Перспективный план учителя – логопеда на 2014 – 2015 учебный год
№ пп
Направление и содержание работы
Сроки исполнения
Группа, отметки проведения
Организационно – диагностическое
Обследование всех компонентов речевой системы детей с целью определения уровня речевого развития, разработки коррекционно-логопедической работы на год.
Промежуточное обследование речи детей с целью выявления динамики в развитии речи и корректировки планов работы.
Итоговое обследование речи детей с целью выявление динамики в речевом развитии и составления плана речевого развития детей не следующий год.
Комплектование подгрупп детей по однородности речевого дефекта с целью осуществления индивидуально – подгрупповой работы; изучение медицинских карт, заполнение речевых карт.
Ознакомление с результатами обследования детей всеми специалистами МАДОУ «Катюша» с целью изучения особенностей поведения, эмоционально – волевой сферы, уровня общего развития детей группы, заполнение речевых карт.
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР:
– Развитие эмоционально-личностной сферы.
– Развитие сенсорной сферы.
– Развитие познавательной сферы.
– Развитие психомоторной сферы
(Ж/л Логопед в д/c 2009 № 8 стр.69)
Коррекционно – педагогическое
Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по следующим направлениям:
– устранение недостатков произношения;
– скорректировать недостатки речевого выдоха;
– развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
– смягчить нарушения подвижности органов артикуляции (артикуляционного аппарата, речевых органов);
– расширение и уточнение словаря по лексическим темам;
– развитие связной речи;
– развитие мелкой моторики.
Коррекция нарушений речевого развития на индивидуальных и индивидуально-подгрупповых (парами) занятиях.
Организационно – методическое
Планирование коррекционно – логопедической работы: разработка и реализация перспективного плана работы, календарно – тематического плана, плана взаимодействия со специалистами МАДОУ «Катюша», с родителями, с педагогами.
Работа по оснащению логопедического кабинета дидактическими пособиями, играми и оборудованием.
Участие в методических объединениях логопедов города.
Повышение профессиональной квалификации. Обучение на дистанционных курсах «Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения»
Реализация инновационного проекта «ИКТ-технологии в работе логопеда»
Консультативно – профилактическая
Систематическое информирование педагогов, работающих с детьми о состоянии устной речи детей.
Взаимодействие с воспитателями:
– Ведение журнала взаимодействия воспитателя и учителя – логопеда;
– Индивидуальные беседы по результатам логопедического обследования, разработка путей дальнейшего взаимодействия.
– Мини-лекция на тему: «Характеристика детей с общим недоразвитием речи».
– Семинар – практикум на тему: «Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками».
– Круглый стол на тему: «Отбор речевого материала для закрепления звукопроизносительных навыков».
– Беседа на тему: «Правильное дыхание – залог правильной речи».
Издательская деятельность:
Выпуск брошюры «Игры по развитию дыхания».
– Знакомство педагогов с результатами промежуточного обследования.
– Обучающий практикум на тему: «Имаготерапия в коррекционно – развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи.
– Консультация на тему: «Особенности формирования связной речи».
– Мастер – класс «Открытое занятие логопеда».
– Беседа с педагогами о результатах итоговой диагностики.
Взаимодействие со специалистами с целью выработки единых требований в осуществлении коррекционно – развивающей работы с детьми.
Посещение занятий воспитателей, специалистов, свободной игровой, творческой деятельности детей с целью контроля над речью детей.
Обязательно 1 раз в месяц
Взаимодействие с родителями детей группы:
День открытых дверей:
знакомство с группой, речевой средой групп МАДОУ. Индивидуальные беседы по результатам логопедического обследования.
Консультативный пункт.
Родительские собрания
Тема: по запросу воспитателя.
Беседа с родителями о результатах промежуточной диагностики. Рекомендации по дальнейшей работе для детей с ОНР.
Индивидуальные беседы по результатам логопедического обследования. Рекомендации родителям на летний период.
Родительская гостиная «Речевой фитнес»:
Знакомство с технологией «Речевой фитнес»
– Семинар – практикум: «Артикуляционная гимнастика первый шаг в коррекции звукопроизношения для детей с ОНР».
Тема: «Игротека в кругу семьи».
Консультация на тему: «Методические рекомендации по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями» с использованием приемов Речедвигательной ритмики.
Круглый стол на тему: «Как важно дружить с пальчиками». Пальчиковый игротренинг.
Мастер – класс: Открытое занятие по обучению грамоте для детей с использованием элементов речевого фитнеса. Рекомендации родителям по обучению грамоте.
Издательская деятельность:
Выпуск брошюры «Игры для занятий с детьми дома».
Буклет на тему: «Игры, направленные на формирование речевого дыхания».
Детско – родительская гостиная «Игры – не забава». Предложить родителям игры по автоматизации звуков с использованием речедвигальных упражнений.
Копилка для родителей на тему: «Формирование фонематического восприятия». Игры, способствующие формированию фонематического восприятия.
логопедам
Планирование
Перспективный план
Уважаемые коллеги-логопеды! Свою работа на логопункте уже много лет я организую по двум планам. Это очень удобно. Первый план называется “Комплексно-тематический план развития речи старших дошкольников в МБДОУ № 6”. В нём распланирована работа по коррекции и формированию речи детей в старших и подготовительных группах на каждый месяц по разделам:
Опираясь на этот план, я занимаюсь коррекцией речевой патологии логопатов – ОНР разного уровня, ФФНР, ФНР. А воспитатели по нему формируют речь у всех старших дошкольников.
Второй план называется “Перспективный план работы логопеда на логопункте МБДОУ № 6 на . учебный год”. В нём расписана вся логопедическая деятельность в детском саду на каждый месяц по основным направлениям:
– работа с детьми
– работа с воспитателями
– работа с родителями
– взаимодействие со специалистами и школой.
Задачи
При планировании, особенно календарном, следует ставить конкретные задачи. Для логопедических занятий эти задачи зависят от этапа коррекционной деятельности. Примерный список слов, с которых начинается формулировка задачи: читать дальше
Список литературы
По просьбам логопедов во время стажёрской практики размещаю список литературы, используемый при разработке интегрированных речевых модулей. Читать Дальше.
Аттестация
Этот материал был представлен педагогами ИРО г. Екатеринбурга на семинаре в 2013 году.
Программа
Структура рабочей программы (примерно по такой-же структуре можно составить любую программу). Читать дальше .
Аналитический отчёт
Методические рекомендации к написанию, оформлению и представлению аналитического отчёта. Читать дальше .
Документы
При зачислении на логопедический пункт необходимо предложить родителям написать соответствующее заявление. Какой либо единой формы нет. Главное, в нём должно быть зафиксировано желание родителей, чтобы ребёнок занимался на логопункте. А так-же понимать двухстороннюю ответственность за результат коррекционной работы. Примерный “Бланк заявления”
Одним из основных документов, регламентирующих деятельность логопеда на логопедическом пункте является “Положение о дошкольном логопедическом пункте”
Краткая речевая карта используется на логопункте ДОУ для большого количества логопатов. Умещается на лист А4 с двух сторон и выглядит в виде брошюры. Речевая карта.
Сегодня у педагогов дошкольных учреждений возникает проблема выбора программ, учебных и развивающих пособий. Одним из рекомендательных документов являются инструктивные письма Российской Академии образования. Представляю одно из них, которое рекомендует критерии отбора учебно-методических комплектов для развития и обучения старших дошкольников. Данное письмо находилось в пакете материалов семинара. проводимого в ИРО в 2013 году Чиндиловой О. В, кандидатом педагогических наук, доцентом АПКиППРО, Инструктивно-методические материалы.
Методические рекомендации по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду. О целесообразности расширения видового многообразия ДОУ.
Методическое письмо Российской Академии образования, в котором даны рекомендации по системе требований к содержанию и процедуре обследования детей старшего дошкольного возраста и готовности дошкольников к обучению в начальной школе. В систему требований входят: требования к организации; требования к проведению обследования; требования к содержанию диагностического обследования; требования к процедуре обследования; требования к профессиональной подготовке специалиста, который проводит диагностическое обследование. Читать методическое письмо .
Научно-методическая база
Обучение и развитие в дошкольном возрасте
Л.С.Выготский
Это стенограмма доклада, прочитанного Львом Семеновичем на Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию в середине тридцатых годов — в тот период, когда в советском государстве уже сложилась система детских садов и речь шла о разработке единых подходов к образованию дошкольников. Читать статью
Подготовка дошкольников к обучению в школе
А.Л.Венгер д.псих.наук, О.В.Даниленко, И.В.Ермакова к.псих.наук,
Г.С. Ковалёва к.п.н., Н.В. Нурминская
В период подготовки ФГОС Российская Академия образования Институт содержания и методов обучения проанализировали готовность дошкольников к обучению в первом классе в 8 регионах РФ. Этот материал особенно интересен педагогам, готовящимся к аттестации. Он позволяет сравнить результаты своей педагогической работы с результатами ДОУ страны. Подготовка дошкольников к обучению в школе. .
План работы логопеда с воспитателями
План работы логопеда с воспитателями .
Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика Пальчиковая гимнастика Развитие психических процессов Игры на формирование связной речи Игры по формированию грамматического строя речи Пространственной ориентировки Словарный запас
1.«Улыбка»
2.«Хоботок»
3.«Домик открывается»
4. Чередование «Хоботок» – «Улыбка» –
«Домик открывается».
1. «Послушаем своё дыхание»
Яблочко.
1. «Делай, как я»
«Расскажем про белочку»
Карточка №2
Игра «Кто у кого?»
Игра “Правый глаз” УГАДАЙ ИГРУШКУ
1.«Улыбка»
2.«Хоботок»
3.«Домик 4. «Любопытный язычок» 5.«Лягушка»
6. «Зайчик»
2. «Дышим тихо, спокойно и плавно»
Жук, жук.
2.
« Расставить посты»
Составление сказки «Приключения Маши в лесу»
Карточка №1 Игра «Назови ласково».
Игра “Обезьянки” НАЗОВИ ЧАСТИ ЦЕЛОГО
1. «Язык здоровается с подбородком»
2. «Язык здоровается с верхней губой»
3. «Любопытный язычок» 4.«Лягушка»
5. «Окошко»
6. «Зайчик»
3. «Подыши одной ноздрёй»
Муха строит дом.
1. «Делай, как я»
«Составь описание»
Карточка №5
Игра «Два брата ИК и ИЩ».
Кого загадали? ОТГДАЙ ПРЕДМЕТ ПО НАЗВАНИЮ ЕГО ЧАСТЕЙ
1.«Улыбка»
2.«Хоботок»
3.«Домик открывается»
4. «Язык здоровается с подбородком»
5. «Язык здоровается с верхней губой»
4. «Воздушный шар»
Кораблик
2.
« Расставить посты»
«Придумай рассказ»
Карточка №7
Назвать профессии (по картинкам).
Развивающий коврик ПРО КОГО Я ГОВОРЮ
Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика Пальчиковая гимнастика Развитие психических процессов Координация речи с движением Игры по формированию грамматического строя речи Пространственной ориентировки Словарный запас
1.«Улыбка»
2.«Хоботок»
3.«Домик открывается»
10. «Язык здоровается с верхней1. «Подыши одной ноздрёй».
Тетери.
3. «Цветные треугольники» (доп. Отбоева Е. В.)
«Скажи точнее»
Игра «Чем отличаются слова?»
Справа и слева СКАЖИ КАКОЙ
1.«Улыбка»
2.«Хоботок»
3.«Домик 4. «Любопытный язычок» 5.«Лягушка»
6. «Зайчик»
11. «Обезьянка»
2. «Ёжик».
Отличные пшеничные
4. «Не пропусти профессию»
«Расскажем про лису»
Карточка №10
Найти общую часть в словах (по картинкам).
Я робот! ИСПРАВЬ ОШИБКУ
1. «Язык здоровается с подбородком»
2. «Язык здоровается с верхней губой»
3. «Любопытный язычок» 4.«Лягушка»
5. «Окошко»
6. «Зайчик»
3. «Губы «трубкой».
Синий чиж. 5. «Не пропусти растение»
«Придумай рассказ»
Карточка №12
Игра в лото «Что из чего сделано?»
Внутри и снаружи КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ И НАЗОВЕТ
1.«Улыбка»
2.«Хоботок»
3.«Домик открывается»
4. «Язык здоровается с подбородком»
5. «Язык здоровается с верхней губой»
12. «Бульдог»
4. «Ушки».
Шла собака через мост… 6. «Запретный номер»
«Расскажем про ежа»
Карточка №13
Сравните предметы и закончить предложения.
Фигурное лото ЧТО НАПУТАЛ БУРАТИНО
Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика Пальчиковая гимнастика Развитие психических процессов Координация речи с движением Игры по формированию грамматического строя речи Пространственной ориентировки Словарный запас
1.«Улыбка»
2.«Хоботок»
3.«Домик открывается»
4. Чередование «Хоботок» – «Улыбка» –
«Домик открывается».
12. «Бульдог»
5. «Пускаем мыльные пузыри».
ИГРЫ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ.
7. «Птица, не птица»
«Придумай рассказ»
Карточка №15
Найти «лишнее» слово.
Фигурное лото КАКАЯ КУКЛА
1.«Улыбка»
2.«Хоботок»
3.«Домик 4. «Любопытный язычок» 5.«Лягушка»
6. «Зайчик»
6. «Язык «трубкой».
ИГРЫ СО ШНУРКАМИ.
8. «Кто кем будет?»
«Составь описание»
Карточка №17
Игра «Что в магазине?» графическим диктантам. СРАВНИ КУКОЛ
1. «Язык здоровается с подбородком»
2. «Язык здоровается с верхней губой»
3. «Любопытный язычок» 4.«Лягушка»
5. «Окошко»
6. «Зайчик»
8. «Дышим тихо, спокойно и плавно».
ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК.
9. «Найди лишнее слово»
«Придумай рассказ»
Игра «Убираем урожай» графическим диктантам. СРАВНИ МЕДВЕЖАТ
1.«Улыбка»
2.«Хоботок»
3.«Домик открывается»
4. «Язык здоровается с подбородком»
5. «Язык здоровается с верхней губой»
13 «Прятки» (чередование «Обезьянка3. «На планете дышится тихо, спокойно и плавно».
Шла собака через мост…
10. “На что это похоже”?
«Составь описание»
Карточка №19
Игра «Что без чего?» графическим диктантам. СРАВНИ ЗВЕРЕЙ
- plan_raboty_logopeda_s_vospitatelyami
Размер файла: 24 kB Загрузок: 0
«шпаргалка» для учителя – логопеда дошкольного образовательного
Такой подход позволяет систематически анализировать клинические формы речевой патологии, а также выбирать наиболее эффективные методы и средства для преодоления различных видов речевых нарушений на основе системного и дифференцированного логопедического воздействия.
Наблюдение за развитием психических функций ребенка на протяжении длительного временного периода помогает выделить ведущий дефект и связанные с ним вторичные нарушения. Такая интегративность и динамичность в обследовании позволяет по-новому взглянуть на проблему социальной адаптации детей с речевыми нарушениями, своевременно осуществлять коррекцию и компенсацию путем развития потенциальных возможностей и способностей ребенка, а также выявить зону его «ближайшего развития», на расширения которой направлена вся проводимая работа с каждым ребенком.
В 2003 году Н. В. Нищева опубликовала 2 речевые карты: одна для детей дошкольного возраста от 3 до 4 лет, другая для детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет. Речевой и неречевой материал подобран с учетом возраста, особенностей развития ребенка, раскрывается методика обследования. Карта удобна для заполнения полученных результатов, многократность использования позволяет проследить динамику развития, результаты коррекционной работы с ребенком на протяжении нескольких лет.
Сегодня у логопеда есть уникальная возможность в выборе речевых карт с учетом возраста, логопедического диагноза и использовать ее от 1 года до 3 лет в зависимости от пребывания ребенка в коррекционном дошкольном образовательном учреждении*.
Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). СПб.: Детство-Пресс, 2003.
Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет). СПб.: Детство-Пресс, 2003.
Содержание учебно – воспитательной и коррекционной работы учителя – логопеда
Календарное планирование логопед составляет на неделю. Основой планирования является изучение (ознакомление) лексической темы. В группах старшего возраста планируется работа по обучению детей грамоте.
Разделы календарного планирования подгрупповой работы с детьми *
Календарное планирование предусматривает следующие разделы:
развитие общих речевых навыков;
развитие слухового и зрительного внимания, памяти;
развитие лексики и грамматического строя речи;
развитие связной речи;
развитие фонематического анализа, синтеза, представлений, обучение грамоте;
• постановка, автоматизация и дифференциация звуков.
Календарное планирование составляется с учетом возраста
детей и структуры речевого дефекта, поэтому очень важно укомплектовать группу. Например: для работы в группе из 7 человек с диагнозом III уровень речевого развития и общее недоразвитие речи (ОНР) и из 5 человек с диагнозом фонети-ко-фонематическое нарушение речи (ФФНР) логопеду следует писать 2 календарных плана.
Комплектование логопедических групп с учетом возраста и диагноза облегчает написание календарного планирования,
• Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической ра
боты в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методиче
ских рекомендаций. СПб.: Детство-Пресс, 2000. (РГПУ им. А. И. Герцена). С. 115.
66 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПВДА ДОУ
обеспечивает эффективность работы логопеда с детьми по коррекции речевых и неречевых нарушений.
Предлагаемая система планирования содержит традиционный набор разделов воспитательно-образовательной и коррекцион-ной работы логопеда с детьми и опирается на основные задачи комплексной программы: всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств, а также на использование современных методик и технологий коррекции речи.
Основные задачи обучения:
формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
формирование приемов умственных действий — анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;
развитие памяти, внимания, воображения, творческих способностей, вариативности мышления;
развитие коммуникативных навыков — умений общения с детьми и взрослыми;
развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
обогащение активного, пассивного словаря; развитие грамматического строя речи, формирование связной речи с опорой на речевой опыт ребенка — носителя языка;
развитие умения оперировать единицами языка — звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;
расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
Лексигеские темы подобраны с учетом периода обучения, времени года, красных дней календаря, основных праздников: Нового года, Дня защитника Отечества, 8-го Марта, Масленицы, Дня космонавтики и т. д.
Работа учителя логопеда и педагогов направлена на обогащение словарного запаса детей словами, соответствующими темам бесед («Детский сад», «Осень», «Овощи и фрукты»,
70 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПВДА ДОУ
«Семья» и т. д.). На основе ознакомления с окружающим миром логопед реализует коррекционную задачу — работу над грамматическим строем речи, которая предусматривает практическое ознакомление ребенка с правилами изменения слов, что позволит ему научиться согласовывать слова, употреблять их при построении фразы в правильной грамматической форме.
Грамматика состоит из двух разделов — «Словоизменение» и «Словообразование».
Тематический подход в планировании позволяет логопеду и педагогам заранее подготовиться к подгрупповым и индивидуальным занятиям, отобрать дидактический материал, продумать систему игр, подготовить речевой материал: стихи, потешки, скороговорки, загадки, рабочие тесты*.
За логопедом остается право выбора, когда и какие лексические темы планировать, сколько занятий следует про-
* Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. СПб., 2006.
вести по одной и той же теме с целью усвоения нового материала каждым ребенком, какие методики и технологии развивающего обучения использовать при составлении конспекта занятия.
В подготовительной к школе группе (в некоторых случаях — в старшей) логопед планирует не только лексические темы, но и занятия по обучению грамоте (один раз в неделю).
Важно отметить, что при ознакомлении детей с новым звуком (буквой) необходимо учитывать чистое произношение этого звука каждым ребенком.
Родители справедливо считают, что подготовка ребенка к школе является одной из самых важных задач данного периода и заранее интересуются, будут ли в данном дошкольном учреждении учить детей читать и писать. По результатам анкетирования, 95% родителей ставят знак равенства между чистой речью и овладением ребенком навыками слитного чтения. И их переживания понятны, ведь школа предпочитает взять подготовленных детей, которые умеют бегло читать не только фразы и предложения, но и небольшие тексты.
Основой обучения детей старшего возраста является звуко- слоговой анализ слов, который сочетается с работой по развитию речи, проводимой по всем направлениям.
Более пяти лет педагоги и специалисты успешно реализуют в работе с детьми методическое пособие «По дороге к Азбуке», которое входит в комплект пособий, обеспечивающих дошкольную подготовку в рамках Образовательной системы
В методическом пособии учебный материал изложен очень подробно, поскольку его использование включает элементы логопедической методики развития речи, которая ориентирована также на предупреждение ошибок в чтении и письме*.
В игровой и занимательной форме дети знакомятся с такими понятиями, как «звук» и «буква», учатся различать их по определенным признакам.
Дети знакомятся с акустическими характеристиками звуков: согласные и гласные; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки; учатся выделять заданный звук на фоне слова и из слова.
* Кислова Т. Р. По дороге к Азбуке: Методические рекомендации для воспитателей, учителей и рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 1 и 2 / Под научной редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. М.: «Баласс», 1999.
82 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
Планирование индивидуальной работы логопеда с детьми
План индивидуальной работы логопед составляет ежедневно на каждого ребенка с учетом структуры речевого дефекта.
Основные направления (задаги) работы угителя-логопеда с детьми:
1. Развитие артикуляционного аппарата:
общая и специальная артикуляционная гимнастика, направленная на развитие подвижности губ, языка, мягкого неба;
логопедический массаж (расслабляющий, активирующий, I лицевой мускулатуры, точечный).
Развитие физиологического дыхания с помощью специальных упражнений.
Развитие общей, тонкой моторики.
Развитие динамической стороны речи (темп, ритм, интонация).
Развитие голоса (сила, высота, тембр).
Постановка и автоматизация звуков в слогах, словах, фразах, предложениях, связной речи.
Цели и задачи комплексной программы совпадают с основными задачами коррекционной программы.
Пользоваться регью как средством общения с детьми и взрос лыми.
Занятия логопеда проводятся утром с подгруппой детей, которая комплектуется с учетом возраста, логопедического заключения (диагноза), особенностей характера, развития личности, сформированности психических функций, поведения, внимания, состояния здоровья и т. д. Групп может быть от 2 до 4-х, возможно, будут такие дети, с которыми надо заниматься только индивидуально.
Распределение подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми (подготовительной к школе группы) на неделю.
Например: По результатам первичной диагностики скомплектованы 2 группы:
I подгруппа — дети 2-го года обучения;
II подгруппа — дети 1-го года обучения.
Возраст всех детей от 6 до 7 лет.
Диагноз: Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития).
Напомним, что логопед в неделю проводит два тематических занятия:
ознакомление с новой лексической темой;
знакомство с новым звуком и буквой.
86 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЩА ДОУ 1
Важно помнить, что с каждой группой отрабатывается одна | и та же тема «Весна», но игры, задания, речевой материал, 1 методики, технологии и способы подачи данной лексической 1 темы будут разными.
Например: с детьми с повышенной возбудимостью, исто- ] щаемостью и с несформированностью познавательной деятельности логопед использует разнообразие игровых моментов, необычность подачи материала (сюрпризы, появление сказоч- i ных героев), обеспечивает смену видов деятельности, проводит с детьми не одну физминутку, а две. Дети данной подгруппы не сидят за столами, они «путешествуют» по всей группе, выполняя разные задания. Возможно, что данную лексичес-кую тему логопед будет повторять с детьми еще раз, но в другой форме, создавая другие ситуации, используя другие игровые приемы.
Готовясь к проведению подгрупповых занятий, логопед со-етавляег план-конспект, который поможет подобрать речевой и неречевой материал, создать ситуацию, которая подскажет детям, чем они сегодня будут заниматься.
Например: На столах вазочки с цветами: мать-и-мачеха, подснежники, фиалочки. На ковролине: деревья, зеленая травка, цветы. Дети в облегченной одежде рассматривают цветок мать-и-мачеху. На деревьях птицы — грачи, около деревьев воробьи, галки. На вопрос логопеда: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? — дети отвечают: «О цветах».
Ситуация, созданная логопедом подсказала детям тему за- 1 нятия. Они рассматривают цветы, составляют описательный рассказ, составляют букет из нарциссов, тюльпанов, гвоздик, роз, подбирают вазы и т. д.
Перспективное планирование логопед пишет 1 раз в квартал. План обсуждается и утверждается на медико-педагогическом совещании:
сентябрь-октябрь-ноябрь — I период обучения; декабрь-январь-февраль — II период обучения; март-апрель-май — III период обучения.
Если логопед работает в июне, то план составляется только на один месяц.
Согласно «Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении» (см. Приложение 2), в речевую группу зачисляются дети с 2 лет с алалией, дизартрией, ринолалией, заиканием, а также дети, имеющие лепетную речь или резко выраженное недоразвитие речи.
Данное планирование строится на понимании алалии как системного речевого расстройства, представляющего собой сложный комплекс дизонтогенеза, и включает в себя ряд разделов не только коррекционно-логопедической направленности. Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива (логопеда, невропатолога, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, преподавателя физкультуры, врача ЛФК, массажиста и, конечно же, родителей.
Каждый раздел раскрывается более подробно с учетом реализуемых программ (комплексной и коррекционной), результатов первичной диагностики детей, логопедического заключения, возраста и периода обучения.
Например: один из разделов перспективного планирования.
Раздел: Развитие языкового анализа, синтеза, пред ставлений (фонематического слогового анализа предложения).
Диагноз: Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития.
I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ) СЕНТЯБРЬ
Обследование фонематического восприятия (повтори, покажи).
па-ба ба-па том — дом
та-да да-то богка — погка
ка-га га-ка мишка — мышка
та-да-та да-та-да миска — мишка
ка-га-ка га-ка-га рожки — ложки
Обследование: Языковой анализ и синтез. Регевой материал:
• Есть ли звук [М] в словах: дом, кот, мама, сук.
Инструкция: Хлопни, если в слове услышишь звук [М].
Какой первый звук в слове: Аня, Оля, утка, Ира?
Какой звук в конце слова, в начале, в середине: дом, мак, лук?
Сколько звуков в слове: кот, каша, кошка?
Составь слово из слогов: па-па, ко-ра, лож-ка, со-ба-ка.
Составь слово из звуков: [Д], [О], [М], [К], [О], [Т], [В], [О]. [Д], [А], [Л], [О], [Д], [К], [А].
Работа учителя-логопеда по сопровождению детей в замещающих семьях
В связи с особым вниманием со стороны президента России к проблеме семейного жизнеустройства детей-сирот, создание служб сопровождения замещающих семей, оказывающие психолого-педагогическую помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим в приемных семьях, и их родителям – необходимая мера по предотвращению возврата приемных детей в детские дома.
Принимая во внимание важность проблемы семейного устройства воспитанников, педагогический коллектив нашего детского дома видит свою миссию не только в создании определенного жизненного пространства для социально-трудовой адаптации ребят, способствующей их бесконфликтной интеграции в общество, но и в реализации права жить и воспитываться в семье. Помочь ребенку адаптироваться в системе социальных отношений, обрести новую семью или вернуться в кровную — задача для всего коллектива детского дома.
Специфика речевого развития ребенка — воспитанника детского дома требует особенно благоприятных условий для компенсации имеющихся нарушений, что достигается путем выбора адекватных программ и способов обучения, а при переходе ребенка к обучению в школе — помощи в освоении образовательной программы. При воспитании ребенка в детском доме эти цели достигаются благодаря согласованным действиям работников учреждения, их тесной взаимосвязи со специалистами психолого-медико-педагогической комиссии, учителями и специалистами школы, в которой обучается ребенок. При переходе ребенка в замещающую семью или возвращении его в кровную крайне важно сохранить или создать эти благоприятные условия.
Исходя из этого положения, цель учителя-логопеда детского дома при взаимодействии с замещающей семьей — создание ситуации сотрудничества принимающих родителей и специалиста, способствующей продолжению необходимого ребенку образовательного маршрута, а также предупреждение и коррекция речевых расстройств.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- проделать работу по коррекции и компенсации негативных последствий проблемного развития воспитанника;
- познакомить приемную семью с особенностями развития и обучения ребенка;
- оказать помощь приемной семье в обеспечении образовательных потребностей ребенка.
В работе учителя-логопеда с кровной и замещающей семьями можно выделить следующие направления: образовательное, консультативное, коррекционное и исследовательское.
В рамках образовательного направления родители знакомятся с методами и приемами педагогического воздействия, так как большинство взрослых не имеют большого опыта взаимодействия с детьми, а если подобный опыт и имеется, то неизбежно возникают вопросы по организации коррекционного процесса.
Консультативное направление подразумевает получение приемными родителями конструктивной помощи, конкретных рекомендаций по работе с детьми, полных и всесторонних ответов на волнующие их вопросы.
Коррекционное направление включает в себя оказание необходимой помощи ребенку на протяжении всего времени работы с замещающей семьей.
Очень важно исследовательское направление, включающее в себя изучение и анализ особенностей развития, успешности обучения ребенка при переходе в замещающую семью.
Работа учителя-логопеда с кровной и замещающей семьями проходит два этапа: первый — предварительная работа с семьями, планирующими взять на воспитание ребенка из детского дома, второй — работа с замещающими семьями после перехода в них ребенка. Здесь важным представляется продолжение взаимодействия с замещающей семьей, что позволяет облегчить адаптационный период обеим сторонам и обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Приход в семью приемного ребенка — серьезное испытание для всех ее членов. Не всегда принимающие родители осознают, что воспитанники детских домов — дети с особыми образовательными потребностями, для успешного развития и обучения которых необходимо приложить определенные усилия. Для решения данной проблемы на первом этапе работы с замещающими семьями учитель-логопед консультирует будущих родителей по вопросам обучения и развития ребенка.
На этом этапе также возможно проведение групповых консультаций для будущих родителей, в ходе которых раскрываются особенности развития и обучения ребенка-сироты, возможные трудности в его воспитании и взаимодействии приемных родителей с ним.
В ходе индивидуальных консультаций специалист подробно рассказывает об особенностях речевого развития ребенка, причинах речевого нарушения и дает прогноз на дальнейшее обучение. На данном этапе будущих родителей необходимо нацеливать на систематическую коррекционную работу, сотрудничество со специалистами разного профиля.
На этапе знакомства с замещающей семьей очень важно наладить с родителями доброжелательные отношения. Необходимо учитывать условия жизни каждой конкретной принимающей семьи, ее состав и культурный уровень.
Будущие родители присутствуют на логопедических занятиях, знакомятся с задачами, содержанием и формами работы с детьми, наблюдают за деятельностью своего ребенка индивидуально и в группе, что способствует формированию их активной позиции к обучению приемного ребенка, помогает установить между ними более тесные отношения сотрудничества и сотворчества. С этой целью на занятиях может использоваться помощь родителей в выполнении заданий специалиста.
Полезно объединить занятие с консультированием принимающих родителей, тогда они становятся более активными, начинают внимательнее относиться к содержанию занятия, поведению на нем ребенка, обращают внимание на пробелы в его знаниях, учатся методам и приемам работы по их устранению.
Важной и эффективной формой работы представляется и такая форма приобщения родителей к коррекционному процессу, как выполнение заданий логопеда в тетради для индивидуальной работы. Например, когда кандидаты в замещающие родители на выходные дни приглашают детей к себе в гости, можно дать им с собой тетрадь, в которой родители вместе с детьми выполнят предложенные специалистами задания.
На данном этапе разрабатываются индивидуальные рекомендации для приемных родителей, на которые они в дальнейшем могут опираться при обучении и развитии речи приемного ребенка.
Второй этап работы учителя-логопеда с замещающими семьями начинается после перехода в них ребенка. На данном этапе возможно продолжение коррекционной логопедической работы до того момента, пока ребенок не станет получать помощь в другом учреждении.
После перехода в замещающую семью бывшие воспитанники детского дома дошкольного возраста чаще всего начинают посещать дошкольные образовательные учреждения, а дети школьного возраста — другую школу. Для таких детей меняются окружающая среда, режим дня, появляется необходимость устанавливать новые социальные связи.
В этот период необходимость помощи учителя-логопеда связана с особенностями адаптации к новым социальным условиям ребенка с речевыми нарушениями. Проведенные Е.Ю. Фирсановой [6] исследования выявили зависимость между уровнем речевого развития и степенью дезадаптации детей в новых условиях. Так, у детей с осложненными речевыми нарушениями дезадаптация проявляется наиболее сильно и выражается в преобладании отрицательных эмоций, частой смене настроения, аффективных вспышках, агрессии к окружающим, конфликтности, раздражительности. У детей с неотягощенной речевой патологией и нормальным речевым развитием отмечаются тревожность, беспокойство, неуверенность в себе, нерешительность.
У школьников с нарушениями речи адаптация к новым социальным условиям протекает тяжелее, чем у детей с нормальным речевым развитием.
Бывшие воспитанники детского дома при переходе к школьному обучению часто демонстрируют превалирование отрицательных эмоций, негативное отношение к педагогам, сверстникам. У детей выявляется низкая или несформированная потребность в общении, недостаточность развития учебной мотивации. Данные проявления усугубляются у детей с речевыми нарушениями.
В том случае, когда ребенок переходит в другое образовательное учреждение, специалисты детского дома, в том числе и учитель-логопед, могут выступать в качестве посредника между учреждением и семьей, консультировать школьных педагогов и родителей. Цель логопеда на данном этапе — помочь ребенку интегрироваться в образовательном учреждении, предупредить и нивелировать негативные проявления, которые могут возникнуть в этот период.
Возможны выездное консультирование педагогов образовательного учреждения по проблемам обучения и развития детей-воспитанников детских домов и организация своего рода посредничества между замещающей семьей и специалистами учреждения при возникновении конфликтных ситуаций. При необходимости возможна организация «модуля помощи» приемному ребенку — для решения возникших проблем социальный педагог школы, классный руководитель, учителя-предметники, специалисты детского дома объединяются.
Замещающие родители получают необходимую информацию при посещении детского дома, также возможно консультирование по телефону, на дому. Последнее представляется оптимальной формой консультативной работы учителя-логопеда. При этом семью можно посещать с диагностическими целями — знакомиться с бытовыми условиями, изучать возможные факторы риска для речевого развития ребенка (медицинские, социальные, бытовые), исследовать сложившиеся проблемные ситуации. Цели могут быть контрольными — оценка состояния семьи и динамики речевого развития ребенка, анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций специалиста и пр.; а также адаптационно-реабилитационными — оказание конкретной образовательной, коррекционной помощи.
Не менее эффективной формой работы является мониторинг речевого развития ребенка в приемной семье — сбор, обобщение и анализ информации о процессе его речевого развития и принятие на этой основе решений о необходимой профилактике или коррекции.
Важно помнить, что семья, взявшая на воспитание ребенка из детского дома, оказывает помощь этому ребенку, государству, обществу наконец. И она вправе в свою очередь сама рассчитывать на помощь и поддержку. И чтобы процесс адаптации прошел успешно и семья благополучно справилась с неизбежно возникающими проблемами, необходима профессиональная помощь специалистов разного профиля, в том числе и квалифицированного учителя-логопеда.
Жидкова Татьяна Александровна,
учитель-логопед,
детский дом «Дом детства»
Оказание логопедической помощи в процессе комплексного сопровождения замещающих семей
Синицына Кристина
Оказание логопедической помощи в процессе комплексного сопровождения замещающих семей
«Оказание логопедической помощи в процессе комплексного сопровождения замещающих семей»
Одна из главных задач Службы по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей – обеспечение условий для продолжительного и комфортного пребывания детей в приемных семьях, их развития, воспитания и социальной адаптации. Создание комплексной поддержки приемных семей помогает реализовать эту задачу в полной мере.
Прежде всего, обеспечить условия для существования регулярного доступного психолого-педагогического и социального сопровождения семей, начиная с периода, когда родители стоят на пороге принятия судьбоносного решения об устройстве ребенка в семью, и заканчивая периодом подготовки и вхождения ребенка во взрослую самостоятельную жизнь.
Одним из направлений работы Службы по сопровождению приемных родителей является логопедическая помощь детям, воспитывающихся в замещающей семье.
Цель работы учителя-логопеда при взаимодействии с кровной и замещающей семьей — создание ситуации сотрудничества родителей и специалиста, в результате чего будут достигнуты результаты предупреждения или коррекции речевых нарушений.
Для достижения данной цели учителем – логопедомвыполняются следующие задачи:
– проделать работу по коррекции и компенсации негативных последствий проблемного развития воспитанника;
– познакомить кровную и приемную семью с особенностями речевого развития и обучения ребенка;
– оказать помощь кровной и приемной семье в обеспечении образовательных потребностей ребенка в данном направлении.
В связи с реструктуризацией работы логопеда, внесены изменения в логопедическую документацию:
1. Положение о логопедическом пункте;
2. Протокол первичного обследования;
3. Карта – отзыв об оказанной логопедической услуге;
4. Журнал сопровождения.
Виды оказания логопедической помощи
1. Логопедическое обследование ребёнка.
2. Консультация по результатам обследования.
3. Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые).
4. Консультация по раннему речевому стимулированию (дети до 3-х лет).
5. Лекции на тему речевого развития ребёнка.
В работе учителя-логопеда с кровной и замещающей семьями можно
выделить следующие направления: образовательное, консультативное, коррекционное.
Консультативно – просветительское направление. В рамках образовательного направления родители знакомятся с методами и приемами педагогического воздействия, получение ими конструктивной помощи, конкретных рекомендаций по работе с детьми, полных и всесторонних ответов на волнующие их вопросы. Так как большинство взрослых не имеют большого опыта взаимодействия с детьми, а если подобный опыт и имеется, то неизбежно возникают вопросы по организации коррекционного процесса.
С приемными родителями проведены следующие консультации:
– «Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей».
– «Особенности развития речи ребенка 3-4 лет»
– «Как стимулировать развитие речи ребенка?»
В ходе индивидуальных консультаций логопед подробно рассказывает об особенностях речевого развития ребенка, причинах речевого нарушения и дает прогноз на дальнейшее обучение. На данном этапе родителей нацеливают на систематическую коррекционную работу, сотрудничество со специалистами разного профиля.
Коррекционное направление включает в себя оказание необходимой помощи ребенку на протяжении всего времени работы с замещающей семьей:
– Развитие просодической стороны речи;
– Совершенствование лексико-грамматических категорий речи;
– Развитие связной речи;
– Коррекция нарушений письменной речи.
Используются разнообразные логопедические технологии:
• Артикуляционная, дыхательная, мимическая гимнастики;
• Пальчиковая и ручная гимнастики;
• Зондовый и логопедический массаж;
• Песочная терапия в логопедии;
• Кинезиология в логопедии;
• Элементы Су-Джок терапии.
Приемные родители присутствуют на логопедических занятиях, знакомятся с задачами, содержанием и формами работы с детьми, наблюдают за деятельностью своего ребенка индивидуально и в группе, что способствует формированию их активной позиции к обучению приемного ребенка, помогает установить между ними более тесные отношения сотрудничества и сотворчества.
Необходимо понимать, что семья, взявшая на воспитание ребенка из детского дома, оказывает помощь этому ребенку. И она вправе сама рассчитывать на помощь и поддержку. И чтобы процесс адаптации прошел успешно и семья благополучно справилась с неизбежно возникающими проблемами, необходима профессиональная помощь специалистов разного профиля, в том числе и квалифицированного учителя-логопеда.
Синицына К. А. учитель – логопед
Работа логопедической службы по сопровождению замещающих семей.
консультация на тему
В статье описан опыт работы логопедической службы Центра помощи детям с ОВЗ сзамещающими семьями, которые готовятся принять детей с речевыми расстройствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_logopedicheskoy_sluzhby_po_soprovozhdeniyu_zameshchayushchih_semey.docx | 29.73 КБ |
rabota_log._sluzhby_po_sopr.pptx | 1.33 МБ |
pamyatka.docx | 16.55 КБ |
Предварительный просмотр:
В условиях реализации ФГОС ДО специалисты ГКУСО РО «Ростовский центр помощи детям № 4» у уделяют особое внимание работе с будущими родителями наших воспитанников, что соответствует одной из задач Стандарта – «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
Дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию и оказавшиеся в детском доме, а затем в замещающей или кровной семье, требуют особого внимания. Самое драматичное последствие социального сиротства — это прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребенка, лишившемуся попечения родителей. До 60% контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы, относящиеся к III — V (наиболее низким) группам здоровья. Почти 55% отстают в физическом развитии. Лишь 4,7% детей квалифицируются как практически здоровые. Помимо задержек интеллектуального развития формируется комплекс сложных нарушений эмоционального развития в рамках парааутизма: обеднение эмоциональных проявлений, затруднения в общении, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, нарастание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов. С возрастом обнаруживается тенденция к углублению отставания в развитии эмоций. Такие нарушения неизбежны и для здоровых детей и тем более усугубляются у детей с врожденной патологией (Стребелева Е.А.).
В связи с этим, у большинства наших воспитанников имеются речевые нарушения различной этиологии. У детей отмечается замедленный темп речевого развития.
Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей.
Импрессивная речь характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков и неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи
Экспрессивной речи воспитанников свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, инактивность
Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций.
У значительной части детей наблюдается системное нарушение речи. Категория этих детей достаточно полиморфна, но общей их особенностью является стойкое системное недоразвитие речи, которое определяет часто невыгодность этих детей к обучению в условиях массовой школы. Речевые нарушения проявляются в недостаточности развития всех сторон речи, фонетико- фонематической, лексико-грамматической и особенно связной речи. Недостаточная сформированность устной речи сочетается с недоразвитием фонематического анализа и синтеза, в связи с этим дети испытывают выраженные трудности в усвоении навыков чтения и письма.
Данные особенности речевого развития воспитанника детского дома требуют индивидуального подхода к каждому ребенку, создания благоприятных условий для компенсации имеющихся нарушений, подбора соответствующих программ и способов обучения. При воспитании ребенка в детском доме эти цели достигаются благодаря согласованным действиям работников учреждения, их тесной взаимосвязи со специалистами психолого-медико-педагогической комиссии.
При переходе ребенка в замещающую семью или возвращении его в кровную крайне важно сохранить или создать эти благоприятные условия.
Исходя из этого положения, цель учителя-логопеда детского дома при взаимодействии с замещающей семьей — создание ситуации сотрудничества принимающих родителей и специалиста, способствующей продолжению необходимого ребенку образовательного маршрута, а также предупреждение и коррекция речевых расстройств.
На начальном этапе важно установить дружеские, доброжелательные отношения с родителями, чтоб была возможность наиболее полно познакомить их с особенностями развития их ребенка, нацелить на систематическую коррекционную работу, сотрудничество со специалистами разного профиля.
Необходимо донести до родителей, что наши воспитанники – дети с особыми образовательными потребностями, для успешного развития и обучения которых необходимо приложить определенные усилия.
Групповые и индивидуальные консультации нацелены на подготовку приемных и кровных семей к возможным трудностям в воспитании и обучении детей, на грамотный подход в преодолении этих трудностей.
Присутствие будущих родителей на логопедических занятиях позволит им понять специфику коррекционной работы, а также легче освоить содержание и формы с детьми .
Возможно использовать помощь родителей в выполнении домашних заданий во время гостевого режима воспитанника в семье. Это позволит воочию увидеть пробелы в знаниях ребенка и способы их преодоления.
При оформлении ребенка в семью выдается логопедическое заключение. Большинство будущих родителей интересуется проблемами речевого развития ребенка. Проводятся консультации с логопедом. По мере необходимости даются рекомендации по адаптации наших воспитанников, по предупреждению и (или) преодолению трудностей, возникающих при обучении в образовательных учреждениях. (см.Приложение).
После перехода в замещающую семью бывшие воспитанники детского дома дошкольного возраста чаще всего начинают посещать дошкольные образовательные учреждения, а дети школьного возраста — другую школу.
И семьи сталкиваются с проблемой адаптации ребенка к новым условиям. У детей с осложненными речевыми нарушениями дезадаптация проявляется наиболее сильно и выражается в преобладании отрицательных эмоций, частой смене настроения, аффективных вспышках, агрессии к окружающим, конфликтности, раздражительности.
На данном этапе специалисты детского дома, в том числе и учитель-логопед, могут выступать в качестве посредника между учреждением и семьей, консультировать педагогов ДОУ, школьных педагогов и родителей.
Задача логопеда – помочь предупредить и нейтрализовать негативные проявления дезадаптации.
Возможно дистанционное или выездное консультирование специалистами детского дома как родителей, так и педагогов образовательных учреждений.
Таким образом, систему взаимодействия логопедической службы детского дома и принимающих семей можно условно разделить на три этапа, что показано в виде модели:
Модель взаимодействия логопедической службы специального (корр.) детского дома №4 и принимающих семей.
1.Памятка для родителей, чьи дети имеют речевые нарушения.
2.Консультации для родителей:
«Если ваш ребенок не говорит (ранний возраст)»
«ММД и нарушения речи»
3. «Проблемы адаптации»
- Дорога к правильной речи – длинная, долгая. Запаситесь терпением.
- В пути будут трудности, усталость. Не поддавайтесь сами и не идите на поводу мимолетных капризов ребенка. Очень важно не упустить драгоценное время, когда можно всё поправить.
- Многие проблемы решаются на уровне медицины. Правильная диагностика и правильно подобранное лечение решает большинство речевых проблем.
- При оформлении ребенка в образовательное учреждение поинтересуйтесь, есть ли там логопед.
- Ни один логопед не сможет самостоятельно устранить речевые нарушения. Только вместе: вы, ребенок и логопед. Логопед – проводник, дорога к правильной речи – ваша.
- Наши дети – особенные дети. Имея сочетанные нарушения развития, им гораздо труднее заниматься и учиться. Им требуется больше усилий, времени, помощи извне.
- Не требуйте от них слишком многого. Подбирайте задания по силам, с постепенным усложнением материала.
- Успешность занятий напрямую зависит от их систематичности.
- Особое внимание нужно уделить подготовке к школе, даже если речь ребенка уже соответствует возрасту.
- Подружитесь с первым учителем (очень пригодится!). Чаще интересуйтесь у него успехами и трудностями вашего ребенка, ищите вместе пути их преодоления.
- Обращаться к специалистам нашего Центра, в том числе к логопедам, по интересующим вас темам можно и нужно. Мы с радостью ответим на все ваши вопросы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа логопедической службы по сопровождению замещающих семей. Выполнила: учитель-логопед Иткина Н.Н.
В условиях реализации ФГОС ДО специалисты ГКУСО РО «Ростовский центр помощи детям № 4 » уделяют особое внимание работе с будущими родителями наших воспитанников, что соответствует одной из задач Стандарта – «обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Подавляющее большинство детей, поступивших в приемные семьи составляют дети из неблагополучных семей или оставшиеся без попечения родителей, в связи с отбыванием срока наказания в местах лишения свободы; либо в связи с уклонением родителей от воспитания. Самое драматичное последствие социального сиротства — это прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребенка, лишившемуся попечения родителей. До 60% контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы, относящиеся к III — V (наиболее низким) группам здоровья. Почти 55% отстают в физическом развитии. Лишь 4,7% детей квалифицируются как практически здоровые. Помимо задержек интеллектуального развития формируется комплекс сложных нарушений эмоционального развития в рамках парааутизма : обеднение эмоциональных проявлений, затруднения в общении, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, нарастание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов. С возрастом обнаруживается тенденция к углублению отставания в развитии эмоций. Такие нарушения неизбежны и для здоровых детей и тем более усугубляются у детей с врожденной патологией( Стребелева Е.А.). В связи с этим, у большинства детей отмечаются речевые нарушения различной этиологии. У детей отмечается замедленный темп речевого развития. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей. Импрессивная речь характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков и неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи Экспрессивной речи воспитанников свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов , инактивность Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается системное нарушение речи. Категория этих детей достаточно полиморфна, но общей их особенностью является стойкое системное недоразвитие речи, которое определяет часто невыгодность этих детей к обучению в условиях массовой школы. Речевые нарушения проявляются в недостаточности развития всех сторон речи, фонетико- фонематической, лексико-грамматической и особенно связной речи. Недостаточная сформированность устной речи сочетается с недоразвитием фонематического анализа и синтеза, в связи с этим дети испытывают выраженные трудности в усвоении навыков чтения и письма.
Данные особенности речевого развития воспитанника детского дома требуют индивидуального подхода к каждому ребенку, создания благоприятных условий для компенсации имеющихся нарушений, подбора соответствующих программ и способов обучения. При воспитании ребенка в детском доме эти цели достигаются благодаря согласованным действиям работников учреждения, их тесной взаимосвязи со специалистами психолого-медико-педагогической комиссии. При переходе ребенка в замещающую семью или возвращении его в кровную крайне важно сохранить или создать эти благоприятные условия. Исходя из этого положения, цель учителя-логопеда детского дома при взаимодействии с замещающей семьей — создание ситуации сотрудничества принимающих родителей и специалиста, способствующей продолжению необходимого ребенку образовательного маршрута, а также предупреждение и коррекция речевых расстройств.
На начальном этапе важно установить дружеские, доброжелательные отношения с родителями, чтоб была возможность наиболее полно познакомить их с особенностями развития их ребенка, нацелить на систематическую коррекционную работу, сотрудничество со специалистами разного профиля. Необходимо донести до родителей, что наши воспитанники – дети с особыми образовательными потребностями, для успешного развития и обучения которых необходимо приложить определенные усилия. Групповые и индивидуальные консультации нацелены на подготовку приемных и кровных семей к возможным трудностям в воспитании и обучении детей, на грамотный подход в преодолении этих трудностей. Присутствие будущих родителей на логопедических занятиях позволит им понять специфику коррекционной работы, а также легче освоить содержание и формы с детьми . Возможно использовать помощь родителей в выполнении домашних заданий во время гостевого режима воспитанника в семье. Это позволит воочию увидеть пробелы в знаниях ребенка и способы их преодоления.
После перехода в замещающую семью бывшие воспитанники детского дома дошкольного возраста чаще всего начинают посещать дошкольные образовательные учреждения, а дети школьного возраста — другую школу. И семьи сталкиваются с проблемой адаптации ребенка к новым условиям. У детей с осложненными речевыми нарушениями дезадаптация проявляется наиболее сильно и выражается в преобладании отрицательных эмоций, частой смене настроения, аффективных вспышках, агрессии к окружающим, конфликтности, раздражительности. На данном этапе специалисты детского дома, в том числе и учитель-логопед, могут выступать в качестве посредника между учреждением и семьей, консультировать педагогов ДОУ, школьных педагогов и родителей. Задача логопеда – помочь предупредить и нейтрализовать негативные проявления дезадаптации . Возможно дистанционное или выездное консультирование специалистами детского дома как родителей, так и педагогов образовательных учреждений.
Принимающая семья Логопедическая служба III этап . Участие в патронаже . в постинтернатном сопровождении воспитанников ( мониторинг , взаимодействие с семьей , со специалистами ОУ) . II этап . Логопедическое заключение . Рекомендации и консультации : 1) по речевому развитию ; 2) по адаптации ; 3) по предупреждению и( или ) преодолению трудностей в обучении в ОУ. I этап . Установление контакта . Консультирование . Присутствие родителей на логопедических занятиях . Привлечение родителей к выполнению заданий
Приложение: 1.Памятка для родителей, чьи дети имеют речевые нарушения. 2.Консультации для родителей: «Если ваш ребенок не говорит (ранний возраст)» «ММД и нарушения речи» 3. «Проблемы адаптации» Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
- Дорога к правильной речи – длинная, долгая. Запаситесь терпением.
- В пути будут трудности, усталость. Не поддавайтесь сами и не идите на поводу мимолетных капризов ребенка. Очень важно не упустить драгоценное время, когда можно всё поправить.
- Многие проблемы решаются на уровне медицины. Правильная диагностика и правильно подобранное лечение решает большинство речевых проблем.
- При оформлении ребенка в образовательное учреждение поинтересуйтесь, есть ли там логопед.
- Ни один логопед не сможет самостоятельно устранить речевые нарушения. Только вместе: вы, ребенок и логопед. Логопед – проводник, дорога к правильной речи – ваша.
- Наши дети – особенные дети. Имея сочетанные нарушения развития, им гораздо труднее заниматься и учиться. Им требуется больше усилий, времени, помощи извне.
- Не требуйте от них слишком многого. Подбирайте задания по силам, с постепенным усложнением материала.
- Успешность занятий напрямую зависит от их систематичности.
- Особое внимание нужно уделить подготовке к школе, даже если речь ребенка уже соответствует возрасту.
- Подружитесь с первым учителем (очень пригодится!). Чаще интересуйтесь у него успехами и трудностями вашего ребенка, ищите вместе пути их преодоления.
- Обращаться к специалистам нашего Центра, в том числе к логопедам, по интересующим вас темам можно и нужно. Мы с радостью ответим на все ваши вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В статье представлен опыт работы службы сопровождения замещающих семей, описаны основные направления и формы работы с опекунами, попечителями и подопечными детьми.
Представление модели работы Службы сопровождения замещающих семей в рамках Ресурсного центра семейного устройства и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей МОУ “Детский до.
Разработка и внедрение системы психолого-педагогического и социального сопровождения замещающих семей на базе Центра.
О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» .
В программе определены основные цели и принципы сопровождения замещающих семей, план работы Службы, перечень диагностического инструментария, примеры памяток для родителей, график проведения Родительс.
Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка.Сопровож.
Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – один из основных вызовов нашего времени и является как никогда актуальным для нашего учреждения. Предметом деятельн.