Задания по коррекции акустической дисграфии: Дифференциация звуков Ф-В

Задания на развитие внимания для детей с дисграфией

Дисграфия среди школьников встречалась всегда, но в последнее время такое расстройство внимания как дисграфия стало еще более распространено. Ребенок с дисграфией пропускает буквы или слоги в словах, и даже целые слова, меняет местами слоги, заменяет буквы на похожие по написанию или звучанию, дублирует один и тот же слог. С такими детьми необходимо работать над развитием зрительного внимания. Есть некоторые приемы, которые помогают избавиться от дисграфии. При систематических занятиях с ребенком результат будет скорым.

Коррекцией дисграфии наряду с дислексией занимается логопед. При определенной усидчивости и настойчивости родителей можно обойтись и без помощи логопеда. На этой страничке нашей энциклопедии 7гуру вы можете скачать листы с заданиями, а затем распечатать их. На листе по несколько заданий. Можно разрезать каждый лист на карточки. Начните с более простых – найти слова, затем можно перейти к более сложным. Иногда ученик путает лишь определенные, похожие друг на друга буквы, тогда можно распечатать лишь карточки именно с ними. Но в любом случае задания на внимание всем деткам будут полезны. Занимаясь систематически, ребенок быстро добьется результата.

Скачать и распечатать задания

Корректирующие упражнения для детей с дисграфией

«Пишем вслух»

Пожалуй, это самое важное упражнение.

Всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.

Например: «НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (ведь на самом деле мы произносим «на стале стаял куфшин с малаком»).

Под «слабыми долями» здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа «зу*п», или перед глухим согласным, типа «ло*шка». Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка «ставить палочки», т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

Упражнение «Корректурная правка»

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ребенка. Например, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, – и работать только с ними.

«Вглядись и разберись»

Материал для работы – сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).

Задание: внимательно вчитываясь, «фотографируя» текст, объяснить каждую орфограмму и постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: «Запятая между прилагательным „ясным“ и союзом „и“, во-первых, закрывает деепричастный оборот ». “, а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая “. “, вторая “. “), соединенные союзом «и»”.

Чтение “Вверх ногами”

Книгу переворачиваем так, чтобы текст оказался перевернутым на 180 градусов и предлагаем ребенку прочитать. Начните с пары предложений и доведите объем упражнения до целой страницы. Аналогичный прием – чтение по отражению текста в зеркале.

“Пропущенные буквы”

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти. М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг. Лариосик, п__д__б__о Николке, з__су__ил __ук__в__ и п__м__га__ __маз__ва__ь и __кл__ды__ат__ вс__ в д__ин__у__ и __ы__о__ую ж__стя__ую к__роб__у __з-__од ка__ам__л__. __аб__та __ы__а сп__шн__й, иб__ каж__ому п__ря__оч__ому ч__ло__е__у, у__а__тво__авш__му в рев__лю__и__, о__ли__но и__в__ст__о, __т__ о__ы__ки пр__ __с__х вл__ст__х __ро__схо__ят от __ву__ ча__ов т__и__ц__ти __ин__т __о__и до __ести час__в п__тн__дца__и м__ну__ ут__а з__мо__ и от д__ен__дца__и ч__со__ но__и до __етыр__х __тра ле__о__. В__е __е ра__от__ з_-д__рж__ла__ь, бл__го__а_-я Лариосику, к__то__ы__, з__ако__я__ь с __с__ро__ст__ом де__ятизар__дн__го п__сто__ета с__с__ем__ Кольт, вл__ж__л в __у__ку __бой__у не т__м __онц__м и, __т__б__ в__та__ит__ е__, __он__до__ил__сь зн__чи__ел__но__ ус__л__е и __ор__до__но__ к__ли__е__т__о м__сл__. Кр__м__ то__о, пр__изо__ло в__ор__е и н__ожи__а__но__ пр__пя__ст__и__: к__ро__к__ со в__о__ен__ым__ в н__е ре__ол__ве__ам__, п__го__а__и Николки и Ал__кс__я, ше__ро__ом и __ар__о__ко__ __а__ле__н__ка А__ек__е__, к__р__б__а, в__ло__е__на__ в__у__р__ __ло__м пар__фи__ов__й __ум__ги и с__а__уж__ п__ в__е__ __в__м __бл__п__е__на__ ли__ким__ __оло__ам__ __ле__т__и__е__ко__ __з__ля__ии, н__ __ро__еза__а в ф__рто__к__.

Лабиринты

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги. Скачать лабиринты можно тут >>

Диктанты

Диктовать медленно! На написание диктанта на начальной стадии ликвидации дисграфии должно затрачиваться порядка часа времени.

Текст сначала прочитывается целиком. Повторяются правила на основные орфограммы.

Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ.

Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова.

После двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.

Логопедическое занятие по акустической дисграфии по теме “Дифференциация В — Ф”, 2-й класс

Класс: 2

Цели:

  • выработать умение правильно произносить и различать [в], [ф.] в сильной позиции, в устной и письменной речи, через работу с моделями и словами, игру “мяч”; обозначать их на письме соответствующими буквами.
  • совершенствовать фонемный анализ и фонематическое восприятие через игру “колокольчики” и “шифровальщики”.
  • обогащать словарь по теме “Ранняя весна. Первоцветы”, через работу с деформированным текстом.
  • продолжаем развивать мелкую моторику, зрительное внимание, логическое мышление, слуховую и зрительную память, через работу с таблицами, игру “пуговица”.
  • уточнять словарный запас детей через объяснение непонятных слов.

Оборудование: демонстрационный материал с изображением букв В – Ф, шуточные рисунки В-Ф, зеркала, пуговицы, таблица для увеличения полей зрения для игры “пуговица”, модели-колокольчики, схемы и характеристики звуков, картинки с изображением первых цветов и сюжетные картинки на тему ранняя весна

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Орг. Момент.

Каждому ученику при входе раздаются картинки со [в], [ф.].

– сядет тот, у кого

  • со [ф] в начале слова (фонтан)
  • со [в] в начале слова (ванна)
  • со [ф] в конце слова (шкаф)
  • со [в] в середине слова (павлин)

II. Повторение пройденного материала.

Ребята, давайте вспомним, что мы с вами проходили на прошлом занятии. (Звонкие и глухие согласные)

Давайте повторим. (Вывешиваю схему характеристик согласных)

– С помощью чего образуются согласные? (языка и губ)

– Как образуются звонкие и глухие согласные? (звонкие согласные образуются, когда в горле начинает работать моторчик; а у глухих этот моторчик не работает)

Постановка цели урока.

– Ребята, скажите какой первый звук в слове варежки, фонарь? ([в], [ф]). Значит, какие звуки будут “дежурными” сегодня на занятии? (В – Ф)

– Дайте характеристику этим звукам по схеме (вывешиваю схему)

– Молодцы! А теперь давайте, сравним артикуляцию звуков В-Ф, возьмите зеркала в руки и произнесите поочередно звук В, звук Ф

III. Уточнение артикуляции [ф], [в].

[ф], [в] – что общего у этих звуков? (губно-зубные, согласные, щелевые, имеют мягкую пару).

А чем отличаются эти звуки? (по написанию, по звонкости – глухости).

IV. Закрепление произношения изолированного звука.

Ф.М. игра “пузырь” (дети встают в круг)

Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой и не лопайся! (дети по сигналу расширяют круг, потом сближаются к центру, выпуская с шумом воздух: ф-ф-ф-ф.

V. Развитие речевого дыхания и голоса.

Ребята, а теперь давайте, изобразим, как вертится мельница (вертят руками и произносят звук: в-в-в-в).

VI. Развитие тактильных ощущений.

Скажите, а как мы на письме обозначаем эти буквы, из каких элементов состоят эти буквы? чем отличается написание? Давайте, определим это, посмотрите на доску..

Подбоченясь, пляшет лихо

Ф – большая щеголиха

На что похожа буква Ф: ребенок стоит “руки в боки”.

А на что же похожа буква В?

На букве В объеду весь свет,

Ведь буква В – велосипед.

А на что еще похожа буква В.

Выложите “дежурные” буквы из пуговиц на досточке, (говорю каждому конкретно какую), а сосед, закрыв глазки, на ощупь, определяет, что за букву вы выложили, придумайте слово с этими буквами.

VII. Развитие фонематического слуха и восприятия.

А теперь отдохнем. У вас у всех на партах лежат модели колокольчиков.

Я произношу слова, а вы, если услышите [ф], поднимаете , а если [в], то . Понятно?

Флаг, ворона, корова, воздух, голова, муфта, вокзал, фрукты, квас.

VIII. Дифференциация [ф],[в] в слогах.

Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число.

а) Я диктую слоги и звукосочетания, а вы должны в строчку записать первую букву каждого слога.

Ва, вы, фа, фу, во, вы, фы, ва, флю, фла, вла, фла, вро, фло, флы, вка.

б) А теперь вы должны записать только согласную букву из звукосочетаний: ава, афа, Уфа, ыва, Ева, уфо.

в) разделите тетрадь на 2 части:

Запишите в нужный столбик следующие слоги: ва, фа, фу, вы, фы, вы, фо, ву.

ФИЗМИНУТКА

Игра “Мяч” я бросаю мяч и произношу слог ВА, ребенок кидает мне, и заменяет согласный на – ФА.

ВО… ФУ…ВА.. ВЫ… ФО…ФЫ… ВУ… ВЭ..

IX. Развитие зрительного внимания и памяти.

На доску вывешивается таблица:

  • Ва – фа
  • Фа – ва
  • Ва –фа – ва
  • Фа – ва – фа
  • Фа – ва – ва – фа

Посмотрите внимательно на таблицу, постарайтесь запомнить 3 первые строчки, запишите по памяти.

Игра “пуговица” (для расширения объема и полей зрения)

X. Развитие фонетического анализа

Я читаю слова, а вы записываете в тетрадях, только “дежурную” букву и отмечаете цифрой место, на котором она стоит.

Слова: пофыркать, фуфайка, кофта, кровать, салфетка, вата.

Ф-3, ф-1,3; ф-3, в-4, ф-4, в-1.

XI. Закрепление пройденного на уроке.

Допиши словечко. (Угадавший слово ребенок выходит к доске и записывает его).

  • смелый, зубастый, клыкастый серый…. (волк)
  • голодная – мычит, сытая – жует, всем ребятам молоко дает…(корова).
  • четверо ребят в одной шубе сидят, а пятый в шубенке стоит в сторонке…(варежка)
  • ночью ухает, летает, днем спит, отдыхает…(филин)

XII. Работа по сюжетным картинкам по теме “ранняя весна”

а) (на доске сюжетные картинки:

Солнце в небе, проталины на снегу, бегут ручьи, подснежники пробиваются из-под снега, воробьи на ветке.)

– Ребята, посмотрите за окно…

Какое время года сейчас на дворе? (весна)

Посмотрите на эти картинки и скажите, как вы думаете, какая весна изображена на них ранняя или поздняя? (ранняя)

Правильно. А как вы догадались, попробуйте составить рассказ по этим картинкам.

(Весна ранняя, потому что солнце светит ярче, веселее. Оно сильнее пригревает. Снег еще лежит на земле, но кое-где уже пробиваются подснежники, фиалки, мать-и-мачеха. Весело журчат ручьи, воробьи весело чирикают на ветке).

Молодцы, правильно. Скажите, пожалуйста, а как по-другому еще называют подснежники, фиалки, мать-и-мачеха? Подумайте, ведь они самые первые зацветают. (Первоцветы). Правильно. А почему их так называют? (потому что они первые цветы)

б) графический разбор предложения.

На доске написано предложение.

Воробьи весело чирикают на ветке.

Давайте разберем это предложение, составим графическую схему.

XIII. Домашнее задание.

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

XIV. Итог занятия и пароль на выход.

– Передайте другу мячик и скажите слово начинающееся на звук В, друг придумывает слово на звук Ф, и так далее ..(цепочка)

Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии»

Зинаида Приведенцева
Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии»

1. Коррекционно-образовательные:

• различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях;

• уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;

• закрепление навыков звукового анализа и синтеза;

• профилактика буквенных замен;

2. Коррекционно-развивающие:

• развитие координации речи с движением;

• развитие внимания, памяти, воображения и мышления;

• развитие мелкой моторики;

• развитие фонематического восприятия.

3. Коррекционно-воспитательные:

• Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

• Развитие дисциплинированности, закрепление уважительного отношения к сверстнику, совершенствование умения выслушивать сверстника.

Задача: дифференциация звуков [б – п] на слух, в произношении в слогах, словах и предложениях.

Оборудование: предметные картинки (бочка – почка, тетради, ручки, карандаши, таблички с цифрами (1,2, массажные коврики, ребусы, индивидуальные карточки для работы.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед: – Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

Артикуляционная гимнастика: «Окошко»«Оскал»«Трубочка»«Улыбочка».

Логопед: – Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? А время года? Почему вы так решили? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради.

Но прежде чем приступить к выполнению нашего письменного задания выполним пальчиковую гимнастику «Полянка»

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

И катались по траве,

Читайте также:  Развлечение для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгались, устали.

Мимо змеи проползали,

«С добрым утром!» – им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха мать.

Дети прыгают, всеми пальцами по коврику.

Прокатывают ладони от оснований к кончикам пальцев.

Допрыгивают и ложатся ладонями на коврик.

Ползут ладонями, как змеи.

Гладят коврик ладонями поочередно.

Шла медведица спросонок,

А за нею медвежонок.

А потом пришли детишки,

Принесли в портфелях книжки. Переступают ребром ладони как косолапый мишка.

Идут вторыми и третьим пальцами. Сжимают и разжимают кулачки.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

Логопед: – Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.

Смастерили из досок

И надели поясок.

И хранит посуда эта

С грядки собранное лето.

-Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка!

-Какими звуками отличаются эти слова?

-Какие это звуки? (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости.).

-Давайте, сравним произношение звука [б] и звука [п], в чем сходство и различие при произношении этих звуков (контроль артикуляции изолированных звуков).

Б – согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ, твердый, звонкий (тактильно-вибрационный контроль, губной.

Б’ – согласный, мягкий, звонкий, губной.

П – согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ, твердый, глухой (рука на горлышке-горлышко не дрожит, губной (активно участвуют губы).

П’ – согласный, глухой, мягкий, губной.

Логопед: Сегодня на занятии мы будем различать звуки Б- Б’, П- П’, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

2. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Отгадайте загадки и запишите из отгадок только тот слог, в котором слышится звук занятия.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

А он взял и улетел.

На малину налетели,

Поклевать ее хотели

А увидели урода —

И скорее с огорода.

(Подсолнух) Что на сковороду налью

И вчетверо сверну?

3. Развитие логического мышления.

Логопед: Отгадайте ребусы и запишите отгаданные слова, укажите наличие звуков занятия. (Бабочка, порт, бак).

4. Дифференциация звуков Б – Б’, П – П’ в словах.

Логопед: «Подружите» слова с буквами Б – П.

Шёл по берегу петух

Подскользнулся, в речку – бух!

Будет знать петух, что впредь

Надо под ноги смотреть.

Шаги с раскачиванием в стороны, руки за спиной.

Круговое движение руками, присесть.

Ритмичный подъём, погрозить пальцем.

6. Самостоятельная работа.

Логопед: Вставьте пропущенные буквы Б или П в словах.

1. …ок, …ол, су, зу…ы, …лины, за…ор, …елка, та…очки, …ольшой, …удка, ка…ли, хло…ок, …латок, …лузка, …альто, …антик, то…ор, о…ои.

2. …а…очка, …о…лавок, …о…елка, …о…ольше, …о…утный, …о…еда, …о…оище, …о…итый, …о…ороть, …оку…ка.

1. Бок, пол, суп, зубы, блины, забор, белка, тапочки, большой, будка, капли, хлопок, платок, блузка, пальто, бантик, топор, обои.

2. Бабочка, поплавок, побелка, побольше, попутный, победа, побоище, побитый, побороть, покупка.

7. Игры со звуками [б – п].

«Поймайте звук [п] или звук [б]»

Логопед: – Ребята вы должны хлопнуть в ладоши один раз если услышите звук [п] и два раза если услышите звук [б]. Слушайте внимательно!

Лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, толпа, собака, балет, балет, лопата, шуба, палка, бочка, почка, парус, капкан, барабан, плакат, платок, будильник, забота, сапоги, посуда, работа, пилот, боец, пирог, брошка, пуговица.

Логопед: – А сейчас вы будите считать сколько звуков [б] в словах и поднимать соответствующую цифру (1 или 2).

Битва, балалайка, бобры, бомба, буран, барбарис, броня, барабанщик.

-Теперь посчитайте звук [п] в словах и поднимите соответствующую цифру.

Папа, прапорщик, пила, панама, пупсик, попытка, капкан, тапочки.

Логопед: – Запишите в три столбика: в первый – только со звуком [п], во второй – только со звуком [б], а в третий – со звуками [б – п]. Подчеркните П одной чертой, Б – двумя чертами.

Пломба, пират, проба, лампа, письмо, колбаса, облака, поляна, порог, баран, палуба, пароход, баржа, забор, автобус, собор, полка, брак, пакет, пробор, прибор, беседа, просьба, просить, благодарить, будить, пробуждаться, плакать, заплатка, бежать, побежать, победа, беда, пакет, блузка, пальто, платок, букашка, поблагодарить.

Логопед: – Сейчас я раздам вам карточки, в них пропущены слоги «ПА» или «БА». Вам необходимо правильно вставить эти слоги и записать получившиеся слова.

Ры…., тру…., тро…., Лю…., ….ран, ….латка, ….лец, ло….та, при….вил, за…ва, …гаж, ….нан, ….рта, ….лата, ры….лка.

…ты, …ка, …жар, …лото, …ле, ….вар, …лёт, …шёл, …нёс, …гас, ра…та, са…ги, …лел, за…та, …бер, за…ры.

8. Работа с предложениями.

Логопед: Закончите предложения, вставив нужные слова по смыслу.

Старушка опирается на … .

Крыша опирается на … .

Капусту вытащили из … .

Листья появились из … .

Вокруг дома сделали новый … .

У калитки хороший … .

В синем небе звезды … .

В синем море волны …. .

Логопед: Внимательно прочитайте предложения. Найдите в них ошибки.

1. Черепаха ползла по песку.

2. У малыша появился первый зуп.

3. Боря сам постирал свою рупашку.

4. У Полины красивая юпка.

9. Работа с текстом.

Логопед: Спишите. Подчеркните буквы П-Б.

Наш дом большой и красивый. На первом этаже дома магазин. В магазине продают одежду, обувь. У подъезда дома растут тополя и берёзы. Вокруг дома ребята посадили много цветов. Из окон дома видна большая площадь. Мы очень любим наш дом.

III. Подведение итогов.

– Какие звуки мы сегодня повторяли?

– Чем они похожи? Чем различаются?

Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за занятие.

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] “Дифференциация звуков с-ш” Задачи: • закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С; • учить чётко, разграничивать звуки.

Дифференциация звуков [к]-[т] на конце слов В прошлой статье я публиковала стихи с дифференциацией звуков К – Т в начале слова. В этой статье я предлагаю вашему вниманию стихи с дифференциацией.

Дифференциация звуков [л] и [р]. Цель занятия – закреплять навыки правильного произношения и различения на слух звуков [л] и [р] по теме «Весна». Коррекционно-образовательные.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш], [з]-[ж]» Цели: – Повторение характеристик этих звуков, – Совершенствование навыков согласования существительных с числительными по родам, – Развитие.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ж], [З]» Ф. И. О. : Овчинникова Светлана Владимировна Должность : Учитель – логопед Образовательное учреждение:МДОУ Детский сад “Березка”п. Новая Игирма.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Д] — [Т]» Цель: – профилактика дисграфии и дислексии; -уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [д] и [т]; – развитие фонематического.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [р] и [р’]» Однажды Старичок Звуковичок путешествовал по тайге. Вокруг была красивая природа, пели птички. И вдруг он услышал какое-то рычание, но не.

Конспект НОД «Дифференциация звуков [Г] и [К]. Буквы Г и К» Тема: Дифференциация звуков [Г] и [К]. Буквы Г и К. Цели: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков г-к в слогах, словах.

Консультация для воспитателей «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Актуальность: В работе над проблемными звуками мы проходим три этапа: артикуляционные упражнения, основной задачей которых является усвоение.

Профилактика и коррекция оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающейся является оптическая дисграфия. Увеличение количества детей с предпосылками.

Практический материал по коррекции акустической дисграфии. Дифференциация звуков т – д.
учебно-методический материал на тему

Данный материал объясняет основные задачи коррекционного обучения учащихся с акустической формой дисграфии и ее устранение (на примере дифференциации т – д).

Скачать:

ВложениеРазмер
differentsiatsiya_t_-_d.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практический материал по коррекции акустической дисграфии.

Дифференциация звуков т – д.

Основными задачами коррекционного обучения детей с акустической формой дисграфии являются:

  • развитие фонематического восприятия;
  • обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
  • уточнение и сопоставление произносимых звуков с опорой на слуховое и зрительное восприятие, на тактильные и кинестетические ощущения;
  • выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;
  • определение положения звука по отношению к другим.

К концу коррекционного обучения дети должны знать:

  • термины (речь, звук, буква, артикуляция);
  • гласные и согласные звуки, их отличительные признаки;
  • твердые и мягкие согласные, буквы, для обозначение мягкости на письме;
  • парные согласные по звонкости – глухости, твердости – мягкости;
  • пары гласных звуков.

Дифференциация звуков т – д в словах.

1. Выделение парных согласных по предметной картинке:

– сравнить по артикуляции;

– сопоставление с графическим изображением.

2. Наличие и место звуков т, д в названиях картинок.

3. Записать слоги с буквами т, д (и смягчающие гласные):

дыни, тело, дело, дыши, душа, тише, диван, духи, тебе, туман, сады, соты,

коты, иду, следы, иди, следи, радуга, победа, затихло, труба, трава, стена,

дракон, метла, другой, трудно, темень, тростинка, стадион, родители,

тундра, простуда, дрындулет, туалет.

4. Сравнить по смыслу и звучанию:

том – дом день – тень

тачка – дачка доска – тоска

точка – дочка стул – сдул

тушь – душ сдал – стал

уточка – удочка затушил – задушил

плоты – плоды тело – дело

Вписать пропущенные буквы, составить предложения со словами:

— ом; с — ул; с — ал; — оска; — очка; ка — ушка; — ачка.

  1. Место звука в слове (с опорой на цифровой ряд):

Т тракторист, стрела, стрелять, тетради, табурет, торопит, тревожить,

поступит, придут, приведут, дует, дремота, стыдно, продукты, тронут,

оттуда, подросток, терпеть, терять, отдушина, трубить, страдания,

дымоход, натюрморт, добродетель, топтать;

Д борода, дудочка, градусник, заводной, дрозды, дождался, додумался,

дожидались, дожди, добыча, раздобыл, отобедал, трудно, простуда,

водосток, водопроводный, подбородок, держать, бутерброд, тундра,

подробность, задёргать, проститься, родители, стадион, достаток,

диктант, доставка, достоверность, додумать.

7. Записать в 3 столбика слова:

  • туда, трудно, тетрадь, дата, дотронулся, дотянулся, ветер, туча, подул,

стук, нарядный, отодвинулся, страны, ударил, туман, дотащил, двери,

задремал, свисток, труба, подруга, трава, следопыт;

  • ведро, ветра, туча, подул, стук, нарядный, страны, ударил, туман, задремал, двери, свисток, труба, подруга, трава, дудочка, дрожит.

8. Выборочная запись слов :

  • только с буквой т
  • только с буквой д

9. Удлини слово (2-3 слога):

дом, пот, тень, куст, танк, хвост, мост, дым, тишь.

10. Рассыпушки (сложи слово из слогов):

ста – гу – я, лу – би – го, лис – ки – точ, доч – ду – ки, боч – тум – ки,

то – ло – зо, поч – ки – та, дус – гра – ник, га – ду – ра, да – ро – бо, он – ди –

ста, ро – во – та, ток – ло – мо, о – я – де – ло, гвоз – ки – ди, пус – та – ка.

11 . Измените слова, добавив слог те . Запишите получившиеся слова по

иди – …, уйди – …, приди – …, отойди – …, найди – …, зайди – …,

отодвинь – …, надень – …, думай – …, стирай – … .

12. Составить схемы слов. Выделить буквы т, д, надписать над схемой:

тарелка, бидон, подруга, работа, пальто, твёрдый, трудный, дотронулся, путник, дотянулся, радио, сутулый, заводы, командир, радуга, салфетка, ведро, фартук, лопата, тыква.

13. Добавить недостающий слог ( с мячом ):

лопа – мач – посу – забо – – бун

приро – боро – глухо – холо – – та

ребя – гуся – свобо – бесе – – кой

воро – темно – просту – кар – – ры

горо – меч – звез – добро – – ют

– ман за – мал забу –

– май за – шил зае –

– ча прос – да при –

– гой по – шка доме –

де – бан – ки – хо

во – вой – те – кий

уй – лю – ки – хий

лю – во – тель – ванн

тетра – ро – тели – шина

14 . Вставьте пропущенную букву д, т:

трак – ор, боро – а, с – рела, воро – а, гра – усник, заво – ной, ве – ка, ве – ро,

пого – а, желу – и, моло – ок, о – еяло, ве – ер, капус – а, пар – а, у – очка,

– е – ра – ь, – ож – ик, с – а – о, – ру – но.

15. Вставьте пропущенную букву д, т, объясните почему:

  • утка – у…очка, ягода – яго…ка, погода – пого…ка, селёдочка – селё…ка, лодочка – ло…ка, шуточка – шу…ка, тетрадочка – тетра…ка, веточка – ве…ка, деточка – де…ка, подкладочка – подкла…ка;
  • сладок – сла…кий, меток – ме…кий, гладок – гла…кий, редок – ре…кий, краток – кра…кий;
  • гряда – гря…ка, платок – пла…ки, заплата – запла…ка, пряди – пря…ка.

16 . К данным словам подберите проверочные слова так, чтобы после

согласных д, т появился гласный. Запишите эти слова.

холод – … лед – … билет – … куст – …

халат – … завод – … рекорд – … голод – …

город – … гвоздь – … медведь – … кнут – …

пруд – … обед – … ледоход – … прут – …

мост – … привет – … прут – … град – …

след – … парад – … груздь – … виноград – …

крот – … год – … брат – … шоколад – …

енот – … самолёт – … град – … мармелад -…

17. Вставьте в слова пропущенную букву д или т . В скобках запишите

сле…, голо…, кну…, пру…, гра…, салю…, заво…, пило…, огоро…,

са…, виногра…, сала…, плака…, комо…, слё…, шокола…, дроз…,

18. Изменить слово, добавив приставку от :

таял – давил – дежурил –

дал – тянул – делился –

19. Измените слова, добавив слог те .

войти – войдите проследи –

20. Объединить слова в группу, подчеркнув слова каждой группы другим

цветом. Запиши группы, выделив т, д . Какие слова лишние.

(холод, холодный, холодно).

пруд холодный следопыт

мосты мостик годик

следы наследить следовать

град годовой городок

тепло тёплый городище

года городской запруда

города парадный запрудить

парады прудик замостить

мост мостить холодно

холод потепление радовать

21. Объединить слова в группы по каком – либо признаку:

Слова: мёд, улей, кусты, деревья, грибы, лес, пчела, уха, город, рыболов,

ягоды, дома, деревня, изба, вода, берега, теченье, тротуар, толпа,

дороги, колодец, сарай, озеро, река, мост, рыба, цветы, коровы,

Вывод : пчела – мёд, улей, цветы; лес – кусты, деревья, ягоды, грибы; город-

дома, тротуар, дороги, толпа; деревня – изба, колодец, сарай, коровы;

рыбалка – река, рыба, вода, теченье, рыболов, уха.

22. Кроссворд (Ефименкова, стр.240)

Дифференциация т – д в словосочетаниях и предложениях.

1. К словам из пункта а подберите по смыслу слова из пункта б .

а) холодный, густая, тяжёлое, медная, младшая, старинная;

б) мелодия, ведро, трава, сестра, труба, ветер;

а) товарные, летний, медная, лебединая, студеная, ягодные;

б) дождик, поезда, места, труба, стая, вода.

2. Закончите предложения, подобрав подходящее по смыслу слово.

дачка – тачка Летом мы жили на маленькой… .

Толя возил кирпичики на… .

дочка – точка В конце предложения надо поставить… .

Мама вела за руку маленькую… .

душ – тушь Для чертежей нужна… .

Холодный … полезен всем.

удочка – уточка На озере плавала серенькая… .

Рыболову нужна хорошая… .

плоды – плоты В саду созрели вкусные… .

день – тень Под деревом… .

доска – тоска У сестрицы Алёнушки на сердце… .

В заборе сгнила… .

стул – сдул Ветер … последние листья.

Придвинь гостю … Подвинь … ближе.

сдал – стал Коля … инженером.

Брат… последний экзамен.

3. Вставить пропущенные буквы.

  • У На…аши ес…ь цве…ные каран…аши.

…е…ушка копае… в огоро…е кар…ошку.

…я…я Коля лови… на озере рыбу.

…аша с…ирает на озере бельё.

Ан…рей копае… за сараем червей …ля рыбалки.

Ан…он взял у…очку и пошёл на пру… лови… рыбу.

  • Де…и гос…или у тё…и в …еревне.

…ё…я угос…ила …е…ей ме…ом.

Ребя…ишки пус…или ло…очку по во…е.

Скоро при…ет ле…о, де…и пой…ут в лес за яго…ами.

Тоня ви…ела на …ереве …я…ла.

У Ан…она …линная у…очка. …евочка кормила у…очку.

  • …ень был …ёплый. …има и Воло…я гуляли около сосе…ской …ачи. Ребя…а по…ошли к высокому раски…ис…ому …ереву. У его корней уви…ели ро…ник. Они ла…онями с…али пи…ь холо…ную с…у…ёную во…у. Мальчики быс…ро у…олили жаж…у и пошли обра…но.

4. Исправь ошибки:

трутное тело будерброт с тжемом

чисдая детрать нарятная отежда

слаткий торд талеко шагадь

самотельный сдул сдарый горот

тенисдый сатик посатки капусды

дубовые сдолбы трутный похот

глаткий лёт разноцветная ратуга

сдарый холотильник тунул на отуванчик

друтная затача строяд метро

тяжёлое ветро послетний тень

пронзидельный ветер поставил рекорт

послетние листья протолбил лёт

тушистый лантыш ударидь потбороток

кородкие тни построидь сдадион

холотные тожди дащил тобычу

бревенчадый колотец почистил тымоход

тушистая драва растуд яготы

тлинная уточка цветной каранташ

утарил молодком заторная мелодия

духовой оркесдр итёд летохот

праздничный обет наступил холот

построгал прудик талёкие страны

отправил бантероль тедёныши гепарда

падают плоты сесдра тимы

5. Придумай предложения со словосочетаниями:

трудное дело чистая тетрадь

сладкий торт самодельный стул

трудная задача тяжёлое ведро

проточная водица тенистый сад

гладкий лёд старый холодильник

последние листья душистый ландыш

бревенчатый колодец давить виноград

задорные девчата дательный падеж

6. Зашифровать предложения.

Тарантул – ядовитый паук, который строит дом под землёй.

По телевидению показывали интересную передачу о театре.

На тихоходном пароме мы добрались до другого берега.

Трубадур – герой знаменитого мультфильма.

Тридцать три богатыря выходили из вод морских.

На десерт подали пирог с фруктовым повидлом и замечательный торт.

Трудолюбивый ученик добросовестно написал диктант.

Девчата пустились танцевать под задорную детскую мелодию.

Есть интересная детская сказка «Городок в табакерке».

В тридесятом царстве, в тридесятом государстве жил двенадцатиголовый

Стадо слонов отправилось в далёкий путь.

В борщ надо добавить томат.

Денис сделал табурет для младшей сестрёнки.

Таксист быстро довёз туристов на другой конец города.

У старого трактора перегрелся двигатель.

Ребята отдохнули в дороге в тенистом саду.

Толе на контрольной досталась трудная задача.

Ребята радостно катались по гладкому льду, затянувшему пруд.

Детвора любовалась полянкой с душистыми ландышами.

У бабушки в деревне в бревенчатом колодце ледяная проточная водица.

Старая крепость оказалась недоступной.

(Садовникова стр. 151, №15)

  1. Выпиши из предложения словосочетания с д, т .

Солнце светит тускло. Дует холодный ветер. Часто идут холодные дожди. С деревьев опадают последние листья. Птицы улетели в тёплые страны. Дни стали короткие. У Димы всегда чистые тетради. Ученики писали трудный диктант. Алёша заболел, ему поставили градусник. Холодный душ полезен. У пруда стояла старенькая дачка. Набрала девица студёной водицы из деревянного колодца.

  1. Закончите предложения, изменяя слова, данные в скобках, по смыслу.

Даша рисует цветными …(карандаши).

Дети сидят за …(парта).

Толя забежал за…(дома).

Мальчик бежит за …(девочка).

Дедушка заплатил за …(тапочки).

Дима спрятался за …(штора).

На лугу растут сочная …(трава).

Сено сложили в …(стог).

В лесу растут разные (ягоды).

На опушке леса растут…(дубы).

  1. Вставьте пропущенные слова в буквой д или т . Выпишите предложения.

Толя … до одуванчика, и он облетел. Лена встала на носочки и … до перекладины. Даша быстро …до станции. Дети помогли бабушке …тяжёлую сумку до дома. …ветер, и полил сильный … . Солнце спряталось за … . Дети решили трудную … .

Справка : дотронулся, дотянулась, дошла, донести, подул, дождь, тучу, задачу.

  1. Вставьте в предложения пропущенные слова. Подбери проверочные.

На реке крепкий лёд (ледок).

На реке крепкий … . На зиму … забирается в берлогу. Москва – очень большой … . весной на реке начинается … . В городе строится металлургический … . Рыболов ловит … рыбу. Порвалась …, и рыба уплыла. По реке плывёт пассажирский … .

  1. Вставьте в предложения пропущенный предлог от или до .

Лодка отплыла … берега. Плот незаметно доплыл … берега. … станции …

деревни было недалеко. … понедельника … вторника один день. Дима

помог маме донести сумку … дома. Поезд отошёл … станции. …Москвы

… Петропавловска лучше лететь на самолёте. Малыш добрался …верхней

  1. Вставьте в слова пропущенные буквы. К выделенным словам подберите

Собака взяла сле … . Наш горо … стои … на берегу реки. Пожел…ел и опус…ел наш са … . Лена купила биле … в кино. Наш пру … замёрз. Мы пой…ём на бале… . По реке плывё… …еплохо … . Турис…ы пошли в похо … . Гра … побил наши поса…ки . Кто люби… тру …, того лю…и чту… . Пионеры иду… на пара … . Этот пру … богат рыбой. Толя сломал пру… . На тропинке мы уви…ели сле… . Весной пионеры вскопали огоро… . У Тимы есть бра… . К станции по…хо…ил поез… . Бабушка приго…овила вкусный обе … .

  1. Составь и запиши предложения.
  • Дятел, долбить, клюв, дерево, острый, и, жуки, искать.
  • Дима, таскал, смородина, капуста, редиска, ведро, тяжёлые, огороде, на, поливать, и.
  • Покрыто, ступенька, снег, крыши, дерево, дома, дорога.
  • Лёд, покрыть, старый, толстый, пруд.
  • Проверять, самолёт, билет, стюардесса, у, трап, пассажиры, у.
  • Затянуто, туман, дымкой, всё, сизой.
  • Денис, записал, домашний, забыл, задание, дневник, в.
  • Тима, точка, предложение, никогда, конец, в, не, ставит.
  • Вкусная, колодец, студёная, из, вода, деревянный, в, день, жаркий, летний.
  • Идти, Таня, вместе, в, театр, завтра, с, Даша.
  • Дуть, в, холодный, октябрь, пронзительный, ветры.
  • Падать, листья, с, последний, деревья, жёлтый.
  • Готовы, утки, к, другие, и, птица, дальним, перелёты.
  • Ты, красная, соблюдать, в, тетрадь, строка, должен.
  • Зима, становятся, короткий, день, ночь, а, длиннее.
  • Стадо, телята, два, пас, пастуха, молодой.
  • Белки, любить, жёлудь, орех, гриб, собирать, и, сушить, на, ветки.
  • Ребятишки, строгать, из, лодочка, дерево, пустить, вода, по.
  1. Ответь на вопросы полным предложением. Запиши.

В чём жарят картошку? Где растут фрукты?

На чём растут жёлуди? Кто долбит клювом кору?

На ком ездят верхом? Сколько дней в неделе?

Где растут овощи? Куда ты записываешь домашние задания?

Дифференциация т – д в текстах.

Прочитай предложения, составь из них рассказ, запиши. Выдели т, д.

Дюймовочка улетела с ласточкой в тёплые края. Из цветка появилась красивая маленькая девочка. Майский жук унёс девочку на дерево. Там она встретила принца и стала, наконец, счастлива. Мышка приютила Дюймовочку. Жуки прогнали её. Жабы украли спящую Дюймовочку. Крот увидел прекрасную незнакомку и решил на ней жениться. Женщина посадила цветок.

Женщина посадила цветок. Из цветка появилась красивая маленькая девочка. Жабы украли спящую Дюймовочку. Майский жук унёс девочку на дерево. Жуки прогнали её. Мышка приютила Дюймовочку. Крот увидел прекрасную незнакомку и решил на ней жениться. Дюймовочка улетела с ласточкой в тёплые края. Там она встретила принца и стала, наконец, счастлива.

Долго стоит в средней полосе тоскливая осень. Дожди, ветры, холода. Всё задёрнуто сизой дымкой тумана. Всё живое ждёт, когда же придёт матушка – зима.

Володя шёл на пасеку к дедушке. Стало темнеть. Видит Володя: что-то под деревом. Он подумал, что это медведь, а это был кустик. Смешно стало Володе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии в 2 классе. Тема: Дифференциация гласных А – Я. Цели: Образовательная: формировать умение выделять и различать звуки [а], [я]; сове.

Проблемами развития фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза ученые и практики занимаются давно, используя традиционные и нетрадиционные методики. Логопеды в основном используют учебный по.

Данный материал объясняет, что необходимо для проведения эффективной коррекционной работы при оптической дисграфии. Предложены упражнения для устранения специфического нарушения речи (на примере диффе.

Данный материал объясняет, что необходимо для проведения эффективной коррекционной работы при оптической форме дисграфии. Предложены упражнения для устранения специфического нарушения речи (на примере.

В данном материале даны основные задачи коррекционного обучения учащихся с акустической формой дисграфии и предложены упражнения для ее устранения (на примере дифференциации ч – ц).

Данный материал раскрывает основные задачи коррекционного обучения учащихся с акустической формой дисграфии и ее устранение (на примере дифференциации с – ш).

Презентация к логопедическому занятию по коррекции акустической дисграфии “Звуки С, Сь и буква С”.

Карточки для преодоления дисграфии

Обозначение гласных звуков буквами

Вставь гласную букву в начале слова.

_ кунь, _зел, _ глы, _ хо, _ зредка, _ стный, _ гол, _ адрес, _ жил, _ мя, _ вгуст, _ тренник, _ слик,

_ жин, _ хнул, _ тпуск, _ мный, _ стров, _ тлас, _ ист, _ лей, _ тка, _ кна, _ кна, _ ней, _ гры,

_ рден, _ тот, _ дик.

Вставь гласную букву в словах, в которых гласный звук является безударным.

_ птека, _ зюм, _ дут, _ шли, _ льбом, _ ктёр, _ таж, _ зоры, _ кзамен, _ чёба, _ рбуз, _ кула, _ борка, _ читель, _ лмаз, _ кран, _ пельсин, _ страда, _ пал, _ сфальт, _ жасный, _ зложение.

Запиши слова, распределяя их в столбики в соответствии с символами:

 – с гласным звуком А

∆ – с гласным звуком О

⌂ – с гласным звуком У

◊ – с гласным звуком Э

○ – с гласным звуком И

● – с гласным звуком Ы

Куст, сок, сын, наш, дым, зуб, шкаф, сон, мал, мышь, был, лук, бык, мак, сыр, соль, ток, суп, рос, мох, лось, пар, мыть, пусть, дуб, сад, март, гусь, бак, бык, пыль, сом, рот, рис, шаг, шар, боль, рыть, внук, жук.

Прочитай слово. Замени в нём гласную букву так, чтобы получилось новое слово.

Обозначение согласных звуков буквами при написании при написании слов

Замени согласную букву на конце слова так, чтобы получилось новое слово.

Замени в начале слова согласную букву так, чтобы получилось новое слово, а где возможно – несколько новых слов.

«Верни буквы на место»

_ а_ ыпанный _ негом ле _ _ казочно кра _ ив.

Ли _ а и _ оня _ пешат на _ аснеженную поляну.

Ли _ а увидела _ леды _ айца.

_ оня слепила _ неговика.

Вме _ то но _ а у него морковка.

Пусть это будет подарком для _ айчика.

«Верни буквы на место»

Прошли до _ ди – грибов _ ди.

Ма _ а и Я _ ша идут в лес.

Грибники не спе _ ат, гриб мо _ ет быть под листвой.

Под ногами _ ур – ат листья.

Вот красивы _ ёлудь.

Еловая _ и _ ка то _ е пригодится.

Вот послы _ ался _ орох.

Это ё _ ик спе _ ит по тропинке.

«Верни буквы на место»

В _ олях _ оказались _ ервые _ роталины.

На _ ухли на ветках _ очки.

_ о _ лыли _ о не _ у _ елые _ ушистые _ арашки

_ ервые _ерелётные _ тицы скоро _ оявятся в наших краях.

Ре _ ята ждут _ ольших _ еремен в _рироде.

«Верни буквы на место»

Ле _ о с _ ояло жаркое.

В _ оме _ ухота.

От жары все спрятались в _ень _ ерева.

_ ам с _ ои_ с_ ол и _абуре _ ки.

На с _ оле в кувшине с _ ои _ чис _ ая во _ а.

Ря _ ом с _ омом ка _ ушка.

Сего _ ня в ней купаю _ ся воробьи, на _ во _ ой кружат с_ рекозы.

«Верни буквы на место»

_ де цвето _ там и медо _.

_ ора с _ орой не сойдётся, а челове _ с челове _ ом стол _ нётся.

Кни – а – лучший дру _.

О _ ончил дело – _ уляй смело.

_ вастун – пустой челове _ к.

_ удо тому, _ то добра не делает ни _ ому.

_ орошая _ озяйка и из пету _а у _ у сварит.

«Верни буквы на место»

Ку _ т _ ур _ ит – _ рый _ айка.

_ абавного _ уравля на_ вали _ уркой.

Пу _ и _ тые _ не _ инки _ акру _ ились в моро _ ном во _ духе.

_ ве _ ий ветер о _ ивил _ агру _ тив _ ие ли _ тья.

«Верни буквы на место»

Сегодня у _ аи день _ождения.

Она наде _ а новое п _ атье.

Мама для _ аи испечёт _ юбимые пи _ ожки и ват _ ушки.

В гости она приг _ асила д _ узей: И _ у, Ми _ у, К _ а _ о, _ ому, Во _ одю.

Всем будет весе _ о.

«Верни буквы на место»

Зака _ ались на липе жёлтые _ веточки.

_ дрый медовый запах наполнил ве _ерний воздух.

Деревья в _аще слились в _ернею _ ую массу.

Сы_ прокри _ ал о наступлении но _ и – _ арства тьмы.

Звук и буква. Позиция звука в слове.

Раскрась квадратик соответственно третьему звуку в словах: если при произношении слышим гласный звук – красный цвет, если слышим твёрдый согласный звук – синий, если мягкий согласный звук – зелёный. Если буква обозначает два звука – дорисуй рядом второй квадратик и раскрась их в соответствующие цвета.

Сочетания ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЖИ – ШИ.

1. Поставь гласную букву рядом с согласной буквой. Запомни волшебную фразу: «Слышу твёрдо – пишу мягко, слышу мягко – пишу твёрдо». Как ты её понимаешь.

Крич_, ч _ стый, молч _, ж _ р, суш _ л, стуч _. Ч _ йка, шалаш _, ч _ жой, щ _ ка, ищ _, ч _ с.

Луж _, пряч _, рощ _, ч _ лан, пищ _, ж _ лка.

Крич _ л, мыш _, лыж _ , сторож _ л, ч _ лок.

Ч _ йник, лопоч _ т, ч _ родей, муж _ к.

Кувш _ н, ж _ раф, чертеж _ , афиш _ .

Верш _ на, туч _ , нач _ ло, щ _ вель, пряч _ тся.

2. Подчеркни согласные буквы, рядом с которыми ты написал гласную: зелёным цветом, если при произношении слышим мягкий согласный звук; синим, если слышим твёрдый согласный звук.

Укажи цифрой в скобках позицию мягкого согласного звука в словах:

Петушок ( ), морковь ( ), монета ( ), букет ( ), журавли ( ), книга ( ), сойка ( ), пакет ( ), зерно ( ), знамя ( ), пакет ( ), фабрика ( ), фонари ( ), новость ( ), кувшин ( ), ладонь ( ).

Ставь сочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ в скороговорки:

Волки ры _ _ т, пи _ _ и _ _ т.

Та _ _, та _ _, не дота _ _, боюсь, что выпу _ _.

В _ _ вом уголке _ _ ли у _ _ и е _ _.

С _ _ ла Саша Сашке шапку, а Саша шапкой _ _ шку с _ _ б.

Чешуя у _ _ чки, щетинка у _ _ шки.

ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ ГЛАСНЫМИ БУКВАМИ

Спиши предложения. Подчеркни слова, имеющие парные гласные буквы.

Все наблюдали за полётом орла.

Соловей поёт по ночам.

Маяк показывает путь морякам.

Подружки гуляют в саду.

Заяц спасся от лисы.

1. Существуют парные гласные буквы. Произнеси и подумай, почему они считаются парными?

2. В те слова, где необходимо, вставь парную той гласной, которая уже есть в слове. Если невозможно поставить требуемую букву, то зачеркни слово:

Сан _ , рук _ , клюн _ л, слив _ , косм _ с, кост _ р, ут _ г, пам _ ть, по _ т, бокс _ р, Вал _ , вил _ , ор _ х, Ан _ , весл _ , мух _ , пол _ т, скамь _ , ма _ к, птиц _ , пож _ р, ба _ н, сал _ т, лап _ , лип _ , мес _ ц, киты, ов _ с.

Подчеркни слоги, содержащие мягкий согласный звук.

СА, СЕ, ЛЁ, РЕ, МУ, МИ, ЗЯ, ФА, ДО, РЁ, КИ, БО, ГЕ, ТО, ЛА.

АРО, АТИ, ПРА, ГРУ, СМИ, КВА, КВЕ, ДРЯ, СВА, СВИ, ЖНЕЕ, ГЛЮ.

Составь и запиши предложение с данным словом.

1. Подчеркни в словах те буквы, которые вызывают отличие друг от друга.

2. Объясни значение данных слов.

Спиши стихотворение. Подчеркни повторяющуюся букву « Д» следующим образом: если это твёрдый звук – синим цветом, если мягкий – зелёным.

Дождик, дождик, не дожди!

Дождик, дождик, подожди!

Дай дойти до дому дедушке седому.

Вставь пропущенные гласные буквы. Подчеркни цветными карандашами буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

Я вз _ л пил _ и доску пил _. Л _ ся л _ ит свою сестр _ Тан _ . В сад _ видели дяд _ Вас _. Цветы у Вал _ завв _ ли. Сын гл _ дит, как мама гл _ дит. Кол _ был р _ д, что попал в первый р _ д. У Л _ бы новый ут _ г. У т _ ти Т _ ни тел _ нок З _ рька.

Вставь пропущенные гласные буквы. Подчеркни цветными карандашами буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

Я с _ ду в с _ ду и посл _ ша _ л песн _ соловья.

Удивительный реб _ нок Ал _ ша.

Сер _ жа и Т _ ля кормят тел _ нка.

Ал _ ша и Бор _ нес _ т с _ стре пел _ нки.

« Ы» или « И»? Вставь буквы, чтобы получились слова.

П _ р, б _ ть, м _ ть, т _, сп _ , м _ , м _ р, в _ , с _ р, п _ ск, п _ ль, в _ зг.

Как изменится смысл и звучание данных ниже слов, если в них гласный « И», заменить на « Ы»?

Упражнения на дифференциацию букв о а. в письменной речи при профилактике и. коррекции оптической дисграфии.

    Кристина Виноградская 2 лет назад Просмотров:

1 Упражнения на дифференциацию букв о а в письменной речи при профилактике и коррекции оптической дисграфии. Учитель-логопед: Сысоева О.В.

2 1. Соедини элементы букв, чтобы получились строчные прописные буквы о а. Каким элементом эти буквы отличаются? (обведи карандашом в кружок) 2. Найди буквы о-а на картинках и обведи их по контуру. 3. Сравни артикуляцию гласных а-о, рассмотри условные обозначения. Пропиши буквы. 4. Обведи букву а в квадрат, а букву о в кружок.

3 5. Продолжи ряд. 6. Составь, прочитай и запиши слоги: а: о: 7. Над каждой буквой нарисуй схему: а о о а а о а о о а а а о а о а о а о о 8. Все встречающиеся буквы а обведи в квадратик, а буквы о в кружочек: У и о е а ю с о е а п о з о ю а в с а м и п р т о л б э щ х с я а л о е о о к у а о а ц у а к р о г н о р е о п а е а в а к а о т р м а д о а г л к ц о л а о а н о ь а р о к о р ш а а у у е о е г л д а а о е 9. Над каждым словом, нарисуй схему: Лось, рак, мох, мать, сурок, варит, крошки, ночь, зима, чашки, норы, море, ложки, осень, весна, скорый, ослик, лето. Из этих слов, выпиши времена года:

4 10.Составь слова. Напиши их парами. Образец: вал вол. 11. Запиши слова парами, вставляя буквы а и о. Подчеркни букву о одной чертой, а двумя чертами. Р..к р..к, т..к т..к, р..й р..й, с..м с..м, б..к б..к. 12. Выпиши из слов слоги в два столбика: в первый столбик слоги с буквой о, во второй с а. Образец: вагон – гон ва Вагон, сапог, собака, полоса, облако, кошка, стакан, корабль, товарищ, площадка, паровоз. 13. Запиши слова в два столбика (по наличию о – а). Подчеркни букву о одной чертой, а двумя чертами. А) танец, крот, клоп, брат, енот, гром, врач, ломтик, генерал, гонщик, дачник, диктант, желток, дикарь; Б) глобус, кусочек, ветеринар, прозвище, фрегат, ледяной, субботник, эскимо, шпроты, фундамент, фельетон, ткань, чемпион, придержать. 14. Вставь пропущенные буквы в слова. Д м, м к, ист, н с, ш г, в лк, п лк, с м.

5 15. Прочитай и запомни слово. Запиши в тетрадь последовательность в нём букв о, а, то есть «зашифруй» слово. Образец: собака о а а. 16. Обведи слоги, проговаривая вслух. Составь из этих слогов слова. Для этого напиши слоги так, как указывают цифры. Ответь полным предложением на вопрос, сколько слов ты написал. 17. Постарайся запомнить ряд цифр: Запиши слоги из упражнения 16 в указанном порядке. Сколько слов прячется в твоей записи? Напиши эти слова.

6 18. В этой цепочке слогов найди восемь слов. Запиши их. ГОРЕКАШАРЫБАГОРЛОКОН 19. Рассмотри картинки. Прочитай подписи под ними. Назови пропущенные слоги с буквами а или о. Напиши слова в тетрадь. 20. Назови картинки, рассмотри схемы. Напиши слова по картинкам и схемам.

7 21.Разгадай ребусы. Напиши получившиеся слова. 22.Составь из слогов слова и запиши их: за ко, ка мас, ке ра та, со ма ло, ка ру, бо ра та, ро да бо, до ла ни,ран ба ка, гай по пу, вар мо са, лёт са мо, док по во, ло коль чик ко. 23.Из букв данных слов придумай новые слова: атлас, акт,адрес,армия, автор,араб,арфа. 24.Отгадай загадки, запиши отгадки: Круглый, полосатый, с хвостиком( ). Стеклянный домик для рыбок( ). Человек в морской форме ( ). Посуда, из которой едят суп ( ). Что обычно пишут на конверте ( ). Плывет по небу ( ). Тетрадь, из плотных листов, для рисования ( ).

8 25.Напиши слова-антонимы (противоположные по смыслу): Большой,тёплый,злой, нашёл,пришил,помыл, сел. 26.Подбери нужное слово, в котором была бы буква а или о: Нос (какой?) Волосы (какие?) Работа (какая?) Лиса (какая?) Заяц (какой?) Руки (какие?) 27.Вспомни и запиши детёнышей животных: У козы,у коровы,у лошади, у курицы,у льва, у тигра, у утки, у лося, у кролика. 28.Из двух данных слов образуй одно новое: Образец: Листья падают листопад. Снег падает _, вода падает _, звёзды падают,сам катит, сам летит,пыль сосёт. 29.Разгадай кроссворд. По вертикали: 1. Комната, где обедает семья. По горизонтали:

9 2. Часть лица, находящаяся по центру. 3. Сладость, которая подаётся на десерт по праздникам. Может быть с кремом. 4. Оно состоит из слогов. 5. Птица, которая вьёт гнездо под крышей. 6. Драгоценный металл. 7. Булочка с творогом. 8. То, куда ходят взрослые, чтобы заработать деньги. 9. Детёныш овцы и барана. 30. Внимательно прочитай слова. Найди и исправь ошибки. гром горка край тровка тарт ложка брат брошка ночной постух гара сталы 31. Вставь пропущенные буквы о а в слова. Составь и запиши из слов двух столбиков словосочетания. Подчеркни буквы о и а. Зап мнил к нь пл чет к шки ск чет ск рый сп ли ск зку п езд пл кса

10 32. Вместо цифры произнеси слово и расшифруй предложение. Запиши его. 40а и с3ж склевали всю смор1у и спрятались в по2ле. 33. Напиши предложения по образцу. Подчеркни буквы о и а. Он пошёл. Она пошла. Он лежал. Он ловил. Он звонил. 34. Составь смысловые пары. Запиши предложения по образцу. Подчеркни буквы о и а. Образец: Натянуть нос значит обмануть. чесать языком унести ноги зарубить на носу клевать носом дремать запомнить убежать болтать 35. Вспомни календарь, напиши даты словами. Образец: 8.08 восьмое августа, 8/III восьмое марта /V 1/VIII 36. Прочитай слоги от последнего к первому. Что получилось? Повтори и запиши скороговорку самостоятельно. Подчеркните о одной чертой, а двумя чертами. Да во про до во из ду во вёз воз до во. 37.Выпиши грамматическую основу каждого предложения. Подчеркни буквы о и а.

11 Образец: стоит графин. На столе стоит графин. Поднимаются густые травы. Вода в реке спала. Солнышко скрылось за тучами. Обнажились осенние леса. 38. Запиши в тетрадь гласные а-о, стоящие в словах под ударением. Образец: Смолк соловушка в чаще лесной. о о – а о. 39.Спиши словосочетания и предложения, вставляя пропущенные буквы а или о. В. зили др. ва, х. л. дная в. да, собир. ли пл. ды, п. рное м. л. ко, стр. или д. ма, з. лотые к. л.ски. У ручья р. стут с. сны. Под с. сной ст. ит скамья. На берег набеж. ли в. лны. Л. сь беж. л через густой лес. Не пуг. ет нас сильный мор. з.

12 40. Обведи все буквы о,а в тексте разными ручками. Раздели слова черточками на слоги для переноса. Например: охот/ни/чий. 41. Спиши стихотворение, вставляя пропущенные буквы о а. Подчеркни букву о одной чертой, а двумя чертами. Т м к тик ус тый П с дику бр дит, А к злик р г тый З к тик м х дит. И л п чк й к тик ум ет св й р тик, А к злик сед ю трясёт б р д ю. 42. Исправь ошибки в предложениях. Остры зо цветут асенью. Ровны й асфальт родует Лудей. Смолк Салавей влисной чяще. ломпа пагасла внезанпо. Патянула холадам. Столяр

13 зделал стал. содовник выростил ябланю. Зомёрли реки и азёра. паля и Халмы покрылыс пушыстым белым кав ром. 43. Обведи все буквы о,а в тексте разными ручками. Раздели слова черточками на слоги для переноса. Например: со/би/ра/лась. 44. Из данных слов составь и запиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни буквы о и а. Ветры, дуют, х л дные. В лки, уч т, хотиться, м л дых, ст рые. Рыщут, в, звери, лес х, г л дные.

14 45. Спиши текст. Проверь себя, подчеркни буквы о и а. Прошло лето. Осень вступила в свои права. Тихо шуршат у озера камыши. Ночью был отлив. Вода ушла от берега. В камышах она застыла тонким льдом. Настало утро. Засверкал на солнышке ледок. Днём он растает. 46. Отгадай и спиши загадки, вставляя пропущенные буквы о а. Подчеркни букву о одной чертой, а двумя чертами. В дяные м стер Стр ят д м без т п ра, Д м из хв рост и тины И ещё пл тину. ( ) Чт за кн п чка? Н ж л, У п р га п дожд л, И тебе ткрыли дверь. Зах ди, ты г сть теперь! ( ) 47. Исправь ошибки. Зимой. Стаит Дикабырь нодваре. Трещят лутые моразы. Дуут холадные силные верты. бирёски и Липы стаят без листев, голые. Толко сасна да эль зиленые. мидветь золез всваю берлагу испит. Белка вдупле ест гребы и арешки. Серые Волки па начам воут ат галода. 48. Запиши предложения так, чтобы получился связный рассказ. Вставь пропущенные буквы. Проверь себя, подчеркни буквы о и а. В дном л сочке ж ли зайц на луж йке. пас ный враг пр ник в л сок! Но вот на бер гу л сной реки п селилась л сица. На чист..м в здухе в лесу ни р звились.

15 Зв р ки, з прите норки на крюч к! 49.Спиши текст, вставляя пропущенные буквы а или о. В скобках пиши проверочное слово. Образец: Столы (стол) накрыты скатертями. Столы (. ) накрыты ск. тертями. Д. вно ( ) не было д. ждя (. ). Вдруг крупные к. пли д. ждя з. стуч. ли по крыш. м. Все р. ды д. ждю..жили п. ля (. ) и с.ды ( ). Хор. шо (. ) п. хнет т. полем после д. ждя. 50. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы а,о. Подчеркни о одной чертой, а двумя чертами. Огород. У нас б..льш..й огор..д. Там мы выр..щив..ем р..зные..вощи. В густой зелени кр..снеют п..мид..ры. Зеленеют коч..ны к..пусты и с..л..т. Под листьями прячутся..гурцы. На одн..й грядке р..стёт м..рк..вь. Б..льшую пл..щ..дь з..ним..ет к..рт..фель. 51. Вставь в текст подходящие по смыслу слова: кудрявая, величавая, трепетная, стройная. Спиши текст, подчеркни буквы а,о. Разные деревья. У каждого дерева свой вид. Сосна. Из сосен с давних пор делали мачты для парусных судов. Ель. Она высока, горда, пушиста. Осина. Листики осины дрожат, шелестят, даже если ветерок очень слабый. Берёза. Её длинные тонкие ветки завиваются, как локоны молодой красавицы.

Ссылка на основную публикацию