Программа по развитию речи ‘Речевичок’

Программа кружка по развитию речи «Речевичок»

Надежда Алексеенко
Программа кружка по развитию речи «Речевичок»

Возраст от трех до четырех лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. В отличие от предшествующего периода раннего детства, когда ребенок для достижения речевых целей широко пользовался внеречевыми средствами (мимикой, жестом, действием и пр.) он переходит к собственному речевому общению.

Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится язык. А внеречевые формы играют вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей. Вещей, природы.

Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Обогащение активного словаря.

1. Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями). 2. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.

3. Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке. 4. Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.

Ожидаемые результаты освоения программы:

• совершенствование работы периферического артикуляционного аппарата дошкольников;

• повышение общего уровня развития словаря;

• возрастание речевой активности ребенка (младший возраст);

• улучшение дикции и интонационной выразительности речи;

развитие мелкой моторики в дидактических играх, игровых упражнениях и пальчиковых гимнастиках;

• повышение грамматической правильности речи.

• Разработка данной программы обусловлена социальным запросом родителей воспитанников старшего возраста.

Речевая готовность ребенка, наряду с эмоциональной и психологической готовностью, является приоритетной для дальнейшего успешного обучения в детском саду и школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

• В данной программе расширено и конкретизировано значение использования речевых игр и игр, направленных на развитие мелкой моторики для речевого развития ребенка, традиционных и нетрадиционных методов деятельности, направленных на речевое развитие, и не используемых в основной образовательной программе МАДОУ № 1.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что в последние годы возросла потребность в эффективных методах речевого развития детей дошкольного возраста. Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности. Необходимость объяснять и показывать свои действия способствует развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, обогащению активного словаря.

Режим работы по программе:

Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Продолжительность одного занятия 15 минут.

Продолжительность реализации программы – с 1 октября по 31мая включительно, что составляет 64 занятия (первые две недели января – каникулы)

Формы и методы проведения занятий.

Форма организации деятельности детей на занятии – индивидуально-групповая.

– непосредственные (метод наблюдения и его разновидности: осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов)

-опосредованные (рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.)

• Словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.)

• Практические (различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, игры с песком, пальчиковые игры, артикуляционные гимнастики и т. д.).

Форма проведения – тематическая совместная деятельность педагога с детьми.

С целью промежуточного отслеживания результатов, дважды в год (в декабре и в мае) проводятся открытые занятия.

Итоговая аттестация – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.

Условия реализации программы:

1. Наличие отдельного кабинета

2. Подбор мебели в соответствии с количеством и антропометрическими данными детей

3. Наличие дидактического материала

– картотеки пальчиковых игр и артикуляционных гимнастик;

– сюжетные картинки для составления рассказов;

– тесто для лепки;

Тема Количество часов

Смотрит солнышко в окошко 2

Любимые игрушки 2

«Дорога для машин» 2

«Помоги Петрушке собрать букет». 2

«Петушок – золотой гребешок». 2

«Украсим кукле платье». 2

«Найди цветок для бабочки». 2

«Куклы пришли с прогулки». 2

«Соберём шарики». 2

«Пальчики играют» 2

«Весёлые пальчики» 2

«Про солнышко и снеговика» 2

«Купим пуговицы» 2

«В лесу родилась ёлочка» 2

«Волшебная страна» 2

«Подарим Незнайке шорты» 2

«Пальчики играют с куклой» 2

«Помоги утёнку добраться до дома» 2

«Бусы для мамы» 2

«Дорожка для колобка» 2

«Выстроим пирамиды» 2

«Про ракету и кораблик» 2

«Красивый цветок» 2

«Божья коровка» 2

«Одуванчики цветы, словно солнышко желты» 2

«Плывёт, плывёт кораблик» 2

«Нарисуй любимую игрушку» 2

Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала

Образовательная область «Речевое развитие»:

№ задания Ребенок показывает: Методика проведения Оборудование

Задание 1: Рассматривает сюжетные картинки Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности. Сюжетные картинки.

Задание 2 Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения. Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности. Предметно – пространственная развивающая среда.

Задание 3 Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности. Предметные и сюжетные картинки.

Предметно – пространственная развивающая среда.

Высокий уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно;

Средний уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно, может допустить ошибки, которые исправляет при небольшой помощи взрослого;

Низкий уровень – ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого;

Низший уровень – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи педагога.

Высокий уровень – 10 – 12 баллов, средний уровень – 7 – 9 баллов, низкий уровень – 4 – 6 баллов, низший уровень – 3 балла.

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2014.

2. Гербова В. В «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа». – М.: Мозаика – Синтез, 2014.

Дидактическое пособие по развитию речи «Кубик Речевичок». Здравствуйте, уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Предлагаю вашему вниманию авторское дидактическое пособие по развитию речи.

Долгосрочный проект речевому развитию «Речевичок» с использованием пальчиковых игр LEGO-технологий Актуальность Дошкольное детство, очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот.

Лэпбук по развитию речи «Речевичок» Представляю вам лэпбук по развитию речи “Речевичок” Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то.

Программа кружка по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Волшебная страна оригами» Программа кружка по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Волшебная страна оригами» Пояснительная записка «Истоки творческих.

Программа кружка «Экологический» по познавательному развитию в старшей группе Пояснительная записка «Любовь к родной стране начинается с любви к природе» К. Паустовский В конце ХХ века на одно из первых по значимости.

Программа занятий кружка по физическому развитию «Сильные, смелые, ловкие» Пояснительная записка В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и.

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у детей 2–3 лет «Говорящие пальчики» СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка. 2. Организация работы кружка 3. Список детей по подгруппам. 4. Педагогические технологии, обеспечивающие.

Рабочая программа кружка по развитию речи «Речетворчество» для детей 5–6 лет, старшая группа Составлена на основе парциальной программы «Развитие речи дошкольников» Ушаковой О. С. М. : «ТЦ СФЕРА», 2014. составители: воспитатель.

Рабочая программа кружка «Развивайка». Комплекс занятий по развитию познавательных процессов у детей 4–5 лет РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «РАЗВИВАЙКА» на 2017-2018 учебный год для детей 4-5 лет (Комплекс занятий по развитию познавательных процессов.

Рабочая программа по развитию речи Рабочая программа по Развитию речи. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа базируется на общеобразовательной программе дошкольного образования.

Рабочая программа дополнительного образования по формированию логопедических навыков “Речевичок”

Разделы: Логопедия

Данная рабочая программа является бесценным помощником в сложной и кропотливой работе по исправлению дефектов звукопроизношения.

Занимательный подбор тем в игровой форме делает дополнительные логопедические занятия увлекательными, весёлыми, высокоэффективными. Комплексный подход в процессе коррекции звуков позволяет развивать навыки фонетического анализа и синтеза, укреплять психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление), воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову.

Кружковая логопедическая работа облегчает учителю-логопеду подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции. Дополнительная коррекционная работа помогает легко овладеть методами и приёмами звукопроизношения, родителям и детям, нуждающихся в логопедической помощи.

Основной целью рабочей программы является развитие свободной, творческой, активной личности и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.

Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.

Рабочая программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников, при активном участии родителей.

Цели рабочей программы:

  • формировать правильное звукопроизношение у детей-логопатов;
  • применять современные, инновационные технологии в работе с детьми-логопатами по коррекции нарушений речи;
  • автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, предложениях, связных текстах.
  • Задачи рабочей программы способствуют:

  • совершенствованию работы артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти), движению общей и мелкой моторике рук ребёнка, развитию внимания и наблюдательности, памяти и самостоятельного мышления, пространственной ориентации;
  • развитию фонематического восприятия детей, навыков правильного дыхания, эмоционально-мимических навыков, смены темпа и ритма речи.
  • Структура и формирование дополнительного образования в рамках логопедического кружка “Речевичок”:

    • продолжительность занятий – 25 минут;
    • периодичность занятий – 1 раз в неделю;
    • схема организации занятий.

    Основной формой осуществления образовательного процесса является занятие, которое строится по схеме:

    • дидактическая игра, создающая мотивацию (3-5 мин.);
    • затруднения в игровой ситуации (1-3 мин.);
    • открытие нового знаний и умений (5-7 мин.);
    • воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.);
    • повторение и развивающее задание (3-4 мин.);
    • итог занятия (2 мин.)

    Контроль учёт знаний и умений. Контроль и учёт знаний и умений осуществляется за счёт проведения мониторинга, в котором учитываются следующие показатели усвоения детьми программы:

    • чистота звукопроизношения;
    • автоматизация звуков в речи;
    • умение строить предложения;
    • умение произносить монолог, чётко высказываться;
    • умение вступать в диалог.

    Виды контроля и мониторинг:

    Вводный – проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом(ФГТ);

    Текущий – проводится в ходе каждого занятия с целью определения усвоения знаний и умений по теме;

    Итоговый – проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей.

    Ожидаемые результаты освоения рабочей программы дополнительного образования по формированию логопедических навыков:

    Продуктивная деятельность организации детей:

    • пальчиковый театр,
    • развлечение с родителями “Мой весёлый язычок”,
    • игра-инсценировка “Кто лишний и почему?”,
    • открытый показ кружкового занятия по теме “Слова синонимы, антонимы”,
    • конкурс чтецов,
    • выступление – рассказывание по ролям,
    • концерт для работников детского сада и родителей.

    Диагностика уровня коррекционно-логопедических навыков у детей старшей группы в рамках дополнительного образования.

    Ключевые речевые качества:

    • чистота звукопроизношения,
    • автоматизация звуков в речи,
    • умение строить предложение,
    • умение произносить монолог, чётко высказываться,
    • умение вступать в диалог.

    Результаты обследования ключевых речевых качеств до начала занятий и после окончания занятий в рамках дополнительного образования:

    Календарно-тематическое планирование рабочей программы дополнительного образования по формированию логопедических навыков “Речевичок”.

    Месяц, тема.Содержание.Контроль и учёт коррекционного воздействия.
    Сентябрь.

    Мелкая моторика.-Запомнить названия пальцев рук.

    -Освоить различные движения пальцами рук.

    -Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами (Т.Ткаченко, И.Лопухина)Пальчиковая игра “Это я, большой пальчик:”.

    Игра “Собери бусинки в нужные коробочки”.

    Пальчиковый театр.Октябрь.

    Артикуляционный аппарат.-Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

    -Уметь расслаблять язык.

    -Чередовать движения губ и языка.

    -Отрабатывать активные, чёткие движения губ и языка.Комплекс артикуляционной гимнастики “Волк”.

    Сказка “Как язычок ходил гулять в лес”.

    Развлечение с родителями “Мой весёлый язычок”.Ноябрь.

    Речевое дыхание.-Учиться правильному речевому дыханию, вдох(носом), выдох(ртом).

    -Отрабатывать силу голоса.

    -Формировать целенаправленную и сильную воздушную струю.Игры для развития дыхания “Ветерок”, “Загони ватный шарик в ворота”.

    Игра “Запомни и громко, чётко повтори ряд гласных звуков”.

    Упражнения: подуй в пустой бутылёк, поиграй на губной гармошке.

    Слуховое внимание, слуховое восприятие и слуховая память.-Выполнение различных словесных (2-х, 3-х, 4-х ступенчатых) инструкций.

    -Угадывание предметов по загадке-описанию.

    -Выполнение действий только при определённом, заданном условии.Игра “Подбери словечко” (завершение стиха в рифму).

    Загадки-обманки (выбрать правильный вариант по картинке, относится ли к её содержанию каждое услышанное слово).

    Игра с правилами – просьба, покажи, бывает не бывает.Январь.

    Фонематический слух.-Развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков.

    -Повторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками.

    -Повторение 3-4 похожих по звучанию слов, чёткое их произношение.Игра “Повтори сочетание звуков, при их чёткой артикуляции”.

    Развлечение “Рифмовки- незаконченные, рифмовки- перепутанки,рифмовки-трудноговорки”

    Игра “Запомни и повтори”.Февраль.

    Словарный запас.-Уточнение лексических тем, предлагаемых программой Васильевой “Воспитание и обучение в детском саду”

    -Уточнение названий геометрических фигур и цвета.

    -Обобщение слов, синонимы, антонимы, части и целое.Игра-инсценировка “Кто лишний и почему”. Беседа с демонстрацией картинок по теме.

    Аппликация с геометрическими фигурами.

    Открытый показ кружкового занятия по теме “Слова синонимы, антонимы”.

    Связная речь.-Составление рассказа-описания по наглядному образцу.

    -Составление рассказа по сюжетной картине.

    -Пересказ сказок и простых текстов по серии картинок.

    -Заучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, загадок.

    -Составление рассказа на материале собственного опыта.Индивидуальное рассказывание, описание картин.

    Рассказывание по ролям.

    Прослушивание сказок и текстов.

    Прослушивание рассказов.Апрель

    Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи.Правильное проговаривание звуков:

    -В слогах (прямых, обратных, стечениях);

    -В предложениях, скороговорках;

    -В стихотворных текстах;

    -В связной речи.Игра “Повтори правильно звук”.

    Запомни и повтори ряд слогов.

    Задание – подбери к заданным словам картинки и скажи правильно.

    Заучивание и рассказывание стихов, потешек, скороговорок.

    Играем, говорим, размышляем: программа по речевому развитию дошкольников

    Камалдинова Гульнур Мугтасимовна
    Вирфель Татьяна Михайловна
    Михайлова Лариса Павловна

    Воспитатель, МБДОУ «Детский сад №2» Рябинка», г. Бавлы, Республика Татарстан
    Воспитатель, МБДОУ «Детский сад №2» Рябинка», г. Бавлы, Республика Татарстан
    Воспитатель, МБДОУ «Детский сад №2» Рябинка», г. Бавлы, Республика Татарстан

    Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

    Камалдинова Г.М., Вирфель Т.М., Михайлова Л.П. Играем, говорим, размышляем: программа по речевому развитию дошкольников // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 28.02.2020).

    Пояснительная записка

    Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.

    В настоящее время ученые и педагоги – практики отмечают снижение уровня речевого развития детей дошкольного возраста. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому педагогам необходимо обратить самое пристальное внимание на детей, имеющих проблемы в речевом развитии.

    Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, коммуникативных навыков. Полноценное овладение речью в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

    Актуальность

    В современных условиях дошкольного детства одно из самых сложных и больших проблем в обучении детей дошкольного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.

    Ребенок в повседневной жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, говорит очень много. Однако, когда у ребенка взрослый просит рассказать, что интересного он увидел в зоопарке, пересказать сказку, рассказ, описать картинку, составить рассказ по картинке, то сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, место действия, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него. Его речь становиться эпизодической, неполной, невыразительной.

    К 5 – 6 годам современный ребенок должен овладеть всеми компонентами речи: правильно произносить все звуки и слова сложной звуко-слоговой структуры, уметь полно и последовательно излагать свои мысли, строя сложные развернутые предложения, логически обосновывая свои высказывания, свободно пересказывать рассказы, описывать картинки, события.

    Программа «Играем, говорим, размышляем» позволяет решить проблемы речевого развития детей с младшего дошкольного до старшего дошкольного возраста с постепенным усложнением задач формирования грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность коммуникативного общения и подготавливающей к обучению в школе.

    Цель программы

    Создать условия для развития речи и коммуникативных навыков детей.

    Задачи программы

    1. Обогащение словаря детей и активизация словарного запаса.
    2. Формирование грамматического строя речи.
    3. Формирование звуковой культуры речи.
    4. Формирование и развитие связной речи.
    5. Формирование потребности самостоятельного вхождения в диалог.
    6. Формирование умения аргументировать свои умозаключения.
    7. Раскрепощение ребенка, дать ему возможность обнародовать свою реакцию, свое впечатление на различные события.
    8. Создание комплексной интегрированной модели коррекционно-развивающей деятельности специалистов ДОУ как условие речевого развития ребенка.

    Отличительные особенности программы

    Программа по развитию речи «Играем, говорим, размышляем» предназначена для работы с детьми 4 – 7 лет.

    Данная программа имеет концентрическую структуру. В каждом последующем году обучения содержание расширяется, углубляется, опираясь на предыдущие знания.

    Первый год обучения: Сенсорное воспитание (развитие зрительного восприятия, слухового восприятия).

    Второй год обучения: Развитие мышления.

    Третий год обучения: Развитие речи.

    Выбор такой структуры обусловлен тем, что состояние произносительной и содержательной сторон речи, уровень развития речи находятся в прямой зависимости от уровня сформированности внимания, сенсорных процессов; умения самостоятельно вычислять значимые для решения каждой конкретной задачи свойства предметов, умения делать самостоятельные обобщения, самостоятельно находить выбор решения практической задачи в незнакомой ситуации. Работа по развитию речи детей проходит в определенной последовательности: от простого – к сложному. Во всех трех годах обучения решаются задачи воспитания звуковой культуры речи, формирования словаря и грамматического строя речи, развития связной речи.

    В возрасте 4- 5 лет (I год обучения) обучение направлено на развитие зрительного восприятия, тактильно-двигательного восприятия, речевого дыхания; на развитие артикуляционной моторики фонетического слуха и речевого внимания детей; что подготавливает их к звуковой культуре речи, полноценному овладению фразовой речью.

    В возрасте 5- 6 лет (II год обучения) совершенствуется лексико-грамматический строй речи, основные психические процессы (внимание, память) формируется критический стиль мышления и поведения, ключевой характеристикой которого является диалог между взрослым и ребенком, между детьми.

    В возрасте 6 – 7 лет (III год обучения) развивается критическое мышление, способность обосновывать свое мнение и понимать позиции других людей, развивается речь, коммуникативные способности, возрастает уверенность в себе.

    Предлагаемая дополнительная программа является адаптированной, за основу были взяты следующие источники:

    • Леонгард Э.И. Общение» воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду: программа, Москва 1996.
    • Исаева Г.И. Точка отсчета – ребенок: методическое пособие. Казань, 2003.
    • Ткаченко Г.А. Учим говорить правильно: методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей, М.: ГНОМ Д, 2003.

    Данная программа «Играем, говорим, размышляем» основывается на идеях вышеперечисленных авторов, а также включает некоторые их теоретические материалы и практические задания.

    Реализация данной программы предполагает:

    • повышение у детей уверенности в себе;
    • овладение правилами разговорной речи, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составление любого типа высказывания.
    • развитие культуры общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять.
    • знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться или в зависимости от ситуации.

    Организация образовательного процесса

    Сроки реализации программы: в течение 3-х лет. Программа рассчитана для работы с детьми 4 – 5 лет, 5 – 6 лет, 6 – 7 лет.

    Ведущие формы работы: занятия, игры, сценарии, активизирующие обучение.

    Продолжительность занятий в зависимости от возраста детей: средний возраст – 20 минут, старший возраст – 25 минут, подготовительный к школе возраст – 30 минут.

    Программа состоит из трех разделов:

    1 раздел – диагностический

    Диагностика является начальным и завершающим этапом работы с ребенком и группой в целом. Логопед проводит обследование речи детей, воспитатели, психолог ведут наблюдение за поведением детей в период общения, за отношениями между детьми в детском саду.

    2 раздел – практический

    В практической части ставятся и решаются задачи речевого и коммуникативного развития детей. Целью педагога является пробуждение речевой активности ребенка, его языковых способностей, создание ситуаций диалогового общения между детьми. Педагог организует деятельность детей так, чтобы деятельность не выступала как форма обучения, это может быть досуг, развлечение, игра, чтение книг, рассматривание иллюстраций, картин, художественное творчество и т.д. При использовании сценариев активизирующего общения, обучение происходит как на занятиях, так и вне занятий, в течение всего дня, и носит интегрированный характер с активным применением игровых приемов.

    Цели и задачи деятельности:

    • формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
    • обогащение и активизация словаря;
    • формирование грамматического строя языка ребенка;
    • развитие связной речи;
    • развитие звуковой культуры речи;
    • развитие умения работать с картинками;
    • развитие умения четко, ясно, выразительно высказывать в речи свое коммуникативное намерение.
    • развивать умение внимательно выслушивать собеседника;
    • развивать умение аргументировать свои умозаключения.

    3 раздел – контрольный

    Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов. После завершения учебного года выявляется уровень речевого и коммуникативного развития.

    Данные сравниваются с первоначальными данными диагностики.

    Глубокий анализ результатов помогает сформировать дальнейшую работу с детьми, разработать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с задачами дальнейшего обучения, а также определить рекомендации педагогам и родителям.

    Методическое обеспечение программы:

    Основными формами и методами являются: диагностика, индивидуальные и групповые беседы, создание ситуации успеха; проведение фоноритмики речевых упражнений; беседы по картинкам с простыми и проблемными сюжетами.

    При проведении упражнений с картинками, игрушками, предметами большое место отводиться такому приему, как вопрос. От речевой формулировки вопроса зависит направление и содержание мыслительной деятельности детей, вопрос должен вызывать умственную активность ребенка.

    Дидактическое и техническое обеспечение программы:

    Применяются игрушки, муляжи, сюжетные и предметные картинки, картинки с проблемным сюжетом, иллюстрации, цветные карандаши, дидактический «чудесный мешочек», произведения детской художественной литературы, музыкальные произведения, магнитофон, проектор, мультимедийный экран и прочая наглядность.

    Литература:

    1. Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения: Речь и речевое общение детей: методическое пособие для воспитателей М : Мозаика – Синтез, 2008.
    2. Бычкова С.С. Формирование умение общения со сверстниками у старших дошкольников: методические рекомендации для воспитателей и методистов ДОУ. М.: Аркти, 2003.
    3. Точка отсчета – ребенок: методическое пособие / автор – составитель Р.И. Исаева. Казань, 2003.
    4. Леонгард Э.И. Общение: программа
    5. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1996.
    6. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. / под.ред. Умаковой О.С. М.: ТЦ Сфера, 2002.
    7. Скоролупова О.А. Введение ФГОС Дошкольного образования. М.: Скрипторий, 2014.
    8. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно: методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. М.: ГНОМ и Д, 2003.

    Запуск речи у неговорящих детей. Программа коррекции задержки речевого развития детей 2-3х лет.

    Программа коррекции задержки речевого развития детей 2-3 лет.

    Подготовили:

    учитель- логопед Кочка Н.В.,

    педагог- психолог Пронина С.А.,

    воспитатель Щеренкова О.А.

    муз. руководитель Шемчук Л.В.

    старший воспитатель Чуприна А.В.

    2019г.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Развитие речевых навыков – основная задача развития ребенка и одна из самых трудных. В настоящее время количество детей с задержкой речевого развития растет. Очень важно своевременно их выявлять и как можно раньше начинать оказывать коррекционную помощь.

    Речь — тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии.

    Проблема развития речи дошкольника является основополагающей в свете оценки развития детей дошкольников, особенно детей младшего дошкольного возраста.

    Особенностям развития детей с нарушениями речи посвящены работы С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовского, Е.М. Мастюковой, В.Г. Петровой, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой, Т.Б. Филичевой и др.

    Развитие речи детей осуществляется на основе и в процессе ознакомления с окружающим. Освоение речи позволяет ему активно осваивать окружающий мир, знакомясь с новыми вещами, ребенок учится обобщать, анализировать. При разработке занятий предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим речь, музыку, движение.

    У.В. Ульенков отмечает, что развитие речи ребенка связанно с постепенным овладением языком:

    • развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка
    • овладение словарным запасом и правилами синтаксиса
    • активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается
    • овладение смысловой стороной речи.

    В своих занятиях для развития речи детей младшего дошкольного возраста мы используем игровую форму занятий, ввели музыкальные игры, слушанье музыкальных произведений, музыка сопровождает все действия и речь взрослого и детей.

    Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются его функции. «Для речи, — пишет проф. М. М. Кольцова, — таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».

    Самым тяжелым последствием задержки развития речи является постепенное замедление темпа интеллектуального развития ребенка. Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка.

    Таким образом, речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное — значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное — значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

    ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗРР

    Термин задержка речевого развития (ЗРР) широко применяется в логопедической практике. Этот диагноз уместен по отношению к детям раннего возраста. Примерно до пяти лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь.

    Задержка речевого развития у ребенка – это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Задержка в развитии речи отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу.

    Т.Б. Епифанцева выделяет причины возникновения задержки речевого развития:

    • невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желание, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами.
    • замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще обусловлено генетически).
    • заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни).
    • нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.
    • различные заболевания впервые годы жизни.
    • наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
    • неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушения эмоционально — волевой сферы и дефициту в развитии речи.

    О.Е. Грибова перечисляет следующие признаки значительной задержки речевого развития:

    • Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.
    • Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.
    • Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов — своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
    • Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.
    • Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
    • Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
    • Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
    • Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
    • Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии.. Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
    • Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)

    Общая характеристика детей с первым уровнем речевого развития

    (по Р. Е. Левиной)

    Активный словарь детей с тяжелыми нарушениями речи находится в зачаточном состоянии. Он включает звукоподражания, лепетные слова и небольшое количество общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированы.

    Звуковые комплексы непонятны окружающим (пол — ли, дедушка — де), часто сопровождаются жестами. Лепетная речь представляет собой набор речевых элементов, сходных со словами (петух —уту, киска — тита), а также совершенно непохожих на произносимое слово (воробей — ки).

    В речи детей могут встречаться отдельные общеупотребительные слова, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, употребляются в неточных значениях. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует.

    Дети с тяжелыми нарушениями речи объединяют предметы под одним названием, ориентируясь на сходство отдельных частных признаков. Например, слово лапа обозначает лапы животных, ноги человека, колеса машины, то есть все, с помощью чего живые и неживые предметы могут передвигаться; слово лед обозначает зеркало, оконное стекло, полированную крышку стола, то есть все, что имеет гладкую блестящую поверхность.

    Исходя из внешнего сходства, дети с ТНР один и тот же объект в разных ситуациях называют разными словами, например, паук — жук, таракан, пчела, оса и т. п.

    Названия действий дети часто заменяют названиями предметов (открывать — дверь) или наоборот (кровать — спать).

    Небольшой словарный запас отражает непосредственно воспринимаемые детьми предметы и явления. Слова, обозначающие отвлеченные понятия, дети с ТНР не используют. Они также не используют морфологические элементы для выражения грамматических значений. У детей отмечается преобладание корневых слов, лишенных флексий, или неизменяемых звуковых комплексов. Лишь у некоторых детей можно обнаружить попытки грамматического оформления с помощью флексий (акой — открой).

    Пассивный словарь детей с первым уровнем речевого развития шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено.

    На первый план выступает лексическое значение слов, в то время как грамматические формы детьми не учитываются. Для них характерно непонимание значений грамматических изменений слова: единственное и множественное число существительных, прошедшее время глагола, мужской и женский род прилагательного и т д., например, дети одинаково реагируют на просьбу «Дай карандаш» и «Дай карандаши». У них отмечается смешение значений слов, имеющих сходное звучание (например, рамка — марка, деревья — деревня).

    Фразовая речь у детей первого уровня речевого развития почти полностью отсутствует. Лишь иногда наблюдаются попытки оформления мысли в лепетное предложение: Папа туту — папа уехал

    ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ ПРОГРАММЫ: дети 2-3 лет, родители.

    В группу принимаются дети с ЗРР, ЗПР.

    Противопоказания: дети с аутистическим спектром.

    ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
    создать условия для запуска спонтанного речевого развития у неговорящих детей 2-3х лет.

    ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

    – развить общие речевые умения;
    – расширить пассивный и активный словарный запас ребенка;
    – способствовать повышению мотивации к общению;

    – улучшить коммуникативные навыки.
    Организация занятий: совместные детско- родительские групповые занятия 2 раза в неделю. Каждое занятие состоит из двух частей: 1 часть занятие логопеда, 2 часть – занятие психолога или логоритмиста.

    Сроки реализации: 8 месяцев

    Программа «Речевичок»

    Программа предполагает организацию коррекции нарушений развития речи детей дошкольного возраста, обеспечивающей усвоение содержания основной образовательной программы.

    В рамках реализации программы возможны индивидуальные занятия по звукопроизношению с детьми начального общего образования.

    Отличительной особенностью программы является коррекция нарушений по развитию речи у детей дошкольного возраста, обеспечивающая усвоение содержания основной образовательной программы. Программа построена с учетом специфики усвоения материала детьми, испытывающих трудности в обучении, причиной которых являются первичные нарушения: дефекты произношения, нарушения фонетико-фонематического восприятия, общее недоразвитие речи (ОНР).

    Через эмоциональное восприятие, через формирование связной речи на лучших образцах русского литературного языка, на неиссякаемом богатстве устного народного творчества, дети учатся выражать свое отношение к миру, к людям, развивая генетически заложенное стремление к прекрасному.

    Педагоги

    Стафеева Надежда Николаевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

    Педагогический стаж: 33 года.

    Курсы повышения квалификации:

    • ГАУ ДПО НСО Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования по программе «Особенности коррекционной составляющей образовательного процесса при реализации требований ФГОС ДО», 2017 год.

    Содержание программы

    Первый год обучения:

    1. Осень – 4 часа.
    2. Сад. Огород – 10 часов.
    3. Игрушки – 2 часа.
    4. Посуда – 2 часа.
    5. Мебель – 2 часа.
    6. Домашние птицы и животные – 6 часов.
    7. Зима –10 часов.
    8. Дикие животные – 4 часа.
    9. Профессии – 4 часа.
    10. Цвет, форма, величина – 2 часа.
    11. Праздники – 4 часа.
    12. Весна – 20 часов.
    13. Правила дорожного движения – 2 часа.

    Второй -третий год обучения:

    1. Времена года –12 часов.
    2. Животные – 10 часов.
    3. Продукты питания – 2 часа.
    4. Зима – 8 часов.
    5. Человек. Семья – 6 часов.
    6. Профессии – 2 часа.
    7. Цвет, форма, величина – 4 часов.
    8. Город.Транспорт. Дом – 6 часов.
    9. Весна – 22 часа.

    Цели программы

    Цель программы – создание условий для развития личности ребенка посредством овладения нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа.

    Задачи.

    1. Формировать умения и навыки связной (диалогической и монологической речи).
    2. Овладеть словарным составом родного языка, обогатить, расширить и активизировать словарный запас.
    3. Сформировать грамматический строй речи (словообразование и словоизменение).
    4. Совершенствовать звуковой строй речи:
    • формировать и закреплять правильное звукопроизношение;
    • вырабатывать правильную артикуляцию звуков речи;
    • поставить и автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях и в свободном речевом общении;
    • выработать и закрепить навыки дифференциации звуков, с целью предупреждения дефектов звукового анализа;
    • нормализовать просодическую сторону речи (словесное ударение, интонация – мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи).
    1. Развивать слуховую память, логическое мышление, зрительное и эмоциональное восприятие, воображение учащихся.
    2. Развивать произвольное устойчивое внимание, творческие способности.
    3. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику.
    4. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
    5. Развивать детскую инициативность и познавательную активность в ходе анализа и составления связного рассказа.
    6. Развивать коммуникативные умения.
    7. Развивать образную речь.
    1. Воспитывать культуру речевого общения.
    2. Воспитывать интерес к родному языку на лучших образцах устного народного творчества.
    3. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, целеустремленность, стремление доводить начатое дело до конца.
    4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

    Результат программы

    В результате реализации программы обучающиеся 4-5 летнего возраста будут знать:

    • развитие навыков фонематического анализа;
    • на слух различать слова с начальными ударными гласными: А, у, О, И;
    • подбор слов на заданный звук;
    • могут выделять конечные согласные: П, Т, К, М, Н в словах;
    • выполняют звуковой анализ обратных слогов: АП, ОП, УП, ИТ; АТ, ОТ, УТ, ИТ; АК, ОК, УК, ИК и т.д.;
    • имеют представления о гласном и согласном звуке, их различиях.
    • могут употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа по лексическим темам (название овощей, фруктов, посуды, мебели и т.д.);
    • согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже;
    • употреблять в речи формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (яблок, чашек…);
    • образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ИК-, -ЧИК-, -ЕЧК-, -ОЧК-, -ЕНЬК-, -ОНЬК-;
    • употреблять существительные с суффиксами -ОНОК, -ЕНОК, использовать их в форме родительного падежа множественного числа: лисят, волчат, и т.д.;
    • использовать в речи формы повелительного наклонения глаголов: идти, лежать, бежать;
    • пользоваться простыми предлогами: НА-С, В-ИЗ, ПО;
    • употреблять в речи некоторые относительные прилагательные: стеклянный, бумажный, резиновый.

    В результате реализации программы обучающие 4-5 летнего возраста будут уметь:

    • к концу года составлять предложения из трех слов;
    • пересказывать текст из 2-3 предложений;
    • поддерживать беседу: задавать вопросы и правильно отвечать на них;
    • с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки;
    • составлять рассказы-описания и загадки описания из 2-3 предложений по лексическим темам (об овощах, о зимующих птицах, о диких и домашних животных).

    У обучающихся будут развиты личностные качества:

    • выполнять правила личной гигиены;
    • проявлять познавательный интерес к занятиям, любознательность;
    • эмоционально проживать прочитанный педагогом текст, выражать свои эмоции;
    • участвовать в коллективной деятельности, соблюдая доброжелательные взаимоотношения между детьми.

    В результате реализации программы обучающие 5-6 лет будут знать:

    • к концу года дети имеют представления о гласных и согласных звуках и их признаках; о глухости – звонкости, твердости – мягкости согласных. Различают на слух гласные и согласные звуки.
    • могут подбирать слова на заданный звук и слова с этим звуком в определенной позиции в слове (начало, конец, середина слова);
    • дети могут дифференцировать звуки, близкие по акустико-артикуляционным признакам (П-Б, С-З, С-Ш и т.д.);
    • могут выполнять фонематический анализ слов: КОТ, КИТ, ЛОСЬ, МАКИ и т.д.
    • дети закрепляют умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже (по всем лексическим темам);
    • используют в речи притяжательные и относительные прилагательные;
    • используют в речи все простые предлоги (по всем темам) и сложные: ПЕРЕД, ОКОЛО, ВОЗЛЕ;
    • могут согласовывать числительные с существительными (по всем темам);
    • образуют однокоренные слова (кот, котик, котенок, котище);
    • используют в речи глаголы, обозначающие трудовую деятельность людей;
    • образуют и используют в речи словообразования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (лук, лучок);
    • умеют согласовывать существительные с глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени (утка плавает – утки плавают).
    • упражняются в образовании сравнительной степени прилагательных (холодный – холоднее, белый – белее);
    • образуют приставочные глаголы (шить – зашить, подшить, вышить, пришить);
    • умеют согласовывать существительные мужского и женского рода с притяжательными прилагательными (мой шарф, моя шуба, мое пальто);
    • умеют подбирать слова-антонимы;
    • образуют и используют в речи существительные с суффиксами -ОНОК, -ЕНОК, -ЯТА, -АТА (бельчонок – бельчата).

    В результате реализации программы обучающиеся 5-6 лет будут уметь:

    • к концу года дети умеют отвечать на поставленные вопросы полным ответом и использовать навык самостоятельного построения вопросов;
    • могут самостоятельно составлять предложения из 4-5слов по картинке, на заданную тему;
    • употреблять в речи сложные предложения, при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью;
    • самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок, рассказы – описания, загадки – описания по всем лексическим темам;
    • сочинять концовки к сказкам;
    • без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;
    • дети могут употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений;
    • объяснять правила игры; аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.

    У обучающихся будут развиты личностные качества:

    • работать самостоятельно на основе простейших заданий;
    • сопереживать неудачам и радоваться успехам других людей;
    • адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

    В результате реализации программы обучающиеся 6-7 лет будут знать:

    • дети правильно произносят все звуки родного языка в самостоятельной речи, дифференцируют звуки на слух, выделяют их в ряде других звуков;
    • воспроизводят звукослоговые ряды с различной интонацией, силой голоса, ударением;
    • пользуются восклицательной, вопросительной, повествовательной интонацией,
    • умеют различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.
    • дети могут называть слова с определенным звуком, подбирать слова на заданный звук, определять место звука в слове;
    • дети могут охарактеризовать звук: гласный – согласный, согласный – твердый или мягкий, звонкий или глухой, гласный – ударный или безударный;
    • познакомятся с «Ь» и «Ъ» знаком;
    • могут выполнять упражнения на звуковой анализ и синтез;
    • дети могут делить слова на слоги, в качестве зрительной опоры используется схема, где длинной полоской обозначено слово, короткими – слоги, выделяются гласные звуки – красными кружочками, согласные – синими.
    • концу года дети самостоятельно проводят анализ и синтез слов, состоящих из 2-3 слогов.
    • составляют самостоятельно предложения по демонстрации действий, картине, вопросам, по опорным словам, с определенным словом; определяют количество слов в предложении и называют слова по порядку; определяют интонационно количество предложений в тексте.
    • к концу года дети печатают слоги, слова, предложения в тетрадях в крупную клетку;
    • узнают буквы из разных шрифтов, различают правильно и неправильно напечатанные буквы; буквы, наложенные друг на друга;
    • знают алфавит;
    • пользоваться знаниями и умениями, полученными ранее, на новом словесном материале;
    • согласовывать прилагательные и числительные с существительными по всем темам;
    • пользоваться сложными предлогами;
    • правильно используют в речи относительные и притяжательные прилагательные;
    • образуют сравнительные прилагательные;
    • употребляют глаголы с различными приставками;
    • образовывать сложные слова;
    • могут подбирать однокоренные слова;
    • могут согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже:
    • могут употреблять предлоги с различными падежами: К- с дательным, ОТ- с родительным, С- с винительным и творительным;
    • могут использовать в речи наиболее простые слова-антонимы (добрый – злой, высокий – низкий и т.д.);
    • образуют относительные прилагательные с использованием продуктивных суффиксов: -ОВ, -ИН, -ЕВ, -АН, -ЯН (березовый, звериный, кожаный и т.д.).

    В результате реализации программы обучающие 5-6 лет будут уметь:

    • к концу года дети будут составлять разные типы предложений;составлять рассказы по картинкам и серии картинок с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа);
    • составлять описательные рассказы обо всех игрушках;
    • могут составлять творческие рассказы (рассказы по воображению);
    • составляют по плану или образцу рассказы из личного опыта и из коллективного опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия;
    • будут пересказывать сказки, литературные произведения через модели и заместители;
    • к концу года дети будут сами придумывать загадки по лексическим темам и отгадывать загадки.

    В результате реализации программы у обучающихся будут развиты личностные качества:

    • внимательное отношение к собственным переживаниям и переживаниям людей, к нравственному содержанию поступка;
    • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
    • проявлять чувство личной ответственности за свое поведение. старается разрешать конфликты;
    • способен к волевым усилиям, соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

    Результатом прохождения всего курса обучения является полная готовность обучащихся к освоению программного материала начального общего образования:

    • дети будут знать произведения разных литературных жанров и произведения устного народного творчества, их художественные достоинства, понимать значение образных выражений и целесообразность их использования в тексте;
    • будут уметь использовать разнообразные языковые средства в своей речи и в словесном творчестве;
    • будут развиты духовно-нравственные качества личности.

    Особые условия проведения

    Программа предназначена для детей дошкольного возраста с 4 лет до 7 лет.

    Рабочая программа по развитию речи в 1-4 классе

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ГОРЛОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ №16»

    «____» __________ 2019 года

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    учебного предмета

    «РАЗВИТИЕ РЕЧИ

    1- 4 КЛАССЫ»

    (название учебного предмета)

    уровень начального общего образования

    Базовый уровень

    Донцова Наталья Георгиевна

    СОДЕРЖАНИЕ

    УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» . 9

    1. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ »
    2. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.
    3. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» . 0

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Главная задача данного программного документа – помочь педагогам организовать учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями закона «Об образовании», Государственного образовательного стандарта начального общего образования.

    Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.

    Цели начального курса развития речи:

    • создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, как носителя русского языка и тем самым способствовать формированию его гражданской идентичности; для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своейречи;
    • заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
    • сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотностьучащихся;
    • обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативнойкомпетенции.

    Для достижения курсом развития речи поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация системно-деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.

    Общая характеристика учебного предмета (курса)

    Программа направлена на реализацию средствами курса основных задач предметной области «Филология»:

    • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национальногосамосознания.
    • Развитие диалогической и монологической устной и письменнойречи.
    • Развитиекоммуникативныхумений.
    • Развитие нравственных и эстетическихчувств.
    • Развитие способностей к творческой деятельности.
    • Программа определяет ряд практических задач , решение которых
    • обеспечит достижение основных целей изучения предмета :
    • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
      • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге,

    составлять несложные устные монологические высказывания и письменныетексты;

    • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности ичистоты;
    • пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

    Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте

    направлено на развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

    Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения.

    Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении.

    Содержание букварного периода заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; ос-ваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольшихтекстов.

    • Послебукварный (заключительный) период – повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обученияграмоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Обучающиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выраженияприветствия,

    благодарности, прощания и т. д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этотпериод дети начинают читатьлитературныетексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамотезнаний.

    После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

    Систематический курс русского языка представлен в программе содержательной линией: РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

    • Содержание курса позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию
    • тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение навыков развития речи.
    • В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложат основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Обучающиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младшихшкольников.
    • Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников составлению текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст- повествование, текст- описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
    • Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи , обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения.
    • Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей,чувств,эмоций;осознанию словарного богатстварусскогоязыка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
    • Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения иписьма.
    • Содержание программы способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
    • Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией: работать с учебной книгой, анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты (сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения и др.)
    • тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение навыков развития речи.
    • В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложат основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Обучающиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младшихшкольников.
    • Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников составлению текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст- повествование, текст- описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
    • Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи , обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения.
    • Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей,чувств,эмоций;осознанию словарного богатстварусскогоязыка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
    • Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения иписьма.
    • Содержание программы способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
    • Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией: работать с учебной книгой, анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты (сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения и др.)
    • Программа предполагает организацию проектной деятельности, котораяспособствует
    • включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужнуюинформацию.

    Место предмета «Развитие речи» в рабочем учебном плане

    Читайте также:  Открытое логопедическое занятие по теме Космос
    Ссылка на основную публикацию