Органы чувств – конспект занятия

Органы чувств – конспект занятия

Личный сайт воспитателя
Жаппаровой Альбины Заквановны.

Конспект НОД “Органы чувств”. Образовательная область познание.

Подготовила:
Воспитатель 2 категории
А.З.Жаппарова

Непосредственная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада
(раздел образовательной программы «Познание»)

Тема : «Наши помощники – органы чувств»
Цель: Познакомить детей с органами чувств человека, рассказать об их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Задачи:
Обучающая:
Дать детям общее понятие об органах чувств человека. Учить различать понятия: «часть тела», «орган чувств», «вкус», «зрение», «слух», «обоняние», «осязание».
Развивающая:
Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

– Ребята, я прошу вас быть внимательными, потому что сегодня мы с вами будем учеными! Кто такие ученые? (Это люди, которые занимаются изучением какой-нибудь науки, они ставят опыты, проводят эксперименты.) Так вот, сегодня мы будем изучать себя, будем ставить опыты! И отправимся мы для этого в Институт Здоровья. Как будем вести себя в институте Здоровья? (Не шуметь, отвечать полным ответом, слушать внимательно). Итак, в путь!

– Скажите, как вы думаете, что у человека самое главное, важное , ценное в жизни? (Здоровье)

-Правильно, самое ценное у человека – его здоровье. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Соблюдать режим дня, правила гигиены, правильно питаться).

-Итак, мы пришли в институт Здоровья. Что мы видим? (плакат «Строение человеческого тела») Скажите, что вы знаете о строении человеческого тела? Какие части тела вы знаете? (голова, туловище, руки и ноги)

-А как вы думаете, для чего нам нужна голова? (Чтобы думать, дышать, говорить). Правильно, а вот то, с помощью чего мы думаем, дышим, говорим, называются органами чувств. Скажем вместе: «органы чувств». Знакомиться с органами чувств мы будем в лабораториях.

-Как вы думаете, что у нас внутри головы? (мозг). А зачем он нужен? (с помощью мозга мы думаем, размышляем, фантазируем). Человеческий мозг – очень сложное устройство! Ведь он выполняет роль хранилища всей информации, которую человек приобретает за всю жизнь! А вы знаете, что у мозга есть помощники? Сейчас мы с ними будем знакомиться.

2.Заходим в лабораторию №1. Что здесь изучают , вы узнаете, отгадав загадку:

На ночь два оконца сами закрываются

А с восходом солнца сами открываются.

-Правильно, глаз- орган зрения. Давайте все вместе скажем – «Глаз-орган зрения».а для чего нужны глаза? (ответы детей). Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза. (Показываю руку)

-А теперь откройте глаза. Вот что я сделала (показываю руку). Ваши глазки были закрыты и вы не могли знать, что происходило вокруг. А теперь другой эксперимент (показываю лист с изображением геометрических фигур). Проверим, могут ли ваши глаза узнать фигуру. Как называется эта фигура? (квадрат) Правильно, а эта? (круг). Сделаем вывод: глаза могут определять форму предмета. Интересно, а что еще они могут определить? (ответы детей). Скажите, какого цвета треугольник? А круг? Так что, значит, глаза могут и цвета различать? Интересно, а смогут ли глаза определить расстояние? Какая пирамидка находится ближе к вам, та, что у меня в руках, или та, что на столе? Вот это да! Давайте же вспомним все, что умеют делать глаза. Как вы думаете, нужно беречь глаза? А как? (не смотреть близко телевизор, не тереть грязными руками…)

– А еще нужно делать зарядку для глаз.

1. Зажмурьте глаза, а потом откройте. Сделаем такое упражнение 5 раз.

2. Часто-часто поморгайте глазами.

3. Посмотрите вправо-влево, вверх-вниз.

– А что еще нужно для глаз? (Витамины)

Помни истину простую-

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьет.

3.Входим в следующую лабораторию . Как вы думаете, что здесь изучают? (уши)

– А ухо это какой орган? (орган слуха). Проверим? Закройте плотно ладошками уши (говорю шепотом 2-3 слова)

-Что я сказала? Как, вы ничего не слышали? Почему? (ответы детей)

– Проведем еще один эксперимент. (За ширмой наливаю воду из одного стакана в другой, мешаю ложкой в стакане, шуршу бумагой)

-Что я делала? Молодцы, отгадали! Уши помогают нам различать звуки, и даже если мы будем в полной темноте, ваши ушки помогут вам сориентироваться в пространстве. Проверим? (Игра «Жмурки» с колокольчиком)

– Как вы думаете, ребята, а уши надо беречь? А как? (мыть, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку…)

– А еще полезно для наших ушей делать зарядку!

Мы ладошки разотрем,

Смело ушки мы возьмем,

Сверху – вниз мы их пощиплем,

4.(Переходим в следующую лабораторию)
– А теперь мы идем изучать…. Нос! Всем известно, что носы нужны не только для красы, а для чего еще? (чтобы дышать, различать запахи)

-Проверим, так ли это? Закройте одной ладошкой нос, а другой рот. Что вам захотелось сделать? (вдохнуть). Верно, значит, нос нам нужен для того, чтобы дышать. Но у него есть и еще одна обязанность. И это нам покажет следующий эксперимент. (Предлагаю детям понюхать ватные палочки из баночек. Баночка №1 – вата пропитана чесноком, баночка №2-духами)

-Что вы почувствовали? (запах чеснока и духов)
-значит, нос нам нужен еще и для того, чтобы различать запахи. Нос-орган обоняния (повторяем вместе). А носы нужно беречь? А как, знаете? (не совать в него посторонние предметы, не лазить грязными пальцами, не нюхать резкие запахи). А для человека важно различать запахи? Почему? (примеры детей)

-А давайте мы и носикам нашим сделаем гимнастику! Сделаем один глубокий вдох носом, а выдохнем ртом. А теперь носиком быстро-быстро сделаем вдох-выдох.

5.(Переходим в следующую лабораторию)

-Ребята, скажите, а что у вас находится ниже носа? (Рот). А что во рту? (Зубы, язык) возьмите кусочек хлеба (на зубочистке) и положите в рот, а зубочистки отложите. Съешьте хлеб… зачем нужен рот? (чтобы кушать). А теперь сожмите губы пальцами и скажите «мама». Для чего еще нужен рот? (Чтобы говорить). Возьмите ватную палочку и одним концом обмакните в стакан №1.(В стакане соленая вода). Дотроньтесь ватной палочкой до языка. Что вы почувствовали? А теперь другой конец палочки обмакните в стакан №2 (Сладкая вода). Какой вкус? (сладкий)

-Значит, мы с вами можем смело утверждать, что нашли еще один орган-орган вкуса- язык! Скажите, когда вы ели хлеб, что помогло вам жевать? (Зубы). У вас здоровые зубки? А их надо беречь? Как вы бережете свои зубки? (Чистим, полощем рот после еды)

-Я вам покажу, как надо правильно чистить зубки. (Показываю свою ладонь с плотно зажатыми пальцами). Представьте, что пальцы – это зубы, а остатки пищи – кусочки бумаги (подкладываю кусочки бумаги между пальцами). Я возьму зубную щетку и буду чистить вот так: справа – налево. Остатки пищи удаляются? (Нет). А если чистить сверху- вниз? Мы избавились от кусочков пищи!

6.(Переходим в следующую лабораторию)
– Мы с вами оказались в последней лаборатории, где изучают органы чувств, которые отвечают за осязание. Это наши руки. Наши руки, как и все тело, покрыто кожей. Кожа на руках очень чувствительна. Руки – наши помощники. (Вызываю двоих детей). Повернитесь друг к другу, закройте глаза, нащупайте у своего соседа нос, уши, волосы.

– А теперь поиграем в игру «Волшебный мешочек» (В мешочке различные предметы по форме, материалу). Нащупайте руками предмет и скажите, какой он на ощупь? Что вы можете о нем сказать? Что это за предмет?

-Итак, мы с вами узнали, какие у нас есть органы-помощники. Назовите их, пожалуйста. (В помощь-доска с иллюстрациями)

7.Итог.
– Теперь вы знаете, для чего они нужны. А как вы думаете, что у человека самое ценное? (Здоровье). Что надо делать, чтобы быть здоровыми? (Делать зарядку, принимать витамины, следить за гигиеной). Я вам желаю всегда быть здоровыми!

Органы чувств – конспект занятия

Каталог публикаций

  • Дошкольное образование
  • Начальное и основное общее образование
  • Среднее профессиональное образование
  • Обмен педагогическим опытом
  • Детские исследовательские проекты и работы
  • Работы опубликованные до ноября 2017 года

Разместить публикациюСписок всех публикаций Опубликовано работ: 16740

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Я — человек. Наши помощники — органы чувств»

Зульфия Равильевна Губайдуллова , Воспитатель
Димитровград

Цель Создание социальной ситуации развития детей в процессе игровой деятельности. Задачи Образовательные Способствовать обогащению словаря познакомить с понятием гуманный человек, обоняние, осязание познавательное развитие. Развивающие 1. Способствовать развитию представлений о значении для человека органов чувств слух, зрение, обоняние и осязание в познании мира познавательное развитие • способности умению выделять необходимую информацию, применяя разнообразные способы • способности строить и мотивировать свои предположения • умению анализировать результаты практической деятельности и делать умозаключения. • умению передавать различное эмоциональное состояние. 2. Стимулировать речевую активность посредством высказывания детьми своих мыслей и предположений речевое развитие. 3. Способствовать развитию умения договариваться и обсуждать совместные действия социально-коммуникативное развитие. 4. Способствовать развитию представления о том, что человек – часть природы, и одновременно существо мыслящее. Воспитательные • Создать условия для осознания ребенком себя частью природы социально-коммуникативное развитие, а также потребность быть здоровым.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Я — человек. Наши помощники — органы чувств»

Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе игровой деятельности.

Способствовать обогащению словаря (познакомить с понятием гуманный человек, обоняние, осязание) (познавательное развитие).

1. Способствовать развитию представлений о значении для человека органов чувств (слух, зрение, обоняние и осязание в познании мира (познавательное развитие):

• способности умению выделять необходимую информацию, применяя разнообразные способы;

• способности строить и мотивировать свои предположения;

• умению анализировать результаты практической деятельности и делать умозаключения.

• умению передавать различное эмоциональное состояние.

2. Стимулировать речевую активность посредством высказывания детьми своих мыслей и предположений (речевое развитие).

3. Способствовать развитию умения договариваться и обсуждать совместные действия (социально-коммуникативное развитие).

4. Способствовать развитию представления о том, что человек – часть природы, и одновременно существо мыслящее.

• Создать условия для осознания ребенком себя частью природы (социально-коммуникативное развитие, а также потребность быть здоровым.

Организация детских видов деятельностей:

• совместная деятельность ребенка со взрослым;

• самостоятельная деятельность ребенка;

Методы и приёмы:

Наглядные (показ, демонстрация);

Словесные (художественное слово, беседа, вопрос – ответ);

Практические (упражнения; опыты).

Предварительная работа: беседа «Человек и его здоровье», проведение этических бесед «Вежливые слова», «Об уступчивости»; чтение и рассматривание книг «Азбука здоровья», «Уроки Айболита», «Уроки Мойдодыра»; чтение книг Г. Остера «Вредные советы»; рассматривание иллюстративного материала об организме человека, плакатов, схем; чтение энциклопедической литературы, загадывание и отгадывание загадок; беседы о строении тела, об организме человека, о пользе здорового питания; проведение упражнений, дидактических игр по лексической теме «Человек».

Словарная работа: гуманный человек, обоняние, осязание.

Оборудование: ноутбук, рисунки с изображением скелета, мозга, легких человека; киндер капсулы с нарезанными: лимоном, луком, апельсином для узнавания на запах; игрушки для узнавания на ощупь; яблоко, морковь, печенье, конфеты для узнавания на вкус; музыкальные инструменты: металлофон, бубен, погремушка, пианино для узнавания на слух.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель зачитывает стихотворение:

Высокие, низкие, далекие, близкие,

Гиганты, гномы, малыши,

Слабыши и крепыши,

Блондины, брюнеты, шатены,

Всякие есть на планете,

И папы, и мамы, и дети –

Роднее нет их на свете.

Все вроде разные на вид,

Но есть у каждого – руки, и ноги, и рот,

Два уха, два глаза и нос.

В. Ребята, о ком это стихотворение?

В. Сегодня мы будем говорить о человеке. Человек – часть природы. Это живая или неживая природа?

В. Почему вы так думаете?

Д. Так как он передвигается, питается, дышит воздухом, чувствует.

В. Для того, чтобы жить, человек должен иметь органы и части тела целыми и нормально работающими. Все люди разные на вид. Но какими бы мы не были разными, все равно похожи своим телосложением. Ребята давайте вспомним и назовем, какие же основные части тела есть у человека?

Д. Голова, шея, туловище, руки, ноги.

В. Хорошо. Вы сказали, что человек, так же, как растения и животные относится к живой природе. Как вы думаете, в чем же сходства между растениями, животными и человеком?

Д. Все они нуждаются в воздухе, воде и пище.

В. Конечно. А чем отличается человек от растений и животных?

Д: (тем, что он – существо разумное: он думает, говорит, действует осознанно).

В: показ на рисунке модели «мозга»

Ребята, ответьте мне на такой вопрос: «Кто такой командир?»

Д. Это человек, который подаёт команды. Он главный.

В: Вы правильно сказали. А знаете ли вы, что в каждом из вас живёт такой командир? (рассматриваем изображение человеческого мозга). Кто из вас знает, как его зовут?

Нам с тобой не найти,

Заставит он сесть

И заставит идти.

И задачку решит,

Придумал он радио

И книги на полках

И трудится мозг

Пока жив человек!

В. Верно, а где находится мозг?

Д. В голове у человека.

В. Для чего человеку мозг?

В. Он подаёт нам сигналы об опасности. Управляет движениями нашего тела. Руководит всеми нашими органами.

Значит человек – существо разумное, у каждого человека свой особенный характер, эмоции. Ребята, опишите в нескольких словах какой может быть человек?

В. А если человек гуманный? Какой он? Как вы думаете?

Д. предположения детей

В. Гуманность – это уважение к людям, забота о их благе, сострадание, доброжелательность, милосердие. Гуманность проявляется в сопереживании человеку, попавшему в беду, готовность прийти ему на помощь, во всех жизненных ситуациях творить добро и противостоять злу. Гуманный человек – бережно и заботливо относится к другим людям, растениям, животным; проявляя заботу, милосердие, он и сам становится лучше.

В. А, если он не бережет природу, живые существа, жесток с ними, то и сам он становится каким?

Д: Грубым, злым, неприятным

В. На планете живет много людей. Каждый из них – человек. Ты – человек, я человек, он – человек, все мы – люди. А чем люди отличаются друг от друга?

Д. Есть мальчики и девочки, мужчины и женщины.

В. А чем еще люди не похожи?

Д. Разный рост, цвет глаз, волос и т. д.

Читайте также:  Логопедическая работа с детьми раннего возраста в деятельности ЦИПР

В. Сегодня, я предлагаю отправиться в «Институт здоровья». Мы побываем в разных лабораториях, где проводятся исследования органов чувств человека. Какие органы чувств человека вы знаете?

Д. Глаза, уши, нос, язык, руки.

В. Правильно, они помогают нам познать окружающий мир и, поэтому мы называем их нашими помощниками.

Заходим в первую лабораторию.

В. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, поймете, какой орган чувств, здесь исследуют (на столе лежит конвертик)

На ночь два оконца

А с восходом солнца

Сами открываются (глаза)

В. Правильно, это глаза. Один из ценнейших органов чувств человека. В этой лаборатории изучают зрение. Для чего нам нужны глаза?

В. Правильно, глазами мы видим мир. Благодаря им мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете, правила по охране зрения? (Дети перечисляют правила).

Нельзя близко и долго смотреть телевизор;

Нельзя тереть глаза грязными руками;

Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов;

Нельзя долго играть в компьютерные игры;

Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль;

Когда пишем, рисуем, читаем – сидеть прямо, сильно не наклоняться;

Не носить длинную челку, собирать волосы;

Делать гимнастику для глаз.

В. Прислушайся! Когда хотят,

Чтоб вещь служила нам без срока,

Недаром люди говорят:

«Храните как зеницу ока!»

И чтоб глаза твои, дружок,

Могли надолго сохраниться,

Запомни два десятка строк

На заключительной странице:

Глаз поранить очень просто —

Не играй предметом острым!

Глаза не три, не засоряй,

Лежа книгу не читай;

На яркий свет смотреть нельзя —

Тоже портятся глаза.

Телевизор в доме есть —

Упрекать не стану,

Но, пожалуйста, не лезь

К самому экрану.

И смотри не все подряд,

А передачи для ребят.

Не пиши, склонившись низко,

Не держи учебник близко,

И над книгой каждый раз

Не сгибайся, как от ветра,

От стола до самых глаз

Должно быть сорок сантиметров!

Я хочу предостеречь:

Нужно всем глаза беречь!

Заходим во вторую лабораторию (открываем конвертик с загадкой).

В. Отгадайте загадку:

Два брата на одной голове живут,

Все слышат, а друг друга не видят. (уши)

В. Да, в этой лаборатории изучают органы слуха. Слух для человека тоже очень большая ценность. А чтобы наши уши были здоровыми и хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать и беречь их. А знаете ли вы правила, которые надо соблюдать, чтобы уши хорошо слышали и не болели?

Нельзя засовывать в уши какие – либо предметы.

Не допускать попадания в уши воды.

Регулярно мыть уши.

Не слушать очень громкую музыку.

Не пользоваться часто наушниками.

В. А сейчас проверим хороший ли у вас слух.

Проводятся игры на слух

– «Какой музыкальный инструмент звучит» (металлофон, погремушка, бубен, пианино)

– «Узнай по голосу» Все дети встают в круг, водящий ребенок в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят слова:

Даша ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя «Ау»

Ты глаза закрывай,

Кто позвал тебя, узнай.

Заходим в третью лабораторию

В. Переходим в следующую лабораторию. Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку (читаем конвертик):

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит (нос)

В. Для чего человеку нужен нос?

Д. Дышать, чувствовать запахи.

В. А какие бывают запахи?

Д. Сильные и слабые, приятные и неприятные, резкие и т. д.

В. Может ли запах предупредить человека об опасности?

Д. Можно почувствовать запах дыма при пожаре или когда на плите что-то подгорает. Если продукты плохо пахнут – они испортились, их нельзя есть.

В. Ребята, носом мы вдыхаем воздух, а дышим мы легкими, которые располагаются в грудной клетке (показ на рисунке).

Эти органы делают около 20 вдохов в минуту. Мы делаем вдох – межреберные мышцы тянут ребра в стороны – грудная клетка расширяется. Мы делаем выдох – мышцы расслабляются, объем легких уменьшается, из них выходит воздух.

– Встаньте, положите руки на грудную клетку так, чтобы пальцы правой и левой ладоней касались друг друга. Глубоко вдохните, задержите дыхание, выдохните. Что произошло?

При вдохе грудная клетка стала шире. Ладони, лежащие на груди, слегка приподнялись и раздвинулись в стороны. Между ладонями появилось расстояние. Во время выдоха пальцы снова коснулись друг друга.

В. Врачи при проведении хирургических операций заметили, что у здоровых людей легкие розового цвета, а у людей, которые постоянно дышат загрязненным воздухом, они становятся грязно серыми. Поэтому следует избегать вдыхания табачного дыма, не находиться рядом с курящими взрослыми, не стоять вблизи выхлопных труб автомобилей, чаще проветривать помещение и делать влажную уборку.

Обоняние – это способность воспринимать и различать запахи веществ, находящихся в окружающей среде. Восприятие запахов всегда провоцирует возникновение тех или иных эмоций.

Обоняние помогает нам наслаждаться пищей и избегать вредных веществ. Человек способен различать до 10 000 запахов. В верхней части носовой полости размещается около 10 млн обонятельных рецепторов. Обоняние доминирует над вкусом: когда нос заложен и не воспринимает запахи, пища кажется безвкусной.

В. Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай по запаху».

Д/и «Угадай по запаху»

Попробуем угадать, что находиться под этими салфетками. А носики нам в этом помогут.

(Детям предлагается с закрытыми (завязанными) глазами определить по запаху, что находится в баночках.) Апельсин, лук, лимон

В. А как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (на вкус)

Заходим в следующую лабораторию

В. В следующей лаборатории изучают именно этот орган чувств – язык.

Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. А каким может быть вкус? (ответы детей)

«Часы» Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево – вправо. (8 раз)

(проводится игра «Определи на вкус)

(яблоко, морковь, печенье, конфеты)

В. Итак, язык помогает ощутить вкус пищи. Но не все стоит пробовать на вкус. Гуляя по лесу, например, можно ли пробовать на вкус грибы или незнакомые ягоды?

А что еще нельзя пробовать? (лекарства, незнакомые продукты)

В. Ну и, наконец, мы с вами оказались в последней лаборатории. Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание. Что мы можем почувствовать с помощью осязания руками?

Д. Если возьмем в руки: чашка с чаем – горячая /холодая,

кончик иглы – острый,

промокли под дождем – одежда влажная,

наждачная бумага – шершавая.

В. Наши руки помогают нам во всех делах, и мы должны их беречь, ухаживать за ними. Что мы должны сделать, если:

– на улице холодная, ветреная погода

– как обращаться с острыми предметами

– можно ли трогать электрическую розетку, совать руку в дверную щель?

(проводится пальчиковая гимнастика – массаж пальчиков рук)

1,2,3,4,5! Будем пальчики считать,

Крепкие, дружные – все такие нужные.

(проводится игра «Узнай на ощупь игрушку»)

В. Вот и закончилась наша экскурсия по Институту Здоровья. Мы говорили о значимости наших органов чувств, о том, как они нам помогают.

Конспект комплексного занятия “Наши помощники- органы чувств”
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Давыдовка Пугачевского района Саратовской области»

Конспект открытого комплексного занятия. Образовательная область “Познание” в старшей группе

«Наши помощники- органы чувств»

Воспитатель: Полякова Ольга Павловна

  1. Познакомить детей органами чувств человека. Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, обоняние, осязание, вкус в познании мира.
  2. Тренировать зрительные, слуховые, вкусовые ощущения, совершенствовать восприятие.
  3. Развивать исследовательские навыки и умения.
  4. Продолжать учить детей различать понятия «часть тела», «орган чувств» , «вкус», «зрение», «слух», «обоняние», «осязание».
  5. Учить бережно относиться к своему здоровью, соблюдать правила гигиены.
  6. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Способствовать развитию уверенности в себе.

Беседа «Знакомимся со своим телом», отгадывание загадок.

Плакат «Строение человеческого тела», макеты или иллюстрации органов, ватные палочки чистые и пропитанные чесноком и духами по количеству детей, баночки с соленой и сладкой водой, геометрические фигуры разного цвета, 2 пирамидки, ширма, кастрюля, 2 стакана, вода, газета, ложка, платок, колокольчик, зубочистки с кусочками хлеба, поднос, зубные щетки.

– Ребята, я прошу вас быть внимательными, потому что сегодня мы с вами будем учеными! Кто такие ученые?(Это люди, которые занимаются изучением какой-нибудь науки, они ставят опыты, проводят эксперименты.) Так вот, сегодня мы будем изучать себя, будем ставить опыты! И отправимся мы для этого в Институт Здоровья. Как будем вести себя в институте Здоровья? (Не шуметь, отвечать полным ответом, слушать внимательно). Итак, в путь!

– Скажите, как вы думаете, что у человека самое главное, важное , ценное в жизни? (Здоровье)

-Правильно, самое ценное у человека- его здоровье. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?(Соблюдать режим дня, правила гигиены, правильно питаться).

-Итак, мы пришли в институт Здоровья. Что мы видим?(плакат «Строение человеческого тела») Скажите, что вы знаете о строении человеческого тела? Из чего оно состоит?(голова, туловище, руки и ноги)

-А как вы думаете, для чего нам нужна голова?(Чтобы думать, дышать, говорить). Правильно, а вот то, с помощью чего мы думаем,дышим,говорим, называются органами чувств. Скажем вместе : «органы чувств». Знакомиться с органами чувств мы будем в лабораториях.

-Как вы думаете, что у нас внутри головы?(мозг). А зачем он нужен?(с помощью мозга мы думаем, размышляем, фантазируем).Человеческий мозг- очень сложное устройство! Ведь он выполняет роль хранилища всей информации, которую человек приобретает за всю жизнь! А вы знаете, что у мозга есть помощники? Сейчас мы с ними будем знакомиться. Заходим в лабораторию №1. Что здесь изучают , вы узнаете, отгадав загадку.

На ночь два оконца сами закрываются

А с восходом солнца сами открываются.

-Правильно, глаз- орган зрения. Давайте все вместе скажем-«Глаз-орган зрения».а для чего нужны глаза? (ответы детей). Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза. (Показываю руку)

-А теперь откройте глаза. Вот что я сделала (показываю руку). Ваши глазки были закрыты и вы не могли знать,что происходило вокруг. А теперь другой эксперимент (показываю лист с изображением геометрических фигур). Проверим, могут ли ваши глаза узнать фигуру. Как называется эта фигура? (квадрат) Правильно, а эта? (круг). Сделаем вывод: глаза могут определять форму предмета. Интересно, а что еще они могут определить? (ответы детей). Скажите, какого цвета треугольник? А круг? Так что, значит, глаза могут и цвета различать? Интересно, а смогут ли глаза определить расстояние? Какая пирамидка находится ближе к вам, та, что у меня в руках, или та, что на столе? Вот это да! Давайте же вспомним все, что умеют делать глаза. Как вы думаете, нужно беречь глаза? А как? (не смотреть близко телевизор, не тереть грязными руками…)

– А еще нужно делать зарядку для глаз.

1. Зажмурьте глаза, а потом откройте. Сделаем такое упражнение 5 раз.

2. Часто-часто поморгайте глазами.

3. Посмотрите вправо-влево, вверх-вниз.

– А что еще нужно для глаз? (Витамины)

Помни истину простую-

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьет.

– Входим в следующую лабораторию. Как вы думаете, что здесь изучают? (уши)

– А ухо это какой орган? (орган слуха). Проверим? Закройте плотно ладошками уши (говорю шепотом 2-3 слова)

-Что я сказала? Как, вы ничего не слышали? Почему?(ответы детей)

– Проведем еще один эксперимент.(За ширмой наливаю воду из одного стакана в другой, мешаю ложкой в стакане, шуршу бумагой)

-Что я делала? Молодцы, отгадали! Уши помогают нам различать звуки, и даже если мы будем в полной темноте, ваши ушки помогут вам сориентироваться в пространстве. Проверим?(Игра «Жмурки» с колокольчиком)

– Как вы думаете, ребята а уши надо беречь? А как? (мыть, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку…)

– А еще полезно для наших ушей делать зарядку!

Мы ладошки разотрем,

Смело ушки мы возьмем,

Сверху- вниз мы их пощиплем,

-А теперь мы идем изучать…. Нос! Всем известно, что носы нужны не только для красы, а для чего еще?(чтобы дышать, различать запахи)

-Проверим, так ли это? Закройте одной ладошкой нос, а другой рот. Что вам захотелось сделать? (вдохнуть). Верно, значит, нос нам нужен для того, чтобы дышать. Но у него есть и еще одна обязанность. И это нам покажет следующий эксперимент. (Предлагаю детям понюхать ватные палочки из баночек. Баночка №1- вата пропитана чесноком, баночка №2-духами)

-Что вы почувствовали?(запах чеснока и духов)

-значит, нос нам нужен еще и для того, чтобы различать запахи. Нос-орган обоняния (повторяем вместе). А носы нужно беречь? А как, знаете?(не совать в него посторонние предметы, не лазить грязными пальцами, не нюхать резкие запахи). А для человека важно различать запахи? Почему ?(примеры детей)

-А давайте мы и носикам нашим сделаем гимнастику! Сделаем один глубокий вдох носом, а выдохнем ртом. А теперь носиком быстро-быстро сделаем вдох-выдох.

(Переходим в следующую лабораторию)

-Ребята, скажите, а что у вас находится ниже носа?(Рот). А что во рту? (Зубы, язык) возьмите кусочек хлеба (на зубочистке) и положите в рот, а зубочистки отложите. Съешьте хлеб… зачем нужен рот? (чтобы кушать). А теперь сожмите губы пальцами и скажите «мама». Для чего еще нужен рот? (Чтобы говорить). Возьмите ватную палочку и одним концом обмакните в стакан №1.(В стакане соленая вода). Дотроньтесь ватной палочкой до языка. Что вы почувствовали? А теперь другой конец палочки обмакните в стакан №2 (Сладкая вода). Какой вкус? (сладкий)

-Значит, мы с вами можем смело утверждать, что нашли еще один орган-орган вкуса- язык! Скажите, когда вы ели хлеб, что помогло вам жевать?(Зубы). У вас здоровые зубки? А их надо беречь? Как вы бережете свои зубки? (Чистим, полощем рот после еды)

-Я вам покажу, как надо правильно чистить зубки. (Показываю свою ладонь с плотно зажатыми пальцами). Представьте, что пальцы- это зубы, а остатки пищи- кусочки бумаги (подкладываю кусочки бумаги между пальцами). Я возьму зубную щетку и буду чистить вот так: справа- налево. Остатки пищи удаляются? (Нет). А если чистить сверху- вниз? Мы избавились от кусочков пищи!

– Мы с вами оказались в последней лаборатории, где изучают органы чувств, которые отвечают за осязание. Это наши руки. Наши руки, как и все тело, покрыто кожей. Кожа на руках очень чувствительна. Руки- наши помощники. (Вызываю двоих детей). Повернитесь друг к другу, закройте глаза, нащупайте у своего соседа нос, уши, волосы.

Читайте также:  Презентация Чистоговорки автоматизация звука (С)

– А теперь поиграем в игру «Волшебный мешочек» (В мешочке различные предметы по форме, материалу). Нащупайте руками предмет и скажите, какой он на ощупь? Что вы можете о нем сказать? Что это за предмет?

-Итак, мы с вами узнали, какие у нас есть органы-помощники. Назовите их, пожалуйста. (В помощь-доска с иллюстрациями)

-Теперь вы знаете, для чего они нужны. А как вы думаете, что у человека самое ценное? (Здоровье). Что надо делать, чтобы быть здоровыми? (Делать зарядку, принимать витамины, следить за гигиеной). Я вам желаю всегда быть здоровыми! Давайте нарисуем картину, где изобразим здоровых ребятишек, которые играют, читают, дружат.(Дети рисуют акварелью или карандашами- на выбор. Подвожу анализ работ, выставляю работы детей на доску-выставку)

Конспект занятия «Органы чувств»

Лусине Айвазян
Конспект занятия «Органы чувств»

Формирование представлений детей об органах чувств человека в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Образовательные: актуализировать, систематизировать и дополнять знания детей об органах чувств; расширять кругозор совершенствовать познавательные процессы и сенсорные эталоны восприятия и ощущения; закрепить знание выразительных средств, терминологии и понятий изоискусства; закреплять умение выделять отличительные особенности портрета.

Воспитательные: воспитывать у детей стремление к познаниям; воспитывать умение наблюдать за окружающим миром; воспитывать бережное отношение к своему здоровью; воспитывать дружеские чувства между детьми.

Развивающие: развивать связную речь; развивать умение слушать ответы друг друга; развивать наглядно-образное мышление, память, способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить;

Коррекционно-речевые: развивать желание активно участвовать в общем разговоре, вырабатывать умение быстро находить правильный ответ; пополнять и закреплять изучаемый речевой материал по теме «Наши помощники»; развиваем тонкую и общую моторику рук, сенсорные процессы, координацию речи с движением; развиваем зрительно – пространственную ориентацию и творческое воображение.

Предшествующая работа с детьми:

Занятия по теме: «Детям об органах чувств»; занятия по ознакомлению с окружающим миром и о себе; чтение художественной литературы; заучивание стихов, пословиц, поговорок; упражнения пальчиковой гимнастики; наблюдения; элементарные опыты по определению запаха, вкуса, звука, цвета; беседы; рассматривания иллюстраций.

Пять столов с домиками Смешариков; цветок–символ с изображением органов чувств (глаза, носа, уха, руки); аудиозаписи со звуками природы; коробочки из-под киндер-сюрпризов (запах кофе, чеснока, духов); «чудесные мешочки» с различными предметами; подносы с фруктами; песня «Гномики»(музыка А. Басилая, слова А. Эппель).

Интегрирование образовательных областей:

Познавательное развитие, Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, я получила письмо из города забавных персонажей – веселых зверушек-шариков. В этом письме они рассказывают о своей беде. Веселые смешарики разучились пользоваться своими органами чувств и от этого в городе все перепуталось. И они просят вас помочь им снова научиться пользоваться органами чувств.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на настроение смешариков, можно ли их назвать веселыми? (дети разбираются в мимике)

Воспитатель: Вспомните, какие органы чувств вы знаете? (Дети перечисляют – рот, нос, глаза, уши, кожа).

Загадки об органах чувств:

На ночь два оконца сами закрываются,

А с восходом солнца сами открываются. (глаза)

Вот гора, а у горы две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит: то заходит, то выходит. (нос)

Всегда он в работе, когда говорим,

А отдыхает, когда мы молчим. (язык)

У зверюшки – не макушке, а у нас – ниже глаз. (уши)

Твои помощники, взгляни, десяток дружных братцев.

Как славно жить, когда они работы не бояться. (пальцы)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю начать путешествие и собрать для них волшебный цветок. Этот цветок поможет веселым человечкам опять научиться пользовать своими органами чувств. Первый к кому мы попали в гости – это Ежик. Серьёзный, спокойный и совестливый друг Кроша.

1)Раздаются звуки: щебет птиц, журчанье ручейка (аудиозапись).

Воспитатель: Ребята, что это? Как вы думаете? Что вы услышали?

Дети: журчит ручеек, водичка льется, птицы поют и т. д.

Воспитатель: А как вы услышали? С помощью чего?

Дети: С помощью ушей.

Воспитатель подводит детей к выводу: уши нам нужны для того, чтобы слышать разные звуки (голос мамы, пение птиц, музыку).

Воспитатель: Давайте плотно закроем уши ладонями, а потом открыть и сравнить, когда лучше слышно.

Дети: Лучше слышно, когда уши открыты.

Затем воспитатель, с помощью детей, находит лепесток, где схематично изображает орган слуха – ухо и предлагает ребенку прикрепить рисунок на мольберт с помощью магнита.

2)Воспитатель: Ну что продолжим путешествие, мы с вами пришли на красивую поляну, где расположен дом Кроша – весёлого и энергичного кролика-непоседу. А теперь закрывает свои глаза ладонями, что вы видите?

Разыгрывает ситуацию «Почему все исчезло».

Дети: Ничего не видно, потому что закрыты глаза.

Воспитатель читает стихотворение:

Разберемся вместе, дети, для чего глаза на свете?

Ты закрой глаза ладошкой, посиди совсем немножко.

Сразу сделалось темно. Где ребятки? Где окно?

Страшно, скучно и обидно – ничего вокруг не видно.

(Н. Орлова «Ребятишкам про глаза»)

Воспитатель: Глаза нужны человеку для того, чтобы видеть (маму, красивые цветы, друг друга)

Затем воспитатель, с помощью детей, находит лепесток, где схематично изображены глаза.

3) Воспитатель: Дальше мы подошли к дому Нюши. Нюша девочка, которая мечтает стать принцессой.

Воспитатель распыляет в воздухе ароматизированную воду с арбузным запахом.

Воспитатель: Ребята, вы ничего не ощущаете? Что-то изменилось.

Дети: Появился запах.

Воспитатель: Как вы узнали, что чем-то запахло? С помощью чего?

Дети: С помощью носа.

Воспитатель читает детям стихотворение:

Есть прямые носики, есть носики-курносики…

Очень нужен всякий нос, раз уж он к лицу прирос.

(Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?»)

Воспитатель: Какой можно сделать вывод, нос человеку нужен для того, чтобы различать запахи (вкусного пирога, первой зеленой травки, маминых духов).

Воспитатель: Вот еще одна игра вам понравиться она.

Игра «Угадай по запаху»

Воспитатель предлагает детям понюхать коробочки из-под киндер-сюрпризов (запах кофе, чеснока, духов)

Затем воспитатель, с помощью детей, находит лепесток, где схематично изображен носа.

4)Воспитатель: Ребята, я предлагаю продолжить путешествие, и отправимся к домику Совуньи. Совунья сова-врач, раньше была преподавателем физкультуры, обожает спорт, любит свежий воздух.

Воспитатель показывает детям «Чудесные мешочки» и предлагает пройти к столу.

Воспитатель: В этих мешочках что-то лежит. Как мы можем это узнать, не заглядывая внутрь?

Выслушивает предложения детей.

Воспитатель: Узнать, какой предмет спрятан внутри можно с помощью рук (ощупывая то, что лежит внутри). Предмет в мешочке может быть «большим или маленьким», «квадратным или круглым», «мягким или твердым».

Предлагает желающим детям ощупать предмет и описать его с помощью схемы.

Затем воспитатель, с помощью детей, находит лепесток, где схематично изображена рука.

Воспитатель: Физминутка “Изучаем наше тело”

Раз, два, три, четыре, пять – тело будем изучать!

(дети шагают по кругу, останавливаются)

Вот спина, а вот животик (показывают обеими руками спину, затем живот,

Ножки (топают ножками,

Ручки (протягивают руки вперед и вращают кистями,

Глазки (указательными пальцами обеих рук показывают глаза,

Ротик (указательным пальцем правой руки показывают на рот,

Носик (указательным пальцем правой руки показывают на нос,

Ушки (указательными пальцами обеих рук показывают на уши,

Голова (кладут руки на голову,

Покачать успел едва (качают головой из стороны в сторону,

Шея крутит головой (обхватили шею ладонями,

Ох, устала ой-ой-ой!

Лоб (пальцами обеих рук гладят лоб от середины к вискам,

И брови (указательными пальцами проводят по бровям от середины к вискам,

Вот реснички (указательными пальцами показывают реснички,

Запорхали, словно птички (дети моргают глазами,

Розовые щечки (ладонями гладят щеки в направлении от носа к ушам,

Подбородок кочкой (заканчивают начатое движение на подбородке,

Волосы густые (пальцами обеих рук, как гребнем расчесывают волосы,

Как травы луговые.

Плечи (дотрагиваются правой кистью до правого плеча, а левой до левого,

Локти (не убирая рук с плеч, выставляют вперед локти,

И колени (слегка наклоняются и хлопают по коленям,

У меня, Сережи, Лены

(выпрямляются и разводят руки в стороны, жестом показывая на других детей).

Затем воспитатель, с помощью детей, находит лепесток, где схематично изображены рук.

5)Воспитатель: Ребята, смотрите, куда мы с вами попали, к Копатычу. Добрый, пышный и хозяйственный медведь – огородник, который выращивает овощи для всех Смешариков, приготовил нам угощения. Что вы любите есть?

Игра «Угадай на вкус»

Воспитатель: Я буду угощать вас фруктами, потому что они вкусные и полезные, а какими, вы должны догадаться сами.

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и узнать фрукт на вкус.

Воспитатель: Что помогло вам узнать, какой фрукт вы съели?

Воспитатель: Рот (язык) человеку нужен для того, чтобы различать вкус продукта.

Затем воспитатель, с помощью детей, находит последний лепесток, где изображен рот.

Воспитатель: Ребята, мы с вами собрали цветок, и помогли веселым человечкам, пользоваться своими органами чувств, и в их городе, наступит порядок.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами помогли смешарикам. Они такие же маленькие, как и вы. Мой знакомый художник захотел написать портреты смешариков, да потерял свой карандаш волшебный. Вот что у него получилось, давайте дорисуем портреты.

Самостоятельная работа детей:

Вызываю по желанию одного ребенка к доске для показа. Сначала, рисуем простым карандашом, затем разукрашиваем гуашью. Дети рисуют под песню «Гномики»(музыка А. Басилая, слова А. Эппель).

По окончанию работы рассматриваем рисунки, предлагаю детям выбрать наиболее красивых, нарядных смешариков или наиболее забавных. Рассматриваем и радуемся получившимся рисункам

Конспект интегрированного занятия «Наши помощники — органы чувств» для детей 5–6 лет ЗАНЯТИЕ “НАШИ ПОМОЩНИКИ – ОРГАНЫ ЧУВСТВ” Цель: Закрепить знания детей об органах чувств и их значении в жизни человека. Задачи: Образовательные:.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Наши помощники — органы чувств» Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему «Наши помощники – органы чувств». Цель: Создание условий для формирования представлений.

Конспект итогового занятия по развитию сенсорных способностей у детей подготовительной группы «Органы чувств» Цель: развивать сенсорные способности у детей дошкольного возраста. Задачи: – Продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние,.

Конспект НОД «Наши помошники — органы чувств» Конспект НОД с элементами познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Наши помощники – органы чувств» Воспитатель.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе по окружающему миру «Наши помощники — органы чувств» Программное содержание. • Закреплять умение ориентироваться в схеме собственного тела; соотносить предмет с его словесным обозначением.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Органы чувств» Окружающий мир 1 класс Тема: Наши помощники – органы чувств. Цель:1 Показать роль и специфику разных органов чувств. 2 Органы чувств помогают.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Наши помощники — органы чувств» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Наши помощники – органы чувств» Цель: формировать у детей умение осознанно относиться.

Конспект занятия по познавательному развитию «Наши органы чувств» Цель: формирование представлений детей о внешних особенностях строения тела человека; Задачи: 1. Дать понятие «органы чувств», объяснить,.

Конспект занятия в средней группе «Наши помощники-органы чувств» «Наши помощники-органы чувств» Цель: • Учить передавать различные эмоциональные состояния. • Закрепить знания об органах чувств. Уточнить,.

Конспект занятия «Наши помощники — органы чувств» Наши помощники — органы чувств». Цель: формирование представлений об органах чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) человека и их значении.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ “Органы чувств”

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №26 комбинированного вида” “АБВГДейка”
Чистопольского муниципального района
Республики Татарстан

Мифтахова Разиля Анасовна

Номинация: методические материалы для воспитанников на дошкольной ступени образования

Конспект НОД: «Наши помощники-органы чувств» –

с элементами исследовательской деятельности

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности с использованием личных ощущений.
Образовательные задачи: помочь получить знания об органах чувств человека: зрение, слух, вкус,осозяние, обоняние; продолжать учить строить развернутые высказывания; создавать положительный психоэмоциональный настрой ребенка.
Развивающие задачи: развивать умение говорить полными ответами, высказывать личное мнение и выдвигать гипотезу, делать выводы и сравнивать с полученными результатами на основе личных ощущений;
Воспитательные задачи: воспитывать умение быть здоровым, беречь свое здоровье.
Материал: непрозрачные емкости в которых находятся продукты и вещества с разными запахами (цедра апельсина, чеснок) и вкусами (хлеб, конфета, лимон); “Волшебный мешочек” с предметами, отличающимися по форме и фактуре поверхности (деревянный кубик, клубок шерсти, наждачная умага, резиновый мяч); презентация; магнитные доски, мольберт.
Методы и приемы: беседа с детьми, рассказ об органах чувств, рассматривание иллюстраций органов чувств, эксперементирование, рисование на магнитной доске и мольбертах.
Данная непосредственно-образовательная деятельность была апробирована на «Неделе открытой образовательной деятельности» на базе МБДОУ «Детский сад №26 комбинированного вида» «АБВГДейка». Предварительной работой служило рассматривание детских энциклопедий, беседы о бережном отношение к организму при встрече с детским врачом, просмотр мультфильмов с сайта Edu.tatar.ru
Если тема непосредственно образовательной деятельности интересна ребенку, выполнима, решение приносит реальную пользу, ребенок раскрывает лучшие стороны своего интеллекта, получает новые знания, умения, навыки. Главные умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, с помощью исследовательских действий. Следовательно, необходимо использовать практические методы, где исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.; при сборе и обобщении материалов; при доведении полученного продукта до логического завершения – представления результатов, полученных в исследовании.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, к вам сегодня пришел необычный гость, который приготовил для вас несколько интересных заданий.
Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам сегодня отправится в Институт Здоровья. Мы побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств человека. За каждый правильный ответ вы будете получать приз – витаминку. Если соберете все витамины, то вас ждет сюрприз.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие органы чувств вы знаете? (ответы детей: глаза, уши, нос, язык, кожа). Органы чувств помогают нам познавать окружающий мир, и поэтому мы их называем как? (ответы детей: помощниками).
Доктор Айболит: Вот мы с вами в первой лаборатории. И для того, чтобы понять о каком органе чувств пойдет речь, отгадайте загадку, а ответ нарисуйте на своих досках:
Бугорок на лице
Помогает нам дышать (Нос.)
Дети на досках рисуют изображение носа, а воспитатель показывает нос на экране.
Доктор Айболит: Правильно, ребята, это нос. За правильный ответ вы получаете витамину.
Воспитатель: Ребята, а для чего нам нужен нос? (ответы детей: дышать, различать запахи).
Воспитатель: Правильно, давайте с вами подышим: Вдохнем глубоко через нос и медленно выдохнем. Повторить 3-4 раза. Подышали?
А теперь давайте поиграем в игру «Чудо – нос». В этих баночках находятся некоторые продукты. А вы сейчас с закрытыми глазами попробуйте отгадать по запаху, что находится в одной из баночек (Дети по очереди определяют по запаху содержимое емкости, где находятся: чеснок, лимон, духи).
Воспитатель: Так зачем человеку нужен нос и как он помогает нам в жизни?
Дети: С его помощью различают запахи, дышат.
Доктор Айболит: Молодцы! Вот мы и попали во вторую лабораторию. Для того чтобы понять, какой орган чувств, здесь исследуют, отгадайте загадку и нарисуйте ответ:
Два брата на одной голове живут
Все слышат, а друг друга не видят (уши)
Дети на досках рисуют изображение уха, а воспитатель показывает ухо на экране.
Доктор Айболит: Правильно, ребята, это уши. Вы получаете еще одну витамину.
Воспитатель: Ребята, а для чего нам нужны уши? (ответы детей: слышать звуки). Правильно, а сейчас давайте немного поиграем. Проводится игра «Узнай по голосу». Все встают в круг, водящий в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Паша (Маша, Саша),
Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя «Ау!»
Глазки закрывай,
Кто позвал тебя, узнай.
Водящий с закрытыми глазами, один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу кто его позвал (игра проводится 3 раза).
А сейчас присядьте на ковер, закройте глаза, положите руки на колени. Будьте внимательны. Воспитатель включает аудиозапись раз-личных звуков. Какие звуки вы слышите? (ответы детей). Педагог благодарит детей за правильные ответы.
Воспитатель: Так зачем человеку нужны уши и как они помогают нам в жизни?
Дети: Уши помогают нам слышать звуки.
Доктор Айболит: Умницы! Переходим в следующую лабораторию. Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку и нарисуйте ответ:
Два брата
Зорко вдаль глядят (глаза)
Дети на досках рисуют изображение глаза, а воспитатель показывает глаза на экране.
Доктор Айболит: Правильно, ребята, это глаза. За правильный ответ вы получаете еще одну витаминку.
Воспитатель: Ребята, а для чего нам нужны глаза? (ответы детей: видеть, смотреть телевизор, читать книги и т.д.). Правильно, а сейчас проверим, так ли это. Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу (педагог имитирует различные движения). Глаза не открывайте. Скажите, что я делала? Откройте глаза. Вот что я делала (педагог дублирует показанное движение). Зачем нужны глаза? (ответы детей, обобщение педагога).
А чтобы глаза хорошо видели, нужно делать специальную гимнастику. Давайте ее сейчас и сделаем.
Зрительная гимнастика:
1. Быстро поморгать в течение 10-15 сек. Повторить 3р.
2. Потереть ладони друг о друга и легко положить их на закрытые глаза на 30-40сек. И открыть глаза.
Доктор Айболит: Молодцы! Переходим в следующую лабораторию. Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку и нарисуйте ответ:
Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (Язык)
Дети на досках рисуют изображение языка, а воспитатель показывает язык на экране.
Доктор Айболит: Правильно, ребята, это язык. Вы получаете еще витамину.
Воспитатель: Ребята, а для чего нам нужен язык? (ответы детей: определять различные запахи).
Воспитатель: Давайте поиграем. Определите на вкус, что вы пробуете?
Дети закрывают глаза, воспитатель дает им попробовать продукты, имеющие разный вкус. Ребята, поднимите руки, у кого был сладкий вкус? Как вы думаете, что это было? (так же с соленым и кислым вкусом)
Воспитатель: И снова никто из вас не ошибся! Вы хорошо умеете пользоваться вашими органами чувств.
Доктор Айболит: Правильно! Ну, вот мы с вами оказались в последней лаборатории. Здесь изучают орган чувств, которые отвечают за осязание. Чем мы с вами ощущаем прикосновение?
Дети: кожей.
Воспитатель: А где самая чувствительная кожа? (ответы детей: на пальцах).
Доктор Айболит: Верно, ребята. За правильный ответ получаете витамину.
Воспитатель: Проверим чувствительность ваших пальцев с помощью “волшебного мешочка”. По очереди опустите руку в мешочек и ощупайте один из предметов, лежащих в нем. Постарайтесь угадать, что у вас в руках. (Дети выполняют задание).
Воспитатель:
Одна дана нам голова,
А глаза два, и уха два,
И два виска, и две щеки,
И две ноги, и две руки.
Зато один и нос и рот.
А будь у нас, наоборот,
Одна нога, одна рука, –
Зато два рта, два языка,
Мы только бы и знали,
Что ели да болтали!
(С. Маршак.)
Мы должны беречь наши органы чувств, ухаживать за ними.
Доктор Айболит: Вот и закончилась наша экскурсия по институту Здоровья. Вы справились со всеми моими заданиями, и я дарю вам обещанный сюрприз (педагог вручает детям бананы).
Воспитатель: А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И на прощанье
Скажем всем мы до свиданья.

Читайте также:  Развивающие технологии в коррекции речевых нарушений дошкольников старшего возраста

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ “Органы чувств” »

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №26 комбинированного вида” “АБВГДейка”

Чистопольского муниципального района

Органы чувств – конспект занятия

Анализатор (сенсорная система) — функциональная система, обеспечивающая восприятие и переработку информации из внешней и внутренней среды организма. Учение об анализаторах разработано И.П. Павловым. Совокупность рецепторов, сконцентрированных в определенных участках тела, и клеток других тканей образует органы чувств. Анализатор состоит из трех отделов:

  • периферический — рецепторы, которые входят в состав органов чувств. Рецептор — это клетка, способная воспринять раздражитель и преобразовать его в нервный импульс. Есть хеморецепторы (вкуса, обоняния); механорецепторы (осязания, слуха); фоторецепторы (зрения); терморецепторы (холода, тепла); болевые рецепторы;
  • проводниковый — нервы, отходящие от рецепторов органов чувств;
  • центральный — участок коры больших полушарий, где происходит декодирование (расшифровка) информации с языка нервного импульса в форму соответствующего ощущения (зрительного, слухового, вкусового и т.п.).

Органы чувств — высокоспециализированные органы, воспринимающие определённый раздражитель. У человека различают шесть органов чувств: орган зрения, слуха, обоняния, вкуса, кожно-мышечного чувства и равновесия. Действуя одновременно, они обеспечивают человека разнообразной информацией об окружающем объективном мире, которая отражается в его сознании в виде субъективных образов — ощущений, восприятий и представлений памяти.

Проводящий путь сенсорной системы представлен чувствительными нервами, передающими нервный импульс в ЦНС. Частично информация начинает обрабатываться уже на уровне рецепторов, однако главную роль играет обработка в ЦНС.

Корковый отдел сенсорной системы — определённая зона коры больших полушарий головного мозга, где нервный импульс воспринимается и анализируется. На этом уровне возможно взаимодействие между различными сенсорными системами. В результате согласованной работы сенсорных систем в больших полушариях формируется программа поведения, оценка действий и др.

Зрительная сенсорная система (органы зрения)

Зрительная сенсорная система состоит из глаз, зрительного нерва и зрительных центров в височной области коры больших полушарий (коркового центра).

Глаз состоит из глазного яблока (шаровидное тело, расположенное в глазнице черепа) и вспомогательного аппарата (брови, веки с ресницами, слёзный аппарат и глазодвигательные мышцы).

Брови — волосы, предохраняющие глаза от попадания пота со лба. Веки — кожные складки с растущими по свободному краю ресницами, которые защищают глазное яблоко от ветра, пыли, ярких солнечных лучей. Слёзный аппарат включает слёзную железу, расположенную в верхнем наружном углу орбиты, и систему слёзных путей (слёзный каналец, слёзный мешок, носослёзный канал). Глазодвигательные мышцы соединяют глазное яблоко со стенками глазницы и обеспечивают его движения.

Глазное яблоко состоит из ядра, покрытого тремя оболочками: фиброзной, сосудистой и сетчатой (сетчаткой). Фиброзная оболочка в заднем отделе образует склеру, придающую глазному яблоку определённую форму, а в переднем отделе — прозрачную роговицу, которая пропускает и преломляет свет. Тонкая и нежная сосудистая оболочка с густой сетью тончайших сосудов и капилляров обеспечивает снабжение глаза кровью. В передней части глаза она образует радужную оболочку, в её центре имеется небольшое отверстие — зрачок, он способен рефлекторно расширяться или сужаться в зависимости от интенсивности света. Позади зрачка находится прозрачный и эластичный хрусталик, кривизна которого регулируется ресничной мышцей. Стекловидное тело заполняет почти всю внутреннюю полость глазного яблока. Сетчатка состоит из рецепторов — палочек и колбочек. Участок сетчатки, из которого выходит зрительный нерв, — слепое пятно. Почти рядом с ним находится жёлтое пятно, образованное скоплением рецепторов, — место наилучшего видения.

На сетчатке образуется уменьшенное перевёрнутое изображение видимых глазом предметов. Действительное изображение формируется в зрительной коре после поступления возбуждения от фоторецепторов. Для чёткого восприятия близких и далёких предметов хрусталик меняет свою кривизну, фокусируя лучи на сетчатке. Эта способность называется аккомодацией. Стереоскопичность (объёмность) зрения достигается сочетанием зрительных осей обоих глаз так, чтобы изображение падало на идентичные участки сетчатки.

Слуховая сенсорная система (органы слуха)

С помощью слуха человек воспринимает и анализирует огромное многообразие звуков окружающего мира и овладевает способностью говорить.

Слуховая сенсорная система состоит из рецепторов, расположенных в улитке внутреннего уха, слуховых нервов, проводящих импульс в головной мозг, и слуховых центров в височной доле коры головного мозга, где окончательно различается характер звука, его высота и тембр.

Орган слуха человека состоит из трёх отделов: наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо служит для улавливания и проведения звуковых колебаний. Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от среднего. Среднее ухо расположено внутри височной кости, отграничено барабанной перепонкой и овальным окном внутреннего уха. Оно состоит из заполненной воздухом барабанной полости (соединена с носоглоткой слуховой (евстахиевой) трубой, через которую уравновешивается давление воздуха в полости среднего уха с атмосферным давлением) и тремя слуховыми косточками — молоточком, наковальней и стремечком, соединёнными между собой суставами. Вибрация барабанной перепонки передаётся сращённому с ней молоточку, а затем — наковальне и стремечку, передающему её на овальное окно. Внутреннее ухо представляет собой сложную систему полостей и каналов, заполненных жидкостью. Основные части: улитка (содержащая слуховые рецепторы) и три полукружных канала (орган равновесия). Улитка — тонкостенный спиральный канал, заполненный жидкостью. В её полости расположен кортиев орган, содержащий волосковые клетки, преобразующие колебания жидкости улитки, вызванные звуковыми колебаниями, в нервные импульсы.

Вестибулярная сенсорная система (орган равновесия)

Вестибулярная сенсорная система (анализатор равновесия и положения тела в пространстве) играет важную роль в управлении движениями. Она включает рецепторные клетки органа равновесия, нервы, проводящие возбуждение в продолговатый мозг и мост, корковые центры в теменной и височной долях больших полушарий (при сознательном определении тела в пространстве) или мозжечок и спинной мозг (при рефлекторных реакциях).

Орган равновесия (вестибулярный аппарат) — часть внутреннего уха, состоящая из трёх полукружных каналов и двух мешочков преддверия (сферического и эллиптического). В стенках мешочков группами расположены волосковые клетки. Волоски этих клеток погружены в студнеобразное вещество, в котором разбросаны мелкие известковые кристаллы — отолиты. При любом положении тела отолиты деформируют волоски определённой группы волосковых клеток. Эта деформация вызывает возбуждение в оплетающих эти клетки нервных волокнах. Возбуждение поступает в нервный центр (в продолговатом мозге) и при необычном положении тела вызывает ряд двигательных рефлекторных реакций, приводящих тело в нормальное положение. Полукружные каналы расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях, поэтому их рецепторы раздражаются при изменении положения или движения тела в любом направлении.

Органы химического чувства (органы обоняния и вкуса)

Хеморецепторные сенсорные системы — обонятельная и вкусовая, их периферический отдел состоит из специфических хеморецепторов (обонятельных и вкусовых).

Обонятельные рецепторы расположены в слизистой оболочке носа. Попадая вместе с воздухом в нос, молекулы пахучих веществ растворяются в слизи, затем путём химического взаимодействия возбуждают обонятельные клетки. Это возбуждение по волокнам обонятельного нерва поступает в центр обоняния (обонятельные зоны промежуточного мозга и коры больших полушарий), где происходит различение запахов.

Скопления вкусовых рецепторов (вкусовые луковицы), размещённые во вкусовых сосочках (выростах слизистой оболочки), расположены на языке и стенках ротовой полости. На вкусовые рецепторы химически воздействуют растворённые в воде вещества. Возникающее возбуждение по волокнам вкусового нерва поступает в мост и продолговатый мозг, а оттуда — в центр вкуса, расположенный на внутренней поверхности коры между полушариями головного мозга. Там возникают четыре вкусовых ощущения: солёного, горького, кислого и сладкого. Вкус пищи — комбинация этих ощущений в разном соотношении, к которой добавляется также ощущение запаха пищи.

Осязательная сенсорная система (орган осязания)

Кожные рецепторы разбросаны в толще кожи по всей поверхности тела. В большинстве случаев они представляют собой многоклеточные тельца разной формы, внутрь которых заходит и разветвляется чувствительное нервное волокно. Кожные рецепторы расположены неравномерно. Наибольшая их концентрация отмечена на кончиках пальцев рук, губах и наружных половых органах. Поэтому эти участки тела наиболее чувствительны к механическим и температурным раздражителям.
В коже и слизистых оболочках расположены механорецепторы, реагирующие на различные механические раздражения — давление, прикосновение, вибрацию; особенно многочисленны они на языке, ладонях и кончиках пальцев. Возбуждение от рецепторов по центростремительным нервам через спинной мозг поступает в зону кожной чувствительности коры больших полушарий. С помощью осязания человек способен различать форму, размеры, характер поверхности предмета.
Температурная чувствительность связана с холодовыми и тепловыми рецепторами, расположенными в коже, а также во многих внутренних органах. Импульсы от них посылаются в ЦНС, где информация анализируется, и запускается реакция терморегуляции.
Боль — психофизиологическая реакция на повреждающий раздражитель, вызывающий в организме органические или физиологические нарушения, она является врождённой сигнальной реакцией. Боль вызывает оборонительную реакцию, направлённую на сохранение целостности организма. Специальных болевых рецепторов нет, поэтому боль воспринимают свободные нервные окончания, расположенные по всему организму.

Проприорецепторы

В опорно-двигательном аппарате есть особые механорецепторы — проприорецепторы, посылающие в головной мозг информацию о состоянии мышц (их сокращении или растяжении). Благодаря проприорецепторам человек всегда знает, в каком положении пребывают разные части его тела. Строение их различно — от простых нервных окончаний до сложноустроенных мышечных веретён (покрытые соединительнотканной капсулой скопления из нескольких видоизменённых мышечных волокон, оплетённых одним или несколькими чувствительными нервными волокнами). Растяжение или сокращение мышечных волокон вызывает в нервном волокне возбуждение, которое направляется в зону мышечной чувствительности коры больших полушарий и к мозжечку.

Это конспект по теме «Органы чувств, их роль в жизни человека». Выберите дальнейшие действия:

Ссылка на основную публикацию