Конспект индивидуальной НОД по автоматизации звука [р] в словах и предложениях “Мы построим Дом Друзей!”
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме
Подробный конспект открытого индивидуального логопедического занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kon_novator.docx | 21.46 КБ |
презентация к занятию | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Автоматизация звука [р] в словах и предложениях «Мы построим Дом Друзей!»
Цель : закреплять навыки правильного произношения звука [р] в связной речи.
- уточнить и закрепить акустические и артикуляционные свойства звука [р];
- закреплять навык правильного произношения звука [р] в словах, слогах и предложениях;
- активизировать словарь по лексической теме «Дом. Жилище»;
- совершенствовать навыки словообразования относительных имён прилагательных;
- упражнять в согласовании имён числительных и имён существительных;
- упражнять в согласовании имён прилагательных и имён существительных;
- совершенствовать умение грамматически правильно строить предложение.
- развивать артикуляторную моторику;
- развивать фонематический слух;
- развивать умение понимать обращённую речь;
- развивать ориентировку в пространстве;
- развивать зрительный гнозис и зрительное восприятие;
- развивать конструктивные умения и навыки;
- развивать психические процессы: внимание, воображение, память, логическое мышление;
- развивать связную речь;
- развивать общую и мелкую моторику.
- воспитывать умение следить за правильным произношением поставленных звуков в речи.
Оборудование : указка, салфетки, предметные картинки (муравейник, конура, нора, берлога, коровник), игровые фигурки (Чебурашка, Крокодил Гена), игровые строительные каски для детей, ноутбук, презентация «Строительные материалы и инструменты», игрушечный грузовик, «кирпичи» с картинками, схема дома.
Предварительная словарная работа : коровник, конура, муравейник, инструменты, чертёж, архитектор, цемент, шифер, доски.
I. Организационное начало занятия
Логопед (Далее Л): Здравствуйте ребята! Подарите гостям свои улыбки! Сегодня мы продолжим учиться правильно произносить звук [р].
(на магнитной доске картинки: берлога, муравейник, нора, сарай, конура)
Л: Назовите картинки. Как можно назвать их одним словом?
Дети (Далее Д): Дом, жилище.
Л: Для чего нужен дом?
Л: Иметь дом очень важно и для людей и для животных. Дом защищает от непогоды, от врагов. В жилище люди растят детей, животные детёнышей, а птицы – птенцов.
Л. Кто строит жилища диким птицам и животным?
Л. А кто строит дом человеку? Как называется эта профессия?
Л. Посмотрите, к нам в гости пришли сегодня Чебурашка и Крокодил Гена. Они просят нас помочь им построить Дом Друзей. Мы с вами превратимся в строителей и будем строить Дом Друзей и продолжим учиться произносить звук [р].(Логопед надевает строительные каски на детей)
II. Основная часть
Л: Для того, чтобы успешно выполнить все задания, нам необходимо выполнить артикуляционную гимнастику.
1. Артикуляционная гимнастика
- В первую очередь возьмём с собой хорошее настроение (Упражнение «Заборчик»).
- Приступим к строительству. Нам понадобятся доски узкие (Упражнение «Иголочка») и широкие (Упражнение «Лопаточка»).
- Теперь необходимо покрасить крышу дома (Упражнение «Маляр»).
- Покрасим стены (Упражнение «Почистим верхние зубки») и крыльцо (Упражнение «Почистим нижние зубки»).
- Поставим трубу (Упражнение «Грибок»).
- Забьём гвозди (Упражнение «Лошадка»).
2. Развитие фонематического слуха. Упражнение «Услышь звук»
Л. Перед тем, как начать строительство дома, мы выберем необходимые материалы и инструменты. Я покажу вам картинки и назову слова, если в слове вы услышите звук [р], то хлопаете в ладоши.
Картинки (презентация на ноутбуке): шифер, мастерок, цемент, трубы, молоток, кирпичи, доски, рубанок, краска, лом, рулетка.
Л. Молодцы! Вы были очень внимательны.
3. Автоматизация звука в словах. Упражнение «Найди и назови»
Л: Пока мы выбирали инструменты и материалы, к нам приехал грузовик и привёз кирпичи. Нам нужно отобрать те, которые годятся для постройки нашего дома. Кирпичи необычные: на каждом картинка. По очереди берите кирпичи и правильно называйте слово. Если в слове есть звук [р], то кирпич нам подходит.
(«Кирпичи» – карточки трёх цветов: розового, оранжевого и красного, перевёрнуты вниз картинкой, дети по очереди отбирают нужные «кирпичи»)
Л. Молодцы! Теперь давайте посчитаем, сколько кирпичей у каждого из вас? Сколько красных кирпичей? Розовых? Оранжевых?
Д. У меня два розовых кирпича.
4. Конструирование. Совместная деятельность детей
Л: Для того, чтобы строить дом, необходима схема – чертёж. Чертежи домов выполняет человек, профессия которого называется «архитектор». Архитектору очень важно быть точным и внимательным. Если он ошибётся в своих чертежах, то строители неправильно построят дом. Вот наша с вами схема, по которой мы будем строить дом.
Л. Внимательно рассмотрите её. Выкладываем «кирпичи» точно по схеме.
(Дети выкладывают дом стоя у соседнего стола.)
Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизации звука Р
Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия по автоматизации звука [Р] для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Данный материал будет полезен учителям-логопедам детских садов. Этот конспект для этапа автоматизации звука в слогах, словах, предложениях и чистоговорках на индивидуальном логопедическом занятии.
Оборудование: игрушка – пёс Рекс, предметные картинки со звуком [Р], домик для определения места звука в слове, мяч, палочки.
Цель: автоматизация звука [Р]
Задачи:
а) образовательная: расширять словарный запас; совершенствовать лексико-грамматические категории;
б) коррекционная: вырабатывать четкие и дифференцированные движения артикуляционного аппарата; учить произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; уточнить акустический и произносительный образ звука [Р], развивать фонематические процессы, память, моторику;
в) воспитательная: воспитывать желание помогать и желание красиво и правильно говорить.
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука, работа с лексико-грамматическими категориями.
Ход занятия:
I. Оргмомент. Установка на занятие.
– Посмотри, кто пришел к нам в гости. Это пёс Рекс. Рекс расстроен. Уже все его друзья умеют рычать, а у него никак не получается научиться произносить звук [Р]. А ведь это очень важно для его будущей работы собаки-охранника. Поможем нашему гостю?
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
– Чтобы научиться произносить звук [Р], нужно уметь выполнять упражнения:
«Заборчик/Трубочка»- 5 раз.
«Чашечка»- 5 секунд.
«Маляр»- 5 раз.
«Вкусное варенье»- 5 раз.
«Грибочек»- 5 секунд.
«Лошадка»- 5 раз.
«Барабанщики»- 5-7 раз.
«Мотор»- 5-7 раз.
2. Повторение артикуляции звука [Р]
– Порычи как сердитый тигр, порычи как сторожевой пёс.
– Расскажи Рексу как мы произносим звук [Р]. Что делают наш язык, губы, зубы при произношении звука [Р]? (губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).
3. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Сложить по образцу».
– Рекс принес картинки. Назови, что ты видишь на картинках. Выложи из палочек по образцу. (Картинки: черная ракета, розовый забор, красная ручка).
4. Игра с мячом «Слоговые цепочки».
– Я называю слоги и бросаю тебе мяч, ты повторяешь за мной слоги и бросаешь мяч обратно.
Ра – ро – ру
Ар – ор – ур
Ры – ру – ра
Ор – ар – эр
Дру – дро – дра
Тра – тру – тры
Пра – про – пры
Кра – кро – кру
Бра – бры – бру
Гро – гры – гру
5. Работа с предметными картинками.
а) «Назови слово и определи место звука».
– Рекс принес нам картинки.
– Назови слова и разложи картинки соответственно: со звуком [Р] в начале слова, в середине и в конце слова. (Предметные картинки: ромашка, кровать, рыба, забор, рубашка, светофор, роза, барабан, трамвай, помидор, арбуз).
б) «Назови ласково».
– Преврати эти картинки в маленькие предметы – назови ласково. (Ромашечка, кроватка, рыбка, заборчик, рубашечка, светофорчик, розочка, барабанчик, трамвайчик, помидорчик, арбузик).
6. Повторение чистоговорок.
Ра-ра-ра – веселая игра.
Ра-ра-ра – апельсина кожура.
Ры-ры-ры – новые ковры.
Ры-ры-ры – в парке комары.
Ро-ро-ро – едем на метро.
Ро-ро-ро – у Ромы ведро.
Ру-ру-ру – красим конуру.
Ру-ру-ру – я морковь натру.
Ар-ар-ар – красный самовар.
Ар-ар-ар – красивый шар.
Ор-ор-ор – убираю двор.
Ор-ор-ор – забирай топор.
Ур-ур-ур – кормим кур.
Ир-ир-ир – Ира пьет кефир.
7. Закрепление произношения звука [Р] в предложениях. Игра «Найди ошибку».
– Мусор убирает Рому. (Рома убирает мусор.)
– Крышка накрыта ведром. (Ведро накрыто крышкой.)
– Червяки копают рыбаков. (Рыбаки копают червяков.)
– Дровами рубят топор. (Топором рубят дрова.)
III. Подведение итогов.
-Молодец! Ты сегодня старался и правильно произносил звук [Р] и этому научил Рекса. Он тебе очень благодарен, теперь он может стать настоящим сторожевым псом. Теперь вы оба должны следить за своей речью и не забывать произносить звук [Р].
Конспект индивидуальной логопедической НОД по автоматизации звука [Р] в слогах и начале слова
Маргарита Юрьева
Конспект индивидуальной логопедической НОД по автоматизации звука [Р] в слогах и начале слова
Цель: автоматизация звука Р изолированно, в слогах и начале слова.
Задачи:
• Развитие артикуляционного аппарата.
• Развитие сильной длительной воздушной струи.
• Развитие мелкой моторики.
• Развитие фонематического слуха, внимания.
Оборудование: игрушка «Щенок», большое зеркало, картинки для артикуляционной гимнастики, вертушка, желтый круг с желтыми скрепками, картинки со звуком Р в начале слова, «удочка» с магнитиком, металлические скрепки.
ХОД НОД
1. Оргмомент:
– К нам в гости опять пришел щенок. Помнишь, он маленький и еще не научился рычать? Какую пользу приносит человеку собака? (охраняет дом). Как наш щенок будет охранять дом, если он не умеет рычать? Нам нужно его научить.
2. Артикуляционная гимнастика:
– Сначала покажем щенку гимнастику для язычка. Упражнения «Заборчик», «Качели», «Лошадка», «Грибочек», «Гармошка», «Чашечка», «Барабанчик».
3. Развитие сильной воздушной струи:
– Щенок нам принес вертушку, и предлагает с ней поиграть. Будем дуть на нее сильно-сильно, а она будет крутится. Смотри, чтоб щеки не надувались.
4. Закрепление произношения изолированно:
– Покажем нашему щенку как нужно правильно рычать. Вспомним, как расположены губы, когда мы рычим? Зубы? Где расположен язык? Что делает кончик языка?
5. Закрепление произношения в слогах:
– Молодец. Посмотри, какая сегодня на улице пасмурная погода. Наш щенок загрустил. Сделаем для него солнышко? Мы будем прикреплять к «солнышку» лучики, повторяя слоги. Не забывай правильно «рычать» (ребенок прикрепляет желтые скрепки к желтому кругу, повторяя слоги со звуком Р).
– Молодец, поставим «солнышко» около зеркала, чтоб оно нам светило все наше занятия.
6. Развитие фонематического слуха:
– Хорошо, а сейчас поможем щенку поймай слова с его любимым звуком – звуком Р. Держи щенка, когда я скажу слово со звуком Р, щенок с твоей помощью будет подпрыгивать.
7. Автоматизация в начале слова:
– Знаешь, что щенок любит делать в свободное время? Он любит «рыбачить». И предлагает «порыбачить» нам. Держи удочку, будем ловить картинки, называть их и отдавать щенку.
8. Подведение итогов:
– Нашему щенку пора домой, к своей маме. Ему понравилось сегодня с тобой играть, а тебе?
– Давай напомним ему, как надо правильно рычать. Он будет дома каждый день тренироваться, и ты не забывай.
Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в слогах и словах «Приключения тигренка Тигрули» Цели: 1)Коррекционно-образовательные Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [р]. Учить правильно произносить.
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах и словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ Ш ] в слогах и словах Подготовила: учитель-логопед МБДОУ «Атяшевский детский.
Конспект индивидуальной логопедической НОД по автоматизации звука [Ш] в слогах и словах Цель: автоматизация звука Ш изолированно, в слогах и словах. Задачи: • Развитие артикуляционного аппарата. • Развитие навыка конструирования.
Конспект индивидуальной ООД по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука [ш]» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №48 «Тополёк» Г. о. Королёв ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ.
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах и предложениях «В гостях у сказки» Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: закреплять правильное произношение звука [л].
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках «Маша и медведь» Подгрупповое занятие по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках Тема: Маша и медведь. Подготовительная к школе.
Конспект занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах» Тема: «Автоматизация звука Л в слогах, словах». Цель: Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах. Задачи: – Продолжать учить выполнять.
Коррекционно-логопедическое занятие «Автоматизация звука [К] в обратных слогах, словах в конце слова» Занятие № 3 Тема: «Автоматизация звука (К) в обратных слогах, словах в конце слова». Цели: Коррекционно-образовательные: 1. Закрепление.
Автоматизация звука [л] в слогах, словах и фразовой речи. НОД по мотивам сказки «Гуси-лебеди» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка» Конспект непосредственно образовательной.
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Автоматизация звука [л] в начале слова» Цель: Автоматизировать звук Л в слогах, в начале слова. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1:Закрепить произнесение звука Л в прямых.
Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях».
Алферова Татьяна Николаевна,
учитель-логопед МАДОУ д/с 143 г. Тюмени,
1 квалификационная категория,
педагогический стаж: 20 лет.
Образовательные:
– закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах, предложениях;
– согласовывать существительные с числительными;
– закреплять навыки словоизменения существительных;
– уточнить представления по теме «Животные зоопарка» (названия, чем питаются).
Коррекционно-развивающие :
– развивать фонематический слух ребенка (определять наличие заданного звука в слове);
– формировать навыки фонематического анализа (определение позиции звука в слове);
– развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание;
– развивать общую координацию при подвижной речевой игре.
Предшествующая работа :
– разучивание комплекса артикуляционной гимнастики для звука [Р];
– развитие направленной воздушной струи;
– формирование (постановка) правильного произношения звука [Р];
– автоматизация звука [Р] изолированно, в открытых и закрытых слогах, в слогах со стечением согласных, в словах и словосочетаниях;
– формирование умения определять наличие звука [Р] в словах;
– формирование умения определять позицию звука в слове;
– согласование существительных с числительными.
Оборудование:
1.Картинки-символы артикуляционной гимнастики для звука [Р]
2.Предметные картинки по теме «Зоопарк»
– общий вид Зоопарка;
– животные со звуком [Р] в названии: жираф, тигр, носорог, крокодил, росомаха, морж, зебра, мартышка и другие;
– животные без звука [Р] в названии;
– дидактическая игра «Кто чем питается».
3. Картинка поезд с тремя вагонами с обозначениями позиции звука в слове.
4. Картинки животных для игры «1-2-5».
Возрастная категория : ребенок 5-7 лет.
Продолжительность занятия : 20 минут.
1 . Организационный момент. Установка на занятие.
Здравствуй, дружок. Сегодня к нам в гости пришел жираф, его зовут Рома. Он хочет загадать тебе загадку. Послушай загадку, назови отгадку:
Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём
И смотреть зверей идём? (1)
Ребенок называет отгадку: это зоопарк.
Молодец, а ты был в зоопарке?
Давай создадим свой собственный зоопарк! Наш зоопарк будет необычный. Мы поселим в нем только тех животных и птиц, в названии которых есть звук [Р] .
2. Артикуляционная гимнастика, развитие речевого выдоха.
Все животные ждут нас на волшебной лесной полянке,
а доберемся мы туда вот по этой тропинке.
Вышли мы на тропинку и увидели лягушку.
(Упражнение «ЛЯГУШКА» 5-7 секунд)
Идем дальше и вдруг видим – бегемот!
(упражнение «БЕГЕМОТИ»- 5-7 секунд).
Пошли мы по тропинке дальше, а перед нами – лошадка!
Сели на лошадку, взялись за поводья поехали
(упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд).
Вдруг кто-то встал у нас на пути, остановим ЛОШАДКУ,
БРРРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).
Кто это? Это – ИНДЮК! (Упражнение «ИНДЮК» 5-7 секунд)
А мы поскакали дальше (упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд)
Вдруг мы выехали на красивую полянку. Останови лошадку!
БРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).
Тишина! Дятел застучал на дереве. Сначала медленно, а теперь – быстро.
(Упражнение «ДЯТЕЛ» в медленном темпе, затем – в быстром темпе)
Посмотри, какие красивые грибы растут на этой полянке! Соберем грибы!
Упражнение «ГРИБОК»( каждый «грибок» держать 3-5 секунд)
3. Уточнение артикуляции звука [Р]
Собрали грибы, пересели на машину, поехали!
Чтобы мотор у машины красиво зарычал, давай вспомним, как нужно правильно произносить звук [Р] : рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончит языка поднят к альвеолам и вибрирует.
Покажи, как красиво рычит мотор: РРРРРР.
Мы подъехали к горе. А в горах – эхо.
4. Автоматизация звука [Р] в слогах:
Все, что произнесет человек – эхо повторяет за ним несколько раз, сейчас ты будешь моим эхом, повтори то, что услышишь, 3 раза:
5. Развитие фонематического слуха, выделение звука [Р] в словах:
А мы поехали дальше, а вот и наша волшебная поляна! На поляне нас ждут разные животные. Давайте будем называть их и выбирать тех, в названии которых услышим звук [Р]:
Молодец, а теперь перечисли всех животных, которых ты выбрал для зоопарка, не забывай правильно произносить звук [Р].
6. Определение позиции звука в слове.
Чтобы доставить животных в наш зоопарк, посадим каждое животное в клетку, а клетки погрузим в вагоны. В нашем поезде 3 вагона, пусть в первом вагоне поедут те животные, в названии которых звук [Р] стоит в начале слова, во втором – в середине слов, в третьем – в конце слова.
Пока поезд везет наших животных в зоопарк, давай рассмотрим их. Посмотри, какая красивая шкура у жирафа – она пятнистая, У кого из животных шкура тоже пятнистая? ( У рыси)
А у тигра шкура какая? (Полосатая). У кого из животных шкура тоже полосатая? (У зебры).
Животные предлагают тебе поиграть, послушай песенку и повтори движения за мной:
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, ушах, на шее, на локтях, Обоими указательными пальцами
На носах, на животах, коленях и носках. дотрагиваемся до соответствующих . частей тела
А у тигра есть полоски, есть полосочки везде «Рисуем» ребрами ладоней полоски
А у тигра есть полоски, есть полосочки везде. по всему телу.
На лбу, ушах, на шее, на локтях, Обоими указательными пальцами
На носах, на животах, на коленях и носках. дотрагиваемся до соответствующих
частей тела.
И у зебры есть полоски, есть полосочки везде. Движения, как для тигра.
И у зебры есть полоски, есть полосочки везде,
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
8. Согласование существительных с числительными. Игра «1-2-5».
Вот мы и приехали, давай посчитаем наших животных
9. Автоматизация звука во фразе. (3)
Пришло время наших животных накормить. Посмотри на картинки и выбери, что ты дашь каждому животному. (Строим фразу «Я накормлю кого? Чем?» (если слово «накормлю» пока не получается, можно заменить на фразу «Я дам кому? Что?»))
Я дам мартышке банан.
жирафу – веточки с листьями
10. Подведение итогов .
В зоопарке наступает ночь, звери легли спать. Тебе понравился наш зоопарк? Мы еще вернемся сюда.
Ты сегодня хорошо поработал, красиво произносил звук [Р]. Следи за своей речью и всегда произноси звук [Р] правильно.
1. Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки [р] ,[р`] . Домашняя тетрадь логопедическая для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
2. Акименко В.М.Исправление звукопроизношения у детей : учебно-методическое пособие / В.М. Акименко. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.
3. Каше Г.А. Подготовка детей с недостатками речи к школе. – М.: Просвещение, 1985.
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов.- М., Гном-Пресс, 1999.
5. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи.- М: Эксмо, 2003
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf
Автоматизация звука (р) в словах и предложениях – конспект индивидуальной НОД
Подготовила: студентка 2 курса группы ЛО-14 ПИ СВФУ Григорьева Оксана Тихоновна,
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск
Тема занятия: Звук [Р].
Этап занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.
Цели:
- закреплять знание о механизме звука [Р] и его акустических особенностях;
- автоматизировать звук [Р] в слогах и словах.
- развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
- развитие слухового внимания, памяти;
- закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
- формировать правильную голосовыдыхаемую струю;
- уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
- развивать мелкую моторику;
- развивать графо-моторные навыки.
- формировать положительную установку на занятие;
- развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
- прививать интерес к занятиям.
Оборудование: предметные картинки, карандаш, ленточка, зеркало.
1.Организационный этап.
– Здравствуй, Антон! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал Дракоша, на своем грузовике. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? (поможем!)
2. Сообщение темы.
– Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].
3. Артикуляционная гимнастика.
– Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашего Дракоши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.
«Лопаточка», «Парус», «Качели», «Чашечка», «Маляр», «Дятел».
4. Упражнение на дыхание «Фокус».
– А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».
– Улыбнись, приоткрой рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделай в форме «Чашечки», и сдуй салфеточку с носика.
5. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].
– Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].
– Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).
– А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).
– Что делает горлышко? (поёт)
– Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)
6. Характеристика звука
– Теперь давай дадим характеристику этому звуку.
– Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).
– Почему согласный? (так как нам – мешает «петь» язык).
– Звонкий или глухой звук? (звонкий)
– Почему звонкий? (так как в горле работает «голосовой моторчик»)
– Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).
– Каким цветом его обозначаем? (синим).
– Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.
7. Автоматизация правильного произношения звука [Р]. Произношение изолированного звука.
Упражнение «Заведем машину».
– У нашего Дракоши сломалась машина.
– Давай поможем завести этот грузовик. Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).
– Сначала тихо; (р-р-р-р).
– Очень громко; (р-р-р-р).
– Молодец! Грузовик Дракоши завелся.
8. Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.
Упражнение: «Собери грузовик».
– Посмотри на грузовик, как думаешь, чего не хватает у машины Дракоши? (бортика)
– Правильно! Давай сделаем бортик, поможем нашему гостю.
9. Развитие фонематического восприятия.
– Покажем Дракоше как мы работаем с пеналом. Определим место звука в слове шофер (мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль).
10. Автоматизация звука [Р] в слогах.
Игра «Повтори за мной».
– Ой, оказывается наш Дракоша не умеет произносить слоги со звуком [Р]. Давай мы научим нашего гостя Дракошу, произносить слоги правильно и красиво.
11. Развитие лексико-грамматического строя речи. Закрепление лексической темы.
– Давай расскажем Дракоше, какую тему мы проходили на этой неделе? (Ягоды и грибы).
– Правильно! Поиграем в игру «Один-много» с мячиком.
Гриб – грибы, ягода – ягоды, малина- малины, морошка- морошки, брусника- брусники, земляника- земляники.
12. Автоматизация звука в словах.
– Теперь ты будешь повторять слова, говоря их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить звук [Р].
Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, ура, нора, гора, кора, буран, парад.
13.
Игра «Скажи наоборот».
– Наш Дракоша очень хочет поиграть с тобой в игру «Скажи наоборот». Поиграешь с ним? (да). Ты должен сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.
Веселый — грустный, , смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, , новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.
14. Связь звука с буквой.
– Давай вспомним, в каком домике живет звук [Р]? (в букве Р).
15. Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.
– Обведи пальчиком букву [Р]. Заштрихуем букву.
16. Д/З. Повторить артикуляционную гимнастику.
17. Итог занятия.
Антон, нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилась поиграть с тобой. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, и обязательно научиться произносить звук [Р].
18. Оценка занятия.
Молодец, Антон! Сегодня ты очень хорошо поработал. Спасибо за занятие!
Конспект НОД «Автоматизация звука [р] в словах и предложениях»
Цели:
· автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях;
· формирование навыков фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;
· закрепление умения давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам;
· закрепление навыка словообразования существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
· развитие общей, пальчиковой, артикуляционной моторики;
· развитие фонематического слуха;
· развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления.
· воспитание самоконтроля за речью;
· воспитание активности, самостоятельности, инициативности;
· воспитание эмоциональной отзывчивости.
Оборудование и материалы: компьютер, индивидуальное зеркало, изображения буквы Р, счетные палочки, бусины, предметные картинки (автобус, самокат, грузовик, велосипед), мяч, д/игра «Трын-трава».
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация: формирование звуковой культуры, грамматического строя речи, подготовка к обучению грамоте.
Познание: развитие логического мышления, слухового и зрительного внимания, памяти; развитие мелкой моторики, навыков конструирования; формирование умения ориентироваться на плоскости.
Социализация: развитие умения входить в игровую воображаемую ситуацию, воспитание эмоциональной отзывчивости.
Ход проведения.
Оргмомент. Сообщение темы.
— Сегодня к нам в гости пришел сказочный герой. Угадай, кто это?
Это что за очень странный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный…
Кто же это? … (Буратино)
Появляется изображение героя на слайде.
— Посмотри, Буратино чем-то расстроен. Он гулял в лесу, уронил и рассыпал свою азбуку в трын-траву, все буквы нашел, кроме буквы Р. Давай отправимся в лес и попробуем найти для Буратино потерянную букву Р, а также повторим правильное произношение звука [р].
Артикуляционная гимнастика.
— Сначала нам нужно подготовить наш язычок к правильному произношению звука [р] и сделать гимнастику.
Выполнение артикуляционных упражнений «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Маляр», «Дятел», «Заведи мотор», «Комарик». Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
Последовательное появление схемы артикуляции на слайде:
-В каком положении находятся губы, зубы? (Губы приоткрыты, зубы слегка разомкнуты.)
-В каком положении находится кончик языка? (Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами и дрожит)
-Где проходит воздушная струя? (Сильная воздушная струя идет посередине языка.)
-Работает ли голос? (Да)
— Какой звук [р] — гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий? Каким цветом его обозначаем?
Связь звука с буквой. Развитие пальчиковой моторики.
Выбор правильного изображения буквы Р из двух предложенных.
Выкладывание графического изображения буквы при помощи счетных палочек и бусин.
Развитие фонематических представлений.
— Нам пора отправляться в лес, искать поляну с трын-травой. На чем же мы поедем? Выбери транспорт, в названии которого есть звук [р] (Ребенку предлагаются картинки: самокат, автобус, грузовик, велосипед.)
Динамическая пауза. Произношение изолированного звука.
Выполнение имитационных действий по тексу стихотворения, произношение изолированного звука.
Заводил шофёр мотор — р-р-р-…,
Нажимал он на стартёр — р—… р-… р-…,
Крепко руль в руках держал —р-р-р…,
Грузовик и побежал — р-р-р… .
Автоматизация звука в слогах.
Показ слайда с изображением реки.
— Мы подъехали прямо к реке, за которой начинается лес. Как же нам перебраться через реку? (Ребенок предлагает варианты решения данной проблемной ситуации).
— Действительно, давай попробуем построить мост через реку и пройти по нему (Последовательное выкладывание на слайде моста из «брёвен» с написанными на них прямыми и обратными слогами, чтение слогов и «прохождение» по мосту.)
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
— Мы перебрались через реку. В лесу нас встречает какой-то зверёк. Кто это? Правильно, рысёнок. Как же его зовут? Давай попробуем составить его имя из первых звуков названий картинок.
Автоматизация звука в словах. Словообразование существительных.
-Рысёнку Роме в лесной школе дали задание научиться называть слова ласково, но он не умеет этого делать. Давай его научим.
Игра с мячом «Назови ласково»
Автоматизация звука в предложениях.
— Рысёнок поблагодарил нас за помощь и показал поляну с трын-травой. Эта трава не простая, а волшебная, она показывает изображения совсем не тех предметов, которые в ней спрятаны. Давай постараемся найти в траве букву Р, которую потерял Буратино.
Игра «Трын-трава»: ребенок произносит фразу «Раз, два —расступись трава» и в такт этим словам делает четыре «шага» пальчиками по картинкам травы в любом направлении. Логопед приподнимает «травку» там, где остановилась фишка и ребенок произносит фразу «В траве — рубашка». Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не найдет букву Р, которая затем «возвращается» Буратино (показ заключительного слайда).
Итог деятельности.
— Давай вспомним, какой звук мы сегодня учились произносить? Какой это звук? (Повторение характеристики звука)
— Какие задания тебе понравились? А какие показались трудными?
— Молодец, ты был очень внимательным, прекрасно справился со всеми заданиями и правильно произносил звук [р].
Автор: Попова Марина Михайловна
Должность: учитель-логопед первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад № 61 «Лель»
Месторасположение: город Сургут, Тюменская область