Паспорт кабинета логопедии

Паспорт кабинета логопедии

Главная
Контакты:
Последние действия на сайте
Навигация
Навигация

паспорт логопедического кабинета

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 1 Г.ПРАВДИНСКА»

  1. Пояснительная записка.
  2. Программно-методическое обеспечение логопедического кабинета
  3. Логопедическое оснащение кабинета
  4. Материально- техническое обеспечение
  5. Учебно – методическая литература

I. Пояснительная записка

Кабинет учителя – логопеда расположен на втором этаже здания ДОУ

Площадь кабинета: 12,6 кв.м.

Ответственный за деятельность кабинета:

Степанова Ирина Константиновна – учитель-логопед

Цель: Своевременное исправление речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

  1. Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей,

нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи,

физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей,

  1. Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного,

нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных

направлений и содержание работы с каждым из них.

Логопедический кабинет призван обеспечить:

  1. Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений.
  2. Проведение обследования ребенка с целью разработки индивидуального образовательного маршрута.
  3. Проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий. Оказание консультативной помощи педагогам, родителям.

Логопедический кабинет осуществляет деятельность по 4 направлениям:

1. – диагностическая работа;

2. – коррекционно- развивающая;

4. – информационно- просветительская

II. Программно-методическое обеспечение логопедического кабинета

1. «Нормативно-правовое и организационное обеспечение специалиста» (нормативно правовые документы в соответствии с должностью, организационные – должностная инструкция, инструкция по охране труда, инструкция по безопасности жизнедеятельности воспитанников, циклограмма деятельности, график работы, расписание образовательной, коррекционно-развивающей деятельности с детьми).

2. Перспективный план работы (согласованный и утвержденный)

3. Список детей логопедической группы

4. Календарно-тематическое планирование

5. Журнал «Первичное обследование речи детей»

6. Индивидуальные речевые карты

7. Папка с материалами по взаимодействию с родителями

8. Папка с материалами по работе с педагогами и другими специалистами

9. Журналы: «Учет рабочих контактов с воспитанниками», «Учет

движения детей с недостатками речи», «Учет логопедических занятий»

10. Планы индивидуальных, фронтальных, подгрупповых занятий

11. Индивидуальные тетради детей

12. Папка «Отчетная документация» (аналитические справки деятельности за учебный год)

13. Программа логопедической работы по преодолению общего

недоразвития речи у детей Н.В.Нищевой.

III. Логопедическое оснащение кабинета

«Обследование понимания речи»

«Обследование связной речи»

«Обследование грамматического строя»

«Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений»

«Обследование слоговой структуры слова»

Разрезные картинки из 2 – 4 – 6 частей

Картинки и тексты:

• Автоматизация, дифференциация звуков: Артикуляционные упражнения

•Автоматизация звуков в словах, предложениях, текстах. Вводим звуки в речь.

•Пособия для работы над речевым дыханием предметные картинки на все изучаемые звуки

•Альбомы на автоматизацию поставленных звуков

•Тексты на автоматизацию поставленных звуков

Игры, речевой материал:

• Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте.

• Развивающий дидактический материал:

•Формирование фонематического восприятия, звукового анализа

•Сигнальные кружки на дифференциацию звуков

•Предметные картинки на дифференциацию звуков

•Тексты на дифференциацию звуков

•Грамматический строй речи

•Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами

•Пособия на согласование

•Развитие связной речи

•Серия сюжетных картинок

•Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов

• Тематический словарь в картинках: ягоды, головные уборы, мебель, птицы, растения, обувь, продукты, грибы, одежда, посуда, игрушки, насекомые, профессии, деревья, животные и их детеныши, инструменты, времена года

•предметные картинки на подбор антонимов

•предметные картинки на подбор синонимов многозначные слова

IV. Материально- техническое обеспечение

Материально- техническое обеспечение отражает специфику деятельности в соответствии с Рабочей программой (РП ) учителя – логопеда «Коррекция общего недоразвития речи у детей 5- 7 лет»

В кабинете имеются:

• Стол письменный- 1шт;

• Стол для индивидуальной работы с детьми – 1 шт;

• Стол детский – 5 шт;

• Стулья детские – 12шт;

• Доска магнитная (для работы мелом) – 1шт;

• Информационный стенд «Уголок логопеда» – 1 шт;

• Дополнительное освещение – 2 шт;

• Оборудование для обследования речевого аппарата;

• Альбомы и раздаточный материал по звукопроизношению;

• Дидактические игры и пособия, картины, иллюстрации;

• Картотеки, демонстрационные фотографии, картинки-символы, модели;

• Диски с обучающими играми.

V. Учебно – методическая литература

ПАСПОРТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

    Маргарита Болтенкова 4 лет назад Просмотров:

1 ПАСПОРТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА Ответственные: Учитель-логопед В.В. Кутузова 206 г.

2 ФУНКЦИИ КАБИНЕТА: Проведение обследования детей с целью разработки индивидуальной программы развития. Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению имеющихся речевых нарушений. Проведение индивидуальных коррекционных занятий. Оказание консультативной помощи педагогам, родителям. Ведение документации. ЗАДАЧИ: Обеспечение специализированной помощи детям дошкольного возраста с нарушениями речи:. Консультативно-диагностической. 2. Коррекционно-образовательной. 3. Коррекционно-воспитательной. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КАБИНЕТЕ:. Общая площадь: S =8, м² 2. Оборудование: Наименование Имеется в наличии (количество) Мебель. Стол письменный 2. Тумба три ящика 2 3. Стул взрослый 2 4. Стул офисный (крутящийся) 5. Шкаф для документов 6. Шкаф для одежды 7. Стол компьютерный 8. Полка навесная 9. Зеркало настенное Технические средства. Музыкальный центр AIWA 2. Системный блок

3 3. Монитор SAMSUNG 4. Телефон стационарный 5. Копировальный аппарат CANON Игры и пособия для развития мелкой моторики. Шнуровки Трафареты для обводки и штриховки 0 3. Мячик с шипами (маленький) 6 4. Бусы деревянные «Фигуры» 5. Мозаика пластмассовая Игры и пособия для развития речевого дыхания. Трубочки коктельные одноразовые Шары воздушные Карусели воздушные (маленькие) 4 4. Зонды шариковые с вертушками (пластик) 4 5. Султанчики ленточные 6 6. Пузырики 0 Игры и пособия для развития различных сторон речи и коррекции звукопроизношения. Птичка 2. Гласный согласный 3. Игра «Артикуляционная карусель» 4. Игра «Домино Зверушки» 5. Игра «Лото» Птицы» 6. Игра «Читаем и составляем слова» 7. Буквы магнитные 8. Лото «Большие и маленькие» 9. Касса букв, цифр и слогов 0. Серии картинок. Игра «Картинка в картинках» ( и 2 часть) 2 2. Набор сюжетных картинок 3. Матрешка Материалы для логопедического обследования 3. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина «Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет». 5. «Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста», под ред. Трубников 2000г

4 Нормативно-правовое обеспечение. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от г 2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования 3. Приказ ГУОиН Челябинской области от г. 487 «Об утверждении примерных положений о логопунктах общеобразовательной школы и дошкольного образовательного учреждения». 4. Положение «О Логопедическом пункте МБДОУ Журнал обследования речи МБДОУ 6. Программа развития МБДОУ ЦРР ДС 55 на.. годы 7. Должностная инструкция (обязанности) учителялогопеда. 8. Приказ о зачислении детей на логопедический пункт 9. Рабочая программа учителя-логопеда 0. Циклограмма деятельности.. Журнал протоколов обследования ПМПК 2. Речевые карты Паспорт логопедического кабинета. 4. Журнал учета посещаемости логопедических занятий. Методическая и специальная литература. Л,Ф. Климанова «Азбука». Просвещение «Логопедия», под ред. Л.С. Волковой, изд. «Владос», и 2 ч. 995г. 3. Н.М. Савицкая «Логоритмика для малышей» «КАРО» В.И. Руденко «Логопедия» Практическое пособие, Е.В.Юрьева «250 упражнений для развития устной речи», В.В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения», Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН.(Программа и методические рекомендации), изд. «Школьная Пресса», Т.П. Бессова «Дидактический материал по обследованию речи детей», Л.В. Мелекова «Речь дошкольниками ее исправление», С.Е. Гаврина «30 занятий для успешного развитияребенка», В.И. Селиверстова «Игры в логопедической работе с

5 детьми», М.А. Максакова «Учите, играя», С.В. Коноваленко «Комплект альбомов для дошкольника по автоматизации звуков» 4. В.В. Коноваленко «Экспресс обследование фонематического слуха», Консультационно-просветительская литература. А.И. Максаков «Развитие правильной речи ребенка в семье», изд. «Мозаика-синтез», 2005г 2. М.И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок» 3. М.И. Максаков «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников»

Паспорт логопедического кабинета

1.Общие положения.

Работа логопедического кабинета строится на основании следующих нормативных правовых актов: Положения и инструкции по Министерства образования и науки Российской Федерации, нормативные акты общеобразовательного учреждения, Положения о логопедическом кабинете.

Логопедический кабинет организуется для оказания помощи в освоении общеобразовательных программ обучающимся, имеющим различные нарушения устной и письменной речи (первичного характера).

Основными задачами логопедического кабинета являются:

· коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

· своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

· разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся

Кабинет создается с целью обеспечения благоприятных условий для совершенствования педагогического процесса, стимулирования деятельности учителя-логопеда, повышения эффективности и качества коррекционного обучения, методического и профессионального уровня учителя-логопеда, сосредоточения наглядного, дидактического материала, методической литературы, технических средств, отвечающих задачам коррекционно-развивающего обучения.

На должность логопеда кабинета назначается , специалист с высшим педагогическим образованием по специальности – учитель начальных классов, специализация-организация логопедической работы.

Организационно – методическое руководство деятельностью логопедического кабинета осуществляется администрацией МКОУ «Кононовская СОШ».

Золотое правило логопедического кабинета: сотрудничество ребенка и взрослого.

По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно разделить на несколько рабочих зон:

1.Зона по коррекции произношения располагает настенным зеркалом, рабочими планшетами с артикуляционными укладами и соответствующим картинным материалом.

2.Зона по преодолению ОНР способствует развитию речи через рабочие материалы, содержащие рассказы и сказки для пересказов, картины для составления рассказов, кроссворды, загадки, стихотворения, словесные игры и задания по текущей лексической теме.

3.Образовательная зона по подготовке и освоению грамоты. Это пространство оборудовано четырьмя учебными столами, четырьмя стульчиками, шкафами с рабочими материалами по развитию речи.

4.Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.

Она представлена книжными полками и содержит следующие разделы:

– материалы по обследованию речи детей,

– методическая литература по коррекции звукопроизношения,

-методическая литература по преодолению ОНР,

– занимательное игровое обеспечение логопедических занятий,

-оборудование, способствующее формированию речевого дыхания,

-оборудование, способствующее развитию мелкой моторики.

5.Зона ТСО. Ее пространство занимает 1 компьютер, компьютерные логопедические программы. Здесь же аудиотека и видеотека.

6.Рабочий стол учителя – логопеда, на котором находится логопедическая документация:

– паспорт логопедического кабинета,

-протоколы обследования детей,

-программа работы логопедического кабинета с планами работы,

-тетрадь взаимосвязи с педагогами,

– портфолио научно – методических достижений специалиста

7. Информативная зона для родителей расположена на планшетах «Для вас, родители».

8. Зона релаксации, в которой расположен уголок игровой психотерапии, где находятся

мягкие игрушки и большое количество игр разных видов.

График занятости логопедического кабинета

Понедельник

Коррекционные занятия

Консультации для родителей

Консультации для учителей

Групповые консультации по темам – во время осенних и зимних каникул

Индивидуальные консультации по требованию учителей – в течение учебного года.

Документация логопедического кабинета

I. Нормативно-правовые документы Федерального уровня

1. Закон РФ от 01.01.01 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).

2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 01.01.01г. № 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03».

3. Положение Конвенции о правах ребёнка.

4. Постановление Правительства РФ об «Утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 01.01.2001 (С изменениями от 10г, 23.12.2002 г)

5. Конституция Российской Федерации

6. Положение о правах и нормах охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

7. Письмо Минобразования РФ от 01.01.01 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

8. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Сан Пин 2.4.2.28-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.№ 000 (Извлечение).

II. Нормативно-правовое обеспечение деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы

1. Трудовой Кодекс РФ от 01.01.01 г. (в редакции Федерального закона от 01.01.01 г. ) (Извлечение)

2. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 000 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений” (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. № 49 “Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”) (Извлечение)

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (Извлечение)

4. Закон РФ «Об образовании» (Извлечение)

5. Постановление Правительства РФ от 01.01.2001 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия» (Извлечение)

6. Постановление Правительства РФ от 01.01.2001 N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» (Извлечение)

7. Приказ Минобразования РФ от 01.01.2001 N 3570 Положение «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года» (Извлечение)

III. Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности учителя-логопеда как сотрудника общеобразовательной школы

1. Письмо Минобразования РФ от 01.01.01 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

2. Письмо Минобразования РФ от 01.01.01 г. № ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».

3. Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». , , М., Когито-Центр, 1996 (По заказу Министерства образования РФ). (Извлечения)

Читайте также:  Программа по развитию речи 'Речевичок'

4. Должностные инструкции учителя-логопеда.

5. Инструкция по технике безопасности и охране труда учителя-логопеда

IV. Документация логопедического кабинета

1. Журнал обследования речевого развития учащихся школы и динамических наблюдений за состоянием речи учащихся, зачисленных на логопедические занятия.

2. Журнал учёта посещаемости групповых и индивидуальных занятий с детьми.

3. Индивидуальные карты речевого развития учащихся.

4. Годовой план работы учителя-логопеда.

5. Перспективный план работы учителя логопеда на учебный год с различными группами учащихся.

6. График работы учителя-логопеда.

7. Расписание индивидуальных и фронтальных занятий с детьми.

8. Ежедневные (поурочные) планы работы для каждой группы учащихся.

9. Рабочие тетради учащихся.

10. Тетради для домашних заданий учащимся с нарушениями звукопроизношения.

11. Годовые отчёты о проделанной работе.

12. Паспорт логопедического кабинета.

Методическое обеспечение логопедического кабинета.

1. Пособия и материалы для упражнений, направленных на развитие мыслительной и речевой деятельности учащихся.

Дидактические игры и пособия

Развитие словесно-логического, абстрактного мышления, разных видов памяти, различных видов внимания, зрительного и слухового восприятия.

«Почтовый ящик», набор геометрических фигур, счетные палочки, «Что перепутал художник», карточки с заданиями по развитию мышления, воображения, таблицы «Путаница», «Кто внимательный?» «Пословица шутят». Развивающее лото «Плоды и листья».

Игры: «Загадки бабушки осени», «Любимое время года», «Найди ошибки», «Особый путь зубрежки», «Неназванные предметы», «Исправь ошибки», «Развлекалки», «Летающие тарелки», «Загадайка». Головоломка «Угадайка». Карточки для работы с деформированными текстами.

Профили артикуляций звуков(альбом-схема, фото-альбом, картинки по артикуляционной гимнастике).

Предметные и сюжетные картинки на автоматизацию и дифференциацию звуков, лото в картинках, слоговые таблицы, речевые лото, парные картинки, кроссворды.

Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза

Набор звучащих предметов, «сигнальные» карточки, схемы слов для определения позиции в слове, схемы предложений, «звуковые» часы, «звуковая» линейка, игры: «Ромашка», «Солнышко» и др., «Логопедическое лото», Карточки «Закончите слово», «Буква потерялась», «Слово рассыпалось», «Сквозная буква», «Занимательные модели», «Лесенка», «Наборщик», «Кроссворды», «Чайнворды», «Изографы», «Ребусы», «Анаграммы», «Метограммы», таблицы мнемонических приёмов, карточки с загадками, пословицами на определённые звуки и буквы.

Формирование лексико-грамматического строя речи

Предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Метель»,

«Транспорт», «Посуда», «Головные уборы», «Продукты питания», «Семья», «Профессии», «Времена года». Игры на развитие словообразования «Кошка», «Собака», «Лиса». Тематические лото. Перфокарты на вставку слов в предложениях. Игры: «Исправь ошибку», «Когда это бывает», «Сложи слово». Лото: «Синонимы», «Антонимы». Карточки с деформированными тексами.

Развитие связной речи учащихся

Схемы для составления рассказов, сюжетные картинки, таблицы по развитию речи, наборы предметных картинок и игрушек для составления сравнительных и описательных рассказов, наборы текстов для пересказов, таблицы с пословицами, поговорками. Логопедическое лото для разных звуков. Карточки с деформированными тексами, сборники: «Забавные истории», «Рассказы в картинках». Репродукции картин известных русских художников.

Развитие мелкой моторики, речевого дыхания

Мозаики, кубики, медная проволока, наборы бус и пластмассовых шариков. «Брикс». Игра «Мистер Твистер». Картинки с упражнениями для пальчиковой гимнастики.

2. Методическая и специальная литература

Библиотека кабинета представлена личным фондом учителя-логопеда.

1. , Альбом для логопеда.-2-еизд. испр. и доп.-М.:Владос,2013.-279с.

2. , Логопедические карточки для обследования звукопроизношения детей и слогового состава слова.- Х.:Изд-во «Ранок»,2009

3. , Логопедические задания для обследования и развития лексико-грамматического строя и связной речи детей.-Х.: Изд-во «Ранок» ,2009

4. , Логопедия.-Изд. 4-е-Ростов н/Д: Феникс,2008.-317с.

5. , Логопедия в школе:практический опыт.-Изд.3-е, перераб. и доп.-Ростов н/Д:Изд. центр «Март» ;Феникс,2010.-368 с.

6. ,Логопедия:практическое пособие.-Изд.9-е.-Ростов н/Д: Феникс,2011.-287с.

6. ,Справочник школьного логопеда.-Изд.2-е-Ростов н/Д: Феникс, 2010.-318с.

7. , Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство.-М.: Айрис-пресс,2011.-208с.

8. .Справочик логопеда.-Изд. 7-е.- Ростов н/Д: Феникс,2007.-445с.

9. , Уроки логопеда:Исправление нарушений речи.-М.: Эскимо,2009.-120с.:ил.

10. ,Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением.-М.: Айрис-пресс,2010.-112 с.:ил.

11. , Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп: Учебно-методическое пособие.- СПб.: ООО»Издательство «Детство-пресс», 2013.-112с.

12. , Картотека упражнений для автоматизации правильного призношения и дифференциации звуков разных групп.-СПб.: «Детство-пресс», 2010.-160с.

13. , Основы логопндической работы с детьми.-М.: АРКТИ,2011.-240с.

14. , Коррекция письма на уроках.1-4 классы: практические и тренировочные упражнения и задания.-2-е изд.-Волгоград: Учитель,2012.-67с.

15. , Письмо. Развитие речи. 1-4 классы: конспекты занятий, дифференцированные задания.- Волгоград: Учитель,2011.-89с.

16. , Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера.2010.-64с.

17. г. и др., Перспективное планирование коррекции письма у детей с ОНР.-Воронеж:ИП ,2012.-112с.

18. , и др.,Речь и двежение.-КК ИПК и ПП РО.2008.

19. ,Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал.- Волгоград: Учитель,2010.-110с.:ил.

20. , 100 физкультминуток на логопндических занятиях.-М.: ЕЦ Сфера,2010.-64с.

21. , Речь, логика, память, внимание, воображение. Игровые и обучающие занятия с детьми 7-9 лет.-Ярославль:Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.-192с.:ил.

22. , , Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий.-М.: ТЦ Сфера, 2005.-96с.

23. , Беседы с логопедом(вопросы и ответы).-М.: ТЦ Сфера,2008.-96с.

24. , Развитие мелкой моторики(пальчиковая гимнастика). Младшая и средняя группы.- Волгоград: ИТЦ «Корифей».-96с.

25. , – Волгоград: Учитель, 2011.-231с.

26. , События жизни. Комплект рабочих тетрадей по развитию речи для учащихся 1-4 классов специальных(коррекционных) образовательных учрехдений.- М.: «Просвещение» 2007.

27. , , Сборник логопедических упражнений.-М.: ВАКО,2010.-128с.

28., Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения.- М.: Айрис-пресс,2012.-64с.: ил.+вклейка 16 с.

29. ,Диагностика и коррекция письменной речи у мл. школьников.-М.: ТЦ Сфера,2011.-64с.

30. ,Логопедия в таблицах, схемах. цифрах.- Изд. 4-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2012.-137с.: ил.

31. и др.,Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста.-Воронеж: ИП ,с.

32. , Логопедические карты для диагностики речевых нарушений.-М.: АСТ: Астель,200с.

33. , Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения.- М.: ТЦ Сфера, 2010.-128с.- (Логопед в ДОУ).

34. , Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения.- М.: ТЦ Сфера, 2010.-176с.- (Логопед в ДОУ).

35. Журнал «Учимся играя» (для разных возрастов).

Оснащение кабинета.

1. Рабочий стол логопеда – 1 шт.

2. Тумба для канцелярских принадлежностей – 1шт.
3. Шкафы для учебных пособий и методической литературы – 1 шт.

4. Стеллаж для наглядных пособий – 1шт..

5. Стул для учителя – 1 шт.

6. Классная доска — 1 шт.

7.Наборное полотно (60×96) – 1 шт.

8. Наборное полотно «Домик» (80хшт.

9. Настенное зеркало для логопедических занятий (50×100)

со специальным дополнительным освещением. – 1 шт.

10. Зеркало для индивидуальной работы (8×12) — 6 шт.

11. Коробки и папки для дидактического материала.

Паспорт логопед.кабинета

Паспорт логопедического кабинета
1. Титульный лист:
Логопед Ф.И.О. ____________________________________________________
ДОУ № _____________
2.Общие сведения о кабинете
Общая площадь длинаширина
Освещенность ________________
Оборудование_______
3.Сведения о логопеде
Ф.И.О.,
Образование (что закончил, специальность, квалификация)
Год окончания .
Работа в данном учреждении:
стаж квалификационная категория
Работа над темой__
Работа по программе
Содержание направлений деятельности логопеда
Циклограмма деятельности логопеда
Список документации
Каталог методической литературы кабинета
8. Перечень дидактических пособий и наглядного материала.

Паспорт логопедического кабинета
МКДОУ «Детский сад «Тюльпан»
Учитель-логопед: Брацило Лиана Эдуардовна
Общие сведения о кабинете
Общая площадь______длина___ширина___
Освещенность____________________
Оборудование:
Настенное зеркало (1.5м – 0.5м) – 1 шт.
Детские столы – 3 шт.
Детские стулья – 6 шт.
Стол для логопеда – 1 шт.
Стулья полумягкие – 1 шт.
Шкафы для пособий – 1 шт.
Зеркала для индивидуальной работы – 4 шт.
Диван
Картотека на имеющиеся пособия.
Коробки, папки для хранения пособий.
Оснащение зоны индивидуальной работы с детьми
Спиртовые салфетки.
Вата стерильная.
Одноразовые платочки бумажные.
Пособия для индивидуальной работы.
Текстовой материал для автоматизации и дифференциации звуков, работы над слоговой структурой слова.
Материалы для обследования устной речи.
Методическое обеспечение кабинета
Материал для работы над звуковой культурой речи
1. Набор пособий для работы над речевым дыханием:
– оборудование для проведения дидактических игр (рамки, султанчики, вертушки. );
– мыльные пузыри;
– дудочки;
– картинки-символы для выработки фонационного выдоха.
2. Пособия для работы над ритмической стороной речи.
– барабаны;
– набор речевых игр «Речь + движение».
3. Пособия для работы над просодикой.
4. Пособия для формирования фонематического слуха.
– звучащие игрушки
– картинки-символы звуков (демонстрационный и раздаточный материал)
Материал для работы над звукопроизношением
1. Картотека наглядного материала для автоматизации и дифференциации звуков (на все звуки).2. Альбомы для автоматизации нарушаемых звуков.
3. Комплексы артикуляционной гимнастики.
4. Демонстрационные фото артикуляционных упражнений.
5. Картинки-символы артикуляционных упражнений.6. Картинный и речевой материал для работы над звуко-слоговой структурой и звуконаполняемостью.
7. Игра «Договори словечко».
6. Пособия по автоматизации звуков (речевой материал по всем звукам «Вводим в речь. », «Домашний логопед», «Звуки». ).
Материал для работы над внеречевыми процессами1. Игры и игрушки для развития мелкой моторики (шнуровки, «Пальчиковые шаги». )
2. Набор пальчиковых игр (сборники, книги)3. Игры и игрушки для развития внимания, памяти, мышления, сенсорики (пирамидки, матрёшки, вкладыши, разрезные картинки, «Форма и цвет», «Почтовый ящик». ). Материал для работы над словарем
1. Демонстрационные игрушки (мягкие, пластмассовые, набор кукольной посуды. ) 2. Демонстрационные (предметные и сюжетные) картинки по 46 –ти лексическим темам (времена года, овощи, фрукты. ).3. Игры для закрепления обобщающих понятий («Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Подбери картинку»).4. Игры для названия частей целого предмета («Целое и часть»).
5. Материал для закрепления антонимов (существительные, прилагательные, наречия, глаголы).
6. Материал для понимания многозначности существительных.
7. Материал для закрепления навыков словообразования («Вкусный сок», «Апельсин – апельсинчик»).
8. Пособие «Формирование лексикона»
9. Опорные картинки: «Части растений», «Что нужно растениям».
Материал для работы над лексико- грамматическим строем речи

1. Материал для усвоения категории числа («Один – много»)
2. Материал для усвоения категории рода («Какая? Какой? Какое?»).3. Материал для усвоения предложно-падежных конструкций.
4. Картинки-схемы предлогов.
5. Материал для согласования числительных с существительными («Сосчитай»)
6. Карточки картинки с заданиями:
-подбор слов антонимов и синонимов;
-образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Материал для формирования связной речи
1. Детская литература.
2. Стихи, сказки, загадки, пословицы.
3. Сюжетные картинки (пособия: «Как много интересного вокруг», «Круглый год», «Лето», «Весна», «Зима», «Осень», «Детский сад», «Профессии», «Мир животных».. .).4. Серии сюжетных картин.
5. Опорные картинки для составления сюжетных рассказов.
6. Сюжетные картинки с проблемным сюжетом.
7. Сюжетные картинки для пересказа («Произведения К.Д.Ушинского»)
8. Сюжетные картинки для работы над пониманием текста (Н.Нищева «Разноцветные сказки», «Как мы осень встречали», «Как мы весну встречали». )
9. Схемы для составления описательных рассказов.
10. Опорные картинки для составления рассказов о временах года.
11. Пособие по развитию связной речи Т.И.Гризик «На пути к сказке».
Материал для коррекции письма и чтения
Альбом по теме: « Словообразование», « Предлоги».
Веера: « гласные и согласные»(6 штук»), «звонкие и глухие согласные»(6 штук).
Ефименкова Л.Н.» Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха», часть1,часть 2.
Дифференциация звонких и глухих согласных.
4.Индивидуальные карточки и упражнения по темам:
Родственные слова
Антонимы.
ПредлогиМногозначность существительных
Сложные слова
Предложение
Звуки и буквы
Тексты для чтения
Логопедические тетради для коррекции письменной речи.
5. Разрезная азбука (демонстрационный материал для усвоения букв).
6. Касса букв и слогов. 7. Демонстрационный и индивидуальный раздаточный материал для усвоения звуко-слогового анализа.
8. Демонстрационный материал для работы над предложением.
9. Пособия для работы над понятиями «Слог» и «Ударение» (демонстрационный материал, игры «Ударение», «Делим на слоги»).10. Пособие по обучению грамоте Глинка «Учись читать, писать. »
Материал для комплексного обследования

1. Материал для обследования интеллекта:- счетный материал (матрёшки, звёздочки, грибочки).- разрезные картинки; – картинки-шутки (что неправильно); – классификация (по цвету, форме, общей принадлежности к одной категории предметов).
2. Материал для обследования речи:
– О.Б.Иншакова «Альбом для логопеда»;
– С.Е.Большакова «Логопедическое обследование ребенка» (пособие-папка);
– И.А.Смирнова «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения»;
– И.А.Смирнова «Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической стороны речи».
Компьютерные учебные программы

1. «Домашний логопед» (комплект видеозанятий)
2. «Дошкольник (на русском языке)» – интерактивное учебное пособие.
2. «Учимся говорить правильно» – обучающая игра.
2. Авторские (собственные) обучающие презентации: «Веселая математика», «Домашние птицы» и др.
3. Обучающие презентации других авторов: «Птицы», «Профессии», «Животные Севера», «Животные жарких стран», «Транспорт» и т.д. Методическая литература
1. Программы (общие и специальные)
2. Законы («Об образовании», «Трудовой кодекс»)
3. Справочная литература («Орфографический словарь», Справочник по дефектологии»)
4. Учебники («Логопедия» ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В., «Логопедия» под ред. Волковой. )
5. Хрестоматия по логопедии.
6. Методическая литература в достаточном количестве, содержит теоретические и практические аспекты логопедии.

Дидактические игры и пособия в логопедическом кабинете
Разделы Дидактические игры и пособия
Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления, зрительно-пространственных отношений. «Почтовый ящик»+ набор геометрических фигур, мозаики различной конфигурации и сложности; «Четвертый лишний», пирамидка, набор емкостей различного объема и цвета, счетные палочки, «Чудесный мешочек», «Что перепутал художник»; палки с подбором материала для обследования и развития соответствующих психических функций.
Формирование звукопроизношения «Муравейник», «О, счастливчик!», «Веришь-не веришь», «Непрошеные гости», «Поле чудес, «Вершки и корешки», «Объединялочки», «Слова с начинкой», «Кладоискатели», Угадайка», «Пексесо», «Рифмы», «Заменяйка», «Классическое лото», «Логическое лото», «Антилогическое лото», «Сюжетное лото», «Звукоед», «Урок», «Морской бой», «Остров сокровищ», «Микрозагадки», «Веселые сказочники», «Базар», «Трын-трава», «Матрешки-огородницы», «Дрозд и страус», «Слабое звено», «Шаловливые котята», «Не ошибись!», «Игра Ивана-мастера», «Вол и вор», «Страшная-страшная сказка», «Кто больше?», «Спасательная операция в дебрях дремучего леса», «Звуки, я вас различаю!» и т.д. Пособия для формирования слоговой структуры слова, предметные картинки на звуки; тексты для автоматизации и дифференциации поставленных звуков; комплексы артикуляционной гимнастики, профили звуков
Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Набор звучащих предметов (погремушки, бубен, свистулька, свисток; «Что услышал, что увидел», сигнальные карточки, схемы слова для определения позиции звука в слове, схема предложения (полоски различной длины, с уголком); звуковые модели, звуковая линейка, «Звуковые домики»; «Умные часы»; «Ромашка», «Солнышко»; «Звонкий-глухой», «Логопедическое лото»; карточки-задания на формирование фонематического анализа и т.д.Грамота Магнитная азбука, касса букв, книги «Азбука», слоговые кубики, слоговая линейка, картинный материал, карточки-задания и т.д.Формирование лексико-грамматического строя речи Предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Головные уборы», «Дом и его части», «Посуда», «Продукты питания», «Животные и их детеныши», «Рыбы», «Птицы», «Игрушки», «Насекомые, «Транспорт», «Семья», «Профессии», «Времена года», «Транспорт»; игры на развитие навыка словообразования; карточки-задания на развитие лексико-грамматического строя; предметные картинки на подбор антонимовСвязная речь Схемы для составления рассказов, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, наборы предметных картинок и игрушек для составления сравнительных и описательных рассказов, наборы текстов для пересказа; сюжетный домик «Семья», набор «Кукольный театр»
Развитие мелкой моторики, речевого дыхания Юла, мозаики различных видов, кубики, конструкторы, массажный мяч, свистульки, мыльные пузырьки, свечка, «Веселая шнуровка», трафареты, карандаши, фломастеры
Консультации для педагогов и родителей
Педагоги Родители
«Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»; «Формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза»; «Роль игры в развитии фонематического восприятия у детей»; «Особенности формирования словаря у детей»; «Использование речевых физминуток в работе над фонематическим восприятием у детей»; «Профилактика речевых нарушений»; «О правилах речевого поведения»; «Формирование связной речи и развитие логического мышления»; «Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза: добукварный период и знакомство с буквами»; «Методика обучения грамоте»; «Профилактика дисграфии и дислексии на занятиях по обучению грамоте»; «Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи дошкольников» «Речевые нарушения и причины их возникновения»; «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения»; «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи», «Если ребенок плохо говорит», «Физиологические несовершенства произношения у малышей»; «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»; «Особенности овладения детьми звукопроизношением»; «Особенности обучения детей чтению в домашних условиях»; «Знакомство с артикуляционным аппаратом»

Читайте также:  Животные юга и севера - наглядно-информационный материал по лексической теме

Сведения о логопеде:
Ф.И.О. Брацило Лиана Эдуардовна
Образование: высшее, МГОПУ им. Шолохова, специальность: логопедия, квалификация: учитель-логопед.
Год окончания: 2006 год.
Работа в данном учреждении: 1год.
Стаж:3года, квалификационная категория: II
Работа над темой: «Использование информационных технологий на логопедических занятиях».
Работа по программе
Содержание направлений деятельности логопеда:
Всесторонняя диагностика уровня речевого развития.
Комплектование логопедических групп
Определение программ общей и индивидуальной группы коррекции.
Осуществление речевых нарушений в ходе фронтальной и индивидуально-подгрупповой форм логопедической работы.
Динамическое отслеживание развития детей-логопатов.
Приёмы обучения:
Показ и рассматривание предмета;
Выполнение действий в предметом;
Просьбы, поручения;
Повторение за ребенком слов, словосочетаний, предложений;
Вопросы – ответы;
Опосредованное общение через куклу (игрушку);
Многократное проговаривание речевого материала;
Комментирование действий;
Список документации
Приказ об утверждении Положения о логопедическом пункте.
Положение о логопедическом пункте.
Должностные инструкции логопеда.
Речевые карты на каждого ребенка, зачисленного на логопедический пункт.
Журнал (тетрадь, таблица) первичного обследования детей ДОУ.
Список детей, нуждающихся в коррекции речевых нарушений на начало каждого учебного года по результатам первичного обследований.
Список детей — выпускников ДОУ, занимавшихся в логопедическом пункте.
Планы подгрупповых коррекционно-речевых занятий с детьми.
План консультативно – методической работы с педагогическим коллективом ДОУ и родителями (законными представителями).
Тетради для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения.
График работы учителя-логопеда и расписание занятий.
Циклограмма рабочего времени учителя — логопеда
Расписание индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий.
Отчет о результатах работы за учебный год.
Каталог методической литературы кабинета:
1. Специальная литература
Библиотека кабинета представлена личными фондами учителя-логопеда в количестве 116 экземпляров.
Игры в логопедической работе с детьми / Под редакцией В.И. Селиверстова. – М.,1981.
И.Л. Лебедева. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л, Ль. – М., 2004.
И.Л. Лебедева. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь. – М., 2004.
Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993.
Т.В. Александрова. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. – СПб, 2005.
В.Н. Чернякова. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет. – М., 2005.
В.И. Селиверстов. Речевые игры с детьми. – М., 1994.
Л.Н. Павлова, М.Н. Теречева. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. Гласные и свистящие. – СПб, 2004.
Г.А. Волкова. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб, 2004.
Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. – М, 1999.
Г.М. Лямина. Развитие речи ребенка раннего возраста. – М., 2005.
З.Е. Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб, 2004.

  • pasport_logoped.kabineta
    Размер файла: 34 kB Загрузок: 1

Паспорт логопедического кабинета

Логопедическая деятельность связана с оформлением большого количества документации: речевые карты, годовой, перспективный планы, индивидуальные маршруты развития ребенка и многое другое. Паспорт логопедического кабинета – также основной документ, в котором отражена оснащенность кабинета логопеда, его материально-техническая база. У многих логопедов возникают трудности в правильном оформлении данного документа. Мой материал – это вариант оформления паспорта логопедического кабинета. Считаю, что это будет подспорьем для начинающих логопедов, которые встречаются впервые с оформлением такого вида документа.

Образец оформления паспорта кабинета учителя-логопеда

1. Сведения о помещении.

2. Сведения об организации и оборудовании рабочих мест.

3. Документация учителя-логопеда.

  • 1. Положение о логопедическом пункте.
  • 2. Должностная инструкция учителя-логопеда.
  • 3. Циклограмма рабочего времени.
  • 4. Годовой план работы.
  • 5. Перспективно-тематический план подгрупповой НОДпо совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию речи с детьми на логопункте.
  • 6. Календарные планы подгрупповой НОД с детьми.
  • 7. Списки детей, зачисленных на логопункт.
  • 8. Журнал учета посещаемости логопедических заняти й детьми.
  • 9. Речевые карты.
  • 10. План индивидуальной работы с детьми.
  • 11. Аналитический отчет на начало и конец года.
  • 12. Паспорт логопедического кабинета.
  • 13. Планы индивидуальных занятий с детьми.
  • 14. Тетради взаимодействия с воспитателями.

4. Материалы для логопедического обследования. Альбомы с наглядным материалом для логопедического обследования психических процессов, звукопроизношения, речевых умений и навыков.

5. Дидактические материалы и учебно-наглядные пособия.

I. Лексико-грамматическая сторона речи:

  • 1. Папки по лексическим темам.
  • 2. Картотека картинок по формированию ЛГК.
  • 3. Демонстрационный материал.
  • 4. Комплекты карточек.
  • 5. Схемы предлогов пространственного назначения.

II. Коррекция звукопроизношения:

  • 1. Настольные логопедические игры со звуками С, З, Ц, Ш, Ж, Л, Р
  • 2. Дидактические игры по автоматизации звуков и развитие речевого выдоха.
  • 3. Картотеки.

III.Развитие мелкой моторики:

  • Пазлы, массажные мячи, игра «Шнуровки», мягкий конструктор.

IV. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия:

  • 1. Пособия для различения неречевых звуков.
  • 2. Дидактические игры на различение парных звонких – глухих согласных, на различение твердых – мягких согласных звуков.
  • 3. Альбом дидактических игр на развитие фонематического слуха.

V. Материал для развития навыков звуко-буквенного анализа и синтеза и обучения грамоте:

  • 1. Пеналы для проведения звукового анализа.
  • 2. Символы звуков.
  • 3. Схемы предложений.
  • 4. Настенное пособие «Паровозик.
  • 5. Дидактические игры на деление слов на слоги.

VI. Картотеки:

  • 1. «Психогимнастика и игры на релаксацию».
  • 2. «Гимнастика для глаз».
  • 3. «Игры на развитие голоса»
  • 4. «Развитие фонематического восприятия»
  • 5. «Физминутки и пальчиковые игры»

VII. Материал для работы с родителями:

  • Ширмы, консультации, вставки для стендов, альбомы.

VIII. Материалы для работы с воспитателями:

Рекомендуемые игры, упражнения, консультации.

  • Коррекционное направление
  • Познавательно-речевое направление
  • Физкультурно-оздоровительное направление.

Основными задачами учителя – логопеда на логопункте являются:

  • осуществление необходимой коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста;
  • формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
  • реализация возможности интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в развитии речи;
  • взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и родителями по формированию речевого развития детей и пропаганда логопедических знаний среди педагогов МАДОУ, родителей воспитанников (законных представителей).
Зона методического и дидактического сопровождения

Учебная зона

Список использованной литературы:

1. Боровцева Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М., 2008.

2. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы. – М., 2011.

3. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, 2003.

Автор: Иванова Гузель Мунавировна, учитель-логопед МАДОУ №35 «Сказка», г. Октябрьский Республики Башкортостан, педагогический стаж 14 лет.

    Гузеля Иванова 16 мая 2013 29912 2

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия

Тарлыкова Татьяна Николаевна учитель-логопед муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 «Золотой петушок» городское образование Павловский Посад Московской области.
Конспект подгруппового логопедического занятия направлен на совершенствование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в ходе закрепления звука р в слогах, словах, стихотворном тексте. Предназначен для логопедов, воспитателей.

Задачи занятия: развивать фонематическое восприятие в ходе закрепления звука Р.

  • автоматизировать звук Р в слогах, словах, стихотворном тексте с использованием мнемотаблиц;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • совершенствовать мелкую моторику рук, координацию движений, внимание, память;
  • воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: мячи, карты для индивидуальной работы, мнемотаблицы для заучивания стихотворных текстов, бубен, фломастеры синего цвета, схема анализа звуков.

Повторение правил правильной речи.

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим,

Никуда мы не спешим.

2.Развитие мелкой моторики.

Чтоб занятье продолжать, надо пальчики размять.

Я мячом круги катаю. (Круговые движения между ладоней)

Взад – вперёд его гоняю. (Движения руками вперёд – назад)

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку. (Соответственно смена рук)

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка. (Соответственно сжатие мяча)

Каждым пальцем мяч прижму

И другой ручкой начну. (Соответственно смена рук)

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук. (Перебрасывание мяча из руки в руку)

3.Определение темы занятия

Скажите, как называется моя профессия?

Что делает логопед на работе?

Угадайте, о каком звуке я говорю?

*Язык находится за верхними зубами. Воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит. (Это звук Р).

Об этом звуке мы сегодня и поговорим.

4.Произношение звука р.

Вокруг себя повернитесь и в звук Р превратитесь.

Какой это звук? (Звук Р согласный, звонкий, твёрдый).

6.Произношение звука Р в слогах.

Если звук Р «подружится» с гласным звуком, что получится ? (слог)

Повторите слог Ра (Ро, Ру и т.д.) столько раз, сколько раз я ударю в бубен.

Покажите столько пальцев, сколько звуков вы услышите в слоге.

7. Игра на внимание « Цап или убери палец».

Отгадайте загадку. Кто это?

Как большая кошка он

Грациозен и умён.

Но не любит разных игр

Полосатый грозный …тигр.

Я называю слова со звуком Р в любой позиции , вы их повторяете. Как только услышите слово « тигр», скорее убирайте ладонь (рысь, носорог, тигр, кенгуру, верблюд, зебра, тигр, тапир, крокодил, гепард, тигр, корова, леопард, муравей, муравьед, тигр).

8. Произношение звука Р в словах.

Мы со звуком Р играем и слова мы называем.

Ра- Ра – Ра – начинается игра.

а) Упражнение «Подбери слова на слоги»

* Я прошу со слогом Ра мне помочь назвать слова

ко ( ра) Шу (ра) пеще (ра)

но (ра) Ю (ра) у (ра)

го ( ра) детво (ра)

* Я прошу назвать слова со слогом Ры

го (ры) узо (ры) забо (ры)

б) Упражнение «Новые слова»

* Замените в словах первый звук на звук Р, чтобы получилось новое слово.

Например: мак – …(рак).

мак нога кот мука хобот козы жакетка мычать

* Замените последний звук в слове на звук Р, чтобы получилось новое слово.

Например: сын – …(сыр).

сын бок сок миг пас сон

Самолёты загудели. ( Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

Самолёты полетели. (Руки в стороны, поочередные наклоны влево – вправо)

На поляну тихо сели. (Присесть, руки к коленям)

Да и снова полетели.

10.Упражнение « Подбери слово – предмет»

Читайте также:  Домашние задания по лексической теме Домашние животные

Послушай слова – признаки и назови тот предмет, к которому они относятся.

Добрая, щедрая, пестрая … .

Сливочный, полезный, вкусный … .

11.Определение места звука в слове. Игра «Найди место звука»

Заблудился звук в словах, не найду его никак.

Помогите, помогите, звук скорее отыщите.

Дети должны найти слова со звуком Р в начале, середине или конце слова по заданию логопеда. Индивидуальная работа.

12.Закрепление звука Р в стихотворном тексте с использованием мнемотаблиц, с последующим называнием слов со звуком Р из текста.

Чтобы хорошо говорить звук Р, мы часто повторяем что? (Стихи, загадки, чистоговорки).

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Чистоговорки и стихи внятно, чтоб было всем понятно.

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия

  • Главная
  • Этапы развития речи в норме
  • Причины и виды нарушений речи
  • Исправление звукопроизношения
    • Артикуляционная гимнастика
    • Родителям: работа над звукопроизношением
    • Лингвистический материал
  • Формирование лексико-грамматических операций
  • Предупреждение и преодоление нарушений письма
  • Авторские находки
    • Проекты
    • Презентации
    • Конспекты занятий
    • ПУБЛИКАЦИИ КОЛЛЕГ
  • Развитие фонематических процессов
  • Отзывы и предложения
  • Заикание. Как поставить развернутое заключение

Игры, упражнения на развитие фонематического восприятия

Автор : Красакова Ольга Александровна,

учитель-логопед ДОУ Детского сада №257 г.Новокузнецк

К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но педагог по- прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их (с- з, с- ц, ш- ж, ч- щ, с- ш, з- ж, ц- ч, с- щ, л- р).

Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонематический слух – это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: “коза-коса”, “дом-том”, “бочка-почка”. Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух.

Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»

Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц , с и ш , ш и ж и другие. Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Цель приведенных ниже игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с – з, с – ц, ш – ж, ч – щ, с – ш, з – ж, ц – ч, с – щ, л – р), правильно выделять во фразах нужные слова.

Работу по формированию фонематического восприятия необходимо проводить и с детьми младшего возраста. В таких играх, как «Тихо-громко», «Театр настроений» формируют интонационную сторону речи.

Игры для детей 2-4 лет основаны на звукоподражании. «Как ребенок плачет? ААА. Как волк воет? УУУ. Как водичка бежит? ССС». Можно поиграть с детьми младшего возраста в такую игру: вы показываете картинку с символом звука (змея, комар, жук), а дети воспроизводят необходимый звук (змея – Ш, комар – З, жук – Ж).

Еще одна игра для самых маленьких: «Песенка» – показываем карточки-символы гласных звуков – А, О, У, И в разном порядке, дети поют песенку.

Игра на выделение звука на фоне слова. Проводится в качестве физминутки.

Задание: дети должны подпрыгнув хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [c] – “сова”, “зонт”, “лиса”, “лес”, “коза”, “слон”, “жук”, “коса”, “ёжик”, “нос”, “стакан”).

Цель: развитие фонематического восприятия.

Описание игры: логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо), услышав нужный звук в ряду других звуков.

Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия знакомства со звуками. Особенно полезна она на фронтальном занятии, т.к. позволяет логопеду видеть реакцию всех детей, и исключает подсматривание детей друг за другом.

КАКОЙ ЗВУК ЕСТЬ ВО ВСЕХ СЛОВАХ?

Логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук “ш”. Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – “ж”; чайник, ключ, очки – “ч”; щетка, ящик, щавель – “щ”; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – “сь”; коза, замок, зуб – “з”; зима, зеркало, вазелин – “зь”; цветок, яйцо, курица – “ц”; лодка, стул, лампа – “л”; липа, лес, соль – “ль”; рыба, ковер, крыло – “р”; рис, крепость, букварь – “рь”.Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

Задание: играет группа детей, каждому присваивается какая – либо буква алфавита. Ведущий перечисляет вперемешку буквы. Услышав свою букву алфавита, ребенок должен встать. Игру можно провести выделяя первый или последний звук в слове.

ИГРЫ СО ЗВУКАМИ.

1) Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А (Е,О,Л,В и т.д). Назови слова, которые заканчиваются на звук А (К,Н,Г). Назови слова, в которых звук А(Д,В,И) в середине слова.

2) Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол . Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр . (Воробей, грач…) Подбери слово, чтобы первый звук был бы к , а последний – ш . (Карандаш, камыш…)Какое получится слово, если к “но” – прибавить один звук? (Нож, нос…)Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука “м”. (Мама моет Машу мочалкой.) Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук “у”. (Бумага, дудочка, Буратино…)

1) Ребенок отбирает из набора картинки на заданный звук или несколько звуков. Звук может стоять в начале слова, в конце, в середине.

2) Нахождение звука в названиях предметов по сюжетной картине. Выигрывает тот, кто больше найдет предметов. Сюжетные картины могут подбираться в соответствии с лексической темой.

3) Игра проводится в виде эстафеты. Дети делятся на 2 команды. Одна команда собирает картинки напрмер со звуком Л, другая со звуком Р. Один игрок может взять одну картинку. Когда все дети возьмут по картинке, они поворачиваются друг к другу и называют картинки, выделяя голосом свой звук. Выигрывает та команда, которая правильно и быстрее соберет картинки.

Задание: “Сейчас мы будем превращать одно слово в другое. Я назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: кит – кот.

Слова для изменения: дом, сон, сок, пил, мел.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

ОПРЕДЕЛИ НА СЛУХ САМОЕ КОРОТКОЕ СЛОВО

Слова подбираются в соответствии с темой урока, также можно дать задание на определение самого длинного слова. Строитель, каменщик, дом, стекольщик.

Ребенок выкладывает из деталей гусеницу. Количество деталей берет столько, сколько звуков в заданном слове. Затем он вытаскивает из двух карточек (на одной изображена голова гусеницы, на другой хвост) одну и называет первый звук в слове или последний в зависимости от картинки.

ПОДБЕРИ ПОХОЖИЕ СЛОВА.

Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.

Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

– Там ползет зеленый лук

С длинными усами (жук).

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!» (звери).

Эй, не стойте слишком близко.

Я тигренок, а не миска (киска).

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей (грачей).

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это (билета).

Сели в ложку и айда!

Покатили вдоль пруда (лодку).

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села (дочками).

На поляне весной

Вырос зуб молодой (дуб).

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву (лес).

На глазах у детворы

Крысу красят маляры (крышу).

Я рубашку сшила шишке,

Я сошью ему штанишки (мишке).

Встало солнце, уходит прочь

Темная длинная дочь (ночь).

Фруктов в корзине не счесть:

Яблоки, груши, бараны есть (бананы).

В реке живет мак,

Его не поймаю никак (рак).

Чтоб пообедать, взял Алешка

В правую руку левую ножку (ложку).

На пароходе повар – док

Приготовил вкусный сок (кок).

Очень ласковый был

Он хозяйку лизнул в лоб (кот).

По дороге шел (вол).

Школьник кончил строчку

И поставил бочку (точку).

Тащил мышонок в норку

Огромную хлебную горку (корку).

У печки с удочкой сижу

От рыбы глаз я не свожу (речки).

Своей козою славится (косой).

Усатый кит сидит на печке,

Выбрав теплое местечко (кот).

На поляне лесной

Вырос зуб молодой (дуб).

Под березами, где тень

Притаился старый день (пень).

Описание игры: логопед просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши.

Например выставляется предметная картинка с изображением вагона. Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон.

Дети на карточке с предметными картинками находят изображения, в названиях которых есть заданный звук, и накрывают их жетонами.

Дети работают с сигнальными карточками. Определяют, какой звук они слышат: гласный или согласный, твердый или мягкий, глухой или звонкий.

Игры на выделение звука на фоне слова.

На наборном полотне выставляются предметные картинки фруктов или овощей, ягод, грибов, цветов, продуктов и т.п.(в соответствии с лексической темой). Дети раскладывают картинки по корзинкам: в синею, если заданный звук звучит твердо, в зеленую, если звук мягкий, в красную, если заданного звука в слове нет. Можно распределить картинки по первому или последнему звуку в слове – твердый, мягкий, гласный.

Вызывается группа детей по количеству звуков в слове. Им раздаются звуковые символы в соответствии со звуковой схемой заданного слова. «Было у нас слово каша (пир) , но звуки живые, они все разбежались, давайте соберем их опять в слово.» Дети строятся в нужном порядке, чтобы схема подходила к слову. Затем детям можно предложить придумать новые слова, к которым бы подходила данная схема.

Цель: обучение слоговому анализу слов. «Сейчас мы поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете их по телеграфу передавать в другой город». Слова произносятся по слогам, сопровождаются хлопками. Затем дети сами придумывают слова, которые надо передавать по телеграфу. «А сейчас я вам передам слова по телеграфу – отстучу, не называя их. А вы должны придумать, какие это могут быть слова». Дети придумывают слова с заданным количеством слогов.

В мире звуков – дифференциация похожих по звучанию слов, выделение первого и последнего звука.

Логопедическое лото – определение позиции звуков.

Читаем сами – отбор картинок на звуки, подбор звуковых схем.

Готов ли ты к школе – сборник тестовых заданий.

Звонкий – глухой – определение характеристики звуков.

Логопедическая ромашка – дифференциация звуков.

Десять гласных подружек – работа с гласыми звуками.

Мои первые буквы – выделение первого звука в слове.

Прочитай по первым буквам – выделение первого звука в слове.

Путешествие от А до Я – выделение первого звука в слове.

И много других игр.

Игры на логопедических занятиях помогают разнообразить работу, сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными

Ссылка на основную публикацию