Звук и буква И – конспект занятия по обучению грамоте

Конспект занятия по грамоте “Звук и буква В, чтение слогов”

Содержимое разработки

Луганской Народной Республики

«Луганский учебно – воспитательный комплекс №31»

Конспект занятия по подготовке к грамоте в подготовительной группе

Тема: «Звук и буква «В» чтение слогов»

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква В»

Цель: Познакомить с буквой В. Учить дифференцировать звуки [В], [В‘] по твёрдости-мягкости.

– уточнить фонематическое представление детей о новом звуке;

– познакомить с буквой В;

– Познакомить с их письменным обозначением – буквой В.

– продолжать учить определять позицию звука (в) в слове (начало, середина, конец);

– закреплять изученные буквы;

– закреплять навык определения количества слогов в словах со звуком (в);

– развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие, память, мелкую моторику;

– Обогащать словарный запас;

– Развивать связную речь.

– воспитывать интерес к занятиям;

Схема характеристики звуков, картинка мальчика, картинка девочки, фишки к звуковому анализу, картинки к физ-ке, карточки-буквы, слоговая таблица с буквой В, индивидуальные карточки (тест-закрепление), простые карандаши.

Методы и приёмы:

1. Наглядность (предметные картинки, изображение вороны, буква в, звуки.)

2. Игра (занятие построено с использованием игровых моментов.)

3. Смена деятельности детей во время работы.

4. Поисковые действия использовались (искали место звука в словах).

Утром встаём с детьми в круг и говорим:

Здравствуй правая рука- протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука – протягиваем вперёд,

берёмся одной рукой с соседом,

берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг-

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть- приседаем,

Можем мы большими быть- встаём,

Но один никто не будет

Ребята, давайте поиграем в игру «Один – много» я бросаю мяч и называю слово, а вы называете во множественном числе.

Например: Грач –грачи.

Воробей, ворона, голубь, снегирь, синица, сова, дятел, галка, сорока, дрозд, кукушка, клёст и т.д.

2. Артикуляционная гимнастика.

Ребята, что произносит человек? (звуки)

Для того чтобы наша речь была чёткой и понятной, мы сейчас сделаем артикуляционные упражнения.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

Один, два, три, четыре, пять –

Заборчик можно убирать.

Губы плавно округляем,

Словно бублик получаем.

Их теперь нельзя смыкать,

Бублик надо удержать.

Язык лопатой положи

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И во рту его держать.

Дуем с лопатки так, чтобы снежинка начала плавно двигаться.

– На какие две группы делятся звуки? (гласные, согласные)
– Какие звуки мы называем гласными? (произносятся долго, нараспев; воздух не встречает препятствий на своём пути, всегда с участием голоса).
– Каким цветом в звуковом анализе обозначаем гласные звуки?
– Какие звуки называем согласными? (воздух встречает препятствие на своём пути, состоят из шума и голоса или только из шума)
– Какими могут быть согласные звуки? (звонкими или глухими; твердыми или мягкими).
– Каким цветом обозначаем твердые согласные звуки? А мягкие согласные?
В помощь обучающимся на доске находится схема:

Изучение новой темы.

Сегодня мы будем продолжать знакомиться со звуками. А какие это будут звуки, Вы сами чуть позже скажите. Для этого давайте познакомимся с гостями, которые пришли к нам на занятие.
На доску вывешиваются изображения мальчика и девочки.

Это Вова и Вика.
– Как зовут мальчика? (Вова).
– Какой первый звук в слове Вова? ([В]).
– Дайте характеристику звуку [В].
[В] – согласный, звонкий, твердый (каждая характеристика проверяется педагогом и детьми- наличие препятствия для воздуха, работа голосовых связок (ладонь на горлышке), твердое произнесение). Обозначаем синей фишкой.

Составьте звуковую модель слова Вова (один ребенок у доски, остальные у себя на партах)

– Сколько слогов в слове Вова? (2)

– Как зовут девочку? (Вика).
– Какой первый звук в слове Вика? ([В*]).
– Дайте характеристику звуку [В*].
[В*] – согласный, звонкий, мягкий (каждая характеристика проверяется педагогом и детьми — наличие препятствия для воздуха, работа голосовых связок (ладонь на горлышке), мягкое произнесение). Обозначаем зеленой.

Составьте звуковую модель слова Вика (один ребенок у доски, остальные у себя на партах)

– Сколько слогов в слове Вика?(2)

Давайте повторим. Дайте характеристику звукам (В), (В*,)

Звук (В) – какой он? Согласный, звонкий, твёрдый.

Звук (В*,) – какой он? Согласный, звонкий, мягкий.

Правильно дали характеристику звукам, молодцы!

Каким цветом обозначаем на схеме звук (В) твёрдый? (синим)

Каким цветом обозначаем на схеме звук (В,) мягкий? (зелёным)

Так о каких звуках мы сегодня говорим на занятии? ([В], [В*]). Правильно, молодцы!

Деление картинок на мягкий и твердый звук.

Ребята Вова и Вика несли вам картинки и по дороге рассыпали и все картинки перемешались, давайте поможем ребятам собрать картинки. Только Вова собирает картинки с твердым звуком, а Вика с мягким.

Ведро, Веник, Вилка, Ковер, Волк. Вагон, Вулкан и тд.

Раз — подняться, подтянуться,

Два — согнуться , разогнуться,

Три — в ладошки три хлопка, головою три кивка,

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на стульчик сесть опять.

6. Знакомство с буквой В.

Ребята, но для обозначения буквы на письме нам нужен знак как ее обозначать, посмотрите на нее.

Вот буква В – она служит для обозначения звуков (В), (В*,) на письме.

Стихотворение о букве:

У буквы В, ну прямо смехота –

На удивление два живота.

Давайте повторим: (дети повторяют стихотворение)

«Раздели слова на слоги»

ВАТА, ВОДА, СОВА, ВЕТЕР, КЛЮКВА, ВАГОНЫ, ВАФЛИ – ДИВАН, ТЫКВА, ВАЗА, БУКВЫ.

Чтение слогов прошлого занятия с буквой М

Со словом ВОВА.
Закрепление полученных знаний на занятии.

Пальчиковая гимнастика “Дружба”

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

С вами мы подружимся

Раз, два, три, четыре, пять,

начинаем мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать.

Самостоятельная работа детей на индивидуальных карточках.

– О каких звуках говорили сегодня на уроке?
– Дайте характеристику этих звуков.
Молодцы!

Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: “Звук (и) и буква (и) Ии.”
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: “Звук (и) и буква (и) Ии.”22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной.

Тема: «Звук [и] и буква Ии»

– Учить анализировать звуковой ряд; знакомить с буквой Ии ; – Совершенствовать умение в образовании множительного числа существительных с окончанием – и ;

– Работать с лексическим значением слова.

Оборудование : Картинки; панно букв.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Они хотят посмотреть, что вы умеете, чему научились.

А нам надо вспомнить, как вести себя.

За столом сиди ты стройно и веди себя спокойно.

Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними.

(Воспитатель рассказывает историю, выделяя звук [ и ].)

1. Воспитатель: Ребята я расскажу вам рассказ про двух мальчиков.

Мальчики И- и-и- горь и Ти- и-и -ма седели на берегу реки-и-и. они играли в камешки. Вдруг рядом запела какая-то пти- и-и -ца. « И-и-и »- выводила она свои трели.

Тима сказал: «Это иволга». Игорь никогда не видел эту птицу. Они тихо подошли к иве. На нижней ветки куста сидела желтая птичка иволга и пела свою печальную песню.

2. Артикуляция звука. ( Вопросы и ответы:)_

– Как звали мальчиков? ( И-и-и -горь и Т и-и-и -ма)

– Как звали птицу? ( и волга)

– Какую пела песню иволга? ( И-и-и .)

– Какой звук в этих словах слышали? ( и )

Воспитатель: А скажите, пожалуйста, песенка иволги похожа на звук [ и ], (ответ детей)

(при произнесении звука [и] губы улыбаются, зубы сближены, воздушная струя идет спокойно, голосовые связки вибрирую).

3. Характеристика звука. Звук [ и ]- гласный.

Воспитатель: Какие слова ребята вы запомнили со звуком [ и ]?

(Возможны наводящие и вопросы воспитателя.) воспитатель особенно хвалит детей за слова, в которых звук [и] находиться в начале слова в безударной позиции, в середине и в конце слова.

Воспитатель: Ребята давайте разберем значение некоторых слов:

(педагог предлагает детям объяснить значение слов дать полный ответ.)

  • Ива – это (ответ детей растение)
  • Иволга – это кто (ответ детей птица)
  • Изгородь – это что (ответ детей забор)
  • Игорь – это фамилия или имя (ответ детей имя).
  • Свитер – это что (ответ детей одежда).

Воспитатель: Молодцы справились заданием. Ребята, а Игорь умеет играть на дудочки. И он нам сыграет на дудочке. Игорь взял дудочку и сыграл такую песенку: а и у (а-а-а-и-и-и-у-у-у). Тима захотел ее повторить. Он понят, что песенка состояла из трех звуков. (Воспитатель повторяет песенку, загибая пальцы.)

первый – [а], второй – [и], третий – [у], разобрав эту песенку, Игорь правильно ее исполнил.

Воспитатель : А сейчас мы с вами разберем следующую песенку

(сколько звуков, какие звуки, в какой последовательности звучат):

  • И-а-у (и-и-и-а-а-а-у-у-у);
  • А-у-и (а-а-а-у-у-у-и-и-и);
  • У-и-а (у-у-у-и-и-и-а-а-а).
  1. Образование множительного числа существительных с окончанием – и .

Воспитатель: Ребята, а Игорь тоже ходит в детский сад и очень любит его, потому что здесь его друзья, любимые воспитатели, а еще потому, что здесь всего много. И Игорь хочет снами сделать

У медведя дом большой,

А у зайки маленький

Наш медведь пошел домой,

А за ним и заинька.

Воспитатель: Ребята у Игоря дома один стульчик, а здесь в детском саду много стульчиков. Давайте выполним следующее задание.

(Далее воспитатель называет слова в единственном числе. А дети образуют множественное число и тянут звук [и] в конце слова)

Примерный набор слов: танк, маска , краска , тетрадь , собака , куртка, машинка, значок .

Дети: танки, маски, краски, тетради,

собаки, куртки, машины, значки.

5. Знакомство с образом буквы.

Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим карточку с изображением буквы Ии . Буква ( И) заселяется на панно букв по адресу: пятый этаж, квартира №4 (четвертая квартира слева).

6. Аналитико-синтетическая деятельность.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Скакалка»

Цель: Тренировать большие пальцы рук.

– У Тимы есть сестра Ира.

Она младше Тимы, но уже умеет прыгать через скакалку (прыгалка).

Дети встают, ладони сжаты в кулачки, руки опущены в низ большие пальцы вытянуты (с напряжением) и делают круговые движения. Крутить скакалочку сначала с одну сторону, затем в другую.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [и], буква И»

Наталья Клюшникова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [и], буква И»

– дать понятие о механизме образования звука И;

– познакомить ребят с многозначными словами.

Развивающие:

-развивать у детей навыки звукового анализа;

-развивать фонематический слух и восприятие;

-закреплять понятие «гласный звук»;

-развивать мелкую моторику; развивать память, мышление, внимание;

Воспитательные:

– воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

Оборудование:

предметные картинки, буква [И], раздаточный материал, слоговая таблица.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Снятие психоэмоционального напряжения.

Воспитатель: Ребята! Доброе утро!

Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.

А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в нашем сердце.

Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.

А сейчас откройте глаза.

Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.

Дети: Доброе утро!

Воспитатель:

Сядьте, пожалуйста, на стульчики и послушайте стихотворение.

2. Чтение стихотворения.

Выделение начального звука в слове «иголка».

«Есть иголки у ежа.

Есть иголки для шитья.

И у ёлки есть иголки»

Воспитатель:

– Какое слово прозвучало несколько раз?

Дети:

Воспитатель:

– Иголки одинаковые или разные? Посмотрите, пожалуйста, на фланелеграф.

Ребёнок:

Воспитатель:

Правильно. У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными.

Давайте запомним это слово.

3. Игровой приём: «Шагаем по ладошке и медленно произносим слово».

Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка».

– Какой звук я выделяла голосом?

Дети:

Воспитатель:

Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук [И].

4. Артикуляция звука и его характеристика.

Воспитатель:

– Давайте все вместе произнесём звук [и].

Дети:

Воспитатель:

– Когда мы произносим звук (И, то:

-губки – «в улыбки»

-зубки сближены, но не сомкнуты;

-язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов;

-горлышко «работает» (рука ребенка для контроля лежит на горлышке).

Звук (И) – гласный, его можно петь (губы, язык и зубы не мешают свободному прохождению воздуха).

-Как вы думаете, можно ли увидеть звук (И?

-Звук (И) обозначается буквой (И). Вот как она выглядит.

-Возьмите свои буковки и обведите их пальцем (работа с раздаточным материалом) (показ буквы)

5. Место звука (И) в трех позициях: в начале слова, в середине и в конце.

-Дети, скажите, пожалуйста, имена и фамилии каких детей нашей группы начинаются со звука И?

Ира, Арина, Иван, Тимофей, Ивашина, и т. д.

6. Гимнастика для пальчиков и глаз.

Идут четыре братца навстречу старшему.

– Здравствуй, большак! – говорят.

(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам, закрывать и открывать глаза).

Да крошка Тимошка!

7. Игра на закрепление места звука (И) в словах “Угадай звук”

Воспитатель показывает картинку ; дети должны хлопнуть в ладоши, если на картинке есть звук И, а если нет – убрать руки за спину.

8. Чтение слоговой таблицы и слов, составленных из этих слогов.

Воспитатель:

МИША, РИТА, НИНА, КИРА, ЛИНА

9. Физкультминутка

Ира, Инна и Иван

На местах остановились. (соответствующие движения)

10. Индивидуальная работа по разрезной азбуке.

Из слогов составить отгадки на загадки:

Все пробует на зуб:

И сосну, и клен, и дуб. (Пила)

Очень редко отдыхает,

Но всегда фонтан пускает

Ну, конечно, – это (Кит)

Эта ягода лесная

Нам лекарство заменяет –

Если Вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с. (Малиной)

Воспитатель вызывает детей, называя их звуками в разбивку.

-Максим будет звуком- Т, Ангелина – И, Артем – К.

Дети составляют на фланелеграфе слово КИТ, выставляя в нужном порядке свои буквы.

11. Работа в тетрадях

Воспитатель:

12. Подведение итогов:

– С каким звуком вы сегодня познакомились?

– Можно ли этот звук петь?

– Как называются звуки, которые поются?

Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У» Цель: Обобщение знаний о звуке и букве У. Развивать умение выделять гласный звук У из ряда других звуков, из слов. ; подбор слов на заданный.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ц] и буква Ц, ц» МБДОУ ЦРР детский сад №60 «Ягодка» Село Кулешовка, Азовский район Ростовской области Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ц]. Буква Ц» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ц, научить чи- тать слова с данной буквой; формировать на- выки орфоэпически правильного, вырази.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ч]. Буква Ч. Сочетания ча, чу» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ч, сочетаниями ЧА, ЧУ, научить правильно читать слова и сочетания; формировать навыки орфоэпи.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [й]. Буква Й» Цели занятия: познакомить детей с буквой Й, научить чи- тать слова с данной буквой; совершенство- вать навыки правильного, выразительного.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Н» Звук и буква Н Образовательные задачи. Буква Н и звук [н]. Формирование умения на-ходить новую букву среди других букв алфавита. Совершенствование.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [щ]. Согласная буква Щ. Сочетания Ща, щу» Цели занятия: познакомить детей с буквой Щ, сочетания- ми ЩА, ЩУ, научить читать слоги и слова с данной буквой и сочетаниями; формировать.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ш]. Буква Ш» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ш, учить узна- вать ее зрительно, читать с ней слоги и слова; закреплять умение делить слова на.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ж]. Буква Ж. Прописная буква в географических названиях» Цели занятий: познакомить детей с буквой Ж, научить уз- навать букву зрительно, читать с ней слоги и слова; дать представление о правиле.

Занятие по обучению грамоте Тема: «Звук [И] и буква И» Кні/Дата: Білім беру саласы/Область: комуникация Блімі/Раздел: основы грамоты Таырыбы/Тема: «Звук и буква.

Занятие по обучению грамоте в старшей группе «Звук И. Буква И »

сб., 23.03.2013

Змановская Роза Джумаевна,

МКДОУ “Детский сад к/в

Пуровский район, г.Тарко-Сале

Цели:

Коррекционно-образовательные:

– дать понятие о механизме образования звука И;

– познакомить ребят с многозначными словами.

Коррекционно-развивающие:

– учить детей образовывать слова с уменьшительно-

ласкательными и увеличительными суффиксами;

– развитие фонематического слуха, слухового

внимания и памяти;

– развитие умения составлять из частей целостное

– учить детей выделять ударный гласный в начальной позиции;

Коррекционно-воспитательная:

– воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

Оборудование:

предметные картинки, картина, на которой изображена весёлая девочка, свеча, фланелеграф, игра «Сложи картинку», «портреты» братьев Ик, Ищ, буква [И], раздаточный материал (буквы И из бархатной бумаги), атрибуты к игре «Скачка», музыкальный диск (танцевальная мелодия).

Словарная работа:

Глас (древнерусское слово) – голос.

Ход занятия:

Снятие психоэмоционального напряжения.

Логопед: Ребята! Доброе утро!

Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.

А чтобы настроение было хорошим и весёлым, как у этой девочки (показ картины), давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в нашем сердце.

Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.

А сейчас откройте глаза.

(Берёт зажжённую свечу).

Посмотрите, искорка превратилась в огонёк, от которого нам тепло и хорошо.

Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.

Дети: Доброе утро!

Логопед:

Сядьте, пожалуйста, на стульчики и послушайте стихотворение.

2. Чтение стихотворения.

Выделение начального звука в слове «иголка».

«Есть иголки у ежа.

Есть иголки для шитья.

И у ёлки есть иголки»

Логопед:

– Какое слово прозвучало несколько раз?

Дети:

– Вы повторяли несколько раз слово «иголки».

Логопед:

– Иголки одинаковые или разные? Посмотрите, пожалуйста, на фланелеграф.

Ребёнок:

Логопед:

Правильно. У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными.

Давайте запомним это слово.

Игровой приём: «Шагаем по ладошке и медленно произносим слово».

Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка».

– И- и- и- иголка.

– Какой звук я выделяла голосом?

Дети:

Логопед:

Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук [И].

3. Артикуляция звука и его характеристика.

Логопед:

– Давайте все вместе произнесём звук [и].

Дети:

Логопед:

– Какой красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым.

Как вы думаете, этот звук длинный или короткий?

Дети произносят звук.

Вопросы:

Когда вы произносили этот звук, вам мешали губы, язык?

Дети:

– При произнесении звука [И] нам не мешали губы, язык.

Логопед:

– Этот звук поётся?

Дети:

– Этот звук можно петь.

Логопед:

– Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос.

Много лет тому назад вместо слова голос говорили «глас». Так появилось слово «гласные».

Звук [И] – гласный звук.

Пусть каждый из вас посмотрит в зеркало и увидит, какое положение занимают губы, язычок при произнесении звука [И].

Вывод: Губы улыбаются, язычок внизу, воздух выходит широкой струйкой. Звук [И] – гласный звук и обозначается красной фишкой.

4. Упражнение с чётками.

Логопед:

– Ребята! Подойдите ко мне и возьмите чётки.

Установка: на каждую строчку отодвигаем одну бусину.

«И у дедушки есть.

И у бабушки есть.

Чтоб его узнать,

Надо вслух назвать»

Дети:

(Если задание вызвало затруднение, задать наводящий вопрос).

Логопед:

– Я называла имена детей.

Есть имена и у пальчиков.

Гимнастика для пальчиков и глаз.

Идут четыре братца навстречу старшему.

– Здравствуй, большак! – говорят.

(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам, закрывать и открывать глаза).

Да крошка Тимошка!

( Дети подходят к столам и садятся на стульчики).

5. Игровое упражнение «Не ошибись!»

Установка:

– Сейчас я буду называть имена мальчиков и девочек. Если вы услышите в имени звук [и], то возьмите часть картинки и положите на стол перед собой.

Оля, Семён, Игорь, Саша, Вера, Маша, Инга, Алёша, Павел, Настя, Ира, Вася, Коля, Инна, Анна, Клава, Ирма.

Логопед:

– Кто из вас назовёт имена со звуком [и] в начале слова?

(Вызывает одного из ребят).

– Молодец! Ты внимательно слушал меня.

Теперь я попрошу вас соединить части картинки.

Кого вы видите перед собой?

Дети:

– Да это же лошадки!

Логопед:

А как они подают голос?

Дети: И-и-го-го!

Логопед:

Какой звук вы услышали в этой песенке?

Дети:

Логопед:

– А как зовут детёныша лошади?

– Жеребёнок.

Логопед:

Жеребёнок вырастет и превратится в коня-скакуна. А теперь мы поиграем, сильный, ловкий кто, узнаем.

6. Киргизская народная игра «Скачка»

Звучит музыка. Дети, выполняя поскоки, передвигаются по кругу.

В центре круга стоит водящий и машет платочком. Если музыка смолкнет, водящий бросит платок вверх. Место водящего займёт тот, кто поймает платочек.

7. Сказка о братьях Ик, Ищ.

Сядьте, пожалуйста, на коврик. Я хочу рассказать вам сказку.

Жили-были два брата. Одного звали Ик, а другого – Ищ.

Ик был маленький, а Ищ – огромный (показ «портретов»)

У Ика был домик, а у Ища – домище.

А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.

(Проводится игровое упражнение «Закончи предложение»).

У Ика не глаз, а … и т.д.

Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.

У Ища, не рот, а… У Ища не нос, а …

У Ища не глаз, а …

Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о брате Ище.

В именах Ик, Ищ, есть общий звук. Назовите его, пожалуйста.

Дети:

Это звук [и].

Логопед:

– Как вы думаете, можно ли увидеть звук [И]?

Ребёнок:

– Звуки мы не видим.

Логопед:

– Для обозначения звуков люди придумали специальные знаки (буквы).

Звук [И] обозначается буквой [И]. Вот как она выглядит (показ буквы).

Возьмите свои буковки и обведите их пальцем (работа с раздаточным материалом).

Игровое упражнение «Нарисуем букву носиком»

8. Итог занятия.

Логопед:

– С каким звуком вы сегодня познакомились?

– Можно ли этот звук петь?

– Как называются звуки, которые поются?

– Какой буквой обозначается звук [И]?

Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.

Литература

1.А.И. Максаков, Г.А. Тумакова «Учите, играя»

Москва, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.

2. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»

Москва, издательство «Мозаика-Синтез», 2010г.

3. Г.А.Османова «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики»

Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2008г.

4. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР»

5. З.А. Репина, В.И.Буйко «Уроки логопедии»

Екатеринбург, издательство «Литур», 1999г.

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000971 дата отправки 26 марта 2013 г., № квитанции 62502659111170

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшей группы. Звук и буква И

Конспект занятия по образовательной области «Обучение грамоте» для детей пяти лет по программе «Знайка» первого года обучения. Данная разработка будет полезна педагогам дополнительного образования, работающим по программам предшкольной подготовки.

Тема: Буква И. Звуки /и/.

Цель: Изучить новый гласный звук /и/ и букву И.

Задачи:
Образовательные:
– научить выделять звук /и/, находить его местоположение в слове;
– различать гласные и согласные звуки;
– соотносить звук и букву;
– уметь выделять букву в словах;
– составлять схемы слов;
– писать букву И.
Развивающие:
– развивать мыслительные процессы: внимание, память, анализ, синтез,
– развивать речь, образное мышление.
Воспитательные:
– воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, ноутбук, магнитофон, элементы буквы для конструирования (демонстрационный комплект и комплекты для индивидуальной работы), рисунок «индюк», таблица «буква И», загадки, учебник-тетрадь «От слова к букве», магнитные элементы картины «Настроение».

I. Организационный этап
(Звучит песенка «Улыбка»)
– Встаньте ровно, ребята, поприветствуем друг друга.
– Начинаем наше занятие с хорошего настроения, с улыбки. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

– Ребята, сегодня мы будем изучать новую букву, а какую вы узнаете сами, если отгадаете, слова, которые спрятались в стихотворении-загадке.

Индюки и индюшата
Интересные ребята.
На индюшек посмотри,
И запомни букву….

Вы наверно догадались, с какой буквой мы познакомимся. С буквой И.

А вот какой звук буква И обозначает, мы сейчас узнаем.

II. Основной этап

Вычленение гласного звука /и/ из слов. Звуковой анализ слов «иглы», «Ира». Составление схемы слов.
1. Откройте учебники на стр. 12.
Что изображёно в верхнем, левом углу? (иглы)
– Какой первый звук в слове «иглы»? (звук /и/ );
– Звук и гласный или согласный? (гласный)
– Что мы знаем о гласных звуках? (Гласные звуки можно петь, тянуть, они состоят из голоса)
– Докажите, что звук и гласный. (Звук можно тянуть, петь) – Дети тянут и поют звук вместе с педагогом.
– Каким цветом обозначается гласный звук? (красным)
– Раскрасьте первый кружок в схеме красным цветом.
– Послушайте и скажите. Какой второй звук слышим в слове «иглы»? (г/)
– Этот звук можно тянуть, петь? (нет)
– Значит, какой это звук? (согласный)
– Оставим в схеме кружок пустым.
– Какой звук слышим после звука г? (Звук л)
– Этот звук можем тянуть, петь? (нет)
– Значит, какой это звук? (согласный)
– Оставим в схеме кружок пустым.
– Какой последний звук в слове? (звук ы)
– Какой это звук? (гласный)
– Каким цветом обозначим гласный звук ы? (красным)
– Сколько звуков в слове? (четыре звука)
– Сколько гласных звуков? (два гласных звука)
– Сколько согласных звуков? (два согласных звука)

2. Знакомство с буквой И.
– Гласный звук и в слове «иглы» обозначается буквой И.
(Демонстрация таблицы с изображением изучаемой буквы).

3.Упражнение в выделении изучаемого звука в словах.
– Теперь рассмотрите картинки под схемами.
– Назовите предметы, в названиях которых есть звук /и/.
– Скажите, где находится звук? В начале, в середине, в конце слова?
(винт, пингвин, индеец, иглы, птицы, кит, ирис, лист, брызги и др.)

4. Конструирование буквы И.
– Из каких элементов состоит буква И.
– Две прямые параллельные палочки палочка, а третья палочка соединяет их по диагонали, снизу вверх.

– Возьмите листик картона и элементы буквы И. Они есть у каждого на столе. Составьте букву И из элементов. Наклейте на картон.

5. Физминутка (Мышки)
– Отдохнем немного.
(Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре –
Мышки дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон –
Убежали мышки вон.)

– А теперь поиграем. Я буду еще раз говорить слова этой физминутки, а вы, если услышите звук /и/, хлопайте в ладоши.

6. Упражнение в написании буквы И. (работа в учебниках)
– Сейчас мы будем учиться писать букву И, большую и малую.
– Скажите, они чем-то отличаются или нет? (Только размером)
– Давайте допишем недостающие элементы новой буквы.

7. Упражнение в распознавании новой буквы. (Работа с интерактивной доской)
А) Найдите в рисунках спрятавшуюся букву И.

Б) Найти букву И в скороговорке и обвести.
На интерактивной доске скороговорка:
«У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки»
Найдите букву И и обведите фломастером для интерактивной доски.

В) Работа со скороговоркой (разучивание).

III. Заключительный этап
– Ребята, какую букву изучили сегодня? (И)
– Какой звук она обозначает? (/и/)
– Молодцы, ребята, работали на занятии хорошо, были активны.

В заключение занятия сделаем с вами картину нашего настроения. Если на занятии вам понравилось, было интересно, вы считаете, что вам все удавалось, работали с хорошим настроением, то будете брать картинки яркие, красочные, а если нет, то хмурые, темные.
– Какая получилась картина настроения? (радостная, солнечная, яркая).

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР по теме “Звук и буква [с]”

Разделы: Логопедия

Цель: Обучение грамоте.

Задачи:

  1. Закрепить и уточнить артикуляцию звука «С».
  2. Развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза слогов и слов.
  3. Познакомить с буквой С.
  4. Обучать чтению слогов и слов с буквой С.
  5. Развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, память.
  6. Продолжать развивать мелкую и общую моторику.
  7. Воспитывать чувство любви к природе.

Оборудование: пеналы, предметные картинки, буква С, птичка с подарками, таблица по чтению, схемы-таблицы слов, песочные часы, «зимующие птицы», «домики».

Активизация и обогащение словаря: звук, слог, слово, схема, предложение, гласные, согласные звуки, звонкий, глухой, твердый, мягкий, красный, зеленый, синий.

Методические приемы: наглядные, словесные, практические, игровые, использование художественного слова, вопросы, оценка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Логопед: Дети представьте себе, что мы с вами оказались в зимнем лесу.

Вдруг подул ветер тихо-тихо: «в-в-в-в-в-в-в. »,
Закачались деревья, зашептались их верхушки: «ш-ш-ш-ш-ш. »,
Завыла вьюга, сначала тихо, затем громко: «у-у-у-у-у-у. »,
И вдруг все стихло. Тишина. Вдали послышался звук пилы: «з-з-з-з-з-з. ».
Пошел снег. Снежинки падают, падают.
Сдуйте с правой руки снежинки,
С левой руки снежинки,
С правого плеча, с левого плеча.
А на деревьях спят зимующие птицы.

Поиграем в чудесное превращение:

1, 2, 3, 4, 5 – вокруг повернись и в зимующих птиц превратись.

Дети «превращаются» в зимующих птиц и «улетают» на свои места.

II. Основная часть.

1. Знакомство со звуком.

Логопед: К нам на занятие прилетели зимующие птицы и просят у вас помощи в выполнении задания, которое задала им учительница-сова. Вы согласны?

Логопед: Чтобы справиться с заданиями, необходимо познакомиться с новым звуком, а какой это звук вы догадаетесь, если отгадаете загадку. В слове-отгадке он стоит первым.

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(снег)

Логопед: Загадку отгадали правильно. А какой звук стоит первым в этом слове?

2. Артикуляция звука [С] и его характеристика.

(используется схема для характеристики звука)

3. Игра: «Лови звук».

Развитие фонематического восприятия.

A) выделение звука в звукоряде:
С, М, 3, Н, С, Р, К, С.

Б) в слогах:
СА, ЗА, АС, КА, СЫ, УС.

B) в словах:
Санки, сад, ком, сом, лиса, кипа, доска, снегирь, воробей, синица.

4. Развитие звукового анализа и синтеза на слух.

Логопед: Дети, определите сколько звуков я сказала: СА, СОК, ЛИСА.

– Какой звук 1, 2, 3 .

5. Игра: «Загадочные конверты».

Логопед: Сова передала загадочные конверты с картинками и попросила определить место звуков [С],[С’] в названиях картинок.

САНКИ, СОСУЛЬКА, АВТОБУС, СНЕГИРЬ, СИНИЦА, СИТО.

6. Игра: «Домик».

Логопед: В этой игре нужно определить место звуков [с],[с’] в словах на слух. Я буду произносить слова, а вы будите класть фишку в то или другое окошечко домика в зависимости от того, где стоят звуки в данных словах.

СНЕГ, СИНИЦА, НОС, КОСЫНКА, СОРОКА, ГУСЬ, ЛИСА, СИМА.

7. Задание-ребус.

Логопед: Вам нужно отгадать имя мальчика, используя первые звуки в названиях картинок: СВЕЧА, АПЛЬСИН, ШАР, АСВТОБУС (Саша)

8. Упражнение: «Подбери картинку»

Логопед: Сова приготовила схемы, к которым нужно подобрать картинки или слова.

9. Пальчиковая гимнастика.

1, 2, 3, 4, 5
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись,
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.

10. Физ. минутка.

Сегодня из снежного мокрого кома
Мы снежную бабу слепили у дома,
Стоит наша баба у самых ворот,
Никто не проедет, никто не пройдет.
Знакома она уже всей детворе,
А шарик все лает: «Чужой во дворе»

11. Знакомство с буквой С.

Логопед показывает детям букву С и спрашивает:

– На что похожа буква С?

– Давайте напечатаем букву С в воздухе, а теперь на столе.

12. Игра: «Покорение вершин».

Логопед вывешивает на доску плакат и предлагает детям прочесть слоги, двигаясь от подножья к вершине и наоборот.

13. Игра: «Буква потерялась».

Логопед вывешивает на доску плакаты со словами, в которых пропущены буквы.

– Сова придумала еще одно сложное задание, написала слова, но в них пропущены буквы.

Вам необходимо догадаться какие это буквы, вставить их, и прочесть полученные слова.

14. Игра-соревнование: «Кто больше составит слов из слогов».

Первая команда
КО, СА, СИ, МА, САН, КИ
коса
Сима
санки
Вторая команда
ЛИ, СА,СА, ША, ДОС, КА
лиса
Саша
доска

Дети делятся на две команды и подходят к столам, на которых разложены слоги.

15. Упражнение: «Составь предложение»

Логопед предлагает посмотреть на схему и составить предложение со словом СИНИЦА.

Читайте также:  Конспект логопедического индивидуального занятия (Дифференциация звуков, букв С-Ц в словах, словосочетаниях)
Ссылка на основную публикацию