Конспект занятия по развитию фонематического восприятия

Конспект фронтального занятия по развитию фонематического восприятия у детей подготовительной логопедической группы

Важнейшая задача современного дошкольного образования – это гармоническое и всестороннее развитие личности детей.

Одно из направлений всестороннего развития ребёнка – дошкольника – это формирование речевых навыков. Полноценное развитие всех сторон мыслительной деятельности ребенка невозможно без участия речи. Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребенком. [1]

В работе по коррекции развития речи детей мною широко используется метод наглядного моделирования. Применять его начинаю уже во время проведения обследования, затем в развитии сенсомоторного уровня детей: артикуляционная и пальчиковая гимнастика, формирование слухового и фонематического восприятия, развитие речевого дыхания. В занятия включаю большое количество наглядных картинок, схем, символов. Особенно удобен данный способ для проведения занятий по развитию грамматического строя речи, по подготовке к обучению грамоте и развитию связной речи.

Как показывает мой опыт работы, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми с ОНР состоит в следующем: дети менее утомляются, гораздо дольше поддерживается интерес к занятиям, лучше усваивается и запоминается материал, а также дети учатся систематизировать полученные знания.

Мною разработаны индивидуальные и фронтальные занятия с применением наглядного моделирования, одно из них фронтальное логопедическое занятие по дифференциации звуков С-Ш.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонематического восприятия

(подготовительная логопедическая группа) «Игры со Смешариками»

Программное содержание:

  • развивать фонематический слух при дифференциации звуков С-Ш в слогах, словах, предложениях;
  • продолжать формирование навыка звукового анализа;
  • закрепить понятия «маленькое» слово, «предложение»;
  • упражнять в чтении и анализе предложений;
  • формировать навык речевого общения;
  • совершенствовать умение грамматически верно оформлять речевое высказывание;
  • развивать навыки самоконтроля за своей речью.

Оборудование: 2 гелевых шара; воздушные шарики для украшения группы; буквы С и Ш; мягкие игрушки Смешарики; логотип «Смешарики» для использования в виде экрана; парусники со словами внутри; оригамские игрушки; кусудамы с сюжетными картинкам (на каждого ребенка); символы предлогов; сюжетная картина «Ранняя весна», адаптированная для занятия; «дощечки» (из коричневого картона) с предложениями; «дерево с каштанами» (массажными мячами); сундук с подарками.

Предварительная работа: занятия логопеда и воспитателей, просмотр детьми мультфильмов о Смешариках, чтение воспитателями детям книг о Смешариках, упражнения в составлении предложений из слов, рассказа из предложений, дидактические игры: «Кубики с картинками», лото «Составь предложение с маленьким словом», «Читаем сами», «Составь предложение по схеме».

Ход занятия.

1. Организационный момент. (Дети приветствуют гостей, стоя в кругу).

Логопед: Ребята, сегодня на занятии мы будем сравнивать ранее изученные звуки. Узнать их вы сможете, ответив на вопрос: какими звуками различаются слова «сутки-шутки»?

Дети: Слова «сутки-шутки» различаются тем, что в слове «сутки» – первый звук С, а в слове «шутки» – первый звук Ш.

Логопед: Скажите, чем эти звуки похожи?

Дети: Звуки С и Ш – согласные, твердые, глухие.

Логопед: А чем они отличаются?

Дети: Звук С может быть мягким, а звук Ш – всегда твердый.

Логопед: Чем еще отличаются звуки?

Дети: Звуки отличаются по произношению. Когда мы произносим звук С – губы «улыбаются», язык лежит за нижними зубами, выдыхаемый воздух холодный. При произношении звука Ш – губы округляются, язык становится «чашечкой», воздух теплый.

Логопед: Молодцы, дети, вы дали полные ответы. Садитесь за столы, продолжим занятие.

2. Введение в тему занятия.

Логопед: А теперь давайте произнесем эти звуки, выполнив упражнение «Шарик»:

Дети подносят к губам пальцы, сжатые в щепотку. Коротко и ритмично произнося, с-с-с, плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют в кольцо над головой. Затем хлопнуть в ладоши и, произнося ш-ш-ш, плавно опускают руки, соединяя их перед грудью в замок.

Логопед: Ребята, вы знаете, что звуки С, Сь обозначают буквой С, а звук Ш буквой Ш. Сегодня эти буквы у нас в гостях (Логопед показывает букву С (в виде месяца), к ней привязан гелевый шар. Затем – букву Ш (она изображена из шишек), к которой тоже прикреплен шар). Похоже, буквы решили с нами пошутить (показывает логотип «Смешариков», читает сообщение): «Здравствуйте, смелые детишки, хотите с нами поиграть? Тогда мы идем к вам в гости. Смешарики».

3. Воспроизведение чистоговорок.

Логопед (достает из мешка Бараша и говорит): Давайте вместе сочинять стихи:

СА-ША-СА-ША – к нам идет … Нюша,
АШ-АС-АС-АШ – а с ней …. Бараш,
ОС-ОШ-ОС-ОШ – тут Еж и … Крош,
ЯС-ЯШ-ЯС-ЯШ – спешит … Лосяш.

(дети сначала договаривают слова, а затем воспроизводят всю чистоговорку. За каждое выполненное задание дети получают по одному цветному паруснику, в котором внутри записано слово из итоговой фразы. За это задание – в паруснике слово «подарками» ).

4. Упражнение в дифференциации слов со звуками С, Ш.

Логопед: Ребята, следующим с вами играет Лосяш. У него для вас 2 игры.

Первая игра: вставить в слова пропущенные буквы С и Ш (они написаны на листе бумаги, которая вложена в фигуру картонного лося; дети приступают к выполнению).

Вторая игра: отправить в полет на воздушных шарах оригамские игрушки.

Дети: В слове лиса мы слышим звук С, поэтому оригами – лиса полетит на букве С (и т.д. обо всех игрушках по порядку рассказывают дети второй группы, после чего вешают на букву игрушку).

Логопед: Молодцы. А теперь давайте спросим у детей, какие слова у них получились (дети читают слова).

(За данное задание дети получают в парусниках слова «За» и «С»).

5. Упражнение в практическом употреблении «маленьких» слов.

Логопед: Дети, посмотрите, как расстроена Нюша, она наклеила в свой красивый фотоальбом новые фотографии, попросила Пина их подписать, но он наделал ошибки: пропустил все «маленькие» слова. Давайте ей поможем. Возьмите фотоальбомы, найдите первое фото, слушайте первое предложение:

а) Бесстрашный Крош вытаскивает Ежа …сыпучего песка.

Какое слово пропущено? (Из). Покажите символ этого слова. Повторите предложение полностью (дети проговаривают. Таким же образом ведется работа с остальными картинками).

б) Красивая Нюша нашла старинный сундук … водой.

в) Рассеянный Лосяш раскладывает … широком столе пирожки, сушки и ватрушки.

г) Смешной Бараш привез славному Лосяшу карандаши и книжки … тележке.

д) Хвастливый Крош и его смелый друг Еж пешком шагают …песчаной дорожке.

е) Серьезный Еж прячется . большущих страшных шмелей.

Логопед от имени Нюши благодарит детей. (Дети получают в паруснике слово «стоит»).

Физминутка.

Логопед: Ребята, Крош очень хочет с вами повеселиться на лесной полянке.

Шел медведь, косматый мех, (Дети идут по кругу, как медведи.
Нес в мешке веселый смех. Показывают тяжелый мешок за спиной.
Зацепил мешком за сук – Резко останавливаются.
Смех и высыпался вдруг. Разводят руки в стороны.
Раскатились по тропинке 33 смешинки, Делают руками повороты.
А за ними из мешка – 33 смешка. Топают ногами).
(Дети получают в паруснике слово «сундук»).

6. Формирование навыка составления небольшого рассказа по картинке из данных предложений.

Логопед: Дети, а вот Еж прислал нам такое задание: сложите мостик, составив рассказ по картинке с помощью предложений, записанных им на дощечках (предложения даны на магнитной доске, дети их читают, расставляют по порядку, читают весь рассказ):

Наступил март. Солнышко вышло из-за облаков. В пруду стало много воды. С крыш падали капли. Смешарики рады приходу весны. Один снеговик грустит.

(За это задание дети получают парусник со словом «каштаном»).

Логопед от имени Ежа хвалит детей.

7. Упражнение в составлении предложения из деформированной фразы.

Логопед: Ребята, а Совунья предлагает вам взять с собой снеговика и пускать кораблики в ручейке, но они поплывут только в том случае, если вы поставите правильно слова в предложении (логопед показывает слова из парусников, дети их читают, расставляют по порядку. Итоговая фраза: «Сундук с подарками стоит за каштаном»). Логопед от имени Совуньи хвалит детей, говорит, что Совунья за это разрешает им сорвать самый большой каштан с ее любимого дерева.

8. Итог занятия.

Логопед задает вопросы детям, дети отвечают, передавая друг другу «каштан» (массажный мяч).

Вопросы: Понравилось вам играть со Смешариками? С кем понравилось играть? Какое задание было самым трудным? Какая игра была самая смешная? О каких звуках мы сегодня говорили? Придумайте о Смешариках слова-признаки так, чтобы прозвучали эти звуки. Какие Смешарики? – симпатичные, потешные, мультяшные, послушные, смешные, ласковые, смелые, веселые, славные, чудесные, шаловливые.

(Затем достают подарки из сундука: солнышки из нитяных шариков для взрослых и пазлы со Смешариками для детей).

Конспект открытого занятия по развитию фонематического (речевого) восприятия

Конспект открытого занятия по развитию фонематического (речевого) восприятия

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №307 Красноармейского района Волгограда

Конспект открытого занятия по развитию фонематического (речевого) восприятия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

второй квалификационной категории

Романенко Оксана Александровна

Занятие №1: Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков.

Цель: познакомить с понятием «звук»; формировать представления о «неречевых» звуках; развивать слуховое восприятие, слуховое внимание и память на базе музыкальных звуков, звуков природы и предметов окружающего мира; развивать пальчиковую моторику.

Материал: аудиозапись со звуками природы; поднос: 2 стакана, из них 1 с водой, ножницы и бумага, 2 деревянных кирпичика, пакет, скомканная газета; игрушка Петрушка, ширма и поднос с картинками – медведь, заяц, коза, кошка, и с музыкальными инструментами – погремушка, бубен, колокольчик, барабан, деревянные ложки.

Предварительная работа: обратить внимание на звуки природы на прогулке (шум ветра, дождя, шуршание листьев); в группе обратить внимание на звуки, которые издают предметы (стук молотка, наливание воды в бокал, вырезывание ножницами фигур из бумаги) познакомить с музыкальными инструментами, послушать их звучание; вспомнить животных.

Методы: игровой, словесный, наглядный.

Ход: дети входят в коррекционный кабинет, а логопед включает аудиозапись со звуками природы.

1. Организационный момент:

Д/и «Скажи, что слышишь?»

– Ребята, послушайте! Кто назовет, тот сядет на ковер! (дети: голоса птиц, звуки ветра, воды, дождя, листьев).

– Мы слушали звуки природы!

2. Основная часть: дети сидят на ковре полукругом, а логопед предлагает посмотреть на поднос с предметами.

– Раз-два-три-четыре-пять, начинаем мы молчать! Я показываю, а вы внимательно слушаете – как это звучит? (переливание воды – «бульканье», шелест бумаги, стук кирпичиков и т.д.).

– Мы слушали звуки предметов!

– Ребята, мы сегодня слушали разные звуки. Звуки нужны, чтобы знать и понимать что звучит! А чем слушали? Запомните, звуки мы слышим ушами.

– Ребята, встаем и в тишине идем и садимся за столы. Послушайте, кто то идет к нам (логопед шагает). Мы слышим шаги (открывает дверцу шкафа, которая скрипит). Мы слышим скрип. Кто это? (достает игрушку Петрушку и знакомит с ним детей). Это Петрушка – будем с ним играть.

Читайте также:  Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста

Д/и «Петрушка» (логопед предлагает поднос с картинками животных и представляет музыкальные инструменты. Прячет их за ширму.)

– Ребята, покажите кто к нам в гости приходил с музыкальными инструментами (пальчиковая моторика: коза, кошка, зайчик)

3. Итог: – Понравилось вам занятие? Что мы слушали? (звуки).

– Чем мы слушали? (ушами).

– Какие звуки мы слышали? (природы, предметов, муз. инструментов).

Занятие №2: Развитие фонематического восприятия на материале речевых звуков.

Цель: закрепить понятие «звук»; формировать представления о «речевых» звуках; развивать слуховое восприятие; развивать речевое внимание и произвольную память; учить подражать голосам птиц и животных; учить узнавать людей по голосам.

Материал: игрушка Петрушка, ширма, «музыкальная корзина», поднос: 2 деревянных кирпичика, пакет, скомканная газета; картинки животных; маска лисы.

Предварительная работа: обратить внимание на звуки природы на прогулке (шум ветра, дождя, шуршание листьев); в группе обратить внимание на звуки, которые издают предметы (стук молотка, наливание воды в бокал, вырезывание ножницами фигур из бумаги) познакомить с музыкальными инструментами, послушать их звучание; вспомнить животных, их звукоподражание.

Методы: игровой, словесный, наглядный

Ход: дети входят в коррекционный кабинет.

1. Организационный момент:

– Отгадайте-ка, ребятки, мою веселую загадку:

Мы слышим их ушами,

Не видим их глазами.

Повсюду окружают нас

И в тишине звучат.

2. Основная часть: дети садятся за столы.

– Вспомните, какие звуки мы слушали на прошлом занятие? (дети: стук, скрип, шаги, птиц, воды, муз. инструменты). Давайте поиграем – слушайте внимательно!

– Ребята, вы знаете, что мы можем произносить звуки похожие на голоса животных и птиц?

Ди «Кто как голос подает?» (логопед выставляет картинки животных и птиц, подражает голосом – а дети выбирают картинку и называют ее).

Ди «Веселая песенка» (логопед раздает картинки, читает стих про животное, а ребенка, у которого картинка с названным животным – поет песенку его «голосом»).

Дети меняются, игра повторяется 2-3 раза.

Д/и «Чей голосок?» Дети выходят на ковер.

– Ребята, а мы друг друга узнаем по голосу? (логопед выбирает ребенка – надевает ему маску лисы). Ты хорошо занимался, будешь «лисичкой»!

Дети меняются, игра повторяется 2-3 раза.

3. Итог: – Понравилось вам занятие? Что мы слушали? (звуки). Чем мы слушали? (ушами).

-Какие звуки мы слышали? (природы, предметов, муз. Инструментов, изображали звукоподражания животным и птицам).

– Чьи голоса мы узнавали? Какие «лисички» молодцы!

Занятие по развитию фонематического восприятия у детей подготовительной группы с ФФН. « Путешествие в страну волшебных слов»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Развитие фонематического восприятия у детей с ФФН

Скачать:

ВложениеРазмер
lektsiya_zanyatie_po_razvitiyu_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx15.45 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию фонематического восприятия у детей подготовительной группы с ФФН.

« Путешествие в страну волшебных слов»

Подготовила учитель – логопед МБДОУ д/с №242 «Садко»

Цель: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Развитие фонематического слуха и речевого внимания, развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, навыков звукового анализа и синтеза.

Оборудование: мультимедиа, наборы картинок со сходно звучащими словами, пособия для развития речевого дыхания (ватные диски, легкие шарики).

Сегодня мы отправимся в страну волшебных слов, которые похожи друг на друга по звучанию, но разные по значению. Чтобы добраться до этой волшебной страны, мы должны будем выполнить разные задания.

1 ) Артикуляционная гимнастика (дети сидят за столами). Чтобы найти путь в страну волшебных слов нам нужно сделать гимнастику. Дыхательная гимнастика (загони мяч в ворота),(сдуй снежок с ладони).

1.Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Нужно лампочки погреть.(лапочки)

2.Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

3.Стужа. Снег. Метут метели.

Темной ночью бродят двери(звери).

4.Своей младшей дочке Тосе

Заплетает мама осы(косы).

3) Составление предложений по парным картинкам

(Детям раздаются парные картинки)

Я брошу мяч и скажу, например, слово резина, а ты вспомни слово , похоже звучащее, например корзина.

Паучок-сверчок; елки-иголки; петрушка-игрушка; зверюшка-хлопушка; лесок-песок; свечка-печка; кузнец-удалец.

Найти только те предметы, которые съедобны.

-Картошка, ложка ,окрошка;

-Апельсин, клин, мандарин;

-Конфета, котлета, ракета.

6) Исправь ошибку

Письмо от Незнайки

1.Жучка будку (булку) не доела: не охота, надоело.

2.Улетела на три метра шляпа дядина из ветра (фетра).

3.На волке (полке) сметана, творог, молоко.

4.На пожелтевшую траву роняет лев (лес) свою листву.

5.Тает снег, течет ручей, на ветвях полно врачей (грачей).

6.Говорят, один рыбак в речке выловил башмак. Но зато ему потом на крючок попался дом (сом).

7.Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: «Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами».

8.Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку (точку).

9.На поляне весной вырос зуб (дуб) молодой.

10.На виду у детворы крысу (крышу)красят маляры.

11.Посмотрите-ка, ребятки, раки (маки) выросли на грядке.

12.Мы собирали васильки, на головах у нас щенки (венки).

13.Синеет море перед нами, летают майки (чайки) над волнами.

Поменяем местами начало и конец слов.

Мы выполнили все задания и очутились в стране волшебных слов. Теперь-то мы знаем, чем отличаются слова: мышка и мишка, кот-ток, рак-мак и т.д.

Итоги работы детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие задачи.1. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Т] — [Д], [Т’] — [Д’] (дифференциация звонких и глухих согласных).2. Научить ребенка слоговому синтезу слов.3. У.

Статья по теме:”Развитие фонематического восприятия у детей подготовительной группы с ОНР”.

Рекомендовано учителям-логопедам и воспитателям подготовительных групп.

Цели:закрепить навыки четкого различения и произношения звука (с) в слогах, словах;выделять звук ( с ) в начале, середине, конце слова;деление слов на слоги;упражнение в образовании уменьшительно &nda.

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы «Путешествие в страну сказок» Программные задачи:Учить детей составлять описательные рассказы о животных, исп.

Перспективный план игр и игровых упражнений по развитию фонематического восприятия для детей средней группы.

Перспективный план игр и игровых упражнений по развитию фонематического восприятия для детей старшей группы (5-6 лет).

Конспект по развитию фонематического восприятия

Дарья Терентьева
Конспект по развитию фонематического восприятия

Тема: Инопланетяне Ма и Ам.

Цель: развивать фонематическое восприятие.

1. Учить выделять заданный гласный звук в ряду других звуков, учить выделять слоги с этим звуком среди обратных слогов.

2. Продолжать учить различать понятия «предложение», «слово».

3. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

4. Развивать речевое восприятие, внимание, речевую память.

Оборудование: фигурки инопланетян, изображение космических кораблей, пузырьки, сюжетная картинка «В саду», короткая и длинная полоски, тетрадь, карандаши.

Лексический материал: предложение, слово, инопланетяне, космический корабль.

Ход занятия:

К нам в гости прилетели инопланетяне, жители другой планеты. Изобрази, как пришельцы удивлены нашим миром, они осматриваются по сторонам. Они увидели красивый цветок, понюхали его. Они рассматривают карандаш, не знают, что с ним делать. Наконец они заметили нас. Поздороваемся с ними так же, как это делают они: ма-ам, мо-ом, мэ-эм, мы-ым, му-ум, мна-мно-мну, мно-мны-мна, мна-мны-мно-мну!

Чтобы научить жителей другой планеты разговаривать с нами, научим их делать нашу волшебную зарядку.

Артикуляционная гимнастика. (Индивидуально, в зависимости от нарушения звукопроизношения).

Теперь наши гости могут немного поговорить с нами на русском языке.

Логопед говорит от имени одного из пришельцев:

Меня зовут Ма! А меня зовут Ам!

Дыхательное упражнение. Развитие речевого внимания.

Ма и Ам предлагают поиграть в их любимую игру «Гудок». Для игры необходимы стеклянные пузырьки, логопед берет один себе, а другой дает ребенку. Логопед показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырек касался подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Ребенок выполняет упражнение.

Сейчас Ам и Ма попробуют назвать предметы, которые они видят в комнате. Если они назовут какой-нибудь предмет неправильно, погуди. Они попробуют сами исправить свою ошибку. Если это у них не получится, ты поможешь друзьям, хорошо?

Логопед показывает на предметы в комнате, произнося названия некоторых из них с ошибками (показывает на стул и говорит, что это стол). После сигнала ребенка он исправляет ошибку, если произнесение слова недоступно ребенку. Если ребенок сам может произнести слово правильно, то логопед второй раз повторяет слово с ошибкой.

Развитие фонематического восприятия.

Наши гости рассказывали мне, что у них на планете часто бывают бури, тогда все прячутся по своим домикам. О начале бури извещают сирены, которые начинают гудеть: у-у-у. Когда все спокойно, звучат разные песни: а-а, и-и, э-э, о-о, ы-ы. Пока звучат эти песни, гуляй по группе. Когда услышишь вой сирены, прячься в домик (возвращайся на место).

Ребенок гуляет по комнате, а логопед произносит гласные звуки голосом одной громкости: а-а, у-у, и-и, э-э, у-у. Если ребенок справляется с заданием, логопед усложняет его, предлагая прятаться, «когда сирена запоет песенки со звуком «а»: ам, ом, ум, ап, оп, ип, ап, ах, ам, ох, ум, аф. .

Дифференциация понятий слово, предложение.

Логопед обращает внимание ребенка на то, что гости произносят какие-то слова, разглядывая сюжетную картинку «В саду»: Девочка! Цветок! Поливать!

Понял ли ты, что хотят сказать наши гости? Что они сейчас назвали: слова или предложения? Чтобы нас поняли окружающие, надо говорить не отдельными словами, а предложениями. Послушай, что я сейчас буду называть, если услышишь слово, покажи короткую полоску. Если услышишь предложение, покажи длинную полоску.

Помоги ребятам составить предложения по картинке. (Ребенок составляет 4-5 предложений).

Ам и Ма скоро отправятся домой. Они очень любят встречаться со своими близкими. Когда они были маленькими и еще не могли путешествовать сами, они ждали своих родных дома. Послушай, как они встречали своих родных и повтори за мной.

Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?».

Кто приехал? (пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Быстро хлопать кончиками больших пальцев)

Мы, мы, мы! (кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных одновременно быстро хлопают)

Мама, мама, это ты? (хлопать кончиками больших пальцев)

Да, да, да! (хлопать кончиками указательных пальцев)

Папа, папа, это ты? (хлопать кончиками больших пальцев)

Да, да, да! (хлопать кончиками средних пальцев)

Братец, братец, это ты? (хлопать кончиками больших пальцев)

Да, да, да! (хлопать кончиками больших пальцев)

Ах, сестричка, это ты? (хлопать кончиками больших пальцев)

Да, да, да! (хлопать мизинцами)

Все мы вместе, да, да, да! (хлопать всеми пальцами)

Вспомни, кого встретили Ам и Ма? Каждый из них прилетел на своем космическом корабле. Корабли у всех круглые, посмотри (логопед показывает картинку).

Работа в тетрадях.

Большой корабль гудит громко: УУУУ. Маленький корабль гудит тихо: уууу.

Когда услышишь большой корабль, рисуй большой круг. Когда услышишь маленький корабль, рисуй маленький круг.

Логопед произносит звук «у» громко – тихо – тихо – громко.

Раскрась свои корабли любимыми карандашами. Назови цвета.

Наши гости прощаются с тобой. Они улетают домой. Они приглашают тебя прилететь к ним в гости.

Итог занятия. Чтобы нас поняли окружающие, что мы произносим: отдельные слова или предложения?

Тема: В гости к инопланетянам.

Цель: развитие фонематического слуха на материале гласных звуков.

1. Учить выделять звук [а]среди других звуков, в слогах, в словах.

2. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

3. Развивать речевое и фонематическое восприятие, внимание.

4. Развивать внимание, память.

Оборудование: фигурки пяти инопланетян, изображения космических кораблей, ракеты, счетные палочки, тетрадь, карандаши, предметные картинки с изображением предметов, начинающихся со звука [а] и доступных для произношения ребенка.

Лексический материал: звук, слово, инопланетяне, космический корабль, ракета.

Ход занятия:

Помнишь, к нам прилетали инопланетяне Ам и Ма?

Психогимнастика. Изобрази, как двигается худенький Ма. Он очень быстрый, любопытный, все старается рассмотреть, потрогать. Покажи, как ходит полненький Ам. Он солидный, неторопливый. Он очень осторожный и с опаской разглядывает незнакомые предметы.

Ам и Ма пригласили нас в гости. И прислали за нами летающую тарелку. Большая летающая тарелка гудит громко «УУУ», а маленькая – тихо: «ууу». Послушай, какой корабль за нами прислали: большой или маленький? (Логопед громко произносит звук «У». После ответа ребенка показывает картинку с космическими кораблями и предлагает ребенку показать большой корабль).

Перед тем, как отправиться в гости, надо хорошо подготовится. Сделаем волшебную зарядку.

Артикуляционная гимнастика. (Индивидуально, в зависимости от нарушения звукопроизношения ребенка).

Дыхательное упражнение «Ракета».

Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий вдох со звуком [а], руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.

Пока мы летим, давай подумаем, что мы подарим нашим друзьям. Ам и Ма рассказывали, что они очень любят звук «а» и все песенки с этим звуком. Мы сейчас поймаем для наших друзей звук «а» и его песенки. Представляешь, как обрадуются наши друзья!

Развитие фонематического слуха.

Логопед предлагает сделать вид, что ребенок спит (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо, услышав: звук [а] – а, у, и, у, а, а, а, о, у, а, и, о, ы, а, о, э песенку звука [а]– ам, ап, ам, ом, ум, ап, оп, ип, ап, ах, ам, ох, ум, аф слово со звуком [а]– аист, утка, астра, ирис, азбука, апельсин, лимон, арбуз.

Логопед показывает красивый полотняный мешочек, наполненный мелкими предметами:- Все наши подарки я сложила в этот мешочек. Когда мы прилетим, ты подаришь его нашим друзьям.

Вот мы и прилетели! Логопед показывает изображения инопланетян.

Повторим приветствие: мна – мно – мну, нпа – мны –мну, мта- мту –мто –мтэ, мты – мта – мто – мтэ.

Подари наш подарок. Что надо сказать при этом?

Динамическая пауза. Развитие фонематического восприятия.

Все очень обрадовались подарку и принялись танцевать и петь песенки. Когда жители этой планеты поют песенки со звуком «а», они обязательно хлопают в ладоши.

Вместе весело живем,

дружно песенку поем:

ам, ом, ам, ом, ам, ом.

вместе с нами запевай:

ой, ай, ой, ай, ой, ай!

(Движения произвольные, на слоги со звуком «а» хлопки в ладоши).

Развитие внимания, памяти.

Игры с картинками «Какая картинка пропала?», «Что изменилось?».

Сложи для наших друзей ракету из палочек. Они будут ее беречь и вспоминать тебя. (Складывание ракеты из палочек по образцу).

Наши друзья благодарят тебя. Нам пора срочно улетать – скоро начнется буря. Попрощаемся.

Работа в тетради.

Пока мы летим, посмотри на подарок, который приготовлен специально для тебя. Жители этой планеты решили подарить тебе изображение своей самой большой и самой красивой ракеты. Они нарисовали ее для тебя в тетради.

Но они очень торопились. Посмотри на то, что они тебе нарисовали. Сравни с настоящей ракетой, все ли на месте?

Логопед показывает рисунок. Ребенок сравнивает с тем, что нарисован в тетради и дорисовывает недостающие детали. Раскрашивает.

Итог занятия. Какой звук больше всего любят наши друзья – инопланетяне?

Дидактическое пособие по развитию фонематического восприятия «Звуковые часы» для детей с 5 лет Дидактическое пособие по развитию фонематического восприятия «ЗВУКОВЫЕ ЧАСЫ» выполнено из старых пластинок, на которые наклеены картинки,.

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа 1 слайд. Добрый день, дорогие коллеги. Меня зовут Носова Анастасия Александровна. Тема моего выступления Игры и упражнения для развития.

Картотека игр для развития процессов фонематического восприятия, анализа, представлений Картотека игр для развития процессов фонематического восприятия, анализа, представленийИгры – задания по развитию фонематического восприятияИгра.

Конспект открытого занятия «Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста» Конспект открытого занятия по теме: «Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста» «В гостях у АБВГДейки. Знакомство.

Конспект занятия по развитию речи. Формирование фонематического восприятия и речевого слуха у дошкольников ЦЕЛЬ: Формирование фонематического восприятия и речевого слуха у дошкольников. ЗАДАЧИ: 1. Обучать работе со схемами, символами. 2. Развивать.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития фонематического восприятия» Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического.

Методическое игровое пособие по формированию фонематического восприятия «Снеговики-Звуковики» Речь – является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание.

Подгрупповое занятие по развитию фонематического слуха и восприятия старшего возраста «Страна звуков и слов. Звук [Ш]» Цель: Чёткое произношение звука Ш в речи и различение его на слух. Задачи: Коррекционно – образовательная: закрепить произношение звука.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Картотека игр Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия.

Развитие фонематического восприятия в игре Игра «Волшебный коврик». В человеческой деятельности речь нужна везде. От качества речи ребенка зависит успешное освоение знаний в школе.

Занятия по развитию фонематического восприятия

Занятия по развитию фонематического восприятия

I этап — узнавание неречевых звуков.

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

III этап — различение слов, близких по звуковому составу.

IV этап — дифференциация слогов.

V этап — дифференциация фонем.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.

I ЭТАП: На первых занятиях логопед предлагает детям послушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Автомашина.) Кто кричит? (Мальчик.) Кто разговаривает? (Люди.) Кто смеется? (Девочка.) И т. д.

Логопед назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Потом прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т. д.) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется — тихо.

Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

Логопед сажает на стол двух игрушечных зайцев — большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, — громко, сильно, и. как маленький — тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл.

Логопед расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно слушать и запоминать, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети отгадывают, что звенит или гремит.

Различение высоты, силы и тембра голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова .

Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его звал.

Последний вариант усложнения этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем каждый ребенок по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо — в зависимости от того, что скажет логопед («Далеко ушел в лес». Или: «Близко зовет, от самой опушки»).

Логопед выставляет перед детьми трех медведей (игрушки или картинки): большого, среднего, маленького. Затем рассказывает сказку «Три медведя» (в сокращенном варианте), произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Дети угадывают медведей.

Детям раздают картинки с изображениями домашних животных — взрослых и детенышей: коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и др. Логопед произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом («Му-у», «Бе-е», «Хрю-хрю» и т.д.). Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.

Различение слов, близких по звуковому составу. Вначале проводится такая игра.

Логопед называет детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом» и т.д. Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака». И т.д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

2. Логопед выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т.д. Затем он называет 3 — 4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке (в одну линию или в столбик — в зависимости от инструкции логопеда).

Логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому дает по картинке. Ребенок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок:ком бак сук ветка каток горка дом рак лук клетка платок корка сом мак жук пятка листок норка лом лак бук плётка моток марка

3. Игра “Доскажи словечко” . Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка –
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его. (белка).

Ты не бойся – это гусь,
Я сама его. (боюсь).
Грязнулю всегда
Выручает. (вода).
В дом войти боится вол:
– Подо мной прогнется. (пол).
Свистнул чижик:
– Фью, фью, фью!
Я с утра росинки. (пью!)

Учить р азличать слоги

1. Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п.

2. Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо какой-то слог, например па. Ребенок вслух повторяет его. Затем логопед называет или тот же самый слог, или оппозиционный. Это должно выглядеть примерно так: Ребенок. Па. Логопед. Па. Ребенок. Па. Логопед. Ба. Ребенок. Ка. Логопед. Га. Ребенок. Фа. Логопед. Ва. И т. д.

3. Чистоговорки. Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.
Ба-бо-ба – у дороги два стол. (ба).
За-зу-за – уходи домой, ко. (за).
Ти-ди-ти – на Луну ле. (ти).
Де-де-те – сядем в темно. (те).
Лю-лу-лю – лук зеленый я по. (лю).
Фе-ве-фе – посижу я на со. (фе).

V ЭТАП Учить р азличать фонемы родного языка . Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например с такой игры.

Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.

Затем игра усложняется. Варианты игры:1) логопед произносит звуки кратко;2) детям раздают вместо картинок кружки трех цветов, объясняют, что красный кружок соответствует, например, звуку а, желтый — звуку и, зеленый — звуку у;

3) в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например о, ы, а, на которые дети не должны реагировать.

4.) Игра «Поймай звук». Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок, услышав заданный – хлопает. (а-у-И…)

V ЭТАП Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

5. Игра “Звук заблудился”. Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Сели в ложку (лодку) и – айда!
По реке туда-сюда.

Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Доски на гору везем,
Будем строить новый ком (дом).
Шаг шестой:
Слушаем и анализируем

VI ЭТАП Фор мирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог.

Далее проводится анализ гласных звуков.

1. Детям раздают по нескольку одноцветных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например a, ay, uoy и т. п. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед.

2. У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например красного, желтого, зеленого. Логопед уславливается с детьми, что красный кружок обозначает звук а, желтый — звук у, зеленый — звук и. Затем он произносит сочетания из этих звуков — сначала по два звука: ay, yu, ya, аи, затем по три: ауи, аиу, уча, уаи, иуа, иау. Дети раскладывают на столах кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке.

Примерно так же проводится анализ всех остальных гласных звуков.

3. Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук. (Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.) Для этой цели проводится такое упражнение.

Дети по одному выходят к столу воспитателя и вынимают из конверта картинки (подобраны воспитателем заранее), громко, четко называют их, выделяя последний звук. Затем ребенок повторяет этот звук отдельно.

На взрывные согласные могут быть следующие картинки: кнут, кот, паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник, паук и т. д.

4. дети раскладывают картинки на наборном полотне так, чтобы в одной стороне оказались предметы, названия которых оканчиваются на звук г, а в другой — на звук к;

5. логопед показывает детям картинки (по одной) и называет их, опуская последний звук, например: “Тан., пау., вени.” и т. д. Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил логопед

Конспект НОД по развитию фонематического восприятия. Образовательный портал 2011.
план-конспект занятия по логопедии

Скачать:

ВложениеРазмер
slony.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие логопеда в старшей группе: Конспект НОД по развитию фонематического восприятия

Тема : «Сказка про слонов»

Цель: дифференциация звуков б, бь

  1. Учить дифференцировать звуки (б), (бь) по твердости- мягкости в слогах, словах, фразах.
  2. Уточнить артикуляцию звуков (б-бь).
  3. Развивать артикуляционную моторику, мимическую мускулатуру.
  4. Упражнять в умении определять место звука в слове, делить слова на слоги,
  5. Закрепить умение составлять предложение по схеме, использовать и подбирать синонимы к прилагательным.

Интеграция с другими образовательными областями

Образовательная область « Коммуникация»:

  1. Обогащать активный словарь детей существительными, глаголами, прилагательными.
  2. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.
  3. Формирование связности и чёткости высказывания.

Образовательная область «Физическая культура»:

  1. Развивать общую и мелкую моторику.
  2. Образовательная область «Здоровье».
  3. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Образовательная область «Социализация»:

  1. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми.
  2. Образовательная область «Чтение художественной литературы».
  3. Развивать интонационную выразительность при чтении стихотворений наизусть.
  • 3 наборных полотна: «Змей Горыныч», «Слоны»;
  • картинки: ботинки, бинокль, букварь, кубики, бинт;
  • продукты: баранки, бублики, бутерброды, батон, булочки, вазочки, салфетки с кружками, зеркала, конверты, схемы предложений, фланелеграф, доска.

1. Организационный момент

Дети заходят в группу.

Логопед: Ребята, вы любите сказки? Назовите, какие сказки вы знаете?

Я тоже люблю читать сказки, хотите послушать мою любимую.

Тогда отправляемся в сказочный лес. Закройте глаза и слушайте мои слова «1,2,3 повернись и в лесу очутись»

Логопед: Я вам расскажу сказку про двух слонов Бима и Бома, которые живут в сказочном лесу. Посмотрите на Бима какой он?

Дети: Веселый, радостный, смеющийся

Логопед: Значит будет дружить с мягким звуком Бь .А какой Бом?

Дети: Грустный, сердитый, злой, невеселый,

Логопед: Бом будет дружить с твердыми звуками.

Каждое утро слоны выполняют гимнастику для губ, с силой ударяют губами и произносят б-б-б, а если немного ослабляют, то получается: бь-бь-бь. Давайте вместе произнесем эти звуки.

Логопед: В доме наших слонов есть сказочные кривые зеркала, возьмите их. Поиграем с ними в игру «Наоборот» я вам буду говорить твердые звуки, а вы мне мягкие. Ба-бя, бо-бЁ, бы-би, бэ-бе, бу-бю.

Но сначала вспомните свою любимую игрушку и улыбнитесь, а сейчас вы ее потеряли и огорчились, вам ее не купила мама в магазине и вы расстроились, у вас, ее отняли и вы рассердились, и вы снова ее держите в руках — улыбнулись. Молодцы!

Логопед: Посмотрите у вас на столах лежат конверты, в них картинки — это самые любимые вещи слонов. Давайте представим, что мы превратились в эти предметы. Загадайте о себе загадки (кубики, бинт, ботинки, буквы, бинокль, букварь). Дети загадывают выученные заранее загадки.

А теперь определите, кому из слонов принадлежат эти вещи и отдайте их владельцам. ( По твердости и мягкости звуков б в этих словах). Бому — картинки в названии ,которых твердый звук. Биму — мягкий.

Логопед: В гости к слонам зашел их друг Змей Горыныч и попросил отдать ему эти вещи. Слоны согласились. Помогите распределить картинки между головами.

Дети определяют место звуков б-бь в словах. Затем раскладывают: к первой голове картинки в названии, которых звук б или бь в начале слова, ко второй – в середине слова. К третьей голове не кладут картинки, потому что в конце слова звук б оглушается.

Логопед: А теперь давайте немного отдохнем и посмотрим, чем угостят нас слоны:

Стали слоны гостей приглашать,
Стали слоны гостей угощать
Каждому гостю досталось варенье,
Пальчики склеило то угощенье.
Плотно прижались ладошка к ладошке
Гости не могут взять даже ложки.

Логопед: За время рассказывания нашей сказки слоны проголодалась, и решили поесть. На кухне есть продукты: булочки, баранки бублики, батон, бутерброд. Давайте вазочки с продуктами (а как они называются? — хлебные) поставим на салфетки. На каждой салфетке наклеено определенное количество кружков, которое соответствует количеству слогов в названии угощений. Определите количество слогов в продуктах и поставьте на салфетки.

Логопед: А теперь скажите, в каких словах по 2 слога (бублик, батон). Давайте поиграем с этими словами, что у этих предметов общего? Чем они отличаются?

Логопед: А в заключении придумайте предложения с каждым словом.

Логопед: Вот и закончилась наша сказка. Пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и слушайте мои слова «1,2,3 повернись и в детском саду очутись»

Понравилась ребята вам моя сказка? Что больше всего понравилось? Выполнение, каких заданий у вас вызвало трудности.

А теперь давайте пить чай.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия для детей подготовительной группы с использованием элементов логоритмики. Тема «Звуки А – У».

Коррекционно-развивающие задачи.1. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Т] — [Д], [Т’] — [Д’] (дифференциация звонких и глухих согласных).2. Научить ребенка слоговому синтезу слов.3. У.

Дифференциация звуков С, С, З, З в произношении, в слогах, в словах, в предложениях. Буквы С с; З з.

Автоматизация звука “ш” в слогах, словах, предложениях.

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамотедля детей с ЗПР (6-7 лет) I период МБДОУ № 12 «Ладушка» г.Тихорецкаучитель-дефектолог Лесникова Т.И. Те.

Тема: «Звук и буква С».Цель: формирование фонематического восприятия, знакомство с буквой С.Задачи:Уточнить произношение звука [С] изолированного, в слогах, словах, предложениях.Формирован.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия для 3 класса на тему (Суффиксы в названиях профессий –ник-, -чик-, -щик-, -ель-, -ист-)
Ссылка на основную публикацию