Конспект занятия по обучению грамоте по теме “Звук ч, буква Ч”
Разделы: Логопедия
- дерево, елка, пенечки, картинки, конверт с загадками, паспортом для звука Ч и символами звуков; цветочки с буквами;
- сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина), медальки.
I. Организационный момент.
Сегодня, друзья, мы отправимся путешествовать по сказочному лесу. А вот на чем мы туда поедим, догадайтесь!
“Кто на бегу, пары клубя,
Пуская дым трубой,
Несет вперед и сам себя.
Да и меня с тобой” (поезд).
Дети садятся в паровоз (поют песенку).
Вот мы расселись по местам,
Весело ехать в гости нам.
Едем, едем, не долог путь,
Где-нибудь можно отдохнуть”.
II. Закрепление пройденного о гласных буквах и звуках.
– Давайте отдохнем на лесной полянке в этом волшебном лесу.
Посмотрите на пенечках лежат картинки. Возьмите их. На пенечек сядет тот, кто назовет, гласные звуки в слове, которое обозначает предмет на вашей картинке.
III. Знакомство с новым материалом.
1. А это что за конвертик, давайте посмотрим что там!
А в конверте загадки, паспорт, и символы звуков.
Интересно, для чего это? Давайте сначала отгадаем загадки.
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка.)
За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце
Тик-так, тик-так.
Тихо так, тихо так. (Часы).
Пушистая вата
Плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Туча)
– Как вы думаете, какой звук хочет с нами познакомиться?
Он впервые у нас, ему срочно нужен паспорт. Какой символ мы ему туда наклеим?
– Возьмите зеркала. Давайте произнесем еще раз звук [ч’] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.
– Можно ли его спеть?
– Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается?
– Давайте произнесем звук [ч’]
– Как произносится новый звук?
Вывод: (Звук [ч’] мягкий звук.)
– А теперь положим руку на горлышко, и еще раз произнесем звук Ч, что у нас с горлышком происходит? (оно молчит). ( Звук [ч’] глухой.)
– Сделайте вывод: что узнали о новом звуке. (Согласный, глухой, всегда мягкий звук.)
Какой символ мы наклеим в паспорт (зеленый кружок).
2. Речевая зарядка:
Наш новый друг, звук Ч, хочет с вами поиграть, повторяйте за мной.
Ча-ча-ча – мы увидели грача.
Чу-чу-чу – молоточком я стучу.
3. Дидактическая игра “Скажи ласково”.
Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
[ч] – он очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже,
без его услуг.
Посмотрите вокруг и назовите мне предметы ласково, чтоб в названии слышался звук Ч. (веточка, иголочка, птичка, облачко, пенечки, елочка, листочек и т.д.).
4. Работа по развитию звуко-слогового анализа.
Найдите мне птичку, в названии которой есть звук Ч (Грач)
- Сколько слогов в этом слове?
- Как узнать, сколько слогов в слове?
- Назовите гласный звук.
- Сколько согласных звуков в слове?
- Какой первый, второй, последний (характеристика звуков).
Что-то засиделись мы на пенечках, пойдемте порезвимся на лесной полянке.
Раз, два, три, четыре, пять –
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.
А теперь мы ручейками –
Друг за другом потекли…
Становитесь все опять –
Будем в солнышко играть.
Мы веселые лучи,
Мы резвы и горячи.
6. Знакомство с буквой ч.
Ребята, звук Ч обозначается буквой Ч. Где-то в этом лесу она спряталась. Давайте попробуем ее найти. (Дети находят букву Ч)
- Показ буквы ч.
- Прописать в воздухе.
- Выложите букву Ч из палочек.
- Игра “Раз-два повернись и в букву [ч] превратись”
7. Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина) (Приложение 1)
– Буква Ч приготовила для вас сказку.
Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.
А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.
С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.
Придумайте мне слова с этими слогами.
8. А вот и еще полянка, на этой полянке живут буквы. Прочитайте их. (Читают)
– Только одна буква заблудилась. Какая? (Ч) Почему?
– Давайте познакомим нашу заблудившуюся букву с буковками, живущими на этой полянке. Для этого нужно прочитать слоги-слияния с этой буквой ( чи, ча, чу, чо).
Давайте теперь поиграем с цветочками, на лепестках написаны слова, со слогом (ЧА, ЧУ, ЧО, ЧИ), прочитайте их (туча, куча, часы, чашка, лечу, чулок, чудо, молчу, шепчу, чугун, лучи, свечи, калачи, чижик, жучок, плечо, паучок).
– Молодцы, ребята! Вот сколько новых слов вы прочитали с буквой Ч. Какая важная и нужная буква “Ч”.
VI. Подведение итога занятия.
– Пришло время возвращаться домой. Закончилось наше удивительное путешествие. С каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звуку.
Буква Ч Дарит вам медальки “Юным грамотеям”.
«Звук Ч и буква Ч»
Конспект НОД в старшей группе детей с ОНР.
Автор: Гусельникова Алевтина Михайловна, учитель – логопед, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад N33 «Радуга» город Губкин, Белгородская область.
ЦЕЛИ:
Закрепление навыка произношения звука Ч в слогах, словах и фразе.
- Знакомство со звуком и буквой Ч.
- Звуко – слоговой анализ слов со стечением согласных.
- Работа с деформированным текстом.
- Закрепление навыка печатания, чтения.
- Воспитание внимания, усидчивости, интереса к знаниям.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
-Дети, какое сейчас время года? (Да, весна.)
– Подскажите, какая весна?
(Теплая, ласковая, яркая, весе лая, дружная, ранняя, поздняя, зеленая, звонкая, добрая, солнечная, радостная, долгожданная).
-Пришла весна. И что появляется на деревьях? (почки)
-Какие птицы прилетают первыми? (грачи)
-А как называется домик для скворцов? (скворечник)
-Какой звук встречается во всех этих словах? (звук Ч)
Послушайте стихотворение:
Четыре Анюточки
Не устав ни чуточки
Пляшут третьи суточки
Все под прибауточки:
Чок – чок, каблучок,
Чуки – чуки – чуки, чок!
-Какой звук повторяется чаще всего? (Да, звук Ч)
Педагог: Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч.
Когда мы произносим звук Ч, кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами. Давайте произнесем все вместе этот звук.
-Какой это звук гласный или согласный? ( Согласный)
-Почему?
(Его нельзя петь и тянуть, есть преграда.)
-Давайте послушаем, глухой или звонкий это звук? Почему?
(Он произносится без голоса.)
Дети, запомните! Звук Ч всегда мягкий!
-А теперь послушайте внимательно. Как только услышите звук Ч, хлопните в ладоши. Сначала в слогах: чо, тя, ач, ти, ать, чи, в словах: ситец, чаша, гречиха, читальня, печь, ночь, сирень, щека, червяк, терпеть, мечта, чудо. -Я буду говорить чистоговорки, а вы повторите их точно как я. Ча – ча – ча – мы
увидели грача. Чу – чу – чу – молоточком я стучу. Чо – чо – чо – греет солнце горячо. Че – че – че – сидит грач на каланче. Еч – еч – еч – надо сад беречь.
Педагог: Ребята, у меня на столе картинки. Сейчас каждый из вас возьмет понравившуюся картинку. Посмотрите внимательно и определите, где в названии этой картинки находится звук Ч, в начале, в середине или в конце?
– Я буду называть слова, а вы разделите их на слоги и поставьте ударение. (Грач, весна, гнездо, чудеса) Разминка.
Дети, мы все знаем, что звук мы слышим и произносим. А букву видим, читаем и пишем. Посмотрите, это буква Ч. Найдите ее в своих кассах. Обведите ее пальчиком. Палочка, а слева крючок.
-На что похожа буква Ч? Послушайте стихотворение.
-Составьте слог АЧ. Букву А уберите, поставьте букву О. Что получилось? (Аналогично УЧ, ИГ, ЫЧ, ЭЧ.)
А теперь составьте схему слова ТУЧКА,
и
-Откройте тетради. Напишите букву Ч, не забывайте, все линии проводятся сверху вниз. А теперь напечатайте слоги: АЧ, 04, УЧ, ИЧ, ЫЧ, ЭЧ.
(Ребенок печатает на доске, остальные дети – в тетрадях.
Физкультминутка «Девочки и мальчики»
Педагог: Дети, у каждого из вас на столе читалка. Подвиньте ее к себе, читайте внимательно, не спешите. После чтения будете отвечать на вопросы.
«Это не просто веточка. Алеша сломал кро-хот-ный дубок -Зачем ты это сделал? – спросила Маша. -Да это же просто веточка.
-Нет, ты погубил большое могучее дерево,- сказала Маша.
Вопросы:
Что сделал Алеша?
Что спросила Маша?
Что ответил Алеша?
А Маша, что ему сказала?
Назовите слова – предметы, слова – признаки, слова-действия.
Дети, у меня есть конверт. Давайте посмотрим, что в нем. Да, в нем письмо от Незнайки, оказывается, он опять просит у нас помощи. Нужно правильно составить предложения. Поможем, ребята Незнайке, тогда за дело.
Теплая, солнечная, наступила, весна.
Ручейки, звонкие, побежали.
Набухли, на, почках, ветки.
Первый, из-под, выглянул, снега, подснежник.
Весело, воробьи, на, чирикают, ветке.
Педагог хвалит детей за правильно составленные предложения, подводит итог всего занятия.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе с учетом ФГОС «Согласный звук [Ч’], буква «Ч». Звуковой анализ слова «Часики». Чистоговорки»
Задачи:
- продолжать работу по звуковому анализу слова («часики»);
- упражнять в выделении ударного слога и обозначении его на модели;
- обратить внимание на смысловую законченность предложения;
- отрабатывать четкую артикуляцию;
- познакомить с буквой «Ч»;
- развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги.
- активизировать словарный запас детей: чемодан, расческа, колокольчик;
Пособия: тетради, цветные карандаши; карточка с изображением буквы «Ч» (шрифт черный), круглые фишки синего, зеленого, красного цвета, карточки со слогами, предметы и предметные картинки (по выбору педагога).
Ход НОД
- Фонетическая зарядка.
- Как поют ножницы? (Чик-чик-чик. )
- Как называется книга Джанни Родари о приключениях великого и храброго мальчика-луковки? (Чиполлино.)
- С помощью какого предмета можно узнать, который час? (Часы.)
- Чистоговорка:
Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу – молоточком я стучу.
Оч-оч-оч – наступила ночь.
Педагог произносит чистоговорку, интонационно выделяя звук [ч’] и поощряя интонированное произношение детей.
– Дети, вы догадались, о каком звуке пойдет речь? У нас в гостях – звук «Ч».
[Ч’] – согласный, произносить этот звук нам помогают губы (они округлены) и язык. Этот звук всегда произносится мягко (нежно). Согласный звук [ч’] – глухой, когда мы его произносим, горлышко «спит».
Педагог предлагает детям несколько раз произнести звук [ч’] изолированно, а потом закрепить произношение звука с помощью артикуляционной гимнастики:
У меня болит плечо.
Нет, к врачу я не хочу.
Буду плакать у врача.
Помогают нам врачи.
Ну, тогда пойду к врачу.
- Игра « Поймай звук».
Дети стоят полукругом.
– Дети мы сейчас поиграем в игру « Поймай звук». Я буду называть слова со звуком «Ч», а вы должны определить место звука в слове (в начале, в середине, в конце).
Чемодан, мяч, расческа, врач, колокольчик, удочка, часы, чайка, черешня, Чебурашка, Чиполлино, черепаха, чеснок, чулок, тапочки, мочалка, цепочка, бабочка, ключ, чипсы, скотч.
– Дети когда я назову слово со звуком «Ч» в начале вы хлопаете в ладоши вверх, в середине хлопаете в ладоши перед собой, в конце топаете ногами.
- Игра « Найди предмет со звуком «Ч».
Дети сидят на стульчиках.
– Дети у меня на столе лежат предметы в названии которых спрятался звук «Ч».
– Варя возьми любой предмет и определи где находится звук «Ч». ( Мяч – звук «Ч» в конце, чайка – звук «Ч» в начале, бабочка – звук «Ч» в середине).
– Полина , а теперь ты возьми предмет и скажи где находится звук «Ч».
Физкультминутка «Часы»
Все часы идут вот так:
Дети наклоняют голову
то к одному плечу, то
к другому, как часики
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.
Дети раскачиваются в такт маятника.
Ноги вместе, руки на поясе
Налево – раз, направо – раз,
Мы тоже можем так.
На счет «раз» дети
наклоняют голову к правому
плечу, потом — к левому, как часики.
- Звуковой анализ слова «часики»(работа в тетрадях).
- Дети рисуют звуковую схему слова в тетрадях (работают у доски по очереди, выделяя каждый звук и зарисовывая его на схеме цветными мелками).
- Делят слово «часики» на слоги: ча-си-ки.
- Выделяют на схеме ударный слог, отмечая его короткой черточкой.
- «Скакалочка»(упражнение для большого пальца). Дети сидят на стульях или стоят. Руки опущены. Ладони сжаты в кулаки, большие пальцы вытянуты, ими производят круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую. Дети сопровождают движения словами. Например:
Как у нашей Аллочки
Вертит быстро Аллочка
Ручки у скакалочки.
- Работа с предложением(в тетрадях).
Дети придумывают предложение со словом «часики» и «записывают» его короткими черточками в тетради (по очереди дети работают у доски). Анализируют предложение по плану:
- Сколько слов в предложении?
- Какое слово в предложении первое? Как мы его обозначаем?
- Назовите второе слово в предложении.
- Какое слово следующее? И т. д.
- Знакомство с буквой «Ч».
Педагог показывает детям букву «Ч», сопровождая показ словами:
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
В слове чтение –
Букве Ч –
Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элементы буквы.
- Игровое задание.
Выкладывание буквы из мелких предметов (по желанию детей).
- Анализ НОД в форме беседы-диалога по содержанию НОД.
Конспект НОД по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук ч. Буква Ч»
Цель: познакомить детей со звуком [ч] и буквой Ч.
Коррекционно-образовательные задачи:
1) закрепить умение детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов;
2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова);
3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
4) закрепить в речи детей понятие «слог»;
5) совершенствовать звуковой анализ;
6) познакомить детей с правописанием ЧА, ЧУ;
7) совершенствовать навык чтения слогов, слов;
Коррекционно-развивающие задачи : развивать фонематический слух, внимание.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; вести контроль за собственной речью; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.
Оборудование:
предметные картинки (банан, утка, коса, валенки); сюжетные картинки; мяч; листы с изображением черепахи; предметная картинка (черепаха); пособие для звукового анализа; пособие «Часы»; тетради, ручки; коробка; карточки с изображением букв (Ч, А, Т, У, С, Ы).
Ход занятия
1. Организационный момент:
Логопед: Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что в нем написано.
Приглашаю Вас совершить чудесное путешествие в страну Букварию, где живут…
А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами.
Ваша новая буква»
Логопед: Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет в стране Букварии?
Дети: Да.
Показываю детям картинку с изображением банана.
Логопед: Ребята, что изображено на этой картинке?
Дети: На этой картинке изображен банан.
Логопед: Какой первый звук в слове банан?
Дети: В слове банан первый звук б.
Логопед: Молодцы, ребята. (переворачиваю картинку. На обратной стороне изображена буква Б).
Аналогичная работа с картинками: утка, коса, валенки, буква Ы.
Логопед: Ребята, давайте прочитаем, кто же живет в Букварии?
Дети: Буквы.
Логопед: Правильно. И сегодня мы познакомимся еще с одной новой буквой.
Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.
«Чебурашка чашку чая
Дети: Звук [ч].
Логопед: Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч.
Давайте дадим характеристику звуку [ч]. Произнесите звук ч.
Дети: Ч-ч-ч.
Логопед: Звук ч можно пропеть?
Дети: Звук ч нельзя пропеть. Он согласный.
Логопед: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук ч. Наше горлышко спит или работает?
Дети: Горлышко спит.
Логопед: Если горлышко спит, значит звук ч какой?
Дети: Звук [ч] глухой.
Логопед: Молодцы, все правильно. А еще звук [ч] всегда мягкий.
Вика, дай полную характеристику звука [ч].
Вика: Звук [ч] согласный, глухой, всегда мягкий.
2. Основная часть
Логопед: Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].
Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч
МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.
Логопед: Молодцы, все были очень внимательными.
3. Работа с раздаточным материалом
Логопед: Ребята, посмотрите на эту картинку. У каждого из вас есть такая же. Возьмите ее, пожалуйста.
Будь внимательным, смотри:
Слова со звуком [ч] назови
И место звука в слове укажи.
Дети: На этой картинке изображен ключ. В слове ключ звук [ч] находится в конце слова.
(аналогично со словами: бочка, царевич, черепаха, Чипполино, чеснок, печка).
Логопед: Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.
А сейчас поиграем в игру «Назови ласково» (игра с мячом)
Выходите в круг.
Логопед: Стул.
Дети: Стульчик.
(Слова: замок, вилка, пенек, яблоко, бык, помидор, внук, блин, тапки, ветка, диван, батон, шнурок).
4. Беседа
Логопед: Ребята, что такое слог?
Дети: Слог – это часть слова, в которой обязательно есть гласный звук. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Логопед:
Буду я сейчас водить,
Буду слоги говорить.
Слоги нужно так поставить,
Чтобы слово получить.
Логопед: СЫ, ЧА
Дети: ЧАСЫ.
(ЧА, ДА КА, ЧАЙ КА, ТОЧ ЧА,ТУ ЧА, СВЕ НИК,ЧАЙ
ЧОК, СУ КА, ЧАШ ЧО, ПЛЕ КА, ТОЧ)
Логопед: Молодцы! А сейчас встаньте, отдохнем:
Кто, скажите, сможет, дети
Повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму.
Д: Это тоже я могу.
Д: Это тоже я могу.
И как птица полечу.
Д: Это тоже я могу.
Д: Это тоже я могу.
А потом присяду, встану.
Д: Это тоже я могу.
И нисколько не устану.
Д: Это тоже я могу.
Я попрыгаю немного.
Д: Это тоже я могу.
И пешком пойду в дорогу.
Д: Это тоже я могу.
Если надо, побегу.
Д: Это тоже я могу.
Все на свете я могу.
Сейчас сядет тот, кто произнесет чистоговорку:
Ча-ча-ча-дай мне калача.
Чу-чу-чу-я гулять хочу.
Чо-чо-чо-ох, как горячо.
Уч-уч-уч-у меня ключ.
Чи-чи-чи-пироги в печи.
5. Знакомство с буквой Ч
Логопед: Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Это буква Ч.
Логопед: На что похожа буква Ч?
Дети: на вешалку, на крючок, на цифру 4.
Логопед:
Да, мы правильно решили,
Ч мы пишем как 4
Только с цифрою, друзья
Буквы путать нам нельзя.
Напишите букву Ч в воздухе.
А сейчас отгадайте загадку:
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги.
Дети: Это черепаха.
Логопед: Правильно. Возьмите листочки, на которых нарисована черепаха. На панцире у черепахи написаны буквы Ч. Но написаны они правильно и неправильно. Обведите те буквы Ч, которые написаны правильно.
(дети выполняют задание)
Логопед: А сейчас откройте тетради и напишите букву Ч.
(дети работают в тетрадях)
6. Составление слогов с буквой Ч
Показываю плакат с изображением часов.
Логопед:
Посмотрите на часы:
С одной стрелочкой они.
Буква Ч на стрелку встала
И по кругу побежала.
Она к гласным подошла,
С ними слоги назвала.
(дети называют слоги: ЧИ, ЧА, ЧУ, ЧЕ)
Логопед: Ребята, на часах нет гласных букв Я и Ю, которые обозначают мягкость согласных. Буква Ч с ними не «дружит», потому что сама всегда обозначает мягкий звук.
Запомните: ЧА – пишется с А.
ЧУ – пишется с У.
Логопед: Ребята, возьмите «светофорчики». Выкладываем схему слова ЧАСЫ.
(дети выполняют задание).
Логопед: Саша, выйди к доске и составь схему слова часы. А вы, ребята, проверяйте.
Ребенок выкладывает схему слова на доске.
Логопед: Саша, почему ты поставил первым зеленый кружок?
Саша: Звук ч мягкий согласный звук, поэтому обозначаем его зеленым кружком.
Аналогичная работа со звуками: а,с,ы.
Логопед: Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием. Ребята, так как мы находимся в волшебной стране Букварии, то нас ожидает сюрприз. Это — волшебная коробка, но открыть мы ее сможем только тогда, когда выполним еще одно задание.
Составьте слово из букв.
А С Ч Ы
Ч А Т У
(дети выполняют задание у доски).
7. Подведение итогов занятия
Логопед: Молодцы, ребята.
(открываю коробку, достаю буквы Ч).
Ребята, а почему буквы зеленого цвета?
Дети: Букву Ч обозначает звук [ч], а он всегда мягкий.
Логопед: Правильно, ребята. Назовите еще раз характеристику
Дети: Звук [ч] – согласный, глухой и всегда мягкий.
Логопед: Правильно, ребята, молодцы! Эти буквы — вам. Может быть, вы еще придумаете слова со звуком [ч], о которых мы не говорили сегодня на занятии. И если придумаете, то обязательно расскажите мне.
Все очень хорошо занимались. Можете идти поиграть.
Литература:
С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Учим ребенка говорить и читать» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 184 с.
Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» — Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – М., 1999. – 216 с.
Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке» — М.: Баласс, 2002. – 128 с.
Г.А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно» СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. – 304 с.
Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова «Обучение грамоте детей с нарушениями речи» М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
Автор: Мазалова Ирина Владимировна,
логопед МДОБУ детский сад №9 КВ
г. Богородицк, Тульская область, Россия
Статья размещена в авторской редакции
Больше интересной информации вы можете прочитать и обсудить на форуме
http://planetadetstva.net/forum/forums/30/
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»
Программное содержание:
Образовательные задачи: знакомство детей со звуком (ч) и буквой Ч; продолжение работы по звуковому анализу слова; формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели закрепить навык употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов –чик-, -чек-, чок.
Развивающие задачи: развитие фонематических представлений, анализа и синтеза; мелкой и общей моторики; слухового внимания.
Воспитательные задачи: воспитывать доброе отношение к друг другу.
-Ребята, вы любите приключения? А вы хотели бы отправиться в путешествие? А куда бы вы отправились? Сегодня я предлагаю вам отправиться в волшебную страну- в страну знаний. Как вы думаете, что такое страна знаний? Где же она находится? А что такое знания? Для чего нужны знания? (ответы детей)
-Да, конечно, ребята, страну знаний можно назвать и школу, ведь вы будущие школьники, и библиотеку, и интересную познавательную книгу. В стране знаний мы узнаём много нового, полезного, интересного. И для этого мы с вами отправимся в наше путешествие по волшебной стране. Ну ,что ж , начнем прямо сейчас наше путешествие.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.
«Чебурашка чашку чая
Дети: Чаще всего слышится звук (ч).
Воспитатель: Правильно, ребята. Именно звук Ч пригласит нас в страну знаний. Мы сегодня узнаем все-все об этом звуке: какой характер у этого звука, какой буквой его обозначают, ответим на сложные вопросы, поиграем в игры.
Станция «Игралочка»
Воспитатель: А давайте поиграем с этим звуком, ведь он так красиво звучит, послушайте как: ч-ч-ч. Давайте вместе произнесем: ч-ч-ч.
-С помощью какого предмета можно узнать, который час? (часы)
-Как называется книга Джанни Родари о приключениях храброго мальчика-луковки? (Чиполлино)
-Как поют ножницы? (чик-чик-чик)
Станция «Звукоград»
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какой характер у звука(Ч)? Твердый или мягкий? Нежный или грубый? Какое время суток предпочитает звук (ч)?
Воспитатель: Звук (ч) можно пропеть?
Дети: Звук (ч) нельзя пропеть. Он согласный. Произносить этот звук нам помогают губы (они округлены) и язык.
Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук (ч). Наше горлышко спит или работает?
Дети: Горлышко спит.
Воспитатель: Если горлышко спит, значит звук (ч) какой?
Дети: Звук (ч) глухой.
Воспитатель: Молодцы, все правильно. А еще звук (ч) всегда мягкий.
Ребята, давайте дадим полную характеристику звука (ч).
Вывод: Звук(ч) –согласный, глухой, всегда мягкий.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем ловить звук (Ч). Приготовьте свои ладоши. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].
Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч
МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.
Воспитатель: Молодцы, все были очень внимательными.
Игра «Назови слово со звуком(ч) и определи место звука в слове».
Воспитатель: дети предлагаю вам отправиться на поиски слов со звуком (ч). Посмотрите, по всему кабинету лежат картинки. Но не на всех картинках слова со звуком (ч). Давайте каждый возьмет только картинки, в названии которых есть звук (ч).
(ключ, машина, очки, стол, бочка, чайник, мяч, трамвай, пчела, окно, стул, бабочка).
Как только дети найдут все картинки со звуком «ч» воспитатель предлагает назвать предмет и определить место звука «ч» в слове:
Будь внимательным, смотри-
Слово со звуком (ч) назови
И место звука в слове укажи.
Каждый ребенок называет свое слово и указывает, где находится звук (ч).
Воспитатель: Отлично вы справились с заданием. А какие слова вы сможете придумать со звуком (ч).
Дети называют слова.
Воспитатель: Хорошо вы придумываете слова. А теперь поиграем в игру «Скажи ласково» (игра с мячом) Становитесь все в круг.
Воспитатель кидает мяч каждому ребенку по-очереди, поймавший мяч должен назвать «полученное» слово ласково:
(стул, замок, шнурок, узелок, носок, блин, диван, батон, знак, внук, бак, крюк; птица)
Игра заканчивается на слове птица (птичка)
Станция «Физкультурная»
Воспитатель – А давайте мы превратимся в птичек.
Физкультминутка «Птичка» (речь с движением)
Я по улице гулял,
Галок и ворон считал.
Смотрю я в небо.
Птичкой захотел я стать
И руками стал махать.
Только слышен ветра свист!
Я подпрыгнул чтоб взлететь,
Но пришлось на землю сесть.
Звуковой анализ слова «часики»
Дети: самостоятельно разбирают слово.
Воспитатель: (вызывает к мольберту ребенка). Ребенок выполняет задание на мольберте, комментируя свои действия. Воспитатель задает вопросы: Давай сосчитаем, сколько звуков в слове лес. Какой первый звук?
– «Чччасики» -первый звук (ч). Это согласный звук, так как произносить его мешают губы и язык. Произносится он мягко, обозначаем его зеленой фишкой. (Последовательно дети выделяют второй, третий, четвертый, пятый, шестой звуки в слове.)
– «Чааасики»- второй звук (а). Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук «а» можно пропеть-это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.
– «Часссики»- третий звук (сь). Это согласный звук, так как произносить его мешают язык и зубы; мягкий. Этот звук обозначается зеленой фишкой.
– «Часииики»- четвертый звук (и). Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук и можно пропеть- это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.
– «Часиккки- пятый звук (кь). Произносить этот звук мешает язык- это согласный звук, он мягкий, обозначаем зеленой фишкой.
– «Часикиии»-шестой звук (и). Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук «и» можно пропеть-это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.
– Сколько всего звуков в слове «часики»? (шесть)
– Сколько всего гласных звуков? (три)
– Назовите гласные звуки. (а), (и), (и)
– Сколько всего в слове «часики» согласных звуков? (три). Назовите их.
-Сколько в слове слогов? (три)
-Какой слог ударный? (первый)
Ну а сейчас прочитаем слово.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Станция «Буквоград»
Воспитатель: Сравните звук ч и букву ч. Дети вы помните с каким звуком мы сегодня познакомились? А вы знаете какой буквой обозначается звук (ч) на письме? Ребята, звук (ч) обозначается буквой Ч.
(Показ буквы ч. Прописать в воздухе.)
Воспитатель: ребята, кто уже знакомы с буквой Ч, помогите нам ее изобразить. Выложите ее из модулей (предлагаются мягкие спортивные модули); кеглей, скакалки.
Дети букву Ч выкладывают из предложенных предметов.
Воспитатель: как хорошо вы справились с заданием.
Пора возвращаться в детский сад.
-Покружились, покружились – в детский сад все возвратились.
Воспитатель: Что мы сегодня делали? Где мы с вами побывали? Понравилось ли вам в стране знаний? Какие задания вам понравились больше?
Вы – умнички, говорили уверенно, отвечали правильно, полными предложениями. И я очень рада, что Молодцы!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.docx | 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»
Образовательные задачи : знакомство детей со звуком (ч) и буквой Ч; продолжение работы по звуковому анализу слова; формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели закрепить навык употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов –чик-, -чек-, чок.
Развивающие задачи : развитие фонематических представлений, анализа и синтеза; мелкой и общей моторики; слухового внимания.
Воспитательные задачи : воспитывать доброе отношение к друг другу.
-Ребята, вы любите приключения? А вы хотели бы отправиться в путешествие? А куда бы вы отправились? Сегодня я предлагаю вам отправиться в волшебную страну- в страну знаний. Как вы думаете, что такое страна знаний? Где же она находится? А что такое знания? Для чего нужны знания? (ответы детей)
-Да, конечно, ребята, страну знаний можно назвать и школу, ведь вы будущие школьники, и библиотеку, и интересную познавательную книгу. В стране знаний мы узнаём много нового, полезного, интересного. И для этого мы с вами отправимся в наше путешествие по волшебной стране. Ну ,что ж , начнем прямо сейчас наше путешествие.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.
«Чебурашка чашку чая
Дети: Чаще всего слышится звук (ч).
Воспитатель: Правильно, ребята. Именно звук Ч пригласит нас в страну знаний. Мы сегодня узнаем все-все об этом звуке: какой характер у этого звука, какой буквой его обозначают, ответим на сложные вопросы, поиграем в игры.
Воспитатель: А давайте поиграем с этим звуком, ведь он так красиво звучит, послушайте как: ч-ч-ч. Давайте вместе произнесем: ч-ч-ч.
-С помощью какого предмета можно узнать, который час? (часы)
-Как называется книга Джанни Родари о приключениях храброго мальчика-луковки? (Чиполлино)
-Как поют ножницы? (чик-чик-чик)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какой характер у звука(Ч)? Твердый или мягкий? Нежный или грубый? Какое время суток предпочитает звук (ч)?
Воспитатель: Звук (ч) можно пропеть?
Дети: Звук (ч) нельзя пропеть. Он согласный. Произносить этот звук нам помогают губы (они округлены) и язык.
Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук (ч). Наше горлышко спит или работает?
Дети: Горлышко спит.
Воспитатель: Если горлышко спит, значит звук (ч) какой?
Дети: Звук (ч) глухой.
Воспитатель: Молодцы, все правильно. А еще звук (ч) всегда мягкий.
Ребята, давайте дадим полную характеристику звука (ч).
Вывод: Звук(ч) –согласный, глухой, всегда мягкий.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем ловить звук (Ч). Приготовьте свои ладоши. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].
Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч
МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.
Воспитатель: Молодцы, все были очень внимательными.
Игра «Назови слово со звуком(ч) и определи место звука в слове».
Воспитатель: дети предлагаю вам отправиться на поиски слов со звуком (ч). Посмотрите, по всему кабинету лежат картинки. Но не на всех картинках слова со звуком (ч). Давайте каждый возьмет только картинки, в названии которых есть звук (ч).
(ключ, машина, очки, стол, бочка, чайник, мяч, трамвай, пчела, окно, стул, бабочка).
Как только дети найдут все картинки со звуком «ч» воспитатель предлагает назвать предмет и определить место звука «ч» в слове:
Будь внимательным, смотри-
Слово со звуком (ч) назови
И место звука в слове укажи.
Каждый ребенок называет свое слово и указывает, где находится звук (ч).
Воспитатель: Отлично вы справились с заданием. А какие слова вы сможете придумать со звуком (ч).
Дети называют слова.
Воспитатель: Хорошо вы придумываете слова. А теперь поиграем в игру «Скажи ласково» (игра с мячом) Становитесь все в круг.
Воспитатель кидает мяч каждому ребенку по-очереди, поймавший мяч должен назвать «полученное» слово ласково:
(стул, замок, шнурок, узелок, носок, блин, диван, батон, знак, внук, бак, крюк; птица)
Игра заканчивается на слове птица (птичка)
Воспитатель – А давайте мы превратимся в птичек.
Физкультминутка «Птичка» (речь с движением)
Я по улице гулял,
Галок и ворон считал.
Смотрю я в небо.
Птичкой захотел я стать
И руками стал махать.
Только слышен ветра свист!
Я подпрыгнул чтоб взлететь,
Но пришлось на землю сесть.
Звуковой анализ слова «часики»
Дети: самостоятельно разбирают слово.
Воспитатель: (вызывает к мольберту ребенка). Ребенок выполняет задание на мольберте, комментируя свои действия. Воспитатель задает вопросы: Давай сосчитаем, сколько звуков в слове лес. Какой первый звук?
– «Чччасики» -первый звук (ч). Это согласный звук, так как произносить его мешают губы и язык. Произносится он мягко, обозначаем его зеленой фишкой. (Последовательно дети выделяют второй, третий, четвертый, пятый, шестой звуки в слове.)
– «Чааасики»- второй звук (а). Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук «а» можно пропеть-это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.
– «Часссики»- третий звук (сь). Это согласный звук, так как произносить его мешают язык и зубы; мягкий. Этот звук обозначается зеленой фишкой.
– «Часииики»- четвертый звук (и). Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук и можно пропеть- это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.
– «Часиккки- пятый звук (кь). Произносить этот звук мешает язык- это согласный звук, он мягкий, обозначаем зеленой фишкой.
– «Часикиии»-шестой звук (и). Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук «и» можно пропеть-это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.
– Сколько всего звуков в слове «часики»? (шесть)
– Сколько всего гласных звуков? (три)
– Назовите гласные звуки. (а), (и), (и)
– Сколько всего в слове «часики» согласных звуков? (три). Назовите их.
-Сколько в слове слогов? (три)
-Какой слог ударный? (первый)
Ну а сейчас прочитаем слово.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Воспитатель: Сравните звук ч и букву ч. Дети вы помните с каким звуком мы сегодня познакомились? А вы знаете какой буквой обозначается звук (ч) на письме? Ребята, звук (ч) обозначается буквой Ч.
(Показ буквы ч. Прописать в воздухе.)
Воспитатель: ребята, кто уже знакомы с буквой Ч, помогите нам ее изобразить. Выложите ее из модулей (предлагаются мягкие спортивные модули); кеглей, скакалки.
Дети букву Ч выкладывают из предложенных предметов.
Воспитатель: как хорошо вы справились с заданием.
Пора возвращаться в детский сад.
-Покружились, покружились – в детский сад все возвратились.
Воспитатель: Что мы сегодня делали? Где мы с вами побывали? Понравилось ли вам в стране знаний? Какие задания вам понравились больше?
Вы – умнички, говорили уверенно, отвечали правильно, полными предложениями. И я очень рада, что Молодцы!
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Ч»
Велижанина Елена Олеговна,
МАДОУ детский сад №165
Цель: Способствовать развитию звукобуквенного анализа; закрепить умение определять место звука в слове; составлять слова из букв; отгадывать загадки; развивать графические навыки; совершенствовать навык чтения, выразительность речи; формировать интерес к учебной деятельности.
Оборудование: «Волшебный сундучок», карточки со словами; картинки; магнитная азбука; карточки-схемы; листы для индивидуальной работы; простые карандаши.
– Сегодня я предлагаю вам поиграть с «Волшебным сундучком». Чтобы сундучок открылся надо выразительно сказать:
«Сундучок, сундучок приоткрой свой бочок»,
достать карточку, прочитать слово и повторить его ласково.
(Дети читают и изменяют слова).
– Какой звук чаще всего повторялся в нашей игре с сундучком? (Ч)
– Дайте характеристику этому звуку. (Согласный; глухой; мягкий).
– Сегодня он у нас в гостях. Как и все звуки, он любит прятаться в словах.
Назовите слова со звуком «Ч», определите его позицию в слове.
(чайник; туча; ночь; ручка; пчела; черепаха; мяч; врач; чашка … )
– Хотите еще заглянуть в «Волшебный сундучок»?
– Повторите слова: «Сундучок, сундучок приоткрой свой бочок».
(Воспитатель достает карточку со словами):
Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось и ждет.
Пусть найдут меня ребята,
Ну-ка, кто меня найдет?
– Ваши помощники – первые звуки слов. Из них составьте слово.
(на доске картинки: кот, лиса, юла, чайник)
– Составьте звуковую схему слова КЛЮЧ.
– Сколько звуков в слове? Сколько гласных, согласных звуков? Назовите твердый согласный звук, мягкие согласные. Сколько в слове слогов?
– Где в этом слове стоит звук «Ч»? Кто найдет букву, которой мы обозначим звук «Ч»? На что похожа буква?
Ч – вы правильно решили –
Пишут так же, как четыре.
Только с цифрою, друзья,
Путать букву нам нельзя.
– Найдите все буквы Ч на своих листах.
(Дети обводят в кружок все буквы «Ч»)
Ч О И Б Ч Р К Т С Л Б
Ц Ч Р Д И Ч К М Е Д Ч
Р В А Ь Ч Ю Н А И Ч У
Ф Э П У Ч Ы Й Л А В З
Все часы идут вот так:
(Дети наклоняют голову то к одному, то к другому плечу)
Смотри скорей, который час?
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Раскачиваются как маятники)
Налево – раз, направо – раз,
Мы тоже можем так:
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Наклоняют голову от плеча к плечу).
– Заглянем в «Волшебный сундучок», интересно, какую еще игру он нам предложит?
(Дети повторяют слова: «Сундучок … »,
воспитатель достает карточку со словами):
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
А когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
– Помогите буквам встать на свои места:
– Придумайте предложение с этими словами.
– Попросим наш сундучок еще с нами поиграть?
(Дети повторяют слова: «Сундучок … »,
воспитатель достает карточку со словами):
Есть перекрестки особого вида:
Их образуют дороги-слова.
Захочешь по ним прогуляться без гида –
Не ноги готовь, тут нужна голова.
– Отгадайте загадки, а отгадки напишите в клеточках кроссворда.
1.Не сердятся, а усами ворочают,
Не молчат, а слова не скажут,
Идут, а с места не сдвинутся.
2. Нахмурится, насупится,
В слезы ударится –
Ничего не останется.
1. Из горящего колодца
Через нос водица льется.
– С какой буквой познакомились?
– Кто знает веселые стихи, скороговорки, считалки в которых встречается звук «Ч».
(Дети рассказывают стихи).
Волина В.В. Праздник букваря. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996. – 384 с.
Хлебовец Л. Н. Кроссворды – смешинки в стихах и картинках. – Ми.: Элайда, 1999. – 144 с.
Колесникова Е. В. «Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников». – М.: Издат-во «АКАЛИС», 1996. – 80 с.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е Вераксы. -М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf