Конспект логопедического занятия с младшими школьниками по дифференциации звуков (Ш)-(Щ) и букв Ш-Щ

Груповое логопедическое занятие с учащимися 2-го класса “Дифференциация звуков [ш]. [щ], букв “ш” и “щ”

Разделы: Логопедия

Цель: обучение обозначению звуков [ш] и [щ’] в письменной речи при помощи букв «ш» и «щ» в слогах с гласными ё, и, е.

Задачи:

  • Сравнить звуки [ш] -[щ’] по артикуляции и акустическим признакам.
  • Вырабатывать твёрдое произношение звука [ш], мягкое произношение [щ’] при чтении в слогах с гласными ё, и, е.
  • Формировать умение обозначать при письме звуки [ш] и [щ’] соответствующими буквами перед гласными ё, и, е.
  • Дифференцировать буквы ш и щ.

1. Организационный момент: приветствие, организация рабочего места, положительный настрой на занятие.

2. Артикуляционная гимнастика: «Колечко», «Колечко» – «Оскал», «Колечко» – «Трубочка», «Колечко» – «Улыбочка»; «Лопаточка», «Чашечка», «Подвижная чашечка», «Грибочек», «Гармошечка».

3. Введение в тему:

Логопед:
– На доске написан текст, в нём пропущены буквы. Прочитайте и определите, какие буквы в пропущены.

4. Формулирование темы, цели и составление плана занятия второклассниками:

Логопед:
– Ребята, в тексте неслучайно исчезли буквы, сегодня мы посвятим наше занятие им.
– Чему мы будем учиться на занятии?
Второклассники:
– Мы будем учиться различать буквы ш и щ.
Логопед:
– Правильно, ребята. А теперь сформулируйте тему нашего занятия.
Второклассники:
Различай ш – щ.
Логопед:
– Молодцы! Для чего нам нужно различать ш и щ?
Второклассники:
– Чтобы не допускать при письме ошибок.
Логопед:
– А какие ошибки вы допускаете при письме слов с буквами ш и щ?
Второклассники:
– Вместо буквы ш пишем букву щ или наоборот.
– А я путаю гласные буквы после ш и щ.
Логопед:
– Да, ребята, всё это очень серьёзно. Скажите, чему мы должны учиться, чтобы не допускать таких ошибок при письме. Попробуйте наметить цель нашей деятельности на занятии.
Второклассники:
– Учиться обозначать звуки [ш] и [щ’] при письме буквами «ш» и «щ», а также правильно писать эти буквы в слогах гласными.
Логопед:
– Верно. А по какому плану будем действовать?
Второклассники:

  • Сравним произношение звуков и выделим отличительные особенности.
  • Охарактеризуем эти звуки.
  • Найдём для каждого звука свою букву.
  • Выделим отличительные особенности букв ш и щ.
  • Будем различать буквы ш и щ в слогах, словах, предложении и тексте.
  • В конце занятия вспомним отличительные особенности изучаемых звуков и букв.
  • Оценим свою работу на занятии.

Логопед:
– Сказано точно и лаконично. Приступим к работе по намеченному плану.

Органы артикуляции

Округлены, как «Колечко».

Округлены, как «Колечко».

Сближены, но не сомкнуты.

Сближены, но не сомкнуты.

ЯзыкКак «Чашечка», кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами, язык прямой.

Как «Грибочек», кончик языка у бугорочков за верхними зубами, язык выгнут вверх.

Воздушная струя

Тёплая, встречает преграду.

Тёплая, встречает преграду.

Голосовые складки

Не дрожат.

Не дрожат.

Логопед:
– Чем похоже произношение звуков?
Второклассники:
– В одинаковом положении губы, зубы; воздушная струя встречает преграду; голосовые складки не дрожат.
Логопед:
– Я уберу то, чем похоже, произношение наших звуков.
– Чем отличается произношение звуков?
Второклассники:
– Положение языка. На звук [ш] – «Чашечка», на звук [щ’] – «Грибочек».
Логопед:
– Покажите с помощью ладошек, как ведёт себя язычок, когда мы произносим звуки [ш] и [щ’], одна ладошка – язычок, а другая – нёбо.
– Произношение звуков [ш] и [щ’] отличается положением языка, запомните.
– А теперь скажите, если язычок как «Чашечка», это какой звук?
Второклассники:
– Звук [ш].
Логопед:
– Верно. А если язык как «Грибочек», это звук?
Второклассники:
– Звук [щ’].
Логопед:
– Охарактеризуем звуки. Раз воздушная струя встречает преграду, звуки гласные или согласные?
Второклассники:
– Согласные.
Логопед:
– Раз горлышко не дрожит, звуки звонкие или глухие?
Второклассники:
– Глухие.
Логопед:
– А теперь обратим внимание на положение языка. На звук [ш] язычок прямой, значит он твёрдый или мягкий?
Второклассники:
– Твёрдый.
Логопед:
– Звук [ш] твёрдый всегда, у него нет мягкой пары.
– На звук [щ’] язычок выгнут вверх, значит он твёрдый или мягкий?
Второклассники:
– Мягкий.
Логопед:
– Звук [щ’] всегда мягкий, у него нет твёрдой пары. И так, сделаем вывод, чем отличаются звуки [ш] и [щ’].
Второклассники:
– На звук [ш] язычок прямой, «Чашечкой», он твёрдый; на звук [щ’] язык выгнут вверх, «Грибочком», он мягкий.

6. Связь звуков с буквами:

Логопед:
– Какой буквой на письме обозначим звук [ш] ?
Второклассники:
– Буквой «ш».
Логопед:
– А какой буквой обозначим звук [щ’]?
Второклассники:
– Буквой «щ».
Логопед:
– Посмотрим презентацию (Приложение 1).

– У букв «ш» и «щ» есть одинаковый элемент, это короткая прямая наклонная линия с поворотом направо, это «секретик».

Посмотрите, я написала три таких «секретика», какая это буква?

Второклассники:
– Это буква «ш».

Логопед:
– А теперь я написала петельку. Какая теперь написана буква?

Второклассники:
– Буква «щ».

Логопед:
– Посмотрите, нет петельки.

Второклассники:
– Буква «ш».

Логопед:
– Написала петельку.

Второклассники:
– Буква «щ».
Логопед:
– Ш и Щ родные сёстры,
Но у Щ есть хвостик острый.
(И. Блюмкин)

Логопед демонстрирует плакат.

Логопед:
– Буква «ш» – это «шарик», он тянет букву вверх к облакам. Буква «щ» – это «щука» заплыла в петельку и влечёт её с собой плавать в реке.
– Сделаем вывод об особенностях написания букв «ш» и «щ».

Второклассники делают вывод.

7. Письмо букв «ш» и «щ»:

Логопед:
– Напишите в тетради один раз букву, которая обозначат звук [ш].

Второклассники выполняют задание.

Логопед:
– Какую букву написали?
Второклассники:
– Букву «ш».
Логопед:
– Напишите в тетради два раза букву, которая обозначает звук [щ’].

Второклассники выполняют задание.

Логопед:
– Какую букву написали?
Второклассники:
– Букву «щ».
Логопед:
– Напишите в тетради три раза букву «ш».

Второклассники выполняют задание.

Логопед:
– Какую закономерность вы заметили в записи букв?
Второклассники:
– Буквы «ш» и «щ» чередуются, а их количество увеличивается на один.
Логопед:
– Вы всё верно подметили. Продолжите запись букв до конца строки в соответствии с этой закономерностью.

Второклассники выполняют задание.

Логопед:
– Для чего выполняли задание
Второклассники:
– Учились на письме обозначать звуки [ш] и [щ’] буквами, определяли закономерность при записи букв.

8. Динамическая пауза:

Логопед:
– Звук [щ’] протяжно звучит,
Щука хвостом шевелит.

Дети выполняют плавные движения, произнося протяжно [щ’].

Логопед:
– Шар летел и лопнул вдруг,
Испугались все вокруг.

Дети прыгают, отрывисто называя звук [ш].

9. Чтение слогов:

Логопед:
– Прочитайте слоги парами, строчками, столбиками.

ша-ща шо-що ша-ща шу-щу
аш-ащ ош-ощ уш-ущ аш-ащ
ши-щи ше-ще шё-щё шу-щу
иш-ищ еш-ещ яш-ящ ёш-ёщ

Второклассники читают слоговую таблицу. Логопед обращает внимание на гласные и чтение согласных.

Логопед:
– Ребята, сделаем вывод:
Второклассники:
– Какая бы гласная не стояла бы после буквы «ш», называем звук твёрдо. Какая бы гласная не стояла рядом с буквой «щ», называем звук мягко.

10. Письмо слогов под диктовку:

Логопед:
– Мы читали слоги, обращали внимание при чтении не только на согласные, но и на гласные. А теперь попробуем написать слоги по диктовку. Будем писать слоги с буквой «ш» в первую строку, а с буквой «щ» – во вторую.
– Напишите «ши».

Второклассники выполняют задание.

Логопед:
– В какую строку написали слог?
Второклассники:
– В первую.
Логопед:
– Почему?
Второклассники:
– Согласный звучал твёрдо, значит это буква – «ш».
Логопед:
– Какую гласную букву написали?
Второклассники:
– Букву «и», сочетание «ши» пишем с буквой «и».

Логопед диктует слоги для записи, выясняя написание согласных и гласных букв.

Логопед:
– Сделаем вывод, чему учились.

Второклассники:

– Мы различали звуки [ш] и [щ’] в слогах, обозначали их буквами; учились обозначать гласные звуки буквами.

11. Дифференциация звуков [ш] и [щ’] в словах:

Логопед:

– У вас на столе лежат буквы Я назову слова, а вы поднимите букву, которую надо написать в этом слове.

Слова: щётка, щенок, тащить, пушистый, рощица, вершина, камыши, вещица, тощий, крушина.

Второклассники поднимают соответствующие буквы.

Логопед:
– На столе у вас три чистых листочка, напишите на них гласные буквы «ё», «и», «е». А теперь я снова назову эти слова, а вы поднимите на этот раз гласные, которые напишем в этом слове, после букв «ш» и «щ».
– А теперь допишите в словах пропущенный слог с согласными «ш» и «щ» и гласными «ё», «и», «е».

Слова: ..лчок, кув..н, пры..к, кро..т, ..пка ..потка, пи..т, горо..на, ..лк, за..тник, вер..на.

Второклассники выполняют задание.

Логопед:
– Сделаем вывод.

Второклассники формулируют вывод.

12. Работа с предложением.

Логопед:
– Закончите предложения, дописав последнее слово.

Второклассники выполняют задание.

В нашем шкафу много . . (Вещей). Лягушки едят мелких жучков и . . (Мошек). Первобытные люди жили в . . (Пещерах).

Логопед:
– Сделаем вывод.

Второклассники формулируют вывод.

13. Дифференциация букв «ш» и «щ» в тексте:

Логопед:
– Вставьте в текст пропущенные буквы «ш» и «щ»:

Второклассники выполняют задание.

У _уры _еглова есть _енок. _енка зовут _арик. _енок ута_ил _ётку под _каф. _ура и_ет _ётку.

Логопед:
– Сделаем вывод.

Второклассники формулируют вывод.

14. Итог занятия:

Логопед:
– А теперь сделаем вывод по всему занятию. Назовите тему занятия.
Второклассники:
– Различай ш и щ.
Логопед:
– В чём основное различие звуков [ш] и [щ’]?
Второклассники:
– Положение языка. На звук [ш] язычок прямой, «Чашечкой», он твёрдый; на звук [щ’] язык выгнут вверх, «Грибочком», он мягкий.
Логопед:
– В чём отличие букв «ш» и «щ»?
– Буква «ш» – это «шарик», он тянет букву вверх к облакам. Буква «щ» – это «щука» заплыла в петельку и влечёт её с собой плавать в реке.
– Какую гласную напишем после «ш», если услышим или произнесём [шы].
Второклассники:
– Букву и.
Логопед:
– Какую гласную напишем, если услышим или произнесём [шэ] или [щ’э].
Второклассники:
– Букву е.
Логопед:
– Какую гласную напишем, если услышим или произнесём [шо] или [щ’о].
Второклассники:
– Букву о или ё.

15. Рефлексия

16. Оценка деятельности детей на занятии

Полезные материалы

Упражнения на дифференциацию звуков Ш-Щ. (речевой материал)

Беляева Е.Н.
учитель-логопед, МБДОУ ЦРР д/с №13 Теремок, г.Климовск

Различение звуков [ш-щ] на дошкольном логопункте проводится, как правило, на последнем этапе коррекционной работы. К этому времени дети овладевают навыками звукового анализа, послогового чтения, словообразования, достаточным уровнем развития связной речи. Но тема эта сложна как для дошкольников, так и для младших школьников, поскольку эти звуки//буквы имеют как акустико-артикуляционное, так и графическое сходство.

В свое время, при подготовке к занятиям, я столкнулась с нехваткой речевого материала по этой теме, поэтому пришлось по крупицам собирать или сочинять материал.

Читайте также:  Конспект занятия по автоматизации звука (Р)

Данный речевой материал составлен для старших дошкольников и младших школьников и использовался на индивидуальных и подгрупповых занятиях, а также в качестве домашних заданий для детей и родителей.

• обязательно проводится предварительная работа по дифференциации[Ш – Щ] на уровне звука, буквы и слога.

• необходима углубленная словарная работа.

• хороший результат даёт проговаривание слов с одновременным показом символа звука или буквы.

2.Проговаривай: (с показом букв)

3. Сравни смысл слов:

Пиши-пищи, чаша-чаща, плюш-плющ, шёлк-щелк, прощу-прошу, распушу-распущу, замешу-замещу, грущу-грушу.

4. Что сначала? (проговаривать с показом букв)

Тащишь, пишущий, щипаешь, ищешь, блещешь, страшилище, дышащий, шалящий, шкафище, пляшущий, машущий, шипящий, щекочешь, спешащий щупаешь, шелестящий, шьющий, щеголяешь.

(а) Что делаешь? ДАЁШЬ – (какой)ДАЮЩИЙ. Поёшь – поющий,

льёшь, пьёшь, гладишь, моешь, бьёшь, рвёшь, шьёшь, вьёшь, идёшь, обещаешь, врёшь, гнёшь.

Я ищу ландыши.ТЫ (ищешь ландыши). МЫ (ищем ландыши).

ОНИ . (пошёл на площадь, мешаю щи и кашу, вытащил из ящика щипцы, ищу клещи)

6. «Много – один»: шалаши – 1 шалаш, ..

Лещи, мыши, овощи, ковши, туши, клещи, голыши, вещи, хрящи, товарищи, камыши, ерши, хвощи, борщи, помощи, плащи, ландыши.

7. «Увеличь» слова: таракан – ТАРАКАНИЩЕ .

Волк, глаза, жильё, кот, медведь, чудо, страшила, рука, шмель, шляпа, машина, шкаф, дом, ковш, нога, сапог, утюг.

8. Назови профессии:(кто чем занимается?)точит – ТОЧИЛЬЩИК,

Пилит, носит, ныряет, дрессирует, моет, чистит, чинит часы, участвует в гонках,строит из камня, шифрует, делает обувь.

(пильщик, носильщик, ныряльщик, дрессировщик, мойщик, чистильщик, часовщик, гонщик, каменщик, шифровальщик, обувщик)

9. Читай и составляй словосочетания по смыслу: (соедини слова из двух столбцов карандашом)

10. Внимательно! Составь предложения верно:

Лещ и большая щука поймали на крючок Мишу. Мы вытащили клещи гвоздями. Ящик с вещами тащит щенка Черныша. В огороде щавель выращивает бабушку. Кошка страшится пищащих щеглов.

11. Внимательно! Под диктовку выпиши буквы Ш и Щ из предложений:

(а) На площади башня. На щенке ошейник. У Шуры длиннющий плащ. Саша зашёл за товарищем. Дедушка обещал поймать настоящую щуку. Хвощ мешал растущим овощам.

(б) По мощёной площади шли тощие лошади. Старушка тащила большущий ящик с пищащим щенком. В запущенном саду поют щеглы, таращат глаза лягушки.

12. Не спеша, чётко проговаривай:

* Ша-ща-ша – щука очень хороша.

Ще-ше-ще – треснуло удилище.

Щу-шу-щу – щуку я не упущу!

* Я шёл по улице пешком и повстречался со щенком.

Дошли мы вместе до ворот, но вдруг щенок пошёл вперёд.

Уж – шипящий, лещ – молчащий,

Щегол – поющий, а клещ – грызущий.

Шмели все жужжащие, мышата – пищащие;

Тушканчик – прыгающий и в нору шмыгающий.

Ещё мартышки кричащие, да ребятишки шалящие!!

13. Перескажи рассказ: Хищница.

Кошка сощурила глаза и притворилась спящей. Но она слышала щебет. Это воробьишки клевали крошки. Вот самый младший воробушек сел рядом с кошкой. Хищница схватила и утащила малыша.

14. Опиши, как выглядит и ведёт себя тушканчик. Нарисуй зверька.

В жарких степях и пустынях живут тушканчики. Это небольшие зверьки, своим видом напоминающие зайчонка, мышонка и кенгурёнка. На зайчонка они похожи размером и мордочкой, на мышонка – шёрсткой и длиннющим хвостом. А кенгурёнка они напоминают своими прыгучими лапками.

Хвостище у тушканчика гораздо длиннее туловища. Хвост у него как руль, помогающий быстро поворачивать на скаку. Скачущий тушканчик может обогнать даже машину. Каждый прыжок у него достигает трёх метров!

Иногда хищнику удаётся догнать тушканчика и схватить его за хвост. Но во рту у него остается только кисточка. Тушканчик сбрасывает кожу с конца хвоста и таким образом спасает себе жизнь. Прыгающего тушканчика не догонишь!

Логопедическое занятие на тему: “Дифференциация звуков [Ш] – [Щ] на слух и буквы “Ш” и “Щ” на письме”
план-конспект

Цель: Дифференцировать звуки [Ш] – [Щ] на слух, буквы «Ш» и «Щ» на письме.

1. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [Ш] – [Щ], закрепление зрительного образа букв «Ш» и «Щ», формирование умения дифференцировать буквы и звуки в слогах, словах, предложениях;

2. Развитие фонематического восприятия, навыков самоконтроля;

3. Воспитание положительной учебной мотивации.

Оборудование: индивидуальные зеркала, артикуляционные упражнения, предметные картинки со звуками [Ш] и [Щ], индивидуальные карточки с заданиями, артикуляционные профили звуков [Ш] и [Щ], таблицы слогов, игра «Рыбалка», ноутбук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Логопедическое занятие56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие на тему: «Дифференциация звуков [Ш] – [Щ] на слух, букв «Ш» и «Щ» на письме.»

Цель: Дифференцировать звуки [Ш] – [Щ] на слух, буквы «Ш» и «Щ» на письме.

1. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [Ш] – [Щ], закрепление зрительного образа букв «Ш» и «Щ», формирование умения дифференцировать буквы и звуки в слогах, словах, предложениях;

2. Развитие фонематического восприятия, навыков самоконтроля;

3. Воспитание положительной учебной мотивации.

Оборудование: индивидуальные зеркала, артикуляционные упражнения, предметные картинки со звуками [Ш] и [Щ], индивидуальные карточки с заданиями, артикуляционные профили звуков [Ш] и [Щ], таблицы слогов, игра «Рыбалка», ноутбук.

– Ребята, сегодня к нам пришли гости посмотреть, как вы занимаетесь.

– Настроимся на занятие.

– Кто хочет разговаривать. Тот должен выговаривать. Всё правильно и внятно. Чтоб было всем понятно.

– ( Мы будем разговаривать. И будем выговаривать. Всё правильно и внятно. Чтоб было всем понятно.)

– Ребята, с каким настроением, вы сегодня пришли на занятие? Покажите своё «настроение» с помощью смайликов.

  • Артикуляционная гимнастика для губ и языка

– Ребята, с чего мы начинаем занятие по логопедии? (С гимнастики для языка и губ.)

– Давайте выполним упражнения для языка и губ вместе со мной.

– А помогут вам, рисунки – подсказки и зеркало.

– «СЛОНИК» – подражаю я слону, губы хоботом тянуууу;

– «ЛОПАТОЧКА» – накажем непослушный язычок

Мы прижмём язык губами ПЯ-ПЯ-ПЯ, а потом зубами ТА-ТА-ТА;

– «ЧАШЕЧКА» – в форме чашки язычок, я бы точно также смог;

– «ГРИБОК» – язычок у нас грибок, подставляй-ка кузовок;

– «ЗАБОРЧИК» – покажите заборчик, вот какой заборчик!

– «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» – как будто варенье лежит на губе, слизываю его «чашечкой» в ротик себе.

  1. Повторение пройденного материала.

– Ребята, на предыдущем занятии мы учились различать звуки [Ч] – [Щ] на слух и буквы «Чe», «Щ а» на письме.

– Чем похожи эти звуки?
– (Звуки [Ч] и [Щ] – согласные, глухие, всегда мягкие.) Произносим легко и нежно. Произнесите звуки [Ч] – [Щ].

– На какую цифру похожа буква «Че»?

(Буква «ЧЕ», походит на цифру 4.)

– Ребята, а что вы знаете о звуках?

– (Звуки мы слышим и произносим.)

– Что вы знаете о буквах?

– (Буквы мы видим, пишем и читаем.)

3. Сообщение темы занятия.

– Сегодня гостями нашего занятия будут рыбы. А какие, вы узнаете, если отгадаете загадки.

– У нее во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала.
А теперь – и к нам попала. (Щука). На доску вывешивается картинка – щука.

– Драчун и забияка,

– И щука не проглотит. (Ёрш). На доску вывешивается картинка – ёрш.

– Послушайте внимательно и назовите, первый звук в слове «щука»? (Первый звук в слове щука [Щ], буква «Щ а».) А в слове «ёрш», назовите последний звук? (В слове «ёрш», последний звук [Ш], буква «Ша».)

– Какие, звуки и буквы сегодня мы будем учиться различать ? (Сегодня мы будем учиться различать звуки [Ш-Щ] и буквы «Ша» – «Щ а».)

– Тема занятия – дифференциация или различения звуков [Ш-Щ] на слух и буквы «Ша» – «Щ а» на письме.

– Марина скажи, какая тема занятия? (Различение согласных звуков [Ш-Щ].)

– Что мы будем учиться делать, скажи Алексей? ( Учиться различать звуки [Ш-Щ].)

– А для чего мы это будем учиться различать звуки, скажи Слава? ( Чтобы правильно писать и красиво говорить.)

4. Основная часть.

(Уточнение произношения звуков [Щ-Ш])

– Давайте сначала уточним произношения звуков [Щ – Ш]:

– Посмотрите в зеркало и произнесите звук [Ш].

– Когда мы произносим звук [Ш], губы округлены, как «колечко»;

– Зубы сближены, но не сомкнуты;

– Язык поднят вверх;

– Воздушная струя тёплая и идёт вверх;

– Горлышко не дрожит.

– Звук [Ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый, потому что произносится с силой.

– Посмотрите в зеркало и произнесите звук [Щ].

– Когда мы произносим звук [Щ], губы округлены, как «колечко»;

– Зубы сближены, но не сомкнуты;

– Язык поднят вверх;

– Воздушная струя тёплая и идёт вверх;

– Горлышко не дрожит.

– Звук [Щ] – согласный, глухой, всегда мягкий, потому что произносим легко и нежно.

(Сравнение звуков [Щ-Ш])

– Давайте сравним звуки [Щ-Ш].

Зубы – сближены, но не сомкнуты

Язык – поднят вверх

Воздушная струя – тёплая, идёт вверх

Горлышко – не дрожит

Звук [Щ] – глухой, всегда мягкий, потому что, произносим его легко и нежно.

Зубы – сближены, но не сомкнуты

Язык – поднят вверх

Воздушная струя – тёплая, идёт вверх

Горлышко – не дрожит

Звук [Ш] – глухой, всегда твёрдый, потому что, произносим его с силой.

– Чем эти звуки похожи? (Звуки [Ш-Щ] – оба глухие.)

– Чем эти звуки отличаются? (Звук [Ш] – всегда твёрдый, звук [Щ] –всегда мягкий).

  • Развитие фонематического восприятия

– Поиграем в игру «Флажки». Рыбки у нас не простые, а волшебные и они принесли с собой флажки. Щука принесла флажки зелёного цвета, а ёрш принёс флажки синего цвета.

– Я буду произносить слоги, а вы будете поднимать зелёный флажок, если услышите звук [Щ], а если услышите звук [Ш], поднимите синий флажок. Понятно? Будьте внимательны.

(Логопед произносит слоги – АШ, УЩ, ЮЩ, ША, ЯШ, ЕЩ, ШИ, ШО .)

Индивидуальная работа «Чтение слогов с буквами «ЩА» и «ША»»

– Волшебная щука и ёрш, хотят, чтобы вы всегда правильно читали слоги с буквами «ЩА», мягко и нежно, а слоги с буквой «ША» твёрдо и жёстко. У каждого есть своя таблица слогов. Читаем.

АШ – ША ША – ЩА ИШ – ИЩ ШИ – ЩИ

ОШ – ОЩ ШО – ЩО ЕШ – ЕЩ ШЕ – ЩЕ

УШ – УЩ ШУ – ЩУ ЁШ – ЁЩ УШ – УЩ

  • Развитие зрительного и слухового восприятия

Предлагаю поработать в парах — это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога .)

Дидактическая игра «Кто, где живёт!»

– Рыбы принесли свои домики, с заданиями.

– Работаете в паре. Марина и Матвей – ваш домик, Слава и Алексей – ваш домик.

– Задание для Марины и Матвея.

– В этом домике живут слова со звуком [Щ]. Какая буква живёт у вас в домике? (Буква «Щ а».)

– Марина прочитай слово, которое живёт над буквой «Щ а». (Щи.)

– Марина, назови первый звук в слове «щи»?

– Матвей прочитай слово, которое живёт под буквой «Щ а». (Плащ.)

– Матвей, назови последний звук в слове «плащ»?

– Задание для Славы и Алексея.

– В вашем домике живут слова со звуком [Ша]. Какая буква живёт у вас в домике? (Буква «Ша».)

– Слава прочитай слово, которое живёт над буквой «Ша». (Шарик.)

– Слава, назови первый звук в слове «шарик»?

– Алексей прочитай слово, которое живёт под буквой «Ша». (Малыш.)

– Алексей, назови последний звук в слове «малыш»?

(На Дифференциацию звуков [Щ – Ш] и букв «ША» – «ЩА» в словах. Дети игрушечной удочкой «ловят» картонных рыбок, читают названия рыб и раскладывают их по вёдрам).

– Мы с вами сейчас пойдём на рыбалку. Вам надо поймать рыбу, прочитать, как она называется. Если в названии есть буква «Щ а» – опустите рыбку в зелёное ведёрко. Если в названии есть буква «Ша» – опустите рыбку в синее ведёрко. (Щука, ёрш, лещ, горбуша, подлещик.)

ФИЗ. МИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (РЫБКА – на мониторе)

Гимнастика для пальчиков

В кулачок зажали.

А теперь давай, дружок,

Разогни три пальца.

И подумай не спеша.

Что за буква? Ясно «Ша».

Упражнение в паре

– Поиграем в ладушки.

– Раз, два, три, четыре, пять –

Будем в ладушки играть.

А теперь, давай-ка, бей

С каждым разом всё быстрей.

Снова букву «Ша» составь,

В левую руку карандаш возьми

Справа хвостик к ней прибавь:

«Ша» исчезло вообще –

Появилась буква «Щ а».

«Ша» и «Щ а» – родные сёстры,

Но у «Щ а» есть хвостик острый.

(Логопед демонстрирует картинку)

– Буква «Ша» – это шарик, он тянет букву вверх к облакам. Буква «Щ а» – это щука, заплыла в петельку и влечёт её с собой плавать в реке.

– Буквы «Ша» – «Щ а» похожи, состоят из крючков.

– Из скольких крючков состоит буква «Ша»? (Буква «Ша», состоит из трёх крючков.)

– Из скольких крючков состоит буква «Щ а»? (Буква «Щ а», состоит из трёх крючков.)

– Ребята, чем отличаются эти буквы? (У буквы «Щ а», есть петелька.)

– Щука и ёрш принесли с собой карточки, которые помогут вам запомнить, как пишутся буквы «Ша» и «Щ а».

– Обведите по контору букву «Ша», какая она гладкая, мягкая, как шарик.

– Обведите по контору букву «Щ а», какая она шершавая, колючая, как щука.

  • Работа в тетрадях (карточках):

– Работаем в тетрадях.

– Запишите слова в две строчки:

На первой строчке слово «Щука».

На второй строчке слово «Ёрш».

– Ребята я знаю стихотворение про щуку и ершей. Послушайте.

Щука в озере жила.

Червячка с крючка сняла.

Наварила щука щей.

Пригласила трёх ершей.

Говорили всем ерши:

«Щи у щуки хороши!»

– Повторяем стихотворение, вместе со мной.

– Ребята, давайте вспомним, чему мы учились на занятии? (Мы учились различать звуки [Ш] – [Щ] на слух и буквы «Ша» и «Щ а» на письме.)

– Давайте повторим ещё раз, назовите первый звук в слове «щука». (Первый звук в слове щука [Щ], буква «Щ а».) А в слове «ёрш», назовите последний звук? (В слове «ёрш», последний звук [Ш], буква «Ша».)

– Домашнее задание, выучить стихотворение с помощью таблицы.

– Ребята, вы хорошо и дружно поработали и научились различать звуки [Ш] – [Щ], буквы «Ша», «Щ а» в слогах, словах, предложениях .

– Мне понравилось, как работал Матвей, Марина, Слава, Алексей.

– С каким настроением уходите с занятия, покажите смайлик.

– Вы все – МОЛОДЦЫ!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв “Б-П”, задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска.

конспект логопедического занятия ( 2 класс).

Цели занятия: Образовательные: учить различать звуки Г, К; уточнить акустико-артикуляционные характеристики данных звуков, учить дифференцировать звуки Г,К на письме.Коррекцион.

Данное занятие на правлено на формирование умения дифференцировать звуки [б], [п] по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости и производить звуко-буквенный разбор слова. Материал включает задания на.

Стертая форма дизартрии представляет собой сложную структуру дефекта, в которой ведущими нарушениями являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирова.

Конспект группового логопедического занятия на тему “Дифференциация звуков Ш-Ж” с презетнацией. Конспект ориентирован на детей 2 класса.

ТРИЕДИНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Обоазовательная:- подготовить детей к усвоению темы- дифференциации смешиваемых звуков С-Ш в устной речи и письменной речи-закрепление навыка звуко-бук.

Конспект логопедического занятия по теме “«Дифференциация букв Ш – Щ».

Конспект логопедического занятия будет интересен учителя-логопедам, работающим в массовых школах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по теме “«Дифференциация букв Ш – Щ».»

Тема: «Дифференциация букв Ш – Щ».

Цель: дифференциация букв Ш – Щ в словах и предложениях.

– закрепить зрительный образ букв Ш – Щ, учить различать на письме;

– учить конструировать буквы Ш, Щ;

– формировать умения дифференцировать звуки Ш – Щ в словах и предложениях;

– развивать фонематическое восприятие, зрительно-пространственное представление;

– развивать конструктивную деятельность;

– развивать умение составлять предложения;

– развивать общую и мелкую моторику.

– формировать навык самоконтроля, положительной учебной мотивации;

Оборудование: предметные картинки со звуками Ш, Щ; элементы букв Ш, Щ на каждого ученика; карточки с заданиями.

I. Вводная часть.

1. Эмоциональный настрой.

Кто хочет разговаривать,

Тот дожжен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб всем было понятно!

-упражнения на дыхание;

2. Сообщение темы.

На столах карточки.

Логопед: Сядет тот, кто найдет правильно написанное слово на карточке. Ответы детей…

Логопед: Какие похожие буквы есть в этих словах?

Ответы детей: Буквы Ш и Щ.

Логопед: значит, о каких буквах и звуках мы сегодня будем говорить?

(после ответа детей педагог на доску выставляются буквы Ш и Щ).

II. Основная часть.

1.Сказка «Буквы – путешественницы».

Когда-то давным-давно жили в алфавите две буквы-близнецы. И звали их одинаково: «ш», и стояли они рядышком. А буквы «щ» тогда вообще не было. Однажды решили буквы отправиться в путешествие на воздушных шариках. Когда они перелетали через широкую реку, шарик у одной из букв лопнул, и она упала в воду. Подплыла к ней хищная рыба и стала тянуть за крючок. Тянула-тянула, пока не вытянула петельку. Буква от испуга стала другую песенку петь – не ш-ш-ш, а щ-щ-щ. А рыба стех пор стала называться «щука». На берегу в это время стояли две буквы «а» и «я». Попросила их буква «щ» помочь выбраться на берег. Буква «я» сказала: «Нет, вода холодная, боюсь ножки замочить». Буква «а» смело вошла в реку и вытащила «щ» на берег. С тех пор буква «щ» не дружит с «я», даже рядом никогда не становится. Решили буквы «ш», «щ», «а» построить вдоль реки заборчик, чтобы хищная рыба близко не подплывала. Заборчик получился такой: ша, ща, ша, ща…

2. Работа с элементами букв Ш, Щ.

Логопед: Чем похожи и чем отличаются буквы Ш и Щ? Ответы детей…

Логопед: Выложите из элементов буквы, которые пишутся в словах: шина, щит, щука, шум, бабушка.

Дети выкладывают буквы.

3. Дифференциация в словах. Работа в тетрадях.

Логопед: Внимание на доску. На одной строке запишите слова, в которых есть буква Ш, а на следующей строке запишите слова с буквой Щ. Подчеркните букву Ш одной чертой, а букву Щ двумя чертами.

Малыш, щетка, шахтер, вещь, плащ, шапка.

4. Зрительная гимнастика.

Вот окошко распахнулось Широко открывают глаза.

Кошка вышла на карниз. Часто моргают глазами.

Посмотрела кошка вверх. Смотрят вверх.

Посмотрела кошка вниз. Смотрят вниз.

Вот налево повернулась. Смотрят влево.

Проводила взглядом мух. Взглядом проводят «мух» от левого

Плеча к правому.

И уселась на карниз. Дети приседают.

Глаза быстро отвела,

Посмотрела на кота. Смотрят прямо.

И закрыла их руками. Закрывают глаза руками.

5. Дифференциация в предложениях. Работа по индивидуальным карточкам.

Логопед: Составьте предложения, изменяя слова по смыслу. Получившиеся предложения запишите в тетрадь. Подчеркните букву Ш одной чертой, а букву Щ двумя чертами.

Щенок, звать, Шарик.

Кошка, у, красивый, ушки.

Щенок, из, пить, плошки.

6. Динамическая пауза.

Имитация движений в воздухе.

Пальцы сжали в кулачок,

А теперь, давай, дружок,

Разогни два пальца.

И подумай не спеша,

Что за буква? Ясно – «Ш».

7. Дифференциация в тексте. Работа с доской.

Логопед: Читайте по одному предложению, вставляя пропущенные буквы Ш или Щ.

_енка поместили в поме_ении, в передней,между _кафом и боль_им я_иком, положили Ми_ино _ерстяное пальто. Постелька вы_ла теплая.

Логопед: Запишите слова с пропущенными буквами в тетрадь.

8. Работа по индивидуальным карточкам.

Логопед: Исправьте допущенные ошибки на карточках. Запишите исправленные слова в тетрадь. Прочитайте, что у вас получилось.

Кощелек, роша, шесть, плаш, плошадь, лощадь.

III. Подведение итогов.

Логопед: О каких буквах мы сегодня говорили?

Расскажите, что у каждого из вас получилось лучше всего, а что еще осталось непонятным, в чем нужна помощь?

Вот разрешением ваших проблем мы и займемся с вами на следующем занятии. А сегодня всем спасибо за работу.

Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков и букв ш-щ”

Конспект логопедического занятия по теме

«Дифференциация звуков и букв Ш-Щ в слогах и словах»

Цель:развитие умения различать звуки и буквы ш и щ в слогах и словах.

продолжать учить детей различать звуки [ш-щ] по акустическим и артикуляторным признакам, уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [ш-щ],

совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представления),

развитие зрительного гнозиса, выработать тонкие дифференцировки движений руки,

развивать межполушарное взаимодействие, совершенствовать грамматический строй речи;

продолжать учить детей различать буквы Ш-Щ; продолжать учить детей правильно читать слоги ШИ, ШЕ, ШЁ,

содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся;

формировать положительную учебную мотивацию.

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, сюжетная картинка с образами букв Ш-Щ, сигнальные флажки (синий и зеленый), буквы из наждачной бумаги, игрушечная удочка, картонные рыбы, ведра (синее и зеленое), рабочие тетради.

– Сядьте прямо, спинку держим ровненько, руки – на парту!

1. Логопед: – Сегодня к нам на урок пришел Гном из страны Звуков и Букв и принес волшебный ящик.(слайд №1) Он расскажет нам о своем любимом занятии. А о каком именно, вы скоро узнаете!

– У Гнома в волшебном ящике загадка!

– Отгадайте загадку, назовите первый звук в отгадке.

У нее во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала.
А теперь – и к нам попала.

– У Гнома есть еще одна загадка. (слайд №4)

– Отгадайте ее и назовите последний звук в отгадке!

Драчун и забияка,

– И щука не проглотит.

2. Самостоятельная формулировка темы урока:

Логопед:- Теперь скажите, какие звуки и буквы мы с вами будем вспоминать на уроке?

Дети:- Сегодня мы будем вспоминать звуки и буквы Ш и Щ.

Основная часть занятия

1.Уточнение произношения звуков [ш-щ]

Логопед: – Посмотрите в зеркала и произнесите [ш]!

– Когда мы произносим звук [ш] наши губы округлены;

-Язык за верхними зубами;

– Воздушная струя теплая и идет вверх.

– Горлышко не работает.

– Звук [ш] – глухой! Звук [ш] – всегда твердый!

Логопед: – Посмотрите в зеркала и произнесите [щ]!

– Когда мы произносим звук [щ] наши губы округлены;

-Язык за верхними зубами;

– Воздушная струя теплая и идет вверх. Воздушная струя прерывистая.

– Горлышко не работает.

– Звук [щ] – глухой! Звук [щ] – всегда мягкий!

Логопед: – Давайте сравним звуки [ш-щ].

Язык – поднят вверх

Воздушная струя – теплая, идет вверх

Горлышко – не работает

Язык – поднят вверх

Воздушная струя – теплая, идет вверх толчками

Горлышко – не работает

Логопед: Чем эти звуки похожи?

Дети: [ш-щ] – оба глухие.

Логопед: Чем эти звуки отличаются?

Дети: [ш] – твердый, [щ] – мягкий.

2. Различение звуков [ш-щ] на слух.

Логопед: – Гном принес вам синий и зеленый флажки.

Я буду произносить слоги, а вы будете поднимать зеленый флажок, если услышите последний звук – [щ]. А если последний звук – [ш], поднимите синий флажок.

АШ –УЩ – ИШ – ЮЩ – ОШ – АШ – ИЩ – УШ – ЫЩ – ЕЩ – ЯШ

– Звук [ш] протяжно звучит (руками раздуваем шар).

– А [щ] прерваться спешит (шар лопнул).

– Звук [ш] можно тянуть (разводим руками – как на гармошке играем)

– Звук [щ] ускользнуть спешит (руки резко опускаем).

4. Работа над просодикой.

Логопед: – У Гнома есть волшебная Щука и волшебные Ерши. Послушайте скороговорку про них.

Наварила щука щей,

Пригласила трёх ершей.

Говорили всем ерши:

«Щи у щуки хороши!»

Читаем скороговорку в разном темпе, с разной интонацией.

5.Сравнение букв занятия.

Логопед: – Каких звуков было очень много в скороговорке? Правильно [ш-щ]. А какими буквами они обозначаются?

Дети: – Буквами Ш и Щ.

Логопед:- А Гном достал из Волшебного ящика крючки. Как вы думаете почему?

Дети: – Потому что буква Ш состоит из крючков!

Логопед: Из скольких крючков состоит буква Ш?

Логопед: – Из скольких крючков состоит буква Щ.

Логопед: – А что есть еще у буквы Щ?

Дети: – У буквы Щ есть еще петелька!

Логопед: – Давайте сравним эти буквы!

Логопед: – Чем похожи эти буквы?

Дети: – Состоят из крючков!

Логопед: – Чем они отличаются?

Дети: – У буквы Щ есть петелька!

6. Соотнесение букв Ш, Щ с образами на сюжетной картинке.

Логопед: – Гном принес нам очень интересную картинку! На ней спрятались буквы Ш и Щ! (слайд №13)

– Найди все буквы Ш! (логопед обращается к одному из учащихся).

– Найди все буквы Щ! (логопед обращается к другому учащемуся).

Учащиеся упражняются в поиске букв Ш, Щ на на сюжетной картинке, обводят их кружком.

– Выберите себе картинку с буквой Ш. Составьте из слов предложение.

– Выберите себе картинку с буквой Щ. Составьте из слов предложение.

Примерные ответы детей:

Ярко светит солнышко.

Около щита растет камыш.

Лещ попался на удочку.

Щуки не поймали ерша.

Экскаватор поднимает ковш.

Мальчик щекочет щенка щепкой.

7.Дифференцированное написание букв Ш, Щ.

Логопед: – У Гнома в волшебном ящике есть карточки, которые помогут вам запомнить как пишутся буквы Ш и Щ. Обведите по контуру буквы Ш и Щ .

Учащиеся обводят буквы Ш и Щ, вырезанные из наждачной бумаги.

Логопед: –Отгадайте, какую букву я написала в воздухе?

– Откройте тетради и прочитайте ряды букв:

Логопед: Как располагаются буквы в первом ряду?

Дети: Две Ш, две Щ.

Логопед: Как располагаются буквы во втором ряду?

Дети: Одна Ш, две Щ.

Логопед: Как располагаются буквы в третьем ряду?

Дети: Одна Ш, одна Щ.

Логопед: Продолжите ряды букв в тетрадях.

8.Чтение слогов с буквами Ш, Щ.

Логопед: – Волшебная Щука и Ерши хотят, чтобы вы всегда правильно читали слоги с буквами Ш и Щ. Они просят вас прочитать эту таблицу.

– Читайте слоги строчками. Читайте слоги столбиками.

– Обратите внимание, что слоги ШО-ЩО, ШЁ-ЩЁ читаются одинаково!

– Найдите слог ШЕ. Прочитайте слог справа от него.

– Найдите слог ЩИ. Прочитайте слог слева от него.

8. Чтение слов с буквами Ш, Щ.

Логопед: – Рассмотрите рыб, которых поймал Гном.

– Прочитайте названия рыб.

– В каких словах есть буква Ш?

– В каких словах есть буква Щ?

– Запомните как выглядят разные рыбы.

Учащиеся рассматривают картинки с изображением рыб, читают подписи к картинкам.

9. Дифференциация звуков и букв [ш-щ] в словах.

Логопед:– Вы, наверно, уже догадались, что любимое занятие Гнома – это рыбалка. (слайд №17)

– Мы с вами тоже сейчас пойдем на рыбалку. Вам надо поймать рыбу, а затем прочитать, как она называется. Если в названии есть буква Ш – опустите рыбку в синее ведерко. Если в названии есть буква Щ – опустите рыбку в зеленое ведерко.

Учащиеся игрушечной удочкой «ловят» картонных рыбок, читают названия раскладывают их по ведрам.

– Запишите слова в два столбика:

В первый слова С буквой Ш, во второй – с буквой Щ.

Учащиеся выполняют задание в тетрадях.

Заключительная часть занятия

1.Подведение итогов (слайд№18)

Логопед: – Давайте вспомним, что мы с вами делали сегодня на уроке!

Гном из страны Звуков и Букв и задания из его волшебного ящика напомнили вам,

что Звук Ш – всегда твердый!

Звук Щ –всегда мягкий!

Буква Ш состоит из трех крючков!

Буква Щ состоит из трех крючков и петельки!

– Что вам больше всего понравилось сегодня на уроке?

Конспект логопедического занятия, дифференциация звуков Ч-Ш

Тема: Дифференциация Ч-Ш (занятие 1)

3-4 класс специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Цель: 1. Формировать умение дифференцировать звуки Ч и Ш;

2. Соотносить их с буквами Ч, Ш;
3. Развивать слуховое и речевое внимание;
4. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов.

Материал к занятию: предметные картинки, раздаточные карточки, цветные карандаши, тетради, ручки, речевой материал.

Выложить с помощью нити бусин буквы: Ч и Ш.

2. Основная часть.

1. Знакомство с темой.

Послушай слова и назови согласный в начале слова.
Слова:
Чай, чаша, чек, чуб, челнок.. Шкаф, шар, шум, школа, шуба, шайба.
Обратите внимание на разницу в их произношении:
При произношении звука Ч кончик языка смыкается с верхними альвеолами (бугорками), затем смычка взрывается.
Когда произносим звук Ш язычок в форме чашечки поднимется вверх, кончик языка не смыкается.
Напоминаем:
Ч и Ш —- согласные, глухие звуки. Если приложить ладошку к горлышку, то голоса (дрожания голосовых связок) нет. Ч – мягкий, Ш – твердый.

2. Соотнесение звуков с буквами Ч, Ш.

• Нарисуй эти буквы в воздухе, на ладошке у себя и у других.

• Работа в раздаточных карточках (каточка №1): посмотрите на свои карточки с заданиями, определите первый звук в названиях картинок и обозначьте его буквой.

• Как ты думаешь, сколько здесь букв Ч и Ш (карточка №1)?

• Подчеркни букву С одной чертой, а Ш – двумя:

Ч ш с ш Ц ч ш Ш с ц ч Ч ш Ц
Ц ч ш Ч Ш Щ Ш и ч ц ч С Ч ш
ч ц с Ш Щ Ц ш ч Ч ц ч Ц ш ц

3. Дифференциация звуков на уровне слога.

a) Чтение слоговых рядов (с доски):
Ча – ша
Чо – шо
Чу – шу
Чи – ши
Аша – ача
Ошо – очо
Уши – учи и т.п.

b) Диктант слогов:
Ча, ша, чу, шу, чо, шо, чта, што, чле, шлее, чка, шка и т.п.

Детям предлагают представить, что они находятся в густом лесу. Вокруг тишина, и только эхо повторяет каждый звук. Взрослый проговаривает слоги, а ребенку необходимо их правильно повторить:

Ча — ша, ша — ча, ча — ша — ча, ша — ча — ша, ча — ша — ша, ча — ша — ча — ша, ша — ча — ча — ша, ша — ча — ша — ча.

5. Дифференциация звуков на уровне слова.

  • Отбор предметных картинок (с заданными звуками);
  • Определите какой звук в слове Ш или Ч, каково его место по счету (работа в раздаточной каточке (№ 1)
  • Вставь букву Ч зеленым цветом, Ш – синим (карточка №2). Записывая слова, проговаривай их вслух по слогам.

6. Дифференциация звуков на уровне предложения.

• Прочитать и повторить скороговорку.

Чайные чашки в печали, скучая, бренча закричали.
У четырех черепах по четыре черепашонка.
У черепашьего черепашонка на черепашьих лапчонках черепашьи чёботы.
3. Итог занятия.
С какими звуками мы сегодня работали?
Чем похожи данные звуки? Чем отличаются?

Тема: Дифференциация Ч – Ш (занятие 2)

Цели занятия: 1. развивать фонематическое восприятие;

2. закреплять умение дифференцировать звуки Ч и Ш в словах, предложениях, тексте;
3. обогащать словарный запас и грамматические формы речи;

Материал к занятию: раздаточные карточки, цветные карандаши, тетради, ручки, речевой материал.

Определить количество букв Ш и Ч наложенных друг на друга.
«Проверь себя». Вспомни, чем отличаются звуки Ш и Ч? Какие приемы помогут различить эти звуки?

2. Основная часть.

1. Дифференциация звуков на уровне слова.

• Запиши первые буквы из слов (слуховой диктант):

Слова: сад, шаль, сук, шум, шило, сила, сани, шапка, стул, шторм, штык, стол.

• Закончи слово, добавив слоги ЧИ или ШИ (каточка № 2):

2. Дифференциация звуков на уровне словосочетания.

К словам первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Запишите получившиеся словосочетания. Подчеркни буквы Ч и Ш разным цветом (карточка № 3 -1).

4. Дифференциация звуков на уровне предложения.

• Составьте предложения из данных слов (каточка № 3 – запись в тетради):

5. Зрительно-слуховой диктант.

Текст записывается на доске, буквы Ш и Ч выделяются. Ребенок читает текст, обращая внимание на выделенные буквы. Проговаривает их, используя приемы самоконтроля. Затем текст закрывается, и учитель диктует текст. После записи текст открывается, ребенок сам проверяет свою работу, сравнивая ее с записью на доске (карточке). Затем диктант проверяет учитель.

У малышки всегда чистые ладошки.
Миша любит горячие ватрушки.

С какими звуками мы сегодня работали?
Чем похожи данные звуки? Чем отличаются?

Читайте также:  Конспект фронтального занятия Дом, квартира, мебель
Ссылка на основную публикацию