Перспективный план комплексного подхода в преодолении речевых нарушений дошкольников

Комплексный подход к преодолению речевых нарушений у дошкольников

лариса калмыкова
Комплексный подход к преодолению речевых нарушений у дошкольников

Успех коррекционно-воспитательной работы определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие логопеда и других специалистов ДОУ (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

При работе с детьми с нарушениями речи, необходимо добиться их устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Как показывает практика, достигается это реализацией комплексного метода с применением наглядных и игровых приемов. Цель комплексного метода – добиться высокой результативности фронтальных занятий. Такая цель определяет основные задачи: повышение умственной и речевой активности детей, создание творческой атмосферы, психологического комфорта и эмоционального подъема. Их решение облегчается использованием таких типов фронтальных занятий. Например, на фронтальном занятии, направленном на развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи, помимо речевых заданий предусматриваются задания на восстановление психофизических функций. Это упражнения по релаксации, психогимнастика, игры на развитие мелкой, артикуляционной и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, задания на развитие познавательных процессов, пространственного и зрительного восприятия.

Поскольку время коррекционных занятий с детьми с речевыми нарушениями в детском саду общего типа строго лимитировано, то актуальным становится взаимосвязь и преемственность в работе логопеда и воспитателя, логопеда и музыкального руководителя, логопеда и педагога по физкультуре.

Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь в работе логопеда и музыкального руководителя. Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов. В мониторинге, который проводят музыкальные руководители, также имеются эти разделы. И наибольшая эффективность работы достигается, если материалы исследований, а также динамика развития этих функций будут постоянно взаимодополняться. Часто музыкальные руководители в своей работе используют фонетическую ритмику, ритмодекламации и другие формы работы, необходимые и логопеду.

Совместная работа логопеда и педагога по физической культуре осуществляется в нескольких аспектах. Развитие всех типов дыхания осуществляется путем включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. Занятия по физическому вопитанию учитывают и состояние общей моторики детей. Эффективно проводятся упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук. Элементы разминки могут включать в игровой форме отдельные упражнения по развитию артикуляционной моторики, упражнения, направленные на совершенствование мимической мускулатуры, также широко используются элементы логоритмики, различные речевые игры с движениями.

В большинстве ДОУ работает психолог. Некоторые специфические особенности памяти, внимания, мышления у ребенка данной категории тесно связаны, а иногда и обусловлены речевым дефектом. Психологи обладают большей, чем логопеды базой знаний для исследований и коррекции неречевых психических функций ребенка. Большое значение это имеет в условиях детского сада общего типа, когда логопед не имеет возможности их исследовать и, соответственно, коррегировать, как это происходит в речевых группах детских садов. Польза сотрудничества логопеда и психолога проявляется не только в четкой организации работы, но и в своевременных и успешных результатах коррекции.

Таким образом, использование комплексного метода для коррекции речевых и психофизических нарушений позволяет эффективно развивать произношение, лексику, грамматику, связную речь; способствует восстановлению психофизических функций, активизирует познавательные процессы.

Мастер-класс по проведению логочаса на тему «Зима» МДОУ “Детский сад № 195” компенсирующего вида Мастер-класс по проведению логочаса на тему: “Зима” подготовительная группа Составила:.

Перспективный план индивидуальной работы по преодолению речевых нарушений

Галина Малышева
Перспективный план индивидуальной работы по преодолению речевых нарушений

Ф. И. ребёнка ___

I. Подготовительный этап

-Вырабатывать направленную воздушную струю с помощью упражнений «Фокус», «Футбол», «Подуй на листочки», «Шторм в стакане», «Кто дальше загонит мяч», «Забей мяч в ворота», «Сдвинь карандаш», «Ветер» и т. д.

-Развивать мелкую моторику рук с помощью упражнений пальчиковой гимнастики, затем предложите выполнить малышу ряд упражнений с грецким орехом:

1.«Здороваемся с орешком». Ребенок должен сначала крепко сжимать в кулачке грецкий орех, а затем разжимать. Повторять данное упражнения каждой рукой не менее 3раз

.2.«Побежал орешек по дорожке». Руку нужно положить на стол. Пальчики должны находиться вместе. На запястье укладывается орешек и накрывается другой ладонью. Суть упражнения состоит в том, чтобы катать орешек до кончиков пальцев и обратно – вниз и вверх, вниз и вверх по дорожке ты катись. Выполнять упражнение нужно по 10 раз каждой рукой.

3. «Катаем машинку». В качестве машинки будет грецкий орех. Сначала нужно прижать орех ладонью к ковру и прокатить его 10 раз вперед-назад. Затем рука меняется и упражнение повторяется. Орешек будет хорошо кататься, если выполнять упражнение на ковре или застеленном полотенцем столе

.4. Представьте, что у вас не орешек, а колобок. Попросите ребенка покатать его в ладошках. Одну руку при этом нужно поставить ладонью вверх, положить на нее орех, сверху прижать другой рукой и катать орешек (колобок) по кругу между ладонями около 15 секунд, поочередно меняя руки.

5. Орешек решил побыть птичкой. Значит нужно сделать для нее гнездышко. Нужно сложить пальчики одной руки и положить на них орех, стараясь удерживать в этом положении орех несколько минут. Затем это же упражнение нужно выполнить другой рукой.

-Развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие с помощью упражнений

1. «Ушки – слушки»Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание. Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных. Материал: презентация со звуками голосов домашних животных. Логопед включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.

3. «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта. Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

5. Пальчиковая игра «Гроза»

Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания. Логопед читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами)

Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).

Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).

Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).

Гремит гром (барабанить кулаками по столу).

Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).

Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).

Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

6. Послушай и назови нужное слово.

Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.

Логопед читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.

Ж Жук жужжит в железной банке –

Жук не хочет жить в жестянке.

Жизнь жука в плену горька.

Жалко бедного жука.

Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора

Логопед читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.

Хвост с узорами,

Сапоги со шторами.

Кот плывёт по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Божья коробка, полети на небо,

Принеси нам хлеба.

8. Тихо – громко говори.

Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.

Дети заучивают чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).

Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.

-С помощью игр и упражнений, развивают фонематическое восприятие, учат делать звуковой анализ: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

1. Назови одинаковый звук в словах.

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком. Логопед произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с, который есть в этих словах.

2. Назови первый звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Логопед показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.

(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

3. Отвечай – не торопясь.

Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.

Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.

Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья)

Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха)

Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог)

Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)

Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики)

4. Исправь Незнайкины ошибки.

Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор.

Колова даёт вкусное молоко.

Рошадь жуёт сочную траву.

Кочка ловит мышку.

Собаха сторожит дом.

А сейчас мы узнаем, готовы ли вы идти в школу? Отвечаем на вопросы:

Какой первый (последний) звук в слове собака?

Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук?

Сколько слогов в слове кошка (корова?

Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.

5. Паучок. Цель: закрепить умение делить слова на слоги, развивать фонематический слух.

Логопед читает стихотворение, а дети отвечают на вопросы.

На невидимой тропинке

Ой, смотрите, паутинки.

Это хитрый паучок

Свой развесил гамачок.

И позвал наш паучок

Всех друзей на гамачок

Приходили к паучку

А потом все разбежались.

1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.

Проверим, как вы можете делить слова на слоги.

Мотылёк, сколько слогов, какой первый, какой последний?.

Жук, сколько слогов (один, какой слог первый, какой последний?

Какой одинаковый слог в словах пчёлки и шмели (КИ?

Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Логопед: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

7. Разбросай слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Логопед предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…

8. Крестики – нолики

Цель: развивать слуховое внимание и память, ориентировку в пространстве.

Ход игры: у детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если логопед произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.

-Формировать интонационную выразительность речи с помощью игр «Высоко – низко», «Громко – тихо», «Шагаем по ступенькам», «Поменяй голос» и т. д.

-Устранять недостаточность развития речевой моторики, проводить подготовительные артикуляционные упражнения для развития подвижности органов периферического речевого аппарата («Общий комплекс артикуляционной гимнастики»).

Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы «Улыбочка – Трубочка».

Вырабатывать движение губ вперёд «Заборчик – Хоботок».

Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок».

Вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними зубами «Киска сердится», «Почистим нижние зубки», «Горка».

Укреплять мышцы языка, отрабатывать подъём языка вверх «Приклей конфетку», «Грибок», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр».

Растягивать подъязычную связку (уздечку) «Грибок», «Гармошка».

Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части «Индюк», «Качели», «Лошадка», «Пощёлкать кончиком языка», «Чьи зубы чище?», «Барабанщики».

Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать вибрацию кончика языка «Заведём моторчик», «Балалаечка».

III. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, текстах _Чистоговорки, проговаривание слов, упрж.: «Вопрос- ответ» заучивание коротких стихотворений.

Читайте также:  Коррекция нарушения фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР

IV. Дифференциация звуков ___

в слогах, словах, фразах, текстах.

V. Работа над развитием речи ___

Активизировать и обогащать словарный запас: включить дидактические игры и упражнения, например:

К лексической теме «Фрукты. Сад» игры и упражнения «Подбери слова», «Из чего сделано?», «Какой сок, варенье?», «Что лишнее и почему?», «Узнай по описанию», «Кто больше?», «Чего не стало?».

К теме «Перелетные птицы» игры и упражнения: «Узнай по описанию», «Кто больше?», «Кто улетел, а кто остался?», «Крылья, ноги и хвосты».

К теме «Одежда. Обувь. Головные уборы» игры и упражнения: «Подбери слова», «Оденемся на прогулку», «Для чего?», «Магазин», «Что лишнее и почему?», «Кто больше?», «Что с чем», «Куда оденем?».

К теме «Игрушки» игры и упражнения: «Магазин игрушек», «Узнай игрушку по описанию», «Узнай игрушку на ощупь», «Подбери признак», «Что лишнее и почему?», «Кто больше?».

К теме «Домашние животные и их детеныши» игры и упражнения: «Кто как голос подает?», «Как зовут тебя, малыш?», «Что лишнее и почему?», «Назови семью».

К теме «Дикие животные наших лесов» игры: «Кто у кого?», «Назови лишнее слово».

К теме «Транспорт» игры и упражнения «Назови одним словом», «Почему так называется?», «Кто на чем работает.

К теме «Мебель» игры и упражнения: «Обставим квартиру», «Один-много», «Подскажи словечко», «Скажи наоборот», «Скажи одним словом».

К теме «Зима. Зимние месяцы» игры и упражнения: «Назови ласково», «Один- много», «Назови лишнее слово».

К теме «Зимующие птицы» игры и упражнения: «Подбери признак», «Угадай птицу по описанию?», «Счет птиц», «Назови лишнее слово», «Один- много», «Чьи перья?».

К теме «Зимние забавы» игры и упражнения: «Придумай предложение», «Два мороза», «назови лишнее слово?», «Один — много», «Почему так называется?», «Кому что нужно?».

К теме Новый год» игры и упражнения: «Новогодняя елка», «Один — много», «Украсим елку», «Подбери признак к предмету?».

Развивать связную речь. Упражнять в пересказе небольших текстов.

П р и м е ч а н.:

Результат коррекционной работы ___

Использование нетрадиционных методов работы в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ 1 слайд. Ни для кого не секрет, что в настоящее время растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей,.

Мастер-класс «Комплексный подход к преодолению речевых нарушений у дошкольников» Всем известно, что речевая патология не существует сама по себе. Ей сопутствуют, почти всегда, физические и психические нарушения. К тому.

Опыт работы «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в НОД и индивидуальной работе» Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение.

Организация работы воспитателя в группе детей младшего дошкольного возраста по профилактике речевых нарушений Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего.

Перспективный план индивидуальной работы с детьми по физической культуре младшей группы Перспективный план индивидуальной работы с детьми по физической культуре младшей группы октябрь и ноябрь Месяц Фамилия, имя ребенка Вид.

Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком, страдающим дизартрией 1. Обследование речи ребёнка. 1. Сбор общего анамнеза. 2. Исследование импрессивной речи. 3. Исследование слухового внимания. 4. Исследование.

Перспективный план индивидуальной работы в группе раннего возраста В своей работе, мы, воспитатели особое внимание уделяем индивидуальной работе с детьми. я разработала примерное планирование индивидуальной.

План индивидуальной работы Месяц Февраль 2016г. Основные задачи коррекционно-развивающей работы Формировать умение сравнивать две группы предметов, уравнивать неравные.

Приёмы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений речи. Как известно, речь является важнейшей психической функцией человека, наряду с памятью, вниманием, мышлением, восприятием. Чем богаче и правильнее.

Виды речевых нарушений. Причины возникновения речевых нарушений. Задачи коррекционного обучения детей 5–6 лет В человеческой деятельности нет областей, где бы не употреблялась речь. Речевая функция – одна из важнейших психических функций человека.

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у дошкольников Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеенко Людмила Александровна

Целью данной статьи показать, как специально организованной познавательнодвигательной активностью детей способствовать более эффективной коррекции нарушений устной речи и профилактике нарушений письма.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеенко Людмила Александровна

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у дошкольников»

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у дошкольников

Моисеенко Людмила Александровна

Дзержинский межшкольный методический центр с.

коррекция речевых нарушений, комплексный подход, единое образовательное пространство, взаимодействие специалистов, логопедическая спартакиада

Аннотация: Целью данной статьи показать, как специально организованной познавательно-двигательной активностью детей способствовать более эффективной коррекции нарушений устной речи и профилактике нарушений письма.

Работа учителя-логопеда многогранна и проведение занятий по постановке звуков – это лишь только одна из этих граней. Для настоящего специалиста построение качественной и эффективной коррекционно-логопедической работы является первостепенной задачей. Ведь, как известно, полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Более того, влияет на полноценное развитие личности дошкольника. Это должны хорошо понимать все участники педагогического процесса. Во многом этому способствует гармонично выстроенная работа по интеграции усилий учителя-логопеда и педагогов детского сада, родителей, а также работа по коррекции всех психических процессов в серии познавательно-двигательных мероприятий «Ловкий грамотей».

Для того, чтобы добиться стойкости результатов по преодолению и профилактике нарушений речи в детском саду, важно понимать, что преодоление речевых нарушений у дошкольников -это дело всего педагогического коллектива, где основная нагрузка падает, конечно, на учителя-логопеда. Усилия старшего воспитателя необходимо направить на то, чтобы выстроить такую систему работы, которая представляла бы собой не изолированную деятельность специалистов и педагогов, а целостность, преемственность в работе логопеда, воспитателя и инструктора по физической культуре и других специалистов. Такой комплексный подход к коррекции речевых нарушений у дошкольников как раз и осуществляется в такой форме взаимодействия, как познавательно-двигательные мероприятия «Ловкий грамотей».

Таким образом, создание оптимальных условий для преодоления речевых нарушений и коррекции психологической сферы ребёнка и как следствие, его дальнейшей социализации в обществе- цель познавательно-двигательного мероприятия «Ловкий грамотей».

Форма взаимодействия представляет собой систему, решающую четыре блока задач:

I блок- Осуществление вышестоящей цели возможно только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с его сетью интегративных связей в дошкольном учреждении.

Единое образовательное пространство- это пространство, в рамках которого осуществляется развитие и образование дошкольника.

Создание единого образовательного пространства «педагоги-ребенок- семья» предполагает: • взаимодействие и сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями, т.е. принятие

общих целей и задач коррекции речевых нарушений у дошкольников;

• выработка и принятие единых требований к ребенку в ДОУ и дома;

• согласование путей решения проблем формирования грамотной речи;

• выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передачи родителям информации о технологиях коррекционно-логопедического процесса.

Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития и коррекции речи дошкольников. Модель такого взаимодействия при коррекции речевых нарушений представлена в приложении 1, рис.1.

Работая в духе «команды», каждый ее специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности. Деятельность специалистов при такой автономности и независимости каждого подчиняется логике сопровождения.

Представитель администрации – старший воспитатель — руководитель службы сопровождения координирует деятельность специалистов и их взаимодействие, осуществляет организационный контроль, проводит анализ эффективности коррекционно-логопедической работы. Его роль в системе управления образовательного учреждения является ведущей при формировании педагогического коллектива единомышленников, которые способны внедрять современные научные исследования и лучший педагогический опыт в области коррекции и развития речевой деятельности детей.

Роль старшего воспитателя заключается в том, чтобы обеспечить грамотные, целенаправленные, согласованные действия всех специалистов, которые работают с детьми с нарушением речи. Механическое соединение усилий участников образовательного процесса (воспитателей, психолога, логопеда, родителей) без единоначалия не даёт эффективных результатов. Поэтому необходима консолидация всех сил для решения общей задачи формирования грамотной речи под руководством администрации ДОУ.

Созданию единой сплоченной команды, координации действий помогает серия познавательно-двигательных мероприятий «Ловкий грамотей». Они обеспечивают преемственность между специалистами, стимулируют логопедизацию режимных моментов и занятий, проникновение логопедии в повседневную жизнь.

Проведению таких мероприятий предшествует система работы специалистов и родителей под руководством старшего воспитателя и учителя-логопеда (Приложение 2, табл.1).

II блок-Организация коррекционно-развивающей образовательной среды: включает создание комфортной обстановки, стимулирующей речевое развитие ребенка.

Используются различные пособия для развития:

• ручного праксиса -шнуровка «Яблоки на дереве»;

° зрительной памяти и процессов обобщения -дидактическая накидка на ширму (фото. 1), служащую перегородкой предметного пространства в группе. Принцип работы с ней заключается в том, что поставленные учителем-логопедом звуки закрепляются в течение дня на специально подобранных картинках. Эти картинки воспитатель ставит в прозрачные карманы. В течение дня внимание детей периодически обращается на эти картинки, дети правильно проговаривают закрепляемый звук. Также они выставляются для того, чтобы дети определяли наличие звука в названии предмета и для закрепления обобщающих понятий: «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Игрушки» и т.д. Применяется она как в непосредственной образовательной деятельности, так и в течение дня в самостоятельной игре детей. При этом педагог обращает внимание детей на картинки, задавая вопросы разной формулировки. ° фонематического слуха -пособие «Звуковое дерево»;

° зрительно-моторной координации – коврик «Дорожка следопыта: пятка-ступня-носок»;

° уточнение словаря антонимов- большие картонные блоки «Парные кубики». По рекомендациям педагога родители дома также организуют уголки, стимулирующие речевое развитие речи детей, развитие мелкой моторики.

III блок – успешная коррекция речевого недоразвития осуществляется в результате многоаспектного воздействия познавательно-двигательного мероприятия «Ловкий грамотей», направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольника. Наличие интеллекта, т. е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а также речь -это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Но интеллект появляется у ребенка и совершенствуется у подростка и юноши не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью.

Итак, с появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на всё психическое развитие ребёнка. Поэтому в дошкольном и младшем школьном возрасте очень важно устранять не только недостатки звукопроизношения, нарушения просодической стороны речи, но и вести работу по коррекции всех психических процессов.

IV блок- предлагаемый опыт взаимодействия опирается на тот факт, что с формированием интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер ребенка тесно связано развитие движений. Ученые М.М. Кольцова и Е.В. Новикова отмечают, что умственная и физическая деятельность выступают в единстве и во взаимосвязи. По данным О.С. Бот, Е.В. Новиковой, И.С. Лопухиной развитие движений оказывает влияние на развитие таких сторон интеллекта, как: внимание, наблюдательность, мышление. Действительно овладение сложнокоординированными физическими упражениями требует концентрации внимания на выполняемых движениях, а также быстрой и адекватной двигательной ориентации в изменяющейся ситуации. В процессе двигательной активности могут быть задействованы различные анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный. Включаются в работу мыслительные процессы в связи с тем, что необходимо вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель. Влияние двигательной активности на функциональное состояние мозга, и в частности, на развитие сенсорной и моторной сторон речи, доказано в экспериментальных исследованиях, проведенных под руководством Кольцовой М.М. Например, было выявлено, что «чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идет развитие обобщающей функции слова».

V дошкольников со сложными видами речевых нарушений, согласно исследованиям Волковой Г. А., Рычковой Н. А., Шашкиной Г. Р. как раз и отмечаются недостатки психомоторного развития. Моторика детей, судя по данным анамнеза, характеризуется недостаточностью произвольных движений, плохой переключаемостью с одного движения на другое. Затруднена последовательность выполнения движений, их точность, соразмерность и плавность, то есть координация. Отмечается снижение скорости, ловкости, а также недоразвитие мелкой моторики. Зачастую общее состояние здоровья также ослаблено. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети испытывают затруднения в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, при ударе мяча об пол с попеременным чередованием, в сочетании с речью, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. В связи с этим возникают затруднения в овладении простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания: самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Так, их рисунки выполнены нетвердыми,

кривыми линиями. Особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук у детей с ОНР проявляются в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д.). Волкова Г. А., в результате своих исследований, говорит о том, что нередки нарушения оптико-пространственного праксиса: дети не ориентируются в схеме тела, не могут или затрудняются организовать движение и серию движений в пространстве.

Читайте также:  Автоматизация звука (p) на материале лексической темы 'Транспорт' - конспект подгруппового логопедического занятия

Также это форма промежуточного или итогового отчета о взаимодействии специалистов и родителей, а также уровня подготовки детей. Здесь хорошо просматривается, насколько слаженной была работа физинструктора, педагога-психолога, учителя- логопеда и других специалистов в течение всего коррекционного периода и насколько сильна заинтересованность и участие родителей в данном процессе. Задания можно менять, в зависимости от поставленной цели.

В коррекционно-логопедической работе важно учитывать принцип опоры на различные виды анализаторов. Ведь чем большее количество анализаторов будет задействовано в работе, тем сильнее будет коррекционно-логопедический и спортивно-оздоровительный эффект. Именно поэтому в данной форме работы используется мультимедийные средства обучения, т.к. это позволяет выполнять задания, задействовав зрительный и слуховой анализатор. Также для этих целей были изготовлены «Тактильные буквы» с контуром, выполненным из различных материалов

Как правило после такой плодотворной совместной работы дети показывают хорошие результаты в заданиях речевой направленности (правильно и быстро собрать букву из частей, придумать слова по заданию) и спортивной подготовки ( быстрые и в тоже время точные, согласованные, координированные действия).

В связи со сказанным выше возникает проблема своевременной организации соответствующей эффективной коррекционной поддержки, обеспечения адекватного сопровождения ребенка со стороны специалистов детского сада и родителей. Необходима систематическая работа по развитию грамотной речи посредством движения, с помощью его различных форм и видов.

Таким образом, система совместной работы в форме познавательно-двигательных мероприятий «Ловкий грамотей» наглядно демонстрирует профессиональное взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения и родителей в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

В свою очередь, взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что такое взаимодействие приводит к положительным результатам и эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда и старшего воспитателя. Все это позволяет детям намного легче адаптироваться в следующем этапе образования – начальной школе.

1.Веневцев С.И. 1996 г. Использование двигательного действия при обучении грамоте учащихся начальных классов вспомогательных школ. Красноярск. 24с.

2.Волкова Г. А. 1985 г. Логопедическая ритмика. Москва.

3.Власенко И.Т. 1990г. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи/ И.Т. Власенко. Москва.184 с.

4.Кольцова М.М. 1973г. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. Москва.

5.Филиппова С.О. 2004 г. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков.Санкт-Петербург. 94с.

6.Шашкина Г. Р. 1997г. Логопедическая ритмика в системе коррекционо-педагогических воздействий на детей с ОНР в подготовительной к школе группе// Журнал “Дефектология №6”. Москва.

7.Поваляева М. А. 2010г. Настольная книга логопеда. Москва. 608 с.

Система коррекционной работы по преодолению нарушений речи у детей дошкольного возраста

В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей.

Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода.

Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Необходима совместная работа врача, логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию.

Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с патологией речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательных и речевых сфер.

I. Условия эффективности взаимодействия всех специалистов в преодолении речевых нарушений у дошкольников.

Каждый ребенок, имеющий отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ребенку преодолеть нарушения развития.

Работа заключается в следующем:

1. Взрослые, окружающие ребенка, четко представляли цель своей деятельности и взаимодействовали между собой.

2. Каждый из участников процесса должен нести ответственность за свой отрезок этого пространства и осуществлять двухстороннюю связь с другими участниками этого процесса.

3. Медицинский и педагогический персонал, родители были вооружены необходимым инструментарием для предстоящей работы.

4. Влияние каждого из участников коррекционно-развивающего пространства на развитие ребенка должно идти – от простого к сложному, поэтапно.

5. Условие эффективности взаимодействия – достижение результата.

II. Организация и реализация комплексного и коррекционного воздействия на речевое развитие дошкольников.

1. Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы.

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений.

Основными задачами в коррекционной работе логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений является всесторонняя коррекция речи, неречевых процессов и формирование личности ребенка. Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

– логопед формирует первичные речевые навыки у детей;

– воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

В соответствии с этими задачами функции логопеда и воспитателя четко разделяются.

Перед занятиями логопед проводит обследование: оно длится в течение 15 дней.

Основная задача этого периода – создание дружного детского коллектива в логопедической группе.

Заканчивая этап обследования, логопед оформляет соответствующую документацию и совместно с воспитателем оформляет родительский уголок, готовит и проводит педагогический совет и родительские собрания.

Логопед проводит занятия фронтальные (4-5 детей) и индивидуальные по коррекции нарушений звукопроизношения (например, автоматизация звуков по индивидуальной тетради ребенка) и закреплению полученных навыков свободной речи, воспитатель проводит ежедневные занятия в вечерние часы.

Логопед и воспитатель, каждый на своем занятии, решают коррекционные задачи.

На индивидуальном занятии воспитатель осуществляет программу, разработанную логопедом для каждого ребенка. Для этого я разработала систему, которая максимально эффективно реализовывает коррекционный потенциал взаимодействия специалистов.

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления речевых нарушений и закрепить учебный материал логопедических занятий, развивать у детей способность применять полученные знания и сформированные умения и навыки.

Занятия познавательного цикла (ознакомление с живой и неживой природой, чтение литературных произведений и др.) обеспечивают широкие возможности для речевого развития детей (например, активизации и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкции, развития навыков связной речи, совершенствования слухового внимания и фонематического восприятия, закрепления правильного звукопроизношения). Занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование и аппликация) создают условия для развития навыков общения.

Тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданиям логопеда – пример совместной работы логопеда и воспитателя. Еженедельно в конце рабочей недели логопед вписывает в тетрадь для вечерних занятий задания для коррекционной работы с детьми.

В вечерние занятия воспитателя включаются упражнения:

– по отработке артикуляционных упражнений;

– для автоматизации поставленных звуков;

– на повторение скороговорок, поговорок, стихотворений, текстов, ранее отработанных логопедом;

– для развития фонематического слуха;

– по формированию лексико-грамматической стороны речи.

Коррекционная работа представлена тремя этапами: подготовительным, основным и заключительным, решаются следующие цели:

– познакомить детей с различными звуками; научить различать речевые и неречевые, гласные и согласные звуки;

– отработать произношение гласных и согласных звуков; выработать умение дифференцировать звуки на слух и в собственной речи; сформировать навыки фонематического анализа и синтеза;

– обобщить и закрепить навыки, полученные детьми в ходе реализации коррекционной программы.

Огромную роль в коррекционно-образовательном процессе играют медицинский персонал, инструктор физического воспитания, музыкальный руководитель, педагог-психолог, а также семья и ее воздействие.

Реализация комплексного подхода к преодолению заикания

Рубрика: 7. Дефектология

Статья просмотрена: 1123 раза

Библиографическое описание:

Кирбитова Л. Г. Реализация комплексного подхода к преодолению заикания [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 161-164. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1360/ (дата обращения: 28.02.2020).

В настоящее время для преодоления заикания применяется так называемый комплексный подход, включающий в себя целый ряд, или комплекс, различных медико-педагогических мероприятий. Необходимость именно комплексного воздействия объясняется тем, что данный недуг представляет собой не какой-то частный «изолированный» дефект, а сложное речевое расстройство, тесно связанное со всей личностью ребенка. Естественно, что такое сложное расстройство не может быть преодолено за счет использования каких-то отдельных приемов – здесь необходимо воздействие на весь организм в целом, начиная с раннего возраста.

В нашем дошкольном учреждении функционирует группа для детей с заиканием. Эти дети требуют особой заботы и внимания. Они отличаются повышенной впечатлительностью, ранимостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушением сна. Поддержка личности такого ребенка выступает в коррекционной работе на первый план.

Комплексный метод, включает в себя различные медико-педагогические мероприятия:


Коррекционные логопедические занятия с учителем – логопедом.

Музыкотерапия – использование музыки в оздоровительных целях.

Ритмотерапия – специфические упражнения под музыку с использованием движений.

Динамотерапия – двигательные упражнения, направленные на общее и физическое оздоровление и коррекцию в двигательной сфере.

Логоритмотерапия – система упражнений и игр, в которых речь соединяется с движением.

Сказкотерапия – постановка лечебных спектаклей.

Куклотерапия – использование различных видов театра для коррекции речи, снятия болезненной фиксации на дефекте.

Психотерапия – оздоровление психики заикающегося ребенка косвенным и прямым способами.

Получение позитивных результатов – следствие партнерского продуктивного контакта и принципа межпрофессиональной деятельности специалистов и педагогов, осуществляющих реабилитационную работу. С каждым из этих специалистов имеется перспективный план по взаимодействию.

Приемы компенсации речевых расстройств в работе с детьми с ТНР в первую очередь базируются на положениях гуманной педагогики. Гуманизация специального образования предполагает, прежде всего, уважение к личности каждого ребенка с проблемами развития. Особенно принципы гуманного отношения к ребенку актуальны в работе с заикающимися дошкольниками. Ведь в первую очередь у таких детей необходимо «наладить» душевный комфорт, а только потом приступать непосредственно к коррекции заикания.

Для психического здоровья таких детей важна благоприятная среда, в которой его любят и понимают, не позволяют грубого обращения, где не жалеют бездумно, проявляя всяческое снисхождение, а уважают и помогают поверить в себя и свои силы. Работать с такими детьми интересно, но в тоже время очень трудно. Ведь кроме основного речевого нарушения у большинства детей присутствуют различного рода невротические проявления. Рассеять тревогу, создать вокруг ребенка теплую и спокойную атмосферу – первое условие, как для профилактики, так и для лечения заикания. Ведь страшно не само заикание, страшно, когда оно патологически изменяет личность ребенка. Поэтому, чтобы процесс воспитания, развития и коррекции стал продуктивным, мы следуем принципам личностно-гуманного подхода к каждому ребенку. Это главное укрепляющее средство.

В каждом человеке, а в ребенке тем более, живет стремление сообщить миру о своих достижениях, мыслях, чувствах, отношении к происходящему. А такой ли ребенок с заиканием?

Речь заикающегося ребенка в большинстве случаев, нормально развивается, дети свободно излагают свои мысли, общаются с взрослыми и сверстниками. Это происходит до тех пор, пока они не столкнутся с травмирующей ситуацией и не осознают свой речевой дефект. И формула знаю как, умею, и хочу общаться, сразу ломается. «Я – не такой, как все, я не могу говорить, как другие дети, а значит, и не буду». И у ребенка с заиканием постепенно нарушается коммуникативная функция.

Что такое заикание?

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, вследствие судорожного состояния мышц речевого аппарата.

Сам факт существования речевых судорог приводит к целому ряду речевых и личностных нарушений, что вынуждает заикающихся во время речи одновременно думать о том, что сказать, как сказать. Речь для ребенка становится тяжким трудом, и ставит его перед необходимостью как быстрее передать хотя бы элементарное содержание высказывания; тут не до позы, взгляда, мимики, жеста.

Повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс компенсации речевого дефекта, предупредить появление рецидивов, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации – задача педагогов, медиков, всех работающих с такими детьми.

А учиться и лечиться такой ребенок будет с увлечением и охотой только тогда, когда его вовлекают в интересную и разнообразную деятельность. Такой интересной деятельностью для ребенка является игра. Игра управляет развитием, в ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям. С этой целью в моем кабинете создана развивающая Лого среда, которая помогает превратить трудный процесс коррекционной работы в занимательную игру. Лого среда оформлена в виде кукольных персонажей из знакомых детских мультфильмов: «Простоквашино», «Путешествие в Тили-мили-трямдию» и др. Эти персонажи позволяют быстрее вступить в контакт с ребенком с речевой патологией, создать атмосферу сказочности, быстро развернуть с ребенком любую коррекционную и театрализованную деятельность.

Радость жизни ребенок ощущает, если во время игры царит духовная общность между логопедом и воспитанником. Эта общность и достигается через развивающее воздействие Лого среды.

Длительный процесс компенсации речевого дефекта требует ненасильственных методов управления. И здесь опять выручает его «Величество Игра». Ведь методика Г.А. Волковой, которую использую в работе, так и называется «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников». В ходе игр-занятий подбираю разнообразные игровые упражнения, речевые игры, в том числе и игры-драматизации.

Эти игры подтолкнули меня к использованию в «лечении» заикания элементов куклотерапии. Куклы в работе с дошкольниками всегда играли немаловажную роль. А если у ребенка еще и различные невротические проявления, заикание, нарушение дыхания, темпа речи и др., то здесь кукла является и средством коррекции этих нарушений. Упорядоченность и согласованность движений руки и речи обусловлено применение в коррекции заикания ручных кукол. «Уже один вид веселого человечка, который оживает на глазах зрителей, вызывает большой интерес, создает непринужденную праздничную атмосферу, побуждает к речевому общению» [3, 99].

Читайте также:  Конспект логопедического занятия: Составление рассказа по серии сюжетных картин

Когда дети научились работать с куклой, пришло время непосредственно, самим войти в образ. Это очень сложно для детей, как в эмоциональном, так и в психологическом плане, т.к. кукла и ширма – это некая защита для ребенка от зрителя, и отсутствие таковой как бы обнажает его, оставляет один на один со зрителем, дает колоссальную психоэмоциональную нагрузку. Чувство неуверенности в себе, волнение, страх перед выступлением иногда преследуют ребенка достаточно долго и доставляют ему много волнений.

Идея лечить детей – невротиков с помощью кукольного театра возникла в нашей стране. Так Татьяна Львовна Шишова в 1988 году, в Горьком на театральном фестивале выступая, говорила, что кукла служит для ребенка своего рода защитой, психологической опорой в его публичном выступлении. Она отвлекает внимание ребенка от речевых трудностей. А если это не актер, а болезненно застенчивый ребенок? Застенчивость – это когда хочется спрятаться за стенку. И мы своим детям такую возможность предоставляем. Ребенок прячется за ширму, как настоящий кукловод. А в кукольном театре мы даем детям еще одну «стенку» – возможность спрятаться за метафорический образ. Учитывая, личностно-психологические особенности заикающихся детей игра в театр ведется в определенной системе:


Театр за ширмой.

За ширмой, но без занавеса.

Театр в темных очках.

В игре с куклой все внимание ребенка теперь уже концентрируется на руке и на кукле, таким образом, снимается болезненная фиксация на речи. Напряжение с органов артикуляции переходит на руку. Рука ребенка напряжена и дрожит, а речь льется спокойно без пароксизмов заикания. Особенности ручных кукол позволяют широко пользоваться ими на протяжении всего курса логопедических занятий. Это не просто организация обычного кукольного представления. Даю куклу в руки ребенка, с ее помощью в игровой форме обучаю детей игровой технике, незаметно исправляя запинки в речи.

Действенным приемом коррекции заикания является логопедическая ритмика. Логопедическая ритмика – основана на использовании связи слова, музыки и движения. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Основными составляющими логопедической ритмики являются:


Различного рода ходьба, прыжки, бег под музыку

    Мышечная релаксация по контрасту с напряжением.

    Работа над просодическими компонентами речи.

    В заключение занятия обязательно проводится глубокая релаксация.

    В ходе занятия двигательно-речевые логоритмические упражнения помогают легко и непринужденно компенсировать не только недостатки речи, психические функции, но и открывают новые способности ребенка, повышают его самооценку.

    Постоянно заботясь о душевном равновесии детей, об их настроении, чувствах и переживаниях, использую в работе такой эффективный вид коррекции, как элементы музыкотерапии. В режиме работы группы она используется, как музыкальный фон. Ведь спокойная, тихая музыка оказывает успокаивающее и гармонизирующее воздействие на ребенка, а музыка динамичного и ритмичного характера способствует выбросу негативных эмоций и переживаний.

    Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают, данный метод позволяет использовать музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов двигательных и речевых расстройств. Занятия с музыкальным руководителем и учителем – логопедом позволяют ощутить радужный мир детства, и «настроить» на мажорный лад иммунную систему, улучшить мозговую деятельность ребенка и научиться управлять своим настроением.

    На занятиях мы используем различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах, музыкорисование и обязательно элементы театрализации. При этом большое значение придается музыкально-психологическим формулам преодоления стрессовых ситуаций и музыкально-филосовскому тренингу, формирующему личность.

    Кроме того, элементы музыкотерапии являются слагаемыми каждого моего логопедического занятия. Это стало возможным благодаря появлению в кабинете логопеда компьютера и возможности использования не только музыки, а и различных коррекционно-логопедических игр, презентаций и многих других компьютерных технологий, которые делают процесс обучения интересным, ярким, позволяет в работе с ребенком задействовать как можно больше анализаторов.

    Как известно, заикающиеся дети имеют различные невротические проявления, внутренние зажимы, и т.п. Снять психоэмоциональное напряжение, стабилизировать нервную систему позволяют опять же куклы, сделанные из набивных мячей. Доброго Чипполино можно крепко прижать, полюбить, пожалеть, а злого, жадного Синьора – Помидора – поколотить, кулачками, наказать за то, что обижал добрых человечков, персонажей сказки Джанни Родари. Тем самым, снимая агрессивные проявления, отрицательные эмоции.

    Важным для себя в воспитании заикающихся детей я считаю принцип толерантности, который проявляется в исключительной чуткости, постоянной заботе и настрое на уверенность в успехе. Этому помогают и игровые психологические тренинги. Они проводятся перед каждым логопедическим занятием. И такие «уроки» душевного равновесия шаг за шагом помогают ребенку выйти из сложной ситуации. Для психического здоровья ребенка важна сбалансированность эмоций. Разбалансированность чувств, способствует возникновению эмоциональных расстройств, а это ведет к нарушению социальных контактов и к декомпенсации заикания.

    Родителям и педагогам важно с самого начала понять свою исключительную, совершенно незаменимую роль в деле практической реализации комплексного метода преодоления заикания.

    Что же конкретно могут сделать родители?

    Прежде всего, они должны позаботиться о выполнении всех рекомендаций врача-невролога, учителя – логопеда, и других специалистов, работающих с их детьми.

    Кроме того, для обеспечения спокойной обстановки в семье им придется многое пересмотреть как в их собственных взаимоотношениях, так и во взаимоотношениях с ребенком. Все имеющиеся противоречия на некоторое время следует «приглушить» или же отложить выяснение разного рода конфликтных вопросов. Цена этому «перемирию»- здоровье ребенка.

    Педагог должен быть добрым источником веры в то, что у маленького партнера все получится, он должен излучать, должен чувствовать эту веру, чтобы зажечь искорку интереса.

    Любовь к детям – основа гуманистической направленности педагогики, поэтому коррекционно-воспитательный процесс в нашей группе ориентирован на личность воспитанников.

    Белякова Л.И., Дьякова Е. А. Логопедия. Заикание. М., АСАДЕМА, 2003.

    Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. С-П «Детство-пресс» 2003.

    Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М. Просвещение, 1993, 99с.

    Громова Е.И. К вопросу о влиянии музыки на речь в норме и патологии. Вестник Моск. Университета. Психология. 1984,№7 .

    Шишова Т.Л., Медведева И.Я. Книги для трудных родителей. Чтобы ребенок не был трудным. Речь. 2008.

    Шишова Т.Л., Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Разноцветные белые вороны. Семья и школа. 1996.

    Похожие статьи

    Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей.

    Логоритмика, или речевая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные

    Логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, моторику, настроение ребенка

    Кроме пальчиковых игр на занятиях применяются и речевые игры.

    Использование технологии логоритмических игр и упражнений.

    Ключевые слова: логопедическая ритмика, логоритмика, дошкольная логопедия, дошкольная коррекционная педагогика.

    Работа с речевыми звуками начинается с гласных, так как гласные вызывают у детей гораздо меньше затруднений, чем согласные.

    Коррекция нарушений темпо-ритмической стороны речи.

    Использование сюжетно-ролевых игр, где текст произносится в определенном темпе. Эту работу уместно дополнять занятиями по логопедической ритмике, которые содержат в себе различные речевые игры с разной степенью подвижности.

    Методика коррекции заикания у детей 4–6 лет | Статья в журнале.

    Все методические приемы должны по возможности исключить фиксацию ребенка на дефекте.

    Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, работа, игра

    Далее ведется основная работа на речевом материале различного уровня сложности.

    Необходимость логоритмических занятий при коррекционной.

    слуховое восприятие, ребенок, речевой материал, музыка, речь, развитие, занятие, движение, моторное развитие, коррекционная работа.

    ребенок, упражнение, игра, мелкая моторика, развитие, сюжетно-игровая основа, подготовительный этап, логопедическая ритмика.

    Речедвигательная гимнастика как средство коррекции.

    ребенок, упражнение, развитие, мелкая моторика, палец рук, общая моторика, левая рука, коррекционная работа, логопедическая работа, дыхательная гимнастика.

    — Упражнения на развитие мелкой моторики; — Речевые игры без музыкального сопровождения.

    Использование фонетической ритмики в коррекции речевых.

    Устная речь детей с моторной алалией, как известно, характеризуется не только большим количеством дефектов в произношении звуков речи, но

    Поэтому, на начальном этапе работы по включению фонетической ритмики в коррекцию детей обучают правильному дыханию.

    Педагогика оздоровления в системе коррекции общего.

    Увеличение процента детей с ОНР, усложнений речевых нарушений различными формами проявления дизартрий. Все эти данные говорят о необходимости поиска более продуманной системы коррекционной работы.

    Логоритмические занятия как эффективная форма работы по.

    В нашем детском саду я использую такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика.

    В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на.

    Реализация комплексного подхода в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

    Реализация комплексного подхода в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

    МДОУ «Детский сад №36» г. Соликамск Пермский край

    Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера.

    Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом[2]. Необходима совместная работа врача, логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, инструктор по физической культуре и спорту. Эта работа должна носить согласованный комплексный характер. Как отмечают специалисты, необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детского контингента, поступающего в ДОУ[4]. Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами, педагоги МДОУ «Детский сад № 36» строят свою работу на основе общих педагогических принципов.

    Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с патологией речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы. Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ребенку преодолеть нарушения развития.

    Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны логопед, воспитатели группы детского сада, взрослые, окружающие его в повседневной жизни. Это и медицинский персонал, инструктор по физической культуре и спорту, музыкальный руководитель, семья.

    В рамках деятельности данного образовательного учреждения логопед осуществляет консультационную работу с педагогами, для того чтобы они овладевали приемами коррекционного воздействия при нарушении речи. Со стороны воспитателей и учителя-логопеда ведется постоянная работа с детьми, имеющими нарушения речи. Используются подгрупповые и индивидуальные формы работы. В ДОУ накоплен богатый логопедический материал, который применяется в соответствии с поставленными целями и возрастом детей.

    Очень важно, чтобы медицинский и педагогический персонал, родители были вооружены необходимым инструментарием для предстоящей работы, основную часть которого составляют специальные знания. Со стороны медицинского персонала осуществляется контроль, им указывается четкий анамнез ребенка, что оказывает существенную помощь в определении причин нарушения речи и выявления последствий их проявления и предупреждения. В каждом случаи определяется индивидуальный маршрут ребенка, где прописываются все пункты коррекционной работы.

    Не менее важно, чтобы влияние каждого из секторов коррекционно-развивающего пространства на развитие ребенка строилось последовательно и постепенно – от простого к сложному, от исправления недостатка к достаточно длительной автоматизации, являющейся залогом успеха всей коррекционной работы[1].

    Формирование единого развивающего пространства в условиях нашего ДОУ происходит поэтапно. Сначала осуществляются два параллельных процесса: становление психолого-медико-педагогического консилиума как формы взаимодействия воспитателей групп, узких специалистов детского сада и логопеда – с одной стороны – и установление взаимодействия логопеда и родителей – с другой.

    Важно и формирование многостороннего взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса.

    Одним из условий эффективности взаимодействия выступает и достижение результата. Результатом взаимодействия являются:

    – достижения качества дошкольной подготовки,

    – прогнозирование школьных успехов ребенка и выработка рекомендаций для родителей по его дальнейшему сопровождению,

    – планирование работы по отслеживанию успехов ребенка в начальной школе, – помощь педагогам школы в сопровождении детей с особенностями речевого развития на начальном этапе обучения.

    Важная роль в работе с детьми, имеющими речевые нарушения принадлежит и инструктору по физической культуры и спорту. Он работает над развитием мелкой и общей моторики, формирует правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, координацией движения.

    Что касается деятельности музыкального руководителя в этом направлении, укажем, что его работа направлена на развитие музыкально и речевого слуха. Он создает условия для развития способности принимать ритмическую сторону музыки, движений речи, формировать правильное фразовое дыхание, развивать силу и тембр голоса.

    Коррекционно-развивающие занятия психолога направлены на формирование психологической базы речи детей. Мы отмечаем, что осуществление коррекционно-развивающей работы по данным направлениям способствует комплексному преодолению нарушений речевого развития и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии познавательных психических процессов.

    Как показывает результаты проводимой нами работы, качественная реализация задач развития речи детей возможно только на основе комплексного подхода, т. е. взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ, как важного условия создания единого образовательного пространства.

    1. Иванова, оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя [Текст]///Логопед.-2009.-№3.

    2.Колесникова, фонематического слуха у дошкольников[Текст]/.- М., 2002.

    3. Лизунова, единого речевого режима в ДОУ [Текст]/ //Логопед.-2009.-№3.

    4. Степанова, логопедическая служба: из опыта работы[Текст]/.- М., 2008.

Ссылка на основную публикацию