Наглядная схема для характеристики гласных и согласных звуков

План – схема характеристики звука

Профилактика нарушений письма: развитие фонематических процессов с использованием пособия «План – схема характеристики звука»

В конце первого класса у, казалось бы, вполне подготовленных к школе учеников выявляется нарушение письма. Родители приходят в состояние растерянности – почему у ребенка в письменных работах так много ошибок? Высказывают мнение о недостаточной квалификации учителя, ругают ребенка в его невнимательности и заставляют переписывать письменные задания. Ребенок старается, но положительных сдвигов наблюдается недостаточно. В результате, угасает интерес к предмету, снижается мотивация к обучению («сколько ни стараюсь – ничего не получается») и общее эмоциональное состояние.

Основной причиной появления значительного количества ошибок при письме является недостаточная сформированность фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, т.е. неумение ребенка определить последовательность звуков в слове и характеристику каждого звука. Данные процессы являются «фундаментом» освоения навыками письма и чтения и должны формироваться и развиваться как можно раньше – с дошкольного периода развития.

Основой для обучения детей правописанию является учение о фонемном составе слова. Все программы графоорфографических действий, которые необходимо выполнить при написании слов, базируются на фонематическом анализе.

Д.Б. Эльконин писал, что от уровня осознания ребенком звуковой действительности языка и строения звуковой формы слова зависит усвоение не только грамоты, но и грамматики, и орфографии.

Звук – единица абстрактная. Она не подкреплена сильной чувственной основой, как буква. Букву можно создать своей рукой, нарисовать, вырезать (т.е. включить наглядно-действенное мышление). Детям с речевыми нарушениями осознание звука, как единицы речи, дается еще сложнее. Они часто путают понятия «звук » – «буква », «гласные и согласные звуки », с трудом применяют в своей речи термины, используемые при изучении звукового анализа. В основе ошибок также могут лежать недостаточно продуманные методические приемы обучения – введение в работу всего спектра характеристик звуков в течение слишком короткого времени, в результате чего не успевает сформироваться связь «звук – артикуляция – термин».

Для предупреждения появления ошибок в письменных работах детей, связанных с недостаточной сформированностью навыков звукового анализа и синтеза, необходимо использовать такую технологию обучения, которая предполагает поэтапное, последовательное, логически построенное изучение всех характеристик звуков. Использование наглядности при формировании и коррекции фонематического анализа способствует более прочному усвоению материала.

Дидактическое пособие «План – схема характеристики звука» помогает учащимся осознать, что такое «звук» и «прочувствовать» его, подключая другие анализаторы. У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции. Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином. С опорой на план-схему дети учатся давать характеристику любому звуку. Кроме того, данное пособие способствует выработке алгоритма действий и оказывает помощь в планировании речевого высказывания, что является сложной задачей для детей с нарушением речи.

Цель: развитие фонематических процессов и формирование навыков звукового анализа и синтеза слов у учащихся начальных классов с нарушением письма:

  • обучать умению различать звуки и характеризовать их по основным акустическим и артикуляционным признакам;
  • тренировать в использовании правильной терминологии в самостоятельной речи, активизировать речевые высказывания;
  • учить применять полученные знания и умения при выполнении звуко-буквенного и фонетического разбора слова;

Содержание методической разработки

Последовательность этапов введения в фонематический анализ с использованием пособия «План – схема характеристики звука».

Модуль «Звуки речи»

  1. Понятие «звуки речи». Привлечение внимания учеников к звукам как явлению окружающего мира. Осмысливание информационной значимости звуков и способа их
    образования.
  2. Артикуляционный аппарат человека и способы образования звуков речи.
  3. Классификация звуков по способу произнесения – наличие или отсутствия преграды во рту. Упражнения на различение и группировку звуков по наличию или отсутствию преграды во рту.

Примечание: «Звук» – это наименьшая частица речи. Гласные звуки тянутся, а согласные произносятся как «выстрел». Произносить согласные звуки следует кратко, без призвука «э» (бэ, лэ). Звук [а ] [ м] [ б ] [ л ] – твердый звук, [ л’] – мягкий звук.

Модуль «Гласные звуки»

  1. Понятие «Гласный звук ». (Изображение губ в красной рамке.) Формирование и закрепление связи «звук – отсутствие преграды – гласный звук ». Выделение гласных [а о у ы э и ] из групп изолированных звуков.
  2. Обозначение гласных звуков в схеме слова в начале, в середине, в конце. Формирование и закрепление связи «звук – отсутствие преграды – гласный звук – красный цвет»
  3. Определение количества гласных звуков в группе звуков, в словах. Определить сколько звуков в звукосочетаниях : ау, иа, уау, оаиу и т.д.
  4. Понятия «ударный и безударный гласный звук» (Обозначение ударного гласного черным треугольником).

Повторение звукосочетаний с разным ударением: ау’ а‘у ауи‘ ау‘и
Отхлопывание ритмических схем: Хх ххХ Ххх
Х – громкий хлопок, х – тихий хлопок

Примечание: В русском языке 6 гласных звуков [а о у ы э и ] и 10 гласных букв А О У Э Ы И Я Ё Ю Е. Буквы Я Ё Ю Е обозначают два звука
Я [ й’а ], Ё [ й’о ], Ю [ й’у ], Е[ й’э ].

Модуль «Согласные звуки»

1. Понятие «согласный звук». (Изображение губ в синей рамке) Формирование и закрепление связи «звук – наличие преграды – согласный звук». (Акцентируем внимание на том, что вся информация о согласных звуках дается в синей рамке).

Дифференциация гласных и согласных звуков с опорой на органы артикуляции. Закрепление в активной речи терминов «гласный звук», «согласный звук».

2. Мягкие и твердые согласные звуки.

Упражнять в различении и произнесении мягких и твердых согласных звуков с опорой на уклад органов артикуляции и движения губ и языка.
Формирование связей «звук – наличие преграды – твердое звучание – синий цвет»; «звук – наличие преграды – мягкое звучание – зеленый цвет»
Обозначение определенным цветом мягких и твердых согласных в схемах слов.
Запись слогов в две строчки (твердый – мягкий) при изучении пар гласных букв (А – Я, О – Ё, У- Ю, Ы -И, Э- Е).

– мя, ся, лё, бю
– вы, ло, ду, ты

3. Звонкие и глухие согласные.

Классификация согласных звуков по звонкости – глухости с опорой на слуховое восприятие и тактильное ощущение работы голосовых связок. При произнесении звонких согласных голосовые связки вибрируют.

Примечание. Положить ладонь на горло и произносить звуки, акцентируя внимание на вибрацию связок [ж]- [ш], [з] -[с], [р] – [х].

Упражнять в правильном произнесении звуков в изолированном виде без призвука [э].

4. Парные и непарные согласные звуки.

Показать сходство и различие парных согласных. Упражнять в запоминании парных и непарных согласных. Парные звуки имеют одинаковый артикуляционный уклад. В этом их сходство. Различие в том, что в паре один звук звонкий, а другой – глухой.
[б]- [п], [б’] -[п‘].

Примерные виды заданий и упражнений с использованием плана-схемы.

  1. Отгадывание звука по отсутствию или наличию преграды (гласный – согласный )
  2. Дидактическая игра «Скажи наоборот » (твердый – мягкий, звонкий – глухой).
  3. Называние или отгадывание согласного звука по его характеристике (с постепенным усложнением).

– согласный, звонкий (глухой);
– согласный, твердый (мягкий);
– согласный, звонкий, твердый;
– согласный, звонкий, глухой, парный;
– согласный, глухой, мягкий, непарный;

4. Характеристика заданного звука по плану (устно, письменно).

[ж] — согл., зв., тв., парн. — [ш].[ч’] — согл., глух., мягк., непарн.
[р] — согл., зв., тв., непарн.[д’] — согл., зв., мягк., парн.— [т’]

5. Характеристика первого звука имени, фамилии и т.д.

6. Выполнение звукового анализа слов. Запись звукового анализа должна производиться только на основе слухового восприятия или картинном материале. Буквенная запись слова не должна быть перед глазами детей.

Примечание. После закрепления твердого навыка выполнения звукового анализа, записывается слово и его звуковой анализ. На первых порах, чтобы исключить возможность видеть слово, можно буквенную запись закрыть листом бумаги. Затем, у ребенка можно спросить «Закрыть слово или можно не закрывать?» Таким образом можно проверить уровень усвоения навыка звукового анализа.

7. Выполнение звукового анализа слов при изучении гласных второго ряда. Рассматривается анализ слов, в которых гласная находится в разных позициях – после согласного, после гласного, когда гласная второго ряда стоит первой в слове.

любит [л’ у б’ и т ] – 2 слога, 5 букв, 5 звуков.

Юля [й’у л’а ] – 2 слога, 3 буквы, 4 звука.

каюта [к а й’у т а] – 3 слога, 5 букв, 6 звуков.

8. Фонетический разбор слов: ау, ах, мал, мел, моль и т.д

9. Фонетический разбор слов с мягким и разделительным мягким знаком.

Опыт многолетней логопедической практики показывает, что данная методика позволяет успешно подготовить ребенка к обучению фонематическому анализу, что, по сути, является основой грамоты. Четкое представление о звуках, умение оперировать терминами и последовательно излагать свои мысли развивает речемыслительную деятельность и способствует прочному формированию навыков письма и чтения.

Для проведения дополнительных занятий с младшими школьниками, испытывающими трудности в усвоении программы по предмету «русский язык», рекомендуется использовать Учебно-методический комплект по коррекции нарушений письма и чтения у младших школьников (автор Прокопьева Т.И.) Дидактическое пособие также возможно использовать и в работе с детьми подготовительной группы. Все задания выполняются на словесном уровне и с использованием цветовых обозначений.

ПЛАН – СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКА

(ГЛ.)ГЛАСНЫЙСОГЛАСНЫЙ(СОГЛ.)
УДАРНЫЙ (УД.)
БЕЗУДАРНЫЙ (БЕЗУД.)
ЗВОНКИЙ (ЗВ.)ГЛУХОЙ (ГЛУХ.)
ТВЁРДЫЙ (ТВ.)МЯГКИЙ (МЯГК.)
ПАРНЫЙ (ПАРН.)НЕПАРНЫЙ (НЕПАРН.)
  1. Мисаренко Г. Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М. : Академия, 2004.
  2. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
Читайте также:  Развитие фонематического анализа: картинки для раскрашивания

Схема характеристики звука
материал на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
shema_harakteristiki_zvuka.docx166.87 КБ
konspektshkola.doc39 КБ
zvukovoy_razbor_slova.docx14.26 КБ

Предварительный просмотр:

СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКА

Предварительный просмотр:

Лексико-грамматическое занятие, для детей 1 класса

На тему «Домашние животные, их польза для человека»

Тема: Домашние животные, их польза для человека.

Цель : Активизация речи.

Образовательная –развивать навыки связной речи, развивать смысловую сторону речи.

Коррекционная – развитие артикуляционного аппарата, понимания речи, расширение пассивного словаря, стимулирование речевой активности, развивать логическое мышление внимание ,воображение .

Воспитательная – воспитывать умение быть вежливым, выслушивать ответы товарищей, воспитывать у детей уважительное и внимательное отношение к домашним животным.

Форма проведения: подгрупповое занятие.

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: лексико-грамматическое

Оборудование : индивидуальные зеркала, массажные шары и кольца су-джок, кольца, наглядное пособие, поскребки, цветные круги, ноутбук.

Артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики)

Массаж су-джок (развитие мелкой моторики)

Знакомство с темой

Лого-ритмическое упражнение «Синий трактор» (развитие дыхания, ритма)

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с животными, которые живут дома, в деревне. Их еще называют домашними животными. И узнаем, какую пользу они приносят для людей.

И для того, чтобы нам красиво говорить и правильно отвечать на занятии сделаем с вами гимнастику для губ и языка.

Руки и пальцы тоже сегодня будут помогать нам в работе. Сделаем массаж колючими шариками и колечками.

И первое наше животное, о котором мы будем говорить это корова. Как корова мычит? Посмотрите и скажите, какая она? Какую пользу приносит корова человеку?

Верно. Скажем вместе слово корова. КОРОВА. Молодцы.

Посмотрите на следующее наше животное, это свинья. Как кричит (хрюкает) свинья? Какая она? Какого цвета?

Какую пользу приносит свинья человеку? Верно. Скажем вместе слово свинья. СВИНЬЯ. Молодцы.

Еще одно животное, посмотрите на него. Это баран. Как кричит баран? Какой он? Какую пользу приносит баран человеку? Произнесем вместе слово баран. БАРАН.

Вы, верно, справились с заданием. Молодцы! Предлагаю спеть про домашних животных, о которых мы поговорили. Споем вместе с «синим трактором».

Для вас я приготовила фигуры. Посмотрите и скажите, на кого похожа эта фигура? Вместе вы верно назвали и дали характеристику животным.

Предлагаю вам стать на мгновение волшебниками и превратить черные фигуры животных в цветные. Для этого нам понадобятся поскребки. (логопед помогает детям)

Ребята, перед вами два круга. Если вам понравилось занятие поднимите красный круг, если не понравилось, то синий.

Спасибо, за оценку. До свидания.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Дети выполняют массаж массажными шариками Су-Джок

Большая, красивая, пятнистая

Корова для человека дает молоко, мясо. Из молока можем сделать сметану, творог и другие кисломолочные продукты.

Хрю! Большая, розового цвета.

Свинья дает для человека мясо и сало.

Бе! Большой, кудрявый,на нем много шерсти. Баран дает для человека шерсть из которой прядут пряжу и вяжут теплые шерстяные вещи (кофты,носки). Еще баран дает для человека мясо. БАРАН.

Дети поют песню про домашних животных с «синим трактором».

Дети называют животных и характеризуют их, говоря, какую пользу они приносят для человека.

Дети превращают черные фигуры в цветные.

Дети выбирают круг, дают оценку уроку.

Предварительный просмотр:

Звуковой анализ слова

Буква – графический знак, с помощью которого звук речи обозначается при письме.

Звук – то, что мы слышим и произносим.

Звуки русского языка подразделяются на гласные и согласные.

Гласный звук – речевой звук, в образовании которого в наибольшей степени участвует голос, а выдыхаемый воздух при их образовании, не встречая преграды, выходит через рот.

Согласный звук – речевой звук, который образуется при участии голоса и шума или только одним шумом. Воздух, выходящий из легких, встречает различные препятствия в полости рта (губы, зубы, язык).

В русском языке 10 гласных букв : А-Я; О-Ё; У-Ю; Ы-И; Э-Е,

но 6 гласных звуков : [А]; [О]; [У]; [Ы]; [Э]; [И].

А; О; У; Ы; Э –это буквы, которые дают предыдущему согласному «Читай твердо!»

ИСКЛЮЧЕНИЕ: [Ч’], [Щ’] – всегда мягкие.

Я; Ё; Ю; И; Е –это буквы, которые дают предыдущему согласному команду «Читай мягко!».

ИСКЛЮЧЕНИЕ: [Ж], [Ш.], [Ц]- всегда твердые.

Я; Ё; Ю; Е – йотированные буквы. Дают один или два звука, в зависимости от положения в слове.

  • Я; Ё; Ю; Е стоят после согласных – обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых и дают один гласный звук: я-а; ё-о; ю-у; е-э).
  • Я; Ё; Ю; Е – дают два звука: согласный [Й] и соответствующий гласный, если они стоят
  • В начале слова
  • После гласных
  • После разделительных Ъ и Ь знаков.

ЗВУКОВ Я; Ё; Ю; Е НЕ СУЩЕСТВУЕТ!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок содержит элементы технологии критического мышления-создание кластера при работе с текстом..Урок является примером организации системно-деятельностного подхода в образовании.

Урок содержит элементы технологии критического мышления-создание кластера при работе с текстом..Урок является примером организации системно-деятельностного подхода в образовании.

Раздел физики 9 класса “Механические колебания и волны”. Презентация к уроку “Звук. Характеристики звука”.

Конспект урока физики в 9 классе по теме “Звук. Характеристики звука”.

Данная презентация можно использовать для изучения новой темы “Звук”.

План конспект открытого урока можно использовть для изучения новой темы “Звуковые колебания”.

Звуки русского языка

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.

Что такое звук?

Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт — спорт, ворона — воронка) , набором звуков (лимон — лиман, кошка — мышка) , последовательностью звуков (нос — сон, куст — стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка — катер, лес — парк) .

Какие звуки бывают?

В русском языке звуки делятся на гласные и согласные. В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].

Схема 1. Буквы и звуки русского языка.

Как произносятся звуки?

Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки — приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.

Транскрипция слова

Транскрипция слова — запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а — буква, [а] — звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п — буква, [п] — твёрдый звук, [п’] — мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение — апострофом перед гласным ударным звуком.

Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики.

Цветовая схема

В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.

Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.

Гласныеа о у э и ы я ю е ё
Согласныец ш ж б в г д з к л м н п р с т ф х ч щ й
ь, ъь ъ

Обозначения:
— гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.

Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.

Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «еж» и «ёж» будут разными!

Началочка

Начинать будем не с гласных и согласных звуков. Сначала обратим внимание ребёнка на то, что вокруг нас много разных звуков: шелест листвы, щебет птиц, грохот машин, скрип двери, телефонный звонок и т. д. На этом этапе, я предлагаю ребёнку игру: «Угадай, что звучит». Приготовим «арсенал» звучащих игрушек. Например, бубен, колокольчик, маракасы, деревянные палочки и даже листы бумаги подойдут. Каждый предмет даём ребёнку потрогать, пошуметь, погреметь, бумагой пошуршать и т. д. Потом садимся спиной друг к другу и начинаем угадывать. Обязательно меняемся ролями.

Поговорим с ребёнком о том, что все предметы сделаны из разных материалов. Поэтому и звучат по-разному: колокольчик из металла, палочки из дерева…

А вот из чего сделаны слова, которые мы произносим?

Вот и добрались до самого главного! А слова состоят из звуков. Но не из любых, а из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают тогда, когда «работают» органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.

И звуки человеческой речи РАЗНЫЕ.
Если ребёнку сразу сказать, что есть звуки гласные и согласные, то он просто ничего не поймёт. Если объяснить с помощью классического определения, то ребёнок вообще «потухнет».

Но одно определение гласных и согласных мне очень нравится! И детям оно понятно. Итак, есть звуки – ртораскрыватели (гласные) и есть звуки – ртосмыкатели (согласные). Это определение легко проверяется и подтверждается. Для этого произносим гласный звук. Ребёнок повторяет за вами. Можно перед зеркалом. И действительно, рот раскрывается, при этом, чем громче произносим гласный звук, тем больше открывается рот. Произносим согласный звук. И тут же ощущаем, что рот смыкается, а язычок при этом ещё куда-нибудь упирается, натыкается на какие-то препятствия.

Обращаем внимание ребёнка на то, что звуки речи можно только слышать и произносить. Их нельзя увидеть, потрогать. Но звуки речи можно обозначить. Например, разноцветными квадратиками или кружочками. Вам потребуются квадратики красного, синего и зелёного цветов. Красные для обозначения гласных звуков, синие и зелёные для согласных. Потому что согласные делятся на твёрдые и мягкие.

Для обозначения этих звуков я приспособила крышечки от детского пюре, только те, которые легко между собой соединяются.

На моих занятиях эти крышечки играют разные роли: и счётный материал, и разноцветные логические цепочки, и конструктор, мозаика для развития логики и мелкой моторики. Подробнее о крышечках ЗДЕСЬ

Один важный момент. Не торопитесь звуки превращать в значки-буквы. Потренируйте ребёнка именно в распознавании различных звуков речи (гласных, согласных, согласных твёрдых и мягких). Это называется – тренировка фонематического слуха.

— Произнесите звук [а], протяжно, ребёнок повторяет; обратите внимание на то, как раскрывается рот; произнесите с увеличением громкости и ребёнок снова повторяет, ощущая, как рот раскрывается ещё больше – это звук-ртораскрыватель, обозначьте его красным квадратиком;

— Произнесите звук [м], сначала коротко; ребёнок повторяет за вами; потом протяните этот звук и ребёнок за вами; звук тянется, но рот плотно сомкнут! Вот вам и ртосмыкатель! Его обозначаем синим квадратиком.

Так продолжаем ещё с несколькими звуками. Гласные звуки, которые обозначают мягкость согласных пока не трогаем.

Потренируйте ребёнка в распознавании первого звука в слове.

— Произнесите слово арка, протягивая первый звук [а] – ааааарка;

— Какой первый звук в этом слове? Каким квадратиком его обозначишь? Почему? (вопросы для ребёнка).

— Произнесите слова машина, протягивая первый звук [м].

— Какой звук в этом слове первый? Каким квадратиком обозначишь? Почему? (вопросы для ребёнка).

Подбирайте слова в которых первые согласные звуки [м], [с], [р], [х], [ш], [р], [в], [з], [л], [н], [ж]. Эти звуки хоть и согласные, но тянутся, поэтому их легко выделить интонационно.

Если какой-то звук ребёнок ещё не выговаривает правильно, то его не используем.

Тренируемся в распознавании различных звукослияний, слогов.

  1. Слияние двух гласных — [ау], [уа], [ао], [уо],[оу]. Произносим звукослияние нараспев. Спрашиваем ребёнка:

-Какой звук первый? Каким квадратиком обозначим?

-Какой звук второй? Каким квадратиком обозначим?

А вот тут мои разноцветные крышечки очень кстати, потому что легко соединяются, крепятся друг к другу, поэтому я могу наглядно показать ребёнку, как два звука скрепились вместе, соединились, слились и их надо произносить безотрывно, так чтобы один звук плавно перешёл в другой.

  1. Слияние гласного и согласного – [ам], [ус], [ов]…

Выделяем каждый звук в звукослиянии, обозначаем квадратиками или картинками (о картинках прочитаете ниже).

  1. Слияние согласного и гласного звуков (открытый слог) – [ма], [со], [ну]…

Выделяем каждый звук по очереди, обозначаем схемой.

  1. Слияние трёх звуков – [сма],[сну], [всо]…

Выделяем каждый звук по очереди, составляем схему с помощью с помощью квадратиков или картинок.

  1. Слияние трёх звуков, где открытый слог + согласный (замочек). Это короткие слова из трёх звуков – [мох], [сын], [сон], [нос], [шум].
  2. Слияние из 4-х звуков, где два открытых слога – [мама], [муха], [луна], [сова], [Маша], [Саша]…

А теперь о картинках. Есть у меня пособия-помощники, завлекалочки-увлекалочки. Это картинки разноцветные. Девочки красные, мальчики синие и зелёные.

Есть девочки и мальчики отдельно стоящие. Они для обозначения тех звуков, которые не образуют в слове звукослияния. Эту картинку надо разрезать, чтобы мальчик и девочка были отдельно друг от друга.

Есть две девочки красные — это звукослияние 2-х гласных:

Есть пара, где мальчик – синий + девочка — красная. Это открытый слог, где согласный твёрдый. Эти дети держатся за руки, дружат. Значит звукослияние надо произносить слитно, так чтобы согласный плавно переходил в гласный.

Здесь для начала используйте звукослияния с теми согласными, которые можно произносить протяжно [м], [с], [р], [х], [р], [в], [з], [л], [н].

Есть пара, где мальчик – зелёный, девочка – малиновая. Девочку умышленно покрасила в малиновый цвет, чтобы зрительно отличались гласные звуки обозначающие мягкость согласных от других гласных, обозначающих твёрдость согласных.

С помощью этих разноцветных деток можно составить схему любого слова.

После таких упражнений-игр для развития фонематического слуха я перехожу к знакомству с буквами.

Наглядная схема для характеристики гласных и согласных звуков

( твердый звук ) ( мягкий звук )

1.После согласной стоит: 1. После согласной стоит:

2.Конец слова, другая согласная 2. После согласной стоит Ь

3.Всегда твёрдые: Ш,Ж,Ц 3.Всегда мягкие: Ч,Й,Щ

Характеристика согласных

Л,М,Н,Р, Й – непарные звонкие

Парные по глухости – звонкости

Х,Ц,Ч,Щ – непарные глухие

Ь,Ъ – не обозначают никаких звуков, не относятся ни к гласным, ни к согласным

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАСНЫХ

А ОБОЗНАЧАЮТ Я ОБОЗНАЧАЮТ МЯГКОСТЬ

О ТВЕРДОСТЬ Ё СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ИЛИ

У СОГЛАСНЫХ Ю ДВА ЗВУКА, КОГДА СТОЯТ

Ы ЗВУКОВ Е ПОСЛЕ ГЛАСНОЙ ИЛИ В НАЧАЛЕ СЛОВА

Э

И – ОБОЗНАЧАЕТ МЯГКОСТЬ

Вот образец фонетического разбора по составу для слова

В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных.
Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е .
Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я [й] – согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный
[и] – гласн., безударный
в [в] – согл., парный твердый, парный зв.
л [л’] – согл., парный мягк., непарн. зв., сонорный
е [э′] – гласн., ударный
н [н’] – согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный
и [и] – гласн., безударный
е [й] – согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный
[э] – гласн., безударный
________________________
Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков
Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Наглядная схема для характеристики гласных и согласных звуков

  • Лента комментариев

Интернет — урок по обучению грамоте, 1 класс. Урок «Звуки. Гласные и согласные звуки» (материал рассчитан на несколько уроков)

У нас есть глаза и уши, для чего они нам нужны? Верно, глаза, — чтобы видеть, уши, — чтобы слышать.

Посмотри, что ты видишь?….

А теперь представь себе, что ты оказался на этой улице… Что бы ты услышал? …

Вокруг нас можно услышать разные звуки.

Закрой глаза. Ты ничего не видишь, зато всё слышно. Что ты слышишь? (За дверью кто-то шумит; с улицы слышно, как проехала машина; зазвенел телефон… и так далее.)

Звуки – это то, что мы слышим и можем произносить. Звуки издают животные, птицы, природа, транспорт. И мы можем издавать звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами.

Поиграем в игру «Угадай звук».

Звуки бывают неречевые и речевые . Все звуки о каких мы говорили — это неречевые звуки…

Заглянем в квартиру и к маме на кухню… Какие неречевые звуки ты услышал бы?….

Неречевые звуки — это звуки природы, звуки окружающего мира.

Речевые звуки произносит только человек, когда разговаривает. Это звуки нашей речи.

Давным-давно, в старину, люди говорили многие слова по-другому, не так, как мы сейчас говорим. Например, мы говорим рука, а в старину говорили длань, мы говорим глаза, а раньше говорили очи, губы – уста, палец – перст, голос- глас.

Тогда, в старину, люди сочинили много сказок. И я расскажу сказку.

«В одном царстве жили — были очень интересные жители.

У этих жителей были волшебные шапки-невидимки. Когда жители надевали шапку — невидимку, их нельзя было видеть, можно было только слышать, они назывались ЗВУКИ . Когда они снимали шапки — невидимки и их видели и слышали, они назывались БУКВЫ .

Жили они дружно. Но как-то раз, у них был большой праздник, и на этом празднике был концерт. Когда они пели вместе, у них получались красивые песни. Но, когда начали выступать солисты (солист поёт один), не все смогли спеть. Одни красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось только шипение, или только свист, или кряхтение, рычание, хрюканье, а песни не было. Сначала получился большой скандал, все начали ссориться между собой, что некоторые портят песню. Потом решили примириться, потому что узнали, что петь умеют только те, у кого есть ГЛАС, голос. Их назвали ГЛАСНЫЕ .

На значке кружок, как рот, который поёт.

Их нетрудно перечесть.

Гласных звуков ровно шесть:

А-О-У-Э-Ы-И — звуки гласные мои.

Стали думать, как же назвать остальных, которые петь не умеют? Их спросили: «Вы согласны, что петь не умеете? » Те грустно ответили: «Да, согласные… » Так и решили их назвать — СОГЛАСНЫЕ . Они живут вместе С ГЛАСными СОГЛАСные.

На значке чёрточка, как закрытый рот — преграда.

Чтобы жители сразу узнавали гласных, они решили жить в красном замке. А согласные строили себе другие замки.

Гласные тянутся в песенке звонкой, могу заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка, но не желают сидеть и молчать.

А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.

Итак, при произношении гласных звуков воздух свободно проходит через рот, ничто нам не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные звуки можно произнести протяжно, пропеть.

Давай споём 1 куплет песни «Антошка». А теперь послушай, как споёт эту песню звук А. (Поём эту песню, но вместо слов только звук А) :

Вот поёт эту песню звук О….. . А теперь покажи, как будет петь У, И, Ы, Э.

Давай пойдём в гости к согласным звукам. Попробуем послушать их, как они пытались петь. Например, К, Ш…

Дааа, не умеют согласные петь. Придумай слова, которые подходят к этим издаваемым звукам.

Б– бухтит; В– ворчит; Г– гогочет; Д– долбит; Ж – жужжит; З – звенит; К – кряхтит; Л– лопочет; М– мычит; Н– ноет; П– пыхтит; Р– рычит; С– свистит; Т– тарахтит; Ф– фыркает; Х– хрюкает; Ц–цекочет (как кузнечик); Ч– чухает (как поезд); Ш– шипит; Щ– щёлкает.

Обращаем внимание, что звук должен быть один, без помощников. Нельзя добавлять другие звуки, например: БЫ… МИ… Надо говорить только Б, М.

Задание 1. Посмотри на картинке, те предметы, которые начинаются на гласный звук, положи в красную коробку, согласные- в синюю.

Задание 2.

Задание 3. Назови первый звук в словах: кровать, лампа, люстра, квадрат, эхо. Назови последний звук в словах: лиса, тигр, телефон, мыло, иглы.

Задание 4. Какой звук есть во всех словах: рулет, море, ракета, рисунок, крыло, кресло? ([р]).

Задание 5. Что изображено на рисунках?

Иногда слова произносятся одинаково, имеют одни и те же звуки, а обозначают разные предметы.

Задание 6. Бывает и наоборот, один предмет, а имен несколько. Например, весёлый — смешной, актёр — артист.

Задание 7. Нарисуй схему слова «аист». Определи слоги.

Ты заметил что в слове два гласных звука и два слога? И это не случайное совпадение.

Слогов столько, сколько гласных звуков!

А вот наш город звуков…. Посмотри, каких звуков больше?

Ударные и безударные гласные звуки

Гласные звуки не всегда одинаково произносятся. Понаблюдай за словами: «АИСТ» и «АЛЬБАТРОС».

Спроси с удивлением: «Это Аист?». Да, это Аист!

Это альбатрОс? Да. это альбатрОс!

Какой первый звук в первом слове? Какой первый звук во втором слове? … Верно, звук [а]. Но, одинаково ли он произносится?… Нет, в слове «аист», звук [а] произносится с силой, с ударением.

Слог, который произносится с ударением, называется ударным слогом , гласный с ударением — ударный гласный , а само усиление голоса — ударением .

Гласные звуки без ударения называются…. безударными.

Ударение очень важно. Что нарисовано на рисунках?

Здесь и зАмок и замОк. Иногда смысл слова, его значение, зависит только от ударения .

Чтобы определить ударение, можно спросить с удивлением про это слово, например, «Это ЗАмок?», «Это лисА?». ИЛИ растянуть слово, как жвачку… Заааамок, лисаааа,

Задание 8. Назови ударный гласный. Чтобы найти ударный слог, гласный, «с удивлением спроси» или растяни слово: школа, рисунок, мама, карта, улица, девочка, цветок.

Задание 9. Расскажи о слове всё, что ты знаешь, проведи звуковой анализ слова…

План фонетического анализа слова:

1. Скажи слово. Если надо, уточни значение слова.

2. Проговори слово так, как кричат на стадионе, и узнай количество слогов, обозначь дугами.

3. Растяни слово. Узнай и отметь ударный слог.

4. Произнеси слово, выделяя первый звук; дай характеристику и обозначь. Потом второй, третий и т.д.

5. «Прочитай» по схеме и проверь, получилось ли слово».

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Знакомься… это гномы Том и Тима…

Какой 1 звук ты слышишь в имени Том [т]? Этот согласный звук твердый . Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

Какой 1 звук ты слышишь в имени Тима? [т`] А это м ягкий согласный звук . И сама Тима такая же мягкая, как первый звук в её имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тима – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.

Сравни слова на рисунках…

Назови первый звук в словах: бант и бинт. Что ты заметил?….

Согласные звуки в русском языке бывают твёрдыми и мягкими!

Звук [б] в слове «бант» — твёрдый, а в слове «бинт» [б`] — мягкий согласный звук.

Твёрдый согласный звук мы будем обозначать так:

А мягкий согласный звук так, словно добавляем еще один матрасик.

Понаблюдай за первыми звуками в словах:

  • РУКА — РЕКА
  • ДОКТОР — ДИРЕКТОР
  • ЛЕС — ЛОСЬ
  • МАСЛО — МЯСО

Задание 10. Определи первый звук в словах и дай характеристику этому звуку (какой он): корова , липа, береза, ворона, собака, рябина, черемуха, кедр, комар, лиственница.

Задание 11. «Превращение”. Замени слоги с твердым согласным слогами с парным ему мягким согласным и наоборот.

/ва – . ту – …, ры – …, ни – …, ме – . ле – … /

А вы знаете, что…

Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Звонкие и глухие согласные звуки

Ты знаешь, что звуки, которые нас окружают бывают тихие и громкие. Например, звук мотора самолёта и шелест листвы. Эти звуки разные по силе звука, согласен?

Оказывается речевые звуки, согласные звуки тоже бывают звонкие и глухие….

Послушай стихотворения и найди слова, которые различаются одним звуком:

На улице был жаркий день. Все прятались от солнца в тень.

Шумел от ветра спелый колос, как будто поле пело в голос.

Мы потолок белили, а дрова пилили.

… Один звук способен изменить значение слова! Вот почему надо стараться говорить ясно и чётко.

Как определить? Положи руку к горлу и произнеси звук. Если голосовые связки вибрируют, то это звонкий звук. Если нет, то глухой. Проверь — произнеси звуки [б], [п], [м], [х]. Получилось заметить?

Звонкость или глухость можно определить по-другому. Закрой уши ладошками и произнеси согласный звук. Услышал голос или шум? Если слышно голос, то звук – звонкий, если шум – глухой.

Задание «Превращение звука». Преврати звонкий звук в глухой:

Дочка — (точка), жар — (шар), бочка — (почка), горка — (корка), коза — (коса), дрова — (трава), гости — (кости), год — (кот).

Разучивание скороговорки…

Мышь в углу прогрызла норку, тащит в норку хлеба корку. Но не лезет корка в норку, велика для корки норка.

Обратите внимание на Интернет-урок по русскому языку «Звуки и буквы» для 2 класса для закрепления знаний

Читайте также:  Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий
Ссылка на основную публикацию