Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня.
Ольга Гаршина
Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня.
МКУ Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Мариинского муниципального района
Формирование грамматического строя речи у детей с
ОНР III уровня.
Учитель –логопед: Гаршина О. В.
ОНР – это нарушение, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированнымивсе компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика.
Формирования грамматического строя (словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так, при формировании словоизменения, ребенок прежде всего должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др. грамматических категорий, так как, прежде чем начать использовать языковую форму, ребенок должен понять, что она означает. При формировании грамматической структуры речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделение общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.
Развитие морфологической и синтаксической систем языка происходит в тесном взаимодействии. Проявление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.
По данным А. Н. Гвоздева, у детей с нормальным речевым развитием можно определить порядок формирования падежных окончаний:
1год 1мес. – 2 года. Именительный, винительный падеж для обозначения места. Предлог опускается (положи мяч на стол).
2года – 2года 2мес. Дательный падеж для обозначения лица (дан Вове, направления (предлог при этом опускается: иди маме); творительный падеж в значении орудийности действия (рисую карандашом); предложный падеж со значением места – предлог опускается (лежит сумке).
2года 2мес. – 2года 6 мес. Родительный падеж с предлогами «у», «из» со значением направления (из дома); творительный падеж со значением совместимости действия с предлогом с (с мамой); предложный падеж со значением места с предлогами «на», «в» (на столе).
2года 6 мес. – 3 года. Родительный падеж с предлогами «для, после» (для мамы, после дождя); винительный падеж с предлогами «через, под» (через речку, под стол).
3 – 4 года. Родительный падеж с предлогом «до» для обозначения предела (до леса, с предлогом «вместо» (вместо брата).
Дети дошкольного возраста часто неправильно согласовывают слова в роде, числе, падеже. У них несформированы навыки словообразования и словоизменения. Это в дальнейшем затрудняет овладение ими письменной речью, вызывает негативное отношение к учебной деятельности.
Главными задачами в формировании грамматического строя речи у детей является:
1. научиться изменению существительных по падежам.
2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
3. Изменение глагола по лицам, временам, родам.
4. Согласование притяжательных местоимений с существительными.
5. Согласование числительных существительными.
6. Словообразование существительных.
7. Образование глаголов с помощью приставок.
Работу по формированию грамматического строя начинаю с обследования, которое проводиться по методике Мастюковой, Филичевой.
(Практический материал по обследованию грамматических категорий)
Формирование грамматического строя речи провожу на материале дидактических игр.
Закрепление и уточнение форм родительного падежа.
1. Ед. и мн. число.
2. «Целое и части». Р. п.
3. «Кому что нужно» Д. п., В. п.
4. «Найди где мой дом.» П. п
6. «Чья морда, чей хвост» и другие.
В логопедии существует большой теоретический и методический материал, касающийся изучения и развития грамматической стороны речи у детей с ОНР. Обучение по методике Н. В. Нищевой строиться от изучения лексических тем. На этом материале подбираются грамматические задания.
Пособия Н. Э. Теремковой также от лексических тем.
В программе Филичевой, Чиркиной задачи обучения представлены по периодам.
1. Воспитание навыка словообразования.
а) слов с ласкательными и увеличительными оттенками (яблочко, горошек, ботиночки и т. д.);
б) глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, подшивать и т. д.);
в) прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания
(клюквенный морс, кисель, материалом (бархатный костюм, фарфоровая чашка, растениями (сосновый лес, дубовая роща);
г) сложных слов (хлебороб, садовод, листопад, употребление слов с эмоционально – оттеночным значением (хитрая лиса, масляная головушка, шелковая бородушка, мягкие лапки).
2. Закрепление правильного употребления грамматических категорий.
Употребление в речи глаголов в разных временных формах, практическое использование в речи существительных и глаголов в единственном и множественном числе; согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет (оттенки, форму, размер, вкус.
Практическое употребление притяжательных прилагательных.
1. Воспитания навыка словообразования.
а) Образование сравнительной степени прилагательных.
б) Образование сложных слов (снегопад, родственных (снег, снеговик, снежинка, снежок).
в)Образование прилагательных типа: одно – двухэтажный, многоэтажный.
2. Закрепление правильного употребления грамматических категорий.
Употребление в речи предложений с однородными членами. Правильность их согласования.
Употребление в речи глаголов с изменяющейся основой (иду – пошел).
Употребление в речи глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей «– ся» и без нее (буду кататься – покатаюсь).
Использование предлогов для обозначения совместности действия, пространственного расположения предметов. Употребление сложных предлогов из – за, из – под.
1. Воспитание навыка словообразования.
а) Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже).
б)Образование существительных от глаголов: учит – учитель, ученик; воспитывать – воспитатель и т. д.
2. Закрепление правильного употребления грамматических категорий.
Усвоение в речи предлогов (над, между, из-за, из-под, выражающих пространственное расположение предметов. Практическое усвоение согласования числительных с существительными (три куклы – пять кукол); прилагательных и числительных с существительными (пять белых медведей, много ловких обезьян).
Таким образом, т. к. дети, имеющие ОНР III уровня, имеют нарушения всех компонентов, то и формирование грамматики необходимо вместе с обогащением словарного запаса, развитием связной речи.
Мониторинг. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Методическая разработка. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Введение Уровень сформированности.
Сенсорная тематическая книжка «Домашние птицы» Назначение пособия: 1. Закрепление представлений по лексической теме “Домашние птицы”. 2. формирование лексико-грамматического строя речи.
Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Ведущим механизмом развития грамматической строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия.
Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности.
Своеобразие развития грамматического строя языка при ОНР показано в исследованиях М.В. Богданова-Березовского, В.К. Орфинской, Б.М. Гринишпуна, Т.Б Филичевой и др.
При многих формах ОНР, расстраивается усвоение знаковой формы языка, нарушается комбинирование знаков на основе правил языка, оперирование знаками в процессе порождения речи.
При ОНР развитие грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Анализ речи детей с ОНР обнаруживает у них нарушения в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.
Нарушения грамматического строя речи при ОНР обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование выбор определенных языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребенка парадигмы и их объединение в определенные синтагматические структуры.
Овладение морфологической системой языка предполагает многообразную интеллектуальную деятельность ребенка: ребенок должен научиться сравнивать слова по значению и звучанию, определить их различие, осознавать изменения в значении соотносить изменения в звучании с изменением его значения, выделять элементы, за счет которых происходит изменение значения, устанавливать связь между оттенком значения или различными грамматическими значениями и элементами слов (морфемами). Например:
нож — значение единственности;
ножи — значение множественности;
ножом — значение орудийности.
Развитие морфологической системы языка тесно связано с развитием не только синтаксиса, но и лексики, фонематического восприятия.
Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи детей с ОНР. Основной механизм морфологических аграмматизмов заключается в трудностях выделения морфемы, соотнесения значения морфемы с ее звуковым образом. ( В работах многих исследователей (Н. С. Жукова, В. А. Ковшиков, Л. Ф. Спирова, Е. Ф. Соботович, Т. В. Филичева, С. Н. Шаховской и др.) выделяются следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР:
1)неправильное употребление родовых, числовых, надежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков);
2)неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);
3). Неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями (дети рисует, она упал);
неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);
неправильное употребление предложно-падежных конструкций
родительного падежа в обозначении места (предлоги ИЗ, ОКОЛО, ВОЗЛЕ, ИЗ-ЗА; ИЗ-ПОД), винительного падежа для обозначения преодолеваемого пространства (предлог ЧЕРЕЗ), дательного падежа для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения (предлоги К, ПО), предложного падежа для обозначения места (предлоги В, НА). Дети часто пропускают предлоги или не употребляют их вообще
При этом у детей выявляются как общие, так и специфические аграмматизмы (окказиональные формы). Они наблюдаются в процессе овладения практической грамматикой. Из исследований Т.Н.Ушаковой вытекает, что основным речевым механизмам окказионализмов является «гипергенерация», т.е. излишнее обобщение наиболее частотных форм, формообразование по аналогии с продуктивными формами. При этом основной тенденцией, проявляющейся при словоизменении, является унификация основы в парадигме словоизменения.
Можно выделить следующие виды окказионализмов при формообразовании (по С. Н. Цейтлин).
Унификация места ударного слога, т.е. закрепление ударения за определенным слогом в слове. Так, в различных формах существительных сохраняется ударение исходного слова (стола нет, много поездов).
Устранение беглости гласных, т.е. чередования гласного с нулем звука (левы, пени, молотоком, песов, кусоки, много сестр).
Игнорирование чередований конечных согласных (ухи, текет, бегет, соседы).
Устранение наращения или изменения суффиксов (друг — други, ком — комы, стул — стулы, котенок — котенки, чудо — чуды, дерево — деревы).
Отсутствие супплетивизма при формообразовании (человек — человеки, ребенок — ребенки, лошадь — лошаденоки).
Последовательность усвоения грамматических форм определяется степенью их семантической противопоставленности: если в основе грамматических форм лежат ясные, доступные когнитивному развитию семантические противопоставления, данные грамматические формы легко дифференцируются.
Так, например, рано усваивается дифференциация единственного и множественного числа именительного падежа, так как противопоставление «один» и «много» не представляет трудностей даже для ребенка раннего возраста.
Наряду с окказиональными формами, у детей с ОНР, выявляются и специфические аграмматизмы.
Если в норме происходит смешение формально-знаковых средств преимущественно внутри одного грамматического значения, внутри одной функции, то у детей с ОНР наблюдаются смешения флексий различных значений.
В процессе словоизменения у детей с ОНР недостаточно функционируют процессы «генерализацией», т.е. выявление правил и закономерностей морфологической системы языка и их обобщение в процессе порождения речи. Для процессов формообразования дошкольников с ОНР характерна языковая асимметрия, т.е. отступление от регулярности в строении и функционировании языковых знаков.
У дошкольников с ОНР наблюдается большое количество смешений морфем, т.е. морфемных парафазии, не только семантически близких, но и семантически далеких, не входящих в парадигму морфем одного и того же значения.
Среди форм словоизменения у дошкольников с ОНР шестилетнего возраста наибольшие затруднения вызывают предложно-падежные конструкции существительных, падежные окончания существительных множественного числа, изменение глаголов прошедшего времени по родам (особенно согласование с существительным в роде, числе и падеже.
У детей с ОНР отмечается и нарушение формирования синтаксической структуры предложения. (Лалаева Р.И., Серебряк 2001)
Ф. Соботович выделяет две группы детей с ОНР.
В I группе детей наблюдается преимущественное нарушение морфологической системы языка при относительной сохранности глубинно-семантической структуры предложения. Несмотря на грубые морфологические аграмматизмы, дети этой группы все правильно воспроизводят структуру предложений из 2–3 слов, правильно воспроизводят семантические связи между словами, порядок слов. Например: Мама мыэ мяса (Мама моет мячик ), “Деси иду коле (Дети идут в школу); Десыса касаль касена (Девочка качалась на качелях). В этих предложениях дети воспроизводят структуру из трех семантических компонентов: субъект – предикат — объект; субъект – предикат — локатив.
Как видно из примеров, в структуре предложений сохранен порядок слов, но отсутствуют морфологические средства связи между словами. Таким образом, в этой группе детей имеет место резкая диспропорция между развитием морфологической и синтаксической систем языка.
Во II группе наблюдается нарушение не только морфологической системы языка, но и синтаксической структуры предложения.
Нарушение синтаксической структуры предложения обычно выражается в пропуске членов предложения, чаще всего предикатов, в необычном порядке слов, что проявляется даже при повторении предложений: Много в лесу (Дети собрали в лесу много грибов); Молоко разлило (Молоко разлито котенком).
Особенно большую трудность для детей с ОНР представляют инвестированные предложения, предложения пассивные, а также сложноподчиненные предложения.
Нарушения синтаксиса проявляются как на уровне глубинного, так и на уровне поверхностного синтаксиса.
На глубинном уровне нарушения синтаксиса проявляются в трудностях овладения семантическими компонентами (объектными, локативными, атрибутивными), в трудностях организации семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне — в нарушении грамматических связей между словами, в неправильной последовательности слов в предложении.
Специфической особенностью речи детей с ОНР является большая зависимость от лексической семантики, степени знакомости слова, от звукослоговой структуры слова от типа предложения.
Характерной особенностью речи детей с ОНР является одновременное существование двух стратегий усвоения грамматического строя речи:
усвоение слов в их нерасчлененном, целостном виде (на основе механизмов имитации);
овладение процессом расчленения слов на составляющие его морфемы (на основе механизмов анализа и синтеза), которое осуществляется у детей с ОНР более медленными темпами. (Соботович Е.Ф, 1981).
Формирование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:49, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования – изучить особенности формирования грамматических понятий у детей, имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования.
Оглавление
Введение
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования
1.1 Грамматический строй речи детей старшего дошкольного возраста в норме
1.2 Особенности овладения грамматическим строем речи в онтогенезе и при дизонтогенезе
1.3 Сущность общего недоразвития речи III уровня
Вывод по первой главе
Глава 2. Методические рекомендации по формированию грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2.1 Основные направления формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня
2.2 Организация работы по формированию грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Вывод по второй главе
Заключение
Список литературы
Файлы: 1 файл
Формирование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования
- Грамматический строй речи детей старшего дошкольного возраста в норме
- Особенности овладения грамматическим строем речи в онтогенезе и при дизонтогенезе
- Сущность общего недоразвития речи III уровня
Вывод по первой главе
Глава 2. Методические рекомендации по формированию грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2.1 Основные направления формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня
2.2 Организация работы по формированию грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Вывод по второй главе
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Речевая деятельность является тончайшим выражением социальной природы человеческой психики. Нормальное развитие речи осуществляется благодаря общению с окружающими. Однако формирование речи протекает безболезненно только в достаточно благоприятных условиях, которые не всегда бывают обеспечены.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Данная курсовая работа посвящена решению одной из проблем в развитии речи ребенка – формированию грамматического строя речи дошкольников и преодолению общего недоразвития речи III уровня
В дошкольном периоде жизни ребенка важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи, так как нарушение приводит к несформированности связной речи, и как следствие в условиях школьного обучения возникает дисграфия – нарушение письма.
Цель исследования – изучить особенности формирования грамматических понятий у детей, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.
Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования – это процесс состояния формирования грамматических понятий у детей, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.
Методологической основой исследования являются теоретические положения ряда авторов о теории речевой деятельности: А.Н. Гвоздева [7], Л.С. Выготского [6], А.А. Леонтьева [17]; о структуре речевого дефекта при ОНР: Л.Ф. Спировой [26], Г.И. Жаренковой [10], Р.И. Лалаевой [16] и др.
Задачи исследования:
1. Провести научно-теоретический анализ.
2. Выявить особенностей формирования грамматических понятий детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Наметить пути коррекционной работы по развитию грамматического строя речи.
Методы исследования:
Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
База исследования: Детский сад №261, г. Уфа.
1.1. Грамматический строй речи детей старшего дошкольного возраста в норме.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее.
Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции.
Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их интенсивного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
Для функции речетворчества таким критическим периодом развития является, первые три года жизни ребенка; к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же впервые три года речи малышу не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстатьупущенное.
А.Н.Гвоздев предлагает в развитии речи от года до семи лет различать три периода.
Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов – корней; 1 год З месяца -1 год 8 мес., произносятся однословные предложения – слоги; 1 год 8 месяцев -1 год 10 месяцев – произносятся предложения из нескольких слов-слогов.
Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения: 1 год 10 месяцев – 2 года 1 месяц – в предложениях употребляются полные слова, но без окончаний или с неправильными окончаниями; 2 года 1 месяц – 2 года 3 месяца предложениях употребляются оформленные слова: усваиваются падежные окончания существительных, прилагательных, личные окончания глаголов; 2 года 3 месяца – 3 года – в предложениях употребляются служебные слова для выражения синсаксических отношений.
Третий период – период усвоения грамматической системы русского языка: 3 года – 7 лет – совершенствуются грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.
Можно сделать вывод, что в речи ребенка последовательно развиваются: синтаксический строй предложения (а также выразительность его интонации); морфологическая оформляемость слов; звуковой состав слов.
Следует отметить, что в период между тремя и семью годами речь ребенка интенсивно обогащается грамматическими формами, и при достаточном развивающем потенциале речевой среды он может в совершенстве усвоить грамматический строй родного языка и его фонетическую систему, что делает возможным быстрое обогащение словаря.
Рассмотрим речевую готовность детей 5-6 лет к обучению.
Словарь: дети старшего дошкольного возраста имеют большой запас слов – 3000-3500. Это преимущественно слова, которые наиболее часто употребляются при общении с окружающими.
Несмотря на довольно большой запас слов, речь детей иногда бывает бедна, потому что в общении они активно пользуются значительно меньшим количеством слов. Их обиходный, активный словарь ограничен. Нередко дети употребляют слова и выражения некстати, неточно, вкладывая в них свой смысл. В отдельных случаях словарь детей засорен просторечными словами и оборотами.
В процессе работы с детьми воспитатель стремится расширять запас их слов. Необходимо, чтобы дети сознательно, т. е. вникая в смысл, усваивали слова из основного словарного фонда родного языка; усваивали устойчивые сочетания слов (идиоматические выражения), доступные для их понимания: на скорую руку, ни свет ни заря и др., образное употребление слов: солнце село, дождь идет и др. Воспитатель приучает детей широко пользоваться своим запасом слов, быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль. Учит правильному произношению многосложных, трудных, но часто употребляемых слов: электричество, аквариум, милиционер и др.
Грамматический строй: к шести годам дети постигают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении. Но в речи старших дошкольников еще встречаются морфологические ошибки они неправильно изменяют слова по числам и падежам, например: «У меня нет перчатков», «Она не нашла подругов» и др.
Звукопроизношение: в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков речи ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Иногда у детей подготовительной к школе группы еще остается некоторая нечеткость речи, небрежное произношение звуков, слов, недостаточно четкая дифференциация звуков, т. е. они смешивают их при произношении и восприятии на слух.
Чаще всего это относится к детям с быстрым темпом речи и нечетким произношением; к недавно усвоившим правильное произношение тех или иных звуков; к страдающим ложной дислалией; к детям с задержкой общего развития речи. В процессе работы нужно научить детей правильно произносить звуки родного языка; различать и правильно употреблять сходные звуки.
На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков рил,реже – дефекты смягчения, озвончения и йотации.
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля над собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 г. достигает 3000-4000 слов.
Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова. У ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью.
После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений.
По определению А. Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.
На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.
В 5 лет значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец,- сонорные, шипящие и свистящие звуки.
На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.
В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью.
К 6-7 годам общение приобретает внеситуативно-личностную форму, она формулируется на основе личностных мотивов и осуществляется с помощью речевых средств общения.
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основана на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.
Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР
Логопедическая работа с дошкольниками до сих пор в ряде случаев осуществляется без учета конкретных данных системного процесса речевого
развития ребенка, а также без учета своеобразных закономерностей дизонтогенеза речи. Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем речевого развития детей.
Формирование практических грамматических умений осуществляется на специфических уроках формирования грамматического строя речи. Наиболее значимым, для формирования практических грамматических умений являются занятия закрепления, предполагающие автоматизацию и конкретизацию изученных грамматических закономерностей и обобщений в системе тренировочных упражнений. Изучению особенностей формирования грамматического строя языка у дошкольников с ОНР посвящена данная работа.
Работа основывается на трудах таких авторов как: Т.В. Ахугана, Л.Б. Баряева, A.B. Белошистая, Л.А. Венгер, О.П. Гаврилушкина, А.М. Леушина, A.A. Люблинская, Л.С. Медникова, Т.А. Мусейибова, Л.Ф. Обухова, ЛИ. Плаксина, Н.Г. Салмина и др.
Цель исследовательской работы – изучить формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.
Объект исследования – грамматический строй речи у старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования — процесс формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР на логопедических занятиях.
В констатирующем эксперименте принимало участие 18 детей старшего дошкольного возраста. Все испытуемые – воспитанники Республиканского государственного специального учреждения «Начальная школа – Детский сад для детей с нарушением речи № 1» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.
Первое задание.
Цель: задание используется для определения способности ребенка составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы по изображенному на картинке действию.
В результате выясняется, способен ли ребенок самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы.
При анализе результатов отмечаются особенности составленных фраз (смысловое соответствие, грамматическая правильность, наличие пауз, характер наблюдаемого аграмматизма и др.).
Второе задание.
Цель: задание направлено на выявление умений построения предложений со словосочетаниями «прилагательное + существительное в именительном падеже» у детей старшего дошкольного возраста.
Это исследование включало в себя ряд заданий, составленных таким образом, что опыт, полученный при выполнении задания, используется детьми для выполнения последующих заданий. Это задание предполагает также выполнение упражнений с различной степенью самостоятельности.
Вторая часть задания направлена на подбор детьми слов-признаков.
При анализе второго задания учитывается способность детей давать полный развернутый ответ в виде простого распространенного предложения, осложненного определениями.
Определяется умение детей в согласовании имен прилагательных с существительными.
Третье задание.
Тесты, которые используются в этом задании, направлены на исследование не только синтаксиса, но и системы словоизменения, которой владеет ребенок.
Обследование проводится с дошкольниками в виде игры.
При выполнении детьми третьего задания учитывается правильное использование имени существительного в косвенных падежах, правильное построение фразы.
Четвертое задание.
Это задание используется для исследования понимания детьми беспредложного управления. В этом задании полезно использовать тесты по изучению трудностей понимания логико-грамматических структур, разработанные А.Р. Лурия, но с обязательной адаптацией речевого материала к возможностям дошкольников. Так, задание на выявление понимания значения орудийности можно предъявить дошкольникам в неизменном виде.
Далее мы провели анализ полученных результатов.
Так по первому заданию было определено, что у детей при выполнении данного задания возникали трудности при составление фраз-высказываний подменяется простым перечислением изображаемых действий. Отмечены недостатки в грамматическом оформлении высказываний.
Из 18 обследованных детей справились с заданием хорошо 28% детей. Дети составили небольшой рассказ по картинке. Использовали распространенные предложения. Предложения правильно оформлены, правильное употребление предлогов в речи. Отсутствие пауз с поиском нужного слова, отсутствие аграмматизмов в речи.
4 человека показали низкий уровень при выполнении первого задания – это 22% детей.
Анализ результатов второго задания показал, что большинство детей (около 84%) почти без ошибок согласовывают прилагательные с существительными мужского и женского рода.
Затруднения вызвали согласования прилагательных с существительными среднего рода (28% детей).
Характерной ошибкой была постановка прилагательного в именительный падеж мужского рода.
Большинство детей давало краткий ответ, используя односоставные безличные или простые нераспространенные предложения типа «Синий бант». Такие ответы мы встретили в 67% случаев. 33% детей попытались использовать простое распространенное предложение, но сделали это с ошибками.
У большинства детей – 84%, хороший уровень. Удовлетворительный уровень был выявлен у 10% детей и у 6% — низкий уровень.
Анализируя третье задание, нужно сказать, что большинство детей (70%) справились с данным заданием. 30% детей справились с заданием с помощью логопеда, допуская ошибки в падежных окончаниях.
Важно отметить, что низкий уровень не был обнаружен ни у одного ребенка.
В 4 задании выяснено, что 41% справились с заданием неправильно, они не смогли правильно показать тот предмет, который требуется в задании. 20% отказались отвечать на вопрос, они не смогли показать ни ключ, ни карандаш. В ходе выполнения данного задания, ни один ребенок не выполнил задание хорошо.
Таким образом, можно сделать вывод, что в данной группе детей уровень сформированности грамматического строя речи находится на низком уровне и требуется систематическая логопедическая программа по формирования грамматического строя речи у детей.
На основании полученных данных нами была разработана программа коррекционно-логопедической работы по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Программа коррекционно-логопедической работы рассчитана на I и частично на II период первого года обучения детей 6-7 года жизни с общим недоразвитием речи.
Основной формой коррекционно-логопедической работы по формированию и развитию словообразования в ходе опытного обучения были учебные логопедические занятия, проводимые по подгруппам (4-5 человек). Логопедические занятия по формированию словообразования проводились 2 раза в неделю, продолжительностью 20-25 минут, в первой половине дня. Обучение осуществлялось с учетом указаний и рекомендаций по организации обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Экспериментальное обучение состояло из трех этапов, каждый из которых состоял из серии занятий, упражнений и дидактических игр, направленных на формирование словообразования.
Первый этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
Второй этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
Третий этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Содержание первого этапа логопедической работы
Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-.
Дифференциация а) совершенного и несовершенного вида; б) возвратных и невозвратных глаголов.
Образование притяжательных прилагательных с суффиксом —ин-.
Содержание второго этапа логопедической работы
Образование а)уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -оньк-, -еньк-, -ышек-, -шк-; б)существительных с суффиксом -ниц- (сахарница); в)существительных с суффиксами -инк- (пылинка), -ин- (виноградина).
Глаголы с приставками в-, вы-, на-, вы-. Глаголы пространственного значения с приставкой при-.
Образование а) притяжательных прилагательных с суффиксом -и- без чередования (лисий); б) относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан -, -ян-, -енн-; в)качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, чив-, -лив-.
Содержание третьего этапа логопедической работы
Образование названий профессий.
Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, под, пере-, до-.
Образование а) притяжательных прилагательных с суффиксом -и- с чередованием (волчий); б) относительных прилагательных с суффиксами –ан-, -ян, -енн-; в)качественных прилагательных с суффиксами -оват-, -еньк.
Далее мы сравним показатели до и после программы. Количество детей с низким уровнем уменьшилось с 22% до 7%. Количество детей на хорошем уровне увеличилось с 28% до 39%. Также увеличилось количество детей на недостаточном уровне – с 0% до 10%.
Анализ результатов второго задания показал, что большинство детей (около 84%) почти без ошибок согласовывают прилагательные с существительными мужского и женского рода.
Большинства детей – 84%, у них хороший уровень. Удовлетворительный уровень был выявлен у 12% детей и у 2% — низкий уровень и недостаточный уровень.
После проведенной нами программы, количество детей на удовлетворительном уровне увеличился с 10% до 12%. Количество детей на низком уровне уменьшилось с 6% до 2%.
Анализируя третье задание, нужно сказать, что 74% детей справились с данным заданием. Они правильно использовали существительное в косвенных падежах, справились с изменением падежных окончаний. 26% детей справились с заданием с помощью логопеда, допуская ошибки в падежных окончаниях.
Количество детей с хорошим уровнем развития грамматического строя речи увеличилось с 70% до 74%. Количество детей на удовлетворительном уровне уменьшилось с 30% до 22%, так же увеличилось количество детей на уровне недостаточный – с 0% до 4%.
Количество детей с низким уровнем, также обнаружено не было.
В ходе выполнения четвертого задания мы определили, что 26% справились с заданием неправильно, они не смогли правильно показать тот предмет, который требуется в задании. 8% отказались отвечать на вопрос, они не смогли показать ни ключ, ни карандаш. В ходе выполнения данного задания, 12% смогли выполнить задание хорошо.
Количество детей хорошо справившихся с заданием увеличилось с 0% до 12%. Количество детей с низким уровнем уменьшилось с 20% до 8%. Количество детей с удовлетворительным уровнем уменьшилось с 39% до 54%, также уменьшилось количество детей на недостаточном уровне — с 41% до 26%.
Таким образом, можно сделать вывод, что разработанная нами программа положительно влияет на динамику формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста, также она может использоваться в специализированных заведениях.
1. Большакова СЕ. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 56 с.
2. Жохова О.В. Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников // Журнал «Логопед, 2009, №8, с.33-45
3. Новоселова, С. Развивающая предметно-игровая среда детства // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 4. – 78 с.
4. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2009. – 117 с.
Автор: Александрова Анна Игоревна, учитель-логопед МБДОУ д/с «Радуга», г.Мариинский Посад, Чувашская Республика, Россия
Статья размещена в авторской редакции
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР В НАУКЕ
Факультет психолого-педагогического и специального образования
Кафедра специального дефектологического образования
Допустить к защите
специального дефектологического образования
к.п.н. Кулешова Э.В.
«____» ________________ 2019г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«Формирование грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Направление подготовки 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование
Направленность (профиль) «Логопедия»
курс 4, группа СД5И15/09 _________ _________ О.Ю. Домащенко
Оригинальность текста – __________%
руководитель отдела ГИА _________ _________ Ю.В. Огиренко
научная степень, звание _________ _________ к.п.н. Э.В. Кулешова
научная степень, звание _________ _________ И.О. Фамилия
Печатная версия ВКР соответствует цифровой.
Цифровая копия передается для размещения в ЭБС (О.Ю. Домащенко)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в науке…………………………………………………………………..9-29
1.1. Формирование грамматического строя речи в онтогенезе……………………………………………………………………9-14
1.2. Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи………………………………………………….14-21
1.3. Основные направления и методические подходы в логопедической коррекции грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………….…21-29
Вывод по Главе 1………………………………………………………29-31
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР……………………………………………..32-69
2.1. Цели, задачи и организация программы констатирующего эксперимента по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР………………………………………………………31-36
2.2. Выбор и описание методов исследования………………………..36-45
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента …………..45-61
Вывод по Главе 2………………………………………………………61-63
Список использованной литературы………………………………….70-71
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через общение с другими личностями, другими мирами, другими культурами [1].
Своевременное развитие грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, а также самоорганизации поведения, формировании речевых связей. Язык и мышление неразрывно связаны между собой. Недостатки речи могут задерживать умственное развитие: ведь речь служит выражением мысли, формирует мышление. Отсутствие правильной и развитой речи затрудняет нормальное и правильное развитие ребенка.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Среди детей с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу – около 40%. Глубокие недостатки в развитии устной речи в дальнейшем неизбежно приведут к нарушению письменной речи – дисграфии и дислексии .
Своеобразие развития грамматического строя при общем недоразвитии речи наблюдается в исследованиях Жуковой Н.С., Мастюковой Е.М., Филичевой Е.М., Алексеевой М.М., Яшиной В.И., Арушановой А.Г., В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпуна, и др. Авторы считают, что развитие грамматического строя при ОНР происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.
Грамматическая система русского языка сложна и ребенку с недоразвитием речи самостоятельно с ней, не справиться. В связи с этим отсутствие своевременной помощи приводит к целому ряду последствий: это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе, речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, задержка познавательной деятельности и трудности в овладении всей школьной программы.
Общество непрерывно развивается. Поток информации резко возрастает. В связи с этим и содержание образования терпит постоянные изменения. Овладение элементарными навыками и знаниями переносится на более ранний период.
Программы сегодняшнего первого класса достаточно сложные. Первоклассник уже должен уметь читать. Овладение навыками чтения является частью речевого развития и одним из способов получения информации. Поэтому педагоги и родители озабочены необходимостью более раннего развития правильного звукопроизношения и обучения детей грамоте.
В отечественной логопедии накоплен достаточный теоретический, практический и методический материал по изучению и развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР, но в существующих программах подробно расписаны содержание и структура фронтальных занятий в условиях специализированных логопедических групп. В свою очередь совсем отсутствует материал по содержанию и структуре логопедических занятий по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР в условиях специализированного логопедического пункта.
На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей дошкольного возраста с ОНР (II-III уровня) посещающих специализированные логопедические пункты, а не специализированные логопедические группы.
В условиях специализированных логогрупп важна ежедневная структурированная совместная работа воспитателей и учителя-логопеда в течение всего дня, а в условиях специализированного логопедического пункта на работу с детьми с общим недоразвитием речи рассчитаны занятия 2-3 раза в неделю по 20-25 минут в день. Отсюда и возникает проблема своевременного предупреждения и преодоления нарушений лексико-грамматического строя речи у этой категории детей, именно в условиях специализированного логопедического пункта.
Таким образом, проблема формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР является одной из самых актуальных проблем речевого развития детей.
Наша работа носила исследовательский характер и проводилась на базе специализированного логопедического пункта в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детский сад № 40 г. о. Красногорск.
Практическая значимость нашей работы заключается в проведении логопедического обследования, разработке методов и приёмов, направленных на развитие лексико-грамматических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня).
Логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста в ряде случаев осуществляется без учёта конкретных данных системного процесса речевого развития ребёнка, а также без учёта своеобразных закономерностей дизонтогенеза речи.
В основу формирования грамматического строя речи дошкольников положена такая единица речи, как предложение, с учётом закономерностей его синтетического и аналитического развития.
Выдающийся лингвист А.Н. Гвоздев[2]: «Предложение в развитии детской речи играет огромную роль. Именно в предложении формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением”.
Формирование практических грамматических умений осуществляется с помощью специальных коррекционных заданий, направленных на формирование грамматического строя речи. Наиболее значимым, для формирования практических грамматических умений являются занятия закрепления, предполагающие автоматизацию и конкретизацию изученных грамматических закономерностей и обобщений в системе тренировочных коррекционных заданий. Изучению особенностей формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня) и посвящена наша работа.
Цель выпускной квалификационной работы: показать влияние коррекционной логопедической работы на процесс развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР (III уровень).
Объект исследования – процесс формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР (III уровень) на логопедических занятиях в условиях специализированного логопедического пункта.
Предмет исследования – развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня).
Гипотеза: использование системного подхода, основанного на лексико-грамматическом подходе, коррекционно-развивающих методов и приёмов в системе коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня) будут способствовать развитию грамматического строения речи.
Для реализации цели наше исследование направлено на решение следующих задач:
1. Рассмотреть особенности формирования грамматического строя речи в онтогенезе;
2. Изучить особенности формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
3. Описать основные направления и методические подходы в логопедической коррекции грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
4. Осуществить выбор методики исследования уровня развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
5. Составить методический комплекс коррекционных заданий для развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
6. В ходе проведения опытно-экспериментального исследования проверить целесообразность и успешность применения тех или иных приёмов развития в коррекции лексико-грамматического строя у старших дошкольников с ОНР (III уровень).
Задачи и цель исследования обусловила необходимость применения эмпирических методов (наблюдение, констатирующий эксперимент); биографических методов (анализ анамнеза, изучение медицинской документации); организационные, математико-статические и психолого-педагогические методы.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из титульного листа, оглавления, введения, двух глав, шести параграфов, выводов по главам и заключения, списка используемой литературы и приложений.
В первой главе был осуществлён теоретический анализ проблемы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в науке.
Во второй главе в ходе проведения опытно-экспериментального исследования доказана целесообразность и успешность применения тех или иных приёмов развития и коррекции лексико-грамматического строя у старших дошкольников с ОНР (III уровень).
В заключении сделаны выводы по данным главам.
В приложении приведены речевые игры, даны конспекты индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий. Представлена диагностическая программа обследования уровня развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР. Разработана программа исследования и коррекции особенностей лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР В НАУКЕ
Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 528 ;
Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
ГБОУ д/с № 93 Калининского района Санкт-Петербурга
Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи).
При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества правил.
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений у детей с ОНР появляются, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии.
Только овладение грамматическим строем речи детьми с ОНР происходит в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, в искажении общей картины речевого развития.
Нарушение грамматического строя речи при ОНР обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов.
Овладение морфологической системой языка помогает ребенку сравнивать слова по значению и звучанию, определять их различия, осознавать изменения в значении, соотносить изменения в звучании – с изменением его значения, выделять элементы, за счет которых происходит изменение значения.
Развитие морфологической системы языка тесно связано с развитием не только синтеза, но и лексики, фонематического восприятия.
Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи у детей с ОНР. При это у детей выделяются как общие, так и специфические аграмматизмы. Основой механизма морфологических аграмматизмов заключается в трудности выделения морфемы, соотнесения значения морфемы с ее звуковым образом.
У дошкольников с ОНР наблюдается большое количество смешений морфем, затруднения предложно-падежных конструкций существительных, падежные окончания существительных множественного числа, изменение глаголов прошедшего времени по родам, согласование прилагательного с существительным в роде, числе, падеже, согласовании числительного с существительным.
Уточнение грамматического значения слова является важным условием формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
У детей с ОНР отмечается и нарушение формирования синтаксической структуры предложения. Это проявляется в нарушении грамматических связей между словами, в неправильной последовательности слов в предложении.
Усвоение дошкольниками грамматического строя языка происходит постепенно, путем подражания. Однако только речевого общения и образцов для подражания часто недостаточно для того, чтобы ребенок научился правильно говорить, так как в русском языке существует множество всевозможных грамматических форм. Для облегчения владения языком целесообразно проводить обучение детей трудным грамматическим формам. Для решения этих задач, необходим соответствующий речевой материал, который позволяет ребенку практическим путем установить правило звукового оформления слов той или иной грамматической категории.
Для развития грамматического строя речи необходимо уделить внимание процессу словообразования и словоизменения существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования и словоизменения различных частей речи происходит последовательно-параллельно.
Для детей предлагаются следующие игры и упражнения для формирования словообразования.
В гости к детям приходит кукла. Кукла маленькая, поэтому ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково: столик, стульчик, ложечка, вилочка и др.
Слова по-разному звучат – не тайна это для ребят.
Звучат и очень строго. Слов грубых тоже много.
Мы ссориться не любим, приятней нам дружить
И ласково и нежно слова произносить.
1.Взрослый бросает ребенку мяч и при этом произносит слово, ребенок ловит мяч, образует новое слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом и возвращает мяч логопеду:
2.Взрослый бросает ребенку мяч и при этом произносит слова, обозначающие взрослых животных, а ребенку предлагается назвать детенышей этих животных:
Большой медведь – маленький медвежонок
Большая белка – маленький бельчонок
Большой заяц – маленький зайчонок и т.д.
3.Взрослый бросает ребенку мяч, называя признак животного, и предлагает ребенку назвать признак детеныша животного по аналогии:
Лиса рыжая, а лисенок рыженький
Белка пушистая, а бельчонок пушистенький
Волк серый, а волчонок серенький и т.д.
Взрослый предлагает отгадать загадку:
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. Кто это?
-Как называется детеныш зайца?
-Сейчас поиграем в игру «Кто у кого?». Посмотрите на картинки животных и вспомните названия детенышей животных.
Логопед показывает картинку и задает вопрос: «Кто у лисы?». Ребенок отвечает: «У лисы лисенок». И т.д.
Сюжетные картинки животных с детенышами. Вспомнить вместе с ребенком названия детеныша у животного. Предложить рассмотреть картинку и спросить, например:
-У кошки один котенок или много?.
При затруднении взрослый помогает ребенку. И так по каждой картинке.
Детская посуда или предметные картинки с изображением предметов посуды.
Я учу свою сестренку: масло я кладу в масленку,
В чайник чай я наливаю. И про соль, конечно, знаю:
Я насыплю соль в солонку – не просыпать бы, тихонько.
Мама кофе очень любит, для него кофейник служит.
А для супа – супница. Знаю все я, умница.
А детки догадаются, как это называется?
Взрослый предлагает ответить на вопрос, который звучит в стихотворении:
Для селедки – селедочница
Для чая – чайник
Для сухарей – сухарница
Для хлеба – хлебница и т.д.
Предложить ребенку послушать стихотворение
Познакомься, дружок, это – ИЩ-дружище.
Может маленькие глазки превратить в глазище.
Может носик маленький превратить в носище.
Может ротик маленький превратить в ротище.
Вот какой волшебник этот ИЩ-дружище.
И на соответствующем материале (игрушки или картинки) можно ребенка поупражнять в употреблении грамматических форм: ротик-ротище, ножки-ножищи и т.п.
Игровое упражнение «Чей,чья?»
Упражнять в употреблении притяжательных прилагательных. Сюжетная картинка «Семья», предметные картинки. Взрослый показывает картинку с предметом одежды и спрашивает: «Чья кофта?», «Чей мяч?», «Чья книга?», «Чей бант?» и т.д. Если дети затрудняются, то взрослый помогает: «мамина кофта», «папина книга», «Вовин мяч», «Катин бант» и т.д.
Упражнять в употреблении в речи притяжательных прилагательных. Рассмотреть картинки животных у их жилища
-Кто это? Где живет медведь? Берлога – чей дом? (медвежий). И т.д.: дупло, нора, логово.
Предметные картинки фруктов, ягод. Уточнить название предметов. Предложить послушать стихотворение:
Наварила наша мама ароматного варенья,
Вкусного такого, ну просто объеденье!
Вот сейчас возьму я ложку и отведаю немножко:
Из вишни варенье – вишневое
(Далее предложить ребенку назвать по аналогии, используя картинки)
Игра «Что делает котенок?»
Мягкая игрушка «Котенок». Взрослый производит действия с котенком, каждый раз задавая вопрос. Ребенок отвечает
Прыг – что сделал котенок? (спрыгнул со стула; вспрыгнул на стул; запрыгнул на стул; подпрыгнул; перепрыгнул через стул)
Для детей предлагаются следующие игры и упражнения для формирования словоизменения.
Упражнять в употреблении существительных в именительном падеже. Выставить предметы (по лексической теме), игрушки или картинки в ряд. Затем предложить детям закрыть глаза. Убирается один предмет. Дети по команде открывают глаза и определяют, что исчезло.
По аналогии можно провести игру «Что появилось?»
Упражнять в употреблении существительных в именительном падеже во множественном числе.
Предметы или предметные картинки по лексической теме. У взрослого один предмет, у ребенка несколько предметов.
Взрослый: У меня кукла, а в магазине?
Ребенок: А в магазине куклы.
Взрослый: У меня кубик, а в магазине?
Ребенок: В магазине кубики. И т.д.
Упражнять в употреблении существительных в винительном падеже.
Муляжи или предметные картинки. Взрослый предлагает детям «посадить» овощи. Затем спрашивает каждого, что тот «сажает»
-Катя, что ты сажаешь? (Я сажаю лук). И т.п.
Упражнять в употреблении существительных в дательном падеже.
У взрослого на столе игрушки животных. На доске картинки с изображением корма животных. В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут ее около соответствующей игрушки, отвечая на вопрос:
Сено дадим корове, лошади, козе.
Молоко дадим кошке.
Овощи дадим свинье. И т.д.
Отрабатывать навык согласования числительных с существительными. Совершенствовать употребление существительных родительного падежа единственного и множественного числа.
Предметы или их изображения в количестве пяти штук.
Научился я считать, все могу пересчитать.
Не ленюсь и не скучаю, не рисую, не читаю,
Целый день хожу – считаю:
Одна чашка (далее предложить ребенку продолжить счет до пяти)
И так по каждому предмету.
Упражнять в употреблении существительных в предложном падеже с предлогом «В».
На доске картинки с изображением жилищ животных. Взрослый задает вопрос:
-Где живет корова? (в коровнике) и т.д. по каждой картинке.
Игра «Умей найти свое место»
Закрепление предложно-падежных конструкций.
Взрослый предлагает детям найти свое место по отношению к соседу, встав друг за другом по указанию. При этом взрослый использует словаза, перед, между, вперед, сзади. А затем ответить на вопрос: «За кем ты стоишь? (перед кем, между кем, впереди кого, позади кого?)
Игра «Выбери нужное слово»
По лексической теме «Одежда». Предметные картинки или предметы одежды.
Наш язык богат словами,
Вы поверьте мне, друзья.
Говорим частенько с вами:
Мой, мое, мои, моя.
Взрослый предлагает детям назвать предметы одежды, подумать и сказать про какую одежду можно сказать «моя», «мой», «мои», «мое».
Упражнять в употреблении глаголов повелительного наклонения в практической речи. Попросить людей или приказать животным выполнить те или иные действия:
-Попроси Колю положить мяч (положи).
-Попроси собаку искать зайку (ищи) и т.п.
Формировать умение изменять глаголы по лицам и числам.
1.Взрослый называет слово, обозначающее действие, и предлагает (по образцу) назвать глагол со словом заменяющим предмет, то есть местоимением:
Петя играет – он играет
Дети играют – они играют
Я играю – вы играете
Играю я и вы – мы играем
2.Взрослый показывает картинки с изображением животных, людей и называет глагол неопределенной формы, дети отвечают на вопрос «Что делает? Что делают?».
Собака (охранять) – охраняет, охраняют
Кошка (играть) – играет, играют и т.д.
Игра — вот самый эффективный способ воспитания и обучения любого маленького ребенка. Игра веселая и забавная, занимательная и познавательная поможет овладеть удивительным даром — даром владения слова. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром. Развитие речи продолжается всю жизнь, но особенно интенсивно — в первые годы жизни. Не полагайтесь, что «в школе научат», лучше позаботитесь о том, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью, что значительно облегчит вступление ребенка в школьную жизнь. Игра — основное занятие детей. Почаще играйте с детьми. В игре часто и сложное становится доступным. В процессе игры они легче запоминают, искренне радуются, развивают свои творческие возможности.
Развитие грамматического строя речи
К 4,5 -5 годам дети полностью овладевают своей речью. Они правильно используют единственное и множественно число, склоняют именные части речи и могут употреблять существительное во всех падежах.
Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. По сути, он превращает наборы разрозненных слов в осмысленные и понятные предложения. Есть морфологическая и синтаксическая система грамматического строя.
Морфологическая система – это владение приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая – умение правильно составлять предложения, верно сочетая слова в предложении с грамматической точки зрения.
Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Он усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми, через какую-то совместную деятельность. В этом процессе очень важную роль играют благоприятные условия в семье, состояние нервной системы малыша, нормальный уровень развития фонематического слуха и словаря.
Периоды формирования грамматического строя речи
А.Н. Гвоздев, автор фундаментального труда «Формирование грамматического строя языка русского ребенка», отметил основные периоды этого формирования:
- Первый период – это период предложений, которые состоят из аморфных слов-корней, употребляющихся в неизменном виде во всех случаях, когда они применяются (от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев).
- Второй период – происходит усвоение грамматической структуры предложения. Период связан с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 года 10 месяцев до 3 лет).
- Третий период – в это время происходит усвоение морфологической системы родного языка, спряжений и склонений (возраст – 3-7 лет).
Формирование грамматического строя речи у дошкольников
Развитие словаря и грамматического строя речи происходит постепенно. Сначала дети в своей повседневной речи не употребляют предлогов, могут неправильно ставить ударение и путать род существительного. Но в процессе нормального развития речи происходит обогащения словаря, ребенок получает больше знаний об окружающем мире через общение, в результате чего он может правильно строить предложения.
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста ведется по нескольким задачам:
- Формирование структуры предложения. Эта задача решается при помощи детских сказок. Педагог рассказывает сказку, ребенок внимательно слушает, после чего он должен составить краткий пересказ услышанного. Другой способ – составление рассказа по одной или серии картинок.
- Развитие словообразования. В решении этой задачи хорошо помогают дидактические игры. К примеру, упражнение «Домашние животные». Дети должны определить, как называют детенышей тех или иных животных, рассказать, чем они полезны в домашнем хозяйстве и т.д.
- Развитие связной речи. В этом случае используются сюжетно-ролевые игры. В них дети учатся диалогу, новым приемам и средствам общения.
Хорошая речь является важнейшим условием комплексного развития ребенка. Чем богаче словарный запас, тем детям проще высказывать свои мысли. Обратите внимание, что для формирования грамматического строя очень важно общения ребенка с его сверстниками и взрослыми. Общение с окружающими людьми происходит постепенно: оно включает понимание речи и активное ее использование с учетом фонетического и грамматического оформления.
Требования к речи дошкольника разные, в зависимости от его возраста:
- 3-4 года. Ребенок должен повторять за преподавателем небольшой рассказ (составленный по картинке, серии изображений), согласовывать слова в числе, роде и падеже.
- 4-5 лет. Ребенок должен сам составлять небольшой рассказ, пересказывать несложные тексты. Он должен понимать и пользоваться словами с обобщающим значением.
- 5-6 лет. Дети должны строить простые и сложные предложения, грамматически правильно оформляя их. Они должны рассказывать о картинке, предмете, использовать прямую и косвенную речь.
К сожалению, многие дети испытывают сложности при формировании собственных речевых высказываний. Основные трудности проявляются в том, что детям сложно давать развернутые ответы на вопросы, им трудно составлять рассказы или пересказывать их содержание. Поэтому проблема развития лексико-грамматического строя речи очень актуальна.