Не говорящий ребёнок, моторная алалия или ОНР I уровень

«Алалия не уйдет сама по себе»: логопед Олеся Жукова — о том, чем это нарушение развития речи отличается от других

Алалию относят к тяжелым нарушениям развития речи. Но и она поддается коррекции, если начать лечение вовремя. Как не пропустить это нарушение и к чему готовиться родителям детей с таким диагнозом, рассказывает логопед и специалист по раннему развитию Олеся Жукова.

Олеся Жукова — логопед высшей категории, автор книг по детскому развитию, автор методики раннего обучения чтению. Создатель «Центра развития и абилитации ребенка «Логопед-Профи» и логопедического проекта «Логошоу «Давай заговорим». Героем первого сезона стал мальчик Дима, 3 лет 7 месяцев, с диагнозом «моторная алалия».

Алалия: моторная и сенсорная

— Что такое алалия с медицинской точки зрения, какая она бывает?

— Алалия в прямом переводе означает «без речи». Это группа нарушений, при которых у ребенка не развивается самостоятельная речь без коррекционных воздействий. Традиционно выделяют две формы алалии — моторную и сенсорную. Хотя сейчас различные логопедические школы спорят по этому вопросу. Кто-то говорит, что вместо моторной алалии надо говорить про первичное нарушение — артикуляционную диспраксию (нарушение программирования моторной стороны речи – прим. ред.), а вместо сенсорной — про слуховую агнозию (нарушение акустического распознавания неречевых и речевых звуков и речи — прим. ред.). Так или иначе, жалоба у родителей одна — ребенок не говорит. И специалист должен выявить причину и характер задержки речевого развития.

— Почему возникает это нарушение?

— Алалия возникает при органическом повреждении головного мозга. Оно может случиться внутриутробно, в процессе родов или в раннем периоде (до 3 лет) развития ребенка. Поэтому первый вопрос, который мы задаем маме: как протекали беременность и роды? Там можно найти факторы риска. Это либо патологии беременности, либо проблемные роды, либо недоношенность. Но иногда невозможно сказать, почему нарушение возникло. Есть мнение, что алалия возникает из-за того, что молодые клетки мозга не созревают в зрелые, вернее, созревание происходит медленнее. И сроки его длительнее, чем у нормотипичных детей.

— В чем разница между моторной и сенсорной алалией?

— Сенсорная алалия — тяжелое нарушение, при котором есть проблемы с пониманием обращенной речи. Как следствие, речь у ребенка не формируется. При моторной алалии он понимает обращенную речь, но сам без помощи специалиста не начинает говорить. В основном, у таких детей есть небольшой репертуар звукоподражаний голосам животных и птиц. Но бывает тяжелая степень моторной алалии, при которой ребенок совсем ничего не говорит или может произнести только гласные звуки.

Чаще встречаются дети, которые могут произнести отдельные звуки и даже слоги. То есть слово «собака» ребенок с моторной алалией повторить не может, а если я прошу повторить каждый слог отдельно: «Со», «Ба», «Ка», то он повторяет. Потенциально ребенок говорить может, но он не в силах объединить между собой слоги, чтобы получилось слово.

— Как проявляется сенсорная алалия?

— У ребенка нарушено понимание обращенной речи, и поэтому не развивается собственная. Здесь другая симптоматика и другой темп восстановления, потому что это более тяжелое нарушение. Биологически слух у таких детей сохранен, но нарушена обработка акустических сигналов, поступающих в мозг. Например, у нас слово «стол» ассоциируется с соответствующим зрительным образом. А у детей с сенсорной алалией не происходит наложение акустического сигнала и смысла слова. Это не значит, что ребенок с сенсорной алалией не научится узнавать слова родного языка на слух. Но ему потребуется гораздо больше усилий.

Часто это нарушение путают с аутизмом: ребенок так же может не смотреть в глаза, не вступать в коммуникацию. Но он критичен, у него может быть сохранно чувство юмора. Если такому ребенку правильно определить учебную задачу, опираясь не на речь, а объясняя с помощью жестов, сравнений, зрительных подсказок, он начинает вступать в контакт.

— Когда чаще всего диагностируют алалию?

— В 3 года можно уже поставить диагноз. Но думающий специалист не будет говорить категорично. Есть понятие первичного диагноза и окончательного. На первом приеме я могу сомневаться в диагнозе. Чтобы получить истинную картину нарушения, мне необходимо понаблюдать за ребенком в динамике, в ходе коррекционных занятий. Тогда на первичной консультации я могу написать: задержка развития речи по типу, например, моторной алалии. Часто нарушение речевого развития может осложняться особенностями поведения ребенка, состоянием слухового и зрительного внимания.

— Как отличить темповую задержку развития речи от моторной алалии?

— При темповой задержке развития речи анамнез ребенка благополучный, или, как говорят невропатологи, «чистый». Указаний на возможное очаговое органическое повреждение мозга нет. Высокий балл по шкале Апгар. Отсутствие патологий беременности и родов. Ребенок не состоял на учете у невролога, благополучно развивался первые 3 года жизни: начал агукать, ручки протягивать, ползать, ходить, когда положено. То есть все было нормотипично. Но самое главное – ребенок понимает обращенную речь, выявляется высокий уровень развития невербального интеллекта. В процессе работы с логопедом такие дети показывают быстрое развитие речи по типу «языкового взрыва». Речь формируется по законам развития родного языка, без нарушений грамматического строя, но с незначительным опозданием. Но понять, что это — темповая задержка речи или алалия — может лишь логопед.

— А каковы причины у темповой задержки?

— Их несколько. Темповая задержка развивается у соматически ослабленных детей. Если ребенок часто болел, длительно находился в стационаре, все внимание родителей было сосредоточено на здоровье, а не на его речевом развитии. Или ситуация педагогической запущенности. Например, если родители проводят все время с гаджетами. Напомню, у такого ребенка хорошее понимание речи и высокий невербальный интеллект. Он выполняет многоступенчатые инструкции: «подойди к окну», «возьми мишку», «принеси мне…». Но с ним мало разговаривают, не уделяют должного внимания развитию его познавательных и игровых интересов. Когда логопед начинает заниматься, такой ребенок дает бурную динамику. Примерно через месяц занятий появляется фразовая речь. И она правильно оформлена грамматически. А вот при моторной алалии появляющаяся речь носит «дефектный» характер: с аграмматизмами, нарушениями синтаксической стороны речи. Фразовая речь формируется сложно и с отставанием во времени.

Коррекция алалии

— Каков прогноз речевого развития ребенка с алалией?

— Три главные составляющие определяют прогноз. Первое — его индивидуальные особенности головного мозга, степень пластичности нервной системы, компенсации этого нарушения. Второе — правильно выбранная стратегия работы. Третье — системность и регулярность посещаемых занятий у специалиста.

— Существует ли «золотой стандарт» коррекции?

— Все зависит от степени выраженности. Но подход одинаков для всех тяжелых нарушений развития речи: комплексное медико-педагогическое лечение грамотного логопеда и невролога. Родители должны осознавать, что кроха 3 лет, который занимается 2–3 раза в неделю по 45 минут, получает почти школьную нагрузку. Поэтому одновременно его здоровье надо поддерживать медикаментозно, чтобы он легче переносил учебную нагрузку. Кроме того, логопед должен увидеть, понять, есть ли осложняющие моменты, необходимо ли пройти дообследование. Например, исключить эпилептическую активность, когда ребенок уже вроде начинал говорить, а потом раз и пошел откат назад. Надо сделать МРТ, ЭЭГ.

— Сильно ли отличается коррекция сенсорной и моторной алалии?

— Сенсорная алалия более сложная в плане коррекции. Есть дети, которые на начальном этапе работы могут ориентироваться только на знаки и жесты. Родители, пытаясь дать ребенку зрительную опору, начинают использовать в быту жесты. Сенсорному алалику они помогают опосредованно понять смысл просьбы, снимают напряжение. Жест — это своеобразный костыль, помощник ребенка. Я советую родителям таких детей, сфотографировать их в разных ситуациях и повесить фото на стенку: он спит, ест, играет. Можно научить ребенка общаться с помощью таких нехитрых подсказок. Например, ребенок может принести маме картинку, на которой он смотрит мультик, и она поймет, что он таким образом просит включить телевизор.

Взрослые люди с сенсорной алалией рассказывают, какие у них есть трудности распознавания акустических сигналов. Для нас есть основной сигнал, который мы слушаем, например, голос собеседника, а остальные звуки как будто приглушены. А у людей с сенсорной алалией звуки могут накладываться друг на друга, затрудняя распознавание, восприятие звукового сигнала. Человек дестабилизирован, его надо учить слышать главный сигнал и игнорировать второстепенный.

В результате направленного обучения дети с сенсорной алалией постепенно учатся сопоставлять акустические сигналы с образами. Но самостоятельно эта связь формируется медленнее, а в ряде случаев не формируется. В целом, дети с сенсорной алалией после коррекции могут даже учиться в обычной школе. Главное, чтобы она начиналась как можно раньше.

— Может ли ребенок с алалией не заговорить совсем?

— Это драматическое развитие событий. У меня был пациент из Грузии, который не говорил в 7 лет. Одним из главных методов обучения, который я использовала, был прием вызывания речи через обучение чтению и письму. Я знакомила ребенка с буквой, учила ее называть и вводила букву в слог, который он произносил. Потом из этих слогов мы составляли слова простой слоговой структуры, например, «ма-ма», «но-га», «ли-са». Это очень упрощенное объяснение методики чтения, но она сработала. Мальчик одновременно учился говорить, читать и писать.

Формирование речи: правда и мифы

— «Ребенок не говорит фразами в 3 года — не повод беспокоиться».

— Специфические нарушения и угрозы видны раньше 3 лет. Важно как можно раньше выявить нарушение и начать с ним работать. Потому что ребенок с алалией в 3 года и в 5 лет — огромная разница. Задержка развития речи будет приводить к вторичной задержке психического развития. Если родители думают, что с 5 лет ребенок пойдет в речевую группу и скомпенсируется, то этого не произойдет: он может так и не догнать сверстников.

— «Мальчики часто начинают говорить позже, чем девочки».

— Это миф. То есть девочки могут начать говорить раньше условной нормы, но «не мальчики позже». К 2,5 годам дети должны говорить фразами, и если этого нет, значит, есть задержка. 3 года — уже высшая граница отставания.

— «В роду были «молчуны», которые не говорили до 4–5 лет, а потом сразу начали сыпать предложениями».

— Для логопеда такая история означает только одно — в семье есть угроза, генетическая склонность к задержке речевого развития. Причем в последующих поколениях это нарушение может усугубиться. Проблема в том, что охлаждают пыл родителей и советуют прийти позже те специалисты, которые часто сами не умеют работать с маленькими детьми. Логопеду поставить звук у ребенка дошкольного возраста намного проще, чем вызвать речь. Неврологу легче назначить препарат. Часто такие специалисты дают советы, которые приводят к необратимым последствиям. Так что полагаться на миф — опасная тенденция.

— «Ребенок пропил курс препарата или ему сделали процедуры, и он заговорил».

— Значит, это была темповая задержка развития речи. Алалия не уходит сама по себе. Представьте, что вы решили выучить китайский язык. Если я вам сделаю массаж, вы его выучите? Нет. Если курс микрополяризации пройдете, заговорите по-китайски? Нет. И от ноотропов тоже. Для того чтобы научиться говорить, нужно учиться говорить. Других рецептов нет!

Алалия у детей: симптомы

Новорожденные младенцы разговаривать не умеют, и лишь спустя какое-то время они начинают гулить, потом произносить слоги, каверкать слова. Словом, пока их речь станет более-менее похожей на нашу, пройдет немало времени. Но иногда зрослея, ребенок продолжает либо молчать совсем, либо разговаривать невнятно, что понять его не представляется возможным. Такое состояние называется алалией.

Что такое алалия

Алалия – это своего рода неврологическое заболевание, которое характеризуется патологическим недоразвитием речи у ребенка либо ее полным отсутствием. Болезнь вызывается поражением центров речи в коре головного мозга. Патология определяется системными речевыми нарушениями: изменен фонетико-фонематический, лексико-грамматический строй. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР), даже обладая достаточным уровнем интеллекта и слуха, не могут говорить вообще либо обладают скудным словарным запасом.

Некоторые родители путают развитие алалии у ребенка с глухотой и немотой. Эти заболевания хоть и имеют некоторые схожие признаки, но все-таки отличаются друг от друга. Обратите внимание на своего грудного ребенка, позовите его с разной интонацией и проследите его реакцию на ваш голос. Понимает ли кроха вашу речь? Если малыш немного повзрослел, попросите его выполнить простые команды «Дай куклу», «Где мячик?» Такие игры позволят определить, понимает ли ребенок речь взрослого. Если вы обнаружили какие-либо нарушения, обращайтесь к врачу.

Диагностика алалии показывает, что среди заболевших малышей большее количество составляют дети дошкольного возраста (один процент), чуть меньше подвержены заболеванию школьники начальных классов. Из числа больных детей мальчики подвержены болезни в большей степени, чем девочки. Развитие алалии происходит в период внутриутробного развития ребенка, послеродовом периоде и на ранневозрастном (до трех лет) этапе.

Причины алалии у детей

Причинами заболевания являются:

  • механическое травмирование ребенка в утробе матери, при родах;
  • осложненное течение беременности, сопровождающееся сильным токсикозом, хроническими заболеваниями женщины;
  • патологически протекающая беременность с угрозой прерывания;
  • скоротечные, затяжные роды;
  • инфицирование плода, инфекционные болезни новорожденного, матери;
  • наследственный фактор.

К факторам возникновения алалии относят и вмешательство хирургических, акушерских инструментов во время родов. В раннем возрасте болезнь ребенка могут провоцировать заболевания, приводящие к истощению центральной нервной системы. Частые вирусные поражения (грипп, ОРВИ), болезни эндокринной системы, неблагоприятность условий в социуме увеличивают риск недоразвития речи.

Виды алалии

Алалия бывает сенсорной (нарушение восприятия), моторной (нарушение речи) и сенсомоторной (нарушение восприятия и речи).

При нормально сформированной речи характерно достижение головным мозгом или отдельными его участками определенного уровня зрелости. В соответствии с поражением тех или иных речевых центров головного мозга (височная, лобная части) говорят о сенсорной и моторной алалиях.

Центры ответственны за импрессивную форму речи (умение слышать высказывание, понимать его смысл, содержание) и экспрессивную (навыки говорения). Формы речевых нарушений различаются клиникой, проявлением, симптоматикой.

При алалии у ребенка речь самостоятельно не развивается без помощи логопеда. Ребенок может либо вообще молчать либо «разговаривать» на своем собственном вымышленном языке.

Сенсорная алалия: причины

Патология височной области (центра Вернике) является причиной развития сенсорной алалии. Этой корковой зоной регулируется способность воспринимать слышимую речь, различать звуки, понимать сказанное, услышанное. Сенсорную алалию отличают:

  • нарушенное восприятие слышимой речи;
  • отсутствие ее смыслового восприятия.

Слух ребенка при этом обычно не нарушен. Зачастую наблюдается острая реакция больных детей на различные звуки (гиперакузия).

Сенсорная алалия: симптомы

Сенсорная разновидность алалии характеризуется тяжелой формой речевых патологий. Больные дети, слыша речь, практически не воспринимают, не понимают ее. Самостоятельная осмысленная речь невозможна. Ребенок бессмысленно произносит звуки, их сочетания, жестикулирует.

Речь сенсорных алаликов отличается навязчивым повтором звуков и слогов (персеверация), звуковой заменой (парафазия). Дети неосознанно повторяют чужие слова (эхолалия). Также наблюдается объединение отдельных словесных отрезков в одно целое (контаминация).

Сенсорные алалики отличаются повышенной речевой активностью. Но их речевое воспроизведение называют «словесным салатом» (логореей), так как в несвязной речи отсутствует смысл.

Дети с более легкой формой болезни отчасти, по определенному контексту (темпу, словоформам), могут воспринимать звучащую речь. Иногда на помощь приходит «чтение по губам». Для грубой формы заболевания характерно полное непонимание чужой речи. Больные не способны к удержанию внимания, отличаются неустойчивостью слухового восприятия, хаотичностью движений. Тяжелая форма недоразвития речи приводит к торможению процессов памяти, нарушениям психики. Нередко болезнь сопровождается интеллектуальным недоразвитием ребенка.

Моторная алалия: причины

Повреждение лобно-теменного центра Брока приводит к развитию моторной разновидности болезни. Он обеспечивает речедвигательную функцию, ответственную за формирование навыков озвучивания речи. Моторная алалия характеризуется тем, что ребенок может воспринимать чужую речь, понимает ее. Затруднения возникают при самостоятельном воспроизведении речи.

Моторная алалия: симптомы

К первым признакам моторного вида алалии относят неразвитость первичных речевых проявлений, заметных с младенческого возраста. Малыш не умеет гулить, лепет носит характер однотонного произношения звуков. Слоги появляются в речи ребенка только после года, отдельные слова – к трем годам. Если здоровый пятилетний малыш имеет в запасе до полутора тысяч слов, то лексика больного ребенка крайне ограничена. У больных моторной алалией детей обычно громкий голос. Правильно произнося мягкие и звонкие согласные, они затрудняются в верном произношении слов.

Читайте также:  Конспект занятия по РЭМП в подготовительной группе

Нарушения, связанные с фонематическим восприятием речи, проявляются в замене слов по звуковой схожести. Больные детки часто не могут правильно произнести слово именно из-за перестановки сходно звучащих слогов. Эта особенность мешает правильному лексическому толкованию слова, соотнесению предметов и понятий, смысловому соединению предложений. Ребенок плохо осмысливает заданный ему вопрос и затрудняется в ответе.

Родителям не стоит пугаться, если их кроха, например, вместо слова «доктор» скажет «доткор». Это вовсе не симптомы неврологического заболевания. Однако, если к поступлению в первый класс в речи ребенка останутся «неправильные» слова, лучше показаться на консультацию к логопеду. Возможно, эти признаки не имеют никакого отношения к моторной алалии, но есть смысл поработать над артикуляцией и поставить речь, как положено.

Дети с моторным поражением речи зачастую используют слова в форме именительного падежа, не умеют согласовывать окончания. Отсюда возникают грубые нарушения грамматического строя языка, а впоследствии – даже плохая успеваемость в школе.

Легкая форма расстройства отличается тем, что в целом речь ребенка понятна, несмотря на ее отрывистость и несвязность. При тяжелой форме заболевания наличествует лишь подражание звукам, сопровождаемое вспомогательными жестами, мимикой.

Дети с данной патологией отличаются громким голосом, психической заторможенностью либо гиперактивностью. Моторную алалию распознают также по ограниченности мелкомоторных движений (пальчиками, ручками), неспособности ребенка фокусировать внимание. У детей постарше наблюдаются повышенная утомляемость, нарушение памяти, недоразвитие логического мышления, эмоционально – волевой сферы. Нередко моторная алалия сопровождается неврологическими заболеваниями ребенка.

Лечение детской алалии

Детскую алалию любой формы лечат комплексным методом: медицинское лечение, психологическая и педагогическая коррекция. Для больных детей существуют специализированные дошкольные учреждения, стационары, коррекционные центры, санатории.

Медикаментозная терапия

Медикаментозная терапия проводится с целью стимуляции развития структур головного мозга. Показаны неотропные препараты (Энцефабол, Гаммолон, Цераксон, Когитум, Кортексин), назначающиеся как монотерапия. Оптимальная дозировка, курс лечения определяется лечащим врачом индивидуально для каждого ребенка. С первых дней используется малая доза лекарства, затем ее постепенно увеличивают. Лечение длится от одного до трех месяцев, затем через определенный интервал времени курс повторяется. Лекарственные неотропные средства обычно не имеют побочных эффектов.

Обязательно соблюдение сбалансированного разнообразного рациона детского питания. Рекомендуется употреблять пищу с достаточным количеством белков, углеводов, являющихся строительным материалом организма. Употребление витаминов, минералов способствует укреплению иммунитета. В качестве общеукрепляющей терапии прописывают прием витаминов В12, В15.

Физиотерапия

Детям с диагнозом «Общее речевое недоразвитие» рекомендуется проходить курсы физиотерапии. Хорошие результаты достигаются водолечением. Эта процедура предусматривает химическое, термическое, механическое воздействие водой на организм. Она является иммуностимулирующим, расслабляющим, тонизирующим, общеукрепляющим средством. В качестве вспомогательного лечения применяют также лазеротерапию, магнитотерапию.

Лечение алалии обоих видов рефлексотерапией подразумевает стимуляцию мозговых отделов электрическими импульсами. Процедура проводится путем раздражения рефлексогенных точек на теле. Такая манипуляция активирует рефлекторные нейро – гуморальные механизмы определенных органов.

Педагогическая коррекция

Неотъемлемым элементов для лечения алалии является работа с логопедом. К логопедическим упражнениям относят следующие способы.

  • Языковая гимнастика с неоднократным повторением звуков позволяет добиться правильной работы артикуляционного аппарата и должного воспроизведения звуков
  • Работа с картинками способствует формированию навыков соотнесения изображения с понятием. Ребенок учится называть слова, правильно озвучивать их окончания.
  • Игры по развитию мелкой моторике рекомендуются для развития речевых навыков. Одновременно с лепкой из пластилина, песка, складывания фигурок, несложных конструкций из кубиков дети обучаются новым словам.
  • Проведение логопедического массажа широко практикуется при лечении алалий. Он развивает отдельные мышцы рта, ставит навыки правильного произношения. Ребенок учится управлять мышцами с помощью вытягивания губ, удержания языка у верхнего неба, круговых движений языком.

Лечение недоразвития речи носит длительный характер и должно проводиться в системе. Тогда оно будет иметь положительный результат.

Вместо заключения

Ребенка, страдающего моторной либо сенсорной алалией, важно адаптировать в социуме, чтобы не усугублять сопутствующие болезни и расстройства нервной системы и психики. Рекомендуется посещение специализированных детских учреждений, консультации, лечение у психотерапевта. Коррекционная работа с детьми по развитию речевых умений является сложным и долгим процессом. Родителям следует обратить внимание на развитие и возможные нарушения речи у ребенка с первых месяцев жизни малыша. Чем раньше будет проведено обследование и приняты меры по лечению алалии, тем больше шансов на успех.

Симптомы алалии у детей в 3-4 года

Алалия – тяжелое нарушение речи, вызванное поражением центров головного мозга, которые отвечают за восприятие и воспроизведение речи. Как быстро у ребенка появится нормальная речь, зависит от формы и степени нарушения и своевременности начала коррекции. Например, при моторной алалии прогноз благоприятный, если заболевание распознали вовремя. При сенсорномоторной и сенсорной формах сложно дать какой-то определенный прогноз. Все зависит, насколько рано родители обратились за помощью к неврологу и логопеду.

Окончательный диагноз ставится в 3-4 года, в карте ребенка обычно пишут: общее недоразвитие речи. Однако формируется болезнь еще в период внутриутробного развития и раннем детстве, поэтому очень важно с младенчества внимательно наблюдать за развитием ребенка.

Признаки моторной и сенсорномоторной алалии

Моторная форма вызвана поражением центра Брока, который отвечает за способность формулирования и воспроизведения завершенной мысли устно или письменно. Дети с моторной алалией обычно понимают, что им говорят, но не могут выразить свои желания и мысли.

При легкой степени поражения речь представлена отдельными словами, которые стоят в начальной форме и не связаны во фразу. Ребенок не может изменить слово по числам, родам, падежам, не использует предлоги и союзы. При тяжелой форме речь отсутствует, и он заменяет ее мимикой, интонацией и жестами.

Симптомы:

  • Речь формируется в 4-5 лет
  • Ребенок не может построить простейшую фразу.
  • Скудный словарный запас.
  • Плохое произношение. Ребенок меняет местами слоги, путает схожие звуки.
  • Заторможено умственное развитие.
  • Низкое развитие мелкой моторики: ребенок с трудом удерживает мелкие предметы, медленно застегивает пуговицы, завязывает шнурки, плохо управляется с ложкой и вилкой.
  • Плохо развита и координация движений. Малыш часто спотыкается, не умеет прыгать на одной ноге, проходить по ровной линии. У него нет чувства ритма.

При моторной алалии ребенку сложно сконцентрироваться на каком-либо определенном занятии, он устает, отвлекается, капризничает.

С моторной формой алалии часто сочетается сенсорная алалия – наиболее тяжелое проявление заболевания, поскольку страдает не только воспроизведение речи, но и ее восприятие. Добавляются еще и такие признаки:

  • вялость или, наоборот, гиперактивность;
  • медленная реакция;
  • непонимание речи.

Сенсомоторная алалия часто сопровождается заиканием, нарушениями слухоречевой памяти, отсутствием связи между произнесенным словом и его значением.

Симптомы, указывающие на сенсорную алалию

Наблюдается тяжелые поражения участка головного мозга (центра Вернике), отвечающего за анализ речевых сигналов. Ребенок прекрасно слышит то, что ему говорят, но не понимает 90% и более слов, поскольку не связывает конкретный предмет или действие со звуковым образом слова.

Такие дети «разговаривают» на собственном языке, однако их речь абсолютно неразборчива – несколько слов произносятся как единое целое, путаются отдельные слоги и звуки. Невозможно выделить слова и их смысл, поэтому для окружающих ничего не непонятно. Для выражения своих чувств, желаний, потребностей он использует мимику, интонацию, жесты.

При тяжелых формах алалии ребенок слышит звучащую вокруг речь как бессмысленный шум. Если нарушение носит легкий характер, то он может правильно воспринимать некоторые слова и даже их произносить, но внутри фразы они «теряются», и малыш их не слышит.

Поскольку ребенок не пользуется речью, то и контакты с окружающими сведены к минимуму. Постепенно он замыкается в собственном мире, поэтому сенсорную алалию часто ошибочно диагностируют как аутизм, также ее могут спутать с тугоухостью. С возрастом визуальное восприятие ребенка искажается, он заметно отстает в умственном развитии от нормально говорящих сверстников. В поведении прослеживаются серьезные нарушения.
Для сенсорной алалии характерны следующие симптомы:

  • ребенок с трудом сосредотачивается на конкретном предмете или занятии;
  • реакция на звуки очень слабая или отсутствует совсем;
  • настроение у малыша чаще всего подавленное, он держится как бы отстраненно, хотя может быть очень активным и руководствуется при своих действиях мгновенным импульсом;
  • в первой половине дня ребенок понимает обращенную к нему речь с большим процентом вероятности, чем вечером;
  • на резкие громкие звуки он не реагирует, а вот к словам, сказанным тихим спокойным голосом, он прислушивается охотнее;
  • на обыденные звуки, которые нормально говорящим человеком воспринимаются как фоновый шум, например, льющаяся вода, порывы ветра, звон посуды, ребенок реагирует очень болезненно;
  • малыш приходит в восторг от звучания собственного голоса и с удовольствием изучает его возможности.

Если ребенок страдает легкой формой сенсорной алалии, то даже те слова, которые он хорошо знает, он произносит неправильно, заменяя один звук другим, и не может связать их во фразу. Малыш может постоянно болтать, повторяя все известные ему слова, часто повторяет за взрослыми услышанное, но ничего не понимает и не запоминает.

Что делать, если вы заметили тревожные симптомы?

Если у ребенка в 3-4 года наблюдаются некоторые признаки алалии, то необходимо как можно раньше показать его специалистам – неврологу, логопеду и психологу. Это очень сложное и тяжелое нарушение, поэтому коррекция ведется одновременно в нескольких направлениях:

  • медикаментозная терапия – для полноценного питания и насыщения кислородом мозговых клеток, стимуляции их работы, улучшения концентрации внимания, памяти и восприятию информации;
  • логопедический массаж – для развития мышц и подготовки артикуляционного аппарата к постановке правильного произношения;
  • физиотерапия и рефлексотерапия – для образования недостающих нейронных связей, улучшения кровоснабжения головного мозга;
  • занятия с логопедом-дефектологом, направленные на развитие речевых навыков и высших психических функций.

Что касается прогноза, то можно сказать с уверенностью только одно: чем раньше вы начнете, тем выше шансы сформировать нормальную речь. Будьте готовы к тому, что на это может уйти несколько лет.

«Алалия не уйдет сама по себе»: логопед Олеся Жукова — о том, чем это нарушение развития речи отличается от других

Алалию относят к тяжелым нарушениям развития речи. Но и она поддается коррекции, если начать лечение вовремя. Как не пропустить это нарушение и к чему готовиться родителям детей с таким диагнозом, рассказывает логопед и специалист по раннему развитию Олеся Жукова.

Олеся Жукова — логопед высшей категории, автор книг по детскому развитию, автор методики раннего обучения чтению. Создатель «Центра развития и абилитации ребенка «Логопед-Профи» и логопедического проекта «Логошоу «Давай заговорим». Героем первого сезона стал мальчик Дима, 3 лет 7 месяцев, с диагнозом «моторная алалия».

Алалия: моторная и сенсорная

— Что такое алалия с медицинской точки зрения, какая она бывает?

— Алалия в прямом переводе означает «без речи». Это группа нарушений, при которых у ребенка не развивается самостоятельная речь без коррекционных воздействий. Традиционно выделяют две формы алалии — моторную и сенсорную. Хотя сейчас различные логопедические школы спорят по этому вопросу. Кто-то говорит, что вместо моторной алалии надо говорить про первичное нарушение — артикуляционную диспраксию (нарушение программирования моторной стороны речи – прим. ред.), а вместо сенсорной — про слуховую агнозию (нарушение акустического распознавания неречевых и речевых звуков и речи — прим. ред.). Так или иначе, жалоба у родителей одна — ребенок не говорит. И специалист должен выявить причину и характер задержки речевого развития.

— Почему возникает это нарушение?

— Алалия возникает при органическом повреждении головного мозга. Оно может случиться внутриутробно, в процессе родов или в раннем периоде (до 3 лет) развития ребенка. Поэтому первый вопрос, который мы задаем маме: как протекали беременность и роды? Там можно найти факторы риска. Это либо патологии беременности, либо проблемные роды, либо недоношенность. Но иногда невозможно сказать, почему нарушение возникло. Есть мнение, что алалия возникает из-за того, что молодые клетки мозга не созревают в зрелые, вернее, созревание происходит медленнее. И сроки его длительнее, чем у нормотипичных детей.

— В чем разница между моторной и сенсорной алалией?

— Сенсорная алалия — тяжелое нарушение, при котором есть проблемы с пониманием обращенной речи. Как следствие, речь у ребенка не формируется. При моторной алалии он понимает обращенную речь, но сам без помощи специалиста не начинает говорить. В основном, у таких детей есть небольшой репертуар звукоподражаний голосам животных и птиц. Но бывает тяжелая степень моторной алалии, при которой ребенок совсем ничего не говорит или может произнести только гласные звуки.

Чаще встречаются дети, которые могут произнести отдельные звуки и даже слоги. То есть слово «собака» ребенок с моторной алалией повторить не может, а если я прошу повторить каждый слог отдельно: «Со», «Ба», «Ка», то он повторяет. Потенциально ребенок говорить может, но он не в силах объединить между собой слоги, чтобы получилось слово.

— Как проявляется сенсорная алалия?

— У ребенка нарушено понимание обращенной речи, и поэтому не развивается собственная. Здесь другая симптоматика и другой темп восстановления, потому что это более тяжелое нарушение. Биологически слух у таких детей сохранен, но нарушена обработка акустических сигналов, поступающих в мозг. Например, у нас слово «стол» ассоциируется с соответствующим зрительным образом. А у детей с сенсорной алалией не происходит наложение акустического сигнала и смысла слова. Это не значит, что ребенок с сенсорной алалией не научится узнавать слова родного языка на слух. Но ему потребуется гораздо больше усилий.

Часто это нарушение путают с аутизмом: ребенок так же может не смотреть в глаза, не вступать в коммуникацию. Но он критичен, у него может быть сохранно чувство юмора. Если такому ребенку правильно определить учебную задачу, опираясь не на речь, а объясняя с помощью жестов, сравнений, зрительных подсказок, он начинает вступать в контакт.

— Когда чаще всего диагностируют алалию?

— В 3 года можно уже поставить диагноз. Но думающий специалист не будет говорить категорично. Есть понятие первичного диагноза и окончательного. На первом приеме я могу сомневаться в диагнозе. Чтобы получить истинную картину нарушения, мне необходимо понаблюдать за ребенком в динамике, в ходе коррекционных занятий. Тогда на первичной консультации я могу написать: задержка развития речи по типу, например, моторной алалии. Часто нарушение речевого развития может осложняться особенностями поведения ребенка, состоянием слухового и зрительного внимания.

— Как отличить темповую задержку развития речи от моторной алалии?

— При темповой задержке развития речи анамнез ребенка благополучный, или, как говорят невропатологи, «чистый». Указаний на возможное очаговое органическое повреждение мозга нет. Высокий балл по шкале Апгар. Отсутствие патологий беременности и родов. Ребенок не состоял на учете у невролога, благополучно развивался первые 3 года жизни: начал агукать, ручки протягивать, ползать, ходить, когда положено. То есть все было нормотипично. Но самое главное – ребенок понимает обращенную речь, выявляется высокий уровень развития невербального интеллекта. В процессе работы с логопедом такие дети показывают быстрое развитие речи по типу «языкового взрыва». Речь формируется по законам развития родного языка, без нарушений грамматического строя, но с незначительным опозданием. Но понять, что это — темповая задержка речи или алалия — может лишь логопед.

— А каковы причины у темповой задержки?

— Их несколько. Темповая задержка развивается у соматически ослабленных детей. Если ребенок часто болел, длительно находился в стационаре, все внимание родителей было сосредоточено на здоровье, а не на его речевом развитии. Или ситуация педагогической запущенности. Например, если родители проводят все время с гаджетами. Напомню, у такого ребенка хорошее понимание речи и высокий невербальный интеллект. Он выполняет многоступенчатые инструкции: «подойди к окну», «возьми мишку», «принеси мне…». Но с ним мало разговаривают, не уделяют должного внимания развитию его познавательных и игровых интересов. Когда логопед начинает заниматься, такой ребенок дает бурную динамику. Примерно через месяц занятий появляется фразовая речь. И она правильно оформлена грамматически. А вот при моторной алалии появляющаяся речь носит «дефектный» характер: с аграмматизмами, нарушениями синтаксической стороны речи. Фразовая речь формируется сложно и с отставанием во времени.

Читайте также:  Конспект занятия по развитию фонематического восприятия

Коррекция алалии

— Каков прогноз речевого развития ребенка с алалией?

— Три главные составляющие определяют прогноз. Первое — его индивидуальные особенности головного мозга, степень пластичности нервной системы, компенсации этого нарушения. Второе — правильно выбранная стратегия работы. Третье — системность и регулярность посещаемых занятий у специалиста.

— Существует ли «золотой стандарт» коррекции?

— Все зависит от степени выраженности. Но подход одинаков для всех тяжелых нарушений развития речи: комплексное медико-педагогическое лечение грамотного логопеда и невролога. Родители должны осознавать, что кроха 3 лет, который занимается 2–3 раза в неделю по 45 минут, получает почти школьную нагрузку. Поэтому одновременно его здоровье надо поддерживать медикаментозно, чтобы он легче переносил учебную нагрузку. Кроме того, логопед должен увидеть, понять, есть ли осложняющие моменты, необходимо ли пройти дообследование. Например, исключить эпилептическую активность, когда ребенок уже вроде начинал говорить, а потом раз и пошел откат назад. Надо сделать МРТ, ЭЭГ.

— Сильно ли отличается коррекция сенсорной и моторной алалии?

— Сенсорная алалия более сложная в плане коррекции. Есть дети, которые на начальном этапе работы могут ориентироваться только на знаки и жесты. Родители, пытаясь дать ребенку зрительную опору, начинают использовать в быту жесты. Сенсорному алалику они помогают опосредованно понять смысл просьбы, снимают напряжение. Жест — это своеобразный костыль, помощник ребенка. Я советую родителям таких детей, сфотографировать их в разных ситуациях и повесить фото на стенку: он спит, ест, играет. Можно научить ребенка общаться с помощью таких нехитрых подсказок. Например, ребенок может принести маме картинку, на которой он смотрит мультик, и она поймет, что он таким образом просит включить телевизор.

Взрослые люди с сенсорной алалией рассказывают, какие у них есть трудности распознавания акустических сигналов. Для нас есть основной сигнал, который мы слушаем, например, голос собеседника, а остальные звуки как будто приглушены. А у людей с сенсорной алалией звуки могут накладываться друг на друга, затрудняя распознавание, восприятие звукового сигнала. Человек дестабилизирован, его надо учить слышать главный сигнал и игнорировать второстепенный.

В результате направленного обучения дети с сенсорной алалией постепенно учатся сопоставлять акустические сигналы с образами. Но самостоятельно эта связь формируется медленнее, а в ряде случаев не формируется. В целом, дети с сенсорной алалией после коррекции могут даже учиться в обычной школе. Главное, чтобы она начиналась как можно раньше.

— Может ли ребенок с алалией не заговорить совсем?

— Это драматическое развитие событий. У меня был пациент из Грузии, который не говорил в 7 лет. Одним из главных методов обучения, который я использовала, был прием вызывания речи через обучение чтению и письму. Я знакомила ребенка с буквой, учила ее называть и вводила букву в слог, который он произносил. Потом из этих слогов мы составляли слова простой слоговой структуры, например, «ма-ма», «но-га», «ли-са». Это очень упрощенное объяснение методики чтения, но она сработала. Мальчик одновременно учился говорить, читать и писать.

Формирование речи: правда и мифы

— «Ребенок не говорит фразами в 3 года — не повод беспокоиться».

— Специфические нарушения и угрозы видны раньше 3 лет. Важно как можно раньше выявить нарушение и начать с ним работать. Потому что ребенок с алалией в 3 года и в 5 лет — огромная разница. Задержка развития речи будет приводить к вторичной задержке психического развития. Если родители думают, что с 5 лет ребенок пойдет в речевую группу и скомпенсируется, то этого не произойдет: он может так и не догнать сверстников.

— «Мальчики часто начинают говорить позже, чем девочки».

— Это миф. То есть девочки могут начать говорить раньше условной нормы, но «не мальчики позже». К 2,5 годам дети должны говорить фразами, и если этого нет, значит, есть задержка. 3 года — уже высшая граница отставания.

— «В роду были «молчуны», которые не говорили до 4–5 лет, а потом сразу начали сыпать предложениями».

— Для логопеда такая история означает только одно — в семье есть угроза, генетическая склонность к задержке речевого развития. Причем в последующих поколениях это нарушение может усугубиться. Проблема в том, что охлаждают пыл родителей и советуют прийти позже те специалисты, которые часто сами не умеют работать с маленькими детьми. Логопеду поставить звук у ребенка дошкольного возраста намного проще, чем вызвать речь. Неврологу легче назначить препарат. Часто такие специалисты дают советы, которые приводят к необратимым последствиям. Так что полагаться на миф — опасная тенденция.

— «Ребенок пропил курс препарата или ему сделали процедуры, и он заговорил».

— Значит, это была темповая задержка развития речи. Алалия не уходит сама по себе. Представьте, что вы решили выучить китайский язык. Если я вам сделаю массаж, вы его выучите? Нет. Если курс микрополяризации пройдете, заговорите по-китайски? Нет. И от ноотропов тоже. Для того чтобы научиться говорить, нужно учиться говорить. Других рецептов нет!

Что такое заболевания алалия и что с ним делать

Существует множество различных заболеваний, влияющих на развитие ребенка и человеческой личности в целом. Один из таких недугов, известный, как алалия у детей, обладает характерными симптомами. Выражается это в задержке развития речи или даже ее полном отсутствии. Как распознать данное заболевание, что можно сделать и насколько это серьезно, пойдет речь в данной статье.

Что такое алалия

Так называют комплекс проблем, выражающийся в поражениях долей головного мозга, отвечающих за формирование речи. По статистике, критические для определения болезни периоды составляют:

  • развитие в утробе матери;
  • первые 3 года с момента рождения.

Алалия у детей с ее характерной симптоматикой становится заметной, как только малыш начинает пытаться говорить. Специалисты относят к первым признакам бедный словарный запас, проблемы со структурой слога и фонемами, ошибки в произношении. При первых проявлениях недуга родителям нужно немедленно показать ребенка врачам, а уже они решат, насколько серьезны опасения.

Важно. Развитие речи – процесс индивидуальный, у разных детей он протекает по-своему. Окончательные выводы можно будет сделать только после проведения специального обследования у логопеда и невропатолога.

Вероятные причины алалии

Как свидетельствует беспристрастная статистика, алалию у ребенка в 3 года и ее симптомы выявляют приблизительно в 1 случае из 100 (это касается и детей дошкольного возраста), а у школьников – гораздо реже. Логопеды относят ее к группе заболеваний общего недоразвития речевых навыков (ОНР).

Не существует строго определенных и четко выявляемых причин болезни. Вероятнее всего, это:

  1. кислородное голодание младенца;
  2. инфицирование плода матерью (TORCH-синдром);
  3. досрочное прерывание беременности;
  4. перенесенные токсикозы;
  5. перенесенные матерью травмы с повреждениями плода;
  6. ряд специфичных заболеваний, диагностированных у роженицы (гипотония, гипертензия, недостаточность – сердечная и легочная).

В большинстве ситуаций результатом тяжелого протекания периода вынашивания ребенка являются сложные роды и последующая патология. Говоря проще, любые анормальные процессы, возникшие до родов, во время рождения малыша с высокой долей вероятности скажутся на его развитии.

В перечень факторов, которые в будущем могут стать причинами недоразвития речи, входят недоношенность, асфиксия при родах, изменение нормального ритма родовой деятельности (преждевременные, затяжные), перенесенные младенцем внутричерепные травмы и так далее. Кроме указанных, в группу риска входят энцефалиты и менингиты, заболевания, связанные с нарушением работы мозга.

Иногда педиатры, в ответ на вопрос, что это за болезнь – алалия, выдвигают версию, что проблемы скрываются в наследственности и общей предрасположенности родителей (ближайших родственников) ребенка. Повлиять на приобретение данного недуга также могут перенесенные в ранние годы хронические (или частые) респираторные заболевания, пневмонии, авитаминозы (рахит).

Продолжают перечень оперативные вмешательства под общим наркозом, плохая социальная адаптация (элементарное отсутствие у ребенка вербальных контактов в необходимом количестве). Поэтому, чаще всего, при выдвижении такого диагноза в анамнез педиатр вносит несколько вероятных причин, приведших к болезни.

На уровне головного мозга причины алалии скрываются в неравномерном (неполном) развитии нервных клеток, что, в свою очередь, приводит к инертности основных функциональных процессов. Без внешнего вмешательства пациенту (учитывая его возраст) тяжело справиться с данными проблемами. Вывод один: требуется активная, интенсивная терапия.

Классификация болезни

За время изучения алалии и ее лечения была накоплена серьезная база данных, облегчающая классификацию болезни. Чаще всего современные логопеды основываются на методе оценки, предложенном В.А. Ковшиковым. Согласно ему, различают моторную (экспрессивную) и сенсорную (импрессивную) формы. Встречается также смешанная алалия, обладающая признаками обоих видов.

Моторная форма развивается вследствие раннего поражения отдела коры головного мозга, отвечающего за речедвигательный анализ. Малыш полностью понимает, когда к нему обращается, слышит речь, но сам говорить не может. Моторный вид, в свою очередь, подразделяется на афф и эфферентные подвиды. В первом случае развивается дисфункция постцентральной извилины (нижние теменные сегменты, расположенные в левом полушарии). Второй подвид проявляет себя в заторможенности развития премоторной коры (центр Брока, задняя треть нижней извилины в лобной части).

Сенсорная форма, напротив, выражается в проблемах с восприятием звуков (при этом слуховые нервы не поражены) из-за нарушения анализа, синтеза речи в центре Вернике (задней трети височной верхней долевой височной извилины).

Экспрессивная разновидность определяется по специфичным вербальным и невербальным (основанных на неврологической и психологической составляющих) признакам. О проблемах с неврологией свидетельствуют вялая (недостаточная) мелкая моторика пальцев: ребенку сложно дается застегивание пуговиц и завязывание шнурков. Это также выражается в общих двигательных симптомах – неловкости, плохой координации движений. В отдельных случаях малышу сложно управляться с обычными занятиями своих однолеток – складыванием головоломок или мозаики.

Важно. О симптомах болезни можно говорить только в том случае, если у ребенка проявляются явные отклонения в развитии, в то время, как его сверстники успешно справляются с ними. Но окончательный диагноз должен ставить специалист и то после проведения соответствующего обследования.

Кроме указанных, педиатры иногда отмечают проблемы с памятью, восприятием, рассеянное внимание, трудности с эмоциональными проявлениями. Возможен разброс пациентов по степени активности от полной заторможенности до гиперподвижности, при этом общими будут быстрая утомляемость и недостаточная работоспособность.

Побочным эффектом алалии является отставание в интеллектуальном развитии – оно со временем стабилизируется, если вовремя обратить на это внимание и заняться лечением. Одним из самых характерных считают ярко выраженный диссонанс между восприятием ребенком чужой речи и собственными попытками изъясняться (заметны грубейшие отклонения, вплоть до полного отсутствия речи).

Внимание. К начальным проявлениям алалии относят задержку в развитии речевого аппарата: малыш не начинает гулить и лепетать, не может произносить простейшие одно двухсложные слова, отделывается невнятными репликами.

При эфферентной форме мозг не в состоянии анализировать речь и управлять соответствующими органами, что иногда приводит к заиканию. Страдает словарный запас (он крайне беден), детям тяжело общаться со сверстниками. Понимание смысла слов дается с трудом, они часто употребляются не к месту и не так, как при нормальном развитии.

Очередная примета экспрессивной формы – подавляющее преобладание для существительных именительного падежа при почти полном отсутствии иных форм речи, проблемы с изменением остальных частей. Связная речь также формируется с нарушениями: ребенок не понимает разницу между разными явлениями, первоочередным и второстепенным, не различает времена и их связь.

Признаки и симптомы заболевания

У каждого ребенка педиатры выделяют типичные этапы развития: проявления реакции на обращение к нему, движения руками, попытки имитировать речь и вести диалог. Как только наблюдается задержка с достижением определенных результатов, имеет смысл говорить об алалии у детей, ее симптомах, прогнозах и лечении. Если малыш не гулит, не лепечет или вовсе молчит, то в диагнозе можно практически не сомневаться.

Различные виды заболевания сопровождаются характерными отклонениями: трудностями с мелкой моторикой, проблемами с речью (при адекватной реакции на чужие слова), нарушениями в работе вестибулярного аппарата и координации движений. Иногда первичная форма переходит в заикание.

Диагностика

После предварительного диагностирования заболевания пациентов направляют на консультацию к профильным специалистам: неврологу, отоларингологу, психологу и логопеду. Подобное комплексное обследование необходимо для определения масштабов заболевания, а также назначения эффективной терапии. Может быть назначено проведение электро и эхоэнцефалограмм, рентген черепа, оценка реакций на звуковые раздражители и состояния органов слуха.

Важно оценить положение со способностью ребенка запоминать, в особенности – воспринимать слова на слух (чтобы потом суметь их повторить). Логопедический анализ помогает, начиная с подробностей раннего развития, определить вероятные причины и назначить эффективное лечение.

Лечение

Терапия, в связи с множественностью причин заболевания, носит комплексный характер: дети направляются в специализированные центры и санатории, где, одновременно с медикаментозным лечением, применяется водолечение, физиопроцедуры, различные электростимулирующие методы.

Важно помочь ребенку наверстать упущенное, в ненавязчивой форме привить навыки нормального общения. Стимулирующий эффект также могут оказывать подвижные игры, речевки, считалки, головоломки для развития мелкой моторики.

Профилактика

В случае выявления алалии у детей, лечение в домашних условиях сводится к выполнению рекомендаций врача. Иногда специалисты советуют, как меру профилактики, использовать раннее обучение чтению и письму. Направление для коррекции может задать логопед, подсказав, какими упражнениями стоит заняться. Акцент делается на правильном формировании звукопроизношения.

Особое внимание уделяется постепенному накоплению требуемого словарного багажа с его постоянным, периодическим обновлением. Ввиду возможности выявления алалии уже в первые годы развития, если начать ее коррекцию в 3-4 летнем возрасте, то шансы на полное излечение заболевания и его последствий достаточно высоки.

Профилактические меры означают соблюдение рекомендаций лечащего врача во время беременности, а также минимизацию всех оговоренных выше факторов, способных повлиять на сложное протекание родов.

Моторная алалия у детей

Это результат задержки развития языка из-за проблем когнитивных функций (необходимые для развития языковых функции). Этими показателями являются: уровень понимания речи, развитие невербальных познавательных функций, уровень развития социальных представлений и звукопроизношение (последнее – функция слухоречевого перцептивно-моторного контура мозга – управление).

В некоторых исследованиях, где основное внимание уделялось детям с тяжелыми проблемами понимания, возникал вопрос: «Трудности в понимании являются слуховыми или исключительно лингвистическими нарушениями?»

Диагноз моторная алалия стремительно набирает обороты среди неврологов и логопедов. В проведенных клинических исследованиях выявленный диагноз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек (в соотношении 4:1). Причина этой связи пока не известна. Никакой связи с генами в половых хромосомах не обнаружено.

Моторную алалию принято характеризовать по признаку «ребенок все понимает, но не говорит». К сожалению, это неверная трактовка. Ребенок с моторной алалией так же может иметь проблемы в понимании речи, инструкций.

Речь – это язык в действии. Что такое язык?

Язык – это сложная знаковая система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей. Будучи неразрывно связан в своем возникновении и развитии с данным человеческим коллективом, язык представляет собой явление социальное. Язык образует органическое единство с мышлением, так как одно без другого не существует.

По определению В. А. Ковшикова, моторная алалия – это расстройство языка, которое характеризуется нарушением (в онтогенезе) усвоения в экспрессивной речи инвентаря языковых единиц и правил их функционирования. В процессе порождения речи это проявляется в невозможности или разладе производства грамматических, лексических и фонематических операций при полной или относительной сохранности смысловых и моторных (артикуляторных) операций.

Языковая задержка отличается от задержки речи тем, что в коррекции языковой задержки мы не занимаемся развитием механических и двигательных аспектов речевого производства. То есть, коррекция не строится на развитие артикуляции. Логопедический массаж в данном случае не будет продуктивным, равно как и артикуляционная гимнастика.

Говорение (осуществление речевых высказываний в звуковой форме) – это двухэтапный процесс.

Первый этап – кодировать сообщение в набор слов и конструкций предложений, которые передают требуемый смысл, – то есть на язык.

Пример. Необходимо сказать, что хочешь мороженое. Нужно расставить слова в таком порядке, чтобы передать именно этот смысл. То есть, не «где мое мороженое», не «я хочу холодное», не «хочу лед». Нужно подобрать слова. Это процесс поиска слова.

Читайте также:  Подгрупповое коррекционное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Поможем Золушке"

На втором этапе – язык переводится в моторные команды, которые управляют артикуляторами (органами и структурами, такими как: легкие, голосовые связки, рот, язык, зубы и т.д.). Таким образом появляется речь, то есть устно выраженный язык.

Чтобы язык формировался правильно и ребенок мог начать говорить, необходимо фонологически обработать услышанное.

Понятия нарушения речи и нарушения языка оторваны друг от друга.

Ребенок может иметь задержку в речи (т.е. не в состоянии создавать понятные звуки речи), но не задерживается на языке, например при дизартрии или заикании.

Однако, ребенок с задержкой языка, как правило, еще не способен оформить свою мысль. Следовательно, у него будет большая вероятность задержки речи.

Языковые задержки являются наиболее частыми задержками в развитии и могут возникать по многим причинам.

Задержка может быть связана с тем, что ребенок является «поздней пташкой» (индивидуальная особенность). Но важно знать, что ЗРР может маскироваться и под серьезную проблему.

  • Потеря/снижение слуха
  • Медленное развитие (индивидуальные особенности). У ребенка медленно созревает определенные мозговые структуры или имеется дисплазия мозга.
  • Интеллектуальная недостаточность
  • Психосоциальная депривация – ребенок не достаточно времени общается со взрослыми. Стоит отметить: исследования по раннему развитию мозга показывают, что младенцы и малыши остро нуждаются в непосредственном взаимодействии с родителями и другими близкими людьми/воспитателями для здорового роста мозга и развития соответствующих социальных, эмоциональных и когнитивных навыков.
  • Расстройство гиперактивности и дефицита внимания
  • Аутизм. Имеются убедительные доказательства того, что аутизм связан с задержкой языка.
  • Синдром Аспергера. Находится в аутистическом спектре, однако, не связан с задержкой языка.
  • Селективный мутизм – ребенок просто не хочет говорить.
  • Генетические аномалии. В 2005 году исследователи обнаружили связь между выразительной языковой задержкой и генетической аномалией: дублированный набор тех же генов, которые отсутствуют у страдающих синдромом Вильямса-Беурена.

Основной клинический симптом моторной алалии– нарушение перехода от наблюдаемого объекта, воспоминания, ощущения, мысли или идеи к произнесению слова, повествованию и в целом к вербальной̆ экспрессии, а также к внутренней̆ речи.

Артикуляция, построение фраз, кратковременная вербальная память, слуховое восприятие и навыки понимания речи могут нарушаться в различной̆ степени и влиять на клиническую картину в целом.

  • позднее языковое обучение и длительное молчание
  • «сломанная» речь (нарушение слоговой структуры)
  • отсутствие лексики
  • проблемы с синтаксисом
  • понимание речи затруднено
  • проблемы в изучении
  • нарушение внимания
  • когнитивные расстройства с психомоторной задержкой
  • недостаточное понимание глаголов

Дети с моторной алалией (правильно воспринимающие явления) не могут выразить мысль в экспрессивной речи или выражают ее в неправильной языковой форме. У них имеется нарушение в операции поиска слова.

В чем это выражается? Ребенок может все правильно показать на картинке, при этом с подбором слов возникают проблемы. Как следствие, вместо «щека» ребенок говорит «голова», вместо «ванна» – «мыться».

Примеры поиска слов у детей с алалией (косой скобкой отмечены паузы).

Примеры успешного поиска:

свитер → кофта / капюшон / пальто / свитер;

карусель → можно кататься, когда сядешь на любое, где тебе нравится и поедешь / карусель;

зебра → лось / не лось / дома у меня есть / зебра;

душ → вода / дождик назвать можно / не знаю / есть дома пластмассовый / это душ;

печенье → а как там / торт / не торт / пар. / папиросы что ли / карандаш что ли / торт / вафли / с чаем пьем / печенье;

дом → город / Ленинград / дом; холодильник ®дверь / шкаф / холодильник.

Примеры безуспешного поиска:

гора → камни /земля;

озеро → вода / лодка

щеки → лицо / красные / красные / ноги / руки /лицо;

петух → курица / гребешок / гребешок / гребешок / золотой гребешок / гребешок / курочка ряба / гребешок / золотой гребешок.

Степень нарушения в разных областях языка (грамматика, слоговая структура слова, лексика) может варьироваться от ребенка к ребенку. Дети могут иметь разные комбинации проблем. Рассмотрим их подробно.

Грамматика

Способность ребенка употреблять слова в правильном падеже, склонять слова, сочетать с числительным: «Кого ты поймал?» – «паукА, мухУ», «два яблокА».

Ребенок с нарушением может сказать «Я прыгаю сюда», вместо «Я прыгнул сюда». Или «Карандаш на обуви синим». Людям бывает трудно понять смысл сказанного. Из-за нарушенного порядка слов и затрудняется понимание. Что в этом предложении синее, обувь или карандаш?

Семантика

Относится к способности ребенка понимать смысл слов и как значения выражаются в сочетании слов вместе.

Дети с моторной алалией часто имеют ограниченный словарный запас и могут использовать небольшой набор слов с довольно общими значениями.

Поиск слов

Дети с нарушениями могут знать слово, но с трудом получают доступ к нему для воспроизведения.

Дискурс

Дискурс относится к уровню организации языка вне предложения. Ребенок с ограничениями в этом домене может иметь ограниченную способность рассказывать историю или описывать набор событий в логической последовательности.

Например. Вам говорят «роза». Вы представляете себе цветок. Вы считаете, что все девушки любят розы. Роза должна быть красной. Она символизирует любовь. Про розы пела какая-то эстрадная певица. И еще есть группа, в названии которой фигурирует это слово. Все эти смыслы, всплывающие у вас в голове, – ваш дискурс.

Устная память и обучение

Проблемы с запоминанием слов или предложений могут повлиять как на изучение нового словаря, так и на понимание длинных или сложных предложений.

Фонология- это отрасль лингвистики, связанная с тем как звуки объединяются в словах. Дети с трудностями в фонологии могут не различать определенные речевые звуки, такие как «том — дом — ком — ром — сом — ном — лом», «провел — прочел». Такие трудности не являются необычными, это часть этапа развития у малышей, но чаще они решаются к тому времени, когда детям исполняется 4-5 лет.

Важно отметить, что трудности с произведением некоторых речевых звуков абсолютно точно могут уменьшить разборчивость речи. Кроме того, более тонкие нарушения в распознавании конкретных звуков в словах (фонологическое осознание), могут привести к трудностям с формированием грамотности.

Проблемы с актуализацией слова

Для примера, я занимаюсь с мальчиком и он легко актуализирует достаточно сложные слова: «подбирай», «чуть-чуть», но никак не может произнести простые слова: «буду», «вода».

Дополню, что детям с алалией трудно вспоминать слова, а так же:

  • присутствуют расстройства процессов зрительной и слуховой (кратковременной и долговременной) памяти, особенно это касается произвольной памяти
  • имеется расстройство произвольного внимания
  • наблюдается речевой негативизм

Одним из сопутствующих нарушений при алалии является диспраксия.

Дети у которых хорошо развита экспрессивная речь, нормальный синтаксис и понимание, но при этом имеются трудности с четкостью в речи (с искажениями, заменами, ошибками согласования и пропусками согласных), – страдают диспраксией.

Фонологическая обработка

Обычно данный̆ синдром сопровождается коморбидными ( наличие нескольких хронических заболеваний, связанных между собой единым патогенетическим механизмом) нарушениями в двигательной сфере. В речи отсутствуют согласные звуки, может наблюдаться речь из гласных звуков. При этом дети могут жестикулировать.

Поскольку каждый ребенок индивидуальный, то степень нарушения того или иного сегмента языка у каждого своя. У кого-то могут отсутствовать явные нарушения в слоговой структуре слова, но могут быть очень большие проблемы в грамматике.

  • Используйте короткие, простые предложения.
  • Визуальное подкрепление. Часто визуальная поддержка, такая как изображения, знаки и демонстрация, может быть действительно полезна для детей с языковыми трудностями.
  • Комментируйте деятельность, а не задавайте вопросы. Естественно, что мы в разговоре задаем много вопросов. Однако для детей с языковыми трудностями отвечать на них затруднительно.
  • Не давите на ребенка и не отбивайте желание говорить.
  • Предлагайте выбор. Иногда детям с алалией может быть трудно запоминать слова. Вместо вопроса «Что ты хочешь съесть?», попробуйте спросить: «Ты будешь яблоко или банан?».
  • Для очень маленьких детей нужно показывать предлагаемые предметы, прежде чем спрашивать о них.
  • Предлагайте очевидный выбор, чтобы давать детям чувство уверенности.

Дорогие родители, если, вы заметили, что вашему ребенку сложно выражать себя, речь «не идет» то не ждите возраста трех лет. Обязательно обратитесь к неврологу, логопеду для диагностики и консультации.

Коррекция речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья — опыт профессиональной работы

Методическая разработка «Коррекция речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья — опыт профессиональной работы».

Речь у детей с ограниченными возможностями здоровья обычно формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова после 3-4 лет. Как правило, эти дети понимают речь окружающих, но сами затрудняются говорить, словарный запас их беден, фразы аморфные, наблюдается множественные дефекты произношения.

Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов. У таких детей недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.

Чаще всего больной ребенок, который постоянно находится дома, сложно идет на контакт. Поэтому основная задача учителя-логопеда – выстроить рабочие отношения с родителями ребенка таким образом, чтобы через них развивать у ребенка все компоненты речевого развития и постепенно подготовить его к полноценным логопедическим занятиям.

Самое важное, о чем должны помнить родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нужно поддерживать в семье спокойные, ровные отношения. Тяжело сказывается на семейных отношениях нарушение социальных связей, когда один из родителей частично или полностью выключается из общественной жизни и лишается из-за этого психологической помощи, позволяющей противостоять стрессу. А больной ребенок – это всегда стресс.

Желательно, чтобы с ребенком занимались оба родителя. Если воспитание переносится только на одного из них, то ему предъявляют и все претензии. В итоге возникают разногласия между супругами. А при совместной работе даже самые небольшие успехи приносят большую семейную радость.

Бытует мнение, что с логопедической работой можно подождать, а ребенок с возрастом самостоятельно научится говорить. Это ошибочная точка зрения. Начинать регулярные занятия с малышом надо как можно раньше и проводить их не эпизодически, а систематически, изо дня в день.

В каждой семье по-своему оценивают возможности ребенка и его успехи. Одни родители не замечают прогресса в развитии малыша и к целесообразности занятий относятся весьма пессимистично. Однако практика показывает, что компенсаторные возможности детей дошкольного возраста очень высокие и упускать их нельзя. Важно подобрать доступное для ребенка задание и запастись терпением.

Другие считают, что ничего не надо делать, их обычные отговорки: выговорится, еще маленький; его отец тоже в детстве плохо разговаривал… И третий тип родителей- завышающих способности ребенка. В подобных случаях специалисту приходится нелегко: он вынужден неоднократно показывать, какие трудности возникают у ребенка при выполнении того или иного задания, старается дать совет, как лучше их преодолевать.

Ребенку нужно, чтобы его любили и относились к нему, как к здоровому, воспринимая его на уровне его возраста, независимо от его проблем. Подобное отношение, способствующее установлению взаимного контакта между больным ребенком и остальными членами семьи, позволит ему развивать свои личностные качества в наиболее благоприятной среде. Не имеет значения, что в будущем он не станет физически полноценным, но сумеет без особых конфликтов и разногласий войти в мир, стать добрым, отзывчивым и полезным для окружающих, — что, собственно, и делает человека человеком.

Как здоровый, так и больной от рождения ребенок, став взрослым, гораздо легче сможет достигнуть своего благополучия и сыграть положительную роль в жизни общества, если растет в радостной, дружной и сплоченной семье. Даже учеба легче дается тому ребенку, который в раннем детстве чувствовал себя в семье спокойно и уверенно.

Следующий важный этап — попытаться распознать причины задержки речевого развития ребенка. Конечно, изучение анамнеза, раннего развития, типа взаимоотношений родителей с ребенком:

  • с ребенком слишком мало разговаривают, ему не хватает общения;
  • ребенок не нуждается в речи, его и так все понимают без слов, родители по первым жестам пытаются угадать и выполнить все, что хочет их чадо;
  • ребенок постоянно сосет пустышку или палец. В таких случаях ему просто некогда разговаривать, рот постоянно занят.
  • ребенка не стимулируют к разговору и не занимаются с ним, нет побуждения, нет и речи;
  • неврологические нарушения речевых центров головного мозга или артикуляционного аппарата. Чаще всего причины смешанные.

Следующий этап: рекомендации родителям по развитию речи детей. (Презентация на экране: Рекомендации родителям)

С чего начинать работу по активизации речевого развития ребенка? С тех компонентов, которые участвуют в процессе речи.

Это прежде всего формирование речевого дыхания, целенаправленной воздушной струи, необходимой при произношении звуков речи.

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

(Примеры упражнений) Упражнения для развития активности языка и губ. От положения, например, языка, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка.

Систематическая работа по развитию артикуляционной моторики на занятиях по звукопроизношению и ежедневная гимнастика для языка и губ помогают детям произносить большинство согласных звуков без специальной постановочной работы логопеда. (Примеры упражнений).

Работа над звукопроизношением предполагает, что у ребенка уже есть устойчивое внимание. Иными словами, заниматься этим следует начинать только после того, как малыш стал относительно организованным, усидчивым и оказался способным к целенаправленной деятельности.

Произносить слова и фразы лучше тогда, если ребенок акцентирует внимание на данном предмете или производит с ним какие-то действия. Неправильно поступает мать, когда делает одно (помогает ребенку одеться), а говорит о другом (о том, куда они пойдут гулять). В этом случае у малыша не возникает устойчивой связи между словом и предметом, словом и действием.

Занятия по формированию простых лексико-грамматических категорий планируются таким образом, чтобы в играх максимально использовать природные вещества — песок и воду. Например, игры для знакомства с предлогами: «Спрячь в песочек, в водичку»; «Достань из песка, из воды»; «Кораблик плывет по воде», «Черепашка идет по песочку».

Игры для упражнений в словоизменении: «Большой — маленький» (рисовать на песке большие предметы и маленькие — для формирования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), Такие игры с песком и водой интересны детям раннего возраста.

Дети с задержкой речевого развития очень редко задают вопросы, поэтому необходимо родителям самим рассказывать малышу о происходящем вокруг. При этом постоянно возвращаться к опыту ребенка, к тому, что он уже видел, чему он радовался.

Постепенно необходимо вводить в речь ребенка обобщающие слова и следить за правильным их употреблением. Если ребенок научился рассматривать картинку и называть изображение на ней, то можно переходить к серии картинок, связанным простым содержанием, чтобы можно было из простых предложений построить небольшой рассказ (особенно хороши для детей с ОВЗ «Рассказы в картинках» Сутеева).

Если занятия с ребенком будут систематическими, то постепенно связных высказываний будет больше. Часть занятий по обучению рассказыванию можно вынести на природу, что дополнительно активизирует речь детей, так как детям очень нравится наблюдать за муравьями и жуками (при изучении темы «Насекомые»), трогать кору деревьев, обнимать их стволы, слушать шелест листьев (при изучении темы «Деревья»), рассматривать цветы (при изучении темы «Цветы») и т.д. Все это помогает обогащать словарный запас, составлять предложения, повторять короткие рассказы и самим их составлять из двух-трех предложений.

Итак, влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей.

Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период: в возрасте от 2,5 до 7 лет, т.е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.

Ссылка на основную публикацию