Работа над речевым дыханием

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРОИЗНОШЕНИЕМ

Методика работы над речевым дыханием

Речевое дыхание – видоизменение дыхания при речи. Характеризуется более коротким и глубоким вдохом, который производится главным образом через рот, значительным увеличением дыхательного объема и времени выдоха. Трудности в овладении детьми с нарушением слуха речевым дыханием обусловлены тем, что не обученный речи ребенок привыкает свободно выдыхать воздух из лёгких сразу же после вдоха, как при обычном дыхании.

На начальных этапах обучения рекомендуется использовать игровые дыхательные упражнения, не связанные с речью, направленные на формирование умения делать умеренно глубокий вдох с последующим достаточно сильным и длительным, экономным выдохом:

– для развития силы и длительности выдоха рекомендуются: сдувание со стола песчинок, комков бумаги, поддувание пушинок, кусочков ваты в воздухе, задувание свечей на расстоянии, катание струёй выдыхаемого воздуха по столу карандашей, вращение ветряных мельниц и т.д.

– для развития способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу используются: поддувание плавающих в воде бумажных корабликов, поддувание бумажных фигурок так, чтобы они не перевернулись и не упали со стола, пускание мыльных пузырей и т.д.

Постепенно вводятся упражнения, связанные с воспроизведением речевого материала: длительное протяжное произнесение гласных; многократное повторение слогов на одном выдохе (папапа); произнесение на выдохе слов и фраз. Рекомендуется также прием наращивания предложений:

Мальчик положил книги.

Мальчик положил книги в сумку.

Особое внимание уделяется формированию умения разбивать фразы на части (синтагмы) в соответствии со смысловой связью слов. Работа ведется в следующей последовательности:

– чтение фраз с разметкой учителя;

– чтение фраз с предварительной разметкой учащихся на основе слухо – зрительного или слухового восприятия написанного на доске текста;

– самостоятельная разметка текста учащимися с последующим чтением.

Требуя от детей произнесения на выдохе речевого материала, нужно, с одной стороны, следить, чтобы дети не делали чрезмерно глубокого вдоха, а, с другой стороны, не ” выжимали” до последней степени из себя воздух. То и другое не соответствует нормальным условиям речи и может отрицательно повлиять на качество произношения (Ф.Ф. Рау). В процессе работы над речевым дыханием рекомендуется использовать упражнения с использованием приема фонетической ритмики, разработанные Т.М. Власовой и
А.Н. Пфафенродт.

Методика работы над голосом

Целью работы над голосом является формирование умения детей с нарушением слуха пользоваться голосом нормальной силы, высоты и тембра.

Характер голоса детей с нарушением слуха зависит от степени и времени нарушения слуха. У большинства глухих и слабослышащих детей наблюдается чрезмерное напряжение мышц гортани, глотки и грудной клетки, что влечет за собой колебания высоты голоса, придыхание. Для голоса детей с потерей слуха характерны напряженность и резкость, придыхательность и слабость.

Выделяют следующие типы нарушений голоса:

1) нарушения тембра голоса: огрубление, придыхание, охриплость, сдавленный, скрипучий голос;

2) нарушения резонанса: гиперназальность (чрезмерное использование носовой полости как резонатора) и гипоназальность (недостаточное использование носового резонатора);

3) нарушения силы голоса: голос тихий, слабый, едва слышный; крикливый голос; приглушенный голос;

4) изменения высоты тона: голос слишком высокий; слишком низкий; колебания высоты тона;

5) отсутствие голоса.

Причинами нарушения голоса могу быть органические и функциональные нарушения центрального и периферического характера. Однако, как правило, нарушения голоса у детей с нарушением слуха часто связаны с невозможностью осуществлять слуховой самоконтроль за голоосообразованием.

Н.Ф. Слезина и Ф.Ф. Рау рекомендуют проводить упражнения над голосом на материале слогов, слов и фраз на протяжении всех лет обучения:

– выработка звучности голоса: папапапа____а____;

– изменение длительности гласных: па__па__па__ па па па;

– изменение силы голоса: ПАпаПАпа; ПАПАПА папапа;

– слитное и раздельное произнесение гласных и слогов: папапа па па па;

– выдерживание тона голоса при произнесении различных гласных: папопапопапо, папупапупапу.

По мнению Д.К. Вильсона, при коррекции нарушений голоса у детей с нарушением слуха необходимо соблюдать следующие требования:

1) полностью использовать остаточный слух;

2) строго согласовывать программу голосовой терапии с общей программой развития ребенка, включающей развитие слухового восприятия, чтение с губ, коррекцию произношения, работу над лексикой и грамматическим строем речи.

Работу над любой из характеристик голоса он рекомендует осуществлять поэтапно:

1 этап – тренировка слухового восприятия;

2 этап – обучение правильному использованию голоса;

3 этап – закрепление голосовых возможностей.

На 1 этапе основной акцент делается на формировании умения детей дифференцировать на слух «правильный» и «неправильный» голос. Например, в процессе коррекции высоты тона ребенок учится определять нежелательную высоту тона голоса других людей (используются аудиозаписи). Сначала ребенку предлагают для различения 2 уровня высоты тона – очень низкий и очень высокий, а затем 3 уровня: высокий, средний и низкий (средний уровень должен соответствовать оптимальной высоте тона голоса ребенка). Если ученик не различает разницу в высоте голоса людей, Д.К. Вильсон рекомендует предложить для восприятия различные по высоте музыкальные инструменты, а после этого опять вернуться к тренировке слухового восприятия различий в высоте голоса. Можно использовать вспомогательные визуальные сигналы: высокие тоны сопровождаются поднятием руки вверх, низкие – опусканием руки вниз; предъявлять различные игрушки (птичку для высокого звука, клоуна для среднего и медведя для низкого); карточки, на которых будут указаны слова на соответствующем уровне высоты тона. Постепенно формируется умение улавливать отличия в высоте тона собственного голоса. Аналогично ведется работа над другими характеристиками голоса.

На 2-м и 3-м этапах выполняются различные «прямые» упражнения.

Для коррекции высоты голоса рекомендуют: произнесение гласных, слогов, слов и фраз на трех уровнях: низком, среднем и высоком:

высокий тон а бу бинт Боря

средний тон о бо булка ест

низкий тон и ба болт булку.

При коррекции резонанса используются следующие упражнения:

– открыть рот, опустить спинку языка и плотно прижать кончик языка к задней поверхности резцов; в этом положении сделать несколько энергичных вдохов – выдохов;

– сжать губы, вдохнуть через нос и выдохнуть через рот; язык должен лежать на дне ротовой полости, а глотка оставаться расслабленной;

– широко открыть рот, сделать вдох через нос и выдох через рот;

– произнести несколько раз НЬ___А, отмечая различия в визуальных, кинестетических и тактильных ощущениях, связанных с этими звуками;

– произнести серию гласных звуков, заканчивая её звуками нь, н, м (пролонгированными): У____О____А_____НЬ;

Для улучшения ротового резонанса рекомендуются следующие упражнения:

– произнесение слогов (ба, да, га) и ритмических групп (ба – да – га);

– произнесение гласных И, А, У, сопровождая их ритмичными движениями.

Для улучшения носового резонанса можно рекомендовать:

– произнесение протяжное звуков М и Н, обращая внимание на покалывание в губах при М, в носу и языке при Н;

– протяжное произнесение м___н___нь, ощущая вибрацию лица.

В процессе работы над силой голоса можно использовать упражнения:

– сравнить громкое топанье с ходьбой на цыпочках, громкое хлопанье с тихим;

– игра «разбуди учителя»;

– ощущение рукой силы выходящего изо рта воздуха;

– наблюдение за воздействием шепота на пламя свечи;

– изменение силы голоса, меняя мышечное усилие при ударах в барабан;

– произнесение согласного длительно, изменяя силу голоса: в в; з >з >з;

– счет от 1 до 10 с постепенным изменением силы голоса.

Упражнения, используемые в процессе работы над тембром голоса, зависят от типа дефекта:

1) для устранения придыхания:

– задержать дыхание, на некоторое время, сохраняя грудную клетку в слегка раздутом состоянии, а рот – открытым. Быстро и поверхностно дышать в этом положении, делая 2-3 коротких вдоха и выдоха в секунду;

– глубоко вдохнуть, затем через широко открытый рот выдыхать воздух небольшими порциями, останавливая поток воздуха;

– для развития нормальной голосовой атаки: произнести звук коротко (следя за напряжением в области гортани – при нормальном напряжении нет придыхания). Затем протяжно произнести а___.

– глубоко вдохнуть и выдыхать коротко, произнося гласный звук (а, и, у);

– глубоко вдохнуть и выдыхать коротко, произнося гласные звуки и чередуя при этом громкий и тихий гласные. Это требует хорошего согласования работы голосовых складок со скоростью потока воздуха;

– при произнесении серии гласных чередовать шепот с обычной вокализацией;

– попеременно произносить ха и а, не удлиняя звук х. То же проделать со звуками у и и, затем перейти к чередованию гласных.

2) для коррекции сдавленного, скрипучего голоса:

– сопоставление на слух;

– ощущение разницы между нормальным и дефектным голосом путем осязания вибрации гортани;

– показ перед зеркалом разницы между спокойным состоянием лицевой мускулатуры при нормальном голосе и её напряжением при сдавленном голосе.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОМАССАЖА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОМАССАЖА

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации (аутогенной тренировки), дневного сна. Самомассаж также может быть включен в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 — 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 — 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня. Естественно, что перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт.

Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна). Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его.

Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно-проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу.

Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.

Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.

Самомассаж мышц головы и шеи

1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

2. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.

Самомассаж мышц лица

1. «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.

2. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к

вискам. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.

3. «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

4. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

5. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки Удержать в течение 3 — 5 с.

6. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта .

7. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

8. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

9. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

10. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

11. «Расческа». Поглаживание губ зубами.

12. «Молоточек». Постукивание губ зубами.

13. Всасывание верхней и нижней губы попеременно.

14. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.

15. «Пальцевый душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.

16. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

17. «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.

18. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

19. «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».

20. «Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.

21. «Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.

22. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Самомассаж мышц языка

Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть активной гимнастики.

1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

2. «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта.

3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

4. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

5. «Пожуем грушу». Использовать для упражнения спринцовку №1. Сложить ее в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребенка так, чтобы кончик остался снаружи. Предложить пожевать. Это упражнение используется не только для массажирования языка, но и для активизации движении жевательных мышц и стимуляции кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта.

Самомассаж ушных раковин

1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их

вниз 3 — 5 раз (рис. 136).

3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2 — 3 с.

Процедуру массажа лица можно сопровождать чтением стихотворного текста (читает логопед), например:

Если солнце жарко греет, Если легкий ветер веет, Стало сухо и тепло — Это лето к нам пришло.

Поглаживающие движения от середины лба, носа, верхней губы, подбородка к ушам.

Если дождь стучит по крыше, Листья падают неслышно. Птицам улетать пора — Это осень к нам пришла.

Постукивающие движения подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку.

Если вьюга кружит, злится, Всюду белый снег кружится, В снежных шапках все дома, -Это к нам пришла зима.

Круговые движения в области лба, щек, подбородка.

Если тает снег и лед, Звонкий ручеек течет, Распускается листва — Это к нам пришла весна.

Поглаживающие движения обеими ладонями сверху вниз по боковым сторонам лица и шеи, по центральной части лица и шеи.

Скачать:

ВложениеРазмер
ispolzovanie_priemov_samomassazha.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОМАССАЖА

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации (аутогенной тренировки), дневного сна. Самомассаж также может быть включен в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 — 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 — 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня. Естественно, что перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт.

Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна). Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его.

Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно-проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу.

Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.

Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.

Самомассаж мышц головы и шеи

1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

2. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.

Самомассаж мышц лица

1. «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.

2. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к

вискам. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.

3. «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

4. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

5. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки Удержать в течение 3 — 5 с.

6. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта .

7. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

8. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

9. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

10. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

11. «Расческа». Поглаживание губ зубами.

12. «Молоточек». Постукивание губ зубами.

13. Всасывание верхней и нижней губы попеременно.

14. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.

15. «Пальцевый душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.

16. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

17. «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.

18. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

19. «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».

20. «Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.

21. «Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.

22. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Самомассаж мышц языка

Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть активной гимнастики.

1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

2. «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта.

3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

4. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

5. «Пожуем грушу». Использовать для упражнения спринцовку №1. Сложить ее в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребенка так, чтобы кончик остался снаружи. Предложить пожевать. Это упражнение используется не только для массажирования языка, но и для активизации движении жевательных мышц и стимуляции кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта.

Самомассаж ушных раковин

1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их

вниз 3 — 5 раз (рис. 136).

3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2 — 3 с.

Процедуру массажа лица можно сопровождать чтением стихотворного текста (читает логопед), например:

Если солнце жарко греет, Если легкий ветер веет, Стало сухо и тепло — Это лето к нам пришло.

Поглаживающие движения от середины лба, носа, верхней губы, подбородка к ушам.

Если дождь стучит по крыше, Листья падают неслышно. Птицам улетать пора — Это осень к нам пришла.

Постукивающие движения подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку.

Если вьюга кружит, злится, Всюду белый снег кружится, В снежных шапках все дома, -Это к нам пришла зима.

Круговые движения в области лба, щек, подбородка.

Если тает снег и лед, Звонкий ручеек течет, Распускается листва — Это к нам пришла весна.

Поглаживающие движения обеими ладонями сверху вниз по боковым сторонам лица и шеи, по центральной части лица и шеи.

Приемы самомассажа в логопедической практике

Сереброва Татьяна Владимировна
Приемы самомассажа в логопедической практике

Самомассаж— это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией.

Цель логопедического самомассажа– стимуляция кинестетических ощущений мышц.

Самомассаж нормализует: мышечный тонус мимической и артикуляционной мускулатуры, стимулирует кинестетические ощущения, тем самым сокращает время коррекционной работы.

Показания к проведению логопедического самомассажа:

задержка речевого развития, дислалия, дизартрия.

Основные приемы самомассажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

Самомассаж может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы.

В логопедической работе использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. Самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, дневного сна. Самомассаж также может быть включен в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей может составлять 5 — 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 — 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня.

Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна). Дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным. Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его.

Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало, а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или тихую музыку в медленном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку способствует формированию чувства ритма. Проводится в игровой форме.

Самомассаж в логопедической практике разделяется на 3 вида:

• общий (самомассаж головы, лица);

• артикуляционный (губ, языка) ;

Самомассаж общий и артикуляционный проводится по схеме: массаж головы и шеи, мимических мышц лица, губ и языка, ушных раковин. Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.

Основные приемы и техники проведения самомассажа

Руки ребенка должны быть чистыми и теплыми (ладошки растираем и разогреваем)

Самомассаж мышц головы и шеи

1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

2. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке. Самомассаж мышц лица

1. «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам. 2.«Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.

3. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.

4. «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

5. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.

6. «Наденем очки» Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

7. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3 — 5 с.

8. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.

9. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

10. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

11. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верх-ней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

12. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

13. «Расческа». Поглаживание губ зубами

14. «Молоточек». Постукивание губ зубами.

15. Всасывание верхней и нижней губы попеременно.

16. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.

17. «Пальцевый душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постуки-вать по ней кончиками пальцев, затем воздух под нижнюю губу.

18. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

19. «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам. 20. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

21. «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещать мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.

22. «Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.

23. «Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.

24. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглажива-ющие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Самомассаж губ и мышц языка

Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть активной гимнастики.

1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

2. «Пошлепывание языка губами». Пошлепывать язычок, который находится между губами, при этом слышатся звуки «ПЯ-ПЯ-ПЯ».

3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

4. «Покусывание языка зубами». Покусать язычок зубками, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

Самомассаж ушных раковин

1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3 — 5 раз.

3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2 — 3 с.

В стихах.

Если солнце жарко греет,

Если легкий ветер веет,

Стало сухо и тепло —

Это лето к нам пришло.

(Поглаживающие движения от середины лба, носа, верхней губы, подбородка к ушам).

Если дождь стучит по крыше,

Листья падают неслышно.

Птицам улетать пора —

Это осень к нам пришла.

(Постукивающие движения подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку).

Если вьюга кружит, злится,

Всюду белый снег кружится,

В снежных шапках все дома, –

Это к нам пришла зима.

(Круговые движения в области лба, щек, подбородка).

Если тает снег и лед,

Звонкий ручеек течет,

Это к нам пришла весна.

(Поглаживающие движения обеими ладонями сверху вниз по боковым сторонам лица и шеи, по центральной части лица и шеи).

Самомассаж рук (пальчиковый) – оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, активизирует биологически активные точки. Один из приемов самомассажа рук и пальцев Су-Джок терапия. «Кисть-Стопа» – так звучит перевод. Автором метода является профессор из Южной Кореи попытавшийся собрать воедино древние восточные техники. Методика считается эффективным средством развития умственных способностей, мелкой моторики и речи детей. Поэтому, во время логопедических занятий, Суджок методику применяем как увлекательную гимнастику.

Цель: коррекция речевых нарушений с помощью использования Су- Джок терапии.

– Воздействовать на биологически активные точки по системе Су- Джок.

– Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

– Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами. Движения могут быть различными – круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика, сжимание шарика между ладонями, передача из руки в руку и т. д. Каждое упражнение может сопровождается небольшим стишком.

массаж большого пальца – повышает активность мозга,

массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу,

массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника,

массаж безымянного пальца – стимулирует печень,

массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Наш волшебный мудрый ёжик (Прокатываем по левой руке вверх-вниз)

Не нашёл в лесу дорожек.

Ежик колет нам ладошки, (Прокатываем по правой руке вверх-вниз)

Поиграем с ним немножко.

Если будем с ним играть (Катаем по кругу ладони)

Ручки будем развивать.

Ловкими станут пальчики, (Катаем по кругу ладони)

Умными — девочки и мальчики.

Мы капустку рубим, рубим, (дети ребром ладони стучат по шарику).

Мы капустку солим, солим, (подушечками пальцев трогают шарик).

Мы капустку трем, трем, (потирают ладошки о шарик).

Мы капустку жмем, жмем, (сжимают шарик в кулачке).

3. Самомассаж пальцев эластичным кольцом:

Дети поочередно надевают кольцо на каждый палец правой руки, затем левой, проговаривая стих (для малышей, названия пальцев для школьников.

Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике» Тема: «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике». Опыт работы по использованию развивающих игр В. В. Воскобовича. Средняя группа.

Доклад «Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике». В дошкольных образовательных учреждениях основной задачей работы учителя-логопеда является: постановка у дошкольников правильного звукопроизношения,.

Фотоотчет «Использование квест-игр в педагогической практике» Фотоотчет «Использование квест-игр в моей практике».Квест (от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей.

Конспект НОД по физической культуре «Песочные круги и квадратики» с элементами самомассажа Цель: Формирование у детей представлений о предметах и явлениях, о простейших связях между ними. Задачи: 1. Учить детей основным движениям;.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Комплекс гимнастики после сна с использованием нестандартного оборудования и самомассажа» Пробуждение — один из самых значимых моментов в распорядке дня любого человека. Особенно важен этот этап для детей. От того, как ребенок.

Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике» Введение В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном,.

Опыт использования виртуального музея в образовательной практике ДОУ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ДОУ Баринкова Марианна Владимировна Воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка.

Учимся играя. Игры Воскобовича в практике работы Вот уже несколько лет в своей практике,я использую развивающие игры Воскобовича. Использую их на занятиях по математике,развитию речи и.

Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения.

Элементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедам Сегодня хотела бы рассказать Вам о песочной терапии, а точнее как можно использовать элементы песочной терапии на практике. В настоящее.

Использование приёмов самомассажа в практике учителя-логопеда

Червякова Наталья Алексеевна ,

учитель-логопед МБДОУ № 18,

При всех видах дизартрии одним из методов коррекционно-педагогического воздействия является логопедический массаж . Но многие из нас не имеют специального медицинского образования для его проведения, и основной принцип нашей работы – не навреди. Поэтому предлагаю вам приёмы самомассажа, которые можно использовать в работе учителя-логопеда.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Использование самомассажа полезно по нескольким причинам:

  1. Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
  2. Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
  3. Можно использовать без специального медицинского образования.

Правила:

  1. Длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут.
  2. Каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз.
  3. В один сеанс может быть включено лишь несколько приёмов, которые могут варьироваться в течение дня.
  4. Перед проведением самомассажа ребёнок должен быть тщательно умыт.
  5. Все материалы должны быть строго индивидуальны, лучше одноразовые и после занятия утилизироваться.

Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый приём на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или тихую музыку. Процедура самомассажа проводится в игровой форме.

1. Общий самомассаж мышц головы, шеи, туловища (можно включать как физминутка ).

Чтобы не зевать от скуки взяли и потёрли руки,

А затем ладошкой в лоб – хлоп, хлоп…,

Чтобы щёчки не дремали ,

Мы пощиплем их немножко.

Носик мы погладим, пусть он дышит хорошо….

2. Самомассаж пальцев рук.

Проекция руки в головном мозге составляет одну треть, поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

  • Схема руки.
  • Упражнения на развитие тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшают тактильную чувствительность артикуляционного аппарата – это сухие бассейны, мячики – ёжики, горошины, сорока-ворона…
  • Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга: «Ладонь – кулак», «Поочерёдное соединение всех пальцев», «Ножки».
  • Массаж указательных пальцев – активизация речевых зон.
  • Мизинец левой руки – прямой массаж сердца, укрепление сердечной мускулатуры.

3. Самомассаж мышц лица (щёк, губ), укрепляем мышцы щёк, губ, круговую мышцу рта. При повышенном тонусе мышц – спастическая форма дизартрии, язык напряжён, оттянут кзади, спинка языка изогнута, кончик языка не выражен, губы плотно сомкнуты, напряжены, активные движения языка и губ затруднены, то при массировании мышц щёк рефлекторно расслабляются мышцы языка.

При «щечном» произношении шипящих (раздувание щёк), при вялости мышц щёк производится массаж на их укрепление.

  • Наши щёчки не простые (погладить ладонями щёки сверху вниз).

Наши щёчки золотые (с некоторым усилием потереть щёки круговыми движениями).

Смышлёные (слегка пощипать щёки)

Учёные (пальцевой душ)

Замечательные (погладить ладонями щёки в направлении сверху вниз).

  • Самомассаж с помощью мячиков, бигудей (сопровождать стихотворным текстом).
  • Артикуляционные упражнения – как приёмы самомассажа:

Толстячок – худышка,

Шарики – гоняем воздух из одной щеки в другую,

Футбол – плюс выполняем движения языком вверх-вниз,

Хлопушка – надуваем щёки воздухом и слегка ударяем по ним кулаками – воздух с шумом вырывается наружу.

Самовар – сжать губы, надуть щёки. Затем выпустить воздух через губы, произнося звук «П».

Рыбка – несколько раз подряд широко открывать, а затем быстро закрывать рот, надувая щёки. В результате будут слышны тихие хлопки, издаваемые запираемым во рту воздухом.

4. Губы:

Упражнения для укрепления губ:

Смешная песенка – указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б…

Индейцы – широко открываем рот, произносим звук «А» и одновременно похлопываем ладонью по рту, то открывая, то прикрывая его.

Помада – обводим губы указательным пальцем: первое – рот широко открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд трубочкой, как при произнесении звука «У» ,третье – губы в улыбке, как при произнесении звука «И»

Кисточка – проводим кисточкой с мягким ворсом по губам малыша.

Расчёска – слегка прикусываем нижнюю губу и несколько раз скоблим её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусываем верхнюю губу и поскоблим её нижними зубами.

Прятки – втягиваем губы так, что с наружи они становятся не видны, а затем выпускаем их, можно несколько раз провести языком по губам, когда они спрятаны. Это упражнение поможет девочкам сохранить естественный цвет губ, а мамам – предотвратить появление морщин на верхней губе и второго подбородка.

Проговаривание слогов – амма, абба, аппа…

Скороговорка – От топота копыт пыль по полю летит …

Упражнение с присоской – при слабых губах.

Упражнения с бинтом – первое – сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт, пытаемся вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Второе – бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Третье – зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого – в правый и т.д.

Упражнение с пуговицей – 2 пуговицы размером 25-30 мм. Соединить шнуром и расположить на расстоянии 15-18 см. Одну пуговицу ребёнок захватывает губами, другую берёт правой рукой, натягивает шнур 2-3 раза в день по 10 раз.

5. Самомассаж мышц языка.

При полиморфном нарушении звукопроизношения производится массаж на укрепление мышц языка. Массаж языка выполняется не более чем 1-1,5 минуты 3-4 раза в день. Будьте внимательны – синюшный цвет кончика языка говорит о сердечной недостаточности, а усиленный массаж спинки языка может привести к гастриту.

  • Схема языка.
  • Простой приём самомассажа: Покусали кончик языка, покусали спинку языка, жуём как жвачку один бочок язычка, затем другой бочок.
  • Упражнения по картотеке – язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно зубами, …..
  • Массаж трубочками для коктейля (зубной щёткой)
  • Массаж горошинами – переворачивать во рту фасоль, горох… рекомендуется при малоподвижном, паретичном (вялом) языке.
  • Перекатывать во рту виноградинку, стараться не раздавить её.
  • Облизывать ложку, начиная с большой (работает вся поверхность языка), затем уменьшая её размер до десертной (тонкие дифференцированные движения языка).
  • Массаж через салфетку
  • Массаж грушей, используется для массажирования языка (особенно когда ребёнок смягчает согласные и для профилактики инфантильного глотания, т.е. активизация движений жевательных мышц и стимуляция кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта). Используем детскую спринцовку № 1. Сложить её в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребёнка так, чтобы кончик остался с наружи. Предложить пожевать на большой амплитуде. Усложнение – спринцовку сложить в четыре раза.

6. Вывод: использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения, помогает в работе логопеда, заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме, подготавливает речевой аппарат малыша и развивает речь.

Самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации, дневного сна. Самомассаж может быть включён в логопедическое занятие, при этом приёмы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

Процедура самомассажа проводится по схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка. Во время выполнения движений у ребёнка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребёнку удовольствие.

Использованная литература:

  1. Е.А. Дьякова «Логопедический массаж» – М.: Издат. центр «Академия», 2005 г.
  2. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие» – М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
  3. Е.Н. Краузе «Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста» – СПб.: КОРОНА принт; М.: Бином Пресс, 2005 г.
  4. О.А Новиковская «Весёлая зарядка для язычка» – М.: АСТ, СПб.: Сова, 2010 г.
  5. Поваляева М. А. «Полный справочник. Настольная книга логопеда» – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010 г.

Рекомендую прочесть:

  • Специфика коррекционно-развивающей работы в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних детей
  • Комплекс пальчиковой гимнастики №2
  • Комплекс пальчиковой гимнастики №3
  • Комплекс пальчиковой гимнастики №1
  • Л.С.Выготский и дефектология

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Приемы самомассажа в логопедической практике

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Применение самомассажа в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями – интересная статья для специалистов.

Статья:

В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, которая имеет тенденцию к значительному росту. Большинство детей нашей логопедической группы (для дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровней речевого развития) – 70% имеют логопедические заключения: стертая дизартрия есть дети с заиканием. У данной категории детей, отмечаются не только серьезные нарушения звукопроизношения, но и общая моторная неловкость, нарушение координации движений, т.к. нарушено не программирование речевого высказывания, а моторная реализация речи. Наблюдается дискоординация как общей моторики, так и ручного и орального праксиса. Характер речевых расстройств находится в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.

Главная причина нарушения звукопроизношения – нарушения мышечного тонуса, который охватывает не только переферический речевой аппарат, но и общее изменение мышечного тонуса. Фонетические нарушения у них обусловлены различными парезами в отдельных группах мышц артикуляционного аппарата, поэтому возникает необходимость комплексной коррекции данной категории детей, через включение в различные виды деятельности разнообразных приемов массажа и самомассажа.

Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор. Логопедический массаж направлен на нормализацию произносительной стороны речи. Цели логопедического массажа: стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса. За счет нормализации тонуса мышц, снижаются проявления парезов и параличей, синкинезий, гиперкинезов, речевых судорог, девиаций тремора и т.п. Происходит улучшение объема и амплитуды движений.

Всем известны виды массажа:

Классический (активизирующий и расслабляющий).

Точечный (активизирующий и расслабляющий).

Какие же сущестуют показания к логопедическому самомассажу ?

Это:дислалии; различные виды дизартрии; алалия; неврозоподобное заикание; послеоперационный период при ринолалии; нарушения тонуса мышц, приводящие к нарушениям голоса.

Приступая к самомассажу необходимо учитывать и противопоказания к логопедическому самомассажу:

Кожные заболевания – грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, гематомы; инфекционные – ангины, ОРВИ, детские инфекции; стоматологические – стоматиты, любые оперативные вмешательства, удаление и выпадения зубов; любые органические изменения голосовых связок.

Необходимо соблюдать требования к проведению самомассажа:

проветренное помещение;

отсутствие соматических заболеваний;

выполняется самомассаж только чистыми руками, сухими, теплыми с коротко остриженными ногтями;

– зрительный контроль на начальных этапах;

– соблюдение направлений массажных движений;

– удобное положение тела; отсутствие стесняющей одежды;

– эмоциональная подача материала. .

В самомассаже используют: поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание.

Очень много упражнений с использованием нетрадиционных материалов.

Можно использовать различные игры и упражнения для самомассажа лица, кистей, пальцев рук, головы, ушных раковин(он показан детям с раннего возраста).

Е. Дьякова рекомендует следующую схему проведения самомассажа :

Массаж кистей рук;

Массаж головы и шеи;

Массаж лицевых мышц: лба, окологлазные мышцы, губы, щеки;

Массаж ушных раковин;

Массаж тела, ног, ступней.

Самомассаж – это массаж выполняемый самим ребенком. Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа.

Активный сторонник массажа и самомассажа О.И Крупенчук, автор многих книг по логопедии, практикующий педагог-новатор, автор логопедических массажных зондов. В ходе изучения данных рекомендаций, мною было взято на заметку множество различных приемов.

После посещения семинаров в ООО «Валлекс М» пришла к выводу, что для достижения более устойчивых результатов, для самой сложной категории детей (заикании, дизартрии), хорошие результаты дает использование вестибулярных пластинок, разработанных Российскими ортодонтолагами, но произведенными в Германии из прозрачного гипоаллергенного материала.

Существуют различные виды пластинок, для достижения определенных результатов.

У каждого вида по 2 размера: 3-5лет (с красным кольцом); 5-8 лет (с синим кольцом).

-помогает избавиться от вредной привычки сосания пальца;

– корректирует положение языка;

-повышает тонус круговой мышцы рта;

-способствует нормальному смыканию губ;

– устраняет открытый прикус (межзубный сигматизм);

– переводит ротовое дыхание в носовое;

-устраняет речевые дефекты.

Какая и для чего предназначена более подробно для каждой из категории детей можно ознакомиться на курсах автора В.М.Чапала г. Москва или в учебном пособии: «Коррекция речи детей».

Для категории детей моей логопедической группы подошла классическая модель вестибулярной пластинки MUPPY с бусинкой на спинке языка и с бусинкой на альвеолах. Классическая пластинка позволяет устранить проблему «вялого» языка. Бусинка, закреплённая на проволоке, удерживает язык в физиологически правильном нёбном положении, позволяя одновременно стимулировать спинку языка, поскольку ребёнок при каждом глотательном движении рефлекторно раскатывает бусинку языком по твёрдому нёбу, восстанавливая тонус и подвижность язычных мышц.

Показания:

– дизартрия, обусловленная недостаточностью иннервации речевого аппарата;

– повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата;

– снимает судорожое напряжение при заикании.

Рекомендуется ношение 5-7 мин перед занятием с логопедом, а также дома по 10мин –(3раза) в день.

В модели пластинки с бусинкой на альвеолах бусинка располагается у альвеол за верхними резцами.

Показания:

– способствует коррекции межзубного сигматизма;

– вялый кончик языка (при пониженном тонусе языка), (ребёнок с РАС );

  • нарушение произношения «Р», ламбдацизм.

Выполнены они из эластичного селикона, абсолютно безопасные для детского организма. Не вызывает раздражения, не имеет неприятного запаха.

Удобная экологически безопасная коробочка (индивидуальны, имеют подпись с именем ребенка).

В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и с подгруппой детей одновременно.

Чтобы детям было интереснее 5-7 мин можем использовать релаксацию.

Использование самомассажа возможно в различных видах деятельности.

Перед артикуляционной гимнастикой в подгрупповой работе или индивидуальной.

В ходе выполнения продуктивной деятельности или познавательно- исследовательской и др., значительно сокращая время на выполнение различных видов деятельности.

Задачи

Возможно, сочетание нескольких задач одновременно:

в образовательном направлении:

-владеть простейшими приемами самомассажа;

-усвоить правила (знание того, что движения необходимо производить по ходу текста).

в оздоровительном направлении:

-ускорять циркуляцию крови и лимфы;

-влиять на обменные процессы;

-улучшать подвижности связочного аппарата.

в воспитательном направлении:

-развивать положительные эмоций;

-доверие и внимание к друг другу;

-терпение и чувство юмора;

в коррекционном:

-развивать моторику речевого аппарата.

-нормализовать мышечный тонус.

-развивать фантазии детей;

-развивать фонематический слух;

-дифференцировать звуки речи;

-развивать крупную и мелкую моторику;

Рассмотрим некоторые приёмы самомассажа.

Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.

Такой самомассаж желательно проводить перед каждым занятием по артикуляционной гимнастике. Он займет у вас 3 – 5 минут.

Не циркач я и артист –

сам себе я массажист!
(О. И. Крупенчук)

«Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.
«Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.

«Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.
«Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
«Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
«Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.
«Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3 — 5 с.
«Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
«Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.
«Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

Самомассаж мышц языка

Один, два, три, четыре, пять, А затем постукаем бережно губами.

Самомассаж начинаем выполнять. Язычок погладим ласково зубами

Чтобы звуки правильно употреблять, Нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами

Будем щёчки, губки и язычок укреплять. И опять погладим ласково зубами,

Язычок погладим ласково губами А потом похлопаем бережно губами.

И в конце погладим ласково губами.

Упражнение «Щёточка» Упражнение «Расчёска»

«Раз, два, три, четыре, пять, Зубки в расчёску вдруг превратились

Язык будем щекотать. И язычок хорошо причесали,

И тщательно его размяли.

Массаж языка с помощью пальцев

Выросла весной травка на лугу «Рисовать» на языке продольные линии.

Вышли курочки – стали травку клевать. Постучать по язычку в разных местах

кончиком указательного пальца.

Вышли гуси – стали травку щипать. Пощипывать края языка от центра к

периферии большими указательными

Вышли дети – стали по травке бегать и Поочерёдно в быстром темпе похлопывать

скакать. по языку указательным и сред

Упражнения для укрепления мышц губ

Упражнение «Помада» Упражнение «Покусаем губки»

«Губки смазать надо. «Губки зубками кусаю,

Где моя помада?» А потом их приласкаю.»

Самомассаж ушных раковин

1.«Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.
2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3 — 5 раз.
3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2 — 3 с.

Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили, что на ладони рук и подошвы ног выходят своеобразные сигнальные точки почти всех органов. Поэтому применяем и массаж рук и ног.

Игровой самомассаж кистей рук является универсальным и эффективным средством реабилитации тонких движений, средством коррекции нарушений письменной речи у детей с локальными проблемами и развивающее – оздоровительным средством для нормально развивающихся детей. Помимо этого, он является средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания, при активизации их деятельности улучшается функциональное состояние внутренних органов. Помимо этого самомассаж кистей рук – это важная составляющая сенсорного воспитания – в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Развивается межполушарное взаимодействие, синхронизируется деятельность ассоциативных волокон, связывающих между собой отдельные участки одного и того же полушария. Мобилизуются проекционные волокна, входящие в состав нисходящих и восходящих путей, по которым осуществляется двусторонняя связь коры головного мозга с нислежащими отделами центральной нервной системы.

Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет остальные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

Положительная эмоциональная мотивация занятия повышает общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готовности к восприятию информации из внешнего мира. Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память, зрительно- моторная координация, а также развития речевой и творческой сфер.

Еще одним направлением в обучении детей дошкольного возраста приемам самомассажа является использование различных специальных и подручных приспособлений и природного материала (массажных мячиков, шариков Су-Джок, массажных ковриком и щеток, а также орехов, прищепок, карандашей и т. п.). Их использование позволяет разнообразить кинестетические ощущения ребенка, усилить массажное воздействие, и конечно заинтересовать ребенка игровым действием или сюжетом.

Массаж спины (игровой массаж проводимый детьми друг другу). Последний прием особенно эффективен при работе с детьми, имеющими психологические сложности: неконтактность, замкнутость, робость. Он помогает детям в игровой форме войти в прямой физический контакт, и на его основе наладить коммуникативное и эмоциональное взаимодействие.

Дождик бегает по крыше –

Бом! Бом! Бом! Бом!

По весёлой звонкой крыше –

Бом! Бом! Бом! Бом!

Обучение простейшим массажным приемам стоп происходит в игре. Дети выполняют массаж, сами одновременно являются персонажа сказки, развлечения, путешествия. Закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук.

Методы массажа считаем особенно полезеными в логопедической работе, поскольку обеспечивают тактильно – проприоцептивную стимуляцию, способствуют формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу. Значительно сокращает период постановки звуков, позволяет оказывать скорую помощь более тяжелой категории детей-логопатов.

Веселые стихи и песенки, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота и доступность, дает возможность использования в различной обстановке и в любое время режима.

Дети взаимодействуют в игре, осуществляя разнообразные виды деятельности в различных областях, что способствует изменению позиции ребенка из объекта в субъект, педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы в условиях интеграции, соответствует ФГОС.

Литература

  1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. – СПб.: «Каро», 2005.
  2. Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н. Программа логоритмических занятий с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. – М: РУДН, 2007.
  3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И.логопедические упражнения. – СПб.: «Литера», 2009.
  4. Воронина Л.П., Червякова Н.А. Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа. – СПб.:ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  5. Дьякова Е. А. Логопедический массаж. – М: «Академия», 2005.
  6. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: «Сфера», 2009.

Приемы самомассажа в логопедической практике

Приемы самомассажа в логопедической практике

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией. Самомассаж готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше усваивать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительной.

Использование самомассажа полезно по нескольким причинам :

  1. Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
  2. Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
  3. Можно использовать без специального медицинского образования.
  1. Длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут.
  2. Каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз.
  3. В один сеанс может быть включено лишь несколько приёмов, которые могут варьироваться в течение дня.
  4. Перед проведением самомассажа ребёнок должен быть тщательно умыт.
  5. Все материалы (если таковы используются) должны быть строго индивидуальны, лучше одноразовые и после занятия утилизироваться.

Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый приём на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или тихую музыку. Процедура самомассажа проводится в игровой форме.

Не циркач и не артист – сам себе я массажист.

(самомассаж лица и шеи)

  • Ручки растираем (потирание ладоней ) и разогреваем (хлопки),
  • И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз),
  • Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).
  • Ушки растираем вверх и вниз мы быстро(растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).
  • Их вперёд сгибаем (нагибание ушных раковин кпереди ),
  • Тянем вниз на мочки (оттягивание вниз за мочки ),
  • А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки).
  • Щёчки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями )
  • Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу )
  • Как утята к утке клювики потянем (вытягивание обеих губ вперёд )
  • Разомнём их мягко не задев ногтями (большие и указательные пальцы разминают обе губы)
  • Уголками губ мы щёчки поднимаем (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта )
  • А потом от носа мы к губам стекаем (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам )
  • Губки пожуём мы, шарики надуем (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)
  • И губами вправо – влево потанцуем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый — на верхнюю губу, а левый — на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу )
  • Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит (язык -под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе )
  • Под другой губой лежит , кулачок другой стучит (язык — под нижней губой и поколачивание по нижней губе ).
  • Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с отгягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам),
  • А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).

Портал педагога

Автор: Вишнякова Светлана Зинятулловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ “ЦРР-детский сад”Радуга”
Населённый пункт: Вейделевка.Белгородской области
Наименование материала: Обобщение опыта работы .
Тема: “Применение логопедического самомассажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов”.
Дата публикации: 06.11.2017
Раздел: дошкольное образование

Из опыта работы

Вишняковой Светланы Зинятулловны учителя – логопеда

МДОУ «ЦРР-детский сад «Радуга»

Поселок Вейделевка

Белгородской области

Тема опыта: «Применение логопедического

самомассажа как одного из актуальных методов

современной логопедии с целью повышения

эффективности коррекции речевых нарушений у детей-

опыта работы учителя – логопеда

Вишняковой Светланы Зинятулловны

Сведения об авторе.

Вишнякова Светлана Зинятулловна

Образование: высшее, окончила Московский государственный заочный

педагогический институт в 1983 году, специализация: «Дефектология»

Специальность по диплому: учитель вспомогательной школы

Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР-детский сад «Радуга»

Должность: учитель – логопед

Педагогический стаж: 39лет

Стаж работы в занимаемой должности: 11лет

Награды: значок «Отличник народного просвещения»

г.Москва №128,20.05.1996 года

методов современной логопедии с целью повышения эффективности

Уровень обобщения опыта: дошкольный

Те м а : «Применение

логопедического

современной

эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

Цель обобщения опыта:

Развить методику массажа, направленную на

к о р р е к ц и ю

н а р у ш е н и й ,

з а к л ю ч а ю щ у ю с я

функциональные системы ребенка.

изучение и распространение положительного, результативного опыта

Условия формирования опыта.

Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой

обобщённую систему работы по применению элементов логопедического

массажа на индивидуальных и подгрупповых коррекционно-

развивающих занятиях с детьми логопункта и детьми группы

компенсирующей направленности . Я считаю, что в настоящее время

педагоги просто не могут не использовать в своей ежедневной работе

здоровьесберегающие технологии. У учителей-логопедов одной из таких

технологий является логопедический массаж и самомассаж.

Массаж артикуляционного аппарата и

артикуляционные упражнения не только

улучшают двигательную функцию от-

стающих систем мозга, но и вовлекают в

работу близлежащие мозговые системы.

Условия возникновения и становления опыта.

Я работаю учителем-логопедом на логопункте давно, но с самого начала

своего творческого пути в этой интереснейшей и очень полезной профессии

я искала технологии, с помощью которых можно ускорить процесс

коррекционной работы, а именно, быстрее поставить звуки,

автоматизировать их и ввести в спонтанную речь. Конечно, все

логопедические технологии: и артикуляционная гимнастика, и пальчиковая

гимнастика, и дыхательные техники и многие другие актуальны и

эффективны. Но бывают ситуации, когда ребёнок на занятии с логопедом

старается, практически всё выполняет, а эффективность от занятий низкая.

Получается, что не всё зависит от ребёнка и его желания и стараний. Что-то

ещё тормозит коррекционный процесс и не даёт логопеду добиться стойкой

положительной динамики. В логопедические занятия с детьми я всегда

включала элементы массажа: это был самомассаж лица и ручек. Эти

приёмы в комплексном воздействии на речевую патологию эффективны в

Чтобы применять на практике эту современную эффективную технологию,

я прошла дистанционные курсы логопедического массажа в городе

Волгограде по программе «Логомассаж: метод и технологии

коррекционно-педагогического воздействия на мышцы лица и

артикуляционного аппарата» .

На своих занятиях использую различные виды логомассажа. В

сложных случаях, знакомлю родителей с методикой и техникой

логопедического массажа, для дальнейшего проведения массажа в

домашних условиях. Данная методика оказалась очень эффективной.

Намного быстрее ставятся звуки и происходит их автоматизация и

дальнейшее введение в спонтанную речь.

Актуальность и перспективность опыта.

Актуальность данного опыта вызвана тем, что в последние годы

отмечается неуклонный рост количества детей с проблемами речи и

недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных.

Объективные обследования в большинстве случаев не выявляют грубой

патологии у таких детей, но, между тем, их проблемы подчас практически

В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный

подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и

соматического развития ребенка. Даже в относительно простых случаях

таких патологий в преодолении проблемы было бы идеальным присутствие

как общепринятых, традиционных методов, так и нетрадиционных,

например, элементов логопедического массажа.

Нетрадиционные методы помогают более глубокой (качественной)

коррекции, особенно затрагивая состояния, сопутствующие речевой

патологии. Большинство практикующих специалистов сходятся во мнении,

что более эффективно решить задачи, стоящие перед любым

профессионалом так называемой службы сопровождения развития ребенка,

можно только включив в процесс коррекции основной речевой патологии

воздействие на сопутствующие ей проблемы. Базовыми, безусловно,

являются традиционные педагогические методы, но с обязательным

Нетрадиционные методы просты, доступны, эффективны, не имеют

возрастных границ, а личностно-ориентированный подход в работе с

ребенком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной

комплексной методики. Использование нетрадиционных методов в

комплексном коррекционно-образовательном процессе улучшает у ребенка

память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние

нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости,

улучшает коммуникативную функцию, а в условиях работы целостного

организма — соматическое состояние.

Логопедический массаж является частью комплекса лечебно-

оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, которые

осуществляются логопедом с участием других специалистов, службы

Читайте также:  Интегрированное занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР (3 ур.)
Ссылка на основную публикацию