Конспект логопедического занятия во 2 классе Дифференциация звуков и букв И-У
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1
Дифференциация звуков и букв И-У
г. Белая Калитва
Тема занятия: Дифференциация И —У
Коррекционно-обучающая: знакомство со звуками и буквами [и], [у], их сравнительной характеристикой, обучение дифференцировке звуков и букв [и], [у] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; обогащение словарного запаса; совершенствование фонематического слуха, звуко-буквенного анализа; повторение правил правописания сочетаний жи-ши, чу-щу; развитие техники чтения и грамотного письма.
Коррекционно-развивающая: выработка слуховых и зрительных дифференцировок; уточнение пространственной ориентировки; развитие логического мышления, зрительной памяти, внимания, восприятия.
Коррекционно-воспитывающая: развивать чувство товарищества, взаимопомощи.
Оборудование: картинка с зашумленными буквами, карточки с рукописными буквами «и» и «у», элементы букв из самоклеящейся бумаги и листки картона для аппликации, карточки с заданиями, фанты – зайчики и белочки, призы, таблица буквосочетаний.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет любую букву из спрятанных на этой картинке (“зашумленные” буквы).
Молодцы! Я уверена, что сегодня на занятии все вы будете прекрасно работать и получать жетоны, а тот кто окажется самым активным, получит приз (цветная схема бумажного животного)..
II. Основная часть.
1. Найдите одинаковый звук в словах:
– лук, автобус, утюг.
2. Давайте сравним:
Что общего у звуков И, У? К какой группе звуков они относятся? Эти звуки гласные или согласные?
А чем эти звуки различаются? (позицией губ при их произнесении)
А теперь сравним буквы (на доску вывешиваются рукописные буквы и, у):
Из каких элементов состоит буква и (у) ?
Есть ли одинаковые элементы у этих букв?
Каким элементом отличаются буквы и,у ?
(Учитель на доске складывает буквы из элементов.)
Ребята, у каждого из вас на столах есть пакетики. Откройте их. На листике сложите из элементов букву, а затем приклейте ее. Для каждой буквы свой листок.
3. Графический диктант.
Зашифруйте буквами «и» и «у» услышанные слова. Буквы записывайте через запятую:
звук, мир, рис, стук, тигр, круг, гриб, лук, улица, пушинка.
Проверка, исправление ошибок.
— Кто вспомнит слова, используя запись букв? (поощрение-фанты)
4. Ребята, отгадайте загаданные слова. Запишите их в тетради в 3 столбика: с буквой и, с буквой у, с буквами и,у (можно использовать картинки с изображением отгадок).
За лесом в болотной глуши
От ветра шуршат …камыши
Стали звездочки кружиться
И на улицы ложиться,
Нет, не звезды, не пушинки,
А ажурные …снежинки
Рыболову, вот так штука,
На крючок попалась … щука
Для мамы сегодня внимательный сын
Чудесные розы поставил в …кувшин
В заколдованном замке охраняет сокровища
Огромное, страшное, злое…чудовище
Розы вырастить хотел
Но на клумбе у него
Вместо роз цветет…шиповник
5. Составьте слова из рассыпанных букв. Запишите их.
Гирт (тигр), филту (туфли), клу (лук), чукар (ручка), китин (нитки), хиду (духи), шураг (груша), сугь (гусь), лапи (пила), шупка (пушка), инок (кони), исгу (гуси), илуп (пули), анул (луна).
Обведите все буквы и – зеленым карандашом, все буквы у – синим карандашом.
Сядем смирно, без движенья,
Начинаем упражненье: (выпрямиться, подбородок поднять, лопатки соединить.)
Пальчики наши в замочки сомкнем
Повыше поднимем и спинку прогнем,
Теперь глубоко мы всей грудью вздохнем (Руки вниз за голову.)
И ножкам своим отдохнуть мы даем (вытянуть ноги под партой и потрясти)
Дышим раз и дышим два, (опустить сомкнутые в замок руки)
За работу нам пора.
7. Посмотрите на эту таблицу. Здесь написаны сочетания букв, но среди них есть необычные. Почему, мы узнаем, когда прочитаем их все вместе.
Какие из сочетаний необычные? А вам не попадались слова?
(Всего 4 слова, т. к. слово Ира написано с маленькой буквы).
8. Найдите и исправьте ошибки в записи предложений. (задание на карточке) Кто выполнит – поднимите руки.
Итром я выглянил на улуцу. В килаке жижжит жик. Лусуца бродут по леси. Дризья кунулись в води. Шира посадула каписту. Прушла сировая зумушка.
Проверка детьми заданий других детей.
Ребята, проверьте, пожалуйста, правильно ли _______ и ______ выполнили задание?
III. Итог занятия:
9. Что общего у звуков И, У? К какой группе звуков они относятся? Эти звуки гласные или согласные?
А чем эти звуки различаются? (позицией губ при их произнесении)
Из каких элементов состоит буква и (у) ?
Есть ли одинаковые элементы у этих букв?
Каким элементом отличаются буквы и,у ?
10. Похвала, поощрение:
Молодцы! Вы выполнили все задания! Пора подводить итоги: посчитайте, сколько у вас жетонов. (Награждение всех детей).
Спасибо, ребята! Мне было очень интересно сегодня с вами работать! Занятие окончено.
Список использованной литературы:
1) Логопедия в школе. Под ред. М.- РнД, 2005.
2) Садовникова письменной речи у младших школьников М.: Просвещение, 1983.
3) , Мисаренко и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.: Просвещение, 1991.
4) , , Юшина упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Воронеж, 2006.
5) Яворская задания логопеда для школьников (2-3 классы). СПб.: КАРО, 2014.
Логопедические занятия на тему “Дифференциация букв О и У”
Цель: формирование умения различать гласные о-у устно и на письме
– уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков О – У;
– совершенствование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
– развитие зрительной памяти, зрительно-пространственной ориентировки;
-обогащение словарного запаса.
Оборудование:
- схемы акустико-артикуляционного образа звуков О, У;
- карточки опоры для звуков О, У;
- кассы букв;
- зеркала индивидуальные;
- картинки с изображением предметов со звуками О, У.
- карточки с заданиями;
- слоговые таблицы.
I. Организационный момент.
II. Работа по теме занятия.
Сообщение темы занятия.
Игра «Найди спрятанное слово».
Среди буквенного текста вставлены слова. Учащиеся должны найти и подчеркнуть их.
трасаофустулмнирбы
ювджачутропцэулдбь
уятаыщэстолокнгежм
ибхзакыполкаогпусдв
– Какие слова вы подчеркнули? Прочитайте их. (Стул, утро, стол, полка) Какое слово лишнее? (утро). Почему? (стол, стул, полка – мебель; утро – часть суток)
Назовите гласные в слове «утро».
Сегодня на занятии мы будим работать со звуками и буквами О, У.
Сравнение артикуляции этих звуков.
Рассматривание схемы акустико-артикуляционного образа звуков О, У (рисунок №1, №2). Работа с индивидуальными зеркалами.
-губки вытянуты трубочкой;
– губки округлены и слегка вытянуты вперед;
– зубки не смыкаются;
– зубки закрыты губками;
– «узкий » звук, подбородок не опускается;
– ротик открывается, подбородок опускается;
(Дополнительный контроль рукой под подбородком!)
– язычок немного отходит назад;
– язычок лежит на дне ротика;
– горлышко «работает»;
– горлышко «работает»;
характеристика звука: гласный, обозначаем красным кружочком
– символ звука: едет поезд: у-у-у – символ звука: девочка болеет и стонет: о-о-о
Обозначение карточкой опорой букв.
На что похожа буква У? Карточка опора для буквы У – уши зайца. (Рисунок №3)
У – как у зайчонка ушки.
Эти ушки – на макушке.
– Покажите пальчиками букву У (средний и указательный пальцы – вверх, а остальные сжать в кулак, пошевелить средним и указательным пальчиками).
На что похожа буква О? Карточка опора для буквы О – обруч. (Рисунок №4)
О – как обруч, захочу –
По дороге прокачу.
– Покажите пальчиками букву О (большой и средний палец образуют кольцо).
Чтение слоговых таблиц с использованием карточек – опор и контроля рукой (опускается подбородок или нет)
до –ду – до
гу – го – гу
ло – лу – ло
во – ву – во
– Прочитайте вторую строку снизу.
– Прочитайте третий столбик справа.
– Какой слог лишний в этом столике и почему?
– Прочитайте вторую строку сверху.
– Прочитайте первый столбик слева.
– Какой слог лишний в этом столбике и почему?
– П- рочитайте слоги.
– Придумайте слова, которые будут заканчиваться слогом из первого столбика.
– Придумайте слова, которые будут начинаться слогом из второго столбика.
5. Работа со слогами.
Приготовьте буквы О У. Повторите за мной слоги, приложив руку к подбородку, покажите соответствующую гласную букву.
Бу, то, ум, по, ук, ро, ом, ку, ул, во, ну, ту, ус, фо, зо.
А сейчас запишем эти слоги в тетрадь. Не забывайте про наших помощников – карточки-опоры и руку. (Проводится взаимопроверка). Найдите среди данных слогов слова. (ум, ус) Составьте с этими словами предложения.
6. Работа со словами – паронимами.
На доске записаны в столбик слова:
– Прочитайте первое слово. Что оно обозначает? Составьте предложение с этим словом.
– Замените в слове «сток» букву О на У, какое слово получилось? (стук) Изменилось ли значение слова? Составьте предложение с этим словом
Вывод: если в слове заменить гласную О на гласную У, то меняется значение слова.
Таким же образом отрабатываются остальные слова.
7. Работа с карточками. (Рисунок №5)
Каждому ученику раздаю карточки с изображением предметов в названии которых есть звуки О У.
– Соедините картинку с соответствующей буквой.
– Покажите картинку в названии которой звук У стоит на первом месте; на втором месте; на четвертом месте; на пятом месте. Покажите картинку в названии которой звук О стоит на втором месте; на четвертом на первом; на третьем месте.
8. Игра «Буква потерялась»
На доске записаны слова с пропущенными буквами.
– Вставьте пропущенную букву О или У. Запишите слова.
Сап_г, матр_с, бл_зка, нах_ка, кенг_ур_, на_ка, _з_р.
III. Итог занятия.
– Чему мы с вами научились сегодня на занятии?
– Как можно с помощью руки различить О-У?
– С какими еще помощниками мы познакомились на этом занятии?
– Домашнее задание: нарисовать изготовить сделать карточки-опоры.
Конспект логопедического занятия: Дифференциация гласных и-у
Автор: Ахременко Наталья Александровна
учитель-логопед ГОБОУ Мурманская КШ №1
Конспект логопедического занятия: ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (А, И, У, Э )
Конспект логопедического занятия: ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (А, И, У, Э )
- Образовательные
— Закрепление знаний о механизме образования звуков а, и, у, э.
— Уточнение и закрепление знаний о звуках
— Дифференциация звуков а, и, у, э и их узнавание в середине слова
— Работа над закреплением словаря
— Закрепление понятия звук, слово, предложение
— Развитие артикуляционной моторики.
— Развитие мелкой моторики рук.
— Развитие фонематического слуха.
— Различение звуков а, и, у, э в чужой и самостоятельной речи (изолированно, в словах и предложениях).
- Воспитательные
— Формирование ребенка как личности, его целеустремленности и самоконтроля.
— Профили артикуляции звуков а, и, у, э.
— Загадки на данные звуки.
— Картинки для фронтальной и индивидуальной работы.
Сядут дети, которые назовут гласные звуки.
- АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
А) Широко улыбнуться, показать все зубы; медленно широко раскрыть рот и медленно закрыть его.
Б) Широко улыбнуться, губы трубочкой.
В) Спрячем щечки.
Г) Надули щечки, бесшумно выпустили воздух.
А сейчас проверим как работают наши колеса-пальчики.
- РАЗМИНКА ДЛЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК.
Побежали вдоль реки,
( Движение указательным и средним пальцами обеих рук по поверхности от себя к краю). Повторить несколько раз.
Молодцы! Все механизмы поезда хорошо подготовлены к поездке.
1У. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
Давайте уточним маршрут, по которому сегодня будем путешествовать. Нашими станциями будут звуки, которые стоят в начале названий этих предметов. Я буду произносить разные слова, а вы называйте, только первый звук.
Логопед произносит слова: УТЮГ, АСТРА, УТКА, ЭТАЖ, ИННА, УЛИТКА, ИГРУШКИ, АРБУЗ, ЭТОТ, ИВАН.
У. ХОРОВОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОГОВАРИВАНИЕ.
— Какие звуки мы сейчас называли? Повторяем по очереди и хором: а, у, и, э.
— Как называются эти звуки?
У1. АНАЛИЗ АРТИКУЛЯЦИИ.
— Как доехать до наших станций ?
У – губы сильно вытянуты и округлены ( губы трубочкой ).
А- рот широко открыт.
И – раствор рта узкий ( губы улыбаются ).
Э – рот полуоткрыт ( или немного открыт ).
Дети произносят вместе с логопедом.
Ребята, посмотрите внимательно и определите какую станцию я объявляю. ( Какой гласный звук я хочу произнести).
А, И, А, У, И, А, У, А, И, У, А, Э.
Логопед беззвучно артикулирует ряд сочетаний, дети определяют входящие в них звуки, четко их произносят.
У111. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
— Хлопните в ладоши, когда услышите в слове звук У.
МАК, ЛУК, РИС, ЛУГ, РЭКС, ЖУК.
МОЛОДЦЫ, станцию У вы все хорощо слышите, а сейчас посмотрим сможете вы найти и другие станции И, А, Э.
Логопед беззвучно артикулирует ряд звуков и сочетаний звуков, дети определяют входящие в них звуки, четко их произносят.
У, А, И, Э, УА, УИ, УЭ, АИ.
1Х. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ (А, И, У, Э ) в слогах:
— Назовите гласный звук в слогах: АМ-МА, УК-ЖУ, ЭХ-ХЭ, ИБ-БИ.
Х. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ (А, У, И, Э ) в словах:
С собой в дорогу мы возьмем только те вещи, в названиях которых есть звуки (а, и, у, э ).
— Какой гласный звук вы услышали в середине слова?
МАК, ЖУК, ГРИБ, ЛУК.
Молодцы ! Во всех этих словах есть звуки (а, у, и, э).
Х1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ (А, И, У, Э) В ПРЕДЛОЖЕНИИ.
(Работа с раздаточным материалом).
А теперь давайте познакомимся с соседом, с которым вы вместе поедите. На столе картинки, составьте по картинкам предложения.
— У МЕНЯ НА КАРТИНКЕ …………. А У СОСЕДА ( КАК ЕГО ЗОВУТ)…… . (что-то другое) (Им.падеж и Тв. падеж).
На столах у ребят картинки: один много
У МЕНЯ НА СТОЛЕ ГРИБ, А У ЛЕНЫ ГРИБЫ и т.д.
Предложения составляют все дети по своим картинкам.
— Скажите теперь, чего у вас не стало?
— У МЕНЯ НЕТ . Р. Падеж.
— ШАРА, ШАРОВ, ЖУКА, ЖУКОВ, МАКА, МАКОВ, ГРИБА, ГРИБОВ, УТЮГА, УТЮГОВ.
Х11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
— Во время путешествия, ребята, внимательно смотрите в окна и дома придумайте по одному слову со звуками (А, У, И или Э).
ХШ. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
— А сейчас, ребята, отгадайте загадки:
В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко.
Шъет, зашивает и колется колко
А назовется кораблик …………….. ( Иголка).
Он большой, как мяч футбольный
Если спелый- все довольны,
Так приятен он на вкус, и зовут его. (Арбуз)
Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот раскроет рот. (Экскаватор)
— Так какие же звуки мы сегодня повторяли ?
— Как они называются?
Сегодня на занятии хорошо работали . И они свою станцию не проедут, а ………………. Ребятам еще нужно помочь. Будьте повнимательнее.
— А сейчас поезд отправляется. Все встали, руки согнули в локтях и имитируя движение колес и их стук ( Чух-чух-чух) выходим из комнаты (Ту-ту-ту).
— Назовите гласный звук в слогах: АМ-МА, УК-ЖУ, ЭХ-ХЭ, ИБ-БИ.
— Назовите гласный звук в слогах: АМ-МА, УК-ЖУ, ЭХ-ХЭ, ИБ-БИ.
— Назовите гласный звук в слогах: АМ-МА, УК-ЖУ, ЭХ-ХЭ, ИБ-БИ.
— Назовите гласный звук в слогах: АМ-МА, УК-ЖУ, ЭХ-ХЭ, ИБ-БИ.
Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса с НВОНР и ФНР по теме: Дифференциация звуков [и], [у] в слогах, словах. Буквы И – У.
Конспект логопедического занятия
с группой учащихся 1 класса с нерезко выраженным
общим недоразвитием речи
Тема: Дифференциация звуков [и], [у] в слогах, словах. Буквы И – У.
Цели:
Научить различать звуки [и], [у]. и буквы И и У.
Продолжить работу по предупреждению фонематической дисграфии на материале букв О и У.
Развивать фонематическое восприятие на материале слогов и слов.
Воспитывать внимание, наблюдательность к языковым явлениям.
Вырабатывать слуховую и зрительную дифференцировку.
Оборудование: веер букв, доска, схемы, наборное полотно с кассой букв, слова с окошечками, картинки с изображениями обезьянок, показывающих артикуляцию звуков [и], [у], буквы И, У, нитки для игры «Нарисуй букву», буквы О, У, разрезанные на несколько частей для игры «Собери букву».
Ход занятия
I.Оргмомент
У: Сядет тот, кто назовет слово, которое начинается со звука [о].
Д: окунь
У: слово, в котором звук [о] находится в середине слова.
Д: дочка
У: слово, в котором звук [о] стоит в конце слова.
Д: молоко
У: слово, которое начинается со звука [у].
Д: утка
У: слово, в котором звук [у] находится в середине слова.
Д: муха
II. Повторение пройденного материала
У: Чему учились на прошлом занятии?
Д: Отличать буквы О и У.
У: Сегодня в гости к нам пришли две обезьянки. Они просят нас выполнить задание.
У: Первое задание – зачеркни неправильно написанную букву.
У: Покажи обезьянкам, как правильно нужно писать буквы. Для этого на столе выложи с помощью ниточки букву О, а затем букву У.
У: А теперь на второй строке запиши две буквы О и три буквы У.
У: Второе задание – буквы рассыпались, собери их.
III. Новая тема
У: Обезьянки довольны и что-то хотят нам сказать. Какие звуки они произносят?
Д: Звуки [и], [у].
У: Как вы догадались?
Д: По губам.
У: Что происходит, когда мы произносим звук [и]?
Д: Губы растягиваются в улыбке.
У: А что происходит, когда произносим [у]?
Д: Губы вытягиваются в трубочку.
У: Как вы думаете в каком домике они живут и почему?
Д: В красном, потому что они поются и не встречают преграды.
У: Помогите им занять свои места в звуковой ленте.
1.Игра «Самые внимательные уши» (слуховая дифференцировка)
– Я называю звуки, слоги, слова со звуками И или У, а вы должны поднять карточку с соответствующей гласной.
У, И, И, У, УМ, ИС, НИ, РИ, БУ, УС, ЛИС, УТКА, СИЛА, ИРИС, ПИШУ
2. Игра «Внимательные глаза» (зрительная дифференцировка)
– У: Обезьянки зашифровали звуки, расшифруйте их. Кто догадался?
Д: И, у, у, и, у, и, и, у, у.
IV. Закрепление новой темы
1.«Внимательные глаза и уши»
У: А теперь зашифруйте звуки вы. Я называю, а вы записывайте.
И, У, У, И, У, У, У, И, У, У, У, И (звук [и] – улыбка, звук [у] – трубочка или кружочек).
У: Какие звуки вы услышали? К какой группе мы их относим?
Д: Гласные.
У: Что мы помним о звуках? Что мы помним о буквах?
Д: Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем.
2. Работа в тетради
У: Запишите буквы И и У в тетради. Похожи эти буквы друг на друга? Чем похожи?
Д: Элементами.
У: Из каких элементов состоит буква И? Буква У? Какой элемент повторяется?
Д: Первый, крючок.
3. Игра «Следопыты».
У: А сейчас мы поиграем в игру «Следопыты». Будем следить за звуками. Послушай сказку и запомни, как можно больше слов со звуком И.
Индеец изумрудный глаз.
В июле Игорек приехал к бабушке в деревню. Утром он вышел из избы и увидел девочку.
– Тебя как зовут? – спросил Игорь.
– Ириной. А тебя?
– Индеец Изумрудный глаз! – гордо сказал Игорь.
-_Хочешь быть индейкой?
– Надо говорить не индейкой, а индианкой.
– Нет, индейкой!
Тогда ты будешь индюком!
(Г.Юдин)
У: Назовите слова, в которых вы услышали звук [и].
Д: Июль, Игорек, изба, Ирина, индеец, изумрудный, индейка, индюк.
V. Физминутка
4. Спор букв
У: А пока мы с вами отдыхали, успели поспорить буквы И, У. Никак не могут найти, где чье место. Поможем им?
Д: Да.
У: Нужно выйти к доске и поставить правильную букву в словах.
Л__К __ВА ___СЫ М___КА Р__С Р__К__
(дети выходят к доске и вставляют соответствующие буквы)
У: Прочитайте слова хором.
У: Обезьянки предлагают найти каждому слову свою схему.
У: К первой схеме подходит слово
Д: Мука, рука.
У: Ко второй
Д: Лук, рис.
У: И к третьей
Д: Усы, ива.
4. «Разгадай ребус» (звуко – буквенный анализ слов)
У: Обезьянки просят нас о помощи, разгадать ребус, по первым буквам каждой картинки.
Д: Мухи.
У: Запиши слово. Разберем его. Сколько букв видишь?
Д: 4.
У: Сколько звуков слышишь?
Д: 4.
У: Какой звук слышишь первым? Какой последним?
Д: М, и.
У: Найди и подчеркни только гласные красным карандашом.
У: Поставь ударение, назови ударный слог. Назови безударный гласный.
Исправь ошибки
У: Обезьянки решили потренироваться и поставили буквы в словах. Проверьте, правильно они сделали?
Д: Все перепутали.
У: Поможем им.
(дети исправляют ошибки, а правильный вариант записывают в тетради)
РУС (РИС)
СУЛА (СИЛА)
РИКА (РУКА)
ЛУСА (ЛИСА)
VI. Итог урока
У: Молодцы, со всеми заданиями вы справились. Обезьянки говорят вам спасибо.
У: Чему учились на уроке?
У: Какие буквы были дежурными на уроке?
WebUrokCom_33b7093f8beabc
Размер файла: 1 MB Загрузок: 1
Материалы по теме
- Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса с НВОНР и ФНР по теме: Дифференциация звуков [о], [у] в…
- Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса с НВОНР и ФНР по теме: Ударение.
- Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса с НВОНР и ФНР по теме: Слог — часть слова. Деление…
- Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [Ж] — [Ш] в слогах, словах,…
- Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков и букв Ш-Щ в слогах и словах»
- Конспект логопедического занятия по теме: Дифференциация звуков [п] — [б] в слогах, словах и предложениях.…
- Конспект логопедического занятия Дифференциация звуков с – ц в слогах и словах
- Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи Тема:…
- Конспект фронтального логопедического занятия на тему Дифференциация звуков [з] — [ж] в слогах, словах
- Конспект логопедического занятия на тему: Дифференциация звуков [Ш] — [Ж] в слогах,словах, предложениях.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Групповое логопедическое занятие “Дифференциация букв И-У в слогах, словах и предложениях”
Автор:
учитель-логопед
Основина Екатерина Юрьевна
МБОУ СОШ №25г. Орла
Цель: закрепить знания детей о буквах и – у.
Задачи:
- учить детей дифференцировать сходные по начертанию буквы и-у;
- обогащать словарный запас по лексическим темам «Домашние животные», «Птицы»;
- формировать навыка фонематического анализа и синтеза;
- совершенствовать навыка чтения.
- развивать коммуникативную функцию речи;
- развивать зрительную память, внимание;
- развивать логическое мышление;
- развивать навыки звукового анализа и синтеза;
- развивать мелкую моторику и зрительное восприятие;
- развивать зрительного восприятия и узнавания.
- воспитывать желание активно работать на занятии;
- воспитывать самоконтроль и адекватную самооценку.
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- индивидуальные зеркала;
- смайлики;
- индивидуальные карточки с заданием;
- рабочие тетради;
- ручка, простой карандаш, цветные карандаши;
- конверты с элементами букв «У» и «И».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: – Здравствуйте. Ребята, у вас сегодня необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем и порадуем нашими знаниями и успехами.
2. Психологический настрой
Логопед: – Ребята, посмотрите внимательно, на ваших партах лежат изображения смайликов. Выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению и покажите его. Мне нравится ваш настрой на работу. Я выбираю вот этот. (Учитель и ученики демонстрируют выбранные изображения).
У меня хорошее, веселое настроение. А теперь отложите изображения смайликов в сторонку. В конце занятия мы к ним вернемся.
– Прежде чем начать работу улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. А также подарите свои улыбки нашим гостям. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. За работу, в добрый час.
3. Установка на правильную речь.
Логопед: – Прочитайте четко и выразительно стихотворение.
Ученики читают стихотворение – установку на правильную речь:
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим!
4. Развитие зрительного восприятия.
Логопед: – Возьмите карточки. Внимательно посмотрите и скажите, кого вы видите на картинке?
Дети: – Коза, лошадь, корова, собака, свинья, кошка, овца.
Логопед: – Как одним словом можно назвать изображенные на картинке силуэты?
Дети: – Домашние животные.
5. Работа в тетрадях. Графический диктант.
Логопед: – Возьмите карандаш, поставьте его в точку с цифрой 1. 5 клеток вниз, 1клетка вправо, 1 клетка наискосок вправо вверх. Теперь поставьте карандаш на точку под цифрой 2. 5 клеток вниз, 1клетка наискосок вправо вверх. Какая буква получилась?
Логопед: – Продолжаем. Поставили карандаш в точку под цифрой 3. От точки 6 клеток вниз, 1 клетка вправо,1 клетка наискосок вправо вверх. Поставили карандаш в точку под цифрой 4. От нее 11 клеток вниз, 2 клетки наискосок влево, 1 клетка вверх, 3 клетки наискосок вправо вверх. Какая буква получилась?
Логопед: – Как вы думаете, о каких буквах мы сегодня будем говорить?
Дети: – А буквах И – У.
6. Артикуляция звуков.
Логопед: – Ребята, пишем и читаем мы букву И, а слышим и произносим какой звук? Посмотрите в зеркало и произнесите его. Что делают губы при произнесении этого звука?
Дети: – Растягиваются в улыбке.
Логопед: – Какое положение принимает язык?
Дети: – Язык спокойно лежит.
Логопед: – Работают ли голосовые связки? Приложите ладонь к горлу.
Дети: – Голосовые связки работают.
Логопед: – Ребята, пишем и читаем мы букву У, а слышим и произносим какой звук? Посмотрите в зеркало и произнесите его. Что делают губы при произнесении этого звука?
Логопед: – Какое положение принимает язык?
Дети: – Язык спокойно лежит.
Логопед: – Работают ли голосовые связки? Приложите ладонь к горлу.
Дети: – Голосовые связки работают.
Логопед: – Что общего у звуков и, у?
Дети: – Они гласные.
Логопед: – На занятии мы будем говорить о буквах И – У. Будем учиться различать элементы букв и, у и правильно писать их в словах.
Логопед раздает детям конверты с элементами букв «У» и «И», просит сложить из элементов буквы, ищет сходства и различия между буквами.
Логопед: – Ребята, у вас на столах лежат конверты. В них элементы букв «У» и «И». Сложите из элементов буквы. (Дети выкладывают буквы).
Логопед: – Из каких элементов состоит строчная буква И?
Дети: – Буква И состоит из 2 палочек с закруглением внизу (крючков).
Логопед: – Из каких элементов состоит строчная буква У?
Дети: – Буква У состоит из палочки с закруглением внизу (крючков) и петельки
Логопед: Сколько элементов используется для написания каждой буквы?
Дети: – При написании каждой буквы используется 2 элемента?
Логопед: – Что общего в написании наших букв?
Дети: – В написании буквы «и» и «у» есть крючки. Первый элемент с закруглением внизу.
Логопед: – В чём отличие?
Дети: – У буквы и второй элемент – палочка с закруглением внизу, а у буквы у – петелька, направленная вниз.
7. Физкультминутка.
8. Упражнение «Зашифруй букву»
Логопед: – Посмотрите на экран. Круг обозначает букву «И», перевернутый треугольник букву «У». Выполните задание. Запишите в тетрадь слоги. Вместо треугольника пишем букву «У», вместо круга – «И».
Логопед: – А теперь проверим, какие слоги вы написали. Были ошибки?
9. Гимнастика для глаз.
– Нашим глазам необходим отдых. Следим только глазами за перемещениями точки.
10. Изографы.
Логопед: – Посмотрите на картинку. Какие буквы вы видите на картинке?
Логопед: – Какое слово здесь зашифровано?
Логопед показывает детям картинку на которой нарисован гусь.
Логопед: – Какая буква здесь спряталась?
Логопед: – Посмотрите на картинку. Какие буквы вы видите на картинке?
Логопед: – Какое слово здесь зашифровано?
Логопед показывает детям картинку, на которой нарисован аист.
Логопед: – Какая буква здесь спряталась?
Логопед: – Как одним словом можно назвать предметы изображенные на картинках?
11. Игра «Доскажи словечко».
Логопед: – Я начну читать стихотворение, а вы закончите, подходящим по смыслу словом.
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду
Я от грязи берегусь
Чистоплотный серый… (гусь).
Логопед: Вместо всего слова запишите, какая из букв есть в этом слове.
За рекой росли
Их на праздник принесли
На веточках иголки
Что же это? (Елки).
Логопед: Хорошо ребята, зашифровали слово, написали И или У.
В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко
Шьет, зашивает и колется колко
А называют кораблик… (иголка).
Мчусь как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки
Кто несет меня… (коньки).
Он большой, как мяч футбольный
Если спелый – все довольны
Так приятен он на вкус
А название … (арбуз).
Долгожданный дан звонок
Это кончился… (урок).
Логопед показывает картинки: арбуз, иголка, коньки, урок, гусь, елки.
Логопед: – Давайте проверим, что вы написали.
12. Развитие фонематического слуха. Игра «Чего не стало»
Логопед: – А сейчас мы с вами поиграем в игру «Чего не стало». Посмотрите внимательно на картинки и запомните их.
А теперь картинки поменяются местами. Закрываем глаза. Что изменилось?
Дети:- Поменялись местами арбуз и иголка.
13. Упражнение «Расшифруй слова»
Перед выполнением следующего задания, повторно акцентируется внимание детей на различие букв «И», «У».
Логопед: – На карточках написаны слова вам необходимо дописать недостающие элементы у букв И – У. Если звездочка внизу, значит надо писать «У», если звездочка рядом, значит надо писать «И».
(Пуля, шут, улитка, улица, руки, курица)
Логопед: – Проверьте работу вашего соседа. Были ошибки? Какие?
Логопед: – Ребята, в задании было слово «Шут». Скажите, кого называют шутом?
Шут – в старину лицо при барском доме или при дворце, в обязанности которого входило развлекать забавными выходками господ и гостей шутками, остротами, забавными выходками.
14. Загадка.
Логопед: – Отгадайте загадку.
Жизнь свою живет она
В своем домике одна.
Панцирь крепкий у нее,
Защищает он ее
На себе его несет,
Очень медленно ползет
Можно встретить их везде
И на суше и в воде.
(Улитка).
Логопед: – Правильно, улитка. Есть ли в слове улитка буквы, которые мы изучаем. Какие?
Логопед: Ребята, улитка необычная, в ней зашифрованы предложения. Давайте их прочитаем.
Ребята слепили снеговика. Он весело улыбался зимнему небу.
Логопед: – Запишите предложения в тетрадь. Подчеркните букву И красным карандашом, У – желтым. Назовите слова с буквой И.
Дети: – Слепили, снеговика.
Логопед: – Назовите слова с буквой У.
Дети: – Улыбался, небу.
Логопед: – Назовите слово, в котором есть буква И буква У.
15. Итог занятия.
– Ребята, вот мы и справились со всеми заданиями.
– Давайте подведём итоги и вспомним, что делали сегодня на занятии. (Учились различать элементы букв и, у и правильно писать их в словах).
– Для чего мы это делали? (чтобы не делать ошибки при чтении и письме).
– Из каких элементов состоят буквы И-У? (И – 2 крючка, У- крючок и петелька).
– Какие задания мы выполняли?
– Ребята, вспомните настроение, с каким вы пришли на занятие. А теперь покажите, какое оно у вас сейчас. У меня такое.
(Учитель и ученики демонстрируют выбранные смайлики).
– Вам понравилось наше занятие? (Выслушиваются ответы детей)
– Ребята, каждое занятие оставляет у каждого из вас свой след. Если вы на занятии много услышали – то оно спряталось у вас в ушках; если много увидели – то в глазках; если вы ощущаете радость – то в сердечке. У меня наше занятие спряталось здесь. А у вас? (Дети показывают).
– Вы очень хорошо поработали сегодня на занятии, и я говорю вам «Спасибо!»
Дифференциация букв “и” и “у”.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
Конспект логопедического занятия по дифференциации букв “и” и “у” на письме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_i-u.docx | 60.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия для учеников 2 класса.
Тема: Дифференциация букв « и» и « у».
Цели: закрепить у детей знания о буквах « и», «у» и их дифференциацию на письме.
- Развивать зрительное восприятие и зрительный гнозис, оптико-пространственные и кинетические представления, слухоречевую память.
- Формировать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, совершенствовать навык чтения.
- Формировать грамматически правильную речь, способствовать развитию фразовой речи.
- Развивать у детей логическое мышление, мелкую моторику.
Оборудование: таблица согласных букв, таблица Шульте, картинки с изображением персонажей, слоговые таблицы для расшифровки слов, предметные картинки, индивидуальные таблички-шифровки с пословицей, индивидуальные карточки с текстом-перевертышем.
- Организационный момент.
1.Выработка речевого дыхания
Детям предлагается сделать глубокий вдох и на выдохе прочитать ряд согласных букв:
С В П К Н Ш Л Т Ц Ф Ч Р Г
2.Работа с таблицей Шульте
Детям предлагается назвать по порядку и показать цифры от 1 до 12.
1). Назвать буквы, встречающиеся в таблице.
– Какое слово можно составит из этих букв? ( Утки)
( Один ребенок составляет слово у доски).
– Кто такие утки? ( Перелетные птицы)
– Сколько слогов в слове? Назовите первый слог.
– Назовите второй слог.
– Произнесите слово с ударением. На какой слог падает ударение?
2). Назовите гласные звуки в слове ([и], [у]).
3. Повторение артикуляции и характеристика звуков «у», «и»
– Что общего в артикуляции звуков [и], [у]? (они гласные первого ряда, при произнесении поются, т.к.
воздух не встречает преграду).
– Чем же они различаются? ( у них разное произношение: при звуке « и » губы растянуты в улыбке, при звуке « у »- губы вытянуты в трубочку ) .
II. Основная часть
1. Соотнесение звуков [и], [у] с соответствующими буквами
К нам на занятие пришли гости Киска-Ириска и мышка Муся.
(На доску выставляются картинки кошки и мышки).
Ребята, как вы думаете, с каким звуком дружит киска Ириска?
– С каким звуком и буквой дружит Киска – Ириска? (со звуком и буквой «и», потому что в ее имени под ударением слышится звук «и»).
– С каким звуком и буквой дружит мышка Муся? (под ударением в ее имени слышится звук «у», поэтому мышка дружит со звуком и буквой « и »).
2. Сравнение букв по начертанию
Сколько элементов используется при написании буквы « и »? (два элемента).
Назовите их (две « палочки с закруглением внизу»)
Сколько элементов используется при написании буквы « у »? (два элемента).
Назовите эти элементы («палочки с закруглением внизу» и «палка с длинной петлей внизу»).
– Чем похожи буквы «и», «у»? (обе буквы состоят из двух элементов, первый элемент – «палочки с закруглением внизу» у них одинаковый).
– Чем различается написание этих букв? (у буквы « и » второй элемент – «палочка с закруглением внизу», а у буквы «у» второй элемент – « палка с длинной петлей внизу»).
3. Развитие внимания, кинетических и оптико-пространственных представлений
Детям раздаются карточки, на которых в различной последовательности цветными карандашами написан общий элемент букв «у», «и» и предлагается дописать недостающие элементы, опираясь на цветовые подсказки (« у » – красный цвет, « и » – зеленый).
4. Развитие фонематического слуха. Задание от Киски-Ириски и мышки Муси.
Муся и Ириска подобрали для вас картинки, в которых под ударением стоят их любимые звуки [и] или [у]. ( Картинки лежат на партах у детей).
1)Выделить ударные звуки в словах, обозначающих изображенные предметы.
2) Записать названия предметных картинок . Нужные буквы подчеркнуть. Предметные картинки к заданию : пирамидка, мишка, лист, телевизор, кукла, тучи, гусь, петух, кубики, сапоги, свитер, машина, груша, картина, гриб, стул.
Выполнение этого задания с комментированием.
Муся и Киска-Ириска пришли к нам на занятие сегодня не одни. А кто этот гость вы узнаете, если отгадаете загадку:
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?
( Буратино)
6. Совершенствование слогового анализа и синтеза.
Буратино не случайно попал к нам на занятие. Он не любит учиться, не умеет правильно читать и писать, поэтому, сегодня мы поможем ему справиться с трудностями.
Буратино собрал портфель для занятия и положил туда различные вещи. Все содержимое портфеля он написал на табличках, но при этом перепутал слоги в словах (на наборном полотне выставлены таблички слов).
Слова для задания : радитет, каруч, дильбуник, варьбук
Задание . Разделите слова на слоги. Измените порядок слогов, и вы узнаете, какие вещи лежат в портфеле Буратино. Какие вещи положил Буратино в портфель?
( тетради, ручка, будильник, букварь)
– Сколько слогов в каждом из этих слов?
– Что не понадобится Буратино в школе? (будильник) . Почему?
Прямо встал, потом нагнулся.
Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик отыскать нужно на носочки встать.
8. Развитие зрительного внимания. Дифференциация смешиваемых букв.
– Киска-Ириска и мышка Муся дали задание Буратино, но он с ним не может справиться. Давайте поможем ему.
Детям раздаются карточки с рядами букв, где нужно буквы «у» зачеркнут красным карандашом, а буквы «и»- зеленым.
Задание. Зачеркните пропущенные буквы « у », « и ».
У Б Т И Н С У Ю Ч И Я И Э У Д У С Н
П А В Н У Ф И У Х У Н З И Щ У Г Ф И
У Ф У Ы А В И О У Р И Л У Д Ж И К У
– Сколько букв «и» в первом ряду? (3 буквы)
– Сколько букв «у» в первом ряду? ( 4 буквы)
– Сколько букв «у» во втором ряду? ( 4 буквы)
– Сколько букв «и» во втором ряду? (3 буквы)
– Сколько букв «и» в третьем ряду? (3 букв)
– Сколько букв «у» в третьем ряду? (5 букв)
– Сколько букв «у» и «И» во втором ряду? (7 букв)
9. Дифференциация смешиваемых букв на уровне слов. Развитие звукобуквенного анализа.
– Буратино хвастался тем, что он справится с любым заданием наших друзей. Но он не смог правильно написать даже отдельные слова.
Задание. Найдите ошибки в словах, которые написал Буратино, и запишите их правильно. Пропущенные буквы «у» и «и», выделите цветными карандашами (букву «у» – зеленым карандашом, а букву «и»- красным).
Слова к заданию : картна, грша, кржка, псьма, смка, корзна.
-Сколько слов вы записали с буквой «И»? (3 слова) .
-Сколько слов вы записали с буквой «У»? (3 слова) .
10. Развитие логического мышления и зрительного восприятия. Дифференциация букв «и»- «у» на уровне предложения
– Очень много ошибок делает Буратино. И все потому, что он не любит трудиться. Но всем хорошо известно, что без труда не выловишь и рыбку из пруда. Жалко, что Буратино не знает эту хорошую пословицу.
А мы сегодня познакомимся с еще одной мудрой пословицей, но для этого вам необходимо расшифровать таблицу, так как в ней, и «спрятана» новая пословица. Отгадать загадку вам поможет ключ.
Дети получают индивидуальные карточки с заданием
Учащиеся читают и затем записывают, пословицу: «Хорошая книга – лучший друг».
– Почему книгу называют лучшим другом?
Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг,
Мы время отлично проводим вдвоем
И наш разговор потихоньку ведем.
Произнесите пословицу с вопросительной (восклицательной) интонацией.
Подчеркните буквы « у » и « и » цветными карандашами (букву « у »- красным карандашом, а букву « и »- зеленым).
11. Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания
– Молодцы ребята, вы справились с трудным заданием. Однако Киска-Ириска и мышка Муся приготовили для вас еще одну очень сложную работу. Я уверена, что и с ней вы справитесь, и покажите Буратино, как хорошо умеете читать.
Учащиеся получают индивидуальные карточки с текстом.
Задание . Догадайтесь, как прочитать этот текст. Попробуйте прочитать текст не слева направо, а справа налево. Что у вас получилось?
ясьтичу тибюл ен онитаруБ
кобишо огонм теалед нО
икбишо итэ иливарпси ыМ
угинк юушорох онитаруБ мирадоп ыМ
1) Учащиеся поочередно читают по одному предложению.
2) Каждому учащемуся предлагается записать одно из четырех предложение по выбору логопеда.
3) Выделить буквы занятия цветными карандашами.
4) Произнести предложенное предложение с вопросительной (восклицательной) интонацией.
III. Итог занятия
– Какие буквы мы учились различать?
– Почему мы учились их различать?
1) Найдите в тексте последнего задания слова, в которых встречается буква, состоящая из двух одинаковых элементов.
2) Назовите слова со сходной с ней по начертанию буквой, слова с обеими буквами.
Оценка работы учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»; дифференциация звуков ч, щ и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях.
Что влияет на школьную тревожность? Чем и как учитель может помочь учащимся в усвоении знаний? Как организовать работу? Для учителей 1-4 классов.
Дана краткая характеристика видовдисграфии. Представлен практический материал по дифференциации С-Ш.
Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства. В с.
Урок дифференциации звуков “С-Ц” в слогах, словах, фразах. К уроку прилагаеся слайдовая презентация.
Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С’, артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику.
Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш]”Дифференциация звуков с-ш”Задачи:• закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С;• учить чётко, разграничивать звуки “.
Планы индивидуальных занятий. Звук «Л»
Конспекты индивидуальных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звука «Л»
Постановка Звука (л)
Задачи:
Учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме.
Формировать направленную воздушную струю.
Учить правильно произносить звук (л) с опорой на зрительный и слуховой контроль.
Учить выделять звук (л) из потока других звук
Упражнять в подборе слов-антонимов и образовании форм винительного падежа существительных.
Развивать внимание, память, мелкую моторику.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
2. артикуляционная гимнастика: «Лопата», «Вкусное варенье», «Индюк», «Пароход гудит».
3.Зимой воет вьюга: л-л-л (язык упирается в верхние зубы и гудит сердито как вьюга).
4. Пальчиковая гимнастика: на каждое название игрушки поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца. Сначала на левой руке, потом на правой:
Дед Мороз несет детишкам в своем мешке машину, мишку,
Пирамидку, пароход и винтокрылый вертолет.
Сколько всего игрушек приготовил Дед Мороз?
Налетел ветер, поднял снежинки и закружил их в воздухе: л-л-л.
5. «Поймай звук» – услышав звук (л), хлопни в ладоши: а,у,л,в,у,н,м.в,л.
6. Рисует Дед Мороз узоры на окнах: л-л-л – ребенок произносит (л) вслед за логопедом. А на что похожи узоры на окнах? Ребенок обводит изображение елочки по точкам, произнося: л-л-л.
7. Встретил дед Мороз в лесу Снеговика, а он рассыпался: собери снеговика из разрезных картинок. Побежал снеговик в лес, только ветер в ушах свистит: л-л-л. Как гудит ветер? (л-л-л).
8. Выбери предметы со звуком (л).
9. «Закончи фразу:
Снеговик не маленький, а
Он не злой, а
Ведро у него на голове не полное, а
Оно не тяжелое, а .
Нос-морковка у снеговика не короткий, а
Глаза-угольки у него не закрыты, а
Встрече с ребятишками он не сердится, а
10. Итог занятия.
Автоматизация звука (л) в слогах
Цели:
Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука «л».
Продолжать учить произносить звук (л) в слогах.
Упражнять в определении наличия звука (л) в словах.
Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.
Учить понимать и выбирать из набора слов однокоренные слова.
Развивать мышление, внимание, мелкую моторику.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика: «Лопата», «Вкусное варенье», «Качели», «Индюк», «Почистим верхние зубки», «Пароход гудит».
3. Хлопни в ладоши, услышав слова, в которых слышится слово «море»: моряк, морской, мороз, морячка, Марина, заморский, морозный, мороженое, приморье.
4.Как гудит пароход? (л-л-л).
5. «Доскажи словечко» – логопед говорит начало слова, ребенок заканчивает: ме, по, сто, сту, ба, пена, уко, журна, крокоди
6. Повтори вслед за логопедом:
ллла, ллло, лллу, лллы,
алла, элллэ, олло, уллу,
ла-ла, лы-лы, лэ-лэ с интонацией грусти,
лу-лу, ла-ла, ло-ло с интонацией удивления, вопроса
лы-лы, лэ-лэ-, лу-лу мс интонацией радости.
7. «Скажи, какое»:
Варенье из вишни (какое?)
Варенье из груш (какое?) –
Варенье из персиков –
Варенье из бананов –
Варенье из брусники –
Варенье из абрикосов –
Варенье из мандаринов –
8. Повторить вслед за логопедом слоговые цепочки: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы, лу-лу-лу, лэ-лэ-лэ.
9. Выделить хлопком слова со звуком (л): волна, море, песок, солнышко, остров, обезьяна, облако, плавание, путешествие.
10. «Найди две похожие фигурки» (из 5-6 фигур).
11. Повтори вслед за логопедом слоги: алл, олл, уллл, ыллл, элл, илл.
12. Итог занятия.
Автоматизация звука (л) в слогах и словах
Цели:
Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука (л).
Продолжать учить правильно произносить звук (л) в слогах и словах.
Закрепить навык выделения звука (л) из ряда слов.
Продолжать учить образовывать относительные прилагательные и приставочные глаголы.
Упражнять в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных.
Развивать внимание, память, мелкую моторику.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика: «Лопата», «Вкусное варенье», «Качели», «Индюк», «Почистим верхние зубки», «Пароход гудит».
3. Поливал дед репку: л-л-л (обращать внимание на правильное положение языка при произнесении (л)). Полол вокруг репки траву: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы, лэ-лэ-лэ, лу-лу-лу. Землю рыхлил: ал-ол-ул, ол-ул-ыл, ул- ыл- ал, ыл-эл-ал. А когда репка выросла, стал ее тянуть: пла-плы-плэ, кло-клу-клы, слэ-сла-слу. Ребенок повторяет за логопедом слоговые цепочки.
4. Назови недостающий звук (л) и произнеси все слово:
ампа пиа сто
ожка мыо пена
ыжи паас журна
5. Спроси и ответь на вопрос:
Я милая? Милая.
Я славная? Славная.
Я веселая? Веселая.
Я послушная? Послушная.
Я смелая? Смелая.
Я ласковая? Ласковая.
6. «Поймай звук (л)» – хлопни руками, услышав в слове звук (л): лодка-ложка-кошка, палка-банка-балка, будка-булка-бурка, стол-стул-стук.
7. Игра «Парные картинки».
8. «Назови, какой»:
Платок из шелка (какой?) – шелковый.
Коврик из соломы (какой?) –
Конфета из шоколада (какая?) –
Ложка из олова (какая?) –
Ручка из пластмассы (какая?) –
Подушка из поролона (какая?) –
9. «Игра с кошкой в догонялки» – выбежала кошка из дома, побежала по дорожке, перебежала через мостик, прибежала к калитке, забежала на крылечко, подбежала к Маше.
10. «Найди такую же картинку» (из 5-6 похожих картинок).
11. Итог занятия.
Автоматизация звука (л) в слогах и словах и предложениях
Цели:
Упражнять в правильном произнесении звука (л) в слогах, словах и предложениях.
Упражнять в определении наличия и места звука (л) в словах.
Упражнять в правильном употреблении форм творительного падежа имен существительных.
Закрепить умение образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных.
Продолжать учить составлять предложения по опорным словам-картинкам.
Развивать память, словесно-логическое мышление, мелкую моторику.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Ворота», «Иголочка», «Качели», «Чистим верхние зубы», «Сердитый язычок».
3. Какой звук слышен в словах: Лампа, паЛка, стоЛ?
4. Повтори за логопедом слоги, поочередно щелкая пальцами:
пла-пло-плу; клу-клы-кла; тла-тлы-тлэ; слэ-слы-сло.
5. Игра «Поезд» – разложи картинки по вагонам в следующей последовательности: в первый вагон помести картинки со звуком (л) в начале слова; во второй вагон помести картинки со звуком (л) в середине слова; в третий вагон помести картинки со звуком (л) в конце слова.
6. «Подбери слова» – назвать слова и подобрать к ним подходящие слова, отвечающие на вопрос «Что с этими предметами делают?»
Ложка, молоток, полотенце, лопата, палка, салфетка.
7. «Разложи картинки правильно» – к картинке с изображением одного предмета подобрать картинку с изображением нескольких таких же предметов, проговаривая:
лодка – много лодок, клумба – много клумб, булка – много булок
8. Составить предложение по трем картинкам:
Слава, елка, белка
Клава, кукла, платье.
Данил, фломастер, клоун.
Руслан, журнал, полка.
9. Итог занятия.
logoped14.doc
планы индивидуальных занятий
Размер файла: 54 kB Загрузок: 14