Звук и буква Ш – план-конспект НОД

Конспект НОД: «Согласный звук Ш и буква Ш
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Познакомить детей с согласным глухим твёрдым звуком [ш] и буквой «ш

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_zvuk_sh_bukva_sh.docx853.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД Тема: «Согласный звук Ш и буква Ш.

в старшей группе.

Интеграция образовательных областей

1. Коммуникация
2. Познание (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора)
3. Социализация
4. Физическая культура
5. Здоровье
6. Чтение художественной литературы
7. Музыка

Образовательная область «Коммуникация»:
Познакомить детей с согласным глухим твёрдым звуком [ш] и буквой «ш»;
Формировать умение правильно произносить звук, определять место звука в слове (начало, середина, конец), давать характеристику звуку, находить звук в потоке звуков, слогов, слов.
Совершенствовать речь детей, умение четко высказывать свои мысли, расширять словарный запас.
Развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи в различных формах и видах детской деятельности
Развивать фонематический слух, слуховое внимание, мышление, память.
Образовательная область «Познание»:
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной деятельности).
Сенсорное развитие.
Продолжать развитие проектной деятельности исследовательского характера.
Образовательная область «Социализация»:
Формирование представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, воспитывать товарищеское отношение друг к другу.
Красоту правильной речи.
Развивать игровую деятельность детей.
Применять конструктивные умения.
Развитие игровой деятельности детей.
Образовательная область «Физическая культура»:
Развивать физические качества детей.
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Образовательная область «Здоровье»
Способствовать сохранению и укреплению психического здоровья детей. Развивать мелкую и общую моторику, смена динамических поз, развивать артикуляторную моторику: развивать подвижность речевого аппарата, умение удерживать заданные позиции, работать над силой воздушной струи.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Образовательная область «Музыка»:
Обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное эмоциональное настроение.

Виды детской деятельности
Коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, игровая, физическая

1. Просмотр слайдов
2. Беседа по вопросам
3. Игра – задание «Поймай звук», «Найди место звуку»
4. Использование предметных картинок.
5. Упражнения артикуляционной гимнастики
6. Физические упражнения
7. Контроль собственного произношения
8. Чтение стихов.
9. Конструирование.
10. Многократное проговаривание.
11. Художественное слово (игровая мотивация, демонстрация действий с речевым сопровождением, сюрпризный момент

  • Посадка детей, настрой на работу.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Проходите, пожалуйста, присаживайтесь за столы. Ой, а ты кто такая?

Незнайка: А я Клякса. Хочу быть вашей воспитанницей. Хочу с вами играть, гулять, дружить и много нового узнавать.

Воспитатель : Ну, тогда проходи, садись за стол. Нам ты можешь помогать, вместе с нами играть, выполнять разные интересные задания. В нашей группе ребята стараются выполнять такие правила…
Дети : Один говорит – все остальные молчат.
Хочешь сказать – подними руку.

– Каждый день, всегда везде,
На прогулке и в игре,
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Для того, чтобы красиво и правильно произносить все звуки, нужно постоянно делать артикуляционную гимнастику. Возьмите в руки зеркала. Милая Клякса! зеркало тоже нужно держать правильно, посмотри, как это делают наши ребята. А теперь я расскажу вам сказку про «Весёлый Язычок». Я рассказываю и показываю упражнения, а вы все повторяете их за мной.
2 . Артикуляционная гимнастика.
Жил-был Веселый Язычок. (РОТ ШИРОКО ОТКРЫТЬ). Как то утром вышел Язычок на крыльцо по ступенькам (УПР. «ЛЕСЕНКА», «ЛОПАТОЧКА») Посмотрел налево, направо (УПР. «ЧАСИКИ»).Погода была чудесная, светило яркое солнышко и наш Язычок побежал кататься на качелях (УПР. «КАЧЕЛИ»).Подул легкий, тихий ветерок. ( УПР. «ПОДУТЬ НА ЯЗЫК ДЛИТЕЛЬНО И СПОКОЙНО»), а потом подул сильный ветер (УППР. «ПОДУТЬ НА ЯЗЫК РЕЗКО И СИЛЬНО»). Стало холодно. Наш язычок замерз и побежал по лесенке в дом (упр. «ЛЕСЕНКА»). Чтобы согреться Язычок поел малинового сладкого варенья (УПР. «СЛАДКОЕ ВАРЕНЬЕ») и выпил горячего чая из большой чашки (УПР. «ЧАШЕЧКА»). Почистил зубки (УПР. «ПОЧИСТИТЬ ЗУБКИ») и уснул сладким сном. Наша гимнастика закончилась, положите зеркала на стол.

Незнайка : как мне понравилась гимнастика, сказка очень интересная! (шуршит) Воспитатель : Гимнастика для всех ребят очень полезна.

II. Основная часть.

  • Знакомство с новой темой:

Воспитатель : Клякса! А чем ты там шуршишь?

Незнайка : Я ш-ш-шпаргалкой ш-ш-уршу.

Воспитатель : покажи её нам с ребятами.
(Клякса показывает картинки: предметы похожие на букву «ш»)

2. Сообщение темы.

Воспитатель : Ребята вы догадались с каким звуком и с какой буквой мы с вами сегодня будем знакомиться?
Дети: Да. Звук [ш] и буква «ш»
* Артикуляция звука [ш]

Воспитатель . : Давайте произнесем звук [ш] и почувствуем, что же происходит с речевым аппаратом при произношении звука [ш].

Дети: -губы несколько выдвинуты вперед;
-кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
-боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму чашечки.
-голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
-воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

*Характеристика звука [ш]

Воспитатель: согласный,т.к. нельзя пропеть, есть преграда; глухой, т.к. «моторчик» не работает (голосовые связки не работают)

Воспитатель: У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.

Воспитатель: В школу буква Ш пришла,
Школьника она нашла,
Дала Шуре шоколад,
Букве «Ш» он очень рад ! (показ картинок: мальчик Шура , шоколад)

3 . Воспитатель: Ребята! Я предлагаю поиграть в игру «Поймай звук»
(сообщение правил игры)
Ш,а,с.ш,з,ш
Ша, шо.сы, шу, за, ши.
– у каждого из вас на столе лежат картинки, по-очереди будете называть их, а другие дети будут ловить звук дальше (картинки: Шапка, кошка, чайник, подушка, мышка, печенье, пушка и т.п.).

Незнайка:
Однажды букве Ш стали задавать вопросы, а она на них отвечала:
Кем ты хочешь стать? Шофером, шахтером
Что ты носишь зимой? Шапку, шубу, шарф
Твоя любимая цифра? Шесть
Во что ты любишь играть? В шашки, шахматы
Что ты любишь кушать? Шоколад

4.Физминутка.
Пальчиковая игра с колючими мячиками.

Я мячом круги катаю,
Взад вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошки.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапку кошка,
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.

Игра со звуком [ш]
Завели машину: Ш-ш-ш-ш-ш-ш!
Накачали шину: Ш-ш-ш-ш-ш-ш!
Улыбнулись веселей
И поехали скорей!

5. определение места звука в слове (начало, середина, конец),

Цель. Развитие умения устанавливать место звука в слове.

Оборудование. Малые предметные картинки с металлической скрепкой, удочка, карточки – схемы (начало, середина, конец слова) на каждого ребенка.

Незнайка: Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Рыболов», только вместо рыбы мы будем ловить слова. В этих словах есть, звук Ш. Вы должны, определить место звука и поместить картинку в соответствующее окошко. (Дети по очереди выполняют действия).

Ребята знаете, что я поняла? Оказывается звук [ш] может находиться в начале, в конце слова и…
Дети : и в середине.

6. Работа по запоминанию образа буквы «ш»
Воспитатель: чтобы запомнить образ буквы «ш» каждый из вас пройдет на своё место за столом и выложить букву «ш» из соленого теста. Можно буквы оживить, сделав ей глазки, а также украсить букву используя: бусинки, крупу, мелкие пуговицы, ракушки, макаронные изделия. который у него есть на столе. Дети работают под спокойную музыку. Давайте рассмотрим наши буквы. Какие они у нас получились красивые.

III. Итог:
Дети! С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук дает буква «ш»? Что можете рассказать о звуке «Ш». Какие слова вы запомнили с этим звуком?

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква Ш. Звук Ш»

Цели: Знакомство со звуком и буквой «ш».

– Закрепить активизацию и характеристику звука «ш».

– Упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе слов.

– Познакомить с буквой «ш».

– Упражнять в составлении предложений с заданными словами и составлении схем предложения.

– Учить детей делить двухсложные и трехсложные слова с открытыми слогами.

– Учить детей определять место звука в слове.

– Учить детей вычленять ударный слог.

– Воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей.

– Воспитывать желание и умение работать в коллективе.

– Развивать фонематический слух, внимание и память.

– Развивать навыки чтения слогов и коротких слов.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Методы и приемы:

· Наглядный (работа с предметными картинками и схемами, буквами).

· Словесный (художественное слово, вопросы к детям).

· Практический (совместная деятельность взрослых и детей, игры).

– Проведение занятий по обучению грамоте по плану.

– Беседа с детьми.

Графическое изображение буквы Ш, фишки синего, красного, зеленого цвета, игрушка кот.

Для каждого ребенка: Фишки красного, зеленого, синего цвета (по 2 штуки), тетради в крупную клетку, карандаши синего, красного, зеленого цвета, простые карандаши, прямоугольные полоски белого цвета, изображение кошки на палочке, картинки с изображением котят.

Воспитатель: – Я называю звуки, а дети, имена которых начинаются с названного звука садятся: А, О, Т, Л, ТЬ, ЛЬ, НЬ….

1. Воспитатель: – Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой и звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Ответы детей.)

Воспитатель: – Правильно, буквы мы видим и пишем, звуки мы слышим и произносим.

Воспитатель: – На какие две группы делятся звуки?

Дети: – Гласные и согласные.

Воспитатель: – Чем гласные звуки отличаются от согласных?

Дети: – Гласные звуки можно петь, тянуть, при их произнесении нет никаких препятствий. Согласные звуки мы не можем пропеть, при их произнесении воздух встречает преграду (губы, язык, зубы).

Воспитатель: – Итак, гласные тянутся к песенке звонкой, могут заплакать и зарыдать. А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть, даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.

2. Воспитатель: – Послушайте, пожалуйста, стихотворение и определите какой звук в нем наиболее часто повторяется.

Шесть мышат шагают в школу,

Шаловливых и веселых.

На уроках шесть мышат

Шелестят, шумят, шуршат.

Тише – кошечка спешит,

Шмыг – и в школе не души.

Характеристика звука Ш:

Воспитатель: – Звук Ш – это твердый, глухой согласный звук. Звук Ш живет в букве Ш (показ буквы). В этой букве живет только один звук: твердый, глухой согласный звук Ш.

3. Звукобуквенный анализ слова:

Воспитатель: – Кто напугал мышат?

Воспитатель: – Сколько слогов в слове кошка?

Воспитатель: – С какого звука начинается слово кошка?

Дети: – Со звука К.

Воспитатель: – Звук К – это какой звук? (характеристика звука).

Дети: – Согласный твердый, глухой звук.

Воспитатель: – Каким цветом мы обозначаем твердый согласный звук?

Воспитатель: – Правильно. (Воспитатель на доске выкладывает схему слова с помощью магнитных фишек.) Откройте, пожалуйста, тетради. Найдите нарисованную схему слова (прямоугольник, разделенный на 5 квадратов), возьмите карандаш синего цвета и первую клеточку закрасьте синим карандашом.

Аналогично разбираются остальные звуки.

Воспитатель произносит слово кошка, выделяя голосом ударный звук. Дети определяют и называют какой звук является ударным. Проставляют ударение.

Воспитатель: – Сколько слогов в слове?

Воспитатель: – Сколько согласных звуков в слове?

Воспитатель: – Сколько гласных в слове?

Воспитатель: – Молодцы. Хорошо поработали. А сейчас мы отдохнем.

Физкультминутка (совмещенная с глазной гимнастикой).

Выполняется под песню «Кошка беспородная». Каждый ребенок в руках держит картонную кошечку на палочке, все движения прослеживаются глазами.
Она к нашему подъезду пришла,

Побродила – ничего не нашла.
Вся ободранная, но хвост трубой,
Лишь один печальный глаз голубой.
(Следят глазами за своей кошечкой: рука – на уровне глаз, движения рукой влево-вправо.)
Кошка беспородная,
Ты сидишь голодная, ( ходьба на месте)
Позабыта, брошена, (наклоны головы влево-вправо)
Что же тут хорошего.
Ей из дома принесем молочка, (выполняют движение рукой
Хлеб и жареные окорочка. «Восьмерка» , глаза следят за ру-
И объедки соберем у гостей, кой)
Поправляйся наша киска – толстей.
Кошка беспородная,
Ты сидишь голодная, (См. выше.)
Позабыта, брошена,
Что же тут хорошего.
Но ночами она что-то грустит, (Моргание глазами.)
И возможно никогда не простит,
Тех, кто выбросить ее поспешил,
Ведь ни сердца нет у них, ни души.
Кошка беспородная,
Ты сидишь голодная,
Позабыта, брошена,
Что же тут хорошего.
Мы оставили ее у себя, (движения рукой вверх-вниз,
И у кошки появилась семья, взглядом прослеживают дви-
Больше нет в душе у кошки тоски, жения)
Для тепла ей вяжет мама носки.
Кошка беспородная, (ходьба на месте)
Больше не голодная,
Ходит, улыбается, (выполняют движения глазами
С бантиком играется. Тик-так)
(ходьба на месте)Больше не голодная,Ходит, улыбается, Васькой называется.

4. Воспитатель: – Отдохнули? Посмотрите, к нам в гости пришел кот Василий из песни. Он очень хочет посмотреть, как вы определяете место звука Ш в слове. Возьмите белую полоску и синюю фишку, потому что звук Ш – это твердый согласный звук. Я буду называть слова, а вы должны определить, где находится звук Ш в слове (начало, середина, конец) и положить фишку на соответствующее место на полоске.

Мышка, шуба, кошка, камыш, шапка, шар, пушка, шерсть…

5. Воспитатель: – Молодцы! Я предлагаю вам показать Василию, как мы умеем составлять схему предложения. Посмотрите на картинку (изображение кошки, которая играет с клубком). Что делает кошечка?

Воспитатель: – С чем она играет?

Дети: – С клубком.

Воспитатель: – Какое предложение можно составить?

Дети: – Кошка играет с клубком.

Воспитатель: – Сколько слов в предложении?

Воспитатель: – Сколько полосок надо начертить?

Воспитатель чертит схему на доске, а дети в тетради, проговаривая правила (первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, между словами – расстояние, в конце предложения ставится точка).

Воспитатель: – Коту Василию пора домой. Ему очень понравилось как вы занимались. Давайте напомним ему какую букву мы сегодня изучили?

Воспитатель: – Какой звук обозначает буква Ш?

Дети: – Буква Ш обозначает глухой твердый согласный звук Ш.

Воспитатель: – Василий приготовил вам подарок. Это котята, которые находятся за буквой Ш. Раскрасьте картинку так, чтобы котенок спрятался за букву Ш. (Дети раскрашивают картинку.)

Знакомство со звуком и буквой Ш

занятие по подготовке к обучению грамоте с детьми 5-6 лет

Содержимое разработки

Занятие по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква Ш»

Цели: знакомство со звуком и буквой Ш

упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах упражнять в определении позиции звука [ш] в словах (начало, середина, конце)

закреплять навык чтения слогов (слоговая таблица) .

учить составлять слова из букв

Демонстрационный материал: схема звука [ш], буквы: А, О, У, М, Ш, полоска с клеточками, фишки красные, синие; указка, презентация «Четвертый лишний»

«Волшебный мешочек», шапочка, шарфик, шубка, матрешка, мишка, мышка, шнурок

Раздаточный материал: карточки с буквами, счетные палочки, тетради, карандаши, набор

При встрече здороваться.

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься, узнавать много нового.

Вы все хотите заниматься? (Да!)

Значит, будем заниматься.

– Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

– На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

– Чем отличаются гласные звуки от согласных? ( При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).

Гласные тянутся к песенке звонкой.

Могут заплакать и зарыдать.

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Игра «Волшебный мешочек»

– Хотите узнать, с каким звуком мы сегодня познакомимся? Посмотрите, у меня в руках мешочек. Он не простой! Хотите узнать, что в нем? Тогда отгадайте загадки

Домик для головы.

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода.

Две лапы впереди,

Да пусто внутри.

От стужи укрывает.

Чтоб при ходьбе «языком» не болтать,

Крепче надо что завязать?

Какой звук слышится в начале слов? (Ш)

А где слышится звук Ш в следующих словах?

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет?

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка…(матрёшка)

А на чай и простоквашу

Подставляй, дружочек, …(чашку)

Ребята мы с вами знаем, что звуки бывают гласные и согласные.

Звук [ш], какой гласный или согласный?

Докажите, что звук согласный (рвется ниточка, не можем петь)

Проверим – ставим ладошку звук прерывистая струйка – мешают зубы, губы

Как мы произносим звук [ш] — с голосом или без голоса?

Ребята звук [ш] всегда твердый.

Что мы с вами выяснили о звуке [ш] (Согласный, твердый, глухой, шипящий)

Обозначается звук [ш] цветовым символом синего цвета.

Артикуляционная гимнастика (скороговорки)

Шура сено ворошила.

Вилы в сене позабыла. Г.Виеру

Шел Фрол по шоссе

К Саше в шашки играть.

Игра «Услышь слово с нужным звуком»

Воспитатель читает стихотворение. Затем дети называют слова со звуком Ш.

Шорох, шептанье, шумок под окном,

Там, за шторами, возле окна

Шустрым мышонком шуршит тишина.

Игра «Четвертый лишний» (с использованием ИКТ)

Шина, ландыш, белка, матрешка.

Воробей, шуба, неваляшка, душ.

Шапка, гармошка, пила, камыш.

Мышка, кошка, пирамидка, шиповник.

Петушок, цыпленок, шарф, малыш.

Анализ буквы Ш. (Размещает на доске букву Ш)

Эта буква похожа на забор: три палочки и внизу – еще одна.

Показ образца написания буквы на доске в клетку.

Дети «пишут» букву в воздухе.

Гимнастика для глаз

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна (снимает глазное напряжение).

Рисуем глазками в воздухе букву Ш.

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Чтение слогов по магнитной азбуке .

Буква Ш дружит с буквами. Давайте, почитаем, как они дружат.

Перед вами слоговая таблица. Давайте вместе прочитаем верхнюю строчку.

– прочитай слог в левом верхнем углу

– прочитай слог в правом нижнем углу

– прочитай слоги в среднем столбике

– прочитай слоги в нижней строчке

Мы ногами топ-топ

Мы руками хлоп – хлоп

Мы плечами чик-чик

Мы глазами миг- миг

Раз сюда, два туда

Повернись вокруг себя.

Раз присели, два привстали.

Руки кверху мы подняли.

Раз, два, раз, два

Заниматься нам пора.

Работа за столом

Выложите, пожалуйста, букву Ш из палочек, на что она похожа?(вилку, расческу, ковш экскаватора).

Буква Ш – шипы на ветке.

Осторожней будьте, детки.

Когда у расчески три зуба осталось,

Тогда буква Ш над ней посмеялась.

Из букв составить слова: шум, сом, сам, Маша, мама.

Индивидуальная работа на карточках «Найди и обведи букву Ш»

Работа в тетради .

– Раскрасим «одежду» звука [ш] карандашом нужного цвета (синим). И запоминаем, что звук [ш] -согласный, твердый, глухой.

-Упражнение «Зачеркни лишнюю картинку»

– С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук «[Ш]» и буква Ш»

Лариса Каменчук
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук «[Ш]» и буква Ш»

1. Формировать умение определять место звука “Ш” в слове (в начале, в середине, в конце).

2. Продолжить знакомство с понятиями “согласный звук“, “твёрдый согласный звук“.

3. Познакомить с буквой Ш и со звуком “Ш”.

1. Совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения.

2. Повышать речевую активность.

3. Обогащать словарный запас детей.

1. Вызывать эмоциональный настрой детей на занятии.

2. Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.

3. Воспитывать культуру речевого общения.

1. Организационный момент

Слышится сильный вой ветра (У,-У,-У)

Воспитатель: Что это?

Слышится “караул”, “караул”.

Воспитатель: В каких случаях кричат “караул”.

Дети: Когда просят о помощи. Когда кто-то попал в беду.

Воспитатель: Наверное кто-то попал в беду и ему нужна наша помощь.

Воспитатель находит литок, зачитывает его содержание:

У меня стряслась беда

В детский сад ворвался ветер

Всё разрушил, разбросал,

Звук в словах заколдовал.

Воспитатель: Ребята, какой-то звук попал в беду. Ему нужна наша помощь.

А какой звук попал в беду догадайтесь сами.

Воспитатель: Посмотрите, ветер всё разбросил, раздул и

принёс нам в группу вот это. (На ковре лежат разрезные картинки)

Воспитатель: Что это такое?

Дети: Это разрезанные картинки.

Воспитатель: Из картинок наверно нужно что-то сложить?

(Дети складывают разрезные картинки – шарф, шуба, шапка)

Воспитатель: Теперь я назову эти предметы, а вы внимательно послушаете. (Воспитатель перечисляет картинки, выделяя звук “Ш”).

Воспитатель: В звучании этих слов повторяется один и тот же звук. Какой?

Дети: Звук “Ш”.

Воспитатель: Так какой звук у нас попал в беду?

Дети: Звук “Ш”.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Вы выделяли этот звук в словах.

Воспитатель: Как он звучал в словах? Твёрдо или мягко?

2. Игра “Поймай звук

Хлопните в ладоши, если услышите звук Ш

а, у, ш, к, к, м, и, ж. ш ….

Воспитатель: А теперь усложняем задачу.

Нужно поймать звук Ш в слогах.

ка, ко, ша, му, кы, аш, ак, ок, уш.

– А теперь придумайте слова со звуком Ш, и определите его место в слове.

3. Характеристика звука Ш

Воспитатель: Я приглашаю вас пройти к столам и взять зеркало. (Смотря в зеркало, дети выполняют правильную артикуляцию звука)

– Для правильного произношения звука Ш – губы слегка округлены и вытянуты вперёд, зубы смыкаются, язык во рту принимает форму «чашечки», выдыхается тёплая воздушная струя, которую можно ощутить на ладошке).

(Характеристика звука “Ш”, выставляется схема)

Воспитатель: Какой звук “Ш” гласный или согласный? Почему?

Дети: Мы не можем его пропеть, у нас во рту зубки смыкаются и не дают воздуху выйти.

(Воспитатель выясняет какой это звук твёрдый или мягкий).

Воспитатель: звук Ш всегда твёрдый.

4. Звуковой анализ слова ШУБА, выкладывание схемы на звуковой линейке.

Шапка шерстяная, наверху помпон, (изображают шапку и помпон)

Круглый, словно мячик, и пушистый он. («круглый» мячик)

Есть еще у шапки отворот цветной, (показывают отворот у шапки)

В этой шапке можно бегать и зимой. (бегут)

Бабушка связала шапку не спеша, («вяжут спицами»)

Шапка шерстяная вышла хороша. (руки на поясе, а затем показывают шапку.

6. Знакомство с буквой Ш

Воспитатель выставляет букву “Ш”

«Буква Ш в таких словах: школа, шесть, шарада, шах.

Букву Ш я написала – три шеста и снизу шпала».

Воспитатель: На что похожа буква “Ш”? (картинки изображающие забор, экскаватор….)

3 палочки коротких смотрят в верх

1 палочка длинная «лежит»

7. Выкладывание буквы Ш из палочек (дети из конвертиков достают палочки и выкладывают букву)

8. Пальчиковая гимнастика

Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал». Сжать пальцы в кулачок.

Маша варежку сняла: Все пальцы разжать, кроме большого.

«Поглядите – ка, нашла! Разогнуть большой палец.

Ищешь, ищешь и найдёшь, Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.

Здравствуй, пальчик, как живёшь?

9. Задание на листках «Почини букву Ш»

(дети дорисовывают недостающие элементы букве Ш)

10. Чтение слогов

Воспитатель: Буква “Ш” говорит вам большое спасибо, теперь можно и слоги почитать. (Чтение слогов на мольберте)

Буква “Ш”: Вот, спасибо, помогли!

От беды меня спасли,

Вам я очень благодарна,

Вы, ребята, молодцы!

11. Работа с предложением. Заучивание по мнемотаблице чистоговорки на звук Ш

«Кошка на окошке подушку шьёт, мышка в сапожках избушку метёт».

Итог: – С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

– Какое задание для вас показалось трудным?

– С каким заданием вам было справиться легко?

Вы помогли мне навести порядок, всё расставить на свои места. Я хочу поблагодарить вас за помощь и у меня для вас есть интересные раскраски.

(Вы теперь знаете, как звучит звук Ш, как пишется буква, можете самостоятельно выполнить задание – найти шарики с буквой Ш, раскрасить их и соединить их ниточкой с шутом. После этого можете друг друга проверить, правильно ли вы закрасили шарики)

Самостоятельная работа детей.

Конспект НОД по обучению грамоте «Змейка. Звук [Ш] и буква Ш» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 Конспект НОД по обучению грамоте Звук [Ш] и буква Ш.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М]. Буква М» Цель: Познакомить с буквой «М». Задачи: Вырабатывать навык четкого произношения звука [М]; формировать понятие «согласный звук»; развивать.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшей группы «Звук [О] и буква О» Конспект занятия по обучению грамоте для детей СТАРШЕЙ группы «Звук [О] и буква О» Цели: Повторение изученных гласных, дифференциация их.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук [С] и [С’], буква С» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №46» Конспект занятия по обучению.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква Й» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Звук и буква Й» Цели и задачи: Образовательные: 1. Продолжать.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Задачи: -продолжать учить детей отгадывать загадки. – познакомить с согласным, твёрдым звуком [Ц]. – закрепить навык произношения звука.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» Звук и буква Э. (Старшая группа) Цели: уметь выделять звук [Э] в начале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и,.

Конспект занятия по обучению грамоте детей в подготовительной группе «Звук [С] и буква «С» Задачи:1. Образовательная: Познакомить детей со звуком «С» и буквой С. Чтение слогов с буквой С. Анализ слов. Закрепление правильного произношения.

Занятие по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А» Конспект по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А» Цель: Познакомить детей со звуком и буквой А Задачи: 1. Познакомить.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Ш]. Буква Ш».

Людмила Нацыбулина
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Ш]. Буква Ш».

Конспект НОД по обучению грамоте

«Согласный звук [Ш]. Буква Ш».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: познакомить с буквой Ш, формировать правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.

Задачи: Упражнять в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже.

Учить подбирать к словам определения и слова, обозначающие действие;

Определять количество слогов и выделять ударный слог; подбирать слова, сходные по звучанию;

Оборудование: набор картинок (шар – шары, мак – маки, лук – (много) лука, ложка – ложки) ; карточка с буквой «Ш», буквы – заготовки буквы Ш на каждого ребёнка, простые и цветные карандаши, тетради; карточки – заготовки с изображением разноцветных нитей.

Ход занятия:

1. Игровое упражнение «Один – много»

Педагог показывает детям картинки:

– Это … шар, а это (шары). Здесь много (шаров). Какого цвета шары? (Красные, синие, зеленые). Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные).

– Это … мак, а это (маки). В букете много (маков). Какие они? (красные).

– Что еще бывает красным? Как вы понимаете выражение «красная девица»? Где вы встречали это выражение? В каких сказках?

– Отгадайте загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это …лук. Какой он? (Желтый, сочный, горький, полезный). В корзине много чего? (Лука).

– Подберите слова, сходные по звучанию со словами:

Шар (пар, дар); мак (лак, рак); лук (жук, бук).

– С какого звука начинаются слова шар, мак, лук? (Ш, М, Л)

– Сколько слогов в этих словах? (1)

Педагог показывает картинку с ложками.

– Что это? Чего здесь много?

2. Фонетическая зарядка

1. Как шипит змея? (Ш-ш-ш)

2. Как шипит гусь? (Ш-ш-ш)

3. Как зовут смешного человека из английской народной песенки, который похож на яйцо? (Шалтай – Болтай).

4. Что надеваем мы зимой, чтобы не замерзнуть? Какие теплые вещи? (Шубу, шапку, шарф).

5. Какой звук вы слышите в начале этих слов (звук Ш). Какой это звук?

Ш – согласный звук, шипящий (так шипят гуси). Этот звук можно тянуть долго и произнести кратко. Его нельзя произнести громко. И никогда этот звук не произносится мягко.

3. Артикуляционная гимнастика

Учим скороговорку: Шустрым мышонком шуршит тишина.

Дети определяют местоположение звука Ш в каждом слове скороговорки.

4. Физминутка «Кузнечики»

Прыг – скок, прыг – скок.

Сели, травушку покушаем.

Тише, тише. Высоко,

Прыгай на носках легко.

5. Игровое упражнение «Доскажи словечко»

6. Д/у «Волшебное заклинание».

ша – шо – ша аш – аш – ош ше – ша – ше

ши – ши – шу уш – ыш – уш шо – ше – ша

шо – ша – шо ош – аш – ош уш – уш – ша

ша – ши – шо уш – ыш – ош иш – аш – иш

7. Знакомство с буквой Ш.

а) показ буквы – Ш.

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

Звук [ш] на письме обозначается буквой Ш.

8. Игровое задание «Чудесные палочки».

Выкладывание буквы Ш из палочек. Сколько элементов в написании буквы?

– На что похожа буква Ш? Превратите букву в любой предмет, добавив недостающие детали.

б) работа в тетрадях: – печатание букв Ш ш; – печатание слов под диктовку: каша, пушка, кошка, мишка; – звукобуквенный и слоговой анализ слов: уши, шишка (знакомство с правилом написания «ши»).

9. Анализ занятия в форме беседы – диалога по содержанию занятия.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Д] и буква Д» Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звук и буква «Д». Программное содержание: 1. Знакомство.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы: «Звук и Буква К» Цель занятия: закрепить навык произношения звука «К». Познакомить с буквой К. Учить выкладывать схемы слогов. Задачи: Образовательные: Научить.

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [М], [М’]; Буква «М» Конспект НОД по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М. «Сюрпризы от Маши и Миши» Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков [М],.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Транспорт. Согласный звук [Ш], буква Ш» Ход НОД. Цели: обучение грамоте, знакомство с буквой и звуком Ш. Задачи: Образовательные: 1. систематизировать знания о видах транспорта.

Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Согласный звук [н]-[н’], буква Н» Цель :Познакомить с буквой Н, звуком Н. Задачи: Познакомить с буквой Н, звуком Н как согласным звуком и его условным обозначением – синий.

Конспект занятия по грамоте «Согласный звук [Д], [Д’] и буква Д» в подготовительной группе Цель: закрепить знания детей о букве Д и звуке Д. ДЬ Задачи: Формировать умение детей сопоставлять звук по твердости и мягкости звучания,.

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква Б» Воспитатель: Осетрова А. В. Цель: Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: развивать.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква [и]. Звуковой анализ слова «игла» Программное содержание: Образовательно – познавательные задачи: расширить представления детей о профессиях; познакомить с буквой «и»; упражнять.

Модель занятия по обучение грамоте «Согласный звук [З], буква «З» Модель занятия по обучение грамоте. Тема: Согласный звук З (Зь, буква З. Программное содержание: Продолжать знакомить детей с согласными.

Непосредственная образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [о], буква О» Тема: Звук [о], буква О. Цель: знакомство с буквой О, со звуком [о]. Задачи: 1).Образовательные: познакомить детей с буквой О, со звуком.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш, ш»

Данный конспект занятия по подготовке к обучению грамоте является одним из конспектов рабочей программы «От звука к букве», составленной мною, учителем-логопедом Сажаевой Н. К. Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте включает в себя 72 занятия и рассчитана на старший дошкольный возраст. За методическую основу был взят «Логопедический букварь» Н. С. Жуковой. Более пяти лет я занимаюсь с детьми, используя это методическое пособие.

Задачи:

1. Продолжать учить ориентироваться в пространственно-временных категориях «неделя», «время года»;

2. Продолжать формировать умение называть предмет по родо-видовым признакам («одежда»);

3. Продолжать учить приёмам словоизменения, а именно: единственное и множественное число существительных, в том числе отработка множественного числа родительного падежа существительных; уменьшительно-ласкательные суффиксы;

4. Продолжать знакомить детей с понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук», учить называть характерные признаки гласных и согласных звуков, учить различать их между собой;

5. Продолжать формировать умение называть обобщающее понятие;

6. Дать представление о понятии «буква», продолжать учить различать понятия «звук» и «буква»;

7. Дать представление графического изображения буквы Ш, ш;

8. Продолжать формировать умение соотносить изучаемую букву со знакомыми предметами;

9. Продолжать формировать умение выделять на слух заданный звук в различных позициях: начало, середина, конец слова;

10. Продолжать формировать умение придумывать слова на заданный звук и определять местоположение звука в слове;

11. Продолжать формировать умение работать с кассой букв и слогов;

12. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковых упражнений;

13. Продолжать развивать общую моторику с помощью физических разминок.

Оборудование: предметные картинки ШАПКА, ШАРФ, ШАР, МЫШЬ; «Волшебный мешочек», касса букв, карточки для обозначения звуков, карточки для выкладывания слоговой структуры слова, магнитная доска.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие. Уточнение дня недели. Проговаривание всех дней недели в прямом и обратном порядке. Рассказ «Дни недели» (хоровое проговаривание).

«Я знаю семь дней недели: это понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница – это рабочие дни, а суббота и воскресенье – выходные».

Назвать текущее время года и перечислить осенние месяцы.

2. Проверка домашнего задания

  • «Назовите гласные звуки из пройденных» («А, У, О»). «Почему они гласные?» («При их произнесении воздух в ротовой полости проходит свободно. Состоят из голоса. Образуют слог»).
  • «Назовите согласные звуки из пройденных» («М, С, Х, Р»). «Почему они согласные?» («При их произнесении воздух в ротовой полости встречает преграду. Состоят из голоса и шума»).
  • Чтение страницы букваря «Р» (это предыдушая тема занятия).

3. Объявление темы занятия.

Картинки из «Волшебного мешочка»: ШАПКА, ШАРФ, ШАР, МЫШЬ.

(Слова проговариваются и картинки вывешиваются на магнитную доску).

«Назовите слово, которое обозначает головной убор» («Это шапка»).

«Назовите слово, которое обозначает предмет одежды, надеваемый на шею для удерживания тепла» («Это шарф»).

«Назовите слово, которое обозначает предмет круглой формы, наполненный воздухом» («Это шар»).

«Назовите слово, которое обозначает мелкого грызуна» («Это мышь»).

«Какие картинки можно положить вместе и почему?» («Можно положить вместе шарф и шапку, потому что они – одежда»).

Далее проводится серия игр на словоизменение со словами: шапка, шапка, шар, мышь.

  • Игра «Один-много» («Шапка – шапки»…).
  • Игра «Назови ласково» («Шапка – шапочка»…).
  • Игра «Назови огромный» («Шапка – шапище»…).
  • Игра «Кого/чего не стало»: дети закрывают глаза, а логопед прячет картинку («Не стало шапки»…).

Звук выделяется из звучащей речи. «Какой звук слышится во всех этих словах?» («Звук [Ш]»). «Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [Ш]».

4. Анализ классификационных признаков.

Звук [Ш] гласный или согласный и почему?» («Звук [Ш] согласный, потому что воздух встречает преграду в ротовой полости»).

«Звук [Ш] звонкий или глухой и почему?» («Звук [Ш] глухой, потому что горлышко не поёт – голосовые связки не работают». Проверить тактильно-вибрационным контролем).

«Звук [Ш[ твёрдый или мягкий и почему?» («Звук [Ш[ твёрдый, потому что язык прямой»).

«Звук [Ш[ твёрдый глухой согласный, обозначаем квадратом синего цвета» (Логопед предъявляет квадрат синего цвета).

5. Развитие фонематического слуха и восприятия.

«Поднимите руку, если услышите звук [Ш]:

в звуковом ряду: а, ш, р, ж, о, м, ш, л, с, ш, р, щ …;

из слогового ряда: ша, аш, са, жа, шу, ща, ач, ши, шо, сы, то, со, ку, шу …;

из слов: сок, шар, корка, шуба, самовар, шапка, Жучка, мышь, жёлудь …».

«Определи место звука в слове» (начало, середина, конец слова): ШАПКА, ШАРФ, МЫШЬ, ШАР.

«Придумайте свои слова с изучаемым звуком и определите место звука в слове» (начало, середина, конец слова).

6. Соотнесение звука с буквой.

Предъявляется карточка с печатной буквой (большой и маленькой). «Звук [Ш] обозначается в русском языке буквой «Ш» (ша)».

Звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и пишем.

7. Анализ образа буквы.

«Большая и маленькая буква «Ш» пишутся одинаково». «Из каких элементов состоит наша буква?». «Проводим три прямые линии сверху вниз на одинаковом расстоянии друг от друга. Внизу проведём одну линию, только слева направо, она соединяет все три линии вместе. Получилась буква «Ш» (логопед сопровождает написание буквы показом на доске).

Физминутка

Шарик

— Надуваем быстро шарик,

(Пальцы собраны в щепотку около рта и постепенно «расширяются»)

— Он становится большой.

(Руки через верх в сторону, описывают круг)

(Наклон вниз, присесть)

— Стал он тонкий и худой.

(Встать, прижав руки к туловищу)

Мышка

— Это мама – мышка.

— Она красивая как все мышки.

— У неё большие ушки,

— У неё большие глазки,
(Погладить область вокруг глаз)

— У неё мягкие щёчки,

— У неё острый носик,

— У неё зубастый ротик.

8. Соотнесение образа буквы со знакомыми предметами.

— Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл. (Г. Виеру)

— На что похожа Ш?

На зубья этого ковша. (В. Степанов)

— Ах, табуретка хороша!

Перевернул – и буква Ш!

«На какие предметы похожа буква «Ш» (ответы детей).

«На какие буквы русского языка похожа буква «Ш» (ответы детей).

«На какие цифры похожа буква «Ш» (ответы детей).

9. Работа с букварём.

(Страницы 29-30). Чтение речевого материала сначала логопедом, затем – детьми.

Пальчиковая гимнастика

Зимняя одежда

— Мама свяжет дочке

(«Вяжем на спицах»)

(Провести ладонью по шее и отвести руку за плечо – «перекидывает шарф»)

(Показать на ноги)

— Шапочку и варежки,

(Показать на голову и кисти)

— Чтоб не мёрзнуть Варюшке.

(Погрозить – покачать указательным пальцем влево-вправо).

10. Работа с кассой букв и слогов.

Выложить в кассе букв и слогов:

— АШ – ША – ШАР – ШАРЫ

— УШ – ШУ – ШУМ – ШУМЫ

Слогов столько, сколько гласных.

«Сколько слогов в словах: шар, шары, Маща, шум, шумы, Шура?». Выкладываемые слова сопровождать карточками для обозначения звуков.

11. Подведение итога.

«Какой звук учили?» (коллективный ответ детей).

«Какой буквой обозначали?»

12. Домашнее задание.

Чтение страницы букваря (стр. 29-30). Выкладывать заглавную и строчную букву Ш, ш. Придумать слова изучаемым звуком. Придумать имена для мальчиков и для девочек, в которых есть изучаемый звук. Подумать, на что похожа буква Ш.

Автор: Сажаева Надежда Константиновна, учитель-логопед МБДОУ — детский сад № 528, г. Екатеринбург, Российская Федерация.

Статья размещена в авторской редакции

Читайте также:  Конспект логоритмического занятия с заикающимися детьми подготовительной группы (Новогодний хоровод)
Ссылка на основную публикацию