Конспект занятия по грамоте “Звук и буква В, чтение слогов”
Содержимое разработки
Луганской Народной Республики
«Луганский учебно – воспитательный комплекс №31»
Конспект занятия по подготовке к грамоте в подготовительной группе
Тема: «Звук и буква «В» чтение слогов»
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква В»
Цель: Познакомить с буквой В. Учить дифференцировать звуки [В], [В‘] по твёрдости-мягкости.
– уточнить фонематическое представление детей о новом звуке;
– познакомить с буквой В;
– Познакомить с их письменным обозначением – буквой В.
– продолжать учить определять позицию звука (в) в слове (начало, середина, конец);
– закреплять изученные буквы;
– закреплять навык определения количества слогов в словах со звуком (в);
– развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие, память, мелкую моторику;
– Обогащать словарный запас;
– Развивать связную речь.
– воспитывать интерес к занятиям;
Схема характеристики звуков, картинка мальчика, картинка девочки, фишки к звуковому анализу, картинки к физ-ке, карточки-буквы, слоговая таблица с буквой В, индивидуальные карточки (тест-закрепление), простые карандаши.
Методы и приёмы:
1. Наглядность (предметные картинки, изображение вороны, буква в, звуки.)
2. Игра (занятие построено с использованием игровых моментов.)
3. Смена деятельности детей во время работы.
4. Поисковые действия использовались (искали место звука в словах).
Утром встаём с детьми в круг и говорим:
Здравствуй правая рука- протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука – протягиваем вперёд,
берёмся одной рукой с соседом,
берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг-
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть- приседаем,
Можем мы большими быть- встаём,
Но один никто не будет
Ребята, давайте поиграем в игру «Один – много» я бросаю мяч и называю слово, а вы называете во множественном числе.
Например: Грач –грачи.
Воробей, ворона, голубь, снегирь, синица, сова, дятел, галка, сорока, дрозд, кукушка, клёст и т.д.
2. Артикуляционная гимнастика.
Ребята, что произносит человек? (звуки)
Для того чтобы наша речь была чёткой и понятной, мы сейчас сделаем артикуляционные упражнения.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
Один, два, три, четыре, пять –
Заборчик можно убирать.
Губы плавно округляем,
Словно бублик получаем.
Их теперь нельзя смыкать,
Бублик надо удержать.
Язык лопатой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И во рту его держать.
Дуем с лопатки так, чтобы снежинка начала плавно двигаться.
– На какие две группы делятся звуки? (гласные, согласные)
– Какие звуки мы называем гласными? (произносятся долго, нараспев; воздух не встречает препятствий на своём пути, всегда с участием голоса).
– Каким цветом в звуковом анализе обозначаем гласные звуки?
– Какие звуки называем согласными? (воздух встречает препятствие на своём пути, состоят из шума и голоса или только из шума)
– Какими могут быть согласные звуки? (звонкими или глухими; твердыми или мягкими).
– Каким цветом обозначаем твердые согласные звуки? А мягкие согласные?
В помощь обучающимся на доске находится схема:
Изучение новой темы.
Сегодня мы будем продолжать знакомиться со звуками. А какие это будут звуки, Вы сами чуть позже скажите. Для этого давайте познакомимся с гостями, которые пришли к нам на занятие.
На доску вывешиваются изображения мальчика и девочки.
Это Вова и Вика.
– Как зовут мальчика? (Вова).
– Какой первый звук в слове Вова? ([В]).
– Дайте характеристику звуку [В].
[В] – согласный, звонкий, твердый (каждая характеристика проверяется педагогом и детьми- наличие препятствия для воздуха, работа голосовых связок (ладонь на горлышке), твердое произнесение). Обозначаем синей фишкой.
Составьте звуковую модель слова Вова (один ребенок у доски, остальные у себя на партах)
– Сколько слогов в слове Вова? (2)
– Как зовут девочку? (Вика).
– Какой первый звук в слове Вика? ([В*]).
– Дайте характеристику звуку [В*].
[В*] – согласный, звонкий, мягкий (каждая характеристика проверяется педагогом и детьми — наличие препятствия для воздуха, работа голосовых связок (ладонь на горлышке), мягкое произнесение). Обозначаем зеленой.
Составьте звуковую модель слова Вика (один ребенок у доски, остальные у себя на партах)
– Сколько слогов в слове Вика?(2)
Давайте повторим. Дайте характеристику звукам (В), (В*,)
Звук (В) – какой он? Согласный, звонкий, твёрдый.
Звук (В*,) – какой он? Согласный, звонкий, мягкий.
Правильно дали характеристику звукам, молодцы!
Каким цветом обозначаем на схеме звук (В) твёрдый? (синим)
Каким цветом обозначаем на схеме звук (В,) мягкий? (зелёным)
Так о каких звуках мы сегодня говорим на занятии? ([В], [В*]). Правильно, молодцы!
Деление картинок на мягкий и твердый звук.
Ребята Вова и Вика несли вам картинки и по дороге рассыпали и все картинки перемешались, давайте поможем ребятам собрать картинки. Только Вова собирает картинки с твердым звуком, а Вика с мягким.
Ведро, Веник, Вилка, Ковер, Волк. Вагон, Вулкан и тд.
Раз — подняться, подтянуться,
Два — согнуться , разогнуться,
Три — в ладошки три хлопка, головою три кивка,
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на стульчик сесть опять.
6. Знакомство с буквой В.
Ребята, но для обозначения буквы на письме нам нужен знак как ее обозначать, посмотрите на нее.
Вот буква В – она служит для обозначения звуков (В), (В*,) на письме.
Стихотворение о букве:
У буквы В, ну прямо смехота –
На удивление два живота.
Давайте повторим: (дети повторяют стихотворение)
«Раздели слова на слоги»
ВАТА, ВОДА, СОВА, ВЕТЕР, КЛЮКВА, ВАГОНЫ, ВАФЛИ – ДИВАН, ТЫКВА, ВАЗА, БУКВЫ.
Чтение слогов прошлого занятия с буквой М
Со словом ВОВА.
Закрепление полученных знаний на занятии.
Пальчиковая гимнастика “Дружба”
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
С вами мы подружимся
Раз, два, три, четыре, пять,
начинаем мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать.
Самостоятельная работа детей на индивидуальных карточках.
– О каких звуках говорили сегодня на уроке?
– Дайте характеристику этих звуков.
Молодцы!
Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: “Звук (и) и буква (и) Ии.”
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: “Звук (и) и буква (и) Ии.” | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной.
Тема: «Звук [и] и буква Ии»
– Учить анализировать звуковой ряд; знакомить с буквой Ии ; – Совершенствовать умение в образовании множительного числа существительных с окончанием – и ;
– Работать с лексическим значением слова.
Оборудование : Картинки; панно букв.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Они хотят посмотреть, что вы умеете, чему научились.
А нам надо вспомнить, как вести себя.
За столом сиди ты стройно и веди себя спокойно.
Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними.
(Воспитатель рассказывает историю, выделяя звук [ и ].)
1. Воспитатель: Ребята я расскажу вам рассказ про двух мальчиков.
Мальчики И- и-и- горь и Ти- и-и -ма седели на берегу реки-и-и. они играли в камешки. Вдруг рядом запела какая-то пти- и-и -ца. « И-и-и »- выводила она свои трели.
Тима сказал: «Это иволга». Игорь никогда не видел эту птицу. Они тихо подошли к иве. На нижней ветки куста сидела желтая птичка иволга и пела свою печальную песню.
2. Артикуляция звука. ( Вопросы и ответы:)_
– Как звали мальчиков? ( И-и-и -горь и Т и-и-и -ма)
– Как звали птицу? ( и волга)
– Какую пела песню иволга? ( И-и-и .)
– Какой звук в этих словах слышали? ( и )
Воспитатель: А скажите, пожалуйста, песенка иволги похожа на звук [ и ], (ответ детей)
(при произнесении звука [и] губы улыбаются, зубы сближены, воздушная струя идет спокойно, голосовые связки вибрирую).
3. Характеристика звука. Звук [ и ]- гласный.
Воспитатель: Какие слова ребята вы запомнили со звуком [ и ]?
(Возможны наводящие и вопросы воспитателя.) воспитатель особенно хвалит детей за слова, в которых звук [и] находиться в начале слова в безударной позиции, в середине и в конце слова.
Воспитатель: Ребята давайте разберем значение некоторых слов:
(педагог предлагает детям объяснить значение слов дать полный ответ.)
- Ива – это (ответ детей растение)
- Иволга – это кто (ответ детей птица)
- Изгородь – это что (ответ детей забор)
- Игорь – это фамилия или имя (ответ детей имя).
- Свитер – это что (ответ детей одежда).
Воспитатель: Молодцы справились заданием. Ребята, а Игорь умеет играть на дудочки. И он нам сыграет на дудочке. Игорь взял дудочку и сыграл такую песенку: а и у (а-а-а-и-и-и-у-у-у). Тима захотел ее повторить. Он понят, что песенка состояла из трех звуков. (Воспитатель повторяет песенку, загибая пальцы.)
первый – [а], второй – [и], третий – [у], разобрав эту песенку, Игорь правильно ее исполнил.
Воспитатель : А сейчас мы с вами разберем следующую песенку
(сколько звуков, какие звуки, в какой последовательности звучат):
- И-а-у (и-и-и-а-а-а-у-у-у);
- А-у-и (а-а-а-у-у-у-и-и-и);
- У-и-а (у-у-у-и-и-и-а-а-а).
- Образование множительного числа существительных с окончанием – и .
Воспитатель: Ребята, а Игорь тоже ходит в детский сад и очень любит его, потому что здесь его друзья, любимые воспитатели, а еще потому, что здесь всего много. И Игорь хочет снами сделать
У медведя дом большой,
А у зайки маленький
Наш медведь пошел домой,
А за ним и заинька.
Воспитатель: Ребята у Игоря дома один стульчик, а здесь в детском саду много стульчиков. Давайте выполним следующее задание.
(Далее воспитатель называет слова в единственном числе. А дети образуют множественное число и тянут звук [и] в конце слова)
Примерный набор слов: танк, маска , краска , тетрадь , собака , куртка, машинка, значок .
Дети: танки, маски, краски, тетради,
собаки, куртки, машины, значки.
5. Знакомство с образом буквы.
Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим карточку с изображением буквы Ии . Буква ( И) заселяется на панно букв по адресу: пятый этаж, квартира №4 (четвертая квартира слева).
6. Аналитико-синтетическая деятельность.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Скакалка»
Цель: Тренировать большие пальцы рук.
– У Тимы есть сестра Ира.
Она младше Тимы, но уже умеет прыгать через скакалку (прыгалка).
Дети встают, ладони сжаты в кулачки, руки опущены в низ большие пальцы вытянуты (с напряжением) и делают круговые движения. Крутить скакалочку сначала с одну сторону, затем в другую.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [и], буква И»
Наталья Клюшникова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [и], буква И»
– дать понятие о механизме образования звука И;
– познакомить ребят с многозначными словами.
Развивающие:
-развивать у детей навыки звукового анализа;
-развивать фонематический слух и восприятие;
-закреплять понятие «гласный звук»;
-развивать мелкую моторику; развивать память, мышление, внимание;
Воспитательные:
– воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Оборудование:
предметные картинки, буква [И], раздаточный материал, слоговая таблица.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Воспитатель: Ребята! Доброе утро!
Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.
А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в нашем сердце.
Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.
А сейчас откройте глаза.
Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.
Дети: Доброе утро!
Воспитатель:
Сядьте, пожалуйста, на стульчики и послушайте стихотворение.
2. Чтение стихотворения.
Выделение начального звука в слове «иголка».
«Есть иголки у ежа.
Есть иголки для шитья.
И у ёлки есть иголки»
Воспитатель:
– Какое слово прозвучало несколько раз?
Дети:
Воспитатель:
– Иголки одинаковые или разные? Посмотрите, пожалуйста, на фланелеграф.
Ребёнок:
Воспитатель:
Правильно. У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными.
Давайте запомним это слово.
3. Игровой приём: «Шагаем по ладошке и медленно произносим слово».
Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка».
– Какой звук я выделяла голосом?
Дети:
Воспитатель:
Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук [И].
4. Артикуляция звука и его характеристика.
Воспитатель:
– Давайте все вместе произнесём звук [и].
Дети:
Воспитатель:
– Когда мы произносим звук (И, то:
-губки – «в улыбки»
-зубки сближены, но не сомкнуты;
-язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов;
-горлышко «работает» (рука ребенка для контроля лежит на горлышке).
Звук (И) – гласный, его можно петь (губы, язык и зубы не мешают свободному прохождению воздуха).
-Как вы думаете, можно ли увидеть звук (И?
-Звук (И) обозначается буквой (И). Вот как она выглядит.
-Возьмите свои буковки и обведите их пальцем (работа с раздаточным материалом) (показ буквы)
5. Место звука (И) в трех позициях: в начале слова, в середине и в конце.
-Дети, скажите, пожалуйста, имена и фамилии каких детей нашей группы начинаются со звука И?
Ира, Арина, Иван, Тимофей, Ивашина, и т. д.
6. Гимнастика для пальчиков и глаз.
Идут четыре братца навстречу старшему.
– Здравствуй, большак! – говорят.
(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам, закрывать и открывать глаза).
Да крошка Тимошка!
7. Игра на закрепление места звука (И) в словах “Угадай звук”
Воспитатель показывает картинку ; дети должны хлопнуть в ладоши, если на картинке есть звук И, а если нет – убрать руки за спину.
8. Чтение слоговой таблицы и слов, составленных из этих слогов.
Воспитатель:
МИША, РИТА, НИНА, КИРА, ЛИНА
9. Физкультминутка
Ира, Инна и Иван
На местах остановились. (соответствующие движения)
10. Индивидуальная работа по разрезной азбуке.
Из слогов составить отгадки на загадки:
Все пробует на зуб:
И сосну, и клен, и дуб. (Пила)
Очень редко отдыхает,
Но всегда фонтан пускает
Ну, конечно, – это (Кит)
Эта ягода лесная
Нам лекарство заменяет –
Если Вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с. (Малиной)
Воспитатель вызывает детей, называя их звуками в разбивку.
-Максим будет звуком- Т, Ангелина – И, Артем – К.
Дети составляют на фланелеграфе слово КИТ, выставляя в нужном порядке свои буквы.
11. Работа в тетрадях
Воспитатель:
12. Подведение итогов:
– С каким звуком вы сегодня познакомились?
– Можно ли этот звук петь?
– Как называются звуки, которые поются?
Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У» Цель: Обобщение знаний о звуке и букве У. Развивать умение выделять гласный звук У из ряда других звуков, из слов. ; подбор слов на заданный.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ц] и буква Ц, ц» МБДОУ ЦРР детский сад №60 «Ягодка» Село Кулешовка, Азовский район Ростовской области Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ц]. Буква Ц» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ц, научить чи- тать слова с данной буквой; формировать на- выки орфоэпически правильного, вырази.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ч]. Буква Ч. Сочетания ча, чу» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ч, сочетаниями ЧА, ЧУ, научить правильно читать слова и сочетания; формировать навыки орфоэпи.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [й]. Буква Й» Цели занятия: познакомить детей с буквой Й, научить чи- тать слова с данной буквой; совершенство- вать навыки правильного, выразительного.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Н» Звук и буква Н Образовательные задачи. Буква Н и звук [н]. Формирование умения на-ходить новую букву среди других букв алфавита. Совершенствование.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [щ]. Согласная буква Щ. Сочетания Ща, щу» Цели занятия: познакомить детей с буквой Щ, сочетания- ми ЩА, ЩУ, научить читать слоги и слова с данной буквой и сочетаниями; формировать.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ш]. Буква Ш» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ш, учить узна- вать ее зрительно, читать с ней слоги и слова; закреплять умение делить слова на.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ж]. Буква Ж. Прописная буква в географических названиях» Цели занятий: познакомить детей с буквой Ж, научить уз- навать букву зрительно, читать с ней слоги и слова; дать представление о правиле.
Занятие по обучению грамоте Тема: «Звук [И] и буква И» Кні/Дата: Білім беру саласы/Область: комуникация Блімі/Раздел: основы грамоты Таырыбы/Тема: «Звук и буква.
Занятие по обучению грамоте в старшей группе «Звук И. Буква И »
Змановская Роза Джумаевна,
МКДОУ “Детский сад к/в
Пуровский район, г.Тарко-Сале
Цели:
Коррекционно-образовательные:
– дать понятие о механизме образования звука И;
– познакомить ребят с многозначными словами.
Коррекционно-развивающие:
– учить детей образовывать слова с уменьшительно-
ласкательными и увеличительными суффиксами;
– развитие фонематического слуха, слухового
внимания и памяти;
– развитие умения составлять из частей целостное
– учить детей выделять ударный гласный в начальной позиции;
Коррекционно-воспитательная:
– воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Оборудование:
предметные картинки, картина, на которой изображена весёлая девочка, свеча, фланелеграф, игра «Сложи картинку», «портреты» братьев Ик, Ищ, буква [И], раздаточный материал (буквы И из бархатной бумаги), атрибуты к игре «Скачка», музыкальный диск (танцевальная мелодия).
Словарная работа:
Глас (древнерусское слово) – голос.
Ход занятия:
Снятие психоэмоционального напряжения.
Логопед: Ребята! Доброе утро!
Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.
А чтобы настроение было хорошим и весёлым, как у этой девочки (показ картины), давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в нашем сердце.
Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.
А сейчас откройте глаза.
(Берёт зажжённую свечу).
Посмотрите, искорка превратилась в огонёк, от которого нам тепло и хорошо.
Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.
Дети: Доброе утро!
Логопед:
Сядьте, пожалуйста, на стульчики и послушайте стихотворение.
2. Чтение стихотворения.
Выделение начального звука в слове «иголка».
«Есть иголки у ежа.
Есть иголки для шитья.
И у ёлки есть иголки»
Логопед:
– Какое слово прозвучало несколько раз?
Дети:
– Вы повторяли несколько раз слово «иголки».
Логопед:
– Иголки одинаковые или разные? Посмотрите, пожалуйста, на фланелеграф.
Ребёнок:
Логопед:
Правильно. У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными.
Давайте запомним это слово.
Игровой приём: «Шагаем по ладошке и медленно произносим слово».
Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка».
– И- и- и- иголка.
– Какой звук я выделяла голосом?
Дети:
Логопед:
Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук [И].
3. Артикуляция звука и его характеристика.
Логопед:
– Давайте все вместе произнесём звук [и].
Дети:
Логопед:
– Какой красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым.
Как вы думаете, этот звук длинный или короткий?
Дети произносят звук.
Вопросы:
Когда вы произносили этот звук, вам мешали губы, язык?
Дети:
– При произнесении звука [И] нам не мешали губы, язык.
Логопед:
– Этот звук поётся?
Дети:
– Этот звук можно петь.
Логопед:
– Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос.
Много лет тому назад вместо слова голос говорили «глас». Так появилось слово «гласные».
Звук [И] – гласный звук.
Пусть каждый из вас посмотрит в зеркало и увидит, какое положение занимают губы, язычок при произнесении звука [И].
Вывод: Губы улыбаются, язычок внизу, воздух выходит широкой струйкой. Звук [И] – гласный звук и обозначается красной фишкой.
4. Упражнение с чётками.
Логопед:
– Ребята! Подойдите ко мне и возьмите чётки.
Установка: на каждую строчку отодвигаем одну бусину.
«И у дедушки есть.
И у бабушки есть.
Чтоб его узнать,
Надо вслух назвать»
Дети:
(Если задание вызвало затруднение, задать наводящий вопрос).
Логопед:
– Я называла имена детей.
Есть имена и у пальчиков.
Гимнастика для пальчиков и глаз.
Идут четыре братца навстречу старшему.
– Здравствуй, большак! – говорят.
(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам, закрывать и открывать глаза).
Да крошка Тимошка!
( Дети подходят к столам и садятся на стульчики).
5. Игровое упражнение «Не ошибись!»
Установка:
– Сейчас я буду называть имена мальчиков и девочек. Если вы услышите в имени звук [и], то возьмите часть картинки и положите на стол перед собой.
Оля, Семён, Игорь, Саша, Вера, Маша, Инга, Алёша, Павел, Настя, Ира, Вася, Коля, Инна, Анна, Клава, Ирма.
Логопед:
– Кто из вас назовёт имена со звуком [и] в начале слова?
(Вызывает одного из ребят).
– Молодец! Ты внимательно слушал меня.
Теперь я попрошу вас соединить части картинки.
Кого вы видите перед собой?
Дети:
– Да это же лошадки!
Логопед:
А как они подают голос?
Дети: И-и-го-го!
Логопед:
Какой звук вы услышали в этой песенке?
Дети:
Логопед:
– А как зовут детёныша лошади?
– Жеребёнок.
Логопед:
Жеребёнок вырастет и превратится в коня-скакуна. А теперь мы поиграем, сильный, ловкий кто, узнаем.
6. Киргизская народная игра «Скачка»
Звучит музыка. Дети, выполняя поскоки, передвигаются по кругу.
В центре круга стоит водящий и машет платочком. Если музыка смолкнет, водящий бросит платок вверх. Место водящего займёт тот, кто поймает платочек.
7. Сказка о братьях Ик, Ищ.
Сядьте, пожалуйста, на коврик. Я хочу рассказать вам сказку.
Жили-были два брата. Одного звали Ик, а другого – Ищ.
Ик был маленький, а Ищ – огромный (показ «портретов»)
У Ика был домик, а у Ища – домище.
А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.
(Проводится игровое упражнение «Закончи предложение»).
У Ика не глаз, а … и т.д.
Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.
У Ища, не рот, а… У Ища не нос, а …
У Ища не глаз, а …
Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о брате Ище.
В именах Ик, Ищ, есть общий звук. Назовите его, пожалуйста.
Дети:
–Это звук [и].
Логопед:
– Как вы думаете, можно ли увидеть звук [И]?
Ребёнок:
– Звуки мы не видим.
Логопед:
– Для обозначения звуков люди придумали специальные знаки (буквы).
Звук [И] обозначается буквой [И]. Вот как она выглядит (показ буквы).
Возьмите свои буковки и обведите их пальцем (работа с раздаточным материалом).
Игровое упражнение «Нарисуем букву носиком»
8. Итог занятия.
Логопед:
– С каким звуком вы сегодня познакомились?
– Можно ли этот звук петь?
– Как называются звуки, которые поются?
– Какой буквой обозначается звук [И]?
Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.
Литература
1.А.И. Максаков, Г.А. Тумакова «Учите, играя»
Москва, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
2. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»
Москва, издательство «Мозаика-Синтез», 2010г.
3. Г.А.Османова «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики»
Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2008г.
4. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР»
5. З.А. Репина, В.И.Буйко «Уроки логопедии»
Екатеринбург, издательство «Литур», 1999г.
«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000971 дата отправки 26 марта 2013 г., № квитанции 62502659111170
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf
Конспект занятия по обучению грамоте детей старшей группы. Звук и буква И
Конспект занятия по образовательной области «Обучение грамоте» для детей пяти лет по программе «Знайка» первого года обучения. Данная разработка будет полезна педагогам дополнительного образования, работающим по программам предшкольной подготовки.
Тема: Буква И. Звуки /и/.
Цель: Изучить новый гласный звук /и/ и букву И.
Задачи:
Образовательные:
– научить выделять звук /и/, находить его местоположение в слове;
– различать гласные и согласные звуки;
– соотносить звук и букву;
– уметь выделять букву в словах;
– составлять схемы слов;
– писать букву И.
Развивающие:
– развивать мыслительные процессы: внимание, память, анализ, синтез,
– развивать речь, образное мышление.
Воспитательные:
– воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Оборудование: мультимедийная доска, проектор, ноутбук, магнитофон, элементы буквы для конструирования (демонстрационный комплект и комплекты для индивидуальной работы), рисунок «индюк», таблица «буква И», загадки, учебник-тетрадь «От слова к букве», магнитные элементы картины «Настроение».
I. Организационный этап
(Звучит песенка «Улыбка»)
– Встаньте ровно, ребята, поприветствуем друг друга.
– Начинаем наше занятие с хорошего настроения, с улыбки. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.
– Ребята, сегодня мы будем изучать новую букву, а какую вы узнаете сами, если отгадаете, слова, которые спрятались в стихотворении-загадке.
Индюки и индюшата
Интересные ребята.
На индюшек посмотри,
И запомни букву….
Вы наверно догадались, с какой буквой мы познакомимся. С буквой И.
А вот какой звук буква И обозначает, мы сейчас узнаем.
II. Основной этап
Вычленение гласного звука /и/ из слов. Звуковой анализ слов «иглы», «Ира». Составление схемы слов.
1. Откройте учебники на стр. 12.
Что изображёно в верхнем, левом углу? (иглы)
– Какой первый звук в слове «иглы»? (звук /и/ );
– Звук и гласный или согласный? (гласный)
– Что мы знаем о гласных звуках? (Гласные звуки можно петь, тянуть, они состоят из голоса)
– Докажите, что звук и гласный. (Звук можно тянуть, петь) – Дети тянут и поют звук вместе с педагогом.
– Каким цветом обозначается гласный звук? (красным)
– Раскрасьте первый кружок в схеме красным цветом.
– Послушайте и скажите. Какой второй звук слышим в слове «иглы»? (г/)
– Этот звук можно тянуть, петь? (нет)
– Значит, какой это звук? (согласный)
– Оставим в схеме кружок пустым.
– Какой звук слышим после звука г? (Звук л)
– Этот звук можем тянуть, петь? (нет)
– Значит, какой это звук? (согласный)
– Оставим в схеме кружок пустым.
– Какой последний звук в слове? (звук ы)
– Какой это звук? (гласный)
– Каким цветом обозначим гласный звук ы? (красным)
– Сколько звуков в слове? (четыре звука)
– Сколько гласных звуков? (два гласных звука)
– Сколько согласных звуков? (два согласных звука)
2. Знакомство с буквой И.
– Гласный звук и в слове «иглы» обозначается буквой И.
(Демонстрация таблицы с изображением изучаемой буквы).
3.Упражнение в выделении изучаемого звука в словах.
– Теперь рассмотрите картинки под схемами.
– Назовите предметы, в названиях которых есть звук /и/.
– Скажите, где находится звук? В начале, в середине, в конце слова?
(винт, пингвин, индеец, иглы, птицы, кит, ирис, лист, брызги и др.)
4. Конструирование буквы И.
– Из каких элементов состоит буква И.
– Две прямые параллельные палочки палочка, а третья палочка соединяет их по диагонали, снизу вверх.
– Возьмите листик картона и элементы буквы И. Они есть у каждого на столе. Составьте букву И из элементов. Наклейте на картон.
5. Физминутка (Мышки)
– Отдохнем немного.
(Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре –
Мышки дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон –
Убежали мышки вон.)
– А теперь поиграем. Я буду еще раз говорить слова этой физминутки, а вы, если услышите звук /и/, хлопайте в ладоши.
6. Упражнение в написании буквы И. (работа в учебниках)
– Сейчас мы будем учиться писать букву И, большую и малую.
– Скажите, они чем-то отличаются или нет? (Только размером)
– Давайте допишем недостающие элементы новой буквы.
7. Упражнение в распознавании новой буквы. (Работа с интерактивной доской)
А) Найдите в рисунках спрятавшуюся букву И.
Б) Найти букву И в скороговорке и обвести.
На интерактивной доске скороговорка:
«У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки»
Найдите букву И и обведите фломастером для интерактивной доски.
В) Работа со скороговоркой (разучивание).
III. Заключительный этап
– Ребята, какую букву изучили сегодня? (И)
– Какой звук она обозначает? (/и/)
– Молодцы, ребята, работали на занятии хорошо, были активны.
В заключение занятия сделаем с вами картину нашего настроения. Если на занятии вам понравилось, было интересно, вы считаете, что вам все удавалось, работали с хорошим настроением, то будете брать картинки яркие, красочные, а если нет, то хмурые, темные.
– Какая получилась картина настроения? (радостная, солнечная, яркая).
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР по теме “Звук и буква [с]”
Разделы: Логопедия
Цель: Обучение грамоте.
Задачи:
- Закрепить и уточнить артикуляцию звука «С».
- Развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза слогов и слов.
- Познакомить с буквой С.
- Обучать чтению слогов и слов с буквой С.
- Развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, память.
- Продолжать развивать мелкую и общую моторику.
- Воспитывать чувство любви к природе.
Оборудование: пеналы, предметные картинки, буква С, птичка с подарками, таблица по чтению, схемы-таблицы слов, песочные часы, «зимующие птицы», «домики».
Активизация и обогащение словаря: звук, слог, слово, схема, предложение, гласные, согласные звуки, звонкий, глухой, твердый, мягкий, красный, зеленый, синий.
Методические приемы: наглядные, словесные, практические, игровые, использование художественного слова, вопросы, оценка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Логопед: Дети представьте себе, что мы с вами оказались в зимнем лесу.
Вдруг подул ветер тихо-тихо: «в-в-в-в-в-в-в. »,
Закачались деревья, зашептались их верхушки: «ш-ш-ш-ш-ш. »,
Завыла вьюга, сначала тихо, затем громко: «у-у-у-у-у-у. »,
И вдруг все стихло. Тишина. Вдали послышался звук пилы: «з-з-з-з-з-з. ».
Пошел снег. Снежинки падают, падают.
Сдуйте с правой руки снежинки,
С левой руки снежинки,
С правого плеча, с левого плеча.
А на деревьях спят зимующие птицы.
Поиграем в чудесное превращение:
1, 2, 3, 4, 5 – вокруг повернись и в зимующих птиц превратись.
Дети «превращаются» в зимующих птиц и «улетают» на свои места.
II. Основная часть.
1. Знакомство со звуком.
Логопед: К нам на занятие прилетели зимующие птицы и просят у вас помощи в выполнении задания, которое задала им учительница-сова. Вы согласны?
Логопед: Чтобы справиться с заданиями, необходимо познакомиться с новым звуком, а какой это звук вы догадаетесь, если отгадаете загадку. В слове-отгадке он стоит первым.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(снег)
Логопед: Загадку отгадали правильно. А какой звук стоит первым в этом слове?
2. Артикуляция звука [С] и его характеристика.
(используется схема для характеристики звука)
3. Игра: «Лови звук».
Развитие фонематического восприятия.
A) выделение звука в звукоряде:
С, М, 3, Н, С, Р, К, С.
Б) в слогах:
СА, ЗА, АС, КА, СЫ, УС.
B) в словах:
Санки, сад, ком, сом, лиса, кипа, доска, снегирь, воробей, синица.
4. Развитие звукового анализа и синтеза на слух.
Логопед: Дети, определите сколько звуков я сказала: СА, СОК, ЛИСА.
– Какой звук 1, 2, 3 .
5. Игра: «Загадочные конверты».
Логопед: Сова передала загадочные конверты с картинками и попросила определить место звуков [С],[С’] в названиях картинок.
САНКИ, СОСУЛЬКА, АВТОБУС, СНЕГИРЬ, СИНИЦА, СИТО.
6. Игра: «Домик».
Логопед: В этой игре нужно определить место звуков [с],[с’] в словах на слух. Я буду произносить слова, а вы будите класть фишку в то или другое окошечко домика в зависимости от того, где стоят звуки в данных словах.
СНЕГ, СИНИЦА, НОС, КОСЫНКА, СОРОКА, ГУСЬ, ЛИСА, СИМА.
7. Задание-ребус.
Логопед: Вам нужно отгадать имя мальчика, используя первые звуки в названиях картинок: СВЕЧА, АПЛЬСИН, ШАР, АСВТОБУС (Саша)
8. Упражнение: «Подбери картинку»
Логопед: Сова приготовила схемы, к которым нужно подобрать картинки или слова.
9. Пальчиковая гимнастика.
1, 2, 3, 4, 5
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись,
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.
10. Физ. минутка.
Сегодня из снежного мокрого кома
Мы снежную бабу слепили у дома,
Стоит наша баба у самых ворот,
Никто не проедет, никто не пройдет.
Знакома она уже всей детворе,
А шарик все лает: «Чужой во дворе»
11. Знакомство с буквой С.
Логопед показывает детям букву С и спрашивает:
– На что похожа буква С?
– Давайте напечатаем букву С в воздухе, а теперь на столе.
12. Игра: «Покорение вершин».
Логопед вывешивает на доску плакат и предлагает детям прочесть слоги, двигаясь от подножья к вершине и наоборот.
13. Игра: «Буква потерялась».
Логопед вывешивает на доску плакаты со словами, в которых пропущены буквы.
– Сова придумала еще одно сложное задание, написала слова, но в них пропущены буквы.
Вам необходимо догадаться какие это буквы, вставить их, и прочесть полученные слова.
14. Игра-соревнование: «Кто больше составит слов из слогов».
Первая команда КО, СА, СИ, МА, САН, КИ коса Сима санки | Вторая команда ЛИ, СА,СА, ША, ДОС, КА лиса Саша доска |
Дети делятся на две команды и подходят к столам, на которых разложены слоги.
15. Упражнение: «Составь предложение»
Логопед предлагает посмотреть на схему и составить предложение со словом СИНИЦА.