Конспект занятия по РЭМП в подготовительной группе

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе

Содержимое публикации

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе

Тема: «Путешествие в математику»

Цель : Формирование элементарных математических представлений.

Закрепить умение детей считать в пределах от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, умение называть число предыдущее и последующее названному числу.

Закрепить знания детей о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости;

Закрепить знания о последовательности дней недели;

Повторить структуру задачи.

Закрепить умение детей составлять и решать простые, арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10 и правильно выбирать арифметическое действие при решении задач;

Закрепить умение составлять число 7 из двух меньших чисел.

Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ;

Закрепить умение детей выкладывать числовые карточки в нужном порядке.

Формировать навыки определения время по часам с точность до часа.

Закрепить пространственные представления, умение ориентироваться на листе в клетку.

Развивающие:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Развивать смекалку, зрительную память, воображение;

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитывающие:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнить ее самостоятельно;

Воспитывать дружелюбие, сопереживание, доброжелательное отношение друг к другу.

Побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями;

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методы и приёмы:

Практические : использование сюрпризных моментов

Наглядные :(использование демонстрационного и раздаточного материала);

Словесные: (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);

Словарная работа: активизировать в речи количественные и порядковые числительные, названия дней недели.

Материалы и оборудование: «письмо», конверты с заданиями, счетные палочки, простые карандаши (по 1 на каждого ребёнка, карточки с заданиями), листочки в клетку

Демонстрационный материал:

Цифры от 1 до 10, «Паровоз», набор геометрических фигур, пирамидка, картина с изображением бабочек и цветов, картинки с изображением овощей, карточки с цифрами, математическая лесенка, цветок «Ромашка» для закрепления знаний о составе чисел.

Раздаточный материал:

Карточки – цифры на каждого ребенка, комплект геометрических фигур на каждого ребенка, карточки с предметами, на каждого ребенка.

Ход занятия

Ребята у нас сегодня гости давайте поздороваемся.

Воспитатель .

Утренний сбор

Колокольчик наш звенит, заливается

Мальчики и девочки в круг собираются!

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

Топнем левою ногой,

Щелкнем правою рукой.

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

И опять играть начнем.

(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом .)

Педагог: Воспитатель: Ребята, предлагаю вам послушать загадку, и определить какое занятие нам предстоит.

Она – царица всех наук

Без неё мы – как без рук

Научит думать и решать

И много действий совершать (математика)

Правильно. Это Математика очень важная и нужная наука.

Педагог: Ребята! Прежде чем начнем наше занятие , нам нужно усвоить некоторые правила поведения. Я буду начинать говорить правило, а вы будете его заканчивать.

– Ты сиди за партой стройно и веди себя … (ДОСТОЙНО)

– Парта – это не кровать и на ней нельзя… (ЛЕЖАТЬ)

– Ответить хочешь – не шуми, а только руку… (ПОДНИМИ)

– Хорошо все вспомнили наши правила поведения на занятии.

Логика образовательной деятельности

Воспитатель: – Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту коробку. Заглянула в неё и нашла письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Это кто, за очень странный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт он длинный.

Кто же это? (Буратино) .

Хотите узнать, о чём он пишет?

Чтение письма:

« Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса перехитрили меня и отобрали мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. А чтобы найти кота Базилио и лису Алису и забрать ключик мне нужно выполнить задания. Я боюсь. Что я не справлюсь. Пожалуйста, помогите! Задания находятся в конверте в коробочке с письмом. Первое задание в конверте под номером 1.»

Воспитатель: – Ну, что, ребята? Поможем Буратино?

Задание 1 . “Математическая разминка”

1.Вспомнить порядковый счет от 10 до 1

2.Назовите соседей чисел 3,5,7,9

3.Угадайте число, живущее между числами 5 и 7, 4 и 6, 9 и 7, 5 и 3

4.Назовите предыдущее число чисел 3, 6, 8

5.Назовите последующее число чисел 2, 5, 9.

6.Сколько ушей у двух кошек?(4)

7.Сколько дней в неделе? (7)

8. Сколько глаз у светофора? (3)

9. Сколько пальцев на одной руке? (5)

10. Сколько лап у двух собак? (8)

11. Сколько пальцев на двух руках? (10)

12. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

13. Что длиннее неделя или месяц

14. Что длиннее 1 час или 60 минут

15. Сколько месяцев в году

16. Назовите сказки, где упоминается цифра 7.

17. Сколько всего частей в сутках, перечисли их

18. Герои сказки «Три поросёнка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя». Сколько их стало всех вместе?

19. Что длиннее 12 месяцев или год

20. Какой по счёту стояла кошка в сказке «Репка»? (5)

Задание 2.За столами

Работа с ножницами: Вырезать геометрические фигуры.

Ориентировка на листе бумаги.

Задание: 1. В Середину листа приклеить жёлтый круг.

2. В правом верхнем углу расположите красный квадрат.

3. В левом нижнем углу расположите зелёный квадрат.

4. В правом нижнем углу расположите прямоугольник.

5. В левом верхнем углу синий квадрат.

Молодцы с заданием справились. Уберите на край стола листочки с заданием, клей, салфетки.

Задание 3. Состав числа «7». Игра «Ромашка».

Ребята, ветер сорвал листочки с цветочка и разбросал . Нам нужно собрать все листочки. Осталась одна середина и на ней обозначена цифры. Нам нужно собрать листочки, на которых, написаны числа и обозначают состав числа 7.

Задание 4 . «Веселые задачки»

Воспитатель: Нам предстоит с вами решить задачи.

1. Пять ворон на крышу сели,

Две еще к ним прилетели.

Отвечайте быстро смело!

Сколько всех их прилетело? (7)

2.«На большом диване в ряд Куклы Танины сидят:

2 матрёшки, Буратино,

И весёлый Чиполлино.

Помогите Танюшке. Сосчитать игрушки.

3. Шесть весёлых медвежат,

За малиной в лес спешат,

Но один малыш устал,

От товарищей отстал. А теперь ответ найди. Сколько мишек впереди?

4. Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке 2 груши. Сколько всего груш? (Ни одной)

5.Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну утку. Сколько уток осталось? (Нисколько, остальные птицы улетели)

6. Сколько рогов у 3-х коров? (6)

Педагог: Структура задач . Из каких частей состоит задача? Для этого соберем пирамидку

Что такое условие? (Условие, это то, что уже известно)

Что такое вопрос задачи? (Вопрос, это то, что нам неизвестно, и то, что нужно найти)

Что такое решение задачи? ( Решение, это то, что можно сложить, объединить, прибавить)

Что такое ответ задачи? (Ответ задачи, это то, что получилось, и известно нам)

– Послушайте задачу: “ На столе лежало 3 огурца и 2 помидора.

Сколько всего овощей лежало на столе?”.

Где в задачи условие? Условие, это то, что нам уже известно.(на столе лежало 3 огурца и 2 помидоры).

Педагог: “Сколько всего овощей?”

Ответы детей: Это вопрос задачи, это то, что нам неизвестно, то, что нужно найти.

Педагог: Какое решение задачи? Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего овощей?

Ответы детей: Нужно сложить, объединить, прибавить: 3 + 2 = 5

Педагог: Теперь можно ответить на вопрос задачи? Давайте проговорим ответ задачи полным предложением.

Ответы детей: Всего 5 овощей.

Минутка для отдыха”

«Ходят стрелочки по кругу».

Здесь вам пригодятся знания о часах и времени.

На ковре по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель стоит в центре и произносит вместе с детьми стихотворные слова.

Мы – часы, наш точен ход,

(Дети ходят по кругу, взявшись за руки.)

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

Дети останавливаются и садятся

с ближайшей карточкой рядом.

Воспитатель. Пять часов!

(Должны встать дети, сидящие возле

карточек с цифрами 5 и 12) .

Игра повторяется несколько раз.

– Вот мы немного отдохнули. Продолжаем наше занятие.

Воспитатель:- А теперь откроем следующий конверт.

Задание 5 . А теперь я из конверта достаю самое последнее задание. Чтобы помочь Буратино вернуть ключик. Нам ребятки, надо нарисовать золотые ключики. На столе лежат листочки и следующее задание .

Графический диктант «Ключик»

Работа детей на листочках в клетку.

Отправляем ключики в конверте с мл. воспитателем. Подводим итог занятия 1.

Педагог: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось помогать Буратино? Какие задания мы выполняли? Покажите карточку того цвета, как вы себя оцениваете.(красный, синий. Зелёный). Трудно было, выполнять задания или нет.

Ответы детей: подводят итог.

Воспитатель: Какие молодцы! Я очень довольна вашими знаниями, все дети были очень внимательными, активными и старательными. Вы помогли Буратино в трудной ситуации и справились со всеми заданиями.

Занятие прошло на должном уровне, дети с поставленными задачами справились. На занятии дети обобщили знания и закрепили умения по всему пройденному материалу: умение считать, сравнивать числа, решать примеры и простые арифметические задачи на сложение и вычитание. На занятии были использованы различные виды игровой деятельности.

Самоанализ занятия. На занятии присутствовало 15 детей с разным уровнем знаний. При построении и организации занятия были учтены индивидуальные особенности развития детей данной группы.

Занятие проходило в форме математического путешествия с элементами сказки в оптимальном темпе, все части были связаны друг с другом.

Уровень подготовки детей к усвоению поставленных задач был достаточен.

Была проведена предварительная работа в разных видах деятельности.

Для активизации работоспособности детей, снижения утомляемости применены следующие приемы: обязательная смена деятельности детей во время занятия, игровые моменты. Так же для достижения поставленных целей и задач, были применены следующие методы: словесный (художественное слово, наглядный, объяснительно – побуждающий, что помогло мотивировать процесс познания.

Оказывала своевременную помощь в затруднительных моментах для детей. На занятии старалась поддерживать благоприятную психологическую атмосферу через заинтересованность детей, учет индивидуальных особенностей, опору на уже имеющиеся знания у детей.

Считаю, что все поставленные задачи удалось реализовать. Дети были активны. Чувствовали себя раскрепощено, со всеми заданиями справились. Получили удовлетворение от достигнутых результатов.

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Сь, Щ.

1. Сформировать у учащихся умение различать согласные Сь, Щ в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя4

Читайте также:  Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:слоговая таблица, таблицы для мнемонического приема, предметные картинки: щука, сельдь, гуси, щенок, плащ; карточки с текстом.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

1.Выделение звуков из качала слов по предметным картинкам.

Кто изображен на картинках? Как называются эти рыбы? Выделите первые звуки в названиях этих рыб. Охарактеризуйте звуки.

2.Уточнение артикуляций звуков, установление сходства и различия.

3.Сопоставление звуков с их графическим изображением, Мнемонический прием.

Хватать, глотать умеют щуки Шел конь подковами звеня,

Другой не нужно им науки Как буква С следы коня.

III. Закрепление материала.

Дифференциация Сь, Щ.

1.В слогах.

а) Прочесть слоги по слоговой таблице.

ся-щасящщась
сё-щосещщось
сю-щусющщусь
си-щисещщесь

б) Повторите слоги, запомните, назовите их.

в) Запишите слоги в два столбика разными пастами:

ся, ща, щу, си, се, щё, ащ, ась, ущ, усь, ася, аща.

Прочтите слоги, .записанные в первой столбик, во второй.

2.Дифференциация Сь, Щ в словах.

а) Игра «Буква потерялась».

Гу. ёнок, по. ёлок, . етина, . ука, ле. о. сина, о. ень, . авель, о. ёл, . енок, гу. и.

б) Запись слов в два столбика разными пастами:

Поселок, щавель, пищит, сито, щетка, щеголь, присели, щеки, прощение, осенний, осел.

Прочитайте слова обоих столбиков.

в) Вставить пропущенные буквы С или Щ.

По…екотал, …яду, тре. ит, тря. ина, …ётка, по. еял, мор…ины.

3.Дифференциация Сь, Щ в предложениях.

а) Закончи предложения, используя картинки.

В сети попала . (ЩУКА).

На лугу пасутся . (ГУСИ).

В корзине пищит. (ЩЕНОК).

Сеня надел новый . (ПЛАЩ).

Прочтите предложения, найдите н назовите главные и второстепенные члены предложения.

б) Диктант (слуховой).

Щука хотела поймать леща. Она стала мутить воду. А тут рыбак закинул сеть. Щука не видела её в мутной воде. Она попала в сеть.

4.Дифференциация Сь, Щ в связной речи.

Работа с карточками.

Прочтите про себя текст, обратите внимание на то, каких букв больше в тексте Щ или С.

Верное средство.

Разболелся у щенка зуб, всю щеку раздуло, на поросенка стал похож. Ходит щенок по двору, воем воет, а друзья ходят за ним следом и разные советы дают.

«Я знаю верное средство, – щебечет щегол, – надо положить щенка, на щебень кверху лапами и щекотать пока не пройдет..»

«Глупости? – прервал его мышонок Мыша, – Надо взять шестнадцать щетинок и щепотку соли. Всё это смешать и съесть. Как рукой снимет!»

«Да, это средство верное, но помогает, только мышам, – серьезно сказал, поросенок Персик, – А щенкам надо вот что. Поймать щуку, – открыть щенку рот и пускай щука схватит его за больной зуб, как щипцами, и выдернет»

«Ага, и голову вместе с зубом оторвет! – хохотнула крыса Дылда. – Нет, вот я знаю средство – это да. Берется щупальце осьминога и этим самым щупальцем по больной щеке как. »

«Зубы надо чистить? – не выдержал ежонок. – Зубной щеткой. Вот это самое верное средство».

Каких букв больше встретилось в тексте С или Щ?

Ответьте на вопросы:

Что случилось со щенком?

Как друзьяхотели помочь ему?

Чье средство оказалось самым верным?

А теперь прочтите сказку по ролям.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 54.

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Сь; Щ.

Цели:

1. Закрепить у учашдчея умение различать согласные Сь, Щ;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:магнитофонная запись, сигнальные карточки, перфокарты.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте эти звуки. В чем разница артикуляций этих звуков? В чем разница написания этих букв?

Игра «Сквозная буква»:

III. Закрепление пройденного материала.

1. Дифференциация Сь-Щ в слогах.

а) Запишите слоги в две строчки, в первую – с буквой С, во вторую – с буквой Щ.

СЕ, ЩА, ЩУ, СИ, АСЬ, ОСЬ, АЩА, АЩ, УЩ,

ЫЩ, ИЩ, СЮ, СЯ, АСЯ, АЩУ, АЩУ, АСИ

Прочтете записанные слоги.

б) Прослушайте слоги, запомните нх повторите.

2. Дифференциация Сь-Щ а словах.

а) Работа с сигнальными карточками: по магнитофонной записи.

Щи, борщ, сито, щегол, осень, чаща, сесть, присед, товарищ, сосиски, красить, сесть, прощение, ящик, клещи, щенок, поселок.

б) Запись слов, их графический разбор:

Сельди, посеял, чаща, щётка, ищет, сентябрь, село, роща, щипать, посёлок.

Прочтите слова, назовите количество слогов.

в) Дополните слово.

ЩИ (ищи, пищит, щипцы)

СЕЛ (осели, подсел, насел)

Чистоговорки.

УСЬ-УСЬ-УСЬ – на лугу пасется гусь.

ЩА-ЩА-ЩА – мы несем домой леща.

АЩ-АЩ-АЩ – мы наденем плащ.

3. Дифференциация СЬ-Щ в предложениях.

Предложения для анализа и записи:

Запишите предложения, разберите их графически.

На площади всегда много народа.

Костер освещал ряды сосен.

Пляшет синяя волна.

Трещит сердитый мороз.

1 предложение – Как вы написали слово НА в первом предложении? Почему, написали это слово отдельно?

2 предложение – Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ОСВЕЩАЛ после буквы В и почему?

3 предложение – Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ВОЛНА послу буквы В, почему?

4 предложение – Какую букву написали в слове МОРОЗ на конце и почему?

Логопедическая физминутка.

4. Дифференциация Сь-Щ в связной речи.

Работа с перфокартами. Вставить в слова пословиц пропущенные буквы.

Весна да о…снь – на дворе погод во…емь.

…емь раз отмерь, один раз отрежь.

…ядем рядком, да поговорим ладком.

По …екрету в. ему свету

Ранняя птичка носик прочи…ает, а поздняя глаза продирает.

Грибы и…ут – по лесу ры…ут.

Не откладывай дела в долгий я…ик.

Прочтите пословицы, объясните их значение.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 55

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Сь; Щ.

Цели:

1. Закрепить у учашдчея умение различать согласные Сь, Щ;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:магнитофонная запись, сигнальные карточки, перфокарты.

Ход занятия.

I . Организационный момент.

II . Повторение пройденного материала.

С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте эти звуки. В чем разница артикуляций этих звуков? В чем разница написания этих букв?

Игра «Сквозная буква»:

III . Закрепление пройденного материала.

1. Дифференциация Сь-Щ в слогах.

а) Запишите слоги в две строчки, в первую – с буквой С, во вторую – с буквой Щ.

СЕ, ЩА, ЩУ, СИ, АСЬ, ОСЬ, АЩА, АЩ, УЩ,

ЫЩ, ИЩ, СЮ, СЯ, АСЯ, АЩУ, АЩУ, АСИ

Прочтете записанные слоги.

б) Прослушайте слоги, запомните нх повторите.

2. Дифференциация Сь-Щ а словах.

а) Работа с сигнальными карточками: по магнитофонной записи.

Щи, борщ, сито, щегол, осень, чаща, сесть, присед, товарищ, сосиски, красить, сесть, прощение, ящик, клещи, щенок, поселок.

б) Запись слов, их графический разбор:

Сельди, посеял, чаща, щётка, ищет, сентябрь, село, роща, щипать, посёлок.

Прочтите слова, назовите количество слогов.

в) Дополните слово.

ЩИ (ищи, пищит, щипцы)

СЕЛ (осели, подсел, насел)

Чистоговорки.

УСЬ-УСЬ-УСЬ – на лугу пасется гусь.

ЩА-ЩА-ЩА – мы несем домой леща.

АЩ-АЩ-АЩ – мы наденем плащ.

3. Дифференциация СЬ-Щ в предложениях.

Предложения для анализа и записи:

Запишите предложения, разберите их графически.

На площади всегда много народа.

Костер освещал ряды сосен.

Пляшет синяя волна.

Трещит сердитый мороз.

1 предложение – Как вы написали слово НА в первом предложении? Почему, написали это слово отдельно?

2 предложение – Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ОСВЕЩАЛ после буквы В и почему?

3 предложение – Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ВОЛНА послу буквы В, почему?

4 предложение – Какую букву написали в слове МОРОЗ на конце и почему?

Логопедическая физминутка.

4. Дифференциация Сь-Щ в связной речи.

Работа с перфокартами. Вставить в слова пословиц пропущенные буквы.

Весна да о…снь – на дворе погод во…емь.

…емь раз отмерь, один раз отрежь.

…ядем рядком, да поговорим ладком.

По …екрету в. ему свету

Ранняя птичка носик прочи…ает, а поздняя глаза продирает.

Грибы и…ут – по лесу ры…ут.

Не откладывай дела в долгий я…ик.

Прочтите пословицы, объясните их значение.

IV . Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 55

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Р, Л.

Цели:

1. Сформировать умение различать согласные Р, Л устной и письменной речи;

2. Развитие фонематичеекого восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие памяти, мышления, внимания;

5. Развитие зрительного восприятия;

6. Развитие связной речи.

Оборудование: слоговые таблицы, таблицы для мнемонического приема: таблица «Слоговое лото», карточки с текстом рассказа «До свидания ласточки».

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Выделение первых звуков из слов-отгадок.

По волне, по волне плывет музыка во мне. (РАДИО).

Наш огород в образцовом порядке: как на параде построились грядки.

Словно живая ограда вокруг пики зеленые выставил . (ЛУК).

2. Уточнение артикуляции звуков, установление сходства и различия.

3. Сопоставление звуков с их графическим изображением. Мнемонический прием.

Буква Р – на мачте парус. Алфавит продолжит наш

Вдаль плывёт, небес касаясь. Буква Л – лесной шалаш.

4. Дифференциация звуков Р, Л.

а) Дифференциация Р, Л в слогах.

1) Чтение слогов по слоговой таблице

ра-ла ла-ра рё-лё ара-ала

ро-ло ло-ро ри-ли аро-ало

ру-лу лу-ру рю-лю ару-алу

ры-лы лы-ры ря-дя ары-алы

2) Напишите слоги под диктовку.

Левая рука учеников опирается локтем иа парту, поднята вверх. Если логопед диктует слог с буквой Р, ученики опускают кисть левой руки вниз, если с буквой Л – поднимают вверх кисть и записывают слоги. По ходу работы логопед следит за правильностью выполнения работы.

РА, РО, РУ, ЛЕ, ЛЯ, РЫ, ЛЫ, АЛ, ОР, УР, ЫЛ, ИЛ, ЕЛ, ЕР

б) Дифференциация Р, Л в словах.

1) «Слоговое лото».

На волшебных ёлочках висят вместо игрушек слоги, из которых можно составить слово:

ло, за, па, си, та (лоза, лопата, лоси);

ре, ра, та, па, ка, но, ро, са, га ( река, нора, роса, карета,рога, пара, репа, рано)

2) Отгадывание загадок, запись слов – отгадок в разные столбики.

Крашеное коромысло Ни пера, ни крыла,

Над рекой повисло А быстрее орла,

(РАДУГА). Только выпустит хвост

Сама не ем, а людей Понесется до звезд (РАКЕТА)

Читайте также:  Практический материал (методические разработки) для проведения занятий с детьми первого года жизни

Падают с ветки Рядом с дворником шагаю,

Золотые монетки. Разгребаю снег кругом

(ЛИСТЬЯ) И ребятам помогаю

Он с тобою и со мною Делать гору, строить дом (ЛОПАТА)

Шёл лесными стежками

На ремнях с застежками. (РЮКЗАК)

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок (ЛИСТВЕННИЦА)

Зимой спит В сенокос горька.

Весна настала – А в мороз сладка,

Опять побежала. (РЕКА) Что за ягодка? (РЯБИНА)

Вверх идёт она отлого,

Что ни шаг – то овраг. (ЛЕСТНИЦА)

Прочтите слова, записанные в столбики.

3) Запишите слова, вставьте пропущенные буквы.

. ожка, пи. а, к. ыжовник, г. иб, . ыжи, ё. ка, то…т, смо. одина, до. ога, кук. а, самосва.

Прочтите слова, подсчитайте, каких букв больше.

Чистоговорки.

РА-РА-РА – начинается игра.

РЫ-РЫ-РЫ – у мальчиков, шары.

РО-РО-РО – у нас новое ведро.

РУ-РУ-РУ – продолжаем мы игру.

РЕ-РЕ-РЕ – стоит домик на горе.

РИ-РИ-РИ – на ветках снегири.

АР-АР-АР – кипит наш самовар.

ОР-ОР-ОР – созрел красный помидор.

ЛО-ЛО-ЛО – на улице тепло.

ЛУ-ЛУ-ЛУ – стул стоит в углу.

УЛ-УЛ-УЛ – у нас сломался стул.

ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ – мы купили соль.

в) Дифференциация Р-Л в предложениях.

1) Предложения для анализа и записи.

Клава рвала сливы.

Рыболовы вернулись вечером.

Маляры несли полные ведра краски.

По крыше гремел проливной дождь.

Мы с братом плавали на пароходе по Волге.

Прочтите предложения. Назовите главные и второстепенные члены предложения

2) Диктант (слуховой).

Было жарко. Дети купались в реке. Дружок спал на берегу. Валера брызнул на Дружка водой. Дружок рычал. Дети долго играли у реки.

Дифференциация звуков СЬ — Щ в слогах с разными гласными звуками

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.

ся-щу ща-сю ся-щу-си щи-сю-ще

си-ще щи-се ще-сю-ща се-ще-си

се-щи ще-ся се-ща-сю щю-си-ща

Дифференциация звуков СЬ — Щ в разных словах. Формирование навыков звукового анализа

Возьми картинки со звуками СЬ и Щ в названиях из Приложений 6 и 12, переверни их и смешай. Положи перед собой символы звуков СЬ и Щ из Приложения 1. Бери кар­тинки по одной и клади рядом с символом. Назови звук СЬ или Щ, который спрятала в каждом слове.

Дифференциация звуков СЬ — Щ в словосочетаниях-скороговорках

Глядя на картинки-символы, назови звук СЬ или Щ, спрятавшийся в каждом слове. Четко проговори пары слов, уточни их значение.

Чистящие средства. Ликующие учащиеся. Вытащить беспомощного. Защищать слабого. Осиновая роща. Мыслящее существо. Летящая сова. Мощная спина. Работающий носильщик. Тощие лосята. Ящик с семенами. Синий плащ. Васины кле­щи. Вырастить щавель. Зеленеющие селенья. Сверкающий светильник. Мощная стена. Ощущение счастья. Смущенный студент. Скулящий щенок. Смелый купаль­щик. Щучья пасть. Лисий хвостище. Осиновая роща. Щеглы на ясене. Повесить вещи.

Дифференциация звуков СЬ — Щ в одном слове

Четко проговори за взрослым каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Ее ли по одному слову ты произносишь легко, повтори их по 3-4 в быстром темпе.

Восхищение. Красильщик. Настоящий. Носильщик. Освещение. Обществен­ность. Светящийся. Сверкающая. Сгущенный. Сияющий. Скучающий. Смещение, Смеющийся. Спешащий. Стекольщик. Стремящийся. Счастье 1 . Усищи. Учащийся. Хвостище. Чистильщик. Щурился. Щедрость. Щитоносец.

1 Сочетание СЧ произносится как Щ.

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ СЬ – Щ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дифференциация звуков СЬ — Щ в предложениях, составленных по опорным словам

Послушай пары слов и составь с ними интересные предложения.

Например: Сеня взял одежную щетку и почистил свой плащ.

Сеня — щетка. Осина — щеглы. Осень — овощи. Степан — лещи. Щука — карась. Костер — щепки. Щенок — постель. Краснодеревщик — клещи. Поселок — пло­щадь. Угостить — щи. Ищейка — просека. Щенок — сено.

Дифференциация звуков СЬ — Щ в рассказах, составленных по предметным картинкам

Представь, что ты попал в сказочное царство Кощея Бессмертного. Мысленно объ­едини объекты, изображенные на рисунке, придумай и расскажи смешные истории о злом, жадном Кощее.

Например: Кощей, гусь, щит, плащ. Как-то раз Кощей Бессмертный со свитой шел мимо своего дворца. Он был в длинном сером плаще, а в руках нес большущий щит. Вдруг позади себя Кощей услышал странное шипение. Испугался Кощей, при­сел и закрылся большущим щитом. Свита Кощея не могла удержаться от смеха, потому что Кощей испугался. гуся.

Дифференциация звуков СЬ — Щ в рифмовках

Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их в быстром тем­пе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки за­учи.

Сима, ищи щавель на щи!

Хищник ищет в сосняке пищу.

Веселый пес щетку принес.

У лисы — сила, у лисищи — силища.

Я лошадку не хлещу, вкусной сайкой угощу.

Не вырастишь овощей — не сваришь щей.

Не накажем мы щенка — несмышленый он пока.

Не было бы счастья, да помогло несчастье 1 .

Семен щепки превращал в прищепки.

Соберу овощей, угощу товарищей.

Щенка в поселке я ищу, его сгущенкой угощу.

Хищная щука по днищу рыщет, себе пищу ищет.

Есть у Сильвии сынок — серый маленький щенок.

Не боюсь дождя вообще, если я хожу в плаще.

Щенок дощатый ящик к себе под кресло тащит.

Из доски достанем с вами гвоздик маленький клещами.

Простынку повесим на леску, и крепко простынку на леске удержит

Боюсь, щенка не дотащу, еще боюсь, что выпущу.

В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут.

Краснощекие щеглы веселы, шустры, милы, щебетать щеглам не лень,

песни слышатся весь день.

Песик Моська всех тощее, тоще тощего Кощея.

ФОРМИРОВАНИЕ

ВТОРИЧНО ПРОИЗВОДНОГО

ЗВУКАЧ

Согласный звук Ч является вторично произ­водным от первично производного звука Щ. Формирование вторично производного звука в речи ребенка требует заметно меньше време­ни и усилий, чем сходных по артикуляции базо­вого (Ш) или первично производного (Щ) звука.

Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.

ЭТАП ПЕРВЫЙ ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА И СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Ч

Заучи, как правильно нужно произносить звук Ч.

Губы круглые, вытянуты вперед.

Зубы не сжимаем, между ними расстояние — «большая дорожка».

Язык широкий, его передняя часть высоко поднимается кверху.

Горлышко не гудит.

Сначала стучим по верхним зубам кончиком языка (ТЬ), а затем дуем на него (Щ) и делаем это быстро-быстро!

Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [щ] и [сь]»

Конспект логопедического занятия по теме

«Дифференциация звуков [щ] и [сь]»

Цель: развитие умения различать звуки [щ] и [сь] в слогах и словах.

коррекционные:

1) закрепить навык различия звуков [сь-щ] в слогах, в словах;

2) развивать умение определять количество слогов в слове;

3) развитие навыков слогового синтеза;

4) продолжать учить составлять предложения по опорным словам, анализировать эти предложения;

5) нахождение родственных слов, уточнение их значений.

здоровьесберегающие:

содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся;

воспитательные:

формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, слоговые таблицы, полоски для составления схем предложений, рабочие тетради.

Ход занятия

Организационный момент

– Сядьте прямо, спинку держим ровненько, руки – на парту!

1. – К нам пришёл Гном из страны Звуков и Букв.

– Сегодня мы с вами познакомимся с девочкой Симой и её щенком!

– Как зовут девочку? Кто у нее есть? Назовите первые звуки в словах «Сима» и «щенок».

2. Самостоятельная формулировка темы урока.

Логопед :- Теперь скажите, какие звуки и буквы мы с вами будем вспоминать на уроке?

Дети :- Сегодня мы будем вспоминать звуки Сь и Щ.

II . Основная часть занятия

1.Уточнение произношения звука [сь].

– Посмотрим в зеркала! (слайд №4)
– При произнесении звука [СЬ]:

Язык – за нижними зубами.

Воздушная струя – холодная!

Горлышко – не работает.

– Звук [сь] гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?

2. Сравнение звуков [сь-щ]. (слайд №5)

Звук [СЬ] – согласный, глухой, мягкий.

Язык – за нижними зубами.

Воздушная струя –холодная.

Горлышко – не работает.

Звук [Щ] – согласный, глухой, мягкий.

Язык – поднят вверх.

Воздушная струя – теплая, идет вверх толчками.

Горлышко – не работает.

– Чем отличаются звуки [с’] [щ]? Чем похожи эти звуки?

3. Закрепление навыка различения звуков [сь-щ] в слогах. (слайд №6)

– Сима и щенок приготовили для вас свои любимые слоги. Если вы прочитаете их правильно, Сима и щенок будут очень рады!

1.ща – ся; щё – сё; щу – сю; щи – си; ще – се;

2.ась – ащ; ось – ощ ; усь – ущ; ись – ищ; есь – ещ;

3.ща-ща-ся; ще-ще-се; щи-щи-си; що-що-сё ; щу-щу-сю;

4.ща-ся-ща; ще-се-ще; щи-си-щи; що-сё-що; щу-сю-щу.

4. Слоговой синтез. (слайд №7)

– Сима и щенок вышли на прогулку. Девочка взяла с собой книгу, чтобы почитать. Щенок дернул за поводок, Сима споткнулась и уронила книгу. А слова в книге рассыпались! Помогите Симе собрать слова – добавьте звуки [с’] и [щ]! Назовите слова, состоящие из одного слога, из двух слогов.

5. Речевая зарядка. (слайд №8)

3.«Подул холодный ветерок»

Произносим все вместе:

Ща-ща-ща – Сима нам несет леща;

Си-си-си – щенок, вещи унеси;

Щу-щу-щу – воду в ванну напущу;

Се-се-се – бантик синий на косе.

6. Закрепление навыка различения звуков [сь-щ] в словах. (слайд №10)

– Назови «лишнее слово» по наличию [щ] или [с‘].

Гуща, осень, щенок

Хвощ, осина, сеять

Пасека, ящик, овощи

Помощь, рысь, плащ

Учащиеся называю «лишнее слово» по наличию [щ] или [с‘].

7. Развитие навыков слогового анализа. (слайд №11)

Лишние слова – это:

Осень, хвощ, пасека, рысь, лещ.

Назовите слова, в которых один слог!

Назовите слово, в котором два слога!

А в каком слове три слога?

Составьте предложения с этими словами!

Выложите схемы ваших предложений!

Учащиеся записывают предложения и составляют схемы.

8. Работа над грамматическим строем речи. (слайд №12)

Щенок такой тщедушный был!
Его я щами всё кормил,
От злющей стужи защищал,
Щенок от радости пищал.
Ещё бы! Он счастливым рос.
Теперь мой щен не щен, а пёс –
Настоящий! (А. Барто)

– Каким рос щенок? Объясните значение этого слова. Найдите родственное слово к слову «щенок».

9. Подбор родственных слов. (слайд №13)

– Прочитайте еще одно стихотворение и все родственные слова к слову «счастливый»!

«Счастливо» – говорят нам на дорогу,

Желают нам счастливого пути,

Хотят нас осчастливить хоть немного

Читайте также:  Звук и буква Ш - план-конспект НОД

И от несчастий нас хотят спасти.

– Сима и щенок просят вас объяснить, как вы понимаете эти слова-родственники!

III . Заключительная часть занятия.

– Чему мы с вами сегодня научились?

Учились различать звуки [щ] [с‘];

Правильно повторяли слоги;

Подбирали слова к картинкам;

Находили «лишние слова»;

Составляли схемы предложений!

Находили родственные слова!

Все молодцы.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Тема: Дифференциация Щ, Ц, Ч, С, СЬ в слогах и словах

Тема: Дифференциация Щ, Ц, Ч, С, СЬ в слогах и словах

Цель: учить детей различать звуки щ, ч, ц, с, сь устно и на письме;

развивать фонематический слух;

развивать умение составлять слова из слогов, выделять голосом ударный слог;

развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, речь учащихся;

воспитывать культуру произношения.

I. Оргмомент

– Назовите первый звук в словах:

Черта, цветы, щука, самолет, щетка, чашка, сено, цапля, щенок, собака, час, цыпленок, щавель, синица.

II. Введение в тему урока

– Назовите пропущенные буквы в словах:

.енок, пугови. а, коле. о, кирпи., .иница

– Какие звуки они обозначают?

– Сегодня мы будем работать над звуками Щ, Ч, Ц, С, СЬ

III. Характеристика звуков

– Дайте характеристику этим звукам

IV. Артикуляционная гимнастика

3. Заборчик – трубочка

5. Трубочка – рупор

6. Почистим нижние зубы

V. Дифференциация звуков в слогах

1) Чтение сочетаний

2) – Произнесите столько раз слог ча, сколько будет 7-3

– Произнесите столько раз слог щу, сколько слогов в слове чемодан

– Произнесите столько раз слог щи, сколько букв щ вы видите

3) Выделение голосом ударного слога

4) Физминутка (№22)

VI. Дифференциация звуков в словах

– Отгадайте загадку, и вы узнаете кто пришел к нам на урок:

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе, под елкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери. (Ежик)

1) ЧА ЧИ СЫ ВЕ КА

ЩУ ТУ КУ ТА ЩИ ЛЕ

– Какие слова унесут на спинах ежики?

Запишем их в два столбика.

– Какое правило надо вспомнить при написании слов с буквами Ч, Щ?

2) Гимнастика для глаз («Дрессированный ежик»)

3) Чтение слов по учебнику с. 98

сюжет – последовательность или связь событий, предмет изображения

щадить – относиться к чему-нибудь бережно, с осторожностью

ценить – назначать цену, признавать то или иное значение

щедрость – оказание бескорыстной помощи другим

чернила – красящая жидкость для писания

система – определенный порядок в расположении

сардина – небольшая морская рыбка, употребляется обычно в консервированном виде

цензура – система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации

щебенка – измельченный камень для строительных работ

черешня – плодовое дерево рода вишни

циновка – плотное плетеное изделие из соломы, камыша для подстилки на пол, для упаковки

сорняк – дикорастущее растение, мешающее культурным посевам

циклон – область устойчивого пониженного давления, характеризующаяся обильными осадками, сильным ветром

4) Физминутка

Ц – наклоны влево, вправо

5) Работа с картинками в учебнике с. 100

– Вставь пропущенные буквы Щ, Ч, С, Ц (по вариантам)

Ту. а, . веты, кра. ки, .енок, огуре., пло. адь,

ка. ели, ножни. ы, .естра, бо. ка

. айник, .апля, пло. адь, по. уда, .ёки, пале.,

.иница, по. ка, птене., кри. ать

VII. Итог урока

ча чи щу щи сы ку ту ка

________________________

2.Вставь пропущенные буквы Щ, Ч, Ц, С

Ту. а, . веты, кра. ки, . енок, огуре. , пло. дь,

ка. ели, ножни. ы, . естра, бо. ка

2. Вставь пропущенные буквы Щ, Ч, Ц, С

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Щ — С

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ща — сящу — сущё — сёщи — си
ся — щасю — щусё — щёси — щи
ащ — асьощ (ощь) — осьящ — ясь
ющ — юсьищ — исьещ (ещь) — есь
ась — ащось — ощ (ощь)ясь — ящ
юсь — ющись — ищесь — ещ (ещь)

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С прямыми слогами.

Щёки, щётка, мощёный, щука, угощу, щи, щит, щель, щепка, ищейка, щавель, трещина, щипать, щегол, щенок, щетина, посёлок, гусёнок, сито, кисель, сети, семья, сила, Сеня, сено, семена, осень, сеять, Сима, косилка, носилки, лисята, поросята.

2. С обратными слогами.

Лещ, вещь, овощ, плащ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, навесь, авось, злюсь, карась, брысь, брось, колосья.

3. Слова со звуками щ и с.

Сварщик, носильщик, стекольщик, хвостище, усищи, носище, освещать, сгущенный, щурился, блестящий, настоящий, освещение, восхищение, светящийся.

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

У Сени ящик. Сима варит щи. На стене синий плащ. Гусёнок щиплет траву. В сенях пищит щенок. В сетях лещи. У Васи клещи. У Сони щётка. Повесь эту вещь в шкаф. В пруду лещи и караси. Возле села роща. В роще осины. На осинах щеглы. Овощи созревают летом и осенью.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами всё кормил,

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал,

Ещё бы! Он счастливым рос.

Теперь мой щен не щен, а пёс —

Рыбалка

Дядя Семён и мой товарищ Вася взяли меня удить рыбу в пруду. Дядя Семён поймал леща и карася. Лещ и карась жирнущие. Я чищу леща и карася. Вася носит для костра сухие ветки, ищет щепки. Дядя Семён ещё удит.

В мороз береги щёки и нос

Вася и Сеня возвращались домой. Они были в роще. В роще каток. Ребята несли коньки, они устали. Был сильный мороз. Он щипал щёки и нос. Вася тёр щёки, а Сеня не тёр. Он не ощущал, что щека у него замерзает. Вася увидел, что щека у товарища побелела.

— У меня руки не двигаются, замёрзли, — говорит Сеня.

Вася стал тереть товарищу щёку варежкой. И щека покраснела.

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Целый день поёт щегол

В клетке на окошке,

Третий год ему пошёл,

А он боится кошки.

А Маша не боится

Ни кошки, ни щегла.

Щеглу дала напиться,

А кошку прогнала.

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Щегол Фома

Приехал ко мне внук. Купил я ему клетку со щеглом. Понравился щегол внуку, и он назвал его Фомой. Давал внук Фоме подсолнух. Щегол щёлкал семечки, но скорлупа была твёрдой. Щегол сердился. Зато ему нравились семена репея. Кот Васька пытался поймать щегла. Но Фому защищала клетка. Потом Васька свыкся с Фомой. А щегол постепенно перестал обращать на него внимание. Мы любили слушать щебет щегла.

Летом внук выносил клетку в сад. На клетку садились другие щеглы. Подбирали семена. И попадались в ловушку. Фома сердился на щеглов-новосёлов. Внуку они тоже не нравились. Пели хуже. Он дарил щеглов товарищам.

Раз Фома едва не попался. Соседская кошка подкралась к клетке. Фома привык к Ваське. Потому не обращал внимания на кошку. Но другие щеглы всполошились. И кошка не успела схватить Фому.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Щ — Ш

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ща — шащу — шущи — шише — ще
ша — щашу — щуши — щище — ше
ащ — ашющ — юшещ — еш
аш — ащюш — ющеш — ещ

Упражнение. Произносить (читать) слова.

Ща — ша

гуща — туша пищать — лишать чаща — чаша трещать — решать роща — пороша щавель — шалфей помещать — помешать обещать — мешать навещать — вешать укрощать — украшать

Щё — шё

щёлк — шёлк щётка — шёрстка щёки — шёпот лущёный — тушёный мощёный — гашёный

Щу — шу

пищу — пишу угощу — укушу щука — шубка прощу — прошу помещу — спешу

Щи — ши

пищи — пиши защита — зашита плащи — наши трещи —реши лещи —ерши вещи —ваши

Ще — ше

щепка — шейка ищет — пишет вращение — решение щебет — шелест пуще — тише

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Суши мокрые вещи. Паша идёт в рощу. У Гриши щенок. У Даши болит щека. Саша щёлкает орехи. Щёки у Маши розовые. Сук под Мишей затрещал. Щи да каша — пища наша. Мы наловили лещей и ершей. Плащи вешают в шкаф. Хороша уха из щуки и ершей. Тётя Даша угощала Машу. Ты ведь обещал не мешать. На площади шумит народ. Мы рвали щавель и шалфей. Птичка верещала, думать мне мешала. Мы решили возвращаться. Шелестит листва, и ще-бечут птицы. В реке только ерши, а в озере только лещи. Ищешь, ищешь — не найдёшь, не разыщешь — так пойдёшь. Под кувшинками в тиши ходят важные лещи.

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

У шуба толстая.

Вышел из рощи на шоссе.

не любит, чтобы её чесали

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

В роще

Миша и Паша — хорошие товарищи. Пошли они в рощу. С ними щенок. В роще щеглы. Щеглы щебечут. Миша и Паша играли со щенком. Щенок бегал. Потом в рощу прилетела сорока. Она затрещала. Щенок испугался и запищал. Мише и Паше было смешно.

Ледоход

Шура и Маша пошли на реку. Они смотрели ледоход. Трещал лёд. Стоял страшный шум. Мощная сила ломала льдины. Почему-то маленький щенок побежал к реке. Шу-ра кинулся и оттащил щенка. Щенок пищал, но Шура его не слушал. Шура и Маша потащили щенка домой.

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Воробей

Я возвращался с охоты и шёл по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться.

Впереди сидел молодой воробышек. Он беспомощно рас-топырил едва прораставшие крылышки.

Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал своё детище. Каким гро-мадным чудовищем должна была ему казаться собака! Он пищал и дрожал от страха. И всё-таки он не усидел йа ветке.

Я поспешил отозвать смущённого пса и ушёл. Я восхищался героизмом маленькой пташки. (По Я. С. Тургеневу.)

Ссылка на основную публикацию