Развитие лексико-грамматического строя речи у детей ОВЗ

Журнал Педагог

Автор: Лилия Владимировна Бесполудина
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ – детский сад №12 “Родничок”
Населённый пункт: г. Краснокаменск, Читинская область, Забайкальский край
Наименование материала: Формирование лексико-грамматического строя у детей с ОВЗ
Тема: Формирование лексико-грамматического строя у детей с ОВЗ
Дата публикации: 17.12.2019
Раздел: дошкольное образование

Составила: Бесполудина Лилия Владимировна

Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников

представлен занимательный комплекс игр и упражнений, а также рекомендации по их

Пособие предназначено для воспитателей, родителей, учителей-логопедов.

Дар слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и

общения. К. Паустовский писал: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в

нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и

блеск красок и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и

детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты,

Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым

освоение средств языка, форм и функций речи, письма и чтения. Чтобы помочь

пособие, которое может быть использовано воспитателями, учителями-логопедами и

материал, способствующие формированию связной речи. Методические рекомендации

Игровые техники в образовательном процессе дошкольников выступают как основное

средство для формирования активного словаря, развития речевого творчества.

АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

«В речи нет ничего, что не могло быть воспринято слухом, произношением, зрением,

что не опиралось бы на слуховые, произносительные, зрительные ощущения».

формирование полноценной речевой деятельности. Связная речь представляет собой

наиболее сложную форму речевой деятельности. Дети с общим недоразвитием речи

испытывают большие затруднения при обучении, которые проявляются в нарушениях

не только произношения, но и лексико-грамматических средств языка, связной речи.

Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими только

из-за своего аномального речевого развития. Связная речь, подчеркивал Ф.А. Сохин,

обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его

звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети

строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами

психологами (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.) и

логопедами (А.В.Ястребова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, В. К. Воробьева и др.).

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она

Основная функция связной речи — коммуникативная. Как известно, связная речь

логичностью, непрерываемостью, программированностью: говорящий планирует не

только каждое отдельное высказывание, но и весь текст в целом, определяет замысел,

объем и характер высказывания, подбирает языковой материал.

действительности, подробного и полного ее восприятия, что возможно только при

достаточно высоком умственном и речевом развитии. Обучение связной речи можно

рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. У детей без

речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием

мышления, деятельности и общения.

Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать

средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический

строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в целях общения, т.е.

Использование дидактических игр и упражнений в работе по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ

Наталья Горбенко
Использование дидактических игр и упражнений в работе по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 5 г. Курганинска

муниципального образования Курганинский район

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Использование дидактических игр и упражнений в работе по формированию лексико – грамматических категорий у детей с ОВЗ.

Для меня дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов.

Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Общее их развитие тормозится, и без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы.

Поведение ребенка в игре, его активность – показатель уровня речевого развития.

Наблюдая за играми детей, обнаружила, что многие дети малообщительны, не могут словами выразить просьбу, не имеют навыков самостоятельной игры. Наличие речевого барьера делает их возбудимыми, неуравновешенными, наоборот, заторможенными.

В своей работе ставлю перед собой цель – последовательно решать задачу по развитию речи детей; добиваться, чтобы дети приобрели навыки совместной игры, высказывались по ходу игры.

При обследовании детей с общим недоразвитием речи выявила, что у детей часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно – бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Все это ограничивает речевое общение детей.

Слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться – такие особенности характерны для детей с общим недоразвитием речи. Поэтому перед логопедом или воспитателем, который осуществляет непосредственное руководство игрой, помимо основной задачи коррекции звукопроизношения, стоит задача знакомить детей с новыми словами, понятиями, расширять и уточнять представления, связанные с этими словами, добиваться употребления их в связной речи.

У детей с указанным дефектом речи преобладает наглядно – действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово.

На первом этапе работы в основном использую игрушки, конкретные предметы. При рассматривании обращаю внимание детей не только на название предмета, но и название его частей. Ввожу приемы, помогающие выделять признаки предметов, сравнивать их. Затем перехожу к работе с разрезанными картинками, на которых изображены животные, мебель, посуда. При складывании какой – либо картинки, например из серии “Одежда”, дети называют ее составные части. Это помогает им лучше запомнить каждую деталь предмета, развивает внимание, память.

В непосредственной образовательной деятельности использую следующие виды дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста с ОВЗ:

«Один – много» (образование множественного числа существительных на материале лексической темы): стол – столы, стул – стулья, диван – диваны…

«Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами на материале лексической темы): стол – столик, стул – стульчик, диван – диванчик…

«Чего (кого) много?» (форма множественного числа существительных в родительном падеже на материале лексической темы): столов, стульев, диванов…

«Чего (кого) не стало?» (форма единственного числа существительных в родительном падеже на материале лексической темы): стола, стула, дивана…

«Вкусный сок», «Поварята», «Чей листочек?», «Что из чего сделано?» (образование относительных прилагательных от названия фруктов, овощей, продуктов, названий деревьев, различных материалов): сок яблочный, апельсиновый…; суп овощной, рыбный, мясной, грибной…; листочек березовый, кленовый, дубовый…; стакан стеклянный, пластмассовый, деревянный, металлический…

«Чьи хвосты (уши?», «Бюро находок» (образование притяжательных прилагательных от названия птиц, животных): хвост лисий, заячий, медвежий…

«Какой – какая – какое – какие?», «Про что можно так сказать?» (согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе): вишневый сок, вишневая начинка, вишневое варенье, вишневые деревья; пластмассовая ручка, пластмассовый совок, пластмассовое ведерко, пластмассовые игрушки…

«Чей – чья – чьё – чьи?», «Про что можно так сказать?» (согласование притяжательных прилагательных с существительными в роде, числе): утиная семейка, утиный клюв, утиное перо, утиные крылья; лисий хвост, лисья нора, лисье ухо, лисьи уши…

«Слова – действия» (образование разноприставочных глаголов): улетел, прилетел, залетел, вылетел, перелетел, влетел; зашел, пришел, вышел, перешел…

«Назови как можно больше слов-признаков» (подбор однородных прилагательных к существительному): лиса – дикая, хищная, рыжая, пушистая, осторожная, ловкая…

«Назови как можно больше слов-действий» (подбор однородных сказуемых к существительному): собака – лает, кусает, грызет, ласкается, охраняет, защищает, лежит, спит, бежит…

«Прятки», «Где? Куда? Откуда?» (упражнение в практическом использовании простых и сложных предлогов).

«Собери семейку слов», «Слова-родственники» (подбор родственных слов к заданному слову): снег – снежок, снежинка, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежный, подснежник…

«Слова-неприятели», «Скажи наоборот» (подбор существительных, прилагательных, наречий, глаголов с противоположным значением): друг – враг, день – ночь; чистый – грязный, веселый – грустный; высоко – низко, далеко – близко, темно – светло…

«Веселый счет» (согласование количественных числительных с существительным): один утенок, два утенка, пять утят; один ребенок, два ребенка, трое ребят…

«Ещё лучше» (образование прилагательных и наречий в сравнительной степени): большой – больше, высокий – выше, сладкий – слаще, вкусный – вкуснее, холодно – холоднее…

«Гномы и великаны» (образование существительных в превосходной степени): рука – ручища, усы – усищи, глаза – глазищи, кот – котище…

«Что в чем живет?», «Женские профессии» (образование существительных с суффиксами «иц», «ниц», «онк», «енк», обозначающими профессии, посуду со значением вместилища): сахарница, хлебница, масленка, солонка; воспитательница, учительница, продавщица, дрессировщица…

В непосредственной образовательной деятельности использую настольно – печатные дидактические игры Нищевой Н. В., которые систематизированы в соответствии с лексическими темами. Цели данных игр – расширение словарного запаса, образного словаря, совершенствование грамматического строя речи.

Времена года. Осень. Деревья. Разноцветные листья (образование и правильное использование формы родительного падежа имен существительных с предлогом с, образование относительных прилагательных).

Огород. Овощи. В огороде у козы Лизы (согласование прилагательных с существительными в роде, падеже и числе). Веселый повар (правильное использование форм родительного, винительного, творительного падежей имен существительных, образование относительных прилагательных).

Сад. Фрукты, ягоды, цветы. Маленькие художники (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, образование и использование в речи формы родительного падежа существительных).

Лес. Грибы. За грибами (употребление форм винительного падежа существительных с предлогом в и родительного падежа с предлогом из).

Игрушки. Катины подарки (образование форм дательного и винительного падежей имен существительных).

Аквариумные рыбки. Аквариум (использование предлогов на, по, в, под, за, над, из, из-под).

Домашние птицы. Собери семью (образование существительных с суффиксами – онок, – енок, – ята).

Домашние животные. Живой уголок (правильное использование и образование форм дательного, винительного, предложного падежей имен существительных).

Найди маму (обучение использованию в речи существительных с суффиксами – онок, – енок, – ат. – ят, – их и простого предлога у).

Посуда. У белочки в гостях (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; употребление предлогов).

Одежда. Мебель. Мой, моя, мое, мои (согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое, мои и числительных 2 и 5 с существительными).

Читайте также:  Конспект: Заучивание стихотворения 'Куда пропал снег' с помощью мнемотаблиц

Зима. Новый год. Украшаем елку (правильное использование и образование форм творительного и родительного падежей имен существительных, образование относительных прилагательных).

Насекомые. На полянке (использование предлогов в, на, по, с, под, над).

Дикие животные наших лесов. Кто чем питается? (употребление имен существительных в творительном падеже, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).

Животные жарких стран. Птицы. Насекомые. Разноцветные квадраты (употребление существительных в винительном и творительном падежах).

Систематическая работа по формированию лексико-грамматических категорий у детей дает следующие результаты. У детей расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Они стараются использовать в своей речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, употреблять разные части речи точно по смыслу.

У детей совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые существительные. Ребята правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, образуют форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова. Дети учатся верно использовать предлоги.

Повышается активность детей в непосредственной образовательной деятельности. Использование дидактической игры делает непосредственную образовательную деятельность более живой, интересной, результативной.

Список использованной литературы:

1. Белобрыкина О. А. Речь и общение – Ярославль: Академия развития, 1998.

2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду – Москва: Просвещение, 1977.

3. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми – Москва: Владос, 1994.

Использование дидактических игр и упражнений по развитию лексико-грамматического строя речи С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико-грамматических средств.

Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР [Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР. Общее недоразвитие речи -это.

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «Слова-признаки» Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР. Богачева В. Г., учитель-логопед.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе «Дом. Мебель» Цель: развитие лексико – грамматических категорий в рамках лексической темы «Квартира. Мебель». Задачи: Коррекционно – образовательные:.

Конспект НОД по словообразованию, словоизменению и формированию лексико-грамматических категорий «Зимние забавы» Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей словообразованию, словоизменению и формированию лексико-грамматических.

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР «Домашние птицы» Тема: «Домашние птицы» (итоговое занятие). Цель: • Коррекционно-образовательная: уточнение, закрепление предметного словаря по лексической.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «День матери» Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «День матери». Наталья Сюй Конспект.

Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда» Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда». Цель: дифференциация предлогов «под, из-под».

Логопедические игры по формированию лексико-грамматических категорий к многофункциональному пособию «Осенние листья» Логопедические игры по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи к многофункциональному пособию «Осенние листья»..

Рекомендации для родителей по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ по лексической теме «Обувь» Уважаемые родители! 1. Вместе с ребенком сходите на экскурсию в обувной магазин, побеседуйте о назначении обуви. закрепите виды и названия.

Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование лексико – грамматического строя речи.
материал по теме

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико – грамматического строя, связной речи. Логопедическую работу необходимо вести по трем направлениям: формирование звуковой стороны речи; формирование лексико – грамматического строя; формирование связной речи. Каждое логопедическое занятие должно включать три темы: логопедическую, лексико – грамматическую и тему по развитию связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
formirovanie_leksiko-grammaticheskogo_stroya_rechi.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММА ТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

1. Содержание коррекционно-логопедической работы.

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению

устойчивость произвольного внимания;

восприятие (зрительное, слуховое, пространственное) объектов и явлений;

анализирующее наблюдение (особенно языковых явлений);

способность к запоминанию (с опорой на наглядность и графические схемы);

способность к переключению;

навыки и приемы контроля и самоконтроля;

– посредством усиления мотивации деятельности (введение элементов соревнования, игры; подчеркивание важности выполненного задания);

– посредством овладения приемами умственной деятельности (классификацией, сравнением, анализом и синтезом).

Формирование полноценных учебных умений

□ овладение основными мыслительными операциями:

анализом (мысленное расчленение объекта на составляющие элементы, выделение отдельных признаков и свойств объектов, рассматривание предмета с разных точек зрения);

обобщением (предполагает гибкость самого процесса выделения общего

□ планирование предстоящей деятельности:

анализ условий учебной задачи (проанализировать все совокупные данные);

составление общего плана решения (определение стратегии поиска);

активное осмысление материала;

выделение главного, существенного в учебном материале (определение звеньев и последовательности, если задание включает в себя несколько инструкций).

формирование навыков самоконтроля (учащиеся должны проверять качество своей работы как по ходу ее выполнения, так и по конечному результату; искать и находить ошибки в собственной работе и в работах своих товарищей в специально отведенное для этой цели время);

работа в определенном темпе;

использование ранее полученных знаний и применение их в новых ситуациях;

анализ оценки продуктивности собственной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Словарная работа Задачи:

учить ребенка точно составлять слово с предметом, явлением;

формировать следующие умения и навыки:

производить действие, показывать предмет ли явление;

называть действие, предмет или явление;

производить классификацию предметов;

знать назначение предмета и его частей;

знать основные формы и размеры предметов (большой – матенький, высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник, куб, шар, цилиндр, конус); знать основные и оттеночные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный, коричневый, оранжевый, фиолетовый, голубой, розовый, серый, сиреневый);

иметь представление о количестве (много – мало – один);

ориентироваться во времени (день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра,

послезавтра, вчера; дни недели, месяцы, времена года);

ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, сбоку, в углу, в середине, прямо, угол, середина квадрата, прямоугольника, круга; друг за другом, между, напротив, на одном расстоянии, в одном ряду, один над (под) другим;

середина правой (левой, верхней, нижней) стороны);

знать состояние природы в различное время года;

знать и употреблять в речи имена собственные;

четко произносить слова, окончания, словосочетания.

уточнение словаря, т.е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики);

обогащение словаря (усвоение новых слов, в том числе и терминов; особое внимание обращается на слова, которые обозначают обобщающие понятия);

активизация словаря (перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение новых слов в предложения, словосочетания).

показ и называние нового предмета и его признаков или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания включаются в знакомый ребенку контекст.

объяснение происхождения данного слова (сахарница – посуда, в которой находится сахар).

употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный дом – очень большой дом, тот, который выше всех остальных домов).

Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Этот забор низкий или высоки?»), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо обучать детей самостоятельной постановке вопросов.

Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.

Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, цели, условия, следствия.

Составление предложений по опросным словам.

Заучивание загадок, стихов, потешек.

Заучивание и пересказ русских народных сказок, начиная с самых простых.

Альбом новых слов, «копилка» новых слов (специально оформленная коробка, куда дети кладут картинки для записи слов, которые нужно запоминать).

1. Уточнение значения слов-существительных.

Логопед называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет (внешний вид, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, как используется). Например, ЛОПАТА – чтобы копать землю, тяжелая, ручка деревянная, сама из металла, тонкая, гладкая, внизу овальная.

Отгадывание загадок на разные темы с объяснением, как дети догадались.

Каждое обобщенное значение слова (существительное, глагол, прилагательное) обозначается определенным символом – квадратом, стрелочкой, овалом. Логопед называет различные слова, дети поднимают символы.

4. Закрепление понятия “живое” – “неживое”.

Рассмотреть картинку, назвать сначала все живые предметы, затем – неживые.

Даны картинки, относящиеся к разным тематическим группам (чашка, береза, лиса, курица, тарелка, ель, медведь, утка). Дети подбирают пары картинок, задают вопросы кто? что? и называют предмет – “живой” или “неживой”.

6. Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию
действия (глаголу).

Бежит кто? (девочка, кошка); что? (река, молоко, время, ручей). Идет кто? (человек, зверь); что? (дождь, снег, град, время). Стоит кто? (мама, бабушка); что? (шкаф, диван).

Сидит кто? Прыгает кто? Спит кто? Лежит кто? Висит кто? Летит кто? Едет кто? Читает кто?

мычит (кто?). лает. хрюкает.

7. Отгадать названия животных:

ржет. мяукает. блеет.

8. Придумать слова, отвечающие на вопрос кто? по теме “Дикие животные”:

Портал образования

Автор: Ковалева Юлия Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с 20 “Катюша”
Населённый пункт: города Брянска
Наименование материала: методическая разработка
Тема: “Использование современных подходов при формировании лексико-грамматических категорий речи у детей старшего дошкольного возраста”
Дата публикации: 14.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Использование современных подходов

при формировании лексико-грамматического строя речи

Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и

мышления, творчества, носитель памяти, информации. Чем богаче и правильнее речь ребенка,

тем легче ему высказывать свои мысли. Современная школа требует от ребёнка высокого

хорошая речь – залог успешного обучения и развития в школе.

Лексика и грамматический строй – это важнейшие части языковой системы, которая

имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Однако не

одинаково успешно развивается лексический и грамматический строй речи.

Количественный рост словарного запаса очень во многом зависит от условий жизни и

ребёнка. Если некоторые слова и грамматические формы не употребляются в окружающей

среде, то они будут отсутствовать и в его речи в силу отсутствия образца для подражания. Это

проявляется в том, что ребёнок старшего дошкольного возраста из-за нехватки слов не может

значени ю существительные

другое). Допускает неточное употребление глаголов (змея «ходит»).

Характерно для детей и неумение изменять слова в соответствии с общепринятыми

множественного числа: дом – до’мы, ( дома), у

и (уши), дерева’, де’ревы (вместо деревья),

цыплёнки (цыплята) и т.д.

Естественно, что такие дети не могут и грамматически правильно связывать слова между

числительными: 5 гусёв (вместо гусей), 5 ух или 5 ухов (вместо ушей), и т.п. В неправильном

согласовании прилагательных с существительными, в ошибках при употреблении предлогов.

Большую сложность для детей представляет и выполнение задания на образование новых слов,

в частности существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительных и

притяжательных прилагательных, приставочных глаголов.

Все описанные выше трудности, отражающие несовершенство устной речи детей, не

дошкольном возрасте нужно проявлять необходимую заботу о развитии устной речи ребёнка,

об обогащении его словаря, о преодолении аграмматизмов в устной речи. Учитывая важность и

актуальность данной проблемы моя коррекционно – педагогическая деятельность в детском

подхода в развитии лексико – грамматического строя

детей – логопатов старшего дошкольного возраста».

Чтобы решить эту проблему я взяла за основу пособия Лопатиной Л.В., Серебряковой

Н.В. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников»; Лопатиной Л.В. «Логопедическая

работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами»;

Ткаченко Т.А. « Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у

Цель работы – устранение речевых нарушений у детей с нарушениями речи.

Предмет исследования – процесс развития лексико – грамматического строя у детей –

логопатов с использованием системного подхода.

Основными задачами логопедической работы по коррекции лексико – грамматического

строя речи является:

– уточнение значений слов

– усвоение морфологических средств языка.

Успешное решение этих задач обеспечивает не только расширение словарного запаса за

счет введения новых слов, усвоение практическим путем правил употребления различных

употребление слов, умение свободно и правильно ими пользоваться, формирование чувства

коррекционно-развивающих задач основной образовательной программы детского сада. Мною

были разработаны методические рекомендации и составлен тематический план для детей –

логопатов старшей и подготовительной к школе групп.

дошкольников провожу по следующим направлениям:

расширение объема словаря;

формирование структуры значения слова;

развитие лексической системности и семантических полей,

уточнение грамматического значения слова.

(синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику,

для его развития должны применяться различные педагогические средства (приёмы, формы

обучение должно проходить поэтапно.

При этом учитывается следующее:

вся работа носит коррекционную направленность;

применяемый материал выбирается в соответствии с особенностями детей конкретной

группы и с постепенным усложнением;

работа по каждому лексико-тематическому циклу не ограничивается периодом,

указанном в годовом плане, а носит лишь наиболее сконцентрированный и

целенаправленный характер. Закрепление изученного материала, его усложнение,

дифференциация осуществляется в течение всего последующего обучения.

создаются условия для полноценного освоения грамматического строя языка, прежде

всего его системы, богатства синтаксических, морфологических и словообразовательных

средств на основе развития и поощрения самопроизвольной поисковой активности

ребёнка в сфере грамматики.

специальные игры и дидактические пособия, предметные и сюжетные картинки по лексическим

В связи с этим остановлюсь на таком виде игр, как коррекционно развивающие. КРИ

– это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими

и психологическими заданиями. КРИ имеют сугубо вербальный характер, при этом речевой

материал максимально насыщается автоматизируемым звуком.

КРИ дают возможность:

обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально – волевой сферы детей

во время занятий;

повысить речевую мотивацию;

компенсировать недостаточность фонематического слуха;

количества речевого материала.

фронтальные методы работы в наших условиях неприемлемы, КРИ являются одним из самых

эффективных методов исправления звукопроизношения и развития речи.

Коррекционная работа становится более эффективной при применении различных игр и

упражнений с привлечением наглядного материала. При опоре на зрительный образ дети

быстрее усваивают материал. Чтобы вызвать у детей интерес к обучению, использую

различные пособия, настольно – печатные игры, игровые упражнения с игрушками, элементами

речедвигательной ритмики, музыкального сопровождения.

Работа строится с учетом принципа индивидуально-дифференцированного

детям, начального уровня их речевого развития и динамики усвоения предлагаемого материала.

Эффективность формирования грамматических навыков зависит от следующих условий:

размещения игр и упражнений в порядке возрастающей сложности;

подчиненности заданий выбранной теме;

«Покажите ребёнку картинку, и он заговорит» – говорил

К.Д. Ушинский. Картинки-

помощники незаменимые спутники в работе логопеда на любом этапе.

С картинками ребёнку

становиться интересней и увлекательней, помогают скрасить однотипность упражнений. Игра

строится так, чтобы как можно больше слов проговорили дети. Задача логопеда превратить

волшебную картинку в увлекательную историю или рассказ, чтобы ребёнок захотел поиграть и

в процессе игры решаются поставленные коррекционные задачи. Поэтому игры подбираются

те, которые носят комплексный характер и в процессе коррекции происходит:

знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями;

согласование прилагательных с существительными разных родов;

правильное употребление местоимений «он, она, они»;

образование формы родительного падежа у существительных разных родов и чисел;

закрепляются навыки правильного согласования притяжательных местоимений «мой,

моя, моё» с существительными разных родов единственного числа и существительными

навык сравнения предметов по величине, форме, цвету и другим признакам.

расширяется и обогащается словарный запас.

автоматизировать звуки, многократно повторить и запомнить большое количество речевого

материала, компенсировать недостатки смысловой стороны речи.

осознанному усвоению детьми грамматической стороны речи. В играх дети более осмысленно

подходят к заданиям, с большим интересом относятся к игровым действиям, легче выявляют

языковые закономерности и вводят их в свою речь.

В своей работе, я использую метод наглядного моделирования (схемы, пиктограммы,

символы), который выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой –

как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений.

Метод наглядного моделирования

предполагает формирование умений анализировать

языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами

грамматических форм, а также

способствует расширению словарного запаса, формированию

можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а

самостоятельно. Работа с пиктограммами помогает развить у ребенка ощущение системного

устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами

одного семантического поля.

Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, на мой взгляд, является

творчества педагога. Используя в своей работе наглядное моделирование, я учу детей:

добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий

внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие

неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Следовательно, можно сделать вывод, что использование наглядного моделирования в

ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда.

Следующий эффективный метод, который я использую в своей работе, является работа

над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

пятистрочная строфа стихотворения.

первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

полученной информации. При работе с данным приёмом я решаю множество важнейших задач:

материал приобретает некую

способствует его более глубокому усвоению;

– отрабатываются знания о частях речи;

– знания о предложении;

– значительно активизируется словарный запас ребёнка;

– совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;

– активизируется и развивается мыслительная деятельность;

– совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

инструмент для всестороннего развития ребенка. Ведь оценивать информацию, излагать мысли,

чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому

человеку. Но это сложная и плодотворная работа, как для педагога, так и для ребенка. Думаю,

что коллеги, применяющие данный приём на своих занятиях, согласятся с тем, что созданные

детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» занятия. Конечно же, умение сочинить

синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от педагога тщательно продуманной,

Когда же начинать знакомство с этим приёмом? В старшем дошкольном возрасте!

В парке осыпаются

улыбается. Моя кукла

веселит, радует. Я

Зима, новый год, детство.

тормозит. Я люблю

Грамматика – материал сложный. Здесь очень важно придерживаться

надо весело, чтоб хорошо учиться. Применение информационных

ребенку в занимательной форме выполнить задание – найти нужную, с его точки зрения, форму.

В своей работе с

разрабатываю мультимедийные презентации, а также использую заимствованные из интернет-

занятия с ИКТ побуждает детей к речевой деятельности, стимулирует речевую активность,

протяжении.В процессе занятия с ИКТ речь является средством мыслительных действий, и в

то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка.

Работа над синтаксисом включает построение различных типов предложений. В игре

«Чей? Чья? Чьи?» дети знакомятся с различными падежными конструкциями, на основе

словосочетаний предлагается детям самим придумать предложения.

д/и «Кого зовёт мама?» формирование умения изменять слова по падежам, усвоение

категорий родительного падежа;

д/и «Заколдованные картинки» формирование навыков словообразования приставочным

способом, усвоение категорий родительного падежа;

д/и «Прятки» – формирование навыков образования притяжательных прилагательных.

Использование цифровых образовательных ресурсов в работе с дошкольниками по

формированию грамматического строя речи позволяет:

Создавать положительный эмоциональный фон при работе со сложными для детей

Стимулировать высокую умственную и речевую нагрузку, что позволяет добиться

значительного обучающего эффекта.

Сочетать различные речевые обороты и грамматические формы с мультипликацией,

обогащая словарь детей.

Разнообразить дидактический материал (яркий, динамичный).

Применение игры, как средства формирования лексико-грамматического строя речи, в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

вт., 10.12.2013

Уфимцева Галина Васильевна,

МАДОУ “ЦРР – детский сад №5

Актуальность опыта.

– дети с общим недоразвитием речи (далее ОНР) испытывают колоссальные трудности в оформлении грамматического строя речи, что нарушается в лексических затруднениях, ошибки связаннее со слабостью лексических дифференцировок, ошибки грамматического структурирования, связности, последовательности изложения, смысловые пропуски, нарушение синтаксической связи; бедность и однообразие используемых средств фразовой речи, пропуски слов;

– формирование грамматически правильной речи старших дошкольников с ОНР необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к школьному обучению. Весь процесс школьного обучения построен таким образом, сто он совершенно не мыслим без грамотного, свободного владения ребёнком речи;

– необходима интеграция комплексной коррекционно-развивающей работы в учебно-воспитательном процессе жизнедеятельности детей.

ИМП-2

Теоретическая интерпретаций опыта.

Сущность опыта.

Недостаточное понимание грамматических форм является следствием недоразвития активной речи, речевого опыта в целом, отсутствие которого препятствует выработке так называемого чувства языка, благодаря которому нормальный ребёнок эмпирически овладевает всей сложной системой грамматики русского языка. Недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.

В работах Н.С. Жуковой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской выделены следующие нарушения морфологической системы языка, у детей с ОНР:

Это неправильное употребление:

– окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных;

– падежных и родовых окончаний количественных числительных;

– окончание глаголов в прошедшем времени;

Нарушение синтаксической структуры предложения, выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций.

В свободной речи детей данного уровня преобладают простые нераспространенные предложения. Часто встречаются аграмматизмы. Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:

1. Неправильное согласование числительных с существительными:

2. Неправильное согласование прилагательных с существительными:

3. Неправильное употребление глагола:

4. Нарушение согласований в числе:

5. Неправильное употребление падежных окончаний:

6. Неправильное употребление предлогов, союзов (пропуски, замены, недоговаривание).

7. Многие дети нередко допускают ошибки в словообразовании.

8. Большое число ошибок приходится на образование относительных прилагательных.

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте — одна из важнейших задач, которые стоят перед воспитателем группы компенсирующей направленности для детей с ОНР. Ведущая роль в этой работе принадлежит логопеду. При этом занятий только с логопедом для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения и формирования лексико-грамматических средств языка недостаточно. Необходимо постоянно закреплять пройденный материал и в группе, и в домашних условиях. Здесь на помощь приходит воспитатель. В связи с этим всю работу по формированию грамматически правильной речи в рамках одной лексической темы я планирую как на специальных занятиях так и в процессе разнообразной практической деятельности (игровой, свободной, совместной, в ходе режимных моментов). Основной аспект ложится на игру и игровые упражнения. С целью развития речи в группе для работы с детьми, и для родителей создана картотека и рекомендации по проведению игр в домашних условиях.

Сущность опыта состоит в том, что формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться различные педагогические средства (приёмы, формы организации).

Для освоения морфологии и словообразования важны приёмы, стимулирующие языковые игры; для формирования синтаксиса первостепенное значение имеет создание положительной мотивации для развернутых высказываний. Формирование разных сторон грамматического строя языка дошкольника происходит не синхронно, соответственно обучение должно проходить поэтапно.

При этом учитывается следующее:

– вся работа носит коррекционную направленность;

– применяемый материал выбирается в соответствии с особенностями детей конкретной группы и с постепенным усложнением;

– работа по каждому лексико-тематическому циклу не ограничивается периодом, указанном в годовом плане. в это время она носит лишь наиболее сконцентрированный и целенаправленный характер. Закрепление изученного материала, его усложнение, дифференциация осуществляется в течение всего последующего обучения.

– создать условия для полноценного освоения грамматического строя языка, прежде всего его системы, богатства синтаксических, морфологических и словообразовательных средств на основе развития и поощрения самопроизвольной поисковой активности ребёнка в сфере грамматики.

Использование игр и упражнений в коррекционной работе с детьми по формированию лексико-грамматического строя речи.

Известно, что игра ведущий вид деятельности и как форма способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта, у ребенка, взявшего на себя в игре определенную роль, процесс запоминания протекает быстрее и легче. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека – речь. Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе. Обладая развитой связной речью, дети могут давать развёрнутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои суждения. игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей.

Коррекционная работа становится более эффективной при применении различных игр и упражнений с привлечением различного наглядного материала: предметов, игрушек картинок и специально изготовленных пособий. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают материал. Чтобы вызвать у детей интерес к обучению, использую различные пособия, настольно – печатные игры, игровые упражнения с использованием различных игрушек, игровые упражнения с использованием элементов речедвигательной ритмики, игровые упражнения с использованием музыкального сопровождения.

Работа строится с учетом принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям, начального уровня их речевого развития и динамики усвоения предлагаемого материала.

Эффективность формирования грамматических навыков зависит от следующих условий:

– размещения игр и упражнений в порядке возрастающей сложности;

– подчиненности заданий выбранной теме;

– вариативности упражнений.

Игры и игровые упражнения с использованием картинок – помощников.

«Покажите ребёнку картинку, и он заговорит» – говорил К.Д. Ушинский. Картинки-помощники незаменимые спутники в работе воспитателя группы компенсирующей направленности на любом этапе. С картинками ребёнку становиться интересней и увлекательней, помогают скрасить однотипность упражнений применяемых в компенсирующей группе. Игра строится так, чтобы как можно больше слов проговорили дети. задача воспитателя превратить волшебную картинку в увлекательную историю или рассказ, чтобы ребёнок захотел поиграть и в процессе игры решаются поставленные коррекционные задачи. поэтому игры подбираются те, которые носят комплексный характер и в процессе коррекции происходит:

– укрепляется психологическая база речи: память, восприятие, мышление, внимание;

– знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями;

– согласование прилагательных с существительными разных родов;

– правильное употребление местоимений «он, она, они»;

– образование формы родительного падежа у существительных разных родов и чисел;

– у детей закрепляется навыки правильного согласования притяжательных местоимений «мой, моя, моё» с существительными разных родов единственного числа и существительными множественного числа; навык сравнения предметов по величине, форме, цвету и другим признакам.

– расширяется и обогащается словарный запас.

Использование такого подхода в работе с детьми логопатами позволяет автоматизировать звуки, многократно повторить и запомнить большое количество речевого материала, компенсировать недостатки смысловой стороны речи.

Теоретическая (методологическая) база опыта:

Л.С. Выготский «Мышление и речь»; учение Р.Е. Левиной о трёх уровнях речевого развития детской речи в норме и в условиях ее нарушения, проведённый А.Н. Гвоздевым.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста».

Новизна.

  • теоретические вопросы логопедии становятся доступны воспитателям групп компенсирующей направленности;
  • осуществление комплексного планирования в рамках лексико-тематического цикла;
  • интеграция образовательных областей в соответствии с лексико-тематическим планированием;
  • игры и упражнения являются уникальной формой развития грамматического строя речи, так как работа проводится в игровой форме, где речь сочетается с движениями, игры проводятся эмоционально, живо и непринуждённо.

Технология организации коррекционной работы воспитателя в дошкольном учреждении по развитию речи.

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Понедельник

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием информационно-коммуникативных технологий. Правильная речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Содержимое разработки

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Слайд 2. Правильная речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

3. Формирование речи детей в дошкольные годы – одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Своевременное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важнейшим условием для полноценного речевого и общего психического развитии.

4. Работа по развитию ЛГСтроя речи ведется по 3 направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь.

Работа над словом начинается с уточнения, расширения и активизации словарного запаса у детей, дети знакомятся со словоизменением и словообразованием.

5. Дальнейшее развитие словаря осуществляется по мере углубления знаний ребенка о предметах, ознакомления с их качествами, свойствами.

Эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речидетей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах.

Использования ИКТ является тем эффективным средством обучения детей, которое позволяет добиваться хороших результатов при работе по развитию ЛГС речи.

Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Педагогу важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в образовательном процессе.

6. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребёнка.

Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик позволяет организовать НОД по речевому развитиюпривлекательной и по-настоящему современной, что способно повысить эффективность и качество образования дошкольников, позволит значительно сэкономить рабочее время педагога.

7. Использование цифровых образовательных ресурсов в работе с дошкольниками по формированию грамматического строя речи позволяет:

Создавать положительный эмоциональный фон при работе со сложными для детей лексико-грамматическими категориями.

Стимулировать высокую умственную и речевую нагрузку, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта.

Сочетать различные речевые обороты и грамматические формы с мультипликацией, обогащая словарь детей.

Разнообразить дидактический материал (яркий, динамичный).

Развивать и совершенствовать креативные качества педагога, рост уровня его профессиональной компетентности.

8. Так же преимуществами ИТ являются то, что:

Информация представляется в наглядной и привлекательной форме.

Повышается мотивация и интерес детей.

Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным.

Увеличивается объём предлагаемого для ознакомления материала и появляется возможность мгновенной оценки деятельности.

9. В своей работе по формированию ЛГС речи у дошкольников я использую мультимедийные презентации и интерактивные дидактические игры, онлайн игры и упражнения, которые несут обучающий и развивающий характер.

Одну из них я предлагаю вашему вниманию.

10. Безусловно, информационно-коммуникативные средства обучения повышают эффективность работы педагога по формированию грамматических навыков, стимулируя эмоционально-мотивационное звено речевой деятельности дошкольников. При условии систематического использования в образовательном процессе мультимедийных презентаций, игр и упражнений в сочетании с традиционными методами и приемами обучения, обогащаются интеллектуальные впечатления и интересы детей, значительно повышается их речевая активность.

Читайте также:  Домашние задания логопеда по лексической теме: Ягоды, лес, сад
Ссылка на основную публикацию