Скороговорки для улучшения дикции

200 скороговорок для развития дикции

Вот 200 труднопроизносимых скороговорок, которые сделают вашу речь четче и красивее.

– Интервьюер интервента интервьюировал.

– Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони.
Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе,
Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони.
И у них родились дети. У Яка с Цыпой — Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой — Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони — Шах-шарах-шарах-широни.

– Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

– Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

– Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но, заскороговорившись, выскороговорил,
Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.

– И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

– Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.
У рекламы ухватов — швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.

– Мерчендайзеры соврали — сорван сэмплинг самоваров!

– Ядро потребителей пиастров — пираты, а пиратов — пираньи.

– Полосу про паласы заменили двумя полуполосами про пылесосы.

– Невелик на ситиборде бодибилдера бицепс.

– Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!

– Брейншторм: гам, гром, ор ртов, пир рифм, вдруг — бум! Блеск!

– Выборка по уборщицам на роллс-ройсах нерепрезентативна.

– Пакет под попкорн.

– Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.

– В Каннах львы только ленивым венки не вили.

– В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

– Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

– Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.

– Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

– Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.

– Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

– Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.

– Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

– Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!

– Волховал волхв в хлеву с волхвами.

– Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

– На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!

– Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

– Павел Павлушку пеленовал-пеленовал и распелёновывал.

– Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовал, да зарапортовался.

– Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

– У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

– У Сени и Сани в сенях сом с усами.

– У осы не усы, не усища, а усики.

– Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все — в сугроб.

– Осип охрип, Архип осип.

– Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.

– Сачок зацепился за сучок.

– По семеро в сани уселись сами.

– Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

– Свиристель свиристит свирелью.

– Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.

– Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

– По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.

– Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

– Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

– Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.

– Четверть четверика гороха без червоточинки.

– Инцидент с интендантом.

– Прецедент с претендентом.

– Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.

– Ценит цеп косец по косовице.

– Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит косарь Касьян покоса.

– У ежа — ежата, у ужа — ужата.

– Жутко жуку жить на суку.

– Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

– Течет речка, печет печка.

– Щипцы да клещи — вот наши вещи.

– Тщетно тщится щука ущемить леща.

– Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

– Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.

– Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа Вытрись суше. Шею суше, суше уши — и не пачкай больше уши.

– Около колодца кольцо не найдется.

– Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

– Разнервничавшегося конституционалиста Пропроколокропенко нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

– Яшма в замше замшела.
Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.

– В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

– Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

– Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

– Ест Федька с водкой редьку.

– Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!

– Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

– Брит Клим-брат, брит Игнат-брат, а брат Панкрат бородат.

– К Габсбургам из Страсбурга.

– Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

– Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

– У елки иголки колки.

– В один клин, Клим, колоти.

– Говорил командир при полковнике про подпоручицу,

– Турка курит трубку, курка клюет крупку.
Не кури, турка, трубку; не клюй, курка, крупку.

– Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

– Водовоз вез воду из-под водопровода.

– Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.

– Подал грабли крабу краб.

– От топота копыт пыль по полю летит.

– Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

– У осы не усы и не усища, а усики.

– Ткёт ткач ткани на платки Тане.

– Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.

– Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

– Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат,

– Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

– Рододендроны из дендрария.

– Сорока со скоросоковыжималкой.

– На горе Арарат рвала Варвара виноград.

– На дворе-подворье погода размокропогодилась.

– Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.

– Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

– Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.

– На холме кули, поднимусь на холм и куль поставлю.

– Невелик бицепс у эксгибициониста.

– Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.

– Саша шапкой шишку сшиб.

– Футляр для дрели.

– Столы белодубовые гладкотесовыструганные.

– Сняли с Надежды цветные одежды,
Без одежд Надежда не манит, как прежде.

– Сшит колпак, да не по-колпаковски,
вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

– Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже –
ужа ужица съест на ужин
и скажет: (начинай сначала).

– Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

– На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильщик для работы на шишкосушильном аппарате. Шишкосушильщик должен иметь опыт шишкосушения на шишкосушильном аппарате с использованием шишкосушильной технологии качественного шишкосушения. Он также должен отличать аппарат шишкосушения от нешишкосушения, ремонтировать шишкосушильный аппарат, отличать шишки, пригодные для шишкосушения, от негодных для шишкосушения, отличать шишки недошишкосушенные от перешишкосушенных, за каждую недошишкосушенную или перешишкосушенную шишку шишкосушильщик получит шишкосушилкой по голове.

После шишкосбора все шишкособранные шишки, пригодные для шишкосушения, отправляются на шишкосушильную фабрику на шишковозе. Шишковоз при помощи шишкосвального аппарата сваливает шишки в шишкосортировочный отдел. Шишкосортировщики с использованием шишкосортировочной машины шишкосортируют шишки, пригодные для шишкосушения, от непригодных для шишкосушения. Шишки, пригодные для шишкосушения, поступают в шишкошлифовальный отдел. В шишкошлифовальном отделе шишкошлифовщики на шишкошлифовальных аппаратах шишкошлифуют шишки от нешишкосушительных шишкоотростков. Шишки, прошедшие шишкошлифование, попадают в шишкодробительный отдел. Шишкодробильщики на шишкодробилках дробят шишки до шишкодробильного состояния, выбрасывая нешишкодробные шишки на шишкосвалку, где шишкосвальщики сжигают нешишкодробные шишки в шишкопечи. Шишкодробные шишки высушиваются в шишкосушилках.

– Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.

– Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.

– Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: «Грабь граблями гравий, краб».

– Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.

– Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.

– Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: «Грабь граблями гравий, краб».

– Из-под Костромщины шли четыре мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.

– Иван-болван молоко болтал, да не выболтал.

– Кубра на кубру щи варила, пришедши букара, да выхлебала.

– Ткет ткач ткани на платье Тане.

– У перепелa и перепелки пять перепелят.

– Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.

– Грабли — грести, метла — мести, весла — везти, полозья — ползти.

– Лезут козы в гpозу в лозу — лозу козы в гpозу гpызут.

– Жужжит нaд жимолостью жук. Тяжелый нa жуке кожух.

Скороговорки для развития дикции у взрослых людей

Скороговорка представляет собой короткий набор слов, собранных в предложение, намеренно содержащих затруднительные для быстрого произношения сочетания звуков. В большинстве случаев, скороговорка помогает улучшить произношение конкретного звука. Реже, она направлена на совершенствование нескольких звуков. Скороговорки бывают рифмованными или составляются без рифмы. Для более эффективного тренинга рекомендуется обращаться к профессиональному логопеду, который подберет удачное сочетание скороговорок.

Интересные факты про скороговорки

Текстовые упражнения для улучшения речи происходят из давнего фольклора. Тогда они использовались для проведения соревнований между ораторами или обычных праздничных игр. С тех пор поменялись некоторые нормы речи, поэтому каждый год создаются новые скороговорки.

В. Даль был первым человеком, который обратил внимание на такой жанр фольклора, как скороговорка. Он внес их в литературные источники, попытался систематизировать. Даль был тем, кто объяснил значение таких, на первый взгляд бессмысленных пословиц. Причем в те времена скороговорки были рассчитаны на взрослое население, так как для детей их смысл был полностью непонятен.

Правила развития дикции с помощью скороговорок

При использовании скороговорок для развития дикции у взрослых рекомендуется придерживаться ряда правил, повышающих эффективность тренировок. К ним относятся:

  • На первом этапе совершенствования дикции предложения произносятся медленно. Человек следит за выговором каждого звука и улавливает ритм скороговорки. Только после этого можно постепенно ускоряться.
  • Улучшение дикции происходит за счет акцентирования речи на окончаниях слов. Главное не переусердствовать.
  • Чистоговорки должны произноситься на одном дыхании. Сначала данное правило будет сложно выполнить, но постепенно проблема решится.
  • Скороговорку не обязательно произносить громко, но каждый звук должен быть слышен вне зависимости того, как человек ее рассказывает.
  • На дикцию повлияет изменение голоса во время тренировок. Отвлечение внимания на тембр усложнит задание, а человек привыкнет сохранять четкость произношения при смене тональностей.
  • В ходе тренировки не обязательно сидеть на одном месте. Человек может лежать, стоять, ходить, а для усложнения задачи – выполнять различные упражнения (главное, чтобы не сбилось дыхание).
  • Скороговорку лучше рассказывать не монотонным голосом, а с подключением интонаций. Хорошей практикой станет пение.

Кроме того, существуют общепризнанные правила для любых тренировок: систематичность и постепенное усложнение. Придерживаясь таких принципов, человек сможет быстро и эффективно усовершенствовать дикцию. Кроме того, человек, желающий добиться успеха в ораторской сфере, должен совершенствовать множество других навыков мозга. В этом ему поможет ресурс BrainApps, где сосредоточено огромное количество профессиональных игр.

Следует отметить, что подобная методика не поможет людям с явными дефектами речи. Как правило, исправление неправильного произношения какого-либо звука или их сочетаний выполняется в детстве. У взрослых процесс переучивания считается практически невозможным, а потому специалисты редко соглашаются помочь. Тренировки не помогут людям с органическими поражениями речевого аппарата, например, перенесенными травмами ротовой полости, гортани и связочной системы. Функциональные нарушения дикции, обусловленные патологией мозга, должен исправлять психиатр.

Скороговорки для развития проблемных звуков: р, л, н, м

Трудности с четким и быстрым произношением данных звуков встречаются чаще всего. Скороговорки для развития дикции у взрослых помогают исправить проблему, если правильно подобрать тренировочный текст. Наиболее эффективные для указанных звуков варианты:

  • Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
  • Все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
  • Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
  • Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
  • Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

Одновременная тренировка произношения звуков [л] и [р] помогает лучше разграничивать их. У многих людей отмечается проблема нечеткой дифференциации данных звуков, из-за чего речь становится совершенно невнятной. Трудности в произношении будут испытывать люди с французским акцентом, и зачастую исправить его не получается.

Улучшение произношения звуков: б, п, в, д, т, х, г, к

Дефекты речи, связанные с произношением данных звуков, встречаются очень редко. Однако именно они влияют на общую четкость дикции, так как требуют определенных усилий, особенно при повторах.

Для тренировки дикции у взрослых используются следующие скороговорки:

  • Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.
  • Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела – белой даже не была.
  • Водовоз вез воду из-под водопровода.
  • Королева кавалеру подарила каравеллу.
  • Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
  • Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
  • У Кондрата куртка коротковата.
  • Наш голова вашего голову головой переголовил перевыголовил.

Люди, у которых не наблюдается специфических проблем с речью, как правило, нечетко произносят данный набор звуков. Тренировки для дикции в таком случае требуют специфического подхода. Например, сразу несколько скороговорок объединяются в одну, что усложняет упражнение. Главной целью человека является членораздельное произношение каждого согласного звука в предложении. Для коррекции собственных ошибок можно записывать чтение скороговорок на диктофон.

Тренировка звуков: з, ш, щ, ч, ж, с

Шипящие звуки трудно произносить четко и членораздельно. Скороговорки с ними считаются одними из самых тяжелых. Однако систематические тренировки позволят добиться идеального произношения.

Наиболее удачные скороговорки:

  • Свиристель свиристит свирелью.
  • Саша шапкой шишку сшиб.
  • Два щенка щека к щеке щиплют щеку в уголке.
  • Тщетно тщится щука ущемить леща.
  • Жужжит-жужжит жужелица, да не кружится.
  • Идет с козой косой козел.
  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Неправильное или нечеткое произношение свистящих звуков усугубляется тем, что их воспроизведение нарушается комплексно. Дикция становится невнятной, а в большинстве случаев совсем непонятной. Для исправления такого дефекта придется тренироваться годами, причем с квалифицированным логопедом. Самостоятельные упражнения скороговорками могут стать дополнительной нагрузкой, но не основой терапии.

Читайте также:  Дидактические игры в коррекции звукопроизношения

Разновидности скороговорок

Выбирая тренировку для улучшения дикции с помощью скороговорок, следует учитывать большое количество разновидностей. Существуют простые и усложненные тексты, причем последние направлены на совершенствование произношения в целом, так как затрагивают сразу много звуков. Также существуют специфические скороговорки для дикции. Выделяются народные чистоговорки, с помощью которых ранее проводились увлекательные игры. Любой из вариантов поможет человеку усовершенствовать дикцию.

Скороговорки для развития речи и улучшения дикции у взрослых

Мы часто думаем, что работать над артикуляционным аппаратом нужно только детям, но на самом деле есть очень эффективные скороговорки для развития речи и дикции взрослых. Такие скороговорки для улучшения и тренировки дикции существуют давно, и сегодня всё чаще люди в возрасте не боятся работать над собой и используют такие сложные и большие тексты для чёткого произношения. Подобные занятия обычно проходят легко и весело, так как работа основывается не на каких-то строгих правилах и запретах. Так что давайте скорее в неё включаться. Ведь хорошо поставленная и чёткая дикция может быть причиной для гордости!

  1. Немного о скороговорках для улучшения дикции
  2. Как организовать эффективные тренировки для развития речи
  3. Основные правила тренировок со скороговорками для развития дикции
  4. Какие скороговорки подходят для улучшения дикции взрослых
  5. Скороговорки на «р» и «л»
  6. Скороговорки на шипящие и свистящие звуки

Немного о скороговорках для улучшения дикции

Со скороговорками для развития речи каждый из нас знаком буквально с детских лет. Мы привыкли их проговаривать в виде мини-стишков, небольших фраз или набора слов. Но всегда подобные тексты несут смысл. Так что запоминаются они просто и легко как детьми, так и взрослыми. Некоторые версии можно повторить очень просто и без предварительной подготовки. Другие же – заставят вас попотеть, поскольку с первого раза не поддаются безошибочному воспроизведению.

Более того, есть такие трудноговорки для улучшения дикции, которые потребуют от вас максимум старательности и внимательности. Всё дело заключается в том, что от вашей дикции будет зависеть смысл сказанного. Некоторые фразы построены таким образом, что при нечётком быстром произношении дают не совсем приличное звучание.

Полезные и самые эффективные скороговорки для хорошей дикции – это не только развлечение. Подобные тренировки позволят вам:

  • корректно и максимально внятно выговаривать все звуки;
  • правильно произносить слова;
  • избавиться от дефектов в речи;
  • получить чёткую и правильную дикцию.

Как видно, занятия для тренировки для хорошей дикции полезны не только артистам, певцам, актёрам, ведущим, дикторам, политическим деятелям, но и любому человеку.

Рекомендуем прочитать: Самая длинная скороговорка

Как организовать эффективные тренировки для развития речи

Чтобы занятия по улучшению произношения и четкости речи стали более продуктивными, нужно их грамотно организовать. Для этого сперва следует составить список из самых лучших скороговорок для развития речи и дикции взрослых. Для начала можно взять наиболее простые и короткие, которые вы хорошо знаете с детства. Пусть это будет комплект из 7-10 фраз. Но занятия должны быть регулярными и системными. Достаточно выполнять их ежедневно от 2 до 5 раз по 10 минут – и результат не заставит себя долго ждать.

Вероятно, сперва вам будут казаться такие упражнения утомительными. Но поверьте, что вскоре они войдут в привычку и такой полезный навык сослужит вам добрую службу.

Затем рекомендуется составить список более сложных скороговорок для улучшения дикции. Такой рациональный подход сделает тренировки по улучшению речи более эффективными.

Периодически следует распечатывать от 3 до 5 фраз. Или можно написать их от руки. На каждую трудноговорку для улучшения дикции выделяйте индивидуальный лист. Подойдите к подготовительному процессу творчески. Сделайте шрифт крупным. Выбирайте яркие краски. Фразы должны быть броскими и заметными.

Распределите все листы со скороговорками для развития речи по квартире. Можно разместить их и в рабочем кабинете. Выбирайте те места, которые больше всего требуют вашего внимания. Пусть это будут шкафы, окна, зеркала, двери, стены. Можно прикрепить лист рядом с телевизором или с телефоном.

При таком подходе процесс заучивания скороговорок и сами тренировки будут проходить планомерно и системно.

На заметку! Но не забывайте, что с периодичностью 1 раз в 10 дней набор фраз для работы над дикцией взрослых следует менять. В противном случае артикуляционный аппарат развиваться не будет – наступит привыкание.

Рекомендуем прочитать: Смешные скороговорки для конкурса взрослых

Основные правила тренировок со скороговорками для развития дикции

Если вы решили использовать скороговорки для развития речи и дикции, то следует придерживаться некоторых правил в работе. Вот основные из них:

    1. Первоначально не используйте в занятиях самые сложные и большие скороговорки. Берите короткие фразы.
    2. С новыми текстами работайте медленно и вдумчиво. Не спешите! Читайте по слогам. Чётко проговаривайте каждое слово. Следите за тем, насколько ритмична ваша речь.
    3. Отталкиваясь от того, насколько вы продвинулись в занятиях вперёд, наращивайте темп.
    4. Стремитесь постепенно проговаривать фразы на едином дыхании.
    5. Чтобы сделать тренировки более эффективными и разнообразными, выученные скороговорки стоит произносить на разный манер, женским или писклявым, детским или хриплым, мужским или старческим голосами. Можно пропеть фразы на разные мотивы.
    6. В занятиях над дикцией очень помогает зеркало. Попробуйте сперва негромко проговаривать тексты перед ним. Потом делайте работу беззвучно. Далее переходите на шёпот.

Обратите внимание! Когда будете проговаривать тексты шёпотом, следите за тем, чтобы слова были разборчивы и понятны. В этом вам может помочь диктофон. Привыкайте записывать свои занятия. Это очень полезно, так как помогает отследить прогресс и выявить явные промахи в работе.

  1. При развитии речи и улучшении дикции учитесь ставить перед собой задачи, а не просто проговаривать скороговорки. Попробуйте с помощью интонации во время произнесения текста выразить грусть, удивиться, кого-то поругать, возмутиться, продемонстрировать радость и т. д. Также во время занятий пробуйте двигаться: делать прыжки, танцевать, приседать, боксировать и выполнять другие действия. Главное – подходите к тренировкам со скороговорками для улучшения дикции у взрослых с удовольствием, прямо как ребёнок! Тогда всё получится!

Есть и ещё одно важное правило работы над хорошей дикцией. При проговаривании текстов нужно сделать акцент на резком подчёркивании окончаний в словах. Это сделает вашу речь более чёткой и внятной. Но не утяжеляйте согласные звуки. Старайтесь просто активизировать их.

Какие скороговорки подходят для улучшения дикции взрослых

Есть самые разные скороговорки для дикции взрослых, которые можно использовать в тренировках – сложные и простые, направленные на улучшение произношения «р» или других звуков. Тут важно понимать, каких целей вы хотите добиться. Если в речи есть явные дефекты, то нужно работать над их устранением. Когда же определённые проблемы отсутствуют, но есть желание сделать дикцию более чёткой и правильной, тогда лучше комбинировать скороговорки на разные звуки.

Скороговорки на «р» и «л»

Пожалуй, одной из наиболее распространённых проблем речи выступает дефект в произношении звуков «р» и «л». Есть множество скороговорок с буквой «р», которые помогут вам улучшить дикцию. Ниже представлены прекрасные варианты на «р» и «л»:

Вот только несколько скороговорок для проработки произношения звука «р». Ниже есть ещё несколько очень эффективных скороговорок, которые взрослые могут включить в работу для улучшения речи и усовершенствования дикции:

  • Дробью по перепелам да по тетеревам.
  • Из револьвера Валера валит Веру.
  • У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
  • Не мы ли на Ниле налима ловили?
  • Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
  • Нина – няня Анина, Аня нынче нянина.
  • Клара-краля кралась к Ларе.
  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.
  • Видели ли вы Лидию?

Скороговорки на шипящие и свистящие звуки

Не менее часто у взрослых людей наравне с детьми встречаются проблемы с произнесением шипящих и свистящих звуков. Как правило, проблема сводится к тому, что человек просто «свистит» в речи либо «проглатывает» звуки «ш», «с», «ц», «щ», «з», «ч», «ж». Чтобы устранить такой дефект, необходимо планомерно работать над ним. Для тренировки вам пригодятся 20 скороговорок, специально ориентированных на проработку этих звуков:

  • Идет с хромой козой козел совсем косой.
  • Сачок зацепился за сучок.
  • По семеро в сани уселись сами.
  • Свиристель свиристит свирелью.
  • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  • Черепаха, совсем не скучая, час сидит за чашечкой чая.
  • В камышах шуршат шестеро мышат.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • У осы не усы, не усища, а усики.
  • Зинаида, познакомь-ка, знакомого и незнакомку.
  • Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
  • Щука, щи, овощи и квас – наше угощение для вас.
  • Щипцы да клещи – вот наши вещи.
  • Осип охрип, Архип осип.
  • Четверть четверика гороха, без червоточинки.
  • У Сени и Сани в сенях сом с усами.
  • Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
  • Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
  • Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
  • Около колодца кольцо не найдется.

Такие фразы – это настоящая находка для людей, стремящихся сделать свою речь более четкой.

Возможно, вам также понравится работать с другими текстами, позволяющими отработать свистящие и шипящие звуки. Они представлены ниже:

Работайте над развитием речи и дикции регулярно. Сделайте небольшие по времени занятия частью своей жизни – и совсем скоро вы сами и ваши знакомые заметят, насколько чище, чётче и правильнее стала ваша речь!

Факторы, влияющие на качество проведения логопедических занятий у пациентов с очаговыми поражениями головного мозга

Продолжаем обмен опытом — опишем основные факторы, влияющие на качество проведения логопедических занятий у пациентов с очаговыми поражениями головного мозга.

Важную роль в качестве проведения логопедических занятий играет состояние полости рта пациентов.

У ослабленных больных в полости рта скапливаются разнообразные микроорганизмы которые могут вызвать гнойные поражения слизистой оболочки полости рта, сопровождающееся неприятным запахом и воспалением, которое ослабляют больного еще больше и затрудняют проведение полноценного массажа и гимнастики.

В целях профилактики подобных нарушений в нашем отделении мы уделяем внимание санации полости рта, непосредственно перед или во время логопедического занятия, считая этот момент важным аспектом реабилитации. Во время этих манипуляций реализуются тактильные ощущения, автоматизированные навыки и не менее важно, гигиена.

Поэтому больным перенесшим инсульт, инфаркт мозга, необходимо ежедневно обрабатывать полость рта.

Если больной не в состоянии самостоятельно чистить зубы, их можно протирать зажатым в пинцете, зажиме, корнцанге ватным марлевым шариком, смоченным в растворе соды (треть чайной ложки соды на стакан воды). Желательно протирать каждый зуб со всех сторон, особенно тщательно у шейки, стараясь ни в коем случае не травмировать ткани, и в местах наиболее требующих чистки.

При обработке верхних коренных зубов нужно шпателем хорошо оттянуть щеки, чтобы не внести инфекции в вводной проток околоушной слюнной железы, расположенной на слизистой оболочке щек, на уровне задних коренных зубов.

Если пациент жалуется на постоянную сухость во рту, необходимо чаще обрабатывать язык.

Чтобы протереть язык, нужно, обернув его марлевой салфеткой, вытянуть язык из полости рта и держать левой рукой, правой рукой влажным ватным шариком снять налет с его поверхности, протереть и смазать глицерином.

Для обработки языка можно использовать так же специальные широкие полукруглые щеточки с очень мягкой щетиной, специальные салфетки для чистки зубов, используемые в детской практике, и зубные пасты, которые можно не споласкивать.

Арсенал средств по уходу за языком и зубами велик. Главное, регулярно осуществлять гигиенические мероприятия.

Если после протирания потребуется промывание рта, это делаем с помощью шприца или личной спринцовки.

  • Больного усаживают или придают ему полу сидячее положение со слега наклоненной вперед головой, чтобы жидкость не попадала в дыхательные пути.
  • Шею и грудь накрываем клеенчатым фартуком, а под подбородок подставляем лоток или тазик.
  • Угол рта оттянуть шпателем аккуратно или чайной ложкой и струей жидкости под умеренным давлением промываем сначала преддверие рта, а затем и полость рта.

Для промывания используются слабые раствор соды (треть чайной ложки на стакан воды) или марганцовки (слабый раствор).

Хороши для применения растительные средства: отвар ромашки, зверобоя, шалфея или масло чайного дерева (1 капля на стакан воды). Разумеется, если пациент переносит эти травы.

Иногда у больных появляется сухость губ и трещины в углах рта, что причиняет боль при открывании рта.

Для облегчения состояния выполняем ряд манипуляций:

  • на губы пациента наложить салфетку из марли, смоченной кипяченной водой,
  • смазать губы гигиенической помадой, жиром (маслом), кремом, не открывая пациенту широко рот, не дотрагиваясь до трещин, не срывая корочек.

Если у больного имеются зубные протезы, то за ними так же тщательно требуется ухаживать.

На ночь протезы обязательно снимают, промывают их с мылом и до утра хранят в чистом сухом стакане. Утром их снова промывают и одевают больному.

Через каждые 3-4 дня зубные протезы необходимо чистить специальной щеткой.

Все эти мероприятия значительно улучшают качество жизни — пребывания пациента в стационаре, в остром периоде, благоприятно отражаясь на ходе восстановительного обучения.

1) Малеева Ирина Ивановна,
логопед отделения опухолей головы и шеи
ГБУЗ ГКБ №5 ДЗМ, г. Москва
2) Волошина Елена Владимировна,
логопед отделения нейрохирургии ГБУЗ ГКБ №5 ДЗМ,
г. Москва

Особенности логопедических методик восстановительного обучения при локальных поражениях головного мозга

1. Локальные поражения головного мозга как предмет изучения 6

1.1. Нейропсихологические синдромы при поражении различных участков головного мозга 6

1.2. Восстановительное обучение как метод помощи при локальных поражениях головного мозга 24

2. Методические основы логопедического восстановительного обучения 30

2.1. Восстановление речи как проблема 30

2.2. Принципы и методы восстановительного обучения 33

2.3. Методы логопедической работы с больным 38

Библиографический список 44

Поражения коры головного мозга человека могут привести к тяжелым нарушениям важнейших психических процессов таких, как речь и мышление, письмо и чтение, память и конструктивная деятельность и т. д. Независимо от формы дефекта и степени его выраженности нарушения психических процессов неизбежно ведут к тяжелому страданию деятельности человека, нередко изменяют его личность, глубоко травмируют всю психическую сторону жизни, нарушая тем самым нормальную жизнь человека и взаимоотношения с окружающими его людьми, выключают его из общения, интеллектуальной жизни и труда.

Рост сердечно-сосудистых заболеваний, а также последствия второй мировой войны поставили медицину всего мира, психологию, физиологию, логопедию и другие, смежные с ними науки, перед необходимостью решения проблемы восстановления высших психических функций после поражения мозга как в теоретическом, так и в практическом аспекте.

Этот важнейший вопрос современной медицины, нейропсихологии и физиологии имеет, по крайней мере, две стороны, нуждающиеся в ближайшем рассмотрении и решении: это организационная сторона и научно-методическая.

Читайте также:  Конспект непосредственно-образовательной театрализованной деятельности с использованием логопедической ритмики

Что касается первой стороны вопроса восстановления функций, то в настоящее время повсюду — и в нашей стране, и в целом ряде зарубежных стран (Польша, Чехословакия, Болгария, ГДР, Англия, Франция, Чили, США и др.) функционирует и развертывается широкая сеть специализированных восстановительных центров, а проблема реабилитации больных с поражениями мозга становится одной из центральных проблем практической и научной медицины.

Познание человека человеком как научная проблема

Источник: Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 272с. Качества личности, способствующие успешному общению. Направленность личности на других людей (другой человек как ценность) способствует успешности общения, выбору более соответствующих особенностям другого человека способов взаимодействия с ним, способствует раскрытию личностного потенциала человека, с которым общаемся. .

Вторая же сторона вопроса, касающаяся теоретических и методических основ восстановления, до сих пор остается менее продвинутой и нуждается в разработке. Настоящая работа и ставит в качестве своей общей задачи дальнейшую разработку научных основ и принципов логопедического восстановительного обучения больных с локальными поражениями мозга, разработку наиболее эффективных путей и методов восстановления речи, речевых процессов и счета, изучение психологических механизмов распада и восстановления функций.

Восстановительное обучение является одной из важнейших областей относительно новой области знания — нейропсихологии, находящейся на стыке многих современных наук, и, прежде всего, неврологии и физиологии; оно имеет большое теоретическое и практическое значение.

Одной из причин недостаточной разработанности теории и методов обучения больных с поражениями мозга является, с нашей точки зрения, длительное игнорирование этой области знания со стороны психологии. Долгое время практика и научно-методическая сторона восстановления речи и речевых процессов была преимущественно предметом внимания логопедии, которая сыграла значительную роль в становлении и развитии методического аспекта восстановительного обучения речи. Однако, существенным недостатком логопедического подхода к афазии нередко было упрощенное перенесение в эту область методов сурдопедагогической практики, что нередко замещало разработку теории и научных методов восстановительного обучения больных с локальными органическими поражениями мозга.

Нет сомнения в том, что восстановление высших психических процессов, его теория и методы, должно стать предметом психологии, изучающей строение, законы развития и распада высших психических функций, и, в первую очередь, предметом нейропсихологии, и что вне этого научная основа восстановительного обучения не может быть создана. Педагогическая нейропсихология (восстановительное обучение), как одна из основных областей нейропсихологии, в содружестве с логопедией, неврологией и лингвистикой и должна решать основные вопросы теории и методов восстановительного обучения.

Отсутствие в случаях локальных поражений головного мозга первичных расстройств мышления, памяти, внимания, возникающих вследствие диффузных поражений мозга, обуславливает специфику методов работы. Кроме того, последствие зависят от конкретных форма афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, которые в свою очередь, определяются характером очага поражения, его размером и локализацией.

КОНЕЧНЫЙ МОЗГ. СТРОЕНИЕ. АНАЛИЗАТОРНАЯ И АССОЦИАТИВНАЯ ФУНКЦИИ КОРЫ. ПРОВОДЯЩИЕ ПУТИ. БОКОВЫЕ ЖЕЛУДОЧКИ

Конечный мозг. Конечный мозг (telencephalon) — это самый большой по объему отдел головного мозга, масса которого составляет более 80 % всех остальных отделов. Он развивается из переднего мозгового пузыря, состоит из сильно развитых парных частей – правого и левого полушария (hemispherium), и соединяющей их срединной части. Полушария разделены продольной щелью, в глубине которой лежит пластинка .

Цель работы — рассмотреть особенности логопедических методик восстановительного обучения при локальных поражениях головного мозга. Задачи:

Рассмотреть понятие восстановительного обучения

-изучить виды расстройств при локальных поражениях головного мозга

-рассмотреть принципы и методы восстановительного обучения при локальных поражениях головного мозга.

Объект исследования — последствия локальных поражений головного мозга. Предмет — виды восстановительного логопедического обучения при таких поражениях.

Научно-методической базой при написании данной работы послужили работы А.Р. Лурии «Проблема локализации высших психических функций человека», « Восстановление функций мозга после травмы», П.К. Анохина «Функциональная система», Н.К. Киященко, Шкловского В.М. И Визель Т.Г. «Восстановление речевой функций у больных с разными формами афазии» и ряда других авторов(см. Библиографический список).

1. Локальные поражения головного мозга как предмет изучения

1.1. Нейропсихологические синдромы при поражении различных участков головного мозга

Поражения теменных долей мозга. В анатомической структуре теменных долей мозга в плане их функциональной роли для обеспечения высших психических функций выделяется три частных зоны, представленных верхней теменной областью, нижней теменной областью и височно-теменно-затылочной подобластью.

Верхняя и нижняя теменные области граничат с постцентральной зоной мозга, являющейся корковым центром кожно-кинестетического анализатора (зона общей чувствительности).

Необходимо отметить, что нижняя теменная область примыкает к тому региону постцентральной зоны, который обеспечивает центральное представительство экстра- и интероцепторов рук, лица и речевых артикуляторных органов. «Соответственно эта область имеет отношение к интеграции обобщенных и отвлеченных форм сигнализации, которые связаны с тонко и сложно-дифференцированными предметными и речевыми действиями, требующими совершенно разработанной системы ориентировки в окружающем пространстве».

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов .

Височно-теменно-затылочная подобласть (ТРО) составляет область перехода между слуховой, кинестетической и зрительной зонами коры, обеспечивая интеграцию этих модальностей. Она объединяет все ведущие в психическом отражении модальности, обеспечивает сложные синтезы в предметных и речевых видах деятельности человека, в частности, анализ и синтез пространственных и «квазипространственных» параметров отражаемых объектов. В целом в нормально действующем мозге весь комплекс теменных структур вместе с их системами переключении и связей между собой и с подкорковыми инстанциями анализаторов работают как одно сложно-дифференцированное целое.

а) Синдром нарушения соматосенсорных афферентных синтезов.

Этот синдром возникает при поражении верхней и нижней теменной областей, граничащих с постцентральной зоной мозга и представляющих собой вторичные отделы кожно-кинестетического анализатора. В основе формирования составляющих его симптомов лежит нарушение синтеза кожно-кинестетических (афферентных) сигналов от экстра- и проприоцепторов. В связи с этим в центре данного синдрома находятся две группы расстройств: тактильные (осязательные) агнозии и афферентные апраксия и афазия.

Тактильные агнозии включают в себя симптомы нарушения осязательного восприятия предметов и их свойств. Несмотря на то, что эти нарушения, могут возникать в отсутствие видимых расстройств поверхностной чувствительности и глубокого мышечно-суставного чувства, есть все основания считать, что дефекты восприятия связаны с нарушением сенсорных синтезов одновременно или последовательно воспринимаемых групп стимулов. А.Р. Лурия указывал на правомерность установления аналогий между зрительными и тактильными агнозиями, усматривая в их основе единый механизм, специфически проявляющийся в рамках зрительной или тактильной модальности.

К тактильным агнозиям относится астереогноз (невозможность идентификации предмета в целом при сохранности восприятия его отдельных признаков).

1. Синдром поражения третичных полей коры головного мозга

Билет №22 1. Синдром поражения третичных полей коры головного мозга. Теменно-височно-затылочные отделы головного мозга ответственны за третичное(ассоциативное) поле. Невозможность воспринимать информацию как единое целое Аграфия Алексия (потеря способности читать) Акалькулия Семантическая афазия (нарушение понимания сложных логико-грамматических конструкций, брат отца или отец брата) Амнестическая .

При ощупывании предмета (ключ, ручка, наручные часы, спички, ложка и т.п.), вкладываемого в правую или левую руку пациента, можно видеть явные затруднения, которые нередко больной пытается преодолеть, подключая к процессу опознания вторую руку. Астереогноз обычно возникает при ощупывании рукой, контралатеральной очагу поражения. Однако при локальных очагах в теменных отделах правого полушария астереогноз может проявляться и в ипсилатеральной руке, что особенно отчетливо обнаруживается в задачах на опознание объектов на доске Сегена.

Тактильные агнозии могут распространяться на определение отдельных свойств предмета: формы, величины, веса, материала, из которого он сделан. Частным вариантом тактильной агнозии, характерным для поражения левой теменной области, является дермоалексия: невозможность восприятия символов (букв, цифр, знаков), которые «вычерчиваются» обследующим на руке больного.

В настоящее время установлено, что при поражениях левого полушария нарушения тактильной чувствительности и тактильного гнозиса возникают только в контралатеральной (правой) рука, в то время как поражение теменных отделов правого полушария приводит к нарушению этих функций и в ипсилатеральной (левой) руке. Этот факт свидетельствует о ведущей роли теменных отделов правого полушария в интеграции афферентных сигналов в сфере общей чувствительности.

Это предположение подтверждается и симптомами нарушения соматогнозиса (схема тела), возникающими в подавляющем большинстве случаев при правосторонней локализации патологического процесса. Нарушения схемы тела можно видеть не только в трудностях непосредственной оценки расположения частей собственного тела, но и в появлении ложных соматических представлений (кажущееся больному изменение размеров руки, головы, языка, удвоения конечностей, их «отчуждения» от субъекта), а также в игнорировании левой половины тела.

В целом тактильные агнозии (впрочем, так же, как и зрительные) экспериментально исследованы недостаточно, остаются неясными их психологическая структура и психофизиологические механизмы. Вместе с тем оценка состояния функции тактильного гнозиса является значимой в диагностическом нейропсихологическом плане.

Не менее важными в клиническом синдроме поражения теменной области представляются нарушения праксиса, обусловленные дефицитом афферентирующей движения информации от рецепторов, находящихся в двигательном аппарате. Нередко они проявляются в форме афферентного пареза, развертывающегося по гемитипу в контралатеральной очагу поражения руке. Вместе с тем афферентная (кинестетическая) апраксия может проявляться как самостоятельное расстройство движений, при котором они теряют тонкую дифференцированность либо в отношении предмета, либо при воспроизведении по заданному образцу позы пальцев руки. Особенно страдает выполнение последней пробы в отсутствие зрительной афферентации, когда больному предлагается перенести установленное обследующим положение пальцев с одной руки на другую. Такие расстройства праксиса, как правило, наблюдаются при поражении левого полушария и проявляются на обеих руках, что соответствует утвердившемуся в неврологии представлению о ведущей роли левого полушария в организации праксиса. При правосторонних очагах расстройства наблюдаются только в левой руке.

1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача

В психологии эмоциями (от лат. emotio – потрясаю, волную) называют процессы, отражающие в форме переживания личную значимость (субъективное переживание) и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Решающей чертой эмоционального состояния является его интегральность, .

Кинестетическая апраксия обнаруживается и в других психических функциях, имеющих в своей структуре моторное звено. К ним относятся письмо и речь. А.Р. Лурией выделена специфическая форма афазии – афферентная моторная афазия – обусловленная трудностями дифференцировки при произношении и восприятии обращенной к больному речи отдельных звуков, близких по артикуляции (б — м; н — д), и слов, произношение которых требует тонких дифференцировок в артикуляторной моторике. К последним относятся слова и выражения, содержащие как сочетания нескольких согласных звуков («тпру», «стропила», «кораблекрушение»), так и их неоднократное повторение в структуре высказывания («сыворотка из-под простокваши», «из-под топота копыт пыль по полю летит»).

б) Синдром нарушения пространственных синтезов.

Синдром поражения нижнетеменной подобласти в сочетании отдельных симптомов нарушения психических функций известен в традиционной классической неврологии как «синдром ТРО». Многими клиницистами и исследователями в нем выделялись такие составляющие, как нарушения ориентировки в пространстве, дефекты пространственной ориентации движений и наглядно пространственных действий (конструктивная апраксия), аграфия, акалькулия, пальцевая агнозия, речевые расстройства («семантическая афазия», «амнестическая афазия»), нарушение логических операций и других интеллектуальных процессов.

10.Нейропсихологические симптомы и синдромы. Клиническая нейропсихологическая диагностика состояния высших психических функций

. синдромах можно выделить нарушение трех типов факторов: а) “динамического фактора”, связанного с работой передних отделов больших полушарий; б) “пространственного . воздействий, очень разнообразны. К ним относятся различные ядра таламуса (переднее, . синдром агнозии”, “синдром семантической афазии”, “синдром апраксии”, “синдром акалькулии” и т.д. В работах А. Р. Лурия и его учеников термин “синдром” .

А.Р. Лурия, используя метод синдромного анализа, требующий выделения синдромообразующего радикала, и опираясь, во-первых, на клиническую картину поражения зоны ТРО и, во-вторых, на ее структурно-функциональные характеристики, «выстроил» данный синдром в логическом единстве всех многообразных феноменов нарушения различных психических процессов.

Зона ТРО обеспечивает фактор наглядного пространственного и «квазипространственного» анализа и синтеза, необходимый для наиболее комплексного и полного отражения внешнего мира. Разработав концепцию пространственного восприятия, основанного на совместной работе слухового, зрительного, кинестетического и вестибуляторного анализаторов, и обобщив данные, полученные другими исследователями, о формировании пространственной ориентировки в онтогенезе, А.Р. Лурия указывает на то, что наиболее отчетливые формы нарушения пространственной ориентировки возникают в тех случаях, когда поражаются зоны коры головного мозга, обеспечивающие совместную работу всех анализаторов.

Различая наглядный и «квазипространственный» анализ и синтез, А.Р. Лурия имел в виду, с одной стороны, отражение субъектом собственно пространственных характеристик внешнего мира (наглядное пространство), с другой — словесное обозначение пространственных координат (сверху-снизу, справа-слева, спереди-сзади, над-под), а также (и в особенности) логические отношения, требующие для своего понимания соотнесения входящих в них элементов в некотором условном, не наглядном пространстве (квазипространстве).

К последним относятся специфические грамматические построения, смысл которых определяется окончаниями слов (брат отца, отец брата), способами их расстановки (платье…

Особенности коррекционно-восстановительного обучения больных с очаговыми поражениями мозга

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 19.04.2016 2016-04-19

Статья просмотрена: 125 раз

Библиографическое описание:

Гайфутдинова, А. В. Особенности коррекционно-восстановительного обучения больных с очаговыми поражениями мозга / А. В. Гайфутдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 62-63. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27750/ (дата обращения: 07.01.2021).

Автором статьи предприняты попытки охарактеризовать некоторые условия организации восстановительного обучения пациентов с очаговыми поражениями мозга.

Ключевые слова: очаговые поражения мозга, нарушения когнитивных функций, коррекционная работа, нейродинамические показатели.

В клинике больных с очаговыми поражениями мозга отмечается как локальная симптоматика (афазия, дизартрия, апраксия, агнозия), так и неспецифическая симптоматика, обусловленная топикой поражения, распространением очага патологического функционирования и дисфункцией лимбико-ретикулярных структур мозга (Шкловский В. М., Визель Т. Г.).

Отмечаются нарушения активности, спонтанности, пластичности психических процессов. Проявления у больных явления аспонтанности, инактивности, инертности могут сочетаться друг с другом или встречаться изолированно.

Возникающие при очаговых поражениях мозга нарушения когнитивных функций, дезорганизация аффективно-мотивационной сферы приводят к нарушению социализации больного и предъявляет дополнительные требования к организации коррекционно-восстановительного обучения.

Логопеды и другие специалисты, обеспечивающие реабилитационные мероприятия, должны обладать смежными знаниями в области медицины, психофизиологии, психологии, педагогики. Для составления индивидуально- ориентированной программы восстановительного обучения педагог (логопед) должен в полной мере представлять мозговые механизмы нарушения, выделять первичную и вторичную симптоматику, определять прямые и обходные пути компенсации нарушенных звеньев функции. По сути мы говорим о специалистах, к которым можно применить термин нейропедагог (Тункун Я. А. и др.).

Кроме общепринятых приёмов и методов коррекционной работы, необходимым условием является организация учебного пространства, выбор дидактического материала, учёт воздействия медикаментозных средств.

Для повышения эффективности коррекционно-восстановительной работы является крайне важным создание соответствующего эмоционального фона, применение эмоционально-значимого материала и различных других психологических и культурно-просветительских средств, которые сегодня в нейронауках отражают понятие «эмоциональный интеллект» (Степанов В. Г., Клемантович И. П. и др.).

К сожалению, часто этой важной сфере не придают должного значения, а между тем лечебно-психотерапевтическое воздействие в виде направленной эмоциональной поддержки приводит к повышению степени самоуважения пациента. Безусловное принятие пациента специалистом приводит к безусловному принятию пациентом самого себя (Rogers C. R.). Это, в свою очередь, влечёт снижение уровня психологической травматизации по отношению к установке для продолжения длительной реабилитации. При формировании позитивного настроя в процессе коррекционно-восстановительного обучения у пациента раскрываются резервные возможности его когнитивных процессов.

Читайте также:  Конспект НОД - Перелётные птицы

В ходе работы формируются и стимулируются дополнительные требования к организации логопедических занятий с учётом уровня притязаний пациента в зависимости от его коммуникативных потребностей и мотивационных установок.

Таким образом, качественные изменения некоторых нейродинамических показателей и позволяют вырабатывать главный навык, необходимый для успешного проведения реабилитационного процесса — самоконтроль и организация целенаправленной деятельности.

Эта работа может вестись изолированно от собственно логопедических занятий (индивидуальных и групповых), так и в комплексе.

Результаты проведённых реабилитационных курсов восстановления подтверждают, что комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие приводит к регрессу соответствующих речевых нарушений и положительно отражается на качестве жизни пациента.

Факторы, влияющие на качество проведения логопедических занятий у пациентов с очаговыми поражениями головного мозга

Обследовав состояние речи больных экспериментальной группы, мы получили следующие результаты:

1. Пациентка К.В.З. 1937г.р. мсестра., пенсионерка.

Диагноз: ОНМК, по типу тромбоэмболии, моторная афазия и правосторонний гемипарез.

При разговоре с лечащим врачом, изучении истории болезни было выявлено, что больная поступила в тяжелом состоянии с ОНМК по типу эмболии артерии головного мозга. На третий день заболевания больная была неадекватна, речь полностью отсутствовала. На просьбы по выполнению определенных манипуляций не реагировала.

Через месяц от начала, на период курации пациентка произносила только отдельные звуки.

При исследовании общей способности пациентки к речевой коммуникации установлено: на период обследования пациентка произносит только два слова «да» и « нет».Не реагирует на заданные ей вопросы .Слова («да, нет») говорит очень медленно и не четко, просто звуки. На устные инструкции (типа, «поднимите руку» и др.) не реагирует.

На момент обследования пациентки, проверки состояния ее речи после перенесенного заболевания дальнейшее обследование согласно схеме не представляется возможным.

Логопедическое заключение: Тотальная афазия.

2. Пациент А.В.И. , 12.10.26г.р. ИГТУ, доцент

Диагноз: Острое нарушение мозгового кровообращения с умеренным правосторонним гемипарезом. Частичная моторная афазия.

Находится на стационарном лечение уже третью неделю.

При обследовании больного с афазией установлено:

Речь активна, ускоренная с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера, при котором речь пресекается растягиванием отдельных гласных (э-э), но при разговоре идет спотыкание. На период обследования пациенту проводили постановку капельницы и при просьбе «поднять руку», «согнуть» и др. выполнял без замедлений, правильно. Предметы около своей кровати называл правильно. При просьбе рассказать о развитии заболевания, логически рассказывал все правильно, без каких-либо логико-грамматических отклонений. Рассказывал стихи Тютчева наизусть.

Согласно схеме обследования пациента с афазией отклонений грубых не наблюдалось.

Логопедическое заключение: Остаточные явления моторной афазии. Проявления полтерна.

3. Пациент C.В.И. 10.04.1925г.

Госпитализирован 26.11.06г., 20.12.06г. переведен из ПИТ в неврологическое отделение ГУЗ РКДЦ МЗ УР .

D.S. ОНМИ правосторонний гемипарез. Моторная и сенсорная афазия.

В левой теменной области головного мозга определяется очаг образования с нечеткими неровными контурами, размерами 109х31 мм, гиперинтенсивное пр. Т2 и пониженной интенсивности при Т1 взвешивании. Очаговой патологии ствола мозга и мозжечка не выявлено. Смещения срединных структур нет трений и боковые желудочки расширены. Субарахноидальные пространства и ковекситальные борозды в пределах нормы. Мозолистое тело истончено. Гипофиз – размеры несколько уменьшены по высоте. На оксиальных томограммах отчетливо визуализируется поперечные контуры позвоночных артерий справа.

Данные за обширный ишемический инсульт в левой теменной области в стадии кистоформирования. Атрофические изменения головного мозга. МР – признаки изменения головного мозга. Р – признаки сужения дистальных отделов обеих позвоночных артерий.

При обследовании динамического праксиса – (одна рука сжата, а другая развернута; кулак-ребро-ладонь повторяет, но путает и реакция замедленна.

Исследование пространственного праксиса. Пробу Хэда выполнял, но медленно, путался. По просьбе написать слово «Лена» взялся с большим энтузиазмом.

Написано было следующее: Л я я я

Обследование зрительного гнозиса.

Нарисован мяч – Что это такое ?

Попытка общения словесная заканчивается неудачей.

Попытки написать, например как зовут жену: З о о о

Обследование лицевого и орального праксиса.

Открыть рот – выполняет. Высунуть язык – не получается. Язык спазмирован, особенно спинка языка. Какие либо движения языком невыполнимы, не понимает положение языка, не может определить правильную позу. Часто покашливает, как будто что – то мешает. Дуть, пощелкивать языком не может.

Обследование речевых функций.

Пациент активен, стремится вступить в контакт, пытается ответить на вопросы, но речь несвязная, практически отсутствует, звучат эмболы. Очень расстраивается, что у него не получается говорить.

Было предложено повторить близкие фонемы

ПА-БА, ПА -Па-па БА не мог .Только при просьбе смотреть на рот логопеда и слушать его внимательно и повторять, повторял четко ПА-БА.

Была показа картинка из серии семья (папа, мама, баба, сын) и попросила его показать, где Папа, где Баба и повторить четко данные слова. Застревает на первом слоге. При подсказывании называет правильно.

Понимание речи – по просьбе показать дверь, лампочку и др. показывал правильно. Счет от 1 до 10 самостоятельно не получался. При повторении за логопедом повторял – ..ин,…а, ….ри, ….тыре. и т.д. Обратно сам не смог. При просьбе повторить самому счет ..ин,… ин..

Сложные словосочетания не понимает, теряется. Речь практически отсутствует.

Логопедическое заключение: Афферентная моторная афазия.

4. Пациент М.В.Г. 19.09.57г

Находился на стационарном лечении ГКБ №1 в неврологическом отделении с 23.03.06 по 14.04.06г., с 06.05.06 по 12.07.06г. повторно на стационарном лечении в ГКБ №7.

Д.S. Острое мозговое нарушение мозгового кровообращения по типу ишемического. Выраженная дизартрия.

В конвекситальных отделах теменной доли правого полушария большого мозга, определяется участок патологического МР – сигнала (Т2 – режим и протонное взвешивание) с нечеткими контурами, размером до 34 х 18 мм.

В поверхностных отделах обеих гемисфер мозжечка прослеживаются (гиперинтенсивные при протонном взвешивании и режиме Т1) с нечеткими контурами, общим размером до 14 х 5 мм справа и 23 х 18 мм слева.

Очаговой патологии со стороны ствола не выявлено. Субарахноидальные пространства в теменных областях расширены, в правую затылочную область, сглажены.

Заключение: ишемический инсульт в теменной доле правого полушария головного мозга. Ишемические изменения в обеих гемисферах мозжечка.

Повторное обследование от 10.07.06г.

Повторное острое нарушение кровообращения по ишемическому типу в стволах головного мозга и обеих гемисферах мозжечка.

Выраженная дизартрия, тетрапарез, легкий вестибуло – мозжечковый синдром.

Заключение: Последствие ОНМК, мелкокистозные изменения ствола мозга и полушарий мозжечка. Ограниченный рубцово – атрофический процесс в правой затылочной доле, постишемические нарушения.

При обследовании у больного речевых и неречевых функций отклонений не было выявлено. Были выявлены нарушения обусловленные псевдобульбарной дизартрией.

Звуковые нарушения были выявлены следующие:

В – Ф (из-за недостаточного натяжения губ);

Б – М (слабое сокращение мягкого неба);

В – Ч (скольжение губ, вместо скольжения языка);

Р – звук утрачивает вибрационный характер, звонкость.

Нарушено дыхание – говорит, что недостаточно дыхания и не может полностью вздохнуть. Голос отмечает сам, изменился, стал грубоват. До заболевание был тоньше. При разговоре, начинает говорить нормально и затем голос затухает. При разговоре наблюдается салевация.

При просьбе повторить гласную “О” наблюдается оральная синкенезия.

Язык – напряжен, сложно выводится вверх, на верхнее небо. Не четко выполняет упражнения “Поцокать”, сложно – “Вкусное варенье” и “Маляр”, т.е. те упражнения, где необходимо вывести язык вверх.

Движения в шее скованы.

Логопедическое заключение: Остаточные явления моторной афазии. Псевдобульбарная дизартрия.

5. Пациент П.В.В. 1939г , пенсионер.

Диагноз: Последствия ОНМК (2001, 2003) с правосторонним гемипарезом и моторной афазией.

При обследовании больного с афазией установлено:

Пациент вступает в разговор, речь замедленна, произнесение слов растянуто.

Пациент понимает, где находится, что ему делают, зачем он находится на стационарном лечении. При разговоре выяснилось, что после перенесенного заболевания сам самостоятельно занимался восстановлением речи. В частности проводил массаж для мышц лица, губ, произносил слова по слогам , тренировал память. Старался учить стихи. Специально с логопедом занятия не проводились. При исследовании понимания речи, автоматической речи отклонений не наблюдалось. Обратный счет произносил правильно.

На просьбы спеть куплет какой либо песни – постеснялся, т.к. обследование пациента проводилось в палате и в ней присутствовало еще 3 пациента.

Исследование слухо – речевой памяти.

При просьбе повторить серию слов наблюдался нарушение звукопроизношения, пациент как бы «ищет» нужную артикулему. При просьбе повторить слова «флаг» произносит «ваг», «дом» – « том». Исследование орального пространственного праксиса.

При просьбе высунуть язык и поднять к верху выполняет. Язык отклонен влево. Поцокать языком не получается.

При просьбе показать кулак – правой рукой не получается, обусловлено правосторонним гемипарезом. Левой рукой выполняет все задания.

6. При решении арифметических задач думает долго , но ответы дает.

21+8= подумал дольше, но ответил правильно.

Логопедический диагноз: Остаточные явления афферентной кинестетической афазии, брадилалия,

6. Пациент Г.Ф.М. 28.03.49г.р .инв.2 группы

Диагноз: Последствия перенесенного ОНМК (1998, 2003г.)

Правосторонний гемипарез, нарушение речи по принципу моторной афазии.

Органические поражения ЦНС.

При обследовании нарушений речи:

Речь у пациента бедна, пользуется простыми фразами, предложениями.

Речь медленная, по принципу брадилалии. Речь монотонна. При каких-либо вопросах отвечает не сразу, долго обдумывает. Речь у пациента неправильная, связано с парезом правосторонним, у пациента нарушение звукопроизношения: Ш – С, Ф – В . Наблюдается небольшое отклонения языка влево, небольшая спазмированность. При рассказе по сюжетным картинкам наблюдалось произношение отдельных, не связанных между собой фрагментов, причем не выделялся основной смысл, например, « Я остав окола дом, надолива врач». У пациента при разговоре наблюдается салевация, поперхивание.

С пациентом очень сложно было работать, он отвлекался, оставлял вопросы без ответов, часто просто смотрел безсмыссленно.

В связи с перенесенными ОНМК у пациента развились психические отклонения и в связи с чем пациент мало контактен, в разговор не вступает или очень сложно.

Логопедический диагноз: Динамическая афазия, пседобульбарная дизартрия.

7. Пациент Ю.С.Г. 05.04.41г.р.

Находился на стационарном лечении 06.04г в неврологическом отделении .

Диагноз: Остаточные явления нарушения мозгового кровообращения с развитием очага поражения в бассейне средней мозговой артерии. Выраженный правосторонний гемиопарез. Моторная афазия.

Пациент при общении ориентируется правильно, коммуникативная речь сохранена. Логико-грамматическая конструкция сохранена.

Наблюдаются достаточно выраженные трудности при восприятии пациентом сложных речевых оборотов, обозначающих пространственное расположение трех и более предметов.

Собственной развернутой речи нет из-за трудностей в артикулирования ( связано с правосторонним гемиопарезом). Простые слова понимает, но сложные не понимает, т.е. звукобуквенный анализ нарушен.

Под диктовку написал несколько несложных упражнений (пью час; Маша хорошая). Простые арифметические вычисления производит 1+3=4, но 21-3= нет, сложно. При обследовании орального и пространственного праксиса выявлено: у пациента отмечается оральный праксис в связи с чем выраженные расстройства артикуляторного праксиса. Сложно высунуть язык, поцокать, подуть. В связи с поражение ЦНС у пациента наблюдается выраженная апраксия (нарушение произвольных и целенаправленных движений и действий).

Логопедический диагноз. Эфферентная моторная афазия, псевдобульбарная дизартрия.

8..Пациент В.И.П. 56 лет, высшее образование.

Диагноз: Остаточные явления ОНМК . Правосторонний парез конечностей. Периодические эпид. приступы. Грубая моторная афазия.

Пациент в 2004 году перенес ОНМК при котором, развился парез правой конечности и «отнялась речь».

После лечения парез несколько регрессировал, но у пациента осталась грубая моторная афазия. Периодические эпилептические приступы.

При обследовании пациента установлено:

Речь у пациента тягуча и монотонна. Речь обращенную у нему понимает, но тяжело. Быстрые и длинные предложения не понимает. При общении с ним приходилось говорить медленно и выбирать максимально короткие предложения, говорить некоторые слова по слогам.

Несложные просьбы выполняет правильно. (Возьми руку, подними руку и т.д.).

Но инструкцию: «покажи дверь, которая находится возле окна»,- пациент растерялся, не смог выполнить данную просьбу.

Логико-грамматическая конструкция нарушена, тяжело воспринимает какие – либо сложные конструктивные предложения. Пациент сложно переключается с одного звука на другой, все время повторяет предыдущие звуки.

Было предложено повторить серию звуков:

Не смог объяснить пословицу «Что посеешь, то пожнешь».

При обследовании орального и пространственного праксиса у пациента :

на просьбу высунуть язык – отклонение вправо, поцокать не может;

при проверке пространственных поз – терялся, повторял одно упражнение по несколько раз. Не мог переключиться на ладонь и ребро.

При исследовании сохранности письма и чтения у пациента наблюдалась аграфия. Написать может только очень простые слова и с элементами аграфии, например «окно»-«кно», «молоко»-«моко», но приходилось повторять много раз и по слогам слова. Читать пациент отказался.

В процессе работы с пациентом, обследования нарушений речевой функций после перенесенного ОНМК с пациентом работать очень было сложно, многое он просто не воспринимал. В контакт мало вступал. Желание исправить речевые нарушения у пациента не было.

Логопедический диагноз: Акустико-мнестическая афазия, в сочетании с эфферентной моторной афазии.

9. Пациентка 1937г. Пенсионерка.

Диагноз: Острое нарушение мозгового кровообращения по принципу тромбоза сосудов головного мозга. Гипертония 2 степени. Правосторонний парез.

У пациентки речь отсутствует, только говорит «Ой». При разговоре с пациенткой пациентка никак не реагировала на заданные ей вопросы, в контакт не вступала ни с кем.

Логопедический диагноз: Тотальная афазия.

10. Пациент 24 года. Студент 3 курса УДГУ.

Черепно-мозговая травма. Гидроцефалия. Левосторонний гемипарез, сопровождающийся непроизвольными движениями.

Пациент 3 года назад был сбит машиной. Дважды проводили трепанацию черепа, наблюдалось вдавление костей черепа в головной мозг. В течении этого периода очень активно занимались родители. Работа проводилась в реанимации. По истечении 3 лет родители пожаловались на нарушение речи после проведенного курса лечения. Жаловались на смазанность речи.

Пациент контактен. В разговор вступает. Речь замедленна, растянута, но старается говорить четко. Скандирует. Если убыстряет речь, то наблюдается смазанность речи, отклонения в артикуляции звуков речи.

В пространстве ориентируется, артикуляция не нарушена. Наблюдается небольшое отклонение языка влево. Поговорки рассказывает сам. Поет песни. При написании под диктовку, аграмматизма не наблюдается. По сюжетным картинкам ориентируется.

Логопедический диагноз: Остаточные явления моторной афазии. Полтерн.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Нами было обследовано 10 пациентов с разными проявлениями нарушений речи после перенесенных ОНМК. Из обследованных пациентов было выявлено: 2 тотальные афазии, 2 проявления полтерна, 1 псевдобульбарная дизартрия, 2 афферентные моторные афазии, динамическая, эфферентная афазия и сочетанная афазия: акустико-мнестическая в сочетании с эфферентной. У пациентов с полтерн – нарушения темпа речи, сочетается с остаточными явлениями моторной афазии. Пациенты были обследованы в разные периоды времени после перенесенного заболевания.

2. В зависимости от локализации ОНМК возникают соответствующий распад речи. Нарушения речи обследованных больных проявляется в виде полной или частичной утраты речи (тотальная и моторная афазии); нарушения звукопроизносительной стороны речи (дизартрия) и нарушения темпа речи в виде спотыкания.

3. Содержание восстановительной работы определяется локализацией очага поражения, тяжестью и характером органического поражения головного мозга.

Ссылка на основную публикацию