Автоматизация звука (Ч) в словах, словосочетаниях, предложениях – конспект

Автоматизация звука [Ч] в словах и предложениях.
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Конспект занятия на тему: Автоматизация звука [Ч] в словах и предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
plan_zanyatiya_avtomatizatsiya_ch_v_slovah_i_predlozhneniyah.docx16.15 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация звука [Ч] в словах и предложениях.

Закрепить правильное произношение звука [Ч] в словах и предложениях, развивать фонематический слух. Работать над грамматическим строем речи. Образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением. Обогащать словарный запас по теме «Посуда». Воспитывать навыки культурного поведения по отношению к старшим.

Настольные зеркала, платочки, детская мебель и посуда, куклы, предметные и сюжетные картинки.

  1. Организационный момент – сообщение темы:

Из горячего колодца

Через нос водица льётся?

Непослушный язычок, Блинчик;

Едет поезд – чу-чу-чу.

  1. Артикуляция звука [Ч] – губы слегка выдвинуты вперед и округлены; зубы слегка сближены; кончик языка поднят к альвеолам; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; воздушная струя по середине языка толчкообразная, теплая. Звук [Ч] – мягкий, глухой.
  2. Автоматизация в словах.

а) Игра «Договори словечко»:

Вот пришёл из сада маль…

Поднимает кверху паль…

Машет дедушке: – Дедуль…,

Принесите быстро стуль…,

Растегни-ка мне замо…,

Опусти в воротниче…. .

Ой, запутался шнуро… –

И поправь-ка мне носо…!

Бабушка спешит: – «Ах, вну.

Хочешь есть? Покушай суп…,

Съешь бульон… . Вот батон…,

Вкусный блин…, пышный пон… .

Вот огур…, баклажан… .»

Отодвинь-ка, быстро стуль…

Я возьму ещё банан…

И улягусь на диван… .

«Эй, дедуль…!» – крикнул маль…,

И не шаркай так дедуль…;

Воду выключи, бабуль…!

Не шумите! И мол…!

Отдыхает ваш вну…!

б) Образовать уменьшительно-ласкательные слова от слов:

Мама, папа, ночь, печь, дочь, луч, мяч, ключ, Оля, замок, лимон, батон и т.д.

в) Предметные картинки, узнай и назови:

Черемуха одуванчик, сверчок ключ

Черепаха учебник, пасечник ткач

Червяки расческа, удочка обруч

Чемодан качели, аптечка врач

  1. Автоматизация звука [Ч] в предложениях .

а) Закончить предложение подходящим словом:

Чай заваривают в чайнике.

Луна светит ночью .

Больных лечит врач .

Замок открывают ключом .

На ветках появились почки, листочки, цветочки .

Детей учит учитель .

б) Дать полные ответы на вопросы:

Кто лечит больных?

Кода светит луна?

В чём заваривают чай?

Чем открываю замок?

Что появляется на ветках?

в) по сюжетным картинкам составить предложения.

6. Придумать слова со звуком [Ч], определить положение звука [Ч] в словах.

7. Игра «Угостим кукол чаем». Использовать уменьшительно-ласкательные имена.

Дети, налейте чай из чайника в чашку со словами:

«Я беру чайник и наливаю чай в чашку Танечке. Даю Танечке к чаю печенье» и т.д.

Спросить у детей, что делала Мариночка?

Поговорить о чайном сервизе.

8. Штриховка «Чашка».

9. Выучить песенку Паровозика:

ЧЧЧ – спешу, спешу,

Черным дымом я дышу.

Дел не счесть у паровоза:

День и ночь кручу колеса,

Отдыхать я не хочу,

Через чащи вдаль качу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие на логопункте ДОУ с использованием ИКТ.

Занятие является индивидуальным, проводится на этапе автоматизации звука (ш).

Уточнить знания правильной артикуляции звука «Л»;Уточнить произношение изолированного звука «Л»;Закрепить четкое произношение звука «Л» в слогах, словах, предложениях;Развивать слуховое снимание;Разви.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы .

Аннотация – Презентация предназначена для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста, а именно – для автоматизации сонорного звука Р в словах и предложениях. Смена слайдов на.

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Автоматизация звука [ч] в словах и предложениях. .

Занятие по автоматизации звука [Л] проходит в занимательной форме – путешествия. Ребёнок путешествует по стране звука “Л” вместе с пчёлкой Стеллой. Для Стеллы ребёнок на протяжении в.

Govorynchik

Говорунчик

Автоматизация звука Ч

Упражнения для автоматизации звука Ч: изолировано, в слогах, словах и предложениях.

Автоматизация звука Ч, начинается с самых легких заданий для малыша.

Спой «песенку веселого паровозика».

Произнеси звук Ч на одном выдохе несколько раз: ч-ч-ч…

Повтори обратные слоги со звуком Ч.

Повтори обратные слоги со стечением согласных:

Повтори прямые слоги со звуком Ч.

Повтори слоги, где звук Ч находится между гласными.

Ача-ачо-ачу-ачи
оча-очо-очу-очи
уча-учо-учу-учи
ича-ичо-ичу-ичи

Повтори прямые слоги со стечением согласных.

Повтори слова со звуком Ч в конце слова.

Ач: пугач, тягач, ткач, богач, кумач.
Оч: ночь, дочь.
Уч: могуч, тягуч, тянуч.
Ич: дичь.
Еч: меч, течь.
Яч: мяч.

Повтори слова со стечением согласных.

Ач: пачка, тачка, дачка, задачка, задачник, мачта, качка, значки, удачно, кабачки, башмачки, начни.

Оч: бочка, точка, дочка, почка, кочка, очки, бабочка, удочка, дудочка, веточка, ночной, шапочка, уточка, тапочки, ночка, Вовочка, квочка, девочка, почта, поч­ва, замочки, вазочка, баночки.

Уч: кучка, Жучка, внучка, тучка.

Ич: птичка, яичко, пуговичка, водичка, новички.

Ыч: бычки, кавычки.

Еч: печка, овечка, маечка, Танечка, Петечка, Ванечка,

Анечка, мечта, уздечка, навечно.

Яч: ячмень.

Повтори слова, где звук Ч находится в середине слова.

Ча: кочан, туча, бахча.
Чо: бачок, бычок, пучок, значок, кабачок, башмачок, бо­чонок, зайчонок, паучок.
Чу: хочу, каучук, жемчуг.
Чи: мячи, овчинка, зайчик, мячик, могучий, пахучий, пончик, заячий.
Че: ученик, учение, учебник.
Чё: учёба, мочёный, печёный, печёнка, ночёвка, копчё­ный, печёт, течёт.

Повтори слова, где звук Ч находится в начале слова.

Ча: чай, чайка, чайник, чабан, чашка, чадо, чаинка, чан, чаша.
Чу: чудо, чугун, чугунок, чуб, чудак, чугунный, чудной, Чукотка, чуткий.
Чи: чиж, чижик, чинный.
Че: чек, чемодан, чеканка, чей, чех, чемпион, чепуха.
Чё: чётки, чёткий, чётный.
Стечение согласных: чмокать, чтение.

Повтори слова с двумя звуками Ч.

Чечевица, чечётка, чукча, чепчик.

  1. Повтори словосочетания.

мамочкина шапочка новая маечка Анечкин мячик
ягодная начинка ночная бабочка дикая уточка
чугунная печка тонкая веточка мягкая овчинка
Ванечкин зайчик мягкие тапочки темная тучка
удобные ботиночки чайные чашки умный ученик
кожаный чемоданчик утиное яичко дубовая бочка
чугунная ванна пахучий мёд новый учебник

Повтори предложения.

Три слова. Ученик купит учебник. Вовочка везёт тачку. Ма­мочка готовит кабачок. Девочка умеет читать. На кочке уточка. Ученики читают книги. Дети чинят тачку.

Четыре слова. Ванечка думает над задачей. На дочкиной кофточке пуговички. У ученика Ванечки учебники. Жучка подходит к будочке. У Анечки чудный зайчик.

Пять слов. У девочки в баночке бабочка. У Вовочки в боч­ке водичка. Девочка на даче пьёт чай. У паучка паути­на на веточке. Бычки пьют водичку из бочек. Девочка читает книжечку о бабочках. У птички в гнезде птен­чики. У птички домик на веточке.

Шесть слов. Вовочка и Ванечка поят водой бычков. Идёт бычок, его бочок как кабачок. В печке чугунок, в чу­гунке — чечевичка. Учеников учат печь пончики в печ­ке. У Танечки и Манечки новые ботиночки.

Семь слов. У мамочки две дочки: Танечка и Анечка. У Анечки в чемодане чепчик и маечка. Это Ванечкин зайчик, а это Вовочкин бычок.

Повтори пословицу.

Ученье-путь к уменью.

Повтори и отгадай загадки.

Бочку за бочкой
Тянут из мешочка.
(Лото)

Мы ночью ходим,
Ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
(Часы)

Мычит: «Му-му-му»,
Кто это — не пойму?
(Корова)

Течет, течет — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит.
(Ручей)

Повтори стихи.

У зайчика значок,
На значке — кабачок.
А. Хмелёва

Птичка, птичка,
Попей водички!
Водичка в бочке,
Бочка — на кочке.
А. Хмелёва

(по книге Е. Н. Спивак, Автоматизация звука Ч)

Индивидуальное логопедическое занятие “Автоматизация звука [ч] в слогах, словах, предложениях”

Разделы: Логопедия

  1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата, силы голоса, выдоха.
  2. Закрепление звука [Ч] в отраженном повторении за логопедом и в самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях.
  3. Развитие фонематического восприятия, слухового и речевого внимания, звукового анализа.
  4. Обогащение и активизация словарного запаса.
  5. Развитие логического мышления, зрительного восприятия, памяти.
  6. Развитие тактильных ощущений, тонкой моторики.
  7. Воспитание любви к природе.
  • карточка с буквой Ч, схема артикуляции звука, звуковичок (характеристика звука);
  • арбузные семечки, бабочка (аппликация);
  • различные предметные картинки и предметные картинки со звуком [ч];
  • карточки-пазлы по теме: «Антонимы» (дидактическая игра);
  • индивидуальная карточка со словосочетаниями;
  • индивидуальная карточка с деформированными предложениями;
  • карточки по теме: «Четвёртый лишний».

I. Организационный момент.

Логопед загадывает загадку, в руках бабочка.

Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.

– Что это за цветок?

– Какой пятый звук в этом слове?

– Продолжим работу над правильным произношением этого звука.

II. Артикуляционная гимнастика.

  1. «Трубочка» (вытягивание губ вперёд трубочкой).
  2. «Трубочка»-«Улыбка» (чередование упражнений).
  3. «Конфетка» (удерживать «приклеенную» переднюю часть языка у верхнего нёба).
  4. «Лошадка» («поцокать» языком).
  5. «Вкусное варенье» (широким языком облизать губы).
  6. «Почистим зубки» (упражнение выполняется при закрытом рте, круговое движение языка между губами и зубами).
  7. «Качели» (языком потянуться к носу, затем к подбородку).
  8. «Часики» (при широко открытом рте языком тянуться к уголкам рта).

III. Произношение изолированного звука.

– Как стрекочет сверчок?

IV. Разбор артикуляции звука.

На столе схема артикуляции звука.

– Вспомним, где находится язык, как расположены губы при произношении звука [ч]. Схему комментирует логопед (ребёнок определяет положение своего язычка и губ):

  • губы округлены и выдвинуты слегка вперёд,
  • зубы сближены,
  • кончик языка касается нёба (за бугорками),
  • боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам,
  • спинка языка поднята,
  • под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба.

V. Характеристика звука.

На столе звуковичок (характеристика звука).

Характеристику звука даёт ребёнок.

– Звук [Ч] – согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий.

VI. Развитие фонематического восприятия.

– Повтори слоговые цепочки, слушай внимательно:

VII. Соотношение звука и буквы, развитие мелкой моторики.

– На что похожа буква Ч? (На столе карточка-буква.)

– Выложи рядом с карточкой букву «Ч» из арбузных семечек.

VIII. Отработка звука в прямых и обратных слогах, в словах с ударением и без ударения на слоге.

(Ребёнок повторяет за логопедом.)

Ач-ач-ач, оч-оч-оч, уч-уч-уч, ыч-ыч-ыч.

  1. Врач – плач.
  2. Бочка – почка.
  3. Внучка – ручка.
  4. Ключ – колюч.
  5. Мяч – горяч.
  6. Колечко – гречка.
  7. Значки – каблучки.
  8. Проволочка – наволочка.

Ча-ча-ча, чу-чу-чу, чо-чо-чо, че-че-че.

  1. Чайник – причал.
  2. Бычок – крючок.
  3. Чей – ручей.
  4. Мальчик – зайчик.
  5. Удача – задача.

IX. Автоматизация звука [ч] в словах.

– Назови картинки, правильно выделяя звук. Предметные картинки со звуком [ч]: черепаха, качели, бочка, червяк, чайник, чемодан, чайка, чашка, часы.

X. Игра «Поймай звук».

Логопед называет слова. Ребёнок запоминает только те, в которых есть звук [ч].

– Колокольчики, цепь, сачок, щенок, черепаха.

– Объясни, пожалуйста, для чего нужен сачок?

– Это конусообразный сетчатый мешочек для ловли летающих насекомых или рыбы.

Логопед демонстрирует картинку с сачком.

– Составь предложение со словом «сачок».

(Вариант: найти среди различных предметных картинок те, в названиях которых есть звук [ч]).

– Посмотри на картинки и назови слово-признак, противоположное по смыслу слову, названному мной.

  1. Голубь белый, а ворон . (чёрный).
  2. Коктейль холодный, а чай . (горячий).
  3. Этот автомобиль грязный, а этот . (чистый).

– Сложи названные тобой противоположные слова (пазлы) к картинкам.

XII. «Четвёртый лишний».

– Посмотри на карточки. На каждой из них четыре предмета, выдели четвёртый лишний предмет.

  • дуб, ель, берёза, одуванчик;
  • сова, попугай, ворона, кузнечик.

– Какой по счёту звук [Ч] в словах одуванчик, кузнечик. Раздели слова на слоги.

– Выдели в названных словах четвёртый лишний предмет: врач, лётчик, часовщик, удочка.

XIII. Составь словосочетания, предложения.

На столе индивидуальная карточка.

Чёрныйчасы
Точныебабочка
Ночнаяграч
Горячийваренье
Черничноечай

– Подбери к словам-признакам из первого столбика слова-предметы со второго столбика. Соедини их стрелкой. Составь предложения с полученными словосочетаниями.

XIV. Закончи предложения.

– Прочитай начало предложений, закончи их словами, подходящими по смыслу со звуком [Ч]:

  1. На стене висят . (часы).
  2. Олечку лечил . (врач).
  3. Девочка ловит сачком . (бабочку).
  4. Мальчики бегут купаться на . (речку).
  5. К окну подлетела . (синичка).
  6. Художнику нужны краски и . (кисточки).

Выполнить схему предложения по выбору.

XV. Пересказ текста.

– Выдели из текста слова со звуком [ч], запомни их.

Текст читает логопед.

Володя был во дворе. Собака Жучка грызла у крыльца кость. Володя стал отнимать у неё кость. Жучка заворчала. Володя взял палку и бросил в Жучку. Жучка вскочила и укусила Володе ногу. Володя закричал и побежал домой к маме. Мама сказала: «Сам виноват, терпи. Жучке тоже больно. Надо жалеть животных».

– Объясни значение слова «заворчала». Пересказ текста.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ч»

Индивидуальное логопедическое занятие в игровой форме поможет закрепить правильное произношение звука [Ч] в слогах, словах и предложениях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ч»»

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:

«Автоматизация звука Ч»

Цель: автоматизировать правильное произношение звука [Ч] в слогах, словах и предложениях.

Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [Ч].

Учить чётко произносить звук [Ч] в слогах, словах и предложениях.

Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

Продолжать развивать память, мышление, внимание.

Прививать чувство уважения к русскому языку.

Поддерживать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: игрушка паровозик: вертушка «цветок», картинка черепаха, звуковой лабиринт, зеркало, камешки марблс, фишки-звездочки, мяч, картинки со звуком ч.

I. Организационный момент.

Логопед. Посмотри, к нам сегодня в гости приехал паровоз.

Помоги паровозику доехать до вокзала. Проведи пальчиком по рельсам, четко произнося: Ч-Ч-Ч.

2. Упражнения для выработки воздушной струи.

Подуть на цветок (тренажер).

3. Сообщение цели занятия.

Какой звук ты слышал? Как едет паровозик?

Логопед: Сегодня паровозик будет помогать тебе произносить этот звук.

4. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно и красиво произносить этот звук, давай выполним гимнастику для языка.

«Хоботок» (вытягивание губ вперёд трубочкой).

«Хоботок»-«Заборчик» (чередование упражнений).

«Чашечка» (открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.)
«Лошадка» («поцокать» языком).

«Вкусное варенье» (широким языком облизать губы).

«Почистим зубки» (упражнение выполняется при закрытом рте, круговое движение языка между губами и зубами).

«Качели» (языком потянуться к носу, затем к подбородку).

«Часики» (при широко открытом рте языком тянуться к уголкам рта).

5. Упражнение на развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопни на звук –ч»

Логопед проговаривает слов, а ребенок, услышав звук – Ч хлопает в ладоши.

Черепаха, сыр, ключ, рак, мыло, чашка, бочка, жук, лес, кузнечик, книжка, врач.

6. Автоматизация звука в слогах.

а) повтори слог – ча столько раз, сколько я хлопну в ладоши;

б) повтори слог – уч столько раз, сколько я топну ногой;

в) повтори слог – очо столько раз, сколько я выложу звездочек;

Закрепление произношения звука [ч] в словах.

Ребенок, четко произнося звук [ч], называет в заданном порядке представленные на странице картинки, перемещая по ним игрушку паровозик. Если слово называется ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо верно.

8. Пальчиковая гимнастика

Ехал, ехал паровоз

пальцы в “замок”, большие пальцы вращаются

Прицепил вагон, повез

сцепить указательные пальцы

(4 повторения – указательные пальцы, средние, безымянные, мизинцы)

9. Игра с мячом «Скажи ласково».

10. Закрепление произношения звука [ч] в чистоговорках.

Игра с камешками марблс. Собери узор из камешек на панцире черепахи. За правильный ответ дается один камешек.

Ча-ча-ча — чашка горяча

Чи-чи-чи — прилетели к нам грачи.

Чу-чу-чу — я читать хочу.

Чо-чо-чо — поцарапано плечо.

Ач-ач-ач – Ванечка купил калач.

Юч-юч-юч – потеряла Таня ключ.
Оч-оч-оч – скоро наступит ночь.
Ич-ич-ич – на тебе кулич.
Яч-яч-яч – малыши играют в мяч.

– Послушай начало предложений, закончи их словами, подходящими по смыслу со звуком [Ч]; (в помощь предлагаются картинки):

Мальчики качались на … (качелях).

Почтальон разносит … (почту).

Девочка ловит сачком . (бабочку).

Внучка собирала в лесу … (чернику).

Снесла курочка … (яичко).

Мальчик ест … (печенье).

В траве замолчал … (кузнечик).

12. Подведение итогов занятия.

– Какой звук мы сегодня чаще других произносили? ([Ч]).

Конспект занятия “Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, фразах. Почта”

ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная

Конспект занятия по РРС и ФП

с учащимся 8-г класса Сидоренко Иваном

по теме «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах и фразах.

Учитель по развитию речевого слуха и формированию произношения

Иванова Ирина Васильевна

Занятие проводится с Сидоренко Иваном

Диагноз: Двусторонняя хроническая сенсоневральная глухота IV степени.

Сидоренко И.– состояние слуховой функции:

правое ухо – IV гр.

Средняя потеря слуха – 100 дц/б

левое ухо – IV гр.

Средняя потеря слуха – 97 дц/б

«Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах и фразах. Текст «Почта»»

Упражнять в правильном, чётком произношении звука [Ч] в словах, словосочетаниях и фразах;

Развивать навык самоконтроля при произношении звука [Ч];

Закреплять умения соблюдать ритмико-интонационную структуру речи, нормы орфоэпии, словесное и логическое ударение на основе речевого материала урока;

повторить, закрепить и расширить словарь по теме «Почта»;

Продолжать развивать монологическую и диалогическую речь;

воспитывать интерес и потребность в самостоятельной устной речи, внимание к речи собеседника, интерес к занятиям.

Оборудование: презентация, картинки со звуком [Ч], текст, экран, индивидуальные слуховые аппараты, слухоречевое тренажёрное оборудование АТ U 30.

1. Организационный момент.

Фразы разговорно-обиходного характера:

– Как твое настроение?

2. Артикуляционная гимнастика

«Чашечка», «Змейка», «Качели», «Утюжок».

3. Дыхательная гимнастика

Произнеси на одном выдохе

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы.

Сентябрь – это первый осенний месяц.

Ноябрь – последний осенний месяц.

4. Работа над профилем звука Ч.

– Сегодня будем повторять звук Ч.

– Посмотри на профили и найди звук Ч.

– Расскажи про звук /Ч/. Где находится язык, когда мы произносим звук /Ч/?

– Расскажи про звук [Ч].

– Произнеси кратко звук /Ч/

5. Автоматизация звука Ч в слогах

– Прочитай слоги громко, тихо, быстро, медленно

– Прочитай слоги, выделяй ударный слог

6. Развитие фонематического восприятия. Перед ребёнком лежат картинки, в названиях которых есть или нет звука Ч. (почтальон, почта, чемодан, бочка, удочка, чайник, письмо)

– Выбери картинки со звуком Ч.

– Послушай и найди картинки со звуком Ч.

– Послушай: скворечник, чемоданы, чайник, учитель.

– Послушай: чемоданы, скворечник, учитель, чайник.

– Послушай: чайник, чемоданы, учитель, скворечник.

7. Развитие фонематического анализа. Определение позиции места в слове. Компьютерная программа «Игры для тигры»

8. Составь к картинкам предложения

– Мальчик читает книгу.

– Девочка поймала бабочку.

– У девочки две косички.

– Почтальон разносит почту.

– Девочка крутит обруч.

Развитие речевого слуха

9. Словарная работа

– Какую теме мы изучали на прошлом занятии?

– Сначала повторим слова

Почта, почтальон, конверты с письмами, газеты и журналы, почтовый ящик, бандероль, посылка, индекс, марка, почтовый ящик, адрес.

– Послушай слова: почтальон, почтовый ящик, почтовое отделение, конверт с маркой, письмо

10. Работа над пониманием содержания текста

– Будешь слушать. Надень наушники.

Конверты с письмами,

Написать на конверте адрес,

Опустить письмо в почтовый ящик

– Ответь на вопросы:

Какие виды транспорта используют в нашей стране для перевозки почты?

Кто разносит почту?

Что разносят почтальоны по домам?

Продолжи предложение: Чтобы отправить письмо, надо вложить …, написать…, затем опустить …

11. Работа над диалогом.

– Прочитай предложения и составь диалог. Найди лишнее предложение.

– А как же раньше люди передавали известия?

– Я знаю, что раньше способом передачи информации были конные и пешие гонцы. Они пользовались рожком для подачи сигналов.

– А я читала про голубиную почту. Более 5000 лет человек использует в качестве почтовых гонцов этих, птиц.

– Да, почтовый голубь — храбрая птица. Он не боится бурь, ускользает от когтей хищника

– А что ты знаешь про бутылочную почту?

– Бутылочная почта существовала с давних времен. Моряки бросали в воду бутылки с письмами. Бутылочная почта служит и сегодня науке.

– А ты знаешь, когда появились первые почтовые поезда?

– В 1837 году впервые была доставлена почта по железной дороге из Петербурга в Царское село.

– А когда начали использовать авиацию в качестве доставки почты?

– Первый авиационный перелет с почтовым грузом состоялся 31 марта 1918 года из Петрограда в Москву.

– Спасибо. Я очень многое узнала из истории почты.

Конспект индивидуального занятия для детей с ЗПР по теме: Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах и фразовой речи.

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка учителя-логопеда детского сада»

Тема: Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах и фразовой речи.

Цель: автоматизировать поставленный звук, находящийся в разных позициях в слогах, словах и фразовой речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

  • автоматизировать звук [Ч] в начале, середине, в конце слова;
  • упражнять в подборе слов-антонимов;
  • формировать окончания существительных во множественном числе именительного падежа;
  • формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающая:

  • развивать фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие;
  • развивать физиологическое и речевое дыхание;
  • развивать тонкую моторику пальцев рук;
  • развивать артикуляционную моторику;
  • развивать темпо-ритмическую координацию, просодическую сторону речи;
  • активизировать биологически активные зоны;
  • обогащать активный словарь;
  • закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях;
  • развивать связную, грамматически правильную речь.

Коррекционно-воспитательная: развивать партнёрские отношения между ребёнком и учителем-логопедом; формировать предпосылки учебной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии: создать атмосферу успешности, эмоционального благополучия для воспитанника; предупреждать утомляемость ребенка.

Дидактический материал. Игрушка «Чебурашка», карточки с упражнениями артикуляционной гимнастики, бельевая прищепка, пособие «Поезд» (начало, середина, конец), дыхательное пособие «Сдуй бабочку с цветка», предметные картинки на звук [Ч] (в начале, середине, конце слова).

Ход занятия

Организационный момент.

К нам сегодня заехал в гости Чебурашка. А на чем он путешествует, тебе нужно отгадать.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу, стучу, стучу,
Я лечу, лечу, лечу,
Опоздать я не хочу. (Поезд)

Правильно. Чебурашка путешествует на поезде. Поезд сегодня хочет вместе с тобой попутешествовать и показать тебе свою работу, как он возит пассажиров. Давай с тобой отправимся в путешествие вместе с Чебурашкой.

Основная часть.

Артикуляционная гимнастика.

По маршруту нашего поезда встречаются очень интересные места. Вот, например, «Чудесная звуковая полянка»- здесь мы остановимся, познакомимся с жителями этой полянки и сделаем с ними зарядку.

Автоматизация звука [ч] изолированно.

Мы хорошо размяли язычок и нам пора отправляться в путь. Скажи, какой первый звук в слове «Чебурашка»?([ч]). Будем правильно произносить этот звук и помнить, что губы при произнесении звука [ч] округлены и немного выдвинуты вперед.

Автоматизация звука [ч] в слогах.

А ты слышишь, как стучат колеса нашего поезда? Давай послушаем и повторим за ними:

Звуковые цепочки (произносятся разной силой голоса):

ЧА-ЧА-ЧО ЧА-ЧА-ЧИ АЧ-АЧ-ОЧ

ЧО-ЧИ-ЧО ЧИ-ЧИ-ЧЕ ОЧ-ОЧ-ЕЧ

ЧИ-ЧУ-ЧУ ЧЕ-ЧЕ-ЧО ИЧ-ИЧ-АЧ

ЧУ-ЧА-ЧА ЧО-ЧО-ЧУ УЧ-УЧ-ИЧ

ЧЕ-ЧЕ-ЧИ ЧУ-ЧУ-ЧА ЕЧ-ЕЧ-УЧ

Дыхательная гимнастика.

Вот мы добрались и до следующей станции, которая называется «Цветочная поляна». Посмотри сколько на этой станции красивых цветов. А кто сидит на цветах? (Бабочки и пчелы). Давай подуем на бабочку, чтобы она улетела с цветка.

Вдыхаем воздух через нос, щеки не надуваем, плавно выдыхаем через рот.

Цветочки эти непростые, посмотри они с картинками. Давай поиграем в игру «Один – много» (картинки мяч-мячи, ключ-ключи, бабочка-бабочки, черепаха-черепахи). Образование существительных множественного числа в именительном падеже. Нам пора ехать дальше.

Автоматизация звука [ч] в слове, развитие фонематического восприятия

5.1. Определение наличия звука [ч] в слове

Наш поезд в полном порядке и может продолжать свой путь. Давай поможем проводникам проверить билеты у пассажиров – в этом поезде поедут только те пассажиры, в названии которых есть звук [ч], а остальные – подождут следующего поезда.

5.2. Определение места звука [ч] в слове

Билеты проверены, теперь будем рассаживать наших пассажиров по вагончикам – в первом поедут те пассажиры, в названии которых звук [ч] стоит в начале слова, во втором – пассажиры, в названиях которых звук [ч] – в середине слова, в третьем поедут те пассажиры, в названии которых звук [ч] – в конце слова.

(чайка, черепаха, человек, чайник, чашка, чемодан; врач, грач, мяч, ключ, меч, печь; мальчик, девочка, очки, бабочка, одуванчик, качели)

Скажи, кто у Чебурашки друг? Конечно, крокодил Гена. А я знаю массаж пальчиков под названием «Крокодил».

Массаж пальцев «Крокодил», активизация биологически активных зон.

Берем не слишком тугую прищепку. Это-крокодил. Пальчики ребенка – непослушные ножки, которые бегут купаться в опасную реку. Логопед прищепкой поочередно «кусает» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Крокодилушка не знает
Ни заботы, ни труда,
Золотит его чешуйки
Быстротечная вода.
Милых рыбок ждет он в гости
На брюшке средь камышей.
Лапки врозь, дугою хвостик
И улыбка до ушей.

Автоматизация звука [ч] в словах. Игра «Скажи ласково» (с мячом).

Чебурашка хочет говорить у Гены только добрые, ласковые слова. Давай поможем Чебурашке. Я буду называть слова, а ты изменяй их так, чтобы они звучали ласково. При этом будем бросать мяч друг другу.

Слова: диван, шкаф, стул, лампа, собака, кошка, мама, папа, сын, заяц, птенец, шапка, крошка, огурец, внук.

Подбор слов-антонимов.

Давай познакомимся поближе с некоторыми из пассажиров:

  • Чайка не черная, а …(белая)
  • Черепаха не быстрая, а … (медленная)
  • Человек не худой, а … (толстый)
  • Врач не злой, а … (добрый)
  • Грач не белый, а …(черный)
  • Мяч не большой, а … (маленький)
  • Мальчик не старый, а … (молодой)
  • Девочка не грустная, а … (веселая)
  • Бабочка не тяжелая, а … (легкая)

Вот такие разные пассажиры едут сегодня в нашем поезде.

Но, к сожалению, нам пора выходить, следующая остановка – наш детский сад, а пассажиры поедут до своих станций. Давай со всеми попрощаемся. Чебурашка тоже поедет дальше к своему другу крокодилу Гене.

Паровозик чух – чух – чух,
Мчит по рельсам во весь дух,
Пассажиров он везет,
Чух – чух- чух, он им поет.
Уместил всех паровоз,
Нас с тобой в наш сад привез,
А теперь он отдыхает,
От усталости вздыхает
Паровозик чух- чух-чух
Набирает новый дух.

Подведение итогов, рефлексия.

  1. Тебе понравилось наше путешествие?
  2. О каких приключениях и играх из этого путешествия ты будешь рассказывать в детском саду своим друзьям?
  3. Какой звук ты сегодня старался произносить правильно в слогах, словах и фразах? ([ч]). Правильно. Чебурашка благодарит тебя за это, за такое замечательное путешествие, и за игры, и за ласковые слова. На прощание он дарит тебе бабочку, которую нужно заштриховать и пчелу с полянки, где много красивых цветов.

1. Автор-составитель А.Ф.Рыбина Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал/авт.-сост. А.Ф.Рыбина.-Изд.2-е.- Волгоград: Учи­тель,2011.-110с.:ил.
2. Автор-составитель С.И.Токарева Коррекция речевых нарушений у детей 5-7лет: игровые методы и приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика/авт.-сост. С.И. Токарева.- Волгоград: Учитель,2012.-171с.
3. Автор-составитель О.В.Тырышкина Индивидуальные логопедиче­ские занятия. Старший дошкольный возраст/авт.-сост.О.В.Тырышкина.-Вол­гоград: Учитель,2012.-239с.
4. Давыдова Г.В. Игры, считалки, загадки, стихи для развития речи/Г.В.Давыдова.-Изд.4-е,стер.-Ростов н/Д: Феникс,2013.-75с.- (Сердце от­даю детям).
5.Крупенчук О.И. Пальчиковые иры.-СПб.: Издательский дом «Ли­тера», 2012.-32с.:ил.-(Серия «Уроки логопеда»).
6.Скворцова И. Логопедические игры.-М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2013.-48с.- (Серия «Программы развития и обучения дошкольника»).
7.Составитель Епифанова О.В. Автоматизация и дифференциация звуков: упражнения, задания, игры для детей 6-9 лет/сост. О.В.Епифанова .- Волгоград: Учитель,2011.-179.

Читайте также:  Занятие по развитию речи 'В гости к гномам'
Ссылка на основную публикацию