Использование ИКТ в работе учителя-логопеда детского сада

Страна образования

Автор: Протасова Лариса Борисовна
Должность: Учитель– логопед
Учебное заведение: МАДОУ”Детский сад №393″
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: статья
Тема: «Использование компьютерных технологий в работе учителя–логопеда»
Дата публикации: 12.12.2018
Раздел: дошкольное образование

«Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда»

Информационно – коммуникационные технологии прочно входят во все сферы

требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых

подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а

расширению их возможностей.

Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в

процесс широкого использования ИКТ в своей практике.

возможности для оптимизации деятельности логопеда и создания современной

для кого не секрет, что в последнее время число детей с различными

необходимость в разработке новых более эффективных методов и приемов работы с

приемов предотвращает утомление, повышает мотивацию и поддерживает у детей с

различной речевой патологией познавательную активность. А значит, возрастает

эффективность логопедической работы в целом.

Использование различных компьютерных игр, мультимедийных методических

на логопедических занятиях у детей с речевой патологией –

сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее

долго удерживают внимание ребенка. Таким образом, одновременно воздействуя на

усвоения учебного материала детьми. Кроме того, ребенок охотно включается в

игру, в диалог с виртуальным персонажем, повторяет за ним соответствующие

отвечает на его вопросы. И задача, поставленная логопедом,

решается более динамично, эффективно.

переработки информации. У некоторых ребят наблюдается снижение интереса к

заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы,

Структура тематических мультимедийных методических пособий (ммп) зависит

от темы и вида занятий, на которых они используются.

Это и развитие связной

речи, и обучение грамоте, и работа над звукопроизношением, и формирование

лексико-грамматических категорий. Остановлюсь на некоторых более подробно.

к занятию по автоматизации того или иного звука:

звука, манипулируя с

вагончиками веселого паровозика, реагирующего на

правильный ответ ( «Звуковой поезд»).

картинки, обозначающие упражнения);

произносит звук Ш, «змейка ползет» может услышать образец правильного

произнесения звука и т.д. );

произнесение звука в слогах (упраж. «моторчик»: у каждой машины мотор

п о я в л е н и и

соответствующей машины определенный слог);

проявляются, как только бабочка садится на соответствующий цветок в

игре «бабочка и цветы» и т.д.) ;

определение позиции звука в слове (выбор кнопки или вагончика «звукового

произнесение звука в предложениях, тексте: договаривание предложений с

помощью забавных анимированных картинок, составление предложений на

основе сюжетных анимаций, проговаривание текста при помощи появления

На занятиях по обучению грамоте с использованием ИКТ.

возможности программы Power Point: функции «эффекты анимации», «настройка

помощью указателя или щелчка «мышки». В результате правильных действий он

слышит аплодисменты или видит, как меняется цвет картинки, проявляется нужный

символ, подтверждая правильность его действий. Кроме того, благодаря быстрой

фрагментарно, так и полностью, в зависимости от этапа работы.

Игры – презентации на основе настольно-печатных дидактических игр хорошо

знакомы детям, но переработанные для показа на экране, вызывают повышенный

интерес и эмоциональный отклик.

В своей работе я пользуюсь и готовыми обучающими компьютерными играми

В итоге мы получаем наш желаемый ИКР (идеальный конечный результат) –

коррекции нарушений речи у дошкольников.

родителями я

для родителей, разрабатываю

«листы домашних заданий»,

использую презентации для родительских собраний и семинаров для родителей.

Веду электронную почту для родителей, где родителям даются рекомендации по

связной речи и т.д., а также родители могут задать интересующие их вопросы.

(«Русский язык для малышей»), «Учимся говорить правильно»; «Баба яга учится

читать», «Веселая азбука», «Маша и медведь»,»Размышлялки», «Супердетки»

другие. Предлагаю вниманию родителей

интернет – сайты, где они могут не

только посмотреть информацию о компьютерных играх, но и проиграть в них с

закрепления полученных речевых навыков на логопедических занятиях, которые

родители могут использовать самостоятельно, занимаясь с ребенком дома.

Эффективность использования компьютерных технологий:

• у родителей повышается мотивация к работе с ребенком, в домашних условиях, за

счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук,

мультипликация надолго привлекают внимание детей;

взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников;

• неограниченный объем распространения информационного и учебного материала

как в печатном виде, так и на информационных носителях (диск, флеш-карта) ;

• привлечение разных источников информационного и обучающего материала (в

• эстетика в подаче материала.

информационно – коммуникационных технологий в работе логопеда.

Преимущества использования ИКТ в работе логопеда для ребенка:

повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;

формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения;

обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

Преимущества использования ИКТ в работе для логопеда:

составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде

сокращает работу с бумажными носителями информации;

позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям;

активизирующее коррекционную работу.

Важно понимать, что использование только одного направления использования

ИКТ не решит всех проблем коррекционной педагогики. И главное, не заменит

живого общения с педагогом. Использование ИКТ требует серьезной длительной

подготовки: самообразования, повышения квалификации, много времени уходит на

подготовку к каждому занятию. Но полученный желаемый результат оправдывает

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда детского сада

на тему: «Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда»
2016г.

Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Модернизация системы образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты правительством Российской Федерации. Так, например, в Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы говорится следующее: «Одной из важнейших проблем современного образования является процесс эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. Вместе с тем использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в сегодняшней образовательной и управленческой практике носит большей частью эпизодический характер».

Логопеды активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.

Информационно – коммуникационные технологии открывают широкие возможности для оптимизации деятельности логопеда и создания современной предметно–развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.

Ни для кого не секрет, что в последнее время число детей с различными нарушениями речи значительно увеличилось. В связи с этим возникает необходимость в разработке новых более эффективных методов и приемов работы с детьми данной категории. Практика показывает, что разнообразие методов и приемов предотвращает утомление, повышает мотивацию и поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность. А значит, возрастает эффективность логопедической работы в целом.

В норме у старшего дошкольника хорошо развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, если изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает положительные эмоции. Ведь, как показали результаты научного эксперимента, при устном изложении материала, ребенок за минуту воспринимает и способен переработать 1 тыс. условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения уже до 100 тыс. таких единиц.

Использование различных компьютерных игр, мультимедийных методических пособий на логопедических занятиях у детей с речевой патологией – это удобный и эффектный метод коррекционной работы. Именно этот метод сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Таким образом, одновременно воздействуя на два важнейших органа восприятия (слух и зрение), добиваемся оптимального усвоения учебного материала детьми. Кроме того, ребенок охотно включается в игру, в диалог с виртуальным персонажем, повторяет за ним соответствующие звуки, эмоционально отвечает на его вопросы. И задача, поставленная логопедом, решается более динамично, эффективно.

По результатам диагностики выяснилось, что большинство детей, посещающих логопедический пункт нашего учреждения, имеют проблемы (той или иной степени) в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У некоторых ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу возможно с помощью компьютерных технологий.

Для того чтобы результат включения ИКТ в работу по коррекционно-развивающей деятельности был более продуктивным, я изучила нормативные документы (закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», “Инструктивное письмо” Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 “Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения” и т.д.), познакомилась с условиями сбережения здоровья ребенка, т.е. требованиями СанПиНа, а именно:

· использование новых моделей компьютера;

· работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (с детьми 5-6 лет: 5-10 мин., с детьми 6-7 лет: 10-15 мин.) от 1 до 3 раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);

· проведение гимнастики для глаз.

Специалисты рекомендуют во время работы за компьютером периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

Кроме того, я посещала курсы по теме «Пользователь ПК» при НОУ ВПО «Институт экономики». Полученные знания, навыки позволили мне создать серию образовательных и методических презентаций, которые я систематически использую в работе с детьми.

С помощью программ Мicrosoft Word, Мicrosoft Рaint, Мicrosoft РоwегРоint, Мicrosoft Publisher я разработала нескольких видов учебных ММП:

· презентации для эпизодического включения в занятия;

· презентации для индивидуальных занятий по автоматизации звуков;

· игры презентации на основе настольно-печатных дидактических игр, авторские игры – презентации.

Структура тематических ММП зависит от темы и вида занятий, на которых они используются. Это и развитие связной речи, и обучение грамоте, и работа над звукопроизношением, и формирование лексико-грамматических категорий. Остановлюсь на некоторых более подробно.

Например, структура ММП к занятию по автоматизации того или иного звука на примере из разных ММП. Каждая из таких учебно-методических презентаций включает в себя занимательные игры на автоматизацию того или иного звука, дифференциацию звуков. Ведь детям гораздо интереснее находить место звука, манипулируя с вагончиками веселого паровозика, реагирующего на правильный ответ (ММП «Звуковой поезд»).

· артикуляционная гимнастика (на экране появляются анимированные картинки, обозначающие упражнения);

· изолированное произнесение звука (при нажатии на «мышку» ребенок произносит звук Ц, и зернышко исчезает, также он может услышать образец правильного произнесения звука и т.д.);

· произнесение звука слогах (упраж. «моторчик»: у каждой машины мотор работает по-разному – ребенок произносит при появлении соответствующей машины определенный слог);

· произнесение звука в словах, словосочетаниях (называние картинок из «волшебной книги», называние картинки, которые «волшебным» образом проявляются, как только бабочка садится на соответствующий цветок в игре «бабочка и цветы» и т.д.);

· определение позиции звука в слове (выбор кнопки или вагончика «звукового поезда»);

· произнесение звука в предложениях, тексте: договаривание предложений с помощью забавных анимированных картинок, составление предложений на основе сюжетных анимаций, проговаривание текста при помощи появления картинок – помощников.

Особый интерес проявляют дети на занятиях по обучению грамоте с использованием ИКТ. Разрабатывая к ним различные презентации, использую все возможности программы PowerPoint: функции «эффекты анимации», «настройка действия» и др. С их помощью ребенок, выполняя задания, может на экране выделить нужную букву, указать картинку, проверить правильность ответа с помощью указателя или щелчка «мышки». В результате правильных действий он слышит аплодисменты или видит, как меняется цвет картинки, проявляется нужный символ, подтверждая правильность его действий. Кроме того, благодаря быстрой смене картинок, заданий и т.п. (т.е. дидактического материала), становится возможным экономить время на занятии, а значит, улучшить результат коррекционной работы.

Каждое мультимедийно-методическое пособие можно использовать как фрагментарно, так и полностью, в зависимости от этапа работы.

Игры – презентации на основе настольно-печатных дидактических игр хорошо знакомы детям, но переработанные для показа на экране, вызывают повышенный интерес и эмоциональный отклик. Ведь ранее дети пользовались картинками со статичным, хотя и качественными изображениями. И вдруг, по мановению «волшебной мыши», бабочки на экране начинают порхать, мячик прыгать, вагончик увеличиваться, меняться местами с другим вагоном «мультяшного» поезда при условии, если задание выполнено правильно. Так в авторской игре – презентации «Делим слова на слоги» ребенку гораздо интереснее самому подобрать соответствующий вагончик (по количеству окошек) и увидеть сразу результат своего выбора, который одобрят или попросят «подумать еще» веселые колобочки и т.д. Играя в эту игру-презентацию на занятиях, дети для определения количества слогов в слове пользуются сразу несколькими приемами: считают количество окошек в вагоне, а затем проверяют сами себя с помощью хлопков. И делают они это без посторонней помощи. Таким образом, с помощью этих игр развивается самостоятельность и самоконтроль.

Создавая презентации, использовались выразительные образные картинки, фоны, анимации, которые помогали ребенку превращаться в увлеченного партнера виртуальных героев. Это он помогает Незнайке, Буратино преодолевать трудности, выполнять игровые задания. Ребенок сам, с помощью все той же «волшебной мышки», заставляет обычные предметы двигаться, действовать. Да и сами герои приходят на помощь ребенку при выполнении артикуляционной гимнастики и т.д. И как результат – желание детей работать неизменно высокое.

Читайте также:  Конструктор Bunchems на логопедических занятиях

Для работы с родителями я использую компьютер в разных целях: составляю анкеты для родителей, разрабатываю «листы домашних заданий», использую презентации для родительских собраний и семинаров для родителей. На этих семинарах и собраниях знакомлю их с приемами закрепления речевого материала, рассказываю и наглядно показываю им с помощью мультимедийных презентаций о том, чем мы занимаемся с детьми на занятиях, какие игры мы используем. Провожу консультации и знакомлю с готовыми логопедическими играми и тренажерами, например: логопедическая компьютерная программа «Игры для Тигры», «Лунтик» («Русский язык для малышей»), «Гарфилд» («Лексика и орфография»); «Супердетки» и другие. Предлагаю вниманию родителей интернет – сайты, где они могут не только посмотреть информацию о компьютерных играх, но и проиграть в них с ребенком онлайн. Подбираю материал для информационного стенда для родителей, где рассказываю о возможностях использования компьютера в домашних условиях, о правилах безопасности во время использования ребенком компьютера и т.д. Планирую подготовить различные игры и презентации для закрепления полученных речевых навыков на логопедических занятиях, которые родители могут использовать самостоятельно, занимаясь с ребенком дома.

Из всего выше сказанного, можно говорить о преимуществах использования информационно – коммуникационных технологий в работе логопеда.

Преимущества использования ИКТ в работе логопеда для ребенка:

· повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;

· формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения;

· обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

Преимущества использования ИКТ в работе для логопеда:

· составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации;

· позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям;

· компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.

Важно понимать, что использование только одного направления использования ИКТ не решит всех проблем коррекционной педагогики. И главное, не заменит живого общения с педагогом. Использование ИКТ требует серьезной длительной подготовки: самообразования, повышения квалификации, много времени уходит на подготовку к каждому занятию. Но полученный желаемый результат оправдывает все потраченные усилия.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    Александра Казина 4 лет назад Просмотров:

1 4. Гвоздев Н. А. Вопросы изучения детской речи. – СПб. : «ДЕТСТВО- ПРЕСС», Лалаева, Р. И., Формирование правильной разговорной речи у дошкольников./ Н. В. Серебрякова – Ростов н/д. : «Феникс», СПб: «Союз», Левина, Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р. Е. Левина. – Специальная школа, 1967, вып. 2 (122). 7. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учеб. пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – С-Пб.: Союз, Филичева, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова – М.: «Издательство ГНОМ и Д». ) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 7% М Т)Я/Я%7ИМЙ, МБ^ОУДС яамбияиробсмя02с змдя Эеякжмй ся 2 постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Одной из проблем логопедической работы является формирование мотивации к логопедическим занятиям. Ребенка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Использование компьютера в логопедической работе позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом. Направлениями работы являются диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений, работа с педагогами, работа с родителями и методическая работа. Яялряял^яие 3 3. Создание собственных презентаций, фотоальбомов в Microsoft PowerPoint. 4. Видеозапись речевой работы ребенка на занятии. – повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации); – улучшение речевого продуцирования; – расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов; – повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего иосприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала); – повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти дст^й: зрительная, слуховая, моторная); – активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук; – формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития; – создание дополнительных визуальных динамических опор для ииализа ребенком собственной деятельности; – реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, н(м,ема, сложности получаемой информации и времени обучения); – возможность фиксирования содержания с многократным иозвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности); – совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни); – подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях. Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для р;чвития интеллекта, но и для развития мелкой моторики. В любых играх и зданиях детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные ниапиши, что развивает мелкую мускулатуру рук. Мозг ребенка 35

4 одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцам рук и при этом еще и думает над заданием. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютере. #яяряялеяме ря 5 2. Использование информационных Интернет-ресурсов: и другие. бозмюкжостии.’ – удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации: оформление отчетной и текущей документации; использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей но необходимой тематике); создание электронного банка данных: воспитанников, педагогов, родителей; медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям; – создание, копирование, редактирование, тиражирование стимульного материала для занятий, бланков заданий и пр. – создание своего электронного адреса, блога, Интернет-сайта. ^ Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы обеспечивающей условия для снижения итеративности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребенка. При использовании компьютерных программ на своих занятиях я соблюдаю правила безопасной работы с компьютером, учитываю и негативные моменты при работе с техникой. Дети с нарушением речи часто имеют ослабленную нервную систему, чтобы ее не перегружать работа с компьютером на одном занятии не превышает 5-10 минут, в зависимости от иозраста ребенка и степени истощаемости его нервной системы. До начала занятия для предупреждения переутомления глаз проводят с ребенком зрительную гимнастику: движения глазами вправо-влево, вверх-вниз в течение 8-10 секунд, круговые движения глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки по 8-10 раз. По окончанию занятия повторяют с ребенком зрительную гимнастику. 37

6 Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И РАННЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Е R. ^лкммя, а Екя/яерммбдр^ Современный мир требует от ребенка многих умений и навыков, в том числе, свободного владения своей речью. Но в то же время увеличивается и количество детей с речевой патологией. У детей с разными речевыми нарушениями могут наблюдаться следующие проявления: скованность речевого аппарата вследствие спазма мышц языка, губ и нижней челюсти, и, наоборот, слабость языка и губ вследствие пониженного тонуса мышц; могут возникать синкинезии (содружественные движения), гиперкинезы (насильственные движения). У детей имеются трудности переключения с одного движения на другое, не сформирована произвольность движений и контроль по управлению органами артикуляции. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Ведущим дефектом при дизартрии являются нарушение звукопроизносительной стороны речи. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая [1]. В работе учителя-логопеда при коррекции дизартрии одним из основных этапов занятия является артикуляционная гимнастика. Она подготавливает органы артикуляции (язык, губы, нижнюю челюсть) к 38

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи
консультация по логопедии на тему

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
dlya_attestatsii_2016.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

Подготовила учитель – логопед

Кандидат П.Н., Голикова Е.О

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста одновременно с нарушением речи отмечается-121 недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.

Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения с взрослыми. Кроме того, двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной моторной сторон речи.

Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.

Кроме того, действия с предметами в отличие от обычных гимнастических упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности как необходимые им. У детей повышается мотивация к таким занятиям, проявляется осмысленность при выполнении заданий.

Для развития тонкой моторики рук можно использовать различный спортивный инвентарь и некоторые мелкие предметы: скакалки, мячи, гимнастические палки, кольца, палочки, флажки, утяжелённые мешочки.

Знакомство детей с новыми упражнениями осуществляется на физкультурных занятиях. Дальнейшее формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных навыков осуществляется во время гимнастики, физминуток, прогулки.

Значительное место в работе с детьми по развитию тонкой моторики рук отводится упражнениям с малыми мячами: разными по размеру, материалу, расцветке, фактуре, структуре, функциональному назначению. Такое многообразие малых мячей, во-первых, позволяет учитывать индивидуальные, возрастные, физические особенности ребёнка; во-вторых, через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий ребёнок научается сравнивать предметы; в-третьих, дети знакомятся с названиями конкретных действий, различных признаков и свойств предметов, а позднее могут самостоятельно дать развёрнутое описание разных мячей и выполняемых с ними манипуляций.

На начальном этапе вместо мяча можно использовать утяжелённый мешочек, заполненный сыпучим материалом (желательно не песком). Мешочек наполняется не слишком плотно, он не должен быть тугим. Мешочек удобнее, чем мяч, ловить одной рукой, при падении на пол он не укатывается, ребёнок лучше чувствует его в руке.

Можно выполнять такие упражнения. Упражнения в перекладывании предмета.

  1. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 – руки в стороны -вдох; 3-4 – руки вниз перед собой (или за спину), мешочек переложить в левую руку – выдох. То же, мешочек в левой руке.
  2. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1 – руки в стороны; 2 -правую согнутую ногу поднять, спина прямая; переложить мешочек под коленом в левую руку; 3 – руки в стороны, ногу опустить; 4 – исходное положение. То же, но согнуть и поднять левую ногу.
  3. Положение сидя, ноги врозь, мешочек в правой руке у бедра. На счёт 1 -руки в стороны – вдох; 2-3 – наклон к левой ноге, переложить мешочек в левую руку – выдох; 4 – и т. д. То же, наклон к правой ноге.
  4. Упражнения в подбрасывании предмета, перебрасывании и ловли (жонглирование одним предметом).
  5. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 – подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками; 3-4 – то же. То же, мешочек в левой руке.
  6. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 – подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками. То же, мешочек в левой руке.
  7. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 – подбрасывать мешочек и ловить правой рукой; то же левой рукой.
  8. Упражнения в бросках и ловле предметов в парах.
  9. Броски и ловля мешочков двумя руками, дети стоят на расстоянии 2-4 м друг от друга.
  10. Перебрасывание мешочка друг другу одной рукой. То же другой рукой
  11. Одновременный бросок мешочков друг другу двумя руками с последующей их ловлей.
  12. Групповые упражнения в передаче, подбрасывании и ловле предмета. 1. Дети сидят по-турецки по кругу. Передача мешочков друг другу под музыкальное сопровождение. Музыка замолкает – передача прекращается с возобновлением музыки игра продолжается.
  13. 2. Дети стоят по кругу, водящий – в центре с мешочком в руках. Подбрасывая мешочек вверх, водящий называет имя одного из игроков, тот должен поймать мешочек. Поймавший становится водящим.

Навыки, сформированные в упражнениях с утяжелёнными мешочками, переносятся затем на аналогичные упражнения с другими предметами: матерчатыми, а затем резиновыми мячами, кольцами и т. д. Матерчатый мяч (размером с теннисный) изготавливается из любой ветоши, плотно скатанной и шар, который затем обшивается тканью. Кольца изготавливаются диаметром 20-25 см, толщиной 0,5-1 см. Они могут быть деревянные или пластмассовые. Можно изготовить даже из фанеры или толстого картона, обмотав их каким-нибудь ленточным материалом.

Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребёнку с речевой патологией достигать заметных результатов в развитии двигательной сферы и стимулирует его речевую функцию.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи

Аннотация:

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и « Сорока кашу варила».

Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка. Для этого можно использовать великое множество различных игр и упражнений, которые будут интересны для ребенка. Уделяйте больше внимания своему ребенку, складывайте с ним забавные фигурки, лепите из пластилина, глины, играйте в мазайку и пазлы. Как можно раньше купите ребенку краски для рисования. Такие занятия будут для вашего малыша просто бесценны.

Помните: своевременная помощь позволит предотвратить нежелательные последствия.

«Рука – это своего рода внешний мозг» — писал Кант.

Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями многих крупнейших ученых (И.П.Павлов, А.Р.Лурия, А.А.Леонтьев). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова (1979) пишет о том, что движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляются артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом, подчеркивает М.М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий.

Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев с восьмимесячного возраста.

В раннем детстве ребенку очень важно играть, причем играет он со всем- с игрушками, с окружающими предметами и даже со своими пальчиками.

Специалисты- педагоги, психологи- разработали целые методики как с помощью игр с пальчиками развивать речь, внимание, мышление. Ведь у ребенка все взаимосвязано- нагрузка на пальчики, массаж, развитие их гибкости напрямую связаны с участками мозга, «отвечающие» за речь, интеллект, умение концентрироваться.

Пальцы рук снабжены огромным количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему.

Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой взаимосвязи. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Вот почему так важно развивать мелкую моторику рук ребенка. Массаж ручек, гимнастика для пальчиков, пальчиковые игры способствуют развитию моторики, а значит и речи малыша.

Как же лучше развивать мелкую моторику?

При повышении умелости и ловкости кистей рук напрямую активизируются речевые функции. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект. Вот почему на логопедических занятиях целесообразно применять специально подобранные игровые упражнения на развитие тонких движений пальцев рук по каждой изучаемой теме.

Дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции. Многолетняя практика показывает, что ребенка с нарушением речи при систематической работе с ним, можно вывести из такого состояния. Поэтому поиски приёмов и методик в логопедической психолого — педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности. Значит, очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности — игру. Громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка. Игровые приёмы помогают сделать задания для детей привлекательнее. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то задания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом, с окружающими, формируется связная речь.

Уровень развития связной речи у детей снижается с каждым годом, поэтому для достижения положительных результатов необходимо совершенствование традиционных методов и приёмов, поиск более новых, оригинальных, творческих и эффективных методик
Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки», «Сорока кашу варила».

Таким образом, развивая тонкую моторику, мы не только продвинем развитие своего ребенка вперед, но и сможем быстрее преодолеть отклонения, возникающие в речевом развитии ребенка.

Можно порекомендовать следующие увлекательные игры:

Игры с кубиками. Из кубиков можно строить башни, дорожки, ступеньки, стульчики и домики для маленьких игрушек, гаражи для машинок. Главное заинтересовать малыша. Сначала, конечно он может только ломать, но со временем научится и строить.

Игры с крупой или солью. Раскладываем по мисочкам, чашечкам, тарелочкам из кукольной посуды. Высыпав манку на тарелку или поднос, можно рисовать по ней пальчиками. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с использованием ложечек разной величины, пинцетов, с открытыми и закрытыми глазами.

Широко известны такие приемы:

  • Рисование на цветном подносе. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. При рисовании и письме на подносе или коробочке с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно всё, что угодно. Поднос можно встряхнуть аккуратно, чтобы поверхность опять стала ровной.
  • Сортировка круп, раскладывание в ячейки конфетных коробок, в различные баночки, мисочки, заполнение пластиковых бутылок горохом, фасолью, бобами.
  • Выкладывание геометрических фигур по опорным точкам, выкладывание цифр, букв.
  • Угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые.
  • Помимо рисования на подносах, крупа и бобовые будут полезны в массаже ладоней с помощью горошины (катание горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны, придавливание горошину к столу и вращением ее каждым пальчиком).

Игры с макаронами. Фигурные макаронные изделия разной формы – отличный материал для игр. Их можно сортировать, раскладывая по кучкам или баночкам, запихивая в узкое горлышко бутылки, нанизывать на нитку или проволоку, делая бусы.

Игры с водой. Ловим ложкой или ситечком из емкости с водой различные плавающие предметы, переливаем водичку из одного стакана в другой.

Игры с бумагой. Мягкую бумагу или салфетки можно мять, рвать на мелкие кусочки, катать шарики или колбаски. Можно бумагу сюрпризики- ребенок с большим интересом будет пытаться развернуть, ну или сам будет пытаться что либо заворачивать.

Игры с пуговицами. Ребенку очень понравится перебирать разноцветные пуговицы, которые можно еще и сортировать по цвету и размеру, можно раскладывать их по ячейкам от коробки конфет.

Игры с наклейками. В продаже существуют множество ярких книжек и альбомов с наклейками, которые можно приклеивать и отклеивать множество раз не только в книжку, но и на любую гладкую поверхность.

Игры с песком. Терапевтический эффект с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, это прекрасное средство для их развития.

Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму (выкладывание букв, рисование пальчиком по песку), счету, грамоте, звукопроизношению (поиск мелких игрушек на заданный звук); познавательные дают возможность узнать о многообразии окружающего мира, проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, творчество и фантазию.

  • Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, камней, каштанов, определенной буквы.
  • Лепить буквы из песка.
  • Превращать буквы: «Л» в «А», «Б» в «В» и т.д.
  • Находить спрятанные в песке буквы и составлять из них слоги, слова.
  • Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

Дорисовывание. При этом обратить внимание на способность ориентироваться на листе бумаги, соблюдать направление, придерживаться этого направления в работе. Постепенно технику дорисовывания можно усложнять.

Раскрашивание. Одно из самых главных требований при выполнение этой работы – доведение работы до конца и соблюдение принципа естественности и сочетаемости цветов.

Игры в домашних условиях

Предложите своему ребенку разложить в две разные мисочки фасоль и горох, которые перемешаны в большой чашке.

Покажите ребенку, как можно складывать забавные фигурки из счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик.

Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картинку с тонким слоем пластилина.

Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования!

И, наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика.

Проводите такие упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной.

Пусть попробует гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

Вышел дождик на прогулку. Шагаем пальчиками обеих рук по столу.
Он бежит по переулку, На каждую строку загибаем все пальцы.
Барабанит по окошку,
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу город мокрым стал. Встряхиваем ладонями, как будто
отряхиваемся от воды.

Сейчас в магазинах имеется великое множество игр и пособий на развитие мелкой моторики ребенка – различные шнуровки, бусы, мозайки, конструкторы, матрешки, пирамидки, пазлы и многое другое.

Сегодня все чаще родители могут услышать, что у их ребенка недостаточно развита мелкая моторика. И действительно, в настоящее время отмечается, что у современных детей отстает моторное развитие по сравнению с прошлым поколениями.

Еще буквально лет двадцать назад многое приходилось делать с помощью рук: зашнуровывать ботинки, вручную перебирать крупу, самостоятельно вязать, застегивать пуговицы на куртке и так далее. Сегодня же практически вся детская обувь на липучках, крупа продается уже в чистом виде, вязаные вещи без проблем можно приобрести в магазинах, а пуговицы на куртках сменились липучками и заклепками. Конечно, все это очень удобно, но это серьезный минус для развития мелкой моторики наших детей.

Советы родителям по развитию речи

– Разговаривайте со своим ребенком с самого рождения.

– Проговаривайте все свои действия: « Сейчас мы с Аней пойдем гулять. Сначала мы наденем шапку, сапожки, варежки».

– Не «сюсюкайтесь» с ребенком. Разговаривайте четко и спокойно. Ваша речь должна быть образцом для ребенка.

– Отвечайте на все вопросы маленького «почемучки», какими бы глупыми и надоедливыми они Вам не оказались. Ваш малыш познает мир. И важно, чтобы именно родители помогали ему в этом.

– Чаще общайтесь с ребенком: почитайте сказку на ночь, по дороге в детский сад и домой поинтересуйтесь его делами, впечатлением о пройденном дне, расскажи о себе, считайте по пути домой здания, машины и т.д.

Если вы заметили какие- то особенности в развитии ребенка, обязательно проконсультируйтесь со специалистами. Помните: своевременная помощь позволит предотвратить нежелательные последствия.

Заключение

Не зря существует выражение, что наш ум – на кончиках наших пальцев. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Старайтесь как можно больше заниматься с ребенком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия для вашего малыша будут просто бесценны.

Конечно, в детских садах также развивают пальчики детей, но этого не достаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. Лучше, если ребенок лишний раз не сядет за компьютерные игры, не будет вечерами напролет смотреть телевизор, заниматься бесполезными делами, а поиграет вместе с вами в игры на развитие двигательных способностей пальчиков.

Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

Япарова Зиля Анваровна Учитель-логопед МБДОУ Детский сад №312 г. Уфа, Республика Башкортостан

Консультация для родителей

«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

«Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев»

Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает их к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:

во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,

во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, широко применяются в индивидуальной работе с детьми и при проведении групповых дидактических игр.

При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с каждым ребенком, атмосфера увлеченности и радости помогает детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений.

Для того чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, можно использовать разнообразные приемы:

  • пальчиковая гимнастика;
  • показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «колокольчик», «зайка» и т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
  • перекатывание между ладонями шестигранного карандаша;
  • упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами;
  • конструирование из счетных палочек;
  • лепка из соленого теста и теплого воска;
  • рисование в воздухе;
  • рисование различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем, пальцами и т. д.);
  • обрывание бумаги разной плотности и фактуры (папиросной, газетной, картона), с последующим сбором обрывков и выполнением аппликации «Радуга»;
  • сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги (заготовка фактурной бумаги для рисования или аппликации);
  • наждачная бумага (буквы вырезанные из наждачной бумаги);
  • плетение ковриков из бумажных разноцветных полос;
  • набор мозаичных композиций из цветного пластика на основе, покрытой слоем пластилина. Для изготовления элементов используются цветные пластиковые емкости от шампуней и пищевых продуктов, разрезанные на квадраты размером 1×1 см;
  • нанизывание бус и пуговиц на проволоку, тесьму или леску;
  • резать ножницами. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок — полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.
  • создание на ткани изображений и узоров из цветных нитей;
  • сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубки;
  • завязывание бантов и узлов различной конфигурации;
  • перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль);
  • игры с «осьминогами». Утяжеленный предмет (например, мешочек с песком), обвязанный цветными нитями в виде осьминога, закрепляется на резинке с петлей, которая надевается на палец ребенка.
  • игры с прищепками;
  • игры с песком (крупы). Дети оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, глубоко погружают руки в чистый сухой песок, просеивают его между ладонями. Строительство дорог, туннелей, гор, мостов, рисование по сухому и мокрому песку пальцами или палочкой, выкладывание узоров из мелких камешков — увлекательное занятие.
  • игры с водой.

Подобные игры способствуют развитию:

  • воображения, мышления, способности к анализу;
  • тактильной (кожной) чувствительности;
  • элементарной ловкости в обращении с мелкими предметами;
  • словаря;
  • предметной деятельности;
  • терпения, усидчивости;
  • пространственной ориентации.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры « Ладушки » , « Сорока-белобока » , « Коза рогатая » и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства, особенно у детей с нарушением речи.

Развитие мелкой моторики детей с нарушением речи

Разделы: Логопедия

“Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев”
В.А.Сухомлинский

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, строили жилище, защищали, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили и учились…

Одним их показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.

Современные научные данные подтверждают, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. У детей при ряде речевых нарушений отмечаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

При ежегодном обследовании детей на логопункте мною, как учителем-логопедом, отслежена прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики пальцев рук каждого ребенка: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом была в норме. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Многочисленные нервные окончания в коже и мягких тканях кисти – особенно на кончиках пальцев – воспринимают огромный поток осязательной информации и направляют её для обработки в головной мозг. В процессе деятельности мышцы выполняют три основные функции:

  • органов движения
  • органов познания
  • аккумуляторов энергии

Если ребёнок трогает какой-нибудь предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Родители и педагоги не должны паниковать: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Меня, как учителя – логопеда, конечно же, всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе?

При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений я в своей работе с детьми использую различные мелкие предметы (хозяйственные мелочи: прищепки, бусы, пуговицы, крупы …). Они привлекают детей, повышают их интерес к деятельности, развивают фантазию, ориентировку в пространстве, мелкую моторику руки. В ходе работы необходимо соблюдать элементарные правила техники безопасности. Например, при использовании пуговиц, бусинок педагогу необходимо следить за тем, чтобы дети не брали их в рот; прищепки должны быть не слишком тугими при открывании.

Чтобы работа по ручному праксису была результативной, я создала благоприятную развивающую среду – Мастерская “Умелые руки”.

Предлагаю вниманию коллег игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики. Задания детям следует давать по принципу от простого к сложному.

Во время выполнения упражнений нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Игры и упражнения с прищепками

Цель: развивать мелкую моторику и силу пальцев, ориентировку в пространстве.

Я своим сюрпризом маму
Непременно удивлю.
И поймет, родная, сразу,
То, что я ее люблю.

(к кругу из цветного картона прикрепить прищепки, чтобы получилось солнышко, цветок, подсолнух для любимой мамы).

“Ловкие пальчики”

Давайте, ребята, пальцы развивать:
Прищепки прикреплять, снимать, считать.
Не зевайте, не болтайте,
А за мной повторяйте.

(по сигналу взрослого один ребёнок прикрепляет прищепки на одежду, второй их снимает и считает).

Рыбку золотую “оживить” хочу,
Я ей плавники и хвост прикреплю.

(к силуэту рыбки прикрепить прищепки, чтобы у рыбки выросли плавники и хвост).

“Весёлый зайчик”

Эй, ребята, не зевайте!
Зайцу уши прикрепляйте.
Пусть ушами шевелит,
Наших деток рассмешит.

(к силуэту зайца прикрепить прищепки, чтобы у зайчика выросли ушки).

Ёж без иголок – какая беда!
Давайте поможем ему, детвора.

( к силуэту ёжика прикрепить прищепки, чтобы у ёжика выросли иголочки).

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений и слова.

Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга так глядеть.
Я горошинку возьму,
Пальцем к столику прижму,
Покатаю, покручу
И сестричку научу.

(горошину катать двумя пальцами с детьми средней группы в течение 30 секунд, со старшими дошкольниками – в течение 1 минуты).

“Ловкие пальчики”

Мы крупу перебирали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнём,
Перебирать опять начнём.

(перебирать и сортировать различные крупы: рис, пшено, горох и т.д.).

Села птичка на дорожку,
Поклевала чуть горошку.
Посиди, не улетай,
Улетела птичка…Ай!

(выложить дорожку из горошинок).

Наша Маша рано встала,
Рис от гречки отделяла,
Чтобы кашку сварить,
Своих кукол накормить.

(сортировать смешанные крупы).

Игры и упражнения с бусами

Цель: развитие мелкой моторики, координации слова и движения; автоматизация понятий “справа – слева”.

Маму милую свою
Очень крепко я люблю!
Ей на день рождения
Бусы подарю.
(нанизывать бусы на леску)

“Бусинки – горошки”

Покатаю я в руках
Бусинки – горошки.
Станьте ловкими скорей
Пальчики, ладошки!

(Детям средней группы катать бусинку диаметром 10 мм между ладонями (пальчиками) в течение 30 секунд; детям старшей группы – бусинку диаметром 15 мм в течение 1 минуты).

Задания с использованием бусинок:

  • по инструкции взрослого выложить из бусинок изучаемую букву,
  • достать из коробочки столько бусинок, сколько звуков в слове,
  • переложить из правой коробочки в левую ( и наоборот) столько бусинок, сколько слогов в слове, – достать из коробочки слева (справа) столько бусинок, сколько слов в предложении, – нанизать на леску справа (слева) от узелка столько бусинок, сколько слов на указанную тему придумает ребенок. По просьбе педагога он их называет, снимая бусинки с лески.

Игры с карандашом

(эти игры оказывают тонизирующее и оздоравливающее действие, развивают мелкую моторику)

“Мои ловкие пальчики”

Карандаш ребристый в руки я возьму,
На ладони покатаю,
Между пальчиками поверчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.

Малыши, малыши,
Где же ваши карандаши?
На ладони их катаем,
Свои руки развиваем.

Упражнения с пуговицами

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление знаний о величине и форме предметов.

  • выложить из пуговиц буквы, слоги, слова (по памяти или по образцу),
  • классифицировать пуговицы по различным признакам: величине, цвету, форме,
  • нанизывать пуговицы на леску,
  • застёгивать пуговицы на собственной одежде и одежде своих друзей.

Игры с шариками

(шарики сделаны из различных материалов – деревянные, каучуковые, металлические)

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений и слова.

Дети прокатывают по гладкой поверхности шарик снизу вверх пальцами правой и левой руки.

Шар воздушный,
Шаловливый,
Непослушный,
Вместе с ветром убежал.
А куда? И не сказал. ( сл. Ф. Бобылёв )

Ребёнку предлагается прокатывать шарик поочерёдно различными пальцами правой и левой руки, имитируя дождик.

Дождик песенку поёт:
Кап, кап…
Только кто её поймёт –
Кап, кап?
Не поймём ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,

И зелёная трава… ( сл. Б. Заходер )

1. Т.А. Воробьева “Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушением речи”.

2. Савельева Е. “ Пальчиковые игры от 2 до 6 лет”.

3. Т.А. Ткаченко “ Если ребенок плохо говорит”.

4. А.И. Павлова, В.И. Рождественская “ Игры, упражнения для исправления заикания”.

Ссылка на основную публикацию