша плохо обращалась со своими игрушками, и они спрятались от нее. Помогите девочке найти игрушки.
Ребенок. Мишка залез на шкаф. Кукла спряталась за шкаф. Мячик закатился под шкаф и т.д.
Рассказ-описание «Стул».
«Стул — это предмет мебели. Он сделан из дерева. Он состоит, из: сиденья, спинки, четырех ножек. На стуле сидят».
Психоречевая гимнастика «Один — одна»:
диван — кровать; стул — полка;
шкаф — скамейка; сервант — тахта.
«Что с чем и с кем дружит?» Ребёнку надо дать полный ответ.
Стул «дружит» с кроваткой или тетрадкой?
Стол «дружит» с креслом или тестом?
Шкаф «дружит» с полкой или иголкой?
Кресло «дружит» с диваном или Иваном?
Сервант «дружит» с Людой или посудой?
Полки «дружат» с книжкой или крышкой?
Табурет «дружит» со стулом или мулом?
Диван «дружит» с кушеткой или конфеткой?
Скажи «КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?»
Шкаф сделан из дерева. Какой шкаф?
Кровать из дерева — .
Стол сделан из стекла. Какой стол?
Полка из стекла – …
Стул сделан из пластмассы. Какой стул?
Кресло сделано из кожи. Какое кресло?
Диван сделан из велюра. Какой диван?
Кресло из велюра — .
Мебель для кукол. Какая мебель?
Мебель для спальни? Какая мебель?
Мебель для кухни. Какая мебель?
Мебель для гостиной. Какая мебель?
Упражнение “Посчитай до пяти”. Согласование числительных с существительными
(1 стул – 5 стульев).
Согласование числительного и наречия «много» с существительными в роде, числе (много кресел, 5 табуреток).
Выучи стихотворение. Назови мебель, которая перечисляется в нем. Расскажи о том, какая это мебель (опиши ее).
«НАША КВАРТИРА»
В нашей комнате столовой
Есть отличный стол дубовый,
Есть ореховый буфет
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых
В спальне, есть для платьев
Две широкие кровати
С одеялами на вате.
И березовый комод,
Мама там белье берет.
А в гостиной кресла есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть диван и стол журнальный,
В стенке центр музыкальный.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, Делают “клювики” на двух руках
Много мебели в квартире. Сжимают и разжимают кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная
А в буфет поставим чашку. с мизинца, на каждое название мебели.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили. Попеременно хлопают то в ладоши,
Домашнее задание “Мебель”
материал по логопедии (подготовительная группа)
«Домашнее задание» в д/с –это игры, игровые задания и упражнения, которые строятся на материале лексической темы, изучаемой в группе.
-Выполнение «домашнего задания» способствует наилучшему закреплению изученного материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mebel.docx | 4.16 КБ |
Предварительный просмотр:
На этой неделе мы проходили тему ” Мебель”. Дома Вы можете закрепит знания вашего ребенка с помощью увлекательных игр.
Словарь по теме.
Существительные: мебель, стол (крышка, ножки), стул (ножки, сиденье, спинка), шкаф (стенки, дверцы, дно, ножки), кровать (ножки, спинки, матрас) , диван, кресло, сервант, табуретка, тумбочка, трюмо; дерево пластмасса, обивка и т.д.; кухня, коридор, кабинет.
Признаки: деревянный, пластмассовый, металлический, стеклянный, плюшевый, велюровый; мягкий, твёрдый, удобный; кухонный, столовый и т.д.; платяной (шкаф), обеденный (стол), столовая, гостиная, детская, спальная, ванная (комнаты).
Действия: сидеть, лежать, есть, ставить, вытирать.
1. Игра «Где что стоит?»
Перечисли предметы мебели, которые стоят в разных помещениях твоей квартиры.
Образец. На кухне стоят плита, стол, мойка, тумбочка, шкаф, стулья.
В коридоре стоят_____________________________________________ .
В гостиной комнате стоят ______________________________________ .
В детской комнате (если в квартире есть детская) стоят ______________ .
2. «Один – много» (употребление существительных в единственном и множ. числе)
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
3. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно – ласкательной форме)
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
4. «Сколько их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Один стол, два стола, пять столов
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
5. «Для чего это нужно?» (употребление сложных предложений с союзом «для того, чтобы»)
Для чего нужен стул?
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
6. «Найди нужную часть» (усвоение предлога для)
Крышка нужна . для (стола)
Спинка нужна . для (стола, стула, кресла, дивана). Дверца нужна .. .для (шкафа, тумбочки)
Ящики нужны . для (стола, тумбочки, комода) Матрац нужен . для (кровати)
Подлокотники нужны . для (кресла, дивана)
7. «Из чего сделана мебель?» (образование относительных прилагательных)
Мебель из кожи – кожаная
Мебель из дерева – .
Мебель из пластмассы – .
Мебель из пластика – .
Мебель из металла – .
8 . Составление рассказа – описания «Обставляем комнату (гостиную, спальню, кухню)» Использовать предлоги: в, под, на, над, около, за; наречия: справа, слева, посередине и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашннее задание логопеда для детей старшей логопедической группы.
Материал содержит задания, которые родители воспитанников старшей группы могут выполнять дома для закрепления тем “Мебель и “Посуда”, а также развития восприятия, мышления и внимания.
домашнее задание для родителей старшей логопедической группы на тему “Мебель, речевой звук О”.
Домашнее задание на тему “Мебель” для средней группы представляет собой подборку речевых упражнений и пальчиковых игр на данную тему, здесь же подобраны соответствующие теме и возрасту стихи и загадки.
Для старшего дошкольного возраста.
Задания на развитие лексико – грамматических категорий и по обучению грамоте.
ЛОГОПЕД и Я
Приветствую в своём блоге родителей, педагогов, коллег, интересующихся вопросами развития и обучения дошкольников!
вторник, 20 ноября 2012 г.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: “Мебель”
Задания:
1. Уточнить, понимает ли ребенок обобщающее понятие мебель.
(Как можно назвать одним словом диван, кровать, кресло?)
2. Попросите ребенка ответить на следующие вопросы.
Для чего нужна мебель?
Какая мебель нужна для кухни, спальни, столовой, библиотеки?
Как называется та или иная часть мебели? (сидение стула, ножка и спинка стула)
Из чего делают мебель?
Чем отличается стул от табуретки, кресла?
3. Упражнение “Подбери признак” на подбор прилагательных к существительным. Согласование существительных с прилагательным в роде, числе и падеже.
Стул (какой?) – .
Кресло (какое?)- .
Диван (какой?)- .
Кровать (какая?)- .
4.Упражнение “Подбери действие” на подбор глаголов к существительным.
Покупая в магазине мебель, покупатели (что делают?) .
Перевозя мебель из магазина домой, покупатели (что делают?) .
Дома люди мебель (что делают?) .
За мебелью люди ухаживают так (что делают?) .
5. Упражнение “Посчитай” на согласование числительных с существительными.
1 стул, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 буфет, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 кровать, 2 . 3 . 4 . 5 .
6. Упражнение “Один – много” на употребление существительных в родительном падеже мн. числа.
Один стул – много стульев.
Одна кровать – много .
Один комод – много .
7. Упражнение “Назови ласково” на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Стол – столик,
Диван – диванчик
Кровать – кроватка
Стул-стульчик
8. Упражнение “Из чего – какой” на образование относительных прилагательных.
Ножки стола из дерева. Они какие? (деревянные)
Стол из стекла. Он какой?
Ручки на дверцах из пластмассы. Они какие?
Обивка на кресле из кожи. Она какая?
9. Упражнение “Скажи наоборот” на употребление антонимов.
Шкаф высокий, а тумбочка – .
Диван мягкий, а стул – .
10. Продолжение работы по знакомству с многозначными словами.
Объясните ребенку разницу в значении этих слов: спинка (стула, человека), ножка (гриба, табурета).
11.Развитие мелкой моторики
Раз, два, три, четыре,
(загибать пальчики на обеих руках, начиная с большого пальца)
Много мебели в квартире.
(сжимать и разжимать кулачки)
А в буфет поставим чашку,
В шкаф повесим мы рубашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
(загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире!
(Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками)
12. .Развитие мелкой моторики «Наша мебель»
Вот это стул – На нем сидят.
Вот это стол: За ним едят.
Вот там кровать. Чтобы лежать.
А вот диван. Присядьте там.
А этот шкаф – совсем как дом. (Изобразить закрытые дверцы шкафа: держать ладони вплотную, вертикально вверх, тыльной стороной наружу)
Живет одежда в доме том. (Раскрыть «дверцы» – установить ладони параллельно друг другу)
Напротив вешалка стоит (Изобразить вешалку: поднять правую руку вверх, растопырив слегка округленные пальцы.)
На ней пальто и плащ висит.
13. Выучить стихотворение-загадку (можно использовать мнемотаблицу)
Хоть у нас 4 ножки, мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки, мы не овцы и не свинки,
Мы не кони, хоть на нас вы садитесь сотни раз.
Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты ……..(на стуле)
Развитие речи детей 4-7 лет
Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи
Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”
1. Рекомендую рассмотреть и побеседовать с ребенком о домашней мебели, предназначенной для спальни, столовой, кухни. Сформировать обобщающее понятие “мебель”/
2. Назовите мебель и отдельные ее части (крышка, ножка, ручка, подлокотник, спинка, дверца, столешница). Помогите малышу запомнить эти названия.
3. Объясните ребенку назначение мебели, различных ее видов.
4. Рассмотрите на иллюстрациях различную мебель: разные виды столов (круглый, квадратный, овальный; письменный, журнальный, кухонный, обеденный, компьютерный), большие и маленькие стулья, табуретки.
5. Расскажите ребенку, для чего нужна мебель: стол, стул, диван, кровать, буфет, сервант, комод, шкаф. Для чего нужен письменный, журнальный, обеденный, кухонный столы.
6. Расскажите, из чего делают мебель.
7. Упражнение “Подбери признак” на подбор прилагательных к существительным. Согласование существительных с прилагательным в роде, числе и падеже.
- Стул (какой?) – .
Кресло (какое?) – .
Диван (какой?) – .
Кровать (какая?) – .
8. Упражнение “Посчитай!” на согласование числительных с существительными.
- 1 стул, 2 . 3 . 4 . 5.
1 буфет, 2 . 3 . 4 . 5.
1 кровать, 2 . 3 . 4 . 5.
и т.д.
9. Упражнение “Один – много” на употребление существительных в родительном падеже мн. числа.
- Один стул – много стульев.
Одна кровать – много .
Один комод – много .
и т.д.
10. Упражнение “Назови ласково” на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Стол – столик,
диван – диванчик
и т. д.
11. Упражнение на понимание предложных конструкций. Выполнение действий с предметами.
- Положить мяч: на стул, под стул, за стул, около стула, между стульями, перед стулом; поднять над стулом.
12. Упражнение на развитие логического мышления.
- Маша сидит на стуле. Маша будет есть. Куда надо поставить стул?
Оля маленькая. Оле плохо сидеть, неудобно. Почему?
13. Упражнение на развитие мелкой моторики.
- Стульчик ты из рук сложи и детишкам покажи!
(Левую руку поднять вертикально вверх, прямые пальцы плотно прижать друг к другу, правую руку сжать в кулачок и прижать к левой ладошке большим пальцем к себе.)
14. Знакомство с художественной литературой.
- Прочитайте ребенку произведение К. И. Чуковского “Федорино горе”. После прочтения спросите, какие предметы мебели встречались в стихотворении.
1. Рекомендую уточнить, понимает ли ребенок обобщающее понятие мебель .
(Как можно назвать одним словом диван, кровать, кресло?)
2. Попросите ребенка ответить на следующие вопросы.
- Для чего нужна мебель?
Какая мебель нужна для кухни, спальни, столовой, библиотеки?
Как называется та или иная часть мебели?
Из чего делают мебель?
Чем отличается стул от табуретки, кресла?
3. Упражнение “Подбери признак” на подбор прилагательных к существительным. Согласование существительных с прилагательным в роде, числе и падеже.
- Стул (какой?) – .
Кресло (какое?)- .
Диван (какой?)- .
Кровать (какая?)- .
4.Упражнение “Подбери действие” на подбор глаголов к существительным.
- Покупая в магазине мебель, покупатели (что делают?) .
Перевозя мебель из магазина домой, покупатели (что делают?) .
Дома люди мебель (что делают?) .
За мебелью люди ухаживают так (что делают?) .
5. Упражнение “Посчитай” на согласование числительных с существительными.
- 1 стул, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 буфет, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 кровать, 2 . 3 . 4 . 5 .
и т.д.
6. Упражнение “Один – много” на употребление существительных в родительном падеже мн. числа.
- Один стул – много стульев.
Одна кровать – много .
Один комод – много .
и т.д.
7. Упражнение “Назови ласково” на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Стол – столик,
диван – диванчик
и т. д.
8. Упражнение “Скажи одним словом” на образование прилагательных суффиксальным способом.
Стол, за которым пишут, называется . (письменным)
Стол, за которым обедают, называется .
Стол для компьютера, называется .
Шкаф для одежды, называется .
Полка для книг, называется .
Шкаф для книг, называется .
Шкаф для сушки посуды, называется.
9. Упражнение “Из чего – какой” на образование относительных прилагательных.
- Ножки стола из дерева. Они какие? (деревянные)
Стол из стекла. Он какой?
Ручки на дверцах из пластмассы. Они какие?
Обивка на кресле из кожи. Она какая?
10. Упражнение “Скажи наоборот” на употребление антонимов.
- Шкаф высокий, а тумбочка – .
Диван мягкий, а стул – .
и т. д.
11. Продолжение работы по знакомству с многозначными словами.
Объясните ребенку разницу в значении этих слов: спинка (стула, человека), ножка (гриба, табурета).
12. Развитие связной устной речи. Пересказ без опоры (на наглядность, вопросы).
- Послушай рассказ. Постарайся запомнить и потом расскажешь.
“Однажды, когда мамы не было дома, маленький Ваня взял ножик и вырезал на столе солнышко. Потом он достал краски и раскрасил солнышко в желтый цвет. Когда мама вернулась, то она сразу заметила испорченную столешницу стола. Мама поругала Ваню и объяснила ему, что с мебелью надо обращаться аккуратно. Тогда она будет служить долго. На следующий день мама и Ваня отвезли стол в мастерскую. В мастерской Ваня с интересом наблюдал, как столяр вырезал и прикрепил новую столешницу. Когда мама с сыном вернулись домой, то Ваня обещал, что никогда не будет портить мебель”.
13. Развитие логического мышления.
Под крышкой 4 ножки
А на крышке суп да ложки.
(стол)
Четыре ноги, да не зверь,
Есть перья, да не птица.
(кровать, подушка)
В квартире нашей новый дом,
Живет посуда в доме том.
Там место есть и для конфет,
Он называется.
(буфет)
14. Работа с художественной литературой.
- Отгадай, из какого произведения строчки.
Здесь у меня столовая,
Вся мебель в ней дубовая.
Вот это стул – на нем сидят.
Вот это стол – за ним едят.
(“Кошкин дом”)
Спала не на рогожке,
Как другие кошки,
А в уютной спаленке,
На кроватке маленькой.
(“Кошкин дом”)
15. Развитие мелкой моторики
- Раз, два, три, четыре,
(загибать пальчики на обеих руках, начиная с большого пальца)
Много мебели в квартире.
(сжимать и разжимать кулачки)
А в буфет поставим чашку,
В шкаф повесим мы рубашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
(загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире!
(Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками)
См. также:
Комментарии к статьям
Развитие речи. Апрель
06.04.2007, 09:32
галина
спасибо! хорошая подборка, просто и интересно детям. 20.03.2008, 17:37
Наташа
Очень полезные задания, большое спосибо 07.04.2008, 19:18
Елена
Предлагаю свою подборку на эту тему.
АПРЕЛЬ II НЕДЕЛЯ
Тема: «КОСМОС»
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
1. «Невесомость»: и.п. – стоя на одной ноге, руки в стороны; медленно сделать вдох, выдох – руки вверх, с выносом прямой ноги в различных направлениях, смена ног, повторить 4-6 раз.
2. «Дышится легко»: и.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, пальцы рук положить на ключицы, локти сдвинуты вперед. После вдоха сделать медленный вдох, одновременно локти разведены в стороны и приподнять вверх вместе плечами. Это способствует наполнению кислородом верхнего отдела легких. Выдыхая, вернуться в и.п. Живот и середина груди остаются почти неподвижными. 5-6 раз
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«Луноход»: упражнение для подушечек пальцев.
1. Посмотрите, луноход по луне легко идет. шагают пальцами по
Он шагает очень важно, в нем сидит герой отважный. столу
2. Чтоб мизинчик стал сильнее, надо пальчик упражнять. по тексту
Ставьте пальчики ровнее – начинаем нажимать!
3. Пальцы в парту упираем, потихоньку нажимаем,
Если же сильней нажмем, дырку в парте мы проткнем.
4. Эти пальцы много знают, только сил им не хватает,
И поэтому опять надо их тренировать.
5. Опираемся на пальцы, пальцам надо постараться.
Начинаем: раз, два, три – держат нас богатыри.
ЛОГОРИТМИКА
«БУДЕМ КОСМОНАВТАМИ»
Чтобы в космос полететь, шагают
Надо силу поиметь,
Будем мы тренироваться,
Будем силы набираться.
Раз, два, три – присядем мы! приседают
Раз, два – руки согнуть, сгибание и разгибание
Три, четыре – разогнуть. рук к плечам, пальцы в кулаки
Много раз я отожмусь утром на зарядке отжимаются
И руками оттолкнусь, будет все в порядке.
Я, как лодочка, лежу, спинку напрягаю лежа на животе, руки в замке, поднимать руки и
И качаюсь на волнах,
Силы сохраняя. ноги, покачиваясь вперед-назад
«Летчик»
Быть шофером хорошо, дети бегут по кругу, крутят воображаемый руль
А летчиком – лучше. бегут, расставив руки, как крылья
Я бы в летчики пошел,
Пусть меня научат.
17.04.2008, 22:29
Лена
Большое спасибо за столь полезный и понятный материал! Мне он очень пригодился! 21.03.2011, 22:04
Татьяна
спасибо за материал! Жаль только нет готовой презентации.У нас маленькая скорость так что трудно найти хорошие картинки! А праздник приближается! И все же спасибо. 02.05.2011, 16:56
�������
Спасибо большое очень хорошие задания. 09.04.2014, 14:10
СВЕТЛАНА
Спасибо, у меня есть домашние задания для детей 5-6 лет по Нищевой, а 6-7 нет. Буду перепечатывать. Это тоже очень пригодится! 20.05.2014, 22:39
Ирина
Очень хороший содержательный сайт.Ничего лишнего.Хорошо подобраны упражнения.Спасибо!