Автоматизация звука Л’ – конспект

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л]»

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука [Л]» (с использованием здоровьесберегающих технологий).

Автор-составитель:

Учитель-логопед

Власова Л.В.

ГБОУ СОШ 863 СПДО № 2

— развитие мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата;

— развитие речевого и физиологического дыхания;

— рецепторное воздействие на кисти рук, развитие мелкой моторики;

— профилактика нарушений зрения;

— развитие общей моторики;

— развитие воображения, мышления.
Цель: автоматизация звука [Л] в словах и фразе.
1. Коррекционно-образовательные задачи:

— автоматизировать произношение звука в словах, фразе;

— закрепление навыка деления слов на слоги;

— чтение односложных слов без стечения согласных;

— закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

— преодоление аграмматизмов в речи (словосочетание сущ.+числит.);

— уточнение и расширение лексического запаса (антонимы);
2. Коррекционно – развивающие:

— развитие кинетическойй основы артикуляционных движений;

— развитие сенсорных и моторных функций;

— развитие функций языкового анализа и синтеза;

— развитие познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия;

— развитие грамматического, лексического, синтаксического строя речи.

3. Коррекционно – воспитательные:

— воспитание положительной мотивации в учебной деятельности;

— воспитание правильной звуковой культуры речи.

Оборудование:игровые тренажеры для развития дыхания, шарик су-джок, предметные картинки на зв [Л], картинка «Облака» с написанными на облаках односложными словами без стечения согласных, разрезные карточки с цифрами, наклейки с животными, иллюстрации.

Ход занятия
1. Оргмомент . Психогимнастика.
«Посмотри, это ласточка. Знаешь эту птичку? Изобрази, как ласточка летает, радуется теплу. Но прилетел коршун, ласточка боится за своих птенцов.

А теперь коршун улетел, и ласточка радуется солнышку».

2.Сообщение темы занятия.

А с какого звука начинается слово «ласточка»? Сегодня мы будем продолжать учиться произносить этот звук. А с чего мы всегда начинаем занятие? Правильно, с зарядки.

3. Артикуляционные упражнения.

«Улыбка-хоботок», «Зайка думает», «Слоненок», «Качели», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Индюк», «Вкусная конфета».

4. Дыхательные упражнения (развитие физиологического дыхания и речевого дыхания).

А) Использование игровых тренажеров на развитие силы и глубины выдоха «Паровозик», «Птичка в клетке», вертушек.

Б) Игра «Ниточка»: Вдох носом, воздух набираем в живот и на выдохе тянем зв [Л], наматывая воображаемую нитку на руку, нитка-выдох должна получиться длинной.

  1. Чистоговорки. Самомассаж су-джок шариками.

Проговариваем чистоговорки и массируем ладони и пальцы. Шариком круговые движения по ладошке, потом продольные движения шариком по каждому пальчику (левая, правая рука).

Лы-лы-лы – ласточки малы.

Лы-лы-лы – облака белы.

Ла-ла-ла – ласточка мила.

Ла-ла-ла – у ласточки дела.

Лу-лу-лу – увидела пчелу.

Лу-лу-лу – радуется теплу.

Ло-ло-ло – летом так светло!

Ло-ло-ло – летом так тепло!

6. Игра «Измени слово». Самомассаж колечками су-джок.

«Назови слово ласково» (уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных). На каждое слово надеваем и снимаем колечко с пальчика.

Речевой материал: лошадь, палатка, яблоко, футболка, кукла, пила, голова, молоко, голубь, голос.

7. Динамическая игра «Острова»: деление слов на слоги. «Скажи наоборот» (антонимы).

На полу «острова»-квадраты с цифрами 1,2,3,4.

«Произнося слово по слогам, перепрыгивай с острова на остров. Сколько слогов в слове, на тот остров ты и должен перепрыгнуть. Скажи наоборот:

Несмеяна грустная, Буратино-;

силач сильный, а малыш -;

фея добрая, а колдунья -;

дедушка старый, а папа-;

лужа мелкая, река-;

таблетка горькая, конфета -;

перо легкое, штанга-;

чайник горячий, снег-;

земля черная, снег-;

собака сытая, волк-.

8. Игра «Облако». Зрительная гимнастика.

А) Существительное + числительное. «Посмотри, что здесь нарисовано. Давай посчитаем, сколько здесь облаков (одно облако, два облака…..шесть облаков».

Б) Прочитай, что написано на облаках: лак, лук, лад, лоб, пол, кол.

В) Упражнение “Облако”.

Рисуем глазками облака: по кругу — 3 раза по часовой стрелке, 3 раза против часовой и лежачие восьмёрки – в разные стороны).

9. Релаксационная минутка. Искусственный пальминг по методике Бейтса:

Закрыть глаза и прикрыть их ладонями рук. Ладони складываются крест-накрест, так чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга. Пальцы рук скрестить на лбу. Ладони необходимо сложить чашкообразно, чтобы они не давили на глазные яблоки. Точка пересечения мизинцев «сидит» на твердой части переносицы.

10. Игра «Нелепицы» :«Посмотри внимательно и скажи, что неправильно нарисовал художник?»

11. Итог занятия. Ты молодец, в награду выбери себе наклейку со зв. [Л] (слон). На следующем занятии, я уверена, у тебя еще лучше все будет получаться.

«Автоматизация звука [Л]». Конспект индивидуального логопедического занятия

Коротаева Лидия Николаевна
«Автоматизация звука [Л]». Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема: «Автоматизация звука [Л]»

– закрепить навыки правильного произношения звука [Л] в слогах, словах и предложениях;

– активизировать словарь по теме «Дикие животные»;

– упражнять в согласовании прилагательных с существительными в косвенных падежах;

– учить подбору слов-признаков к предмету; подбору родственных слов;

-закреплять названия основных цветов и оттенков;

Коррекционно-развивающие:

– развивать и укреплять артикуляционную моторику;

– развивать и закрепление фонематический слух;

– развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Воспитательные:

– воспитывать усидчивость, потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.

Оборудование: д/п «По дороге с колобком», куб «Артикуляционная гимнастика», куб «Родственные слова», предметные картинки, мяч, д/п «Ромашка», «Познавай-ка», «Солнышко», прищепки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

– Изобразить толстощёкого колобка. (Надуть щёчки.)

– Показать руками, как катился колобок.

– Изобразить грустного, а затем весёлого колобка.

2. Сообщение темы. Дыхательное упражнение. Артикуляционная гимнастика.

-Мы отправимся сегодня путешествовать вместе с колобком и повторим звук «Л». (Характеристика звука)

Дыхательное упражнение «По дороге с Колобком»

-Покатился колобок и попал на «Весёлый лужок». Давай покажем колобку упражнения, которые мы выполняли. (Куб «Артикуляционная гимнастика»)

Артикуляционная гимнастика: «Почистим верхние зубы», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Пароход».

Пальчиковая разминка «Кулак-ладонь-ребро» (правой, затем левой рукой).

3. Игра «Песенки». Автоматизация звука «Л» в слогах.

Скучно колобку и запел он грустную песенку: «ло-лы-ло-лу». Споём вместе с ним.

Спрыгнул он с окошка и запел весёлую песенку: «ла-лы-ло».

Удивился колобок, попав на лужок: «ла-ло, ла-ло».

Испугался он и запел: «лы-лу-лы-лу».

4. Упражнение «Волшебная картина»

По дороге колобок увидел разные предметы.

-Посмотри и назови те предметы в названии, которых есть звук «Л».

Белка, волк, дятел, пчела, клубника, колобок.

5. Подобрать к действию предмета со звуком «Л».

1. Кто умеет летать? (Дятел, пчела)

2. Чем можно угощать? (Клубникой, колобком)

3. Кого можно поймать? (Белку, волка, дятла, пчелу)

4. Кто может ужалить? (Пчела)

6. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в косвенных падежах.

– Назови животное, в названии которого, есть звук «Л»

А) Подбор слов-признаков к предметам.

Белка (какая) – ловкая, весёлая, пушистая, проворная, умная, рыжая, маленькая и т. д.

Волк (какой)- злой, серый, сильный, большой, глупый, зубастый, сердитый, хищный.

Б) Подбор родственных слов.

Белка живёт не одна, у неё есть родственники. Кто это?

Куб «Родственные слова». Ребёнок, вращая куб, называет слова, соответствующие рисункам на гранях куба: белочка, бельчиха, бельчонок, бельчоночек, бельчата, бельчище. Аналогично проводится работа со словом «волк».

Б) Договори предложение.

В лесу прыгала с ветки на ветку весёлая ловкая белка.

Мы увидели в лесу (весёлую ловкую белку).

Мы подошли поближе к (весёлой ловкой белке).

Мы любовались (весёлой ловкой белкой).

Мы рассказывали о (весёлой ловкой белке).

7. Физминутка. Игра с мячом «Наоборот». (Подбор антонимов)

– На какую игрушку похож колобок? (На мяч.) Давай немного поиграем с мячом. Я буду называть слова-признаки, а ты подбери слова-признаки с противоположным значением (наоборот).

Лёгкий – тяжёлый Добрый – злой

Черный – белый Грустный – весёлый

Горячий – холодный Трусливый – смелый

8. Игра «Один-много» (Д/п «Познавай-ка»)

Наш колобок любит играть с предметами, которые похожи на него. Наша игра «Познавай-ка» ему понравилась. Найди и назови пару каждой картинке (лодка-весло, белка-дупло и т. д.).

9. Словотворчество.

– Белка мне шепнула на ушко, что колобок любит стихи сочинять, но у него плохо получается.

Ла-ла-ла – меня бабушка в печке (испекла)

Ло-ло-ло – было в печке мне (тепло)

Лу-лу-лу – стоит лавка на (полу)

Лы-лы-лы – в избе чистые (полы)

Ал-ал-ал – с лавки я (упал)

Ол-ол-ол – я упал на (пол)

Ал- ал- ал – я из дома (убежал)

10. Упражнение «Какой, какая, какое».(Д/п «Ромашка»)

Покатился колобок дальше и увидел на лугу красивый цветок.

-Какого цвета лепестки у цветочка? (красный, синий, голубой, желтый, белый, салатовый, розовый.)

-Назови цвета со звуком «л» (голубой, желтый, белый, салатовый).

-Назови, что нарисовано на лепестках (ландыши, платье, облако, лампа, лыжи, мыло).

-Про что можно сказать: жёлтая, -ое, -ые; белая, -ое, -ые? И т. д.

11. Развитие мелкой моторики. Игра с прищепками «Закрепи лучики»

– На какое небесное тело похож колобок? (Солнце)

– Посмотри, какое красивое солнышко освещает дорогу колобку. Как ты думаешь, чего не хватает нашему солнышку? (Лучиков)

– Давай закрепим лучики и скажем, какое солнышко. (Жёлтое, тёплое, ласковое, весёлое)

– На этом путешествие колобка закончилось.

– Что больше всего понравилось сегодня на занятии?

– Какой звук закрепляли на занятии?

Конспект индивидуального логопедического занятия «В поисках Жар-птицы. Автоматизация звука [С]» Тема: «В поисках Жар-птицы». Цель: Автоматизация звука С изолированно, в слогах и словах. Оборудование. Картинки с изображением Кощея Бессмертного,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в словах» Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в словах» Тема: Автоматизация звука Л в словах. Цели: – уточнить.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах» Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Р в словах» Тема: Автоматизация звука Р в словах. Цели: – уточнить.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в словах, предложениях» Задачи: 1. Закрепить произношение звука [л] в словах и предложениях. 2. Обогащать словарный запас приставочными глаголами. 3. Развивать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях» Цель: закрепить навык правильного произношения звука р в слогах, словах, предложениях. Задачи: • развивать артикуляционную моторику • развивать.

Читайте также:  Формирование моторной сферы у дошкольников с моторной алалией средствами логопедической ритмики

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах» Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах и словах ЦЕЛИ • Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш]. • Продолжать учить.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р’] в слогах, словах, предложениях» ЦЕЛИ: – закрепить навыки правильного произношения звука [р’] в слогах, словах, фразах; – развивать фонематический слух; – упражнять в определении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Задания совы Совуньи. Автоматизация звука [с]» Конспект индивидуального логопедического занятия «Задания совы Совуньи»Учитель-логопед МБДОУ детский сад № 43 «Теремок» п. Красногорняцкий.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л]» Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука [Л]”. Цель: закрепление правильного произношения звука [Л] в слогах.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в предложениях» Цели: 1. Развитие мелкой моторики; 2. Развитие просодической компонентов речи; 3. Развитие артикуляционной моторики; 4. Автоматизация звука.

Конспект индивидуального занятия “Автоматизация звука Л в слогах и словах”.
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме

В данном занятии показаны способы автоматизации звука Л закрытых в слогах, даны упражнения на развитие мелкой и общей моторики, грамматических категорий.

Скачать:

ВложениеРазмер
zanyati1.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

индивидуального занятия по звукопроизношению

звука Л в слогах и

Цель: правильно и четко произносить звук Л в слогах и словах.

  1. Формировать понятие «согласный звук», уточнить особенности артикуляции звука Л ;
  2. Формировать навыки образования глаголов прошедшего времени;
  3. Закреплять навыки употребления им. сущ. в форме родительного падежа.
  1. Автоматизировать звук Л в слогах и словах.
  1. Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  2. Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль;
  3. Развивать внимание, память, мышление.
  1. Воспитывать самоконтроль за речью, умение вслушиваться в речь
  1. игровая мотивация;
  2. подражательно-исполнительские и речевые упражнения;
  3. игры;
  4. поощрения.

Материалы и оборудование:

Кукла Мила, мяч, карточки для определения позиции звука Л в слове,

предметные картинки: бокал, мяч, мел, шар, пенал, вилка, чашка, карандаш.

  1. Формирование артикуляционных умений и навыков, необходимых для правильного произнесения звука Л .
  2. Отработка упражнений мелкой моторики.
  3. Отработка опорных звуков.
  4. Постановка звука Л .

Автоматизация звука Л в чистоговорках, во фразах, в связной речи.

I. Организационный момент.

Приготовились к занятию. Слушай меня внимательно, старайся правильно выполнять все задания.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Будем делать зарядку для язычка, чтобы он хорошо и правильно двигался, четко проговаривал звуки и слова.

Повторение артикуляционных упражнений:

для губ: чередование «Заборчик» – «Трубочка»;

для языка: «Чашечка», «Вкусное варенье», «Пароход гудит».

Ребенок делает упражнения по инструкции логопеда.

2. Пальчиковая гимнастика.

Логопед : Без ошибок выполняй, что такое называй.

Ножки, спинки и сиденье – Левая ладонь вертикально вверх.

Вот вам стул на удивленье. К её нижней части приставляется кулачок.

У стола четыре ножки, Левая рука в кулачок, сверху на кулачок

Сверху крышка, как ладошка. опускается ладошка.

3. Сообщение цели занятия.

Логопед: К нам на занятие пришла кукла Мила. Сегодня вместе с ней мы будем повторять слоги и слова со звуком Л .

4. Акустико-артикуляционный образ звука.

Логопед : Вспомним, когда мы произносим звук Л, что делают губки?

Логопед : Что делает язычок?

– Поднимается за верхние зубки к бугорочкам (если отрабатывается зазубная артикуляция). Или:

– Кончик языка зажат между зубов.

Логопед: Дадим характеристику звука Л .

– Звук Л согласный, звонкий, твердый.

5. Слоговая гимнастика.

Ребенок воспроизводит серию слогов за логопедом, сопровождая проговаривание пальчиковой гимнастикой «Пальчики здороваются» (пальцы ведущей руки поочередно соприкасаются с большим пальцем).

ал- ол ял -ел ал-ол-ул-ил

ол- ул ел-юл ул- ил-ал-ол

ул -ил юл-ёл ил-ул-ол-ал

6. Проговаривание слов за логопедом.

Бал, мал, вал, зал, дал, стул, мел, сел, пел, гол, вал, пол, был, мыл, ныл, мёл, вёл, осёл, козёл, бил, пил, вил, бокал, пенал, укол, футбол.

7. Игра на развитие фонематического восприятия.

Логопед: Подними флажок, если услышишь в слове звук Л .

Слова: лопата, машина, пила, ведро, молоток, совок, игла, ножницы, шило,

8. Подбор картинок на заданный звук.

Игра «Подбери и назови».

Логопед: Мила пошла в магазин. Помоги Миле купить вещи, в названии которых есть звук Л.

Предметные картинки: бокал, мяч, мел, шар, пенал, карандаш, стул.

Логопед : Молодец, ты правильно выбрал. Мила довольна.

9. Игра «Чего не стало?». Употребление им. сущ. в Р.п.

Подобранные в предыдущей игре картинки выставляются на наборное полотно. Ребенок запоминает их, закрывает глаза, логопед убирает одну картинку.

Логопед: Посмотри, чего нет?

Ребенок: Нет … (сущ. в форме родительного падежа).

Логопед: Я буду показывать и называть то, что я делаю, а ты повторяй мои действия, и скажи, что ты сделал.

Я встаю. Я встал.

Я ставлю стул. Я поставил стул.

Я поднимаю руку. Я поднял руку.

Я прыгаю. Я прыгал.

Я сажусь на стул. Я сел на стул.

Я беру ручку. Я взял ручку.

11. Игра «Много – один» (с мячом).

Логопед: Измени слово, помни о звуке Л в конце слова.

12. Определение положения звука Л в слове.

Логопед: Где в слове спрятался звук Л (в начале, в середине, в конце слова). Работа со звуковой линейкой.

Слова: зал, лампа, малыш, лавочка, полка, укол.

III. Итог занятия и оценка деятельности ребенка.

Логопед: Наше занятие закончено. Какой звук мы сегодня учились правильно произносить? Ты сегодня хорошо занимался. Миле тоже понравилось, как ты говорил, выполнял задания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]. В конспекте кроме речевого материала для закрепления звука в речи, отражены задания для развития мелкой моторики рук.

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]с Жарковым Ильейна тему:« Звук Ш в слогах, в словах».

конспект индивидуального занятия для детей с общим недоразвитием речи.

Конспект подгруппового занятия.Тема: «Автоматизация звука [Л ] в слогах и словах&raquo.

Предлагаю Вашему вниманию Конспект индивидуального занятия по постановке звука “Ш”на тему:« Звук Ш в слогах, в словах».

Конспект занятия для работы с детьми с фонетическим недоразвитием речи в старшей группе.

Автоматизация звука Р в открытых, закрытых слогах, в слогах со стечением согласных, в словах.

Автоматизация звука(Л)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Индивидуальное занятие. Самоанализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_indiv_zan_zv_l_samoanaliz.docx598.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

Подготовила и провела учитель-логопед Захарова Е.А.

ТЕМА: Автоматизация звука «л».

  1. Закрепить представление о правилах артикуляции и характерных особенностях звука «л».

2. Развитие общей и мелкой моторики, мимической мускулатуры.

3. Развитие артикуляционной моторики.

4. Развитие силы голоса.

5. Формирование сильной длительной воздушной струи.

6. Развитие фонематического слуха.

7. Автоматизация звука «л» в слогах, словах, предложениях, в тексте.

8. Развитие функции звукового анализа и синтеза.

9. Закрепление названий диких и домашних животных.

10. Согласование местоимений твою, твое, твой, твои с

11. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Зеркало; профиль артикуляционный; карточка для изолированного произнесения звука и развития силы голоса; картинки с изображением диких и домашних животных; игрушка – белка, мелкие игрушки: лодка, белка, слон, лошадка, вешалка, велосипед, кошка, лампа; трафарет «Белка», карандаш.

Сегодня, когда ты шла в садик замерзла? На улице было холодно или жарко?

Покажи, как ты замерзла – (съежится, напрячься). Отогрелась в садике –

2. А теперь давай разогреемся еще и сделаем массаж :

Руки растираем (потирать ладони)

И разогреваем ( хлопаем в ладоши).

И лицо теплом своим нежно умываем (ладонями проводить по лицу

Пальчики сгребают все плохие мысли (граблеобразными движениями

проводить пальцами от середины лба к вискам),

Ушки растираем сверху вниз мы быстро,

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом руками трогаем мы щечки.

3. Артикуляционная гимнастика.

А теперь давай расскажем про наш весёлый язычок.

Жил весёлый язычок ( губы в улыбке)

Запирался на крючок ( язык загнуть вверх)

Хоть один он проживал, никогда не унывал.

Утром рано просыпался,

За зарядку принимался.

Поднялся вверх, опустился вниз («Качели»)

И еще раз повтори.

Спинку он свою загнул ( прикоснуться к верхней губе )

А затем он начал бег

Тут совсем не до утех ( по нёбу вперед-назад водить языком ).

Даже заколол бочок ( лёг отдохнуть «Лопаточка»)

Умываться он пошел,

Щетку в ванной он нашел,

Зубы чистил («Почистим зубы»)

Губы мыл ( гладить губы из стороны в сторону )

Рот полоскал ( имитация полоскания ротовой полости),

А умылся – засверкал.

4. Упражнение на дыхание и на развитие общей моторики .

Вышел язычок на улицу, а там ветер

Ветер дует нам в лицо, (дуть, махи руками в лицо – сильная струя)

Закачалось деревцо ( наклоны туловища вправо- влево)

Ветер тише, тише, тише ( дуть махи руками в лицо – слабая струя)

Деревце все выше, выше (потянуться, руки вверх).

5 . Изолированное произнесение звука «л».

Упражнение на развитие силы голоса (по карточке).

И в небе увидел язычок самолет. Самолет летит от одного облака к другому.

Давай вспомним, как правильно нужно гудеть:

Кончик языка вверх, за зубы упирается, губы улыбаются.

По бокам от языка воздух пробирается.

«Л» получится певучий, плавный, ласковый и звучный.

Самолет приближается – (сначала тихо гудим, потом громче) л-л-л-Л-Л-Л.

Самолет удаляется – (сначала громко гудим, потом тихо) Л-Л-Л-л-л-л.

( одновременно указательным пальцем проводить по облакам на карточке)

6. Какой звук сейчас мы произносили? Давай вспомним, какой он:

– гласный или согласный

(согласный, потому что воздух встречает преграду на своем пути – зубы и язык).

– глухой или звонкий (звонкий, потому что говорим его голосом).

7. Автоматизация звука «л» в слогах.

Пошел язычок дальше. Стало ему весело, и он запел песенку:

(прошагать слоги пальцами по «кнопочкам»).

8. Развитие мимики. (физминутка)

Идет язычок дальше и встретил: (выкладываются картинки) медведя, лошадь, слона, белку. Удивился (мимика – удивление), собаку, волка и испугался (испуг), кошку, белку и обрадовался (радость).

9. Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук».

А теперь послушай еще раз, кого он встретил и хлопни в ладоши, когда услышишь звук «л».

10. Закрепление названий диких и домашних животных.

– Скажи, а тех, кого встретил язычок как можно назвать одним словом? (животные). А животные какие бывают (дикие и домашние). Отдели диких животных от домашних.

11. Автоматизация звука «л» в словах и предложениях . (Упражнение на согласование местоимения с существительным).

– Язычку больше всех понравилась белочка. Белка попросила помочь ей найти ее игрушки. Нужно выбрать только те игрушки и предметы, в которых есть звук «л». (Лампа, лошадка, велосипед, стол, слон, белочка).

Игра «Чья? Чьи? Чью?»:

Нужно сказать: Я нашла твою… твоего… твои…

12 . Звуко-слоговой анализ слова с графической записью.

Составить схему слова белка, определить, сколько слогов, найти место звука «Л» в слове.

13. Автоматизация звука «л» в тексте.

Белка говорит тебе спасибо, она пойдет домой. Давай скажем, где у белки дом.

Искала белка ствол с дуплом.

Дупло у белки – это дом.

14. Развитие мелкой моторики.

Обвести по трафарету «Белку» и заштриховать.

С каким звуком мы сегодня работали?

Кто приходил в гости?

Понравилось тебе занятие?

Самоанализ занятия на тему:

«Автоматизация звука (Л)»

На занятии присутствовал ребенок подготовительной группы с речевым диагнозом ОНР 3 уровня. Занятие соответствует плану коррекционной работы и требованиям программы.

Так как основной вид деятельности дошкольников – игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. Занятие состоит из 15 этапов, которые взаимосвязаны и последовательны между собой. На занятии были использованы игры, что повысило внутреннюю мотивацию ребенка к коррекционно- образовательному процессу . Игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у ребенка интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание его к изучаемому звуку.

На этапе характеристики звука реализуются следующие задачи: – уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука; – показывается профиль звука на рисунке; – уточняются акустические признаки звуков: согласные или гласные, твердые или мягкие, глухие или звонкие; – находится образное сравнение звука (самолет летит: ллллл) – определяется их место в звуко- буквенном городе ( в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить).

Основной задачей этапа автоматизации звука в слогах и слоговых сочетаниях является развитие слухо-речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов сочетается с развитием интонационной выразительности и движения.

На этапе автоматизации звука в словах решаются следующие задачи:

– развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

– уточнение и расширение лексического запаса;

– овладение грамматическими категориями словообразования и словоизменения;

– развитие слухового внимания и зрительной памяти, тактильных ощущений;

– овладение звуко-слоговым анализом.

Для решения этих задач подобран речевой и наглядный материал. Для развития фонематических представлений проводится игра «Поймай звук».

В работе по обогащению словаря выставляются картинки и определяется родовая группа (дикие или домашние животные), что способствует развитию логической памяти. А применение речевого материала – слов, насыщенных изучаемым звуком (в начале, середине или в конце слова),- развивает звуковое чутье.

Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе ведется работа над усвоением грамматических категорий языка (Игра «Чей? Чья? Чьи?» способствует согласованию местоимения с существительными.

На этапе физминутки решаются следующие задачи:

– снять усталость и напряжение;

– внести эмоциональный заряд;

– совершенствовать общую моторику;

– выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Физминутка проведена в форме психофизической гимнастики, где ребенок мимикой, жестами и движениями изображал состояние животных. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение.

Цель занятия была доведена до ребенка, была понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту и были подобраны с учётом индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.).

Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (картинок), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом.

Задачи занятия реализовывались с помощью репродуктивного, объяснительно-иллюстративного, проблемного методов обучения.

На протяжении всего занятия у ребенка поддерживался интерес, чему способствовала динамика занятия, сюрпризный момент. Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления). На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Ребенок проявлял положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Речь ребенка была правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья. Все дидактические моменты взаимосвязаны между собой и все они работают над выполнением единой цели, что способствует выполнению поставленных задач.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие.

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа “Открытые ворота”.

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности.

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях.

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях.

Цель: правильно и четко произносить звук [з] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [з] в слогах, словах, предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Л»

автор: Бушуева Татьяна Васильевна

учитель-логопед структурное подразделение МБОУ «Ёгвинская основная общеобразовательная школа» «Детский сад с. Ёгва»

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Л»

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Л»

Цель: автоматизация звука Л в слогах, словах.

-формировать кинестетический образ звука [ л ] (ощущения положения органов артикуляции) ;

— закреплять умения определять место звука в слове.

— закреплять графический образ звука букву Л.

-расширять словарный запас.

-развивать артикуляционную моторику;

— автоматизировать звук [л];

— -развивать фонематический слух и восприятие.

— упражнять в четком произнесении звука [л] в слогах, словах, предложениях.

— развивать фонематический слух, слухоречевую память, общую моторику.

— развивать подвижность артикуляционного аппарата,

— развивать умение производить анализ артикуляции звука,

— закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях, текстах, развивать внимание и память.

— воспитывать усидчивость, умение сосредоточиться на задании.

Оборудование: карточки со слоговыми цепочками, шкатулка, предметные картинки.

Этапы работыДеятельность учителя-логопедаДеятельность детей(предполагаемые ответы)
  1. Организационный момент.
— Сейчас я произнесу несколько слов, ты внимательно послушай и назови, какой звук встречается во всех словах. ЛАК, ПИЛА, ПОЛ, ЛУНА, СТОЛЫ.

— Правильно, это звук Л. Давай вспомним, когда мы произносим звук Л, язык у нас широкий или узкий?

Куда упирается кончик языка?

Рот закрыт или открыт?

Губы сложены в трубочку или растянуты в улыбку?

Звук [ л ] гласный или согласный?

Звук л глухой или звонкий?

ребенок определяет и называет звук [Л]

-В бугорки за верхними зубами

-Растянуты в улыбку

-Согласный, воздух встречает преграду- язык и зубы.

-Звонкий, потому что голосок наш звенит.

2. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой«Иголка»

Описание артикуляционного упражнения.

На счет «один» открыть рот, вытянув вперед губы трубочкой. Просунуть между губами узкий язык и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10. Повтор 4-5 раз.

Язычок наш, как иголку,

Сделаем мы острым, тонким.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нужно нам иглу убрать.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И.п. – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.

На счет «один» сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным лишь указательный палец. Повтор 4-5 раз.

Описание артикуляционного упражнения.

На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и расположить кончик языка в левом углу рта. Под счет от 1 до 6 облизать языком по кругу сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Выполнять круговые движения 4 раза. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторять упражнение 5-6 раз.

И пирог мы испекли.

Всех друзей на пир позвали

И вареньем угощали.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И.п. – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз.

На счет «один» повернуть кисть руки влево, затем под счет от 1 до 6 выполнять круговые движения кистью 4 раза подряд, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.

3.Длительно произнести звук «ы-ы-ы»

Описание артикуляционного упражнения.

На счет «один» улыбнуться, открыть рот, упереть язык в альвеолы за верхними передними зубами. Поочередно касаемся бугорков за верхними и нижними передними зубами, слегка упираясь в них. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5.

На качелях мы качались,

Высоко вверх поднимались,

Очень крепко ты держись.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И.п. – кисть руки горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] на тему: “Одеяло для зайки Лапушки”.

Возраст ребенка: 6 лет.

Цель: Закрепление произношения звука [л] в прямых, обратных слогах и словах.

Задачи:

  1. Уточнить характеристику и артикуляцию звука Л;
  2. Закрепить названия цветов;
  3. Закрепить обобщающие понятия “посуда”, “инструменты”, “транспорт”, “одежда”, “овощи”, “цветы”, “мебель”, “продукты питания”, “школьные принадлежности”, “птицы”, “дикие животные”;
  4. Обогащать словарный запас (благотворительность, приют, поддержка).
  1. Развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух;
  2. Развивать умение понимать обращенную речь;
  3. Развитие связной речи, умения вести диалог;
  4. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
  5. Развивать общую и мелкую моторику.
  1. Воспитывать у детей любовь и сострадание к ближним , желание помочь в трудной ситуации;
  2. Познакомить с понятием « благотворительность».
  3. Воспитывать желание правильно произносить звуки речи;
  4. Воспитывать самоконтроль;
  5. Воспитывать положительную мотивацию на занятии.

Формы организации деятельности ребенка: Игра, диалог с логопедом о благотворительности.

Оборудование: Дидактическая игра “Логопедическая слоговая ходилка”, кубик, фишка, дидактическая игра “Четвертый лишний” (на автоматизацию звука [л]), дидактическая игра “Логопедическая ромашка”, предметные картинки: лампочка, футболка, полотенце, стул, лыжи, соска, автобус, свинья, совок, самокат; квадраты из картона четырех цветов: красный, голубой, зеленый, синий; конверт с письмом, почтовая коробка, презентация “Письмо от зайки Лапушки”.

Степень вовлеченности в благотворительность: ребенок впервые услышит о благотворительности.

План занятия:

  1. Организационный момент (вводное слово)
  2. Автоматизация звука [л] в слогах.
  3. Автоматизация звука [л]в словах.
  4. Динамическая пауза
  5. Развитие фонематических процессов
  6. Рефлексия, итог занятия

Ход занятия

1. Организационный момент (вводное слово)

Логопед: Здравствуй! Сегодня мы с тобой сделаем доброе дело. Как ты думаешь для чего нужно добро? Тебе нравится, когда делают добро для тебя? А какое добро ты можешь сделать для других?

Логопед: Получать добро – это очень приятно. Но еще приятнее делать добро для других. Особенно для тех, кому нужна поддержка. Нам пришло письмо из больницы для зверят.

Маленьким зайчатам нужны теплые одеяла. Врачи просят нас с тобой сделать одеяло для маленького зайчика по имени Лапушка. Поможем сделать одеяло для Лапушки?

Ребенок: Да!

2. Автоматизация звука [л] в слогах.

Логопед: В письме из больницы есть несколько заданий для тебя. За каждое правильно выполненное задание ты получишь цветной квадрат, из которых мы потом соберем одеялко для Лапушки.

Вот первое задание: перед тобой поле, на котором указана дорожка из слогов, ты будешь кидать кубик и переставлять фишку на указанное количество шагов, а затем произносить слоги, на которых окажется твоя фишка.

Дидактическая игра “Логопедическая слоговая ходилка”.

Логопед: Молодец! Ты правильно выполнила задание и получаешь фигуру для одеяла. Зайчик Лапушка долгое время не видела свою маму, так как давно болеет. Наше одеялко поможет ему меньше грустить и скорее поправиться. Как ты думаешь, что еще может порадовать зайчиков, которые болеют? Что мы с тобой можем сделать еще, кроме одеялок?

3. Автоматизация звука [л]в словах

Логопед: Ты правильно рассуждаешь. А мы с тобой продолжаем выполнять задания из письма. Второе задание: я буду показывать карточки с четырьмя картинками, а ты рассмотришь их, назовешь и скажешь, какая из картинок лишняя и почему.

Дидактическая игра “Четвертый лишний”

Логопед: Умница! Ты выполнила задание и получаешь новую фигуру для одеяла.

Слышала ли ты когда-нибудь слово “благотворительность”? Как ты думаешь, что оно обозначает? Благотворительность – это помощь тем, кто слабее тебя и нуждается в помощи. Кому бы ты могла помочь?

4. Динамическая пауза

Логопед: Мне очень понравились твои ответы. А нам пора выполнить третье задание для того, чтобы скорее собрать одеяло для зайчика Лапушки.

Третье задание: физминутка.

Ла-ла-ла (три хлопка),
Мила пол мела (наклон туловища вперед, махи руками в стороны).

Лу-лу-лу ( три хлопка),
Слава взял пилу (движения, имитирующие пилку дров).

Ул-Ул-Ул (три хлопка),
Михаил уснул (присесть, руки под голову).

Логопед: Замечательно! Ты прекрасно выполнила задание. Вот еще один квадрат для одеяла.

Помогать тем, кому это необходимо, это очень хорошо. Когда мы делаем добро, то и весь мир делается добрее. Помогать можно не только людям, но и животным. Для этого взрослые открывают приюты, а старшие ребята помогают ухаживать за животными. Давай помечтаем, как бы ты могла помочь животным?

5. Развитие фонематических процессов

Логопед: Очень хорошо! Давай выполним последнее задание и соберем одеяло для Лапушки.

Четвертое задание: нужно собрать ромашку, но ромашку не простую, в ней должны быть лепестки со словами, в которых есть звук [л].

Дидактическая игра “Логопедическая ромашка”.

Логопед: Ты совершенно верно выполнила задание! Вот последний квадрат для одеяла. Давай посмотрим, квадраты каких цветов у нас есть.

Ребенок: Синего, зеленого, красного и голубого.

Логопед: Правильно, а теперь подумай, как можно красиво расположить квадраты, чтобы получилось красивое одеяло, которое поднимет настроение больной зайке Лапушке.

Ребенок составляет из квадратов большой квадрат по своей задумке и наклеивает их на лист бумаги. Получается “одеяло”.

Логопед: У тебя получилось очень яркое и красивое одеяло. Молодец! Давай мы теперь отправим его в почтовой коробке в больницу.

Ребенок кладет одеяло в коробку, логопед уносит ее из кабинета.

6. Рефлексия, итог занятия.

Логопед: Тебе понравилось помогать зайке?

Ребенок: Да!

Логопед: Я надеюсь, что ты не перестанешь делать добрые дела. Твоя помощь – это и есть благотворительность. Сегодня ты сделала мир немного добрее и лучше. Помогай всем, кому нужна помощь и поддержка, и тогда все вокруг будут брать пример с тебя и тоже будут делать добро другим.

Смотри, нам пришло письмо на электронную почту! (Презентация “Письмо от зайки Лапушки, слайд 1, 2) А в нем фотография зайки Лапушки с твоим одеялом. (Презентация “Письмо от зайки Лапушки, слайд 3,4, 5, 6) Смотри, какое настроение у зайки?

Ребенок: Хорошее. Зайка улыбается.

Логопед: Да, верно! Лапушка улыбается, она написала нам письмо:

Спасибо вам за красивое теплое одеяло! Оно мне очень нравится, оно такое яркое, что мне уже не хочется грустить, и я чувствую себя гораздо лучше. Когда я поправлюсь, то приеду к вам в гости вместе с моей мамой.

До встречи! Зайка Лапушка.”

Ты рада, что зайка выздоравливает?

Ребенок: Да!

Логопед: Я надеюсь, что вы станете добрыми друзьями. А наше занятие закончилось. До следующих встреч!

Вариант последействия:

После проведения занятия учителем– логопедом были связаны из пряжи синего, голубого, зеленого и красного цветов квадраты, которые были соединены по схеме, составленной ребенком. Данный кусочек одеяла, а также квадраты, связанные из оставшейся пряжи, отправляются волонтерам благотворительного проекта “Одеяло дружбы” (г. Санкт-Петербург), где впоследствии собираются одеяла для жителей домов престарелых, детей сирот, особенных детей, детей из малообеспеченных семей, выпускников детских домов. После отчета организатора проекта, учителем-логопедом составляется презентация, где рассказывается, какое одеяло получилось, куда оно отправилось и кем было получено. Презентация сопровождает беседу с детьми старшей возрастной группы о благотворительности, или мероприятие для детей с родителями. После чего предлагается поучаствовать в подобной акции мамам, бабушкам детей, предложить связать квадраты для проекта и отправить совместную посылку волонтерам.

Примечания:

Дидактические игры, используемые на занятии:

1) “Логопедическая слоговая ходилка”. Цель: автоматизация звука [л] в прямых слогах, закрепление навыка счета до 6. Оборудование: игровое поле, кубик, фишка. Правила игры: ребенок бросает кубик, передвигает фишку на выпавшее количество шагов и либо сам (если ребенок умеет читать), либо с помощью логопеда называет слог. Игра ведется до тех пор, пока ребенок не пройдет все поле.

Речевая инструкция: “Перед тобой игровое поле, сейчас ты кинешь кубик и передвинешь фишку на то количество шагов, сколько выпало на кубике, назови слог, на котором стоит твоя фишка повтори за мной слог.”

Примечание для логопедов: Игровое поле можно заламинировать, а слоги наклеить сверху на клейкую ленту, тогда игру можно использовать не только для автоматизации [л], но и других звуков и в разных позициях (прямые, обратные слоги, слоги со стечением, закрытые слоги).

2) “Четвертый лишний”. Цель: автоматизация звука [л] в словах, закрепление обобщающих понятий “посуда”, “инструменты”, “транспорт”, “одежда”, “овощи”, “цветы”, “мебель”, “продукты питания”, “школьные принадлежности”, “птицы”, “дикие животные”. Правила игры: перед ребенком по очереди выставляются карточки с четырьмя изображениями, ребенок называет каждое изображение, а потом говорит, что лишнее и почему.

Речевая инструкция: “Перед тобой карточка с картинками, назови их. Какая картинка лишняя и почему?”

3) “Логопедическая ромашка”. Цель: Автоматизация звука [л] в словах, развитие фонематического слуха и восприятия, развитие умения находить заданный звук в словах. Правила игры: в середине ромашки картинка– символ изучаемого звука, ребенку предлагается назвать по очереди изображения на лепестках и собрать на цветочке только те лепестки с картинками, в названии которых есть звук [л].

Речевая инструкция: “У меня есть необычная ромашка, но ее лепестки рассыпались, помоги мне собрать их. На каждом лепестке есть картинка. Для ромашки подойдут только картинки, в названии которых есть звук [л]. Назови каждую картинку и скажи, подходит ли она для нашей ромашки.”

Примечание для логопедов: Если сделать на лепестке кармашек из прозрачной пленки, то данную игру можно использовать также и с другими звуками, или для закрепления обобщающих понятий.

К конспекту занятия прилагается презентация:

1) Презентация “Письмо от зайки Лапушки”. Данная презентация используется непосредственно для занятия. На слайдах 3– 6 размещены изображения зайчика, а также 4 варианта расположения квадратов для одеяла. В момент занятия, когда ребенок распологает квадраты, логопед находит подходящее по комбинации изображение. Далее, при демонстрации презентации, после слайда с текстом письма (слайд 2) логопед переходит на подходящий слайд (Правая кнопка мыши – перейти к слайду – слайд. ). Если изображение на слайде подходит по цвету, но в отраженном варианте, то, пока ребенок наклеивает квадраты на лист бумаги, логопед в презентации (режим редактирования), переворачивает изображение до необходимого варианта (левая кнопка по рисунку – раздел “Формат” – повернуть – повернуть вправо влево на 90° – отразить сверху вниз слева направо).

Ссылка на основную публикацию