Фантазируем, играем и звук Л мы закрепляем

Слово педагога

Автор: Духанина Татьяна Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ “Нововоронежский детский сад №6”
Населённый пункт: Г. Нововоронеж Воронежской области
Наименование материала: Презентация
Тема: “Дружно, весело играем звуки речи закрепляем”
Дата публикации: 22.03.2017
Раздел: дошкольное образование

«Дружно, весело играем,

звуки речи закрепляем»

МКДОУ «Нововоронежский детский

«Дружно, весело играем,

звуки речи закрепляем»

дошкольного образования к основным

видам деятельности детей относит

игру и общение, следовательно,

игровое общение есть тот

необходимый базис, в рамках

которого происходит формирование и

Актуальность темы обуславливается тем, что для

достижения целевых ориентиров необходима

систематическая профилактика и коррекция речевых

нарушений у детей. Но информационная плотность

дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к

школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда

комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов

работы по исправлению речевых нарушений, которые

были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка.

Такой формой может быть только игра. В игровой форме

сложные и, порой, малоинтересные логопедические

упражнения становятся для ребёнка увлекательным

Роль игры в развитии речи детей

Игра доставляет ребенку радость. Это будет

или радость творчества, или радость

победы, или радость эстетическая – радость

качества. Такую же радость приносит и

хорошая работа. И здесь полное сходство.

Некоторые думают, что работа отличается

от игры тем, что в работе есть

ответственность, а в игре ее нет. Это

неправильно: в игре есть такая же большая

ответственность, как в работе.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

(Сухомлинский В. А.)

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют

развитие речи, творческие способности, фантазию малыша.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с

самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны

улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают

пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

— это инсценировка какой-нибудь сказочки или

потешки с помощью пальцев рук. Вот несколько

Одна ладошка сложена «горсткой, это

«корытце с водицей», пальцы другой руки

изображают куриный клювик:

Наша курочка гуляла,

Травку свежую щипала

И пила водицу прямо из корытца.

Большой палец по очереди касается

Я здороваюсь везде:

Дома и на улице,

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседской курице!

Поочередно сцепляя каждую пару

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки!

Игра на развитие дыхания

Речевое дыхание представляет собой координированный

акт, во время которого дыхание и артикуляция строго

соотносятся в процессе речевого высказывания.

Для развития дыхания ребенка

используются множество дыхательных игр:

сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с

дуть на легкие шарики, карандаши, свечи;

дуть на плавающих в тазу уточек, корабликов,

дуть на всевозможные вертушки и прочее;

надувать надувные игрушки, воздушные шары,

пускать мыльные пузыри.

Артикуляционная гимнастика — это комплекс

упражнений, одни из которых помогают улучшить

подвижность органов артикуляции, другие — увеличить

объём и силу движений, третьи вырабатывают точность

позы губ, языка, необходимую для произнесения того

или иного звука.

Что же такое «автоматизация»? Это постепенный,

последовательный процесс введения правильного звука

Автоматизация любого звука включает в себя:

• автоматизацию изолированного звука;

• автоматизацию звука в слогах;

• автоматизацию звука в словах;

• автоматизацию звука в словосочетаниях;

• автоматизацию звука в предложениях;

• автоматизацию звука в связной речи;

Игры на автоматизацию звуков

Автоматизация звука – этап при коррекции

неправильного звукопроизношения, следующий после

постановки нового звука; направлен на формирование

правильного произношения звука в связной речи;

заключается в постепенном, последовательном

введении поставленного звука в слоги, слова,

предложения и в самостоятельную речь.

Игры по звукоподражание

Речевое подражание (звукоподражание) — это воспроизведение

вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.

Сначала это похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же

повторяет. Чтобы общение ребенка с взрослым не напоминало игру в

«попугайчиков», важно помнить, что речь нужно активировать в

практической деятельности ребёнка, в игре.

Игра на развитие фонематического

Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому

анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению

грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызываем

интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной

динамики в развитии фонематического слуха , тем самым помогая

детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.

Различаем гласные звуки

Дифференциация звуков – это различение звуков,

схожих по каким-то признакам. Ребенок научился

произносить звуки правильно, но в самостоятельной речи

заменяет их на звуки, сходные по звучанию. Не стоит

пренебрегать дифференциацией, потому что ребенок как

произносит, так потом и напишет.

Дидактические игры на развитие

Дидактические игры на развитие

фонематического слуха построены на умении

правильно слышать звуки родного языка.

Игры на закрепление слоговой

У детей с речевыми нарушениями, помимо дефектов

звукопроизношения, часто бывает нарушена и

слоговая структура слова – способность правильно

воспроизводить в речи слова различного слогового

Игровой метод — это основной метод работы с детьми.

Во время игр дети овладевают навыками и умениями

правильной речи, а также другими видами деятельности.

Игра делает сам процесс обучения эмоциональным,

действенным, позволяя ребёнку получить собственный

Успех коррекционного обучения во многом определяется

тем, насколько четко организуется преемственность

в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая

система не может быть в полной мере эффективной, если

в ней не задействована семья. Если дошкольное

учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок

оказывается между двух огней, поэтому так необходимо

тесное сотрудничество логопеда и родителей.

Дидактические игры с движениями на занятиях по автоматизации звука “Л”

Разделы: Логопедия

Классы: д/с , 1

Коррекция звуковой культуры речи у детей представляет собой одну из важных задач учителя-логопеда как в дошкольных учреждениях, так и в школьных. Цель этапа автоматизации звука – научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Параллельно продолжается работа по развитию навыков звукового анализа и синтеза, умению определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.

Использование дидактических игр с целью коррекции нарушений звуков у детей позволяет всесторонне развивать ребят, но не всегда является условием активности и высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия. К сожалению, у большинства воспитанников отмечается соматическая ослабленность, имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы, эмоциональная неустойчивость. Нарушения артикуляционной моторики к тому же обычно сочетаются с недостаточным развитием общей и тонкой моторики пальцев рук: движения неточные, неловкие, слабо координированные.

На своих занятиях я стараюсь соединять логопедические задания и дидактические игры с движениями, что приводит к повышению активности детей, развитию двигательной сферы. Почему это происходит? Двигательная активность усиливает капиллярное кровообращение, что способствует притоку питательных элементов ко всем органам и системам человека. Мозг здесь не исключение, активное кровообращение усиливает мозговую деятельность. В головной мозг ребёнка поступают нервные сигналы от рецепторов, расположенных по всему организму. Физические упражнения увеличивают поток нервных импульсов в различные отделы головного мозга, это помогает ему гармонично развиваться. Сочетание логопедических заданий и дидактических игр с двигательной нагрузкой позволяет логопеду повысить тонус и работоспособность детей, нормализовать эмоционально-мотивационную сферу логопатов, снять напряжение, что повышает эффективность проводимой коррекционной работы в целом.

Приведу примеры игровых заданий с движениями по автоматизации звука [Л], которые я использую в работе с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста.

1. “Звуковые дорожки”. Для автоматизации изолированного звука или в слогах.

Как белке попасть в дупло, волку в логово, а лягушке – на болото? Как лосихе помочь найти своего лосенка, а слонихе – слоненка? Как Золушке попасть на бал? Используем наглядный материал. А также изготавливаем “кочки”. Это могут быть цветные геометрические фигуры, обведенный след ноги ребенка; можно выложить произвольной формы условные кочки из веревочек. Ребенок перемещается по выложенным на полу кочкам и произносит “Л-Л-Л-Л” или “ЛА – ЛА – ЛА”, “ЛО – ЛО – ЛО”, “ЛА – ЛЫ – ЛЭ – ЛУ” и т. п.

2. Игры – “ходилки”. Для автоматизации звука [Л] в словах и фразах. Разложить на полу картинки (игрушки). Варианты заданий:

  1. Ребенок наступает рядом с картинкой и правильно ее называет. Двигаться можно по-разному, в разном темпе, через картинку, выбирая только заданные картинки (только живое или неживое, только продукты или одежда и т.п.), но произносить слова нужно четко.
  2. Ребенок, наступая на картинку, называет слово во фразе: “Я встал на лодку”, “Я встала на лыжи” и т.п.
  3. Назови и посчитай. Картинки повторяются (до пяти-шести). Ребенок подходит к одинаковым изображениям и считает их: “Один осел, два осла, три осла”.
  4. Подойди и назови. Логопед говорит о местонахождении картинки: “Эта картинка слева от ласточки (справа от Луны, под лопатой, между столом и стулом и т.п.)”.
  5. Угадай по описанию и подойди к картинке (игрушке): съедобный, горький (лук); металлическая, столовая, чайная (ложка); электрический прибор (лампа); водный транспорт (лодка); тонкая, острая, металлическая (игла, булавка); деревянный, глубокий, с водой (колодец); рогатое дикое животное (лось); домашнее животное (лошадь); бывает на небе только ночью (луна); надевают на спину лошади (седло) и т. п.
    Назови предмет правильно. Назови его ласково.
  6. Игры “Желтый – голубой”, “Алый – белый”. Соответствующие цветам игры заготовки-кочки (можно вырезать из картона) располагаются в хаотичном порядке на полу. Логопед называет слово, ребенок подходит (подпрыгивает, скачет на одной ноге, подходит приставным шагом, подбегает и т. п.) к цветной “кочке” и согласовывает слово-существительное с прилагательным: “Желтое солнце, голубой колокольчик”.

Лексический материал: халат, блузка, платье, колготки, плащ, галстук, колпак, футболка, лампа, луковица, яблоко, пастила, мармелад, ландыш, флоксы, фиалка, пенал, полка, заколка, скакалка, одеяло, закладка, пластилин, флаг.

3. Игра “Сделай как я”. Логопед выполняет (или имитирует) определенное действие (например, топает), после выполнения сообщает: “Я топала”, ребенок повторяет действие и говорит “И я топал (-а)”.

Лексический материал: (я) стояла, ходила, сидела, хлопала, топала, искала, махала, кивала, видела, ела, жевала, пила, спала, думала, копала, упала, гладила, подняла, солила, читала, плыла, лепила, слушала, села.

4. Игра “Около”. Логопед выкладывает картинки на полу в ряд, где по горизонтали 6–8 картинок и по вертикали 6–8 картинок. Ребенок и логопед (или двое – трое детей) по очереди произвольно выбирают две картинки, про которые можно сказать так: “Около лодки – весло” и одну из названных картинок переворачивают. Перевернутая картинка в игре уже не участвует. Игра заканчивается, когда нельзя будет применить фразу “Около…”. Побеждает тот, кто сделал последний ход.

Детям нравится называть героев сказок и мультфильмов: Алладин, Балу, Белоснежка, Волк, Колобок, Колыван, Лунтик, Лосяш, Малыш, Соловей-разбойник, Карлсон, Халк, Черепаха Тортила, Шалтай-Болтай, Золушка, Русалочка. Подобные картинки можно найти на интернет-ресурсах.

5. Игра “Вагончики”. Сказочные герои со звуком [Л] хотят отправиться в путешествие. Поезд уже ждет пассажиров. Но надо правильно их разместить по вагонам: в том из них, где одно окно, будут ехать пассажиры, в названии которых один слог. Аналогично: два окна – два слога, три окна – три слога, четыре окна – четыре слога.

6. Игра “Какая картинка лишняя?” Ребенок называет все картинки в ряду, определяет “лишнюю”, обосновывает свой выбор. Можно передвигаться прыжками, а около “лишней” картинки не останавливаться, перепрыгнуть ее. Также можно предложить собрать “лишние” картинки и придумать к ним слова по смыслу со звуком [Л]. Например, мочалка – мыло, лупа – молоток, клоп – пчела, полка – стул.

Лексический материал: 1) плащ, платье, халат, калоши; 2) половник, лупа, ложка, вилка; 3) белка, волк, лось, лама; 4) клоп, акула, лосось, плотва; 5) колокольчик, лотос, яблоко, ландыш; 6) лопата, полка, пила, молоток; 7) мармелад, мел, шоколад, пастила; 8) лодка, полочка, стол, стул; 9) салфетница, салатница, солонка, салат; 10) футболка, пилотка, блузка, колготки; 11) велосипед, теплоход, самосвал, лодка.

7. Игра “Подарки”. Лосяш и Белка рады подаркам. Лосяшу нравятся предметы, которые начинаются на звук его имени [Л], а Белке – где звук [Л] в середине слова. Раздай подарки нашим героям. Будь внимателен! Сначала четко и правильно назови картинку, а потом подумай, кому ты ее отдашь. Как ты думаешь, что будут делать наши герои со своими подарками? Расскажи.

Читайте также:  Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Примерный перечень картинок: баклажан, шоколад, булочка, колбаса, колокольчик, желудь, лавка, лампа, ландыш, лодка, лук, лыжи, лукошко, молоко, мыло, флаг.

8. “Что с чем дружит?” Выложить картинки, которые можно объединить обобщающим словом или как-то иначе по смыслу. Школьнику можно предложить карточки со словами. Ребенок ищет пару, называет слова, объясняет свой выбор: “Шило дружит с пилой, это инструменты”.

Лексический материал: шило и пила, кукла и юла, салат и колбаса, ложка и вилка, лошадь и седло, лодка и велосипед, платье и плащ, стол и стул, лук и свекла, ландыш и лотос, голубь и дятел, ласточка и соловей, лампа и лампочка, пастила и шоколад, волк и белка, акула и лосось, ласты и водолаз, блокнот и фломастер, мыло и мочалка.

9. Игра “Повтори, не ошибись”. Текст чистоговорки или считалки сопровождается движениями головы, рук, ног, туловища. Ребенок повторяет слова и движения за логопедом. Движения каждый раз меняются. Выполняется в разном темпе в зависимости от произносительных возможностей ребенка. Образец:

СловаДвижения
Раз – колол полено Коля.
Два – вязала блузку Оля.
Три – Нил яблони сажал.
На четыре – он устал.
Пять – ходил на лыжах Толя
Шесть – зашила платье Поля.
Семь – на полке были булки.
Восемь – золото в шкатулке.
Девять – лужа на Луне.
Десять – снилось это мне.
Правая рука на пояс.
Левая рука в сторону.
Правая рука на правое плечо.
Левая рука на левое плечо.
Круговые вращения локтями.
Правая рука вверх.
Левая рука вверх.
Хлопок в ладоши над головой.
Хлопок в ладоши под согнутой в колене правой ногой.
Подпрыгнуть на месте на двух ногах.
СловаДвижения
Раз – лакал кот молоко.
Два – олени далеко.
Три – лапшу положим в плошки.
На четыре – взяли ложки.
Пять – стекло Олег разбил.
Шесть – бульон в котле остыл.
Семь – булавок в лавке мало.
Восемь – стелем одеяло.
Девять – хлопнула хлопушка.
Десять – квакнула лягушка.
Топнуть левой ногой.
Руки вытянуть перед собой.
Круговое движение руками перед собой.
Хлопок в ладоши под согнутой в колене правой ногой.
Наклон туловища вниз, достать ладонями до пола.
Руки в стороны.
Топнуть правой ногой.
Наклоны туловища влево и вправо.
Два хлопка в ладоши перед собой.
Присесть и встать.

10. Задание “Расскажи стихотворение и покажи движения”.

СловаДвижения
Позвала я Клавочку
Посидеть на лавочке.
Прилетела галочка,
Села возле Клавочки.
Согнуть руки в локтях ладонями к себе.
Погладить ноги ладонями, сесть ровно, напрячь верхнюю часть туловища.
Скрестить руки на груди, махи кистями.
Расслабить верхнюю часть туловища: плечи опущены, руки висят вдоль туловища.

СловаДвижения
“Есть внутри вулкана лава!” –
Доложил Павлуше Слава.
Выбрасывать и разжимать кулаки вверх на каждое слово.
Вытянуть напряженные руки вперед.

11. Игра “Расскажи сказку”. По мотивам русской народной сказки “Репка”, только герои другие. Например: посадил Лосяш лук. А помогали ему слон, антилопа, лама, лошадь, козел, волк, белка. Не только закрепляем произношение звука [Л], но и развиваем лексико-грамматический строй речи, связную речь, память.

12. Игры с перекидыванием или перекатыванием мяча.

А) “Отвечай-ка”. Ребенок ловит мяч и, бросая его логопеду, отвечает на вопрос полным ответом.

Лексический материал насыщен звуком [Л]: Что Мила приготовила из клубники? Что Слава испачкал смолой? Что клоун делал под куполом? Кто слушал пение соловья? Где Алла покупала халву и пастилу? Кто испугался голодного волка? Кто долбил ствол сосны? У кого теплое дупло? Почему стул упал на пол? Кто мыл куклу мылом? Водолаз ныряет мелко или глубоко? Куда прячется волк? Где хранятся молоко и масло? Кто ловко вдел нитку в иголку? У кого есть хобот? Что дает человеку корова? Чем Клава моет руки?

Б) Исправь ошибку Незнайки (или “Небылицы”).

Лексический материал: Халат надел маму. На белке сидела елка. Лось лает на собаку. У лужи был дом. Стол поставили на лампу. Мяч ловко ловит Милу. У голубого платья есть кукла. Вилкой едят суп. Океан плыл по кашалоту. Алфавит учил Милу. На гладиолусах появилась клумба. Ёлка ходила около лося. Оладьи съели Милу. Белое небо плыло по голубому облаку. Салат торчал из ложки. Голуби вылетели в голубятню. Фиалка села на пчелку. Колодец подошёл к Павлу. На лукошке стоял полный стол. Около голубей сидела лужа. Посёлок осветил молодую луну. Лошадь скакала на всаднике. Хозяин лаял на Полкана. Подсолнух полил Клаву. Слон нарисовал художника. Ёлка выросла под ландышем.

Литература.

  1. Логопедия для учителей, психологов, родителей / Л.А. Барсукова, Н.А. Румега, Н.Е. Земская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  2. Логопед у вас дома / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2011.
  3. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей.: пособие для педагогов и родителей / Т.А. Куликовская. – М.: ГНОМ, 2014.
  4. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – М. : ГНОМ, 2011.
  5. Сборник логопедических упражнений / Я.Л. Юдина, И.С. Захарова. – М. : ВАКО, 2011.
  6. Двигательные способности человека / Романенко В.А. – Донецк: УК Центр, 1999.

Весело играем – звуки закрепляем
картотека по логопедии на тему

Звуки закреплять не скучно!

Скачать:

ВложениеРазмер
veselo_igraem-zvuki_zakrepljaem.docx94.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Найди нужное слово»

Взрослый называет слова, а ребенок, когда услышит слово с заданным звуком, должен быстро сказать «Ой!» и повторить слово. Напр., задан звук «Ч». Взрослый перечисляет слова: колобок, мазаика, чайник – ребёнок «Ой!», чайник; туфли, машина, качели – «Ой!», качели, тд.

Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком.

Играть можно с определёнными картинками, а можно и находить предметы на заданный звук в окружающей обстановке и считать их.

– посчитаем машины которые встретятся нам на пути: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д. (звук «Ш»);

– посчитаем скамейки, автобусы…(звук «»С);

– посчитаем лампочки, лужи … (звук «Л»), тд.

Дети отвечают на вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука. Отвечают от собственного имени, все ответы зависят от заданного звука, например звука «Л»:

– Что ты любишь кушать?

– Каких ты знаешь животных на звук [л]?

– Каких ты знаешь рыб на звук [л]? , тд.

Надо назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди. Играть можно от имени сказочных героев, тд.

С детьми более старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например, изучаемый звук стоит только в середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое…

«Один – много», «Чего много?»

Мы волшебники немного:

Был один, а станет много.

Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребёнок во множественном («У меня один предмет (бакал), а у тебя их много. У тебя что (кто) (бакалы)?» (звук «Л») ; «У меня собака, а у тебя их много. Много кого (чего)? (собак)» (звук «С»).

Слова при этом подбираются на задуманный звук.

Детям предлагается назвать как можно больше слов с заданным звуком со звуком, напр., «Л», из названной тематической группы. Например, тема «Продукты питания» – сало, масло, колбаса, халва. «Транспорт» – теплоход, тепловоз, велосипед. «Овощи» – свекла, баклажан и др.

«Назови ласково словечко»

Детям предлагается назвать предложенные слова с заданным звуком ласково. Например: вилка – вилочка, палка-. полка – . галка – . кулак -кулачок, каблук – . балкон – . вулкан – . колпак – .

– Сейчас звук, напр., «Л», будет лягушкой и будет подстерегать вас в серединке и в конце слов. Лягушка хочет поплавать в ваших животиках, остерегайтесь! Говорите «Л» везде правильно! Как сказал слово не правильно, так лягушку проглотил («бука» вместо «булка»). А глотать лягушек никому не хочется, они такие скользкие, холодные, будут квакать в животе.

Игра способствует профилактике проглатывания звуков в словах.

Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка»

Свяжем мы из слов цепочку.

Мяч не даст поставить точку.

Взрослый (ребёнок) называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна — автобус — слон — нос — сова.

Игра с перебрасыванием мяча

«Сто вопросов — сто ответов со звуком Р (л, ч и т.д.), и только с ним»

Взрослый (ребёнок)- ведущий, бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч ведущему, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука Р. — Как тебя зовут? — Рая

— А фамилия? — Разбойникова

— Откуда ты приехала? — Из Ростова.

— Что там растет? —Ранетки.

— Какие птицы там водятся?

— Какой подарок ты повезешь родным?

«Назови, кто это или что это?»

Взрослый называет слово – признак (какой?, какая?, какое? какие?), а ребёнок подбирает слово-предмет (кто? что?). Условие: в словах должен быть заданный звук. Напр., высокая – скала, быстроногий – страус, стильная – сумка и т.д. («С»).

Вариант: взрослый называет существительное, а ребенок – прилагательное. Напр., полотенце – полосатое, яблоко – сладкое, колобок – весёлый, тд. («Л»).

« Без чего не бывает?»

Взрослый каждому ребёнку называет слово – предмет с выбранным звуком, а ребёнок придумывает с ней предложение, в котором объясняется, без чего не бывает предмет, но в слове должен быть нужный звук . Например: («С») Самолет – Не бывает самолета без хвоста . («Ш») Кошка – Не кошки без ушей. («З») Зебра – Не бывает зебры без зубов .

( «Лаландия», «Звенлядия», «Жужландия», тп)

– Сегодня мы отправляемся в необычную страну – «Свистляндию». Чтобы чувствовать себя там комфортно, мы должны выучить её язык. Он очень похож на наш, только в нем в начале (или в середине, или в конце) слова добавляется «свист» (лопот, жужжание, шипение, зудение,тп.). Напр., если страна Свистляндия – деревья-с, скамейка-с; дере-с-вья, скамей-с-ка; с-дом, с- машина. Давайте поучимся их языку.

После можно закрыть глаза, произнести волшебное слово « Сусапус », и произойдет чудо: мы окажемся в «Свистляндии» и можно называть то, что увидим в их стране.

(автоматизация звуков в предложениях)

  • Миша везет кошка на машина.
  • Рома рубит дрова топор.
  • Соня посадила собака на стул.
  • Клава съел сладкий яблоко. (тп)

(составление предложений по опорным словам)

  • Рома, рыба, ведро
  • Света, слива, стакан
  • Маша, кошка, шарик
  • Мила, иголка, платье (тп)

«Мы со звуком [Л] играем…» Автоматизация звука «Л» с использованием игровых приемов и с участием родителей

Ирина Дмитриевна Герасименко
«Мы со звуком [Л] играем…» Автоматизация звука «Л» с использованием игровых приемов и с участием родителей

1. Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].

2. Закрепить умение правильно произносить звук [л] в слогах, в словах, в предложениях.

3. Закрепить у детей понятия «звук», «слог», «предложение».

4. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику, речевое дыхание, ритм, силу голоса.

5. Формировать положительную установку на занятие, умение работать совместно с родителями.

Оборудование: презентация к занятию, указка для показа, массажные мячики и коврики, элементы буквы «Л», карточки с буквами для игры «Живые буквы», игра «Составь предложение по картинкам», заготовки для выкладывания схемы предложения, смайлики (весёлые и грустные) по числу присутствующих.

Логопед: Ребята, сегодня в гости к нам пришли наши родители. Давайте их поприветствуем.

Дети выполняют упражнение на согласование речи с движением.

Здравствуй солнце золотое. (Показываем ладонь с раскрытыми пальцами)

Здравствуй небо голубое. (Поднять руки вверх)

Здравствуй вольный ветерок. (помахать руками вверху)

Здравствуй маленький дубок. (Большой палец левой руки приставить к основанию раскрытой правой ладони)

Мы в Осетии живём, (поочерёдно касаемся всеми пальцами большого пальца)

Мы вас всех приветствуем. (развести руки в стороны)

Вы все ходите в одну группу, значит вы кто?

Дети выполняют упражнение для правильного дыхания с массажными мячиками (на каждое слово сжимать мячик)

Я в друзьях души не чаю,

Я со всеми дружно играю, (сменить руку)

Каждому другу руку пожму

Каждому другу привет пошлю.

Логопед: Что вы как друзья делаете в группе, на участке?

Дети: Мы играем.

Логопед: И я предлагаю вам поиграть. Хотите?

Игра «Что я сказала?» (закрепить у детей понятия «звук», «слог», «предложение»)

Логопед: А теперь поиграем со звуками.

Игра «Разные звуки» (изолированное произношение разных звуков)

Логопед: Как шипит змея?

Логопед: Как капает вода с крана?

Логопед: Как жужжит жук?

Логопед: Как звенит комарик?

Логопед: Как летит самолёт?

Логопед: Предлагаю на своих самолётах полететь в полёт.

Руки в стороны — в полёт

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре —

Полетел наш самолёт. – Бегут на свои рабочие места, произнося звук «Л».

Логопед: Как в тетрадке мы обозначаем звук?

Дети: Звук мы обозначаем буквой.

Логопед: Выложите букву «Л». Кто может рассказать о звуке «Л»? Кто знает, как мы его произносим?

Дети: Звук «Л» – согласный, не поётся, звонкий, бывает твёрдым и мягким, в словах стоит в начале, в середине и в конце слова.

Дети: Губы улыбнулись,

К ушкам потянулись.

Зубки мы открыли,

Парусом язык сложили.

Воздух носиком вдыхаем,

Длинный ветерок пускаем.

Струйку воздуха не рвём,

«ЛЛЛ» подольше тянем.

Логопед: А чтоб наш язычок умел хорошо произносить звуки, что мы делаем?

Дети: Мы делаем артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика для звука «Л» с элементами биоэнергопластики (стоя у рабочих мест).

Логопед: Молодцы, я уверена, что теперь вы правильно произнесёте все слоги! А в этом нам помогут пальчики, разомнём их.

Упражнение «Вот помощники мои»

Вот помощники мои, (показывают ладони)

Их, как хочешь, поверни.

И вот эдак, и вот так,

Не обидятся никак. (поворачивают ладони)

Раз, два, три, четыре, пять. (хлопают)

Не сидится им опять. (встряхивают кистями рук)

Постучали, повертели (движения по тексту)

И работать захотели. (потирают руки)

Произнесение слогов со звуком «Л» по методике Архиповой: ла, лу, ло, ли, лы, лэ. Слоги произносятся с соответствующими движениями пальцев рук на колючих ковриках.

Логопед: А теперь закройте глаза и послушайте стихотворение. Запомните слова со звуком «Л».

На лугу под лопухом

У лягушки летний дом.

А в болоте лягушачьем

У неё большая дача.

Дети называют слова с заданным звуком.

Логопед: Давайте укрепим своё здоровье.

Дети выполняют упражнение «Неболейка»

Чтобы горло не болело,

Мы его погладим смело. (поглаживают ладонями шею сверху вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать,

Надо носик растирать. (указательными пальцами растирают крылья носа)

Лоб мы тоже разотрём,

Ладошку держим козырьком. (прикладывают ко лбу ладони «козырьком»)

Вилку пальчиками сделай,

Массируй уши ты умело.

Знаем, знаем – да-да-да! –

Нам простуда не страшна (потирают ладони)

Логопед: Вот теперь, когда мы все здоровы, поиграть хотите?

Игра «Живые буквы»

(Дети составляют слова из трёх букв, читают их)

Логопед: А предложение составить сможете?

Игра «Составь предложение по картинкам»

(Дети составляют предложения из слов, произносят их)

Логопед: А теперь придумайте предложение по картинке.

Дети: Дети пилят дрова пилой.

Логопед: А вы игру «Пила» знаете?

Игра «Пила»

Дети в кругу стоят, взявшись правыми руками по парам, имитируют движения пилой, говорят:

Запилила пила, отпилила кусок,

Налетела на сучок, лопнула и стала

Логопед: Ребята, а вы знаете, какая чистоговорка спряталась на картинке? Произнесите тихо, громко, только девочки, только мальчики.

Осторожно, лыжник – на лыжне булыжник.

Логопед: Сегодня к нам пришли наши мамы. Какие они у вас? Придумайте слова со звуком «Л».

Дети придумывают слова-определения: ласковая, весёлая, ловкая, лучшая, умелая, молодая и т. д…

Логопед: Ребята, скажите маме самые заветные слова.

Дети: Я люблю тебя!

Логопед: А мамы как говорят своим детям?

Родители: Я люблю тебя!

Логопед: Предлагаю вам, ребята, пригласить своих мам и выложить предложение: Я люблю тебя.

Каждый родитель совместно со своим ребёнком

выкладывает схему предложения: Я люблю тебя.

Логопед: Молодцы. Наше занятие окончено. И сейчас мы попросим наших мам оценить наше занятие. Если вам всё понравилось, возьмите весёлый смайлик, если вам не понравилось – грустный.

Использование игровых методов и приемов в художественно-эстетическом развитии детей Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают.

Использование игровых приемов на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных организациях Рубрика «Дошкольное образование» Использование игровых приемов на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных организациях. Музыкальный.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] с использованием метода биоэнергопластики» Тема: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях. Цели: 1. Автоматизировать звук [Р] в слогах, словах, предложениях. 2. Развивать.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [Ш] с использованием элементов логоритмики» Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Ш с использованием элементов технологии логоритмики» Цели:.

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в слогах, словах» с использованием пособия «Путешествие пальчиков» ЦЕЛИ: -Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л]. -Упражнять в правильном произнесении звука [л] в слогах.

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] с использованием игр с песком» Конспект организованной коррекционно-развивающей деятельности на тему: «Автоматизация звука [л]». Коррекционно-образовательные задачи:.

Конспект музыкального занятия в старшей группе с участием родителей «Мы играем, способности развиваем» Художественно – эстетическое развитие Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное.

Квест-технология с использованием круга Луллия. Индивидуальное занятие «Автоматизация звука [с]» Коррекционная работа предполагает не только исправление речевых расстройств, но и личности детей в целом в игровой форме. Квест — это развлекательная.

Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет «Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет» Согласно исследованиям, поведенным Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой.

Использования игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников Доклад на педагогическом совете. Воспитатель: Димова Л. И. Тема: «Использования игровых приемов при формировании элементарных математических.

Мастер-класс для родителей «Играем — звуки закрепляем»

Надежда Соснова
Мастер-класс для родителей «Играем — звуки закрепляем»

Мастер-класс учителя-логопеда для родителей

«Играем – звуки закрепляем»

Повышать эффективность коррекционной работы с помощью активного привлечения родителей к процессу преодоления речевых нарушений у детей.

повышать уровень педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития детей;

– расширить представление о необходимости сотрудничества в форме – ребенок-родитель- логопед;

– обобщить знания о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук;

-познакомить участников мастер – класса с некоторыми нетрадиционными приемам автоматизации звуков;

– упражнять в применении приемов автоматизации звуков;

Участники мастер – класса:

учитель – логопед высшей квалификационной категории Н. А. Соснова;

родители (законные представители) воспитанников, посещающих занятия учителя-логопеда ДОУ.

Выставка пособий: дид. игра «Дорожка», дид. игра «Скажи столько раз звук/слог/слово, сколько я выложу кубиков/бусин», дид. игра «Собери ромашку», дид. игра «Магазин», дид. игра «Волшебный мешочек» и т. д.

Оборудование: Компьютер, мультимедиа, доска, маркеры, хлебная соломка, соломка для коктейля, маленькие конфеты, макароны, горох, кубики, мелкие игрушки, шнурки, мяч, «волшебный мешочек», памятки.

Ход мастер-класса

– Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на мастер – классе «Играем – звуки закрепляем». Для дошкольника родители – непререкаемый авторитет. Поэтому так важно ваше участие в коррекционной работе. Работа по исправлению звукопроизношения включает три основных этапа: подготовительные упражнения, постановка звука, закрепление (автоматизация) звука. Подготовительные упражнения направлены на развитие правильного восприятия звука на слух, на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на выработку сильной воздушной струи. Чем лучше проведена подготовительная работа, тем быстрее ребенок научится правильно произносить звуки.

Сегодня, здесь есть родители детей, с которыми мы уже работаем. Конечно, со всеми детьми есть положительная динамика, но всех объединяет одна проблема: поставленные звуки очень долго автоматизируются в речи. Т. е. изолированно звук ребенок уже может произносить, а в свободной речи звук не употребляет, или употребляет только по напоминанию родителей или логопеда; не все могут научиться слышать свою речь, правильно ее воспринимать. Период автоматизации звука является наиболее важным в коррекции звукопроизношения и случается, так, что этап автоматизации поставленных звуков растягивается на месяцы, а то и годы. Как вы думаете –в чем кроется причина таких проблем?

Работа над звукопроизношением сложна и требует определенной последовательности. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно при продолжительном и многократном повторении.

Постепенно повышать темп речевых упражнений. От неторопливого утрированного произнесения слогов ребенок должен постепенно переходить к более быстрому проговариванию слов, а затем к еще более ускоренному произнесению предложений и, наконец, скороговорок.

Этапу автоматизации в работе отводится достаточно продолжительное время. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

Сегодня вы сможете на практике поупражняться в проведении игр на автоматизацию звуков.

Начнем с подготовительных упражнений – артикуляционной гимнастики. В процессе её выполнения важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в увлекательную игру с использованием любимых детьми сладостей и различных предметов, которые есть на кухне.

Для укрепления мышц языка можно предложить ребенку вылизывать сначала мелкую тарелку, потом глубокую миску, затем большую ложку, после этого чайную ложку, горчичную ложечку. Что можно использовать для намазывания этих предметов? (родители перечисляют: варенье, сгущенку, мед, кисель, сметану и т. п.) все, что нравится ребенку и не вызывает аллергии.

Развитию точных, дифференцированных движений губ, языка способствуют упражнения с использованием соломинки для коктейля, хлебной соломки (слайды, родители делают упражнения с соломкой):

– удерживать вытянутыми губами, производить движения в стороны, вверх, вниз

«Сделай усы»: прижать соломинку к носу верхней губой, кончиком языка

– удержать как можно дольше на широком язычке

– прижать к верхним зубам

– зажать между нижними зубами и языком

Используя маленькие конфеты (или сухие завтраки, выполняем упражнение «чашечка», пытаясь удержать шарик. Использование сладостей стимулирует выполнение этого сложного упражнения, требующего подъема боковых краев языка.

Намазав верхнюю губу вареньем, попросите ребенка слизать его широким языком и назвать, какое варенье (малиновое, яблочное, клубничное, сливовое и т. п.)

Чтобы ребенок лучше различал звуки, попробуем приготовить необычный ужин. В названии блюд должен быть звук «С». Что можно приготовить? (родители перечисляют названия блюд). Если ребенок затрудняется, предложите ему сделать выбор: Сварим суп или лапшу? Сделаем салат или винегрет? Будем пить чай или сок? Приготовим сырники или запеканку?

По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки; предложите ребенку вымыть посуду со звуком – л- (ложки, половник, тарелку, салатник, потом со звуком – ч- (чашку, чайник)

Игры для закрепления звука в речи (проводятся с родителями):

Возьмите маркеры и бумагу, мы поиграем в игру «Заведем машину». Рисуем дорогу, с заправками, посадками, остановками. В начале дороги рисуем машину и просим ребенка завести машину дррррррр. А когда мотор заведется, то можно поехать дальше РРРРРРРРР.

«Поющие линии». Ребенку даются цветные карандаши. Берем красный карандаш и рисуем длинную линию, произнося заданный звук, тем сам автоматизируя. Разные цвета – разные звуки.

Игра «Дорожка», в которой ребенку предлагается, произнося звук, выложить дорожку из крупы. Родителям можно предложить проиграть и выложить дорожку, например, с помощью пинцета из гороха и макарон.

При проигрывании можно задать вопрос: Чем же еще можно заменить крупу?

Да любыми другими мелкими предметами, имеющимися в доме: пуговицами, бусинами, шашками и т. д. Обращаем внимание родителей на то, что помимо автоматизации звука мы развиваем и мелкую моторику рук.

Игра «Магазин», для нее вам потребуются игрушки (киндер-сюрпризы) и бытовые предметы. Вам нужно выбрать те предметы и игрушки, в названии которых есть звук, который автоматизируете, например звук «Л» и несколько предметов на другие звуки.

Цель игры: Выделение слов с заданным звуком.

Ребенок должен в «Магазине» купить только те предметы, в названии которых есть звук «Л».

«Строим башню», для ее проведения вам понадобятся кубики или детали детского конструктора.

Цель игры: Назвать как можно больше слов на заданный звук.

Ребенок называет слова и строит башню, родители могут принять участие в игре и устроить соревнование – «Чья башня окажется выше».

«Завяжи столько узелков, сколько слов я скажу со звуком «Р». Для данной игры вам понадобиться шнурок или бельевая веревка. Вы называете ребенку слова со звуком «Р». Ребенок повторяет предложенные слова и на каждое слово завязывает узел. Данную игру можно усложнить таким образом:

– называете не только слова со звуком «Р», но и без него, ребенок на слух должен выделить только слова с заданным звуком;

Игра «Чего не стало?»

На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком [л].

Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка»

Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Воспитатель называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук.

Например,: весна — автобус — слон — нос — сова.

«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1- 4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.

«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог.

«Волшебный мешок». Ребенку предлагается из мешка достать предмет и произнести слово, четко проговаривая автоматизированный звук.

Таких игр существует очень много. Будем оптимистичны: дорогу осилит идущий! Спасибо за внимание! (Раздаю памятки родителям)

Фантазируем, играем и звук Л мы закрепляем

Цель. Постановка и автоматизация межзубного звука л..

Оборудование. Для игры потребуется вода (тазик — в помещении, на улице — ручеек), игрушки; пароход, маленькие куклы, матрешки.
Педагог обращается к детям: «Мы по-едем кататься на пароходе. Вы знаете, как гудит пароход? Послушайте: ы-ы-ы. Повторим все вместе, как гудит пароход.
А теперь положите широкий кончик языка между зубами, закусите его слегка и погудите, как пароход: ы-ы-ы. » Дети гудят. Педагог продолжает: «Пароход может давать несколько гудков». Затем предлагает детям по очереди прокатить на пароходе зайчика, матрешку и т.п. Фиксируется внимание детей на том, что у них получился звук ллл, когда они прикусили кончик языка. Знаешь ли ты эти слова?

Цель. Автоматизация звуков л, л в слогах и словах.

Описание игры. Педагог произносит фразу, не договаривая слоги в словах. Кто из ребят первый правильно произносит недостающий слог, тот получает кружок из картона. Набравший большее количество кружков выигрывает.
Девочка еще ма(ла).
Белка спряталась в ду(пло).
По небу плывут об(лака).
У Лены болит ко(лено).
Корова дает мо(локо).
Мила ела яб(локо).
Лида видела в театре ба(лет).
Вася хотел летать на само(лете).
Мы сидим на сту(ле) за сто (лом),
Мойтесь чисто мы (лом).
Утром будит нас бу(дильник). Ответь на вопросы

Цель. Автоматизация звуков л, л в словах и фразах.

Оборудование. Картинки, в названии которых имеется звук л: лев, лента, лампа, лейка, лук, лестница, лошадка, самолет, лимон, лыжи, павлин, лиса, листья, будильник, туфли и т.д.
Описание игры. Педагог раскладывает картинки на столе рисунком вверх. Потом он по очереди вызывает детей, задает им вопросы, а ребенок дает полный ответ (на-пример: «Из чего поливают цветы?» — «Цветы поливают из лейки»). Разыскивая при этом соответствующую картинку и показывая ее всем детям, громко называет.
Педагогу надо следить, чтобы дети давали полные ответы. К одной картинке можно задать различные вопросы. Например: «Что принесли чинить в мастерскую?» Ответ: «В обувную мастерскую принесли чинить туфли». «Что купила мама в обув-ном магазине?» Ответ: «Мама купила в магазине туфли». Помнишь ли ты эти стихи?

Цель. Автоматизация звуков л, л в словах и фразах.

Описание игры. Педагог приводит ребенку выдержки из стихотворений, знакомых детям. Ребенок должен произнести пропущенные слова.
Мяч попал под (колесо), Лопнул (хлопнул)— Вот и все.
Головой кивает (слон), Он слонихе шлет (поклон).
Я привык свои ботинки Чистить щеткой каждый день. Из костюма все (пылинки) Мне вытряхивать (не лень).
Пальчик, пальчик, где ты (был)? С этим братцем (в лес ходил), С этим братцем кашу (ел), С этим братцем песни (пел).
Телефон уже устал, Разговаривать (не стал). Лошадки

Цель. Автоматизация звука л в тексте.

Описание игры. Одна половина детей изображает лошадок, другая — кучеров. Кучера подходят к стоящим в ряд лошадкам. Поглаживая их по спине, они говорят:
Ну и лошадка —
Шерстка гладка,
Чисто умыта
С головы до копыта,
Овса поела
И снова — за дело.
Кучера запрягают лошадок, говорят: но-но-но. и уезжают. Лошадки цокают языком. Затем дети меняются ролями. Пила

Цель. Автоматизация звуков л, л’ в тексте.

Описание игры. Дети парами, взявшись руками крест-накрест, пилят дрова и говорят:
Запилила пила, Зажужжала, как пчела, Отпилила кусок, Наскочила на сучок, Лопнула и стала, Начинай сначала.
Образовав новые пары, дети продолжают игру. Самолет

Цель. Дифференциация звуков л—р.

Описание игры. Педагог, обращаясь к детям, говорит: «Сейчас мы будем играть в «самолет». Заведем мотор самолета: р-р-р. » Дети произносят: р-р-р. и воспроизводят руками движения мотора. «За-вели мотор, и полетел самолет высоко, не видно его, только гул слышен: л-л-л. Как гудит само-лет?» Дети: л-л-л. Найди свою картинку

Цель. Дифференциация звуков л—р в словах.

Оборудование. Картинки, в названии которых есть звук л или р. На каждый звук подбирают одинаковое количество картинок.

Описание игры. Педагог раскладывает картинки рисунком вверх, затем распределяет детей на две группы и говорит им, что одна группа будет подбирать картинки на звук л, а другая — на р. По сигналу педагога из каждой группы к столу подходит по одному ребенку. Один берет картинку на звук л, другой — на звук р. Подойдя к своей группе, ребенок хлопает по ладони впереди стоящего и становится в конце группы, а тот, кто оказывается первым, идет за следующей картинкой и т.д. Когда все дети возьмут картинки, обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои картинки. При повторении игру можно немного видоизменить: выигрывает та группа, которая быстрее подберет свои картинки. Помнишь ли ты эти стихи?

Цель. Дифференциация звуков л, л’, р, р в словах и фразах.

Описание игры. Педагог читает детям отрывки из стихотворений. Ребенок должен произнести пропущенные слова.
Я на солнышке (лежала), Носик кверху (держала), Вот он у меня и (загорел).
Ветер по морю (гуляет) И (кораблик подгоняет), Он бежит себе (в волнах) На раздутых (парусах).
Ты у нас не мастер, Ты у нас (лома-стер).
Без окон, без (дверей), Полна горница (людей).
С утра сидит на озере (любитель-рыболов), Сидит (мурлычет песенку), А песенка (без слов). Как песня начинается, Вся рыба (расплывается). Поймай комара

Цель. Дифференциация звуков л, л , р, р в тексте.

Оборудование. Тонкий прут дли-ной 1 м 25 см с привязанным к нему шнурком длиной 1/2 м, на конце которого комар, сделанный из кар-тона.

Описание игры. Дети становятся в круг, посредине педагог, который обводит (кружит) прутом по воздуху немного выше головы детей. Дети подпрыгивают и стараются поймать комара. Тому, кто поймал комара, дети поют песенку:
Ай, да Коля (Оля) молодец! Кома-ру пришел конец! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, Комару пришел конец! Карусель

Цель. Дифференциация звуков л, л , р, р в тексте.

Описание игры. Играющие образуют круг. Педагог дает детям шнур, концы которого связаны. Дети берут правой рукой шнур, поворачиваются налево и говорят:
Еле, еле, еле, еле Завертелись карусели, А потом кру-гом, кру-гом Все бегом, бегом, бегом.
В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу сначала медленно, потом быстрее и наконец бегут.
Во время бега педагог приговаривает
«По-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли».
После того как дети пробегут 2 раза по кругу, педагог меняет направление движения, говорит: «Поворот». Играющие должны повернуться, быстро перехватив шнур левой рукой, и бежать в другую сторону.
Затем педагог продолжает вместе с детьми!
Тише, тише, не спешите! Карусель остановите! Раз, два, раз, два! Вот и кончилась игра!
Движение карусели становится постепенно медленнее. При словах «вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке.
После того как дети немного отдохнут, педагог дает три звонка или 3 раза ударяет в бубен. Играющие спешат занять свои места на карусели, т.е. становятся в круг, берут шнур. Игра возобновляется. Не успевший занять место до третьего звонка не катается на карусели, а стоит и ждет, когда будет новая посадка.
Игру можно повторить 3—4 раза. На шнур можно привязать бубенчики, цветные ленточки, чтобы карусель была нарядной. Догонялки

Цель. Дифференциация звуков л, л , р, р в тексте.

Описание игры. Дети берутся за руки (они стоят за чертой) и идут ровной шеренгой к водящему, который сидит на рас-стоянии 10 м (7 м) на стуле.
Мы, веселые ребята, Любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать! Ну, попробуй нас догнать!
Сказав последние слова, дети опускают руки и убегают, а водящий ловит кого-нибудь. Пойманный водит, и игра повторяется. Спасайся от волка

Цель. Дифференциация звуков л, л’, р, р в тексте.

Описание игры. На одном конце комнаты стулья, за которые прячутся дети, спасаясь от волка (стулья стоят в одну линейку, на некотором расстоянии друг от друга, чтобы между ними можно было свободно пройти). На другом конце комнаты сидит в логове (на стуле) волк. Дети идут по направлению к волку и говорят, ритмично наклоняясь вниз (собирают в корзину землянику):
Ходили ребятишки по бугорочку, Бра-ли, брали ягодку земляничку. Накололи ноженьку на былиночку. Болит, болит ноженька, да не больно.
По окончании слов из логова выскакивает волк, а дети убегают и прячутся от волка, который их ловит. Тот, кого поймает волк, садится в логово и становится волком. В лесу родилась елочка

Цель. Дифференциация звуков л, л’, р, р в тексте.

Описание игры. Дети образуют во-круг елки большой хоровод.
Все поют и сопровождают песню движениями.
В лесу родилась елочка, В лесу она росла, Зимой и летом стройная, Зеленая была. (Хоровод движется вправо, затем влево.)
Метель ей пела песенку; «Спи, елочка, бай-бай!» Мороз снежком укутывал: «Смотри не замерзай!» (Дети присаживаются на корточки, изображают, как спит елочка).
Трусишка зайка серенький Под елочкой скакал, Порою волк, сердитый волк Рысцою пробегал. (Делают подскоки обеими ногами, подражая зайчику, затем бегут назад мелкими шагами, слегка нагнувшись, когда волк пробегает мимо елочки.)
Чу! Снег по лесу чистому Под полозом скрипит: Лошадка мохноногая Торопится, бежит. (Идут вправо, высоко поднимая ноги, друг за другом.)
Везет лошадка дровеньки, А в дровнях старичок; Срубил он нашу елочку Под самый корешок. (Останавливаются, поворачиваются лицом к елке, раздвигают ноги, руки поднимают, опускают и поднимают 2—3 раза, изображая, как рубят елочку.)
Теперь ты здесь, нарядная, На праздник к нам пришла И много, много радости Детишкам принесла. (Слегка приплясывают, стоя на мес-те. Движения произвольные.)

ЛОГОПЕД ДОМА

Интернет – ресурс для специалистов и родителей в помощь детям с нарушением речи

Читайте также:  Автоматизация звука (Л) в словах, словосочетаниях
Ссылка на основную публикацию