Конспект логопедического занятия в подготовительной группе “Звуки [п], [пь], буква П”
Задачи:
- Закрепление навыка различения и четкого произношения звуков [п], [пь].
- Знакомство с буквой П.
- Соотнесение артикуляционно-акустического образа звуков [п], [пь] с буквой П.
- Развитие фонематического восприятия и памяти, уточнение артикуляционно-акустического образа звуков [п], [пь].
Оборудование: буквы разрезной азбуки, палочки, проволока, чудесный мешочек с пластмассовыми буквами, тетради.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: Назовите слова, которые начинаются с гласных звуков: а, у, и о. (Аист, арбуз, ананас, утка, утюг, утро, индюк, иволга, Инна, Оля, обруч…)
2. Повторение пройденного
Логопед: Сейчас мы с вами повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки, отгадайте сами. (Отгадывание звуков а, у, о, и по беззвучной артикуляции)
– Какие это звуки? (Гласные)
Дети повторяют характеристику гласных звуков. Например: звук А – гласный ,его можно петь, воздух проходит свободно не встречает преград, обозначается фишкой красного цвета.
3. Работа с разрезной азбукой
(Анализ и синтез слогов аи, уи, ау, уа).
Логопед: Давайте вспомним, как гласные буквы ходили друг к другу в гости. Пропоем их песенки.
А ______ И
У ______ И
А ______ У
У ______ А
4. Знакомство со звуками [п],[пь], с буквой П
Буква П
Логопед: Это Петух, он приглашает нас в гости к букве П и предлагает отправиться в путешествие на паровозике. Как вы думаете, почему? (Это слово начинается со звука – Названия каких транспортных средств тоже начинаются с П? (поезд, пароход, парусник, повозка)
– Буква П нужна для записи звуков [п] и [пь]. Произнесите звуки [п] и [пь]. Губы сжаты , воздух не проходит свободно, встречает преграду. (зубы, губы)
Дети дают характеристику звуку [п]. Звук [п] – согласный, твердый, глухой обозначается фишкой синего цвета, на письме обозначается буквой П. Звук [пь] – согласный, мягкий, глухой обозначается фищкой зеленого цвета, на письме обозначается буквой П.
Логопед: Звуки, в произнесении которых не участвует голос, называются глухими.
– Твердый звук [п] мы слышим в словах: полотенце, папа, пузырь. Мягкий звук [пь] – в словах песня, пила, пятка.
Вывод: звуки [п] и [пь] – глухие согласные.
5. Речевая зарядка
(Закрепление навыка различения и четкого произношения звуков [п], [пь])
Логопед: Повторите слоги попарно: па—пя, по—пе, пу—пю, пы—пи.
– Теперь послушайте цепочку слов и определите лишний:
Па – па – пя – па – па, пе – по – по – по, пу – пю – пу – пу.
– Я загадаю загадки, а вы определите первый звук в слове – отгадке. (На звук [п] дети поднимают синий кружок, на звук п’ — зеленый)
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух)
Он охотно пыль вдыхает,
Не болеет, но чихает. (Пылесос)
ва брюшка, четыре ушка. (Подушка)
В печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда.
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)
6. Подвижная игра
(Координация речи с движением)
Мы, как серые зайчата,
Прискакали на лужок.
Прыг-скок, прыг-скок.
Ветер травушку качает,
Влево, вправо наклоняет,
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке.
Прыг-скок, прыг-скок. (Дети выполняют движения за логопедом)
7. Работа с буквой П
Логопед: Звуки [п], [п]’ на письме обозначаются одной буквой П. (Дети рассматривают букву, находят ее в кассе букв)
– На что похожа буква П? (Ворота, турник)
Влез на букву озорник:
Он решил, что П – турник.
На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
Подходящие ворота.
Проходи кому охота!
Дома букву П найдем,
Заглянув в дверной проем.
Логопед: Обведите пальчиком по контуру пластмассовую букву П, выложите из палочек, согните из проволоки.
8. Игра “Чудесный мешочек”
(Определение букв на ощупь. Развитие тактильного восприятия)
Дети с закрытыми глазами по очереди внимают знакомые буквы из мешочка и называют их.
9. Работа в тетради
(Развитие мелкой моторики)
Логопед: Раскрасьте только те геометрические фигуры, в которых написана буква П.
10. Окончание занятия. Оценка работы детей
Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорили, чем занимались, что нового узнали, что им было интересно делать. Далее логопед оценивает работу каждого ребенка.
Конспекты логопедических занятий.
- от 0 до 3 лет
- от 3 до 7 лет
- Готовимся к школе
- Логопед для школьников
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе “Приключения принцессы Полины. Звуки [П, ПЬ]. Буква П”
Кармадонова Л.Е., учитель-логопед МКДОУ № 7 “Брусничка”, г. Шелехов Иркутская область.
«Звуки [П, ПЬ]. Буква П.» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Цель: Актуализировать знания детей об изученных звуках и буквах.
– познакомить с глухим согласным звуком и буквой “П”;
– отрабатывать навыки звукобуквенного анализа и синтеза прямых и обратных слогов, слова “папа”;
– упражнять детей в анализе предложений.
– развивать навыки аналитико-синтетической деятельности при чтении слогов, слов;
– развивать фонематический слух, внимание, память;
– совершенствовать мелкую моторику, координацию речи с движением, тактильную чувствительность.
– формировать учебную мотивацию; умение слушать инструкцию, понимать и выполнять её;
– воспитывать любознательность, интерес к изучаемому материалу.
Оборудование: аудиодиски “Лепим, поём-1”, “Весёлая гимнастика”, “Колокольчик”; принцесса Полина, паучок Пых, паучки на ниточках, пингвинёнок Пингви, чудесный мешочек с игрушками, буквы на карточках из бархатной бумаги, слоговые таблицы, карточки-символы, звуковые и слоговые схемы, фишки, дидактическое пособие “В каком вагончике поедет картинка?”, картинки, зеркала, мяч, графические работы, открытки с заданиями.
I . Вводная часть
1. Музыкальное приветствие “Начнём урок”
2. Игра “Чудесный мешочек”
Дети узнают на ощупь игрушку, называют звук в начале слова и уточняют артикуляционно-акустическую характеристику звуков по схеме: А, У, И, М, Н. Затем находят на столе нужную букву, рассказывают стихотворение о ней.
II . Основная часть
1. Представление звука
а) – Сегодня к нам на занятие пришла принцесса Полина.
– Какое платье у Полины? ( У Полины полосатое платье из парчи с пояском и пластмассовыми пуговицами).
– Что ещё есть у Полины? (Платочек, пальто) .
– Принцесса Полина приглашает нас в путешествие, чтобы познакомить со своими друзьями. Первым нам встретился паучок со своими маленькими паучатами. На пеньке он плетёт паутину и поёт свою песенку. Давайте, ребята, споём вместе с ним.
Музыкально-динамическая распевка “Паучки”, № 4 диск “Весёлая гимнастика”
– Какой звук вы слышали чаще других? (Звук [П])
б) Уточнение артикуляции звука [П] (для уточнения используются зеркала)
– Паучок потихоньку плетёт свою паутину и пыхтит: “П-П-П, П-П-П”.
– Давайте поможем им. (Дети наматывают нитки с паучками на карандаш, пыхтя при этом)
– Что делают при этом губы? ( Губы смыкаются).
– Губы смыкаются, то есть появляется преграда, значит звук какой? (согласный )
– Проверим, работает ли “моторчик” в горлышке? (Моторчик не работает).
– Если “моторчик” в горлышке не работает, звук получается глухой .
в ) Уточнение артикуляционно-акустической характеристики звука [П] педагог проводит по карточкам-символам: согласный, глухой, обозначается синим цветом.
2 . Игра “Хлопни, но не ошибись ”
– Паучок предлагает поиграть в игру “Хлопни, но не ошибись”. Хлопать нужно только тогда, когда услышите звук [П]. Итак, приготовьте уши и ладоши.
– Прослушаете ряд звуков: М, П, Т, К, П, Б, Н, П…
– Прослушайте ряд слогов: АП, ОП, УП, УМ, АН, ПО, ПУ, МО, ПЫ…
– Прослушайте ряд слов: ПУШКА,ПАНДА, ПЫЛЬ, ПЫЛЕСОС, МОРЕ,ПОЛЕ, ПАША, МАША,СУП, КЛОП, ХЛОП, ХЛОПУШКА.
3. Игра “В каком вагоне поедет картинка?”
– Для того чтобы познакомиться со вторым другом Полины, нам нужно ехать на поезде. Путь длинный, поэтому нам понадобится много вещей. Все вещи должны быть уложены по порядку: если в названии предмета звук [П] находится в начале слова, то эту вещь нужно погрузить в первый вагон; если в середине слова, то во втором вагоне; если в конце слова, то в третьем вагоне.
Дети по очереди называют слова, определяют место звука [П] и кладут картинку в соответствующий вагончик (тулуп, пальто, платье, сироп, укроп, шапка, сапоги). Остальные в это время работают со схемами слов и с фишками.
– Поехали, а в пути нас будет развлекать весёлое пугало (музыкально-динамическая игра “Пугало”, диск “Весёлая гимнастика”, № 13).
4. Представление буквы “П”
а) – Путь долгий, принцесса Полина сочетает приятное с полезным: знакомит нас с буквой “П”:
Букву “П” придумал кто-то,
“П” похожа на ворота.
Дети рисуют букву в воздухе, печатают на парте, выкладывают из палочек.
б) Выполнение графической работы: печатание буквы П.
Дети ищут и обводят глазами букву “П” на карточках с наложенными буквами. Затем часто моргают, зажмуриваются на 10 секунд, закрывают глаза ладонями и отдыхают.
5. Работа со слогами
а) Мы едем на поезде. Прислушайтесь, как стучат колёса. Давайте попробуем повторить стук колёс:
Дети повторяют вслед за педагогом ряд слогов, губы педагога закрыты экраном.
ПА -ПА –ПА- ПА ПО –ПО- ПО-ПО
ПУ-ПУ- ПУ -ПУ ПЫ –ПЫ- ПЫ –ПЫ
б) Игра “Звуки-мячики” (Звукобуквенный анализ прямых и обратных слогов).
Педагог с детьми сидят на полу. Педагог ударяет два раза мячом об пол, произнося при этом звуки: А, П;
– Какой звук первый? Какой второй?
Затем прокатывает мяч по полу кому-нибудь из детей и задаёт вопрос:
– Какой слог получился?
в) Чтение слоговых таблиц (каждому ребёнку – карточку):
6. Звукобуквенный и слоговой анализ слова ПАПА .
– Принцесса Полина решила погостить у подружки и познакомиться с её семьёй. Что вы видите на картинке? (Семью)
– Кто глава семьи? (Папа).
– Ребята, мы с вами уже умеем разбирать слова, а Полинина подружка ещё нет. Давайте научим её.
– Внимательно послушайте и скажите, сколько слогов в слове ПАПА?
– Как это можно определить? (Поставить руку под подбородок, закрыть руками уши, отхлопать слоговой состав слова в ладоши).
Педагог выкладывает схему слова на доске, а дети у себя на столах.
– Сколько гласных в слове ПАПА? (Две).
– Правильно, сколько в слове гласных, столько и слогов.
Педагог на доске составляет звуковую схему слова из магнитов, дети у себя из цветных камушков.
– Какой первый звук в слове “папа”? Гласный он или согласный? Докажите.
– Какой звук второй? Гласный он или согласный? Почему?
– Какой слог получился, прочтите его.
– Что нужно сделать, чтобы получилось слово “папа”? (Добавить ещё один такой же слог)
– Значит, третий звук в слове “папа”, какой? А четвёртый?
– Какое слово получилось? Прочитайте.
– Итак, сколько слогов в слове ПАПА? Сколько звуков?
– Соберите слово ПАПА из букв.
д) – Что умеет делать папа? Давайте составим об этом предложения. Дети составляют предложения, подсчитывают количество слов в них.
- Музыкально-динамическая пауза “Самолёты” диск “Колокольчик” №5
– Мы долго ехали на поезде, теперь полетим на самолёте в далёкую Антарктиду. А принцесса Полина и паучок Пых, конечно, с нами.
Руки в стороны – в полёт
Полетит наш самолёт.
Сделал левый поворот ,
Сделал правый поворот,
Загудел и задрожал.
Полетел наш самолёт.
Вот закончился полёт
Приземлился самолёт.
Дети идут по кругу, руки в стороны.
поворачиваются через левое плечо;
поворачиваются через правое плечо;
Поднимаются на носки и гудят: у-у-у…
Бегут по кругу, руки в стороны;
опускаются на одно колено .
– И вот, наконец, мы добрались до далёкой Антарктиды. На ледовом континенте нас встречает пингвинёнок Пингви.
– Паучок Пых любит пыхтеть: П-П-П. Как при этом произносится звук? (твёрдо)
– А пингвинёнок Пингви любит пищать: ПИ-ПИ-ПИ. Как при этом произносится звук? (мягко)
– Полина привезла пингвинёнку Пингви подарки, но, пингвинёнок, чтобы не обижать паучка, решил разделить подарки с паучком. Пингви и Пых не знают, как разделить подарки. Давайте поможем им: подарок с твёрдым звуком [П] в названии отдадим Пых-пыху, с мягким звуком [ПЬ] – пингвинёнку Пингви.
Дети называют слово, определяют твёрдый или мягкий звук [П] в слове, и отдают картинку Пингви или Пыху.
– Настала пора возвращаться домой: – Вокруг себя повернусь и домой к себе вернусь.
III . Заключительная часть
– Принцесса Полина спрашивает вас, ребята: с каким звуком нас познакомил паучок Пых ? ( с твёрдым звуком [ П ] )
– А пингвинёнок Пингви? (с мягким звуком [Пь])
– Уточним характеристику звука (Звук [П] согласный, глухой, может быть твёрдым или мягким; обозначается, синим или зелёным цветом)
2. – Принцессе Полине очень понравилось, как вы занимались. На прощание она дарит вам открытки с весёлыми пёсиками, а на них задания – вспомнить, чему мы научили Полинину подружку и подписать под схемой слово буквами.
Конспект НОД по обучению грамоте детей в логопедической подготовительной к школе группе «Звуки [п],[п’]. Буква П»
Цель: познакомить детей со звуками [п],[п ‘ ] и буквой П.
Коррекционно-образовательные задачи:
1) закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [п],[п ‘ ].
2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова);
3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
4) закрепить в речи детей понятие «слог»;
5) совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
6) совершенствовать навык чтения слогов, слов;
Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: куклы Пик (зелёная шляпа) и Пак (синяя шляпа); предметные картинки (паук, птица, поезд, поросёнок); наборы для составления схем; тетради, карандаши; карточка с изображением буквы П; цветные семафоры; счётные палочки; пособие «Весёлая азбука».
Ход занятия
I. Организационный момент:
Логопед: Присядет тот, кто назовёт первый звук своего имени. (Ответы детей).
Логопед: Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, будем внимательными и старательными, узнаем много нового и интересного, а помогут нам в этом наши гости – это куклы Пик и Пак. Они познакомят нас новым звуком.
II. Знакомство с новой темой.
Логопед: Пак и Пик принесли с собой загадки и просят вас помочь их отгадать. Поможем нашим гостям?
Дети: Да, поможем!
Логопед: А теперь внимательно слушаем загадки:
В тёмном уголке живёт,
Тоненькую нить прядёт.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался. (Паук)
Дети: Это Паук.
Логопед: Следующая загадка:
Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают.
Петь не могут, веселиться,
Собрались все в стайки …. (Птицы)
Дети: Птицы.
Логопед: Продолжаем.
Держатся друг за дружку.
Тянет всех за собой. (Поезд)
Дети: Поезд.
Логопед: Молодцы, и последняя загадка:
Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца,
Из корытца пьёт водицу. (Поросёнок)
Дети: Поросёнок.
Логопед: Молодцы, ребята! А скажите, пожалуйста, какой первый звук встречается в наших отгадках – Паук, Птицы, Поезд, Поросёнок.
Дети: Звук [п].
Логопед: Правильно ребята, это звук [п]. Сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком.
III. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.
Логопед: Когда мы произносим звук [п], губы сомкнуты, воздушная струя размыкает губы. Язык лежит неподвижно за нижними зубами. Если звук при произношении встречает преграду, какой это звук: согласный или гласный?
Дети: Это согласный звук.
Логопед: Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.
Ребята, я знаю, что вы научились различать согласные твердые и согласные мягкие. Пак, Пик — в каком слове звук [п] твердый, а в каком мягкий?
Дети: В слове Пак звук [п] твердый, а в слове Пик — мягкий.
Логопед: Почему в слове Пик звук [пь] мягкий?
Дети: Звук [пь] мягкий, потому что после него стоит гласный звук [и].Онвсегда делает согласные мягкими.
Логопед: Правильно. Звук [п’] – согласный, мягкий, глухой.
IV. Выделение звуков на слух: Игра «Светофор».
Логопед произносит слова — паук, пень, поросёнок, почтальон, петух, пылесос, подушка, пирог, письмо, пальто, помидор, пять, пушка, пуговица. Дети поднимают цветные семафоры: если звук мягкий – зелёный; если звук твёрдый – синий.
Логопед: Молодцы, ребята.
V. Игровое упражнение «Дополни предложение».
Логопед читает предложения, дети дополняют последнее слово, чтобы оно начиналось на звук [п] или[п ‘ ].
— На огороде выросли красные … (помидоры)
— Мама испекла вкусный … (пирог)
— Мальчик на почте отправил … (письма)
— Полина сняла … (пальто).
VI. Звукослоговой анализ слов: ПАУК, ПИЛА.
Логопед: Помогите Пику выложить слово ПИЛА с помощью цветных кружочков.
— П-п-пила. Какой первый звук? (Звук [пь])
— Он какой? (Согласный, мягкий)
— Каким цветом обозначим? (Зеленым)
— П-и-и-ила. Какой следующий звук? (Звук [и])
— Он гласный или согласный? (Гласный)
— Каким цветом обозначим ? (Красным)
— Пи-л-л-ла.Какой следующий звук?(Звук [л] )
— Он какой? (Согласный, твердый)
— Каким цветом обозначим? (Синим).
— И последний звук: пила-а-а? (Звук [а])
— Он гласный или согласный? (Гласный)
— Каким цветом обозначим ? (Красным)
— Ск. всего звуков в слове ПИЛА? ( Всего 4 звука)
— Назовите их. ([пь, л])
Логопед: Молодцы! Ребята, Пак просит, чтобы вы выложили цветными кружочками слово ПАУК. (Один ребенок работает у доски, остальные за столами самостоятельно).
Логопед: Проверьте, у всех получилось так как на доске. Молодцы. Пик и Пак довольны вашей работой и приглашают вас поиграть и отдохнуть.
VII. Физкультминутка.
Девочки и мальчики
Прыгают как зайчики,
И тихо приседают.
(Движения выполняются в соответствии с текстом).
VIII. Знакомство с буквой П.
Логопед: Ребята, а вы знаете, что звуки[п],[п ‘ ] обозначаются одной буквой?
Дети: Нет.
Логопед: Они обозначаются буквой П (показываю на доске: П).
Букву П в спортивном зале
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди и подтянись!
Логопед: Ребята, из скольких элементов состоит буква П?
Дети: Буква П состоит из 3 палочек.
Логопед: Какие палочки по размеру?
Дети: Две длинные и одна короткая.
Логопед: Возьмите палочки и выложите букву П. (Дети выкладывают букву).
Логопед: А теперь, ребята, откроем тетради и возьмём карандаши. Печатаем букву П в Тетради по образцу.
IX. Чтение слогов и слов.
Логопед выкладывает на доске слоги: АП, ОП, УП, ЫП, ИП, ПА, ПО, ПУ, ПЫ.
Слова: ПАПА, ПАУК. (Дети читают ).
X. Итог занятия.
Логопед: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?
Дети: Мы познакомились со звуками [п],[п ‘ ] и буквой П.
Логопед: Ребята, чтобы наши друзья — Пик и Пак не забыли, какой буквой обозначаются их звуки, давайте хором им напомним.
Дети: Пик — Звук [п’], согласный, мягкий, глухой.
Пак — Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.
Логопед: А теперь скажем «До свидания» нашим друзьям. Все очень хорошо занимались. Спасибо.
Интернет – ресурсы: Загадки, физкультминутка.
Автор: Макарова Елена Васильевна,
учитель-логопед МДОУ детский сад № 5
комбинированного вида г. Валуйки
Белгородской области, Россия.
Статья размещена в авторской редакции
Больше интересной информации вы можете прочитать и обсудить на форуме
http://planetadetstva.net/forum/forums/30/
Конспект занятия по обучению грамоте: Звук П-Пь, Буква П
Автор: Шмидт Елена Владимировна
Воспитатель МБДОУ » Плешановский детский сад № 1″
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква П»
Конспект занятия по обучению грамоте.
Тема : «Звук [п] и [п’] и буква П.
- Закрепить пройденный материал;
- Развивать артикуляционную моторику;
- Развивать речевой выдох;
- Упражнять в четком произношении звуков [П], [П ] ‘, развивать навык давать характеристику изучаемым звукам;
- Закрепить умение определять позицию звуков [п] – [пь] в словах (с использованием схем и на слух);
- Развивать фонематические процессы;
- Развивать и совершенствовать навык слогового чтения (прямых и обратных слогов, типа ПА, ПО, ПУ, АП и .т.д);
- Совершенствовать навык звукового анализа слогов ПА, ПУ, ПЫ, ПО, слова ПАПА;
- Развивать умение делить слова на слоги и определять число слогов в слове;
- Развивать умения составлять предложения с заданным словом (ПАПА и.т.п);
- Развивать внимание, память, мышление, интонационную выразительность речи, графические навыки;
- Познакомить с буквой П;
- Развивать умение слушать друг друга и воспитателя ;
- Совершенствовать связную речь;
Оборудование : домик для согласных звуков, буква П большая и маленькая, домики для гласных и согласных; мяч; картинки: паук, павлин, парус, палка, пальто, укроп, карп, трап, кепка, тапки, пчела, подушка, попугай, платье; карточки со слогами, словами и предложениями: АП, УП, ИП, ОП, ПА, ПУ, ПО, ПИ, , ПАПА. Папа, Карточки (синие и зеленые), схема предложения.
Ход занятия:
Организационный момент, приветствие. — . Дети собираются в круг. Приветствие:Здравствуй, правая рука.
Здравствуй, левая рука.Здравствуй, друг, здравствуй, друг,
Здравствуй, весь наш дружный Круг.
Ребята, давайте улыбаться друг другу, И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в мир звуков.А отправимся мы туда для того, чтобы познакомиться с новым звуком и все — все про него узнать! Вы хотите туда попасть? Тогда вы должны ответить на мои вопросы
-Сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, узнаем много нового и интересного.
Отвечать будем внятно,
Чтоб было всем понятно.
А чтобы отвечать внятно мы с вами разомнем наш язык.
«Поиграем в футбол»
Повторение пройденного материала
-Послушайте стихотворение и скажитео чем оно.
— Что за звуки, словно песни
Нет преграды на пути,
Голосисты, как артисты
Вы их быстро назовите.
Гласные А,У,О, Э, И,Ы. Молодцы!
Назовите слова, которые начинаются со звука А, У, О, И,Э .
— Что вы знаете о звуках? Слышим и произносим.
Вспомним о других звуках. Т иТь. Какие это звуки? Согласные. Почему? Они встречают преграду, когда мы их произносим. Назовите мне слова и этим звуком.
— Что вы знаете о буквах? Видим и пишем.
Сообщение темы. Знакомство со звуком.
— Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой, а с каким вы скоро узнаете.
1) Как пищат птенцы? (пи-пи пи)
2) Как пыхтит каша ?(П-п-п-п…)
3) Вспомните имя верного друга Винни-Пуха(Пятачок)
4) Кто плетет паутину? (паук)
5) Кто в детском саду варит вкусные обеды? (повар)
-Какой звук вы слышите в начале слов «Пятачок», «паук» , «повар»? (Звук[П])
- Артикуляция и характеристика звука П:
Губки сжались крепко-крепко! Словно сжала губки скрепка.
Как же звуку здесь пройти? Ведь преграда на пути!
Звук прорвался сквозь преграду и достался нам в награду.
Мы его произнесли, но без голоса, увы!
П – глухой, взрывной, согласный, любит быть он рядом с гласной.
-Когда произносится звук п, воздух встречает преграду. Звук п пытается прорваться сквозь преграду – сквозь губы. Произнесите звук п. Чем мы его произносим? (Губами).
— Звук [П] – гласный или согласный? (Согласный).
— Почему так думаете? (Выходящий воздух встречает преграду — губы).
— Звук [П] — глухой. Это можно проверить: поднесите к горлу ладошку и произнесите П-П-П – горлышко молчит.
— Звук [П] в слогах и словах бывает твердым или мягким. Послушайте: [П] – твёрдыйПа, ПО, ПУ,ПЫ (папа ,паук, полка). Звук [П] какой – твердый или мягкий? (Твердый).
— Звук [П?] – мягкий: ПЯ, ПЕ, ПИ.(Пятачок, пирог, Петрушка)
- Речевая зарядка : ПА-ПЯ, ПО-ПЁ, ПУ-ПЮ, ПЫ-ПИ, АП-АПЬ, ОП-ОПЬ, УП-УПЬ, ЫП-ЫПЬ.
- 6 . Игра «Твёрдый и мягкий». (Синие и зелёные светофорчики
А) па- пя, по-пе, пу-пы, пи- пю, ап-оп, апь-ипь, …
Б) пыль, печка, пять, песня, палка, петь, полка, парта, паук, петух, письмо, пароход…
- 7 . Произнесение зв. [п — пь] в чистоговорках.
— У поросят есть попугаи. Чем угостим попугаев? (Крупой, апельсинами)
Пу — пу — пу, попугай клюёт …(крупу).
Па — па — па, на пол сыплется … (крупа).
Пы — пы — пы, больше нет у нас … (крупы). - Игра «Измени слово». Игра с мячом.
Педагог предупреждает, что будет произносить слова, добавив в начало которых звук п мы сможем изменить их значение. Педагог по очереди кидает мяч каждому ребенку. Например: ушки – пушки.
Слова: Олечка, Аллочка, Олюшка, рост, ластик, лоток,ушки, Уля, Оля, луг, лавка.
- Игра «Исправь ошибки».
Ребята, поэт перепутал слова в стихах. Помогите их исправить.
Все уселись мы на песенку…(лесенку),
И поем мы дружно лесенку…(песенку).
Я нажимаю на медали…(педали),
Чтоб первым получить педали…(медали).
Далеко идти мне пень…(лень),
Лучше сяду я на лень…(пень).
Лечит от болезней пекарь…(лекарь),
Хлеб печет умелый лекарь…(пекарь).
-Посмотрите на картинки и назовите слова , где мы можем услышать звук П в начале в середине и в конце слова (парта, , лампа, павлин, ступа, копыта, шапка, репа, пушка, пакет, сапоги, пальто, укроп, кепка, лопата, платье, тапки)
Физминутка “Мы похлопаем, мы потопаем”.
Мы похлопаем сейчас столько раз (показывает цифру 3)
Мы потопаем сейчас столько раз ( показывает цифру 2)
А теперь мы повернёмся
И друг другу улыбнёмся.
— В каких словах физминутки услышали звук [П]? (Похлопаем, потопаем, повернемся).
- Знакомство с буквой П. Связь звука и буквы.
— Давайте познакомимся с буквой П. (Показ буквы детям).
— На что похожа буква П? (Ответы детей).
Букву П в спортивном зале
— Ребята, из скольких элементов состоит буква П?
Дети: Буква П состоит из 3 палочек.
— Какие палочки по размеру?
Дети : Две длинные и одна короткая.
-Выложите букву П из счетных палочек.
Чтение слогов, слов и предложений: АП, УП, ИП, ОП, ПА, ПУ, ПО, ПИ, ПЫ ПИТ, ТАП, ТИП,ТУП,ТОП, ПАПА.
Звуковой анализ слова «Папа»
— Папа Какой первый звук? (Звук [п])
— Он какой? (Согласный, твердый)
— Каким цветом обозначим? (синим)
— П-а-п-а. Какой следующий звук? (Звук [а])
— Он гласный или согласный? (Гласный)
— Каким цветом обозначим ? (Красным)
— Па-па .Какой следующий звук?(Звук [п] )
— Он какой? (Согласный, твердый)
— Каким цветом обозначим? (Синим).
— П-а-п-а. Какой последний звук? (Звук [а])
— Ск. всего звуков в слове Папа? ( Всего 4 звука)
— Ск. гласных? (2) сколько согласных? (2)
Сколько слогов слове ПАПА?(2) Па-Па
Составьте предложение со словом Папа и выложите схему.
Графический диктант буквы П
- Итог занятия.
— С каким звуком познакомились?
— Какой это звук?
— Почему звук [П] согласный?
— Вспомните и назовите слова, в которых есть звук [П].
Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР
методическая разработка (логопедия, подготовительная группа) по теме
Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР
Введение
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.Как правило, готовность к школе определяют лишь через диагностику уровня развития познавательных процессов и определенного набора знаний, умений и навыков, которые могли бы стать опорой для педагога в рамках его профессиональной деятельности в работе с первоклассниками.
Наибольшие сложности в подготовке к школьному обучению испытывают дети с общим недоразвитием речи.Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) данная проблема, в связи с тем, что их развитие отличается от понятия «норма», особенно актуально. У детей с ОНР наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных умений и навыков. Общение детей с ОНР друг с другом отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников. Большинство детей предпочитает играть в одиночку, игра носит эпизодический характер. Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, часто выражают негативизм по отношению к партнерам по игре. Весьма редко наблюдаются случаи личностных контактов детей с ОНР друг с другом. Задержка появления речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка. У детей с ОНР отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь .
Дети с общим недоразвитием речи должны постоянно чувствовать себя самостоятельными и полезными окружающим. Это становится возможным, если каждый ребенок включается в работу по достижению общей цели, благодаря чему у него вырабатываются навыки общественной деятельности. Очень важно, чтобы педагог и воспитатель, изучив личность ребенка, правильно выявили его возможности и достоинства, те положительные черты, на которые, прежде всего надо ориентироваться в педагогическом процессе, обратили на них внимание коллектива, формируя, таким образом, у ребенка уверенность в своих силах, адекватную самооценку, коммуникативные навыки.
Кроме этого успешность коррекционно-развивающей работы с такими детьми возможна при правильном подборе учебного и дидактического материала.
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГТ предлагают для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий.
Предлагаемое пособие представляет собой системную подборку игр и упражнений по развитию словаря и совершенствованию грамматического строя речи для детей с ОНР в подготовительной группе. Задания подобраны для работы по лексической теме «Овощи. Фрукты».
Аннотация
В данной работе представлен комплекс дидактических игр и упражнений для детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе. Настоящий комплекс составлен в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями к структуре основной образовательной Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. А также парциальных Программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой.
Комплекс разработан для изучения лексической темы «Овощи и Фрукты» и направлен на расширение словарного запаса детей и совершенствование грамматического строя речи.
Заключение
Настоящий комплекс игр обеспечит старшим дошкольникам с ОНР реализацию зоны ближайшего развития, скорейшую актуализацию речевых навыков. А также будет способствовать единству коррекционных, развивающих, обучающих и воспитательных целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых будут формироваться знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Комплекс дидактических игр, направленных на сенсорное воспитание и речевое развитие дошкольника с нарушением речи
Дидактическая (обучающая) игра всегда присутствует в педагогическом процессе. Она позволяет детям решать мыслительные задачи в игровой форме.
Используя игру, педагоги стремятся перенести радость от игровой деятельности в радость учения. В игре обостряется наблюдательность, концентрируется внимание, запоминание происходит быстрее и становится более прочным.
Дети старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения, испытывают трудности в усвоении программы детского сада. Нарушение звукопроизношения, нарушение общей и мелкой моторики и др.
В результате постоянного поиска новых форм работы с детьми логопедических групп, нами была разработан комплекс дидактических игр, направленных на сенсорное воспитание (тактильное) и речевое развитие дошкольника.
Нами был изготовлен демонстрационный материал (кастрюля + крышка из крупы: гречка, рис, горох, пшено; блузка + юбка и платье из материала: шёлк, ситец, фланель, атлас; сапоги из резины, войлока, замши и кожи).
Дидактическая игра по сенсорике, направленная на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, речевого, физического и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Игра «Выбери и назови»
– Развивать тонкую моторику пальцев рук.
– Учить детей определять форму предмета путём тактильных ощущений.
– Активизировать словарный запас.
Оборудование: демонстрационный материал имеет форму сапога, кастрюли, платье.
Задание: Определить предмет по форме и назвать его.
Логопед выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал, ребёнок из предложенного материала должен выбрать кастрюли, сапоги, платье закрытыми глазами.
Игра «Какой? Какая? Какое?»
• Образование относительных прилагательных.
• Закреплять умение согласовывать имена существительные и именами прилагательными.
• Развивать тонкую моторику пальцев рук.
Оборудование: демонстрационный материал имеет форму кастрюли, сапога, платье.
Задание: Определить структуру предмета.
Логопед выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал в форме кастрюли, ребёнок с закрытыми глазами определяет, что это, какая крупа и отвечает на вопрос какая каша? (гречневая каша, рисовая каша).
Логопед выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал в форме сапога (платья), ребёнок с закрытыми глазами определяет, что это, из какого материала сделан сапог (платье) и отвечает на вопрос какой сапог? (какое платье?) (резиновый сапог, шёлковое платье).
Игра «Найди пару»
• Согласование существительных и прилагательных с притяжательными местоимениями мой, мои.
• Преобразование существительных единственного числа во множественное число.
• Развивать тактильного восприятия.
Оборудование: демонстрационный материал имеет форму сапога.
Задание: Найди пару, назови какой и чей.
Логопед выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал, один из предмета лицевой стороной вверх, остальные вниз. Ребёнок с закрытыми глазами находит данному предмету пару по материалу и отвечает на вопрос чей? и какой? (Мой резиновый сапог, мои резиновые сапоги и д.т.)
Игра «Собери костюм»
• Образование относительных прилагательных.
• Закреплять умение согласовывать имена существительные и именами прилагательными.
• Развивать тонкую моторику пальцев рук.
Оборудование: демонстрационный материал в форме блузы + юбки.
Задание: Собери костюм в соответствии со структурой материала.
Логопед выкладывает перед ребёнком один основной предмет, Ребёнок с закрытыми глазами должен выбрать недостающую часть костюма в соответствии со структурой материала основного предмета и ответить на вопрос какая блуза?, какая юбка?, какой костюм? (У меня ситцевая блуза, ситцевая юбка, ситцевый костюм.)
Игра «Вкусная каша»
• Образование относительных прилагательных.
• Закреплять умение согласовывать имена существительные и именами прилагательными.
• Развивать тактильного восприятия.
Оборудование: демонстрационный материал имеет форму кастрюли + крышка.
Задание: Определить структуру предмета.
Логопед выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал в форме кастрюли, ребёнок с закрытыми глазами находит пару по структуре и отвечает на вопрос какая каша? (Я сварила гречневую кашу, я сварила рисовую кашу).
Шмыга Марина Викторовна,
учитель-логопед,
МБДОУ № 40 «Калинка»,
г. Междуреченск, Кемеровская область
Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Рубрика: Педагогика
Дата публикации: 15.01.2020 2020-01-15
Статья просмотрена: 759 раз
Библиографическое описание:
Мясникова, Е. К. Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е. К. Мясникова, А. В. Вавилова, О. К. Бушуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 444-446. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66294/ (дата обращения: 07.01.2021).
Коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, требует использования игровых приемов в еще большей степени, чем в работе педагога с детьми, у которых речь сформирована в норме. Проблема преодоления общего недоразвития речи у дошкольников является наиболее актуальной для современной педагогики. Число детей с нарушениями речи ежегодно растет. Такие дети нуждаются в особом подходе со стороны педагога. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и поэтому использование дидактических игр на занятиях, считается необходимой составляющей в работе дошкольного педагога.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом — это специфическое проявление речевых нарушений, при которых нарушены или отстают от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Отмечаются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.
Особенности детей с ОНР проявляются на занятиях, в игровой и бытовой деятельности. Такие дети быстро утомляются, с трудом воспринимают инструкцию педагога. В общении между собой, у некоторых детей отмечается повышенная возбудимость, они становятся излишне подвижными. Другие, наоборот, вялы, апатичны, не проявляют интереса к занятиям.
У дидактической игры две цели: одна их них — обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, побуждающая к развитию интереса к обучению. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Предлагаем вашему вниманию дидактическое пособие «Цветик-разноцветик», которое можно использовать как на групповых занятиях, так и в индивидуальной работе, а также в самостоятельной деятельности детей.
Пособие предназначено для детей с трёх до восьми лет. Дети мыслят конкретно, поэтому зрительные образы хорошо запоминаются и надолго сохраняются в памяти. Одним из принципов дидактики является принцип наглядности.
К. Д. Ушинский писал: «Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребёнок усвоит их на лету». Поэтому в пособии наглядный материал имеет реалистичность изображения, яркость цветов.
Задания, игры, упражнения, представленные в пособии, обеспечивают разностороннее развитие ребенка и предполагают совокупность задач образовательных областей:
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности;
- Образовательная область «Познавательное развитие»- формирование познавательных действий, развитие мыслительных способностей, внимания, пространственного восприятия, памяти, логического мышления, наблюдательности, предпосылок к учебной деятельности.
- Образовательная область «Речевое развитие»- развитие связной речи, а также навыков словообразования и словоизменения, накопление словарного запаса, умение отгадывать загадки, развивать интонационную выразительность при рассказывании стихов.
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»- развитие умения выкладывать схематичное изображение фигур животных, предметы из спичек, пуговиц, пробок; развитие навыков штриховки при использовании раскрасок, трафаретов.
- Образовательная область «Физическое воспитание»- развитие общей и мелкой моторики на физкультминутках, во время пальчиковой гимнастики.
Многофункциональность данного дидактического пособия предполагает возможность использовать его практически в любой деятельности.
Пособие может быть использовано педагогами, специалистами, родителями в работе с детьми.
Цель- создать условия для развития мыслительных и речевых процессов, с целью улучшения готовности детей к последующему школьному обучению.
- развивать интерес к окружающему миру и познавательную активность детей;
- поддерживать речевую активность детей, расширять словарный запас, развивать связную речь;
- развивать восприятие, внимание, память, воображение, мыслительные операции (анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация);
- учить и закреплять обобщающие понятия у детей;
- овладевать предпосылками учебной деятельности.
Описание дидактического пособия «Цветик-разноцветик».
Дидактическое пособие представляет собой поле в форме цветка с восьмью лепестками разного цвета и набором:
– схематических изображений, раскрасок;
– наборы пуговиц, пробок, спичек для выкладывания фигур;
– подбор дидактических игр и упражнений, которые можно проводить с помощью предметных картинок;
– картотека физкультминуток и пальчиковых игр;
В центре цветка и на каждом лепестке есть прозрачные карманы, в которые располагаются картинки, также на лепестках есть цифры для счёта.
Для проведения игры, педагог читает загадки, дети их угадывают, обобщают и находят изображение-схему. В центральный карман вставляется картинка с обобщающим понятием. Далее детям предлагается расположить в карманах-лепестках картинки, подходящие к данной теме («Животные Севера», «Дикие животные», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты» и другие лексические темы). Затем педагог выбирает из каталога любую игру или упражнение.
Составляя схематичное изображение предмета, дети могут самостоятельно выбрать из чего выкладывать: из спичек, пуговиц или пробок.
Также педагогом предлагаются мини-раскраски по лексической теме.
Данные игры можно проводить, как часть занятия или в свободной деятельности детей.
С детьми проводятся пальчиковые игры, физминутки, логоритмические упражнения.
Использование данного дидактического пособия способствует развитию интереса к окружающему миру, повышает познавательную и речевую активность детей, расширяет словарный запас, связную речь, внимание, память, мышление и воображение, а также умение работать по определенным правилам, образцу, понимать учебную задачу
Таким образом, мы видим, что данная дидактическая игра помогает вызвать интерес к познавательной деятельности детей, сделать занятия более интересными и незабываемыми. Ребенок с радостью будет ждать следующего занятия!
Приложение.
- Картотека дидактических игр и упражнений: