Ознакомление старших дошкольников с профессиями

Ознакомление старших дошкольников с профессиями

Автор: Посохина Марина Владимировна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 4»

Населенный пункт: Пермский край ЗАТО Звёздный

Актуальность проблемы:

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов. Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, нами был разработан педагогический проект «Воспитание уважения к труду взрослых в старшем дошкольном возрасте под средством знакомства с профессиями своих родителей».

Цель проекта: Создание условий для воспитания уважения к труду взрослых, под средством знакомства с профессиями своих родителей.

Задачи проекта:

– Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

– Развивать умение детей ориентироваться в профессиях родителей, выявить свои стремления, желания и наклонности.

– Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы работы и виды деятельности.

– Развивать коммуникативные способности. Обогащать словарный запас детей.

– Расширять кругозор и познавательный интерес детей.

– Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.

Вид проекта: Познавательный, информационный, творческий.

Участники проекта: Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители).

Сроки реализации: Долгосрочный (сентябрь 2018 – май 2020 год).

Место проведения: Пермский край ЗАТО Звёздный МБДОУ «Детский сад № 4».

Возраст: Дети старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет.

Гипотеза проекта:

Дошкольники смогут узнавать и называть профессии и место работы родителей, владеть обобщающим понятием «профессия», задуматься о том, кем они будут, когда вырастут, научатся ценить труд взрослых разных профессий.

Планируемый результат:

Для детей:

– наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);

– обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;

– понимание детьми значения слово «профессия», проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей).

– сформированность знаний о некоторых профессиях родителей, их назначении, особенностях;

– пополнение лексики воспитанников;

– умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

Для родителей:

– успешное взаимодействие со своими детьми;

– повышение психолого-педагогических компетенций.

Для воспитателя:

– создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;

– совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

– повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

Условия реализации проекта:

– Организация предметно – развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.

– Осуществление коммуникативно – диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи.

– Создание единого ценностно – смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.

Этапы проекта:

I этап (организационный): выявление проблемы, определение перечня профессий родителей для ознакомления с ними детей, проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими предприятиями и организациями.

II этап (практический): реализация тематического плана через посещение предприятий и организаций, организацию совместной и самостоятельной деятельности, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации.

III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.

Методы сбора информации:

– Анализ современных образовательных программ ДОО

– Обследование предметно-пространственной среды

– Беседы с детьми

– Наблюдение за играми

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие:

– Рассматривание открыток, иллюстраций по профессиям.

– Рассказы о разных профессиях.

– Экскурсии с детьми по профильной ориентации.

Познавательное развитие:

– Знакомство с профессиями родителей.

– Встречи с интересными людьми.

Речевое развитие:

– Чтение художественной литературы: Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа», В. Маяковский «Кем быть?» и другие.

– Беседы на тему «Какие профессии дети вы знаете?», «Кем работает мама, папа?», «Происхождение профессий», «Кем бы ты хотел стать когда вырастешь?».

– Прослушивание музыкальных произведений; инсценировки по литературным произведениям.

Физическое развитие:

– Конкурсы, подвижные игры («Изобрази профессию» и т.д.)

Физкультурные досуги («Все профессии нужны, все профессии важны» и др.)

Игровая деятельность:

– Сюжетно – ролевые игры «Кухня», «Магазин», «Ферма», «Кафе», «Кондитерская» и так далее.

– Театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.

– Дидактическая игра «Профессии – 1», «Профессии – 2», «Профессии – 3», «Профессия водитель», «Ферма», «Монополия профессий» и так далее.

Работа с родителями:

– Встречи с интересными людьми.

– Рассказы родителей о своих профессиях.

Вывод:

Мы начали говорить о ценности труда и профессий с детства! Дети с гордостью рассказывали о профессиях своих родителей. Думаем, что после реализации данного проекта вопрос, кем быть, не застанет их врасплох. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. Реализация проекта показывает свою эффективность для детей. Все поставленные задачи решаются, а цель достигается так как проект ещё в стадии реализации и его окончание состоится в мае 2020 года. Реализация данного проекта помогает пробудить интерес и уважение детей к разным профессиям взрослых. Ребята узнали и узнают много нового и интересного. Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.

Ожидаемые результаты:

Мы рассказываем и знакомим детей с профессиями родителей. Стараемся объяснять суть их труда, его важность для других людей. Рассказываем, что взрослым нравится приносить пользу людям, что они с удовольствием ходят на работу. Знакомство детей с профессиями происходит и во время игр, так как игра это ведущий вид деятельности дошкольника. Дети знакомятся с различным инструментами и приспособлениями, понять кто и что делает на работе. Экскурсии, мастер – классы, встречи с интересными людьми – знакомят детей с трудом взрослых. Они обращают внимание на форму людей, их деятельность, инструменты с которыми приходится обращаться. Некоторые родители считают, что с профессией можно определиться в старших классах и торопиться не стоит. Но мы считаем, что это заблуждение. Многие придерживаются мнения, что основные понятия закладываются в дошкольном детстве. В этот период ребенок, как губка впитывает всю информацию из вне. Чем шире его знания, тем легче ему будет в будущей жизни. Много внимания необходимо уделять знакомству с профессиями в детском саду и продолжать в школе. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Есть такие ребята, которые еще в детском саду знают кем они будут в будущем. Девочки, например, мечтают петь на сцене и с удовольствием делают это на утренниках. Мальчики же хотят стать пожарными и быть героями для людей. Бывает и так, что человек ни к чему не тяготеет, меняя одну за другой профессии, так и не может определиться в жизни. Но, в конце концов, обязательно находит дело по душе.

Список используемой литературы:

Закон «Об образовании Российской Федерации».

1. Алешина Н.В. Ознакомление Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ» (5)

2. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005 – 88 с.

3. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.

4. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. – 52 с.

5. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.- 143 с.

6. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004 – 96 с.

7. Петрова В.И., Стульник Т.Д Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. – М. Мозаика-Синтез, 2007.- 80 с.

8. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: Сфера, 2005 – 64 с.

9. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.

10. Проектная деятельность старших дошкольников/ сост. В.Н. Журавлева: Учитель, 2011. – 202 с.

11. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развиваем связную речь. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2012 (Библиотека Воспитателя)

12. Шаламова Е., Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями, Детство- Пресс, 2012, 207с.

13. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.

14. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013

Читайте также:  Дифференциация звуков (С) – (Ш) в слогах, словах и в предложении

15. Н. Н. Бурмистова Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ. 2013. № 9

16. Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012

17. Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013

18. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3

19. Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М.ТЦ Сфера 2014 дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий – М.: УЦ.ПЕРСПЕКТИВА, 2008, 248 С.

20. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. 80 с.

21. Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива». 2013. – 104 С.

ДЕТСТВО-ГИД

DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов

  • Главная
  • Публикация на сайте
  • ПЕДАГОГАМ
  • РОДИТЕЛЯМ
  • Нацпроект «ОБРАЗОВАНИЕ»
  • Методические подсказки
  • Библиотека
  • Карта сайта
  • Мои книги
  • СТАРШИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ
  • Темы по самообразованию

Рубрики

  • ПЕДАГОГАМ
    • Архив вопросов-ответов
    • Аттестация педагогов
    • Важные документы
    • Методические подсказки
    • Музыкальное развитие
    • Нацпроект “ОБРАЗОВАНИЕ”
    • Познавательное развитие
    • Ранний возраст по ФГОС ДО
    • Речевое развитие
    • Социально-коммуникативное развитие
    • ФГОС дошкольного образования
    • Физическое развитие
    • Художественно-эстетическое развитие
  • ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
    • Английский язык
    • Занятия
    • Игры
    • Исследовательская деятельность
    • Коррекционная педагогика
    • Логопедия
    • Мастер-класс
    • Методические материалы
    • Музыкальные занятия и праздники
    • Проектная деятельность
    • Психология
    • Работа с родителями
    • Развлечения
    • Ранний возраст
    • Физкультурные занятия и праздники
  • РОДИТЕЛЯМ
    • Игры для детей
    • Консультации для родителей
  • СТАРШИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ
  • Темы по самообразованию
  • Свежие комментарии

    • Любовь к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • Елена к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • Елена к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
  • Популярные записи

    • Актуальные темы в дошкольном образовании
    • Темы по самообразованию: речевое развитие дошкольников
    • Темы по самообразованию: ранний возраст
    • Содержание образовательных областей по ФГОС ДО
    • Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • Темы по самообразованию: музыкальное развитие дошкольников
    • ФГОС ДО: художественно-эстетическое развитие
  • Страницы

    • Библиотека
    • Карта сайта
    • Мои книги
    • Мои услуги
    • О сайте
    • О себе
    • Публикация на сайте
    • Рекомендую
  • Использование проектного метода при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с профессиями

    Из опыта работы

    «Использование проектного метода при ознакомлении

    детей старшего дошкольного возраста с профессиями»

    Харина Ирина Владимировна,

    Карачева Ирина Александровна,

    Юсупова Ольга Владимировна,

    воспитатели МДОУ «ЦРР- д/с № 152»,

    Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с профессиями уже в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение его к ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интересов.

    Проектная деятельность, как ни какая другая способствует развитию познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
    Проектный метод является эффективной формой познавательно-исследовательской деятельности со всеми участниками педагогического процесса: педагогами, детьми, родителями, социумом. Для педагога – это рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность. Для детей – это повышение качества формирования личностных качеств, при освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Проектная деятельность развивает кругозор, творческое и критическое мышление, самодисциплину, общую культуру, позволяет участникам быть более активными, способствует развитию навыков общения в команде, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

    Познавательно-исследовательский проект

    «Кто построил новый дом и тот, в котором мы живем»

    Цель: Расширение представления детей о профессии строитель, ее многообразии и важности для общества.

    Задачи:

    1. Дать представление детям о важности, нужности профессии строителя.
    2. Показать многообразие строительных специальностей.
    3. Закрепить представления детей о строительной технике, её назначении.
    4. Продолжать знакомить с разными строительными материалами и их свойствами.
    5. Познакомить с культурным наследием архитектуры.
    6. Рассмотреть историю развития строительства с древних времен и до наших дней.
    7. Развивать речь, мышление, умение выдвигать предположения и делать выводы.
    8. Воспитывать у детей уважительное отношение к человеку труда, желание делиться своими знаниями друг с другом, сотрудничать со взрослыми и сверстниками, оказывать помощь.

    Участники проекта:

    — дети подготовительной группы (6-7 лет);

    Вся работа, предшествующая созданию проекта, разделена на несколько этапов.

    1 этап — Целеполагание

    Определение на основе заявленной проблемы общей цели и задач проекта.

    2 этап — Разработка

    Проектирование образовательного процесса для всех участников проекта.

    3 этап — Практическая часть

    Выполнение комплексно-тематического плана.

    4 этап — Подведение итогов

    Обобщение результатов, выводы, представление опыта педагогической общественности (презентация).

    Основные направления работы с детьми по видам деятельности

    Двигательная:

    Физминутка «Маляры», «Строительная зарядка», игра «Зимой и летом все мы строим», подвижные игры/эстафеты «Стройка», подвижная игра «Строители».

    Игровая:

    Дидактические игры: «Кому что нужно для работы?», «Подбери строительный материал», «Предметы труда», «Сложи дом из частей», «Профессии», «Где чей дом», «Город и деревня», « Построй здание», « Найди одинаковые конструкции», сюжетно-ролевая игра «Мы архитекторы», сюжетно-ролевая игра «Стройка»,

    Коммуникативная:

    Рассматривание иллюстраций и беседы на темы «Строительные профессии», «Виды зданий», «Современная архитектура», «Архитектура Древнего мира», «История строительства нашего города», «Деревянное строительство на Руси», «Строительная техника». Пословицы и поговорки о труде строителя.

    Изобразительная:

    Рисование «город будущего», «Люблю по городу гулять», изготовление коллажа «Строим дом», аппликация «Необычные дома».

    Чтение художественной литературы:

    Пермяк Е. «Для чего руки нужны», Кузьмин Л. «Солнечные окошки», Благинина Е. «Я дома не люблю сидеть», Заходер Б. «Строители», Баруздин С «Кто построил дом», Воронкова Л. «Мы строим, строим, строим», В.Маяковский «Кем быть», С.Михалков «Три поросёнка», русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Теремок», чтение научно-популярной литературы «Семь чудес света».

    Трудовая:

    Коллективная работа по ручному труду «Такие разные дома»

    Познавательно-исследовательская:

    Экскурсия на стройку

    Наблюдение за строительной техникой

    Создание коллекции «Строительные машины»

    Экспериментирование с песком, глиной, водой.

    Игра-эксперимент «Изготовим бетон»

    Музыкальная:

    Слушание музыки «Марш строителей», «Не кочегары мы….», «Песенка мышонка» (из одноименного мультфильма).

    Конструирование:

    Конструирование «Строительная техника», «Разные здания», моделирование строительной площадки и высотного дома с помощью конструкторов, проектирование города по плану.

    Областной институт повышения квалификации педагогических работников

    • Пресс-центр
      • Новости
      • Анонсы
    • Сведения об ОГАОУ ДПО «ИПКПР»
      • Основные сведения
      • Структура и органы управления образовательной организацией
        • Наблюдательный совет
        • Общее собрание работников Учреждения
        • Учёный совет
        • Ректорат
        • Кафедры и отделы
      • Документы
        • Локальные акты
      • Образование
      • Руководство. Педагогический состав.
      • Материально-техническое обеспечение
      • Платные образовательные услуги
      • Вакантные места для приёма
      • Финансово-хозяйственная деятельность
      • Предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении предписаний
    • Платные образовательные услуги
    • Эффективность управления качеством образовательных результатов
    • Методическая копилка
    • Педагогический вестник ЕАО
      • Архив журнала
      • Статьи журнала (2005 — 2010)
    • Конкурсы и конференции
      • Учитель года
      • Воспитатель года
      • Педагог — психолог
      • Всероссийский конкурс сочинений
    • Дистанционное обучение
    • Всероссийская олимпиада школьников 2020
    • Концепция развития математического образования
    • Концепция преподавания русского языка и литературы
    • Электронный ресурсный центр
      • Документы ресурсного центра
    • Ресурсный эколого- биологический центр
      • Документы центра
    • ФГОС ОВЗ
      • ФГОС ОВЗ (Архив 2014 — 2016)
    • Противодействие терроризму и экстремизму
    • Профилактика и противодействие коррупции
    • Педагогическая ассоциация ЕАО
    • Мониторинги
    • Файлы
    • Запись на мероприятия
  • Контактная информация
  • Карта сайта
  • Учебно — методические материалы
  • Twitter
    • Пресс-центр
      • Новости
      • Анонсы
    • Сведения об ОГАОУ ДПО «ИПКПР»
      • Основные сведения
      • Структура и органы управления образовательной организацией
        • Наблюдательный совет
        • Общее собрание работников Учреждения
        • Учёный совет
        • Ректорат
        • Кафедры и отделы
      • Документы
        • Локальные акты
      • Образование
      • Руководство. Педагогический состав.
      • Материально-техническое обеспечение
      • Платные образовательные услуги
      • Вакантные места для приёма
      • Финансово-хозяйственная деятельность
      • Предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении предписаний
    • Платные образовательные услуги
    • Эффективность управления качеством образовательных результатов
    • Методическая копилка
    • Педагогический вестник ЕАО
      • Архив журнала
      • Статьи журнала (2005 — 2010)
    • Конкурсы и конференции
      • Учитель года
      • Воспитатель года
      • Педагог — психолог
      • Всероссийский конкурс сочинений
    • Дистанционное обучение
    • Всероссийская олимпиада школьников 2020
    • Концепция развития математического образования
    • Концепция преподавания русского языка и литературы
    • Электронный ресурсный центр
      • Документы ресурсного центра
    • Ресурсный эколого- биологический центр
      • Документы центра
    • ФГОС ОВЗ
      • ФГОС ОВЗ (Архив 2014 — 2016)
    • Противодействие терроризму и экстремизму
    • Профилактика и противодействие коррупции
    • Педагогическая ассоциация ЕАО
    • Мониторинги
    • Файлы
    • Запись на мероприятия

    Планы работы

    АДРЕС ИНСТИТУТА

    679014, Дальневосточный федеральный округ, Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Пионерская, 53
    (посмотреть на карте)

    Режим и график работы:

    Понедельник — Четверг:
    с 9:00 до 17:15
    Пятница: 9:00 -17:00
    Выходные: Суббота, Воскресенье.

    Приемная: тел.: +7(42622)60306

    НАШ УЧРЕДИТЕЛЬ



    Ознакомление дошкольников с профессиями

    • 13.02.2018 13.02.2018 2017, Дошкольное образование

    Из опыта работы Татьяны Григорьевны Пузиковой, воспитателя МБДОУ «Центр развития ребенка ‒ детский сад № 45» г. Биробиджана.

    • В сборнике представлен опыт работы воспитателя МБДОУ «Центр развития ребенка ‒ детский сад № 45» г. Биробиджана Татьяны Григорьевны Пузиковой по ознакомлению дошкольников с профессиями.
    • В ходе реализации программы «Все профессии нужны, все профессии важны» ребята знакомятся с разными профессиями и предприятиями родного города, а также предметами, необходимыми людям разных профессий. Разработанный цикл бесед и экскурсий помогает понять общественную значимость разных профессий.
    • В приложениях приведены конспект занятий, дидактические игры, игры-викторины, стихи и загадки о профессиях.

    Материалы сборника адресованы воспитателям дошкольных образовательных организаций, родителям дошкольников.

    Речевые нарушения при ДЦП: причины и лечение

    Детский церебральный паралич — заболевание, которое отличается типичными нарушениями двигательной активности, а также задержкой развития психики и речевых функций. Причина таких нарушений — повреждения отдельных структур мозга. Чем ярче выражен дефект нервной системы или зон мозга, тем сильнее проявляется функциональное нарушение.

    Проблемы с формированием речи присутствуют во всех вариантах заболевания. А ведь наличие полноценной связной речи напрямую отражается на социальной адаптации, психическом и интеллектуальном развитии ребенка. Поэтому одной из главных задач по компенсации состояния ДЦП является работа по развитию качественной речевой функции.

    Причины возникновения ДЦП

    ДЦП образуется в связи с различными функциональными отклонениями в работе мозга, которые могут возникнуть в период гестации, в периоде родов или первые месяцы жизни ребенка. Характерная особенность болезни — ее ранняя манифестация, а также отсутствие ухудшения состояния мозга в дальнейшем. Однако, конечно, без надлежащего ухода и своевременно принятых коррекционных мер, течение заболевания будет осложняться.

    Основными причинами возникновения ДЦП являются:

    • Кислородное голодание (гипоксия) плода.
    • Перенесенные матерью во время беременности инфекции (например, краснуха, цитомегаловирус, токсоплазмоз).
    • Осложненная наследственность.
    • Резус-конфликт.
    • Асфиксия или травма ребенка в результате сложных родов.
    • Перенесенные в раннем возрасте тяжелые инфекции, ЧМТ или токсическое отравление.

    Симптомы ДЦП

    К основным и наиболее типичным симптомам проявления этого заболевания относятся:

    • Напряженность или, наоборот, расслабленность мышц по причине нарушенного тонуса.
    • Неконтролируемые парадоксальные движения конечностей — неожиданные, резкие или замедленные.
    • Деформации скелета.
    • Проблемы со зрением или слухом.
    • Нарушенная функция глотания из-за неправильной работы мышц.
    • Задержка (на разном уровне) как развития речи, так и интеллектуальных и психических способностей.
    • Судороги.

    Не все дети, имеющие диагноз ДЦП, имеют все перечисленные симптомы. Однако в определенной степени многие из них присутствуют и требуют коррекции для того, чтобы помочь ребенку адаптироваться в жизни.

    Нарушения функции речи при ДЦП

    Большой процент детей, имеющих диагноз ДЦП, имеет нарушения в формировании речи. Чаще они не выступают «в одиночку», временами даже сочетаясь друг с другом.

    Читайте также:  Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей по лексической теме 'Посуда'

    Основные речевые нарушения при ДЦП:

    • ЗРР — задержка речевого развития.
    • ЗПРР — задержка психоречевого развития
    • Дизартрия — неправильное звукопроизношение.
    • Алалия — абсолютное отсутствие или отставание формирования речи.

    Речевые нарушения и отставания в развитии находятся в зависимости от степени поражения мозга, а также задержки в формировании отделов мозга, координирующих речевую деятельность. Само состояние ребенка обуславливает ограничение общения, получения знаний об окружающем и навыков бытовой деятельности, что, к сожалению, влечет за собой отставание от сверстников. Тем важнее становятся коррекционные меры, которые с раннего возраста помогали бы развитию ребенка и улучшали его способность к адаптации в социуме.

    «Медвежью услугу» оказывает также чрезмерно заботливое семейное воспитание, когда родители во всем предвосхищают желания ребенка, отзываясь на его малейшие жесты и указания, не стимулируя его к правильному формированию речи.

    Лечение ДЦП

    В лечении детского церебрального паралича должна применяться комплексная терапия. Используются лекарственные препараты (для улучшения кровообращения мозга, сосудистые, миорелаксанты, аминокислоты и витаминные комплексы), лечебный массаж, физиотерапия, ортопедическая и динамическая коррекция. Однако помимо восстановления физиологических функций важно уделять большое внимание психическому и речевому развитию.

    Здесь главная роль отдается психологам, неврологам и логопедам-дефектологам. Наиболее важный момент в коррекции — как можно более раннее начало. Мозг человека развивается очень активно и способен часть работы, которую не могут выполнять пострадавшие в результате заболевания зоны, делегировать другим отделам. А значит, состояние ребенка можно компенсировать и адаптировать его для жизни в социуме.

    Коррекция речевых дисфункций

    Работа над коммуникативной речью строится из нескольких последовательных этапов. Адаптационная стратегия вырабатывается исходя из особенностей и симптомов заболевания и уровня поражения речевого центра.

    Направления работы логопеда-дефектолога:

    • Улучшение работы артикуляционного аппарата, занятия логопедической гимнастикой, курсы специального массажа;
    • Активизирование слухового внимания у ребенка;
    • Стимулирование голосовой реакции (вокализация выдоха, формирование «комплекса оживления», создание условий для возникновения у самого ребенка желания общаться);
    • Работа над моторными реакциями.
    • Наращивание не только пассивного, но и активного словарного запаса, улучшение понятийных функций, знакомство с грамматическим построением фраз;
    • Улучшение формирования связной речи.

    Для достижения эффективности работы по развитию речи у ребенка с ДЦП логопед должен сотрудничать с другими специалистами — психологом и неврологом, ориентируясь на тактику лечения. В начале необходимо определить конкретный логопедический уровень ребенка и выработать план реабилитационных действий. Работа логопеда-дефектолога всегда строится индивидуально, так как дети с ДЦП могут иметь абсолютно разный уровень развития речи и сопутствующие дисфункции. Поэтому план занятий строится исходя из состояния ребенка и уровня нарушения нервной и мозговой деятельности.

    Проблемой, осложняющей процесс коррекции речи у детей с детским церебральным параличом, является довольно позднее начало принятия реабилитационных мер. Специалисты способны диагностировать отклонения в работе мозга в возрасте до года, однако в большинстве случаев логопедическая работа откладывается до 4-5 лет. За это время мозг уже адаптируется к сложившимся условиям, а у ребенка формируется некоторое педагогическое отставание. Чем раньше будут начаты занятия по коррекции, тем выше шанс добиться необходимой адаптации ребенка.

    Ранняя стимуляция речевого развития при ДЦП

    У детей с церебральными параличами отставание в развитии речевого общения часто является следствием нарушений речевой моторики. К этим нарушениям относятся ограниченная подвижность мышц языка и губ, насильственные движения, затрудняющие звукопроизношение, расстройства дыхания и голосообразова-ния. У многих детей с церебральным параличом рот полуоткрыт, усилено слюнотечение, наблюдаются затруднения при жевании, иногда при кусании, глотании, питье из чашки и т. п.

    Нарушения звукопроизношения усиливаются за счет общих двигательных расстройств. Так, при ярко выраженных насильственных движениях в конечностях усугубляются насильственные движения в мышцах лица и языка, голосового и дыхательного аппарата. При общем повышении мышечного тонуса возникает и напряжение мышц речевого аппарата.

    Стимуляция речевого развития у детей раннего возраста с церебральным параличом имеет специфические особенности. Прежде всего она тесно взаимосвязана с развитием предметной и игровой деятельности. Ребенка учат умению манипулировать предметами и игрушками, поскольку овладение действиями стимулирует и предваряет усвоение значений слов. При проведении этих занятий особенно важен учет двигательных возможностей ребенка. Перед проведением игр-занятий ребенку делают массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастику, активизируют внимание, восприятие и произнесение доступных ему звуков, звукосочетаний или простых слов. Массаж и артикуляционная гимнастика зависят от характера поражения артикуляционной моторики. По особенностям их проведения родителям следует получить консультацию у детского невропатолога или логопеда.

    Далее мать показывает малышу игрушки, выполняет с ними определенные действия, сопровождая их словами и предложениями. Затем она подключает к игре ребенка и играет вместе с ним, обучая его при этом различным умениям: надевать и снимать кольца с пирамиды, строить дома из кубиков и других деталей, катать шарики и складывать их в коробки, раскладывать предметы по цвету и т. п.

    Взрослый показывает и кратко комментирует свои действия. Таким образом у ребенка накапливаются речевые впечатления и развивается способность подражать действиям и речи окружающих. Не следует принуждать к речи и торопить с ответом детей, особенно находящихся на начальных этапах речевого развития. Инструкции типа «скажи», «повтори» могут вызвать у них повышение мышечного тонуса, усиление насильственных движений, что резко затруднит произвольное подключение голоса. В дальнейшем это может способствовать выработке негативизма и возникнове-

    нию страха речевого общения. Поэтому детей с церебральными параличами побуждают к речи другими приемами. Можно, например, повторять за ребенком только что произнесенные им звуки или вести односторонний «диалог», во время которого взрослый спрашивает и сам отвечает на заданные вопросы.

    Поощряя любые звуковые реакции, взрослые не должны повторять за ребенком аморфные слова-корни или искаженные и сокращенные слова. Дети должны слышать только правильно произносимые слова и предложения.

    Стимуляции речевого развития способствует звукоподражание. Поскольку период лепета у детей с церебральными параличами часто рудиментарен или вовсе отсутствует, полезно использовать ле-петные звуки и так называемую вокальную игру, которые целесообразно сопровождать определенным музыкальным ритмом. Это способствует мышечному расслаблению и координации дыхания, фонации и артикуляции.

    Важное значение для стимуляции речевого развития имеют занятия по формированию речевого слуха, звуковысотного и фонематического внимания, восприятия темпа и ритма речи. Развивая звуковысотный слух, малыша учат дифференцировать вариации голоса взрослого по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи. Это достигается выразительным чтением сказок по ролям.

    Для развития слухового внимания проводят специальные игры: «Угадай, что звучит», «Чей это голос?», «Откуда слышится звук?». Ребенок должен сосредоточить свой взгляд на издающих те или иные звуки игрушках. Одновременно со взрослым он произносит звуки, слова, изменяет голос по высоте и тембру, регулирует громкость голоса и темп речи.

    В дошкольном возрасте стимуляция речевого развития направлена на расширение словаря и развитие грамматического строя речи. Детей ежедневно знакомят с новыми предметами, их словесными обозначениями, и полученные представления закрепляют в процессе игровой деятельности. Занятия по развитию речи проводят поэтапно. В их основе лежит обучение составлению различных видов предложений с постепенным усложнением их синтаксической структуры. С ребенком постоянно разговаривают о том, что он видит в данный момент. Если он говорит неправильно, его не перебивают и не поправляют. Взрослый лишь повторяет эти слова несколько раз правильно и таким образом побуждает ребенка к подражанию. Полезны также специальные игры-занятия, во время которых взрослый просит ребенка называть предметы, действия и изображения на картинках.

    Малыша следует также научить специальным приемам сенсорного обследования предметов с обязательным подключением движений, т. е. ребенок должен ощупывать предмет и узнавать его на ощупь, особенно пораженной рукой. Одновременно вводятся слова, обозначающие качества предмета. Для их освоения ребенка учат сравнивать предметы, противоположные по свойствам,

    например тяжелый с легким, твердый с мягким и т. п. Следует помнить, что качества и свойства предметов только тогда приобретут для ребенка определенную значимость, когда они будут включены в результативную практическую деятельность и игру.

    Для закрепления и активизации словаря важное значение имеют игры-упражнения по описанию предметов, отгадыванию загадок, различные дидактические игры, а также повседневное общение с ребенком.

    Общие направления стимуляции речевого развития детей с церебральными параличами должны быть индивидуализированы с учетом формы и тяжести заболевания, структуры речевого дефекта, состояния интеллекта, возраста. Однако во всех случаях при проведении специальных игровых занятий важное значение имеет поза ребенка. Ребенок должен находиться в той позе, которая в наибольшей степени способствует мышечному расслаблению, уменьшению насильственных движений. При выборе правильной позы следует прежде всего обращать внимание на положение головы: она не должна быть повернута в сторону, опущена на грудь или поднята вверх и откинута назад. Если ребенок не вполне способен контролировать положение головы, применяют специальные приспособления, прикрепленные к спинке стула. Кроме того, ребенку следует тщательно подобрать стул по высоте и ширине таким образом, чтобы стопы полностью опирались на опору, а также ширину сидения. Если у ребенка слабы мышцы спины и формируется сутулость, то ему под спину подкладывают плотную подушечку, а спереди придвигают стол, в котором имеется специальная выемка для опоры на руки. Во всех случаях надо следить за тем, чтобы поза ребенка была симметричной.

    Основные принципы логопедической работы при ДЦП

    Логопедическая работа при ДЦП (детском церебральном параличе) чаще всего осуществляется после того, как ребенок достигает трехлетнего возраста. До этого установить и охарактеризовать особенности речевых дефектов крайне сложно. В три года специалисты уже могут начать работу с четко сформированными нарушениями. Искаженное и замедленное развитие речи у детей с ДЦП приводит к негативным последствиям в эмоциональной и познавательной сфере. Именно поэтому коррекция и развитие речи являются приоритетными задачами при работе с данной категорией пациентов.

    Основные направления реабилитации при ДЦП

    ДЦП – это хроническое заболевание центральной нервной системы, которое не имеет прогрессирующего характера. Болезнь не является наследственной, причина её возникновения заключается в патологических изменениях, которые наблюдаются в:

    • коре головного мозга;
    • подкорковых областях;
    • стволе и капсуле головного мозга.

    В медицинской практике применяются следующие виды реабилитации детей с ДЦП:

    • социальная;
    • трудовая;
    • индивидуальная;
    • развитие речевых функций;
    • повышение интеллекта;
    • гигиеническое воспитание;
    • развитие сенсорных функций и моторики.

    Комплексный подход к реабилитации позволит подготовить ребенка к полноценной жизни и снизить риски возникновения негативных последствий. При положительной динамике образ жизни человека можно вполне приблизить к обычному.

    Нарушения речи у детей, больных ДЦП

    Проблемы с речевым аппаратом возникают из-за нарушений в корковых и подкорковых областях мозга. Негативное воздействие на речь оказывает недоразвитость или замедленное развитие церебральных структур. Чаще всего у детей с ДЦП развивается дизартрия, которая проявляется в изменении тембра голоса и нарушении в произношении звуков. Это заболевание имеет следующие проявление:

    • активное слюноотделение;
    • трудности в глотании и жевании пищи;
    • ограниченные движения языка;
    • невнятность речи.

    Как правило, такие дети имеют речь с нечеткой артикуляцией гласных, при разговоре звонкие звуки приобретают глухой оттенок.

    Основные направления логопедического лечения при ДЦП

    При отсутствии речи у ребенка с ДЦП логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям:

    • развитие моторики;
    • восстановление тонуса мышц;
    • стимуляция реакций голоса;
    • развитие прослеживания и зрительной фиксации;
    • выработка слухового внимания;
    • создание условий для улучшения моторной и зрительной координации.

    Специальный массаж назначается для стимулирования лицевых мышц. Такие упражнения позволяют существенно ускорить появление первых улучшений

    Логопедический лечебный массаж

    Логопедический массаж классифицируется на следующие виды:

    • точечный;
    • классический;
    • зондовый;
    • рефлекторный.
    Читайте также:  Конспект логопедического занятия: Определение морфологических признаков глагола

    Врач назначает вид массажа в зависимости от сложности и особенностей расстройства речевой функции. В некоторых случаях достаточно назначить несколько курсов классического массажа. При сложных отклонениях от нормы используется комплексный подход к логопедическому массажу. В таких ситуациях на реабилитацию уходит много времени. Особенности логопедической работы при ДЦП заключаются в трудностях, возникающим при общении и взаимодействии с пациентом. В некоторых случаях массаж является единственным доступным методом развития артикуляционного аппарата на первых этапах лечения.

    Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры при ДЦП

    Расслабляющий массаж назначается при повышенном тонусе мышц языка, губ и лица. Применение данной методики требует выбора правильной позы для ребенка. Врач определяет положение, при котором напряженные части тела максимально расслабляются.

    Ребенка можно положить на кушетку, зафиксировав под шеей валик. Отличной для этого массажа является «поза эмбриона». В одном из этих положений выполняются динамические движения, направленные на расслабление напряженных мышц.

    Для расслабления лицевой мускулатуры выполняются следующие действия:

    • легкие поглаживание в направлении от центра лба к височной области;
    • от бровей к волосам головы;
    • вокруг глаз (от линии лба);
    • от переносицы до волосяной части головы;
    • от линии лба по шее, щекам и подбородку через все лицо;
    • от низа уха до крыльев носа и щекам.

    Далее необходимо выполнить легкие пощипывания по всему краю нижней челюсти. После этого совершить надавливающие движения в направлении от корней волос к лицу.

    Следующим этапом массажа является расслабление мускулатуры губ:

    • поглаживание верхней и нижней губы в направлении от уголков к центру;
    • слабые вращательные движения (по часовой стрелке);
    • слабые постукивания по поверхности губ.

    Каждое движение должно быть выполнено от 5 до 8 раз.

    Стимулирующий массаж для артикуляционного аппарата при ДЦП

    Стимуляция необходима при снижении гипотонии мышц лица и языка. Специальный массаж позволяет укрепить мышечную систему и повысить шансы на то, что ребенок начнет говорить уже в ближайшей перспективе.

    В рамках данной методики выполняются следующие характерные движения:

    • поглаживания;
    • разминания;
    • растирания;
    • вибрация;
    • пощипывания.

    Сначала производятся плавные и мягкие нажатия, сила движений должна нарастать постепенно. Необходимо избегать действий, которые могут вызвать даже незначительные болевые ощущения

    Для укрепления лицевой мускулатуры необходимо выполнить следующий перечень движений:

    • поглаживания бровей, лба, висков, век и щек;
    • сжатие подбородка легкими, но ритмичными движениями;
    • разминание мышц щеки и скул;
    • перетирание мышц щеки;
    • легкое пощипывание щек.

    Для укрепления мышц губ выполняются следующие упражнения:

    • поглаживания губ, носовых крыльев и носогубных складок;
    • покалывание;
    • пощипывание губ.

    Очень эффективным методом является также вибрация. Такие манипуляции можно выполнять с помощью специального механического прибора. Процедура позволит улучшить кровоснабжение органов артикуляционного аппарата и укрепить мышечную систему лица.

    Лечебный массаж язычной мускулатуры при ДЦП

    Данный вид массажа может быть более интенсивным или спокойным в зависимости от состояния мышц языка. Если необходимо снизить тонус, тогда перед процедурой необходимо подержать во рту небольшое количество травяного настоя.

    Выполняя массаж, врач ставит перед собой следующие цели:

    • нормализация мышечного тонуса;
    • увеличение амплитуды артикуляционных движений;
    • задействование ранее неактивных мышц;
    • уменьшение слюноотделения;
    • стимуляция речевого развития.

    Сначала массаж делается в ротовой полости, а затем вне полости рта. При этом язык удерживается с помощью марли.

    Артикуляционная гимнастика для развития речи

    Упражнения для артикуляционной гимнастики направлены на повышение активности и развитости следующих частей тела:

    • губы;
    • уздечка;
    • щеки;
    • язык.

    Гимнастику лучше проводить в игровой форме. Так ребенок будет проявлять повышенной интерес, соответственно, положительного результата можно будет достигнуть максимально быстро.

    Пассивная артикуляционная гимнастика при ДЦП

    В процессе выполнения упражнений логопед совершает аккуратные манипуляции с органами артикуляционного аппарата. При серьезной патологии рекомендуется именно этот вид гимнастики, ведь дети с таким диагнозом не могут самостоятельно выполнять простейшие логопедические задания. Врач открывает и закрывает рот пациента, растягивает губы в улыбку, собирает губы в трубочку, поднимает язык вверх с помощью инструмента для осмотра ротовой полости (медицинский шпатель).

    Для выполнения упражнений пассивной гимнастики стоит следовать следующей последовательности действий:

    • выведение языка вперед;
    • втягивание языка;
    • подведение к нижней губе;
    • подведение к верхней губе;
    • отведение влево и вправо;
    • прижатие органа к нижней части ротовой полости;
    • поднятие органа к небу;
    • легкие покачивающиеся движения органа разные стороны.

    Упражнения выполняются серийно от 3 до 5 раз в зависимости от развитости мускулатуры.

    Активный вид артикуляционной гимнастики при ДЦП

    Комплекс упражнений направлен на стимуляцию тактильных, слуховых и зрительных анализаторов. Перед назначением активной артикуляционной гимнастики пациент проходит пассивные упражнения и логопедический массаж. При выполнении упражнений важно добиться полноты объема движений, оптимальной скорости включения и переключения внимания. Плавность и симметричность движений отыгрывают важнейшую роль.

    Для развития мимических мышц пациент выполняет следующие упражнения:

    • закрытие и открытие глаз;
    • напряжение щек;
    • поднятие и опускание бровей;
    • жевательные движения;
    • резкое проглатывание слюны;
    • открывание, закрывание рта.

    Для укрепления и развития губной мускулатуры выполняются следующие действия:

    • вытягивание губ в трубочку и растягивание в сторону;
    • чередование улыбки и скручивания губ в трубочку;
    • смыкание и размыкание;
    • быстрое смыкание с последующим разрывом (имитация поцелуя);
    • выполнение медленного губного выдоха;
    • поднятие верхней губы с дальнейшей демонстрацией зубов.

    После выполнения таких упражнений можно переходить к более сложным заданиям.

    Реабилитационные упражнения для язычной мускулатуры

    Для стимуляции мышц специалист воздействует на продольные мышцы языка. Для этого совершаются поглаживания от средней части к кончику органа.

    Для укрепления поперечных мышц языка выполняются надавливания на область от корня к кончику с одинаковой ритмичностью. Интенсивные манипуляции совершаются с помощью специального шпателя.

    Для стимуляции и укрепления продольных мышц совершаются поглаживания, направленные из одной стороны в другую сторону (по зигзагу).

    Что такое искусственная локальная контрастотермия

    Методика применяется для устранения артикуляционной апраксии (неспособность разговаривать членораздельно). Суть процедуры заключается в воздействии высоких и низких температур на чувствительные области языка. Используется ледяная крошка, отвары трав или горячая вода. Выбор воздействия можно чередовать, чтобы повысить эффективность результата. В независимости от выбранного направления курс лечения составляет от 15 до 20 дней.

    Искусственная локальная контрастотермия выполняется в следующей последовательности:

    • ледяная крошка помещается в марлевый мешочек;
    • поочередно лед накладывается на различные мышцы артикуляционного аппарата;
    • логопед удерживает язык пациента марлевой салфеткой;
    • осуществляется поочередное воздействие на все части языка.

    Один сеанс продолжается от 2 до 7 минут в зависимости от уровня развития мышц артикуляционного аппарата.

    Развитие дыхания и коррекция его нарушений при работе с пациентами

    Дыхательная гимнастика учитывает целый комплекс упражнений, которые направлены на нормализацию дыхательной функции и развитие речи. Упражнения выполняются в следующей последовательности:

    1. Положение – лежа или сидя. Создание «веера воздуха» возле ноздрей ребенка.
    2. Положение – лежа на животе, руки под грудной клеткой, голова опущена. При вдохе специалист поднимает плечи и голову ребенка. При выдохе тело ребенка принимает исходное положение.
    3. Логопед просит ребенка максимально задержать дыхание.
    4. Положение – сидя или лежа. Специалист кладет руки на грудную клетку пациента, прислушиваясь к дыхательному ритму. Совершается нажатие на грудную клетку при выдохе.

    Заключение

    В некоторых случаях для начала лечения требуется провести пассивную гимнастику, которая предполагает совершение определенных манипуляций над артикуляционными органами ребенка. На начальных стадиях реабилитации также используется логопедический массаж. После достижения существенных результатов и нормализации тонуса мышц можно назначать более сложные для детей упражнения.

    логопедический массаж: Видео

    Стимуляция активной речи у детей раннего возраста с ДЦП

    Облегчая реакции выпрямления и равновесия с первых месяцев жизни ребенка, методист последовательно тренирует контроль головы, повороты со спины на живот, захват игрушки, зрительно-моторную координацию, возможность самостоятельно сесть, встать на четвереньки, ползать, стоять и ходить, сохраняя равновесие. Возрастные двигательные навыки следует тренировать в той же последовательности, в какой они развиваются у здоровых детей.

    В 1-м полугодии жизни упражнения чаще носят пассивный характер, в их процессе у ребенка вырабатывается ощущение нормального движения. Скорость и амплитуда движения наращиваются постепенно. Пассивные упражнения способствуют освоению двигательных навыков, пока ребенок еще не может выполнять инструкций. По мере возрастного развития все чаще включаются элементы активного участия ребенка.

    Начиная с 6—8 мес важное значение приобретает игровая гимнастика. Положительный эмоциональный фон создает условия для развития разнообразных движений. Двигательные навыки, полученные в результате различных упражнений, совершенствуются и закрепляются в процессе игры. Особенно важное значение имеет игровая гимнастика для развития движений рук.

    У детей раннего возраста наряду с лечебной гимнастикой часто применяется общий лечебный и точечный массаж. Воздействуя на нервные окончания, заложенные в тканях и органах, массаж улучшает кровоснабжение, питание мышц, способствует нарастанию мышечной массы, укрепляет паретичные мышцы, стимулирует двигательные функции. У детей первых месяцев жизни массаж предшествует лечебной гимнастике и значительно повышает ее эффективность., Массаж используют с двоякой целью: для расслабления спастичных и стимуляции паретичных мышц. В первом случае применяют поглаживание, легкое растирание, потряхивание, во втором — глубокий массаж. При выраженных симптомах церебрального паралича лечебный массаж применяют в основном для мышц спины, живота и ягодиц.

    В последние годы широкое распространение при лечении церебральных параличей у детей раннего возраста получил точечный массаж, который оказывает рефлекторное воздействие на мышцы, вызывая активизацию мотонейронов разгибателей и торможение сгибателей. В результате восстанавливаются взаимосвязи между мышцами-антагонистами. Точечный массаж используют в комплексе с лечебной гимнастикой, когда необходимо активизировать разгибание рук, ног, отведение плеч, бедер, для укрепления мышц живота, спины, ягодиц.

    При выраженной форме церебрального поралича массаж должен быть легким, так как усиленная стимуляция мышц может вызвать нарастание мышечного тонуса.
    Подробные рекомендации по вопросам массажа и лечебной гимнастики при детских церебральных параличах изложены в специальных руководствах.

    Коррекция речевых нарушений при параличе у детей

    Логопедические и педагогические мероприятия у детей с церебральными параличами должны начинаться с первых месяцев жизни. Методы проведения занятий дифференцируются в зависимости от клинической картины заболевания, возраста ребенка, структуры речевой и психической недостаточности.

    Помимо общих мероприятий, стимулирующих речевое и психическое развитие и представленных в главе XIX, при церебральных параличах проводят специальные логопедо-педагогические занятия. При этом логопед и педагог наряду с оценкой структуры речевой и психической недостаточности учитывают уровень двигательного развития ребенка Для нормализации тонуса артикуляционных мытиц при выраженности патологических тонических рефлексов необходимо использовать рефлексзапрещающие позиции, индивидуально подобранные для каждого ребенка. С целью расслабления артикуляционных мышц широко используют приемы общей и сегментарной мышечной релаксации, расслабляющий массаж, который сочетается с упражнениями, направленными па преодоление оральных синкинезий.

    На фоне расслабления артикуляционной мускулатуры применяют специальные логопедические упражнения для стимуляции физиологических кинезий. Эти упражнения включают стимулирующие виды массажа (поглаживающий, растирающий, вибрационный) и дифференцированную в зависимости от формы дизартрии артикуляционную гимнастику.

    Артикуляционную гимнастику сочетают с упражнениями мимических мышц и развитием моторики рук. У ребенка тренируют закрывание и открывание рта и глаз, развивают опорную, хватательную и манипулятивную деятельность рук, дифференцированные движения пальцев. Его учат разминать пластилин, захватывать кончиками пальцев мелкие предметы, складывать мозаику, лепить, рисовать пальцем, растегивать и застегивать пуговицы, пользоваться ложкой и т. д.

    Одновременно с массажем и гимнастикой отрабатываются артикуляционные уклады, вызываются первые звуки. Артикуляционные упражнения сочетают с дыхательной гимнастикой, стимуляцией голосовых реакций. Вызывая последовательно отдельные звуки, тренируют правильное звукопроизношение, формируют пассивный и активный словарь и начальный грамматический строй речи.

    Ссылка на основную публикацию