Некоторые приемы реализации ФГОС для повышения эффективности работы воспитателей над звуковой культурой речи детей, занимающихся с учителем-логопедом

Семинар-практикум для воспитателей «Аспекты формирования звуковой культуры речи»

Роза Гогунова
Семинар-практикум для воспитателей «Аспекты формирования звуковой культуры речи»

Семинар-практикум для воспитателей

Аспекты формирования звуковой культуры речи

Цель: систематизация знаний педагогов по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха детей дошкольного возраста.

1. Познакомить воспитателей с методами и приёмами работы при проведении речевых (артикуляционных) гимнастик. (Слайд 1, 2)

2. Дать представление о разноплановости речевых гимнастик, в зависимости от возрастных и речевых возможностей детей.

3. Показать возможность использования речевых гимнастик в развитии познавательно – речевой деятельности детей.

4. Расширять знания педагогов по проблеме формирование фонематического слуха у дошкольников. (Слайд 3)

Психолого-педагогическая работа в дошкольном учреждении ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согласно ФГОС речевое развитие включает:

– владение речью как средством общения и культуры;

– обогащение активного словаря;

– развитие речевого творчества;

– развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

– знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов;

формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылке к обучению грамоте.

Поэтому годовая задача ДОУ это – Способствовать развитию звуковой и интонационной культуры речи, формированию предпосылок грамотности у воспитанников посредством игр и игровой деятельности.

Развитие звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи. Развитие звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление, фонематический слух. Способность воспринимать данный темп и ритм.

2. Развивать артикуляционный аппарат.

3. Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.

4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.

5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.

6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию.

7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.

8. Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

9. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Есть логопед в детском саду или нет, педагоги группы обязаны работать над звуковой культурой речи.

В норме все звуки речи дети должны произносить к 5 годам. Поэтому логопед работает с детьми с 5 лет. На практике нарушение звукопроизношения (разной степени сложности) к 5 годам у детей от 80% до 98% в зависимости от набора детей в группе.

Сегодня я покажу некоторые практические, действенные приёмы работы с детьми по развитию звуковой культуры речи.

Звуковая культура речи берётся как часть ООД, работая, вы стараетесь принести детям добро. Но если Вы в ООД повторяете чистоговорки, учите выделять звуки, а большинство детей в группе, их не проговаривает, это не только бесполезная работа, это работа со знаком минус, вы прикладываете силы к закреплению дефектного произношения звуков. Это не добро, это зло.

Самая первая, самая простая, действенная, приносящая видимый результат – речевая гимнастика.

Гимнастика для рук, ног – дело привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать?

Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально – психическое состояние ребенка. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, четко и красиво.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком. При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.

• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль, потом зеркало можно убрать.

• Постепенно темп упражнений увеличивается. Ребёнку задаются наводящие вопросы, например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу?

• Артикуляционной гимнастикой занимаются ежедневно, в течение 7-10 минут.

• Необходимо следить, чтобы во время выполнения упражнений ребенок не напрягал шею, плечи, что бывает довольно часто.

• Перед выполнением упражнения взрослый должен внимательно прочитать методические указания к нему. Неправильно выполняемые упражнения не повысят эффективность логопедической работы, а в некоторых случаях могут даже снизить ее. (Слайд 4)

А сейчас я предлагаю вам в качестве разминки выполнить артикуляционную гимнастику (презентация) «Как язычок катался на велосипеде» (слайд 5)

Знание органов артикуляции

Вопросы участникам семинара (слайд 6)

– Назовите главный артикуляционный орган (язык)

– Назовите части языка (кончик, спинка, корень, боковые края)

– Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость).

– Как образуется голос? (в гортани смыкаются голосовые связки)

2-я часть: «Развитие фонематического слуха и восприятия» (слайд 7)

Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с 4-х лет детей знакомят с понятиями «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определённой последовательности, что слова звучат по-разному и одинаково. Обращают внимание на длительность звучания слов. Формируют умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные, определять первый звук в слове. Знакомят с делением слов на слоги.

Игротека для воспитателей: логопед предлагает воспитателям поиграть в игры на развитие фонематического слуха.

1. Собери предметы со звуком [л]. (Слайд 8)

2. Помоги Миле. «Где спрятался звук (слайд 9)

– Определите место звука [с] в словах.

-Раздели слова на слоги, и посади их в самолет.

2. По типу «Съедобное – несъедобное» (слайд 10) – педагоги встают в круг, логопед бросает мяч и называет слова. На слова со звуком «С» педагоги ловят мяч, без звука «С» – отбивают.

3. «Звуковая эстафета» (слайд 11) – Первый игрок в колонне получает мяч. Логопед называет слова (дом, морс, первые игроки передают мяч вторым игрокам и т. д. и называют слова на последний звук предыдущего слова.

Конкурс «Придумайте рифму к слову» (слайд 12)

На мольберте выставлены предметные картинки, перевёрнутые обратной стороной. Логопед выходит к мольберту, по очереди переворачивает и называет картинки, а воспитатели подбирают рифмы к этим словам. Например, кошка – лукошко, улитка – калитка, корзинка – картинка, морковь-любовь.

Конкурс «Подбери слово к схеме» (слайд 13)

Логопед на мольберте выставила варианты схем слов из 3-х звуков. Команды должны подобрать к этим схемам как можно больше слов – названий растений и животных:

тв. согл. +глас. +тв. согл. (сад, дуб, мак, тис, бук, лук, луг, рак, сом, вол, бык, кот, мул, жук, мышь, вошь, мох)

мягк. согл. +глас. +тв. согл. (лес, рис, лён, вяз, пёс, лис, кит, лев, чиж, ёж, як)

тв. согл. +глас. +мягк. согл. (рысь, лось, сыч, гусь)

Конкурс «Найди ошибку» (слайд 14)

Воспитатели получают карточку с заданием, прочитав которое они должны определить, какую ошибку допустил воспитатель.

Воспитатель просит детей определить, сколько звуков в слове. При этом произносит слова так: БА-РА-БАН, СКАЗ-КА, КА-ША.

Воспитатель просит определить место звука «З» в словах: ЗОНТ, КОЗА, АРБУЗ, ВАЗА.

Воспитатель просил детей придумать слова из 3-х звуков и все ответы детей посчитал за правильные: сок, мох, яма, душ.

Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат скороговорки.

Конкурс скороговорок (слайд 15)

– Команда получает карточки со скороговорками – первую скороговорку должны произнести быстро, вторую с определённой интонацией (удивлённо, сердито, радостно);

1. Гризли продавал гриву льва за гривну.

2. Компьютерному пирату в Интернете не рады. (Сердито)

1. Вера и Люда кормили двугорбого верблюда.

2. Саша шустро сушит сушки. (Удивлённо)

– Педагоги по очереди читают скороговорки, кто больше.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов в развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть школьной грамотой.

Игра «Закончи предложение». (Слайд 8)

Педагоги берут по одной карточке с началом предложения:

«Удачным сегодня было…»

«Мне бы хотелось в следующий раз…»

«Я буду (или Я не буду) проводить речевые гимнастики, потому-что….»

Я очень благодарна вам за участие в семинаре-практикуме. Надеюсь, что вы почерпнули что-то для себя интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи.

До новых встреч!

Прикреплённые файлы:

seminar-praktikum_gug9a.ppt | 9399,92 Кб

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольников путем формирования звуковой культуры речи» «Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста» Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого,.

Логопедический семинар-практикум для воспитателей Семинар-практикум для воспитателей. Задачи: 1. Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблеме. 2. Закреплять.

Семинар-практикум для воспитателей «Аптека под ногами» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии. Задачи: 1. Повышение профессиональной компетентности.

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание» Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: знакомство с понятием эмоционального.

Семинар-практикум для воспитателей «Логопедическая радуга» Подведение итогов совместной работы воспитателей и учителя – логопеда по проблеме коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного.

Семинар-практикум для воспитателей «Основополагающие аспекты речевого развития на этапе реализации ФГОС» Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах выбора эффективных форм и методов, а так же способов передачи содержания.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум «Народно-прикладное искусство как средство формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников» Cамым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено,.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме “Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Семинар-практикум «Пути и средства формирования навыков коммуникативного общения» Семинар-практикум «Пути и средства формирования навыков коммуникативного общения» Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов.

Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»

Наталья Козлова
Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»

Козлова Наталья Витальевна

Цель семинара: повышение уровня компетенции педагогов для эффективного педагогического воздействия при формировании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников.

Распространение опыта работы педагогов дошкольного отделения №3 среди педагогов дошкольных отделений ГБОУ Школа №777

Задачи:

1. Систематизировать знания педагогов по формированию звуковой культуры речи у дошкольников.

2. Рассмотреть приемы работы для повышения теоретического уровня и практических навыков работы педагогов с детьми.

3. Упражнять педагогов в выборе наиболее эффективных вариантов работы по звуковой культуре речи.

Место проведения мероприятия: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа №777 имени Героя Советского Союза Е. В. Михайлова», дошкольное отделение №3

Проводят мероприятие: старший воспитатель ДО №3 Козлова Н. В., учитель-логопед ДО №3 Мартиросян А. А.

Выступают с домашними заготовками:

– педагог-психолог (проводит круг «Приветствие»)

– воспитатель младшей группы (проводит пальчиковую игру)

– воспитатель старшей группы (проводит пальчиковую игру)

– музыкальный руководитель (выступает с сообщением «Роль музыкальных занятий в работе по формированию звуковой культуры речи дошкольников»)

Материал: карточки-символы звуков ш, с, р, карточки для выполнения заданий (речевой материал, артикуляционные профили звуков, карточки-рисунки для артикуляционных и дыхательных упражнений; речевой и игровой материал для составления игр на автоматизацию звуков; презентация к выступлению учителя-логопеда «Использование игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста», презентация-дополнение к тексту семинара, ноутбук, проектор, экран, магнитная доска, маркеры, «Коробка сюрпризов» – коробка с карточками-рифмовками; памятки для воспитателей «Требования к речи воспитателя» , выставка методической литературы по данной проблеме, анкеты для гостей (оценка уровня проведения мероприятия).

Ход семинара.

1. Приветствие участников семинара и гостей: круг «Приветствие» (Проводит педагог-психолог)

2. Вступительное слово старшего воспитателя Козловой Н. В. (тезисы):

– Наша годовая задача – активизировать работу по формированию звуковой культуры речи в различных видах деятельности.

– В ходе собеседования с воспитателями, выявлен следующий момент: часть педагогов работу по формированию правильной речи у дошкольников и по предупреждению недостатков речи отождествляют с работой учителя-логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по формированию звуковой культуры речи.

– Участвуя в методических мероприятиях в течение года, воспитатели осознали значение собственной деятельности в решении данной проблемы и пришли к выводам:

• работу по формированию звуковой культуры речи у дошкольников необходимо проводить в интеграции с работой по другим разделам развития речи

• данная работа интереснее и эффективнее проходит, если интегрировать различные виды детской деятельности

– Наше мероприятие позволит систематизировать знания педагогов по данному вопросу и даст возможность выбрать наиболее эффективные варианты работы педагогов с детьми

3. Старший воспитатель:

– Для удобства работы предлагаем всем участникам семинара разделиться на команды с помощью карточек-символов звуков ш, с, р

Определяем три команды: «Змейки», «Наносы», «Тигры»

Задание командам: придумать девиз своей команды, используя слова, рифмовки со своим звуком

4. Старший воспитатель:

– Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя несколько аспектов.

Задание командам:

Из предложенных терминов (напечатаны на отдельных карточках) выбрать и поместить на магнитной доске только те, которые можно отнести к аспектам звуковой культуры речи. (Правильные варианты терминов выделены жирным шрифтом).

Слуховое внимание

Способность воспринимать данный темп и ритм речи, восприятие громкости голоса

Читайте также:  Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи детей

Подвижный артикуляционный аппарат

Правильное речевое дыхание

Умение регулировать громкость голоса в соответствии с различными ситуациями

Умеренный темп речи

Произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка

Интонационная выразительность речи

Составление описательного рассказа

Пересказ сказок и рассказов

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Образование однокоренных слов

Употребление в речи слов в точном соответствии со смыслом

5. Учитель-логопед освещает один из аспектов с помощью презентации «Использование игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»

6. Учитель-логопед:

– Немаловажной задачей в работе по формированию звуковой культуры речи является работа над правильным произношением звуков родного языка.

Задание для педагогов:

Командам предлагаются артикуляционные профили (на карточках) – Выберите тот, который соответствует вашему звуку (по названию команды)

Дать характеристику звуку.

Проверка – слайды 2, 3,4 Презентации

Например, слайд 2

Артикуляция звука с:

– резцы обнажены, разомкнуты на 1-2 мм

– кончик языка упирается в нижние резцы; спинка языка широкая, распластанная; боковые края языка подняты вверх и плотно прижимаются к верхним коренным зубам

– посередине языка – желобок, по которому идет сильная холодная струя воздуха (контроль – тыльной стороной руки)

– мягкое небо поднято, плотно прижимается к задней стенке глотки, закрывая проход воздушной струе в носовую полость

– голосовые связки разомкнуты, голоса нет

Характеристика звука с:

По данной схеме дается характеристика звуков ш,р

7. Старший воспитатель:

– Для правильного произношения звуков необходим подвижный артикуляционный аппарат и сильная направленная воздушная струя.

Задание для педагогов:

Из предложенных карточек-картинок для выполнения артикуляционных и дыхательных упражнений (могут быть любые) выбрать те, которые необходимы для выработки правильного произношения вашего звука (по названию команды)

Примеры упражнений.

Для звука с: “Лопаточка”, “Почистим нижние зубки”, “Загнать мяч в ворота”, “Дуем на лопаточку”, “Горка”, “Ветерок дует с горки”

Для звука ш: “Чашечка”, “Вкусное варенье”, “Приклей конфетку”, “Фокус”

Для звука р: “Кто дальше загонит мяч?”, “Индюк”, “Барабанщик”

8. Минутка разгрузки

Воспитатели младшей и старшей групп проводят пальчиковую гимнастику (которая больше всего нравится детям их группы)

9. Учитель-логопед:

– Для автоматизации звука в речи педагог использует в работе с детьми различные игры и игровые упражнения

Задание для педагогов:

Из предложенных речевых (слова, предложения, рифмовки, стихи, рассказы, иллюстративных и игровых материалов (картинки, игрушки, камушки, бусинки, ленточки и пр.) выбрать необходимые и придумать игровые задания для автоматизации вашего звука.

Варианты речевого материала:

1. Са-са-са – летит оса.

Сы-сы-сы – не боимся мы осы.

Су-су-су – видел кто из вас осу?

Сы –сы –сы – мы не видели осы.

Са-са-са – отгадайте, где оса?

2. Сад, сам, сани, сабля, сын, сырок, сом, сон, сова, суп, сумка, аист, фокус, кактус, ананас, космос, пылесос.

3. Ши-ши-ши – что-то шепчут малыши.

Ше-ше-ше – это утка в камыше.

Ша-ша-ша – выходи из камыша.

Ше-ше-ше – нет уж утки в камыше.

Ши-ши-ши – что же шепчут камыши?

4. Шуба, шина, шаг, шум, шут, шепот, шумно, шинель, каша, дыши, уши, мушка, душ, мышь, камыш, финиш.

5. Ра-ра-ра – на дворе у нас гора.

Ру-ру-ру – собирайте детвору.

Ры-ры-ры – покатаемся с горы.

Ра-ра-ра – очень рада детвора.

6. Рак, рано, рост, ров, рука, рубка, рынок, рыба, гора, вера, мера, фора, парад, карп, Бархат, сыр, бор, комар, помидор.

10. Старший воспитатель:

– Работу по развитию речевого слуха, речевого дыхания, по воспитанию умения владеть голосом, четко и правильно произносить текст в необходимом темпе и с соответствующей интонацией можно осуществлять не только на занятиях по развитию речи

Упражняться в данных умениях можно, например, на музыкальных занятиях.

Музыкальные занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности.

Выступление муз руководителя «Роль музыкальных занятий в работе по формированию звуковой культуры речи дошкольников»: музыкальные упражнения на развитие изменения силы и высоты голоса, составление ритмического рисунка.

Примеры некоторых заданий для развития голосового аппарата ребенка на музыкальных занятиях:

Задание первое. «Познакомимся».

Ребёнок нараспев произносит своё имя, “протягивая” ударную гласную: “Я-а-Ма-а-а-ша”, все дети повторяют за ним: “Я-а-Ма-а-а-ша”. Солирует следующий: “Я-а-Са-а-а-ша”, группа повторяет: “Я-а-Са-а-а-ша”. Следим за разнообразием эмоциональной окраски произнесения (важно, удивленно, задорно, поддразнивая). Добиваемся свободного, протяженного произнесения в режиме речепения.

Задание второе. «Играем голосом».

Детям предлагается на йотированных гласных «йа», «йе», «йо», «йу» «покачать голосом», «потоптаться», «бросить вниз с горы», «отправить в космос» и т. д. Так, освоенный через речевые упражнения звуковой объем, даёт возможность ребенку свободно петь звуки в достаточно больших пределах.

Задание третье.

Проговаривание коротких ритмоинтонаций. Произносится на одном дыхании со спадом голоса в конце фразы. Прохлопываем ритмический рисунок, подключая руки (записываем руками ритм).

Задание четвертое.

Попевки с поступенным движением мелодии вверх и вниз, с мелодией на одном звуке, со скачками в мелодии. Важно, чтобы пение было непрерывным, последний звук должен долго тянуться.

11. Старший воспитатель:

– Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка. Поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе и умеренной громкости. Речь взрослого должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Задания для педагогов:

1) Расставить правильное ударение в словах (материал на магнитной доске):

Правильный вариант (Слайд 5 Презентации)

ТУФЛЯ

БАНТЫ

ШАРФЫ

ТОРТЫ

БАЛОВАТЬСЯ

ЖАЛЮЗИ

КАТАЛОГ

ЗАВИДНО

ЗВОНЯТ

СВЕКЛА

СТОЛЯР

ВОДОПРОВОД

ДОГОВОР

НАЧАТЬ

НАЧАЛ

ЩАВЕЛЬ

ОБЛЕГЧИТЬ

МЕЛЬКОМ

БАЛОВАННЫЙ

ИЗБАЛОВАН

СВЕРЛИТ

ПРИНУДИТЬ

КУХОННЫЙ

УБЫСТРИТЬ

2) Образуйте форму повелительного наклонения глаголов в единственном и множественном числе (пишем на доске):

ехать – … (поезжай (те)

бежать – … (беги (те)

махать – … (маши (те)

класть – … (клади (те)

положить – … положи (те)

3) Произнесите рифмовки (рифмовка показывается на экране: Слайды 6-11 Презентации) с разной интонационной окраской.

Интонации, с которыми должна быть прочитана рифмовка, написаны на карточках. Участники семинара вынимают их из «Коробки сюрпризов».

Интонации:

Вы удивлены большой премией к Новому году

Вы задаете вопрос на педсовете

Вы испуганы неожиданной новостью

Вы – политический обозреватель, читаете новости

Вы рассказываете подруге (другу) о своей проблеме по телефону

Вы президент, поздравляете телезрителей с Новым годом

Вы возмущены тем, что банк переехал в другое место

Вы волнуетесь, выступая перед публикой

Вы выступаете на митинге

Вы советуетесь с более опытным педагогом, как лучше организовать мероприятие

Вы очень огорчены, что не получили квалификацию

Вы злитесь, что опаздываете в театр

Вы очень рады за товарища, его успеху

Вы рады, что скоро отпуск

Рифмовки

У Маши котенок Тимошка.

У Миши мышонок Тотошка.

Не могут Тотошка с Тимошкой

Не шуметь хотя бы немножко.

Шубку, шапку и калоши

Мы найти никак не можем.

Вот такие шутки

У нашего Мишутки.

Тихо-тихо сон идет,

Сказки новые несет.

Сказки обо всем на свете…

Так бегом в постели, дети!

Сом беседует с сомом:

-Где сому поставить дом?

– На песке, само собой!

Есть и свет там и покой!

Ехал Грека через реку,

Видит Грека: в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

Рано-рано мы встаем,

Громко сторожа зовем:

-Сторож, сторож, поскорей

Выходи кормить зверей!

11. Подведение итогов за круглым столом.

Участникам семинара вручаются памятки «Требования к речи педагога»

Памятка для педагогов

Требования к речи педагога

Правильность – соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т. к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др., способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатая лексика воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как именно в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.)

Портал педагога

Автор: Дубровских Юлия Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ “ЦРР детский сад №123”
Населённый пункт: Воронежская область, г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Повышение эффективности работы учителя-логопеда ДОО при помощи ИКТ в условиях реализации ФГОС.
Дата публикации: 06.04.2016
Раздел: дошкольное образование

Повышение эффективности работы учителя-логопеда ДОО при

помощи ИКТ в условиях реализации ФГОС.
Актуальность проблемы Современное общество активно создаёт новую информационно- коммуникационную культуру, в которой уже живут наши дети, и учителя- логопеды не должны оставаться в стороне. Компьютер для педагога может являться незаменимым помощником в воспитании и обучении, а для учителя-логопеда – в формировании и коррекции речевого развития дошкольника. В своей практике учителю-логопеду приходится сталкиваться с низкой мотивацией ребёнка, с неустойчивым вниманием детей, необходимостью длительно автоматизировать поставленные звуки у детей (например, со стертой формой дизартрии. К сожалению, очень часто владение методикой коррекции речи и желания учителя-логопеда, недостаточно для достижения положительной динамики речевого развития у дошкольника. Сталкиваемся мы и с формальным подходом к воспитанию со стороны родителей, вызванных объективными и субъективными причинами. И с обилием необходимой документации, заполнение которой требует большого количества времени. Кроме того, работа логопеда – одна из тех, которая требует постоянного профессионального самосовершенствования, быть в курсе последних достижений в области логопедии и смежных медицинских, психологических и педагогических наук. При решении всех этих задач учитель-логопед может эффективно использовать современные информационно-коммуникационные технологии. Цель данной работы: раскрыть возможность организации эффективной системы работы учителя-логопеда с использованием ИКТ и интернет-технологий. Задачи: 1) рассмотреть пути оптимизации коррекционно-развивающего процесса при помощи логопедических компьютерных программ (игр); 2) показать альтернативные возможности работы с родителями с и с п о л ь з о в а н и е м и н т е р н е т – т е х н о л о г и й ; 3) сделать обзор ряда возможностей повышения профессионального уровня с использованием Интернет-ресурсов; 4) рассмотреть пути оптимизации диагностико-организационной работы учителя-логопеда с использованием компьютерных программ. Основное содержание
Непосредственно в коррекционно-развивающих занятиях могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей) материалы ИКТ. Это могут быть ресурсы интернета, и самостоятельно созданные материалы. Исследователи отмечают, что использование учителем-логопедом компьютерных программ является мощным стимулирующим фактором для качественного выполнения всех заданий, артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений. Как правило, все детские игровые компьютерные программы носят развивающий характер, так как в них использованы символическое представление информации и опосредованный характер управления. Среди специализированных компьютерных программ для детей с нарушениями речевого развития широко распространены такие, как «Видимая речь», «Игры для Тигры», «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Гарфилд – малышам. Развиваем речь» и другие. Представленные компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи. Программа «Видимая речь» (разработ ана ком п а н и е й IBM, русифицирована Институтом коррекционной педагогики РАО), которая является средством формирования и коррекции произношения, позволяет также работать над высотой голоса, громкостью, темпом речи, интонацией как с нормально слышащими детьми, так и с лицами, имеющими нарушения слуха, при этом невозможность пользоваться слуховым контролем речи заменяется зрительным контролем, о чем весьма красноречиво свидетельствует название обеспечения, построенного на принципе визуализации звучащей речи. Это вполне оправдано, так как из курса истории логопедии мы знаем, что сама логопедия тесно связана с сурдопедагогикой, можно сказать, «вышла» из нее. Я ром, сердцевиной “Видимой речи” является встроенное в компьютер устройство, выполняющее чрезвычайно сложную операцию — анализ звуковой информации, поступающей в него через микрофон. Результаты этого анализа программа преобразовывает в графические изображения, появляющиеся на экране компьютера. Большая надежность обратной связи обеспечивается при минимальном количестве требуемого на это времени. Компьютерная логопедическая программа
«Игры для Тигры»
(автор учебных и методических материалов, компьютерный методист кандидат педагогических наук – Л. Р.Лизунова) предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением
нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательность упражнений и веселый ведущий Тигренок — все это делает программу привлекательной для детей. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: Фонематика, Просодика, Лексика и Звукопроизношение.
Компьютерная

правильно»
(Г. О. Аствацатуров, Л. Е. Шевченко, 2008) предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению. Представлен в приятной приглушённой цветовой гамме. Включает в себя работу над разделами: неречевые звуки; звукоподражание; речевые звуки; развитие связной речи.
Программу «Домашний логопед»
(разработчик ID Company)

можно рекомендовать для домашних заданий. Здесь представлен материал для коррекции звукопроизношения. Отдельно рассматривается каждый звук: объясняется артикуляция, даются подготовительные упражнения, приёмы постановки звука и речевой материал для автоматизации. На диске есть раздел «Советы родителям», который включает рекомендации к этапам работы, а также упражнения на развитие мелкой моторики, фонематического слуха.
Обучающая

читать”
предназначена для того, чтобы ребенок легко и естественно приобщился к чтению, а буквы и слова стали для него добрыми приятелями в играх. Оригинальность программы заключается в том, что весь процесс обучения представлен в стихах. Забавные рифмовки Бабы Яги на каждую букву алфавита знакомят учеников со сказочным миром поэзии и учат составлять поэтические строчки. Всего в игре десять заданий разного уровня сложности, последовательность прохождения которых можно задать. Программа имеет очень привлекательный интерфейс, что усиливает эффект интерактивности, профессионально нарисована и озвучена. Это был краткий обзор некоторых типовых программ, которые можно использовать в работе логопеда с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Интересны возможности разработки собственных заданий с помощью таких программ, как Power Point и других. В логопедической практике применимы компьютерные задания в стиле презентаций следующих видов: тренажеры, задания на дифференциацию звуков и букв, пополнению и уточнению словаря, развитию грамматического строя речи и т.п. Наиболее
целесообразно с помощью компьютерных презентаций изучение тем, связанных с природными явлениями, животными, растениями, птицами, техникой, транспортом. В коррекционной работе с детьми с различными нарушениями развития востребован также программный продукт «Special Education Tools». Программа позволяет манипулировать графическими объектами на экране компьютера, сопровождая их звуковыми фрагментами инструкций, номинаций, пояснений. «Special Education Tools» — программа многоцелевого назначения. Используя ее в своей работе, педагог имеет возможность самостоятельно разрабатывать проекты развивающих игр, накапливать собственную учебно-методическую базу педагогической деятельности, что позволяет в полной мере реализовать индивидуальный подход к детям (т.е. с учетом характера речевого нарушения, особенностей личности, потенциальных возможностей каждого ребенка). Вводить компьютерные элементы можно практически на любых этапах работы, но наиболее востребованы они на этапе автоматизация и дифференциация сформированных звуков); на этапе формирования лексико-грамматического строя речи, на этапе развития связной речи. При подборе и самостоятельном создании игр необходимо учитывать требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам и играм, применяемым на логопедических занятиях:  Материал должен создаваться с учётом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей ребёнка;  Материал должен быть визуально эстетичным, с качественным, желательно профессиональным звуковым оформлением;  Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными для детей;  Если ребёнок работает не с клавиатурой, а с использованием манипулятора «мышь», желательно обозначить «рабочую клавишу» определённым сигналом;  Программа должна развивать, давать новые знания, обучать необходимым навыкам в игровой форме (ведь игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте). Специалисту при использовании на занятиях компьютера необходимо соблюдать условия для сбережения здоровья ребёнка, т.е. соблюдение СанПиНа:  использование новых моделей компьютера;  работа с компьютером на одном занятии в течении короткого времени не должна превышать 5-10 минут (дети с нарушением речи часто имеют ослабленную нервную систему) и не более двух раз в неделю (в зависимости от возраста ребёнка);
 с осторожностью вводить компьютерные игры, если у ребёнка имеются невротические расстройства, нарушение зрения (поскольку компьютер может спровоцировать и усилить отклонения в состоянии здоровья);  целесообразно для предупреждения переутомления глаз проводить зрительную гимнастику до начала занятия и по его окончанию, а также во время работы периодически переводить взгляд ребёнка с монитора каждые 1,5-2 минуты на несколько секунд;  перед началом занятий необходимо получить согласие родителей или лиц их заменяющих, уточнив у них информацию о противопоказаниях. Специалист может применять ИКТ и в работе с родителями: – обратная связь посредством электронной почты; – просветительская работа через личные сайты, интернет-странички на сайтах образовательных организаций; – организация родительских собраний, мастер-классов. Очень эффективно использовать интернет ресурсы с целью самообразования и профессионального общения: – прохождение заочных альтернативных курсов повышения квалификации, вебинаров, мастер-классов ведущих специалистов (сайты «Логопед-мастер»; «Дефектология», «Мерсибо» и др.) – при обмене опытом с коллегами на специализированных форумах, в группах; – как источник методических пособий в электронном виде. Невозможно переоценить роль компьютера при ведении документации, ее систематизации, оптимизации хранения. Заключение и выводы Бытует мнение, что компьютер заменит «живое общение». Но жизнь не стоит на месте, и педагог должен идти в ногу со временем, а значит использовать все доступные современные средства для достижения цели и во благо детей. Но стоит не забывать, что компьютер нужно использовать обоснованно и строго дозированно. Такие формы работы не заменяют традиционные логопедические занятия, а целесообразно дополняют их, делают более эффективной всю коррекционно-развивающую деятельность. Подводя итоги, можно отметить основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда, что явно оправдывает необходимость и актуальность их использования в современном коррекционно-развивающем процессе:  опора на ведущую деятельность дошкольника – игру;  полисенсорное воздействие (опора на сохранные анализаторы);  формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
 повышение самооценки ребёнка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые эффекты);  формирование сотрудничества между ребёнком и учителем- логопедом;  активизация работы с родителями, повешение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе;  экономия временных ресурсов и материальных затрат;  возможность повышать профессиональный уровень (для специалиста).
Список литературы:
1. Лынская М.И. «Информационные технологии с безречевыми детьми», ж. «Логопед», 2011, № 3. 2. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе. 3. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1. 4. Кукушина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы. //Дефектология. – 1994. – № 5. 5. Соприна М.В. Компьютерные технологии в коррекции речевого развития дошкольников. //Воспитатель. – 2010. – №10.

Читайте также:  Счётные палочки - развитие мелкой моторики рук и готовности детей к обучению грамоте и письму

Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО

Элементы системы коррекционно-логопедической работы

-совершенствование системы мониторинга; -построение учебных программ; -умелый подбор и применение технологий обучения; -организация предметно-развивающей среды; использование различных форм деятельности; -тесное сотрудничество педагогов с родителями; -повышение профессиональных компетенций педагогов; -координация работы всех специалистов ДОУ

ГБДОУ детский сад № 33 Приморского района

Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда

в условиях введения ФГОС ДО.

Поиск путей совершенствования системы работы учителя-логопеда был вызван необходимостью реализации требований ФГОС ДО, который определил виды интеграции образовательных областей и планируемые результаты развития интегративных качеств личности старшего дошкольника. А также особенностями детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), у которых нарушены не только все компоненты речевой системы, но и имеется своеобразие процессов внимания, памяти, мыслительной деятельности, что требует от педагогов, работающих с данной категорией детей создавать специальные условия для стимуляции социального, познавательного, речевого и двигательного развития детей на базе ДОУ. Без специальных коррекционных мероприятий к началу школьного обучения у детей с тяжёлым нарушением речи оказываются несформированными основные компоненты речевой системы.

Поскольку успех коррекции и компенсации речевых нарушений ребёнка во многом зависит от правильной диагностики речевого нарушения , то несомненно первое – это совершенствование системы мониторинга. Поскольку глубокое, всестороннее изучение ребёнка является основой для выбора оптимального варианта коррекционной работы, то для выявления динамики развития ребёнка первостепенное значение имеет система мониторинга. Она должна отвечать основному требованию: решать задачи проведения углублённого исследования всех компонентов устной речи. А так как высшие психические процессы и речь взаимосвязаны, то обследованию подлежат и зрительно-моторные координации и пространственно-временные представления. Для этого необходимо использование в педагогической практике различных современных диагностических методик обследования детей, в том числе нейропсихологических, таких как Лопатиной Л.В., Волковой Г.А., Ткаченко Т.А., Цветковой Л.С., Ковшикова В.А., Фотековой Т.А., Марковской И.Ф.и др. С помощью диагностики можно проводить динамическое изучение ребёнка в процессе образовательно-коррекционной деятельности (согласно концепции Л.С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребёнка – актуальном и потенциальном, т.е. о зонах ближайшего развития). Мониторинг определяет не только стартовые возможности ребёнка, что он знает и умеет, но и то, что лежит в ближайшей зоне его речевого развития. Благодаря динамическому наблюдению есть возможность выявить (тормозящее или стимулирующее) влияние какого-либо фактора на развитие того или иного компонента речевой системы ребёнка, а затем, если это необходимо, то изменить влияние этого фактора в нужном направлении.

Результаты педагогической диагностики ( мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач: построение образовательного процесса на педагогически обоснованном выборе учебных программ; индивидуализации образования ( в том числе поддержки ребёнка, построения его индивидуального образовательного маршрута ( по потребности); оптимизации работы с группой детей;

Учебный процесс в логопедической группе строится в соответствии с учебным планом и санитарно-гигиеническими требованиями. Коррекционное воздействие осуществляется на основе чётко спланированной работы учителя-логопеда. Большую роль играет подбор >, в том числе коррекционных. Коррекционно-образовательный процесс выстраивается на педагогически обоснованном выборе учебных программ. Образовательная программа ДОУ разрабатывается им самостоятельно на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, а также специальных (коррекционных программ) таких, как например: Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлым нарушением речи . Под редакцией профессора Л.В Лопатиной. СПб, 2014. Или Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОУ для детей с тяжёлым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3до 7 лет. ФГОС.Детство-Пресс,2015.Отбор программ преследует цель – сформировать оптимальную модель коррекционно-развивающего обучения . Правильное выстраивание коррекционной работы позволить получить высокую положительную динамику развития ребёнка с ТНР. Для детей инвалидов, если таковые имеются, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.

Объём учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления дошкольников.

(Распределение занятий должно быть составлено в соответствии с Сан Пин 2.4.1.3049-13от 30.07.2013). Определён максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ.

Реализация рабочей программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям ФГОС ДО и выбираемых педагогом с учётом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации ОП ДО, возраста воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей, запросов родителей ( законных представителей)0

На протяжении всего учебного года прослеживается интеграция содержания части , формируемой участниками образовательных отношений с тематикой логопедической работы. При организации образовательной деятельности учитывается требование СанПиНа к учебной нагрузке на детей. Поэтому большинство тем части программы, формируемой участниками образовательных отношений, реализуется в совместной деятельности воспитателя и учителя-логопеда с детьми в режимные моменты. Другая часть включена в план рабочей программы как непосредственно образовательная деятельность.

В процессе работы по реализации рабочей программы прослеживается интеграция содержания всех образовательных областей,

Знание и умелое применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии детей в немалой степени определяет результативность педагогической деятельности. Выбор педагогических технологий определяется теми задачами, которые необходимо решить на данном этапе. Использование методов, направленных не только на коррекцию речевых нарушений, но и на психофизическое развитие дошкольников. Это использование не только традиционных, но и инновационных технологий. Педагог использует в своей деятельности здоровьесберегающие технологии, проектной деятельности, развивающего обучения, коррекционные, информационные, познавательно-иссследовательские, личностно-ориентированные, эффективной коммуникации;

Идёт постоянный поиск педагогических технологий. Таких технологий, которые бы увеличивали активные действия ребёнка, практические и речевые, чтобы условия были максимально приближены к естественным. К таким относятся технологии интегрированного обучения. Отслеживание динамики позволяет определить и исключить факторы, тормозящие нормальный ход речевого развития и шире использовать те технологии, которые способствуют не только конкретно речевому развитию , но и активизации речи, познавательного интереса, мотивации, так как дети с ТНР , как правило, малоактивны в общении Использование технологий интегрированного обучения, таких как тематические досуги, экскурсии с участием родителей детей создаёт условия для свободного общения, что в итоге , при логопедической помощи должно полностью скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу.

Совершенствование системы работы учителя-логопеда – это и использование различных форм деятельности в коррекционно-образовательной процессе. Это и непосредственно образовательная деятельность, подгрупповые, индивидуальные занятия , участие в совместной деятельности в режимных моментах и др. Допускается использование разнообразных форм, методов, приёмов и средств обучения и коррекции в рамках государственных стандартов. Благодаря систематическому использованию таких разных методов как беседы, наблюдения, развивающие и дидактические игры, упражнения, включение детей в разные проблемные ситуации, решаются не только обучающие задачи, но и обеспечиваются благоприятные условия в группе: психологические, гигиенические, эстетические.

Коррекционно-логопедический процесс нацелен на создание оптимальных условий для преодоления речевых нарушений детей, коррекции негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, формированию школьно-значимых функций. Этому способствует организация предметно-развивающей среды в группе, в логопедическом кабинете, кабинете педагога-психолога, музыкальном , физкультурном залах и т.д.

Подбор оборудования, материалов, методических пособий, игр, игрушек производится с учётом достижения целей и планируемых результатов освоения Программы. Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения, логопедического кабинета и участка на улице обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях. Группа имеет ограждённый прогулочный участок с игровым и спортивным оборудованием. В помещении логопедической группы имеются развивающие центры, которые оснащены всем необходимым для реализации поставленных педагогических целей и задач. Оборудование кабинета учителя-логопеда соответствует росту и возрасту детей. В нём также представлен материал по всём разделам коррекционно-образовательной деятельности, представлены развивающие центры, имеющие необходимое оснащение. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей возрасту ребёнка, способствует активизации его речи, познавательного интереса, мотивации, что, в конечном итоге

Многоаспектный, комплексный подход к коррекции речевых нарушений предполагает тесное сотрудничество педагогов и родителей. И эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Постоянно идёт поиск новых форм вовлечения родителей детей в образовательно-коррекционный процесс. Несмотря на широкое использование электронных образовательных ресурсов ( создание групп в социальных сетях, сайта группы, детского сада), которые позволяют в режиме он-лайн давать консультации родителям, не отменяются очные еженедельные консультации родителям, индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей. так как нет ничего ценнее воздействия живого слова. На сайте группы или детского сада, где есть страница учителя-логопеда, родителям выкладывается определенный пакет документов: график работы учителя-логопеда, перспективное планирование, распределение рабочего времени, план работы с родителями, информируют о той работе, какая проводится с их ребенком на определенном этапе коррекционной работы, помогают вспомнить родителям элементарные азы теории русского языка, чтобы родители могли дома при желании выполнить рекомендованные учителем-логопедом задания по звуковому, слоговому анализу и синтезу слова. А также: родители отсутствующих детей выполняют рекомендованные учителем-логопедом задания, по e.mail присылают на проверку, т.е. происходит дистанционное обучение ребенка. Родителям выкладывается перечень лицензионных сайтов, посетив которые они смогут найти ответы на интересующие их вопросы. Таким образом, идет своеобразное дистанционное обучение участников образовательного процесса.

Для умелого использования современных образовательных ресурсов, интегрирования традиционных и инновационных педагогических технологий, обеспечения дифференцированного и индивидуального подхода необходимо постоянное повышение профессиональных компетенций учителя-логопеда. Все области знаний реализуются только в творческом развивающем подходе и педагог должен умело интегрировать современные технологии обучения, умело сочетать традиционные и инновационные педагогические технологии. Согласно ФГОС – педагог творец. От него во многом зависит успех реализации задач коррекции и компенсации речевых нарушений ребёнка Для умелой интеграции образовательных областей требуется профессиональная компетенция педагога. Необходимо так сочетать то разнообразие современных педагогических технологий, чтобы: максимально использовать многообразие видов детской деятельности;

Координация работы учителя-логопеда со специалистами ДОУ для реализации требований ФГОС имеет свое целью обеспечение комплексной коррекции психического развития ребёнка. Организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка позволяет создать единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие речевой сферы. Происходит логопедизация всего образовательного процесса благодаря взаимодействию учителя-логопеда, воспитателей группы и других специалистов ДОУ. В соответствии с рабочей программой, коррекционное направление является приоритетным, так как целью работы является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Эти дети требуют постоянной помощи и побуждений в виде вопросов, подсказок и поощрений. И все педагоги следят за речью детей, закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. В соответствии с рабочей программой все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Таким образом, группа воспитанников ДОУ с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) имеет возможность посещать в соответствии с учебным планом кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, медицинский кабинет, музыкальный зал, физкультурный зал, музейную комнату и др. помещения детского сада Успех совместной коррекционно-образовательной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей группы, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, специалиста по изобразительной деятельности с медицинскими работниками. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья..

Читайте также:  Центр речевого развития в логопедической группе

Комплексное исследование фонда знаний, умений навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, нейропсихологическое изучение, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы дают возможность выстроить психолого-педагогический прогноз и правильно определить дальнейший образовательный маршрут ребёнка с ТНР. Овладение детьми знаниями, приобретёнными за определённый период , а также сформированность умения использовать полученный опыт в различных ситуациях , позволит успешно обучаться в школе. Правильный подбор программ обучения, организация развивающей среды, использование современных педагогических технологий позволяют увеличить положительную динамику развития речевой системы ребёнка с ТНР.

1.Федеральный закон № 273 >, Федеральные государственные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО).

  1. Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.//Дошкольная педагогика.- июль 2008.
  2. Иванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя. //Научно-методический журнал >.-2009.-№3.
  3. Логопедическая служба дошкольного образовательного учреждения/авт.-сост. В.В.Докутович, Л.Е.Кыласова.-Волгоград: Учитель,2013.
  4. Лопатина Л.В Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлым нарушением речи . СПб, 2014.
  5. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОУ для детей с тяжёлым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3до 7 лет. ФГОС.Детство-Пресс,2015.

Педсовет Тема: « Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста

Задачи:

1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.

2. Вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития речи детей

3. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

Доклады из опыта работы воспитателей.

  1. «Развитие диалогической речи детей с ТНР. Дидактические игры и приемы»
  2. Юмористическое упражнение «Шушаника Минична»
  3. «Речевое развитие в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  4. Игра «Прилагательные ассоциации»
  5. Методы и приемы стимулирования речевой деятельностиу детей младшего дошкольного возраста»
  6. Общее сочинение на тему « Почему речь воспитателя детского сада должна быть образцом…» ; игровое упражнение «Литературное страница»
  7. Решение педсовета, обращение к педагогам по организационным вопросам

Просмотр содержимого документа
«Педсовет Тема: « Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ « ШКОЛА № 760 ИМЕНИ А.П. МАРЕСЬЕВА »

Педсовет в дошкольном структурном подразделении 08.12.2016 г

Тема: « Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»

подготовила старший воспитатель Зрелякова Е.В.

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста

1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.

2. Вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития речи детей

3. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

Доклады из опыта работы воспитателей.

«Развитие диалогической речи детей с ТНР. Дидактические игры и приемы» учитель –логопед Богданова Т.И.

Юмористическое упражнение «Шушаника Минична» – старший воспитатель Зрелякова Е.В.

«Речевое развитие в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» воспитатель Кузнецова Л.В.

Игра «Прилагательные ассоциации» -старший воспитатель Зрелякова Е.В.

«Методы и приемы стимулирования речевой деятельности
у детей младшего дошкольного возраста»
воспитатель младшей группы Токаревой Ю.В.

Общее сочинение на тему « Почему речь воспитателя детского сада должна быть образцом…» старший воспитатель ; игровое упражнение «Литературное страница»

Решение педсовета, обращение к педагогам по организационным вопросам

Вступление : судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления у детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении

Доклад из опыта работы «Развитие диалогической речи детей с ТНР. Дидактические игры и приемы» учитель –логопед

2. Юмористическое упражнение «Шушаника Минична»

Вступление : «Основная цель работы по развитию речи и обучению детей родному языку – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К.Д. Ушинский)

Упражнение “Шушаника Минична”

Содержание. Упражнение выполняется в кругу. каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например “Лариса Ивановна”. В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно, Лариса Ивановна, с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя Лариса Ивановна . После этого Лариса Ивановна задает вопрос своему соседу слева “представьтесь, пожалуйста” и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.

Речевое развитие в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» воспитатель

4.Игра «Прилагательные ассоциации» -старший воспитатель Зрелякова Е.В.

«Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка как ее правильность. Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность.

Экспериментальные исследования, опыт работы свидетельствуют, что к старшему дошкольному возрасту, дети могут овладеть не только правильной и хорошей речью, но и также использовать определения к различным словам»

Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное ведущим , необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру : стол – круглый; пруд – большой.

5.«Методы и приемы стимулирования речевой деятельности
у детей младшего дошкольного возраста»
воспитатель младшей группы Токаревой Ю.В.

6. Общее сочинение на тему « Почему речь воспитателя детского сада должна быть образцом…» старший воспитатель

Каждый из участвующих пишет фразу на узком листе, почему речь воспитателя (как он считает ) должна быть образцом – прикрепить на магнитной доске и зачитать.

Вступление –« Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников»- зачитать сочинения.

Еще Литературная страница :

вступление «Художественное слово оказывает огромное влияние на воспитание личности, является источником и средством обогащения речи детей. В процессе ознакомления с художественной литературой обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия. Поэтому важнейшей задачей детского сада является воспитание у детей интереса и любви к художественному слову» игра 3 – «расшифруй русские народные сказки» В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.

Выполняется педагогами и выкладывается на магнитной доске.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ – проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с задержкой речевого развития у детей. Мы отмечаем, что дети нуждаются в комплексной коррекции, где коллегиально должны работать воспитатель и специалисты – логопед, дефектолог, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и обязательно родители.

7. Решение педсовета, обращение к педагогам по организационным вопросам.

Проект решения педсовета

С целью повышения качества профессионализма педагогов:

Организовать и провести обучающий семинар «Риторика для воспитателей» срок – март 2017, ответственные учитель- дефектолог Дунаева О.Э, учитель-дефектолог Аббасова Ю.И.

С целью совершенствования совместной, специально-организованной и самостоятельной деятельности детей:

Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в свободное время, побуждающих к активности речевой деятельности детей срок –постоянно, ответственные педагоги СП

Для развития речевой активности детей использовать игры, формы элементарной поисковой деятельности срок- постоянно, ответственные педагоги СП

Использовать в практике работы модели и схемы пот развитию связной речи дошкольников срок- постоянно, ответственные педагоги СП

С целью совершенствования взаимодействия с семьей:

В работе с родителями продолжать использовать индивидуальный подход, учитывая личностные особенности каждой семьи. Срок – постоянно, ответственные педагоги СП

2. Оформить стенды для родителей «Развитие связной речи дошкольника» срок –

Февраль 2017 , ответственные педагоги СП

В методическую папку воспитателя подготовлены материалы :

Правила для смелых и упорных педагогов

Памятка для воспитателей

Основные правила культуры речи

Правила для смелых и упорных педагогов

Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи , то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только еще одним вопросом, или двумя, или десятью… но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.

После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

Если рассказ не получился или получился с трудом- улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!

Памятка для воспитателей.

3 метода ознакомления детей с литературой :

(словесный, практический и наглядный) приемы, соответствующие каждому методу.

Чтение произведение
Вопросы к детям по содержанию произведений
Пересказ произведения
Заучивание наизусть
Выразительное чтение
Беседа по произведению
Прослушивание грамзаписи

Элементы инсценировки
Игры-драматизации
Дидактические игры
Театрализованные игры
Использование разных видов театра
Игровая деятельность

Показ иллюстраций, картинок, игрушек
Элементы инсценировки
Движение пальцами, руками
Схемы
Алгоритмы
Просмотр видеофильмов, диафильмов
Оформление выставки

Основные правила культуры речи:

1) Избегать многословия в любой ситуации общения. Если хотите донести до слушателя какую-то мысль, не нужно лишних слов, отвлекающих внимание от главного предмета речи.

2) Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулировать для себя цель предстоящего общения.

3) Стараться всегда говорить кратко, понятно и точно.

4) Стремиться к речевому разнообразию. Для каждой конкретной ситуации общения нужно находить подходящие слова, отличные от тех, которые применимы в других ситуациях. Чем больше комплексов разнообразных слов для отдельных ситуаций подготовлено, тем выше станет речевая культура. Если человек не умеет подбирать слова, отвечающие требованиям той или иной ситуации общения, значит, он не владеет культурой речи.

5) Научиться находить общий язык с любым собеседником. Независимо от манеры общения визави, соблюдать принципы культуры речи, быть вежливым и дружелюбным.

6) Никогда не отвечайте грубостью на грубость. Не опускаться до уровня своего плохо воспитанного собеседника. Следуя принципу «око за око» в подобной ситуации, человек продемонстрирует только отсутствие собственной культуры речи.

7) Научится быть внимательным к собеседнику, слушать его мнение и следовать ходу его мыслей. Стараться всегда проявлять правильный отклик на слова своего визави. Непременно отвечать собеседнику, если видишь, что он нуждается в совете или внимании. Помнить, когда не отвечаешь на слова собеседника, то грубейшим образом нарушаешь речевой этикет.

8) Следить за тем, чтобы во время разговора или публичного выступления эмоции не пересиливали разум. Сохранять самоконтроль и самообладание.

9) Нарушение правил речевого этикета возможно в тех случаях, когда необходимо добиться выразительности речи. Однако ни в коем случае нельзя опускаться до употребления нецензурных слов. В противном случае, ни о какой культуре речи не может быть и разговора.

10) Общаясь с собеседником, не перенимать его стиль общения: придерживаться своих положительных речевых привычек. Конечно, необходимо искать общий язык с любым собеседником, но подражая его манере общения, теряешь свою индивидуальность.

Взаимодействие учителя – логопеда, родителей и воспитателей в процессе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС

Подготовила: Ромодина Т.В.,

Взаимодействие учителя – логопеда, родителей и воспитателей в процессе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС

В ФГОС четко обозначены требования к программам дошкольных учреждений. Они должны обеспечивать развитие личности, мотивации и способности в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Направление «Речевое развитие» включает в себя: владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В сентябре проводилась диагностика речевого развития детей 4 – 5 лет, 5 – 6 лет, 6 – 7лет. Были получены следующие результаты:

Как вы видите из таблицы, большое количество детей с фонетико – фонематическим нарушением речи, т.е. у детей нарушено звукопроизношение и фонематический слух и восприятие. Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер, поэтому коррекция звукопроизношения бывает длительной. Если с ребенком занимается только учитель – логопед, без участия педагогов, родителей, результат малозаметен. Определенная часть педагогов недооценивает важность развития звуковой культуры речи, затрудняется в исполнении этого значимого фактора в коррекционной работе, т.к. не владеет необходимыми педагогическими знаниями в области логопедии. Родители же нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как тоже не владеют методикой исправления речевых дефектов и не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома. Осознанное включение педагогов, родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволило бы значительно повысить эффективность работы.

Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Привлечь родителей, педагогов к участию в педагогическом процессе в условиях логопункта ДОУ.

Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей.

Разработать кейс методических материалов для педагогов по развитию звуковой культуры речи детей.

Исходя из вышесказанного, работу выстроили в трёх направлениях:

работа с родителями;

работа с педагогами;

коррекционная работа с детьми.

Схема взаимодействия учителя – логопеда с родителями

Консультация по совместной работе родителей с детьми в индивидуальных тетрадях

Проведение индивидуальных бесед с родителями об особенностях речевого развития их ребенка

Проведение открытых логопедических занятий для родителей

Взаимодействие с семьями воспитанников

Выступления на родительских собраниях

Распространение электронных игр среди родителей

Письменные консультации для родителей

Открытые логопедические занятия

Тема: «Поездка в Санкт – Петербург». Автоматизация звука [Р]

Тема «В гостях у Смешариков. Дифференциация звуков [ С] – [Ш]»

Тема «День рождение куклы Светы Автоматизация звука [С]»

Выступления на родительских собраниях

Тема: «Итоги обследования речевого развития детей» (средние, старшие, подготовительные группы)

Тема « В мире звуков» (средняя группа)

Тема «Роль семьи в развитии речи ребёнка»(подготовительная группа)

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи (младшая, средняя, подготовительная группы)

Особенности речи детей 4 – 5 лет, 5 – 6, 6 – 7 лет

Подготовка руки ребёнка к письму

«Говорим всегда красиво»

Схема взаимодействия учителя – логопеда с педагогами ДОУ

Консультация для воспитателей по работе с речевыми профилями групп

индивидуальных бесед с педагогами об особенностях речевого развития детей

Введение рабочего листка взаимодействия учителя – логопеда с воспитателями

Взаимодействие с педагогами

Выступление на МО «Развитие звуковой культуры речи дошкольников»

Контроль в рамках тематического контроля «Создание условий для развития звуковой культуры речи, индивидуальной коррекционной работы с детьми

Проведение семинара – практикума по звуковой культуре речи

Подготовка практического материала для педагогов

Практический материал, которым пользуются педагоги:

папка «Автоматизация и дифференциация звуков»

папка «Картинки на изолированное звучание звуков» («Звуковые дорожки»)

Сидорова У. М. Логопедические тетради «Учим слова и предложения» (4 – 5лет, 5 – 6 лет, 6 – 7 лет)

Чистоговорки в картинках

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи

Папка «Артикуляционная гимнастика»

Электронная программа «Учимся говорить правильно»

Схема взаимодействия учителя – логопеда с детьми

Коррекционная работа с

Участие детей в логопедическом турнире «Пусть говорят»

Ссылка на основную публикацию