НОД по формированию фонематического восприятия

НОД по развитию фонематического слуха для преодоления дизграфии в старшей группе

Цели:

– Закреплять навыки различения и произношения изученных звуков в слогах, словах и предложениях;

– Закреплять представление детей о гласных и согласных звуках, учить выделять звуки из начала и конца слова;

– Развивать слуховое восприятие, слуховое внимание и фонематический слух;

– Упражнять в звуковом анализе сочетаний типа: ауои, обратных и прямых слогов;

– Развивать слуховую память, учить воспроизводить ряды, состоящие из трех прямых слогов;

– Учить вслушиваться в звучание слов, находить сходные и разные по звучанию слова, развивать чувство ритма и языковую реакцию.

– Развивать реакцию на интонацию. Воспитывать у детей интонационную выразительность речи.

Оборудование: карточки с ритмическим рисунком, символами звуков, для называния гласных звуков, пирамида из кубиков, два мяча, зеркальце, картинки клоунов, игра «звучащие картинки», веревочка с узлами, бумага, карандаши, ширма, игрушки – медведь, слон, лисица.

Дети, подойдите все ко мне и станьте в круг.

(Звучит спокойная музыка.)

Настал новый день. Давайте улыбнемся друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все месте. Мы спокойны и добры. Мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, красоту и доброту. А выдохните через ротик обиды, огорчения и злобу.

(Дети делают вдох и выдох еще 2 раза.)

А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра. А поможет нам в этом маленький мячик. Какого цвета мячик я сегодня принесла на занятие?

(Дети отвечают – зеленый.)

Мы будем передавать его правой рукой, держа большим пальцем и мизинчиком, вот так (показываю).

Дети передают друг другу мяч и желают доброго утра.

Например: «Доброе утро, Сашенька, доброе утро, Леночка и т.д.».

Дети, на какой планете мы с вами живем?

На планете Земля.

А сегодня я предлагаю вам отправиться на планету, которая называется «Детство».

На этой планете мы будем играть со звуками и словами, петь песни, рисовать и даже сочинять стихи.

На планету что б попасть,

Надо всем сначала встать.

Хлопнуть, топнуть и нагнуться,

Вновь подняться, потянуться,

Тихо сесть, глаза закрыть,

Обо всем на миг забыть,

Хором всем сказать слова:

«Здравствуй, детство и игра!».

(Дети выполняют движения по ходу стихотворения.)

Итак, мы на веселой планете «Детство».

Здесь есть удивительный цирк. В нем выступает много всяких зверей и птиц. А вот наша мартышка в цирк не попала (показывает игрушку мартышки). Оказывается, чтобы выступать в цирке, надо очень много знать и уметь. А мартышке очень хочется стать циркачкой. Давайте ей в этом поможем.

1. Артист – Дятел прислал несколько телеграмм. Но мартышка не смогла их прочесть. Давайте ей поможем в этом.

Первая телеграмма – логопед за ширмой отстукивает в барабан ритмический рисунок … _ _

Один ребенок повторяет, а затем и все дети.

Вторая телеграмма – нужно «прочитать» ритмический рисунок на картинке, а затем воспроизвести его громким и тихим хлопком. (На рисунке большая елочка, две маленьких и большая).

Третья телеграмма – дети «читают» следующий ритмический рисунок (два больших листика и три маленьких _ _ … ).

Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием Дятла.

(У логопеда «садится» голос.)

Ой, ребята, я, кажется, потеряла голос (говорит полушёпотом). Помогите мне. Я буду называть звуки, а вы постарайтесь их все вместе и громко повторить (беззвучная артикуляция звуков а, о, у, и. А дети произносят вслух).

Очень хорошо, у меня даже снова появился голос.

2. А вот Аист (показывает игрушку или картинку аиста) предложил мартышке произнести вот этот звук (символ звука «А»), столько раз, сколько точек у меня на карточке (показываю карточку с четырьмя точками»).

А вот этот звук (показываю символ звука «О») столько раз, сколько красных треугольников у меня на карточке (показываю карточку с треугольниками разного цвета, три из них – красные).

А вот этот звук (символ звука «У») столько раз, сколько грибочков под ёлочкой (на картинке ёлочка, под которой 2 грибочка).

А вот этот звук (символ звука «И»), столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопаю в ладоши 5 раз, а все символы поочередно выставляются на доске).

3. Ребята, а в этом цирке выступают еще и клоуны-певцы. Вот они (выставляю на доске над каждым символов картинки клоунов).

Их зовут «АХ, ОХ, УХ, ИХ». Они очень любят петь. Давайте споем их песенки вместе с ними, а помогут нам в этом наши руки (дети поют звуки А, О, У, И сопровождая движениями рук).

А теперь давайте споем вот эту песенку (переставляю символ «И» вперед).

Как называются эти звуки?

Потому, что когда мы их произносим, воздух преграду не встречает. Их можно тянуть и петь.

Эти звуки мы обозначаем символами (показываю на символы, которые на доске).

А сейчас закройте все глаза (добавляю символ звука «М»).

Откройте, что изменилось?

Добавили звук «М».

А это какой звук?

Это звук согласный.

Потому что, когда мы его произносим, воздух преграду встречает.

А теперь давайте споем песенку, которая получилась.

4. А сейчас мы поиграем с этими звуками (игра «Живые Звуки»).

А) А У О И Дети берут символы звуков, выстраиваются

Б) А У М друг за другом и произносят эти звуки.

5. А Медведь предложил мартышке для игры свою пирамиду, на которой он выступает в цирке. Вот она (из кубиков собрана пирамида, на каждой ступеньке символ звука «М»).

Какой звук на каждой ступеньке?

А нам нужно будет найти место звука, который я буду называть.

На первой ступеньке слева А.

(Дети ставят слева символ А на первой ступеньке, «читаем» АМ).

На второй ступеньке справа У. (УМ.)

На первой ступеньке справа О. (ОМ.)

На второй ступеньке слева А. (АМ.)

И на самой верхней ступеньке слева И. (ИМ.)

Молодцы ребята, прочитали все слоги.

6. Наши клоуны-певцы любят играть со словами и звуками.

Давайте и мы сейчас поиграем с ними.

Я буду вам бросать мяч, и называть слова, а вы мне его возвращаете и называете первый звук в слове.

Аист, улитка, мартышка, ослик, индюк, улица, апельсин, игра.

А теперь называем последний звук в слове:

Лиса, кенгуру, ком, окно, руки, дом, кино, облака (выделяю голосом звуки).

7. Наша мартышка, ребята, большая кривляка. Она очень любит смотреться в зеркало и корчить там рожицы. Давайте покажем ей, как можно играть с этим зеркальцем.

Свет-мой, Зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи,

Что я буду говорить,

(Подношу игрушечное зеркальце к ребенку и называю ряд слогов МА МУ МО, ударение на последнем слоге. Ребенок повторяет.)

МУ МА МИ? (ребенок повторяет)

МО МА МУ (ударение на первом слоге, ребенок повторяет).

Хорошо ребята, все повторили правильно.

А у меня есть еще вот такое зеркальце (показываю кривое зеркало).

А в кривом зеркальце, ребята, все отражается наоборот.

Ну-ка попробуем поиграть.

(Произношу тихо МО МУ МА. Ребенок должен произнести громко. Произношу высоко МИ МУ МО, ребенок произносит низко. Произношу медленно МА МУ МИ, ребёнок произносит быстро.)

8. А еще клоуны умеют сочинять стихи. Они хотели научить мартышку, но она никак не могла подобрать рифму. Давайте ей поможем в этом.

Хлопните в ладоши, если услышите слово похожее на слово «Дом».

Столы, сом, луна, ком, лимон, сушка, ром.

А сейчас будем сочинять стихи. Я начну, а вы заканчивайте.

Под водою живет рак,

В поле растет красный … (мак).

На столе лежала крышка,

А в коморке жила … (мышка).

Весна торопится на старт,

В ручьях весенних месяц … (март)

На виду у детворы

Крышу красят … (маляры)

9. А хитрая Лисичка придумала для мартышки одно задание.

  1. Надо внимательно послушать и назвать лишнее слово.

Ком. Ком. Кот. Ком. (почему?)

Монетка. Монетка. Минутка. Монетка.

Сушка. Сумка. Сушка. Сушка.

10. А клоуны приготовили еще одно задание для вас. Они хотят проверить, какие ваши ручки ловкие и умелые.

(Дети берутся за веревочку по кругу, на которой навязаны узлы, они быстро передвигают руки по узлам и веревочка двигается по кругу.)

Игра идет под музыку.

11. А Слон в цирке был художником. Он своим хоботом нарисовал целые картины. А прислал он мартышке такое задание.

Игра – «звучащие картинки».

Надо отобрать те слова, которые вы услышите в предложениях.

(Читаю несколько предложений, а детям предлагается по ходу повторить два-три предложения.)

12. А сейчас давайте нарисуем слону любой предмет, в названии которого есть звук М.

(дети рисуют, сидя за столом, логопед предлагает назвать, кто что нарисовал. Объединяются две картинки, и составляется с ними предложение. Всего 2-3 предложения).

Молодцы, ребята. Итак, наше путешествие на планету «Детство» закончилось. Чем же мы там занимались?

А какая игра вам больше всего понравилась?

А кому было трудно на занятии?

А кому было все-все легко?

А наша мартышка благодарит вас за помощь. И в память о нашем путешествии угощает вас самым вкусным своим лакомством (раздаю бананы).

Занятия по развитию фонематического восприятия

Занятия по развитию фонематического восприятия

I этап — узнавание неречевых звуков.

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

III этап — различение слов, близких по звуковому составу.

IV этап — дифференциация слогов.

V этап — дифференциация фонем.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.

I ЭТАП: На первых занятиях логопед предлагает детям послушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Автомашина.) Кто кричит? (Мальчик.) Кто разговаривает? (Люди.) Кто смеется? (Девочка.) И т. д.

Логопед назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Потом прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т. д.) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется — тихо.

Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

Фонематическое восприятие

I ЭТАП

Логопед сажает на стол двух игрушечных зайцев — большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, — громко, сильно, и. как маленький — тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл.

Логопед расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно слушать и запоминать, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети отгадывают, что звенит или гремит.

Фонематическое восприятие

II ЭТАП

Различение высоты, силы и тембра голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова .

Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его звал.

Последний вариант усложнения этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем каждый ребенок по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо — в зависимости от того, что скажет логопед («Далеко ушел в лес». Или: «Близко зовет, от самой опушки»).

Фонематическое восприятие

II ЭТАП

Логопед выставляет перед детьми трех медведей (игрушки или картинки): большого, среднего, маленького. Затем рассказывает сказку «Три медведя» (в сокращенном варианте), произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Дети угадывают медведей.

Детям раздают картинки с изображениями домашних животных — взрослых и детенышей: коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и др. Логопед произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом («Му-у», «Бе-е», «Хрю-хрю» и т.д.). Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.

Фонематическое восприятие

Различение слов, близких по звуковому составу. Вначале проводится такая игра.

Логопед называет детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом» и т.д. Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака». И т.д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

Фонематическое восприятие

2. Логопед выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т.д. Затем он называет 3 — 4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке (в одну линию или в столбик — в зависимости от инструкции логопеда).

Логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому дает по картинке. Ребенок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок:ком бак сук ветка каток горка дом рак лук клетка платок корка сом мак жук пятка листок норка лом лак бук плётка моток марка

Читайте также:  Автоматизация звука (Р) в словах и предложениях - конспект индивидуального логопедического занятия

Фонематическое восприятие

3. Игра “Доскажи словечко” . Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка –
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его. (белка).

Ты не бойся – это гусь,
Я сама его. (боюсь).
Грязнулю всегда
Выручает. (вода).
В дом войти боится вол:
– Подо мной прогнется. (пол).
Свистнул чижик:
– Фью, фью, фью!
Я с утра росинки. (пью!)

Учить р азличать слоги

1. Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п.

2. Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо какой-то слог, например па. Ребенок вслух повторяет его. Затем логопед называет или тот же самый слог, или оппозиционный. Это должно выглядеть примерно так: Ребенок. Па. Логопед. Па. Ребенок. Па. Логопед. Ба. Ребенок. Ка. Логопед. Га. Ребенок. Фа. Логопед. Ва. И т. д.

3. Чистоговорки. Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.
Ба-бо-ба – у дороги два стол. (ба).
За-зу-за – уходи домой, ко. (за).
Ти-ди-ти – на Луну ле. (ти).
Де-де-те – сядем в темно. (те).
Лю-лу-лю – лук зеленый я по. (лю).
Фе-ве-фе – посижу я на со. (фе).

Фонематическое восприятие

V ЭТАП Учить р азличать фонемы родного языка . Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например с такой игры.

Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.

Затем игра усложняется. Варианты игры:1) логопед произносит звуки кратко;2) детям раздают вместо картинок кружки трех цветов, объясняют, что красный кружок соответствует, например, звуку а, желтый — звуку и, зеленый — звуку у;

3) в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например о, ы, а, на которые дети не должны реагировать.

4.) Игра «Поймай звук». Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок, услышав заданный – хлопает. (а-у-И…)

V ЭТАП Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

5. Игра “Звук заблудился”. Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Сели в ложку (лодку) и – айда!
По реке туда-сюда.

Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Доски на гору везем,
Будем строить новый ком (дом).
Шаг шестой:
Слушаем и анализируем

VI ЭТАП Фор мирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог.

Далее проводится анализ гласных звуков.

1. Детям раздают по нескольку одноцветных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например a, ay, uoy и т. п. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед.

2. У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например красного, желтого, зеленого. Логопед уславливается с детьми, что красный кружок обозначает звук а, желтый — звук у, зеленый — звук и. Затем он произносит сочетания из этих звуков — сначала по два звука: ay, yu, ya, аи, затем по три: ауи, аиу, уча, уаи, иуа, иау. Дети раскладывают на столах кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке.

Примерно так же проводится анализ всех остальных гласных звуков.

3. Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук. (Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.) Для этой цели проводится такое упражнение.

Дети по одному выходят к столу воспитателя и вынимают из конверта картинки (подобраны воспитателем заранее), громко, четко называют их, выделяя последний звук. Затем ребенок повторяет этот звук отдельно.

На взрывные согласные могут быть следующие картинки: кнут, кот, паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник, паук и т. д.

4. дети раскладывают картинки на наборном полотне так, чтобы в одной стороне оказались предметы, названия которых оканчиваются на звук г, а в другой — на звук к;

5. логопед показывает детям картинки (по одной) и называет их, опуская последний звук, например: “Тан., пау., вени.” и т. д. Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил логопед

Конспект открытого занятия по развитию фонематического (речевого) восприятия

Конспект открытого занятия по развитию фонематического (речевого) восприятия

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №307 Красноармейского района Волгограда

Конспект открытого занятия по развитию фонематического (речевого) восприятия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

второй квалификационной категории

Романенко Оксана Александровна

Занятие №1: Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков.

Цель: познакомить с понятием «звук»; формировать представления о «неречевых» звуках; развивать слуховое восприятие, слуховое внимание и память на базе музыкальных звуков, звуков природы и предметов окружающего мира; развивать пальчиковую моторику.

Материал: аудиозапись со звуками природы; поднос: 2 стакана, из них 1 с водой, ножницы и бумага, 2 деревянных кирпичика, пакет, скомканная газета; игрушка Петрушка, ширма и поднос с картинками – медведь, заяц, коза, кошка, и с музыкальными инструментами – погремушка, бубен, колокольчик, барабан, деревянные ложки.

Предварительная работа: обратить внимание на звуки природы на прогулке (шум ветра, дождя, шуршание листьев); в группе обратить внимание на звуки, которые издают предметы (стук молотка, наливание воды в бокал, вырезывание ножницами фигур из бумаги) познакомить с музыкальными инструментами, послушать их звучание; вспомнить животных.

Методы: игровой, словесный, наглядный.

Ход: дети входят в коррекционный кабинет, а логопед включает аудиозапись со звуками природы.

1. Организационный момент:

Д/и «Скажи, что слышишь?»

– Ребята, послушайте! Кто назовет, тот сядет на ковер! (дети: голоса птиц, звуки ветра, воды, дождя, листьев).

– Мы слушали звуки природы!

2. Основная часть: дети сидят на ковре полукругом, а логопед предлагает посмотреть на поднос с предметами.

– Раз-два-три-четыре-пять, начинаем мы молчать! Я показываю, а вы внимательно слушаете – как это звучит? (переливание воды – «бульканье», шелест бумаги, стук кирпичиков и т.д.).

– Мы слушали звуки предметов!

– Ребята, мы сегодня слушали разные звуки. Звуки нужны, чтобы знать и понимать что звучит! А чем слушали? Запомните, звуки мы слышим ушами.

– Ребята, встаем и в тишине идем и садимся за столы. Послушайте, кто то идет к нам (логопед шагает). Мы слышим шаги (открывает дверцу шкафа, которая скрипит). Мы слышим скрип. Кто это? (достает игрушку Петрушку и знакомит с ним детей). Это Петрушка – будем с ним играть.

Д/и «Петрушка» (логопед предлагает поднос с картинками животных и представляет музыкальные инструменты. Прячет их за ширму.)

– Ребята, покажите кто к нам в гости приходил с музыкальными инструментами (пальчиковая моторика: коза, кошка, зайчик)

3. Итог: – Понравилось вам занятие? Что мы слушали? (звуки).

– Чем мы слушали? (ушами).

– Какие звуки мы слышали? (природы, предметов, муз. инструментов).

Занятие №2: Развитие фонематического восприятия на материале речевых звуков.

Цель: закрепить понятие «звук»; формировать представления о «речевых» звуках; развивать слуховое восприятие; развивать речевое внимание и произвольную память; учить подражать голосам птиц и животных; учить узнавать людей по голосам.

Материал: игрушка Петрушка, ширма, «музыкальная корзина», поднос: 2 деревянных кирпичика, пакет, скомканная газета; картинки животных; маска лисы.

Предварительная работа: обратить внимание на звуки природы на прогулке (шум ветра, дождя, шуршание листьев); в группе обратить внимание на звуки, которые издают предметы (стук молотка, наливание воды в бокал, вырезывание ножницами фигур из бумаги) познакомить с музыкальными инструментами, послушать их звучание; вспомнить животных, их звукоподражание.

Методы: игровой, словесный, наглядный

Ход: дети входят в коррекционный кабинет.

1. Организационный момент:

– Отгадайте-ка, ребятки, мою веселую загадку:

Мы слышим их ушами,

Не видим их глазами.

Повсюду окружают нас

И в тишине звучат.

2. Основная часть: дети садятся за столы.

– Вспомните, какие звуки мы слушали на прошлом занятие? (дети: стук, скрип, шаги, птиц, воды, муз. инструменты). Давайте поиграем – слушайте внимательно!

– Ребята, вы знаете, что мы можем произносить звуки похожие на голоса животных и птиц?

Ди «Кто как голос подает?» (логопед выставляет картинки животных и птиц, подражает голосом – а дети выбирают картинку и называют ее).

Ди «Веселая песенка» (логопед раздает картинки, читает стих про животное, а ребенка, у которого картинка с названным животным – поет песенку его «голосом»).

Дети меняются, игра повторяется 2-3 раза.

Д/и «Чей голосок?» Дети выходят на ковер.

– Ребята, а мы друг друга узнаем по голосу? (логопед выбирает ребенка – надевает ему маску лисы). Ты хорошо занимался, будешь «лисичкой»!

Дети меняются, игра повторяется 2-3 раза.

3. Итог: – Понравилось вам занятие? Что мы слушали? (звуки). Чем мы слушали? (ушами).

-Какие звуки мы слышали? (природы, предметов, муз. Инструментов, изображали звукоподражания животным и птицам).

– Чьи голоса мы узнавали? Какие «лисички» молодцы!

Конспект НОД по развитию фонетико – фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста «В гостях у тетушки Совы»

автор: Мокеева Алла Львовна

учитель-логопед ГБОУ Школа № 1985 г. Москвы

Конспект НОД по развитию фонетико – фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста «В гостях у тетушки Совы»

Конспект НОД по развитию фонетико – фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с применением учебной презентации в качестве методического пособия.

«В гостях у тетушки Совы»

Год обучения : второй
Возраст : дети старшей группы (5-6 лет)
Форма занятия : фронтальное занятие.

Занятие разработала А.Л. Мокеева, учитель-логопед высшей категории

Кто проводил : учитель-логопед Мокеева А.Л.

Используемая литература:

  • Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Метод. пособие. –– М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
  • Борисова Марина Михайловна . Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. Сборник игр и упражнений

Фронтальное занятие «В гостях у тетушки Совы» является занятием по формированию фонетико – фонематических представлений с применением учебной презентации в качестве учебно-методического пособия.

Нестандартная форма занятия, использование учебной презентации и игрового момента вызывают у детей повышенный интерес, стимулируют к активной деятельности, творчеству, развивают воображение.

Частая смена деятельности и введение большого количества наглядного материала и музыкального сопровождения некоторых упражнений способствуют снижению утомляемости и удерживают внимание детей на высоком уровне на протяжении всего занятия, способствуют развитию коммуникативной функции речи.

«В гостях у тетушки Совы»

Образовательная область: «Коммуникация»

Знакомство со звуком [С], буквой «С»

Образовательные:

— правильного произношения звука [С];

-определения наличия звука в звуковом ряду, слогах и словах

-определение позиции звука в слове;

— составления предложений с использованием предметной картинки

Развивающие:

— слухоречевую память, внимание

— навыки слогового, звуко — буквенного анализа и синтеза;

-артикуляционную, мелкую моторику

Воспитательные:

— воспитывать умение работать самостоятельно и в группе;

-воспитывать умение спокойно и доброжелательно слушать ответы товарищей;

— воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

Интеграция ООД: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Физическое развитие».

Методические приёмы:
Музыкальное сопровождение, использование маракасов, колокольчика.
Словесный (вопросы, объяснение).
Наглядный (предметные картинки, символы звуков, звуковой домик, пластилин, показ артикуляции, учебная презентация).
Игровой ( «Назови все слово» (игра с мячом), «Покажи, где живет звук», «Надувайся пузырь», «Зонтики», «Паровозик», «Подари картинку»)
Практический (упражнения).
Наблюдение за работой детей, советы.

Оборудование:

Демонстрационный материал :

учебная презентация, демонстрационная буквы «С»;

таблица «Характеристика звуков», корзинка, мягкая игрушка «Сова», колокольчик, маракасы

Раздаточный материал : предметные картинки со звуком «С» и без звука «С» в названии, символы звуков для звукового анализа; ; «домики»-схемы для определения позиции звука в слове; пластилин и картонка для работы с пластилином, зонтики.

План занятия.

  1. Организационный момент.

артикуляционная гимнастика, развитие речевого дыхания, мимики, закрепление умения произносить и выделять звук [С] изолированно и в слогах.

  1. Основной этап.Изучение нового материала.

а) Знакомство со звуком [С].

б) Характеристика звука

в) Определение наличия и позиции звука в слове

г) Знакомство с буквой «С» и изготовление из пластилина

е) звукобуквенный анализ слога

ж) звуковое чтение слогов с последующим переходом к буквенному чтению.

III Закрепление изученного материала.

а) Определение наличия звука [С] в названии картинки и составление предложения с использованием предметной картинки.

  1. IV.Итог занятия.

Игра «Паровозик» с использованием музыкальных инструментов.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный этап.

1.Логопед (Л): Сегодня мы с вами отправимся в волшебный лес в гости к тетушке Сове, чтобы поиграть со звуком «С»

  1. Л.: Давайте разбудим наши язычки. Гимнастика для язычка.
  • Наш язычок крепко спал за «заборчиком»
  • В гости к нему пришел слон, у него был длинный хоботок.
  • Потом прискакала лягушка
  • За ней прибежал зайчик
  • Открыл язычок окошко и позвал к себе друзей
  • Стал печь блинчик и остудил его
  • Поели гости и стали чистить нижние зубки, верхние зубки, облизывать верхнюю губку.
  • Посмотрели на часы
  • Отправились во двор и стали строить горку
  • Но горка стала таять и с нее потекли ручейки: «С –с — с»
  1. Л.: А теперь мы надуем воздушный шар, на котором полетим в путешествие. (Слайд 2)

Игра «Надувайся пузырь» ( с имитацией движения накачивания насосом воздуха , звук «С» произносится на выдохе)

  1. Л.: Полетели, закрываем глазки (музыка). Открыли глаза. На экране – лес. (Слайд 3)

Мимическая гимнастика: Светит солнышко и нам тепло и приятно (улыбаемся).

  • Солнце с неба посылает лучик. (3 раза)
  • (Движения пальцами по лбу от середины к вискам)
  • И им смело разгоняет тучи. (3 раза)
  • (Плавные движения по лбу)
  • Лучик нежно согревает щёчки. (3 раза)
  • (Потирать щёчки)
  • Солнышко на носик ставит точки.
  • (Постукивать по носу и щёчкам)
  • Золотят веснушки деток.
  • Очень нравится им это (улыбка).
Читайте также:  Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего сопровождения

( стих. « Заботливое солнышко»)

Но вот мы увидели большую тучку и удивились. Стал накрапывать дождь, и мы расстроились.

5.Л.: Вспомните, какой звук вы произносили, когда насосом надували пузырь? («C»)

Определение звука «С» в звуковом ряду.

Игра «Зонтики». Зонтики лежат на полу открытыми. Дети весело прыгают на месте вокруг зонтика. Взрослый произносит различные звуки, как только дети слышат звук водички «С-С-С», поднимают кверху зонтик и прячутся под ним.

  1. (Слайд 4) Л.: Ребята, мы заблудились. Лесовичок Степан готов нам помочь. Посмотрите, у него к нам письмо: «Если ребята догадаются, какие слова я загадал, то появится тропинка, которая поможет ребятам найти дорогу к дому тетушки Совы. Для этого к моему слогу надо добавить слог «СЫ» и сказать, какое слово получилось» (игра с мячом)

БУ…(СЫ), КО…(СЫ), НО…(СЫ), ЛИ…(СЫ), КРЫ… (СЫ), ПОЛО…(СЫ), ВОЛО…(СЫ), МАТРА…(СЫ), АТЛА…(СЫ)

— МОЛОДЦЫ! ( Слайд 5. На экране появляется тропинка ).

Дети садятся за столы.

  1. Основной этап. Изучение нового материала.
  2. На экране тетушка Сова. (Слайд 6)

Л.: -На какой звук начинаются слова «Степан», «сова»? — («C»)

Дается характеристика звука (дети, используя схему – описание звуков, определяют основные характеристики звука «С»: согласный, глухой, твердый; вводится символ – синий квадрат) .

  1. Тетушка Сова приготовила вам загадки: (определение позиции звука в словах, работа с домиком для звуков) (Слайды 7-9)
Нос – как хвост, под ним – рога,
Каждая столбом нога,
Сам огромный, словно дом!
Кто это? Конечно … !
Ответ : слон
Надели шарики на нити.
Красиво очень, посмотрите!
Блестят на солнце краше
Они на шее нашей.
Ответ : бусы
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.
Ответ : нос

9.Исправь ошибки лесовичка. (Слайд 10)

Хлопнуть в ладошки, когда лесовичок Степан правильно произнесет слово:

  • «У моей мамы новые « бушы, буфы, бухы, бусы»?»
  • «На полянку вышел большой «шлон, флон, тлон, слон»?»
  • «У Буратино большой деревянный сон?» (нос)
  1. У звука [С], как у всех звуков, есть домик – это буква «С». На что она похожа? (Слайд 11)

(изготовление из пластилина буквы «С»)

11. Динамическая пауза. «Звериная зарядка» (Слайд 12)

  1. Л.: А теперь вы, ребята, подарите Совушке песенку слога СО (составление звуковой схемы слога СО по следам анализа) (Слайд 13)
  2. Звук «С» пошел в гости к гласным звукам, чтобы спеть с ними песенки: (Слайд 14)

Звуковое чтение обратных и прямых слогов, буквенное чтение по следам звукового.

III. Закрепление изученного материала.

  1. Определение наличие звука «С» в названии картинки и составление предложений со словами со звуком «С».

Л.: Солнышко клонится к закату и нам пора отправляться домой. На прощанье украсьте домик тетушки Совы картинкой со звуком «С». Картинку, в которой нет звука «С», положите в корзинку (дети раскладывают картинки по группам). Составьте предложения с картинками, которые подарили Сове.

15.Л.: Отправляемся домой на паровозике, встаем друг за другом. Как только услышите звук маракаса, занимайте свои места на стульчиках, как только услышите звук колокольчика, вставайте «паровозиком» — паровозик едет.

Л.:- С каким звуком познакомились в гостях у тетушки Совы?

-Назовите слова с «С» в начале слова (середине, конце);

— Какая игра или упражнение вам понравились больше всего? (Слайд 15)

Формирование фонематического восприятия у дошкольников

Формирование фонематического восприятия у дошкольников

Успешное овладение детьми чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня развития устной речи детей ( правильного звукопроизношения), развития фонематического (звукового) анализа и синтеза слов, а также развития внимания и памяти. На формирование звукопроизношения, звуковой и слоговой структур слова в дошкольном возрасте негативно влияет несформированность фонематического восприятия (различение звуков). На основе фонематического восприятия дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-квазиомонимы (слова, отличающиеся одним звуком – коза-коса), соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза, формирование которых необходимо для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Исправление речевых нарушений должно проходить только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Работу с детьми по формированию фонематического восприятия можно построить в несколько этапов:

Восприятие неречевых звуков

Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру

Развитие фонематического восприятия:

1)Дифференциация слов, близких по звуковому состав

Предлагаемые упражнения могут быть использованы воспитателями и родителями в совместной деятельности с детьми и проходить в форме игры.

1.Различение неречевых звуков.

Детям предлагаются различные игры и игровые упражнения, направленные на развитие слухового внимания. Внимание детей привлекают ко всем звукам, окружающим нас в повседневной жизни, развивая интерес и поддерживая инициативу детей.

«Расскажи, что услышишь»

Перед ребенком выставляются известные ему предметы; взрослый объясняет ребенку, что предстоит по слуху определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого. Затем предметы закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет ее, мнет, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. При значительных трудностях в узнавании звучание повторяется со зрительной опорой.

Материал: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка.

«Где звенит будильник»

Взрослый прячет будильник под шкаф, на полку, за дверь и т.п. Ребенку предлагается найти источник звука (указать его или сказать об этом).

«Найди игрушку»

Ребенок плотно закрывает глаза. Взрослый прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину ) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется – тихо. Сила звука меняется плавно: от сильного к среднему и тихому.

Материал: игрушечный барабан.

Ребенку предлагается аудиозапись и предметные картинки различных звуков природы, голосов птиц, зверей и домашних животных. После прослушивания и соотнесения каждого звука с определенным явлением, ребенку предлагается повторно без опоры на наглядность прослушать один из звуков и угадать, что это было.

Предметные картинки: явления природы — ручей, листва, снег, дождь, ветер; звери – волк, медведь; домашние животные – свинья, корова, овца, лошадь, коза, собака, кошка.

Материал: компакт-диск «Звуки природы».

2.Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.

Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

— Кто сидел на моем стуле?

— Кто ел из моей чашки?

— Кто спал в моей постели?

— Кто же был в нашем доме?

Затем ребенок сам произносит одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Предметные картинки: изображение трех разных медведей (Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка).

«Далеко – близко»

Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Речевой материал: звукокомплексы (кричат дети – АУ; лает собака – ГАВ; мяучит кошка – МЯУ; мычит корова – МУ; поет петух – КУ-КА-РЕ-КУ; кудахчет курица – КО-КО; квакуют лягушки – КВА; каркает ворона – КАР; блеет овечка – БЕ).

3.Дифференциация слов, близких по звуковому составу.

Взрослый читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных.

Шепчет ночью мне на ушко сказки разные… (перина, подушка, рубашка).

Без ключа, ты мне поверь, не откроешь эту… (тумбочку, дверь, книгу).

От грязнули даже стол поздним вечером… (сбежал, ушел, ускакал).

Две сестрички, две лисички отыскали где-то… (спички, щетку, ложку).

Тебе кукла, а мне — мячик. Ты девочка, а я… (игрушка, медведь, мальчик).

Говорила мышка мышке: «До чего люблю я… (сыр, мясо, книжки)».

Серый волк в густом лесу встретил рыжую… (лису, белку).

Опустела мостовая, и уехали… (автобусы, трамваи, такси).

Катя Лену просит дать краски, карандаш… (ручку, тетрадь, книгу).

Сел в машину верный пес, у него в чернилах… (лапа, шея, нос).

В выходной пошли куда-то мама, папа и… (детишки, ребята, малыши).

«Расставь по местам»

Взрослый читает стихотворение и предлагает ребенку выбрать из близких по звуковому составу слов, обозначающих предметы, изображенные на картинке, нужное слово и ответить на вопрос. Предварительно предметы на картинках называются ребенком, сложные понятия уточняются.

Я тебе задачу дам — все расставить по местам:

Что скатали мы зимой…?

Что построили с тобой…?

На крючок в реке попал…?

Может все, хоть ростом мал…?

(Слова для выбора: дом, ком, гном, сом)

Я еще задачу дам – все расставить по местам:

Вот печать на простыне — …

Зеленеет за окном -…

Канарейка в ней сидит -…

(Слова для выбора: сетка, клетка, метка, ветка)

Я опять задачу дам — все расставить по местам:

Что стащил игривый кот…?

Детям мамочка плетет…?

С гор спускается, течет…?

Что за скользкий, ровный лед…?

(Слова для выбора: каток, поток, венок, моток)

В работе широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками.

«Повтори четко слоги»

та-ка-па па-ка-та ка-на-па га-ба-да

фа-ха-ка ма-на-ва ба-да-га ка-ва-ха

Дети сидят в ряд друг за другом. Взрослый называет слог или серию слогов, состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей, на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

«Различай и повторяй»

Взрослый предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком.

«Повторяй за мной только звук [С]» — предлагаемый звукоряд: З, С, Ш, С и т.д.

«Повторяй за мной только слоги со звуком [С]» — предлагаемые слоги: АС, ШУ, СУ, ЗА, СЫ, ША и т. д.

«Повторяй за мной только слова со звуком[ С]» — предлагаемые слова: СОМ, ШАПКА, СУМКА, КОСА, ЗАРЯ, КУСОК и т. д.

Взрослый читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку (корку).

Русская красавица своей козою (косою) славится.

На глазах у детворы крысу (крышу) красят маляры.

Закричал охотник: “Ой! Двери (звери) гонятся за мной!”

Я рубашку сшила шишке (мишке), я сошью ему штанишки.

Лежит лентяй на раскладушке, грызет, похрустывая, пушки (сушки).

Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).

Белокрылые хозяйки, над волной летают сайки (чайки).

Игры на развитие внимания и памяти.

«Предмет, признак, действие»

Взрослый называет слова. Если звучит слово-предмет, то ребенок хлопает в ладоши; если слово-признак, то ребенок прыгает; если слово-действие, то ребенок приседает.

Речевой материал: мышка, бежит, серая, кукла, карандаш, большая, летит, идет, белый, снег.

Взрослый предлагает среди ряда букв выбрать спрятанные слова с заданным звуком (взрослый называет слова, при необходимости уточняется лексическое значение слов) и подчеркнуть их.

РЛСАДАВЛХЮАЛИСТАЛАЧСУНДУКДА (Сад, лист, сундук)

КУТАЖАЛОШЛЖПОЖАРИЕСЛПКОЖАШОЛ (Жало, пожар, кожа)

Аналогично с другими звуками.

«Что изменилось?», «Чего не стало?», «Что прибавилось?»

Взрослый предлагает для запоминания предметные картинки на заданный звук. Ребенок закрывает глаза и взрослый убирает (добавляет) одну (две, три) картинки. Ребенок называет убранные (добавленные) картинки. Количество предлагаемых картинок зависит от тяжести фонематического нарушения (от 4 до 10).

Взрослый произносит ряд слов на заданный звук и предлагает запомнить и повторить цепочку слов (в процессе игры порядок слов может меняться).

Сад – сани – сапоги – самокат

Сани – сапоги – самокат – сад

Аналогично с другими звуками.

Взрослый предлагает запомнить и повторить ряд слов в заданной последовательности. Определить, какое слово лишнее, объяснить почему.

Речевой и дидактический материал для дифференциации шипящих и свистящих звуков

Подберите упражнения , необходимые для постановки “ р “.

1. Под языком быстрыми колебательными движениями двигать ватной палочкой, ребёнок при этом произносит да или тж.

2. «Язык-барабанщик». Многократно постучать по нёбу за верхними резцами кончиком языка (рот при этом открыт!): ды-ды-ды-ды…

3 «Болтун – болботун». Поболтать язычком, как бы дразнясь, ударяя им по верхней губе (язык при этом широкий!)

4. Постановка Р из межзубного положения.

• Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.

• Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».

В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе. Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…» Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка!

5. “Автомат”: губы в улыбке, зубы соединены, часто произносить Д-Д-Д.

6. “Протолкни язычок”: то же положение, только язык проталкивать сквозь сомкнутые зубы с усилием. 5-7 раз.

7. «Пылесос»- пылесос хорош также для развития подвижности кончика языка.Суть заключается в том, что кончиком языка за альвеолами выполняем движения ВПЕРЕД-НАЗАД(пылесосим) и при этом включаем звук пылесоса. При правильном выполнении слышится звук Р.

8. Упражнения-слоги, которые надо произносить быстро и ритмично:

дыдыдыдыдыды. адыдыадыды. тыдытыдытыды.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия - Дифференциация звуков (К) - (Х)

дыдадыдадыда. адыдаадыда. тыдытыдытыды.

дыдодыдодыдо. адыдоадыдо. тыдотыдотыдо.

9. “Болтушка (или “Индюк”): высунутый широкий язык на звуке А выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу . В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный Р. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации Р. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

10. Ребенок произносит звук Ж, длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончк языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный Р. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного Р в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

11. Выполняется в 3 приема:

1) присосать язык к твердому небу (“Грибок”)

2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)

3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.

Речевой и дидактический материал для дифференциации шипящих и свистящих звуков.

Дифференциация свистящих и шипящих звуков

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С]-[Ш]

Произносить слоги, учиться различать звуки [С], [Ш].

са-ша ша-са са-ша-ша

сы-ши ши-сы СЫ-ши-ШИ

сэ-ше ше-сэ сэ-ше-ше

со-шо шо-со со-шо-шо

су-шу шу-су су-шу-шу

Произносить слова, учиться различать звуки [С], [Ш].

Саша, Сашенька, сынишка, старушка, солнышко, смешной, суша, сушка, старший, сушить, смешить, спешить, слушать, страшный, шест, шерсть, шалость, шелестеть, шесть, душистый, пушистый, трусишка, бесшумный. Писать — решать Коса — каша

Лиса — Миша Шалаш — салат

Кусок мешок Сила —шило

Носок —пушок Каска— кашка

Сумка —шутка Маска —Машка

Крыса— крыша Миска— мишка

Проговаривать предложения, учиться различать звуки [С], [Ш].

Саша съела шесть сушек. Из шалаша выскочила страшная крыса. Чуть слышно шелестят камыши и осока. Саша пошёл в лесок и собрал мешок сосновых шишек. У старушки шаль из красной шерсти. По шоссе спешат машины. Пушистая кошка бесшумно подкралась к мышке. Сынишка сочинил смешной стишок. Рядом с ромашками растёт душистый горошек. Сети сушатся на солнышке на шестах.

Выучить стихотворения, учиться различать звуки [С], [Ш].

На лугу горошек, кашка,

А кувшинки у реки,

Вдоль дорог цветут ромашки,

А на поле — васильки.

Колокольчик на опушке

Мне кивает головой.

Колокольчик на опушке

В огороде нашем

Нет редиски краше.

Как сочна, красна, кругла

Не смотрите, что мала.

Я песком посыплю густо

Всю дорожку у ворот,

А ещё ступеньки, спуски,

Потому что — гололёд.

Дед Мороз принёс подарки:

Шашки, шахматы и марки,

Кукол, мишек и машины,

Две хлопушки и пингвина,

И пушистого щенка.

НА ЧТО ПОХОЖИ ЛИСТЬЯ

Намою ладошку лист похож у клёна,

Осенью — оранжевый, летом он зелёный.

Словно перышки, листочки у рябинки,

Что склонилась тихо над тропинкой.

У осины листья, как монеты,

У каштана — словно опахала,

Было листьев очень много летом,

Осенью их очень мало стало.

Самый первый день весны,

На опушке, у сосны,

Проговаривать скороговорки, учиться различать звуки [С], [Ш].

Рукав не дошила.

Подготовить пересказ, учиться различать звуки [С], [Ш] в тексте.

У Саши пушистая кошка Салли. Салли послушная. Она бесшумно ходит по дому. Часто кошка спит на солнышке. А когда стемнеет, кошка ловит в сарае страшных мышей.

Шёл Алёша из школы и увидел на старой черешне полосатую кошку. Алёша хотел спугнуть кошку и бросил в неё шапку.

Шапка повисла на ветке. Что делать? Пришлось Алёше лезть на черешню за шапкой. Будешь знать, как шалить, Алёша!

Отработав произношение звуков [С] и [Ш] в словах, провести подвижные игры.

БЕЛКА СМЕЛКА Белка Смелка в лес ходила, Идут по кругу, взявшись за руки

Белка с ёлки шишки сбила. Останавливаются, четыре прыжка на носочках.

Шишки сбила, шишки ела Поочерёдно подносят руки ко рту.

Шишки ела, нам велела.

А мы шишек не едим, Бегут по кругу.

Белке смелке отдадим. Останавливаются, делают бросательные движения.

Вот на ветках, посмотри По четыре хлопка руками по бокам и

В красных майках снегири по четыре наклона головы. Распушили перышки, На первое слово частые потряхивания руками,

Греются на солнышке. — Головой вертят, на второе – хлопок по бокам

Улететь хотят! По два поворота головы на каждую строку

Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по группе, взмахивая руками

За метелью! За метелью!

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [3]-[Ж]

Проговаривать слоги, учиться различать звуки [3], [Ж].

за-жа жа –за за-жа-жа

зы-жи жи -зы зы-жи-жи

зе-же же-зэ зе-же-же

зо-жо жо-зо зо-жо-жо

зу-жу жу-зу зу-жу-жу

Проговаривать слова, учиться различать звуки [3], [Ж].

Зажим, зажать, зажигалка, железо, жизнь, забежать, задержать, закружить, завизжать Звук — жук Зал — пожар

Роза — рожа Коза — кожа

Лиза — лыжа Гроза — дрожать

Лизать — держать Тазы — ужи

Сказать — бежать Корзинка —пружинка

Разный — бумажный Резвый — нежный

Проговаривать предложения, учиться различать звуки [3], [Ж].

Возле лужи — зелёная жаба. Бронзовые жуки зажужжали над розами. У Зои жёлтый резиновый зайка. Зина зажигает газовую плиту. Дядя Жора режет железо. Зоя любит золотистое желе из крыжовника. Желатин нужен для заливного.

Выучить стихотворение, учиться различать звуки [3], [Ж]

К нам приходите,

Ближе к подушке.

Тихий и кроткий.

Подготовить пересказ, учиться различать звуки [3]-[Ж].

Мама и Жанна загорали на пляже. Вдруг на зонт приземлился жук. У жука бронзовая спинка и зелёный животик. Жанна взяла жука и отнесла его на зелёную лужайку.

Отработав произношение звуков [3] и [Ж] в словах, провести подвижную игру.

Дождик, дождик, веселей! Четыре прыжка на носочках.

Капай, капай, не жалей! Ещё четыре прыжка.

Только нас не замочи! Потянулись, сомкнули руки над головой.

Зря в окошко не стучи Четыре прыжка на левой ноге.

Брызни в поле пуще: Четыре прыжка на правой ноге.

Станет травка гуще!. Потянуться , руки вверх.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С]-[3]-[Ш]-[Ж]

Произносить цепочки слогов, учиться различать звуки [С], [3], [Ш], [Ж].

са-за-ша-жа са-ша-за-жа са-жа-за-ша

сы-зы-ши-жи сы-ши-зы-жи сы-жи-зы-ши

сэ-зэ-ше-же сэ-ше-зэ-же сэ-же-зэ-ше

со-зо-шо-жо со-шо-зо-жо со-жо-зо-шо

су-зу-шу-жу су-шу-зу-жу су-жу-зу-шу

Произносить цепочки слов, учиться различать звуки [С], [3], [Ш], [Ж].

Сани — залы — шарик — жало

Суп — зуб — шут — жук

Сом — зонт — шов — жор

Лиса — Лиза — Луша—лыжа

Пасу — козу — укушу — вяжу

Носок — возок — мешок — снежок

Учимся различать звуки [С], [3], [Ш], [Ж] в предложениях.

У Оксаны плюшевый жираф и заводная мышка. Жёлтые розы стоят возле книжного шкафа. Женя катает зайку и собаку в жёлтой машине. Саша и Жанна забежали за Машей. Возле кустов жёлтые ромашки. За забором жасмин и шиповник. На дне рождения дети ели мороженое, шоколад и арбузы.

Выучить потешки, предварительно отработав правильное произношение звуков [С], [3], [Ш], [Ж]в словах.

Носит красный гребешок,

На сапожках шпоры,

На хвосте узоры.

Вся земля дрожит

В поле травушка-муравушка

Петушок в сапожках

Курочка в серёжках

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке.

Выучить стихотворения, предварительно отработав правильное произношение звуков [С], [3], [Ш], [Ж] в словах.

Кукует кукушка в лесу, на опушке,

В болоте, за кочкою спорят лягушки,

В сарае в соломе заблеял ягнёнок,

В ночном возле речки заржал жеребёнок.

В кроватке не спит наш Кирюшка упрямый,

Сынишке поёт колыбельную мама.

И глазки закрыл непослушный сынишка,

И выпал из рук его плюшевый мишка.

Первый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Тёмный лес что шапкой

И заснул под нею

Стали дни коротки,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы.

И зима настала. (И.Суриков)

На что похожи лёгкие снежинки?

Ответить сложно, я скажу вам прямо.

На звёздочки, на искорки, на льдинки

И на салфетку, что связала мама.

Не пускают в гости Настю.

На дворе с утра ненастье.

Дождь косой стучит в окно,

Даже днём уже темно.

На газонах грязь и лужи,

Ветер в лужах листья кружит.

За зимой весна, за летом осень,

Отзвенит капель, придёт жара,

А потом деревья листья сбросят,

И наступит снежная пора.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], [3], [Ш], [Ж].

Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый Мишка берлогу. Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит Мишка, с боку на бок переворачивается. Над его берлогой наросла белая снежная крыша. Медведь продышал в ней круглую дырку. И над берлогой вьётся тонкий парок. (по В.Бианки)

Развернулись на берёзах нежные листочки. В зелёной траве распустились золотые одуванчики. Выползают из-под земли майские жуки. Очистит жук от земли лапки, расправит крылышки и полетит. Много таких жуков в мае, оттого их майскими и прозвали. (по Г. Скребицкому)

Женя и Жанна пошли за ежевикой. За ними побежала Жучка. Ежевика растёт на опушке леса. Женя собирала ежевику в жёлтую кружечку, а Жанна — в большой кувшин. Вдруг Жучка залаяла. Она увидела ежей в зарослях ежевики. А Женя испугалась, уронила кружечку, рассыпала ежевику. «Не плачь, Женя, ежевики много, наберём ещё»,— сказала Жанна.

Отработав произношение звуков [С], [3], [Ш], [Ж] в словах, провести подвижные игры.

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на цыпочках, расставив руки в стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся приседают

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками вправо-влево.

Будто опять закружиться хотят Поднимаются, кружатся на носочках.

Сегодня из снежного мокрого кома идут по кругу,

Мы снежную бабу слепили у дома катят перед собой воображаемый ком.

Стоит наша баба у самых ворот Показывают руками изображение бабы.

Никто не проедет, никто не пройдет Грозят указательным пальцем

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе!» идут по кругу,

5. Какие виды работ возможны для развития фонематического восприятия?

Работа над формированием фонематического восприятия предполагает следующую последовательность:

*На первом этапе обучения звуковому анализу используются гласные звуки а,у,и. Дети определяют первый гласный звук в начале слова, последовательность гласных звуков (например, ау – 1ый а; 2ой – у).

*Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа ап, ут. Дети учатся выделять согласный из конца слова (кот, мак). Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, там).

*Далее дети овладевают анализом и синтезом прямого слога типа са. Дети учатся делить слово на слоги и составляют схемы.

*Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трёхзвуковых (мак) и двусложных (коза) слов и составляют соответствующие схемы.

*Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со стечением согласных (стол), трёхсложных (канава). Усваиваются термины: слог, согласные звуки, глухие, твёрдые, мягкие звуки.

*Параллельно дети знакомятся с буквами, которые затем сливаются в слоги. Важно, чтобы с самых первых упражнений в чтении нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок читал по слогам. Необходимо следить за тем, чтобы дети понимали прочитанные слова и предложения.

Автоматизация свистящих и шипящих звуков у детей в картинках

Автор: Агафонова Ирина Анатольевна
Место работы: МКОУ “Школа-интернат №13”

Автоматизация свистящих и шипящих звуков.
Описание материала: предлагаю эффективный прием работы над свистящими и шипящими звуками на этапе их автоматизации в стихах с помощью мнемотехники (совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций). За основу работы были взяты стихи собственного сочинения. Данная техника (мнемодорожки), позволит автоматизировать звуки в более короткий срок, одновременно, развивая такие высшие психические процессы, как память, внимание, логическое мышление, пространственные ориентировки. Поможет логопедам, учителям, воспитателям, внимательным родителям активизировать внимание детей и долгое время поддерживать их интерес к закреплению уже «надоевших» звуков, превратить скучную работу в увлекательное интересное занятие, ведь ребенок может пользоваться как готовыми схемами, так и сам рисовать картинки, соединяя их в один сюжет.
Цель:повышение эффективности занятий по закреплению звуков.
Задачи:
– учить правильной артикуляции и характеристике изучаемых звуков
-развивать артикуляционную моторику;
-мелкую моторику
-фонематические процессы;
-лексико-грамматический строй речи;
-связную речь;
-развивать психические функции(внимание, память, мышление, ориентировку в пространстве)
-воспитывать положительное отношение к учебе
-любовь к родному языку.

Автоматизация свистящих звуков:
(СЬ-С)
Сено, сено мы косили
И на сеновал возили.

Серый селезень сегодня
Семечек себе купил.
Серый селезень сестренку
Семечками угостил.

Строили строители
Новый стадион.
Хоккеистов, футболистов
Скоро примет он.

Куст смородины растет
Спелых ягод принесет.
Красных ягод соберем,
Песню радостно споем.

(ЗЬ-З)
Зефир купила Зина
У дома в магазине.
Друзья на чай с зефиром
Придут сегодня к Зине.

Тузик на земле лежал
И хозяйку свою ждал.
В лес пойдут они гулять
Землянику собирать.

Заяц и зайчиха
покрасили забор,
А зайчата на забор
нанесли узор.

Зонт спасает от дождя
Как закапал – открывай.
Если слякоть и гроза
Ты его не забывай.

( Ц )
Из колодца мы водицу
Для цыплят своих несем,
И в корытце мы водицу
Им прохладную нальем.

Скворцы – певцы
Концерт дают,
А цапли им
цветы несут.

Автоматизация шипящих звуков:
(Ш)
Шапку, шубу на зиму
Шурочке купили.
И про шарф из шерсти
Тоже не забыли.

Шустрая шиншилла
Шубку обновила.
Шарф еще себе нашла
И гулять она пошла.

(Ж)
Медвежонок ждет на ужин
Жабу, ежика, ужа.
Приготовил свежий тортик
Из медового коржа.

Жук жужжит ужу на ушко.
Неужели еж пропал?!
Он мне джем сегодня утром
Ежевичный обещал

(Ч)
Вчера черепаха учила
Черепашонка считать,
Четыре часа объясняла
Как складывать и вычитать

Чайник на печи стоит
Скоро, скоро закипит.
К чаю ждут нас калачи,
Пончики и куличи.

(Щ))
Мы с товарищем тащили
Щуку из реки.
Будет вечером уха,
А не просто щи.

Щавель кислый соберем,
Щи готовить мы пойдем,
Еще покрошим овощей,
Не бывало щей вкусней.

Ссылка на основную публикацию