Наглядная схема для характеристики гласных и согласных звуков

Началочка

Начинать будем не с гласных и согласных звуков. Сначала обратим внимание ребёнка на то, что вокруг нас много разных звуков: шелест листвы, щебет птиц, грохот машин, скрип двери, телефонный звонок и т. д. На этом этапе, я предлагаю ребёнку игру: «Угадай, что звучит». Приготовим «арсенал» звучащих игрушек. Например, бубен, колокольчик, маракасы, деревянные палочки и даже листы бумаги подойдут. Каждый предмет даём ребёнку потрогать, пошуметь, погреметь, бумагой пошуршать и т. д. Потом садимся спиной друг к другу и начинаем угадывать. Обязательно меняемся ролями.

Поговорим с ребёнком о том, что все предметы сделаны из разных материалов. Поэтому и звучат по-разному: колокольчик из металла, палочки из дерева…

А вот из чего сделаны слова, которые мы произносим?

Вот и добрались до самого главного! А слова состоят из звуков. Но не из любых, а из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают тогда, когда «работают» органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.

И звуки человеческой речи РАЗНЫЕ.
Если ребёнку сразу сказать, что есть звуки гласные и согласные, то он просто ничего не поймёт. Если объяснить с помощью классического определения, то ребёнок вообще «потухнет».

Но одно определение гласных и согласных мне очень нравится! И детям оно понятно. Итак, есть звуки – ртораскрыватели (гласные) и есть звуки – ртосмыкатели (согласные). Это определение легко проверяется и подтверждается. Для этого произносим гласный звук. Ребёнок повторяет за вами. Можно перед зеркалом. И действительно, рот раскрывается, при этом, чем громче произносим гласный звук, тем больше открывается рот. Произносим согласный звук. И тут же ощущаем, что рот смыкается, а язычок при этом ещё куда-нибудь упирается, натыкается на какие-то препятствия.

Обращаем внимание ребёнка на то, что звуки речи можно только слышать и произносить. Их нельзя увидеть, потрогать. Но звуки речи можно обозначить. Например, разноцветными квадратиками или кружочками. Вам потребуются квадратики красного, синего и зелёного цветов. Красные для обозначения гласных звуков, синие и зелёные для согласных. Потому что согласные делятся на твёрдые и мягкие.

Для обозначения этих звуков я приспособила крышечки от детского пюре, только те, которые легко между собой соединяются.

На моих занятиях эти крышечки играют разные роли: и счётный материал, и разноцветные логические цепочки, и конструктор, мозаика для развития логики и мелкой моторики. Подробнее о крышечках ЗДЕСЬ

Один важный момент. Не торопитесь звуки превращать в значки-буквы. Потренируйте ребёнка именно в распознавании различных звуков речи (гласных, согласных, согласных твёрдых и мягких). Это называется – тренировка фонематического слуха.

— Произнесите звук [а], протяжно, ребёнок повторяет; обратите внимание на то, как раскрывается рот; произнесите с увеличением громкости и ребёнок снова повторяет, ощущая, как рот раскрывается ещё больше – это звук-ртораскрыватель, обозначьте его красным квадратиком;

— Произнесите звук [м], сначала коротко; ребёнок повторяет за вами; потом протяните этот звук и ребёнок за вами; звук тянется, но рот плотно сомкнут! Вот вам и ртосмыкатель! Его обозначаем синим квадратиком.

Так продолжаем ещё с несколькими звуками. Гласные звуки, которые обозначают мягкость согласных пока не трогаем.

Потренируйте ребёнка в распознавании первого звука в слове.

— Произнесите слово арка, протягивая первый звук [а] – ааааарка;

— Какой первый звук в этом слове? Каким квадратиком его обозначишь? Почему? (вопросы для ребёнка).

— Произнесите слова машина, протягивая первый звук [м].

— Какой звук в этом слове первый? Каким квадратиком обозначишь? Почему? (вопросы для ребёнка).

Подбирайте слова в которых первые согласные звуки [м], [с], [р], [х], [ш], [р], [в], [з], [л], [н], [ж]. Эти звуки хоть и согласные, но тянутся, поэтому их легко выделить интонационно.

Если какой-то звук ребёнок ещё не выговаривает правильно, то его не используем.

Тренируемся в распознавании различных звукослияний, слогов.

  1. Слияние двух гласных — [ау], [уа], [ао], [уо],[оу]. Произносим звукослияние нараспев. Спрашиваем ребёнка:

-Какой звук первый? Каким квадратиком обозначим?

-Какой звук второй? Каким квадратиком обозначим?

А вот тут мои разноцветные крышечки очень кстати, потому что легко соединяются, крепятся друг к другу, поэтому я могу наглядно показать ребёнку, как два звука скрепились вместе, соединились, слились и их надо произносить безотрывно, так чтобы один звук плавно перешёл в другой.

  1. Слияние гласного и согласного – [ам], [ус], [ов]…

Выделяем каждый звук в звукослиянии, обозначаем квадратиками или картинками (о картинках прочитаете ниже).

  1. Слияние согласного и гласного звуков (открытый слог) – [ма], [со], [ну]…

Выделяем каждый звук по очереди, обозначаем схемой.

  1. Слияние трёх звуков – [сма],[сну], [всо]…

Выделяем каждый звук по очереди, составляем схему с помощью с помощью квадратиков или картинок.

  1. Слияние трёх звуков, где открытый слог + согласный (замочек). Это короткие слова из трёх звуков – [мох], [сын], [сон], [нос], [шум].
  2. Слияние из 4-х звуков, где два открытых слога – [мама], [муха], [луна], [сова], [Маша], [Саша]…

А теперь о картинках. Есть у меня пособия-помощники, завлекалочки-увлекалочки. Это картинки разноцветные. Девочки красные, мальчики синие и зелёные.

Есть девочки и мальчики отдельно стоящие. Они для обозначения тех звуков, которые не образуют в слове звукослияния. Эту картинку надо разрезать, чтобы мальчик и девочка были отдельно друг от друга.

Есть две девочки красные — это звукослияние 2-х гласных:

Есть пара, где мальчик – синий + девочка — красная. Это открытый слог, где согласный твёрдый. Эти дети держатся за руки, дружат. Значит звукослияние надо произносить слитно, так чтобы согласный плавно переходил в гласный.

Здесь для начала используйте звукослияния с теми согласными, которые можно произносить протяжно [м], [с], [р], [х], [р], [в], [з], [л], [н].

Есть пара, где мальчик – зелёный, девочка – малиновая. Девочку умышленно покрасила в малиновый цвет, чтобы зрительно отличались гласные звуки обозначающие мягкость согласных от других гласных, обозначающих твёрдость согласных.

С помощью этих разноцветных деток можно составить схему любого слова.

После таких упражнений-игр для развития фонематического слуха я перехожу к знакомству с буквами.

Наглядная схема для характеристики гласных и согласных звуков

План – схема характеристики звука

Профилактика нарушений письма: развитие фонематических процессов с использованием пособия «План – схема характеристики звука»

В конце первого класса у, казалось бы, вполне подготовленных к школе учеников выявляется нарушение письма. Родители приходят в состояние растерянности – почему у ребенка в письменных работах так много ошибок? Высказывают мнение о недостаточной квалификации учителя, ругают ребенка в его невнимательности и заставляют переписывать письменные задания. Ребенок старается, но положительных сдвигов наблюдается недостаточно. В результате, угасает интерес к предмету, снижается мотивация к обучению («сколько ни стараюсь – ничего не получается») и общее эмоциональное состояние.

Основной причиной появления значительного количества ошибок при письме является недостаточная сформированность фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, т.е. неумение ребенка определить последовательность звуков в слове и характеристику каждого звука. Данные процессы являются «фундаментом» освоения навыками письма и чтения и должны формироваться и развиваться как можно раньше – с дошкольного периода развития.

Основой для обучения детей правописанию является учение о фонемном составе слова. Все программы графоорфографических действий, которые необходимо выполнить при написании слов, базируются на фонематическом анализе.

Д.Б. Эльконин писал, что от уровня осознания ребенком звуковой действительности языка и строения звуковой формы слова зависит усвоение не только грамоты, но и грамматики, и орфографии.

Звук – единица абстрактная. Она не подкреплена сильной чувственной основой, как буква. Букву можно создать своей рукой, нарисовать, вырезать (т.е. включить наглядно-действенное мышление). Детям с речевыми нарушениями осознание звука, как единицы речи, дается еще сложнее. Они часто путают понятия «звук » – «буква », «гласные и согласные звуки », с трудом применяют в своей речи термины, используемые при изучении звукового анализа. В основе ошибок также могут лежать недостаточно продуманные методические приемы обучения – введение в работу всего спектра характеристик звуков в течение слишком короткого времени, в результате чего не успевает сформироваться связь «звук – артикуляция – термин».

Для предупреждения появления ошибок в письменных работах детей, связанных с недостаточной сформированностью навыков звукового анализа и синтеза, необходимо использовать такую технологию обучения, которая предполагает поэтапное, последовательное, логически построенное изучение всех характеристик звуков. Использование наглядности при формировании и коррекции фонематического анализа способствует более прочному усвоению материала.

Дидактическое пособие «План – схема характеристики звука» помогает учащимся осознать, что такое «звук» и «прочувствовать» его, подключая другие анализаторы. У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции. Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином. С опорой на план-схему дети учатся давать характеристику любому звуку. Кроме того, данное пособие способствует выработке алгоритма действий и оказывает помощь в планировании речевого высказывания, что является сложной задачей для детей с нарушением речи.

Цель: развитие фонематических процессов и формирование навыков звукового анализа и синтеза слов у учащихся начальных классов с нарушением письма:

  • обучать умению различать звуки и характеризовать их по основным акустическим и артикуляционным признакам;
  • тренировать в использовании правильной терминологии в самостоятельной речи, активизировать речевые высказывания;
  • учить применять полученные знания и умения при выполнении звуко-буквенного и фонетического разбора слова;

Содержание методической разработки

Последовательность этапов введения в фонематический анализ с использованием пособия «План – схема характеристики звука».

Модуль «Звуки речи»

  1. Понятие «звуки речи». Привлечение внимания учеников к звукам как явлению окружающего мира. Осмысливание информационной значимости звуков и способа их
    образования.
  2. Артикуляционный аппарат человека и способы образования звуков речи.
  3. Классификация звуков по способу произнесения – наличие или отсутствия преграды во рту. Упражнения на различение и группировку звуков по наличию или отсутствию преграды во рту.

Примечание: «Звук» – это наименьшая частица речи. Гласные звуки тянутся, а согласные произносятся как «выстрел». Произносить согласные звуки следует кратко, без призвука «э» (бэ, лэ). Звук [а ] [ м] [ б ] [ л ] – твердый звук, [ л’] – мягкий звук.

Модуль «Гласные звуки»

  1. Понятие «Гласный звук ». (Изображение губ в красной рамке.) Формирование и закрепление связи «звук – отсутствие преграды – гласный звук ». Выделение гласных [а о у ы э и ] из групп изолированных звуков.
  2. Обозначение гласных звуков в схеме слова в начале, в середине, в конце. Формирование и закрепление связи «звук – отсутствие преграды – гласный звук – красный цвет»
  3. Определение количества гласных звуков в группе звуков, в словах. Определить сколько звуков в звукосочетаниях : ау, иа, уау, оаиу и т.д.
  4. Понятия «ударный и безударный гласный звук» (Обозначение ударного гласного черным треугольником).

Повторение звукосочетаний с разным ударением: ау’ а‘у ауи‘ ау‘и
Отхлопывание ритмических схем: Хх ххХ Ххх
Х – громкий хлопок, х – тихий хлопок

Примечание: В русском языке 6 гласных звуков [а о у ы э и ] и 10 гласных букв А О У Э Ы И Я Ё Ю Е. Буквы Я Ё Ю Е обозначают два звука
Я [ й’а ], Ё [ й’о ], Ю [ й’у ], Е[ й’э ].

Модуль «Согласные звуки»

1. Понятие «согласный звук». (Изображение губ в синей рамке) Формирование и закрепление связи «звук – наличие преграды – согласный звук». (Акцентируем внимание на том, что вся информация о согласных звуках дается в синей рамке).

Дифференциация гласных и согласных звуков с опорой на органы артикуляции. Закрепление в активной речи терминов «гласный звук», «согласный звук».

2. Мягкие и твердые согласные звуки.

Упражнять в различении и произнесении мягких и твердых согласных звуков с опорой на уклад органов артикуляции и движения губ и языка.
Формирование связей «звук – наличие преграды – твердое звучание – синий цвет»; «звук – наличие преграды – мягкое звучание – зеленый цвет»
Обозначение определенным цветом мягких и твердых согласных в схемах слов.
Запись слогов в две строчки (твердый – мягкий) при изучении пар гласных букв (А – Я, О – Ё, У- Ю, Ы -И, Э- Е).

– мя, ся, лё, бю
– вы, ло, ду, ты

3. Звонкие и глухие согласные.

Классификация согласных звуков по звонкости – глухости с опорой на слуховое восприятие и тактильное ощущение работы голосовых связок. При произнесении звонких согласных голосовые связки вибрируют.

Примечание. Положить ладонь на горло и произносить звуки, акцентируя внимание на вибрацию связок [ж]- [ш], [з] -[с], [р] – [х].

Упражнять в правильном произнесении звуков в изолированном виде без призвука [э].

4. Парные и непарные согласные звуки.

Показать сходство и различие парных согласных. Упражнять в запоминании парных и непарных согласных. Парные звуки имеют одинаковый артикуляционный уклад. В этом их сходство. Различие в том, что в паре один звук звонкий, а другой – глухой.
[б]- [п], [б’] -[п‘].

Читайте также:  План организационно-методической и коррекционно-развивающей работы средней логопедической группы

Примерные виды заданий и упражнений с использованием плана-схемы.

  1. Отгадывание звука по отсутствию или наличию преграды (гласный – согласный )
  2. Дидактическая игра «Скажи наоборот » (твердый – мягкий, звонкий – глухой).
  3. Называние или отгадывание согласного звука по его характеристике (с постепенным усложнением).

– согласный, звонкий (глухой);
– согласный, твердый (мягкий);
– согласный, звонкий, твердый;
– согласный, звонкий, глухой, парный;
– согласный, глухой, мягкий, непарный;

4. Характеристика заданного звука по плану (устно, письменно).

[ж] — согл., зв., тв., парн. — [ш].[ч’] — согл., глух., мягк., непарн.
[р] — согл., зв., тв., непарн.[д’] — согл., зв., мягк., парн.— [т’]

5. Характеристика первого звука имени, фамилии и т.д.

6. Выполнение звукового анализа слов. Запись звукового анализа должна производиться только на основе слухового восприятия или картинном материале. Буквенная запись слова не должна быть перед глазами детей.

Примечание. После закрепления твердого навыка выполнения звукового анализа, записывается слово и его звуковой анализ. На первых порах, чтобы исключить возможность видеть слово, можно буквенную запись закрыть листом бумаги. Затем, у ребенка можно спросить «Закрыть слово или можно не закрывать?» Таким образом можно проверить уровень усвоения навыка звукового анализа.

7. Выполнение звукового анализа слов при изучении гласных второго ряда. Рассматривается анализ слов, в которых гласная находится в разных позициях – после согласного, после гласного, когда гласная второго ряда стоит первой в слове.

любит [л’ у б’ и т ] – 2 слога, 5 букв, 5 звуков.

Юля [й’у л’а ] – 2 слога, 3 буквы, 4 звука.

каюта [к а й’у т а] – 3 слога, 5 букв, 6 звуков.

8. Фонетический разбор слов: ау, ах, мал, мел, моль и т.д

9. Фонетический разбор слов с мягким и разделительным мягким знаком.

Опыт многолетней логопедической практики показывает, что данная методика позволяет успешно подготовить ребенка к обучению фонематическому анализу, что, по сути, является основой грамоты. Четкое представление о звуках, умение оперировать терминами и последовательно излагать свои мысли развивает речемыслительную деятельность и способствует прочному формированию навыков письма и чтения.

Для проведения дополнительных занятий с младшими школьниками, испытывающими трудности в усвоении программы по предмету «русский язык», рекомендуется использовать Учебно-методический комплект по коррекции нарушений письма и чтения у младших школьников (автор Прокопьева Т.И.) Дидактическое пособие также возможно использовать и в работе с детьми подготовительной группы. Все задания выполняются на словесном уровне и с использованием цветовых обозначений.

Артикуляционная характеристика звуков русского языка (гласных, согласных)

Артикуляционная фонетика.

Артикуляционная фонетика изучает анатомо – физиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речи производства. Артикуляционная характеристика позволяет рассмотреть звук с позиции говорящего. Звук, с точки зрения артикуляции – это определенное звуковое единство, которое состоит из приступа (экскурсии), выдержки и отступа (рекурсии). Приступ артикуляции состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука. Выдержка – это сохранение положения, необходимого для произнесения звука. Отступ артикуляции состоит в переводе органов речи в спокойное состояние. В основу артикуляционной характеристики кладется работа произносительных органов, прежде всего активных органов речи (язык, губы).

Речевой аппарат, т.е. совокупность органов речи, к которым относятся: губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма следует понимать условно.

Весь речевой аппарат лингвистики, т.е. с точки зрения образования звуков речи можно разделить на три части:

Всё, что ниже гортани

Всё, что выше гортани

Пространство, в котором может осуществляться артикуляция от голосовых связок до губ, называется речевым трактом. Знание артикуляции делает возможной классификацию звуков русского языка.

Артикуляционными различиями обусловлено деление звуков русского языка на гласные и согласные. При образовании гласных звуков слабая воздушная струя проходит свободно, не встречая преград. При образовании согласных звуков более сильная воздушная струя встречает на своем пути преграды.

Артикуляционная фонетика изучает анатомофизиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речепроизводства. Артикуляционная характеристика позволяет рассмотреть звук с позиции говорящего.Звук (с точки зрения артикуляции) – определенное звуковое единство, которое состоит из приступа (экскурсии) и отступа (рекурсии). В основу артикуляционной характеристики кладется работа произносительных органов, прежде всего активных органов.

Термин «речевой аппарат», т.е. совокупность органов речи, к которым относятся губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, следует понимать условно. Поэтому весь речевой аппарат лингвистически (т.е. с точки зрения образования звуков в речи) можно разделить на три части:

1. всё, что ниже гортани (дыхательный аппарат, необходимый для образования речевых звуков);

2. гортань (преобразование воздушного потока);

3. всё, что выше гортани (в которых осуществляется артикуляция).

Пространство, в котором может осуществляться артикуляция от голосовых связок до губ называется речевым трактом.

Значение артикуляции делает возможной классификацию звуков русского языка. Артикуляционными различиями обусловлено деление звуков русского языка на гласные и согласные. При образовании гласных звуков слабая воздушная струя проходит свободно, не встречая преград. При образовании согласных более сильная воздушная струя встречает преграды.

В русском языке гласные классифицируются по 3-ём признакам:

1.по ряду – определяется движением языка по горизонтали:

· гласные переднего ряда – и, э

· гласные среднего ряда – ы, а

2.по подъему – движение языка по вертикали:

· нижнего подъема – а

· среднего подъема – э, о

· верхнего подъема – и, ы, у

3.по наличию или отсутствию лабиализации, т.е. по вытягиванию или округлению губ:

· лабиализованныео, у

· нелабиализованныевсе остальные

Согласные звуки характеризуются по 4-ем основным признакам:

1. по участию голоса и шума

· сонорные (голос преобладает над шумом):

[р] [л] [м] [н] [j]

[р , ] [л , ] [м , ] [н , ]

звонкие [б] [в] [г] [д] [з] [ж] [й]

[б , ] [в , ] [г , ] [д , ] [з , ]

глухие [п] [т] [к] [с] [х] [ц] [ч]

[п , ] [т , ] [к , ] [с , ]

2. по месту образования:

Ø губно-губные [б] [п] [м]

[б , ] [п , ] [м , ]

Ø губно-зубные [в] [ф]

[в , ] [ф , ]

– зубные [д] [т] [з] [с] [л] [н] [ц]

[д , ] [т , ] [з , ] [с , ] [л , ] [н , ] [ц , ]

– небные [ж] [ш] [р] [ч]

[ж , ] [ш , ] [р , ] [ч , ]

Ø среднеязычные [j]

Ø заднеязычные [г] [к] [х]

[г , ] [к , ] [х , ]

3. по способу образования – обусловлен характером преграды, которая встречается на пути воздушной струи (полная смычка органов речи или щель)

· смычные (взрывные) [б] [п] [д] [т] [г] [к]

[б , ] [п , ] [д , ] [т , ] [г , ] [к , ]

При образовании смычных согласных вначале происходит полное смыкание органов произношения, а потом воздушная струя резко размыкает их.

· аффрикаты [ц] [ч]

Согласные звуки, которые образуются путем смыкания органов речи, между которым остается щель и воздух, проходя через эту щель как бы взрывается.

· дрожащие (вибранты)[р]

[р , ]

Образуются при помощи дрожащего кончика языка, который вибрирует при выходе воздушной струи.

Ø боковые [л]

[л , ]

Ø носовые [м] [н]

[м , ] [н , ]

Образуются в результате того, что воздушная струя из-за смычки органов находит другой выход.

· щелевые (фрикативные) [ф] [в] [з] [с] [ж] [ш] [х] [j]

[ф , ] [в , ] [з , ] [с , ] [ж , ] [ш , ] [х , ]

При образовании фрикативных согласных активный орган сближается с пассивным, образуя щель, через которую проходит воздушная струя, щель образуется в результате трения.

4. по отношению к палатализации

Одной из характерных черт русских согласных является признак твердости/мягкости. При произношении мягких согласных кроме основной артикуляции используется дополнительная артикуляция палатализации (j-овая пал.). Для твердых согласных характерна особая артикуляция твердости (веляризация).

Согласные образуют пары по твердости/мягкости.

[б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [х]

[б , ] [в , ] [г , ] [д , ] [з , ] [к , ] [л , ] [м , ] [н , ] [п , ] [р , ] [с , ] [т , ] [х , ]

Непарные мягкие:[j] [ч , ] [ш , ]

Непарные твердые:[ж] [ш] [ц]

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 22005 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Согласные гласные фото – О звуках гласных и согласных расскажем ребёнку играя.

О звуках гласных и согласных расскажем ребёнку играя.

Начинать будем не с гласных и согласных звуков. Сначала обратим внимание ребёнка на то, что вокруг нас много разных звуков: шелест листвы, щебет птиц, грохот машин, скрип двери, телефонный звонок и т. д. На этом этапе, я предлагаю ребёнку игру: «Угадай, что звучит». Приготовим «арсенал» звучащих игрушек. Например, бубен, колокольчик, маракасы, деревянные палочки и даже листы бумаги подойдут. Каждый предмет даём ребёнку потрогать, пошуметь, погреметь, бумагой пошуршать и т. д. Потом садимся спиной друг к другу и начинаем угадывать. Обязательно меняемся ролями.

Поговорим с ребёнком о том, что все предметы сделаны из разных материалов. Поэтому и звучат по-разному: колокольчик из металла, палочки из дерева…

А вот из чего сделаны слова, которые мы произносим?

Вот и добрались до самого главного! А слова состоят из звуков. Но не из любых, а из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают тогда, когда «работают» органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.

И звуки человеческой речи РАЗНЫЕ.
Если ребёнку сразу сказать, что есть звуки гласные и согласные, то он просто ничего не поймёт. Если объяснить с помощью классического определения, то ребёнок вообще «потухнет».

Но одно определение гласных и согласных мне очень нравится! И детям оно понятно. Итак, есть звуки – ртораскрыватели (гласные) и есть звуки – ртосмыкатели (согласные). Это определение легко проверяется и подтверждается. Для этого произносим гласный звук. Ребёнок повторяет за вами. Можно перед зеркалом. И действительно, рот раскрывается, при этом, чем громче произносим гласный звук, тем больше открывается рот. Произносим согласный звук. И тут же ощущаем, что рот смыкается, а язычок при этом ещё куда-нибудь упирается, натыкается на какие-то препятствия.

Обращаем внимание ребёнка на то, что звуки речи можно только слышать и произносить. Их нельзя увидеть, потрогать. Но звуки речи можно обозначить. Например, разноцветными квадратиками или кружочками. Вам потребуются квадратики красного, синего и зелёного цветов. Красные для обозначения гласных звуков, синие и зелёные для согласных. Потому что согласные делятся на твёрдые и мягкие.

Для обозначения этих звуков я приспособила крышечки от детского пюре, только те, которые легко между собой соединяются.

На моих занятиях эти крышечки играют разные роли: и счётный материал, и разноцветные логические цепочки, и конструктор, мозаика для развития логики и мелкой моторики. Подробнее о крышечках ЗДЕСЬ

Один важный момент. Не торопитесь звуки превращать в значки-буквы. Потренируйте ребёнка именно в распознавании различных звуков речи (гласных, согласных, согласных твёрдых и мягких). Это называется – тренировка фонематического слуха.

— Произнесите звук [а], протяжно, ребёнок повторяет; обратите внимание на то, как раскрывается рот; произнесите с увеличением громкости и ребёнок снова повторяет, ощущая, как рот раскрывается ещё больше – это звук-ртораскрыватель, обозначьте его красным квадратиком;

— Произнесите звук [м], сначала коротко; ребёнок повторяет за вами; потом протяните этот звук и ребёнок за вами; звук тянется, но рот плотно сомкнут! Вот вам и ртосмыкатель! Его обозначаем синим квадратиком.

Так продолжаем ещё с несколькими звуками. Гласные звуки, которые обозначают мягкость согласных пока не трогаем.

Потренируйте ребёнка в распознавании первого звука в слове.

— Произнесите слово арка, протягивая первый звук [а] – ааааарка;

— Какой первый звук в этом слове? Каким квадратиком его обозначишь? Почему? (вопросы для ребёнка).

— Произнесите слова машина, протягивая первый звук [м].

— Какой звук в этом слове первый? Каким квадратиком обозначишь? Почему? (вопросы для ребёнка).

Подбирайте слова в которых первые согласные звуки [м], [с], [р], [х], [ш], [р], [в], [з], [л], [н], [ж]. Эти звуки хоть и согласные, но тянутся, поэтому их легко выделить интонационно.

Если какой-то звук ребёнок ещё не выговаривает правильно, то его не используем.

Тренируемся в распознавании различных звукослияний, слогов.

  1. Слияние двух гласных — [ау], [уа], [ао], [уо],[оу]. Произносим звукослияние нараспев. Спрашиваем ребёнка:

-Какой звук первый? Каким квадратиком обозначим?

-Какой звук второй? Каким квадратиком обозначим?

А вот тут мои разноцветные крышечки очень кстати, потому что легко соединяются, крепятся друг к другу, поэтому я могу наглядно показать ребёнку, как два звука скрепились вместе, соединились, слились и их надо произносить безотрывно, так чтобы один звук плавно перешёл в другой.

  1. Слияние гласного и согласного – [ам], [ус], [ов]…
Читайте также:  Роль групповых занятий в нейрореабилитации пациентов с дизартрией в суточном стационаре

Выделяем каждый звук в звукослиянии, обозначаем квадратиками или картинками (о картинках прочитаете ниже).

  1. Слияние согласного и гласного звуков (открытый слог) – [ма], [со], [ну]…

Выделяем каждый звук по очереди, обозначаем схемой.

  1. Слияние трёх звуков – [сма],[сну], [всо]…

Выделяем каждый звук по очереди, составляем схему с помощью с помощью квадратиков или картинок.

  1. Слияние трёх звуков, где открытый слог + согласный (замочек). Это короткие слова из трёх звуков – [мох], [сын], [сон], [нос], [шум].
  2. Слияние из 4-х звуков, где два открытых слога – [мама], [муха], [луна], [сова], [Маша], [Саша]…

А теперь о картинках. Есть у меня пособия-помощники, завлекалочки-увлекалочки. Это картинки разноцветные. Девочки красные, мальчики синие и зелёные.

Есть девочки и мальчики отдельно стоящие. Они для обозначения тех звуков, которые не образуют в слове звукослияния. Эту картинку надо разрезать, чтобы мальчик и девочка были отдельно друг от друга.

Есть две девочки красные — это звукослияние 2-х гласных:

Есть пара, где мальчик – синий + девочка — красная. Это открытый слог, где согласный твёрдый. Эти дети держатся за руки, дружат. Значит звукослияние надо произносить слитно, так чтобы согласный плавно переходил в гласный.

Здесь для начала используйте звукослияния с теми согласными, которые можно произносить протяжно [м], [с], [р], [х], [р], [в], [з], [л], [н].

Есть пара, где мальчик – зелёный, девочка – малиновая. Девочку умышленно покрасила в малиновый цвет, чтобы зрительно отличались гласные звуки обозначающие мягкость согласных от других гласных, обозначающих твёрдость согласных.

С помощью этих разноцветных деток можно составить схему любого слова.

После таких упражнений-игр для развития фонематического слуха я перехожу к знакомству с буквами.

И об этом подробнее ЗДЕСЬ

Гласные и согласные буквы и звуки

В старшей группе детского сада или в первом классе школы учителя или воспитатели часто просят родителей подготовить карточки с буквами.

Гласные буквы обычно должны быть красного цвета, согласные – синего.

В магазине найти такие карточки достаточно проблематично, да и недешево.

Мы подготовили для вас такие карточки. Вы можете их скачать абсолютно бесплатно.

Из одного стандартного листа бумаги получается 4 карточки. Размер вполне подходящий для работы.

Все буквы представлены в двух вариантах – закрашенном и черно-белом. Если у вас принтер цветной, сразу получаете нужный результат. При распечатке на черно-белом принтере, придется самостоятельно раскрасить буквы по образцу.

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Скачать файл: kart1.zip [756,05 Kb] (cкачиваний: 702)

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все файлы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Картинки в архивах не помечены водяными знаками.

Гласные буквы и гласные звуки русского языка — схема, таблица

В русском языке гласных букв — 10, гласных звуков — 6. Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я. Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. В школьной программе гласные звуки обозначаются на схемах красным цветом. В начальных классах объясняют: гласные буквы называются так, потому что они «голосят», произносятся «голосисто», согласные же буквы получили такое название, потому что они «согласуются» с гласными.

Характеристика букв и звуков в русском языке

Современный русский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и соответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обозначают: ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).

Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.

  • Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].
  • Согласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.
  1. Особенности согласных звуков
  2. Обозначение мягкости согласных на письме
  3. Звуковое значение букв е, ё, ю, я
  4. Полный фонетический разбор слова

Особенности согласных звуков

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твердости-мягкости:

[б] — [б′], [в] — [в′], [г] — [г′], [д] — [д′], [з] — [з′], [к] — [к′], [л] — [л′], [м] — [м′], [н] — [н′], [п] — [п′], [р] — [р′], [с] — [с′], [т] — [т′], [ф] — [ф′], [х] — [х′]

(апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук — [лук] и люк — [л′ук].

б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соотносительные пары по твердости-мягкости, то есть в языке существуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш′], [й], [ч] (всегда только мягкие).

Примечания:

  • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
  • звук [ш′] обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху над звуком обозначает удвоенный (долгий) звук. В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] — ванна.

в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, [д], [д′], [з], [з′] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т′], [с], [с′] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости:

[б] — [п], [б′] — [п′], [в] — [ф], [в′] — [ф′], [г] — [к], [г′] — [к′], [д] — [т],
[д′] — [т′], [з] — [с], [з′] — [с′], [ж] — [ш]
.
Сравните: бить — пить, год — кот, жить — шить.

г) Звуки [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′] не образуют соот­носительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными, это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими. Это звуки [ч], [ц], [х], [х′].

В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция. Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н′], тоже смягчается, и мы получаем звук [з′].

Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз′н′]. Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухи­ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухими.

Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка — ло[т]ка, сказка — ска[с]ка, воз — во[с]. Возможно и об­ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон­кими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются. Напри­мер, косьба — ко[з′]ба, просьба — про[з′]ба.

Обозначение мягкости согласных на письме

В русском языке мягкость согласных обозначается следующими способами:

  1. При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза — [пол′за], лось — [лос′] и др.

Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости со­гласных в следующих случаях:

а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья — лис[т′йа], бе­лье — бе[л′йо];

б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) — нож (2 скл., м.р.);

в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глаго­ла), а также наречий: вскачь, навзничь.

  1. Посредством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные зву­ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес — [л′эс], мёд — [м′от], лил — [л′ил], люк — [л′ук], мял — [м′ал].
  2. При помощи последующих мягких согласных: винтик — [в′ин′т′ик], слива — [с′л′ива].

Звуковое значение букв е, ё, ю, я

  1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:
  • в начале слова: например, ель — [йэ]ль, ёж — [йо]ж, юла — [йу]ла, яма — [йа]ма;
  • после гласного звука: моет — мо[йэ]т, поёт — по[йо]т, дают — да[йу]т, лаять — ла[йа]ть;
  • после разделительных ь,ъ: съем — съ[йэ]м, пьёт — пь[йо]т, льют — ль[йу]т, рьяный — рь[йа]ный.

Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и: соловьи — соловь[йи].

  1. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству­ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер­дости-мягкости: мех — [м′эх], нёс — [н′ос], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

Памятка:

  • Звуки [й], [л], [м], [н], [р] — звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [х], [ц], [ч], [ш′] — глухие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твёрдые.
  • Звуки [й], [ч], [ш′] — всегда мягкие.

Читайте также: Артикуляционная классификация согласных звуков в русском языке.

Полный фонетический разбор слова

План фонетического разбора:

  1. Орфографическая запись слова.
  2. Деление слова на слоги и место ударения.
  3. Возможность переноса.
  4. Фонетическая транскрипция слова.
  5. Характеристика всех звуков по порядку:
  • согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен;
  • гласный: ударный – безударный.
  1. Количество звуков и букв.
  2. Случаи несоответствия звука букве.

Образец разбора

  1. Приятели
  2. Слоги: при‑я́-те-ли (4 слога; ударение падает на 2‑й слог).
  3. Перенос: при-я-те-ли.
  4. [пр’иjа́т’ьл’и]
  5. п [п] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.
    р [р’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
    и [и] – гласный, безударный.
    я скобка [ j ] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.
    [а́] – гласный, ударный.т [т’] – согласный, глухой парный, мягкий парный.
    е [ь] – гласный, безударный.
    л [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
    и [и] – гласный, безударный.
  6. 8 букв – 9 звуков.
  7. Буква я обозначает два звука – [jа́].

Таким образом, звуки речи отличаются от всех других звуков тем, что они образуют слова. Звук является наименьшей основной единицей языка наряду со словом, словосочетанием и предложением. Но, в отличие от них, звук не имеет смыслового значения.

Именно благодаря звукам мы различаем слова, которые слышим и произносим: дом [дом] и ром [ром] — различие в одном звуке. Звуки создают звуковую оболочку слов и этим помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию.

Читайте также: Фонетический разбор слова — звуко-буквенный анализ с примерами.

Артикуляционная характеристика гласных и согласных звуков.

Звуки делятся на гласные и согласные. У них разная природа. Они по-разному произносятся и воспринимаются, а также по-разному ведут себя в речи и играют в ней неодинаковые роли.

Гласные– это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды. Произнесение (артикуляция) не сфокусирована в одном месте: качество гласных определяется формой ротовой полости, которая выступает как резонатор. При артикуляции гласных работают голосовые связки в гортани. Они сближены, напряжены и вибрируют. Поэтому при произнесении гласных мы слышим голос. Гласные можно тянуть.

В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах.
Ударный слог тот, в котором гласный произносится ясно и выступает в своём основном виде.
В безударных слогах гласные видоизменяются, произносятся по-другому. Изменение гласных в безударных слогах называется редукцией. Ударных гласных в русском языке шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Гласных букв 10; [ё], [я], [ю] – обозначают два звука.

Различаются 6 звуков по трем основаниям:

– огубленности. У О – огубленные

– степень подъема языка по вертикали по отношению к нёбу (верхний, средний, нижний);

– ряд это степень продвинутости языка вперед или отодвинутости назад: (передний, средний, задний).

Например: [э] – неогубленный, среднего ряда, среднего подъема.

Согласных букв всего 21. Согласные звуки образуются благодаря преграде, возникающей во рту во время прохождения воздушного потока. Роль преграды могут играть зубы, язык, губы, в зависимости от характера преграды согласные подразделяются на множество групп, например, губные, зубные и т.д. Также согласные делят на твердые и мягкие, глухие и звонкие. Твердые согласные произносятся более грубо, мягкие же звучат изящнее и смягчаются рядом стоящим гласным или на письме с помощью мягкого знака. Глухие согласные звуки произносятся без участия голоса, в то время как в формировании твердых звуков участие голоса необходимо. Звонкие и глухие звуки, как правило, образуют пару, например: Б-П, В-Ф и т.д.

Читайте также:  Сензитивные периоды развития речи

Существует лишь несколько звуков, у которых нет пары по глухости-звонкости: Щ, Ц, Й, Р, Л, М, Н.

Артикуляция русских согласных сосредоточена главным образом в передней части ротовой полости. Для большинства из них действующим органом является язык, а наиболее активной при образовании русских со­гласных выступает передне-средняя часть спинки языка. Все русские твёрдые согласные имеют окраску на гласный [ы], а мягкие — на гласный [и].

к артикуляционным характеристикам согласных относятся:

1. место образования

2. способ образования;

5. шумность, сонорность – степень звучности звука.

Например: [ф] – согласный, губной, губно-зубной, щелевой, срединный, глухой, парный, твердый, шумный.

[р] – согласный, язычный, переднеязычный, смычный, дрожащий, сонорный, твердый.

Отличия образования гласных и согласных звуков:

1. В основе образования гласных лежит активная работа голосовых связок. Для согласных характерна активная работа органов речи в полости рта.

2. В роли основы гласного звука выступает голос, основу согласного звука составляет шум, как следствие преодоления воздухом преграды в полости рта.

3. Гласные образуются слабым напором воздушной струи, согласные сильным, так как воздуху нужно преодолеть преграду в ротовой полости.

4. При образовании гласных все органы полости рта напряжены равномерно. При образовании согласного звука напряжены те органы речи, в области которых образуется преграда, которую должен преодолеть воздух.

5. При образовании гласных воздушная струя не встречает на пути никаких преград, при образовании согласных – воздушная струя должна преодолеть преграду на своем пути в полости рта.

6. Гласные могут звучать с большей или меньшей силой, что позволяет им быть носителем ударения. Согласные произносятся всегда с одинаковой силой.

7. Большая сила произнесения дает возможность гласным образовывать слог, т.е. гласные являются слогообразующими в русском языке. Согласные в силу своей малой звучности не способны образовывать слог в русском языке.

Система гласных называется вокализмом, а согласных – консонантизмом.

Дата добавления: 2019-11-16 ; просмотров: 2850 ;

Конспект непосредственной образовательной деятельности с элементами логоритмики «Дикие животные»

Алена Грищук
Конспект непосредственной образовательной деятельности с элементами логоритмики «Дикие животные»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Магадана

«Детский сад комбинированного вида №55»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

с элементами логоритмики

«Дикие животные».

учитель-логопед Грищук А. Н.

Магадан, 2020 год

Тема: «Дикие животные»

Цель: закрепление лексической темы «Дикие животные», с элементами логоритмики.

Коррекционно-образовательные

• расширить и углубить представления детей о диких животных;

• активизировать словарный запас;

• учить употреблять суффиксальный способ словообразования и словоизменения: образовывать существительные с суффиксами -онок, -енок, употреблять формы родительного, дательного падежей единственного и множественного числа имен существительных;

• упражнять детей в слоговом анализе слов;

• развивать координацию движений, чувство ритма;

• закреплять правильное речевое дыхание;

• развивать способность чувствовать характер музыкального произведения, ритмический и динамический слух;

• развивать воображение, слух, внимание.

• воспитывать любовь и интерес к родной природе;

• развивать желание слушать и понимать музыку.

формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР

Предварительная работа: Просмотр изображений диких животных и их детенышей, беседа о жизни диких животных. Чтение литературы по данной теме.Проведение дидактических игр: «Угадай по описанию», «Кто спрятался».

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Методы и приемы: игровой, наглядный, слуховой, словесный; погружение в игровую ситуацию

Оборудование: картинки диких животных, мяч, ноутбук.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

(дети входят, встают полукругом)

Логопед: – Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними. А сейчас мы поздороваемся друг с другом.

«Приветствие»

– А сделаем мы это необычным способом. Посмотрите на меня, как я это буду делать.

– Здравствуй Саша! (Отхлопывают ритм ладонями).

И так далее, пока не обойдет весь круг.

Логопед:

В лес сегодня на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Нам, ребята, не найти.

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдем.

И лесных зверей мы с вами

Координация речи с движением, релаксация «Мы шагаем».

Мы шагаем по тропинке,

По сугробам, и по льдинкам.

Поднимай повыше ногу.

Проложи другим дорогу.

Вместе по лесу идем,

Не спешим, не отстаем.

Мы идем, мы идем

В зимний лес сейчас придем.

-Ребята, посмотрите, какая красота. Какой свежий и чистый воздух в зимнем лесу.

– Давайте подышим зимним лесным воздухом.

Дыхательная гимнастика «В зимнем лесу».

Вдох через нос выдох через рот

Вдох через рот выдох через нос

-А теперь мы сядем на пеньки и немного отдохнем.

– Ой, сколько снега. А на снегу можно сидеть? Нет конечно. Снег можно стряхнуть или сдуть. Давайте сдуем снежинки с пенечков.

(Дети сдувают снежинки, и присаживаются)

– Ребята давайте вспомним жителей леса. Кто же все-таки живет в лесу. Расскажите мне, какие они.

Д/и с мячом “Скажи, какой?”

(Ребенок, поймавший мяч, должен подобрать определения к животному, которое называет логопед)

Медведь – сильный, большой, мохнатый, косолапый.

Волк – злой, голодный, хищный

Лиса – хитрая, умная, проворная

Белка – быстрая, запасливая, трудолюбивая

Заяц- трусливый, пугливый, белый.

Еж – колючий, серый, пугливый.

Олень- красивый, рогатый, быстрый.

Лось – большой, сильный, могучий.

Логопед: – Ой, а куда все животные делись? Посмотрите, они решили поиграть с нами в прятки. Кто же спрятался от нас?

Дидактическая игра: «Чей? Чья? Чье?»

Ребенок должен сказать предложение:

-Я вижу заячий хвост, там спрятался заяц. И т. д.

Логопед: -Ну и мороз в лесу. Заморозил нас совсем. Ребята, давайте согреемся?

Массаж «Заморозил нас мороз» (дети выполняют массажные движения в соответствии с текстом).

Вот на улице мороз! Руки на поясе.

Ну-ка, все потрите нос! Трут кончик носа.

Ни к чему нам бить баклуши, Грозят правым указательным пальцем.

Ну-ка,взялись все за уши:

Вот и уши отогрели! Указательным и большим пальцами держатся за мочки ушей и вращают их вперед, за тем назад.

По коленкам постучали, Стучат ладонями по коленям.

По плечам похлопали, Руки — скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.

Ножками затопали! Топают ногами.

Речевая игра: «Кто где живет?» (с мячом)

– Предлагаю с мячиком нам поиграть и на вопросы отвечать!

Где лиса живет? (в норе)

Ну, а белочка? (в дупле)

В старых пнях живут (ежи)

А где волки? Подскажи? логове)

Где медведи, наконец? (в берлоге)

Кто все знает – молодец!

А серый зайка? (под кустом)

Так: что делаем потом?

А теперь – не зевай

Д/и: «Где чей дом?»

-Мы с вами вспомнили, как называются жилища животных. А теперь, сами побудем животными.

– Ребята, подойдите пожалуйста и возьмите карточки.

Под музыку вы гуляете в лесу со своим животным, как только музыка остановится, проводите его в свое жилище.

-У каждого животного свое жилище.

-Ой, что за шум в лесу. Кто-то к нам спешит. А кто из животных именно вы узнаете, отгадав загадки.

У зверя уши слишком отрасли,

А хвост, как шарик, не мешает бегу.

Бывает летом он под цвет земли,

Ну а зимой подобен снегу. (Заяц)

Он в лесу ночами рыщет,

Пропитанье себе ищет.

Страшно слышать пасти щелк…

Кто в лесу зубастый? …

-Молодцы. Сейчас мы с вами поиграем с ними. Волк и заяц постоянно спорят, кто больше, кто меньше, кто трусливый или храбрей. И мы сейчас с вами поможем им в их споре, будем сравнить волка и зайца (с использованием уменьшительно-ласкательной формы существительных)

Волк – большой, а зайчик – маленький.

Волк – храбрый, зайчик – трусливый.

У волка -голова, а у зайчика – головка.

У волка – хвост, у зайчика – хвостик.

У зайца – уши, у волка – ушки.

У волка – лапы, у зайчика – лапки.

У волка – морда, у зайчика – мордочка.

-Вот молодцы, волк и заяц остались довольны нашими ответами.

-Ну вроде, все спокойно в лесу.

Логопед:

Кажется, что всё в порядке,

Но не всё в лесу так славно –

Кто-то плачет очень странно:

Мы поможем тем бедняжкам,

Что рыдают у овражка.

Логопед. Посмотрите на несчастных детёнышей. Они забыли, как зовут их мам. Как нам поступить? Правильно. Нужно помочь детёнышам диких животных вспомнить имена их мам. А помогут нам волшебные шишки. Давайте возьмем шишки и сядем дружно в круг. Покажите левую руку, теперь уберите ее за спину. Правой рукой берем шишку и передаем соседу с права, со словами беру-отдаю. Здорово, молодцы. А теперь мы поможем детенышам вспомнить имена мам. Берем шишку-называем имя мамы, отдаем шишку –называем детеныша.

Дидактическая игра с элементами логоритмики: «У кого кто?» (собери семью, с шишками).

-Смотрите, а здесь на полянке корзинка стоит, может кто- то забыл ее? Давайте посмотрим, что в ней. Кстати, а по правилам безопасности дети могут открывать или заглядывать в сумки, коробки, ящики, оставленные без присмотра? Нет, конечно! Что нужно сделать? (Позвать взрослого)

-Значит, я первая посмотрю… А в корзине, оказывается, сюрприз. Сюрприз зимний, холодный! Что это? (Снежные комочки – листы с распечатанными картинками семейств животных, скомканные в комочки)

Дети достают по одному снежному комочку

Игра «Кто спрятался в комочке?»

Разгладить пальцами смятое в комочек изображение и назвать, кто на нем (Это медвежья семья. Папа – медведь, мама – медведица, детеныш – медвежонок и т. д.)

Игра «Закончи предложение». (Накопление словаря антонимов)

– А сейчас мы немного поиграем. Я буду начинать предложение, а вы подберите

нужное слово, чтобы его закончить.

Заяц летом серый, а зимой (белый)

У зайца уши длинные, а у медведя (короткие)

Мышка маленькая, а медведь. (большой)

Лиса живет в норе, а волк в (логове)

Заяц травоядный, а волк (хищник)

У лисы шерсть мягкая, а у волка (жесткая)

Волк сильный, а белка … (слабая)

У зайца хвост короткий, а у лисы (длинный)

Волк зимой охотится, а медведь (спит)

– Молодцы ребята. Вы справились со всеми заданиями.

Логопед: – Вот и заканчивается наша прогулка в лес. С кем мы встретились в лесу? Всех ли животных можно увидеть зимой?

-Что вам понравилось больше? В чем испытывали затруднения?

– Ребята, пока мы играли, в лесу выпало много снега, посмотрите под елку сколько снежинок, предлагаю тем кому понравилось путешествие в лес, взять улыбающуюся снежинку, а тем кому не понравилось, взять грустную снежинку. И прикрепить ее на елку.

-А теперь пришла пора прощаться с гостями.

Заключительное упражнение на релаксацию –спокойная ходьба по залу:

До свиданья, зимний лес. Рады были встрече!

Много было здесь чудес. Наступает вечер.

Нам пора идти домой в этот поздний час.

Детский садик наш родной ждет давно уж нас.

Дети строем выходят из зала.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Ребята в гостях у Золушки» Тема: «Ребята в гостях у Золушки» Цель: Сформировать знания детей о сказке «Золушка» через выполнение определенных заданий. Задачи: Образовательные:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Дикие животные наших лесов» Педагогический замысел: Воспитывать интерес и бережное отношение к миру живой природы. Познавательное развитие: Систематизировать представления.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Дикие животные и птицы зимой» Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”, “Чтение художественной литературы. ” Цель: Продолжать формировать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Перелётные птицы» Тематическая карта занятия Образовательная область: «Развитие речи» Организованная образовательная деятельность: комплексное интегрированное.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Теремок» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ НА ТЕМУ «ТЕРЕМОК». Цели и задачи: учить детей знаниям об образовании.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Север. Животные Севера» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Конспект образовательной деятельности «Дикие и домашние животные» для детей средней группы детского сада “Дикие и домашние животные” Цель – систематизировать знания о диких и домашних животных Задачи – образовательные – закрепить полученные.

Конспект образовательной деятельности «Дикие и домашние животные». Для второй младшей группы Конспект образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста: в области «Познавательное развитие». Для второй младшей группы. По.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Капуста» Непосредственная образовательная деятельность в средней группе «Капуста» Цель:Рассматривание овощной культуры – капуста. Задачи: – уточнить.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии «Ты, я и планета Земля» Цель: – дать общее представление о Земле, как о едином большом доме; – пробудить мысль о необходимости оберегать свою планету и всех.

Ссылка на основную публикацию