Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей (обобщение опыта работы проблемной группы)

Нередко в дошкольных образовательных учреждениях встаёт проблема взаимодействия специалистов и воспитателей между собой. Группой учителей-логопедов ДОУ города Перми в рамках работы проблемной группы при МБОУ “Центр психолого-медико-социального сопровождения” города Перми была предпринята попытка собрать положительный опыт по данному вопросу разных учреждений. Я хочу проанализировать и представить обобщенный опыт работы данной группы.

Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ

Задачи:

  • Разработать единые (вариативные) подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.
  • Подобрать новые действенные и обменяться имеющимися формами взаимодействия в условиях специализированной группы или ДОУ и в условиях логопункта, (технология взаимодействия).
  • Разграничить зоны ответственности учителя-логопеда и воспитателей ДОУ
    в коррекционно-развивающей работе.
  • Отобрать программное обеспечение по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя c использованием ИКТ.
  • План работы:

  • Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при диагностике, определение объемов и сфер влияния, формы сотрудничества.
  • Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при проведении коррекционно-развивающих мероприятий, формы сотрудничества.
  • Функционал учителя-логопеда и воспитателей.
  • Выстраивание взаимодействия с использованием информационно-компьютерных технологий.
  • Планируемый результат: подбор и разработка единых (вариативных) подходов по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

    Логопедический пункт общеобразовательного ДОУ: взаимодействие логопеда и воспитателей

    Теоретическая основа и практический материал представлен в пособии Михеевой И. А. и соавторов “Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда”. Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и родителей к активному участию в коррекционной логопедической работе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Авторы-составители распределили по лексическим темам и включили в пособие: описания пальчиковых игр и упражнений на координацию речи с движением; задания, направленные на развитие общих речевых навыков на основе текстов; большое количество игр для развития слухового, зрительного внимания, фонематических представлений, для обогащения словаря и совершенствования грамматического строя речи; а также стихотворения, загадки и тексты для пересказа. Упражнения и тексты, предложенные в пособии, ориентированы на работу с детьми 5-7 лет.

    Нами предпринята попытка разграничить работу воспитателя и логопеда по основным направлениям, определить точки соприкосновения взаимодействия: диагностика, коррекция, профилактика.

    ВоспитательУчитель-логопед
    Проводит диагностику общего развития.

    Сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания.

    ВоспитательЛогопед
    Осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов.

    Занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики.

    Оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков.

    Способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры.

    ВоспитательЛогопед
    Организует такую предметную среду, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии.

    Формы работы по взаимодействию с воспитателями, используемые в практике

    1. Индивидуальная работа на один месяц по следующим разделам: работа по автоматизации звуков и контроль за ними; работа над мелкой моторикой; преодоление лексико-грамматического недоразвития речи на определённой лексической теме; развитие связной речи. Опираясь на данную таблицу – схему индивидуальной работы воспитатель может строить свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка. На занятии по звуковой культуре речи можно каждому ребенку предложить разобрать слова с теми звуками, которые они исправляют у логопеда.

    2. Наблюдения за динамикой постановки звуков у детей. Наблюдение за динамикой позволяет воспитателю наглядно отследить динамику звукопроизношения всех речевых детей группы или конкретного ребенка. Опираясь на условные обозначения, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает логопед). Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремиться требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым, у ребенка нет боязни отвечать на занятиях, не идет закрепления неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу. Порой воспитатели упорно просят повторить слово со звуком, которого у ребенка нет, и начинают сердиться, если ребенок что-то делает не так.

    3. Совместные рекомендации логопеда и психолога по детям, входящим в состав “группы риска”.

    4. Логопедические памятки и буклеты, выпускаемые 1 раз в 2 месяца,
    в помощь педагогам и родителям по преодолению речевых проблем. Выпуск тематических логопедических буклетов “Логопедическая тропинка” и памятки, которые помогли бы воспитателям и родителям без специального образования овладеть навыками логопедической коррекционной помощи для своих детей. Красочно оформленные буклеты привлекают внимание не только взрослых, но и детей, которые хотят поучаствовать в их обыгрывании.

    5. Подбор речевого материала: чистоговорок, рифмовок, стихотворений, заданий и упражнений для коррекции различных компонентов речевой деятельности. Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Поэтому мы помогаем подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендуем воспитателям работать с готовыми печатными изданиями, советуем использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.

    Разграничение функций логопеда и воспитателя в условиях речевой группы и речевого детского сада

    • Проблемы, которые затрудняют совместную деятельность логопеда и воспитателя: совмещение программы ” Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5-6 лет)” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной с основной общеобразовательной программой МДОУ;
    • отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день;
    • сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СаНПиНа;
    • отсутствие четкого деления функций между воспитателем и логопедом;
    • невозможность взаимопосещения занятий логопедом и воспитателем в разновозрастных группах.

    Совмещение программ рассмотрено в пособии: Л.Р.Лизуновой “Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ”. В пособии рассматриваются вопросы создания оптимальных психолого-педагогических условий преодоления и предупреждения речевых нарушений у воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Структурно-организационные и программно-методические аспекты воспитания и обучения детей с нарушениями речевого развития являются результатом научно-исследовательской и коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Представленные программно-методические материалы включают в себя описание структурных компонентов системы коррекционно-развивающей и профилактической работы, направления организации единого речевого режима, программное содержание и планирование комплексной воспитательно-образовательной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения в целях организации единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития.

    Практикующими учителями-логопедами совместная деятельность организуется в соответствии со следующими целями:

    • повышение эффективности коррекционно-образовательной работы
    • исключение дублирования воспитателем занятий логопеда
    • оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.

    Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

    • логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов
    • воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки

    Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя

    1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.

    2. Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.

    3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.

    4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

    5. Разработка общих рекомендаций для родителей.

    ВоспитательЛогопед
    Планирует и организует занятия с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия.Планирует и организует занятия с учетом возраста и индивидуальных нарушений развития речи у детей.
    Формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования.Проводит основную словарную работу
    Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением.

    Функционал логопеда:

    • Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
    • Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
    • Работа по коррекции звукопроизношения.
    • Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
    • Работа по коррекции слоговой структуры слова.
    • Формирование послогового чтения.
    • Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
    • Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
    • Предупреждение нарушений письма и чтения.
    • Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

    Функционал воспитателя:

    • Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
    • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
    • Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
    • Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
    • Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
    • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
    • Закрепление навыков чтения и письма.
    • Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
    • Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

    Интегрированные занятия – как форма совместной деятельности специалистов, воспитателей и родителей. Повышают профессиональную компетентность. Комплексно решают профилактические задачи.

    Интегрированные занятия с музыкальным руководителемИнтегрированные занятия с инструктором по ФИЗОИнтегрированные занятия с педагогом- психологомИтоговое занятие
    Логоритмика с детьми второй младшей группыОздоровительная и речевая гимнастикаПрофилактика и коррекция речевого развития и эмоциональной сферы детейСпециалисты, воспитатели и родители

    Взаимодействие логопеда с воспитателем с использованием ИКТ

    • проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера
    • использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом логопедической группы, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня
    • использование различных логопедических игр, упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда.

    Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм СанПиНов:

    • использование новых моделей компьютера
    • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы)
    • проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 – 2 минуты на несколько секунд
    • включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений

    Список литературы:

  • Л.Р.Лизунова. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: Программно-методическое пособие. – Пермь: Издательство “ОТ и до”, 2010. – 114с.
  • Михеева И. А., Чешева С. В., Чещева С. В. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. (Популярная логопедия) Серия: Популярная логопедия [104] Издательство: КАРО, ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР, 2009 г.
  • Способы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в процессе развития речи дошкольников с использованием ИКТ

    Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья [3]. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем.

    Поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. Успех коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в процесс организации жизни и воспитания детей в ДОУ.

    В МАДОУ детский сад №73 Ленинского района г. Екатеринбурга организации взаимодействия всех специалистов уделяется особое внимание, что важно при работе в группах компенсирующей направленности детей дошкольного возраста. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможна коррекция нарушений развития и социальная адаптация воспитанников. В группе компенсирующей направленности особенно актуально взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей.

    Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется по следующим направлениям [5]:
    – повышение эффективности коррекционно-развивающей работы;
    –исключение дублирования воспитателем непосредственно образовательной деятельности логопеда;
    –оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционной и педагогической деятельности логопеда и воспитателей по развитию речи детей.

    В дошкольном учреждении учителями-логопедами и воспитателями традиционно используются такие формы взаимодействия между участниками коррекционно-развивающего процесса, как:
    • выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время;
    • применение воспитателями комплексов самомассажа на физкультминутках;
    • взаимопосещения занятий;
    • оформление картотек по разным разделам коррекционной работы.
    • заседания «Логопедической гостиной»;
    • планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы;
    • совместный выпуск журнала для родителей о детях “АБВГдейка.

    Кроме традиционных способов взаимодействия педагогов дошкольного образования и специалиста, в коррекционной работе используются разнообразные нетрадиционные методы и приемы, которые предотвращают утомление детей, поддерживают у детей познавательную активность, повышают эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в коррекционном процессе, поэтому педагоги активно используют ИКТ в своей практике [2].

    Компьютерные программы, применяемые в образовательной деятельности, служат одним из средств оптимизации процесса коррекции речи, а также имеют определенные преимущества:
    • благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат;
    • использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;
    • способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями);
    • компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни ( полёт ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты;
    • активное применение компьютера в учебной деятельности значительно экономит силы логопеда при подготовке к занятиям, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения детям.
    Занятия с использованием компьютера проводятся при соблюдении определенных условий для сбережения здоровья ребенка (соблюдение СанПиНов):
    • использование новых моделей компьютера;
    • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
    • включать в занятия учителя-логопеда игры, направленные на профилактику нарушений зрения;
    • во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

    Низкий словарный запас у детей с нарушением речи и наглядно-образное мышление дошкольников требуют большого количества наглядного материала, как демонстрационного, так и раздаточного. Не всегда учитель-логопед имеет под рукой необходимые иллюстрации, не каждый способен нарисовать картинку. Творческий подход педагога к созданию презентации позволит легко «составить» необходимую картинку или схему, изменить её в случае необходимости без дополнительных затрат. Кроме того, меняющиеся на экране картинки вызывают у детей больший интерес, чем традиционные иллюстрации.

    В работе активно используются презентации, созданные с помощью программы Power Point (для закрепления лексических тем, пополнения и активизации номинативного и предикативного словаря, введения в речь предлогов, числительных, прилагательных), которые разрабатываются в соответствии с темой и задачами, а также, уровнем речевого развития дошкольников.

    В коррекционном взаимодействии применимы компьютерные задания по обучению грамоте ( «От буквы к слову», «Учимся читать») , обогащению и уточнению и активизации словаря детей («Развиваем речь», «Логопедические игры»), автоматизации и дифференциации звуков («Веселые рыболовы», «Хитрая половинка»)..
    В индивидуальной работе используются компьютерные программы, направленные на устранение речевых недостатков, развитие психических процессов дошкольников. Это – материалы, размещенные на портале МЕРСИБО (http://mersibo.ru), интерактивные игры и пособия, презентации, созданные в программе Power Point.

    Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекционную работы с детьми является средством организации обучения, и взаимодействие учителей-логопедов и воспитателей – условие успешной коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников.

    1. Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. N 753/23-16 “Об информатизации дошкольного образования в России”
    2. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании- М.: Мозаика-Синтез, 2011.
    3. Новые информационные технологии в образовании. Материалы международной научно-практической конференции
    Екатеринбург, 1–4 марта 2011 г. Часть 1 Екатеринбург РГППУ 2011.
    4. Интерактивная педагогика в детском саду. под.ред. Микляевой Н.В. . – М.: ТЦ «Сфера»,2012.
    5. Степанова О.А..Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М.: Просвещение, 2003.

    Настройка шрифта:

    Выберите шрифт: Tahoma Times New Roman

    Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

    Настройка цветовой схемы:

    Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

    Портал государственных и муниципальных услуг в сфере образования г. Саратова

    МДОУ “Детский сад комбинированного вида № 227”

    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образовательные стандарты
    • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
    • Мат.-техническое обеспечение и оснащеность образ. процесса
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • Расписание дополнительных услуг
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приема (перевода)
    • О наличии свободных мест в группах
    • “О денежной компенсации затрат на ребенка-инвалида”
    • объявления
    • РОДИТЕЛЬСКАЯ ПЛАТА ЗА Д/С
    • документы для приема
    • Паспорт дорожной безопасности
    • Нормативные акты
    • Федеральный закон от 25.12.2008г. № 273-ФЗ
    • Положение “О противодействии коррупции”
    • План мероприятий по противодействию коррупции
    • Памятка
    • Кодекс профессиональной этики и служебного поведения работни
    • КОНКУРС чтецов, посвященный 70-летию Победы
    • Контакты
    • Руководители МДОУ 227
    • Наши достижения
    • наши услуги
    • план работы
    • положение о профсоюзе
    • Главная /
    • Методическая копилка /
    • Учитель-логопед /
    • Роль взаимодействия воспитателей с учителем-логопедом в условиях работы логогруппы»

    Роль взаимодействия воспитателей с учителем-логопедом в условиях работы логогруппы»

    Консультация для педагогов
    «Роль взаимодействия воспитателей с учителем-логопедом
    в условиях работы логогруппы»
    Подготовил: учитель-логопед
    Кирсанова Е.И.
    Одной из ярких тенденций модернизации образования является предоставление государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, дети с дефектами речи должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь в условиях ДОУ. При этом все более значимой становится проблема поиска эффективных способов работы по коррекции речи.
    Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Особую роль в логопедической группе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.
    Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей ДОУ организуется в соответствии со следующими целями:
    · повышение результативности коррекционно-логопедической работы;
    · рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течение дня для исключения перегрузки детей;
    · адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных как на всю группу детей, так и на отдельного ребенка.
    Основные виды организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей:
    1. совместное изучение содержания программ ДОУ и составление совместного плана работы;
    2. открытые занятия учителя-логопеда с целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей;
    3. обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и вне них;
    4. совместная подготовка к детским праздникам;
    5. разработка общих рекомендаций для родителей.
    Функции логопеда и воспитателя по развитию речевых компонентов дошкольников и неречевых психических процессов, связанных с речью.

    Функции логопедаФункции воспитателя
    Развитие фонетического компонента языковой системы.Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков.
    Формирование фонематических процессов.Учет лексической темы, выбранной логопедом, при проведении всех занятий в группе в течение недели.
    Совершенствование состояния лексического компонента речи.Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
    Развитие процесса словообразования имен существительных, имен прилагательных, глаголов.Формирование связной речи.
    Формирование грамматического строя речи.Закрепление графомоторных навыков.
    Совершенствование связной речи.Развитие внимания, памяти, вербально-логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
    Совершенствование графомоторных навыков и знакомство детей с азами грамоты.
    Развитие неречевых психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логического мышления, памяти, внимания, воображения.

    Воспитатели выполняют задания учителя-логопеда ежедневно, используя индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работ, а также режимные моменты.
    Воспитатели должны знать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и вне учебной деятельности.
    Воспитатели должны соблюдать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей: организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно слушать других детей; формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи; организовывать игры на развитие звуковой культуры речи; проводить работу по развитию слухового и речевого внимания.
    Воспитатели логопедической группы не должны: торопить ребенка с ответом; перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично дать образец правильной речи; заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными у него звуками; давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить.
    Рекомендуется выделять в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов, в совместной деятельности взрослого с детьми, в свободной самостоятельной деятельности детей.
    Логопед совместно с воспитателями ДОУ оформляет родительский уголок, готовит и проводит родительские собрания.
    Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателей и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе.
    Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям.
    Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателей в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе коллективные доброжелательные, социально приемлемые отношения.

    Используемая литература:
    1. Морозова В.В., Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.

    Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

    Рубрика: 7. Дефектология

    Опубликовано в

    Дата публикации: 04.02.2015

    Статья просмотрена: 2232 раза

    Библиографическое описание:

    Базарова, Н. А. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Н. А. Базарова, О. В. Дурнева, Т. Н. Шабанова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7306/ (дата обращения: 07.01.2021).

    Специфика работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи определяется имеющимися у каждого такого дошкольника, наряду с речевыми недостатками, — несформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимания, памяти, мышления, пальцевой и артикуляционной моторики, характерологическими особенностями.

    В любой специализированной группе основное внимание уделяется коррекционным процессам. Но полноценное формирование личности ребёнка не может состояться без всестороннего развития. Успех коррекционно- воспитательной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР определяется строго продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебного процесса, всей жизни и деятельности детей.

    Педагогический коллектив совместно с родителями и медицинским персоналом объединил свои знания, умения и опыт в процессе коррекционно-развивающей, образовательной деятельности. Руководитель учреждения, врач, учитель-логопед, воспитатели, психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель работают как единая команда. Это позволяет посмотреть на ребёнка с разных сторон, лучше оценить его возможности и выявить проблемы.

    Специалисты совместно обсуждают, планируют и реализуют программы помощи детям: изучается отечественный и зарубежный опыт, адаптируются существующие методики, разрабатываются методические приёмы, игры, занятия, помогающие решать коррекционные задачи.

    Наиболее приоритетными формами взаимодействия специалистов выступают педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, заседания психолого-медико-педагогического консилиума, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий. В процессе такого взаимодействия удаётся вооружить педагогов теоретическими и практическими знаниями в области коррекционной педагогики и логопедии, сформировать необходимые умения и навыки, активизировать обмен информацией, практическим опытом, выработать потребность в непрерывном самообразовании.

    Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему, которая включает в себя диагностику, профилактику и коррекционно-развивающий аспект, обеспечивающий высокий, надёжный уровень речевого, интеллектуального и психологического развития ребёнка.

    Все специалисты работают под руководством старшего воспитателя и учителя-логопеда, которые являются организаторами и координаторами всей коррекционно-развивающей работы.

    Работа начинается со стартовой диагностики, которая позволяет выявить актуальный уровень развития детей и построить коррекционно-развивающий процесс с учётом личностно-ориентированного подхода. Каждый педагог диагностирует свою область:

    – учитель-логопед обследует речевое развитие ребёнка;

    – педагог-психолог — эмоционально-личностную сферу, интеллектуальное развитие;

    – воспитатели проводят динамическое наблюдение, промежуточные срезы, выявляют уровень развития умений и навыков детей;

    – инструктор по физической культуре исследует физическое развитие детей;

    – музыкальный руководитель — просодическую сторону речи (силу, высоту, тембр голоса, его выразительность);

    – врач проводит медицинское обследование.

    Результаты диагностики тщательно анализируются, выявляются причины нарушений, намечаются пути помощи. Затем педагогами, участвующими в коррекционной работе, составляется интегрированный календарно-тематический план, на основании которого строится вся последующая работа.

    Для составления перспективного плана консолидации специалистов ДОУ по коррекции общего недоразвития речи в группе компенсирующей направленности нужно хорошо представлять себе коррекционные задачи узких специалистов, их взаимосвязь с работой учителя-логопеда, а также содержание работы, в котором реализуются эти задачи. [8, с. 6–8]

    Рассмотрим основные коррекционные задачи узких специалистов.

    1. Развитие психологической базы речи.

    Специалисты развивают у детей те психические процессы, которые являются предпосылочными по отношению к речи, то есть подготавливающими и мотивирующими появление речи.

    Развивают зрительное восприятие, так как оно является базой для развития слухового восприятия, а так же профилактикой графических ошибок на письме.

    Формирование слухового восприятия является базой для развития фонематического слуха. [6, с. 3–9]

    Внимание и память — процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребёнка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме. У детей с общим недоразвитием речи внимание нарушено примерно в 90 % случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития.

    Словесно-логическое мышление характеризуется использованием суждений и умозаключений. Оно невозможно без речи и в то же время является одной из её функций. Речь и мышление, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга. [1, с. 3–7]

    2. Развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса.

    Во многих специальных исследованиях показана недостаточная сформированность пространственных представлений у детей с ОНР. У всех детей нарушено словесное определение пространственных отношений между предметами, замедленно формируется конструктивное мышление.

    Развитие представлений о пространственных отношениях между предметами, развитие схемы тела тесно связано с формированием логико-грамматических конструкций, сформированность которых, в свою очередь, является важным показателем готовности детей к обучению в школе. [7, с. 164]

    3. Развитие общей моторики.

    Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребёнок обладает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. [3, с. 8] Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти.

    4. Оптимизация мышечного тонуса. Обучение релаксации.

    Мышечная и эмоциональная раскованность — главное условие для естественной речи и правильных телодвижений. [9, с.24]

    5. Развитие физиологического и речевого дыхания.

    Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох, который позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи. [2, с. 6]

    6. Развитие ритмической способности у детей.

    Ритм — это основа правильного формирования речи и её восприятия. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует адекватному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (словообразования). [5, с. 67]

    7. Развитие мелкой моторики рук.

    Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. [4, с. 155]

    Учитель-логопед осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения.

    Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей, в содержание других занятий, а также в режимные моменты.

    Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь детей музыкально-терапевтических произведений. На музыкальных занятиях совершенствуются общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса. В упражнениях на ознакомление с силой звучания (громкостью) музыки развивается слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховые дифференцировки. Имитационно-изобразительные игры и танцевально-ритмическая гимнастика способствуют нормализации мышечного тонуса, координации движений. Для развития физиологического и речевого дыхания используются элементы фонетической и логопедической ритмики. Чувство ритма развивается в игре на музыкальных инструментах и в играх на ознакомление с темпом. В плясках и хороводах развиваются пространственные представления.

    Занятия физической культурой способствуют оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики руки, формированию положительных, личностных качеств в поведении ребёнка: общительности, умения рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, отзывчивости, чувства товарищества. Для нормализации мышечного тонуса, координации движений используют разные виды ходьбы и бега. Комплексы дыхательных упражнений и подвижные игры с речью способствуют развитию физиологического и речевого дыхания. В подвижных играх развиваются временные и пространственные представления, использование элементов логоритмики развивает чувство ритма.

    Педагог-психолог в играх и упражнениях развивает внимание, память, операции мышления, пространственные представления и конструктивный праксис. Упражнения на релаксацию способствуют оптимизации мышечного тонуса. Проводит тренинги уверенного поведения, психогимнастику, учит детей управлять своим настроением, мимикой, поддерживать положительный тонус, бесконфликтное поведение.

    Таким образом, данная система работы помогает педагогическому коллективу успешно решать задачи по коррекции ОНР у детей дошкольного возраста.

    1. Борякова, Н.Ю., Соболева, А.В., Ткачёва, В. В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям [Текст] / Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева, В. В. Ткачёва — М.: МГОПУ,1994. — 94 с.

    2. Власова, Т.М., Пфафенродт, А. Н. Фонетическая ритмика [Текст] / Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт — М.: Владос, 1996. — 235 с.

    3. Кориллова, Ю.А., Лебедева, М.Е., Жидкова, Н. Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4–7 лет [Текст] /Ю. А. Кириллова, М. Е. Лебедева, Н. Ю. Жидкова — С-Петербург.: Детство — Пресс, 2005. — 198 с.

    4. Кольцова, М.М., Рузина, М. С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг [Текст] / М. М. Кольцова, М. С. Рузина — Санкт-Петербург,: Издательский дом — «М и М», 1998. — 191 с.

    5. Лопухина, И. Логопедия. Речь. Ритм. Движение [Текст] / И. Лопухина — С-П.:Дельта, 1997. — 253 с.

    6. Микляева, Н.В., Полозова, О.А., Родионова, Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ [Текст] /Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Ю. Н. Родионова — М.: Айрис Пресс, Айрис дидактика. 2005. — 78 с.

    7. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика [Текст] / Е. М. Мастюкова — М.: Владос, 1997. — 302с.

    8. Сергиенко, Г. Н. Учимся, говорим, играем [Текст] /Г. Н. Сергиенко — Воронеж, 2006. — 206 с.

    9. Чистякова М. И. Психогимнастика [Текст] / М. И. Чистякова — М.: Просвещение, 1995. — 158 с.

    Похожие статьи

    развитие, речевое дыхание, мышечный тонус, слуховое.

    мышечный тонус, развитие, речевое дыхание, музыкальный руководитель, ребенок, игра, компенсирующая направленность, координация движений, физическая культура, слуховое восприятие.

    Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при.

     тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; формирование правильной осанки и походки;  развитие дыхания и артикуляционного аппарата.

    Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей.

    Развитие мышечного ощущения направления движения

    Музыкально — ритмическое направление: — Слушание музыки; — Речевое дыхание

    — Упражнения на регуляцию мышечного тонуса

    Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое.

    Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей. «Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, четкости, координации.

    Влияние музыкального воспитания на физическое развитие.

    физическая культура, музыкальный руководитель, музыка, упражнение, ребенок, музыкальное сопровождение, игра, занятие

    Развитие физических качеств через сюжетно-ролевую. ритмическая гимнастика, ребенок, занятие, движение, упражнение, музыкальная.

    Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет.

    Достичь координации дыхания, речи и движений.

    Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ | Статья в сборнике. Физиологическое дыхание непроизвольное, вдох выдох осуществляются через нос, они короткие и одинаковые по продолжительности.

    Роль музыкального сопровождения во время физической.

    – частота дыхательных движений и сердцебиений изменяется в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения.

    Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, музыкальный руководитель, музыка, упражнение, ребенок.

    Конспект интегрированной деятельности учителя-логопеда.

    Цель: Оптимизация мышечного тонуса; развитие речевого дыхания, координация речи с движением, коррекция нарушений осанки, стоп.

    2) развитие слухового внимания и восприятия

    Интеграция образовательных областей в условиях реализации.

    упражнение, речедвигательная ритмика, ребенок, развитие дыхания, мышечный тонус, движение, дыхательно-артикуляционный тренинг, дыхательная система, излишний мышечный тонус, игровой массаж.

    План-сценарий «Безопасность удалого молодца и о том, как правильно оказать первую медицинскую помощь пострадавшему (по мотивам сказки Леонида Филатова “Про Федота-стрельца удалого молодца”)»

    Разделы: ОБЖ

    Комбинированный урок закрепления знаний и формирования умений и навыков по оказанию первой медицинской помощи.

    Цели театрализованного урока:

    1. Выработать умение находить решение проблемы, применять знания в различных неотложных ситуациях.
    2. Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по оказанию неотложной помощи пострадавшим.
    3. Обучение ребят работать во взаимодействии друг с другом и учителем.
    4. Развитие познавательного интереса к дисциплине ОБЖ.

    Правила, система оценочных показателей и регламент конкурса:

    1. Четко выполнять все алгоритмы конкурса, соблюдать порядок и дисциплину, активно участвовать в обсуждении и предлагать свои варианты решения проблемной задачи.
    2. На поиск правильного решения и практическое выполнение задания отводится определенное количество времени.
    3. Учитывается скорость и качество оказания неотложной помощи.
    4. Каждое практическое задание оценивается «правильно» или «неправильно». Задания осуществляются в парах. Выигрывают те ребята, которые успешно справились с теоретическим и практическим заданием. За каждое точно выполненное упражнение начисляется один балл.
    5. Задания даны по медицинскому разделу, изучаемому по дисциплине ОБЖ.
    6. Выигрывает та пара ребят, которая наберет максимальное количество баллов.

    Оснащение:

    1. Компьютер, мультимедиа – проектор.
    2. Медицинский жгут и шины по 15 шт., бинты – 15 шт., салфетки – 15 шт., деревянные палочки длиной 20 – 30 см для жгута закрутки – 15 шт., подручные средства – 15 шт. (тесемки, фанерные доски и т.п.).
    3. Электронная презентация с учебными заданиями.
    4. Раздаточный материал.
    5. Костюмы.

    Ход урока

    I. Организационно-подготовительный этап.

    Организационно-подготовительный этап проводится за одну неделю до назначенной даты проведения открытого урока.

    1. Формирование команды актеров из числа студентов данной группы.
    2. Распределение ребят на команды из двух человек.
    3. Подготовка студентов к конкурсу и театрализованному представлению.

    II. Организационный момент.

    1. Актуализация (см. приложение 2).
    2. Выдать по одному медицинскому жгуту, шине, бинту, салфетке, деревянной палочке на команду.

    III. Этап проведения театрализованного урока.

    Педагог. Сегодня наше занятие посвящено практическому обучению правилам оказания неотложной помощи пострадавшим и в этом нелегком вопросе нам помогут разобраться сказочные персонажи. И так… начинаем!

    Скоморох: «Верьте аль не верьте, а жил на белом свете Федот-стрелец, удалой молодец. Служба у Федота – рыбалка да охота. Царю – дичь да рыба, Федоту спасибо.

    Как-то раз дают ему приказ: чуть свет поутру явиться ко двору. Царь на вид сморчок, башка с кулачок, а злобности в ём – агромадный объём. Смотрит на Федьку, как язвенник на редьку. На Федьке от страха намокла рубаха, в висках застучало, тут и сказки начало. » (1)

    Слайд 2. На экране царь на троне, а перед ним Федот.

    Царь:

    «Снаряжайся, братец в путь» (1)
    Да профессора по ОБЖ добудь –
    Репетитора, декана,
    «Аль ищо кого-нибудь». (1)
    Девка эвон подросла,
    К знаньям тянется – беда!
    Педагог из Вены прибыл,
    Так она подстроила, чтоб гость
    «Ненароком сел на гвоздь,
    А отседова у гостя –
    Политическая злость!» (1)
    Из Германии барон
    Манускрипты приволок,
    Дак и тут не удержалась –
    «Нанесла ему урон». (1)
    Миску борща поднесла
    И подбросила ежа.
    «Это ж форменный вредитель,
    Окаянная душа. » (1)

    Царевна:

    «Сколь бы ты не супил бровь –
    Повторяю вновь и вновь
    Упеки меня в острог
    На какой угодно срок –
    Все одно сия наука» (1)
    Не нужна мне будет впрок!

    Царь:

    «Цыц, дуреха. Замолчи.
    Тесту место у печи!
    Ну-ка, марш к себе в светлицу» (1)
    Медицину поучи!

    Царевна:

    Есть вопросы у меня,
    Их решить не в силах я.
    Ни барон, ни педагог из Вены
    Разъяснений не дают.
    Только все жуют – жуют,
    Что увидят, то едят!
    «Помнишь вазу из топазу?» (1)
    Проглотили, – вот те крест!
    Я ж не знаю, как помочь
    Если «стул» их прошибет?
    Наложила вон недавно
    Вместо шины «Пиносол»!
    Дак от ярости барон
    Соусом заляпал бровь!
    Я же думала, что рана
    Нитку к оку поднесла
    Да иголку не нашла.
    А от этого барон
    На пол брякнулся сперва.
    Ножкой дрыгнул не спеша,
    Захрипел, завыл и стих.
    Распознать не в силах я
    Толи обморок? А может «рожа».
    Я устала! Не могу!
    Я невроз заполучу!
    «Вот не стану есть икру,
    Как обычно, по ведру, –
    И на почве истощенья
    Захвораю и помру. » (1)

    Федот:

    «Нешто я да не пойму
    При моём-то при уму.
    Чай, не лаптем щи хлебаю,
    Соображаю, что к чему.
    Получается на мне
    Вся политика в стране:» (1)
    Не добуду педагога –
    «Беспременно быть войне». (1)

    Скоморох: «Слово царя твёрже сухаря. Пошлёт на медведя – пойдёшь на медведя, а куда деваться – надо, Федя!

    Обошёл Федот сто лесов, сто болот. Устал, нет мочи, да и дело к ночи. А Баба Яга середь дубравы собирает травы. Соскучилась в глуши без родственной души». (1)

    Слайд 3. На экране фото Бабы Яги.

    Баба Яга:

    «Ты чавой-то сам не свой,
    Не румяный, не живой!
    Али швед под Петербургом,
    Али турок под Москвой?
    Съешь осиновой коры-
    И взбодришься до поры:
    Чай, не химия, какая,
    Чай, природные дары!» (1)

    Федот:

    «Полно бабка! Я не хвор!
    Отойдём-ка за бугор!
    Расшугай ежей и белок,
    Есть сурьёзный разговор.
    Был я ноне – чуть заря –
    На приёме у царя,
    Ну и дал мне царь заданье
    В смысле, значит, глухаря». (1)
    Педагог нужон царю
    «Не найду, чаво он хочет – » (1)
    Гильотину привезут!
    «Ох, чуёт моя душа:» (1)
    Иль царевной буду бит
    Или царь мне отомстит…

    Баба Яга:

    «Не кручинься и не хнычь!
    Пусть лютует старый хрыч!
    Вообче-то я хитра
    В смысле подлости нутра,
    Да чавой-то мне севодня
    Не колдуется с утра.
    Всё и колет, и болит,
    И в груди огнём палит.
    Я давно подозреваю
    У себя энцефалит.
    Ой, чавой-то худо мне!
    Слышь, как хрумкает в спине?
    Словом, раз такое дело –
    Я вообче на бюлетне!» (1)

    Федот:

    «Захворала – не беда!
    Съешь лягушку из пруда!
    Нет надёжней медицины,
    Чем природная среда.
    Ты морочить мне мозги
    Даже думать не моги!
    Лучше всю свою подлючесть
    На работу напряги». (1)

    Баба Яга:

    «Колдуй, баба, колдуй, дед,
    Трое с боку – ваших нет,» (1)
    Туз бубновый, пень сосновый,
    На вопрос мне дай ответ…

    Слайд 4. На экране перед Федотом появляется фото ЧЭМК.

    Федот:

    Что за диво, чудеса.
    «Сколь по прихоти царя
    Я не плавал за моря, – » (1)
    Не видал чудесней места,
    «Откровенно говоря!» (1)
    Этот колледж просто клад.
    Педагоги, мастера,
    А ребята – супер класс!
    Сплошь сиянье умных глаз.
    Ай да встреча! Стало быть,
    Я сумел царю добыть
    То-чаво он так хотел!
    «Чем, тоскуя и хандря,
    Жисть расходовать зазря, – » (1)
    Помогите нам ребята!
    Покажите на примерах
    Как повязку, али шину
    На конечность наложить!
    Потому как нас царевна
    Заждалась, поди, уже.

    IV. Формат конкурсного этапа.

    Педагог раздает карточки с заданиями и засекает время. Студенты заполняют их и приступают к практическому выполнению упражнения.

    Слайд 5. Первое практическое задание (см. приложение 2).

    «Во время автодорожной аварии у водителя открылось кровотечение верхней конечности, кровь ярко-красного цвета и вытекает не очень сильной прерывистой струей. При объективном осмотре вы увидели у него рану, из которой видны отломки кости в области нижней трети правого плеча. Пострадавший жалуется на сильные боли и головокружение. Аптечка во время аварии не пострадала».

    Внимательно прочитайте, подумайте и покажите на своем товарище правила оказания неотложной помощи в данной ситуации. Дайте объяснения в письменной форме, почему вы выбрали именно этот метод.

    Время на обсуждение и письменный ответ – 5 минут, на оказание помощи – 4 минуты.

    Слайд 6. Второе практическое задание (см. приложение 2).

    «Житель деревни N, работая за деревообрабатывающим станком, будучи в нетрезвом состоянии, получил травму в области левого запястья. Из раны вытекает кровь прерывистой струей ярко-красного цвета».

    Подумайте и покажите на своем товарище правила оказания неотложной помощи в данной ситуации. Дайте объяснения в письменной форме, почему вы выбрали именно этот метод.

    Время на обсуждение и письменный ответ – 5 минут, на оказание помощи – 3 минуты.

    Слайд 7. Третье практическое задание (см. приложение 2).

    «На лыжной прогулке пожилой человек нечаянно поскользнулся и ударился о дерево правой ногой. Подняться сам он не может, так как испытывает сильную боль в области ½ голени. При осмотре вы увидели патологическую подвижность в области травмы и укорочение больной ноги».

    Подумайте и покажите на своем товарище правила оказания неотложной помощи в данной ситуации. Дайте объяснения в письменной форме, почему вы выбрали именно этот метод.

    Время на обсуждение и письменный ответ – 5 минут, на оказание помощи – 4 минуты.

    Слайд 8. Четвертое практическое задание (см. приложение 2).

    «Два друга попали в железнодорожную аварию, после крушения один из них смог выбраться из вагона и вытащить своего друга через разбитое окно, в результате он получил глубокий порез в области нижней трети бедра. Из раны начала струиться кровь очень сильной прерывистой струей ярко-красного цвета».

    Подумайте и покажите на своем товарище правила оказания неотложной помощи в данной ситуации. Дайте объяснения в письменной форме, почему вы выбрали именно этот метод.

    Время на обсуждение и письменный ответ – 5 минут, на оказание помощи 0,5 – 1 минута.

    Слайд 9. Пятое практическое задание (см. приложение 2).

    «Во время гололедицы один из пешеходов упал на тротуар. При объективном осмотре вы обнаружили укорочение правой верхней конечности и патологическую подвижность в области ½ плеча. Больной жалуется на сильную боль в руке».

    Подумайте и покажите на своем товарище правила оказания неотложной помощи в данной ситуации. Дайте объяснения в письменной форме, почему вы выбрали именно этот метод.

    Время на обсуждение и письменный ответ – 3 минуты, на оказание помощи – 4 минуты.

    Слайд 10. На экране появляется фотография Бабы Яги.

    Федот:

    «Ай да бабка! Ай да спец!
    Вот и хлопотам конец!
    Хоть вынай тебя из ступы –
    Да министром во дворец!» (1)

    Баба Яга:

    «Я – фольклорный элемент,
    У меня есть документ.
    Я вообще могу отседа
    Улететь в любой момент!» (1)
    Потому меня министром
    Назначать, резону нет.
    Вот студенты молодцы!
    Хоть на вид они просты,
    Но серьезны и умны!
    Подсчитай ка скоко баллов
    Заработали они!
    Да прибавь им за старанье,
    Артистичность, скромность, труд,
    Потому как весь их смысел
    «Исключительно в уму. » (1)

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

    1. Подведение общих итогов и анализ ошибок (см. приложение 2).
    2. Рефлексия (см. приложение 2).
    3. Домашнее задание: подготовить презентацию по правилам оказания неотложной помощи при кровотечениях и переломах.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Филатов Леонид. Любовь к трем апельсинам. Сказки. Повести. Пародии. Киносценарии. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
    2. Фролов М. П. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для студентов учебных заведений среднего профессионального образования – М: Просвещения, 2003.

    Сценарий развлечения по сказке «Федорино горе» в старшей группе

    Публиченко Наталья
    Сценарий развлечения по сказке «Федорино горе» в старшей группе

    Цель: Развитие творческих способностей детей, закрепление знаний о материалах из которых сделана посуда.

    Все девчонки и мальчишки, знаем, очень любят книжки,

    Любят сказки, любят песни, а чтоб было интересней-

    Сказку старую покажем, про Федору мы расскажем.

    Федора зевает:

    Я посуду бы помыла, только ручки не поднять,

    Я бы щей себе сварила, только хочется поспать.

    Крошек много на столе, что-то очень плохо мне.

    Ой, болит голова, да, наверно я больна.

    Федора заснула,

    Как не стыдно, легла спать, а ведь надо подметать,

    Посмотрите на посуду

    Чашка: Жить с Федорой мы не будем!

    Сколько можно? Мы не мыты, ручки все с боков отбиты!

    Ложка: Я вся в масле, я вся в саже. Блеска нет на ложке даже!

    Скалка: Я так больше не могу, от Федоры убегу.

    Тарелка: Да и нас она не мыла! О тарелках позабыла!

    Нож: Я не режу, затупился, в железяку превратился.

    Блюдце: Ах, мы бедная посуда

    Жить с Федорой очень худо!

    Утюг: От Федоры я уйду!

    Я с Федорой пропаду! (уходят)

    1. Сколько крошек на столе

    2. Хватит тут тебе и мне

    3. Будем мы с Федорой жить

    4. Не хотим мы уходить.

    Федора: Детки, вы Федоре помогите, бедную меня спасите,

    В доме жить они хотят, ишь, пристроились, глядят.

    Ведущая: Ну- ка, брысь скорей отсюда. А не то вам будет худо! (Тараканы убежали)

    -Ты, Федора, разленилась, утром рано не умылась,

    Косоньку не заплела, со стола не убрала.

    Черен пол и черен стол и нестиранный подол.

    Федора: Так научите, как все делать надо.

    Ведущая: Сначала надо тебя отмыть и очистить от грязи.

    Вот мочалки вам, берите, да бока Федоре трите.

    Мыла, мыла не жалейте, тепленькой воды налейте.

    –Вы, Федору, причешите, платье грязное снимите.

    Улыбнись, Федора, нам!

    (появляется чистая Федора)

    –Вот и стала ты опрятна и красива и приятна!

    Давайте, ребята, научим Федору убираться.

    Дети наводят уборку в «доме» Федоры (фантики, упаковки от еды, молока, пакеты целлофановые, «объедки» и др.)

    Федора:

    Теперь я много умею, что вела себя так, сожалею,

    Вы мне, старой, помогите и посуду мне верните.

    Ведущая: Выходи скорей, посуда, без тебя Федоре худо!

    Дети сортируют посуду по принципу материала, из которого она изготовлена.

    Скалка: Скалка надобна Федоре,

    Без меня Федоре- горе,

    Тесто буду я катать, пирогами угощать.

    Чашка: Чашки тоже тут как тут, пироги в печи пекут?

    Чаю в чашечку налью и Федору напою.

    Ложка: Я не буду ей врагом,

    Пей чаечек с пирогом.

    Блюдце: Вот и блюдечки-милашки

    Как же блюдцу быть без чашки?

    Утюг: Мы отгладим все простынки,

    Полотенца и косынки

    Ты, Федора, не ленись,

    Быстро гладить становись.

    Нож: Ну и я тебя уважу,

    Хлеб тебе я маслом смажу.

    Тарелка: И тарелки тут как тут.

    Бутерброд ей подают.

    Ведущая: Давайте поможем Федоре приготовить обед.

    Играют в игру «Приготовь борщ и блины» по командам.

    Мы Федорушку прощаем. И к обеду приглашаем,

    Кушай, кушай, Федора Егоровна!

    Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Федорино горе» Цель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10. Задачи: – закреплять знания о различных видах посуды, её назначении; – развивать.

    Конспект интегрированной ОД «Увлекательное путешествие по сказке К. И. Чуковского «Федорино горе» Вводная часть: Воспитатель: – Проходите ребята. Посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их! Эмоциональная разминка «Улыбка».

    Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Федорино горе» Урок литературного чтения К. И. Чуковский «Федорино горе», 2 класс Тема урока: «Знакомство с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе».

    Проект «Федорино горе» Проблема: Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. На прогулке дети играют, много двигаются.

    Сценарий кукольного театра по сказке К. И. Чуковского «Федорино горе» Сценарий кукольного театра по сказке К. И. Чуковского «Федорино горе» (Федора идёт еле-еле) Я посуду бы помыла, Только ручек не поднять.

    Сценарий театрализованной сказки «Федорино горе» «Ф Е Д О Р И Н О Г О Р Е» муз. 1 (18 сек. играют на свирелях, потом речитативом) СКОМОРОХИ: Под кустом да у дорожки Там сидели скоморошки.

    Сказка «Федорино горе». Сценарий театрализации для старших дошкольников «Федорино горе» Театрализация по мотивам одноимённой сказки К. И. Чуковского Занавес закрыт. Коты Васька и Тишка исполняют песню-пролог.

    Творческий проект «Постановка сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»». Актуальность: Театр –это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного.

    Выразительное чтение произведения «Федорино горе» Корнея Чуковского План непосредственно-образовательной деятельности по выразительному чтению художественного произведения Корнея Чуковского «Федорино горе».

    Занятие в подготовительной группе по мотивам сказки К. Чуковского «Федорино горе» Цели. • Закрепить с детьми инсценировку знакомого литературного произведения К. Чуковского “Федорино Горе”. • Развивать артистизм, творческие.

    Сценарий игры-развлечения: «Сказка про Федота» с использованием русского народного фольклора

    Конспект логопедического развлечения, проведенного мной на безе учреждения: ГБОУ «Школа №1015» СП ДО №3 во время недели «Игры и игрушки», проходящей ежегодно и посвященной русскому народному творчеству.

    Целью данного развлечения является развитие коммуникативных навыков, возрождение традиций использования в речи детей дразнилок, потешек, шуток, пословиц и поговорок.

    Актуальность этой проблемы заключается в необходимости преемственности опыта предыдущих поколений и отображении его в современной жизни.

    Представленное развлечение рассчитано на 23-25 человек (рекомендуемое количество детей в группе), в котором каждый ребенок читает «свою» потешку (небылицу, пословицу). Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста и в среднем занимает 25-30 минут.

    Сценарий игры-развлечения: «Сказка про Федота» с использованием русского народного фольклора (потешек, песен, пословиц, поговорок).

    • помочь дошкольнику освоить богатство родного русского языка,
    • развивать свою эмоционально-мыслительную сферу,
    • приучить к художественной самостоятельной речевой деятельности,
    • отработать речевые конструкции на примере потешек, поговорок.
    • Закрепление лексических флексий на примере потешек.
    • Развитие и обогащение словарного запаса.
    • Развитие языкового чутья.
    • Развитие фонематического восприятия.
    • Развитие памяти и восприятия.
    • Закрепление употребления возвратного суффикса «л» в глаголах.
    • Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству.
    • Привитие культуры общения и поддержания диалога.
    • Воспитание патриотизма и национальной гордости.
    • Русские-народные костюмы, карусель, аудио-запись песни «Во кузнице, во кузнице».

    Ход игры-развлечения:

    Дети заходят в зал, садятся на стульчики.

    Здравствуйте, гости дорогие,
    Расскажем вам быль иль небылицу,
    Покажем ее в лицах,
    Посмеемся на всю столицу…

    Голос за сценой:
    Ку-ка-ре-ку!

    Выходят в центр зала 6 детей, читают потешки

    Петушок, петушок,
    Золотой гребешок,
    Масляна головушка,
    Шелкова бородушка,
    Что ты рано встаешь,
    Голосисто поешь,
    Детям спать не даешь?

    Прилетели птички,
    Принесли водички.
    Надо просыпаться,
    Надо умываться,
    Чтобы глазки блестели,
    Чтобы щечки горели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок!

    Ты вода-водица,
    Всех морей царица,
    Пузыри пускай,
    Мой и полоскай!
    Моем глазки, моем щечки,
    Моем сына, моем дочку,
    Моем кошку, моем мышку,
    Моем серого зайчишку!
    Моем, моем наугад,
    Перемоем всех подряд!
    С гуся-лебедя вода –
    С нашей детки худоба!

    Расти, коса, до пояса,
    Не вырони ни волоса.
    Расти, косонька, до пят –
    Все волосоньки в ряд.
    Расти, коса, не путайся –
    Маму, дочка, слушайся.

    Потягушечки,
    Растягушечки,
    Потянушечки,
    Вырастушечки!
    Вырастайте ножки –
    Бегать по дорожке,
    Вырастайте ручки –
    Доставать до тучки,
    Дождь из тучи выжимать,
    Огород наш поливать!
    Вырастай большой,
    Да не будь лапшой!
    Кашу кушай,
    Маму слушай!

    Ам! Ам! Ам! Ам!
    Я тебе конфету дам,
    Но сперва за маму нашу
    Скушай ложку манной каши!
    Ам! Ам! Ам! Ам!
    Кушай, Ваня, кашу сам!
    Скушай-ка за папу ложку,
    Подрастешь еще немножко!
    Ам! Ам! Ам! Ам!
    Есть не будешь, съем я сам.
    И на целую версту
    С каждой ложки подрасту!
    Стану я большим совсем,

    Дети садятся на свои места.

    Вот деревня вся проснулась,
    Ото сна вся встрепенулась,
    Нам пора за дело браться,
    Как говориться,
    Кто любит трудиться,
    Тому без дела не сидится.

    Выходят в центр зала следующие 4 ребенка, читают потешки

    Рано-рано поутру
    Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
    А коровки в лад ему
    Затянули: «Му-му-му!»
    Ты, Буренушка, ступай,
    В чисто поле погуляй,
    А вернешься вечерком,
    Напои нас молоком.

    Иван, Иван, вырывай бурьян,
    Чтоб росла морковка,
    Большая, как мутовка,
    Чтоб росла репка,
    Сладкая да крепкая,
    Чтобы вырос огурец,
    Длинноусый молодец.

    Под малиновым кусточком
    Шелкова трава растет.
    Под рябиновым кусточком
    Цветик аленький цветет.
    Под калиновым кусточком
    Наша Катя платье шьет!

    Принялась пила за дело,
    Завизжала и запела,
    Ела-ела дуб, дуб,
    Поломала зуб, зуб.

    Дети садятся на свои места.

    Все мальчики и одна девочка (роль Дуни) распределяются по залу, поют и инсценируют русскую народную песню «Во кузнице, во кузнице»:

    Во кузнице, во кузнице.
    Во кузнице молодые кузнецы,
    Во кузнице молодые кузнецы.
    Они куют, они куют.
    Они куют, приколачивают,
    К себе Дуню приговаривают.
    Пойдем, пойдем, Дуня, пойдем, Дуня.
    Пойдем, Дуня, во лесок, во лесок,
    Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок.
    Сошьем, сошьем Дуне,
    Сошьем, сошьем Дуне.
    Сошьем Дуне сарафан, сарафан,
    Сошьем Дуне сарафан, сарафан.
    Носи, носи, Дуня,
    Носи, носи, Дуня.
    Носи, Дуня, не марай, не марай,
    По праздникам одевай, одевай.
    Во кузнице, во кузнице.
    Во кузнице молодые кузнецы,
    Во кузнице молодые кузнецы.

    Дети возвращаются на свои места.

    В селе во всю кипит работа,
    Но нет при ней нигде Федота
    Он лежит на печи,
    Все считает кирпичи
    Скучен день до вечера,
    Коли делать нечего.
    Не сиди, сложа руки,
    Так и не будет скуки.
    Но солнце уж высоко,
    Да обеда недалеко…

    Когда логопед произносит вышеуказанные слова, в зал выходит ребенок (роль Федота), потягивается, зевает…
    К Федоту подбегает ребенок, говорит.

    Бабка-краснощёка
    Кашу варила,
    Деток кормила!
    Этому дала,
    Этому дала,
    Этому дала,
    Этому дала,
    А этому не дала:
    «Ты воды не носил,
    Ты дров не рубил,
    Ты печь не топил,
    Ты чашки не мыл!
    Кашу сами мы съедим,
    А лентяю не дадим!

    Все дети хором произносят, прогоняя Федота:

    К Фетоту подбегает ребенок, читает дразнилку

    Рёва-корова, дай молока!
    Сколько стоит — три пятака.
    Поплачь, поплачь — дам калач!
    Зареви — дам целых три!

    Федоту есть охота,
    Пошел Федот искать работу.
    Шел через лес, шел через дол,
    В деревню дальнюю пришел.
    А там, поглядите, да посмотрите…

    В это время Федот делает круг по залу, Навстречу Федоту встречаются 3 детей. Дети произносят потешки.

    Ехала деревня мимо мужика,
    Вдруг из-под собаки лают ворота,
    Лошадь ела кашу, а мужик овёс,
    Лошадь села в сани, а мужик повёз.

    Стучит, бренчит по улице, Ваня едет на курице.
    Тимошка — на кошке, по кривой дорожке.
    Катюха, Катюха, оседлала петуха,
    Петух заржал, на базар побежал.

    Из-за леса, из-за гор
    Едет дедушка Егор.
    Сам на кобылке,
    Жена на коровке,
    Дети на телятках,
    Внуки на козлятках.
    Съехали с гор,
    Развели костёр,
    Кушают кашку,
    Слушают сказку.

    Дети садятся на места, Федот остается.

    Глядит Федот, разинув рот
    Ничего не понимает, глаз не спускает.
    Навстречу ему Егор идет.

    Дети (жители деревни 7 человек) по очереди подходят к Федоту, инсценируют диалоги с ним.
    Диалоги Федота с жителями деревни:

    Федот (16 ребенок) и 1-ый житель деревни (17 ребенок):

    – С кудыкиных гор.

    – А как у вас, Егор, поживают?

    – Hа босу ногу топор надевают,
    Сапогом траву косят,
    В решете воду носят.
    Hаши сани
    Едут сами,
    А лошади наши — с усами,
    Бегают в подполье за мышами.

    – Да ведь это кошки!

    2-ой житель деревни (18 ребенок):

    – Комара тебе в лукошке!

    Hаши кошки живут в гнезде,
    Летают везде.
    Прилетели во двор,
    Завели разговор:
    «Кар, кар!»

    – Да ведь это ворона!

    3-ий житель деревни (19 ребенок):

    – Мухомор тебе вареный!

    Hаша-то ворона ушаста,
    В огороде шастает часто
    Скок да скок
    Через мосток,
    Белым пятнышком — хвосток.

    – Да ведь это зайчишка!

    4-ый житель деревни (20 ребенок):

    – В нос тебе еловая шишка!

    Hашего зайца
    Все звери пугаются.
    Прошлой зимою в лютый мороз
    Серый зайчище барана унес.

    – Да ведь это волк!

    5-ый житель деревни (21 ребенок):

    – По лбу тебя щелк!

    Hеужели не слыхал никогда ты,
    Что волки у нас рогаты?
    Волк трясет бородой,
    Пообедал лебедой.

    – Да ведь это козлище!

    6-ой житель деревни (22 ребенок):

    – Щелчков тебе тыща!

    Hаш козел
    Под корягу ушел,
    Хвостом шевелит,
    Ставить сети не велит.

    – Да ведь это налим!

    7-ой житель деревни (23 ребенок):

    Мы про налима не так говорим.
    Hалим Hикодим
    Гордится собою,
    Hалим Hикодим
    Hосит шапку соболью
    Hи перед кем ее не ломает
    И шуток тоже не понимает.

    Дети (жители деревни) смеются над Федотом, к ним присоединяются все остальные дети

    Над Федотом все потешаются.
    Кто как может над ним насмехается.
    Не понравилось Федоту на чужой стороне,
    Пошел он домой обратно к родне.
    Ведь недаром в пословице говорится
    Где родился, там и пригодился…
    Долго ли, коротко ли обратно шел.
    К матушке родной в избу пришел.

    Федот делает круг по залу (возвращается домой), выходит на середину зала.

    Ты прости меня, матушка.
    Не хочу я больше лениться.
    За работу возьмусь,
    Буду трудиться.

    Стал Федот совсем не тот…
    Рано наш Федот вставал
    Всем по дому помогал
    Он и дрова рубил
    Он и печку топил..

    Дети придумывают и произносят работы, которые выполнял Федот.

    Желательно, чтобы каждый ребенок назвал работу Федота.

    Он и воду носил
    Он и огород копал
    Он и бурьян вырывал
    Он и братика качал
    Он и курочек кормил
    Он и посуду мыл
    Он и пол подметал
    Он и тесто месил
    Он и кашу варил
    Он и пироги лепил
    Он и цветы поливал
    Он и по грибы ходил
    Он и урожай собирал
    Он и репу тянул
    Он и мешки зашивал
    Он и картошку копал
    Он и капусту рубил
    Он и огурцы солил
    Он и рыбу ловил
    Он и сено косил
    Он и корову доил
    Он и лошадей поил
    Он и баню топил
    Он и ягоду собирал
    Он и пыль вытирал

    Вот Вам быль иль небылица
    Как Федот не стал лениться
    Сказка ложь, да в ней намек,
    Добрым молодцам урок.
    Пришла пора с гостями проститься,
    А нам повеселиться и на карусели прокатиться…

    Ты пляши, пляши, пляши,
    У тя ножки хороши!
    Хороши – не хороши,
    Все равно ты попляши!
    Ножками потопай,
    Ручками похлопай!
    Хохотушки-хохочи!
    Поскакушки-поскачи!

    Логопед берет в руки карусель, дети катаются под музыку на карусели (игра карусель).

    Читайте также:  Всероссийский конкурс журналистских материалов «PRO Образование – 2020”
  • Ссылка на основную публикацию