Звук (Ч), буква Ч – конспект НОД

Конспект занятия по обучению грамоте по теме “Звук ч, буква Ч”

Разделы: Логопедия

    дерево, елка, пенечки, картинки, конверт с загадками, паспортом для звука Ч и символами звуков; цветочки с буквами;
  • сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина), медальки.

I. Организационный момент.

Сегодня, друзья, мы отправимся путешествовать по сказочному лесу. А вот на чем мы туда поедим, догадайтесь!

“Кто на бегу, пары клубя,
Пуская дым трубой,
Несет вперед и сам себя.
Да и меня с тобой” (поезд).

Дети садятся в паровоз (поют песенку).

Вот мы расселись по местам,
Весело ехать в гости нам.
Едем, едем, не долог путь,
Где-нибудь можно отдохнуть”.

II. Закрепление пройденного о гласных буквах и звуках.

– Давайте отдохнем на лесной полянке в этом волшебном лесу.

Посмотрите на пенечках лежат картинки. Возьмите их. На пенечек сядет тот, кто назовет, гласные звуки в слове, которое обозначает предмет на вашей картинке.

III. Знакомство с новым материалом.

1. А это что за конвертик, давайте посмотрим что там!

А в конверте загадки, паспорт, и символы звуков.

Интересно, для чего это? Давайте сначала отгадаем загадки.

Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка.)

За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце
Тик-так, тик-так.
Тихо так, тихо так. (Часы).

Пушистая вата
Плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Туча)

– Как вы думаете, какой звук хочет с нами познакомиться?

Он впервые у нас, ему срочно нужен паспорт. Какой символ мы ему туда наклеим?

– Возьмите зеркала. Давайте произнесем еще раз звук [ч’] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.

– Можно ли его спеть?

– Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается?

– Давайте произнесем звук [ч’]

– Как произносится новый звук?

Вывод: (Звук [ч’] мягкий звук.)

– А теперь положим руку на горлышко, и еще раз произнесем звук Ч, что у нас с горлышком происходит? (оно молчит). ( Звук [ч’] глухой.)

– Сделайте вывод: что узнали о новом звуке. (Согласный, глухой, всегда мягкий звук.)

Какой символ мы наклеим в паспорт (зеленый кружок).

2. Речевая зарядка:

Наш новый друг, звук Ч, хочет с вами поиграть, повторяйте за мной.

Ча-ча-ча – мы увидели грача.

Чу-чу-чу – молоточком я стучу.

3. Дидактическая игра “Скажи ласково”.

Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
[ч] – он очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже,
без его услуг.

Посмотрите вокруг и назовите мне предметы ласково, чтоб в названии слышался звук Ч. (веточка, иголочка, птичка, облачко, пенечки, елочка, листочек и т.д.).

4. Работа по развитию звуко-слогового анализа.

Найдите мне птичку, в названии которой есть звук Ч (Грач)

  • Сколько слогов в этом слове?
  • Как узнать, сколько слогов в слове?
  • Назовите гласный звук.
  • Сколько согласных звуков в слове?
  • Какой первый, второй, последний (характеристика звуков).

Что-то засиделись мы на пенечках, пойдемте порезвимся на лесной полянке.

Раз, два, три, четыре, пять –
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.
А теперь мы ручейками –
Друг за другом потекли…
Становитесь все опять –
Будем в солнышко играть.
Мы веселые лучи,
Мы резвы и горячи.

6. Знакомство с буквой ч.

Ребята, звук Ч обозначается буквой Ч. Где-то в этом лесу она спряталась. Давайте попробуем ее найти. (Дети находят букву Ч)

  • Показ буквы ч.
  • Прописать в воздухе.
  • Выложите букву Ч из палочек.
  • Игра “Раз-два повернись и в букву [ч] превратись”

7. Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина) (Приложение 1)

– Буква Ч приготовила для вас сказку.

Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.

С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.

Придумайте мне слова с этими слогами.

8. А вот и еще полянка, на этой полянке живут буквы. Прочитайте их. (Читают)

– Только одна буква заблудилась. Какая? (Ч) Почему?

– Давайте познакомим нашу заблудившуюся букву с буковками, живущими на этой полянке. Для этого нужно прочитать слоги-слияния с этой буквой ( чи, ча, чу, чо).

Давайте теперь поиграем с цветочками, на лепестках написаны слова, со слогом (ЧА, ЧУ, ЧО, ЧИ), прочитайте их (туча, куча, часы, чашка, лечу, чулок, чудо, молчу, шепчу, чугун, лучи, свечи, калачи, чижик, жучок, плечо, паучок).

– Молодцы, ребята! Вот сколько новых слов вы прочитали с буквой Ч. Какая важная и нужная буква “Ч”.

VI. Подведение итога занятия.

– Пришло время возвращаться домой. Закончилось наше удивительное путешествие. С каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звуку.

Буква Ч Дарит вам медальки “Юным грамотеям”.

«Звук Ч и буква Ч»

Конспект НОД в старшей группе детей с ОНР.

Автор: Гусельникова Алевтина Михайловна, учитель – логопед, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад N33 «Радуга» город Губкин, Белгородская область.

ЦЕЛИ:
Закрепление навыка произношения звука Ч в слогах, словах и фразе.

  • Знакомство со звуком и буквой Ч.
  • Звуко – слоговой анализ слов со стечением согласных.
  • Работа с деформированным текстом.
  • Закрепление навыка печатания, чтения.
  • Воспитание внимания, усидчивости, интереса к знаниям.

ХОД ЗАНЯТИЯ:
-Дети, какое сейчас время года? (Да, весна.)
– Подскажите, какая весна?
(Теплая, ласковая, яркая, весе лая, дружная, ранняя, поздняя, зеленая, звонкая, добрая, солнечная, радостная, долгожданная).
-Пришла весна. И что появляется на деревьях? (почки)
-Какие птицы прилетают первыми? (грачи)
-А как называется домик для скворцов? (скворечник)
-Какой звук встречается во всех этих словах? (звук Ч)
Послушайте стихотворение:
Четыре Анюточки
Не устав ни чуточки
Пляшут третьи суточки
Все под прибауточки:
Чок – чок, каблучок,
Чуки – чуки – чуки, чок!
-Какой звук повторяется чаще всего? (Да, звук Ч)

Педагог: Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч.
Когда мы произносим звук Ч, кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами. Давайте произнесем все вместе этот звук.
-Какой это звук гласный или согласный? ( Согласный)
-Почему?
(Его нельзя петь и тянуть, есть преграда.)
-Давайте послушаем, глухой или звонкий это звук? Почему?
(Он произносится без голоса.)

Дети, запомните! Звук Ч всегда мягкий!

-А теперь послушайте внимательно. Как только услышите звук Ч, хлопните в ладоши. Сначала в слогах: чо, тя, ач, ти, ать, чи, в словах: ситец, чаша, гречиха, читальня, печь, ночь, сирень, щека, червяк, терпеть, мечта, чудо. -Я буду говорить чистоговорки, а вы повторите их точно как я. Ча – ча – ча – мы

увидели грача. Чу – чу – чу – молоточком я стучу. Чо – чо – чо – греет солнце горячо. Че – че – че – сидит грач на каланче. Еч – еч – еч – надо сад беречь.
Педагог: Ребята, у меня на столе картинки. Сейчас каждый из вас возьмет понравившуюся картинку. Посмотрите внимательно и определите, где в названии этой картинки находится звук Ч, в начале, в середине или в конце?
– Я буду называть слова, а вы разделите их на слоги и поставьте ударение. (Грач, весна, гнездо, чудеса) Разминка.
Дети, мы все знаем, что звук мы слышим и произносим. А букву видим, читаем и пишем. Посмотрите, это буква Ч. Найдите ее в своих кассах. Обведите ее пальчиком. Палочка, а слева крючок.
-На что похожа буква Ч? Послушайте стихотворение.
-Составьте слог АЧ. Букву А уберите, поставьте букву О. Что получилось? (Аналогично УЧ, ИГ, ЫЧ, ЭЧ.)
А теперь составьте схему слова ТУЧКА,

и
-Откройте тетради. Напишите букву Ч, не забывайте, все линии проводятся сверху вниз. А теперь напечатайте слоги: АЧ, 04, УЧ, ИЧ, ЫЧ, ЭЧ.
(Ребенок печатает на доске, остальные дети – в тетрадях.

Физкультминутка «Девочки и мальчики»

Педагог: Дети, у каждого из вас на столе читалка. Подвиньте ее к себе, читайте внимательно, не спешите. После чтения будете отвечать на вопросы.
«Это не просто веточка. Алеша сломал кро-хот-ный дубок -Зачем ты это сделал? – спросила Маша. -Да это же просто веточка.
-Нет, ты погубил большое могучее дерево,- сказала Маша.
Вопросы:
Что сделал Алеша?
Что спросила Маша?
Что ответил Алеша?
А Маша, что ему сказала?
Назовите слова – предметы, слова – признаки, слова-действия.
Дети, у меня есть конверт. Давайте посмотрим, что в нем. Да, в нем письмо от Незнайки, оказывается, он опять просит у нас помощи. Нужно правильно составить предложения. Поможем, ребята Незнайке, тогда за дело.
Теплая, солнечная, наступила, весна.
Ручейки, звонкие, побежали.
Набухли, на, почках, ветки.
Первый, из-под, выглянул, снега, подснежник.
Весело, воробьи, на, чирикают, ветке.

Педагог хвалит детей за правильно составленные предложения, подводит итог всего занятия.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе с учетом ФГОС «Согласный звук [Ч’], буква «Ч». Звуковой анализ слова «Часики». Чистоговорки»

Задачи:

  • продолжать работу по звуковому анализу слова («часики»);
  • упражнять в выделении ударного слога и обозначении его на модели;
  • обратить внимание на смысловую законченность предло­жения;
  • отрабатывать четкую артикуляцию;
  • познакомить с буквой «Ч»;
  • развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориенти­ровку на листе бумаги.
  • активизировать словарный запас детей: чемодан, расческа, колокольчик;

Пособия: тетради, цветные карандаши; карточка с изо­бражением буквы «Ч» (шрифт черный), круглые фишки синего, зеленого, красного цвета, карточки со слогами, предметы и предметные картинки (по выбору педагога).

Ход НОД

  1. Фонетическая зарядка.
  • Как поют ножницы? (Чик-чик-чик. )
  • Как называется книга Джанни Родари о приключениях ве­ликого и храброго мальчика-луковки? (Чиполлино.)
  • С помощью какого предмета можно узнать, который час? (Часы.)
  • Чистоговорка:

Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.

Чу-чу-чу – молоточком я стучу.

Оч-оч-оч – наступила ночь.

Педагог произносит чистоговорку, интонационно выделяя звук [ч’] и поощряя интонированное произношение детей.

– Дети, вы догадались, о каком звуке пойдет речь? У нас в гостях – звук «Ч».

[Ч’] – согласный, произносить этот звук нам помогают губы (они округлены) и язык. Этот звук всегда произносится мягко (нежно). Согласный звук [ч’] – глухой, когда мы его произно­сим, горлышко «спит».

Педагог предлагает детям несколько раз произнести звук [ч’] изолированно, а потом закрепить произношение звука с помо­щью артикуляционной гимнастики:

У меня болит плечо.

Нет, к врачу я не хочу.

Буду плакать у врача.

Помогают нам врачи.

Ну, тогда пойду к врачу.

  1. Игра « Поймай звук».

Дети стоят полукругом.

– Дети мы сейчас поиграем в игру « Поймай звук». Я буду называть слова со звуком «Ч», а вы должны определить место звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Чемодан, мяч, расческа, врач, колокольчик, удочка, часы, чайка, черешня, Чебурашка, Чиполлино, черепаха, чеснок, чулок, тапочки, мочалка, цепочка, бабочка, ключ, чипсы, скотч.

– Дети когда я назову слово со звуком «Ч» в начале вы хлопаете в ладоши вверх, в середине хлопаете в ладоши перед собой, в конце топаете ногами.

  1. Игра « Найди предмет со звуком «Ч».

Дети сидят на стульчиках.

– Дети у меня на столе лежат предметы в названии которых спрятался звук «Ч».

– Варя возьми любой предмет и определи где находится звук «Ч». ( Мяч – звук «Ч» в конце, чайка – звук «Ч» в начале, бабочка – звук «Ч» в середине).

– Полина , а теперь ты возьми предмет и скажи где находится звук «Ч».

Физкультминутка «Часы»

Все часы идут вот так:

Дети наклоняют голову

то к одному плечу, то

к другому, как часики

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так.

Дети раскачиваются в такт маятника.

Ноги вместе, руки на поясе

Налево – раз, направо – раз,

Мы тоже можем так.

На счет «раз» дети

наклоняют голову к правому

плечу, потомк левому, как часики.

  1. Звуковой анализ слова «часики»(работа в тетрадях).
  • Дети рисуют звуковую схему слова в тетрадях (работают у доски по очереди, выделяя каждый звук и зарисовывая его на схеме цветными мелками).
  • Делят слово «часики» на слоги: ча-си-ки.
  • Выделяют на схеме ударный слог, отмечая его короткой черточкой.
  1. «Скакалочка»(упражнение для большого пальца). Дети сидят на стульях или стоят. Руки опущены. Ладони сжаты в ку­лаки, большие пальцы вытянуты, ими производят круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую. Дети сопро­вождают движения словами. Например:

Как у нашей Аллочки

Вертит быстро Аллочка

Ручки у скакалочки.

  1. Работа с предложением(в тетрадях).

Дети придумывают предложение со словом «часики» и «за­писывают» его короткими черточками в тетради (по очереди дети работают у доски). Анализируют предложение по плану:

  • Сколько слов в предложении?
  • Какое слово в предложении первое? Как мы его обозначаем?
  • Назовите второе слово в предложении.
  • Какое слово следующее? И т. д.
  1. Знакомство с буквой «Ч».

Педагог показывает детям букву «Ч», сопровождая показ словами:

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

В слове чтение

Букве Ч

Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элемен­ты буквы.

  1. Игровое задание.

Выкладывание буквы из мелких предметов (по желанию детей).

  1. Анализ НОД в форме беседы-диалога по содержанию НОД.

Конспект НОД по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук ч. Буква Ч»

Цель: познакомить детей со звуком [ч] и буквой Ч.

Коррекционно-образовательные задачи:

1) закрепить умение детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов;

2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова);

3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

4) закрепить в речи детей понятие «слог»;

5) совершенствовать звуковой анализ;

6) познакомить детей с правописанием ЧА, ЧУ;

7) совершенствовать навык чтения слогов, слов;

Коррекционно-развивающие задачи : развивать фонематический слух, внимание.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; вести контроль за собственной речью; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.

Оборудование:

предметные картинки (банан, утка, коса, валенки); сюжетные картинки; мяч; листы с изображением черепахи; предметная картинка (черепаха); пособие для звукового анализа; пособие «Часы»; тетради, ручки; коробка; карточки с изображением букв (Ч, А, Т, У, С, Ы).

Ход занятия

1. Организационный момент:

Логопед: Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что в нем написано.

Приглашаю Вас совершить чудесное путешествие в страну Букварию, где живут…

А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами.

Ваша новая буква»

Логопед: Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет в стране Букварии?

Дети: Да.

Показываю детям картинку с изображением банана.

Логопед: Ребята, что изображено на этой картинке?

Дети: На этой картинке изображен банан.

Логопед: Какой первый звук в слове банан?

Дети: В слове банан первый звук б.

Логопед: Молодцы, ребята. (переворачиваю картинку. На обратной стороне изображена буква Б).

Аналогичная работа с картинками: утка, коса, валенки, буква Ы.

Логопед: Ребята, давайте прочитаем, кто же живет в Букварии?

Дети: Буквы.

Логопед: Правильно. И сегодня мы познакомимся еще с одной новой буквой.

Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.

«Чебурашка чашку чая

Дети: Звук [ч].

Логопед: Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч.

Давайте дадим характеристику звуку [ч]. Произнесите звук ч.

Дети: Ч-ч-ч.

Логопед: Звук ч можно пропеть?

Дети: Звук ч нельзя пропеть. Он согласный.

Логопед: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук ч. Наше горлышко спит или работает?

Дети: Горлышко спит.

Логопед: Если горлышко спит, значит звук ч какой?

Дети: Звук [ч] глухой.

Логопед: Молодцы, все правильно. А еще звук [ч] всегда мягкий.

Вика, дай полную характеристику звука [ч].

Вика: Звук [ч] согласный, глухой, всегда мягкий.

2. Основная часть

Логопед: Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.

Логопед: Молодцы, все были очень внимательными.

3. Работа с раздаточным материалом

Логопед: Ребята, посмотрите на эту картинку. У каждого из вас есть такая же. Возьмите ее, пожалуйста.

Будь внимательным, смотри:

Слова со звуком [ч] назови

И место звука в слове укажи.

Дети: На этой картинке изображен ключ. В слове ключ звук [ч] находится в конце слова.

(аналогично со словами: бочка, царевич, черепаха, Чипполино, чеснок, печка).

Логопед: Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.

А сейчас поиграем в игру «Назови ласково» (игра с мячом)

Выходите в круг.

Логопед: Стул.

Дети: Стульчик.

(Слова: замок, вилка, пенек, яблоко, бык, помидор, внук, блин, тапки, ветка, диван, батон, шнурок).

4. Беседа

Логопед: Ребята, что такое слог?

Дети: Слог – это часть слова, в которой обязательно есть гласный звук. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Логопед:

Буду я сейчас водить,

Буду слоги говорить.

Слоги нужно так поставить,

Чтобы слово получить.

Логопед: СЫ, ЧА

Дети: ЧАСЫ.

(ЧА, ДА КА, ЧАЙ КА, ТОЧ ЧА,ТУ ЧА, СВЕ НИК,ЧАЙ

ЧОК, СУ КА, ЧАШ ЧО, ПЛЕ КА, ТОЧ)

Логопед: Молодцы! А сейчас встаньте, отдохнем:

Кто, скажите, сможет, дети

Повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму.

Д: Это тоже я могу.

Д: Это тоже я могу.

И как птица полечу.

Д: Это тоже я могу.

Д: Это тоже я могу.

А потом присяду, встану.

Д: Это тоже я могу.

И нисколько не устану.

Д: Это тоже я могу.

Я попрыгаю немного.

Д: Это тоже я могу.

И пешком пойду в дорогу.

Д: Это тоже я могу.

Если надо, побегу.

Д: Это тоже я могу.

Все на свете я могу.

Сейчас сядет тот, кто произнесет чистоговорку:

Ча-ча-ча-дай мне калача.

Чу-чу-чу-я гулять хочу.

Чо-чо-чо-ох, как горячо.

Уч-уч-уч-у меня ключ.

Чи-чи-чи-пироги в печи.

5. Знакомство с буквой Ч

Логопед: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Это буква Ч.

Логопед: На что похожа буква Ч?

Дети: на вешалку, на крючок, на цифру 4.

Логопед:

Да, мы правильно решили,

Ч мы пишем как 4

Только с цифрою, друзья

Буквы путать нам нельзя.

Напишите букву Ч в воздухе.

А сейчас отгадайте загадку:

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги.

Дети: Это черепаха.

Логопед: Правильно. Возьмите листочки, на которых нарисована черепаха. На панцире у черепахи написаны буквы Ч. Но написаны они правильно и неправильно. Обведите те буквы Ч, которые написаны правильно.

(дети выполняют задание)

Логопед: А сейчас откройте тетради и напишите букву Ч.

(дети работают в тетрадях)

6. Составление слогов с буквой Ч

Показываю плакат с изображением часов.

Логопед:

Посмотрите на часы:

С одной стрелочкой они.

Буква Ч на стрелку встала

И по кругу побежала.

Она к гласным подошла,

С ними слоги назвала.

(дети называют слоги: ЧИ, ЧА, ЧУ, ЧЕ)

Логопед: Ребята, на часах нет гласных букв Я и Ю, которые обозначают мягкость согласных. Буква Ч с ними не «дружит», потому что сама всегда обозначает мягкий звук.

Запомните: ЧА – пишется с А.

ЧУ – пишется с У.

Логопед: Ребята, возьмите «светофорчики». Выкладываем схему слова ЧАСЫ.

(дети выполняют задание).

Логопед: Саша, выйди к доске и составь схему слова часы. А вы, ребята, проверяйте.

Ребенок выкладывает схему слова на доске.

Логопед: Саша, почему ты поставил первым зеленый кружок?

Саша: Звук ч мягкий согласный звук, поэтому обозначаем его зеленым кружком.

Аналогичная работа со звуками: а,с,ы.

Логопед: Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием. Ребята, так как мы находимся в волшебной стране Букварии, то нас ожидает сюрприз. Это — волшебная коробка, но открыть мы ее сможем только тогда, когда выполним еще одно задание.

Составьте слово из букв.

А С Ч Ы

Ч А Т У

(дети выполняют задание у доски).

7. Подведение итогов занятия

Логопед: Молодцы, ребята.

(открываю коробку, достаю буквы Ч).

Ребята, а почему буквы зеленого цвета?

Дети: Букву Ч обозначает звук [ч], а он всегда мягкий.

Логопед: Правильно, ребята. Назовите еще раз характеристику

Дети: Звук [ч] – согласный, глухой и всегда мягкий.

Логопед: Правильно, ребята, молодцы! Эти буквы — вам. Может быть, вы еще придумаете слова со звуком [ч], о которых мы не говорили сегодня на занятии. И если придумаете, то обязательно расскажите мне.

Все очень хорошо занимались. Можете идти поиграть.

Литература:

С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Учим ребенка говорить и читать» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 184 с.

Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» — Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – М., 1999. – 216 с.

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке» — М.: Баласс, 2002. – 128 с.

Г.А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно» СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. – 304 с.

Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова «Обучение грамоте детей с нарушениями речи» М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

Автор: Мазалова Ирина Владимировна,

логопед МДОБУ детский сад №9 КВ

г. Богородицк, Тульская область, Россия

Статья размещена в авторской редакции

Больше интересной информации вы можете прочитать и обсудить на форуме

http://planetadetstva.net/forum/forums/30/

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»

Программное содержание:

Образовательные задачи: знакомство детей со звуком (ч) и буквой Ч; продолжение работы по звуковому анализу слова; формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели закрепить навык употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов –чик-, -чек-, чок.

Развивающие задачи: развитие фонематических представлений, анализа и синтеза; мелкой и общей моторики; слухового внимания.

Воспитательные задачи: воспитывать доброе отношение к друг другу.

-Ребята, вы любите приключения? А вы хотели бы отправиться в путешествие? А куда бы вы отправились? Сегодня я предлагаю вам отправиться в волшебную страну- в страну знаний. Как вы думаете, что такое страна знаний? Где же она находится? А что такое знания? Для чего нужны знания? (ответы детей)

-Да, конечно, ребята, страну знаний можно назвать и школу, ведь вы будущие школьники, и библиотеку, и интересную познавательную книгу. В стране знаний мы узнаём много нового, полезного, интересного. И для этого мы с вами отправимся в наше путешествие по волшебной стране. Ну ,что ж , начнем прямо сейчас наше путешествие.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.

«Чебурашка чашку чая

Дети: Чаще всего слышится звук (ч).

Воспитатель: Правильно, ребята. Именно звук Ч пригласит нас в страну знаний. Мы сегодня узнаем все-все об этом звуке: какой характер у этого звука, какой буквой его обозначают, ответим на сложные вопросы, поиграем в игры.

Станция «Игралочка»

Воспитатель: А давайте поиграем с этим звуком, ведь он так красиво звучит, послушайте как: ч-ч-ч. Давайте вместе произнесем: ч-ч-ч.

-С помощью какого предмета можно узнать, который час? (часы)

-Как называется книга Джанни Родари о приключениях храброго мальчика-луковки? (Чиполлино)

-Как поют ножницы? (чик-чик-чик)

Станция «Звукоград»

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какой характер у звука(Ч)? Твердый или мягкий? Нежный или грубый? Какое время суток предпочитает звук (ч)?

Воспитатель: Звук (ч) можно пропеть?

Дети: Звук (ч) нельзя пропеть. Он согласный. Произносить этот звук нам помогают губы (они округлены) и язык.

Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук (ч). Наше горлышко спит или работает?

Дети: Горлышко спит.

Воспитатель: Если горлышко спит, значит звук (ч) какой?

Дети: Звук (ч) глухой.

Воспитатель: Молодцы, все правильно. А еще звук (ч) всегда мягкий.

Ребята, давайте дадим полную характеристику звука (ч).

Вывод: Звук(ч) –согласный, глухой, всегда мягкий.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем ловить звук (Ч). Приготовьте свои ладоши. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.

Воспитатель: Молодцы, все были очень внимательными.

Игра «Назови слово со звуком(ч) и определи место звука в слове».

Воспитатель: дети предлагаю вам отправиться на поиски слов со звуком (ч). Посмотрите, по всему кабинету лежат картинки. Но не на всех картинках слова со звуком (ч). Давайте каждый возьмет только картинки, в названии которых есть звук (ч).

(ключ, машина, очки, стол, бочка, чайник, мяч, трамвай, пчела, окно, стул, бабочка).

Как только дети найдут все картинки со звуком «ч» воспитатель предлагает назвать предмет и определить место звука «ч» в слове:

Будь внимательным, смотри-

Слово со звуком (ч) назови

И место звука в слове укажи.

Каждый ребенок называет свое слово и указывает, где находится звук (ч).

Воспитатель: Отлично вы справились с заданием. А какие слова вы сможете придумать со звуком (ч).

Дети называют слова.

Воспитатель: Хорошо вы придумываете слова. А теперь поиграем в игру «Скажи ласково» (игра с мячом) Становитесь все в круг.

Воспитатель кидает мяч каждому ребенку по-очереди, поймавший мяч должен назвать «полученное» слово ласково:

(стул, замок, шнурок, узелок, носок, блин, диван, батон, знак, внук, бак, крюк; птица)

Игра заканчивается на слове птица (птичка)

Станция «Физкультурная»

Воспитатель – А давайте мы превратимся в птичек.

Физкультминутка «Птичка» (речь с движением)

Я по улице гулял,

Галок и ворон считал.

Смотрю я в небо.

Птичкой захотел я стать

И руками стал махать.

Только слышен ветра свист!

Я подпрыгнул чтоб взлететь,

Но пришлось на землю сесть.

Звуковой анализ слова «часики»

Дети: самостоятельно разбирают слово.

Воспитатель: (вызывает к мольберту ребенка). Ребенок выполняет задание на мольберте, комментируя свои действия. Воспитатель задает вопросы: Давай сосчитаем, сколько звуков в слове лес. Какой первый звук?

– «Чччасики» -первый звук (ч). Это согласный звук, так как произносить его мешают губы и язык. Произносится он мягко, обозначаем его зеленой фишкой. (Последовательно дети выделяют второй, третий, четвертый, пятый, шестой звуки в слове.)

– «Чааасики»- второй звук (а). Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук «а» можно пропеть-это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.

– «Часссики»- третий звук (сь). Это согласный звук, так как произносить его мешают язык и зубы; мягкий. Этот звук обозначается зеленой фишкой.

– «Часииики»- четвертый звук (и). Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук и можно пропеть- это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.

– «Часиккки- пятый звук (кь). Произносить этот звук мешает язык- это согласный звук, он мягкий, обозначаем зеленой фишкой.

– «Часикиии»-шестой звук (и). Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук «и» можно пропеть-это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.

– Сколько всего звуков в слове «часики»? (шесть)

– Сколько всего гласных звуков? (три)

– Назовите гласные звуки. (а), (и), (и)

– Сколько всего в слове «часики» согласных звуков? (три). Назовите их.

-Сколько в слове слогов? (три)

-Какой слог ударный? (первый)

Ну а сейчас прочитаем слово.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Станция «Буквоград»

Воспитатель: Сравните звук ч и букву ч. Дети вы помните с каким звуком мы сегодня познакомились? А вы знаете какой буквой обозначается звук (ч) на письме? Ребята, звук (ч) обозначается буквой Ч.

(Показ буквы ч. Прописать в воздухе.)

Воспитатель: ребята, кто уже знакомы с буквой Ч, помогите нам ее изобразить. Выложите ее из модулей (предлагаются мягкие спортивные модули); кеглей, скакалки.

Дети букву Ч выкладывают из предложенных предметов.

Воспитатель: как хорошо вы справились с заданием.

Пора возвращаться в детский сад.

-Покружились, покружились – в детский сад все возвратились.

Воспитатель: Что мы сегодня делали? Где мы с вами побывали? Понравилось ли вам в стране знаний? Какие задания вам понравились больше?

Вы – умнички, говорили уверенно, отвечали правильно, полными предложениями. И я очень рада, что Молодцы!

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»

Образовательные задачи : знакомство детей со звуком (ч) и буквой Ч; продолжение работы по звуковому анализу слова; формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели закрепить навык употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов –чик-, -чек-, чок.

Развивающие задачи : развитие фонематических представлений, анализа и синтеза; мелкой и общей моторики; слухового внимания.

Воспитательные задачи : воспитывать доброе отношение к друг другу.

-Ребята, вы любите приключения? А вы хотели бы отправиться в путешествие? А куда бы вы отправились? Сегодня я предлагаю вам отправиться в волшебную страну- в страну знаний. Как вы думаете, что такое страна знаний? Где же она находится? А что такое знания? Для чего нужны знания? (ответы детей)

-Да, конечно, ребята, страну знаний можно назвать и школу, ведь вы будущие школьники, и библиотеку, и интересную познавательную книгу. В стране знаний мы узнаём много нового, полезного, интересного. И для этого мы с вами отправимся в наше путешествие по волшебной стране. Ну ,что ж , начнем прямо сейчас наше путешествие.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.

«Чебурашка чашку чая

Дети: Чаще всего слышится звук (ч).

Воспитатель: Правильно, ребята. Именно звук Ч пригласит нас в страну знаний. Мы сегодня узнаем все-все об этом звуке: какой характер у этого звука, какой буквой его обозначают, ответим на сложные вопросы, поиграем в игры.

Воспитатель: А давайте поиграем с этим звуком, ведь он так красиво звучит, послушайте как: ч-ч-ч. Давайте вместе произнесем: ч-ч-ч.

-С помощью какого предмета можно узнать, который час? (часы)

-Как называется книга Джанни Родари о приключениях храброго мальчика-луковки? (Чиполлино)

-Как поют ножницы? (чик-чик-чик)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какой характер у звука(Ч)? Твердый или мягкий? Нежный или грубый? Какое время суток предпочитает звук (ч)?

Воспитатель: Звук (ч) можно пропеть?

Дети: Звук (ч) нельзя пропеть. Он согласный. Произносить этот звук нам помогают губы (они округлены) и язык.

Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук (ч). Наше горлышко спит или работает?

Дети: Горлышко спит.

Воспитатель: Если горлышко спит, значит звук (ч) какой?

Дети: Звук (ч) глухой.

Воспитатель: Молодцы, все правильно. А еще звук (ч) всегда мягкий.

Ребята, давайте дадим полную характеристику звука (ч).

Вывод: Звук(ч) –согласный, глухой, всегда мягкий.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем ловить звук (Ч). Приготовьте свои ладоши. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.

Воспитатель: Молодцы, все были очень внимательными.

Игра «Назови слово со звуком(ч) и определи место звука в слове».

Воспитатель: дети предлагаю вам отправиться на поиски слов со звуком (ч). Посмотрите, по всему кабинету лежат картинки. Но не на всех картинках слова со звуком (ч). Давайте каждый возьмет только картинки, в названии которых есть звук (ч).

(ключ, машина, очки, стол, бочка, чайник, мяч, трамвай, пчела, окно, стул, бабочка).

Как только дети найдут все картинки со звуком «ч» воспитатель предлагает назвать предмет и определить место звука «ч» в слове:

Будь внимательным, смотри-

Слово со звуком (ч) назови

И место звука в слове укажи.

Каждый ребенок называет свое слово и указывает, где находится звук (ч).

Воспитатель: Отлично вы справились с заданием. А какие слова вы сможете придумать со звуком (ч).

Дети называют слова.

Воспитатель: Хорошо вы придумываете слова. А теперь поиграем в игру «Скажи ласково» (игра с мячом) Становитесь все в круг.

Воспитатель кидает мяч каждому ребенку по-очереди, поймавший мяч должен назвать «полученное» слово ласково:

(стул, замок, шнурок, узелок, носок, блин, диван, батон, знак, внук, бак, крюк; птица)

Игра заканчивается на слове птица (птичка)

Воспитатель – А давайте мы превратимся в птичек.

Физкультминутка «Птичка» (речь с движением)

Я по улице гулял,

Галок и ворон считал.

Смотрю я в небо.

Птичкой захотел я стать

И руками стал махать.

Только слышен ветра свист!

Я подпрыгнул чтоб взлететь,

Но пришлось на землю сесть.

Звуковой анализ слова «часики»

Дети: самостоятельно разбирают слово.

Воспитатель: (вызывает к мольберту ребенка). Ребенок выполняет задание на мольберте, комментируя свои действия. Воспитатель задает вопросы: Давай сосчитаем, сколько звуков в слове лес. Какой первый звук?

– «Чччасики» -первый звук (ч). Это согласный звук, так как произносить его мешают губы и язык. Произносится он мягко, обозначаем его зеленой фишкой. (Последовательно дети выделяют второй, третий, четвертый, пятый, шестой звуки в слове.)

– «Чааасики»- второй звук (а). Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук «а» можно пропеть-это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.

– «Часссики»- третий звук (сь). Это согласный звук, так как произносить его мешают язык и зубы; мягкий. Этот звук обозначается зеленой фишкой.

– «Часииики»- четвертый звук (и). Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук и можно пропеть- это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.

– «Часиккки- пятый звук (кь). Произносить этот звук мешает язык- это согласный звук, он мягкий, обозначаем зеленой фишкой.

– «Часикиии»-шестой звук (и). Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук «и» можно пропеть-это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.

– Сколько всего звуков в слове «часики»? (шесть)

– Сколько всего гласных звуков? (три)

– Назовите гласные звуки. (а), (и), (и)

– Сколько всего в слове «часики» согласных звуков? (три). Назовите их.

-Сколько в слове слогов? (три)

-Какой слог ударный? (первый)

Ну а сейчас прочитаем слово.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Воспитатель: Сравните звук ч и букву ч. Дети вы помните с каким звуком мы сегодня познакомились? А вы знаете какой буквой обозначается звук (ч) на письме? Ребята, звук (ч) обозначается буквой Ч.

(Показ буквы ч. Прописать в воздухе.)

Воспитатель: ребята, кто уже знакомы с буквой Ч, помогите нам ее изобразить. Выложите ее из модулей (предлагаются мягкие спортивные модули); кеглей, скакалки.

Дети букву Ч выкладывают из предложенных предметов.

Воспитатель: как хорошо вы справились с заданием.

Пора возвращаться в детский сад.

-Покружились, покружились – в детский сад все возвратились.

Воспитатель: Что мы сегодня делали? Где мы с вами побывали? Понравилось ли вам в стране знаний? Какие задания вам понравились больше?

Вы – умнички, говорили уверенно, отвечали правильно, полными предложениями. И я очень рада, что Молодцы!

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Ч»

пт., 03.04.2015

Велижанина Елена Олеговна,

МАДОУ детский сад №165

Цель: Способствовать развитию звукобуквенного анализа; закрепить умение определять место звука в слове; составлять слова из букв; отгадывать загадки; развивать графические навыки; совершенствовать навык чтения, выразительность речи; формировать интерес к учебной деятельности.

Оборудование: «Волшебный сундучок», карточки со словами; картинки; магнитная азбука; карточки-схемы; листы для индивидуальной работы; простые карандаши.

– Сегодня я предлагаю вам поиграть с «Волшебным сундучком». Чтобы сундучок открылся надо выразительно сказать:

«Сундучок, сундучок приоткрой свой бочок»,

достать карточку, прочитать слово и повторить его ласково.

(Дети читают и изменяют слова).

– Какой звук чаще всего повторялся в нашей игре с сундучком? (Ч)

– Дайте характеристику этому звуку. (Согласный; глухой; мягкий).

– Сегодня он у нас в гостях. Как и все звуки, он любит прятаться в словах.

Назовите слова со звуком «Ч», определите его позицию в слове.

(чайник; туча; ночь; ручка; пчела; черепаха; мяч; врач; чашка … )

– Хотите еще заглянуть в «Волшебный сундучок»?

– Повторите слова: «Сундучок, сундучок приоткрой свой бочок».

(Воспитатель достает карточку со словами):

Слово спряталось куда-то,

Слово спряталось и ждет.

Пусть найдут меня ребята,

Ну-ка, кто меня найдет?

– Ваши помощники – первые звуки слов. Из них составьте слово.

(на доске картинки: кот, лиса, юла, чайник)

– Составьте звуковую схему слова КЛЮЧ.

– Сколько звуков в слове? Сколько гласных, согласных звуков? Назовите твердый согласный звук, мягкие согласные. Сколько в слове слогов?

– Где в этом слове стоит звук «Ч»? Кто найдет букву, которой мы обозначим звук «Ч»? На что похожа буква?

Ч – вы правильно решили –

Пишут так же, как четыре.

Только с цифрою, друзья,

Путать букву нам нельзя.

– Найдите все буквы Ч на своих листах.

(Дети обводят в кружок все буквы «Ч»)

Ч О И Б Ч Р К Т С Л Б

Ц Ч Р Д И Ч К М Е Д Ч

Р В А Ь Ч Ю Н А И Ч У

Ф Э П У Ч Ы Й Л А В З

Все часы идут вот так:

(Дети наклоняют голову то к одному, то к другому плечу)

Смотри скорей, который час?

Тик-так, тик-так, тик-так.

(Раскачиваются как маятники)

Налево – раз, направо – раз,

Мы тоже можем так:

Тик-так, тик-так, тик-так.

(Наклоняют голову от плеча к плечу).

– Заглянем в «Волшебный сундучок», интересно, какую еще игру он нам предложит?

(Дети повторяют слова: «Сундучок … »,

воспитатель достает карточку со словами):

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

А когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

– Помогите буквам встать на свои места:

– Придумайте предложение с этими словами.

– Попросим наш сундучок еще с нами поиграть?

(Дети повторяют слова: «Сундучок … »,

воспитатель достает карточку со словами):

Есть перекрестки особого вида:

Их образуют дороги-слова.

Захочешь по ним прогуляться без гида –

Не ноги готовь, тут нужна голова.

– Отгадайте загадки, а отгадки напишите в клеточках кроссворда.

1.Не сердятся, а усами ворочают,

Не молчат, а слова не скажут,

Идут, а с места не сдвинутся.

2. Нахмурится, насупится,

В слезы ударится –

Ничего не останется.

1. Из горящего колодца

Через нос водица льется.

– С какой буквой познакомились?

– Кто знает веселые стихи, скороговорки, считалки в которых встречается звук «Ч».

(Дети рассказывают стихи).

Волина В.В. Праздник букваря. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996. – 384 с.

Хлебовец Л. Н. Кроссворды – смешинки в стихах и картинках. – Ми.: Элайда, 1999. – 144 с.

Колесникова Е. В. «Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников». – М.: Издат-во «АКАЛИС», 1996. – 80 с.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е Вераксы. -М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Читайте также:  Дидактические игры и упражнения по формированию фонематического анализа у младших школьников с речевыми нарушениями
Ссылка на основную публикацию