Развитие лексико-грамматического строя речи у детей ОВЗ

Использование дидактических игр и упражнений в работе по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ

Наталья Горбенко
Использование дидактических игр и упражнений в работе по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 5 г. Курганинска

муниципального образования Курганинский район

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Использование дидактических игр и упражнений в работе по формированию лексико – грамматических категорий у детей с ОВЗ.

Для меня дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов.

Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Общее их развитие тормозится, и без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы.

Поведение ребенка в игре, его активность – показатель уровня речевого развития.

Наблюдая за играми детей, обнаружила, что многие дети малообщительны, не могут словами выразить просьбу, не имеют навыков самостоятельной игры. Наличие речевого барьера делает их возбудимыми, неуравновешенными, наоборот, заторможенными.

В своей работе ставлю перед собой цель – последовательно решать задачу по развитию речи детей; добиваться, чтобы дети приобрели навыки совместной игры, высказывались по ходу игры.

При обследовании детей с общим недоразвитием речи выявила, что у детей часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно – бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Все это ограничивает речевое общение детей.

Слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться – такие особенности характерны для детей с общим недоразвитием речи. Поэтому перед логопедом или воспитателем, который осуществляет непосредственное руководство игрой, помимо основной задачи коррекции звукопроизношения, стоит задача знакомить детей с новыми словами, понятиями, расширять и уточнять представления, связанные с этими словами, добиваться употребления их в связной речи.

У детей с указанным дефектом речи преобладает наглядно – действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово.

На первом этапе работы в основном использую игрушки, конкретные предметы. При рассматривании обращаю внимание детей не только на название предмета, но и название его частей. Ввожу приемы, помогающие выделять признаки предметов, сравнивать их. Затем перехожу к работе с разрезанными картинками, на которых изображены животные, мебель, посуда. При складывании какой – либо картинки, например из серии “Одежда”, дети называют ее составные части. Это помогает им лучше запомнить каждую деталь предмета, развивает внимание, память.

В непосредственной образовательной деятельности использую следующие виды дидактических игр и упражнений по формированиюграмматического строя речи у дошкольников старшего возраста с ОВЗ:

«Один – много» (образование множественного числа существительных на материале лексической темы): стол – столы, стул – стулья, диван – диваны…

«Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами на материале лексической темы): стол – столик, стул – стульчик, диван – диванчик…

«Чего (кого) много?» (форма множественного числа существительных в родительном падеже на материале лексической темы): столов, стульев, диванов…

«Чего (кого) не стало?» (форма единственного числа существительных в родительном падеже на материале лексической темы): стола, стула, дивана…

«Вкусный сок», «Поварята», «Чей листочек?», «Что из чего сделано?» (образование относительных прилагательных от названия фруктов, овощей, продуктов, названий деревьев, различных материалов): сок яблочный, апельсиновый…; суп овощной, рыбный, мясной, грибной…; листочек березовый, кленовый, дубовый…; стакан стеклянный, пластмассовый, деревянный, металлический…

«Чьи хвосты (уши?», «Бюро находок» (образование притяжательных прилагательных от названия птиц, животных): хвост лисий, заячий, медвежий…

«Какой – какая – какое – какие?», «Про что можно так сказать?» (согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе): вишневый сок, вишневая начинка, вишневое варенье, вишневые деревья; пластмассовая ручка, пластмассовый совок, пластмассовое ведерко, пластмассовые игрушки…

«Чей – чья – чьё – чьи?», «Про что можно так сказать?» (согласование притяжательных прилагательных с существительными в роде, числе): утиная семейка, утиный клюв, утиное перо, утиные крылья; лисий хвост, лисья нора, лисье ухо, лисьи уши…

«Слова – действия» (образование разноприставочных глаголов): улетел, прилетел, залетел, вылетел, перелетел, влетел; зашел, пришел, вышел, перешел…

«Назови как можно больше слов-признаков» (подбор однородных прилагательных к существительному): лиса – дикая, хищная, рыжая, пушистая, осторожная, ловкая…

«Назови как можно больше слов-действий» (подбор однородных сказуемых к существительному): собака – лает, кусает, грызет, ласкается, охраняет, защищает, лежит, спит, бежит…

«Прятки», «Где? Куда? Откуда?» (упражнение в практическом использовании простых и сложных предлогов).

«Собери семейку слов», «Слова-родственники» (подбор родственных слов к заданному слову): снег – снежок, снежинка, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежный, подснежник…

«Слова-неприятели», «Скажи наоборот» (подбор существительных, прилагательных, наречий, глаголов с противоположным значением): друг – враг, день – ночь; чистый – грязный, веселый – грустный; высоко – низко, далеко – близко, темно – светло…

«Веселый счет» (согласование количественных числительных с существительным): один утенок, два утенка, пять утят; один ребенок, два ребенка, трое ребят…

«Ещё лучше» (образование прилагательных и наречий в сравнительной степени): большой – больше, высокий – выше, сладкий – слаще, вкусный – вкуснее, холодно – холоднее…

«Гномы и великаны» (образование существительных в превосходной степени): рука – ручища, усы – усищи, глаза – глазищи, кот – котище…

«Что в чем живет?», «Женские профессии» (образование существительных с суффиксами «иц», «ниц», «онк», «енк», обозначающими профессии, посуду со значением вместилища): сахарница, хлебница, масленка, солонка; воспитательница, учительница, продавщица, дрессировщица…

В непосредственной образовательной деятельности использую настольно – печатные дидактические игры Нищевой Н. В., которые систематизированы в соответствии с лексическими темами. Цели данных игр – расширение словарного запаса, образного словаря, совершенствование грамматического строя речи.

Времена года. Осень. Деревья. Разноцветные листья (образование и правильное использование формы родительного падежа имен существительных с предлогом с, образование относительных прилагательных).

Огород. Овощи. В огороде у козы Лизы (согласование прилагательных с существительными в роде, падеже и числе). Веселый повар (правильное использование форм родительного, винительного, творительного падежей имен существительных, образование относительных прилагательных).

Сад. Фрукты, ягоды, цветы. Маленькие художники (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, образование и использование в речи формы родительного падежа существительных).

Лес. Грибы. За грибами (употребление форм винительного падежа существительных с предлогом в и родительного падежа с предлогом из).

Игрушки. Катины подарки (образование форм дательного и винительного падежей имен существительных).

Аквариумные рыбки. Аквариум (использование предлогов на, по, в, под, за, над, из, из-под).

Домашние птицы. Собери семью (образование существительных с суффиксами – онок, – енок, – ята).

Домашние животные. Живой уголок (правильное использование и образование форм дательного, винительного, предложного падежей имен существительных).

Найди маму (обучение использованию в речи существительных с суффиксами – онок, – енок, – ат. – ят, – их и простого предлога у).

Посуда. У белочки в гостях (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; употребление предлогов).

Одежда. Мебель. Мой, моя, мое, мои (согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое, мои и числительных 2 и 5 с существительными).

Зима. Новый год. Украшаем елку (правильное использование и образование форм творительного и родительного падежей имен существительных, образование относительных прилагательных).

Насекомые. На полянке (использование предлогов в, на, по, с, под, над).

Дикие животные наших лесов. Кто чем питается? (употребление имен существительных в творительном падеже, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).

Животные жарких стран. Птицы. Насекомые. Разноцветные квадраты (употребление существительных в винительном и творительном падежах).

Систематическая работа по формированию лексико-грамматических категорий у детей дает следующие результаты. У детей расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Они стараются использовать в своей речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, употреблять разные части речи точно по смыслу.

У детей совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые существительные. Ребята правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, образуют форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова. Дети учатся верно использовать предлоги.

Повышается активность детей в непосредственной образовательной деятельности. Использование дидактической игры делает непосредственную образовательную деятельность более живой, интересной, результативной.

Список использованной литературы:

1. Белобрыкина О. А.Речь и общение – Ярославль: Академия развития, 1998.

2. Бондаренко А. К.Словесные игры в детском саду – Москва: Просвещение, 1977.

3. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми –Москва: Владос, 1994.

Использование дидактических игр и упражнений по развитию лексико-грамматического строя речи С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико-грамматических средств.

Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР [Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР. Общее недоразвитие речи -это.

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «Слова-признаки» Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР. Богачева В. Г., учитель-логопед.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе «Дом. Мебель» Цель: развитие лексико – грамматических категорий в рамках лексической темы «Квартира. Мебель». Задачи: Коррекционно – образовательные:.

Конспект НОД по словообразованию, словоизменению и формированию лексико-грамматических категорий «Зимние забавы» Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей словообразованию, словоизменению и формированию лексико-грамматических.

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР «Домашние птицы» Тема: «Домашние птицы» (итоговое занятие). Цель: • Коррекционно-образовательная: уточнение, закрепление предметного словаря по лексической.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «День матери» Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «День матери». Наталья Сюй Конспект.

Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда» Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда». Цель: дифференциация предлогов «под, из-под».

Логопедические игры по формированию лексико-грамматических категорий к многофункциональному пособию «Осенние листья» Логопедические игры по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи к многофункциональному пособию «Осенние листья»..

Рекомендации для родителей по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ по лексической теме «Обувь» Уважаемые родители! 1. Вместе с ребенком сходите на экскурсию в обувной магазин, побеседуйте о назначении обуви. закрепите виды и названия.

Журнал Педагог

Автор: Лилия Владимировна Бесполудина
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ – детский сад №12 “Родничок”
Населённый пункт: г. Краснокаменск, Читинская область, Забайкальский край
Наименование материала: Формирование лексико-грамматического строя у детей с ОВЗ
Тема: Формирование лексико-грамматического строя у детей с ОВЗ
Дата публикации: 17.12.2019
Раздел: дошкольное образование

Составила: Бесполудина Лилия Владимировна

Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников

Методическое пособие

представлен занимательный комплекс игр и упражнений, а также рекомендации по их

Пособие предназначено для воспитателей, родителей, учителей-логопедов.

Дар слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и

общения. К. Паустовский писал: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в

нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и

блеск красок и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и

детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты,

Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым

освоение средств языка, форм и функций речи, письма и чтения. Чтобы помочь

пособие, которое может быть использовано воспитателями, учителями-логопедами и

материал, способствующие формированию связной речи. Методические рекомендации

Игровые техники в образовательном процессе дошкольников выступают как основное

средство для формирования активного словаря, развития речевого творчества.

АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

«В речи нет ничего, что не могло быть воспринято слухом, произношением, зрением,

что не опиралось бы на слуховые, произносительные, зрительные ощущения».

формирование полноценной речевой деятельности. Связная речь представляет собой

наиболее сложную форму речевой деятельности. Дети с общим недоразвитием речи

испытывают большие затруднения при обучении, которые проявляются в нарушениях

не только произношения, но и лексико-грамматических средств языка, связной речи.

Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими только

из-за своего аномального речевого развития. Связная речь, подчеркивал Ф.А. Сохин,

обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его

Читайте также:  Лего в работе логопеда

звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети

строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами

психологами (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.) и

логопедами (А.В.Ястребова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, В. К. Воробьева и др.).

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она

Основная функция связной речи — коммуникативная. Как известно, связная речь

логичностью, непрерываемостью, программированностью: говорящий планирует не

только каждое отдельное высказывание, но и весь текст в целом, определяет замысел,

объем и характер высказывания, подбирает языковой материал.

действительности, подробного и полного ее восприятия, что возможно только при

достаточно высоком умственном и речевом развитии. Обучение связной речи можно

рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. У детей без

речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием

мышления, деятельности и общения.

Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать

средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический

строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в целях общения, т.е.

Этапы коррекционной работы по подготовке к школе детей с ограниченными возможностями здоровья

Класс: д/с

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого в педагогике: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека. Отсутствие специальной подготовки к школе тормозит процесс интеграции детей с ОВЗ в образовательные учреждения.

У детей с ОВЗ часто отмечаются сочетания двигательных, речевых нарушений, нарушений познавательной деятельности и личностного развития. Множество и выраженность этих нарушений существенно затрудняют социальную адаптацию таких детей, не позволяют им своевременно включиться в образовательное пространство, что обуславливает необходимость проведения коррекционной работы по подготовке их к школе. Это побуждает педагога к постоянному поиску коррекционных программ, направленных на максимальное развитие и реализацию интеллектуальных возможностей каждого ребенка.

Подготовка к школе ребенка с ОВЗ осуществляется с целью помочь ему на начальной ступени обучения освоить не­обходимые знания, умения и навыки, способы учебной ра­боты и адаптироваться к системе обучения.

В задачи коррекционного обучения детей с ОВЗ входят: развитие и совершенствование общей моторики; развитие и совершенствование ручной моторики, развитие и совершенствование артикуляционной моторики (статистической, динамической организации движений, переключением движений), развитие слухового восприятия, внимания, развитие зрительного восприятия, памяти, развитие темпо-ритмической стороны речи, формирование произносительных умений и навыков; коррекция нарушений изолированных звуков; автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи; дифференциация нарушений звукослоговой структуры, совершенствование лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи, обогащение коммуникативного опыта.

Этапы коррекционной работы по подготовке к школе детей с ОВЗ

1. Развитие артикуляционной моторики

На данном этапе обращается внимание на объем артикуляционных движений, точность выполнения, способность к переключению и удержанию артикуляционной позы.

Для подготовки губ и языка включаются элементы самомассажа и логопедический массаж органов артикуляции, основными задачами которого являются: нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата, подготовка к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции.

2. Развитие дыхания

В воспитании правильной речи важное значение имеет нормализация речевого дыхания, т.к. у многих детей с ОВЗ оно часто бывает поверхностным, резким, неспокойным, причем нередко слова произносятся ребенком на вдохе.

Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо, прежде всего, научить его правильно дышать: и та и другая функция выполняются одними и теми же органами. Без правильного дыхания, для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономичный выдох, невозможна хорошо звучащая речь.

Целью данного этапа работы является развитие глубокого вдоха и более длительного выдоха, выработка у детей умения правильно дышать в процессе речи.

3. Работа над звукопроизношением

При обучении звукопроизношению детей с ОВЗ перед педагогом стоят следующие задачи: исправить неправильное произношение звуков; различать и воспроизводить отдельные звуковые элементы речи; удерживать в памяти воспринятый на слух материал; слышать звучание чужой и собственной речи и исправлять свои ошибки.

4. Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа

Работа по формированию фонематического слуха начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.

В усвоение звуковой стороны речи входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития фонематического слуха и процесс произнесения звуков речи. Развитие звуковой стороны языка является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

5. Обучение грамоте

Подготовка к обучению грамоте проводится исключительно на материале звуков, правильно произносимых ребенком. Основной единицей обучения в это время является отдельный звук и звук, выделенный из слова. В процессе постановки, уточнения, а затем закрепления правильного произношения звуков проводятся упражнения с целью развития слухового восприятия. При этом дети учатся различать звуки, происходит развитие внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти. С опорой на подготовленный таким образом звуковой фонд дети упражняются в звуковом анализе и синтезе. Теперь на первый план выдвигается новая задача-научить детей слышать отдельные звуки в составе слова и уметь определять их последовательность.

6. Нормализация лексико-грамматических навыков

У детей с ОВЗ отмечаются различные нарушения лексико-грамматического строя речи: бедность словаря, недостаточное умение пользоваться способами словообразования и т.д. ряд ошибок, несвойственных детям с нормально развитой речью, допускается детьми при грамматическом оформлении слов, словосочетаний, предложений. Особенно часто нарушается согласование и управление. Отмечается неправильное употребление предлогов. Также наблюдается бедность синтаксических конструкций, отставание в развитии связной речи.

Поэтому основная задача – это обогащение и активизация словаря, т.к. в процессе словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. Формирование грамматического строя языка направлено на развитие умения выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.

В процессе специально подобранных игровых упражнений, коррекционная работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных.

7. Развитие связной речи

Большое значение для развития связной речи имеет мотивация. Связное устное высказывание может состояться при условии наличия у ребенка словаря, внутреннего плана высказывания и желания сказать. Эти три фактора должны выступать в единстве.

Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает ее более целенаправленной, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.

При подготовке детей к школе особое внимание уделяется формированию связной монологической речи. К основным приемам обучения детей связной монологической речи относятся: рассказ по демонстрируемым действиям; рассказ по демонстрируемым действиям с подключением творческого мышления; описание, рассказ по картинке; составление рассказа по серии картинок; сравнительное описание картинок; пересказ.

8. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук

Научные исследования убедительно доказывают, что развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимо при письме, рисовании. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка четкой и правильной.

Развитие мелкой моторики следует начинать пассивной гимнастики кистей и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и двигательной системой. Совместность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжения, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием, формированию правильного произношения. А развитие тактильных ощущений воздействует на организм ребенка как лечебная физкультура. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности.

Школьное обучение – один из серьезнейших этапов в жизни ребенка. Многим первоклассникам, особенно с ОВЗ совсем непросто выполнять школьные требования, для этого им нужно значительное напряжение. Поэтому важно заранее, еще до школьного обучения выяснить, насколько психические и физические возможности ребенка соответствуют требованиям школы и исходя из личностно-ориентированного подхода к детям проводить коррекционную работу.

Формирование лексики и грамматического строя у детей с ограниченными возможностями здоровья

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ

Работа по формированию лексики и грамматического строя должна проводиться по следующим направлениям:

Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);

Уточнение структуры значения слова, смысла слова;

Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь;

Закрепление связей между словами.

Предлагаемые задания и упражнения можно варьировать в зависимости от этапа работы, программных задач на уроке, контингента и возраста детей.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ

1. Развитие ассоциации.

Педагог дает детям инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните (или какое придет в голову)». Слова называются по одному. Примерный перечень слов:

Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.

Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.

Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.

Быстро, высоко, весело, два, летящий.

Можно задать вопрос: «Как выдумаете, а почему припомнилось именно это слово?»

2. Классификация предметов по картинкам.

Детям предлагаются картинки, и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например:

а) Овощи и фрукты;

б) Домашние и дикие животные;

в) Домашние и дикие птицы;

г) Посуда и мебель;

д) Одежда и обувь;

е) Птицы и насекомые.

3. Игра «Найди лишний предмет».

Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она лишняя.

Примерные серии картинок:

а) капуста, слива, огурец;

б) кошка, собака, лиса, овца;

в) платье, юбка, шуба, шапка;

г) топор, пила, гвозди, ножницы;

д) арбуз, морковь, помидор, огурец, перец.

4. Игра «Найди лишнее слово».

Учитель называет слова и предлагает детям назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

а) лишнее слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл;

зима, апрель, весна, осень, лето;

мама, подруга, папа, сын, бабушка;

море, озеро, река, мост, пруд;

круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник;

Николай, Саша, Миша, Иванов, Петр;

Москва, Мурманск, Мончегорск, площадь;

Молоток, топор, ложка, пила, рубанок;

Сыр, будка, мороженое, масло, творог;

Бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан;

Береза, сосна, ель, дерево, дуб, осина;

Книга, альбом, тетрадь, краски, блокнот;

Торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан;

Месяц, день, год, небо, час;

Гнездо, кара, муравейник, нора, курятник, берлога;

Минута, секунда, час, вечер, сутки;

Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение;

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

дряхлый, старый, изношенный, маленький;

смелый, храбрый, отважный, злой;

в) «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, соображать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

налил, насорил, вылил, перелил;

5. Объясните, чем отличаются предметы (с использованием картинок).

Примерные пары слов: чашка и стакан, яблоко и груша, помидор и тыква, тарелка и миска, кофта и свитер, стул и кресло, грузовик и легковая машина, самолет и птица, береза и ель, дерево и куст.

6. Разложить картинки по сходству.

На доске выставляется вертикальный ряд картинок: овца (или баран), дерево, корова, колос.

Детям раздаются картинки: свитер (или кофта), шапка, шерстяные варежки (или перчатки), шарф (к картинке «овца»); стол, деревянные грабли, забор, стул (к картинке «дерево»); бутылка, молоко, масло, сыр, мороженое (к картинке «корова»); хлеб, батон, бублик, рогалик (К картинке «колосья»). У каждого ребенка по одной – две картинки.

Педагог предлагает детям положить свою картинку к одной из 4 картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.

7. Назвать одним словом серию картинок. (Домашние животные, транспорт, овощи, обувь, дикие животные, посуда)

8.Послушайте слова. Какие из них обозначают овощи?

Лук, репа, подорожник, укроп.

Чеснок, редис, роза, тыква.

Смородина, кабачки, петрушка, огурцы.

Картофель, яблоко, клубника, ромашка.

9. Послушайте слова и назовите только те, которые обозначают домашних животных.

Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, теленок, лось, медведь.

Читайте также:  Информационно-ознакомительное пособие для родителей «Мишкина почта»

Белка, кошка, петух.

Осел, косуля, рысь, тигр.

Сарай, корова, коза, овца.

10. Послушайте слова. Какие из них обозначают транспорт.

Автобус, дорога, вертолет, пассажир.

Поезд, купе, пароход, якорь.

Трамвай, водитель, троллейбус.

11. Догадайтесь, каким будет четвертое слово. (смысловые ряды).

Гвоздь – молоток, шуруп, …

Квадрат – куб, круг …

Птица – яйцо, растение …

Одежда – голый, обувь …

Огонь – пожар, вода …

Школа – обучение, больница…

Человек – ребенок, собака …

Птица – гнездо, человек …

Пальто – пуговица, ботинок …

12. Где и для чего можно применять предмет, который я назову.

1) Для прикрепления бумаги к доске;

2) Провести маленький круг (окружность);

Гвоздь – …, ботинок – …, помидор – …, шнурок – …, одеяло – … .

13. Выбери правильный ответ.

В году месяцев (7, 12, 16, 24).

Отец старше сына (иногда, часто, всегда, никогда).

У дерева всегда есть (листья, корень, плоды, цветы).

Зимний месяц (ноябрь, март, февраль, июнь).

Всегда горячий (утюг, грелка, кипяток, пар).

14. Игра «Назови части».

Возможны два варианта: а) по картинке; б) по представлению.

Педагог называет слово, предлагает представить этот предмет ( или животное) и назвать его части. Например: кот – тело, голова, туловище, лапы, хвост Нос, уши, глаза, усы, шерсть.

Грузовик – …, дом – …, дерево – …, часы – … .

15. Отгадай предмет по названию его частей.

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак. (дом)

Крылья, кабина, хвост, мотор. (самолет).

Глаз, рот, лоб, нос, брови, щеки. (лицо).

Подоконник, рама, стекло (окно).

16. Отгадать название предмета по описанию его признаков.

Например: Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный.

Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно снять.

Это дерево с крепкими листьями; на нём растут желуди.

Растут на грядке в огороде, используют в пище (овощи).

Это цветок, у него желта сердцевина и белые лепестки.

17. Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов.

Предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужную.

– Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами. Он живет на севере, вместо сена мох жует.

– Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки, разрисованы лошадки от копыт до головы.

– Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

– Он большой, серый и злой.

18. Подбери соответствующие картинки со следующим словам:

– Высокий, тонкий, пятнистый…

– Хищный, сильный, полосатый …

Маленькая, быстрая, проворная …

19. Выбрать из 3 слов 2 слова – «неприятеля».

– Друг, печаль, враг.

– Высокий, большой, низкий.

– Ночь, сутки, день.

– Длинный, большой, короткий.

– Радость, радостный, печаль.

– Поднимать, опускать, брать.

– Тяжелый, длинный, короткий.

– Белый, длинный, черный.

– Покупать, продавать, отдавать.

– Говорить, идти, молчать.

– Хороший, светлый, плохой.

20. Выбрать из 3 или 4 слов одно, противоположное по смыслу.

Холодильник (мороженое, плитка, лампа, альбом).

Карандаш (тетрадь, ручка, резинка, альбом).

Душ (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой).

Сахар (чай, арбуз, лимон, чайник).

Микрофон (наушники, утюг, гитара, магнитофон).

Молоток (топор, клещи, рубанок, гвоздь).

Закончить предложение и назвать слова – «Неприятели».

Слон большой, а комар …

Камень тяжелый, а пушинка …

Золушка добрая, а мачеха …

Зимой погода холодная, а летом …

Сахар сладкий, а горчица…

Дерево высокое, а куст …

Дедушка старый, а внук …

Суп горячий, а компот …

Лев смелый, а заяц…

Молоко жидкое, а сметана…

Река широкая, а ручеек …

Днем светло, а ночью…

Работать трудно, а отдыхать…

Сегодня мне весело, а вчера было …

Заяц скачет быстро, а черепаха …

Переходя улицу, посмотри сначала налево, а затем…

Кричат громко, а шепчут …

Продавец продает, а покупатель…

Учитель спрашивает, а ученики …

При встрече здороваются, а при расставании…

Вечеров ложатся в кровать, а утром …

21. «Сравни!»

По вкусу: горчицу и мед.

По цвету: снег и сажу.

По высоте: дерево и цветок.

По толщине: канат и нитку.

По ширине: дорогу и тропинку.

По возрасту: юношу и старика.

По весу: гирю и пушинку.

22. К данным словам придумать слова – «неприятели».

1) день – 2) войти –

3) большой – близко –

23. Игра с мячом «Скажи наоборот».

24. Выбрать из 3 слов 2 слова-«приятеля».

Дом, солдат, генерал.

Конь, собака, лошадь.

Грустный, печальный, глубокий,

Храбрый, звонкий, смелый.

Веселый, крепкий, прочный.

Большой, красивый, огромный.

Взять, схватить, идти.

Думать, ехать, соображать.

25. Придумать слова-приятели.

26. Игра «На что похоже?».

Белый снег похож на …(что?»

Синий лед похож на … (что?»

Чистый дождь похож на … (что?»

27. Уточнение значения слов-существительных.

Учитель называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, его функция, т. е. как используется. Например: лопата – чтобы копать землю; она тяжелая, ручка деревянная, а сама из металла, тонкая, гладкая, внизу овальная … Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда они пользовались этим предметом.

28. Объяснить значение слов-глаголов.

Педагог называет глагол, а ученики показывают его действие мимикой, жестами, движениями, пантомимикой;

29. Объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ, железный ключ; острая коса, длинная коса; меткий лук, зеленый лук; глубокая норка, пушистая норка; большая ножка, деревянная ножка; пухленькая ручка, дверная ручка.

30. Выбрать среди других предметов или картинок те, названия которых звучат одинаково. Объяснить значение каждого слова.

Определить, применительно к каким предметам используются слова. Например: Ручка – у человека, у двери, у чемодана, у сумки. Язычок – у человека, у ботинка. Глазок – у человека, у двери. Горлышко – у ребенка, у бутылки. Ножка – у стула, у ребенка, у гриба, у стола.

31. Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действий (глаголу).

Бежит: кто? (человек, собака, кошка …), что? (река, ручей, молоко, время). Идет: кто? (девочка, кошка), что? (снег, дождь, град, время).

32. Игра Кто как передвигается?»

Педагог показывает картинки, изображающие животных, дети называют.

Лошадь – скачет, змея – ползает, птица – летает, рыба – плавает, лягушка – прыгает.

33. «Кто как ест?»

Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно.

34. «Кто как голос подает?»

Голубь воркует, ворона каркает, кошка мяукает, воробей чирикает, сорока стрекочет, свинья хрюкает, петух кукарекает, сова ухает, овца блеет, курица кудахчет, лягушка квакает, корова мычит, гусь гогочет, волк воет, лошадь ржет, утка крякает, медведь рычит, собака лает.

35. «Когда человек ест?»

Педагог спрашивает детей, что делает человек, если он ест утром? (Завтракает). А если он ест днем? (Обедает). А если ест вечером? (Ужинает).

36. «Кто что умеет делать?»

Педагог предлагает детям картинки с изображением людей различных профессий. Дети называют, кто что делает. Учитель учит, доктор лечит, повар варит (готовит), уборщица убирает, дворник подметает, маляр красит и т. д.

37. «Что какие звуки издает?»

38. «Кто или что может это делать?»

Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование лексико – грамматического строя речи.
материал по теме

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико – грамматического строя, связной речи. Логопедическую работу необходимо вести по трем направлениям: формирование звуковой стороны речи; формирование лексико – грамматического строя; формирование связной речи. Каждое логопедическое занятие должно включать три темы: логопедическую, лексико – грамматическую и тему по развитию связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
formirovanie_leksiko-grammaticheskogo_stroya_rechi.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММА ТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

1. Содержание коррекционно-логопедической работы.

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению

устойчивость произвольного внимания;

восприятие (зрительное, слуховое, пространственное) объектов и явлений;

анализирующее наблюдение (особенно языковых явлений);

способность к запоминанию (с опорой на наглядность и графические схемы);

способность к переключению;

навыки и приемы контроля и самоконтроля;

– посредством усиления мотивации деятельности (введение элементов соревнования, игры; подчеркивание важности выполненного задания);

– посредством овладения приемами умственной деятельности (классификацией, сравнением, анализом и синтезом).

Формирование полноценных учебных умений

□ овладение основными мыслительными операциями:

анализом (мысленное расчленение объекта на составляющие элементы, выделение отдельных признаков и свойств объектов, рассматривание предмета с разных точек зрения);

обобщением (предполагает гибкость самого процесса выделения общего

□ планирование предстоящей деятельности:

анализ условий учебной задачи (проанализировать все совокупные данные);

составление общего плана решения (определение стратегии поиска);

активное осмысление материала;

выделение главного, существенного в учебном материале (определение звеньев и последовательности, если задание включает в себя несколько инструкций).

формирование навыков самоконтроля (учащиеся должны проверять качество своей работы как по ходу ее выполнения, так и по конечному результату; искать и находить ошибки в собственной работе и в работах своих товарищей в специально отведенное для этой цели время);

работа в определенном темпе;

использование ранее полученных знаний и применение их в новых ситуациях;

анализ оценки продуктивности собственной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Словарная работа Задачи:

учить ребенка точно составлять слово с предметом, явлением;

формировать следующие умения и навыки:

производить действие, показывать предмет ли явление;

называть действие, предмет или явление;

производить классификацию предметов;

знать назначение предмета и его частей;

знать основные формы и размеры предметов (большой – матенький, высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник, куб, шар, цилиндр, конус); знать основные и оттеночные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный, коричневый, оранжевый, фиолетовый, голубой, розовый, серый, сиреневый);

иметь представление о количестве (много – мало – один);

ориентироваться во времени (день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра,

послезавтра, вчера; дни недели, месяцы, времена года);

ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, сбоку, в углу, в середине, прямо, угол, середина квадрата, прямоугольника, круга; друг за другом, между, напротив, на одном расстоянии, в одном ряду, один над (под) другим;

середина правой (левой, верхней, нижней) стороны);

знать состояние природы в различное время года;

знать и употреблять в речи имена собственные;

четко произносить слова, окончания, словосочетания.

уточнение словаря, т.е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики);

обогащение словаря (усвоение новых слов, в том числе и терминов; особое внимание обращается на слова, которые обозначают обобщающие понятия);

активизация словаря (перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение новых слов в предложения, словосочетания).

показ и называние нового предмета и его признаков или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания включаются в знакомый ребенку контекст.

объяснение происхождения данного слова (сахарница – посуда, в которой находится сахар).

употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный дом – очень большой дом, тот, который выше всех остальных домов).

Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Этот забор низкий или высоки?»), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо обучать детей самостоятельной постановке вопросов.

Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.

Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, цели, условия, следствия.

Составление предложений по опросным словам.

Заучивание загадок, стихов, потешек.

Заучивание и пересказ русских народных сказок, начиная с самых простых.

Альбом новых слов, «копилка» новых слов (специально оформленная коробка, куда дети кладут картинки для записи слов, которые нужно запоминать).

1. Уточнение значения слов-существительных.

Логопед называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет (внешний вид, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, как используется). Например, ЛОПАТА – чтобы копать землю, тяжелая, ручка деревянная, сама из металла, тонкая, гладкая, внизу овальная.

Отгадывание загадок на разные темы с объяснением, как дети догадались.

Каждое обобщенное значение слова (существительное, глагол, прилагательное) обозначается определенным символом – квадратом, стрелочкой, овалом. Логопед называет различные слова, дети поднимают символы.

4. Закрепление понятия “живое” – “неживое”.

Рассмотреть картинку, назвать сначала все живые предметы, затем – неживые.

Даны картинки, относящиеся к разным тематическим группам (чашка, береза, лиса, курица, тарелка, ель, медведь, утка). Дети подбирают пары картинок, задают вопросы кто? что? и называют предмет – “живой” или “неживой”.

6. Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию
действия (глаголу).

Бежит кто? (девочка, кошка); что? (река, молоко, время, ручей). Идет кто? (человек, зверь); что? (дождь, снег, град, время). Стоит кто? (мама, бабушка); что? (шкаф, диван).

Сидит кто? Прыгает кто? Спит кто? Лежит кто? Висит кто? Летит кто? Едет кто? Читает кто?

мычит (кто?). лает. хрюкает.

7. Отгадать названия животных:

ржет. мяукает. блеет.

8. Придумать слова, отвечающие на вопрос кто? по теме “Дикие животные”:

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Логопедическое занятие по коррекции лексико-грамматического строя речи

  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
  • E-mail

Методическая разработка конспекта логопедического занятия

по коррекции лексико-грамматического строя речи с учащимися с ограниченными возможностями здоровья

Илона Валентиновна Высоцкая,
учитель-логопед

Учащаяся А. , 1994 г.р.

Диагноз: ДЦП. Правосторонний спастический гемипарез. ЗПРР. Эпилептический синдром.

Логопедическое заключение: Системное недоразвитие речи средней степени тяжести. (Дизартрия . Смешанная дисграфия. Смешанная дислексия).

Тема : Однокоренные слова (снег).

Логопедическая тема:

Коррекция смешанной формы дисграфии, дислексии.

Грамматическая тема:

Однокоренные слова. Словоизменение и словообразование имен существительных. Согласование частей речи в предложении

Лексическая тема:

Закреплять навык правильного согласования слов в предложении.

Задачи:

Закрепление умения словоизменения и словообразования имен существительных.

Расширение и активизация словаря по теме «Зима. Снег».

Развитие связной речи. Уточнения понимания значения слов, совершенствование грамматического строя речи.

Развитие зрительного, слухового внимания , памяти..

Закрепление навыка отвечать полным ответом.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание аккуратности.

Оборудование:

Календарь, карточки со словами, серия сюжетных картинок С. Вохринцевой «Зима», пальчиковый бассейн с мелким сыпучим материалом (горох), кроссворд.

Ход занятия:

I.Орг. момент.

На доске прикреплены сюжетные картинки

Здравствуй, садись, начинаем наше занятие.

– Найди на карточках слова, обозначающие сегодняшний день недели, месяц, время года.Какое время года бывает перед зимой?

Найди зимние месяцы на календаре. Покажи и назови.

-Прочти загадку, отгадай и узнаешь, о чём мы будем говорить на занятии.

Раскрыла снежные объятья,

Деревья все одела в платья.

Стоит холодная погода.

Какое это время года?

О чём говорилось в загадке? О каких природных явлениях?

-Прочти слово ( «Буквы перепутались») ИМАЗ (зима)

II. «Чудесный бассейн» ( пальчиковый бассейн с горохом)

Найди спрятанные буквы. Сложи слово. Что получилось? СНЕГ

– Игра на понимание наречий и внимание (сидя и стоя)

«Делай, что покажу, а не то, что я скажу»

«Делай, что скажу, а не то, что покажу»

Покажи движения ты ,а я буду выполнять.

Выбери «Снежные» слова. Прикрепи их к нарисованным на доске веткам дерева

мороз, Снегурочка, снегирь, снегоход, холод, снежный, снеговик, метель, сосулька

Работа за партой.

Прочти стихотворение, подчеркни слова с корнем –СНЕГ-

Проплясали по снегам

А в заснеженных лесах –

На сверкающих кустах –

В шубке белоснежной

III Что мы сегодня делали на занятии? Что тебе больше всего понравилось? Что было трудно выполнить?

Ты сегодня хорошо работала, молодец.

Домашнее задание – разгадать кроссворд «Однокоренные слова к слову «Снег»

СНЕЖНЫЙ КРОССВОРД

2. Как называется цветок, первым появляющийся из-под снега?

3. Какую зовут снежную героиню русских народных сказок?

4. Когда падает сильный снег, как мы это называем?

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну волшебных звуков»

в мир волшебных звуков»

Михальченко Наталья Сергеевна

Цель:

  • обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках;
  • совершенствование навыков звукового анализа, одно-, двухсложных слов;
  • развивать фонематических слух;
  • учить дифференцировать мягкость и твердость согласных звуков, находить и определять позицию звука в слове (в начале, середине, конце);
  • продолжать учить образовывать существит. с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
  • учить образовывать существительные женского рода;
  • закрепить знания о лексической теме: «Профессии»;
  • воспитывать звуковую культуру речи.

Оборудование: пазл букв, лепестки ромашки, бубен с колокольчиком, мяч, фишки для звукового анализа, кирпичи с крышей, карточки с профессиями, бутылочки, стакан с водой, листочки, индивидуальные зеркала, шляпа и сундук, медальки с изображением умников и умниц, сюрприз (подарки).

Ход занятия

1.Организационный момент:

ЛОГОПЕД: Здравствуйте, ребята! День сегодня необычный, удивить хочу я вас. В путешествие большое мы отправимся сейчас. Но, сначала ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им наши улыбки. А, теперь подарите свои улыбки друг другу. Ребята, мы с вами поздоровались, но теперь нужно познакомиться с нашими гостями. Для этого я, предлагаю вам поиграть в игру, которая называется: «Назови свое имя ласково» (выполнение упр. с мячом).

ЛОГОПЕД: Я, буду бросать вам мяч, а вы будете отвечать свое имя ласково : «Катится веселый мячик быстро, быстро по рукам. У кого веселый мячик, тот ответит сейчас нам. Мячик маленький поймай. Да словечком приласкай (ответы детей – Дашечка, Вероничка, Егорушка, Димочка…).

ЛОГОПЕД: Отлично, с гостями познакомились. Ребята, у меня есть волшебная палочка, которая поможет нам, превратится в умниц и умников. И я вас сейчас заколдую в умников и умниц для путешествия в страну волшебных звуков (взмах волшебной палочкой, и вручение медалей — умниц и умников).

ЛОГОПЕД: Теперь время отправится в путь. Для этого мы с вами в превратимся в «Паровоз». Выполняется упражнение на развитие слухового внимания, пространственной ориентации «Паровоз»: дети становятся в одну колонну, делая круговые движения руками, подражают вращению колес, одновременно дети произносят : « чух- чух- чух…» Под звучание медленной или быстрой музыки поезд движется то быстрее, то медленнее; по сигналу останавливается.

ЛОГОПЕД: Ребята, посмотрите, мы с вами оказались в стране волшебных звуков, а вот «умная» поляна. Это поляна с волшебными звуками, которые мы с вами попытаемся найти. Попробуем? (Да). А, сейчас послушайте меня внимательно: (логопед читает загадку) «Рыхлый снег на солнце тает, ветерок в ветвях играет, звонче птичьи голоса — значит, к нам пришла… » (дети договаривают хором: весна).

ЛОГОПЕД: Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

ЛОГОПЕД: Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова… Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой… Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны. (отв. детей: Принеси весна с собой: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д).

ЛОГОПЕД: Хорошо. На землю, скоро вернется красавица весна. Давайте, ощутим её прикосновение. (Проводится массаж лица : « Солнышко»).

ЛОГОПЕД: Ребята, а какой ветерок весной? (Дети : Весной- ветер ласковый и нежный, теплый).

ЛОГОПЕД: Давайте выполним упражнение « Ветерок» .

Выполняется упражнение на дыхание « Ветерок» , вдох производится носом, выдох ртом- без напряжения:

  • У Весны ветер ласковый и нежный, теплый – ф-ф-ф-ф-ф ( стакан наполнен водой, в нем трубочка- дуть в трубочку с силой, произнося звук ф);
  • У Лета- жаркий, согревающий – х-х-х-х (поднять руку вверх, и на выдохе произнести звук- х);
  • У Осени – прохладный – с-с-с-с ( дуть на листочек);
  • У Зимы — холодный, студеный – в-в-в-в-в взять маленькие бутылочки, можно из под «растишки»- дуть, произнося –в).
  1. Основная часть:

ЛОГОПЕД: Замечательно! Дети, посмотрите, кого мы встретили на полянке? (волка, ежа, медведя, змею).

А, какие звуки мы можем услышать в лесу от волка? (У-У-У-), от ежа (Ф-Ф-Ф-Ф), змеи (Ш-Ш-Ш-Ш), медведя (Э-Э-Э-Э).

ЛОГОПЕД: Скажите, какие мы с вами назвали звуки? (гласные и согласные). Давайте, вспомним стихотворение про звуки:

«Воздух свободно идет через рот, нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет – звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой (О-О-О-О),

Могут в кроватке баюкать ребенка (А-А-А-А),

Но не желают свистеть и ворчать!

А согласные – могут шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь!

С-С-С-С- змеиный слышен свист,

Ш-Ш-Ш-Ш- шуршит опавший лист,

Ж-Ж-Ж-Ж- жуки в саду жужжат,

Р-Р-Р-Р- моторы тарахтят».

ЛОГОПЕД: Хорошо! Ребята, посмотрите, что это разбросано здесь? Давайте, соберем все листочки и увидим, что это! (собирают пазл букв: С- Ш) Ребят, что это у нас получилось? (Буквы). Почему это буквы? (потому, что буквы мы видим, пишем и читаем). А, какие это звуки? (С- согласный, твердый и глухой; Ш — согласный, твердый, глухой). Правильно!

ЛОГОПЕД: Дети, посмотрите, а вот большая ромашка. Предлагаю, вам погадать на ней. Возьмите, каждый из вас по два лепестка ромашки, посмотрите, какие картинки изображены на них, и определите, какие звуки спрятались на лепестках. Когда, определите звуки, положите лепесток со звуком [С] — в сундук, а со звуком [Ш]- в шляпу.

ЛОГОПЕД: А, теперь давайте еще и скороговорку вспомним с этими звуками: « Шептать бабушке на ушко смешной стишок».

Физминутка

Выполняется логоритмическое упражнение: под звучание бубна — топаем ножками, а под колокольчик — стоим спокойно. Под звучание бубна и колокольчика — хлопаем ладошками по коленкам (можно менять ритм звучания инструмента и последовательность).

ЛОГОПЕД: С этим заданием вы справились. Ребята, а вы наверное уже знаете — кем хотите стать? (Ответы детей). Молодцы, значит, вы с легкостью сможете ответить на мои вопросы про разные профессии? (Да). Скажите, мне ребята, кто рисует картины? (картины рисует художник), кто чинит сапоги? (сапоги чинит сапожник), кто убирает двор? (двор убирает дворник), кто кует металл? (металл кует кузнец), кто продает товары? (продает продавец).

ЛОГОПЕД: Хорошо. Теперь, я предлагаю вам стать строителями. Посмотрите, вот есть кирпичики с картинками, но их нужно положить к правильной крыше. Возьмите по одному кирпичику: определите с каким звуком картинка, и где спрятался этот звук: в начале, середине или в конце слова и положите этот кирпичик к правильной крыше.

ЛОГОПЕД: Молодцы! Вы, замечательные строители! А вот профессии, которые потеряли свои предметы. Помогите, продавцу и парикмахеру найти те, предметы, которые понадобятся им для работы. Поможете? (Да). Дети выполняют упражнение «Что кому?»).

ЛОГОПЕД: Отлично! Ребята, скажите, а если профессия у папы: художник, то маму как мы назовем? – художница.

— мужчина писатель, а женщина- писательница;

-мужчина продавец, женщина- продавщица;

-мужчина летчик, женщина- летчица;

— мужчина портной, женщина- портниха;

— мужчина скрипач, женщина- скрипачка;

— мужчина певец, женщина- певица.

ЛОГОПЕД: Дети, скажите, а если вот, например, профессия врач — значит женщина- врачиха? (Нет, такой профессии).

ЛОГОПЕД: Вы, правы ребята, такой профессии нет. Есть профессии, которые называются одинаково и у мужчин, и у женщин. Ребята, какие знаете вы профессии, которые одинаково называются и у мужчин, и у женщин? (ответы детей: врач, фотограф, секретарь, инженер, строитель, режиссер, судья).

ЛОГОПЕД: Молодцы! Вероника, скажи какая профессия у твоей мамы? (Моя мама занята хозяйством — работает дома, ее называют домохозяйка).

ЛОГОПЕД: Какие умники! А, мамам вы любите помогать маме? Ребята, давайте подумаем вместе, чем вы можете помочь маме, что вы умеете делать? Я начну фразу , а вы продолжите:

— Я умею пол (подметать);

— Я умею белье (гладить);

— Я умею посуду (мыть);

— Я умею цветы (поливать);

-Я помогаю стол (накрывать);

— Я помогаю крошки со стола (сметать);

— Я помогаю комнату (убирать).

-Я умею постель (застилать).

ЛОГОПЕД: Да уж! Все умеете делать, настоящие мамины помощники! Теперь можно и отдохнуть!

Пальчиковая гимнастика: «Профессии»

Повар варит кашу (Имитация с вращением кистей рук)
Плащ портниха шьет (Махи руками)
Доктор лечит Машу (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)
Сталь кузнец кует (Хлопки)
Дровосеки рубят (Махи с наклонами )
Строят мастера (Имитация с прыжками вверх)
Что же делать будет (Поднимание плеч)
Наша детвора?).

ЛОГОПЕД: Отлично! Мы с вами немного отдохнули, а у нас еще одно задание, которое мы с вами выполним за партами. Давайте сядем за парты, перед вами карточки с изображением профессий. Вам необходимо сделать звуковую схему слова (выполняют звуковой анализ слов, определяют место звука в слове, сколько слогов в слове).

ЛОГОПЕД: Ребята, какое время года мы с вами звали в гости скорей? (Весну). А ведь мы с вами, знаем зарядку про весеннюю прогулку нашего язычка? ( Да). Давайте ее выполним!

Выполнение артикуляционной гимнастики.

  1. Заключительная часть:

ЛОГОПЕД: Ребята, какие вы молодцы. Язычок наш отправился домой, пора и нам с вами возвращаться в сад. Вам понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось? Какое задание было для вас сложным? Какие звуки были на лепестках ромашки? Какие профессии называются одинаково у женщин и у мужчин?

ЛОГОПЕД: Вы, сегодня отлично поработали! И заслужили сюрприз, который ждет нас в нашем саду. Давайте вернемся быстрее к нам сад.

Ссылка на основную публикацию