Конспект логопедического занятия с младшими школьниками по дифференциации звуков (Ш)-(Щ) и букв Ш-Щ

Конспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»

Виктория Чередова
Конспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»

Тема: : «Дифференциация Ш, Щ в слогах и словах».

Цель: Совершенствовать умения различать звуки и буквы Ш, Щ в слогах и словах.

научить дифференцировать звуки, буквы Ш, Щ в слогах и словах;

развивать фонематическое восприятие, зрительный гнозис;

совершенствовать навыки звукового анализа;

развивать навыки словообразования;

развивать мелкую и общую моторику;

Воспитывать аккуратность при работе с раздаточным материалом и в тетрадях;

Оборудование: Профили звуков [Ш] и [Щ], раздаточный материал к играм «Светофор», «Звуковая мозаика»; ручки; карандаши;изображения: ящерица, щука, щенок, чашка, клещи, щётка, щипцы, шинель, карточки для индивидуальной работы.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

– Ребята, на прошлом занятии мы изучили букву Щ.

Послушайте внимательно стихотворение, постарайтесь запомнить все слова со звуком [щ].

Нина раз считала вещи:

Ящик, щётка, плащ и клещи

Плюс трещотка, два ножа,

Щит и два карандаша.

Сколько б было здесь вещей,

Если б не было клещей?

– Назовите слова со звуком [щ].

– Дайте характеристику этому звуку. (это согласный, глухой, всегда мягкий)

2. Развитие навыка звукового анализа слова:

Игра «Светофор»

(детям раздаются карточки с кружочками символизирующими светофо: вначале красный, посередине жёлтый, в конце – зелёный и фишки –автомобили)

Определите, где находится звук в слове, поставьте фишку на соответствующий кружок (в начале в середине или в конце)

Клещи, ящик, щётка, щека, плащ, трещётка, камыш.

– Молодцы, все заметили, что в последнем слове нет звука [щ], а какой звук мы слышим в конце слова камыш?

– Какой он? (согласный, шипящий, всегда твёрдый, глухой)

– Чем отличаются звуки: [ш], [щ]? ([ш]- всегда твёрдый, [щ]- всегда мягкий)

3. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ш], [щ] перед зеркалом.

Работа с артикуляционными профилями звуков.

– Покажите с помощью ладошек, как ведёт себя язычок, когда произносим звуки [ш] и [щ]? (Одна ладошка – язычок, другая – верхнее нёбо.)

5. Развитие умения различать звуки [Ш] и [Щ] .

Игра «Звуковая мозаика»

(детям раздаётся рабочее поле – квадрат 4на3 клеточки и фишки зелёного и синего цвета)

Слова: Шар, щавель, шапка, шахматы, щука, шампунь, шалаш, щегол, шум, шерсть, щупальцы, щи.

(производится проверка с доски)

6. Пришло время повторить как пишутся буквы Ш и Щ,но для начала подготовим пальцы к работе:

Пальчиковая гимнастика «Щука»

Щука хищная, зубастая, (пальцами имитируем движения челюстей)

Для лещей, плотвы опасная,

Ищет, чем бы поживиться? (руками производим движения «рыбка плывёт»

Кто-то там, в воде резвится?

Чей-то рядом хвост мелькает?

Хвать? Тут щука не зевает! (руки сжимаются в «замочек»)

Но попалась на крючок –

Тащит щуку рыбачок! (указательные пальцы –крючки тянут друг друга)

Сравнение букв по написанию.

– Чем отличаются буквы: «ш» и «щ»?

– Какой элемент у них общий?

7. Письмо букв, чередуя ш, щ, ш, щ

– Чем отличается написание буквы Ш и Щ? (они пишутся одинаково, только у буквы Ш нет хвостика)

8. Письмо слогов с буквами ш и щ:

Внимательно послушай и запиши слоги. На верхнюю строку слоги с буквой ш, а на нижнюю – слоги с буквой Щ

Ша, шо, щу, щи, ще, ши, ща, шу, щё, ше, що.

– Какое правило нужно помнить при написании слогов ЩА, ЩУ?

9. Письмо слов с буквами Ш и Щ.

Допиши слова, добавляя слоги с буквой Щ или Ш:

Ро, ча, ово, кало…., малы…., кле…, ….пка, …нок, ….ка, ….рты, ….вель, ….на,

Во дворе щенок играл

Прыгал,бегал и считал:

Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова.

Три – налево поворот

И помчался до ворот.

Вдруг он встал, вздохнул и сел

И на всех вокруг глядел.

11. Совершенствование навыка различать звуки в словах [Ш] и [Щ],

Игра «Что лишнее?»

Ящерица, щука, щенок, чашка (чашка).

Клещи, щётка, щипцы, шинель (шинель).

12. Развитие навыков словообразования:

Добавьте к словам суффикс -ищ. Какие слова получатся?

шуба – … шляпа – … шалаш – …

штора – … шайба – … карандаш – …

швабра – … плащ – … клещ – …

13.Самостоятельная работа на карточках:

Вставь недостающие буквы Ш или Щ

. ука. елчок кув. ин пры. ик бро. ка кро. ит. орох. епка. епотка пи. ит ка. а пла. горо. ина гру. у вра. ат ь. ёлк за. итник вер. ина

14. Подведение итогов занятия :

– О каких буквах говорили сегодня на занятиях? Чем отличаются звуки и буквы Ш и Щ?

План работы по формированию навыков фонематического анализа, синтеза и представлений у дошкольников в старшей группе ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ в старшей группе (1-й год обучения).

НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук и буква Ы НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Цель:Научить различать и четко произносить звук [Ы] в слогах, словах,.

Конспект логопедического занятия по теме “«Дифференциация букв Ш – Щ».

Конспект логопедического занятия будет интересен учителя-логопедам, работающим в массовых школах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по теме “«Дифференциация букв Ш – Щ».»

Тема: «Дифференциация букв Ш – Щ».

Цель: дифференциация букв Ш – Щ в словах и предложениях.

Коррекционно-образовательные:

– закрепить зрительный образ букв Ш – Щ, учить различать на письме;

– учить конструировать буквы Ш, Щ;

– формировать умения дифференцировать звуки Ш – Щ в словах и предложениях;

Коррекционно-развивающие:

– развивать фонематическое восприятие, зрительно-пространственное представление;

– развивать конструктивную деятельность;

– развивать умение составлять предложения;

– развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

– формировать навык самоконтроля, положительной учебной мотивации;

Оборудование: предметные картинки со звуками Ш, Щ; элементы букв Ш, Щ на каждого ученика; карточки с заданиями.

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. Эмоциональный настрой.

Кто хочет разговаривать,

Тот дожжен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб всем было понятно!

-упражнения на дыхание;

2. Сообщение темы.

На столах карточки.

Логопед: Сядет тот, кто найдет правильно написанное слово на карточке. Ответы детей…

Логопед: Какие похожие буквы есть в этих словах?

Ответы детей: Буквы Ш и Щ.

Логопед: значит, о каких буквах и звуках мы сегодня будем говорить?

(после ответа детей педагог на доску выставляются буквы Ш и Щ).

II. Основная часть.

1.Сказка «Буквы – путешественницы».

Когда-то давным-давно жили в алфавите две буквы-близнецы. И звали их одинаково: «ш», и стояли они рядышком. А буквы «щ» тогда вообще не было. Однажды решили буквы отправиться в путешествие на воздушных шариках. Когда они перелетали через широкую реку, шарик у одной из букв лопнул, и она упала в воду. Подплыла к ней хищная рыба и стала тянуть за крючок. Тянула-тянула, пока не вытянула петельку. Буква от испуга стала другую песенку петь – не ш-ш-ш, а щ-щ-щ. А рыба стех пор стала называться «щука». На берегу в это время стояли две буквы «а» и «я». Попросила их буква «щ» помочь выбраться на берег. Буква «я» сказала: «Нет, вода холодная, боюсь ножки замочить». Буква «а» смело вошла в реку и вытащила «щ» на берег. С тех пор буква «щ» не дружит с «я», даже рядом никогда не становится. Решили буквы «ш», «щ», «а» построить вдоль реки заборчик, чтобы хищная рыба близко не подплывала. Заборчик получился такой: ша, ща, ша, ща…

2. Работа с элементами букв Ш, Щ.

Логопед: Чем похожи и чем отличаются буквы Ш и Щ? Ответы детей…

Логопед: Выложите из элементов буквы, которые пишутся в словах: шина, щит, щука, шум, бабушка.

Дети выкладывают буквы.

3. Дифференциация в словах. Работа в тетрадях.

Логопед: Внимание на доску. На одной строке запишите слова, в которых есть буква Ш, а на следующей строке запишите слова с буквой Щ. Подчеркните букву Ш одной чертой, а букву Щ двумя чертами.

Малыш, щетка, шахтер, вещь, плащ, шапка.

4. Зрительная гимнастика.

Вот окошко распахнулось Широко открывают глаза.

Кошка вышла на карниз. Часто моргают глазами.

Посмотрела кошка вверх. Смотрят вверх.

Посмотрела кошка вниз. Смотрят вниз.

Вот налево повернулась. Смотрят влево.

Проводила взглядом мух. Взглядом проводят «мух» от левого

Плеча к правому.

И уселась на карниз. Дети приседают.

Глаза быстро отвела,

Посмотрела на кота. Смотрят прямо.

И закрыла их руками. Закрывают глаза руками.

5. Дифференциация в предложениях. Работа по индивидуальным карточкам.

Логопед: Составьте предложения, изменяя слова по смыслу. Получившиеся предложения запишите в тетрадь. Подчеркните букву Ш одной чертой, а букву Щ двумя чертами.

Щенок, звать, Шарик.

Кошка, у, красивый, ушки.

Щенок, из, пить, плошки.

6. Динамическая пауза.

Имитация движений в воздухе.

Пальцы сжали в кулачок,

А теперь, давай, дружок,

Разогни два пальца.

И подумай не спеша,

Что за буква? Ясно – «Ш».

7. Дифференциация в тексте. Работа с доской.

Логопед: Читайте по одному предложению, вставляя пропущенные буквы Ш или Щ.

_енка поместили в поме_ении, в передней,между _кафом и боль_им я_иком, положили Ми_ино _ерстяное пальто. Постелька вы_ла теплая.

Логопед: Запишите слова с пропущенными буквами в тетрадь.

8. Работа по индивидуальным карточкам.

Логопед: Исправьте допущенные ошибки на карточках. Запишите исправленные слова в тетрадь. Прочитайте, что у вас получилось.

Кощелек, роша, шесть, плаш, плошадь, лощадь.

III. Подведение итогов.

Логопед: О каких буквах мы сегодня говорили?

Расскажите, что у каждого из вас получилось лучше всего, а что еще осталось непонятным, в чем нужна помощь?

Вот разрешением ваших проблем мы и займемся с вами на следующем занятии. А сегодня всем спасибо за работу.

Звук [Ш].

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект логопедического занятия во 2 классе Дифференциация звуков ш, щ, букв ш, щ в слогах и словах

Кшимовская Л.П.
учитель-логопед, ГбОУ Школа №998, г. Москва

Конспект группового логопедического занятия во 2 классе

«Дифференциация звуков [ш], [щ], букв ш, щ в слогах и словах

Цель: дифференциация звуков [ш], [щ], букв ш, щ в слогах и словах на письме и при чтении.

– уточнить произношения и учить сравнению звуков [ш]-[щ];

– развивать фонематическое восприятие и слух;

– закрепить зрительный образ букв ш и щ;

– совершенствовать фонематический, анализ и синтез;

– формировать грамматический строй речи – согласование имён существительных с именами прилагательными;

– развивать зрительный анализ, пространственные представления;

– развивать свойства внимания, зрительную память, логическое мышление;

1. Упражнение психогимнастики «Думающая шапочка».

2. Введение в тему занятия, активизация фонематического восприятия.

Логопед. – Послушайте скороговорки и скажите, какие согласные звуки повторяются чаще всего:

На опушке в избушке живут старушки-болтушки.

У каждой старушки – лукошко, в каждом лукошке – кошка.

Два щенка, щека к щеке, щиплют щётку в уголке.

Логопед. – Звуки Ш и Щ мы будем сегодня учиться слышать и различать – это первая цель нашего занятия.

Логопед. – Сколько раз звучал Ш в первой скороговорке, звук Щ во второй скороговорке?

II. Основная часть занятия.

1. Уточнение произношения и сравнительная характеристика звуков – заполнение таблицы.

2. Развитие фонематического слуха.

Логопед. – Как только услышите в слоге или в слове звук Ш – трёте ладошкой о ладошку – слышится шорох, звук Щ – делаете щелчок по ладошке пальчиками другой руки. – У кого из наших ребят в имени и фамилии встречаются звуки Ш и Щ?

Читайте также:  Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

3. Дифференциация букв Ш – Щ:

• Сравнение букв по написанию.

Логопед. – Наши звуки имеют каждая свой портрет – буквы. Давайте посмотрим на эти портреты. Что видим?

Логопед. – Как звуки – немножко родственник, так и их буквы.

Логопед. – Чем похожи буквы? Из каких элементов состоят буквы Ш и Щ? Чем отличаются буквы?

Логопед. Ш и Щ – родные сёстры, но у Щ есть хвостик острый.

– Я перелистала ваши тетради и нашла такое предложение: Миша и Саша – товариши.

– В чём состоит ошибка?

Логопед. – Теперь мы можем сказать о второй цели нашего занятия – научиться различать буквы Ш, Щ и правильно их писать, не путать.

Логопед. – Напишем буквы в воздухе, считая элементы. Напишите буквы пальчиком на спине друг друга.

• Развитие свойств внимания.

Логопед. – На вашем листочке в каждой строке много букв, букву Ш – подчеркнуть букву Щ – зачеркнуть. После выполнения задания проверьте себя сами – отогните загнутый край листочка и увидите ключ – ответ.

Логопед. – А теперь послушайте сказку…

• Сказка о том, как появилась буква щ.

• Игра «Доскажи словечко» – запись слогов.

Логопед: – Я произношу чистоговорку без последнего слова, вы слушаете слоги, которые в ней звучат и добавляете последнее слово с таки же слогом, чтобы получилась в рифму.

Записываем последний слог из слова.

Ша-ша-ша – я гуляю не……. спеша.

Ща–ща–ща – дождь пошёл, я без …. плаща.

Шу-шу-шу – плащ с собою не …. ношу.

Щу-щу-щу – зонтик в сумке я ….ищу.

Ши-ши-ши – правильно букву ….напиши.

Щи-щи-щи – здесь ошибку…. поищи.

• Развитие навыка звукобуквенного анализа: игра «Зашифрованные слова»

Логопед. – У каждого из вас картинки. Вы называете слово, а один человек у доски делает зашифрованную запись этого слова: пишет только буквы Ш и Щ, а на месте остальных букв делает прочерки. Вы также делаете в тетради.

ящик овощи плащ прищепка пещера шоколад клюшка шарф шашки

• Развитие зрительно – пространственных представлений – работа с наложенными друг на друга изображениями.

Логопед. – Посмотрите на рисунок. Как здесь нарисованы предметы?

Логопед. – Предметы на рисунке как бы наложены друг на друга. Назовите сначала предметы – слова, в которых слышим звук Ш, затем слова, где есть звук Щ.

лягушка подушка щука ящерица щётка

• Самостоятельная работа на карточка по восстановлению пропущенных букв Ш и Щ и согласованию имён прилагательных с именами существительными.

Логопед. – Нужно правильно написать букву в словах из первого столбика, затем «подружить» слова из первого столбика со словами из второго столбика – провести стрелочку.

III. Итог занятия. Релаксация.

Логопед. – Чему мы учились сегодня на занятии? – Зачем мы это делали?

Логопед. – Вы хорошо поработали сегодня на занятии. Выберите сами номер фразы из нашего “Похвального листа – 10 из 99 способов сказать: « Хорошо!», чтобы я об этом вам сказала по-другому.

План-конспект подгруппового логопедического занятия с младшими школьниками по дифференциации звуков [Ш]-[Щ] и букв Ш-Щ

План-конспект подгруппового логопедического занятия с младшими школьниками по дифференциации звуков [Ш]-[Щ] и букв Ш-Щ.

Ошибки употребления звуков и букв Ш, Щ являются проявлением двух видов дисграфии: акустической и оптической. Занятию по дифференциации звуков и букв Ш-Щ предшествуют занятия по уточнению произношения звуков Ш, Щ и закреплению графических образов соответствующих букв (по 1-2 занятия на каждый звук-букву). Работа проводится на основе полисенсорного восприятия: дети воспринимают учебный материал не только посредством зрения и слуха, но также с привлечением кожного анализатора и тактильно-вибрационного чувства.

Тема: «Дифференциация Ш-Щ»

  • Развитие фонематического слуха на восприятие и различение звуков Ш и Щ в слогах, словах, предложениях, связных текстах.
  • Различение букв Ш-Щ. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.
  • расширить и уточнить лексический запас;
  • закреплять умение составлять словосочетания и предложения.
  • развивать зрительную и слуховую память, внимание, словесно-логическое мышление;
  • совершенствовать фонематическое восприятие;
  • закрепить умение различать звуки ш-щ и буквы Ш, Щ.
  • развивать навыки работы в группе;
  • воспитывать доброе отношение друг к другу.
  • слоговые таблицы, индивидуальные зеркала, предметные картинки, ситуативные картинки, кассы букв (с красными, синими и зелёными квадратиками), буквы-фигурки, отрезки проволоки, счётные палочки или спички, разноцветные карандаши;
  • таблички со словами «шифровальщики», «спешащий», «шипящий», «дышащая», «шагающая», «шуршащая», «большущий»;
  • раздаточные карточки с текстом «Даша и щенок Шарик».

1. Организационный момент.

– Запомните и повторите слова: шапка, машина, камыш. Что общего у этих слов? (В этих словах есть звук [Ш]).

– Послушайте чистоговорку. Назовите повторяющийся звук. Ща-ща-ща – в реке поймали леща. (Часто повторяется звук Щ).

– Сегодня на занятии будем учиться различать звуки [Ш]-[Щ] и буквы Ш, Щ.

2. Уточнение и сравнение артикуляции (перед зеркалом).

Логопед поясняет, что наблюдаем за «работой» губ, а «работу» языка увидеть не можем, так как зубы стиснуты при произнесении обоих звуков, но можем почувствовать изменение положения языка. Внимание детей обращается на то, что при произнесении звука Ш губы округляются и слегка выпячиваются вперед, язык (поднят) в форме чашечки за сомкнутыми зубами. При произнесении звука Щ язык опускается вниз, уголки губ плотно сжимаются.

Упражнение «Узнайте звук».

Логопед беззвучно произносит звуки Ш, Щ, а дети, ориентируясь на положение губ, угадывают произнесённый педагогом звук.

3. Сравнительная характеристика звуков Ш и Щ.

Обязательно обращается внимание детей на то, что звук Ш – всегда твёрдый, в схеме всегда обозначаем синим квадратиком; звук Щ – всегда мягкий, всегда обозначаем его зелёным квадратиком. Оба звука глухие и «протяжные» (произносятся длительно).

4. Сравнение букв Ш и Щ:

а) складывание из спичек;

б) сгибание из проволоки;

в) «написание» в воздухе, друг у друга на спине («Какую букву написали?»);

г) угадывание на ощупь (используются буквы-фигурки).

4. Чтение слоговых таблиц.

Попутно вспоминаем правила: ЧА-ЩА пишем с буквой А; ЧУ-ЩУ пишем с буквой У; ЖИ-ШИ пишем с буквой И. Логопед даёт задания: «Прочитайте слоги с буквой Ш», «Прочитайте слоги с буквой Щ», «Прочитайте слоги парами»:

ША — ЩА АШ — АЩ АША – АША АРЩА — АРША

ШО –ЩО ОШ – ОЩ ОШО – ОЩО АНЩА — АНША

ШУ – ЩУ УШ — УЩ УШУ — УЩУ АЩНА — АШНА

ШЕ – ЩЕ ИШ — ИЩ ЕШЕ — ЕЩЕ

ШЁ (ШО) – ЩЁ ЕШ — ЕЩ ЕШЁ (ЕШО) – ЕЩЁ (слово)

ШИ – ЩИ ИШИ – ИЩИ (слово)

6. Чтение слов.

Логопед поручает детям прочитать слова с буквой Ш, потом – с буквой Щ, затем дети читают слова парами (уточняется значение слов).

7. Звуко-буквенный и слоговой анализ слов ШУБА, ЩУКА.

Предварительно уточняется значение слов (шуба – зимняя одежда из меха, щука – хищная рыба), даются картинки. Обращается внимание на разницу в схемах. Дается задание придумать предложения с этими словами.

8. «Сортировка».

На доске (или на наборном полотне) картинки и буквы Ш, Щ. Сначала надо назвать картинки со звуком Ш и разместить их под/вокруг буквы Ш, потом дети называют картинки со звуком Щ и прикрепляют картинки под/вокруг буквы Щ). Картинки: щётка, шапка, щит, щепка, шар, щавель, каша, роща, ящерица, камыш, калоши, овощи, клещи, уши, плющ, душ.

9. Физминутка.

Логопед предлагает детям вспомнить движения фонетической ритмики на звуки-буквы Ш и Щ.

Ш – руки согнуты в локтях и направлены вперёд. Поднятыми вверх кистями рук совершаем слегка дрожащие движения из стороны в сторону с одновременным небольшим продвижением вверх. Логопед поясняет: «Представьте себе, что мы чистим зеркало газетой. Бумага шуршит: Ш______».

Щ – руки согнуты в локтях и направлены вперёд. Поднятыми вверх кистями рук «пишем» элемент буквы Щ – вертикальную линию с петелькой. Логопед: «Представьте себе, что мы клеим обои, разглаживаем «морщинки»: Щ_____».

Проговаривание слогов и коротких слов с сопровождением фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики: ЩА, ША, ОШ, УЩ, ЩИТ, ШУМ.

8. Игровое упражнение «Составь слово».

Первый вариант упражнения. Логопед «пишет» на спине (спина является проекцией листа бумаги) буквы задуманного слова вразброс, а каждый из учащихся угадывает написанную букву и выкладывает на стол букву-фигурку или букву из кассы. Затем из букв дети складывают слово.

Второй вариант упражнения.

Слова: щётка, шарик.

9. «Закончите слово».

К данным слогам добавьте слоги ША или ЩА, назовите получившееся слово:

ПИ… (ЩА) РО… (ЩА) ГУ… (ЩА)

КА… (ША) НО… (ША) МА… (ША)

10. «Шифровальщики». Ш – квадрат, Щ – треугольник.

.ёки, .ипы, .етина, ве.и, ме.ок, ово.и, гало.и, кле.и, ло.адь.

11. Игровое упражнение «Какой? Какая? Какие?».

Логопед показывает картинки и задаёт вопросы:

«Этот человек спешит на работу. Какой он? (Спешащий.) Звуки Ш, Ж, Ч, Щ произносятся с шипением. Значит, какие они? (Шипящие.) Ткань с переплетением, чтобы кожа «дышала». Ткань какая? (Дышащая). Кукла, которая умеет шагать (ходить). Какая кукла? (Шагающая.). Бумага, которая шуршит. (Шуршащая бумага.) Самый большой … (плод, дом и т.д.) Какой … ? (Большущий.)

12. Предложения для анализа и записи.

Объясняется значение слов, даются картинки.

У малыша пухлые щёки. Папа принёс мешок овощей. Для ремонта машины нужны клещи. Маша пощупала острые шипы. Миша зашёл в воду по щиколотки.

Подчеркните Ш – синим карандашом, а Щ – зелёным карандашом.

13. Вставить пропущенные буквы Ш, Щ.

Прочитайте рассказ, вставляя пропущенные буквы Ш, Щ.

Выпишите слова с Ш, Щ.

Даше подарили .енка. Она назвала его .арик. .арик подрос, и Даша стала его учить. Он тащил за Дашей портфель. Щенок мог вытащить из воды палку. Даша прятала школьные вещи, а он их находил. Однажды Даша потеряла кошелёк. .арик нашёл его и притащил Даше.

Ответьте на вопросы.

а) Как Даша назвала щенка?

б) Что умел делать Шарик?

в) Как Шарик помог Даше?

12. Подведение итога занятия, рефлексия.

– Какие звуки и буквы мы учились различать?

– Чем отличается звук Ш от звука Щ? (Ш – всегда твёрдый, Щ – всегда мягкий).

– Чем похожи и чем отличаются буквы Ш и Щ? (У обеих букв три «зубца» — этим они похожи, но у буквы Щ есть петелька – этим она отличается от буквы Ш).

– Вы сегодня хорошо потрудились — молодцы, возьмите на память наклейки с картинками на Ш, Щ.

  • Пфафенродт А.Н. Произношение. 3 класс. Учебное пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I, II, V и VII видов. Москва, Просвещение, 2010. С. 194-200.
  • Пфафенродт А.Н. Произношение. Учебное пособие для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. Москва, Просвещение, 2005. С. 217-218.

Конспект занятия по логопедии в начальной школе. Звук и буква “Ш” в слогах и словах

Цель: Формирование навыков различения и четкого произношения звука [ш] в слогах и словах.
Задачи.
Образовательные:
•упражнять учащихся в различении звука и буквы [ш] на базе слогов и слов;
•уточнять артикуляцию и характеристику звука [ш];
•формировать навыки звукового анализа и синтеза слов;
•упражнять в изменении глаголов по лицам; образовании формы множественного числа родительного и именительного падежей;
•активизировать терминологический словарь учащихся;
Коррекционно-развивающие:
•способствовать развитию фонематического слуха и внимания, памяти;
•развивать умение ориентироваться в пространстве;
•развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
•воспитывать уважительное отношение друг к другу;

Читайте также:  Звуки Б — БЬ - конспект занятия

Оборудование:
Наглядный и раздаточный материал: карточки на звук [ш]; рабочие тетради; прописи; цветные ручки; компьютер; презентация на звук [ш]; настольные зеркала.

Литература:
Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» Москва «Просвещение» 1991г.
Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова «Ступеньки к школе» Творческий центр «Сфера» Москва 2000г.
«Помощник учителя-логопеда центра социально-психологической и педагогической помощи» Москва, 1999г.
И. Лопухина «550 занимательных упражнений для развития речи»

I. Организационный момент:
Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнем наше занятие.
II. Работа над темой занятия.
1. Сегодня мы с вами начнем работу с новым звуком. С каким звуком? Вы узнаете, если правильно ответите на мой вопрос.
• Перед вами прямоугольник (В прямоугольнике расположены буквы, в левом верхнем – буква с, в правом верхнем – буква ж, в левом нижнем – буква щ, в правом нижнем – буква ш, в центре – буква ч)

Вспоминаем стороны: верхняя-нижняя, левая-правая;
углы: левый-верхний, правый-верхний, правый-нижний, ле-вый-нижний).
• Назовите букву, расположенную в правом нижнем углу.
• Тема урока – на слайде («Звук и буква «ш» в слогах и словах»).

2. Предлагаю вам на время нашего занятия стать исследователями и заняться исследовательской деятельностью.
• Работа с новыми словами (слова вывешиваются на доске).
Исследователь – это тот, кто занимается исследованием.

Исследование или исследовательская деятельность – это работа, связанная с поиском, для получения новых знаний и расширения старых.
3. Свою работу мы будем строить по следующему плану (план занятия вывешивается на доске):
1.На что похож звук ш?
2.Артикуляция звука ш.
3.Характеристика звука ш.
4.Элементы буквы ш.
5.Закрепить навыки четкого произношения и различения звука в слогах и словах.

4. Работаем над первым пунктом плана – на что похож звук Ш?
• Закройте глаза и скажите, на что похож звук? (Лопнувший шарик). На компьютере появляется картинка.
С первым пунктом плана мы справились замечательно.
5. Переходим ко второму пункту нашего плана – артикуляция звука (Зеркала).
• Разбираем артикуляцию:

-положение языка – отрабатываем упражнение «Чашечка» 3-5 раз под счет от5 до 8;
-положение губ – упражнение «Улыбка» 3-5 раз под счет от5 до 8;
-проговариваем артикуляцию звука;
-отрабатываем артикуляцию звука 3-5 раз под счет от 5 до 8;
-«шипим: тихо-громко; вместе-поочередно; коротко-длинно);
• Давайте вместе «Надуем шарик». Выполняем 3-5 раз.
-Встаем в круг, держимся за руки, вдыхаем воздух через нос – расходимся «надуваем шарик»;
-задерживаем дыхание;
-выдыхаем воздух через рот – сжимаем круг;
И с этим заданием мы с вами справились. Переходим к следующему пункту плана.

6. Характеристика звука (Работа в тетрадях).
• Разбираем характеристику звука, записываем в рабочих тетрадях.
7. Элементы буквы «ш».
Выясняем сколько элементов в букве? Какие элементы? На что похожи? Чем отличается заглавная буква от прописной?
Прописываем строчку буквы «ш», чередуя заглавную с прописной.

8. Закрепление навыков правильного произношения. Работаем устно:
Речевая зарядка.
ша-ша-ша
наша Маша хороша

шо-шо-шо
говорим мы хорошо

ши-ши-ши
Миша с Машей малыши

Шу-шу-шу
Шубу новую ношу
Игра «Запомни и повтори».
ша – ша – ша
шапка, шар, лапша

ши – ши – ши
шило, шина, малыши

шо – шо – шо
шепот, шелк, мешок

шу-шу-шу
шуба, шутка, шут, мишутка

Игра «Замени звук».
Тапки – шапки
Дар – шар
Горох – шорох
Губы – шубы

Миска – мишка
Корка – кошка
Каска – кашка
Крыса – крыша

Игра «Продолжи предложение».
Я иду, и ты … идешь
Я пою, и ты … поешь
Я несу, и ты … несешь
Я беру, и ты … берешь

Игра «Один – много».
У бабушки одна кошка. У бабушки много кошек.
Я сорвала одну ромашку. Я сорвал много ромашек.
Я видела одну зеленую лягушку. Я видел много зеленых лягушек.
У Маши один воздушный шарик. У Маши много воздушных шариков.
9. Физкультминутка.
10. Работа в карточках:
• Вставьте букву ш в слова. Проверка задания.
…уба –
…каф –
ко…ка –
…ина –
…апка –
пу…ка –
ма…ина –
поду…ка –
…ар –
ча…ка –
• Сколько предметов обозначает каждое слово?
• Измените слова так, что бы они стали обозначать много предметов. Проверка задания.
Шуба – шубы
Шкаф – шкафы
Кошка – кошки
Шина – шины
Шапка – шапки
Пушка – пушки
Машина – машины
Подушка – подушки
Шар – шары
Чашка – чашки

III. Итог занятия:
1. Повторение пройденного материала.
– Кем мы сегодня были на занятии?
– Какой деятельностью занимались?
– С каким звуком мы работали?
– На что похож звук [ш]?
– Вспомните артикуляцию звука?
– Дайте характеристику?
– Какое задание понравилось?
– Какое задание показалось трудным?

Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков и букв ш-щ”

Конспект логопедического занятия по теме

«Дифференциация звуков и букв Ш-Щ в слогах и словах»

Цель:развитие умения различать звуки и буквы ш и щ в слогах и словах.

Задачи коррекционные:

продолжать учить детей различать звуки [ш-щ] по акустическим и артикуляторным признакам, уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [ш-щ],

совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представления),

развитие зрительного гнозиса, выработать тонкие дифференцировки движений руки,

развивать межполушарное взаимодействие, совершенствовать грамматический строй речи;

Задачи обучающие:

продолжать учить детей различать буквы Ш-Щ; продолжать учить детей правильно читать слоги ШИ, ШЕ, ШЁ,

Задачи здоровьесберегающие:

содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся;

Задачи воспитательные:

формировать положительную учебную мотивацию.

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, сюжетная картинка с образами букв Ш-Щ, сигнальные флажки (синий и зеленый), буквы из наждачной бумаги, игрушечная удочка, картонные рыбы, ведра (синее и зеленое), рабочие тетради.

Ход занятия

Организационный момент

– Сядьте прямо, спинку держим ровненько, руки – на парту!

1. Логопед: – Сегодня к нам на урок пришел Гном из страны Звуков и Букв и принес волшебный ящик.(слайд №1) Он расскажет нам о своем любимом занятии. А о каком именно, вы скоро узнаете!

– У Гнома в волшебном ящике загадка!

– Отгадайте загадку, назовите первый звук в отгадке.

У нее во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала.
А теперь – и к нам попала.

(слайд №3) (Щука)

– У Гнома есть еще одна загадка. (слайд №4)

– Отгадайте ее и назовите последний звук в отгадке!

Драчун и забияка,

– И щука не проглотит.

(слайд №5) (Ёрш)

2. Самостоятельная формулировка темы урока:

Логопед:- Теперь скажите, какие звуки и буквы мы с вами будем вспоминать на уроке?

Дети:- Сегодня мы будем вспоминать звуки и буквы Ш и Щ.

Основная часть занятия

1.Уточнение произношения звуков [ш-щ]

Логопед: – Посмотрите в зеркала и произнесите [ш]!

– Когда мы произносим звук [ш] наши губы округлены;

-Язык за верхними зубами;

– Воздушная струя теплая и идет вверх.

– Горлышко не работает.

– Звук [ш] – глухой! Звук [ш] – всегда твердый!

Логопед: – Посмотрите в зеркала и произнесите [щ]!

– Когда мы произносим звук [щ] наши губы округлены;

-Язык за верхними зубами;

– Воздушная струя теплая и идет вверх. Воздушная струя прерывистая.

– Горлышко не работает.

– Звук [щ] – глухой! Звук [щ] – всегда мягкий!

Логопед: – Давайте сравним звуки [ш-щ].

Губы – круглые

Язык – поднят вверх

Воздушная струя – теплая, идет вверх

Горлышко – не работает

Губы – круглые

Язык – поднят вверх

Воздушная струя – теплая, идет вверх толчками

Горлышко – не работает

Логопед: Чем эти звуки похожи?

Дети: [ш-щ] – оба глухие.

Логопед: Чем эти звуки отличаются?

Дети: [ш] – твердый, [щ] – мягкий.

2. Различение звуков [ш-щ] на слух.

Логопед: – Гном принес вам синий и зеленый флажки.

Я буду произносить слоги, а вы будете поднимать зеленый флажок, если услышите последний звук – [щ]. А если последний звук – [ш], поднимите синий флажок.

АШ –УЩ – ИШ – ЮЩ – ОШ – АШ – ИЩ – УШ – ЫЩ – ЕЩ – ЯШ

– Звук [ш] протяжно звучит (руками раздуваем шар).

– А [щ] прерваться спешит (шар лопнул).

– Звук [ш] можно тянуть (разводим руками – как на гармошке играем)

– Звук [щ] ускользнуть спешит (руки резко опускаем).

4. Работа над просодикой.

Логопед: – У Гнома есть волшебная Щука и волшебные Ерши. Послушайте скороговорку про них.

Наварила щука щей,

Пригласила трёх ершей.

Говорили всем ерши:

«Щи у щуки хороши!»

Читаем скороговорку в разном темпе, с разной интонацией.

5.Сравнение букв занятия.

Логопед: – Каких звуков было очень много в скороговорке? Правильно [ш-щ]. А какими буквами они обозначаются?

Дети: – Буквами Ш и Щ.

Логопед:- А Гном достал из Волшебного ящика крючки. Как вы думаете почему?

Дети: – Потому что буква Ш состоит из крючков!

Логопед: Из скольких крючков состоит буква Ш?

Логопед: – Из скольких крючков состоит буква Щ.

Логопед: – А что есть еще у буквы Щ?

Дети: – У буквы Щ есть еще петелька!

Логопед: – Давайте сравним эти буквы!

Логопед: – Чем похожи эти буквы?

Дети: – Состоят из крючков!

Логопед: – Чем они отличаются?

Дети: – У буквы Щ есть петелька!

6. Соотнесение букв Ш, Щ с образами на сюжетной картинке.

Логопед: – Гном принес нам очень интересную картинку! На ней спрятались буквы Ш и Щ! (слайд №13)

– Найди все буквы Ш! (логопед обращается к одному из учащихся).

– Найди все буквы Щ! (логопед обращается к другому учащемуся).

Учащиеся упражняются в поиске букв Ш, Щ на на сюжетной картинке, обводят их кружком.

– Выберите себе картинку с буквой Ш. Составьте из слов предложение.

– Выберите себе картинку с буквой Щ. Составьте из слов предложение.

Примерные ответы детей:

Ярко светит солнышко.

Около щита растет камыш.

Лещ попался на удочку.

Щуки не поймали ерша.

Экскаватор поднимает ковш.

Мальчик щекочет щенка щепкой.

7.Дифференцированное написание букв Ш, Щ.

Логопед: – У Гнома в волшебном ящике есть карточки, которые помогут вам запомнить как пишутся буквы Ш и Щ. Обведите по контуру буквы Ш и Щ .

Учащиеся обводят буквы Ш и Щ, вырезанные из наждачной бумаги.

Логопед: –Отгадайте, какую букву я написала в воздухе?

– Откройте тетради и прочитайте ряды букв:

Ш Щ Щ Ш Щ Щ

Логопед: Как располагаются буквы в первом ряду?

Дети: Две Ш, две Щ.

Логопед: Как располагаются буквы во втором ряду?

Дети: Одна Ш, две Щ.

Логопед: Как располагаются буквы в третьем ряду?

Дети: Одна Ш, одна Щ.

Логопед: Продолжите ряды букв в тетрадях.

8.Чтение слогов с буквами Ш, Щ.

Логопед: – Волшебная Щука и Ерши хотят, чтобы вы всегда правильно читали слоги с буквами Ш и Щ. Они просят вас прочитать эту таблицу.

Постановка звука «р» в речи ребенка: эффективные упражнения

Считается, что все звуки ребенок должен выговаривать уже к четырем годам, однако правильно произносить звук «р» он может учиться до пяти лет. Как помочь малышу справиться с этой задачей?

Русский звук «р» считается одним из самых сложных по артикуляции. Для того чтобы произнести его правильно, нужны отточенные движения речевого аппарата. Ребенку непросто справиться с этим. В итоге он просто пропускает этот звук в словах, заменяет его на те, которые может артикулировать: «л», «ы» или «й», или произносит звук грассированно (с гортанным призвуком).

Читайте также:  Домашние задания логопеда по автоматизации звука (С)

Что мешает ребенку выговаривать «р»

Подъязычная уздечка (маленькая перепонка, находящаяся под языком). К шести годам уздечка языка ребенка должна растягиваться до 8 мм и более. Если она короткая, утолщенная, малоподвижная, со звуком «р» могут возникнуть сложности. В таком случае нужно или постараться ее растянуть с помощью специальных упражнений, или подрезать в поликлинике.

Нарушенное звукопроизношение. Проблема с более ранними звуками (например, ребенок путает свистящие и шипящие звуки) может в дальнейшем вылиться в проблему и со звуком «р». Скорее всего, произношение этого звука также будет нарушено.

Если ребенок вместо звука «р» произносит звук «л» — ситуация в норме и легко корректируется.

Если ребенок пропускает звук, проглатывает, можно предположить, что нарушено фонематическое восприятие звука.

Нарушение фонематического слуха. Слуховой аппарат может воспринимать не полностью всю речь, а только отдельные звуки. В этом случае речь идет о нарушении фонематического слуха, которое проявляется в виде проблем с различением звуков.

Пик развития фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Но и до этого возраста можно заметить, что ребенок слышит не так. Произнося слова, он совершает подмену звуков или пропускает отдельные звуки.

Признаки нарушения фонематического слуха — это серьезный повод показать ребенка логопеду. Причиной нарушения фонематического слуха может быть поражение ЦНС, а могут — обычные аденоиды или перенесенный отит .

Тонус артикуляционного аппарата (языка, щек, губ). Пропуск звуков может также говорить о недостаточном развитии речевых мышц. Речевые мышцы ребенка могут быть как недостаточно подвижны (гипотонус), так и слишком напряжены (гипертонус). И в том, и в другом случае страдает звукопроизношение.

Поведенческие проблемы. Как мы уже говорили, освоение звука «р» требует от ребенка наибольших усилий. Особенно трудно поставить звук «р» у детей с нарушениями поведения, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Не меньше проблем с обучением произношению возникает у тонически расслабленных детей.

Горловое «р». Если ребенок развивался соответственно нормам, слышит все звуки и процесс освоения речи не вызывал у него каких-либо проблем, он не имеет привычки трудится над приобретением навыков речи. В этом случае, пытаясь воспроизвести звук «р», он может пойти по пути наименьшего сопротивления и заменить труднопроизносимое «р» на более простой вариант, а именно на гортанное «р» (в этом случае вибрация происходит за счет гортанного язычка).

Исправить «р» горловое очень сложно, так как в этом случае требуется переучивание. В таком случае однозначно нужно обратиться к логопеду. Ситуация осложняется еще и тем, что многие родители просто не могут отличить «р» горловое от «р» языкового.

Во всех этих случаях самое важное — правильно определить, по какой именно причине ребенку не удается самостоятельно справиться со звуком «р». И самое верное решение — обратиться к логопеду. Квалифицированный логопед проверит уздечку и тонус, фонематический слух, определит горловое «р» (в случае, если оно присутствует) и при необходимости составит маршрут коррекции. Если же коррекционная помощь не понадобится, можно попробовать развить звук «р» самостоятельно.

У ребенка так же может быть слабо развит артикуляционный аппарат и неправильно поставлено речевое дыхание. Для развития артикуляционного аппарата предложите ребенку заняться приятнейшим делом – побольше гримасничать, показывать язык, закручивать его в трубочку, корчить смешные рожицы. Поставить речевое дыхание ребенку может только профессиональный логопед, который покажет, какие упражнения нужно выполнять и что при этом говорить. После всего этого можно перейти к упражнениям, которые помогут ребенку приручить непокорный звук «р».

Обязательные условия

Ваш малыш с успехом освоит сложные звуки, если вы будете регулярно с ним заниматься. Для начала вам придется несколько раз посетить логопеда, после чего вы сможете самостоятельно заниматься с ребенком, соблюдая рекомендации врача. Запаситесь терпением и приготовьтесь тратить на упражнения полчаса каждый день. Любое занятие, в том числе и логопедические упражнения, должны приносить малышу приятные эмоции, поэтому проводите ваши занятия в игровой форме.

Постановка сложной буквы происходит в три этапа. Сначала вы должны научить кроху произносить звук сам по себе, затем потренироваться говорить его в слогах и словах и только потом переходить к тренировке поточной речи.

Постановка звука «р» без логопеда. Артикуляционная гимнастика

Начинать нужно с артикуляционной гимнастики. Она выполняет сразу две задачи: помогает звуку созреть (готовит речевой аппарат к произнесению звука) и «разогревает» язык, губы, щеки непосредственно перед занятием. Иначе упражнения могут не получиться.

Речевую гимнастику лучше всего выполнять перед зеркалом. Или по подражанию, когда ребенок повторяет за взрослым. Упражнения желательно делать каждый день и недолго. Главное условие — ребенку это должно нравиться. Лучше, если гимнастика будет похожа на игру.

Отдельные упражнения артикуляционной гимнастики предназначены как раз для тренировки речевого аппарата к произнесению звука «р». Они тренируют выдох, растягивают уздечку, укрепляют язык в верхнем положении.

Хороший мощный выдох — залог успеха. В этом очень хорошо помогают мыльные пузыри или шарик от пинг-понга, который точным выдохом нужно суметь загнать в ворота, например, между двух кубиков. Это очень азартное упражнение формирует правильную воздушную струю. Больше игр для тренировки выдоха — здесь.

Упражнение «Качели». Рот широко открыт, язык двигается вниз-вверх, касаясь попеременно зубов. Задерживаем у верхних зубов на 10-20 секунд. Это упражнение тренирует язык тянуться вверх, растягивает подъязычную уздечку.

Упражнение «Вкусное варенье». Поднимаем язык к верхней губе и облизываем губы по часовой и против часовой стрелки. Тянемся языком к носу. Держим «широкий» язык.

Упражнение «Индюк». Приоткрываем рот, дотягиваемся языком до верхней губы и производим движения вперед-назад широким передним краешком языка по верхней губе, не отрывая язык от губы. Увеличиваем скорость и пытаемся произнести «бл-бл-бл».

«Маляр». «Красим» языком зубы, щеки, верхнее небо (вперед-назад).

Упражнение «Накажем непослушный язычок». Высовываем язык и несколько раз быстро «прикусываем» его губами, одновременно выдувая воздух. С помощью этого упражнения расслабляем язык губами и тренируем выдох.

«Лошадка». Язык щелкает по верхнему небу, имитируя цоканье лошадки.

«Грибочек». Выполняя упражнение «Лошадка», в какой-то момент останавливаем язык, «приклеивая» его к верхнему небу, и удерживаем 10 секунд в этом положении. Подъязычная уздечка натянулась — это «ножка грибочка».

Если все логопедические упражнения получаются хорошо, ребенок выполняет их легко, можно приступать к запуску самого звука.

Логопедические упражнения для детей на постановку звука «р»

– Малыш улыбается и приоткрывает рот, потом он гладит языком верхнее нёбо от верхних зубов в сторону горла и обратно. Повторите 10–12 раз.

– Малыш улыбается и открывает рот. Слегка высовывает язык вперед и качает им, словно маятником, от уха к уху 10–20 раз.

– И опять улыбаемся и открываем рот. Язык прижимается к верхнему нёбу, словно ребенок собирается произнести долгий и мягкий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот широко-широко и закрываем. Повторяем 15–20 раз.

– В начале, как всегда, открываем рот и улыбаемся. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов из стороны в сторону 10–15 раз. Потом поочередно упираемся языком в каждый верхний зубик с внутренней стороны.

– И еще одно упражнение. Малыш открывает рот, кончик языка выдвигает за передние зубки и пытается произнести «з-з-з». Потом язык нужно сдвинуть обратно, упереть в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з». Звук получается смешным, ребенку наверняка понравится это упражнение.

Как научить ребенка говорить «р»

Тренируем звук «р»

1. Ребенок должен открыть рот, кончик языка прижать к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произносить звук «д-д-д». Через несколько секунд попросите его произнести «д-д-д» на сильном выдохе. Если малыш ощутит сильную вибрацию языка, это предвестник того, что «р» скоро поддастся.

2. Для этого упражнения понадобится логопедический шпатель, закажите его в специализированном магазине или купите в аптеке. Используйте его очень аккуратно, но уверенно. Попросите малыша открыть рот пошире и тянуть звук «ж-ж-ж», постепенно перемещая язык ближе к основанию верхних зубов. Через пару секунд аккуратно введите ребенку под язык шпатель и начните легонько и ритмично колебать язык вправо-влево, создавая вибрацию. Пусть ребенок тянет «ж-ж-ж» на сильном выдохе и ощущает вибрацию, запоминает ее.

3. Попросите ребенка открыть рот пошире, отвести язык максимально назад и произнести слог «з-з-за». В этот момент подсуньте ему под язык шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если вы все сделали правильно, вы услышите вполне отчетливое твердое «р».

Сделайте то же самое, только пусть ребенок произносит «з-з-зи», а сами проделывайте те же движения шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этот раз проявится мягкий звук «р».

Запуск звука «р» логопеды сравнивают с заводом мотора. Поэтому главное упражнение называется «Моторчик».

Упражнение является продолжением упражнения «Грибочек». Под прижатый к верхнему небу язык ставим пальчик (лучше всего поставить пальчик самого ребенка, а можно использовать ватную палочку). Ребенок должен с силой вытолкнуть воздушную струю, произнося при этом длительное «ддддд» (у некоторых детей лучше получается со звуком «жжжж»). В этот момент указательным пальчиком (или ватной палочкой) делаем быстрые колебательные движения под язычком из стороны в сторону.

Язык напряжен, кончик языка расслаблен и вибрирует. Ребенок должен почувствовать, как это происходит. Постепенно язык начинает сам по себе вибрировать, и издается «рррр». Мотор завелся. Проходит какое-то время, и от «моторчика» можно переходить к самостоятельному звуку «р».

Автоматизация звука «р»

Звук «р» очень коварен, и даже если он «завелся», его очень сложно автоматизировать в беглую речь. Часто случается такая ситуация: ребенок рычит, а в его речи звук «р» отсутствует. Начинается кропотливый процесс автоматизации звука.

Сначала «новорожденный» звук учимся соединять с гласными, согласными, потом доводим до автоматизма в словах, предложениях и речи в целом. Логопедические пособия по постановке звука «р» обычно содержат все нужные слоги, слова, предложения и даже маленькие тексты в порядке нарастания сложности.

Сначала звук «р» отрабатывается через согласные звуки «д» и «т» в слогах: “дра”/”дро”/”дру”, “тра”/”тро”/”тру«. Так легче — язык ребенка «отталкивается» от этих твердых небных звуков и переходит к «р».

Затем убираем начальный согласный: “ра”/”ро”/”ру”. Вводим обратные слоги: “ар”/”ор”/”ур«. Крутим вариации до автоматизма, пока ребенок не научится повторять с вибрацией. И до момента, когда во всех слогах не будет получаться именно этот звук, дальше идти не стоит.

Далее переходим к словам. Начинам со слов с начальным «р» или даже через звукосочетание «тр» (трава, рука, рубашка), затем переходим к «р» серединным и конечным (корова, забор).

Параллельно и также от слогов к словам учимся различать мягкое и твердое «р» (для «р’» язык сильнее прижат к небу и находится ближе к зубам, для «р» он более расслабленный и располагается немного глубже).

Чаще всего ребенок сам слышит эти различия и меняет звуки. Иногда нужно сказать, что, например, для смягчения язык нужно передвинуть.

Так постепенно происходит автоматизация звука в речи.

Каждый звук имеет свой срок автоматизации. Свистящие автоматизируются быстро, шипящие чуть дольше, звук «р» автоматизируется дольше всего. Нужно терпение, время и мягкая настойчивость к регулярным тренировкам (каждый день проговаривать вместе с ребенком слова, разучивать чистоговорки). С одной стороны, самостоятельно, без тренировки, звук не закрепится. С другой — давить ни в коем случае не нужно. Ведь звук уже появился и закрепить его рано или поздно обязательно получится, к этому уже есть все предпосылки.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Ссылка на основную публикацию