Развивающие технологии в коррекции речевых нарушений дошкольников старшего возраста

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.

В настоящее время ситуация усугубляется тем, что все большее количество дошкольников страдает нарушениями речевого развития. Однако часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения дисграфий, дислексий у школьников.

На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги (Л.А.Венгер, Н.И.Жинкин, А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкин, Д.Б.Эльконин, Л.В.Запорожец).

Несмотря на то, что существует множество разработок технологий и методических рекомендаций по данному направлению, которыми занимались такие известные педагоги как Ф.А.Сохин, Г.А.Тумакова, М.В.Алексеева, В.И.Яшина, Г.А.Каше, Р.И.Лалаева, Л.Ф.Спирова, и другие, вопрос эффективной организации работы по преодолению нарушений фонематических процессов остается актуальным и на сегодняшний день.

Особая значимость изложенной проблемы подталкивает нас к поиску новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практике не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.

Особенность игровой деятельности детей с нарушениями речи, разработка научно-методических аспектов применения игры как коррекционного средства отражены в трудах С.А.Мироновой, В.И.Селиверстова, Т.Б.Филичевой, Т.А.Ткаченко, Е.А.Пожиленко и др.

К числу бесспорных преимуществ использования игровых технологий в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:

  • игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний;
  • игра практически сводит на нет пассивность ребенка;
  • занимательный сюжет игры, использование дидактического материала, оборудования является дополнительным стимулом для включения в игру;
  • игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.

Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении детей. Мы уверены, что и в нашей работе по развитию фонематических процессов дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более привлекательным для детей, а, следовательно, и более результативным.

Говоря о фонематических процессах, уточним, что данное понятие включает в себя фонематическое восприятие, фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.

Цель нашей работы: развивать фонематические процессы дошкольников старшего возраста с нарушениями речи, используя игровые технологии.

Задачи работы:

1. Посредством игровых технологий обучать детей умению выделять звук в чужой и собственной речи.

2. Формировать фонематические противопоставления:

а) вырабатывать умения дифференцировать фонемы на слух;

б) вырабатывать умения дифференцировать фонемы в собственной речи.

3. Формировать фонематический анализ и синтез.

4. Формировать фонематические представления на основе фонематического восприятия и на основе фонематического анализа и синтеза.

5. Развивать навыки контроля и самоконтроля произношения звуков.

Содержание нашей коррекционно-логопедической работы основывается на важнейших принципах логопедии:

  • онтогенетический принцип;
  • патогенетический принцип;
  • принцип системности.

Логопедическую работу по развитию у детей фонематических процессов мы условно разделили на 6 этапов:

I. Этап : узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать речевые и неречевые звуки, развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).

II. Этап: различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

III. Этап: различение слов, близких по звуковому составу.

IV. Этап: дифференциации слогов.

Постепенно, в течение этого периода, дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

V. Этап: дифференциации фонем.

VI. Этап: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это узнавание звука на фоне слова. Он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложная форма – вычленение звука и определение его места в слове (начало, середина, конец). И, наконец, самой сложной формой фонематического анализа является умение определять последовательность звуков в слове, их количество и место по отношению к другим звукам.

Учитывая выше сказанное, нами был подобран комплекс игр и игровых упражнений, на каждый этап коррекционной работы по формированию фонематических процессов дошкольников.

1. Игры, направленные на развитие слухового внимания

«Узнай по звуку»

Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти, фразовой речи.

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т.д.), фишки.

Описание игры: Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, и т.д.

Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.

2. Игры на развитие речевого слуха

«Угадай, чей голосок»

Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений.

Оборудование: мишка (игрушка).

Описание игры: Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.

Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу

«Будь внимателен»

Цель: учить определять правильность произношения слов.

Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.

Описание игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка

4. Игры, направленные на дифференциацию слогов

«Повтори правильно»

Цель: развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Оборудование: мяч.

Описание игры: Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са.

5. Игры, направленные на дифференциацию звуков

«Не ошибись»

Цель: дифференциация звуков [с] – [з].

Оборудование: картинки: «Свисток» и «Звонок».

Описание игры: Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой – звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком – в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с. А если звук [з], то – со звонком и говорят: з-з-з. Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков.

«Угадай-ка»

Цель: развивать умение составлять слова из предложенных звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок – сон, ключ, обруч, топор – кот).

Опыт показывает, что реализация такой системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые возможности дошкольников.

Использование игровых технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.

1. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.-112с.

2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 1999. 216с.

3. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М: Просвещение, 1979. – 192с.

4. Ткаченко Т. А. В первый класс без – дефектов речи: Методическое пособие.- СПб.:Детство-Пресс, 1999.-112с.

5. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – М.: Центрполиграф, 2004.-63с.

6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детского сада./ М.: Просвещение, 1988.-64 с.

7. Швецова И. «Формирование фонематического восприятия и звукового синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи» Дошкольное воспитание. – 2007. – №5, С.71-78.

Развивающие технологии в коррекции речевых нарушений дошкольников старшего возраста
статья по логопедии (старшая,подготовительная группа) по теме

в статье рассматривается система работы с дошкольниками старшего возраста с ОНР 3 уровня с использованием развивающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
статья.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ «Центр развития ребенка – детский сад №20»

«Развивающие технологии в коррекции речевых нарушений дошкольников старшего возраста»

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка успешного обучения в школе.

В качестве основных показателей готовности к школе рассматриваются учебная мотивация и произвольность поведения. Формы и методы обучения в первом классе предполагают наличие у ребенка определенного уровня сформированности умений и личностных качеств, которые делают его учеником.

У детей с общим недоразвитием речи формирование учебных навыков часто запаздывает. В результате наступает кризис, порождаемый сменой преобладающей деятельности, увеличением требований к качеству речи, объему внимания, его устойчивости.

Не у всех детей, поступивших в школу, одинаково быстро формируются навыки чтения и письма. Отслеживая адаптацию бывших воспитанников к школе и беседуя с учителями начальных классов пришла к выводу, что одна треть учеников слабо успевает по русскому языку. Ученые установили зависимость между состоянием речевого развития и возможностью усвоения школьных знаний.

У детей, которые в дошкольном возрасте имели общее недоразвитие речи, при обучении в школе проявляются остаточные явления недоразвития речи:

  1. Недостаточное понимание и употребление на письме понятий и правил русского языка
  2. Затруднения в планировании своей деятельности
  3. Затруднения в использовании знаково-символических действий
  4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления

Использование в коррекционной работе развивающих технологий Л.Л. Тимофеевой, А.И.Уман позволяет заложить основы формирования обобщенных навыков и навыков развития важнейших психических характеристик, определяющих основные линии развития ребенка :

  1. Произвольность поведения;
  2. Овладение средствами познавательной деятельности;
  3. Децетрацию поведения (интересы других);
  4. Мотивационное развитие познавательной деятельности.
  1. Умение включаться в достойные виды общения и взаимодействовать с другими людьми
  2. Речевые умения и способности:

● Фонетические и грамматические умения;

● Регулятивная функция речи (выполнение действий по словесной

● Коммуникативная функция речи (описание предметов, впечатлений,

событий, понимание сообщений)

●Знаково-символическая деятельность (умение обозначать различными

знаками события и явления, выполнять действия по схематизации и

●Простые логические умения (выделение свойств и признаков предметов,

классификация их по разным основаниям);

  1. Двигательные умения (выполнять последовательность действий в соответствии с речевой инструкцией, развитие «тонкой моторики»).

Основой успешного развития воспитанников является коррекция речи. Есть два пути решения проблемы:

– посещение воспитанниками логопедических занятий;

– привлечение родителей и социума в коррекционно-образовательный процесс.

Логопедическое занятие несет в себе основную функцию коррекции речи.

Особенности занятий с использованием развивающих технологий:

  1. Использование различного предметного материала;
  2. Широкий спектр средств окружающей действительности;
  3. Воспитательный, личностно-развивающий эффект;
  4. Проживание отдельных ситуаций;
  5. Включение ребенка в различные виды деятельности.

Структура построения занятий:

На занятиях использую элементы различных видов деятельности: игра, наблюдение, конструктивная деятельность, изобразительная деятельность, слушание музыкальных произведений, литературно-языковая деятельность, общение. В рамках названных видов деятельности осуществляется подбор и компоновка различных видов заданий, основанных на принципах формирования у детей дошкольного возраста умений и навыков, а также закономерностях развития речи.

Необходимость формирования и развития познавательной мотивации определяет структуру каждого из занятий. На определенном этапе работы в рамках общего сюжета занятия возникает некая проблема, определяющая цель дальнейшей работы. Дети осознают цель, находят вместе с педагогом решение данной проблемы, отслеживают поэтапное продвижение к ней, свои достижения на этом пути. Таким образом, возникает внутренняя мотивация, связанная непосредственно с процессом обучения, основанная на желании найти отгадку, научиться чему-либо.

Формирую общеучебные навыки и умения современными методами и приемами, направленными на развитие памяти, внимания, мышления.

Считаю, что высокий уровень развития этих психических процессов делает процесс коррекции речи более успешным.

В работе над звукопроизношением, различением фонем использую символы звуков (по Т.А.Ткаченко). Знаки символизируют оральный образ звука (для гласных) или соотносятся с каким-либо реальным предметом (для согласных). Кроме того, использую символы для составления характеристики звука.

Использую символы и схемы в работе над усвоением предложно-падежных конструкций (схемы предлогов, схема предложения).

Для формирования логических умений использую прием выкладывания последовательностей, серий (Кто кем был раньше? Прошлое, настоящее, будущее) беседы – рассуждения : «что произошло бы, если…», выделение 4-лишнего по заданному признаку.

Одним из основных методов в работе с воспитанниками с ОНР является метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представлять абстрактные понятия. Это особенно важно, поскольку мыслительные задачи у воспитанников с ОНР решаются с преобладанием внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

В работе на словообразованием использую словообразовательные модели, развивающие пособия: разноцветные вкладыши Родиной. При обучении составлению рассказов по картине мне помогают следующие приемы: установление взаимосвязей между изображенными предметами, описание изображенного средствами символической аналогии, представление объектов с точки зрения восприятия различными анализаторами, придумывание загадок на основе выделенных признаков и свойств предметов.

Использование на занятиях индивидуального раздаточного материала из рабочих тетрадей различного уровня сложности позволяет осуществить дифференцированный подход и оценить степень усвоения воспитанниками учебного материала. Анализируя работу на индивидуальных листах, отмечаю умение работать по инструкции педагога, умение соотносить схему и реальный предмет, умение производить действия во внутреннем умственном плане.

Помимо оценки отдельных заданий или этапов работы, предлагаю воспитанникам восстанавливать весь ход занятия и анализировать все занятие опираясь на графический план занятия или наглядные результаты деятельности.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о главной цели дошкольного образования – развитие детей. Развитие – это умение добывать знания, использовать их в нестандартной ситуации. Развитие – это умение осознавать свое незнание, и считаю, что мои занятия направлены не только на коррекцию речи, но и на развитие моих воспитанников.

Для меня важно, чтобы воспитанник на этапе выпуска в школу не только имел сформированное звукопроизношение, владел связной, грамматически правильной речью, но и владел учебными умениями:

  1. действия на основе речевого планирования
  2. простые действия по схематизации и моделированию
  3. выделение свойств предметов, классификация их по разным признакам

В основу обучения положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением, т.е. процессу овладения детьми фонематической системой языка, ее лексическим составом грамматической структурой придается осознанный характер. У воспитанников развивается внимание к языку, способность к обобщениям в сфере языковых факторов.

Вернемся ко второму пути решения проблемы.

Внедрение нетрадиционных приемов работы позволяет включить воспитанников, родителей, педагогов в деятельность, помогает детям реализовать себя, обрести чувство уверенности в себе, как ведущее условие социализации ребенка.

Успешная коррекция речи невозможна без привлечения социума:

Для более эффективной работы с педагогами организовала работу по проведению индивидуального и подгруппового консультирования. «Тематический практикум» – это новая форма сотрудничества, которая позволяет мне обучить педагогов практическим навыкам работы с воспитанниками с ОНР. Одним из условий успешности коррекционной работы является соблюдение преемственности с педагогом-психологом и другими специалистами, в результате которой обеспечивается комплексный подход к реализации коррекционных задач, обсуждение которых проходит на Психолого-медико-педагогическом консилиуме.

Работа с родителями носит систематический характер, определен день индивидуальных консультаций. В течение двух последних лет работает родительский клуб «Лесенка успеха», на заседаниях которого родители получают практические советы и рекомендации по закреплению в домашних условиях полученных на занятиях навыков. Такая работа позволяет сформировать правильное отношение к речи ребенка в домашних условиях и поможет организовать домашние занятия по рекомендациям учителя-логопеда.

Информационный стенд «Советы логопеда» адресован родителям воспитанников всех возрастных групп. Он содержит информацию о возможных отклонениях в речевом развитии ребенка, поможет определиться, какие вопросы можно задать на консультации у логопеда, какую позицию занять в общении с малышом. Считаю, что тесная взаимосвязь в работе учитель-логопед и родитель является одной из важнейших составляющих успеха в преодолении речевой патологии воспитанников.

Традиционным является проведение в конце учебного года «Праздника Азбуки», посвященного Дню славянской письменности. Праздник проводится с выпускниками детского сада совместно с педагогом по обучению грамоте, учителями начальных классов. Является своеобразным итогом коррекционной работы за 2 года. На праздник приглашаются родители, учителя, сотрудники ДОУ.

Сравнительный анализ уровня развития речи воспитанников за последние два года показывает стабильную положительную динамику, что дает мне право говорить о достаточном уровне коррекционной работы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша.

В работе освещены методы и приемы в организации педагогического процесса в форме различных игр, применение игровых технологий в образовательном процессе.

В материале представлены формы работы, которые может использовать в своей деятельности учитель-логопед: пальчиковый театр, су-джок терапия. песочная терапия и др.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделен.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделен.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделен.

Детский сад «Калинка», Волгодонск

ул. Ленина 118, тел. 22-32-82

Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ

Начиная с раннего возраста, любой ребёнок с умственными и физическими недостатками может посещать общеобразовательную дошкольную организацию. Ребёнок может получать квалифицированную помощь специалистов в различной форме и объёме, исходя из его индивидуальных особенностей. Инклюзивный подход в дошкольном образовании предусматривает изменение педагогических методов, чтобы образовательная организация могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех воспитанников, посещающих её.

Одно из правил инклюзивного образования — все педагоги и сотрудники образовательной организации, вовлечённые в процесс обучения, должны быть обучены разным стратегиям и новым педагогическим технологиям. В современных условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Основной проблемой для ДОУ, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с тяжёлыми нарушениями речи. В рамках введения ФГОС ДО, приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных моделей.

Инновационные процессы – на современном этапе развития общества затрагивает в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На сегодняшний день в арсенале коррекционных педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособностьи быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Практические методы (упражнения игры и моделирование).

Наглядные методы — формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.

Словесные методы определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

В своей работе использую инновационные технологии при работе с детьми с ОВЗ.

Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе»современной педагогики. Что мы подразумеваем под понятием «инновационные технологии»?

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Использование в логопедической практике инновационных служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в конце XX века. И относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую и служит для создания благоприятного эмоционального фона.

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно – развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем, применение инновационных здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ становится очень актуальным.

Инновационные технологии, применяемые мной в логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО. Подробно изучая новинки методической литературы, выбрала, на мой взгляд, наиболее актуальные и практичные инновационные методы, которые помогут сделать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи, эффективной и результативной.

Инновационные технологии в логопедической практике это всего лишь дополнение к общепринятым, проверенных временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания, развития мелкой моторики рук и т.д.)

Нестандартные подходы, новые инновационные технологии нужны чтобы:

  • сделать обучение осознанным;
  • интересным;
  • оптимизировать процесс обучения;

содействовать оздоровлению детей.

Виды инновационных технологий, используемых в логопедии:

  1. Информационно-коммуникационные технологии;
  2. Инновационные психокоррекционные технологии: , сказкотерапия, песок-терапия и т.д.;
  3. Образовательные технологии (ТРИЗ, синквейн,интеллектуальная карта, кластер);
  4. Здоровьесберегающие технологии:

5. Смешанные технологии — традиционные логопедические технологии использованием нововведений(сенсомоторное воспитание детей, использование навыка чтения при формировании речевой деятельности,

6. Организационные инновационные технологии: определение новых форм логопедической помощи детям с речевыми нарушениями( квест –технология-представляет собой современную форму работы с детьми с нарушениями речи )

Преимущество использования инновационных моделей в логопедической практике (см.слайд) Направления коррекционной работы с использованием инновационных моделей(см.слайд.

ИКТ технологии:

Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.

— Формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодики, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;

— Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие познавательной активности, самоконтроля, развитие мелкой моторики рук, развитие и координация психических процессов;

— Задачи творческого цикла: развитие воображения, развитие познавательной активности, развитие потребности к познанию.

Инновационные психокоррекционные технологии: , сказкотерапия, песок-терапия

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Целью сказкотерапии является снижение агрессии у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. Для этого я использую сказочные приемы и способы работы с детьми, доступные им из-за своей простоты и огромного интереса к самой сказке. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с гораздо большим энтузиазмом выполняют задания. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни, учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Главная цель ТРИЗ — развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать свои маленькие проблемы. Дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Поэтому, параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, творческая и добрая Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей по средствам игр В.В. Воскобовича.

Принципы, заложенные в систему этих игр- интерес- познание – творчество, становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым языком сказки, интриги забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Развивающие игры В.В. Воскобовича- это интеграция психологических, педагогических и логопедических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений. Особенности этих игр таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать реализуемые программы. Технология органично вплетается в уже сформированный процесс обучения и коррекции. В отношениях «взрослый- ребёнок» здесь не предполагается положение взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения. Ребёнок окружается непринуждённой, весёлой, интеллектуально- творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и вырастет ощущение внутренней раскованности за счёт поддержки его творческих начинаний.

В условиях реализации ФГОС особые требования предъявляются к развивающей предметно-пространственной среде, а именно: оптимальность, целостность, многофункциональность, трасформируемость, вариативность (в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности и в самостоятельной деятельности ребёнка) , разнообразность игр. учителя-логопеды, проводя каждый год мониторинг и сталкиваемся ежедневно с трудностями усвоения речевого материала, бедного предметного, предикативного и атрибутивного словарного запаса, нарушениями в развитии лексико-грамматического строя речи, несформированностью фонетико-фонематических процессов, отставанием в развитии связной речи, нарушении смысловой и произносительной сторон речи, выраженным аграмматизмом, дефектами звукопроизношения, специфическими нарушениями слоговой структуры слов у детей-логопатов. Поэтому учитывая всё это, я воспитатели группы внедрили в свою работу маркеры игрового пространства.

Технология «Интеллектуальная карта»

уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;

помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.

Технология «Кластер» аппробирую в своей работе

Кластер – (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть крастера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения.

Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы. В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам. В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.

Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС

  • является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации
  • развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события)
  • помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы
  • вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме
  • развивает такое качество личности, как коммуникабельность
  • Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
  • Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевоеразвитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает — задерживается и развитие речи. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки.
  • Учеными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.
  • Как отмечает М. М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно счи-тать еще одной речевой зоной мозга.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия («Су » – кисть, «Джок» – стопа). В коррекционно — логопедической работе приемы Су — Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Ребристая игольчатая поверхность шарика воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный шарик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Массажные шипы на поверхности шарика воздействуют на биологически-активные зоны коры головного мозга, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажный шарик положительно сказывается на развитии детей.

Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим технологиям является кинезиология или «гимнастика мозга». Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развитиядвижений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. И вот тут на помощь к нам приходят кинезеологическиеупражнения или как еще называют «гимнастика мозга». Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка. Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционнообразовательного процесса в целом.

Инновационные образовательные технологии речевого развития в работе учителя-логопеда в ДОУ

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: Логопедия , кластер , синквейн , ТРИЗ-РТВ , технологии речевого развития

Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успешного обучения в школе. Нарушения речи отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка в целом, на его поведении.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

К ним относятся:

  • Технология логопедического обследования.
  • Технология коррекции звукопроизношения.
  • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология развития интонационной стороны речи.
  • Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
  • Технология логопедического массажа.

Речевое развитие детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

  • бедный словарь: дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания;
  • непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц;
  • трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти использование инновационных образовательных технологий:

Инновационные образовательные технологии в ДОУ

  • привносят в логокоррекционную работу дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей;
  • оптимизируют процесс коррекции речи детей, помогают повысить результативность логопедического воздействия;
  • служат для создания благоприятного эмоционального фона;
  • способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, оздоровлению всего организма.

Технология «Интеллектуальная карта»

  • уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;
  • помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.

Полезные свойства интеллектуальной карты

Применение интеллектуальной карты в речевом развитии

1. Сбор материала о предмете или объекте

  • создание интеллект-карты в ходе обсуждения предмета или темы;
  • выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления, анализа, синтеза, аналогии, обобщения;
  • работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

2. Закрепление и обобщение материала

  • создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам;
  • выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения;
  • работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Технология «Кластер»

Кластер – (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть крастера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения.

Рисуем модель Солнечной системы: звезда в центре – это наша тема.

Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы

У каждой планеты – спутники, смысловые единицы к крупным смысловым единицам.

Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы.

В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам.

В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.

Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС

  • является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации
  • развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события)
  • помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы
  • вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме
  • развивает такое качество личности, как коммуникабельность

Технология «синквейн»

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

  • новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда.
  • гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
  • способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
  • является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
  • носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Правила составления дидактического синквейна

  • первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • вторая строка – два слова, прилагательные;
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
  1. Кукла
  2. Красивая, любимая.
  3. Стоит, сидит, улыбается.
  4. Моя кукла самая красивая.
  5. Игрушка.
  1. Машина
  2. Быстрая, мощная.
  3. Едет, обгоняет, тормозит.
  4. Я люблю кататься.
  5. Транспорт.

Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:

  • иметь достаточный словарный запас в рамках темы
  • владеть обобщением
  • понятиями: слово – предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак
  • научиться правильно, понимать и задавать вопросы
  • согласовывать слова в предложении
  • правильно оформлять свою мысль в виде предложения

Работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи и служит средством оптимизации учебного процесса.

Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Могут быть использованы такие варианты работы как:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);
  • полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.
  • облегчает процесс усвоения понятий и их содержания
  • учит коротко, но точно выражать свои мысли
  • способствует расширению и актуализации словарного запаса.

Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).

Технология «ТРИЗ-РТВ»

Применение в практической деятельности учителя-логопеда методов и приёмов ТРИЗ позволяет наилучшим образом решать проблемы речевого развития. При этом у детей формируется умение работать по моделям, которые позволяют организовывать их собственную речевую деятельность творческого характера. Об уровне развития речи, мышления, воображения можно судить по речевому продукту, который создает ребёнок.

ТРИЗ помогает отойти от старой схемы обучения: слушай – запоминай – отвечай, позволяет детям добывать знания самостоятельно посредством творческой поисковой деятельности. Систематическую работу по формированию коммуникативной компетентности с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ в работе с детьми с речевыми нарушениями логопед начинает с самого простого метода – метода проб и ошибок (А что, если сделать так. А может быть, так?).

Методы и приёмы ТРИЗ в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями находят своё место и при обогащении словаря, при формировании лексико-грамматических средств языка и связной речи. При использовании ТРИЗ по обогащению словаря подбираются слова по каждой лексической теме в соответствии с программой.

Эффективные методы и приемы работы с детьми, имеющими нарушения речи в ДОО

автор: Никульшина Ольга Анатольевна

учитель-логопед МБДОУ д/с № 7 г. Североморск

Эффективные методы и приемы работы с детьми, имеющими нарушения речи в ДОО

О.А. Никульшина

учитель-логопед

МБДОУ д/с № 7

г. Североморск

Россия

Эффективные методы и приемы работы с детьми , имеющими нарушения речи в дошкольной образовательной организации.

Одним из ключевых показателей развития человека является становление речи. Развитие речи включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; развитие интонационной и звуковой культуры речи, фонематического слуха; развитие речевого творчества.

При нормальном развитии к 3-м годам ребенок способен формулировать простые фразы и предложения. Однако нарушения со стороны речевого аппарата встречаются более чем в 10% случаев среди детского населения. В среднем и старшем возрасте отклонения в овладении речью усложняются, переходят в различные формы речевых нарушений. Самое большое количество детей с речевыми нарушениями выявлено в возрасте 4–5 лет (91%), 5–6 лет (85%).

Нарушения средств общения, а именно нарушение формирования лексического, грамматического и фонематического компонента речи часто встречаются у современных дошкольников. (фонетико-фонематическое нарушение (ФФН) и общее недоразвитие речи (ОНР)).

Изолированное поражение фонетико-фонематического аппарата характеризуется нарушением звукопроизношения у дошкольников устной формы речи. Дети допускают ошибки (пропускают или меняют звуки) в произношении отдельных фонем или целых слов.

Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста – диагноз, который устанавливается при поражении всех компонентов устной речи при сохраненном интеллектуальном развитии. По степени тяжести выраженных симптомов разделяют четыре уровня патологии. У дошкольника с ОНР не сформирован достаточный словарный запас, чтобы выражать мысли и эмоции, уровень развития речи соответствует возрасту лепета и псевдослов.

Успех коррекции патологии зависит от своевременности диагностики. Наиболее благоприятным для лечения считается нарушение речи у детей дошкольного возраста, когда вероятность достигнуть желаемого результата составляет 80-100%.

Задачи учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации: интегрировать воспитание и обучение детей общеобразовательной группы с получением специализированной помощи в развитии речи, осуществлять необходимую коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста, совершенствовать методы логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника.

Недостаточный уровень мотивации к образовательной деятельности у дошкольников: ребёнок не активен на занятиях или проявляет негативизм к образовательной деятельности – проблема, с которой рано или поздно сталкивается каждый специалист дошкольной образовательной организации.

Поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.

Современная логопедия, находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя- логопеда. Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Методы и приемы используемые педагогами в работе с дошкольниками должны быть разнообразными и увлекательными для детей. Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Игру всегда сопровождает сказка. Такое становится возможным благодаря развивающим играм В.В. Воскобовича. Разработанные им развивающие технологии «Фиолетовый лес» и « Коврограф» активно применяются специалистами в игровых занятиях по развитию речи.

Цели игровых занятий:

  1. Развитие речи ребенка, обогащение и активизация словаря, отработка грамматический конструкций, развитие связной речи, обучение грамоте.
  2. Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
  3. Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
  4. Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
  5. Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звуко-буквенном анализе.
  6. Развитие мелкой и артикуляционной моторики, просодической стороны речи.

Игры, разработанные на основе «Фиолетового леса» и коврографа, учитывают интересы ребенка, помогают ему совершать новые открытия в ходе увлекательного игрового процесса и получать эмоциональное удовлетворение от выполненных задач. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения, развить речь в целом, но и учат ребенка общению и взаимопониманию. Вместе с коррекцией звукопроизношения, моторики и просодики, мы способствуем развитию речи и личности ребенка в целом. В ходе занятий коврограф становится тем сказочным островом, который превращает обучение в увлекательную и познавательную игру. Выполняя игровые задания, ребенок получает новые знания и тренирует основные навыки. Развивающие игры Воскобовича включают в себя все необходимые материалы, инструменты и приспособления, с помощью которых можно создать многофункциональную развивающую и обучающую среду для детей, нуждающихся в особых познавательных потребностях: в «Фиолетовом лесу» мы знакомимся с предлогами, учимся речевому творчеству; коврограф помогает в развитии слухового и зрительного восприятия, в обучении воспроизведению ритмических структур: с помощью кружков мы выкладываем «ритмический рисунок», прохлопывая затем предложенный ритм. Деление коврографа на клетки помогло нам разработать игру «Найди звук» по типу игры «Морской бой». Игровое поле заполняем карточками, вверх «рубашкой». По называемым координатам (например, верхняя ось – буквы, нижняя ось – цифры) ребенок находит нужную карточку, переворачивает её и определяет присутствие в картинке нужного звука и его положение в слове. Правила игры варьируются в соответствии с индивидуальными возможностями детей и усложняются по мере приобретенных ими навыков.

Эффективным приемом работы над звукопроизношением и развитием связной речи является дидактическое пособие «Кольца Луллия». С интересом дети выполняют задания на формирование фонетического слуха, умения определять место звука в слове «Найди заданный звук», знакомство со значением предлогов, закрепление употребления предлогов с существительным, обучение правильному составлению предложения, закрепляя предложный падеж существительных с предлогом, попутно работая над лексическим значением слова и расширением активного словаря дошкольников.

Большое значение уделяется развитию тонкой моторики дошкольников. Наряду с традиционной пальчиковой гимнастикой, активно используем в своей работе упражнения су-джок с колючими шариками и массажными кольцами; игры с резинками по типу «Геоконт»; «бродилки» для пальчиков. Очень интересны детям игры с камешками марблс: выкладывание контуров букв, графических и звуковых схем.

Еще одним ярким и эффективным открытием в вопросе развития речи для нас стала психотерапевтическая песочница. Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов, способствует избавлению от психологического напряжения, что очень важно для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическими нарушениями речи. Игра с песком развивает у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимает мышечную напряжённость; развивает мотивацию речевого общения; способствует расширению словарного запаса, помогает освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза; позволяет развивать фонематический слух и восприятие; способствует развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; помогает в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Педагог должен находиться в постоянном поиске, иметь пытливый ум и умело сочетать классические приёмы образовательной деятельности с новыми, нетрадиционными техниками, думая, в первую очередь, о потребностях ребёнка. Чтобы основу используемых методов и приемов составляли познавательный интерес детей, творческое начало и обучение.

Только в этом случае наша деятельность как специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, будет приносить радость и, главное, результат!

Использование вариативных игр и развивающих упражнений позволяет более эффективно реализовывать особые образовательные потребности детей, имеющих нарушения речи (дети с ОВЗ), и реализовывать ФГОС дошкольного образования. Такой подход позволяет проводить коррекционную логопедическую работу, направленную на развитие устной и письменной речи (звукопроизношение, лексику, грамматику, связную речь, обучение грамоте) и развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, а так же эффективно осуществлять сенсорное развитие дошкольников.

  1. Нищева, Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет //Н.В. Нищева. — СПб.: Детство-Пресс, 2014. — 48 c.
  2. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) // Н.В. Нищева. — СПб.: Детство-Пресс, 2013. — 624 c
  3. «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»// Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Технологии в работе логопеда

Речь – это одна из важнейших психических функций человека, её развитие происходит с ранних лет ребенка и является важнейшей составляющей его успешного обучения в школе и социализации.

Различные речевые нарушения прямым образом сказываются на личности ребенка, его поведении, ведь любой дефект может стать причиной того, что малыш просто замкнется в себе, либо вовсе перестанет говорить. В связи с этим современная логопедия использует традиционные и нетрадиционные способы, а также продолжает создавать новые способы развития, обучения и коррекции речевых нарушений у детей разных возрастов и уровня развития.

Использование логопедических технологий в коррекции речевых дефектов

На сегодняшний день существуют различные технологии в работе логопеда, которые способствуют эффективному речевому развитию ребенка и коррекции имеющихся нарушений.

Логопедические технологии – это совокупность различных упражнений и приемов, которые реализуются в определенной последовательности и ориентированы на устранение, либо сглаживание разнообразных речевых дефектов.

Технологии можно условно разделить на 2 группы – традиционные и инновационные. К традиционным относятсяследующие технологии:

  • логопедического обследования.
  • коррекции звукопроизношения;
  • постановки речевого дыхания при различных отклонениях в произношении;
  • коррекции голоса при разных нарушениях произносительной стороны речи;
  • постановки интонации и темпа речи;
  • постановки ритмики речи;
  • развития лексико-грамматической стороны речи;
  • логопедического массажа.

Логопедическое обследование

Данная технология используется на начальном этапе логопедической коррекции. Ее основная цель – выявление речевого дефекта, степени нарушения, а также определение приемов и методов коррекции.

Логопед в ДОУ проводит работу по следующим направлениям:

  • определение особенностей речевого развития ребенка;
  • выявление негативных тенденций в развитии, включая психические процессы;
  • выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности;
  • прогнозирование использования тех или иных методов коррекции;
  • формирование коррекционной программы и плана;
  • анализ возможных итогов логопедического воздействия.

Коррекция звукопроизношения

Коррекция звукопроизношения проводится поэтапно. Работа реализуется в следующей последовательности:

  • Подготовительный этап. Работа предполагает подготовку речезвукового и речеслухового анализаторов к дальнейшему коррекционному воздействию, правильному восприятию звуков и постановке правильного произношения.
  • Формирование первичных произносительных навыков и умений. Используются различные упражнения, направленные на формирование правильного произношения отдельных звуков, а также доведения этого процесса до автоматизма в повседневной речи. Иными словами, проводится постановка, автоматизация и дифференциация звука.
  • Формирование коммуникативных навыков. Использование различных методик, которые направлены на формирование навыков применения конкретного звука в речи, а также умение строить нормальные коммуникативные связи.

Постановка речевого дыхания

При различных нарушениях произносительной стороны речи используются различные способы постановки правильного дыхания.

Заикание

При заикании в дошкольном возрасте формирование диафрагмально-реберного дыхания нужно проводить в положении лежа – так мышцы тела будут расслаблены, а диафрагмальное дыхание будет устанавливаться автоматически.

При заикании выделяют следующие этапы формирования речевого дыхания:

  • Первый этап. Включает в себя постановку диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот.
  • Второй этап. Предполагает формирование длительного фонационного выдоха.
  • Третий этап. Включает в себя формирование речевого вдоха.

Дизартрия

Формирование речевого дыхании при дизартрии включает в себя 2 этапа – общие дыхательные упражнения, а также проведение речевой дыхательной гимнастики.

Проведение речевой дыхательной гимнастики предполагает соблюдение нескольких правил:

Важно дозировать нагрузку, чтобы не допустить переутомления малыша.

Нужно следить, чтобы ребенок занимал правильную позу, не напрягал шею и плечи.

  • Важно концентрировать его внимание на ощущениях от движений межреберных мышц, а также мышц нижней части живота.
  • Все дыхательные движения нужно делать не спеша, под музыку или счет.
  • Помещение, где проводятся упражнения, должно хорошо проветриваться. Дыхательную гимнастику следует проводить до приема пищи.

Коррекция голоса

При ринолалии выделяются следующие задачи работы по коррекции голоса (по И.И. Ермаковой):

  • Нормализация тембра.
  • Развитие голосовых данных.
  • Восстановление двигательной функции гортани;
  • Восстановление навыков правильного голосоведения.

Развитие интонационной стороны речи (при заикании)

Нормализация интонационной стороны речи при заикании предполагает решение следующих задач:

  • Развитие навыка интонационного оформления фраз (вопросительные, восклицательные, завершенности и незавершенности).
  • Нормализация речевого паузирования.
  • Формирование навыка интонационного разделения и выделения логических центров фраз и синтагм.

Развитие интонационной стороны речи (при ринолалии)

В работу по развитии интонационной стороны речи входят различные упражнения:

  • по выработке речевого дыхания;
  • по постановке гласных;
  • по самомассажу и массажу;
  • по подготовке артикуляционных органов к постановке согласных звуков;
  • по формированию речевого слуха;
  • по развитию голоса;
  • знакомство с такими понятиями, как ударение и знаки препинания;
  • автоматизация произношения гласных в различных фонетических позициях.

Коррекция темпо-ритмической стороны речи (при заикании)

Проводятся работы по развитию мелкой, общей, а также артикуляционной моторики. Также развивается чувство ритма и темпа.

Работа включает в себя:

  • Развитие общего представления о темпе.
  • Формирование восприятия разного темпа речи.
  • Развитие навыков воспроизводить разный темп речи (вместе с логопедом, отраженно за логопедом, самостоятельное воспроизведение фразы).

Логопедический массаж

Логопедический массаж представляет собой процедуру механического воздействия на мышцы периферического речевого аппарата, что помогает нормализовать мышечный тонус. Это важные подготовительные мероприятия перед выполнением сложных действий, необходимых при артикуляции звуков.

У логопедического массажа есть ряд плюсов:

  • возможность выполнения в домашних условиях;
  • отсутствие болевых ощущений;
  • положительное влияние на мышечную и нервную систему;
  • улучшение функционирования сосудов;
  • нормализация речевого дыхания;
  • увеличение амплитуды движения артикуляционных органов и т.д.

Современные технологии в работе логопеда ДОУ

В логопедии продолжается поиск эффективных методик, которые бы оказались полезны при коррекции различных речевых нарушений. Есть ряд приемов и способов, которые можно назвать нетрадиционными, но они уже показали свою эффективность на практике.

Можно выделить следующие инновационные метода работы логопеда:

  • арт-терапия;
  • телесноориентированные техники;
  • пальчиковая гимнастика;
  • Су-Джок терапия;
  • информационные технологии.

Арт-терапия

Арт-терапия – это совокупность методик, которые построены на основе применения различных видов искусства. Они эффективно снимают нервно-психическое напряжение, поэтому процесс логопедической коррекции проходит намного более эффективно.
В арт-терапию входят:

  • музыкотерапия;
  • логоритмика;
  • сказкотерапия;
  • мнемотехника;
  • песочная терапия.

Музыкотерапия

Музыка улучшает тонус коры головного мозга, а также вызывает положительные эмоции у ребенка. У него формируется навык вслушиваться и анализировать звучание мелодий.

  • прослушивание музыкальных произведений;
  • ритмические движения под музыку;
  • пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение;
  • игру на музыкальных инструментах.

Логоритмика

Данная логопедическая технология представляет собой комплекс речедвигательных, музыкально-речевых и музыкально-двигательных упражнений.

В ходе занятий у детей развивается выносливость, равновесие и ловкость. Они учатся быстро переключаться с одного вида занятий на другое. Происходит формирование красивой осанки и укрепление мышц.

Сказкотерапия

В сказкотерапии подразумевается использование не столько уже придуманных историй, сколько создание новых.

  • создание коммуникативной направленности каждого слова ребенка;
  • улучшение лексико-грамматической и звуковой стороны речи;
  • формирование в ребенке умения вести монолог и диалог;
  • взаимосвязь моторного, слухового и зрительного анализаторов;
  • создание благоприятной атмосферы, приобщение ребенку к прошлому и настоящему русской культуры.

Мнемотехника

Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приемов, которые облегчают процесс запоминания информации. На словосочетание или слова нужно придумывать картинки, которые бы их обозначали. В результате весь текст выглядит как определенная схема, смотря на которую ребенок может воспроизвести загадку, стихотворение или скороговорку.

Такие приемы очень важны для детей дошкольного возраста, т.к. их мыслительные задачи решаются, как правило, с помощью внешних средств, т.е. они намного лучше воспринимают информацию визуально, чем на слух.

Песочная терапия

Песочная терапия развивает эмоционально-волевую сферу, а также способствует коррекции речевых нарушений.

Варианты возможных игр:

  • создание отпечатков ладоней, кулаков;
  • скольжение ладонями по песку;
  • сжимание и разжимание пальцев, погруженных в песок;
  • рисование узоров на песке;
  • закапывание предметов в песок с последующим его сдуванием для обнаружения этих предметов.

Телесно-ориентированные техники

Двигательная система ребенка напрямую связана с развитием его психических функций. Есть разные виды методик:

  • Дыхательные упражнения. Тренируют самоконтроль, улучшают ритмику организма. Занятия проводятся на улице, либо в хорошо проветриваемом помещении.
  • Упражнения на релаксацию. Позволяют ребенку расслабиться, побыть наедине со своими мыслями.
  • Растяжка. Представляет собой комплекс упражнений, которые связаны с расслаблением и напряжением разных частей тела. Помогает при гипо- и гипертонусе мышц.

Пальчиковая гимнастика

Когда ребенок занимается и при этом ритмично двигает пальцами, то у его активируются речевые центры головного мозга.

Пальчиковые игры тренируют память, потому что ребенку приходится запоминать последовательность движений. Гимнастика положительно влияет на состояние самих пальцев, поэтому малышу будет гораздо проще при обучении письму.

Технологическая карта организованной учебной деятельности по лексической теме «Транспорт»

Представляю Вашему вниманию технологическую карту ОУД по теме «Транспорт» в логопедической средней группе. В содержании технологической карты использованы слова на казахском языке (билингвальный компонент). К занятию прилагается буклет по лексической теме «Транспорт» — в нем представлены рекомендации для родителей.

Ұйымдастырылған оқу іс – әрекетінің технологиялық картасы.

Технологическая карта организованной учебной деятельности.

Апрель 1 неделя

1-е занятие

Білім беру саласы. Образовательные области:

  • Познание, Коммуникация
  • Ознакомление с окружающим миром, развитие речи.

Тақырыбы. Тема: «Транспорт».

  • Систематизировать знания детей о транспорте.
  • Коррекционно – образовательные: закрепить обобщающее слово «транспорт», расширить активный словарь существительных;
  • Коррекционно – развивающие: развивать операции обобщения, классификации, конкретизации, развивать внимание, общую моторику;
  • Коррекционно – воспитательные: соблюдать дисциплину на занятии, проявлять инициативность, самостоятельность.

Әдіс – тәсілдер. Методы и приемы:

  • беседа, подвижная игра.
  • картинки с разными видами транспорта.

Сөздік жұмысы. Словарная работа:

  • водный, воздушный, наземный транспорт.

Қостілдік компоненті. Билингвальный компонент:

Қызмет кезеңдері-этапы деятельности

Тәрбиешінің іс-әрекеті

Действия воспитателя

Балалардың іс-әрекеті

Действия детей

Мотивациялық-лептік

Мотивационно побудительный

Загадывает загадки о транспорте.

Упражнение «Отгадай загадку» о транспорте.

Цель: развивать мышление.

Серебристый, очень быстрый,
Он отправился в полёт.
И на небе светлом, чистом
Появился… .

Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет… .

Отгадывают загадки. Находят картинки к отгадкам: самолет, корабль, машина.

Ұйымдастық-ізденіст

Организационно-поисковый

Беседа по данной теме.

– Назовите, что изображено на картинках?

– Как одним словом назвать самолёт, поезд, автомобиль?

Билингвальный компонент: көліктер – транспорт, ұшақ – самолет, кеме – корабль, жеңіл мәшинә – легковая машина.

– Ребята, виды транспорта бывают разными:

Транспорт, который передвигается по земле (дорогам, редьсам) называется наземным. Это автомобили, автобус, поезд и т.д.

Транспорт, который передвигается по воде, называется водным. Это корабль, катер, лодка и т.д.

Транспорт, который передвигается по воздуху, называется воздушным. Это самолёт, вертолёт, воздушный шар.

Игра «Третий лишний»

Цель: различать транспорт по видовому признаку:

– самолет, вертолет, лодка.

– корабль, яхта, поезд.

– поезд, легковая машина, воздушный шар.

Подвижная игра «Море, небо, дорога». Дает сигналы:

Д/и «Кто чем управляет»

Предлагает детям найти для каждого вида транспорта нужную профессию.

– Летчик управляет чем?

– Водитель управляет чем?

– Капитан управляет чем?

Обращают внимание на магнитную доску, перечисляют: самолёт, поезд и т.д.

Называют виды транспорта на казахском языке: көліктер – транспорт, ұшақ – самолет, кеме – корабль, жеңіл мәшинә – легковая машина.

Проявляют интерес, слушают внимательно.

Называют лишний транспорт, объясняют почему.

Называют: лишняя – лодка, потому что она относится к водному транспорту, а самолет, вертолет – воздушные виды транспорта и т.д.

Дети изображают корабль

(руки вытягивают вперед, покачиваются, как на волнах).

Изображают езду на машине.

Рефлексивті-корригирдікті

Рефлексивно коррегирующий.

Күтілетін нәтиже. Ожидаемый результат:

Біледі. Воспроизводят: отгадывают загадки про транспорт.

Игереді. Понимают: видовое различие и назначение транспорта.

Меңгереді. Применяют: знания из наблюдений в ОУД.

Буклет по лексической теме «Транспорт»:

Бекимова Наргуль Кактаевна,
учитель-дефектолог,
детский сад №2 «Жұлдыз»,
город Кокшетау, Республика Казахстан

Читайте также:  Автоматизация звука (Л) в слогах, словах, предложениях - конспект занятия
Ссылка на основную публикацию