Развивающие технологии в коррекции речевых нарушений дошкольников старшего возраста

Развивающие технологии в коррекции речевых нарушений дошкольников старшего возраста
статья по логопедии (старшая,подготовительная группа) по теме

в статье рассматривается система работы с дошкольниками старшего возраста с ОНР 3 уровня с использованием развивающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
статья.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ «Центр развития ребенка – детский сад №20»

«Развивающие технологии в коррекции речевых нарушений дошкольников старшего возраста»

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка успешного обучения в школе.

В качестве основных показателей готовности к школе рассматриваются учебная мотивация и произвольность поведения. Формы и методы обучения в первом классе предполагают наличие у ребенка определенного уровня сформированности умений и личностных качеств, которые делают его учеником.

У детей с общим недоразвитием речи формирование учебных навыков часто запаздывает. В результате наступает кризис, порождаемый сменой преобладающей деятельности, увеличением требований к качеству речи, объему внимания, его устойчивости.

Не у всех детей, поступивших в школу, одинаково быстро формируются навыки чтения и письма. Отслеживая адаптацию бывших воспитанников к школе и беседуя с учителями начальных классов пришла к выводу, что одна треть учеников слабо успевает по русскому языку. Ученые установили зависимость между состоянием речевого развития и возможностью усвоения школьных знаний.

У детей, которые в дошкольном возрасте имели общее недоразвитие речи, при обучении в школе проявляются остаточные явления недоразвития речи:

  1. Недостаточное понимание и употребление на письме понятий и правил русского языка
  2. Затруднения в планировании своей деятельности
  3. Затруднения в использовании знаково-символических действий
  4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления

Использование в коррекционной работе развивающих технологий Л.Л. Тимофеевой, А.И.Уман позволяет заложить основы формирования обобщенных навыков и навыков развития важнейших психических характеристик, определяющих основные линии развития ребенка :

  1. Произвольность поведения;
  2. Овладение средствами познавательной деятельности;
  3. Децетрацию поведения (интересы других);
  4. Мотивационное развитие познавательной деятельности.
  1. Умение включаться в достойные виды общения и взаимодействовать с другими людьми
  2. Речевые умения и способности:

● Фонетические и грамматические умения;

● Регулятивная функция речи (выполнение действий по словесной

● Коммуникативная функция речи (описание предметов, впечатлений,

событий, понимание сообщений)

●Знаково-символическая деятельность (умение обозначать различными

знаками события и явления, выполнять действия по схематизации и

●Простые логические умения (выделение свойств и признаков предметов,

классификация их по разным основаниям);

  1. Двигательные умения (выполнять последовательность действий в соответствии с речевой инструкцией, развитие «тонкой моторики»).

Основой успешного развития воспитанников является коррекция речи. Есть два пути решения проблемы:

– посещение воспитанниками логопедических занятий;

– привлечение родителей и социума в коррекционно-образовательный процесс.

Логопедическое занятие несет в себе основную функцию коррекции речи.

Особенности занятий с использованием развивающих технологий:

  1. Использование различного предметного материала;
  2. Широкий спектр средств окружающей действительности;
  3. Воспитательный, личностно-развивающий эффект;
  4. Проживание отдельных ситуаций;
  5. Включение ребенка в различные виды деятельности.

Структура построения занятий:

  1. Передача информации
  2. Формирование навыков
  3. Четкая структура занятия
  1. Формирование способностей
  2. Создание ситуации обучения
  3. Организация коммуникативного общения
  4. Прохождение через событие, которое помогает сломать алгоритм действия (открыть новый путь, действие)
  5. Дидактическая схема и «пустотность» в занятии

На занятиях использую элементы различных видов деятельности: игра, наблюдение, конструктивная деятельность, изобразительная деятельность, слушание музыкальных произведений, литературно-языковая деятельность, общение. В рамках названных видов деятельности осуществляется подбор и компоновка различных видов заданий, основанных на принципах формирования у детей дошкольного возраста умений и навыков, а также закономерностях развития речи.

Необходимость формирования и развития познавательной мотивации определяет структуру каждого из занятий. На определенном этапе работы в рамках общего сюжета занятия возникает некая проблема, определяющая цель дальнейшей работы. Дети осознают цель, находят вместе с педагогом решение данной проблемы, отслеживают поэтапное продвижение к ней, свои достижения на этом пути. Таким образом, возникает внутренняя мотивация, связанная непосредственно с процессом обучения, основанная на желании найти отгадку, научиться чему-либо.

Формирую общеучебные навыки и умения современными методами и приемами, направленными на развитие памяти, внимания, мышления.

Считаю, что высокий уровень развития этих психических процессов делает процесс коррекции речи более успешным.

В работе над звукопроизношением, различением фонем использую символы звуков (по Т.А.Ткаченко). Знаки символизируют оральный образ звука (для гласных) или соотносятся с каким-либо реальным предметом (для согласных). Кроме того, использую символы для составления характеристики звука.

Использую символы и схемы в работе над усвоением предложно-падежных конструкций (схемы предлогов, схема предложения).

Для формирования логических умений использую прием выкладывания последовательностей, серий (Кто кем был раньше? Прошлое, настоящее, будущее) беседы – рассуждения : «что произошло бы, если…», выделение 4-лишнего по заданному признаку.

Одним из основных методов в работе с воспитанниками с ОНР является метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представлять абстрактные понятия. Это особенно важно, поскольку мыслительные задачи у воспитанников с ОНР решаются с преобладанием внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

В работе на словообразованием использую словообразовательные модели, развивающие пособия: разноцветные вкладыши Родиной. При обучении составлению рассказов по картине мне помогают следующие приемы: установление взаимосвязей между изображенными предметами, описание изображенного средствами символической аналогии, представление объектов с точки зрения восприятия различными анализаторами, придумывание загадок на основе выделенных признаков и свойств предметов.

Использование на занятиях индивидуального раздаточного материала из рабочих тетрадей различного уровня сложности позволяет осуществить дифференцированный подход и оценить степень усвоения воспитанниками учебного материала. Анализируя работу на индивидуальных листах, отмечаю умение работать по инструкции педагога, умение соотносить схему и реальный предмет, умение производить действия во внутреннем умственном плане.

Помимо оценки отдельных заданий или этапов работы, предлагаю воспитанникам восстанавливать весь ход занятия и анализировать все занятие опираясь на графический план занятия или наглядные результаты деятельности.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о главной цели дошкольного образования – развитие детей. Развитие – это умение добывать знания, использовать их в нестандартной ситуации. Развитие – это умение осознавать свое незнание, и считаю, что мои занятия направлены не только на коррекцию речи, но и на развитие моих воспитанников.

Для меня важно, чтобы воспитанник на этапе выпуска в школу не только имел сформированное звукопроизношение, владел связной, грамматически правильной речью, но и владел учебными умениями:

  1. действия на основе речевого планирования
  2. простые действия по схематизации и моделированию
  3. выделение свойств предметов, классификация их по разным признакам

В основу обучения положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением, т.е. процессу овладения детьми фонематической системой языка, ее лексическим составом грамматической структурой придается осознанный характер. У воспитанников развивается внимание к языку, способность к обобщениям в сфере языковых факторов.

Вернемся ко второму пути решения проблемы.

Внедрение нетрадиционных приемов работы позволяет включить воспитанников, родителей, педагогов в деятельность, помогает детям реализовать себя, обрести чувство уверенности в себе, как ведущее условие социализации ребенка.

Успешная коррекция речи невозможна без привлечения социума:

Для более эффективной работы с педагогами организовала работу по проведению индивидуального и подгруппового консультирования. «Тематический практикум» – это новая форма сотрудничества, которая позволяет мне обучить педагогов практическим навыкам работы с воспитанниками с ОНР. Одним из условий успешности коррекционной работы является соблюдение преемственности с педагогом-психологом и другими специалистами, в результате которой обеспечивается комплексный подход к реализации коррекционных задач, обсуждение которых проходит на Психолого-медико-педагогическом консилиуме.

Работа с родителями носит систематический характер, определен день индивидуальных консультаций. В течение двух последних лет работает родительский клуб «Лесенка успеха», на заседаниях которого родители получают практические советы и рекомендации по закреплению в домашних условиях полученных на занятиях навыков. Такая работа позволяет сформировать правильное отношение к речи ребенка в домашних условиях и поможет организовать домашние занятия по рекомендациям учителя-логопеда.

Информационный стенд «Советы логопеда» адресован родителям воспитанников всех возрастных групп. Он содержит информацию о возможных отклонениях в речевом развитии ребенка, поможет определиться, какие вопросы можно задать на консультации у логопеда, какую позицию занять в общении с малышом. Считаю, что тесная взаимосвязь в работе учитель-логопед и родитель является одной из важнейших составляющих успеха в преодолении речевой патологии воспитанников.

Традиционным является проведение в конце учебного года «Праздника Азбуки», посвященного Дню славянской письменности. Праздник проводится с выпускниками детского сада совместно с педагогом по обучению грамоте, учителями начальных классов. Является своеобразным итогом коррекционной работы за 2 года. На праздник приглашаются родители, учителя, сотрудники ДОУ.

Сравнительный анализ уровня развития речи воспитанников за последние два года показывает стабильную положительную динамику, что дает мне право говорить о достаточном уровне коррекционной работы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша.

В работе освещены методы и приемы в организации педагогического процесса в форме различных игр, применение игровых технологий в образовательном процессе.

В материале представлены формы работы, которые может использовать в своей деятельности учитель-логопед: пальчиковый театр, су-джок терапия. песочная терапия и др.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделен.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделен.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделен.

Инновационные образовательные технологии речевого развития в работе учителя-логопеда в ДОУ

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: Логопедия , кластер , синквейн , ТРИЗ-РТВ , технологии речевого развития

Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успешного обучения в школе. Нарушения речи отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка в целом, на его поведении.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

К ним относятся:

  • Технология логопедического обследования.
  • Технология коррекции звукопроизношения.
  • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология развития интонационной стороны речи.
  • Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
  • Технология логопедического массажа.

Речевое развитие детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

  • бедный словарь: дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания;
  • непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц;
  • трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти использование инновационных образовательных технологий:

Инновационные образовательные технологии в ДОУ

  • привносят в логокоррекционную работу дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей;
  • оптимизируют процесс коррекции речи детей, помогают повысить результативность логопедического воздействия;
  • служат для создания благоприятного эмоционального фона;
  • способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, оздоровлению всего организма.

Технология «Интеллектуальная карта»

  • уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;
  • помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.

Полезные свойства интеллектуальной карты

Применение интеллектуальной карты в речевом развитии

1. Сбор материала о предмете или объекте

  • создание интеллект-карты в ходе обсуждения предмета или темы;
  • выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления, анализа, синтеза, аналогии, обобщения;
  • работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

2. Закрепление и обобщение материала

  • создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам;
  • выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения;
  • работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Технология «Кластер»

Кластер – (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть крастера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения.

Рисуем модель Солнечной системы: звезда в центре – это наша тема.

Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы

У каждой планеты – спутники, смысловые единицы к крупным смысловым единицам.

Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы.

В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам.

В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.

Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС

  • является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации
  • развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события)
  • помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы
  • вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме
  • развивает такое качество личности, как коммуникабельность

Технология «синквейн»

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

  • новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда.
  • гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
  • способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
  • является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
  • носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Правила составления дидактического синквейна

  • первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • вторая строка – два слова, прилагательные;
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
  1. Кукла
  2. Красивая, любимая.
  3. Стоит, сидит, улыбается.
  4. Моя кукла самая красивая.
  5. Игрушка.
  1. Машина
  2. Быстрая, мощная.
  3. Едет, обгоняет, тормозит.
  4. Я люблю кататься.
  5. Транспорт.

Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:

  • иметь достаточный словарный запас в рамках темы
  • владеть обобщением
  • понятиями: слово – предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак
  • научиться правильно, понимать и задавать вопросы
  • согласовывать слова в предложении
  • правильно оформлять свою мысль в виде предложения

Работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи и служит средством оптимизации учебного процесса.

Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Могут быть использованы такие варианты работы как:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);
  • полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.
  • облегчает процесс усвоения понятий и их содержания
  • учит коротко, но точно выражать свои мысли
  • способствует расширению и актуализации словарного запаса.

Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).

Технология «ТРИЗ-РТВ»

Применение в практической деятельности учителя-логопеда методов и приёмов ТРИЗ позволяет наилучшим образом решать проблемы речевого развития. При этом у детей формируется умение работать по моделям, которые позволяют организовывать их собственную речевую деятельность творческого характера. Об уровне развития речи, мышления, воображения можно судить по речевому продукту, который создает ребёнок.

ТРИЗ помогает отойти от старой схемы обучения: слушай – запоминай – отвечай, позволяет детям добывать знания самостоятельно посредством творческой поисковой деятельности. Систематическую работу по формированию коммуникативной компетентности с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ в работе с детьми с речевыми нарушениями логопед начинает с самого простого метода – метода проб и ошибок (А что, если сделать так. А может быть, так?).

Методы и приёмы ТРИЗ в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями находят своё место и при обогащении словаря, при формировании лексико-грамматических средств языка и связной речи. При использовании ТРИЗ по обогащению словаря подбираются слова по каждой лексической теме в соответствии с программой.

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.

В настоящее время ситуация усугубляется тем, что все большее количество дошкольников страдает нарушениями речевого развития. Однако часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения дисграфий, дислексий у школьников.

На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги (Л.А.Венгер, Н.И.Жинкин, А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкин, Д.Б.Эльконин, Л.В.Запорожец).

Несмотря на то, что существует множество разработок технологий и методических рекомендаций по данному направлению, которыми занимались такие известные педагоги как Ф.А.Сохин, Г.А.Тумакова, М.В.Алексеева, В.И.Яшина, Г.А.Каше, Р.И.Лалаева, Л.Ф.Спирова, и другие, вопрос эффективной организации работы по преодолению нарушений фонематических процессов остается актуальным и на сегодняшний день.

Особая значимость изложенной проблемы подталкивает нас к поиску новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практике не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.

Особенность игровой деятельности детей с нарушениями речи, разработка научно-методических аспектов применения игры как коррекционного средства отражены в трудах С.А.Мироновой, В.И.Селиверстова, Т.Б.Филичевой, Т.А.Ткаченко, Е.А.Пожиленко и др.

К числу бесспорных преимуществ использования игровых технологий в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:

  • игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний;
  • игра практически сводит на нет пассивность ребенка;
  • занимательный сюжет игры, использование дидактического материала, оборудования является дополнительным стимулом для включения в игру;
  • игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.

Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении детей. Мы уверены, что и в нашей работе по развитию фонематических процессов дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более привлекательным для детей, а, следовательно, и более результативным.

Говоря о фонематических процессах, уточним, что данное понятие включает в себя фонематическое восприятие, фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.

Цель нашей работы: развивать фонематические процессы дошкольников старшего возраста с нарушениями речи, используя игровые технологии.

1. Посредством игровых технологий обучать детей умению выделять звук в чужой и собственной речи.

2. Формировать фонематические противопоставления:

а) вырабатывать умения дифференцировать фонемы на слух;

б) вырабатывать умения дифференцировать фонемы в собственной речи.

3. Формировать фонематический анализ и синтез.

4. Формировать фонематические представления на основе фонематического восприятия и на основе фонематического анализа и синтеза.

5. Развивать навыки контроля и самоконтроля произношения звуков.

Содержание нашей коррекционно-логопедической работы основывается на важнейших принципах логопедии:

  • онтогенетический принцип;
  • патогенетический принцип;
  • принцип системности.

Логопедическую работу по развитию у детей фонематических процессов мы условно разделили на 6 этапов:

I. Этап : узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать речевые и неречевые звуки, развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).

II. Этап: различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

III. Этап: различение слов, близких по звуковому составу.

IV. Этап: дифференциации слогов.

Постепенно, в течение этого периода, дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

V. Этап: дифференциации фонем.

VI. Этап: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это узнавание звука на фоне слова. Он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложная форма – вычленение звука и определение его места в слове (начало, середина, конец). И, наконец, самой сложной формой фонематического анализа является умение определять последовательность звуков в слове, их количество и место по отношению к другим звукам.

Учитывая выше сказанное, нами был подобран комплекс игр и игровых упражнений, на каждый этап коррекционной работы по формированию фонематических процессов дошкольников.

1. Игры, направленные на развитие слухового внимания

Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти, фразовой речи.

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т.д.), фишки.

Описание игры: Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, и т.д.

Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.

2. Игры на развитие речевого слуха

Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений.

Оборудование: мишка (игрушка).

Описание игры: Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.

Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу

Цель: учить определять правильность произношения слов.

Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.

Описание игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка

4. Игры, направленные на дифференциацию слогов

Цель: развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Описание игры: Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са.

5. Игры, направленные на дифференциацию звуков

Цель: дифференциация звуков [с] – [з].

Оборудование: картинки: «Свисток» и «Звонок».

Описание игры: Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой – звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком – в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с. А если звук [з], то – со звонком и говорят: з-з-з. Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков.

Цель: развивать умение составлять слова из предложенных звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок – сон, ключ, обруч, топор – кот).

Опыт показывает, что реализация такой системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые возможности дошкольников.

Использование игровых технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.

1. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.-112с.

2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 1999. 216с.

3. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М: Просвещение, 1979. – 192с.

4. Ткаченко Т. А. В первый класс без – дефектов речи: Методическое пособие.- СПб.:Детство-Пресс, 1999.-112с.

5. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – М.: Центрполиграф, 2004.-63с.

6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детского сада./ М.: Просвещение, 1988.-64 с.

7. Швецова И. «Формирование фонематического восприятия и звукового синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи» Дошкольное воспитание. – 2007. – №5, С.71-78.

Использование нетрадиционных методов работы в коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР

На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений и укрепление психофизического здоровья детей. Перед дошкольным учреждением стоит задача всестороннего развития детей, коррекции отклонений в развитии ребёнка, а также подготовки их поступления в школу. Необходимым условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных её формах, используя различные методы и приёмы.

Просмотр содержимого документа
«Использование нетрадиционных методов работы в коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида №22

«Использование нетрадиционных методов работы в коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР»

На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений и укрепление психофизического здоровья детей. Перед дошкольным учреждением стоит задача всестороннего развития детей, коррекции отклонений в развитии ребёнка, а также подготовки их поступления в школу. Необходимым условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных её формах, используя различные методы и приёмы.

Вид проекта: исследовательский, творческий

Продолжительность: долгосрочный (1год)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Цель проекта: преодоление речевых нарушений и укрепление психофизического здоровья детей с ОНР, посредством использования нетрадиционных методов коррекционной работы.

Проблема: действительно ли использование нетрадиционных методов работы повышает эффективность процесса коррекции речевых нарушений.

Место проведения: детский сад компенсирующего вида.

  • Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.
  • Обучить умению отвечать на вопросы проблемно – поискового характера.
  • Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.
  • Закрепить представления об окружающем мире.
  • Развивать психические процессы (внимание, память).
  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
  • Развивать умение действовать по инструкции.
  • Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.

  • Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
  • Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.
  • Воспитывать слуховое внимание и память.
  • Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.
  • «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.

Преодоление речевых нарушений и укрепление психофизического здоровья детей с общим недоразвитием речи, посредством использования нетрадиционных методов коррекционной работы

Нетрадиционные методы и приемы :

  • развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • снимают мышечную напряжённость;
  • совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • способствуют расширению словарного запаса;
  • помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
  • способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  • помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма;
  • повышают мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом.
  • стимулирование деятельности ЦНС
  • развивать зрительное внимание, память

Логопедические игры на индивидуальных занятиях:

  • Игры на развитие диафрагмального дыхания
  • Артикуляционные упражнения
  • Автоматизация звуков
  • Развитие фонематического слуха и восприятия
  • Пропедевтика и коррекция лексико-грамматических нарушений речи
  • Развитие связной речи
  • Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук

  • Песочница
  • Подносы
  • Трубочки
  • Игрушки
  • Песок сухой
  • Песок разноцветный.

Совместная деятельность по развитию речевого (фонематического) слуха

  • «Грамматика в песочной стране»
  • «Путешествие в страну А»
  • «Путешествие в страну О»
  • «Путешествие на паровозике»
  • «Как ежик и хомяк расставили предлоги»

Приемы Су-Джок терапии

  • Массаж специальным шариком
  • Массаж эластичным кольцом
  • Массаж стоп

Формы работы с детьми

  • Пальчиковая гимнастика
  • Автоматизация звуков
  • Совершенствование лексико-грамматических категорий
  • Развитие памяти, внимания
  • Выполнение гимнастики
  • Звуковой анализ слов
  • Совершенствование навыков употребления предлогов
  • Слоговая структура слов

Достоинства Су – Джок терапии:

  • Высокая эффективность
  • Абсолютная безопасность
  • Универсальность
  • Простота применения

Использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.

-стимулирование деятельности ЦНС;

-развитие координации движений;

-развивать зрительное внимание, память;

– развивать тактильные ощущения;

– развитие мыслительных операций;

-стимулирование зрительно-поисковой деятельности.

Упражнения с камушками «Марблс»

  • Упражнение «Знакомство с буквой»
  • Упражнение «Гласная или согласная»
  • Упражнение «Чей домик».
  • Упражнение «Графический диктант».
  • Упражнение «Выложи по заданию» .

Музыкотерапия – это воздействие музыки на ребенка с терапевтическими целями.

Цель занятий с использованием музыкотерапии:

– создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей);

– стимуляция двигательных функций;

– развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей;

– растормаживание речевой функции.

– прослушивание музыкальных произведений;

– ритмические движения под музыку;

– сочетание музыки и изодеятельности.

Музыкотерапевтическое направление работы способствует:

  • улучшению общего эмоционального состояния детей;
  • улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений);
  • коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
  • общей стимуляции речевой функции;
  • нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации)

Формы работы с родителями

  • Буклеты
  • Консультации
  • Совместная деятельность родителей и детей

Анализ результатов показал, значимость и необходимость использования нетрадиционных методов коррекционной работы, для преодоления речевых нарушений и укрепление психофизического здоровья детей с общим недоразвитием речи

Детский сад «Калинка», Волгодонск

ул. Ленина 118, тел. 22-32-82

Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ

Начиная с раннего возраста, любой ребёнок с умственными и физическими недостатками может посещать общеобразовательную дошкольную организацию. Ребёнок может получать квалифицированную помощь специалистов в различной форме и объёме, исходя из его индивидуальных особенностей. Инклюзивный подход в дошкольном образовании предусматривает изменение педагогических методов, чтобы образовательная организация могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех воспитанников, посещающих её.

Одно из правил инклюзивного образования — все педагоги и сотрудники образовательной организации, вовлечённые в процесс обучения, должны быть обучены разным стратегиям и новым педагогическим технологиям. В современных условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Основной проблемой для ДОУ, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с тяжёлыми нарушениями речи. В рамках введения ФГОС ДО, приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных моделей.

Инновационные процессы – на современном этапе развития общества затрагивает в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На сегодняшний день в арсенале коррекционных педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособностьи быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Практические методы (упражнения игры и моделирование).

Наглядные методы — формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.

Словесные методы определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

В своей работе использую инновационные технологии при работе с детьми с ОВЗ.

Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе»современной педагогики. Что мы подразумеваем под понятием «инновационные технологии»?

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Использование в логопедической практике инновационных служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в конце XX века. И относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую и служит для создания благоприятного эмоционального фона.

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно – развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем, применение инновационных здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ становится очень актуальным.

Инновационные технологии, применяемые мной в логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО. Подробно изучая новинки методической литературы, выбрала, на мой взгляд, наиболее актуальные и практичные инновационные методы, которые помогут сделать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи, эффективной и результативной.

Инновационные технологии в логопедической практике это всего лишь дополнение к общепринятым, проверенных временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания, развития мелкой моторики рук и т.д.)

Нестандартные подходы, новые инновационные технологии нужны чтобы:

  • сделать обучение осознанным;
  • интересным;
  • оптимизировать процесс обучения;

содействовать оздоровлению детей.

Виды инновационных технологий, используемых в логопедии:

  1. Информационно-коммуникационные технологии;
  2. Инновационные психокоррекционные технологии: , сказкотерапия, песок-терапия и т.д.;
  3. Образовательные технологии (ТРИЗ, синквейн,интеллектуальная карта, кластер);
  4. Здоровьесберегающие технологии:

5. Смешанные технологии — традиционные логопедические технологии использованием нововведений(сенсомоторное воспитание детей, использование навыка чтения при формировании речевой деятельности,

6. Организационные инновационные технологии: определение новых форм логопедической помощи детям с речевыми нарушениями( квест –технология-представляет собой современную форму работы с детьми с нарушениями речи )

Преимущество использования инновационных моделей в логопедической практике (см.слайд) Направления коррекционной работы с использованием инновационных моделей(см.слайд.

ИКТ технологии:

Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.

— Формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодики, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;

— Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие познавательной активности, самоконтроля, развитие мелкой моторики рук, развитие и координация психических процессов;

— Задачи творческого цикла: развитие воображения, развитие познавательной активности, развитие потребности к познанию.

Инновационные психокоррекционные технологии: , сказкотерапия, песок-терапия

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Целью сказкотерапии является снижение агрессии у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. Для этого я использую сказочные приемы и способы работы с детьми, доступные им из-за своей простоты и огромного интереса к самой сказке. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с гораздо большим энтузиазмом выполняют задания. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни, учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Главная цель ТРИЗ — развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать свои маленькие проблемы. Дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Поэтому, параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, творческая и добрая Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей по средствам игр В.В. Воскобовича.

Принципы, заложенные в систему этих игр- интерес- познание – творчество, становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым языком сказки, интриги забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Развивающие игры В.В. Воскобовича- это интеграция психологических, педагогических и логопедических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений. Особенности этих игр таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать реализуемые программы. Технология органично вплетается в уже сформированный процесс обучения и коррекции. В отношениях «взрослый- ребёнок» здесь не предполагается положение взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения. Ребёнок окружается непринуждённой, весёлой, интеллектуально- творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и вырастет ощущение внутренней раскованности за счёт поддержки его творческих начинаний.

В условиях реализации ФГОС особые требования предъявляются к развивающей предметно-пространственной среде, а именно: оптимальность, целостность, многофункциональность, трасформируемость, вариативность (в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности и в самостоятельной деятельности ребёнка) , разнообразность игр. учителя-логопеды, проводя каждый год мониторинг и сталкиваемся ежедневно с трудностями усвоения речевого материала, бедного предметного, предикативного и атрибутивного словарного запаса, нарушениями в развитии лексико-грамматического строя речи, несформированностью фонетико-фонематических процессов, отставанием в развитии связной речи, нарушении смысловой и произносительной сторон речи, выраженным аграмматизмом, дефектами звукопроизношения, специфическими нарушениями слоговой структуры слов у детей-логопатов. Поэтому учитывая всё это, я воспитатели группы внедрили в свою работу маркеры игрового пространства.

Технология «Интеллектуальная карта»

уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;

помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.

Технология «Кластер» аппробирую в своей работе

Кластер – (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть крастера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения.

Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы. В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам. В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.

Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС

  • является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации
  • развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события)
  • помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы
  • вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме
  • развивает такое качество личности, как коммуникабельность
  • Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
  • Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевоеразвитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает — задерживается и развитие речи. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки.
  • Учеными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.
  • Как отмечает М. М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно счи-тать еще одной речевой зоной мозга.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия («Су » – кисть, «Джок» – стопа). В коррекционно — логопедической работе приемы Су — Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Ребристая игольчатая поверхность шарика воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный шарик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Массажные шипы на поверхности шарика воздействуют на биологически-активные зоны коры головного мозга, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажный шарик положительно сказывается на развитии детей.

Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим технологиям является кинезиология или «гимнастика мозга». Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развитиядвижений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. И вот тут на помощь к нам приходят кинезеологическиеупражнения или как еще называют «гимнастика мозга». Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка. Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционнообразовательного процесса в целом.

Педразвитие

Автор: Хамзина Алсу Мунировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ “Д/с № 63 “Калинка”
Населённый пункт: Татарстан г Альметьевск
Наименование материала: Инновационные технологии в речевом развитии
Тема: «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
Дата публикации: 28.01.2020
Раздел: дошкольное образование

Выступление из опыта работы

технологий в речевом развитии

дошкольного возраста с

первой квалификационной категории

МБДОУ «Д/с № 63 «Калинка»

Хамзина Алсу Мунировна

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования.

Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного

В образовательной практике накоплено достаточное количество методик,

научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников.

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий,

Становится очевидным, что необходимо изменение способов работы по развитию

Новизна – изучение и применение инновационных технологий в

развитие речи детей:

В своей педагогической практике

технологии, направленные на

развитие умственных способностей и

создание творческого продукта в

Для улучшения результата работы над артикуляцией я решила использовать

Сам термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По

мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри

человека. Пластика –плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые

являются основой биоэнергоплатсики. Таким образом, «биоэнергопластика» – это

соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

На первом занятии дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти по

стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом.

Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий

упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.

На втором-четвертом занятии и у детей подключается к артикуляции движение

сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой работают

правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким

образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и

одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение

артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь

учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений.

Вывод: Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой

способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений,

что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует

развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию

координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления.

Познакомившись с различными здоровьесберегающими технологиями,

меня заинтересовал «Су – Джок». Что бы идти в ногу со временем, на своих

занятиях я применяю один из видов Су- Джок терапии — Су -Джок

массажер, как одно из средств здоровьесбережения дошкольников.

В основе метода Су-Джок лежит система

соответствия кистей и стоп всему телу.

На кистях и стопах располагаются системы

высокоактивных точек соответствия всем

органам и участкам тела.

Ребенок катает массажный шарик

между ладошек и проговаривает

«Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик!»

Игры направленные на обобщение и расширение словаря, развитие

грамматического строя речи. Использование шариков для звукового и слогового

анализа слов. Использование шариков при автоматизации звуков итд.

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Массаж эластичным кольцом.

Вариативность использования разнообразных методов и приемов развития ручного

праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон по су-джок позволяет

добиться следующих преимуществ: сократить сроки коррекционной работы; повысить

качество работы; снизить энергетические затраты; наладить преемственность в работе

всех заинтересованных в коррекции речи детей.

Использование специальных комплексов разнообразных игр и упражнений наиболее

способствует активизации речевой деятельности.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих

успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об

окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа,

сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехника строится от простого к сложному.

Это схема, в которой заложена определенная

С помощью мнемотехники удалось достичь следующих результатов:

Читайте также:  Почему ребенок отказывается заниматься с логопедом?
Ссылка на основную публикацию