Логопедическая работа с детьми раннего возраста в деятельности ЦИПР

Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития

Разделы: Логопедия

Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Дети в домах ребенка значительно отстают по основным линиям развития, часто имеют задержку речевого развития. Они нуждаются в комплексной реабилитации, включающей в себя как медицинское, так и коррекционно-педагогическое воздействие. Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений эти актуальные задачи реализуются в нашем доме ребенка.

Основными направлениями коррекционно-логопедической работы является: нормализация мышечного тонуса, мелкой моторики, развитие артикуляционного аппарата, тактильных ощущений, мимики, выработка ритмичности дыхания, стимуляция лепета, лепетных слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.

За основу коррекционной работы мы взяли методики Е.Л. Стребелевой, О.Е. Громовой, Е.Ф. Архиповой, Н.В. Серебряковой, Н.В. Нищевой, Г.В.Дедюхиной, Е.В. Кирилловой, Е.А. Екжановой, Ю.А.Лисичкиной, Ю.А. Разенковой, и других авторов.

Коррекционно – логопедическая работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Логопед принимает участие в режимных моментах, что способствует установлению контакта с детьми и повышает эффективность коррекционной работы. Используются различные приговорушки, ладушки, потешки при кормлении, стишки на звукоподражания. Важно установить тесный контакт с детьми, поднять их эмоциональное состояние. Дети учатся фиксировать взгляд на лице логопеда, на крупных ярких игрушках, учатся выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего диафрагмального дыхания. Работаем над коротким спокойным вдохом через нос и плавным выдохом.

Дыхательная гимнастика: “Кораблики”, “Шарик”, “Перышко”, “Загони мяч в ворота”, “Сдуй капельку с тучки”, “Мыльные пузыри”, “Сдуй листик с грибка”, “Задуй свечу” и т.д. Для работы над речевым дыханием с детьми раннего возраста используются речевые подражания: А-А-А (плачет девочка), У-У-У (гудит паровоз), И-И-И (ржет лошадь), О-О-О (рычит мишка) и т.п. Продолжая работу над речевым дыханием, используем слияние гласных: АУ (кричат дети), УА (плачет малыш), ИА (кричит ослик). Затем переходим к работе над слогами, сначала отрабатываем открытые слоги- звукоподражания: ГА – ГА (кричат гуси), ТУ -ТУ (едет поезд), потом закрытые: АМ-АМ, ТОП-ТОП, потом слоги со стечением согласных: КВА-КВА. Подражание голосам животных: МЯУ, МУ, КВА, ПИ-ПИ, КО-КО. Подражание звукам, издаваемым транспортом и различными бытовыми предметами: БИ-БИ, ДИНЬ-ДИНЬ, ТУК-ТУК, ТИК-ТАК. Произнесение простых слов “дай”, “на”, “иди” и составление с ними коротких предложений.

Самое большое место в логопедической работе с детьми занимает работа по стимуляции речевой активности. Привлекая внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряя его активность, стараемся вызвать повторение звуков и лепетной активности. Игры “В гости пришла кукла”, “Айболит”, “Кто позвал?”, “Что пропало?”, “У нас в гостях”. Используя сюрпризный момент из-за ширмы, из “чудесного” мешочка, из кукольного домика появляется игрушка, побуждая ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой.

Ежедневно проводим с детьми артикуляционную гимнастику, как в пассивной, так и в активной форме. “Улыбочка”, “Вкусное варенье”, “Заборчик”, “Лошадка”, “Лопаточка”, “Хобот слоненка”. Цель: развитие кинестетических ощущений, усиление активности губ, языка и развитие их подвижности.

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

Пальчиковая гимнастика. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух- “Сорока-ворона”, “Ладушки”, “Этот пальчик дедушка”, “Этот пальчик в лес пошел” и др. Нравятся детям пальчиковые игры на аудиодиске, с музыкальным сопровождением “Стульчик”, “Зайка”, “Солнышко” и т. д. Хорошее воздействие оказывают игры с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, закрепление на липучках “Божья коровка”, застегивание пуговиц, подушка с пуговицами. Игры с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком, водой, тестом, пластилином, “Пальчиковый бассейн”, “Пальчиковый театр”, “Шнуровки”, доска Сегена, складывание матрешек. Для развития мелкой моторики мнем руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики, резиновые мячики, пищащие игрушки.

Перспективным приемом является рисование пальчиками краской. Рисование сопровождается комментированием действий, применяются эмоциональные и речевые стимулы в виде потешек, стихотворных текстов. Рисунки: яблоко, уточка, бабочка, елочка, подобраны к определенной теме занятий. В ходе совместной деятельности у ребенка формируется активная направленность на взаимодействие с взрослым, первичные коммуникативные умения. Опускаем ладонь в краску и оставляем отпечаток на листе бумаги и малыш с удовольствием повторяет все, что ему показываем. Также рисуем с помощью пробки, губки, получаются рисунки- печати. Рисуем на подносе с манной крупой или песком и проводим пальцем линии. Затем берем руку ребенка в свою и повторяем “рисунок”: дождик, ручеек, солнышко, дорожку, травку, снег.

С помощью простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища можно научить малыша выслушивать и запоминать задания, а затем выполнять их. Играем вместе с ребенком: “Мишка косолапый”, “Дерево на ветру”, “Зайка серенький сидит”, “Вова топать, как умеет”, “Большие ноги шли по дороге”. Наблюдая за животными и птицами можно предложить малышу повторить их движения – как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка, лягушка, летают птички.

Любят малыши игры с музыкальным сопровождением- диски Е. и С. Железновых “Развивалочки от 1 года до 5 лет. Веселая логоритмика” и “Лимпомпо”.

Важным моментом является развитие тактильной чувствительности. Игры со щетками, поглаживание расслабляет, и пальцы ребенка раскрываются, яркий цвет щетки привлекает внимание малыша. Также, используем в работе тактильные таблицы, тактильные дорожки “В гости”, различные поверхности – жесткие, мягкие, пушистые, гладкие, шершавые, колючие, холодные.

Большое внимание в своей работе мы уделяем массажу пальчиков и кистей рук, Су -Джок терапия. Логопедический массаж на лице, самомассаж, проводятся с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. Выполнение движений сопровождаем классической музыкой.

Игры с мячом сопровождаются стихотворным текстом – игра становится эмоциональной и доставляет огромное удовольствие ребенку. В ранний период жизни ведущим видом деятельности ребенка является предметная деятельность. Дети учатся конструировать, устойчиво ставить кубики, кирпичики, учатся играть с постройкой, понимать слова “кубик”, “кирпичик”, “поставь”, “построить”. Учатся делать “дорожку”, “башенку”, “скамейку для зайки”, “кроватку для куклы”, “диванчик для мишки”, “стол”, “стул” и т.д. Используем различные виды “вкладышей”, собираем мелкие предметы двумя пальчиками, берем всей кистью крупные предметы, игрушки.

С ребенком проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха. Упражнения с музыкальными инструментами – бубен, колокольчик, погремушка, металлофон, барабан “Что звучит?”, “Угадай, на чем играю?”. Игры со “звуковыми коробочками”, наполненными различным содержимым (крупой, горохом, фасолью и т. д.). На прогулке ребенку предлагаем послушать различные звуки “Что шумит?”, “Что гудит?”, “Кто разговаривает?”.

Использование компьютерной логопедической игры “Игры для Тигры” автор Л.Р.Лизунова позволяет повысить динамику развития и индивидуализировать процесс коррекционного обучения.

Формирование представлений о схеме тела и лица: упражнения “Водичка, водичка!”, “Покажи у куклы (мишки, зайки)”, упражнения у зеркала “Посмотри, потрогай глазки, лоб, нос, ушки”, “Покажи, где у меня глаза, нос, лоб”. Эти же упражнения проводятся на кукле, мишке, картинке.

Полезно собирать пирамидки с ребенком, акцентируя внимание на цвете, форме и размере. Кубики разного цвета, “Разноцветные домики”, палочки, шарики, геометрические фигуры, бусинки, карточки из цветной бумаги. Используются предметы одинакового цвета, но разной формы – ребенок должен разложить предметы в разные коробки. Упражнения: разложить предметы одного цвета и формы, но разные по величине, в три коробки в зависимости от размера, “Большому зайке – большую морковку, а маленькому. ”, “Это яблоко большое, а это поменьше” и т.д.

В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии. В результате занятий речь ребенка поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и первых слов, обогащается активный словарь. Пассивный словарь увеличивается, малыш может выполнять простые инструкции, понимает слово, пользуется указательным жестом. Улучшается зрительное и слуховое внимание, совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представление о самом себе, о своем теле, навыки общения.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми раннего возраста.

– развитие понимания речи;

– расширение активного и пассивного словаря ребенка;

– формирование способности подражать и осваивать общение всеми доступными средствами (выразительный взгляд, указательный жест, “облегченные” слова, звукоподражания, слова);

– закреплять у ребенка знания о своем имени, частях тела, о действиях в окружающем, геометрических формах, животных.

– учить ребенка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение;

– развитие общей и мелкой моторики;

– развитие артикуляционного аппарата;

– формирование правильного ротового выдоха.

– воспитывать у детей навык совместной работы, налаживание положительного эмоционального контакта, создание доверительной обстановки.

Оборудование: зеркало, сюжетные картинки, домик, пальчиковый театр: бабушка, дедушка, заяц, волк, медведь, лиса, мяч.

I. Организационный момент.

– Сегодня мы с тобой отправимся в сказку (перед ребенком на столе игрушечный дом). Бабка и дед появляются с помощью сюрпризного момента.

– Жили- были дед и баба. Как-то раз просит дед: “Испеки мне баба колобок”.

– Из чего печь-то? Муки у нас совсем не осталось.

– А ты по сусекам поскреби, по амбару помети. Авось и наскребешь. Пошла бабка в амбар.

II. Развитие моторики пальцев рук.

На столе “пальчиковый бассейн”.

Выполняется с широкой амплитудой движений раскрытой ладонью вправо-влево с фиксацией запястья на дне бассейна. Аналогичные движения выполняем рукой, сжатой в кулак, и попеременными движениями ладони и кулака.

Наскребла бабка муки.

– А теперь давай поможем бабе сделать колобок.

Кулачок как колобок,
Мы сожмем его разок.

Ребенок выполняет движения, сопровождая их стихотворным текстом. Одна рука сжата в кулак “колобок”, другой рукой ребенок поглаживает кулачок. Несколько раз сжимает его рукой, затем положение рук меняется.

– Вот какой красивый получился колобок. Круглый, как шар, мячик.

Положила бабка колобок на окно студить. А колобок лежал, лежал, да и покатился.

III. Нормализация мышечного тонуса.

Игра с мячом. Катим мяч – “колобок” к ребенку и обратно.

Берем левую руку ребенка. Поглаживаем и похлопываем её от локтя до кончиков пальцев и в обратном направлении, действуя правой рукой ребенка. Затем меняем руки. Все движения сопровождаются словами:

С горки-бух! (движения от локтя к пальцам руки)
На горку-ух! (движения от кончиков пальцев до локтя)
По ровненькой дорожке (поглаживающие движения)
Топ-топ! (стучим ладонью)

По гладенькой дорожке (поглаживающие движения)

IV. Нормализация общей моторики.

Катится колобок по дорожке, а навстречу ему заяц. А-А-А. Поздоровайся с зайкой. Давай, поиграем с зайкой.

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит (руки к голове, сделали ушки)
Вот-так, вот-так
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть (руки сложили лодочкой и дуем теплой
Надо лапоньки погреть струей воздуха)
Вот-так, вот-так
Надо лапоньки погреть
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать (попрыгали как зайка)
Вот-так, вот-так
Зайку кто-то напугал
Зайка прыг и ускакал (спрятались)

V. Речевая зарядка

Катится колобок, а навстречу ему серый волк. У-У-У. Покажем волку упражнения для губ и языка.

1. Артикуляционная гимнастика.

Увидел волк колобка, обрадовался.

– широко открыть рот “жарко”,

– закрыть рот “холодно”.

И облизывается, так ему хочется его съесть.

“Вкусное варенье”

– широким языком в форме “чашечки” облизать верхнюю губу.

Оскалил волк зубы.

– улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

2. Дыхательная гимнастика

Покатился колобок дальше. Видит озеро. Надо ему через озеро переплыть.

Игра “Шарик” (Таз с водой, дуем на шарик – “колобок”)

VI. Нормализация мимической мускулатуры.

Покатился колобок дальше. А тут медведь ему навстречу. О-О-О. Поздоровайся с мишкой.

Аудиодиск Е. и С. Железновы “Лимпомпо”.

“Три медвежонка прыгали в саду” – подпрыгиваем на месте (ноги на ширине плеч).

“И, конечно, он упал вниз головой. ” – наклоняемся, голову опускаем вниз и трясем ею.

“Медвежонка увели домой” – переваливаемся с ноги на ногу, стоя на месте.

Во время проигрыша ходим по комнате, как медвежата.

И покатился колобок дальше. Навстречу ему рыжая лиса. И-И-И. “Колобок, колобок, я тебя съем”. А колобок пока катился, научился хорошо говорить и сказал: “Не ешь меня, лиса, я тебе лучше песенку спою!”

Я колобок, колобок
По амбару скребен,
По сусеку метен,
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
И от зайца ушел,
И от волка ушел,
От медведя ушел,
А от тебя лиса и подавно уйду.
И укатился колобок.

VIII. Итог занятия.

– Сегодня мы с тобой поиграли с колобком, повстречались с зайкой, с волком, с медведем и даже обманули хитрую лису.

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: АСТ: Астрель, 2007. -222 с.

2. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М.: Сфера, 2005. -171 с.

3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего возраста. – СПб.: Каро 2000. -331 с.

Превентивная логопедия. Организация и содержание логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста с присвоением квалификации «Специалист по логопедической работе с детьми младенческого и раннего возраста» (340 ч.)

В Новый год новые знания со скидкой 34%

  • До 11 января! Рассрочка 0%. Максимум практики. Обратная связь от экспертов.

Первые годы жизни детей оказывают большое влияние на формирование познавательного, речевого, социального, двигательного развития. Если в этом возрасте появляются даже небольшие отклонения, то без коррекции или компенсации они в будущем могут превратиться в явно выраженные заболевания. Поэтому важно своевременно проводить обследования, и при необходимости оказывать помощь младенцам и детям младше трёх лет.

Читайте также:  Звуки А-О-У-И-Ы - конспект НОД

Логопед ведёт коррекционно-развивающую работу, грамотно подбирает необходимые способы воздействия и вариативные формы ведения занятий, которые окажутся наиболее эффективными в конкретном случае. Специалист взаимодействует с родителями или законными представителями ребёнка – систематически консультирует взрослых, привлекает их к совместной деятельности, обучает простым приёмам коррекционного воздействия, рассказывает, как создать дома малышу благоприятные условия для становления речи.

Эта программа для вас, если вы…

  • Хотите вести логопедическую работу с младенцами и детьми младше трёх лет, чтобы помочь выявить у них задержку доречевого и речевого развития и составить индивидуальный маршрут коррекционной, воспитательной, развивающей деятельности.
  • Планируете изучить психологию раннего онтогенеза, анатомию и физиологию маленьких детей, научиться проводить диагностику развития.
  • Собираетесь применять перспективные логопедические технологии раннего вмешательства, помогать детям компенсировать или скорректировать выявленные недостатки.

Курс реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 3 месяца (340 часов).

Цели и задачи курса

Данная программа предназначена для обучения специалистов превентивной логопедии. На курсе Слушатели рассмотрят анатомические, физиологические, психологические особенности онтогенеза маленьких детей; изучат способы диагностики речевых нарушений, оценки уровня развития конкретного ребёнка; узнают о перспективных методах и приёмах логопедического вмешательства, которые способны помочь ребятам с различными типами дизонтогенеза.

Программа даст ответы на вопросы:

  • Какие особенности анатомического и физиологического развития наблюдаются у детей младенческого и раннего возраста?
  • Какие выделяют этапы раннего онтогенеза?
  • Как происходит формирование доречевой и речевой деятельности у младенцев и малышей младше трёх лет?
  • С какими трудностями сталкивается логопед при диагностике нарушений развития маленьких детей?
  • Как вести развивающую и коррекционную работу, если выявлены отклонения в развитии у детей, не достигших трёхлетнего возраста?
  • Какие логопедические технологии раннего вмешательства может использовать специалист?

Результаты и перспективы:

  • У вас есть необходимые компетенции для работы логопедом в медучреждениях, домах ребёнка, яслях, центрах раннего развития.
  • Вы проводите обследование детей с аномалией речи, выявляете отклонение в развитии, определяете адаптационные возможности конкретного ребёнка и предлагаете программу работы с ним.
  • Вы ведёте коррекционную, развивающую, обучающую работу с детьми, консультируете их родителей или законных представителей.

Требования к Слушателям

Обратите внимание!
Больше нет необходимости сразу отправлять бумажные документы почтой, Вы это можете сделать в любое удобное время. Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.

Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании * .
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
  4. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  5. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Внимание! Принимаются лица от 18 лет.

Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи.

* программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся. Подробнее Вы можете узнать по телефону или через форму обратной связи.

Учебный план программы профессиональной переподготовки «Превентивная логопедия. Организация и содержание логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста»

Категория Слушателей: лица имеющие (или получающие) высшее дефектологическое, специальное психологическое образование, а так же лица имеющие любое высшее обзаование и прошедшие профпереподготовку по направлению Логопедия не менее 500 часов.

Срок обучения: 3 месяца (340 часов).

Учебный план программы, реализуемой с применением в полном объеме дистанционных образовательных технологий.

Общая трудоемкость, в акад. час.

Работа обучающегося в СДО, в акад. час.

Формы промежу-точной и итоговой аттестации (ДЗ, З)

Практи-ческие занятия и тести-рование

Анатомия и физиология детей младенческого и раннего возраста

Превентивная логопедия. Организация и содержание логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста с присвоением квалификации «Специалист по логопедической работе с детьми младенческого и раннего возраста» (340ч)

В НОВЫЙ ГОД НОВЫЕ ЗНАНИЯ СО СКИДКОЙ 56%
  • До 11 января!
  • Рассрочка 0%
  • Максимум практики
  • Обратная связь от экспертов
  • Онлайн вебинары

Получите диплом о профессиональной переподготовке, который позволит проводить коррекционно-развивающую работу с детьми до 3-х лет. Программа насыщена практическими заданиями. В дополнение к основным модулям у вас будет бесплатный доступ к более 150 вебинарам онлайн и в записи, за каждый из которых вы получите отдельный сертификат.

Программа соответствует нормам и требованиям следующих документов:

  • ФГОС (утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 22.02.2018 N 123).
  • Профессиональный стандарт (утвержденный Приказом Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н (ред. 05.08.2016)).

О программе

Программа рассчитана на тех, кто хочет обучиться коррекционно-развивающей работе с детьми до 3-х лет. Вы узнаете, как ребенок осваивает мир, как помочь детям из группы риска по речевой патологии (подробнее о дисциплинах см. в учебном плане).

После каждого учебного модуля вы будете проходить специальные практикумы и решать кейсы, основанные на реальных ситуациях и примерах. Получите обратную связь от экспертов и сможете обсудить задания с сокурсниками (о том, как проходит дистанционное обучение, см. в разделе «процесс обучения»).

Карьера

Пройдя программу и получив диплом, вы сможете работать с детьми до 3-х лет:

  • логопедом в группах раннего развития;
  • специалистом в поликлинике, медцентре и иных государственных и частных медицинских учреждениях;
  • логопедом в развивающем центре для детей;
  • логопедом в частной практике.

Подтверждающие документы

Диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации «Специалист по логопедической работе с детьми младенческого и раннего возраста».

Вместе с дипломом вы получите дополнительный документ – сертификат компетенций с указанием трудовых функций.

Знания и навыки

1. Теоретическая база

  • Основы анатомии и физиологии детей младенческого и раннего возраста.
  • Психология раннего онтогенеза, особенности развития речи в норме и виды недоразвития речи.
  • Особенности психолого-педагогической диагностики и логопедического обследования детей младенческого и раннего возраста.
  • Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми младенческого и раннего возраста с различными видами дизонтогенеза.
  • Методы раннего вмешательства.

2. Профессиональные навыки

Научитесь осуществлять логопедическое обследование и проводить развивающую работу у детей до 3 лет:

  • диагностировать ключевые предпосылки к возникновению патологии речи;
  • применять логопедические технологии раннего вмешательства (массаж, гимнастику, развитие дыхания);
  • реализовывать превентивные (предупредительные) меры логопедической помощи;
  • использовать технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные варианты дизонтогенеза ­– задержку речевого развития, расстройства аутистического спектра, интеллектуальную недостаточность, нарушения слуха и зрения, ДЦП или синдром Дауна.

3. Дополнительные материалы

Вы получите следующие наработки:

  • готовые инструменты для проведения логопедического обследования;
  • комплексы артикуляционной гимнастики, массажа, дыхательных упражнений.

Практика

В программе 12 практических заданий, в том числе:

  • подготовка схем логопедического обследования ребенка преддошкольного возраста;
  • выбор направления и содержания логопедической помощи двухлетнему ребенку с задержкой речевого развития с указанием причины – ДЦП, врожденная расщелина неба и т. д.;
  • подготовка характеристики проведения логопедического массажа у детей младенческого и раннего возраста;
  • выбор дыхательной гимнастики для коррекционной работы;
  • подготовка характеристик каждого этапа доречевого развития ребенка по ряду заданных критериев;
  • подготовка таблицы о влиянии неблагоприятных факторов на формирование речи ребенка;
  • закрепление основных понятий и терминов изучаемых дисциплин.

Бонусы к основной программе

  • Бессрочный доступ к лекциям и пособиям.
  • Бесплатный доступ к архиву из 4000+ вебинаров на все время обучения и 3 месяца после окончания курса, в том числе более 150 вебинаров по темам:
  • Анализ опыта реализации отечественных и зарубежных программ по раннему вмешательству.
  • Раннее выявление отклонений в развитии речи детей.
  • Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей раннего возраста с задержками речевого развития (ЗРР).
  • Технологии коррекционно-развивающей работы с детьми младенческого и раннего возраста.
  • Ранняя логопедическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС).
  • Особенности ранней логопедической помощи детям с детским церебральным параличом (ДЦП).
  • Особенности ранней логопедической помощи детям с синдромом Дауна.
  • Особенности ранней логопедической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью и задержкой психического развития (ЗПР).

Требования к Слушателям:

Обратите внимание!
Больше нет необходимости сразу отправлять бумажные документы почтой, Вы это можете сделать в любое удобное время.
Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора.
Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.

Внимание! Принимаются лица от 18 лет, имеющие/получающие:

  • ВО по направлениям «Дефектология», «Специальная психология»;
  • любое ВО + профпереподготовка по направлению «Логопедия» продолжительностью не менее 500 часов.

Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра)*.
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
  4. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего образования (при необходимости).
  5. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников Приёмной комиссии по телефону или через форму обратной связи.

* программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся. Подробнее Вы можете узнать по телефону или через форму обратной связи.

Получите диплом о профессиональной переподготовке, который позволит проводить коррекционно-развивающую работу с детьми до 3-х лет. Программа насыщена практическими заданиями. В дополнение к основным модулям у вас будет бесплатный доступ к более 150 вебинарам онлайн и в записи, за каждый из которых вы получите отдельный сертификат.

Программа соответствует нормам и требованиям следующих документов:

ФГОС (утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 22.02.2018 N 123).

Профессиональный стандарт (утвержденный Приказом Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н (ред. 05.08.2016)).

Программа рассчитана на тех, кто хочет обучиться коррекционно-развивающей работе с детьми до 3-х лет. Вы узнаете, как ребенок осваивает мир, как помочь детям из группы риска по речевой патологии (подробнее о дисциплинах см. в учебном плане).

После каждого учебного модуля вы будете проходить специальные практикумы и решать кейсы, основанные на реальных ситуациях и примерах. Получите обратную связь от экспертов и сможете обсудить задания с сокурсниками (о том, как проходит дистанционное обучение, см. в разделе «процесс обучения»).

Пройдя программу и получив диплом, вы сможете работать с детьми до 3-х лет:

логопедом в группах раннего развития;

специалистом в поликлинике, медцентре и иных государственных и частных медицинских учреждениях;

логопедом в развивающем центре для детей;

логопедом в частной практике.

Диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации «Специалист по логопедической работе с детьми младенческого и раннего возраста».

Вместе с дипломом вы получите дополнительный документ – сертификат компетенций с указанием трудовых функций.

Знания и навыки

1. Теоретическая база

Основы анатомии и физиологии детей младенческого и раннего возраста.

Психология раннего онтогенеза, особенности развития речи в норме и виды недоразвития речи.

Особенности психолого-педагогической диагностики и логопедического обследования детей младенческого и раннего возраста.

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми младенческого и раннего возраста с различными видами дизонтогенеза.

Методы раннего вмешательства.

2. Профессиональные навыки

Научитесь осуществлять логопедическое обследование и проводить развивающую работу у детей до 3 лет:

диагностировать ключевые предпосылки к возникновению патологии речи;

применять логопедические технологии раннего вмешательства (массаж, гимнастику, развитие дыхания);

реализовывать превентивные (предупредительные) меры логопедической помощи;

использовать технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные варианты дизонтогенеза ­– задержку речевого развития, расстройства аутистического спектра, интеллектуальную недостаточность, нарушения слуха и зрения, ДЦП или синдром Дауна.

3. Дополнительные материалы

Вы получите следующие наработки:

готовые инструменты для проведения логопедического обследования;

комплексы артикуляционной гимнастики, массажа, дыхательных упражнений.

В программе 12 практических заданий, в том числе:

подготовка схем логопедического обследования ребенка преддошкольного возраста;

выбор направления и содержания логопедической помощи двухлетнему ребенку с задержкой речевого развития с указанием причины – ДЦП, врожденная расщелина неба и т. д.;

подготовка характеристики проведения логопедического массажа у детей младенческого и раннего возраста;

выбор дыхательной гимнастики для коррекционной работы;

подготовка характеристик каждого этапа доречевого развития ребенка по ряду заданных критериев;

подготовка таблицы о влиянии неблагоприятных факторов на формирование речи ребенка;

закрепление основных понятий и терминов изучаемых дисциплин.

Бонусы к основной программе

1. Бессрочный доступ к лекциям и пособиям.

2. Бесплатный доступ к архиву из 4000+ вебинаров на все время обучения и 3 месяца после окончания курса, в том числе более 150 вебинаров по темам:

Анализ опыта реализации отечественных и зарубежных программ по раннему вмешательству.

Раннее выявление отклонений в развитии речи детей.

Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей раннего возраста с задержками речевого развития (ЗРР).

Технологии коррекционно-развивающей работы с детьми младенческого и раннего возраста.

Ранняя логопедическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Особенности ранней логопедической помощи детям с детским церебральным параличом (ДЦП).

Особенности ранней логопедической помощи детям с синдромом Дауна.

Особенности ранней логопедической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью и задержкой психического развития (ЗПР).

© 2012-2021, АНО ДПО «УрИПКиП»
Использование, воспроизведение и распространение данного объекта интеллектуальной собственности (учебного плана и описания программы) без согласия правообладателя преследуется по закону

Учебный план программы профессиональной переподготовки «Превентивная логопедия. Организация и содержание логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста» с присвоением квалификации «Специалист по логопедической работе с детьми младенческого и раннего возраста»

Срок обучения: 12 недель.

Читайте также:  Перспективный план игр и игровых упражнений по развитию слухового восприятия

Общая трудоемкость, в акад. час.

Работа обучающегося в СДО, в акад. час.

Формы промежу-точной и итоговой аттестации (ДЗ, З)

Практи-ческие занятия и тести-рование

Анатомия и физиология детей младенческого и раннего возраста

Логопедическая работа с детьми раннего возраста в деятельности ЦИПР

Самойлова И.М., учитель-логопед ДОУ № 33 «Дюймовочка», г. Каменск-Уральский, Свердловская обл.
В последние годы одним из приоритетных направлений логопедической работы стало оказание помощи детям раннего возраста.
В нашем ДОУ была создана модель коррекционно-речевой работы с маленькими детьми, которая позволяет:
– максимально рано выявить детей с задержками речевого развития;
– сократить разрыв между моментом выявления первичного нарушения и началом логопедического воздействия;
– целенаправленно вовлекать родителей в процесс развития речи детей.
Эта модель состоит из двух блоков.
1 блок. Общее и индивидуальное коррекционно-развивающее логопедическое воздействие
Работа с детьми от 1 года до 3 лет идет в двух основных направлениях: диагностическом и коррекционно-развивающем.
Диагностика
Диагностика имеет первостепенное значение для определения состояния речи и своевременного выявления детей, нуждающихся в коррекционном воздействии.
Диагностические мероприятия в группе
раннего возраста (2-й год жизни)
1. Наблюдение. Ведется логопедом во время режимных моментов, игр, занятий, проводимых воспитателем.
При наблюдении оцениваются:
– речевая активность ребенка;
– коммуникативные навыки (что преобладает – «взрослые» слова, слова-трафареты, звукоподражания; жестово-мимические средства – жесты и их направленность, коммуникативная или агрессивная, сопровождаются ли возгласами или «немые»);
– начальный детский лексикон.
Учитывая большое количество воспитанников ясельных групп и малую продолжительность своего рабочего времени, низкий уровень контактности маленьких детей с малознакомыми людьми, функциональные особенности раннего детства (неустойчивое внимание, сниженная работоспособность, расторможенность), логопед не может выяснить словарный запас ребенка, но это могут сделать родители.
2. Опросник для родителей1.
В опроснике представлен список типичных слов из детского лексикона. Родители заполняют его два раза в год (октябрь и март).
Это позволяет не только проследить динамику развития пассивного и активного словаря, но и наглядно показать родителям, к чему здесь нужно стремиться при воспитании детей.
3. Углубленное логопедиче-
ское обследование детей, имеющих предположительно темповые задержки развития речи (ЗРР) или проявления системного нарушения речи (ОНР).
Диагностические мероприятия
в первой младшей группе
(3-й год жизни)
1. Наблюдение логопеда за речевым развитием детей во время игры, в режимные моменты, в совместной деятельности с взрослым.
При наблюдении отмечаются:
– понимание обращенной речи;
– коммуникативные навыки;
– состояние словаря;
– навыки связного высказывания;
– особенности произносительной стороны речи.
2. Углубленное логопедиче-
ское обследование всех детей перед переводом их в группу дет-
ского сада.
Система диагностики детей
2-х и 3-х лет должна отвечать следующим требованиям:
– лаконичность и доступность заданий (возможность использования как для экспресс-обследования, так и более углубленного изучения);
– наличие нормативных показателей для выявления отклонений и определения степени их выраженности;
– учет индивидуальных особенностей развития ребенка.
Все динамические наблюдения за развитием детской речи заносятся в дневник наблюдений. Он заводится на каждого вновь поступившего ребенка (группа раннего возраста). Заполнение начинается со сведений родителей о раннем развитии, об особенностях речи и общения ребенка. Записи по результатам наблюдений производятся не реже двух раз в месяц, а при необходимости и чаще. Каждая запись содержит следующие сведения:
– время наблюдения;
– цель наблюдения;
– условия проведения наблюдения;
– результат (какие факты выявлены).
Длительные отсутствия ребенка в детском саду также фиксируются в дневнике.
В конце первого полугодия и в конце года на основе наблюдений и в соответствии с нормативными показателями делаются выводы о состоянии речевого развития малыша.
На втором году пребывания ребенка в яслях (первая младшая группа), при благополучном положении дел, дневниковые записи могут ограничиться только констатацией состояния речевого развития на начало года, первое полугодие и конец года. При этом отмечаются:
– состояние словаря;
– связность и четкость высказывания;
– особенности произносительной стороны речи (наличие дефектно формирующихся звуков, состояние послоговых перестроек).
В дневниках детей с ЗРР фиксируются:
– план индивидуальной работы по развитию речи (составляется на три месяца для уточнения и корректирования общего плана);
– взаимодействие со специалистами (психологом, музыкальным руководителем, воспитателями) по формированию психологической базы речи;
– динамические наблюдения за развитием речи;
– консультации для родителей.
Всем вышеизложенным требованиям отвечает программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет1.
Программа представлена в виде оригинальных таблиц и очень удобна в применении. Эта диагностика используется не только логопедом, но и воспитателями ясельных групп, что обеспечивает единую трактовку результатов обследования ребенка (табл. 1).
В результате диагностических мероприятий создается четкая картина развития речи каждого ребенка.
Благодаря этому, на выходе из ясельной группы детского сада, дети дифференцируются следующим образом:
– направляемые на ГПМПК для определения в специальные (коррекционные) группы;
– зачисляемые для дальнейшей работы на логопункт;
– имеющие фонетические недостатки, которые можно исправить с помощью воспитателей и родителей (при разовых консультациях логопеда).
Коррекционно-развивающая работа
При составлении плана логопедической работы в группах раннего возраста были учтены:
– этапы и закономерности системного развития детской речи1;
– задачи общеразвивающей программы.
В работе с детьми раннего возраста массовой группы необходимо учитывать программу, которая определяет объем речевых навыков и умений детей, требования к ним. Это позволяет установить преемственность в содержании речевого воспитания в группах (раннего возраста – первая младшая – вторая младшая и т.д.) и обеспечить перспективность развития речи детей, т.е. заложить основы для последующих этапов;
– принцип комплексного подхода. Как в планировании, так и на каждом игровом занятии решаются разные, но взаимосвязанные задачи, охватывающие все стороны речевого развития (фонетику, просодику, лексику, развитие артикуляции);
– развивающая, стимулирующая направленность занятия для детей раннего возраста.
Их основная цель не коррекция, а побуждение к общению, стимулирование речевого развития, повышение речевой активности ребенка.
Развивающая работа
в группе раннего возраста
План коррекционно-развивающей работы составляется понедельно и содержит следующие разделы:
– лексическая тема и примерный словарь (существительные, глаголы, прилагательные, наречия);
– мимические и артикуляционные упражнения;
– упражнения для развития просодической организации речи;
– развитие общей и мелкой моторики.
В сентябре и октябре проводятся два фронтальных занятия, поскольку идет адаптационный период.
Начиная с ноября одно фронтальное занятие заменяется двумя подгрупповыми (с детьми младше и старше 2-х лет).
Такое разделение связано с тем, что разница в 3-5 месяцев в этом возрасте имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка.
Развивающая работа
в первой младшей группе
В первой младшей группе как установочное проводится одно фронтальное игровое занятие: даются определенный словарный материал по лексической теме, модели словосочетаний, предложений, делаются артикуляционные упражнения и упражнения на развитие фонематического восприятия.
Воспитатель отрабатывает лексический материал во время игр и режимных моментов, использует упражнения установочного логопедического занятия.
План фронтальных занятий составляется помесячно и содержит разделы:
– лексическая тема (одна на месяц);
– грамматический строй речи;
– формирование фонематического восприятия;
– развитие артикуляционного праксиса;
– развитие просодики;
– развитие общей и мелкой моторики.
Таким образом, приоритетными направлениями работы логопеда в группах раннего возраста (в условиях логопункта) можно назвать: стимулирование речевого развития и своевременное выявление детей с речевыми проблемами. Однако по результатам наблюдений в течение года в этих группах определяются дети, которым необходимы специальные коррекционные занятия. Они зачисляются на логопункт в следующем учебном году. Также индивидуальные занятия приходится проводить и с детьми старше 2-х лет, из числа вновь принятых в ДОУ, поскольку их речевое развитие значительно отстает от речи уже обучающихся детей. В связи с ограниченностью времени логопеда формируются две-три подгруппы по два ребенка со сходными проблемами. Занятия проводятся два раза в неделю с каждой подгруппой (по 10-15 мин).
Родители таких детей получают еженедельные рекомендации логопеда.
Взаимодействие логопеда
с педагогами ясельных групп
Логопед предоставляет план своей работы воспитателям (второй экземпляр).
Их взаимодействие обеспечивает:
– совместную более углубленную, планомерную работу по формированию и развитию словаря;
– воспитатель парциально использует планы логопеда при подготовке к своим занятиям, играм, помогающим закреплению речевых навыков (фонетика, просодика, артикуляция);
– замену еженедельной записи рекомендаций логопеда воспитателю (существовавшей ранее тетради «Рекомендации логопеда»).
От еженедельных записей логопедических рекомендаций отказались еще и по следующим причинам:
– воспитатель всегда присутствует на фронтальных занятиях логопеда, отмечая детей, с которыми нужно поработать индивидуально;
– воспитатель имеет в своем арсенале большое количество произведений фольклора, малого жанра и может самостоятельно подобрать материал для пальчиковой гимнастики и речевого сопровождения режимных моментов.
Возможно, что начинающим воспитателям имеет смысл давать подробные письменные рекомендации.
Для наиболее тесного взаимодействия в работе по развитию детей раннего возраста и создания единого образовательного пространства планирование лексических тем также предлагается педагогу-психологу и музыкальному руководителю.
2 блок. Взаимодействие
с родителями
Родители давно признаны главными воспитателями, но большие надежды они возлагают и на детский сад. Сделать родителей ак тивными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка очень важно.
Для этого используются определенные формы взаимодействия с родителями.
1. Родительские собрания.
Организационное – проводится в июне, июле (для родителей будущих воспитанников ДОУ). Участие принимают: администрация ДОУ, медицинский работник, логопед, психолог.
Информационно-тематические собрания проводятся в сентябре, январе, итоговое – в мае (родителей знакомят с нормативными документами, программами, программными требованиями, с организацией деятельности специалистов в группе, с результатами работы).
2. Информационный уголок «Речевое развитие малыша».
Содержит материалы для практического использования в играх и занятиях с детьми дома. Информация меняется два-три раза в месяц.
3. Индивидуальные консультации логопеда.
На первом этапе их инициатором выступают педагоги. Повышение уровня педагогических знаний помогает родителям осо-
знать и сформулировать вопросы, связанные с развитием ребенка. Выделяется один день (постоянный) в месяц.
Логопед работает в вечерние часы.
4. Лекторий «Школа молодой семьи».
Первоначально на этих встречах давались практические советы о том, как воздействовать на речевое развитие ребенка. Однако опыт показал, что родителям необходимо еще и пояснить механизм воздействия этих упражнений.
Теоретический аспект всегда вызывает у родителей интерес, и методические рецепты выполняются осознанно и более качественно.
Лекторий проводится в послед-
ний четверг каждого месяца.
5. Демонстрация занятий (в записи).
Дает возможность познакомить родителей с некоторыми направлениями и приемами работы с детьми, продемонстрировать успехи детей, вызвать интерес родителей к деятельности педагогов.
6. «Ящик “горячих” вопросов и предложений».
Родители имеют возможность задать вопрос анонимно (не только логопеду, но и заведующему ДОУ, врачу, воспитателям, психологу).
Они получают ответ через информационный уголок, на родительском собрании.
7. Анкетирование.
Позволяет уточнить степень заинтересованности родителей в развитии своего ребенка, определить их запросы, выяснить степень удовлетворенности образовательным процессом.

Примерное планирование индивидуальной логопедической коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение речи

Нелли Середина
Примерное планирование индивидуальной логопедической коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение речи

Планы индивидуальных занятий логопед составляет на основании индивидуального плана логокоррекционной работы. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.

План индивидуальной работы позволит привести в систему занятия, уси-лить их коррекционную направленность и осуществить личностно – ориентиро-ванный подход в обучении. Он составляется на каждое занятие с учетом результатов логопедического обследования и динамики развития ребенка. В плане предусматривается проведение различных артикуляционных упражнений, работа по постановке и автоматизации звуков, игры, задания по формированию лексики, грамматики, неречевых процессов и мелкой моторики.

При планировании индивидуальных коррекционных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка и его индивидуально-личностные особенности.

Основной целью индивидуальных занятий учителя-логопеда является развитие правильного звукопроизношения и формирование четкого восприятия и воспроизведения звуков родного-русского языка у детей, имеющих нарушение речи.

Основная задача индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий – формировать звуковую сторону речи: нормализация артикуляционной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков.

Планирование

индивидуальной лого-коррекционной работы

c (Ф. И. ребенка, логопедическое заключение)

1.Развитие подвижности артикуляционного аппарата:

1.1. Нормализация моторики артикуляционного аппарата и мышечного тонуса лица, губ, языка,при помощи:

логопедический массаж, который осуществляет логопед;

– самомассаж органов артикуляционного аппарата, который делает сам ребенок после наглядного показа и объяснения логопедом;

– массаж биологически активных точек, который осуществляет логопед и сам ре-бенок;

– артикуляционная гимнастика, способствующая нормализации мышечного тонуса, которую ребенок выполняет самостоятельно после объяснения и показа логопедом;

1.2.Нормализация дыхания с помощью: упражнений на развитие силы воздушной струи и направленности воздушной струи; специальной дыхательной гимнастики;

1.3. Нормализация голоса с помощью упражнений для развития силы голоса и умения воспроизводить голосовые модуляции;

1.4. Нормализация интонационно-выразительной окраски речи: устранение сма-занности;

1.5. Нормализация темпо-ритмической стороны речи, работа над просодикой.

1.6. Устранение гиперсаливации с помощью специальных упражнений.

2. Формирование произносительных умений и навыков (работа по формированию правильного звукопроизношения):

2.1. Выработка неправильно сформированных артикуляционных поз значимых для свистящих – с, сь, з, зь, ц, шипящих – ш, ж, ч, щ, сонорных – л, ль, р, рь, губно-губных – п. пь, б, бь, м, мь, губно-зубных – т, ть, д, дь, н, нь, заднеязычных – к, кь, г, гь, х, хь и других групп звуков;

Читайте также:  Формирование умения пересказывать тексты, заучивать загадки и стихи с использованием мнемотаблиц

2.2. Определение последовательности работы над звуками: свистящие, шипящие, сонорные, губно-губные, губно-зубные, заднеязычные и другие;

2.3. Уточнение правильной артикуляции нарушенных звуков;

2.4. Постановка нарушенных звуков традиционными способами – путем подражания, правильного произнесения нарушенных у ребенка звуков;

2.5.Автоматизация поставленных звуков: в изолированном положении, на уровне слога, на уровне слова, на уровне фразы, в стихах и рассказах;

2.6. Дифференциация поставленных звуков;

2.7. Введение поставленных звуков в собственную речь ребенка.

3.Развитие общей и мелкой моторики:

3.1. Развивать мелкую моторику с помощью специальных упражнений, например: «колечко», «кулак-ребро-ладонь», «кулак-ладонь», «домик», «ухо-нос», «лотос», «лесоруб», «волшебник» и др. Автор – Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии.

4.Формирование фонематического восприятия:

4.1. Определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);

4.2. Определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове. Авторы – В. И. Селеверстов, Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии.

5.Формирование фонематического слуха:

5.1. Выполнение речевых игр и упражнений, направленных на развитие фонематических процессов. Автор – В. И. Селеверстов.

6. Работа над слоговой структурой слова и грамматическим строем речи:

6.1.Словообразование и словоизменение:

– формирование обобщающих понятий по лексическим темам;

– подбор слов – антонимов;

– подбор слов – синонимов;

– образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

– преобразование имени существительного единственного числа во множественное число;

– образование названий детенышей;

– образование относительных притяжательных имен прилагательных;

– преодоление конструктивного аграматизма;

– формирование и закрепление навыка практического построения сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с союзами;

– употребление существительных в косвенных падежах;

– образование существительных множественного числа в именительном и роди-тельном падежах;

– согласование имен прилагательных с именем существительным в роде, числе и числе;

– образование относительных и притяжательных прилагательных;

– согласование количественных числительных с именами существительными;

– согласование имен существительных с притяжательными местоимениями «мой, моя, мое» в роде и числе;

– понимание и употребление простых и сложных предлогов;

– уточнение грамматического значения слова.

7. Развитие лексической стороны речи:

7.1. Расширять предметный словарь;

7.2. Расширять словарь признаков;

7.3. Расширять глагольный словарь;

7.4. Формирование структуры значения слова;

7.5. Развитие лексической системности и семантических полей;

7.6. Формирование парадигматических и синтагматических связей слов.

8. Формирование связной речи:

8.1. Составление различных форм расширенных предложений;

8.2. Формировать умение составлять рассказ по картинке;

8.3. Формировать умение составлять рассказ по серии картин;

8.4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины;

8.5. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин;

8.6. Составление описательных рассказов по предметным картинкам;

8.7. Составление рассказов по представлению (из личного опыта);

8.8. Формировать умение составлять пересказ;

8.9. Формировать умение составлять рассказ – описание;

8.10. Развитие связной монологической речи;

8.11. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию;

8.12. Составление рассказа по следам демонстрируемого действия;

8.13. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;

9.Развитие психических процессов и интеллектуальной деятельности:

9.1. Развитие слуховой и зрительной памяти и внимания на линейный ряд из пяти-семи слов (предметов);

9.2.Развитие зрительного восприятия:

– узнавание контурных изображений предметов;

– узнавание силуэтов предметов;

– узнавание контурных изображений предметов, наложенных друг на друга;

– собирание разрезных картинок.

– исключение четвертого лишнего;

– установление последовательности событий в серии сюжетных картинок;

9.4. Развитие пространственных представлений;

9.5. Развитие временных представлений.

10.Воспитание самоконтроля за речью:

В коррекционную работу по устранению речевых нарушений и развитию само-контроля детей за собственной речью помимо логопеда включаются в первую очередь родители и воспитатели детских групп, а также психолог, и другие специалисты детского сада, имеющие непосредственное общение с детьми – логопатами.

Проект «Страна красивой речи». Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи и родителями «Страна красивой речи» Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи и их родителям на основе индивидуального подхода Раздел.

Дидактические игры по развитию речи для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста Д/и «Предлоги» Цель: составить предложение с заданным предлогом. Д/и «Придумай предложение со словами….»Цель: упражнять в составлении.

Методы индивидуальной коррекционной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Методы индивидуальной коррекционной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностьюПодготовила: учитель.

План индивидуальной коррекционной работы 1. Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям. 2. Развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для.

Планирование коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук с детьми 5–6 лет с тяжелыми нарушениями речи [УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г. ШАРЫПОВО муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Чебурашка».

Приемы работы с детьми, имеющими ОНР 1 уровня. Видеоматериал, представляющий опыт работы Работа с детьми, имеющими первый уровень речевого развития, начинается с воспитания их речевой активности. В связи с тем, что уровень речевого.

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы «Путешествие в прошлое» ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 26.02. по02.03) Тема: «Путешествие в прошлое и будущее на машине.

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы «Цветы и травы» ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 14.05.2018 г. по 18.05.2018 г.) Группа: старшая группа № 2 Тема:.

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы «Зимняя сказка» Цель: обогащение знаний детей об особенностях зимней погоды (лютый мороз, метель, заморозки, снегопады, пур-га,расширение представлений.

Проектирование и реализация индивидуальной коррекционно-развивающей работы в условиях логопедической группы Образовательный стандарт ориентирует нас на индивидуально – личностный принцип образования. В нашем ДОУ индивидуально – личностный подход.

Перспективный план учителя-логопеда

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Цель: выявление и преодоление речевых нарушений, которые задерживают дальнейшее развитие ребёнка, создают трудности в общении; создание условий для формирования личности ребёнка и его успешной социализации.

1. Своевременно выявить речевые нарушения у детей, нуждающихся в логопедической помощи.

2. Определить уровень и характер речевых нарушений.

3. Разработать направление и содержание логопедической помощи каждому ребёнку.

4. Разъяснить среди педагогов и родителей детей специальных знаний по логопедии с целью профилактики речевых нарушений.

5. Вовлечь педагогов ДОУ и родителей в коррекционно-педагогический процесс.

Содержание работы

Сроки проведения

Ответственный

I. Организация учебно–развивающей среды

1. Подготовка кабинета к новому учебному году

2. Изготовление наглядного и демонстрационного материала для логопедических занятий

Наглядный и демонстрационный материал

3. Изготовление и оформление дидактических игр и пособий для логопедического кабинета

Дидактические игры и пособия

4. Пополнение картотеки пальчиковых и речевых игр, логоритмических упражнений

Пальчиковые игры, речевые игры, логоритмические упражнения

5. Приобретение необходимой методической литературы

II. Диагностико–аналитическая деятельность

1. Диагностическое обследование речи детей старшей и подготовительной к школе групп

Журнал обследования речи детей

2. Диагностическое обследование речи детей средней группы

Журнал обследования речи детей

3. Обследование детей с тяжёлыми нарушениями речи

Подготовка документов на ПМПК

4. Зачисление воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи

Список детей, зачисленных на логопедические занятия

5. Изучение медицинских карт детей, зачисленных на логопедические занятия и заполнение медицинских карт

6. Заполнение речевых карт

7. Составление расписания логопедических занятий

Расписание логопедических занятий

8. Оформление документации учителя-логопеда

1) журнал учёта посещаемости логопедических занятий
2) журнал обследования речи детей

3) речевые карты на каждого ребёнка
4) список детей, зачисленных на логопедические занятия

5) экран звукопроизношения
6) перспективное планирование на учебный год

7) календарное планирование на учебный год

8) поурочное планирование коррекционной работы с детьми;
9) график и циклограмма работы учителя-логопеда
10) расписание логопедических занятий
11) индивидуальные тетради по коррекции звукопроизношения

12) тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей

13) тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и родителей

14) план по самообразованию

15) отчёт о проделанной работе за год, статистический и аналитический отчёт

16) паспорт кабинета

9. Анализ коррекционной работы

Статистический и аналитический отчёт

III. Коррекционно – развивающая работа

1. Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий согласно циклограмме рабочего времени

с 15 сентября по 15 мая

Поурочные планы, индивидуальные тетради

2. Литературный вечер в средних группах «Ох, уж эти сказки!»

Проведение литературного вечера, конспект

3. Литературный вечер в старших группах «В гостях доктор Айболит»

Проведение литературного вечера, конспект

4. Литературный вечер в подготовительных группах «В стране Лукоморье»

Проведение литературного вечера, конспект

IV. Научно-методическая работа

1. Составление плана по самообразованию «Система работы с неговорящими детьми дошкольного возраста»

План по самообразованию

2. Выпуск буклетов для воспитателей и родителей:

– «Советы логопеда заботливым родителям»

– «Развитие речевого дыхания»
– «Артикуляционная гимнастика»

– «Играем пальчиками – развиваем речь»

– «Сказкотерапия – волшебный мир вокруг нас»

3. Участие в городских методических объединениях учителей-логопедов г.Нефтекамска

Заседание ГМО, посещение занятий коллег

4. Участие в семинарах, конференциях, совещаниях

5. Проведение открытых занятий для воспитателей

Самоанализ, анализ коллег

6. Научно-методическая помощь воспитателям по вопросам коррекции речи

V. Взаимосвязь со специалистами и воспитателями

1. Заседание психолого-медико-педагогического консилиума

2. Беседа с воспитателями старшей и подготовительной групп по результатам обследования речи детей

3. Беседа с воспитателями средней группы по результатам обследования речи детей

4. Консультации для воспитателей:

– «Профилактика речевых нарушений»

– «Театрализованная деятельность как средство профилактики речевых нарушений»

– «Игровые приёмы в коррекции звукопроизношения»

– «Логоритмика в системе коррекционной работы с детьми по устранению различных видов речевых нарушений»

– «Методика проведения логоритмических упражнений в детском саду»

– «Индивидуальный подход в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи»

– «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»

– «Воспитание правильной и чистой речи у дошкольников»

– «Раннее обучение чтению детей с нарушениями речи: проблемы и трудности»

Документация и организация работы

С учётом современных подходов и требований к организации коррекционно-развивающей работы ведётся следующая документация логопедического пункта:
  1. Годовой план — Смотреть*
  2. Перспективный план — Смотреть*
  3. Рабочие программы:

1 — Смотреть* ; 2 — Смотреть* ; 3 — Смотреть*

  1. Ежедневный план работы
  2. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся — Смотреть*
  3. Журнал учета деятельности логопедического пункта (посещаемость групповых занятий, индивидуальных занятий, консультации, учёт рабочего времени) /Соответствует ФГОС/ — Смотреть*
  4. График работы — Смотреть* , расписание занятий — Смотреть*
  5. Речевые карты — Смотреть* , протоколы к речевым картам — Смотреть*
  6. Индивидуальные карточки учащихся — Смотреть*
  7. Список обучающихся, имеющих недостатки в развитии устной и письменной речи — Смотреть*
  8. Паспорт кабинета — Смотреть*
  9. Рабочие тетради детей — 1 — Смотреть* , 2 — Смотреть*
  10. Отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте за год — Смотреть*
  11. Мониторинг коррекционно — развивающей работы — Смотреть*
  12. Копии приказов о зачислении (отчислении) учащихся на логопункт

Логопедическая работа строится на основании нормативных документов :

  • Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  • Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»
  • Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 1996г.)

Деятельность в логопедическом пункте при общеобразовательной школе имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику. Логопедическая работа – это не дополнительная образовательная услуга, как её пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определёнными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной.

Логопедический пункт существует в МБОУ «Средняя школа № 18» с 2003 года.

Цель работы логопедического пункта:

  • коррекция недостатков в развитии устной и письменной речи учащихся МБОУ «Средняя школа № 18»

Основными задачами логопедического пункта являются:

  • коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
  • разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Этапы работы :

I этапдиагностический (1 сентября – 15 сентября)

II этапкоррекционный (15 сентября – 15 мая)

III этапоценочный (15 мая – 31 мая)

I этап – диагностический (1 сентября – 15 сентября)

Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое даёт представление о состоянии речевого развития ребёнка и позволяет учителю – логопеду определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта.

Задачи:
  • выявление отклонений в развитии устной и письменной форм речи;
  • определение структуры речевого дефекта;
  • формулировка речевого диагноза;
  • планирование коррекционной работы на основе диагностических данных (учёт программных требований по русскому языку)

Актуальность этого направления работы заключается в том, что от своевременной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми.

II этап – коррекционный (15 сентября – 15 мая)

Задачи:
  • устранение речевых нарушений;
  • развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребёнок мог бы успешно обучаться.

Длительность данного этапа коррекционного обучения каждого конкретного ребёнка определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции.

Основные задачи коррекционных занятий:
  • формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха и восприятия, закрепление навыков произношения слов различной звуко – слоговой структуры;
  • развитие навыков звуко –слогового анализа и синтеза;
  • формирование лексико — грамматического строя речи;
  • совершенствование связной речи;
  • предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.

III этап – оценочный (15 мая – 31 мая)

Ссылка на основную публикацию