Организация досуговой деятельности детей с речевыми нарушениями

Организация досуговой деятельности детей с нарушениями интеллекта

Детские утренники являются своеобразным итогом всей коррекционно-воспитательной работы на данный период времени. Поэтому, хотя сценарий и разрабатывается музыкальным руководителем, учитель-дефектолог и воспитатели должны принять активное участие в отборе содержания и в подготовке каждого праздника.

Прежде всего, сценарий должен быть обсужден педагогическим коллективом группы, так как в нем должны быть учтены и общий уровень развития группы, и индивидуальные возможности каждого ребенка (моторные, эмоционально-волевые, речевые, интеллектуальные). Желательно, чтобы стихи для каждого ребенка подбирал учитель-дефектолог, так как именно он знает интеллектуальные и речевые возможности детей лучше других. В то же время подвижные игры, наиболее доступные детям данной группы, может предложить воспитатель.

Участие педагогов и воспитателей в самом проведении праздника необходимо, прежде всего, для создания эмоционального климата и для реализации всех возможностей детей.

Особую роль в коррекционно-воспитательной работе с детьми играют развлечения, организованные педагогическим коллективом группы. Известно, что умственно отсталые дети инертны. Коррекция их эмоционального развития – одна из центральных задач дошкольного воспитания. У воспитанников специальных дошкольных учреждений, особенно у воспитанников детских домов, – дефицит впечатлений, смены обстановки. В этих условиях нужны специальные меры для создания эмоционального климата, для того, чтобы обогатить и разнообразить впечатления детей. Именно этому и служит организация развлечений.

Формы организации развлечений могут быть различными:

– проведение дней рождения детей,

– праздники осени, зимы, весны.

В их организации, планировании и проведении также участвует весь педагогический коллектив группы.

Формирование сотрудничества взрослого с ребенком как коррекционная задача

Специальные педагогические условия для формирования сотрудничества ребенка со взрослым:

– эмоциональный контакт взрослого с ребенком (с подключением зрительной, слуховой и тактильной модальностей);

– правильное определение способов постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможностей;

– подбор способов передачи ребенку общественного опыта, соответствующих уровню его развития.

Усвоение способов общественного опыта:

– совместные действия взрослого и ребенка;

– подражание действиям взрослого;

– действия по образцу и речевой инструкции;

– поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности (целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка).

Работа по социальному развитию направлена на:

– формирование у детей навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста,

– подготовку детей к обучению в школе,

– адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире.

Умственно отсталым детям свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослым, потребность в общении с ним у ребенка в раннем возрасте часто совсем не возникает. Так, у умственно отсталых детей отсутствует в младенчестве «заражение эмоциями», как правило, нет «комплекса оживления» и в результате не формируется потребность в общении со взрослым. Следовательно, не создается основа для сотрудничества со взрослым, что негативно отражается на всем познавательном и личностном развитии ребенка.

Поэтому формирование сотрудничества умственно отсталого ребенка со взрослым должно быть выделено в особую задачу коррекционного обучения. В связи с тем, что онтогенетический ход развития умственно отсталого ребенка нарушается, в дошкольном возрасте необходимо начать с создания первичной основы сотрудничества, а именно, с эмоционального контакта взрослого и ребенка. Однако сами формы создания эмоционального контакта должны быть иными, чем в младенчестве. Они должны учитывать возрастные и личностные особенности каждого ребенка. Необходимо использовать различные педагогические приемы, доступные умственно отсталому ребенку данного возраста: дидактические и подвижные игры, кукольный театр и др. При этом следует стремиться к тому, чтобы эмоциональное общение возможно быстрее перешло в деловое, основанное на совместных действиях взрослого и ребенка, а затем и в подлинное сотрудничество.

Способы усвоения общественного опыта весьма разнообразны, сюда можно отнести:

– совместные действия взрослого и ребенка;

– употребление жестов, особенно указательного («жестовая инструкция»),

– подражание действиям взрослого;

– действия по образцу и речевой инструкции;

– поисковые способы ориентировки.

На первом этапе обучения умственно отсталого ребенка основной задачей является создание у ребенка положительного эмоционального отношения к совместным действиям со взрослым и использование совместных действий в обучении. У ребенка с нарушениями интеллекта совместные действия со взрослым зачастую вызывают активный протест, неприятие. Вместе с тем, на первых порах, это один из самых действенных методов обучения. Путь к этому лежит через тактильный контакт с ребенком в сочетании с ласковым обращением. Однако ласковое отношение не означает снижение требовательности и настойчивости взрослого в преодолении негативного отношения ребенка к совместным действиям.

Например, одним из первых совместных действий может быть бросание яркого, звучащего мяча в корзину, которое вызывает у ребенка радость, положительное эмоциональное отношение. Вначале мяч бросает взрослый, привлекая ребенка к результату действия, хлопая в ладоши, радуясь. Постепенно активность взрослого уменьшается, а участие ребенка возрастает. Если этот этап – этап совместных действий будет пропущен и сопротивление ребенка не будет преодолено, то усвоение других способов общественного опыта может оказаться весьма затрудненным и непродуктивным для его развития.

На втором этапе включение жестов в общение взрослого и ребенка, среди которых особое место занимает указательный жест, впервые направляющий внимание ребенка на предмет, на выделение его из ситуации. Обучение жесту идет через овладение действиями с предметами, усвоенные действия с помощью взрослого переходят в изобразительный жест. Одновременно с перечисленными этапами создания сотрудничества и овладения первыми способами усвоения общественного опыта проводится работа по развитию внимания. На первых порах речь идет об использовании непроизвольного внимания, возможности удержать его хотя бы 2-3 минуты с переходом на новые действия. В дальнейшем возможность сосредоточения непроизвольного внимания, позволяет ставить более сложные задачи и делает занятия достаточно длительными (в пределах 20- 25 минут).

В том случае, когда у ребенка формируется подлинный контакт со взрослым и он начинает понимать смысловое содержание жеста, у него уже не может возникнуть «тупикового подражания».

Решение этих задач является той базой, без которой нельзя приступать к овладению подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции и к формированию поисковых способов ориентировки.

Третий этап – овладение подражанием. Оно включает в себя подражание движениям и подражание действиям с предметами. Обучение начинается с подражания движениям, потому что оно дается детям легче, чем подражание действиям с предметами. При обучении подражанию движениям основным вспомогательным средством оказываются совместные действия взрослого и ребенка, а не жестовая инструкция. При подражании движениям ребенок должен не только вычленить, какая часть тела должна двигаться, – рука, нога, голова, туловище, – что можно было бы сделать с помощью указательного жеста, но и определить пространственное направление движения (вверх, в стороны, вниз и т.д.), а также его размах. Здесь при затруднениях могут помочь только совместные действия, т.к. ребенок еще «не видит» направления, а тем более «величины» движения. Овладение подражанием движениям подготавливает ребенка к овладению подражанием действиям с предметами, где необходимо учитывать действия и опираться на их свойства. Напомним, что подражание действиям с предметами — это выполнение ребенком действий одновременно со взрослым. Взрослый производит действия с предметами на глазах у ребенка.

В случае затруднений при подражании действиям с предметами в качестве вспомогательного средства используется указательный жест. Он помогает ребенку вычленить сам объект действия, цель, направление передвижения предметов в пространстве и др., а также обратить его внимание на существенные для данного действия свойства объектов — форму, величину, цвет. Однако там, где ребенок не действует не только по подражанию, но и по жестовой инструкции, необходимо вернуться к совместным действиям. Затем проделать обратный путь — от совместных действий к жестовой инструкции и от нее к подражанию.

В то же время подражание движениям и подражание действиям с предметами могут решать задачи разной сложности и формироваться параллельно.

Одновременно с усвоением первых способов – совместных действий со взрослым, действий по указательному жесту и подражанию – следует обратить особое внимание на самостоятельные действия детей с предметами.

В процессе обучения педагог должен стремиться к тому, чтобы дети научились фиксировать удачные, приводящие к положительному результату действия и отбрасывать ошибочные. Первоначально взрослый при обучении пробам может применять совместные действия с одновременной словесной и жестовой фиксацией правильного и неправильного результатов, а также подражание. Хотя работа по формированию поисковых способов ориентировки ведется параллельно с развитием подражания, ее можно считать четвертым этапом овладения способами усвоения общественного опыта.

Овладение подражанием и методом проб и ошибок является «трамплином» для пятого этапа, т.е. для овладения действиями по образцу. Образец, в отличие от подражания, дается ребенку в готовом виде, и ребенок должен воспроизвести его, не видя, как он создается взрослым. Например, ребенок должен построить по образцу дом с забором, но он не видит, как это делает взрослый – взрослый строит конструкцию за экраном. Перед ребенком возникает целое.

Особое место среди способов обучения, передачи ребенку общественного опыта, занимает речевая инструкция, которая включает словесное описание предмета, ситуации, действия, вообще включение слова в руководство действиям ребенка. На выполнение инструкции влияет также само количество слов, построение фразы, наличие или отсутствие необходимости запоминать последовательность действий и др.

Большое влияние оказывает также ситуационный характер понимания речи – одна и та же инструкция правильно выполняется в знакомой ситуации или по отношению к знакомым объекгам и не выполняется в новой ситуации или с новыми объектами. Так, ребенок, знающий правило складывания пирамидки – «нужно каждый раз брать самое большое кольцо», – выполняет это правило при складывании привычной пирамидки, но не пользуется им при складывании новой, незнакомой, даже когда она имеет меньшее количество колец. Пирамидка складывается лишь при повторении инструкции взрослым перед выбором каждого следующего кольца, т.е. на каждом этапе действия. При этом ребенок знает слова «большое», «маленькое», «самое большое». Здесь мы имеем дело не только с характерной для детей с нарушением интеллекта «потерей инструкции», но и с тем, что ребенок не осознает правила повторяемости определенного действия в типичной ситуации. Все описанные трудности и теснейшая связь возможностей понимания словесной инструкции и словесного описания со всеми ранее описанными способами усвоения общественного опыта позволяют сказать, что обучение полноценному использованию слов в передаче детям с нарушением интеллекта необходимых знаний и умений и в руководстве его действиями следует считать шестым этапом работы.

Система работы по организации сотрудничества взрослого и ребенка, по формированию способов передачи и усвоения общественного опыта обеспечивает умственно отсталому ребенку присущую нормальному развитию онтогенетическую последовательность развития. Возникновение вначале эмоционального контакта и постепенный переход к деловому сотрудничеству без потери этого контакта становится основой дальнейшего успеха коррекционной работы. Введение в обучение на первых порах таких способов, как совместные действия взрослого и ребенка и жестовая инструкция, позволяет уже в самом начале пребывания ребенка в детском саду значительно продвинуть овладение предметными действиями в частности самообслуживанием. Одновременно развитие способности внимания, а также появление самих предметных действий позволяет развивать подражание на новой основе, более широкой, чем прежде, и быстрее перейти к действиям по образцу.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия ‘Дикие животные’

Само подражание становится более осмысленным, меньше зависит от количества элементов, с которыми действует ребенок, и от близости ситуации к его опыту. Развитие подражания и одновременно овладение методом проб создает, в свою очередь, предпосылки к значительно более аналитическому восприятию образца, а затем и предметов окружающей действительности.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1289 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Физкультурно-речевые досуги и развлечения в коррекции речевых нарушений

Коротаева Лидия Николаевна
Физкультурно-речевые досуги и развлечения в коррекции речевых нарушений

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка – это основная цель всего дошкольного образования. (слайд) Но достигнуть этого можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ. Эффективность коррекционно- развивающей работы в условиях ДОУ также во многом зависит от объединения усилий воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

У дошкольников с патологией речи очень часто можно наблюдать комплексные нарушения. (слайд)Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Они с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, забывают сложные инструкции. У большинства таких детей снижена работоспособность. Двигательные нарушения у них разнообразны как по своим проявлениям, так и по механизму их возникновения. У детей-логопатов часто можно наблюдать нарушение мышечного тонуса. Движения таких детей скованны, у них нарушена координация движений. Они не могут согласовывать движения рук и ног при ходьбе, не могут согласовывать слова и движения в играх и упражнениях. Дыхание детей поверхностное, и как следствие этого, сложность звукообразования, односложность и стандартность построения фраз. Поэтому и коррекционная работа должна быть комплексной.

Я бы хотела остановиться на взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической подготовке. Цель такой работы –коррекция речевых нарушений детей через развитие и коррекцию двигательной сферы.

Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. В настоящее время многими исследователями установлено особое значение движения в формировании мозговых функций человека, а значит и речи. Изначально ребёнку присуща очень большая потребность в движениях, и они приносят ему огромную радость. Двигаясь, играя, дети запоминают намного больше и легче. Умения и навыки формируются как – бы непроизвольно.

Опыт показывает, что сочетание речи и движения являются важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Необходимо учить ребёнка основным видам движений: различным видам ходьбы, бега, упражнениям с заданиями на все виды мышц в сочетании с речью.

Очень интересным и полезным видом работы, направленной на коррекцию речевых недостатков, являются речевые праздники и досуги. В условиях введения ФГОС в дошкольное образование этот вид работы приобретает особую значимость. Среди прочих, ФГОС выделяет следующие ориентиры (слайд)

– творческое инициативное действие;

– активное взаимодействие с детьми и взрослыми;

– волевые усилия, принятие собственных решений;

– игра с сохранением самоценности дошкольного возраста и самой природы дошкольника.

В условиях работы логопункта мы испытываем постоянный дефицит времени, отведённой на работу по устранению нарушений звукопроизношения из-за большого количества детей с речевыми нарушениями и в связи со сложностью многих нарушений. При этом очень мало времени удаётся уделять работе по устранению лексико-грамматических нарушений, формированию связной речи. Вся эта работа ведётся параллельно с работой по автоматизации звуков.

В таких случаях проведение речевых досугов и развлечений является хорошим способом решения многих коррекционных задач. При организации таких досугов необходимо продумать средства эмоционального воздействия. Музыка, ритмические движения создают атмосферу праздника; стихи, загадки, поговорки, скороговорки подбираются с учётом автоматизированных звуков, с учётом лексической темы; игры с элементами соревнований являются средством активизации детей.

В нашем саду приобрели достаточную популярность физкультурно- речевые досуги и развлечения, которые мы организуем совместно с инструктором по ФИЗО. Досуги проводятся в старших и подготовительных группах. На занятиях обобщаются систематизируются знания детей, полученные по определённым лексическим темам, автоматизируются поставленные звуки в соответствующих считалках, скороговорках, чистоговорках, закрепляются навыки звукового анализа и т. д. в сочетании с тренировкой двигательных навыков.

Цели и задачи физкультурно- речевых досугов: (слайд)

коррекция речевых отклонений в развитии ребёнка;

развитие познавательного интереса детей к родному языку;

– формирование коммуникативных способностей;

– формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;

– укрепление здоровья детей;

– повышение физической работоспособности;

развитие мелкой и общей моторики;

– формирование двигательных навыков;

развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;

– воспитание отзывчивости, дружеских взаимоотношений между детьми.

В процессе физкультурно- речевых досугов дети учатся правильному речевому и физиологическому дыханию (слайд). В каждое развлечение обязательно включаются упражнения пальчиковой гимнастики (слайд, элементы самомассажа в сочетании с упражнениями в беге ходьбе, прыжках. улучшается мелкая и общая моторика и двигательные навыки, обогащается словарный запас, усиливается самоконтроль за грамматической стороной речи.

Упражнения и игры на координацию речи с движением вызывают у детей интерес, активизируют их в речевом и двигательном плане. С помощью стихотворений у детей вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память, что положительно влияет на формирование слоговой структуры слова, на формирование фонематических процессов. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, совершенствуют компоненты речи, поощряют творческую активность детей, способствуют развитию чувства ритма. (слайд)

Вводятся сюрпризные моменты (герои, призы, письма и т. д, что, конечно же, привлекает детей, повышает их заинтересованность в решении поставленных на занятии задач. Частая смена и чередование действий во время занятий позволяют расширить объём внимания и преодолеть гиподинамию. В досугах присутствует рациональное сочетание статических и динамических нагрузок. Что особенно важно для детей с нарушениями речи.

Упражнения с различными предметами: массажным мячом, лентами, обручами, палками и др., дают интенсивную физическую нагрузку на все группы мышц, а различные хваты предметов, движения его в руках развивают мышцы пальцев и кистей рук, а, следовательно, стимулируют речевое развитие ребёнка. (слайд)

Детям, имеющим речевую патологию, свойственно двигательное беспокойство, повышенная эмоциональная возбудимость. С учетом этих особенностей, широко используем на совместных занятиях средства психогимнастики. (слайд)

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре позволяет вовлекать в сферу коррекционно- речевой работы более широкий круг детей, полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия, повысить эффективность коррекционной работы, повысить качество образовательного процесса. Тем более, что мы не можем охватить на своих занятиях всех детей, нуждающихся в коррекционном воздействии. Не всегда удаётся достаточно времени уделять каждому ребёнку на закрепление полученных знаний.

Ряд таких мероприятий вызвали особый интерес у дошкольников.

Интегрированное физкультурно-логопедическое занятие «Играя, учимся». Дошкольникам предстояло выяснить, что важнее: быть умными, сообразительными, грамотными или сильными, ловкими, здоровыми. Конечно же, в итоге сделали вывод, что все качества необходимы.

На физкультурно-логопедическом развлечении «Волшебная страна игрушек» дети побывали в удивительном и прекрасном мире игрушек, куда их пригласили Петрушка и Матрёшка.

Спортивно-речевой досуг «Юные олимпийцы» был посвящён Олимпийскому движению. Дети знакомились с историей олимпийских игр, смогли продемонстрировать свои двигательные навыки в шуточных конкурсах. (Метали лук)

Ряд мероприятий был посвящен правилам дорожного движения, сезонным темам.

Добиться положительного результата очень трудно без помощи родителей. Активное участие родителей в работе по преодолению речевого дефекта у ребенка облегчает нашу работу, ускоряет положительный результат всего коррекционного процесса. Мы пытаемся привлекать (слайд) родителей к участию в физкультурно- речевых мероприятиях. Хотя это проблематично. Но в результате таких совместных мероприятий всегда видим повышение интереса родителей к работе детского сада.

Весь опыт работы в данном направлении позволяет сделать вывод, что преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. — СПб.: Издательство «Лань»,2003.

2. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений Под ред. д. м. н. Е. М. Мастюковой. — М.: АРКТИ, 2002.

3. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография М. А. Поваляевой. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

4. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. — М.: «ТЦ Сфера», 2003.

5. Запорощенко О. Б. Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ

6. Обухова Л. И., Лежанская О. А., Гриднева Н. В. Коррекция речевых нарушений в процессе физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 57-60.

Организация досуговой деятельности со слабовидящими дошкольниками как часть коррекционно-педагогической работы

Елена Пентина
Организация досуговой деятельности со слабовидящими дошкольниками как часть коррекционно-педагогической работы

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных, шумных праздников и соревнований. Одни развивают сообразительность, другие — смекалку, третьи — воображение и творчество, но объединяет их общее – формирование базиса культуры, сохранение и укрепление как физического, так и психического здоровья ребенка. Культура по отношению к каждому отдельному ребенку является, как прекрасно сказал П. А. Флоренский «средой, растящей и питающей личность».

В своем выступлении я расскажу об организации культурно- досуговой деятельности со слабовидящими дошкольниками как часть коррекционно-педагогической работы.

Культурно-досуговая деятельность в контексте с ФГОС ДО обеспечивает:

-культурный отдых детей, их эмоциональную разрядку, что необходимо для психического и физического здоровья воспитанников;

– создание условий для творческого развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

– развитие детского творческого потенциала каждого ребенка в различных видах художественной деятельности;

– формирование коммуникативной культуры воспитанников;

– расширение кругозора детей, их обогащение разнообразными впечатлениями за счет средств интеграции различных образовательных областей.

Наш детский сад посещают дети с нарушением зрительной функции. Нарушение зрения детей проявляется, прежде всего, на их восприятии окружающего мира, отмечается замедленность, фрагментарность, искажение зрительного восприятия; как следствие, обеднённость чувственной стороны речи, нарушение развития речевой системы в целом. Тем не менее, развитие этих детей подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающегося ребёнка (Л. С. Выготский). Из этого положения следует, что эти дети, имеют большие потенциальные возможности при условии включения в специальное обучение и воспитание. Раннее включение ребёнка в процесс специально организованной коррекционно-развивающей работы способствует раскрытию и компенсации потенциальных возможностей его развития средствами досуговой деятельности с воспитанниками.

Читайте также:  Нормализация психоэмоционального состояния пациентов после инсульта

Приоритетной задачей для меня, как педагога, является создание условий для эмоционального отдыха детей, снятие психического напряжения, что является чрезвычайно важным для ребенка с нарушением зрения. Реализация этого условия требует, прежде всего, умений организовать детский досуг, сделать его игровым, импровизационным, веселым и радостным.

Ни для кого не секрет, праздники для детей — это целое событие: игры, красочное оформление зала, оригинальные костюмы, звучание музыки – все это восхищает, приносит большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, и надолго остается в памяти.

Праздники имеют свою цель и задачи, главная из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру. Привлекаем родителей к участию в детских праздниках, что в свою очередь объединяет детей и взрослых, содействует пропаганде здорового образа жизни.

Все виды досуговой деятельности очень интересны, разнообразны и доступны для детей. Каждый ребенок обладает своим характером, способностями, интересами, богатым внутренним миром. И моя задача – помочь каждому ребенку найти оптимальный для его возраста, здоровья и эмоционального благополучия вид культурно-досуговой деятельности.

Учитывая дошкольную педагогическую методологию, научные труды отечественных педагогов: Сухомлинского В. А., Осокиной Т. И., Комаровой Т. С., объединив и систематизировав предыдущий опыт работы, пространство культурно-досуговой деятельности со слабовидящими дошкольниками выстраиваю как часть инклюзивного образования.

В системе физкультурно-оздоровительной работы со слабовидящими дошкольниками особое место занимают физкультурные праздники, досуги, дни здоровья, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма оздоровительной, коррекционной и профилактической работы с дошкольниками.

Физкультурные праздники и досуги являются одними из самых любимых видов отдыха для детей, потому что родители в их проведении принимают активное участие. Пространство физкультурно-оздоровительной деятельности дополняю здоровьесберегающими технологиями (ЗСТ) с целью сохранения и стимулирования здоровья детей:

-Подвижные, малоподвижные спортивные игры – игры подбираем согласно с возрастом, особенностями воспитанников, местом и временем его проведения,

– Ритмическая гимнастика – проводим в соответствии с возрастом детей,

– Стретчинг (гибкость). Данный вид ЗСТ ориентирован для дошкольников с вялой осанкой и плоскостопием,

– офтальмологическая пауза – проводим в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, используя наглядный материал или показ педагога,

– дыхательная гимнастика – проводим в соответствии с возрастом детей, улучшает носовое дыхание, состояние сердечно-сосудистой системы, зрение, память, работу органов пищеварения,

– пальчиковая гимнастика – проводим с детьми поэтапно: в раннем возрасте – манипуляции, в младшем возрасте – пальчиковые сюжеты «У Маланьи у старушки», «Дедушка Рох», Барашеньки-крутороженьки», «Бежала лесочком лиса с кузовочком» и др. ,

– релаксация – целью которой является снятие психического напряжения, переключения внимания детей, использую расслабляющие упражнения как «Солнечный зайчик», «Услышь тишину» и др.

Применение здоровьесберегающих технологий в организации физкультурных досугов повышает результативность образовательной деятельности детей, формирует у родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Мы все знаем, что неизменной любовью для детей пользуются театрализованные игры и представления, которые являются одним из самых любимых видов отдыха дошкольников.

Театрализованная деятельность нашла отражение в таких постановках, как: «Кошка в гостях у ребят», «Желтый маленький комочек, любопытный очень-очень» по сказке Чуковского «Цыпленок», «К дедушке все прибегали, тянуть репку помогали» по мотивам р. н. сказки «Репка» и др.

Все мы понимаем, что возможны разные подходы в организации театрализованной деятельности: наличие современного взгляда на развитие творческих способностей у детей, а также мелкой моторики и координации движений рук. Прищепки используем как отличный материал для сказки. Выбираем любой сюжет и обыгрываем его. Игры-театрализации с прищепками развивают мелкую моторику рук, творческие и речевые способности детей, создают мотивацию для обыгрывания сказки, эмоциональный настрой. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Эти игры хорошо развивают щипковый хват.

Наряду с разными видами театра (пальчиковый, теневой театр, театр на фланелеграфе, ролевой театр, театр «Петрушки») в пространство досуговой деятельности включаем и пальчиковый «Игротренинг» (совместно с учителем-дефектологом, который способствует развитию у воспитанников речи, мелкой моторики, психических процессов, расширению кругозора, любознательности, интереса к творчеству.

«Волшебные Гонзики» – это смешные «глазки», которые надеваются на пальчики и «оживают» в руках у детей и взрослых.

Развивающие игры В. В. Воскобовича – обеспечивают благоприятный эмоциональный фон, создаёт у ребёнка положительную мотивацию на преодоление трудностей.

В пространство культурно-досуговой деятельности специалистами ДОУ используем, как здоровьесберегающие, так и коррекционные технологии со слабовидящими детьми:

– офтальмологическая пауза, как вид ЗСТ – предупреждение утомления зрительного анализатора, используя зрительные ориентиры.

– пальчиковая гимнастика, как вид ЗСТ направлены на развитие мелкой моторики пальцев рук, обучают различным приемам самомассажа: тыльной стороной кистей рук, ладоней, пальцев рук.

– дыхательная гимнастика, как вид ЗСТ. Речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, основной процесс образования речи ребенка, способствует улучшению звучания голоса.

Подытоживая свое выступление, следует отметить, что разнообразные формы организации досуговой деятельности органично включены в единый образовательный процесс коррекции и всестороннего развития детей с нарушениями зрения. Каждый ребенок – это, прежде всего личность, обладающая своим характером, способностями, интересами, а также богатым внутренним миром. И задача педагога, специалистов ДОУ помочь ребенку найти оптимальный для его возраста, здоровья и эмоционального благополучия вид культурно-досуговой деятельности.

Нет ничего невозможного для любящих взрослых! В этой связи вспоминаются слова Сухомлинского, который говорил, что «Дети – это наше счастье. Досуги, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил и времени. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполняются радостью». Мир детства рядом с нами, дарите детям радость!

Развлечения в летний период в детском саду Развлечения в летний период в детском саду Лето — прекрасное время года. Летом детей в ДОУ становится меньше — кто-то отдыхает на даче,.

Веселые ПДД Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных и шумных праздников и соревнований. Один.

Особенности проведения логопедического досуга в ДОО как средства формирования произносительных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

педагогические науки

  • Подольская Олеся Александровна , старший преподаватель
  • Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина
  • ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ДОСУГ
  • ДОШКОЛЬНИК
  • ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Похожие материалы

Большое значение для формирования всесторонней личности ребенка является своевременное овладение правильной речью.

В «Национальной доктрине образования в РФ на период до 2025 года» подчеркивается разностороннее и своевременное развитие детей, их творческих способностей и самореализации личности [3].

Периодом активного усвоения, становления и развития речи является дошкольный возраст. Исследователи (Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Г.В. Чиркина и др.) отмечают прямую зависимость между уровнем развития детской речи и возможностью овладения грамотностью ребенком.

У старших дошкольников с общим недоразвитием речи при поступлении в школу отмечаются нарушения произносительных навыков.

Проблемой изучения произносительной стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи занимались Т.П. Бессонова, Е.Н. Винарская, Л.Н. Ефименкова, Е.А. Мастюкова, Л.Ф. Спирова, М.Ф. Фомичева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.

Формирование правильного произношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является сложным процессом. Особые трудности возникают у них при обучении управления собственными органами речи, восприятия обращенной к ним речи.

Исследования произносительной стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальным, что обусловлено значимостью для речевого развития в целом, процесса коммуникации и развития познавательной деятельности детей.

Логопедический досуг является неотъемлемой частью в деятельности ДОО. Организация логопедических досугов помогает повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса, создает благоприятные условия для развития личности каждого ребенка.

В основе проведения логопедических досугов мы опирались на основные принципы программы обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи в ДОО. По мере накопления программного материала мы закрепляли его в процессе логопедических досугов.

Основной целью логопедических досугов является закрепление и обобщение в игровой форме полученных знаний, демонстрация навыков и умений детей, использование разнообразных форм и методов коррекционно-педагогического воздействия.

Структуру логопедических досугов мы разрабатывали с учетом знаний старших дошкольников с общим недоразвитием речи, чередуя игры, задания, упражнения, музыкальные паузы и др., чтобы у них не пропадал интерес.

В своей работе использовали различные варианты организации логопедических досугов с придуманными играми, сказочными сюжетами, воображаемые путешествиями, поездками, приключениями и др.

Нами были разработаны логопедические досуги для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Город Красивой речи», «Волшебные звуки», «Цветик – речецветик», «Путешествие в страну Букварию», «В тридевятом царстве, тридесятом государстве», «Подарки осени» и др. [2].

Речевой материал к развлечениям мы подбирали с учетом индивидуальных речевых возможностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи, проговаривали его на индивидуальных занятиях с логопедом, воспитателями, музыкальным руководителем.

Присутствие на празднике сказочных персонажей, например, Бармалея, Кощея Бессмертного, Василисы, Незнайки, Бабы-яги вызывало у старших дошкольников с общим недоразвитием речи большой интерес, удерживало их внимание на протяжении длительного времени. Сказочные герои просили детей помочь им найти волшебную книгу, выполнить задания, найти нужную букву, собрать слово и т.д.

Игры мы включали во все части логопедического досуга. Для развития лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи мы использовали такие игры как: «Наша реклама» – обогащение словаря детей прилагательными, глаголами; «Назови одним словом» – на формирование родовых и видовых обобщенных понятий; игры на словоизменения «Чего не стало», «Какой, какая, какие»; игры на словообразования «Назови ласково», «У кого кто» и др. [1].

Игры по звуковой культуре речи: «Назови слова» – назвать слова с определенным звуком, «Закончи предложение», «Кукла Клава и кукла Рая», «Назови слова, начинающиеся со звуком С-З» – дифференциация звуков, «Дополни слово», «Найди потерявшийся звук», «Слова – перевёртыши» и др.

Игры по обучению грамоте: «Кто больше назовет слов с мягким (твердым) звуком», «Раздели слова на слоги», «Кто больше составит слов», «Расколдуй слово» и др.

Также мы в логопедические досуги включали дыхательно-артикуляционные игры и упражнения. Эти упражнения являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Такие игры как: «Подуй на перышко», «Говорливый ручеек», Задуй свечу», «Снегопад» и др.

Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи мы использовали скороговорки, чистоговорки, пословицы, загадки, стихи.

К участию в логопедических досугах мы привлекали родителей. Они активно принимали участие в данной деятельности, помогали им лучше понять свою роль в развитии речи ребенка.

Как показала практика, эффективность коррекционно-развивающих видов деятельности во многом зависела от того, насколько родители ответственно и грамотно выполняли рекомендации учителя-логопеда и участвовали в развитии речи ребенка.

Читайте также:  Презентация (Упражнения для профилактики акустической дисграфии - Звуки С-Ш)

Таким образом, разнообразные досуговые мероприятия в логопедических группах ДОО значительно улучшали качество произношения, положительно влияли на эмоциональную окраску речи детей, раскрепощали дошкольников в общении, помогали им в усвоении программного материала.

Список литературы

  1. Тюрина Л.Л. Проведение логопедических праздников и развлечений, как одно из средств по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2013. – №6(21). – С. 14-16.
  2. Шестакова, Е.В., Кочмарик С.А. По страницам логопедических утренников. – Актобе, 2007.
  3. https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html/ Национальная доктрина образования.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Особенности формирования системы здоровьесбережения в ДОУ для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Материал подготовила — инструктор по физической культуре МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №137» — Татьяна Викторовна Плотникова.

В условиях дошкольного учреждения с группами для детей с тяжёлыми нарушениями речи проблема здоровьесбережения детей наиболее актуальна. Кроме речевого дефекта у детей наблюдаются хронические заболевания дыхательной, вегетососудистой, нервной и костно-мышечной систем организма.
Исследования И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии показали: поражения речевого аппарата нередко сочетаются с отклонениями в физическом, психическом и социально-личностном развитии детей.

Особенности физического развития

  • нарушения общейи мелкой моторики
  • расторможенность и заторможенность мышечного напряжения, повышенная утомляемость
  • заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости
  • нарушение темпоритмической организации движений

Особенности психического развития

  • нарушение оптико-пространственного праксиса, неустойчивость внимания
  • расстройство памяти (особенно слуховой),несформированность мышления
  • задержка развития воображения.

Особенности социально-личностногоразвития

  • пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих,
    склонность к спонтанному поведению
  • недостаточная критичностьили переоценка своих возможностей; — низкая социальная адаптация
  • нарушение коммуникативной сферы

Исходя из данных особенностей детей с тяжёлыми нарушениями речи, работу по физическому воспитанию ведём в пять этапов.

Этапы работы по физическому воспитанию с детьми с ТНР

Физкультурно – оздоровительная досуговая деятельность способствует гармоничному совершенствованию детского организма, формирует положительную самооценку детей, воспитывает потребность в Здоровом Образе Жизни. Положительные эмоции, творчество — важнейшие факторы оздоровления(А.М.Фонарёв, А.И. Медвецкий).

При организации досугов и спортивных праздников решаются все виды задач:оздоровительные, образовательные, воспитательные, а также и коррекционные задачи.

Коррекционные задачи

  • Закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания
  • Развитие координационных способностей, кистевого праксиса, чувства ритма и темпа
  • Формирование навыков правильной осанки, оптико-пространственного праксиса, речевых навыков
  • Воспитание адекватной самооценки и позитивного мировосприятия

Здоровьеформирующие составляющие досугов

  • Коррекционные игры упражнения для активизации речевой деятельности
  • Игры для взаимодействия детей с разными социальными группами
  • Игры на развитие психических процессов (память, мышление, логика, воображение)
  • Подвижные игры и упражнения на совершенствование основных движений, разученных на физкультурно- оздоровительной НОД
  • Оздоровительные массажи,коррекционные гимнастики(на дыхание, профилактику плоскостопия и нарушений осанки, близорукости, повышение работоспособности и т.п.), спортивно-ритмические композиции, фитбол-гимнастика

Тематика досугов и спортивных праздников тесно увязывается с коррекционно-образовательным процессом ДОУ и разрабатывается с учётом направления работы всех специалистов, особенно логопеда.

По доминирующей задаче оздоровительная досуговая деятельность делится на несколько видов.

Формирование Здорового Образа Жизни и ОБЖ — «Королева Зубная Щётка», «Путешествие в страну Микробию», «Светофорик», «Кошкин дом».

Воспитание интереса к физкультуре и спорту — «Малые Олимпийские Игры», «Шашечный турнир», «Мы-баскетболисты».

Развитие творческой активности, инициативы, коммуникативных способностей — «Спасатели леса», «Остров Чунга–Чанга».

Привитие народных традиций — «Метание валенка», «»Масленица», «Колядки».

Формирование познавательной активности, раширение знаний и приобретение навыков в различных областях (история, математика, география, и т.п) — «Космическое путешествие», «Вокруг света», «Зов предков».

Воспитание нравственных качеств — «Гуси-лебеди»,«33 богатыря», «Снежная королева».

Оздоровительная досуговая деятельность может проводиться между участниками одной или двух одновозрастных групп, между двумя разновозрастными группами, вместе с родителями; а спортивный праздник – с участием всех групп ДОУ с привлечением взрослых не только ДОУ, семьи, но и окружающего социума.

Демонстрация спортивных достижений — «Час славы», «Цирковое шоу», «Зарница».

Проведение оздоровительной досуговой деятельности оказывает благотворное влияние на детей с тяжёлыми нарушениями речи.

К концу учебного года отмечена положительная динамика не только в подготовительной группе, но и во всех других группах ДОУ.

Повысились уровни физической подготовленности детей, улучшилось речевое развитие детей, память, мышление, логика и восприятие, сформировалось положительное мировосприятие.
По данным медицинской статистики, снизилось количество простудных заболеваний за счёт оптимизации двигательного режима.

Анкетирование родителей и детей выявило возрастание интереса к подвижным играм, соревнованиям и спортивным секциям.

Тема: Игровая деятельность детей с нарушениями речи

В игровой деятельности совершенствуется умственное, физическое, нравственное развитие, углубляются познавательные процессы, способствует воспитанию личностных качеств, вызывает разнообразные эмоции. Она учит жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, инициативу.

Нарушения речи влияют на игровую деятельность, порождают особенности в поведении, не дают формированию совместной деятельности со сверстниками. У детей наблюдается замкнутость, нестойкость памяти, быстрое утомление, невозможность быстрого переключения на другую деятельность, робость, вялость, суетливость.

У детей с ОНР игры однообразные, подражательные с отсутствием замысла и целенаправленных действий. Такие дошкольники выполняют второстепенные роли.

Заикающиеся дошкольники ведут себя иначе. Игра вызывает затруднения в тех случаях, когда заикание сопровождается болезненными переживаниями, страхом перед речью. Дети робкие, не верят в свои силы. В играх являются зрителями. Могут проявлять неоправданно повышенную фантазию, слабую критичность к поведению. Игровая деятельность складывается только под влиянием руководства со стороны взрослого.

Коррекционно-педагогическая работа по обучению игре должна содействовать развитию речи и формированию правильного поведения. Игры на разных этапах работы с дошкольниками можно повторять с постепенным усложнением их правил и речевого материала. Основным критерием подбора игр являются речевые возможности дошкольников и степень их участия в них. Игры могут проводиться на различных занятиях.

Дидактические игры. Направлены на расширение представлений о предметах, их назначении и качествах, о разных видах труда и его роли в жизни человека, о явлениях природы. У детей развивают психические процессы.

Для детей с ФФНР дидактические игры служат развитию фонематического слуха, речевой моторики, автоматизации и дифференциации звуков, расширению словарного запаса, логического мышления, приобщению к коллективной деятельности, формированию знаний о сенсорных эталонах.

Для детей с ОНР полезны игры-соревнования «Обводи точно», «Бусы», игры с разрезными картинками, «Чудесный мешочек», «Узнай по голосу». У детей формируют уверенность в себе, желание говорить. При проведении игр дети не должны испытывать затруднений, быть пассивными созерцателями. Игры могут сопровождаться движениями, что способствует их координации. Наглядное действие влияет на детей с ОНР сильнее, чем слово и поэтому целесообразно не давать одни объяснения правил игры, а объединять их с одновременным показом действий. В основе дидактических игр на первых этапах коррекционно-педагогической работы лежит игровое действие с предметами, а на последующих этапах доминирующее положение занимают словесные игры.

Для заикающихся выбор игр является широким. Они направлены на выработку навыков длительного речевого выдоха, плавного темпа речи, формирование спокойного поведения, развитие речи. Во время режима молчания дети только выполняют требования взрослого. В период сопряжено-отраженной речи – повторяют фразы, проговаривают вместе с воспитателем слова. В период вопросно-ответной речи дошкольники задают вопросы, дают ответы. В период пересказа – запоминают инструкцию, выполняют ее и рассказывают о том, что запомнили. Детям можно предложить составить рассказ об игрушке. В период спонтанной речи дети организуют самостоятельно сюжетно-ролевую игру.

Одни и те же игры проводятся с детьми, имеющими разную речевую патологию, но при этом меняются цели. Например: игра «Эхо». Для детей с ФФНР цель – закрепление правильной артикуляции звуков. Для детей с ОНР – работа над словом, фразой. Для заикающихся – развитие длительного речевого выдоха.

Подвижные игры. Движения повышают деятельность речедвигательного анализатора, ускоряют реакцию нервных центров, улучшают подвижность процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Проведение подвижных игр должно обязательно сопровождаться речью, стихами, пением, считалками.

У детей с ФФНР страдает речевая моторика, поэтому тексты выбираются на определенные звуки и с целью формирования контроля за речью. Перед игрой воспитатель поводит беседу с целью расширения представлений ребенка об окружающем. В подвижных играх закрепляются навыки правильного звукопроизношения, знания об окружающем мире, о сенсорных эталонах.

Для детей с ОНР подвижные игры создают условия для включения их в коллектив. На первых этапах коррекционной работы дошкольники повторяют несложные движения, имитирующие животных: зайца, медведя и т.д., учатся связывать слова с движениями. Для детей рекомендуют простые игры, построенные на одном действии, которое показывает воспитатель. На последующих этапах обучения дошкольники играют самостоятельно. С ними проводятся подвижные игры с элементами драматизации: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Краски».

Для заикающихся дошкольников игры подбираются с целью выработки плавности движений, снятия скованности мышечного тонуса, судорожности. С ними проводят игры: «Мы топаем ногами», «Зайка серый умывается» и т.п.

Творческие игры. К ним относятся конструктивно-строительные игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры.

Проведение сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций у детей с ФФНР возможно только после того, как будет сформировано речевое общение и навыки игровых действий. Драматизация с использованием простых и знакомых сюжетов сказок и рассказов предшествует сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевые игры и драматизации формируются под влиянием дидактических речевых игр и проводятся с целью закрепления правильных речевых навыков. Сюжет игры подсказывает взрослый. Он является участником игр. При утомлении детей педагог должен во время переключить дошкольников с одних движений на другие, чередуя подвижную и спокойную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями и речевыми возможностями дошкольников. Таким образом, педагог осуществляет руководство игрой.

У детей с ОНР способность к ролевой игре появляется с развитием фразовой речи. Элементы, предшествующие сюжетно-ролевой игре, ребенок с ОНР получает из дидактических игр при ситуативном обыгрывании игрушек, из подвижных игр при воспроизведении трудовых действий, повадок зверей. Для проведения сюжетно-ролевой игры у детей необходимо сформировать представления об окружающем. Педагог помогает детям подобрать предметы-заместители, учит видеть в предмете то качество, которое дает обоснование уподоблять его нужному предмету. Предметы-заместители употребляются вместо тех предметов, которые хорошо знакомы дошкольникам. С детьми проводятся экскурсии, беседы, готовятся атрибуты (например, на занятиях по лепке, конструированию). Педагог учит дошкольников объединять игровые действия в сюжет.

У заикающихся дошкольников сюжетно-ролевая игра может быть проведена на этапе вопросно-ответной речи, а на дальнейших этапах она может усложняться. С целью тренировки речи вводятся сначала элементы драматизации (чтение в лицах) с обыгрыванием действий персонажей. Затем речевой материал расширяется. Используются знакомые сказки и рассказы. Использование костюмов позволяет достичь эмоциональности в речи. Сюжетно-ролевые игры у заикающихся направлены на тренировку и закрепление у них полученных навыков здоровой речи.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ссылка на основную публикацию