Некоторые приемы реализации ФГОС для повышения эффективности работы воспитателей над звуковой культурой речи детей, занимающихся с учителем-логопедом

Некоторые приемы реализации ФГОС для повышения эффективности работы воспитателей над звуковой культурой речи детей, занимающихся с учителем-логопедом

Некоторые приемы реализации ФГОС для повышения эффективности работы воспитателей над звуковой культурой речи детей, занимающихся с учителем-логопедом.

В настоящее время все практикующие педагоги отмечают у подавляющего числа детей дошкольного возраста отставание в речевом развитии. Патология затрагивает все стороны речи детей: и звукопроизношение, и фонематическое восприятие, и словарный запас, и грамматический строй, и связную речь. Такие особенности речевого развития ребенка существенно снижают его потенциальные возможности в освоении Программы образовательного учреждения не только дошкольной ступени, но и в дальнейшем.

В ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ сформулированы основные принципы дошкольного образования (п.1.4). Одним из этих принципов является «возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);»

Кроме того, Стандарт предписывает учитывать ( п.1.3.) «индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные
потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья».

В соответствии со Стандартами необходимо обеспечить речевое развитие, что включает в себя:

  • владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Конкретное (п. 2.7.) содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей,
определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка).

В Стандарте рекомендуется организовать построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

Учитывая требования Стандарта, воспитателям целесообразно в процессе образования и воспитания проводить работу по автоматизации в спонтанной речи поставленных логопедом звуков и развитию у детей речевого самоконтроля. Логопед регулярно доводит до сведения воспитателей результаты коррекционной работы по звукопроизношению у детей, и воспитатель смело может контролировать звукопроизношение детей при проведении занятий, организации дежурства, в игре, на прогулке, при наблюдении за осуществлением санитарно-гигиенических и режимных моментов.

Для привлечения внимания детей к собственной речи в группе, воспитатель может использовать специальные фразы-стимулы для активизации у ребенка самоконтроля над речью. Например: «Скажи правильно», «Ты можешь сказать правильно», «Подумай, ты правильно сказал?», «Ты помнишь, как правильно надо говорить этот звук? Я знаю , ты уже умеешь правильно говорить» и т.д.

На фронтальных занятиях, наметив себе в плане проконтролировать звукопроизношение конкретного ребенка, воспитатель может попросить ребенка назвать цвета, цифры, предметы, лежащие на столе детей, предметы, изображенные на картине для рассказывания, на рисовании, аппликации, конструировании , лепке можно предложить ребенку назвать последовательность действий, которые надо выполнить для достижения результата и т.д.

Время сборов на прогулку так же можно использовать с указанной целью: перечисли название предметов одежды, и расскажи о том, что ты будешь делать на прогулке и т.д.

Во время прогулки , подзывая ребенка к себе, воспитатель может придумать массу вопросов и вариантов заданий для ребенка с целью потренировать его звукопроизношение: назови деревья, растущие на участке, в какую игру ты играл и т.д.

Для повышения эффективности освоения воспитателями приемов автоматизации поставленных звуков можно провести семинар-практикум для воспитателей «Рекомендации по автоматизации звуков у детей, занимающихся с логопедом»:

Целевая аудитория семинара — практикума: воспитатели дошкольного отделения;

Цель семинара-практикума: информирование о возможностях повышения эффективности работы воспитателей над звуковой культурой речи;

  • актуализация требований ФГОС по развитию речи детей;
  • актуализация требований ФГОС по организации образовательно-воспитательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями развития;
  • практическое усвоение приемов автоматизации в образовательно-воспитательном процессе поставленных звуков.

План семинара-практикума:

  1. Теоретическая часть. Сообщение «Принципы дошкольного образования ФГОС и развитие речи»
  2. Практическое усвоение приемов автоматизации звуков в образовательно-воспитательном процессе.
  3. Обсуждение. Идеи. Творческие варианты воспитателей : примеры приемов, фраз-стимулов и т.д.

Таким образом, воспитатель имеет возможность повысить эффективность работы над культурой звукопроизношения и развитием речевого самоконтроля , используя результаты коррекционной работы учителя — логопеда с ребенком.

Консультация “Создание условий для речевого развития в условиях ДОУ”

Содержимое публикации

Консультация «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС»

Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:

-часто неверная конструкция предложений;

-неспособность связно и последовательно изложить события;

-сбивчивый темп речи.

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными секциями, кружками и т. д. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

Воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изодеятельности и т. д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде.

Речевая среда рассматривается достаточно широко. Это не только речь окружающих взрослых и детей, но и телевидение, радио, кино, театр. Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье и детском саду. В нее входит и целенаправленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных учреждениях. Средством обучения развития детей служит речь педагога.

В традиционной дошкольной методике развития речи основной формой является обучение на специальных занятиях. Но практика и многочисленные современные исследования доказали, что на занятиях речь детей плохо развивается, речевыефронтальные занятия недостаточно эффективны.

Что же эффективно и почему?

Для успешного воспитания ребенка в детском саду необходимы:

• эмоциональный комфорт (положительные эмоции);

• партнерский, доверительный стиль общения

• достаточная свобода для деятельности

• большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, т. е. развивающая и обучающая среда.

Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры. Замечательно, если он обладатель таланта общения – главного таланта в жизни. При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре, в познании.

Поэтому и основной формой обучения будут не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы. Но жизнь эта также организуется и протекает в различных формах. Перечислим основные:

4. Развитие речи через использование СМИ (радио, телевизор, периодическая детская печать).

5. Труд: трудовые и речевые действия.

6. Досуг. Праздники и развлечения, как эффективная форма обучения речи.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

Ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается только в деятельности. Ребенок – самое трудолюбивое и деятельное существо на свете – так утверждают все исследователи дошкольного детства.

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад не исключение. В связи с этим встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОУ должны включаться задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

создание развивающей предметно-пространственной среды;

• целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

• повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

• изучение состояния устной речи детей;

• участие родителей в речевом воспитании детей.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении.

С целью создания эффективной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ должны быть оформлены книжные центры, центры природы, мини-лаборатории, центр театра и музыки, центр «Мы играем». Педагоги должны накапливать и систематизировать разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

На занятиях все педагоги должны большое внимание уделять развитию словаря. Проводить систематическую работу по формированию связной речи и ее активизации. Постоянно работать над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводить работу над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневно проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику.

Немаловажным условием является и профессионализм педагогов. Педагоги должны использовать разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т. д., решение речевых логических задач, игры-драматизации, составление загадок, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и др.

Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, использование педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей.

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного познавательно-речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах познавательно-речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитиюребенка в семье должны осуществляться через:

• Оформление информационного стенда для родителей в приёмных групп.

• Воспитатели должны разрабатывать рекомендации для родителей по познавательно-речевому развитию детей и оформлять в виде буклетов методичек, папок-раскладушек, брошюрок.

• Проводить семинары – практикумы по ознакомлению с особенностями речевого развития детей определённого возраста;

• Проведение конкурсов («Сочиняем сказки вместе», «Чудо с грядки-огорода», «Зимняя сказка».

• Проводить ндивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей.

• Давать практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.

• Проводить родительские собрания с приглашением учителя-логопеда.

• Приобретать и изготавливать игры и пособия по развитию речи.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условиемполноценного познавательно-речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

Особенности работы учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС до

Наталья Борисова
Особенности работы учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС до

«Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто жить, готовясь, в детстве не живет»

Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать этим переменам. Дошкольное детство проходит быстро и педагогам с родителями надо сделать это время более счастливым и ярким. Педагоги, работающие с детьми, выстраивают такие условия, в которых ребенок был бы окружен не только вниманием и любовью, но и чтобы рядом с ним были такие люди, которые смогли бы раскрыть его индивидуальность, свойственные только ему личностные качества.В системе дошкольного образования в последние годы произошли изменения: приняты новый «Закон об образовании в РФ», Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования. Впервые в истории нашей страны дошкольное образование стало первым уровнем образования.

Стандарт дошкольного образования – это, своего рода, указание правил игры, в которых ребенок должен выиграть. Это условия развития ребенка, а не его обучения. Основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий развития способностей каждого ребенка. Каждый ребенок будет развиваться тем темпом, который характерен для него. Современные дети отличаются от нас, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом, ребенка с обществом.

При разработке Стандарта учтены: особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

Стандарт преследует следующие цели: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%

ФГОС определяет 5 образовательных областей. Важно отметить, что речевое развитие выделено в отдельную образовательную область.

Необходимо подчеркнуть следующий факт: в данной образовательной области появился шестой пункт, говорящий о формировании звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Появились целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Поменялась целевая установка мониторинга.Его результаты могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: – индивидуализации образовательного процесса (создание индивидуального маршрута ребенка); – повышение эффективности коррекционной работы с детьми.

Читайте также:  Дидактические игры и упражнения по формированию морфологического строя речи

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

– обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

– освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Во ФГОСе написано, что – «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды» (п. 21). Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Следовательно, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу.

Главная цель работы учителя – логопеда – развитие речи детей дошкольного возраста. Работа учителя-логопеда включает в себя следующие принципы ФГОС ДО:

– создания развивающей образовательной среды;

учитель-логопед должен обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы ДО; – работать во взаимодействии с родителями детей и педагогами ДОУ; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;

– непрерывность профессионального роста учителя-логопеда;

– формирование взаимодействия учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, которое основывается на индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку;

– осознание того, что игровая деятельность ведущая в дошкольном возрасте;

– единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;

разработка преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.

Введены такие понятия,как: дети с ОВЗ – это физическое лицо имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, подтверждённым ТМППК и препятствующие получению образования без специально созданных условий; инклюзивное образование – равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; компетентность – педагогов, родителей, детей.

Действительно, готовность к изменениям, способность к решению нестандартных ситуаций, ответственность и самостоятельность в принятии решений – это характеристики деятельности успешного учителя-логопеда. Владение этими важными качествами невозможно без знания нормативной базы. Учителю-логопеду необходимо изучать разработанные нормативные документы, проводить анализ своей работы и вносить в неё необходимые изменения.

Обновление содержания работы учителя-логопеда реализуется в таких направлениях профессиональной деятельности, как диагностическое, коррекционно-развивающее, аналитическое, профилактическое и консультативно-просветительское, организационно-методическое, что обеспечивает комплексный подход к её организации в системе психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ОУ.

Поэтому, стандарт определяет новые требования к компетенции учителя-логопеда. Педагог – ведущая фигура реформирования образования.

Особые требования предъявляются к деятельности учителя-логопеда, задачами которого является ориентация на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учёт его психолого-возрастных и индивидуальных возможностей и склонностей, организация видов деятельности, стимулирующих речевое развитие, мышление, фантазию, сотрудничество с семьями воспитанников, непосредственное вовлечение их в образовательный процесс, оказание при необходимости консультативной и иной помощи.

Очевидно, чтобы процесс введения новых образовательных стандартов проходит максимально успешно, учитель-логопед должен повышать свой профессиональный уровень. Необходимо пересмотреть подход к работе: учиться по – новому готовиться к занятию, проводить его, оценивать результаты детей, взаимодействовать с родителями. Таким образом, можно сказать, что работа учителя-логопеда существенно изменяется.

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

1. Когда принят ФГОС ДО – от 17 октября 2013 г. № 1155

2. В каком году ФГОС вступил в силу? – 1 января 2014.

3. Что является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве? (игра)

4. Какая часть программы формируется участниками образовательного учреждения – 40%

5. Назовите образовательные области? –Их 5: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое

6. К какой образовательной области относится знакомство с книжной культурой, детской литературой?

а) социально-коммуникативное развитие

б) познавательное развитие

в) речевое развитие

7. На что нацелен Стандарт ДО?

а) формирование знаний, умений, навыков;

б) формирование интегративных качеств личности;

в) целевые ориентиры дошкольного образования.

Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией “Участие в семинаре “Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

Особенности социализации ребенка с ОВЗ в ДОУ в условиях реализации ФГОС Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной.

Особенности внеурочной деятельности на начальной ступени общего образования в условиях реализации ФГОС Глухушина Елизавета Сергеевна, студент 4 курса, направление 44.03.01 Педагогическое образование профиль бакалавриата «Начальное образование»,.

Актуальность взаимодействия учителя-логопеда и педагога–психолога в соответствии с ФГОС С введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов решение задач развития детей предусматривается в четырех образовательных.

Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС» (старший дошкольный возраст) Проект: Нетрадиционные формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДОУ подготовила : воспитатель МДОУ детский сад№12 «Березка».

«Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» (ФГОС ДО) В ноябре 2013г. вышел Приказ об утверждении ФГОС ДО, который вступил в силу с 1 января 2014г. Стандарт был разработан на основе Конституции.

Консультация «Сотрудничество с семьёй в условиях реализации ФГОС до» Инновационные подходы взаимодействия с семьёй Одним из основных принципов ФГОС дошкольного образования является «сотрудничество Организации.

Тезисы «Модель современного учителя как важное условие реализации ФГОС ОО» Современному обществу нужны высокообразованные, целеустремленные, инициативные, конкурентоспособные личности, способные совершенствовать.

Здоровьесберегающая среда в ДОУ в условиях реализации ФГОС «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО

Элементы системы коррекционно-логопедической работы

-совершенствование системы мониторинга; -построение учебных программ; -умелый подбор и применение технологий обучения; -организация предметно-развивающей среды; использование различных форм деятельности; -тесное сотрудничество педагогов с родителями; -повышение профессиональных компетенций педагогов; -координация работы всех специалистов ДОУ

ГБДОУ детский сад № 33 Приморского района

Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда

в условиях введения ФГОС ДО.

Поиск путей совершенствования системы работы учителя-логопеда был вызван необходимостью реализации требований ФГОС ДО, который определил виды интеграции образовательных областей и планируемые результаты развития интегративных качеств личности старшего дошкольника. А также особенностями детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), у которых нарушены не только все компоненты речевой системы, но и имеется своеобразие процессов внимания, памяти, мыслительной деятельности, что требует от педагогов, работающих с данной категорией детей создавать специальные условия для стимуляции социального, познавательного, речевого и двигательного развития детей на базе ДОУ. Без специальных коррекционных мероприятий к началу школьного обучения у детей с тяжёлым нарушением речи оказываются несформированными основные компоненты речевой системы.

Поскольку успех коррекции и компенсации речевых нарушений ребёнка во многом зависит от правильной диагностики речевого нарушения , то несомненно первое – это совершенствование системы мониторинга. Поскольку глубокое, всестороннее изучение ребёнка является основой для выбора оптимального варианта коррекционной работы, то для выявления динамики развития ребёнка первостепенное значение имеет система мониторинга. Она должна отвечать основному требованию: решать задачи проведения углублённого исследования всех компонентов устной речи. А так как высшие психические процессы и речь взаимосвязаны, то обследованию подлежат и зрительно-моторные координации и пространственно-временные представления. Для этого необходимо использование в педагогической практике различных современных диагностических методик обследования детей, в том числе нейропсихологических, таких как Лопатиной Л.В., Волковой Г.А., Ткаченко Т.А., Цветковой Л.С., Ковшикова В.А., Фотековой Т.А., Марковской И.Ф.и др. С помощью диагностики можно проводить динамическое изучение ребёнка в процессе образовательно-коррекционной деятельности (согласно концепции Л.С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребёнка – актуальном и потенциальном, т.е. о зонах ближайшего развития). Мониторинг определяет не только стартовые возможности ребёнка, что он знает и умеет, но и то, что лежит в ближайшей зоне его речевого развития. Благодаря динамическому наблюдению есть возможность выявить (тормозящее или стимулирующее) влияние какого-либо фактора на развитие того или иного компонента речевой системы ребёнка, а затем, если это необходимо, то изменить влияние этого фактора в нужном направлении.

Результаты педагогической диагностики ( мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач: построение образовательного процесса на педагогически обоснованном выборе учебных программ; индивидуализации образования ( в том числе поддержки ребёнка, построения его индивидуального образовательного маршрута ( по потребности); оптимизации работы с группой детей;

Учебный процесс в логопедической группе строится в соответствии с учебным планом и санитарно-гигиеническими требованиями. Коррекционное воздействие осуществляется на основе чётко спланированной работы учителя-логопеда. Большую роль играет подбор >, в том числе коррекционных. Коррекционно-образовательный процесс выстраивается на педагогически обоснованном выборе учебных программ. Образовательная программа ДОУ разрабатывается им самостоятельно на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, а также специальных (коррекционных программ) таких, как например: Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлым нарушением речи . Под редакцией профессора Л.В Лопатиной. СПб, 2014. Или Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОУ для детей с тяжёлым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3до 7 лет. ФГОС.Детство-Пресс,2015.Отбор программ преследует цель – сформировать оптимальную модель коррекционно-развивающего обучения . Правильное выстраивание коррекционной работы позволить получить высокую положительную динамику развития ребёнка с ТНР. Для детей инвалидов, если таковые имеются, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.

Объём учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления дошкольников.

(Распределение занятий должно быть составлено в соответствии с Сан Пин 2.4.1.3049-13от 30.07.2013). Определён максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ.

Реализация рабочей программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям ФГОС ДО и выбираемых педагогом с учётом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации ОП ДО, возраста воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей, запросов родителей ( законных представителей)0

На протяжении всего учебного года прослеживается интеграция содержания части , формируемой участниками образовательных отношений с тематикой логопедической работы. При организации образовательной деятельности учитывается требование СанПиНа к учебной нагрузке на детей. Поэтому большинство тем части программы, формируемой участниками образовательных отношений, реализуется в совместной деятельности воспитателя и учителя-логопеда с детьми в режимные моменты. Другая часть включена в план рабочей программы как непосредственно образовательная деятельность.

В процессе работы по реализации рабочей программы прослеживается интеграция содержания всех образовательных областей,

Знание и умелое применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии детей в немалой степени определяет результативность педагогической деятельности. Выбор педагогических технологий определяется теми задачами, которые необходимо решить на данном этапе. Использование методов, направленных не только на коррекцию речевых нарушений, но и на психофизическое развитие дошкольников. Это использование не только традиционных, но и инновационных технологий. Педагог использует в своей деятельности здоровьесберегающие технологии, проектной деятельности, развивающего обучения, коррекционные, информационные, познавательно-иссследовательские, личностно-ориентированные, эффективной коммуникации;

Идёт постоянный поиск педагогических технологий. Таких технологий, которые бы увеличивали активные действия ребёнка, практические и речевые, чтобы условия были максимально приближены к естественным. К таким относятся технологии интегрированного обучения. Отслеживание динамики позволяет определить и исключить факторы, тормозящие нормальный ход речевого развития и шире использовать те технологии, которые способствуют не только конкретно речевому развитию , но и активизации речи, познавательного интереса, мотивации, так как дети с ТНР , как правило, малоактивны в общении Использование технологий интегрированного обучения, таких как тематические досуги, экскурсии с участием родителей детей создаёт условия для свободного общения, что в итоге , при логопедической помощи должно полностью скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу.

Совершенствование системы работы учителя-логопеда – это и использование различных форм деятельности в коррекционно-образовательной процессе. Это и непосредственно образовательная деятельность, подгрупповые, индивидуальные занятия , участие в совместной деятельности в режимных моментах и др. Допускается использование разнообразных форм, методов, приёмов и средств обучения и коррекции в рамках государственных стандартов. Благодаря систематическому использованию таких разных методов как беседы, наблюдения, развивающие и дидактические игры, упражнения, включение детей в разные проблемные ситуации, решаются не только обучающие задачи, но и обеспечиваются благоприятные условия в группе: психологические, гигиенические, эстетические.

Коррекционно-логопедический процесс нацелен на создание оптимальных условий для преодоления речевых нарушений детей, коррекции негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, формированию школьно-значимых функций. Этому способствует организация предметно-развивающей среды в группе, в логопедическом кабинете, кабинете педагога-психолога, музыкальном , физкультурном залах и т.д.

Подбор оборудования, материалов, методических пособий, игр, игрушек производится с учётом достижения целей и планируемых результатов освоения Программы. Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения, логопедического кабинета и участка на улице обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях. Группа имеет ограждённый прогулочный участок с игровым и спортивным оборудованием. В помещении логопедической группы имеются развивающие центры, которые оснащены всем необходимым для реализации поставленных педагогических целей и задач. Оборудование кабинета учителя-логопеда соответствует росту и возрасту детей. В нём также представлен материал по всём разделам коррекционно-образовательной деятельности, представлены развивающие центры, имеющие необходимое оснащение. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей возрасту ребёнка, способствует активизации его речи, познавательного интереса, мотивации, что, в конечном итоге

Многоаспектный, комплексный подход к коррекции речевых нарушений предполагает тесное сотрудничество педагогов и родителей. И эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Постоянно идёт поиск новых форм вовлечения родителей детей в образовательно-коррекционный процесс. Несмотря на широкое использование электронных образовательных ресурсов ( создание групп в социальных сетях, сайта группы, детского сада), которые позволяют в режиме он-лайн давать консультации родителям, не отменяются очные еженедельные консультации родителям, индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей. так как нет ничего ценнее воздействия живого слова. На сайте группы или детского сада, где есть страница учителя-логопеда, родителям выкладывается определенный пакет документов: график работы учителя-логопеда, перспективное планирование, распределение рабочего времени, план работы с родителями, информируют о той работе, какая проводится с их ребенком на определенном этапе коррекционной работы, помогают вспомнить родителям элементарные азы теории русского языка, чтобы родители могли дома при желании выполнить рекомендованные учителем-логопедом задания по звуковому, слоговому анализу и синтезу слова. А также: родители отсутствующих детей выполняют рекомендованные учителем-логопедом задания, по e.mail присылают на проверку, т.е. происходит дистанционное обучение ребенка. Родителям выкладывается перечень лицензионных сайтов, посетив которые они смогут найти ответы на интересующие их вопросы. Таким образом, идет своеобразное дистанционное обучение участников образовательного процесса.

Для умелого использования современных образовательных ресурсов, интегрирования традиционных и инновационных педагогических технологий, обеспечения дифференцированного и индивидуального подхода необходимо постоянное повышение профессиональных компетенций учителя-логопеда. Все области знаний реализуются только в творческом развивающем подходе и педагог должен умело интегрировать современные технологии обучения, умело сочетать традиционные и инновационные педагогические технологии. Согласно ФГОС – педагог творец. От него во многом зависит успех реализации задач коррекции и компенсации речевых нарушений ребёнка Для умелой интеграции образовательных областей требуется профессиональная компетенция педагога. Необходимо так сочетать то разнообразие современных педагогических технологий, чтобы: максимально использовать многообразие видов детской деятельности;

Координация работы учителя-логопеда со специалистами ДОУ для реализации требований ФГОС имеет свое целью обеспечение комплексной коррекции психического развития ребёнка. Организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка позволяет создать единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие речевой сферы. Происходит логопедизация всего образовательного процесса благодаря взаимодействию учителя-логопеда, воспитателей группы и других специалистов ДОУ. В соответствии с рабочей программой, коррекционное направление является приоритетным, так как целью работы является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Эти дети требуют постоянной помощи и побуждений в виде вопросов, подсказок и поощрений. И все педагоги следят за речью детей, закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. В соответствии с рабочей программой все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Таким образом, группа воспитанников ДОУ с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) имеет возможность посещать в соответствии с учебным планом кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, медицинский кабинет, музыкальный зал, физкультурный зал, музейную комнату и др. помещения детского сада Успех совместной коррекционно-образовательной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей группы, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, специалиста по изобразительной деятельности с медицинскими работниками. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья..

Читайте также:  Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с ОНР

Комплексное исследование фонда знаний, умений навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, нейропсихологическое изучение, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы дают возможность выстроить психолого-педагогический прогноз и правильно определить дальнейший образовательный маршрут ребёнка с ТНР. Овладение детьми знаниями, приобретёнными за определённый период , а также сформированность умения использовать полученный опыт в различных ситуациях , позволит успешно обучаться в школе. Правильный подбор программ обучения, организация развивающей среды, использование современных педагогических технологий позволяют увеличить положительную динамику развития речевой системы ребёнка с ТНР.

1.Федеральный закон № 273 >, Федеральные государственные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО).

  1. Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.//Дошкольная педагогика.- июль 2008.
  2. Иванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя. //Научно-методический журнал >.-2009.-№3.
  3. Логопедическая служба дошкольного образовательного учреждения/авт.-сост. В.В.Докутович, Л.Е.Кыласова.-Волгоград: Учитель,2013.
  4. Лопатина Л.В Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлым нарушением речи . СПб, 2014.
  5. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОУ для детей с тяжёлым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3до 7 лет. ФГОС.Детство-Пресс,2015.

статья “Работа учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС НОО”

Лебедева Н.Н., учитель-логопед

ГБОУ школа-интернат №67

Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

Работа учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС НОО.

Речевые нарушения, встречающиеся у обучающихся начальных классов, являются серьёзным препятствием в овладении на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении грамматики родного языка и программ гуманитарного цикла. Несвоевременное формирование языковых и речевых навыков ведёт к нарастанию трудностей в общем обучении, усвоения тех или иных школьных предметов, являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении.

ФГОС НОО учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом нормативный срок освоения основной образовательной программы НОО может быть увеличен с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

ФГОС направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы НОО, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Для детей, имеющих различные речевые нарушения главным видом деятельности является коммуникативная. И целью общения с ребенком в новых условиях ФГОС является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная во время обучения в школе. Исходя из этого вытекают цели и задачи коррекционно-логопедической работы.

Целью работы учителя-логопеда в рамках ФГОС является оказание помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья детей.

Содержание коррекционно – развивающей работы строится в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся. Для этих учащихся характерны особенности развития: нервно-психической сферы, познавательной деятельности, трудности поведения. Недоразвитие общей и мелкой моторики, лексико-грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха.

Правильная организация и проведение коррекционной работы помогает справиться с имеющимися у обучающихся, нарушениями речи и способствует успешному усвоению общеобразовательной программы.

Для этого необходимо решение следующихзадач:

своевременное выявление детей с речевыми нарушениями;

определение особенностей коррекционно-развивающего процесса в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося, структурой нарушения речи и степенью его выраженности;

развитие фонетико-фонематического анализа и синтеза;

развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения, текста;

развитие и уточнение пространственно-временных представлений;

коррекция и развитие познавательных процессов и психических функций: слухового и зрительного внимания, памяти, мышления;

развитие коммуникативной функции, формирование связной речи, обогащение словарного запаса.

Успешность коррекционно-развивающей деятельности в новых условиях ФГОС обеспечивается реализацией следующих принципов:

опоры на сохранное звено нарушенной психической функции

учёта механизма данного нарушения

учёта «зоны ближайшего развития»

опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

личностно-ориентированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, создание условий для реализации способностей в условиях школьного обучения

системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматику.

приемы мнемотехники (облегчают процессы запоминания, создают алгоритмы для накопления нового словаря).

Реализация поставленных задач коррекционно – логопедической работы возможна лишь при соблюдении определенных этапов, а именно:

I. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогового, звукового состава слова.

Работа над развитием фонематического анализа и синтеза проводится в следующей последовательности: на 1-м этапе выделяется звук на фоне слова, определяется место звука (начало, середина, конец) с предварительной отработкой этих понятий на предметном уровне; на 2-м этапе происходит развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза (определение последовательности звуков в слове, определение количества звуков в слове, определение места звука по отношению к другим звукам в слове).

На следующем этапе формируется фонематическое восприятие (дифференциация фонем). Начинается работа с опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков. Эта работа подготавливает детей к осуществлению слуховой дифференциации звуков. Дифференциации смешиваемых звуков проводится на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

II. Коррекция дефектов звукопроизношения.

III. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса с овладением синтаксическими конструкциями разной сложности.

Данный вид работы направлен на уточнение значения слов, имеющихся у детей, формирование и обогащение словарного запаса. Необходимо совершенствовать и развивать грамматическое оформление речи путём овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, различными способами словообразования и словоизменения на практическом уровне. Работа начинается с развития представлений о речи, предложении, слове, как основной языковой единице.

Далее последовательность работы по восполнению лексических средств следующая:

– практическое овладение новыми образованиями слов при помощи суффиксов;

– практическое овладение новыми образованиями слов при помощи приставок;

– обогащение словаря подбором родственных слов;

– формирование представлений о предлогах и способах их использования;

– дифференциация приставок и предлогов;

– практическое овладение навыками подбора синонимов и антонимов и способами их употребления.

Содержание коррекционной работы строится с учетом возможностей и состояния здоровья.

Систематическая коррекционно-логопедическая работа позволяет учащемуся быть успешным в школе и избежать школьной дезадаптации.

Необходимость учета обозначенных этапов корррекционно-логопедической работы очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач, и содержание обучающей и развивающей деятельности детей с речевыми нарушениями. Обозначенные в рамках новых стандартов цели и задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционной работы с обучающимися начальной школы.

Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.

Некоторые приемы реализации ФГОС для повышения эффективности работы воспитателей над звуковой культурой речи детей, занимающихся с учителем-логопедом

  • > Главная
  • > Получить Свидетельство
  • > Конкурсы
  • > Олимпиады
  • > Публикации
  • > Оплата

Есть свой авторский материал? – опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство ! ( подробнее ).

№ 3105 “Развитие речевых коммуникаций педагога, как фактор эффективности развития речи детей дошкольного возраста”

Синявина Светлана Васильевна
МБДОУ Детский сад №10 “Сказка”, Нижегородская обл.,г.Навашино
воспитатель

“Развитие речевых коммуникаций педагога, как фактор эффективности развития речи детей дошкольного возраста”

Гоголь писал: «В нем (в русском языке) все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких, он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно».

Многие недооценивают устную речь, относятся к ней небрежно. Это невнимание к культуре устной речи, правилам произношения и ударения привело к тому, что большая часть нашего общества не умеет правильно и красиво говорить. На улице, в транспорте, в магазине мы часто слышим грубую речь с вульгарной интонацией, неряшливым произношением, массой неправильных ударений и речевых ошибок. Не случайно ученые говорят о кризисе литературного языка, особенно в сфере устного общения.

Поэтому так велика ответственность воспитателей и родителей за культуру собственной речи.

v Постоянно имея перед собой образец правильной речи, ребенок невольно начинает подражать ему, усваивая тем самым норму литературного произношения.

Грамотная устная речь способствует легкости общения между людьми, придает речи коммуникативное совершенство.

Грамотная речь – зеркало, которое наиболее ярко отражает степень общего интеллектуального развития человека.

Часто можно услышать так называемый просторечный стиль, режущий слух: «кажный», «канпот», «колидор», – встречающейся как в речи детей, так и в речи взрослых. Разговорный стиль придает высказыванию несколько сниженный, бытовой характер:

«Скоко повторять одно и то же»

«Седня вы хорошо работали»

«Ничо не надо трогать»

«Щас будете заниматься»

«Не раздевай пальта»

«Вот здеся у меня картинки»

«Отседова можно сделать вывод»

Не стоит, очевидно, доказывать, что речь взрослого должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой. Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, постоянно имея перед собой образец правильной речи, ребенок невольно начинает подражать ему, спонтанно усваивая тем самым норму литературного произношения.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Педагог должен разговаривать с детьми понятно и доступно, короткими фразами, а не громоздкими; правильно и точно подбирать слова; не допускать многословия; не употреблять слова-сорняки («это самое», «ну», «вот так», «так сказать» и др.); исключить всякого рода огрубленные выражения, избегать просторечий.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

Такие исследователи, как А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой «речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно».

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) Способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Практическая часть.

Задание 1. Подскажите слово.

Каждой команде по очереди добавить слово, продолжить диалог:

  • Кошка мяукает, а воробей…
  • Соль в солонке, а масло…
  • У лошади хвост лошадиный, а у собаки..
  • У ребенка рука, а у куклы …
  • Медведь спит в берлоге, а волк…
  • У кошки котята, а у слонихи…
  • Корова мычит, а собака…
  • Я работаю в детском саду №67, а Вы…
  • Цыпленок желтый, а курица…
  • Курица кудахчет, а утка…
  • Заяц пушистый, а слон…
  • У коровы рога, а у козленка…
  • У голубя перья, а у лисы…
  • Воробей маленький, а орел…
  • У зайчихи зайчонок, а у индейки …
  • Клест – зимующая птица, а лебедь…
  • Олень – рогатый, а волк…
  • Воробей чирикает, а ворона…
  • Сокол летает, а страус…
  • У белки дупло, а у лисы.

Задание 2. Найдите похожие по звучанию слова:

Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе.

  • Спички – синички,
  • Врач – мяч,
  • Значок – крючок,
  • Ключи – кирпичи,
  • Стол – пол,
  • Халат – салат,
  • Елка – иголка,
  • Белка – стрелка,
  • Зайцы – пальцы,
  • Яйцо – крыльцо,
  • Огурец – продавец,
  • Дворец – певец,
  • Пирог – творог,
  • Ворона – корона,
  • Топор – забор,
  • Нора – дыра.

Задание 3. Произнесите слова с правильным ударением:

1 команда –досуг, документ, искра, кашлянуть , облегчить, предложить, алфавит, баловать, договор, звонишь, завидно, красивее, каталог, квартал

Читайте также:  Конспект НОД для детей с ОНР подготовительной к школе группы: Космические помощники

2 команда – водопровод, обеспечение, торты, ходатайство, жалюзи, свёкла, столяр, облегчить, премировать, включим, средства, принудить, оптовый, щавель.

Задание 4. Исправьте ошибки в пословицах.

Командам предложить карточки с текстами. Найти ошибку и исправить.

  • После драки много хромых (Храбрых).
  • Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
  • Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
  • Пришел, увидел, купил (Победил).
  • У каждого своя голова на шее (Плечах).
  • Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
  • Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).
  • На всякий урок (час) ума не напасешься.
  • Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).
  • Испокон века телевизор (Книга) растит человека.

Памятка «Речь педагога ДОУ».

Правила речевой культуры педагога:

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических – бесцветна.

5. Педагог должен говорить с интонацией, т. Е. Уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Дошкольный портал Наши деточки для воспитателей, педагогов и родителей

Методическая разработка на тему:
«Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками
с общим недоразвитием речи»

Выполнила
учитель-логопед
Гришанова Л.И.

1.Характеристика детей с ОНР.

2.Пути совместной работы логопеда со специалистами ДОУ и родителями.

2.1Взаимосвязь логопеда с воспитателями.

2.2.Взаимодействие логопеда с психологом.

2.3.Совместная деятельность логопеда с музыкальным руководителем.

2.4.Взаимосвязь логопеда с инструктором по физической культуре.

2.5.Работа с родителями.

Список используемой литературы

Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР требует комплексного подхода,который предусматривает взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей.
Комплексное педагогическое воздействие направлено на выравнивание речевого и психофизического развития детей.
В логопедической группе коррекционное направление является ведущим, а образовательное–подчиненным.
Безусловно, одной из основных задач коррекционной работы с данной категорией детей было и остается обучение связной,грамматически правильной речи,навыкам речевого общения,ознакомление с фонетической системой русского языка, элементами грамоты, подготовка к обучению в школе.
Все специалисты ДОУ, родители под руководством учителя-логопеда должны следить за речью детей и закреплять навыки, сформированные логопедом.

Характеристика детей с ОНР

ОНР–общее недоразвитие речи – различные сложные расстройства, при которых у детей нарушается формирование всех компонентов речи,относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

У детей с ОНР наблюдается диссоциация между речевым и психическим развитием, выражающаяся в темповой задержке речевого развития,отставании экспрессивной речи,недостаточной речевой активности. Речь аграмматична, малопонятна, недостаточно фонетически оформлена.

Формирование сенсорной, интеллектуальной ,эффективно-волевой сферы у детей с диагнозом ОНР имеет свои особенности – недостаточная устойчивость внимания ,ограничение возможности его распределения , при относительно сохранной смысловой логической памяти снижена вербальная память ,страдает продуктивность запоминания, общая соматическая ослабленность, замедленное развитие локомотивных функций ,отставание в развитии двигательной сферы,характеризующаяся плохой координацией движений детей,неуверенностью в выполнении дозированных движений,снижением скорости и ловкости выполнения ,особенно по словесной инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действий, опускают его основные части.

Пути совместной работы логопеда со специалистами ДОУ и родителями.

Наряду с активным поиском новых,вариативных форм организации логопедической помощи дошкольникам, их научно-методическим обоснованием и экспериментальной апробацией происходят процессы совершенствования традиционных форм,оптимизация методов и содержания коррекционно-речевой работы, что позволяет полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия и сделать его органичной составляющей целостного дошкольного образовательного процесса.
Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.
Совершенно отчетливо установлена прямая зависимость эффективности коррекционной работы с детьми от уровня профессионального мастерства всех участников коррекционно-образовательного процесса.
То обстоятельство делает особенно важными вопросы разработки критериев,содержания и процедуры оценивания не только хода и результатов коррекционно-педагогического воздействия. Но и профессионально-личностных качеств специалистов, осуществляющих это воздействия.
Бесспорно, ключевые позиции в организации коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ для детей с ОНР принадлежат логопеду, деятельность которого имеет достаточно широкие и разнообразные функции:
диагностическая;
коррекционно-педагогическая
консультативная;
координирующая;
контрольно-оценочная
организационно-методическая;

Следует выделить и достаточно сильный потенциал и других участников коррекционно-образовательного процесса-педагогического коллектива ДОУ,родителей, и, наконец, самого ребенка,которые самым существенным образом могут влиять на сроки и результативность логопедической работы.
Помимо установления доминирования в логопедической работе потребностей, интересов и возможностей ребенка и определения роли логопеда как организатора и координатора коррекционно – педагогических влияний, приведенная модель позволяет выделить шесть линий взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса.

Линии 1 (логопед-ребенок с нарушениями речи), 2 (педагогический коллектив ДОУ) – ребенок с нарушениями речи) и 3 (родители- ребенок с нарушениями речи) предусматривают оказание собственно коррекционно-речевой помощи ребенку с нарушением речи.В рамках линий 4 – (логопед–педагогический коллектив ДОУ), 5-(логопед- родители) и 6(педагогический коллектив ДОУ – родители) осуществляются консультативно-методическое взаимодействие и содержательные контакты участников коррекционно-педагогического процесса.
Выделение основных линий взаимодействия способствует более четкому определению общих и частных задач участников коррекцинно-образовательного процесса. Общие задачи ориентируют в первую очередь на оказание своевременной и наиболее адекватной потребностям и возможностям ребенка с ОНР диагностической, профилактической и коррекционно-педагогической по мощи. Частные задачи достаточно специфичные для каждого из участников. Так, для логопеда число таких задач включены:

-обследование воспитанников группы;

-изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально- типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической помощи, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;

-систематическое проведение необходимой коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с индивидуально и групповой программами;

-оценка результатов работы с детьми ОНР;

-формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, помощь им в организации полноценной речевой среды;

-координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

В число частных задач педагогического коллектива входят:
-обеспечение дошкольникам с ОНР комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения, создание среды психолого-педагогической и речевой помощи ребенка;

-проведение необходимой работы по коррекции недостатков речевого развития детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе;

-повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье.

Особого внимания требует рассмотрение частных задач,решение которых возлагается на заведующую и методиста (старшего воспитателя) ДОУ. Наиболее значимыми среди них являются:

-соблюдение требований приема и комплектование группы для детей с ОНР;

-осуществление тесного взаимодействия педагогических и медицинских работников;

-создание оптимальных условий для организации преемственности в работе логопеда и педагогического коллектива ДОУ;

-насыщение библиотеки ДОУ специальной литературой, групповой комнаты- учебными пособиями и специальным оборудованием;

-организация обмена опытом коррекционно-педагогической работы с другими ДОУ для детей с ОНР;

-привлечение родителей к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе;

-обеспечение связи со школами, принимающими выпускников ДОУ (группы) для детей с ОНР.

Несмотря на вполне закономерные различия в задачах
деятельности близких ребенку взрослых –педагогов и родителей. В целом логопедическая работа с детьми дошкольного возраста подчиняется общей логике развертывания коррекционно-образовательного процесса.

Взаимосвязь логопеда с воспитателями.

Педагогический эффект зависит и от творческого профессионального контакта учителя-логопеда с воспитателями.
Воспитатель руководствуется прежде всего требованиями типовой программы воспитания и обучения в детском саду для группы соответствующего возраста.
В своей деятельности учитель-логопед руководствуется выбранной им коррекционной программой. Воспитатель активно подключается к коррекционной работе по развитию связной речи у детей по данной программе.
В работе над речью детей перед воспитателями и учителем-логопедом стоит общая цель сформировать правильную речь как полноценное средство общения необходимое для общего развития ребенка. И учитель-логопед, и воспитатель заняты формированием звуковой стороны речи, работают над обогащением словарного запаса, обучают детей грамматически правильной речи, рассказыванию, воспитывают речевую активность.
Воспитатель организует индивидуальные занятия с детьми по заданию логопеда в утренние часы и в вечерние –после полдника. Помимо этого воспитатель логопедической группы организует игры, включает в занятия задания,способствующие развитию психических процессов, тесно связанных с развитием речи /мышление, память, внимание, восприятие./ сенсомоторных навыков.
Соблюдение речевого режима, контроль за правильностью речи детей, пополнение словарного запаса- это необходимые условия работы для детей с ОНР.

Взаимодействие логопеда с психологом.

Логопед не остается один на один с поиском путей увеличения эффективности коррекции, поскольку также предусмотрено и психологическое сопровождение дошкольника.
Единая направленность деятельности логопеда и психолога является залогом успешности в преодолении речевого нарушения у ребенка.
Логопед и психолог,занимаясь изучением ребенка для выбора форм коррекционного воздействия, прогнозирования их эффективности,также определяют недостатки его общего и психического развития и организуют работу по их исправлению.
Психолог комментирует психологические особенности детей с общим недоразвитием речи и предлагает щадящие приемы коррекционно-воспитательного воздействия в условиях занятий проводимых логопедом и воспитателями. Немаловажное значение имеет и то, что методами психокоррекции и психопрофилактики владеет не только педагог-психолог, но и логопед.
Среди различных психопрофилактических мер особое место занимает психогимнастика.
Во- первых, она наиболее доступна для педагогов,поскольку в ее основе лежит игра, побуждающая ребенка к действию.
Во-вторых, любое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ, насыщенный эмоциональным содержанием.
Тем самым объединяется деятельность психических функций,а с помощью комментариев педагога у детей подключается еще и внутреннее внимание.
Такимобразом,начинает работать механизм психофизического функционального единства.
В –третьих , чередование движений рефлекторно влияет на гармонизацию деятельности мозга : упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается его настроение, исчезает инертность.
И самое главное в совместной работе психолога и логопеда –создать у ребенка установку на успех.

Совместная деятельность логопеда с музыкальным руководителем.

Для достижения положительных результатов в коррекционной работе с детьми с ОНР необходима тесная связь с музыкальным руководителем.
Эта связь осуществляется на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логоритмических занятиях еженедельно.
Основополагающий принцип проведения занятий взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.

На логоритмических занятиях решаются следующие задачи
-активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
-развитие слухового и зрительного восприятия;
-увеличение объема памяти;
-развитие двигательного и артикуляционного праксиса;
-развитие двигательных кинестезий;
-развитие пространственной ориентации и зрительно-моторных координаций;
-формирование дыхательных навыков;
Таким образом, для получения положительных результатов обязательно взаимодействие логопеда с музыкальным руководителем.

Связь логопеда с инструктором по физической культуре.

Основными задачами инструктора по физической культуре являются –
– забота об охране и укреплении здоровья детей, закаливание.
– улучшение функций нервной системы сердечно-сосудистой системы, дыхания др. укрепление опорно-двигательного аппарата.
– комплексная диагностика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей, изучение их динамики.
-разработка содержания коллективных и индивидуальных форм работы по коррекции с использованием лексических тем.
-развитие общей сенсомоторной и рече – двигательной моторики.
– развитие пространственно-координационных и ритмических способностей.
– формирование умений управлять произвольно телом, регулировать речь, эмоции.
– обогащение познавательной сферы.
– развитие коммуникативной инициативы и активности.
-осуществление координации и взаимодействия логопедической и психопедагогической работы.

Робота с родителями.
Задачи родителей в коррекционной работе заключаются:

-в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей.

-в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии.

В отличие от первого /ознакомительного этапа/,акцент в содержании встреч переносится с информационно-ознакомительной части на практическую,т.е. осуществляется включение родителей в коррекционно-образовательный процесс. Логопед обсуждает с родителями способы достижения коррекционно-воспитательных задач в интересах каждого ребенка и помогает им овладеть конкретными приемами коррекционно-речевой работы.
Эффективность работы с родителями определяется не только умелым отбором ее содержания и форм,сколько психологическим настроем,возникающим у них в процессе постоянных контактов с логопедом.Проведение с ними,во-первых, дифференцированной /с отдельными подгруппами родителей,выделяемыми в соответствии с различиями в речевом развитии детей и уровнем коррекционно- педагогической подготовки родителей/,а во-вторых, индивидуализированной работы,означающей ориентацию на культурный и образовательный ценз каждой семьи, отношение ее членов к речевым трудностям ребенка,в совокупности помогает установлению между логопедом и родителями системы непрерывной и эффективной обратной связи,превращение семьи вактивногосубъекта коррекционного процесса осуществлению контроля за ходом и качеством проведения необходимой работы в семье.
В процессе работы с родителями могут быть широко использованы наглядные средства
– специальные логопедические уголки
-информационные стенды
-тематические выставки книг
папки-передвижки-
Если на организационном этапе их содержание составляла популярная информация о видах и причинах речевых нарушений, задачах коррекционно-логопедической работы с детьми,то на основном этапе уже должны быть освещены конкретные приемы закрепления у дошкольников,например,навыков правильного звукопроизношения,совершенствования грамматических средств речи,обучение элементам грамоты, которые рекомендуется использовать в семье. Доступность, четкость, ясность изложения предлагаемого родителям материала и эстетичность его оформления должны стать основными критериями оценки этого средства пропаганды логопедических знаний.

Заключение.
Взаимодействие логопеда, воспитателей, педагога, психолога, музыкального руководителя, методиста, заведующей и других специалистов в коррекционно-образовательном процессе ведет к достижению общей цели – устранению ОНР у детей. Педагоги должны владеть соответствующим набором знаний и умений в целях обеспечения помощи детям с ОНР. Важно методически корректно планировать и проводить работу по преодолению у детей ОНР в соответствии с их индивидуальными программами, взаимодействовать с другими специалистами при их реализации. Необходимо вовлекать в коррекционно-развивающую работу семью, обеспечивать заинтересованность родителей и других близких взрослых ребенка в ее результатах, вооружать их простыми и эффективными средствами организации речевой среды и педагогической помощи ребенку в семье.
Взаимодействие всех специалистов, педагогов работающих с детьми с общим недоразвитием речи и родителей способствует развитию коммуникативных навыков успешной адаптации и обучению детей в школе.
Качественное овладение специалистами дошкольного воспитания достаточно широким спектром профессионально значимых знаний и умений в сочетании с творческим подходом к их применению в условиях ДОУ выводит их деятельность на новый уровень, отвечающий реалиям современной жизни, потребностям образовательной практики и свидетельствующий о формировании нового развивающего стиля их деятельности.
Взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса в группах компенсирующей направленности приводит к положительным результатам. Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ позволяет эффективно реализовать систему коррекционно-педагогической работы по устранению речевых недостатков у детей с общим недоразвитием речи.

1. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Мяч и речь. /Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. КАРО. С-Пб.: 2003.
2. Логопедия под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. М.: Владос: 1998.
3. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР./Н.В. Нищева. С-Пб.: Детство-пресс. 2005.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой М.: Мозаика-Синтез. 2007.
5. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет. /Л.Н. Смирнова. Мозаика-Синтез. Москва: 2007.
6. Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд-во Гном и Д. 2000.

Ссылка на основную публикацию