Презентация Чистоговорки автоматизация звука (С)

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С] в чистоговорках с презентацией

Светлана Овчинникова
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С] в чистоговорках с презентацией

Тема: «Автоматизация звука [с] в чистоговорках».

Форма НОД: Индивидуальная

Цель: автоматизировать звук [с] в чистоговорках;

Закрепить правильное произношение звука [с ] в чистоговорках, формировать умение употреблять в речи притяжательные прилагательные.

Развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, память, воображение; развивать артикуляционную и мелкую моторику. Продолжать формировать навык самоконтроля за собственной речью.

3.Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.

презентация «Автоматизация звука «С» в чистоговорках»;

Картинка Веселый Язычок – пособие

разрезная картинка с изображением ЗИМЫ

Игрушка белка, снеговик.

Пособие на дыхание «Снежинка на варежке»

Д/И «Чей хвост, лапы и уши?»

Д/И «Составь картинку»

Раскраска «В гостях у Зимы»

Каждый день всегда,везде:

На занятиях, в игре

Верно, четко говорим,

Никуда мы не спешим.

Сейчас я расскажу тебе интересную историю. Жил – был Язычок решил он отправиться

в путешествие в зимний лес и приглашает тебя с собой в путешествие.

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой. Ф. Тютчев

Отправимся с нашим другом в лес? Для этого нам с тобой необходимо выполнить задание. Согласен?Отгадай загадки:

Весь день хлопочет.

А зовут её ….(сорока).

Что видим мы, взглянув в оконце?

Нам ярким светом светит (солнце).

Белое покрывало всю землю одело (снег)

Какой звук повторяется в начале слов? Верно, это звук [с]. Сегодня мы будем закреплять произношение звука [с].

Логопед: Вот мы с Язычком и доехали до леса (картинка зимнего леса на экране) (Слайд 2). Как здесь легко дышится! Сделай глубокий вдох через нос и длительный выдох через рот.

– Какой чистый воздух в лесу! Вдохни,на выдохе произнеси: «Прозрачный воздух чист и свеж

Идем мы с Язычком сначала по широкой дороге (упражнение «Лопатка», потом по узкой (упражнение «Иголочка»). Напряги язычок, высуни его наружу, сделай его острым и твёрдым, а потом опять по широкой и узкой дорожке (попеременное выполнение упражнений «Иголочка»«Лопатка»( 5-6 раз). Вдруг Язычок увидел забор упражнение «Заборчик», а за ним веселую белочку, обрадовался ей- упражнение «Улыбка». Белочка пригласила к себе в гости. Угостила вкусными конфетами. После вкусных конфет белочка и Язычок почистили зубки, а потом пошли кататься на качелях и горке. Выполнение артикуляционных упражнений «Конфета», «Почистим зубки», «Качели», «Горка», «Трубочка», «Лопатка». Весело было белочке и Язычку.

Логопед: Но вдруг поднялся ветер и засвистел –СССССССССССССС.

Логопед :Как засвистел ветер?

Логопед: Давай покажем, как ты научился говорить правильно звук «С». Произнеси звук «С». Улыбнись, прижми кончик языка за нижними зубами, зубки сближены, но не сомкнуты.Тихонько подуй: с-с-с-с.

Где идёт воздушная струя?

Ребёнок: с-с-с-с-с. Посередине язычка.

Логопед: Ещё раз произнеси звук «С» и подставь ладошку к струе. Какой воздух выходит изо рта при произнесении звука «С»?

Ребёнок: с-с-с-с. Холодный.

Логопед: А теперь послушайте, поёт голосок или спит, когда мы произносим звук С? (спит). Значит звук «с» какой? (глухой). Гласный или согласный звук «С»? (согласный).

Звук «с» – согласный, глухой, в словах бывает твёрдый или мягкий. Твёрдый звук С обозначаем синей фишкой, а мягкий звук С’ – зелёной фишкой. Сегодня мы повторяем звук «С»– твердый.

Логопед: Подул ветер и поднял в воздухе много – много снежинок.

В воздухе морозном.

Падают на землю

Ой, не тай, снежинка,

Упражнение на дыхание «Снежинка»

Логопед: Поиграл Язычок с белочкой и снежинками, и пошел дальше путешествовать. Идет и вдруг увидел коробочку. Он подумал, что там конфеты и даже улыбнулся от удовольствия упражнение «Оближем губы», открыл коробочку, а там картинки. Давай рассмотрим их и сочиним стихи. (Презентация). Автоматизация звука С в чистоговорках.

са-са-са — в лесу живет лиса

са-са-са — в саду оса

со-со-со — у Сани колесо

су-су-еу — Соня видит осу

сы-сы-сы — у Сони косы

са-са-са — в лесу бегает лиса

со-со-со – покатилось колесо

су-су-су — было холодно в лесу

Ас-ас-ас-а- купили ананас.

Ос-ос-ос- у Сони кокос

Ос-ос-ос- на столе поднос.

Ус-ус-ус- у Сани новый автобус

Ыс-ыс-ыс- кошка ловит крыс.

Су-су-су – ягоды в лесу.

Сы-сы-сы – тикают часы.

Вдруг Язычок на поляне увидел Снеговика и решил с ним поиграть. Давай и мы с тобой поиграем.

Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять Загибают пальчики по одному

Мы во двор пошли гулять. «Идут» по столу указательным и средним пальчиком.

Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, «Крошат хлебушек» всеми пальчиками.

С горки мы потом катались, Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.

А еще в снегу валялись. Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. Движение воображаемой ложкой; руки под щеку.

Логопед: Поиграл Язычок и отправился дальше в путь. Неожиданно он увидел, что за деревом кто – то спрятался. Давай вместе с Язычком посмотрим кто – же спрятался.

Игра «Чей хвост, лапы и уши?»

На фланелеграфе выставлены хвосты животных, у детей картинки,каждый подбирает к картинке соответствующий хвост и проговаривает:

У меня лиса. У лисы лисий хвост

-У меня барсук. У него барсучий хвост.

-У меня волк. У него волчий хвост.

-У меня заяц. У зайца Заячьи уши, заячий хвост, заячьи лапы.

Логопед: Поиграл Язычок и смотрит опять ветер поднимается сильно свистит ССССССССССССС. Если ты услышишь,что ветер свистит то хлопни в ладоши: -а- у-с-п-ж-с-в-т-с-р-ш-ц-с- и т. д.

Собрался Язычок идти домой, а навстречу ему идет волшебница Зима, идет и плачет. Язычок спросил, что случилось. Оказывается у Зимы был красивый портрет, но ветер налетел и поломал его. Не беда, мы тебе поможем. (Составление картинки из частей). Помогли мы с тобой и с Язычком волшебнице Зиме, она обрадовалась и поблагодарила нас. В благодарность подарила тебе вот такую раскраску. Дома раскрасишь и расскажешь маме, где ты путешествовал сегодня с Язычком.

Язычку очень понравилось гулять по зимнему лесу. Завтра он снова прейдет к нам в гости и будет с нами играть.

Надеюсь в этот раз не нарушила правила публикации. Презентацию представляю вместе с конспектом занятия. Очень жаль, что разработки в виде презентаций без конспекта нельзя представлять.

Наверное в третий раз уже моя презентация будет не так актуальна, но все же надеюсь на вашу поддержку. Спасибо за внимание.

Автоматизация звука С. Речевой материал

Цель: автоматизация звука “С” в речи ребенка.

Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука “С” в речи ребенка с помощью чистоговорок и стихотворений.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность ребенка.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука “С”. Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.

Содержание
Чистоговорки на звук “С” я так же использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра “Эхо”).
Например: взрослый – “Укусила нас оса”, ребенок – “Са-са-са”
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки я использую, когда идет автоматизация данного звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант – это конкурс “Чтецов” – 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру “Кто быстрее?” – берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, “СУ”, а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.

Вот некоторые из них.

Со-со-со – у Сони колесо.
Са-са-са – вот летит оса.
Су-су-су – лесу увидели лису.
Сы-сы-сы – у сома усы.
Сэ-сэ-сэ – рядом с садом есть шоссе.
Со-со-со – сдулось колесо.
Са-са-са – у Сони коса.
Са-са-са – в лесу оса.
Сы-сы-сы – у Сани бусы.
Сы-сы-сы – тикают часы.
Су-су-су – видел я осу.
Су-су-су – сумку я несу.
Су-су-су – ягоды в лесу.
Са-са-са – под кустом сидит лиса.
Су-су-су – грибы выросли в лесу.
Сы-сы-сы – на стене висят часы.
Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Ус-ус-ус – мы несем домой арбуз.
Ас-ас-ас – пили мы из кружки квас.
Ыс-ыс-ыс – мы пошли гулять на мыс.
Ас-ас-ас – у Сони ананас.
Ас-ас-ас – у нас дома квас.
Ус-ус-ус – у Сони кактус.
Ус-ус-ус – у Сони много бус.
Ус-ус-ус – у Сани новый автобус.
Ис-ис-ис – в лесу много лис.
Ас-ас-ас – мы пили квас у нас.

Ос-ос-ос – у Сани пес.
Ост-ост-ост – синий мост.
Аска-аска-аска – Сонина маска.
Сты-сты-сты – новые мосты.
Ост-ост-ост – пушистый хвост.
Сту-сту-сту – Соня на мосту.
Сты-сты-сты – красивые кусты.
Сно-сно-сно – все очень вкусно.
Сну-сну-сну – встречай весну.
Сна-сна-сна – высокая сосна.
Аска-аска-аска – интересная сказка.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений

ОСА
Са-са-са – полосатая оса.
Су-су-су – не поймать в саду осу.
Сы-сы-сы – есть ли у осы усы?

ЛИСА
Са-са-са – будет в доме жить лиса.
Сы-сы-сы – дом просторны у лисы.
Су-су-су – дом порадует лису.

РОСА
Са-са-са – на траве блестит роса.
Су-су-су – пьет жучок в саду росу.
Сы-сы-сы – вышло солнце – нет росы.

АНАНАС
Ас-ас-ас – купил Саня ананас.
Ус-ус-ус – сладок ананас на вкус.
Ос-ос-ос – прилетела сотня ос.

СМОРОДИНА
Сна-сна-сна – в саду ягода красна.
Сна-сна-сна – как смородина вкусна.
Сну-сну-сну – вот наемся и усну.
Сны-сны-сны – снятся сладкие мне сны.

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук “С”. На данном материале потом проводится конкурс “Чтецов”. Вот некоторые из них.

Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и умны.

Тарас поехал на покос,
Оттуда вез он сена воз.

Слава съел салат капустный,
Был салат капустный вкусный.

Пес Барбос совсем раскис,
Дам ему ирис “Кис-кис”.

Идут леском
Гусак с гусаком.
Глядят свысока
Гусак на гусака.

Соня, погляди в окно,
Сколько снегу нанесло!
И в лесу, и в саду
Сосны, ели – все в снегу.

На санках Соня с Саней,
Едут санки погоняя.
Санки скок, Саню в бок,
Соня бух в сугроб.

Сидел сугроб в лесу на пне
И грустно думал о весне:
– Весна наступит, а весной
Сугроб становится одой.

Сто столичных мастеров
Смастерили сто столов.
Сто столов сосновых
Для семи столовых.

Читайте также:  Проект 'Развитие речи через коммуникативные игры'

На листке блестит роса,
Словно грустная слеза.
Здесь с утра оса грустила
И слезинку позабыла.

В сумке я сухарь несу.
Я несу сухарик псу.
Пес сухарик покусает
И со мною поиграет.

На сосне сидит сова,
Говорит сова слова:
“Со стола совенок слез”,
Все слова не букву “ЭС”.

Автоматизация звука С

Начинаем автоматизацию звука в словах только после того, как ребенок четко произносит изолированный звук и может правильно произносить его в слогах. Называем слова, выделяя голосом автоматизируемый звук.
Слова произносим не торопясь, четко проговаривая их. Желательно повторить одно и то же слово 2-3 раза.

Артикуляция звука [С:

– губы растянуты в улыбке;

– зубы сомкнуты и обнажены («заборчиком»);

– кончик языка за нижними зубами;

– воздушная струя холодная (следим за тем, чтобы воздух выходил посередине)

После того, как правильный звук будет поставлен и закреплен в речи изолированно, переходим к повторению слогов и слоговых рядов.

Автоматизация звука С в слогах

Проговаривай слоги, чётко произнося звук С (выделяя голосом)

СА – СА – СЫ СО – СУ – СО СУ – СА – СЫ

СЫ – СО – СА СУ – СЭ – СО СА – СЫ – СУ

АС – АС – АС ОС – ОС – ОС ЯС – ЯС – ЯС ЮС – ЮС – ЮС

УС – УС – УС ЁС – ЁС – ЁС ИС – ИС – ИС ЕС – ЕС – ЕС

Упражнение “Послушай, запомни, повтори”

СА – СА – СО АС – УС – АС ИС – ЯС – АС

СО – СО – СУ ОС – ОС – УС ЕС – ЮС – ЮС

СА – СУ – СУ ОС – УС – УС ИС – ЁС – ЁС

СО – СЫ – СЫ ЯС – ИС – ИС ЁС – ЕС – ЕС

Проговаривай слоги, чётко произнося звук С (выделяя голосом)

АСА – АСА УСА – УСА ОСА – ОСА ИСА – ИСА
АСО – АСО УСО – УСО ОСО – ОСО ИСО – ИСО
АСУ – АСУ УСУ – УСУ ОСУ – ОСУ ИСУ – ИСУ
АСЫ – АСЫ УСЫ – УСЫ ОСЫ – ОСЫ ИСЫ – ИСЫ

СТА – СТА – СТА – СТА – СТА
СТО – СТО – СТО – СТО – СТО
СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ
СТУ – СТУ – СТУ – СТУ – СТУ и т.д.

Автоматизация звука [с] в словах, звук в конце слова

Повторять слова, чётко произнося звук С (выделяя голосом)

Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по средней линии языка идёт холодный воздух.

АС: квас, бас, нас, по-гас, а-на-нас.
ОС: нос, по-кос, под-нос, ко-кос.
УС: вкус, как-тус, у-кус, фо-кус, ав-то-бус, фи-кус, ми-нус.
ЫС: мыс, ку-мыс.
ИС: Де-нис.
ЁС: пёс, о-вёс, у-тёс, у-нёс.
ЕС: вес, лес, на-вес.
ЯС: по-яс.

Звук С в конце слова в ряду слов

Перечень слов: фикус, квас, поднос, насос,
кактус, фокус, утконос.

Перечень слов: уксус, ананас, матрос,
кипарис, класс, альбатрос.

Повтори словосочетания:

пустой автобус спелый абрикос

высокий утёс пустой автобус

серый пёс мясной соус

Автоматизация звука [с] в словах, звук в начале слова

Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по средней линии языка идёт холодный воздух.
СА: Сад, са-ни, са-мо-кат, сай-ка, сам, Са-ня, са-по-ги, са-бо, са-у-на, са-док, Сав-ва, со-бы-ти-е, со-вок, со-вет, со-ва;
СО: сок, сон, сом, со-я, со-да, Со-фья, Со-ня, соп-ка, сот-ня, сой-ка, со-ты, сон-ный;
СУ: суп, сум-ка, суб-бо-та, суд-но, сук-но, су-хо, сун-дук, су-е-та, сут-ки, су-хой;
СЫ: сын, сыт, сы-нок, сы-пать.

Звук С в начале слова в ряду слов

Перечень слов: сок, собака, сумка, сода,
суп, судак, сырок, суббота.

Перечень слов: санки, самолет, салат,
сапоги, совенок, сад.

Повтори словосочетания:

сани у Сани сосновая смола

суп с салом сытный суп

ствол сосны сытая собака

сломанный сук пустой стакан

сафьяновые сапоги сладкие соты

сытный студень сухая солома

старый судья соленое сало

соленое масло смолистая сосна

Автоматизация звука [с] в словах со стечением согласных

Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по средней линии языка идёт холодный воздух.

Сва-и, сво-бо-да, свой, свод, ска-мей-ка, ска-кать, скат, ско-ба, ску-ла, смо-тать, сно-ва, сноп, сны, спать, спо-кой-но, спут-ник, спу-тать, спуг-нуть, ста-я, ста-кан, ста-нок, ста-до, став-ни, ста-вить, стать, ста-ди-он, стог, сто, стук, сту-пень-ки, сту-па, сту-дить, сту-дент, сты-нуть.

Звук С в сочетаниях СТА, СКА в ряду слов

Перечень слов: стая, стол, станок, скамейка,
скатерть, старичок, ступенька.

Перечень слов: сковородка, стадо, слон,
скалка, слоги, ступа, склон.

Автоматизация звука [с] в словах, звук в середине слова

Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по средней линии языка идёт холодный воздух.

СА: о-са, ко-са, пи-сать, ку-сать, по-сад-ка, гу-сак, Ан-фи-са;
АС: пас-та, пас-тух, нас-та-нет, кас-кад, кас-ка, мас-ка, о-пас-но;
СО: пе-сок, ку-сок, но-сок, бо-сой, о-со-ка, вы-со-кий, по-я-сок;
ОС: пост, воск, мост, ки-оск, хвост;
СУ: не-су, па-су, по-су-да;
УС: куст, пус-то, ка-пус-та, ав-густ, фо-кус-ник;

СЫ: ве-сы, бу-сы, гу-сы-ня, по-сы-пать, ко-сын-ка;
ЫС: выс-туп, вы-став-ка;
ИС: писк, мис-ка, диск, а-ист, а-ис-тё-нок, пи-а-нист, тан-кист;
ЕС: мес-то, тес-то, тес-но, тес-но-та, вес-на;
ЮС: бюст;
ЯС: яс-ный.

Звук С в середине слова в ряду слов

Перечень слов: паста, каска, колбаса,
носорог, носок, лиса.

Автоматизация звука [с] в словосочетаниях

Вкусный суп опасный выступ

искусный фокусник пустая миска

сосновый сук усатый сом

су хая косынка синие бусы

сатиновый поясок усатый сом

густой сок тенистый сад

ананасовый сок толстое сукно

лесная сова быстрые самолеты

Сдобное тесто высокий мост

постная колбаса ананасное суфле

высокая сосна соленая треска

наваристый суп густой лес

сонная киска автобусная остановка

густой кустарник красные сандалии

солист ансамбля сырой песок

парусный спорт солёная капуста

миска с рисом вкусный салат

масса советов пёстрая собака

Четко произносить предложения со звуком С.

Саня идет в сад. В саду оса.

У самого носа оса. Оса полосатая.

Высоко в небе самолет. Саня и Соня летят на самолете.

Самолет идет на посадку. Саня и Соня выходят из самолета.

Сане купят новый самокат. У Сани сани едут сами.

У Саньки новенькие санки. Саня едет на санях.

Саня видел салют. Саня сам надевает сапоги.

Садовник посадил сад. Бориса покусала собака.

Собаке дали кусок мяса. Собака своих не кусает.

На соломе спит собака. У Сони коса до самого пояса.

Четко произносить предложения.

Дайте Сане сок и ананаса кусок. Соня кусает сахар.

В сотах мёд. Песок в совке.

Соль в солонке. Сонный сом на дне.

Соня, купи маме соды. Самолет летит высоко над лесом.

Соня спала на соломе. Суп несут в судке.

Саня и Соня несут сумку. В сумке сок, сахар и сыр.

Соне налили супу. Соня видит осу.

Суп солите сами по вкусу. На обед салат, суп и мясо.

В саду сухой песок. Несут ёлку из лесу.

Сосулька упала в снег. Высоко на суку сова.

Четко произносить предложения.

В субботу Соне купят посуду. Алиса моет посуду.

Соня рисует самолет. На ёлке сухой сук.

В сумке судак. В лесу лиса.

В лесу высокие сосны. У сома усы.

У осы усы. В саду осы.

Сане купили весы. У тёти Вассы новые бусы.

У Сони косынка. У Сони посылка, в ней бусы и косынка.

В посылке сыр, колбаса, сахар. Я несу в сумке кусок сыра.

У Сони две косы. У Сони русые косы.

У Сони густые волосы. У Сани полосатые носки.

Тексты для пересказа

Рассказы для прослушивания и пересказа.

НА АВТОБУСНОЙ ОСТАНОВКЕ

Слава и Соня стояли на автобусной остановке. Они ели биг-маки из Макдональдса.

Тут Соня заметила бездомную собаку. Она стояла недалеко от остановки и внимательно глядела на Соню и Славу. Собака скулила от голода. Слава отломил кусок своего биг-мака и дал его бедной собаке. Собака съела мясо и завиляла хвостом. Довольная Соня улыбнулась Славе.

На поляне спали дикие гуси. С ними были маленькие гусята.

Когда стало темно, около стада появилась лиса. Она схватила одного гусёнка и хотела унести его в лес. Тут две гусыни накинулись на лису. Они стали бить лису своими клювами.

Лиса оставила гусёнка и со всех ног понеслась к лесу.

У Светы есть своя комната. У окна стоят стол и стул. На стене висят полки с книгами. Есть полка с мозаикой, кукольной посудой и мебелью. У Светы много кукол. Есть и кукольная коляска.

Только не любит Света сидеть в своей комнате одна. Она зовёт к себе соседку Люсю. Вместе детям намного веселее!

У Сони есть свой дом. В саду у Сони стоит несколько сосен. Под соснами — беседка. Соня сидит в беседке на скамейке и зовёт свою собаку: «Сильва, Сильва, иди сюда!». Соня показывает собаке колбасу и командует: «Сильва, дай лапу!».

Сильва, сидя, подаёт Соне лапку. За это Соня даёт со¬баке маленький кусок колбасы. Сильва виляет хвостом и опять даёт Соне лапу — так, без команды!

У Сони в саду стоит высокая сосна. Сосна совсем сухая. Сонин папа спилит сухую сосну. Без сосны в саду станет светлее. Светлее станет и в Сонином доме.

Из сосны Сонин папа напилит несколько досок. Из досок выйдет новая скамейка.

Как-то Соня со своим псом Султаном была в саду. Соня ходила по саду без сандалий и босой ногой наступила на осу.

От укуса осы Соня заплакала и стала скакать на одной ноге. Султан лизнул Сонину ногу. Соня успокоилась и засмеялась.

Люся всегда боялась гусей. Как-то соседский гусак Васька схватил Люсю за юбку и стал тянуть. Люся замахнулась на гусака веткой, и тот отстал. А Люсин папа сидел у дома на скамейке и всё видел.

«Люся, да ты смелая стала — гусака не испугалась!» — весело сказал папа.

Были у Люси кот Васька и любимая кукла Синди. Люся занималась с куклой весь день. Кот Васька постоянно наблюдал за хозяйкой.

Как-то мама позвала Люсю на кухню. Кукла Синди осталась в коляске. Кот схватил куклу и унёс её под диван.

Люся не увидела куклы в коляске и сильно заплакала. Тогда кот Васька достал куклу из-под дивана и отдал Люсе. Люся засмеялась и угостила кота Ваську — дала ему Вискас.

У нас в подъезде есть сосед. Он всегда везде опаздывает. Встанет утром, никак не найдёт свой костюм. Потом бегает по комнате, собирает в сумку документы, деньги, разные записки. Сосед всегда опаздывает на свой автобус, а потом стоит на остановке и грустит.

Вот какой рассеянный сосед!

ВОТ И ПОВЕСЕЛИЛСЯ!

Сеня был в классе и вертелся, сидя на стуле. Спинка стула треснула и сломалась. В классе этого никто не заметил.

Приставил Сеня спинку к сиденью и оставил стул на месте. О сломанной спинке Сеня никому не сказал. «Вот потеха будет, когда кто-нибудь сядет на мой стул! Вот повеселюсь!» — думал Сеня.

Весь день он косился на опасный стул. «Интересно: кто на него сядет?». Смотрел-смотрел Сеня — никто на его стул не садится. Странно ему стало.

Читайте также:  Анкетирование родителей в работе учителя-логопеда ДОУ

На другой день Сеня забыл о сломанном стуле и плюхнулся на него со всей силы! Спинка стула развалилась, а Сеня оказался на полу.

Хотел Сеня повеселиться — вот и повеселился!

Все плодовые деревья, которые растут в современных садах, люди вывели от диких растений.

Садоводы создали много разных сортов сливы и яблони, персика и абрикоса, смородины и малины. Из этих плодов люди делают соки, консервы, варенье, напитки.

Прекрасные деревья и кусты растут в плодовых садах по всей Земле. В садах работают натуралисты и садоводы.

Чистоговорки на букву С

Чистоговорки на букву С

Ся-ся-ся, ся-ся-ся – не поймали карася.
Се-се-се, се-се-се – карасей ловили все.
Си-си-си, си-си-си – в водоеме караси.
Ся-ся-ся, ся-ся-ся – вот поймать бы карася!
Са-са-са, са-са-са – ой-ой-ой летит оса!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы – не боимся мы осы!
Су-су-су, су-су-су – видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы, сы-сы-сы – мы не видели осы.
Са-са-са, са-са-са – отгадайте, где оса.

Са-са-са: на столе оса.
Су-су-су: не боимся мы осу.
Сы-сы-сы: жало остро у осы.
Се-се-се: киселя дадим осе.

Са-са-са – на дворе роса.
Са-са-са – в лесу бывает лиса.
Са-са-са – у меня лиса.
Су-су-су – даю Саше лису.
Са-са-са – у кого лиса?

Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Су-су-су – мы видели осу.
Са-са-са – летит оса.
Са-са-са – прилетела оса.
Су-су-су – мы прогоним осу.
Са-са-са – улетела оса.
Сы-сы-сы – не боимся мы осы.

Со-со-со у Светланы колесо.
Со-со-со – мы сменили колесо.
Су-су-су- было холодно в лесу.
Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь.
Си-си-си – ты сырочек откуси.
Ся-ся-ся – мы поймали карася.
Ся-ся-ся – Костя ловит карася.

Сы-сы-сы – у Семена нет косы.
Са-са-са – вот коса.
Са-са-са – острая коса.
Сой-сой – траву косили мы косой.

Сы-чи-сы – вот часы.
Сы-чи-сы – идут часы.
Сов-сов-сов – есть стрелки у часов.
Сы-чи-сы – похожи стрелки на часы.

Солнце – Солнце – золотое донце.
Солнце – солнышко – свети.
Солнце – солнышко – гори.

Сказала со смехом соседке синица:

– Стать самой стрекучей сорока стремится!

Ах, вы, сени, сени, сени
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.

Солнце-Солнце – золотое донце.
Солнце – солнышко свети.
Солнце – солнышко гори.

Пёс лису учуять смог –
Сразу подал голосок.
Унеслась лиса в лесок –
Сала дали псу кусок.

Автоматизация звука С в словах

1. Ах вы сени, сени, вышел в сени сонный Сеня, и в сенях споткнулся Сеня,
и кувырк через порок.
2. Было весело на горке Сане, Соне и Егорке, А Маруся не каталась – в снег упасть она боялась.
3. У Степана есть сметана, простокваша да творог, семь копеек – туесок (берестяная кубышка с тугою крышкою и со скобкой или дужкой в ней).
4. Везет на горку Саня за собою сани.
5. В семеро саней, по семеро в сани, уселись сами. Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
6. Есть сушки Проше, Васюше и Антоше. Еще две сушки Нюше и Петруше.
7. Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась бабуся о гуся. Все бусы склевали по бусинке гуси.
8. Саша любит сушки, Соня – ватрушки.
9. Саша шла по шоссе и сосала сушку.
10. Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте, и сосала сушку.
11. Сеня вез воз сена.
12. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
13. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках;
Санки скок – Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб.
14. Сено Сене Костя косит, в сени сено Сеня носит.
15. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
16. Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.
17. Синичка, синичка – воробью сестричка.
18. Переносица с носа на нос не переносится.
19. На спице синица, синице не спится.
20. У Сени, Сережи и Саши нос, шея, уши и щеки в саже (ж, с, ш, щ)
21. Сашу спрашивает Гришка: «У стрижа жена – стрижка?» (ж, с, ш).
22. На носу у носорога сорок сорок.
23. У Раисы сестра Лариса, у Ларисы сестра Раиса.
24. Тося, не носи в сите ситро.
25. Сух сук нес барсук.
26. Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
27. У осы не усы, не усищи, а усики.
28. Оса боса и без пояса.
29. Съел Слава сало, да сала было мало.
30. Пустует пост на мостовой – бастует Сеня-постовой.
31. Стёпа принёс сёстрам на перекрёсток пёстрые блёстки.
32. Села Алеся, с печи ноги свеся, не смейся, Алеся, а на печи грейся.
33. Вёз Анос сеять овёс. Посеял овёс. Уродился овёс. Пришёл Анос, скосил овёс, повязал овёс, смолотил овёс, до зерна Анос поввыбрал овёс, увез овса воз.
34. Берёзка коренистенькая, по корню – криволистенькая, по серёдке –суковатенькая, по вершинке – высококудреватенькая.
35. Идет козел с косой козой, идет козел с босой козой (к, с).
36. Шёл косой козёл с косой; пришел косой козёл с косой (к,с).
37. Не хочет косой косить косой; говорит: «Коса коса» (к,с).
38. Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит Касьян-косарь покоса.
39. Заяц косой сидит за осокой-травой, смотрит косой, как девушка с косой косит траву косой.
40. Косарь косил, косу носил. Коси, коса, пока роса, роса долой – косец домой. Коса косит гладко, коса любит лопатку, лопатка песочек, косец – пирожочек.
41. Вася косил косилкой спелый овес.
42. В поле полет Поля просо, сорняки выносит Фрося (И. Демьянов).
43. Курочка шустра пестра, уточка с носка плоска.
44. Ерш, пескарь, осетр, севрюга рады повстречать друг друга.
Сухина Е.И.
45. У Сысоя усы от носа до пояса.
46. У тестя нос и усы в тесте.
47. У соседа домоседа сосед-непоседа, у соседа-непоседы сосед-домосед.
48. Сноха снуёт от снопа к снопу.
49. Вовсе не все Лены во вселенной веселы.
50. Не садись на мопса-пса – укусит.

Автоматизация звуков К и Кь

ЗВУК К. (№1)

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Автоматизация звука [к]в слогах.

ка-ко-ку-кыко-ку-кы-каку-кы-ка-кокы-ка-ко-ку
ак-ок-ук-ыкок-ук-ык-акук-ык-ак-окык-ак-ок-ку
ак-ак-ак- бак, мак, так;ок-ок-ок- ток, бок, сок, док;
ук-ук-ук- тук, бук, внук, паук;ык-ык-ык- бык;
ик-ик-ик- пик, веник, финик;ек-ек-ек- век, бег, снег;
як-як-як- маяк, як.

3. Послушай и повтори. Обведи капельки.

Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Кап! Кап! Кап.

4. Угадай слово, которое

заканчивается звуком [к]:
уро. дру. сту. сапо. то. кри. суро.
вени. шнуро. поро. като. замо.
брело. зна. кло. трес. .

5. Автоматизация звука [к] в словах.

Бак, мак, так, маховик, паук, индюк, тук, бук внук, бык, бок, док, табак, поток, опенок, паек, веник, ботинок, дубок, моток, охотник, молоток, тюбик, финик, путник, пик, як, маяк, каюк, тупик.

1. Отгадай загадку. Обведи отгадку.

Зелены мы, как трава
Наша песенка: «Ква-ква».

2. Угадай слово, начав его звуком [к], [к’]:

. окос, . исть, . ино, . нига, . ошка, . ит, . рот, . ольцо,
. екс, . олдун, . офе, . ость, . амень, . олодец, . орова.

3. Автоматизация звука [к]в слогах.

Ква-кво-кву-квыкна-кно-кну-кны
Кво-кву-квы-квакно-кну-кны-кна
Кву-квы-ква-квокну-кны-кна-кно
Квы-ква-кво-квукны-кна-кно-кну

4. Названия, каких картинок звучат, похоже?

5. Игра «Веселый счет». Сосчитай уток.

ЗВУК К. (№5)

1. Повторить чистоговорки.

ка — ка — ка — наша ноша не легка;Ниток клубок укатился в уголок.
ко — ко — ко — убежали далеко;Клава клала лук на полку,
ку — ку — ку — покупаем мы муку.Кликнула к себе Николку.

2. Игра « Один-много».

Кабан – кабаныкабина – кабины,камень – камни,
канава – канавы,капкан – капканы,конь – кони,
кот – коты,канат – канаты,комета – кометы,
конфета – конфеты,команда – команды,комната – комнаты.

3. Игра «Прятки». Назови картинки.

4. Повторить чистоговорки.

На кокосы, на кокосыНа скамейке семь котят
Налетели мы, как осы,Все котята есть хотят.
А кокосы высоко,В миску мы кисель нальем –
Высоко и далеко.*Вот вам миска с киселем.

ЗВУК К. (№6)

1. Отгадай загадку. Обведи отгадку.

Без крыльев летят, Без ног бегут,
Без паруса плывут. (облака)

2. Игра « Один-много».

Один бак – много баководна буква – много букв
Один мак – много маководна тыква – много тыкв
Один бук – много буководно окно – много окон
Один паук – много пауководин маяк – много маяков
Один бык – много быководин индюк – много индюков
Один дубок – много дубководин веник – много веников

3. Повторить чистоговорку.

Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски:
Сыта киска – пуста миска.
(Выложить из счетных палочек)

4. Автоматизация звука [к] в словочетаниях.

мяукать под окном; купать коней в Оке; выкопать канаву; покупать комок; коптить окуней.

5. Игра «Прятки». Назови картинки.

ЗВУК К. (№7)

1. Игра «Исправь ошибку».

Письмо пишет дедушку.Наша мышка поймала кошку.
Катушка ниток купила бабушку.Камешек нашёл Пашу.
На шубу вешают вешалку.Камыши сидят в лягушке.
Ландыши нашли Наташу.В картошку положили мешок.

2. Игра «Веселый счет».

3. Автоматизация звука [к] в словах.

Как, какаду, какао, какая, каемка, капкан, квак, койка, кок, кокон, комок, копейка, кнопка, кубик, кубок, покупка, пикник, конь, утка.

ЗВУК Кь. (№1)

1. Автоматизация звука [к’] в слогах.

кя-кя – кя-кя-кякя-ке-кю-ки
ке-ке – ке-ке-кеке-кю-ки-кя
кю-кю – кю-кю-кюкю-ки-кя-ке
ки-ки – ки-ки-кики-кя-ке-кю

2. Автоматизация звука [к’] в словах.

Киви, кивок, кино, Ким, кипа, коньки, кубики, маки, кепи, кепка, бакен, кит, кипяток, ботинки, Никита, букет, пакет, океан, пеньки, кеды, потомки.

3. Автоматизация звука [к’] в словочетаниях.

покупать маки; надевать кепку и кеды; кивать Никите; надевать накидку; пить кипяток; кубики в пакете; Никитины ботинки; ходить в кино.

4. Повторить чистоговорки.

В океане кит, киту кипяток кипятит.Покупаем мы покупки:
Кепку с этикеткой покупает Светка.Для Никиты те покупки
И для Кима те покупки.
А в покупках утки, дудки,
Кубики и незабудки.

5. Игра «Чего не хватает?» (ручки, лапки, ножки).

Презентация Чистоговорки автоматизация звука (С)

Маржан (Saturday, 12 December 2015 09:56)

У Вас замечательный сайт,всё очень понятно и главное нужное для устранения дефектов речи. Я впечатлена. Как ,родители и дети ,повезло вам что у вас есть такой профессионал.
Вот у нас нет таких условий.У меня все дети с логопедическими нарушениями и это очень мешает учёбе.
Вот скажите,если в 14 лет ребёнок при письме пропускает буквы или пишет другие-это уже поздно исправлять.И он тихо и невнятно разговаривает .Посоветуйте,пожалуйста,что-нибудь.
И 6-летний ребёнок часто пишет все цифры , буквы и слова справа налево и снизу .Почему? И при разговоре пропускает буквы,не ясно говорит. “Л”, и меняет слоги.

Никита (Thursday, 04 August 2016 20:43)

Спасибо за информацию. Занимаюсь с ребенком. Очень даволен.

Людмила (Tuesday, 20 September 2016 07:54)

Анастасия Павловна, большое спасибо! Очень выручили с материалом для автоматизации заднеязычных и ударных звуков! Пригодился и материал на звуки В, Вь, М, Мь, Н, Нь. Продолжу поиски материала на Ф, Фь и на их дифференциацию с В, Вь, да и П, Пь, Б, Бь найти не просто. Если будете выпускать свое печатное пособие или вести научную работу – желаю успехов!

Читайте также:  Звуки М –М’ - подгрупповое логопедическое занятие

Ольга (Monday, 17 October 2016 18:17)

Уважаемая Анастасия Павловна! Ребёнку 4 года, только начала с ним работу. Изолированно звуки стоят все. В словах слоги переставляет местами (кап-пак), либо пропускает слоги или звуки совсем (молодец- адец), или заменяет звуки и слоги (машина- писина). Что говорит, можно понять только догадками.С чего начать работу? Подскажите пожалуйста.

Анастасия Павловна (Monday, 17 October 2016 21:08)

Уважаемая Ольга, у ребенка скорее всего нарушен фонематический слух. Обратите внимание на игры на его развитие. Напишу несколько (поймай звук, придумай рифму, какое слово тут лишнее бак, мак, так, лодка, похлопай также и т.д. ) для удобства пишите вопросы на электронную почту uld-ap@bk.ru. буду рада помочь))))

Галина (Sunday, 20 November 2016 14:04)

Елена Сакович (Saturday, 28 January 2017 14:18)

галина (Tuesday, 30 January 2018 21:34)

Анастасия Павловна, большое спасибо!

Марина (Tuesday, 06 February 2018 07:11)

Да, материал супер. Все по делу. Не чего лишнего. Умничка.

Галина (Monday, 19 March 2018 06:44)

Интерес к профессии достойный уважения.

Марина (Saturday, 14 April 2018 21:47)

Спасибо, замечательный сайт, содержательный материал

Татьяна (Wednesday, 04 July 2018 07:23)

Отлично подобранная информация. Буду чаще заходить к вам на страницу. Я сама логопед-дефектолог , часто ищу материал для автоматизации и дифференциации звуков, а у вас нашла для к-г-х прекрасный полный комплект. И постановки описаны замечательно. В моей практике дети встречаются самые разные. Сейчас особенно много детей с ЗПР, дизартрией, моторной алалией, сниженным интеллектом с этим контингентом особенно трудно работать. Порой стандартные методики не работают и приходится искать новые подходы, долго делать массажи и развивать фонематический слух и восприятие прежде чем удаётся выставить, а потом и автоматизировать звук. Спасибо за то, что делитесь своими наработками с заинтересованными людьми. Успехов вам.

Ольга (Wednesday, 19 September 2018 11:55)

Анастасия Павловна! Спасибо большое за материал по автоматизации звуков! Материал полный, ничего лишнего, все самое необходимое! Спасибо огромное.

Анжелика (Tuesday, 25 September 2018 20:14)

Спасибо большое! Материал оказался очень полезен.

Татьяна (Thursday, 04 October 2018 02:05)

Спасибо за сайт, Очень много нужной и полезной информации.

Гульнара (Wednesday, 24 October 2018 09:10)

Спасибо за отличный материал!

Наталья (Wednesday, 14 November 2018 18:53)

Анастасия Павловна, спасибо за материал. Работаю воспитателем более 20 лет и первый раз столкнулась с такой проблемой: ребенок 6-ти лет звук [О] заменяет на [А]. Например: нас, лашка, акна и т.д.Порой просто догадываюсь по смыслу.Что делать? Родители к врачу-логопеду или неврологу отказываются ехать, ссылаются на занятость, а ведь скоро в школу.

qq (Friday, 28 December 2018 18:31)

Akzharkyn (Tuesday, 30 July 2019 07:12)

марина (Tuesday, 13 August 2019 19:42)

Добрый день!
Можно ли нам помочь в следующей проблеме: дочке 9 лет. Звук Р есть, но произносит его с напряжением нижней челюсти и нижней губы (нижняя губа дергается вниз при Р).
С челюстью справляемся при помощи карандаша,зажатого в зубах. А вот губа двигается вниз по- прежнему. Из-за того, что для Р столько усилий, то в речи слышится что-то страшное: Р утрированное, резкое, губа ходит вниз при этом. Логопеды говорят, пусть читает скороговорки на Р, в речи не пропускает Р. Да, всё это соблюдаем, но неправильный Способ этот не уходит, а закрепляется.

ГАЛИНА (Friday, 13 December 2019 06:46)

Спасибо. Подборки для автоматизации звуков очень интересные.

Елена (Friday, 13 December 2019 18:14)

Спасибо большое за Вашу страничку) С Вашей помощью у моих двойняшек постепенно появились с и ш, , в и вь, сейчас работаем над р. Примите мои поклоны)

Виктория (Wednesday, 20 May 2020 17:43)

Спасибо огромное за материал в электронном виде. На сегодняшний день оказался очень необходимым и актуальным

Снежана Пакиева (Wednesday, 22 July 2020 07:12)

Хочу выразить благодарностьза такой полезный материал! Уже не раз использовала его в своей работе. Желаю вам, Анастасия, творческого успеха в нелегком труде!

Елена (Thursday, 10 September 2020 12:53)

Огромное спасибо разработчикам за материал! Редко сталкиваюсь с необходимостью ставить заднеязычные звуки, поэтому речевого материала не накопилось.

Оля Белова (Monday, 12 October 2020 10:38)

Дисграфия – это нарушение письма.

Татьяна (Wednesday, 02 December 2020 13:02)

Благодарю за Ваш труд! Интересный и нужный материал!

Инна (Thursday, 17 December 2020 17:31)

Огромное спасибо за материал!

Маржан (Saturday, 12 December 2015 09:56)

У Вас замечательный сайт,всё очень понятно и главное нужное для устранения дефектов речи. Я впечатлена. Как ,родители и дети ,повезло вам что у вас есть такой профессионал.
Вот у нас нет таких условий.У меня все дети с логопедическими нарушениями и это очень мешает учёбе.
Вот скажите,если в 14 лет ребёнок при письме пропускает буквы или пишет другие-это уже поздно исправлять.И он тихо и невнятно разговаривает .Посоветуйте,пожалуйста,что-нибудь.
И 6-летний ребёнок часто пишет все цифры , буквы и слова справа налево и снизу .Почему? И при разговоре пропускает буквы,не ясно говорит. “Л”, и меняет слоги.

Никита (Thursday, 04 August 2016 20:43)

Спасибо за информацию. Занимаюсь с ребенком. Очень даволен.

Людмила (Tuesday, 20 September 2016 07:54)

Анастасия Павловна, большое спасибо! Очень выручили с материалом для автоматизации заднеязычных и ударных звуков! Пригодился и материал на звуки В, Вь, М, Мь, Н, Нь. Продолжу поиски материала на Ф, Фь и на их дифференциацию с В, Вь, да и П, Пь, Б, Бь найти не просто. Если будете выпускать свое печатное пособие или вести научную работу – желаю успехов!

Ольга (Monday, 17 October 2016 18:17)

Уважаемая Анастасия Павловна! Ребёнку 4 года, только начала с ним работу. Изолированно звуки стоят все. В словах слоги переставляет местами (кап-пак), либо пропускает слоги или звуки совсем (молодец- адец), или заменяет звуки и слоги (машина- писина). Что говорит, можно понять только догадками.С чего начать работу? Подскажите пожалуйста.

Анастасия Павловна (Monday, 17 October 2016 21:08)

Уважаемая Ольга, у ребенка скорее всего нарушен фонематический слух. Обратите внимание на игры на его развитие. Напишу несколько (поймай звук, придумай рифму, какое слово тут лишнее бак, мак, так, лодка, похлопай также и т.д. ) для удобства пишите вопросы на электронную почту uld-ap@bk.ru. буду рада помочь))))

Галина (Sunday, 20 November 2016 14:04)

Елена Сакович (Saturday, 28 January 2017 14:18)

Виктория Марченкова (Saturday, 04 November 2017 20:30)

Занимались с Анастасией Павловной. Остались очень давольны. Спасибо

Ирина (Sunday, 05 November 2017 03:49)

Спасибо, Анастасия! Очень полезная речевая зарядка.

жанна (Wednesday, 04 April 2018 10:20)

Спасибо за подборку материала. Очень удобно пользоваться сайтом.

Галина (Saturday, 16 June 2018 00:16)

Очень полезный материал. Большое спасибо коллеге. Желаю дальнейших успехов.

Галина (Sunday, 03 February 2019)

Спасибо за очень нужный материал

Akzharkyn (Tuesday, 30 July 2019 07:11)

Гульнара (Saturday, 23 November 2019 11:19)

Добрый день! Не могу найти материал на автоматизацию звука Рь

Наталья (Friday, 13 March 2020 08:36)

Огромная работа проделана Вами! Спасибо за помощь.

Юлия (Wednesday, 29 April 2020 18:25)

NAILYA STASHKOVA (Sunday, 16 August 2020 10:40)

Благодарю Вас за хороший материал!

Марина (Wednesday, 09 September 2020 22:52)

Светлана (Tuesday, 20 October 2020 19:43)

Огромное спасибо!
Часто пользуюсь вашим материалом.
Очень нравится.

Наталья (Tuesday, 03 November 2020 11:38)

Согласна, материал великолепный. Но почему нигде нет ссылки на автора – Жихареву-Норкину и её домашние тетради, откуда взяты задания?)

Автоматизация [Р] в стечениях с согласными

Автоматизация звука [Р] в стечениях с согласными звуками

Представляю читателям сайта ЛогопедРунет подборку материалов для автоматизации звука [Р] в стечениях с согласными звуками.

Звук [Р] в слогах со стечением согласных звуков:

Стра-стро-стру-стры Здра-здро-здру-здры Бра – бры – бро – бру

Рба – рбы – рбо – рбу Пра – пры – про – пру Кра – кры – кро – кру

Рка – ркы – рко – рку Гра – гры – гро – гру Хра – хры – хро – хру

Вра – вры – вро – вру Фра – фры – фро – фру Мра – мры – мро – мру

Нра – нры – нро – нру Шра – шры – шро – шру Ржа – ржи – ржо – ржу

Зра – зры – зро – зру

Звук [Р] в словах со стечением согласных звуков:

* Страх, страус, стража, странный, страна, страница, строка, стройка, строгий, строить, стружка, струя, струна, острая, быстрая, люстра, быстро, костры, министр, завтрак, втроём, штраф, муштра, монстр, инструмент, центры, здравствуй, здравница, вдруг, скафандр, кориандр, Ихтиандр.

* Брат, брать, браслет, бранить, забрать, собрание, кобра, зебра, швабра, брови, брошка, бросить, бросать, бродить, бродяга, бросок, добро, вброд, забросить, доброта, брызги, брызгать, брынза, брыкается, бобры, обрыв, добрый, брусника, сбруя, обруч.

* Правда, праздник, прачка, правило, справка, направо, пробка, провод, просто, против, простыня, продавать, продукты, простыл, простуда, противный, прогулка, простокваша, продавец, напротив, пруд, прутик, пружина, упругий, прыгать, прыгун, прыжок.

* Франция, Фрося, фрукт, фрукты, фруктовый.

* Врач, враг, вражда, вроде, врун, вручать, вручную.

* Край, кран, краб, краска, красный, крапива, красавица, красивый, кровь, крот, крошки, кролик, кроме, кромка, кровать, кроссовки, микроб, акробат, укроп, выкройка, круг, кружка, крупный, кружево, крупа, крутой, кругом, крутить, кружок, вокруг, Крым, крыса, крыша, крышка, крыжовник, закрытый, открыть, мокрый, открывать, закрывать.

* Грабли, грамота, грач, град, градусник, грабитель, граница, граната, игра, играть, награда, фотография, виноград, фотограф, гром, грохот, грозный, громко, грозы, гроза, грохотать, груз, груздь, группа, груша, грусть, грустный, грубый, грузовик, грузить, нагрузить, грызть, грызун, игры, тигры.

* Храм, храп, храпеть, хранить, охрана, охранник, охранять, сохранить, хруст, хрупкий, хрусталь, хрустящий, хрустит, хромой, хромать, махровый.

* Сразу, сразить, сражение, срок, срочный, срубить, срываться.

* Мрак, мрамор, мрачный, нравиться; шрам; зразы.

Слова, насыщенные звуком [Р]:

Скороговорка, оркестр, размер, мрамор, фарфор, раствор, аэродром, транспорт, трактор, тротуар, разговор, квартира, храбрый, температура, проворный, электромонтёр, термометр, конструктор, фермер, аэропорт, маршрут, торшер, курорт, портьеры, простор, прорубь, литература, программа, раскрасить, пробирка, проверка, проворно, пробор, профессор, растирание, ярмарка, разрыв, процедура, просмотр, распространён

Повторить словосочетания и предложения:

* Крутая гора, крутой обрыв, мокрая трава, бравый солдат, красный гранат, ровный пробор, крутой поворот, упругая пружина, круглое ядро, открытая фрамуга, размах крыла, кружевной узор, проходной двор, храбрый тигр, шумное собрание, спелая брусника, солёная брынза, родной край, огромный парк, крупный виноград, шиферная крыша, барабанная дробь, иностранная марка, камера хранения, чёрные зрачки, консервированные помидоры, проговаривать скороговорки, фотографировать друга, возвращаться с аэродрома, маршировать с оркестром.

* Фотограф фотографирует. Ира открыла окно. Кур кормят крупой. Продавец продаёт фрукты. Рая купила брошку. Барабанщик громко барабанит. Пёстрые астры украшают сад. У Тамары красный карандаш. Рая прыгает через верёвку. У грача подбито крыло. Дружные бобры строят плотину. В порту разгружают пароходы. Тропинка обрывается у оврага. На рынке продают разные фрукты. Рома набрал два ведра рыжиков. Утром рыбаки отправились к озеру. С горы бежит ручей проворный. Серый кролик грызёт красную морковку. Продаются консервы из крабов. Крот портит корни растений. Дорога к пруду идёт мимо кедровой рощи. Прохор прыгает в пруд с крутого обрыва. На краю крутого обрыва рос огромный старый дуб. Вечером по крутой тропинке спортсмены добрались до вершины горы. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. У крутой горки кротовые норки. Все бобры добры для своих бобрят.

Повторить чистоговорки. Чётко произносить звук [Р]:

Кра – кра – кра — в банке вкусная икра.

Орки – орки – орки — сушу апельсиновые корки.

Ссылка на основную публикацию