Фантазируем, играем и звук Л мы закрепляем

57 упражнений для запуска речи у малышей

15.05.2019 | Анна Новик 12 комментариев В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей. Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов. В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или. Читать далее


В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Об авторе: Анна Новик

Педагог с 25-летним опытом. По первому образованию Анна – учитель музыки, музыкальный руководитель в дошкольных заведениях. По второму – возрастной психолог, преподаватель психологии.

В последние годы Анна ведёт занятия по раннему комплексному развитию в своём детском центре, и в её группах нет свободных мест.

Reader Interactions

Обсуждение

Отличная статья.Спасибо Анне.

Спасибо большое. Как родитель мне стало понятно, как нужно заниматься со своими детьми.

Очень актуальная тема ,все так хорошо подготовленно бери и используй,большое спасибо,желаю творческих успехов и здоровья

Спасибо !! Статья очень полезная!

Понятно.Чётко. Кратко. Спасибо

Спасибо, Анна! Вы большая УМНИЧКА!

Очень полезная статья! Прекрасное изложение материала!

Интересная статья. Я уверена, она сможет помочь родителям.
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

За все движения,совершаемые человеком,отвечает двигательная зона.Но движения рук человека, в отличие от всех остальных движений,настолько сложны и многообразны,что что нуждаются в особенной «опеке» нашего мыслительного центра. Именно поэтому около трети всей двигательной зоны занимает именно проэкция кисти руки. А чем тоньше и сложнее будут наши движения, тем больше многообразных и сложных связей устанавливается в мозге, тем более развитой будет эта двигательная зона в целом.Двигательная зона расположена очень близко от речевой.Поэтому учеными было выдвинуто предположение о влиянии тонких движений пальцев на развитие речи, а затем и мышления,внимания,памяти,то есть интеллекта.

РАЗВИВАЯ ТОНКУЮ МОТОРИКУ,ПРЕДОСТАВЛЯЯ МАЛЫШУ СВОБОДУ,НУЖНО ИГРАТЬ С НИМ ОБЪЯСНЯЯ, ПОКАЗЫВАЯ,УВЛЕКАЯ. НО РОДИТЕЛЯМ НУЖНО БЫТЬ ТЕРПЕЛИВЫМИ.
Итак.чем же нужно заниматься?
*Работа с шариками.Ставится коробочка на некотором расстоянии от ребенка.Катить шарик,чтобы он ударился о коробочку.
*Работа с кольцами.На деревянный стержень надевать кольца(желательно одинаковых по размеру).
*Работа с кубиками.Из кубиков строить башенку,поезд,стульчик,домик.
*Работа с о складными деревянными матрешками,пирамидками,коробками.
*Поставить емкость и бросать в нее шарики(левой и правой рукой).
*Берется картонка, в которой в определенной последовательности сделаны отверстия. Задания;
-протянуть шерстяную нитку через все отверстия:
-протянуть нитку,пропуская одну дырочку;
-выполнять обычную шнуровку, как в обуви.
*Легко нажимать на грушу пульверизатора(или на обычную спринцовку),направлять при этом получаемую струю на ватку,чтобы она двигалась по столу.
*Плавно вращать карандаш указательным и большим пальцами.
*Работа с мозаикой,с пазлами.
*Нанизывать на леску бусинки,пуговицы.Чередовать большие и маленькие.
*Играть на воображаемом пианино.
*Поиграть в «Золушку».Разобрать смешанные фасоль и горох,чечевицу и горох,рис и гречку.
*Играть с мягкой проволочкой,из нее можно сделать интересные игрушки.
*Застегивать пуговички,крючки,замочки.
*Различные пальчиковые игры.
*Переливание воды из стакана в стакан,из заварного чайника в чашку.
*Воду из одной емкости можно переносить при помощи одноразового шприца.
*Чистка зеркал металла,обуви.
*Подметание пола.Нарисовать на полу квадрат.Возле него рассыпать «мусор»,например,косточки,семечки,сметать мусор в центр квадрата.
*Складывание салфеток.
*Используя безопасную овощечистку,учить чистить овощи и фрукты.
*Мытье посуды щеткой,не важно настоящей или игрушечной.
*Подвесить где-нибудь нитки,Заплетать косички.
*Налить в неглубокую миску воды и бросить в нее теннисные шарики или «скорлупки» от киндер-сюрприза. Вылавливать их при помощи ложки с прорезями и складывать их в другую миску.
*Нарезать кусочки поролона и наломать пробки(чтобы были неровные края).Сложить все в тарелочку, рядом поставить
другую.Перекладывать с помощью пинцета из одной тарелочки в другую.
*На край плотного картона нацепить прищепки(можно сделать «солнышко с лучиками» или «ежика с иголками»).Прищепки снять и опять одеть на край.
*Взять кусок плотного пенопласта и с помощью маленького молотка разрешить забивать гвоздики с широкими шляпками.
*Чистить стеклянные бутылки при помощи «ершика».
*Нарвать вместе с ребенком в коробку бумагу и спрятать игрушку.Найти на ощупь.
*Запускать пальцами мелкие волчки.
*Разминать пальцами пластилин ,глину.
* Рисование в воздухе.
* мять руками поролоновые шарики, губку.
*»Волшебный мешочек».Сложить в «мешочек» 2-3 знакомые мелкие игрушки.Находить на ощупь заданную игрушку.
*В коробку сложить мелкие орешки,спрятать в них игру игрушку,найти на ощупь.
*Работа с бумагой.Складывать ее,разворачивать,скатывать,скручивать,перелистывать.
*Рисовать красками.Можно сделать густые краски.
Рецепт краски:крахмал+ пищевой краситель+вода +мыльная стружка.
*Работа с пластилином.Лепить колбаску,колобка бублик и т,д.Можно сделать тесто
.Рецепт; смешать 1стакан соли+2 стакана муки+1 стакан подкрашенной воды.Чтобы тесто не засыхало добавить 2 столовые ложки подсолнечного масла.Перед работой его лучше подогреть.
*Приготовить разные по размеру бутылки из-под воды шампуня,пузырьки от духов и т. д.Отвинчивать и навинчивать пробки,подбирая по диаметру.
*Рисовать пальчиками по стеклу красками.Рисовать по зеркалу,предварительно наносить пудру на него.
*Ловить мяч двумя руками,одной рукой.
*Ловить мяч после удара по полу.
*Катать мяч по полу с попаданием в заданную цель.
*Перекатывать мяч из одной руки в другую.
*Ходить в определенном направлении(по пряиой, по кругу) под заданный темп.
*Стоять попеременно на правой и ли на левой ноге.
*Подпрыгивать на двух ногах,затем на правой(левой) ноге.
*Вставать,приседать под счет.
Все вышеизложенные задания необходимо выполнять постепенно, усложняя их повторяя их ,заинтересовывая ребенка. Эти упражнения можно использовать в различных игровых ситуациях в зависимости от возраста ребенка.

спасибо огромное за полезную информацию, еще многое для себя подчерпнула для занятия с малышом)

Непослушные звуки. Логопедические игры

Современные детки все чаще и чаще «не дружат» со звуками. На это есть тысячи причин, но их знание не поможет преодолеть эти трудности. А ведь нам важны именно средства «воспитания непослушных звуков». Вот об этом я и попросила рассказать профессионального педагога и логопеда Марину Таланину. Какими могут быть возможные речевые нарушения у детей, когда бить тревогу и что можно предпринять в связи с этим? Поговорим об этом сегодня.

Непослушные звуки

В настоящее время в силу разных причин у детей все чаще встречаются дефекты развития речи. И одним из таких самых распространенных недостатков является неправильное звуковое произношение. И если до 4 лет за развитием речи малыша стоит только внимательно наблюдать, то после достижения этого возраста необходимо начинать предпринимать ряд мер для правильной постановки речи ребенка.

Читайте также:  Последовательность работы над предложением с детьми, имеющими ОНР 2 и 3 уровней

Что понадобится: карточки со словами, в которых есть звуки «л-ль» в начале слова, в середине слова и в конце слова, разноцветные фишки (3 цвета).

Как играть: каждому малышу достается по 10 карточек с разным расположением звуков «л-ль» в словах. Взрослый произносит слово, а ребенок обозначает фишкой место нужного звука на карточке («л» в начале слова обозначается фишкой желтого цвета, в середине – красного, в конце – зеленого, или цвета выбираются по вашему желанию).

Цель игры: определение позиции звуков «л-ль» в словах на слух.

Звуковое волшебство.

Что понадобится: очень много загадок, в отгадках которых присутствуют звуки «л-ль», квадратики картона с изображением букв русского алфавита.

Как играть: загадывать малышу загадки. Отгаданное слово ребенок должен сложить из имеющейся азбуки и выложить его на столе.

Цель игры: развитие и закрепление навыков анализа звуков.

Веселые хлопки.

Что понадобится: группа детей (или один ребенок), взрослый и большой запас слов со звуками «л-ль» и без них.

Как играть: взрослый читает слова, а дети хлопают, когда слышат слова, в которых звуки «л-ль» отсутствуют.

Цель игры: развитие умения выделять определенный звук на фоне целого слова.

Истребитель.

Что понадобится: большая красочная картинка самолета-истребителя .

Как играть: взрослый рассказывает детям, что, когда самолет скрывается за облаками, то его самого не видно, а слышен только его звук, и нужно погудеть, как этот огромный самолет-истребитель – «ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ» (произносим протяжно).

Цель игры: научение правильному произношению звука «Л».

Заблудившийся кораблик.

Что понадобится: картинки с изображением корабликов и нескольких путей (лабиринтов) для них.

Как играть: ребенку следует помочь корабликам дойти до причала, проложив им путь пальчиком и протяжно повторяя «ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ».

Цель игры: научение правильному произношению звука «Л».

Повторюшка.

Что понадобится: магнитофон или взрослый, произносящий звуки «л-ль».

Как играть: диктор или взрослый четко произносит твердые и мягкие звуки «л-ль», а ребенок должен повторить их следом за ним в точности.

Цель игры: научение правильному произношению твердого звука «Л».

Прыжки по кочкам.

Что понадобится: разноцветный картон с изображением «кочек».

Как играть: детки-зайчики, чтобы спастись от волка должны перепрыгивать с кочки на кочку, но это сделать можно только верно повторив за взрослым слоги со звуком «Л».

Цель игры: закрепление навыка произношения твердого звука «Л».

Сказочный ларец.

Что понадобится: много картинок с изображением различных сказочных персонажей.

Как играть: ребенку нужно рассмотреть картинки и отобрать те из них, в названии которых присутствует твердый звук «Л».

Цель игры: закрепление навыка произношения звука «Л».

Рыбалка наоборот.

Что понадобится: игрушечная удочка и много карточек с изображением предметов, включающих в себя мягкий звук «ЛЬ».

Как играть: цепляем на удочку карточки и правильно произносим «попавшиеся на крючок» предметы (лестница, лента и т.д.).

Цель игры: закрепление навыка произношения мягкого звука «ЛЬ».

Веселый светофор.

Что понадобится: большие разноцветные куски картона и изображения разноцветных предметов, содержащих звук «Л» (оранжевый апельсин, серая лошадь и т.д.).

Как играть: детям нужно выбрать карточки с предметами определенного цвета и положить их в нужный ящичек (цветной лист) того же цвета, произнося словосочетания: оранжевый апельсин, серая лошадь и т.д.

Цель игры: научение отличению друг от друга твердого и мягкого звуков «Л» — «ЛЬ».

Забавное Сафари.

Что понадобится: большие разноцветные куски картона (двух цветов), кусочки картона с изображением различных животных, в названии которых присутствуют звуки твердые и мягкие «Л» — «ЛЬ».

Как играть: ребенку нужно рассортировать животных по содержанию в их названии звука «Л» и звука «ЛЬ». Животные с «Л» живут за забором одного цвета, а животные с «ЛЬ» — за забором другого цвета.

Цель игры: научение отличению друг от друга твердого и мягкого звуков «Л» — «ЛЬ».

Как видите, приведенные нами игры достаточно эффективны и занимательны. Играйте со своими детками каждый день, и позитивные результаты не заставят себя долго ждать.

А в следующей статье мы предложим вам занимательные игры со звуком [р].

Я благодарю Марину за такую ценную копилку игр в постановке звука [Л]. Хотя мне кажется с небольшими изменениями практически все игры можно успешно применить и к другим звукам.

Перед такими играми можно провести и артикуляционную гимнастику.

Были ли у ваших деток проблемы с произношением звуков? Как вы с ними справлялись? Поделитесь в комментариях.

В завершении статьи предлагаю посмотреть видеоурок по автоматизации звука Л.

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)

Уважаемые руководители ОУ и ДОУ!

С 01.11.2019г.ТПМПК прекращает свою работу в связи с присоединением к Орехово-Зуевскому округу.

По всем вопросам обращаться в Управление образования г. Орехово-Зуево.

Документы для ТПМПК

(территориальной психолого-медико-педагогической комиссии)

На каждом документе должна быть дата , подпись и печать !

Уважаемые руководители ОУ и родители!Для получения направления на ТМПК к врачу -психиатру при себе иметь характеристику на ребенка(психологическую или педагогическую) и рабочие тетради ребенка!

1 . Заявка на ТПМПК от руководителя ОУ, ДОУ заверенная печатью учреждения.

2. Копия свидетельства о рождении, паспорта (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии). Все копии документов предоставляются только в черно- белом варианте!

Документы, протоколы, заключения, бланки заполняются только пастой синего цвета!

Родителям (законным представителям) предоставляется документ, удостоверяющий его личность.

3. Заявление родителя(законных представителей) о согласии на обследование ребёнка на ТПМПК.

4. Копии коллегиального заключения ПМПк учреждения, копии заключений специалистов ТПМПК , (если ребёнок ранее представлялся на ТПМПК)

5 Выписка из истории развития ребёнка (медкарты);

6. Обходный лист с заключением врачей: педиатра, невропатолога, отолоринголога, офтальмолога, хирурга (ортопеда). С подписью врача и печатью. Обходной лист. Obkhodnoi_list.doc

7. Педагогическая характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией.(Составляется педагогом, непосредственно работающим с ребёнком и заверяется руководителем учреждения).

9. Справка от психиатра (с шифром заболевания и словами: направлен на ТПМПК) – для учащихся.

10. Рабочие и контрольные тетради обучающегося по русскому языку, математике за текущий год,

для дошкольников – рисунки, поделки.

11. Справка об инвалидности, ИПР. (если имеется).

12. Копия медицинского полиса,

13.Согласие на обработку персональных данных родителя (законного представителя).

14.Согласие на обработку персональных данных ребенка.

Бланки документов прилагаются. (смотрите ниже)

Примечание: каждый документ в отдельном файле, файлы собраны в папке.

Сначала на ТПМПК представляются документы, затем сообщается дата ТПМПК. Необходимо явиться в назначенный день с родителем (законным представителем).

Заявки на ТПМПК принимаются с 9 января по 20 февраля 2019 года. (можно присылать в электронном виде)

Документы и оригиналы заявок на ТПМПК принимаются до 01.03.2019 года.

Кадровый состав ТПМПК

1. Председатель ТПМПК – Чулкова Людмила Петровна, директор МБУ “МЦ”.
2. Заместитель председателя комиссии ТПМПК – Кустова Наталия Александровна, главный специалист Управления образования.
3. Чернышев Дмитрий Евгеньевич – консультант отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав в администрации Орехово-Зуевского муниципального района.
4. Кошелева Надежда Александровна, педагог-психолог МБУ “МЦ”, первая категория.

5. Демина Татьяна Викторовна – врач-психиатр МОПБ №8.

6. Денисова Ирина Владимировна – педагог-психолог МБУ “МЦ”, высшая категория, специализация – клинический психолог.
7. Фокина Татьяна Викторовна – педагог-психолог МБУ “МЦ”, высшая категория.
8. Тарасенко Елена Анатольевна– логопед МБДОУ д/с № 30 “Звездочка”, высшая категория.
9. Логинова Надежда Васильевна – педагог-психолог МБУ “МЦ”, высшая категория, специализация – социальная психология.
10. Кошкина Оксана Александровна – учитель-дефектолог МБУ “МЦ”, первая категория

11 Бородулина Наталья Владимировна – педагог- психолог МБУ”МЦ”

12.Борзова Мария Дмитриевна – социальный педагог.

Пример предоставления документов.

1. Копия свидетельства о рождении.

2.Заявление родителя о согласии на обследование ребенка.

3. Копия коллегиального заключения ПМПК учреждений, копии заключений специалистов ПМПк учреждения ( если ребенок ранее предоставлялся на ПМПк учреждения).

4.Выписка из истории развития ребенка (мед.карты).

5. Обходной лист с заключениями врачей (педиатра, невропатолога, лор-врача,офтальмолога, хирурга, с подписью врача и печатью.

6. Копия медецинского полиса.

7. Педагогическая характеристика (составляется педагогом непосредственно работающим с ребенком, заверяется руководителем учреждения).

8. Выписка их личной карты обучающегося с отметками об успеваемости (при безоценочной системе усвоил, не усвоил).

9. Справка от психиатра (с шифром заболевания и словами и словами направлен на ПМПК для учащихся.

10. Рабочие и контрольные тетради, для дошкольников – рисунки.

ДОКУМЕНТЫ НА ПМПК
консультация

ДОКУМЕНТЫ НА ПМПК

Скачать:

ВложениеРазмер
zaklyuchenie_konsiliuma.doc41 КБ
zayavlenie_dlya_roditeley.doc52 КБ
zayavlenie_ot_detey_starshe_15_let.doc52.5 КБ
perechen_dokumentov_dlya_pmpk.doc44 КБ
podrobnaya_vypiska.doc58 КБ
soglasie_na_obrabotku_dannyh_ot_roditelya_na_rebyonka.doc75.5 КБ
trebovaniya_k_pismennym_rabotam.doc23 КБ
trebovaniya_k_harakteristike.doc44 КБ
harakteristika_shkolnaya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Положению о порядке работы психолого-медико-

педагогической комиссии Калининградской области

по оказанию психолого-медико-педагогической

помощи и определению форм дальнейшего обучения

и воспитания детей с ограниченными возможностями

здоровья и несовершеннолетних граждан

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

(наименование образовательной организации)

Протокол №________ от «___»_____________20___года

Причины направления на ПМПк:

Документы, представленные на консилиум:____________________________

Заключения специалистов консилиума

Руководитель ПМПк _________________________ _______________________________

Члены ПМПк ______________________________ ______________________________

(должность, подпись) (расшифровка)

М.П. _______________________________ ______________________________

Предварительный просмотр:

Бланк для родителей (законных представителей)

Руководителю Центральной психолого-медико- педагогической комиссии Калининградской области

Ф.И.О. родителя (законного представителя) полностью

Документ, удостоверяющий личность (паспортные данные)

регистрация по адресу:

Прошу провести комплексное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка _________________________________________________________________________

Ф.И.О. ребенка полностью, дата рождения

регистрация по месту жительства (фактического проживания) ребенка

в связи _________________________________________________________________________

(указываются причины обследования ребенка на ЦПМПК)

При необходимости включающее предварительное обследование у специалистов соответствующего профиля в Центре психолого-педагогической и медико-социальной помощи или у независимых экспертов, а также запрос сведений из других организаций (медицинских, осуществляющих социальное обслуживание, профилактику общественно опасного поведения и т.п.).

Ознакомлен с тем, что при предварительном обследовании и в работе Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Калининградской области применяются методики комплексного психолого-медико-педагогического обследования.

Прошу предоставить мне копию заключения Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Калининградской области и особых мнений специалистов (при их наличии).

«______» _____________________________________2018 г.

дата оформления заявления

подпись законного представителя ребенка с расшифровкой

Предварительный просмотр:

Бланк для ребенка (старше 15 лет)

Руководителю Центральной психолого-медико- педагогической комиссии Калининградской области

Ф.И.О. родителя (законного представителя) полностью

Документ, удостоверяющий личность (паспортные данные)

регистрация по адресу:

Прошу провести мне комплексное психолого-медико-педагогическое обследование _________________________________________________________________________

Ф.И.О. полностью, дата рождения

регистрация по месту жительства (фактического проживания)

в связи _________________________________________________________________________

(указываются причины обследования на ЦПМПК)

При необходимости включающее предварительное обследование у специалистов соответствующего профиля в Центре психолого-педагогической и медико-социальной помощи или у независимых экспертов, а также запрос сведений из других организаций (медицинских, осуществляющих социальное обслуживание, профилактику общественно опасного поведения и т.п.).

Ознакомлен с тем, что при предварительном обследовании и в работе Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Калининградской области применяются методики комплексного психолого-медико-педагогического обследования.

Прошу предоставить мне копию заключения Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Калининградской области и особых мнений специалистов (при их наличии).

«______» _____________________________________2018 г.

дата оформления заявления

подпись законного представителя ребенка с расшифровкой

Предварительный просмотр:

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ НА ЦПМПК

(дети школьного возраста)

Родители (законные представители) ребенка для проведения обследования ребенка предъявляют следующие документы:

1) Заявление о проведении обследования ребенка на комиссии от родителей (законных представителей) и от обучающихся старше 15 лет – на бланке ГАУ «ОЦДиК» (образец заявления на сайте www. cdik.het);

2) Согласие родителя (законного представителя) на обработку персональных данных ребенка (образец на сайте www. cdik.het);

3) Согласие на обработку персональных данных родителя (законных представителей) (образец на сайте www. cdik.het);

4) Копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);

4) Направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);

6) Заключение психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии) (образец заявления на сайте www. cdik.het);

7) Подробные заключения специалиста (специалистов), осуществляющих психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (при наличии);

8) Заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);

9) Подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации) (образец выписки из истории развития ребенка на сайте www. cdik.het);

10) Заключение врача –психиатра на отдельных бланках в соответствии с требованиями (действительно один год);

11) Заключения ЛОРа, окулиста, невролога на отдельных бланках в соответствии с требованиями (действительны один год);

12) Характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) (образец характеристики на сайте www. cdik.het);

13) Письменные работы по русскому(родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (требования к письменным работам на сайте www. cdik.het);

14) Для детей-инвалидов – копия ИПР или ИПРА (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии) и справка МСЭ об инвалидности (оригинал и копия).

При обследовании ребенка на ПМПК рекомендуется предоставлять документы в бумажной папке-скоросшивателе.

Родители (законные представители) ребенка предъявляют документ,

удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка (с копией).

При необходимости комиссия запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.

С порядком проведения обследования, а также о правах родителей (законных представителей) и правах ребенка, связанных с проведением обследования, можно ознакомиться на сайте www. cdik.het или на стендах ПМПК по месту проведения комиссии.

Предварительный просмотр:

Подробная выписка из истории развития ребенка

В Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию, г. Калининград улица Гостиная дом 7, телефон 93-42-91

(название и адрес учреждения куда направляется ребенок )

  1. Фамилия, имя, отчество и дата рождения ребенка
  2. Адрес регистрации по месту жительства
  3. Наименование образовательной организации, где обучается/ воспитывается ребенок
  4. Фамилия, имя, отчество родителя (законного представителя)
  5. Наследственность
  6. Беременность и роды (патология в родах: затяжные, стремительные, стимуляция и др.)
  7. Развитие ребенка в период новорожденности и раннего возраста (наличие неврологических симптомов, прибавка в массе тела, частота и тяжесть различных заболеваний)
  8. Анамнез первых лет жизни ребенка
  9. Информация о перенесенных заболеваниях
  10. Оценка актуального соматического состояния ребенка
  11. Заключения профильных врачей-специалистов с указанием основного диагноза

(Печать врача, подпись, расшифровка подписи)

Требования к заполнению

«Подробной выписки из истории развития ребенка»

  1. Выписка оформляется на официальном бланке медицинской организации (в случае отсутствия y медицинской организации официального бланка необходимо наличие на листе Выписки штампа медицинской организации).
  1. Выписка заполняется лечащим врачом или заведующим отделением ; заверяется печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в уставе медицинской организации.

При оформлении Выписки в медицинской организации, оказывающей психиатрическую, наркологическую помощь, медицинскую помощь ВИЧ-инфицированным гражданам, могут быть использованы специальные печати или штампы без указания профиля медицинской помощи, оказываемой медицинской организацией.

наследственность описывается наличие среди родственников наследственных заболеваний и синдромов;

беременность и роды – патология в родах: затяжные, стремительные, стимуляция и др.;

развитие ребенка в период новорожденности и раннего возраста – наличие неврологических симптомов, прибавка в массе тела, частота и тяжесть различных заболеваний;

анамнез первых лет жизни ребенка – темпы психомоторного развития и др.;

в заключениях профильных врачей-специалистов с указанием основного диагноза – шифр МКБ или полный диагноз указывается с письменного согласия родителей (законных представителей).

Каждая подпись заверяется личной печатью врача-специалиста. В Выписке указывается дата ее оформления. Выписка заверяется подписью главного врача (уполномоченного лица). Оригинал Выписки предоставляется родителями (законным представителями) ребенка на Комиссию и хранится в Карте ребенка.

Предварительный просмотр:

СОГЛАСИЕ РОДИТЕЛЯ (ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ) НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ РЕБЕНКА

Я, ( ФИО полностью в именительном падеже по документу, удостоверяющему личность)

Проживающий по адресу:

Паспорт серия № , выданный ,

Данные ребёнка: ( ФИО ребёнка полностью в именительном падеже )

На основании свидетельство о рождении или документ подтверждающий, что субъект является законным представителем подопечного № от как его(её) законный представитель настоящим даю своё согласие на обработку в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию Калининградской области

персональных данных ребёнка, к которым относятся: данные, удостоверяющие личность ребёнка (свидетельство о рождении или паспорт); данные о возрасте и поле; данные о гражданстве; данные медицинской карты, полиса обязательного/добровольного медицинского страхования; данные о прибытии и выбытии в/из образовательных организаций; ФИО родителя/законного представителя, кем приходиться ребёнку, адресная и контактная информация; сведения о попечительстве, опеке, отношении к группе социально незащищённых обучающихся; документы (сведения), подтверждающие право на льготы, дополнительные гарантии и компенсации по определённым основаниям, предусмотренным законодательством (ребёнок-инвалид, родители-инвалиды, неполная семья, многодетная семья, патронат, опека, ребёнок-сирота); форма получения образования ребёнком; изучение русского (родного) и иностранных языков; форма обучения, вид обучения, продолжение обучения после получения основного общего образования; отношение к группе риска, поведенческий статус, сведения о правонарушениях; данные о состоянии здоровья (сведения об инвалидности, о наличии хронических заболеваний, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний/о рекомендациях к обучению в образовательной организации; данные медицинских обследований, медицинские заключения);сведения, содержащиеся в документах воинского учёта.

Обработка персональных данных осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия ребёнку в реализации его конституционного права на образование, трудоустройство, обеспечение его личной безопасности и безопасности окружающих; контроля качества обучения и обеспечения сохранности имущества.

Я даю согласие на использование персональных данных в целях: обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; учёта детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных организациях; соблюдения порядка и правил приёма в образовательную организацию; учёта реализации права обучающегося на получение образования в соответствии с Федеральными государственными стандартами; учёта обучающихся , нуждающихся в социальной поддержке и защите; учёта данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии; использования в уставной деятельности с применением средств автоматизации или без таких средств, включая хранение этих данных в архивах и размещении в информационно-телекоммуникационных сетях с целью предоставления доступа к ним; заполнения базы данных автоматизированной информационной системы управления качеством образования в целях повышения эффективности управления образовательными процессами, проведения мониторинговых исследований в сфере образования, формирования статистических и аналитических отчётов по вопросам качества образования; обеспечения личной безопасности обучающихся.

Настоящим подтверждаю своё согласие на следующие действия с указанными выше персональными данными.

Настоящее согласие предоставляется на осуществление любых действий в отношении персональных данных, которые необходимы или желаемы для достижения указанных выше целей, включая (без ограничений): сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение, (в том числе, передачу третьим лицам – территориальным органам управления образованием, государственным медицинским учреждениям, военкомату, отделениям полиции), обезличивание, блокирование, трансграничную передачу персональных данных, а также осуществление любых иных действий с моими персональными данными, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Калининградской области гарантирует, что обработка персональных данных осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ.

Я проинформирован, что Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Калининградской области будет обрабатывать персональные данные как неавтоматизированным, так и автоматизированным способом обработки. Данное Согласие действует до достижения целей обработки персональных данных ребёнка на ПМПК. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано мною путем направления в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию письменного отзыва.

Согласен /не согласен Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Калининградской области обязана прекратить обработку персональных данных в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения указанного отзыва.

Я, __________________________________________________________________________(Ф.И.О. родителя, (законного .представителя ) ребенка), подтверждаю, что давая такое Согласие, я действую по собственной воле и в интересах ребенка.

Дата ______________________________________ Подпись ______________________/ ________________________________________/

Каких специалистов должен пройти ребенок в рамках обследования ПМПК?

Главная > Консультации > Омбудсмен > Каких специалистов должен пройти ребенок в рамках обследования ПМПК?

Посещение родителями и детьми психолого-медико-педагогической комиссии очень волнительный момент. Многие переживают относительно того, как будет проходить обследование, не растеряется ли ребенок, сможет ли ответить на вопросы незнакомых людей. Педагоги в рамках обследования стараются создать максимально комфортную атмосферу, чтобы ребенок смог сделать все на что способен.

Для чего дети проходят ПМПК?

ПМПК необходимо для того, чтобы:

  • выявлять детей и подростков с отклонениями в развитии;
  • проводить комплексные диагностические обследования несовершеннолетних и разработать рекомендации, направленные на определение специальных условий для получения детьми с ОВЗ образования и сопутствующего медицинского обслуживания;
  • установить наличие ОВЗ у ребенка и потребность в создании специальных условий обучения и воспитания.

Какие специалисты входят в состав психолого-медико-педагогической комиссии?

Комиссию ПМПК возглавляет руководитель. В состав комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.

Включение врачей в состав комиссии осуществляется по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере здравоохранения.

Особенности деятельности специалистов комиссии регламентируются множеством нормативных актов, наиболее подробно они указаны в следующих нормативных актах:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогических комиссиях»;
  • Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 23.05.2016 г. № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».

Каким образом проводится обследование детей?

Обследование детей проводится индивидуально каждым специалистом или несколькими специалистами одновременно, что определяется психолого-медико-педагогическими показаниями. Обследование не должно привести к психотравмирующим и неэтичным ситуациям. По результатам обследования каждый специалист составляет собственное заключение.

На основании заключений специалистов составляется итоговое заключение ПМПК, которое является документом, подтверждающим право ребенка на обеспечение специальных условий для получения им образования.

Итоговое заключение представляет собой обоснованные выводы о наличии (отсутствии) у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии, отклонений в поведении, так и необходимость (отсутствие необходимости) в организации специальных образовательных условий. Поэтому каждый специалист должен обращать внимание на те особенности физического и психического состояния ребенка, которые в итоге позволяют профессионально и адекватно определить образовательную программу и потребности в коррекционной работе.

Cпециалисты ПМПК не вправе рекомендовать определенную образовательную организацию, но должны проинформировать родителей (законных представителей) о возможностях удовлетворения особых образовательных потребностей ребенка в образовательных организациях, находящихся на определенной территории.

Особенности обследования учителя дефектолога в рамках ПМПК

Основная задача учителя-дефектолога на ПМПК — определить общую осведомленность, обученность и, соответственно, обучаемость ребенка.

При подборе подходящего ребенку диагностического инструментария, учитель-дефектолог (как и все остальные специалисты) опирается на данные анамнеза и медицинские документы, жалобы родителей, сведения из психолого-педагогической характеристики.

Учитель-дефектолог обязательно обращает внимание на соответствие возрасту внешнего вида ребенка, на характер его взаимодействия с предметами и людьми, на адекватность поведения во время нахождения ребенка в ПМПК и, естественно, в первую очередь на включение ребенка в ситуацию собственного обследования, целенаправленность его деятельности во время решения учебно-познавательных задач.

Например, у ребенка 7 года жизни учитель-дефектолог оценивает готовность к школьному обучению:

  • способность воспроизвести графический образец;
  • выполнять задание под диктовку (графический диктант);
  • проводить звуковой анализ слова;
  • соотносить количества (путем попарного сравнения);
  • отвечать в плане заданного на вопросы взрослого;
  • понимать формулировки, отражающие квазипространственные отношения (Пример: Собака бежала за охотником. Кто шел впереди?);
  • решать адекватные для возраста логические задачи, понимая тексты со скрытым смыслом.

По итогам обследования составляется краткая характеристика и дается заключение, отражающее уровень обученности и обучаемости ребенка. В заключении ПМПК должны быть приведены конкретные рекомендации по направлению деятельности учителя-дефектолога.

Особенности обследования учителя-логопеда в рамках ПМПК

Немаловажное значение для учителя-логопеда ПМПК может иметь представленное заключение учителя-логопеда, входящего в консилиум образовательной организации или независимого эксперта. Однако это заключение носит предварительный характер, решающим является диагностический вывод специалиста ПМПК.

Для детей школьного возраста критерии (показатели) определения специальных образовательных условий будут несколько отличаться от соответствующих критериев у дошкольников, что обусловлено спецификой образовательной программы. Недоразвитие речи является одним из мощных факторов риска школьной неуспешности и неуспеваемости по отдельным предметам, поэтому, уровень развития речи будет определять организационную форму обучения.

Выбор между различными вариантами обучения производится на основе учета тяжести речевого дефекта. Обучение по основной образовательной программе вместе со здоровыми сверстниками доступно детям, имеющим недоразвитие речи с уровнем речевого развития при ОНР не ниже III, а также наличием элементарных навыков звукового анализа.

Дети, на момент поступления в школу имеющие ОНР II и I уровней, должны обучаться по адаптированной основной образовательной программе для детей с ТНР, так как у них еще не сформированы ни вербальные, ни невербальные предпосылки обучения грамоте. Им необходимы специальные методы обучения, иной порядок предъявления материала, следовательно, специальные учебники.

Таким образом, для обучающихся, имеющих ФНР и ФФНР, имеющих в совокупности другие специфические нарушения, препятствующие обучению грамоте, также могут обучаться по АООП для детей с ТНР (вариант 1).

Для того, чтобы получить достоверные данные об уровне развития языковых средств и характере речевой деятельности, учитель-логопед, прежде всего, должен установить доверительный контакт с ребенком.

Особенности обследования педагога-психолога в рамках ПМПК

Первоочередная задача педагога-психолога ПМПК — сделать обоснованный вывод о том, есть ли у ребенка личностный и интеллектуальный потенциал, чтобы овладеть вариантом образовательной программы, который рекомендуется в соответствии с клиническим диагнозом и потенциально может быть усвоен за счет уже имеющихся знаний, умений и навыков.

Деятельность педагога-психолога на ПМПК условно может быть разделена на два этапа. Первый представляет собой оценку поведения, характера деятельности, особенностей коммуникации, в том числе, специфики взаимодействия с взрослыми и другие подобные показатели, что осуществляется в процессе внешнего наблюдения. Это происходит и в те моменты, когда ребенок как бы предоставлен сам себе, и когда с ним работают другие специалисты, в первую очередь учитель-дефектолог. Именно в ходе такого наблюдения у педагога-психолога выстраивается диагностическая гипотеза.

Второй этап деятельности педагога-психолога представляет собой собственно психологическое обследование. При этом на первый план выходят когнитивные (внимание, память, мышление, речь, воображение) показатели, поскольку, несмотря на то, что все основные специалисты ПМПК (в особенности, дефектологи) дают оценку уровню и специфике интеллектуального развития ребенка, педагог-психолог же обязан оценить в совокупности актуальный уровень и зону ближайшего развития познавательной деятельности.

При обследовании школьников традиционно используется составление рассказа по серии сюжетных картинок, а также проверка степени понимания рассказов со скрытым смыслом, пословиц, метафор, заданий, требующих установления связей, отношений, закономерностей и вербального обоснования испытуемым своих умозаключений. Выполнение таких речевых заданий имеет значение и для учителя-логопеда.

В данном случае задача педагога-психолога на этапе обследования в ПМПК — оценить возможности нахождения ребенка в детском коллективе, участия в групповых и подгрупповых занятиях. Как и другие специалисты ПМПК, педагог-психолог в работе с детьми с выраженными интеллектуальными нарушениями использует преимущественно метод наблюдения. Чаще всего в оценке мышления используются разные варианты предметной классификации, зависящие от достигнутого возраста ребенка, установление последовательности событий, исключение лишнего.

Особенности обследования социального педагога в рамках ПМПК

Социальный педагог изучает условия жизни обучающихся, пришедших в Комиссию, их микросреды. С этой целью он беседует с родителями, выясняя дату их рождения, социальный статус (образование, профессия, занимаемая должность, жилищные условия, уровень доходов). Для более полной характеристики социально-экономического статуса семьи уточняется ее состав (полная/неполная, приемная, благополучная/неблагополучная и пр.).

Социального педагога интересует также динамика семьи: форма брака (законный/гражданский), разводы, смерти членов семьи, рождение детей, проживание с неродными родителями и сводными братьями/сестрами. Сведения собираются также о всех лицах, проживающих вместе с ребенком.

Особое значение имеет, если семья имеет статус беженцев, проживает без гражданства, имеется несоответствие между пропиской и реальным местом жительства и т. п.

Подробно характеризуются бытовые условия жизни ребенка (питание, одежда, наличие индивидуального места для сна, наличие условий для учебных или игровых занятий и т. п.).

Существенное значение имеет подозрение на жестокое отношение к ребенку. Последнее может проявляться в разных формах: отвержение, унижение, терроризирование, изоляция, игнорирование. Родители, склонные к жестокому обращению с ребенком, обычно активно отрицают факты использования наказаний. Известно, что продолжительное пребывание в подобных психотравмирующих условиях вполне способно вызвать вторичное нарушение не только в эмоционально-волевой, но и в когнитивной сфере.

В этом случае специалист обязан в доступной для родителя форме с соблюдением этических норм прокомментировать результаты и ответить на возможные вопросы.

Следует отметить, что в рамках обследования ПМПК, в зависимости от особенностей ребенка может быть организовано обследование тифлопедагога и учителя-сурдопедагога.

Оценка особенностей развития ребенка с нарушенным слухом и нарушенным зрением является сложной проблемой.

При глухоте, частичной потери слуха, снижении интеллекта, речевых нарушениях особенности психического развития могут иметь сходные внешние проявления с некоторыми другими вариантами отклонений в развитии (коммуникативные проблемы, отсутствие или недоразвитие речи). В этой ситуации глухие дети иногда квалифицируются как с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а иногда и как дети с аутистическими расстройствами, слабослышащие — как дети с задержкой психического развития или речевыми нарушениями (сенсорной/моторной алалией, дизартрией и т. д.). Сурдопедагог в процессе обследования (в том числе, и другими специалистами ПМПК, в первую очередь, учителем-логопедом) должен оценить и уровень речевого развития ребенка.

В данном случае оценка особенностей речи включает изучение понимания устной речи (естественных жестов), уровень развития самостоятельной речи (естественных жестов) ребенка, степень овладения им письменной речью.

Тифлопедагог составляет собственные рекомендации по необходимым специальным образовательным условиям с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии.

На каждого ребенка, прошедшего обследование ПМПК, заводится карта. Карта состоит из документов, которые предъявили родители, документов, которые были оформлены в процессе обследования ребенка. Карта хранится 10 лет после достижения ребенком возраста 18 лет.

Родители/законные представители детей должны помнить, что они имеют право присутствовать при обследовании детей в комиссии, присутствовать при обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей. После прохождения комиссии родители также могут получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей.

После того, как родители получили заключение ПМПК, они могут выбирать формы получения образования и формы обучения, а также образовательную организацию, в которой захотят продолжит обучение.

ДОКУМЕНТЫ ПМПК

Индивидуальная карта учёта динамики развития ребёнка, прошедшего обследование на ПМПК

Данная карта заводится на каждого ребёнка, прошедшего обследование на ПМПК. При повторном обращении на комиссию Карта обязательно предоставляется вместе с остальными документами (в соответствии с Приказом Министерства образования Свердловской области). При её отсутствии в проведении диагностики будет отказано.

Данный вариант Карты доработан педагогами-психологами образовательных учреждений с целью удобства её заполнения. Образовательные учреждения могут воспользоваться предложенными способами работы с Картой либо дополнить её своими.

При отсутствии в образовательном учреждении таких специалистов, как учитель-логопед, педагог-психолог, соответствующие страницы Карты и те пункты, которые он может отследить, заполняет учитель, основываясь на педагогическом наблюдении за ребёнком в процессе учебной деятельности.

Карта учёта динамики развития ребёнка

карта доработанный вариант.pdf

Adobe Acrobat Document 634.5 KB

Как заполнять “Индивидуальную карту учёта динамики развития. ” – памятка для педагогов

Как было сказано выше, “Карта учёта динамики развития” – документ обязательный.

Для чего он нужен? Кто должен его заполнять? Как это сделать правильно и с наименьшими временными и энергетическими затратами (особенно если в образовательной организации отсутствуют такие специалисты, как психолог, логопед и т.д.)? В памятке вы найдёте ответы на все эти (и другие) вопросы.

Памятка по заполнению Карты

памятка по заполнению Карты.docx.pdf

Adobe Acrobat Document 141.4 KB

Памятка по подготовке к обследованию на ПМПК

Уважаемые педагоги и родители!
Настоятельно рекомендуем ознакомиться с Памяткой перед началом работы! В ней вы найдёте пошаговый алгоритм подготовки документов ребёнка к ПМПК, а также подробные разъяснения по их заполнению.

Список документов на ПМПК

Обращаем ваше внимание, что перед поездкой на ПМПК необходимо ещё раз по списку проверить наличие всех документов, так как отсутствие некоторых из них может быть основанием для отказа в обследовании ребёнка.

Необходимо обратить внимание на список документов для повторного обследования участников ГИА.

Заявления от родителей на ПМПК

В зависимости от того, кто является законным представителем детей, заполняется соответствующий бланк заявления (от родителей, от опекуна, от государственного опекуна).

Каждый родитель ставит подпись в заявлении своей рука (подпись “за
другой” не допускается!).

Объяснительная от родителей на ПМПК

В случае отсутствия у ребёнка одного из родителей (умер, развелись, неполная семья и др.) существующий родитель оформляет объяснительную.

Медицинская выписка на ПМПК

Медицинская выписка заполняется участковым педиатром (в поликлинике) на основании амбулаторной карты. К выписке прикладываются справки специалистов (невролога, психиатра, окулиста, отоларинголога, хирурга). Данные документы действительны в течение 6 месяцев.

Педагогическое представление (характеристика) на ПМПК

В конце характеристики указывается дата её составления. Данный документ обязательно подписывается классным руководителем и руководителем образовательного учреждения, заверяется печатью. Желательно ознакомить с характеристикой и родителей, в этом случае они также ставят свою подпись.

Чтобы вы могли правильно и легко написать характеристику на ребёнка для ПМПК, мы подготовили для вас статью. Читать статью

Логопедическое представление (характеристика)

Логопедическое представление или характеристика воспитанника, обучающегося, выданная учителем-логопедом ( для тех, кто посещал занятия учителя-логопеда).

Согласие на обработку персональных данных

Обработка персональных данных осуществляется исключительно в соответствии с требованиями законодательства и нормативных правовых актов; возможности в реализации конституционных прав на образование ребенка.

Организация обследования ребенка в ПМПК.

ПМПК решают вопросы комплектования специальных (коррекционных) учреждений, а также оказывают консультативно-диагностическую и коррекционную помощь всем, кто в этом нуждается. Обращаться в ПМПК могут как отдельные образовательные и медицинские учреждения, так и непосредственно родители, педагоги, подростки по личной инициативе.

В штатный состав ПМПК входят следующие специалисты:

– врачи (педиатр, невропатолог, психиатр, отоларинголог, офтальмолог, врач по функциональной диагностике);

– педагоги-дефектологи (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, ортопед);

Возглавляет ПМПК и руководит всей ее работой заведующий, имеющий дефектологическое образование и стаж практической работы с аномальными детьми. В его обязанности входит организация коллегиальной работы; оснащение ПМПК необходимым оборудованием; осуществление связи с учреждениями и органами образования, здравоохранения, социальной защиты населения, ассоциациями, фондами; планирование работы ПМПК и ее кадровое обеспечение.

В зависимости от условий региона (материальной базы, обеспеченности специалистами и др.) в структуре ПМПК могут создаваться самостоятельные отделы, каждый из которых выполняет определенную работу, составляющую содержание деятельности ПМПК. Сюда входят консультативно-диагностический, коррекционный и научно-методический отделы. Рассмотрим указанные направления деятельности ПМПК.

Важнейшей задачей ПМПК является проведение комплексной психолого-медико-педагогической диагностики детей и подростков с рождения до 18 лет. Ранняя диагностика необходима для оказания своевременной помощи детям, уточнения уровня и особенностей их развития, а также определения места и характера воспитания и обучения. В этих случаях решаются вопросы комплектования специальных (коррекционных) учреждений.

ПМП диагностика может проводиться и по просьбе родителей (или лиц, их заменяющих), педагогов для решения проблем, связанных с отклонениями в развитии ребенка. Им нужна консультация и конкретные рекомендации по оказанию помощи ребенку.

Рассмотрим организацию и содержание работы по комплектованию специальных (коррекционных) учреждений.

В тех случаях, когда в детских садах, школах педагоги и специалисты ПМП консилиумов затрудняются своими силами решить вопросы, связанные с поведением, неуспеваемостью и иными проблемами детей, таких детей направляют в психолого-медико-педагогические комиссии (консультации) для уточнения психофизического состояния и определения места дальнейшего обучения и воспитания. При этом на ребенка оформляются следующие документы:

– свидетельство о рождении (предъявляется);

– подробная выписка из истории развития с заключениями врачей (педиатра, невропатолога, отоларинголога, офтальмолога, ортопеда);

педагогическая характеристика, отражающая подробный анализ развития с указанием педагогической помощи и ее эффективности;

– письменные работы, рисунки, раскрывающие динамику развития ребенка;

– заключение психолого-медико-педагогического консилиума.

Необходимо, чтобы в педагогической характеристике не просто перечислялось, чему ребенок не научился, его недостатки, но и указывалось, каков характер затруднений, испытываемых ребенком, как ему помогали их преодолевать. В характеристике следует отметить и те положительные качества ребенка, которые могут быть использованы в дальнейшей работе с ним. В содержание характеристики должны войти формальные данные о ребенке с обязательным указанием срока пребывания его в детском саду, обучения в школе; сведения о семье; сведения об особенностях познавательной деятельности, данные о навыках самообслуживания; указания относительно основных трудностей и причин отставания; сведения об особенностях эмоционально-волевой сферы; материалы, характеризующие особенности личности.

Тщательное оформление материалов, характеризующих ребенка, поможет членам консультации правильнее построить обследование, определит главную цель их работы как выявление и установление причин трудностей, которые больше всего мешают развитию ребенка.

В ПМПК при проведении работы по комплектованию ведутся журнал записи на ПМПК и журнал учета детей, прошедших обследование; протоколы, фиксирующие ход обследования; архив с делами детей, выведенных из системы коррекционно-развивающего обучения, и дубликаты заключения ПМПК. В журнале учета регистрируются следующие сведения:

Фамилия, имя, отчество ребенка

Год,число, месяц рождения

В каких учреждениях и сколько лет воспитывался или обучался

Кем направлен в ПМПК

Повод направления в ПМПК

Краткие сведения о родителях

Диагноз и заключение ПМПК

В графе «Примечание» указывается выполнение родителями рекомендаций консультации. Хотя право выбора учреждения для дальнейшего воспитания и обучения ребенка остается за ними, очень важно, чтобы члены ПМПК сделали все возможное, чтобы убедить их поступить так, как этого требуют интересы ребенка.

Журнал учета хранится в ПМПК.

Весь ход обследования ребенка в консультации фиксируется в протоколе квалифицированным специалистом (медицинским статистиком) и хранится в личном деле ребенка, которое передается в то учреждение, куда он направляется. Протоколы помогают учителям заранее познакомиться с особенностями личности, качеством знаний, особенностями психофизического развития, которые необходимо учесть с первых дней пребывания ребенка в саду или в школе. Кроме этого, протоколы необходимы для фиксирования динамики развития, особенно в тех случаях, когда ребенок повторно направляется на ПМПК. Сравнивая полученные данные с протоколом предыдущего обследования, можно судить об изменениях, происшедших за истекший период. Протокол помогает членам ПМПК составить подробное заключение о ребенке. Он остается в личном деле.

На основании данных индивидуального обследования ребенка каждым специалистом консультации составляется заключение о характере отклонений. Принимается коллегиальное решение о месте дальнейшего коррекционного воспитания и обучения с учетом его психофизических и индивидуальных особенностей. Даются конкретные рекомендации (см. приложение 4).

В тех случаях, когда ребенку рекомендовано продолжать обучение в том же учреждении, его дело возвращается в психолого-медико-педагогический консилиум, а дубликат заключения передают в архив ПМПК (хранится не менее 10 лет).

Списки обследованных детей и подростков с рекомендациями ПМПК передаются в соответствующие органы народного образования, соцздравобеспечения и др. Родителям (лицам, их заменяющим) выдается заключение с соответствующими рекомендациями (без указания диагноза).

Направление детей в специальное учреждение осуществляется органами народного образования на основании рекомендаций ПМПК в строгом соответствии с инструкциями по приему в каждое специальное учреждение.

Такова организация работы ПМПК по комплектованию специальных (коррекционных) учреждений.

Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 1189 ;

Ссылка на основную публикацию