Автоматизация звука Ш в словах – конспект

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме “Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, фразовой речи

Разделы: Логопедия

Этап: Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, фразовой речи.

1. Образовательные:

  • закрепление знаний об акустико-артикуляционном образе звука [Ш];
  • закрепление звука [Ш] в отраженном повторении за логопедом и самостоятельно.

2. Коррекционные:

  • закрепление кинестетических ощущений при произнесении звука [Ш];
  • развитие фонематического слуха (упражнения направленные на умение воспринимать и выделять звук [Ш] из потока слогов и слов);
  • формирование навыков фонематического анализа (применение схемы);
  • развитие моторики артикуляционного аппарата (артикуляционные упражнения);
  • формирование длительного ротового выдоха (игры на поддувание);
  • закрепление звука в изолированном виде, в слогах, словах и фразовой речи (повторение чистоговорок);
  • развитие силы голоса (игры на подражание);
  • развитие тонкой моторики (самомассажа).

3. Воспитательные:

  • развитие стремления говорить красиво и правильно;
  • воспитание ответственности, инициативности.

Оборудование: макет звука [Ш], игрушечный самолёт, картонный домик с несколькими окнами в которых живёт звук [Ш], картонный гусь, артикуляционная схема, шкатулка с печатными буквами (Ц, Ш,Щ), предметные картинки, схема для звукослогового анализа, зеркало.

Этапы занятияСодержание
1. Организационный момент“Прилетел к нам самолёт, приглашает нас в полёт,
Если хочешь с ним с играть – нужно только “Да” сказать”

(Логопед имитирует полёт с помощью игрушечного самолёта)

“Ну что, ты готов отправиться в путешествие?”

“Тогда отправляемся в полёт”2. Сообщение темы“А вот в какое царство-государство мы попадём, ты сможешь узнать, если будешь правильно слушать стихотворение:

Что за странный шум вокруг
Шелестит листва мой друг.
Осень на порог пришла,
Шапку, шарф одеть пора”. (Логопед утрированно произносит звук [Ш])

“Ты догадался, к какому звуку мы отправимся сегодня в гости?”

(Ребёнок – Да, это звук [Ш])3. Развитие тонкой моторики посредствам самомассажа“Вот первое задание, которое приготовил для нас звук [Ш]” (Логопед достаёт письмо и читает задание) “Для того, чтобы ваши пальчики были умелыми, подвижными, надо их чуть – чуть размять. Давай сделаем зарядку для пальчиков. Повторяй за мной” (Примерные задания для самомассажа:

а) самомассаж фаланг пальцев, от ногтевой фаланги к основанию пальца;

б) массаж подушечек пальцев: кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо-влево;

в) “щелчки”: ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол).4. Артикуляционная гимнастика“Вот незадача, мне кажется, мы забыли сделать что-то очень важное? Зарядку для пальчиков мы сделали, а про какую зарядку мы забыли?”

(Ребёнок – зарядку для языка)

“Правильно, а для чего нам надо делать артикуляционную гимнастику?”

(Ребёнок – чтобы говорить красиво и правильно)

“Совершенно верно, давай начнём зарядку с упражнений для губ: “улыбочка”, “трубочка”, “рупор”. Выполняем 8 – 10 раз. Теперь выполним зарядку для язычка: “качели”, “скачем на лошадке”, “вкусное варенье”, “чашечка”, “грибок”. Удерживаем под счет до 5 – 7. Выполнить 8 – 10 раз”.5. Формирование длительного ротового выдоха с помощью игры на “поддувание”“Посмотри, самолетик принёс нам новое задание. Какой загадочный домик. В послании написано, что мы сможем узнать, кто в нём живёт, только если будем правильно дуть на шторки, которые весят на окнах. Ты помнишь, как надо правильно дуть?”

(Ребёнок – долго и чтобы щёки не надувались)

“Правильно, давай попробуем. Кого ты видишь в первом окошке? Кто живёт во втором?”6. Произнесение изолированного звукаВо время паузы логопед кладёт на стол картонного гуся.

“Откуда на нашем столе взялась эта птица? Ты знаешь, как она называется?”

(Ребёнок – Да, это гусь)

“Правильно, покажи мне как шипит гусь (ш-ш-ш). Теперь шипи как большой гусь – громко. Теперь представь, что ты маленькиё гусёнок – шипи тихо”7. Анализ артикуляции с помощью схемы“Теперь я предлагаю посмотреть схему, на которой изображено нужное положение органов артикуляции. Скажи, когда мы произносим звук [Ш] в каком положении находятся губы? (в положении рупора). А где находится язычок и какую форму он принимает? (язычок приподнят к верху, принимает форму чашечки). Какой воздух мы выдыхаем? (воздушная струя теплая). Моторчик работает или нет? (моторчик – не работает)”.8. Характеристика звука“Давай вспомним, что мы знаем о звуке [Ш]. При произнесении звука [Ш] моторчик не работает, значит какой это звук? (глухой). Мы можем его пропеть? (нет), значит какой это звук? (согласный). А почему он всегда твёрдый? (если он будет мягким, то получится звук [Щ])”9. Связь звука и буквы“Звук [Ш] решил загадать тебе загадку. Открой шкатулку и достань буквы, которые в ней лежат. Посмотри на них внимательно и покажи ту согласную букву, которая является домиком звука [Ш].”

(Если ребёнок показывает не правильно, можно напомнить, что он видел сегодня эту букву, когда дул в окошки домика)10. Ритмическая пауза“Предлагаю сделать паузу. Внимательно послушай стихотворение и скажи, о каком времени года идёт речь?

За окном листва летает
Ветер тучи рвёт в клочки,
Снег наверно не растает,
Улетели прочь грачи.

“Ты понял о каком времени года идёт речь?”

(Ребёнок – Да, это осень)

“Теперь попробуем оживить это стихотворение. Повторяй за мной” (Логопед читает стихотворение и сопровождает его следующими движениями:

1. Поднимаем руки вверх. Шевелим пальцами и разводим руки в стороны.

2. Руки вверх. Наклоны туловища влево – вправо.

3. Наклон туловища вниз. Кончиками пальцев касаемся пола.

4. Имитируем полёт грачей.)11. Развитие фонематического слуха“Предлагаю поиграть в игру “Поднимайка”. Сейчас я буду произносить различные звуки, а ты поднимай руку только, если услышишь:

1) слоги со звуком [Ш]: ША, БА, ПО, ШО, ШИ, РА, ДО, ШО, КУ, ШУ

2) слова со звуком [Ш]: Шапка, дом, шуба, шок, грибок, фокус”12. Закрепление звука в слогах посредством повторения чистоговорок“Давай покажем нашему звуку как, мы научились его произносить. Повторяй за мной:

Ша-ша-ша, мама моет малыша;
Ши-ши-ши, что-то шепчут камыши;
Шу-шу-шу, я письмо пишу”13. Закрепление звука в словах“Мне кажется звук [Ш] пытается нам что-то сказать. Он передал конверт, в котором лежат разные картинки. Давай их посмотрим”. (Логопед достаёт из конверта картинки (шарф, шапка, шуба, шорты, шляпа) и раскладывает их перед ребёнком и просит назвать).

“А вот и задание, все эти вещи надо разделить на две кучки. С одной стороны положить те вещи, которые мы носили летом, а с другой стороны те вещи, которые нам пригодятся сейчас.”14. Звукослоговой анализ слов с использованием схемы“Подбери к слову шарф (шорты, мешок, камыш, душ) нужную схему” (Логопед предлагает три варианта схемы, в которых звук стоит в начале, середине и в конце слова. Задача ребёнка подобрать к каждому слову подходящую схему).15. Закрепление звука в предложении“Послушай стишок: Шура шубку надевала, шарф и шапку потеряла.

Скажи какие слова – названия одежды начинались со звука [Ш]?”.

(Ребёнок – шарф, шапка, шуба, Шура)

“Правильно, а теперь давай выучим это стихотворение”16. Домашнее задание1. Повторить артикуляционную гимнастику

2. Закрепить артикуляционный уклад

3. Придумать три слова со звуком [Ш] в начале, середине и в конце слова.

4. Выучить стихотворение.14. Итог“Скажи, к какому звук мы ходили, сегодня в гости? Какая игра тебе понравилась? Какое задание было для тебя трудным? Давай вспомним артикуляцию звука [Ш]. В каком положении находятся губы, язык, струя, моторчик?”15. Оценка“Сегодня у тебя было хорошее произношение. Ты правильно выполнял задания. Молодец.”

1. Индивидуальные формы логопедической работы/ Авт.-сост. Н.Э. Куликовская, С.В. Семёнова -Якутск: Из-во Ин-та мерзлотоведения СО РАН, 2010 – 122 с.

2. О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. – М.: АРКТИ, 2009. – 88 с. (Развитие и воспитание)

Конспект логопедического занятия по теме “Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах”

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ш] изолированно, в слогах, словах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Содержимое разработки

Тема: Автоматизация звука «Ш» в слогах и словах.

Коррекционно-образовательные задачи: закреплять артикуляцию и изолированное произношение звука [ш], продолжать учить правильно произносить звук [ш] в слогах и словах, учить определять наличие звука в словах, упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных существительных. согласовании существительных с числительными, делении слов на слоги.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематические процессы, дыхание, внимание. Память и мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию. Положительно-эмоциональный настрой на занятие, потребность в речевом общении.

Оборудование: кукла Звукоешка, карточки для характеристики звука [ш], «шипелочки»; картинки на автоматизацию звука [ш], в словах; дидактические пособия: «Логопедические бусы», «Цветы и вазы», «Солнышко», прищепки, мяч.

1. Организационный момент

Логопед: Здравствуй, сегодня мы продолжим с тобой учиться чисто и красиво говорить. Давай немного разомнёмся.

Развитие общей моторики.

Кто на чашке, кто на крышке (танцует)

Тише, тише, тише, мышки.

Не мешайте спать братишке (ходит на цыпочках)

Чтобы у нас всё хорошо получалось, мы сделаем дыхательные упражнения. Делаем глубокий вдох через нос и вдохнём в себя красоту, доброту и здоровье, а выдохнем через рот все обиды и огорчения. Помни: щёки мы не раздуваем, плечи не поднимаем.

Делаем вдох и выдох по три раза.

Чтобы быть внимательными и старательными сделаем массаж

Ручки растираем (потирание ладоней)

И разогреваем (хлопки)

И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями провести по лицу сверху вниз)

Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).

Их вперёд сгибаем, тянем их за мочки (нагибание ушных раковин спереди и потягивание вниз за мочки).

А потом уходим пальцами за щёчки (пальцы перебегают на щёки)

Щёчки разминаем, чтобы надувались (большой, указательный и средний пальцы разминают щёки круговыми движениями).

Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный палец разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).

Уголками губ мы щёчки поднимаем (поднимать щёчки в уголках губ указательными пальцами).

А потом от носа к губкам мы стекаем (движения от носа к губам вниз).

Тянем подбородок и к ушам щипаем

А потом по шейке ручками стекаем.

Чтобы чисто и красиво говорить, давай сделаем зарядку для языка.

Помнишь наше правило?

Глаза смотрят и всё видят,

Уши слушают и всё слышат,

Голова думает, а руки помогают.

2. Артикуляционная гимнастика

Зубки ровно мы смыкаем, и «заборчик» получаем (одновременно соединять кисти в горизонтальном положении),

Плавно губки округлили, «бублик» мы изобразили (одновременно ладошки округлять и соединять вместе).

Чередование первого и второго упражнения.

Язык «лопаткой» положи и немного подержи (ладонь держать горизонтально).

Орех держу я за щекой, никак не раскусишь – твёрдый такой

(кисть левой руки выпрямлена вертикально, правая кисть сжата в кулак и упирается в левую руку, затем наоборот).

Вверх язык поднимай, а потом опускай. Так качаться продолжай… (синхронно выполняются движения ладонями вниз и вверх).

Язык широкий положи, а края приподними, его в «чашку» преврати (ладони принимают форму чашечки).

Ты с лошадкой прокатись, звонко цокать поучись. (указательный и большой пальцы выполняют имитирующие бегу лошадки движения на столе)

3. Сообщение темы занятия.

Вносится кукла. – Это Звукоешка. (звук [ш] произносится акцентировано)

Какой звук я выделила голосом? (звук [ш]) У Звукоешки сегодня день рождения. Мы побываем у неё на празднике и будем продолжать учиться правильно произносить звук [ш].

4. Характеристика звука [ш]по артикуляционным и акустическим признакам.

Давай расскажем Звукоешке, как мы произносим звук [ш].

– Когда мы произносим звук [ш], в каком положении наши губы: округлились или растянулись в улыбке? (ребёнок выбирает правильную карточку).

– Где находится язычок: вверху или внизу?

– Какую форму принимает язычок: чашечки или лопаточки?

– Какой звук [ш]: свистящий или шипящий?

– Звук [ш]звонкий или глухой?

-Звук [ш] гласный или согласный?

– Каким Звуковичком мы обозначим звук «Ш»: синим, красным или зелёным?

5. Развитие фонематического слуха.

Звукоешка предлагает тебе поймать звук [ш]. Я назову сей час ряд звуков, слогов и слов, а ты, когда услышишь звук [ш], сожми ладошки в кулачки.

Звуки: С, Х, Ш, Ч, Щ, Ж, Ш, С, Х, Ш.

Слоги: ХА, СУ, ША, ЖА, ФУ, ЩА, ХО, ШО, ШИ.

Слова: ХАТА, СУП, ШИНА, ФОКУС, ШАПКА, КОЖА, ЩЕНОК, ПУШКА.

Молодец, хорошо слышишь звук [ш], а теперь Звукоешка хочет услышать, как ты произносишь звук [ш].

6. Изолированное произношение звука [ш].

Посмотри на эти картинки. Пошипи, как змейка, как сердитая кошка, как масло на горячей сковороде.

Звукоешке понравилось, как ты произносишь звук [ш], она тебе дарит фотографию звука [ш] – букву «Ш».

7. Произношение звука [ш] в слогах.

Давай подружим букву «Ш» с гласными. Назови их . (А, О, У, И, Э, Ы ) Собери солнышко и прочитай слоги. (прямые и обратные).

Дидактическое упражнение «Пальчики здороваются» (все пальчики по очереди касаются большого с одновременным произнесением слога «ША» (на правой руке), «ШУ» (на левой руке)

Дидактическое упражнение «Су-Джок». Прокатывание массажера по ладони с одновременным произнесением обратных слогов «АШ», «ОШ», «УШ», «ИШ», «ЕШ»

8. Произношение звука «Ш» в слогах и словах.

Дидактическая игра «Мяч лови, слово назови». (Физминутка)

– Слог да слог и будет слово,

Мы в игру сыграем снова.

Логопед говорит слог и бросает мяч ребёнку, ребёнок придумывает слово с этим слогом и бросает мяч обратно.

– Помнишь наше правило? Голова думает, а руки помогают.

Сейчас нам руки будут помогать, а чтобы пальчикам было легче работать, давай сделаем массаж.

9. Массаж пальцев прищепкой «Весёлый котёнок».

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает это не палец, а мышь,

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш».

10. Автоматизация звука «Ш» в словах.

– Что-то Звукоешка загрустила. У неё сегодня День рождения! Давай подарим ей подарки.

Дидактическое упражнение «Бусы». Ребёнок нанизывает на шнурок «бусы», на которых картинки со звуком «Ш» (2-3 картинки с другими звуками), выбирает нужные, отчётливо проговаривая слова.

Дидактическое упражнение «Цветы и вазы». Ребёнок дарит Звукоешке Цветы, на которых наклеены картинки со звуком «Ш», расставляет их в вазы, определяя позицию звука «Ш» в слове (в начале, в середине, в конце слова)

Дидактическое упражнение «Скажи ласково». Давай назовём Звукоешку ласково. (Звукоешечка) и подарим ей картинки, которые тоже будем называть ласково.

Молодец, ты сегодня очень старался, красиво произносил звук [ш]. Спасибо тебе за занятие.

Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. Спб: Издательство «Лань», 1999г.

Волина В.В. Праздник букваря, М: АСТ-ПРЕСС,1995г.

Волина В.В. Учимся играя, М: Новая школа, 1994г.

Комарова Л.А. Автоматизация звука «Ш» в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М: Издательство «Гном и Д», 2007г.

Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи.

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [ш] »

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях»

Направление:

Ведущая образовательная область:

Цель: Закрепить навыки различения и четкого произношения звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

– Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [Ш].

-Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

-Развивать фонематическое восприятие.

-Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.

– Развивать артикуляционную и мелкую моторику; фонематический слух; зрительное внимание, память, мышление.

– Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие, воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

Планируемые результаты (целевые ориентиры) : ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей и построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звук в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; способен к волевым усилиям, проявляет инициативность и самостоятельность в общении, активно взаимодействует с взрослыми, участвует в совместных играх, обладает развитым воображением.

Оборудование:
Игрушки Смешарики, предметные картинки, воздушные шарики, картинки-символы, зеркало, макет и плакат с изображением звука Ш.

Ход занятия:

— Здравствуй, давай мы с тобой поприветствуем друг друга.

1.Ритуал приветствия.

Цель : создание доверительных отношений между ребенком и логопедом, настрой на рабочий лад.

Содержание: логопед и ребенок встают друг напротив друга, берутся за руки и по очереди приветствуют друг друга и улыбаясь и кивая друг другу головой.

– Прекрасно все на свете!

Прекрасно на Земле!

Прекрасно все вокруг!

Прекрасно все во мне!

Правила речи: Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко, говорим

И никогда мы не спешим!

2. Организационный момент.
Логопед:

– Денис, когда я была маленькой, я очень любила смотреть мультфильмы. Одни из любимых были «Ну-погоди!», «Простоквашино» и т.д. А ты любишь смотреть мультфильмы? Вот сегодня мы отправимся с тобой в очень увлекательное путешествие. А вот в какую страну мы с тобой попадем, ты мне скажешь после того, как я тебе прочитаю стихотворение. Посмотри, почтальон Печкин нам принес посылку, а в ней было письмо.
(Логопед читает стихотворение)
Живут в стране шарики,
Шарики-Смешарики.
Это баран, зовут Бараш.
Умный лось, зовут Лосяш.
Шустрый кролик, зовут Крош.
Этот кролик так хорош!
Пухленькая хрюша, зовут её Нюша.

-Правильно ,Денис,мы с тобой отправимся в страну Смешариков. (Логопед достает из посылки фигурки Смешариков).
– Денис, а Смешарики нас зовут с тобой к ним в гости, но просят прихватить с собой их любимый звук. Послушай еще раз, как звучат их имена и скажи, какой общий звук ты услышал?

(Логопед повторяет еще раз имена Смешариков: Бараш, Лосяш, Крош, Нюша)

– Да, это звук Ш. И сегодня мы будем играть с этим звуком.

3.Артикуляционная гимнастика.
Логопед:

– Чтобы нам было легко преодолевать препятствия, которые нас ожидают, перед дальней дорогой в страну Смешариков надо размяться.
(Проводится артикуляционная гимнастика, на экране появляются примеры)

Упражнения для губ.

Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, и перестану

И нисколько не устану.

Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без участия голоса.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Упражнения для языка.

«Накажем непослушный язычок»

Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпывая его губами, произносить пя-пя-пя… Остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.

Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

Язык лопаткой положи

И под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).

Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна (можно придерживать её рукой)!

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас ждала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

Я стою на ножке тонкой.

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шляпой

С бархатной подкладкой.

Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язычком прижму,

Ниже челюсть отведу.

4.Автоматизация изолированного звука Ш.
Логопед:

– Денис, чтобы попасть в удивительную страну Смешариков, нам нужно преодолеть очень длинную дорогу. Дорога сложная, очень извилистая. Давай пройдем к нашему волшебному ящику с песком и там ты проведи пальчиком по песочку. Это и будет наш путь в страну Смешариков. Одновременно произнеси звук шшшшшшшшшш. Это и поможет нам туда добраться быстрее.

Вот мы и добрались.
5.Акустико-артикуляционная характеристика звука Ш.
Логопед: А сейчас мы вспомним с тобой звук «ш». Посмотри на плакат, вспомни эту букву. А вот и звук Ш. Давай вспомним и дадим его характеристику. Возьми в руки буквы Ш, проведи пальчиком по контуру этой буквы ( находит среди букв нужную).

– В каком положении бывают губы, когда мы произносим звук «ш»? (Вытянуты вперед).
– Где находится язычок?

(Вверху за зубами в форме “чашечки”).
– Покажи рукой, какой язык.
( Из ротика выходит с шипением теплый воздух).
– Какой это звук – гласный или согласный?

(Согласный).
– Твердый или мягкий?

(Звук Ш всегда твердый).
– Квадратиком какого цвета мы его обозначим?

6.Произнесение звука Ш в слогах с разным ритмом и интонацией.
Логопед:

– Бараш очень вредный, он любит передразнивать своих друзей. И вот он тебе предлагает поиграть в игру “Повторялки”.

Он будет произносить слоги, а ты будешь их повторять так, как он скажет.
А) проговаривание слогов прямых и обратных.

Ша –ша –ша Аш – аш –аш

Шо – шо – шо Ош – ош – ош

Шу – шу – шу Уш – уш – уш

Ши – ши – ши Иш – иш – иш

Ша – ша – шо Аш –ош – аш

Ши – шу –шу Уш –аш – уш

Шо –ши – шо Ош – иш –ош

Шу – ша – ша Аш – иш – иш

Б) с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно)

В) с изменением ударения

Ша-ша-ш а Шо-шо-ш о

Ша-ш а -ша Шо-ш о -шо

Ш а -ша-ша Ш о -шо-шо

Шу-шу-ш у Ши-ши-ш и

Шу-ш у -шу Ши-ш и -ши

Ш у -шу-шу Ш и -ши-ши

– Мы поиграли с Барашем и звуком Ш, скажем ему спасибо. И вот мы отправляемся дальше в путь.
7. Произнесение звука Ш в словах.
Логопед:

– В стране Смешариков тебя встречает Лосяш. Он хочет поиграть с тобой в слова-рифмы. Посмотри на картинки, названия каких картинок звучат похоже, положи эти картинки рядом.
Окошко …(лукошко),
Шишка…(мишка),
Мошка…(крошка),
Камыши…(малыши),
Мишка…(шишка),
Игрушка…(кукушка),
Машина…(шина),
Мышка…(вышка),
Старушка …(ватрушка).
– Какой ты умница! Ты отлично справился с заданием. Мы попрощаемся с Лосяшем и отправимся дальше в путь.
8.Физкультминутка.
Логопед: Мы с тобой сделали почти половину заданий, преодолели такой длинный путь. Я думаю, что пора и отдохнуть.

Надуваем шары «ф-ф-ф-ф ф-ф-ф-ф ф-ф-ф-ф»

А теперь насос включаем,

Воздух в шарик мы качаем.

Влево- раз, вправо- два,

Влево- раз, вправо- два,

Раз- два- три- четыре (2 раза)

Хорошо мы потрудились.

Мы летим под облаками,

А земля плывет под нами.

Роща, поле, сад и речка

И дома, и человечки.

(Махи руками, как крыльями)

Мы летать устали что-то,

Приземлились на болото.

Сдулись шарики «с-с-с-с с-с-с-с с-с-с-с».

9.Развитие фонематического слуха.
Логопед:

– А кто же тут нас встречает? Да это же веселый кролик Крош. Он тоже хочет поиграть с тобой. Крош подготовил для тебя игру. Я буду называть слова правильно и неправильно звучащие, а ты будешь произносить звук «ш» и махать руками, когда услышишь правильное слово.

Вашика, машита, машина, ташима.
Савучин, ниперот, матюсон, капюшон.
Мувшин, дувшин, тувшин, кувшин.
Супа, шуба, кута, фака.
Сайба, майба, шайба, дайба.

– Молодец, наше путешествие продолжается!
10.Закрепление звука в предложениях.
Логопед:

– Денис, посмотри внимательно, что за Смешарик нас с тобой встречает? Правильно, мы попали в гости к Нюше. Она приготовила нам свои задания. Я буду называть слова, а ты из этих слов составь предложение.
Нюши, у, красное, платье.
Пойдет, гости, Крош, в.
Лесу, гуляет , Лосяш, по .
Реке, ловит, на, Бараш,рыбу .

11. Рефлексия.

– Денис, Смешарикам очень понравилось с тобой играть. И они хотят отблагодарить тебя за хорошую работу.
– Сегодня ты выполнил много заданий. Как ты думаешь, со всеми ли заданиями ты справился? Какой звук тебе в этом помогал?
– Какое задание было самым интересным, что было трудно, за что ты себя похвалишь?

12.Итог занятия.
Логопед:

– Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в страну Смешариков. Ты сегодня правильно произносил звук Ш. Смешарикам очень не хочется с тобой прощаться, и они решили в честь вашего знакомства подарить тебе воздушные шарики. Молодец ,Денис, спасибо, за работу, до свидания!

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Ш в слогах и словах»

Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш, продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах и словах, учить определять наличие звука в словах, упражнять в образовании Им.П.множественного числа имен существительных.

Развивать артикуляционную и мелкую моторику; фонематический слух; силу ротового выдоха; зрительное внимание, память, мышление.

Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.

1. Организационный момент: Правило речи:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко, говорим

И никогда мы не спешим!

2. Сообщение темы занятия. «Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук Ш».

3. Артикуляционно-пальчиковый игротренинг (упражнения для звука Ш)

Сказка: Жила-была мышка. Проснулась она в своем домике, открыла окошечко и вышла на крылечко, погрелась на солнышке («Лопаточка») и пошла домой мышка пить чай из чашечки («Чашечка»). Выпила одну чашечку чая, другую, третью. Вспомнила, что у нее есть варенье и бублик («Вкусное варенье», «Бублик»). Потом мышка увидела пушинку и решила с ней немного поиграть («Фокус»).

4. Развитие фонематического слуха.

Вдруг захотелось ей поиграть с воздушным шариком. Если его плохо держать, то из него начинает выходить воздух: ш-ш-ш. Слушай внимательно и крепко сжимай кулачки, когда шар начнет спускаться: С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш, ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ, ШАПКА, ЖАБА, ШУБА, САПОГИ, МАШИНА

(Логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребенок выделяет на слух звук Ш, слоги со звуком Ш, слова со звуком Ш).

5. Анализ артикуляции

  • Губы округлены и слегка вытянуты вперед
  • Зубы сближены, но не соприкасаются
  • Широкий кончик языка поднят к альвеолам, но не прижат к ним.
  • Средняя часть языка прогибается книзу.
  • Боковые края прижаты к верхним коренным зубам.

Широкая, теплая воздушная струя проходит равномерно по середине языка

Игра на звукоподражание: «Змея шипит»: вдох носом, выдох: Ш-Ш-Ш-Ш

6. Договаривание последнего звука

А потом захотелось ей в прятки поиграть. Спряталась мышка в своем домике и тихонько шуршит: ш – ш – ш. Чем это она так шуршит? Это она разглядывает свои картинки. Давай посмотрим и пошуршим вместе с мышкой: мы … , ду … , камы … , малы … .

(Логопед показывает и называет ребенку картинку, а тот договаривает последний звук.)

7. Автоматизация в слогах.

Мышка села за пианино и запела песенки – шуршалочки. Послушай их и спой вместе с мышкой: ша – шу – ша, ши – шо – ши, ше – ша – шу, ша – ши – шо.

(Ребенок «играет» пальчиками на «пианино» и проговаривает слоговые цепочки.)

А потом она пошла грызть орешки: аша ыши эше ушу аш ош ыш уш

(Ребенок проговаривает слоги, соединяя пальчики на обеих руках)

8. Автоматизация в словах.

а) Отправилась мышка на прогулку, но не может найти дорожку. Помоги ей. Нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук Ш, и выложить из картинок

б) решила мышка по пути зайти в магазин. Мышка увидела много разных предметов.

(Перед ребенком выкладываются картинки: шуба, машина, шкаф, подушка и др.).

Проводится игра «Один – много»:

шуба- шубы, машина- шкаф- шапка- подушка-

Ну вот теперь пора мышке и домой.

г) Пришла мышка домой и стала сочинять стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние словечки.

Носит яркий гребешок Мышка моется под душем,

наш веселый … моет хвостик, моет…

Вот бежит малышка Зашуршали тихо шины –

Серенькая … Это едет к нам ….

9. Итог занятия. Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогал! А какой звук помогал тебе на занятии?

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».
план-конспект занятия по логопедии по теме

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».

Направление:

Ведущая образовательная область:

Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

– Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

-Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

-Развивать фонематическое восприятие.

-Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

-Упражнять в образовании родственных слов.

-Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

-Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.

-Продолжать развивать память, мышление, внимание.

– воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование: игрушки: медвежонок и змейка; ПК с артикуляционной гимнастикой и игровым материалом; тематические карточки; зеркало, платочек.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_individualnogo_logoped.zan_._avtomat._zv._sh.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».

Ведущая образовательная область:

Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

– Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

-Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

-Развивать фонематическое восприятие.

-Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

-Упражнять в образовании родственных слов.

-Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

-Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.

-Продолжать развивать память, мышление, внимание.

– воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование: игрушки: медвежонок и змейка; ПК с артикуляционной гимнастикой и игровым материалом; тематические карточки; зеркало, платочек.

2.Артикуляционная гимнастика (изображения на ПК).

4.Произношение звука [Ш] в слогах.

5.Автоматизация звука [Ш] в словах.

Игра «Запомни и повтори»

Игра «Рифмы» (чистоговорки)

Игра «Назови ласково»

Игра «Новые слова»

Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Игра «Составь предложение по картинкам»

Игра «Исправь предложение» (изображение на ПК).

7.Деление слов на слоги.

8.Звуковой анализ слов.

9.Итог занятия. Игра «Лабиринт» (картинка на ПК)

Сегодня я тебе расскажу одну историю. В волшебном лесу, в самой чаще под сосной, жил в своей берлоге медвежонок Мишутка. Как-то утром он проснулся от странного звука Ш-Ш-Ш… Медвежонку стало интересно, кто так шумит. Он выглянул в окошко и увидел как падают осенние листья на крышу его домика и шелестят. Мишутка решил вернуться в свой домик. Только он лёг в кровать, как услышал ещё один звук кап – кап – кап.… Неужели начался дождик, подумал Мишутка, вскочил с кровати и выглянул в окно. На улице по – прежнему светило солнышко, а с крыши падали капли. Мишутка вышел из домика и посмотрел на крышу. На крыше он увидел маленькую змейку. Она лежала на осенних листьях и плакала. Сначала Мишутка испугался змейки. Но она так горько плакала, что медвежонку стало её жалко. Мишутка спросил змейку : «Почему ты плачешь?». Змейка ответила: «Со мной никто не дружит! Все меня боятся». Медвежонку было очень, очень жалко змейку, и он предложил ей дружить. «Как тебя зовут?» – спросил Мишутка змейку. «Шуша» – ответила змейка. «А меня Мишутка» – сказал медвежонок. « А почему ты всё время шипишь?» – спросил Мишутка. «Это мой любимый звук» – ответила Шуша. « А ты умеешь шипеть?» – спросила Шуша. « Нет» – ответил Мишутка. Тогда Шуша предложила: «Давай я тебя научу шипеть!» «Давай» – обрадовался Мишутка и попробовал пошипеть. Но у него ничего не получилось, только: «С-с-з-с-з» Шуша рассмеялась. «Повторяй за мной Мишутка» – сказала змейка.

– Ш-ш-ш… Шипенье, шум, шептанье,

Шорох, шелест, шин шуршанье…

– Ш! Чтоб звук красивым вышел,

Шире язычок и выше!

Сделаем из язычка

Чашечку, подняв бока.

Эту чашку по бокам

К верхним мы прижмём зубам.

Вот теперь над чашкой можно

Дуть красиво, осторожно.

Чтобы ветерок бежал,

Чтобы Ш, как шёлк, шуршал!

– Ш-ш-ш… Шипенье, шум, шептанье,

Шорох, шелест, шин шуршанье…

Упражнения для губ.

Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, и перестану

И нисколько не устану.

Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без участия голоса.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Упражнения для языка.

«Накажем непослушный язычок»

Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпывая его губами, произносить пя-пя-пя … О становиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.

Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

Язык лопаткой положи

И под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).

Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна(можно придерживать её рукой)!

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас ждала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

Я стою на ножке тонкой.

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шляпой

С бархатной подкладкой.

Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язычком прижму,

Ниже челюсть отведу.

III.Упражнения для выработки воздушной струи.

К палочке привязаны разноцветные бабочки из бумаги. Взрослый держит палочку так, чтобы бабочки были на уровне лица ребёнка. Взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, определенного цвета, чтобы она полетела.

Полети на облачко,

На берёзовой ветке!

«Волшебная дудочка» (дуем в деревянную дудочку).

«Смотри как у нас здорово, получается» – воскликнула Шуша. Мишутка засмеялся, а потом спросил: «А что ты ещё умеешь Шуша?» «Я умею петь слоги. Давай споём вместе» «Давай, ты начинай, а я буду повторять за тобой» – сказал медвежонок.

(логопед предлагает ребёнку тоже присоединиться к Шуше и Мишутке проговорить слоги)

А) проговаривание слогов прямых и обратных.

Ша –ша –ша Аш – аш –аш

Шо – шо – шо Ош – ош – ош

Шу – шу – шу Уш – уш – уш

Ши – ши – ши Иш – иш – иш

Ша – ша – шо Аш –ош – аш

Ши – шу –шу Уш –аш – уш

Шо –ши – шо Ош – иш –ош

Шу – ша – ша Аш – иш – иш

Б) с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно)

В) с изменением ударения

Ша-ша- ша Шо-шо- шо

Ша- ша -ша Шо- шо -шо

Ша -ша-ша Шо -шо-шо

Шу -шу-шу Ши -ши-ши

Шу- шу -шу Ши- ши -ши

Шу-шу- шу Ши-ши- ши

«Мишутка ты очень хорошо поёшь, а теперь повторяй за мной слова» – предложила Шуша.

V.Проговаривание слов со звуком Ш в начале слова (изображения картинок на ПК).

Шапка, шахта, шайба, шампунь, шакал, шалун, шахматы, шары, шарф.

«Как я устал!» сказал Мишутка, и упал на ворох сухих листьев. «Мишутка вставай, сейчас мы с тобой сделаем зарядку, и твою усталость как рукой снимет» воскликнула змейка Шуша и стала поднимать медвежонка.

«Шуша, я никогда так не веселился! Давай ещё поиграем» – попросил медвежонок. « С радостью! Мишутка я буду произносить слова, а ты их должен запомнить и повторить несколько раз меняя порядок слов»

Игра «Запомни и повтори»

«Мишутка послушай и повтори начало предложения, а в конце дополни его»

Ши-ши-ши – вот играют …..(малыши)

Уш-уш-уш – я приму горячий …..(душ)

Аш-аш-аш – это синий …..(карандаш)

Шок-шок-шок – разбудил нас…..(петушок)

Игра «Назови ласково»

Игра «Новые слова» Замени в словах первый звук на звук Ш.

Шуршат на дереве листы

Шуршат на дереве листы, (Руки – верх, потянулись)

Шуршат осенние кусты, (Руки опустили, присели)

Шуршит камыш, (Встали, наклоны туловища влево – вправо)

И дождь шуршит (шаги на месте)

А ты садись и не шурши, (Сели на места)

И всё красиво говори.

«Шуша, я никогда так не веселился! Давай ещё поиграем» – попросил медвежонок. « С радостью! Мишутка я буду произносить слова, а ты их должен запомнить и повторить несколько раз меняя порядок слов»

VII. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Игра «Составь предложение по картинкам»

Картинки: Паша – шорты, лошадка, машинка.

Паша надевает шорты.

Паша играет с машинкой.

Паша катается на лошадке.

Игра «Исправь предложение» (картинка на ПК) Инструкция: дедушка АУ перепутал слова в предложениях, чтобы никто не догадался, что он хотел сказать. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки.

Письмо пишет дедушку.

Наша мышка поймала кошку.

Катушка ниток купила бабушку.

Камешек нашёл Пашу.

На шубу вешают вешалку.

Камыши сидят в лягушке.

Ландыши нашли Наташу.

В картошку положили мешок.

IX. Игра «Найди слово» Найди слова, в которых звук Ш находится в начале (в середине, в конце) Найди к каждому слову подходящую схему.

Карандаш, мешок, шапка.

«Шуша, ты знаешь столько интересных игр! С тобой очень интересно играть. Давай ещё поиграем!» – сказал Мишутка. «Мне тоже хочется ещё поиграть, но уже поздно, мне пора домой» – ответила Шуша. И, правда, за игрой медвежонок не заметил, как наступил вечер, и пора идти домой. Медвежонок расстроился. Он посмотрел на змейку, и не узнал её. Она стала такой красивой и совсем не страшной. «Давай я тебя провожу домой» – предложил Шуше Мишутка. Тихо напевая звук Ш, они пошли по дорожке.

X. Игра «Лабиринт» Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук Ш-ш-ш (Картинка на ПК)

-Какой мы сегодня звук учились произносить?

Конспект урока «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах»

автор: Чудакова Елена Алексеевна

учитель — логопед МБОУ «СОШ №7», г. Мирный, р. Саха (Якутия)

Конспект урока «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах».

Провела:

учитель–логопед Чудакова Е. А.

«Автоматизация звука [ш] в слогах, словах».

Форма занятия: подгрупповая.

Тип занятия : закрепление изученного материала.

Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах, словах.

— закрепить навык правильного произношения звука [ш],

— учить четко, произносить звук [ш] в слогах, словах,

— развивать речевое дыхание,

— развивать фонематическое восприятие,

— учить сопоставлять звук [ш] с буквой,

— упражнять в определении на слух звука [ш] с другими звуками в словах,

— упражнять в согласовании существительного с числительным,

— обогащать словарный запас учащихся.

— развивать дикцию, интонационную выразительность,

— продолжать развивать память, мышление, внимание,

— формировать готовность к самостоятельному выбору, решению.

— воспитывать любознательность, заинтересованность, самостоятельность, усидчивость.

Оборудование: Картинки с изображением героев занятия (Бараш, Лосяш, Крош, Нюша), игрушка — смешарик «Крош», презентация с картинками артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, речевые игры на логопедическом тренажере, компьютеры, колонки, тетради, индивидуальные карточки — задания.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами вместе отправимся в путешествие.

— Ребята, что означает слово «Путешествие»? Каким вы себе его представляете?

(Учащиеся отвечают на заданные вопросы).

— Мы сегодня отправимся с вами в страну «Смешариков».

(Логопед читает стихотворение и выставляет фигурки героев).

Живут в стране Смешариков

Это баран, зовут его (Бараш),

Умный лось, зовут его (Лосяш),

Шустрый кролик, зовут (Крош),

До чего же он хорош!

Пухленькая хрюша, зовут ее (Нюша).

(Учащиеся сами называют имена героев).

— Ребята, послушайте еще раз, как звучат имена наших героев. Что их объединяет?

Какой общий звук вы услышали?

— Правильно, это звук [ш]. И сегодня мы с вами будем играть с этим звуком. А помошником в нашем с вами путешествии будет шустрый кролик Крош. (логопед показывает учащимся игрушку героя). Он будет нашим путеводителем.

— Ребята, а может быть, кто нибудь из вас знает, что означает слово «Путеводитель»?

(логопед знакомит учащихся с новым словом, объясняет его значение).

III. Артикуляционная гимнастика.

— Перед нашим путешествием, нам надо немного размяться ( проводится артикуляционная гимнастика). Учащиеся выполняют упражнения «Часики», «Чашечка», «Качели», «Лошадка» перед зеркалом по картинкам, которые им выставляет логопед.

  1. Автоматизация изолированного звука [ш]

— По дороге в страну подул сильный ветерок, ветки деревьев закачались, листья зашелестели. Давайте, вместе с вами покажем, как шелестят листья (учащиеся длительно произносят звук [ш]). Ручки у Кроша замерзли, давайте поможем ему согреться (учащиеся подносят ладошки ко рту и длительно произносят звук [ш]).

  1. Акустика – артикуляционная характеристика звука.

— А вот и звук [ш]. (Логопед показывает на мониторе изображение звука [ш]).

— Ребята, что делают губы, когда мы произносим звук [ш]? Что делают зубки, когда мы произносим этот звук? А что делает наш язычок, когда произносим звук [ш]? (учащиеся отвечают, что губы «Трубочкой», зубы «Заборчиком» с небольшой щелкой, язык поднят вверх в виде «Чашечки»). А какая воздушная струя у нас при произнесении звука [ш]? (учащиеся отвечают, что теплый воздух выходит, и подносят ладонь ко рту, чтоб ощутить тепло).

— Ребята, а какой у нас звук [ш], гласный или согласный? (согласный) Твердый или мягкий? (Звук [ш] всегда твердый). Какую преграду мы встречаем, когда произносим звук [ш]? (зубки нам мешают и язык).

— Ребята, звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем. (Логопед показывает на мониторе изображение буквы «Ш»)

Работа на логопедическом тренажере. Задание: Найди 4 буквы «Ш» среди остальных букв. (Учащиеся работают за компьютером).

— Кролик Крош предлагает нам поиграть в игру «Повторялки». Мы с Крошем будем произносить слоги, а вы нас внимательно слушайте и повторите за нами так, как мы их произнесем (логопед произносит слоги, дети следом проговаривают слоговые ряды).

ША – ША – ША АШ – АШ — АШ

ШО – ШО – ШО ОШ – ОШ — ОШ

ШУ – ШУ – ШУ УШ – УШ — УШ

ШИ – ШИ – ШИ ИШ – ИШ — ИШ

ША – ШО – ШУ – ШИ АШ – ОШ – УШ – ИШ

VII. Автоматизация звука [ш] в словах.

Ребята, скажите, а какие слова со звуком [ш] вы знаете? (Учащиеся называют слова).

А давайте выполним задания на логопедическом тренажере.

Работа на логопедическом тренажере. Задание 1. Найди 4 слова, начинающихся на буку «Ш». Задание 2. Найди 4 слова в которых есть звук [ш].(учащиеся работают у компьютеров с логопедическим тренажером).

VIII. Физ. минутка

  1. Закрепление навыка звука – буквенного анализа и синтеза.

Работа на логопедическом тренажере. Задание. Посчитай количество звуков [ш] в слове. (Учащиеся вместе с логопедом выполняют задание).

— Ребята, Крош по дороге в страну нашел неизвестные ему предметы. Он не знает что это за предмет, давайте ему подскажем. (На экран выводится картинка с изображением шишек). Ребята, что это за предмет? Сколько звуков [ш] в слове «шишки»? Давайте мы попробуем их посчитать. Я начну, а вы продолжите. Одна шишка…..(Учащиеся продолжают проговаривать две…., три…. четыре…., пять…. много……)

— Вот и подошло к концу наше путешествие. Скажите, что нового мы узнали сегодня на занятии? Чему мы сегодня с вами учились? Ребята, а как вы думаете, все сегодня правильно произносили звук [ш]? Ребята, а что нового у нас сегодня было на занятии? Скажите, а чем наше сегодняшнее занятие отличалось от тех, которые мы с вами проводили? (Учащиеся отвечают на вопросы)

Ребята, у вас в тетрадях лежат карточки с заданием. (Логопед раздает тетради с домашнем заданием). Дома поработайте с этими карточками. Сегодня были все молодцы! Спасибо Вам за занятие!

Читайте также:  Путешествие в мир профессий - конспект интегрированного занятия
Ссылка на основную публикацию