Конспект занятия по развитию фонематического восприятия

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия

Автор: Александрова Ольга Владимировна

Организация: ГБОУ Школа 852

Населенный пункт: г. Москва, г. Зеленоград

Программное содержание

Цели:

  • закрепить навык произношения звука «н» в словах, фразах;
  • развивать фонематический слух детей, учить звуковому анализу слов;
  • отработать предложно-падежные конструкции;
  • познакомить детей с буквой «н»;
  • развивать графомоторные навыки детей;
  • развивать память, внимание, мышление.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить знания детей о звуках – гласные, согласные;
  • совершенствовать навыки выполнения звукового анализа слов;
  • знакомить с новым звуком и буквой «Н»;
  • учить работать со схемой слова;
  • учить правильно употреблять предлог «над» с существительными в творительном падеже.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать речь детей;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать мышление и внимание;
  • развивать графомоторные навыки;
  • развивать общую моторику;
  • развивать координацию речи с движением;
  • развивать творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать самостоятельность, усидчивость, инициативность;
  • воспитывать интерес к грамматике;
  • воспитывать бережное отношение к дидактическому материалу.

Словарная работа

Обогатить и расширить словарь существительными: самосвал (машина), самолет, нос, ноты, баран, венок, луна, вагон.

Оборудование

Предметные картинки, схемы слов, карточки условного обозначения звуков, счетные палочки, тетрадь по подготовке руки к письму, буквы магнитной азбуки, игрушки самосвал и самолет, синие шариковые ручки.

Предварительная работа

Индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов, уточнение артикуляции и автоматизация звука «Н».

Логопед встречает детей, здоровается с ними. Дети садятся за столы.

Л.: Ребята посмотрите что у меня в руках. (Самосвал, грузовик, машина.) Правильно ребята. Это грузовая машина – самосвал. У самосвала кузов наклоняется, из кузова высыпается груз. Груз сам сваливается, поэтому машину и называют самосвалом.

А что привез самосвал? (Буквы, картинки.)

Верно. А почему буквы красные и синие? (Гласные и согласные.)

Давайте вспомним какие звуки имеют эти буквы. (А, У, О, И, П, Т, К . )

1. Развитие фонематического слуха.

Ребята, сегодня мы изучаем новый звук. Посмотрите на картинку и назовите, что там нарисовано. (Нота, нос.)

Скажите, какой первый звук в этих словах? (Звук «Н»)

Молодцы! Он гласный или согласный? Почему? (Согласный. Мы не можем его пропеть.)

Что нам мешает его пропеть? (Мешает пропеть язык и зубы.)

Каким цветом мы обозначим звук «Н»? (Синим.)

Дидактическая игра «Хлопни, если услышишь звук Н».

Цель: развитие фонематического слуха, развитие произвольного внимания.

– на, па, ан, он, мы, ну. ;

– дом, нос, Маша, Наташа, кот, ноги. (дети хлопают на звук «Н».)

Дидактическая игра «Где находится звук Н».

Цель: развитие фонематического слуха, развитие внимания, учить работать со схемой слова.

– А теперь назовите, где находится звук «Н» в словах (в начале, в середине, в конце) и обозначьте его на схеме синим цветом: нос, ноты, баран, венок, луна, вагон. (Дети обозначают синим цветом звук «Н» на схеме слова.)

Динамическая пауза.

Исходное положение – руки в стороны, ноги вместе. Дети имитируют движения летящего самолета, раскачиваясь и поворачиваясь вправо/влево.

Руки в стороны – в полет

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет.

2. Работа над грамматическим строем речи.

– Ой, вот и к нам прилетел самолет. (Показ игрушечного самолета.)

Посмотрите, над чем он летит? Скажите полным предложением.

( Самолет летит: над столом, над стулом, над головой, над доской, над полом . )

– Наше маленькое слово «над» начинается с какого звука? (Со звука «Н»)

Посмотрите, какой буквой обозначается на письме звук «Н».

(На доске логопед пишет букву «Н»).

– На что похожа буква «Н»? (На кровать, на полку, лесенку . )

3. Развитие графомоторных навыков

– Давайте сложим из счетных палочек букву «Н».

(Дети выкладывают букву «Н»).

– А теперь, пропишем в тетрадях эту букву.

(Дети печатают букву в тетрадях. Логопед оценивает работу детей).

Логопед подводит итог занятия.

– Ребята, с каким звуком и буквой мы сегодня знакомились? (С буквой «Н», со звуком «Н»)

– Назовите, какие слова вы запомнили с этим звуком? (нос, ноты, баран, венок, луна, вагон . )

– Подберите свои слова с этим звуком. (носорог, ворона, апельсин, Наташа . )

Список используемой литературы:

  1. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А.: Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий., Сфера, 2008
  2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
  3. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В.И.Селиверстова, М.: Просвещение, 1989г.

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 000

Москва, ул. Газопровод, д. 3а

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия

Выполнила: учитель-логопед ГБОУ СОШ № 000

Цель: автоматизация звука Л, развитие фонематического восприятия.

Задачи: уточнение представлений о звуке Л, развитие подвижности артикуляционного аппарата, автоматизация звука Л в слогах, словах; развитие фонематического слуха и восприятия.

Оборудование: презентация к занятию, выполненная в программе Power Point ; большое зеркало; пособие с картинками, содержащими звук Л в начале и середине (между гласными) слова; схемы с заданным звуком в начале и середине слова; графические изображения гласных звуков А, О, У, Ы; картинки с изображением корзинок синего и зеленого цвета; игрушечный самолет.

1. Организационная часть

Логопед: Сегодня мы с тобой отправимся на прогулку на большом самолете (слайд 2), но сначала нам нужно хорошенько подготовиться. Сначала подготовим пилота (проводится артикуляционная гимнастика с использованием слайда 3 презентации: упражнения «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Качели», «Заборчик», «Вкусное варенье»и т. д.). Теперь нам нужно подготовить самолет (ребенок, стоя перед зеркалом, имитирует движения самолета – руки в стороны – протяжно произносит звук Л, слайд 4). Давай проверим, готов ли наш самолет к вылету? (Характеристика звука, слайд 5)

2. Основная часть

Логопед: Наш самолет теперь готов к полету. Он полетит к своим друзьям, которые живут в домиках. Эти домики разные по форме (ребенку предлагаются графические изображения гласных звуков, слайд 6). В большом круглом домике живет звук А, в овальном – О, в маленьком круглом – У, в полукруглом – Ы.

Ребенок произносит прямые слоги. Во время произнесения он держит в руках самолет, имитирует движение, длительно произнося звук Л. Не прекращая произнесения, опускает самолет на любой «домик» и произносит соответствующий гласный звук (по заданию презентации – слайд 6).

Аналогично проводится упражнение по автоматизации звука Л между гласными. Самолет сначала приземляется на одном «домике», потом взлетает и приземляется на другом (с использованием слайда 6 презентации).

Логопед предлагает ребенку перевернутые картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук Л в начале и середине слова (между гласными). Ребенок берет картинки по одной, проговаривает слово и подкладывает картинку к нужной схеме, в зависимости от позиции звука в слове.

Логопед: А еще наш самолет сегодня не забудет навестить двух друзей – Тима и Тома (ребенку предлагается слайд 7 с изображением двух мальчиков в одежде синего и зеленого цвета). Давай вспомним, чем отличаются имена мальчиков?

Ребенок: В имени Том мы слышим гласный О, а в имени Тим – И.

Логопед: Давай внимательно послушаем первые звуки в именах мальчиков (логопед произносит имена, выделяя голосом первый звук). Какие они, разные или одинаковые?

Ребенок: В имени Том звук Т твердый, а в имени Тим – мягкий.

Логопед: Правильно. Сейчас я буду называть слова, которые начинаются с этих звуков. Если ты услышишь звук Т, то покажешь на Тома. А если ты услышишь звук ТЬ, то – на Тима.

Ребенок выполняет задание.

Далее ребенку предлагается самостоятельно разложить картинки, названия которых начинаются с Т или ТЬ, в корзинки разного цвета. Задание проверяется вместе с педагогом (слайд 8).

3. Заключительная часть

Логопед: Сегодня наш самолет навестил своих друзей и очень устал. Пора домой. Давай ему поможем.

Ребенок с самолетом в руке имитирует движение, произнося звук Л, отправляет самолет на «аэродром».

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект фронтального занятия по формированию произношения и фонематического восприятия «Фея Алелия и мотыльки.

Конюхова О.В., учитель-логопед МБДОУ “Детский сад № 62” комбинированного вила города Старая Купавна Ногинского района Московской области .

Читайте также:  Фантазируем, играем и звук Л мы закрепляем

Подготовительная к школе группа. Речевое заключение – ФФН.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, здоровье, музыка.


    • выработка правильного произношения в словах и фразах звуков Ль – Й;
    • развитие фонематического восприятия;
    • анализ звукового состава слога, слова;
    • изменение глаголов по временам;
    • развитие диалогической речи;

Оборудование: крылья или костюмы мотыльков на каждого ребенка, костюм феи для логопеда, ростовые платковые куклы Леня и Яна, костюм доктора Айболита, записи музыкальных композиций для веселого танца мотыльков и для их болезни.

  1. Оргмомент. Дети входят в зал. Их встречает логопед в костюме ФЕИ. Фея предлагает детям отгадать ее имя и дает подсказку: в ее имени есть звук Ль. Дети называют имена со звуком Ль, но не могут угадать имя феи. Фея сообщает, что ее имя – АЛЕЛИЯ. Дети повторяют имя феи, здороваются с ней.
  2. Произнесение звуков Ль, Й в слогах. Фея говорит детям, что на ее волшебной поляне все дети превращаются в мотыльков. Она взмахивает волшебной палочкой, дети надевают на пальчики резинки от крылышек и становятся мотыльками. Фея предлагает детям выполнить слоговую зарядку – потренировать свои крылышки. Выполняется слоговая зарядка на слогах ЛЯ-ЛЁ-ЛЮ-ЛЕ, Я-Ё-Ю-Е.
  3. Произнесение звуков Ль, Й во фразе. Под музыку под руководством феи Алелии дети исполняют несколько танцевальных движений, а затем свободно двигаются по залу. Фея ловит мотыльков по очереди, пойманный мотылек говорит о себе: “Я – мотылек Алена. Я летаю на поляне”. Стихает музыка, фея спрашивает:

– Мотыльки, что вы делали?

– Мы летали на поляне.

Развитие фонематического восприятия. Мотыльки садятся на стульчики отдыхать. Из леса слышны слова. Дети-мотыльки должны взмахнуть крылышками, услышав звук Ль.

Лена, яблоко, ежик, люба, юбка, лейка, лепка, якорь, Леша, юг, люк, лямка, ямка, елка, лист, Лева.

Составление предложений по демонстрируемым действиям, изменение глаголов по временам. Фея предлагает познакомиться с ее друзьями: с Леней и Яной. Это куклы, но они могут оживать с помощью кукловодов. Приглашаются двое детей на роль кукловодов. Леня и Яна изображают действия, а остальные дети угадывают его и составляют предложение в настоящем и прошедшем времени.

Яна и Леня пьют кофе. – Яна и Леня пили кофе.

Яна и Леня лепят. – Яна и Леня лепили.

Яна и Леня едят конфеты. – Яна и Леня ели конфеты.

Яна и Леня наливают воду в лейку. – Яна и Леня наливали воду в лейку.

Яна и Леня выливают воду из лейки. – Яна и Леня выливали воду из лейки.

Яна и Леня поливают пальму. – Яна и Леня поливали пальму.

Фея говорит детям, что такие хорошие кукловоды могут помочь Яне и Лене заговорить. Дети разыгрывают сценку.

– Яна, кто сильнее: еж или змея?

– Леня, еж сильнее.

– Яна, кто тяжелее: кит или слон?

– Леня, кит тяжелее.

– Яна, что длиннее: лето или зима?

– Леня, они одинаковые! Леня, а что, ты сам ничего не знаешь?

– Нет, Яна, я все знаю, это я тебя проверяю!

Затем дети-кукловоды проверяют остальных ребят, как они запомнили сценку, задают им те же вопросы.

Динамическая пауза. Наши мотыльки засиделись на месте, им хочется полетать. Фея приглашает их поиграть в театральную игру “Карусель”.

Вот на площади веселье,

А народ гудит, как шмель,

Вот какая карусель.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра.

После игры мотыльки рассаживаются на места. Звучит грустная музыка. Фея говорит детям: “Вы очень устали, слишком сильно раскрутили карусель. У вас сильно бьется сердце, вам тяжело дышать, плечи опущены, лицо грустное. Беда, мотыльки заболели! Что же теперь делать?” Дети отвечают, что надо вызывать врача, доктора Айболита. Фея достает телефон, дети по очереди просят приехать доктора Айболита: “Айболит, мы заболели, помоги!” . Фея превращает одного из детей в доктора Айболита, ему быстро надевают шапку, халат и очки. Он важно подходит к мотылькам, трогает им лоб, щупает пульс, смотрит горло. Затем Айболит говорит, что для выздоровления мотыльки должны выполнить специальную гимнастику. Выполняется пальчиковая гимнастика:

Айболит идет к нам в дом.

Айболит нам всем знаком.

Все болезни исцелит

Этот доктор Айболит.

Айболит, Айболит, мотылек полетит!

После этого мотыльки взмахивают крылышками, они здоровы.

Фея говорит, что мотылькам пора снова становиться детьми. Но ее волшебная палочка не может их превратить. Чтобы стать снова детьми, надо быстро ответить на вопрос.

Если сказать вместе К У, что получится?

Какой гласный звук в слове МОХ?

Какой последний звук в слове КОТ?

Есть ли звук О в слове ДОМ?

Сколько звуков в слоге ПА?

Есть ли звук М в слове ТОМ?

На каком месте звук И в слове ИГРУШКА?

Назови последний звук в слове ДОМИНО.

Если сказать вместе П А, что получится?

Какой первый звук в слове ПАЛОЧКА?

Какой гласный звук в слове СУП?

Сколько звуков в слоге КО?

  • Итог. Фея Алелия кладет волшебную палочку, снимает колпак феи и говорит детям, что все мотыльки снова стали ребятами, занятие окончено, и пора возвращаться в группу. А на память о сегодняшних чудесах дети получают игрушечного мотылька. Дети прощаются с гостями.
  • ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ Логопедический сайт БОЛТУНИШКА Материал сайта

    Главная > Документ

    Информация о документе
    Дата добавления:
    Размер:
    Доступные форматы для скачивания:

    ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

    ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

    Логопедический сайт БОЛТУНИШКА:

    Материал сайта: Аверина Кристина: k_averina@

    Дизайн сайта: Сосновская Наталья: sosnasha @

    Автор данного материала:

    Бондаренко С.В., учитель-логопед МДОУ № 4 «Сказка»

    г. Заозерск, Мурманская обл.

    Тема: Звук [ C ]. Буква « С»

    закрепить навыки четкого различения и произношения звука [C] в слогах, словах, фразах;

    выделять звук [C] в начале, середине, конце слова;

    деление слов на слоги;

    звуковой анализ слов;

    подсчет предложений в тексте;

    составление схемы предложения;

    составление предложений по предметным картинкам;

    упражнение в образовании уменьшительно-ласкательных существительных;

    знакомство с буквой «C»;

    развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления, связной речи;

    предметные картинки со звуком [C];

    игрушки со звуком [C];

    наборы для звукового анализа слов;

    веревочки и палочки;

    Логопед:
    К нам сегодня в гости пришла Соня. Она еще маленькая, о звуках, словах и предложениях ничего не знает. Давайте покажем Соне свои знания. Садись, Сонечка и послушай наших ребят.

    Я говорю слово, а вы называете все звуки по порядку: сок, суп, сам, сын, сом, нос.

    2-ОЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ

    Логопед:
    Послушайте внимательно, я вам буду говорить слова, выделяя тот звук, который мы сегодня будем изучать: скамейка, миска, сова, насос, капуста, сумка, посылка, пылесос.

    Какой звук я выделяла голосом?

    З-ИЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ

    Артикуляция звука.
    Характеристика звука.

    4-ЫЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ

    Са-са-са – самокат, сова, лиса
    Сы-сы-сы – волосы, усы, весы
    Ос-ос-ос – нос, колос, абрикос

    5-ЫЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ

    Выделение на слух звука [С].

    Логопед:
    Закрываем глазки. Я называю слова, а вы хлопаете в ладоши на звук [С].
    Послушайте слова: сом, щетка, зайка, собака, шум, самолет, зубы, цапля, шуба, квас, сон.

    6-ОЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ

    Логопед:
    Сейчас мы поиграем в игру «Чудесная сумочка»:

    достаем из сумочки картинку и говорим, где находится звук [С] (в начале, середине или конце слова);

    достаем из сумочки предмет и делим слово на слоги;

    ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «СОВА»

    Логопед:
    Ребята, посмотрите, кто это к нам прилетел?
    Да, конечно, это Сова.
    Какой первый звук в слове «сова»?
    Это мудрая Сова, она учит зверей в лесной школе.
    Давайте расскажем Сове о её имени. Сделаем звуковой анализ.

    ПОДСЧЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

    Логопед:
    Я прочитаю текст, послушайте его внимательно.

    Наступила зима. Выпал пушистый снег. Соня и Саня вышли гулять. Они взяли с собой совок и санки. Соня с Саней катались на санках, а потом лепили снеговика. Им было весело.

    Давайте посчитаем, сколько предложений в тексте.

    СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Логопед:
    Ребята, давайте составим схему предложения «Выпал пушистый снег».

    СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПРЕДМЕТНЫМ КАРТИНКАМ

    ИГРА С МЯЧОМ «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

    Абрикос – абрикосик.
    Ананас – ананасик.
    Нос – носик.

    Пёс – песик.
    Хвост – хвостик.
    Колесо – колесико.

    ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ «С»

    – показ буквы;
    – выкладывание из веревочки и палочек;
    – рисование буквы на столе и в воздухе;

    Логопед:
    Соне очень понравилось, как вы отвечали. Она узнала много нового и тоже хочет учиться. Соня говорит вам большое спасибо.

    Ребята, какой звук и букву мы сегодня изучали?

    Занятие логопеда в старшей группе: Конспект НОД по развитию фонематического восприятия

    Тема: «Сказка про слонов»

    Цель: дифференциация звуков б, бь

    Программные задачи:

    1. Учить дифференцировать звуки (б), (бь) по твердости- мягкости в слогах, словах, фразах.
    2. Уточнить артикуляцию звуков (б-бь).
    3. Развивать артикуляционную моторику, мимическую мускулатуру.
    4. Упражнять в умении определять место звука в слове, делить слова на слоги,
    5. Закрепить умение составлять предложение по схеме, использовать и подбирать синонимы к прилагательным.

    Интеграция с другими образовательными областями

    Образовательная область « Коммуникация»:

    1. Обогащать активный словарь детей существительными, глаголами, прилагательными.
    2. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.
    3. Формирование связности и чёткости высказывания.

    Образовательная область «Физическая культура»:

    1. Развивать общую и мелкую моторику.
    2. Образовательная область «Здоровье».
    3. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

    Образовательная область «Социализация»:

    1. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми.
    2. Образовательная область «Чтение художественной литературы».
    3. Развивать интонационную выразительность при чтении стихотворений наизусть.

    Оборудование:

    • 3 наборных полотна: «Змей Горыныч», «Слоны»;
    • картинки: ботинки, бинокль, букварь, кубики, бинт;
    • продукты: баранки, бублики, бутерброды, батон, булочки, вазочки, салфетки с кружками, зеркала, конверты, схемы предложений, фланелеграф, доска.

    Ход НОД

    1. Организационный момент

    Дети заходят в группу.

    Логопед: Ребята, вы любите сказки? Назовите, какие сказки вы знаете?

    Я тоже люблю читать сказки, хотите послушать мою любимую.

    Тогда отправляемся в сказочный лес. Закройте глаза и слушайте мои слова «1,2,3 повернись и в лесу очутись»

    Логопед: Я вам расскажу сказку про двух слонов Бима и Бома, которые живут в сказочном лесу. Посмотрите на Бима какой он?

    Дети: Веселый, радостный, смеющийся

    Логопед: Значит будет дружить с мягким звуком Бь .А какой Бом?

    Дети: Грустный, сердитый, злой, невеселый,

    Логопед: Бом будет дружить с твердыми звуками.

    Каждое утро слоны выполняют гимнастику для губ, с силой ударяют губами и произносят б-б-б, а если немного ослабляют, то получается: бь-бь-бь. Давайте вместе произнесем эти звуки.

    Логопед: В доме наших слонов есть сказочные кривые зеркала, возьмите их. Поиграем с ними в игру «Наоборот» я вам буду говорить твердые звуки, а вы мне мягкие. Ба-бя, бо-бЁ, бы-би, бэ-бе, бу-бю.

    Но сначала вспомните свою любимую игрушку и улыбнитесь, а сейчас вы ее потеряли и огорчились, вам ее не купила мама в магазине и вы расстроились, у вас, ее отняли и вы рассердились, и вы снова ее держите в руках — улыбнулись. Молодцы!

    Логопед: Посмотрите у вас на столах лежат конверты, в них картинки — это самые любимые вещи слонов. Давайте представим, что мы превратились в эти предметы. Загадайте о себе загадки (кубики, бинт, ботинки, буквы, бинокль, букварь). Дети загадывают выученные заранее загадки.

    А теперь определите, кому из слонов принадлежат эти вещи и отдайте их владельцам. ( По твердости и мягкости звуков б в этих словах). Бому — картинки в названии ,которых твердый звук. Биму — мягкий.

    Логопед: В гости к слонам зашел их друг Змей Горыныч и попросил отдать ему эти вещи. Слоны согласились. Помогите распределить картинки между головами.

    Дети определяют место звуков б-бь в словах. Затем раскладывают: к первой голове картинки в названии, которых звук б или бь в начале слова, ко второй – в середине слова. К третьей голове не кладут картинки, потому что в конце слова звук б оглушается.

    6. Физминутка

    Логопед: А теперь давайте немного отдохнем и посмотрим, чем угостят нас слоны:

    Стали слоны гостей приглашать,
    Стали слоны гостей угощать
    Каждому гостю досталось варенье,
    Пальчики склеило то угощенье.
    Плотно прижались ладошка к ладошке
    Гости не могут взять даже ложки.

    Логопед: За время рассказывания нашей сказки слоны проголодалась, и решили поесть. На кухне есть продукты: булочки, баранки бублики, батон, бутерброд. Давайте вазочки с продуктами (а как они называются? — хлебные) поставим на салфетки. На каждой салфетке наклеено определенное количество кружков, которое соответствует количеству слогов в названии угощений. Определите количество слогов в продуктах и поставьте на салфетки.

    Логопед: А теперь скажите, в каких словах по 2 слога (бублик, батон). Давайте поиграем с этими словами, что у этих предметов общего? Чем они отличаются?

    Логопед: А в заключении придумайте предложения с каждым словом.

    Логопед: Вот и закончилась наша сказка. Пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и слушайте мои слова «1,2,3 повернись и в детском саду очутись»

    Понравилась ребята вам моя сказка? Что больше всего понравилось? Выполнение, каких заданий у вас вызвало трудности.

    А теперь давайте пить чай.

    Автор: Савушкина Евгения Николаевна
    Должность: учитель-логопед
    Место работы: МБДОУ №15
    Месторасположение: Орловская обл., г. Мценск, 303032,у. Слобода стрелецкая 10-2

    Основные разделы:

    1. Детский сад
    2. Конспекты занятий, НОД
    3. занятия логопеда
    4. старшая группа

    Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука. Тема: Автоматизация звука [p] на материале лексической темы «Транспорт»

    Аннотация: Конспект занятия предлагаю логопедам, работающим на логопунктах ДОУ. На занятии проводится автоматизация звука [р] на материале лексической темы «Транспорт» у детей с ФФНР.

    Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [p].

    Тема: Автоматизация звука [p] на материале лексической темы «Транспорт»

    • автоматизировать произношение звука [p] в слогах, словах, в предложениях;
    • развивать артикуляционный праксис и мелкую моторику пальцев рук;
    • формировать фонематический слух и восприятие;
    • закреплять сочетание речи и движения, темпа и ритма речи;
    • упражнять в употреблении существительных в дательном падеже;
    • учить составлять сложносочиненные предложения с союзом а;
    • развивать межполушарное взаимодействие;
    • расширять словарь на материале лексической темы «Транспорт»;
    • развивать память, логическое мышление;
    • воспитывать желание правильно говорить.

    Ход занятия:

    I. Оргмомент.
    II. Кинезиологическая гимнастика.

    (комплекс упражнений, развивающих межполушарное взаимодействие).

    – Чтобы выполнить все задания на занятии, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

    – Сначала натянем «умную шапку». (Указательным и большим пальцами оттянуть мочки ушей вниз и имитировать завязывание узелка под подбородком.)

    – Теперь позеваем. (Открывать широко рот и нажимать указательными пальцами на середину щек.)

    – Покажем «умную сову». (Правую руку положить на левое плечо и слегка надавить, медленно повернуть голову влево назад, затем вправо назад, поменять руку и повторить движение головы).

    Совушка — сова, большая голова.
    На суку сидит, на всех глядит.
    (Повторить 3-4-раза.)

    III. Артикуляционная гимнастика.
    • для губ – гласные;
    • для языка: «лопаточка», «чашечка», «вкусное варенье», «барабанщик», «лошадка», «грибок», «заведи мотор».
    IV. Уточнение артикуляции звука [p].

    Найти модель артикуляционного уклада звука.

    V. Связь звука и буквы.
    VI. Автоматизация звука [p] в слогах.

    Прочитать слоги на магнитной доске (обратные и прямые).

    VII. Развитие фонематического слуха:
    • игра «Поймай звук» -выделение звука [p] из звукового ряда, из слогов , из слов корабль, машина, автобус, пароход, самолет, паровоз, метро, мотоцикл.
    • определение места звука в слове шофер, мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль.
    VШ. Пальчиковая гимнастика.

    Будем пальчики сгибать –
    Будем транспорт называть:
    Автомобиль и вертолет,
    Трамвай, метро и самолет.
    Пять пальцев мы в кулак зажали,
    Пять видов транспорта назвали.

    Сообщение темы: Сегодня поговорим о транспорте и поупражняемся в правильном произношении звука [p].

    IX. Автоматизация в словах.

    – Будем называть только тот транспорт, в названии которого есть звук [p]. В В этом нам помогут картинки: грузовик, ракета, трактор, экскаватор, трамвай, троллейбус, метро, паровоз, пароход, корабль, вертолет.

    X. Автоматизация звука [p] в предложениях.

    1) Составление предложений с союзом «а».

    – «Предложение договори и его ты повтори»:

    Корабль плывет, а грузовик… (едет).
    Трамвай едет, а ракета… (летит).
    Троллейбус едет, а пароход… (плывет).
    Ракета летит, а паровоз… (едет).

    2) Упражнение в употреблении существительных в дательном падеже.

    – «Кто чем управляет?»

    • Грузовиком управляет… (шофер).
    • Ракетой управляет…(космонавт).
    • Трактором управляет… (тракторист).
    • Трамваем управляет … (водитель).
    • Троллейбусом управляет … (водитель).
    • Кораблем управляет … (капитан).
    XI. Автоматизация звука [p] в стихотворении.

    Координация речи с движением.

    – Сейчас мы с вами станем шоферами. Послушайте стихотворение:

    Заводил шофер мотор –
    Нажимал он на стартер.
    Нажимал он , нажимал,
    Грузовик и побежал.

    – Какие слова со звуком [p] запомнили?

    – Рассказывайте стихотворение вместе со мной, показывайте движения.

    – Это стихотворение я запишу вам в тетрадки и вы поучите его с мамой.

    XII. Ориентировка в пространстве.

    – Скажите, где ездят машины?

    – А где ходят пешеходы?

    – Как нужно переходить через дорогу?

    – По какой стороне улицы надо двигаться?

    – Как ездят машины, чтобы не столкнуться друг с другом?

    – Покажите правую, левую руки. На картинке нарисуйте красные кружки возле машин, которые едут вправо, а зеленые кружки возле машин, которые едут влево. (Дети выполняют работу коллективно.)

    XIII. Развитие логического мышления.
    • Самолет, вертолет, орел, ракета.
    • Трамвай, троллейбус, велосипед, автобус.
    • Лодка, корабль, трактор, пароход.
    XIV. Домашнее задание.

    – Выучить стихотворение, нарисовать по клеточкам грузовик.

    Конспект занятия «Транспорт. Автоматизация звука [Р] в слогах и словах». Подготовительная группа

    Юлия Пономарева
    Конспект занятия «Транспорт. Автоматизация звука [Р] в слогах и словах». Подготовительная группа

    «Транспорт. Автоматизация звука [Р] в слогах и словах».

    Цель: «Закрепить произношение звука [Р] в словах на примере лексической темы «Наземный транспорт».

    1. Уточнение положения органов артикуляции при произнесении звука [Р].

    2. Уточнение характеристики звука [Р].

    3. Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, словах.

    3. Активизация словаря по теме: «Транспорт».

    4. Формирование навыка образования сложных слов.

    5. Совершенствование грамматического строя речи по теме «Транспорт».

    1. Закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Р].

    2. Закрепление слухового и моторного образа звука [Р].

    3. Закрепление определения места звука [Р] в слогах и словах.

    4. Учить чётко произносить звук [Р] в слогах и словах.

    1. Воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность.

    2. Воспитывать умения слушать и выполнять инструкции.

    Этапы Ход занятия

    Деятельность логопеда Деятельность детей

    1. Организационный момент Здравствуй!

    Ты любишь путешествовать?

    А на чём люди могут передвигаться во время путешествий?

    Верно, и я предлагаю тебе сегодня отправиться в поездку, а на чём именно ты узнаешь из загадки. Послушай, и отгадай!

    Мотор и тормоза…

    Как это называется?

    2. Основная часть

    Правильно, а теперь, выбери ту машину, на которой ты хочешь путешествовать.

    (ребенку выбирает машинку из серии картинок)

    Как ты думаешь, как можно назвать все машины одним словом?

    Правильно. Сегодня мы повторим в поездке тему «транспорт». А теперь будь внимателен, произнеси слово транспорт чётко и назови 2-ой звук в этом слове.

    Сегодня мы с тобой будем проговаривать слова, в которых встречается звук [Р].

    Автомобиль готов к поездке, подготовимся и мы. Чтобы набрать скорость и правильно произносить звук [Р], сделаем гимнастику для языка и губ.

    «Улыбка»(под счет до 5-3 раза)

    «Бегемот»(под счет до 5-3 раза)

    «Лопаточка»(под счет до 5-3 раза)

    «Чашечка»(под счет до 5-3 раза)

    «Маляры»(под счет до 5-3 раза)

    Теперь можем отправиться в путь.Возьми руль и заведи мотор: РРРРРР

    И вот на нашем пути 1-ая станция. Выбирает машину

    Берет руль и говорит «РРРРРР»

    1 Станция. Уточнение положения органов артикуляции при произнесении звука [Р].

    Уточнение характеристики звука [Р]. Скажи мне, как называется транспорт, который движется по земле?

    Перед тобой картинки, выбери только те картинки, в названии которых есть звук [Р].

    Какой звук встречается в каждом виде транспорта?

    Верно, звук [Р].

    Когда мы произносим звук Р, кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, а боковые края языка прижаты к коренным зубам. Воздух с силой подаётся на кончик языка.

    Теперь, давай вспомним звук [Р] какой?

    (гласный или согласный, твёрдый или мягкий, звонкий или глухой)

    Ты хорошо справился с заданием, что же, поехали на следующую станцию. Возьми руль в руки,заведи мотор: РРРР. Остановимся. Отвечает

    Берет руль и говорит «РРРРРР»

    2. Станция. Работа по развитию фонематического слуха. Игра «Ловишки».

    На этой станции нас ждет следующее задание.

    Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Р].

    А теперь, хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Р] в слогах.

    Теперь, хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Р] в словах.

    ромашка, нога, мороз, рука, сумка, утка, рыба.

    Возьми руль в руки,заведи мотор: РРРР. Остановимся.

    Берет руль и говорит «РРРРРР»

    3. Станция. Автоматизация звука [Р] в слогах. Для того, чтобы поехать дальше, нужно произнести волшебные слоги. (Использование пальчиковой гимнастики «Пальчики здороваются» и проговаривание слогов: ра, ро, ры, ру).

    Возьми руль в руки,заведи мотор: РРРР.

    Остановимся. Говорит слоги ра, ро, ры, ру

    Берет руль и говорит «РРРРРР»

    4. Станция. Автоматизация звука [р] в словах

    Игра «Назови картинки». -Я покажу тебе виды транспорта, в названиях которых есть звук [Р]. Давай назовем их, не забывай четко произносить звук [Р].

    Картинный материал: кран, троллейбус, трамвай, трактор, паровоз, корабль, вертолет, грузовик, катер.

    Ты хорошо справился с заданием, что же, поехали на следующую станцию. Возьми руль в руки,заведи мотор: РРРР. Остановимся.

    Проговаривает слова и четко произносит звук [Р].

    Берет руль и говорит «РРРРРР»

    Автоматизация звука [р] изолированно в словах. (Используется иллюстрация с изображением сказочной деревни звуков.) Мы приехали в деревню.

    К домику звука [Р] подойди

    И в путешествие его пригласи.

    Возьми руль в руки,заведи мотор: РРРР. Остановимся.

    Идет к домику со звуком [Р] и по пути называет слова со звуком [Р]

    Берет руль и говорит «РРРРРР»

    Фонематический анализ слова. Автоматизация звука [Р] в словах Поехали по дорожке и приехали к озеру. (Иллюстрация озеро.)

    Отправляемся на рыбалку.

    Поймай рыбу, назови ее, определи место звука [Р] в слове (начало, середина, конец).

    (ребенок достает картинки из волшебного мешочка)

    Картинный материал: карась, ерш, карп, осетр, стерлядь.

    Возьми руль в руки,заведи мотор: РРРР. Остановимся.

    Проговаривает слова и четко произносит звук [Р].

    Берет руль и говорит «РРРРРР»

    Итог О каком виде транспорта мы сегодня говорили?

    Я предлагаю тебе вспомнить те названия транспорта, которые ты запомнил.

    Какой звук мы сегодня проговаривали в слогах и словах с тобой?

    Если тебе понравилось путешествие, то выбери легковую машину и прикрепи на доску магнитом. Если ты устал и тебе было тяжело путешествовать, то выбери грузовик.

    Тебе понравилось наше путешествие?

    Мне понравилось с тобой путешествовать.

    Отвечает ([Р]).

    Выбирает машину и прикрепляет на доску

    Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Путешествие на чудный остров» Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности: Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях «Путешествие.

    Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Тема: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах. Форма занятия: подгрупповая, старшая группа. Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах и.

    Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Конспект индивидуального занятия. Тема: Звук Ш Этап: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах Задачи: 1. Развивать артикуляционную моторику.

    Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними» Цель:автоматизировать звук [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять.

    Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в словах» Цель:автоматизировать звук [с] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [с] в начале,.

    Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» Цель: автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении звука [ш].

    Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: – закреплять правильное произношение звука [л].

    Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

    Конспект логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях» Цель: – закрепить правильную артикуляцию при произнесении звука [Ч ]; – автоматизация этого звука в слогах, словах, предложениях; – учить.

    Ссылка на основную публикацию