Шипящие звуки – Картотека индивидуальных логопедических занятий

Картотека индивидуальных занятий логопеда с детьми с ОНР

Картотека индивидуальных занятий логопеда с детьми с ОНР в логопедической группе коррекционного детского сада

Данный систематизированный материал поможет начинающим логопедам организовать индивидуальную работу с детьми в логопедической группе детского сада. Этот материал я использую в своей работе с детьми уже на протяжении многих лет. Динамика развития речи детей меня радует. Думаю, что многим начинающим логопедам этот материал поможет организовать свою работу с детьми с учетом специфики речевого дефекта.

Кривошеева И.В.

Учитель-логопед высшей категории

МДОУ №1 г.Курганинска

Картотека индивидуальных занятий с детьми (ОНР)

Ш

1. Артикуляционная гимнастика для звука Ш.

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».

2. Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»

3. Постановка звука Ш.

4. Игра «4 лишний» ( по теме недели)

5. Игра «Один – много» (существ. ед и мн. числа)

Утка – , утюг – , улитка – , улица – ;

Антенна – , арбуз – , аптека – , ананас – ;

Ива – , индюк – , иволга – , игрушка – ;

Обруч – , Оля – , ослик – ,

6. Слоговая структура слов (игры)

7. Игра «Внимательные ушки» – выделение гласных звуков: А,У,И,О,Ы из ряда звуков:

И,О,А,О,У, Ы

А,И,Ы,О,У

О,Ы,У,И,О,А

У,О,Ы,И,А,У

8. Связная речь : составление рассказа – описания по схеме (по теме недели)

9. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?»,

Ш

1. Артикуляционная гимнастика для звука Ш.

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик»,

«Чашечка», «Грибок», «Лошадки».

2. Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»

3. Развитие воздушной струи – упражнение «Послушный ветерок».

4. Постановка звука Ш.

5. Игра «4 лишний» ( по теме недели).

6. Игра «Найди звук» (А,У,И,О) в начале и конце слов

7. Развитие связной речи – пересказ рассказа «Овощи»

8. Слоговая структура (игры)

9. Игра «Найди отличия»

Содержание

Оборудование

Приветствие. Сегодня мы начинаем наше первое логопедическое занятие. А вы знаете, для чего нужен логопед, как он помогает детям? А у кого бывает речь? А для чего нужна речь?

Человека окружает множество звуков. Предлагаю вам прислушаться к шуму улиц, школьного коридора и т.д. Попробуйте назвать источник звука.

Игра “Узнай по звукам”. На столе предметы из стекла, дерева, бумаги, железа. Уточняю, что эти звуки исходят от действия с различными предметами. Это – неречевые звуки.

Игра “Звукоподражания”. Логопед просит детей изобразить голоса различных животных и птиц (лягушку кошку, ворону, собаку, корову, воробья, барана). Можно ли считать это речью? Нет. Эти звуки тоже неречевые, это просто голоса животных, звукоподражания.

А теперь для сравнения произнесём: а-а-а, у-у-у, ч-ч-ч, ш-ш-ш, р-р-р. Это речевые звуки. Речью владеет только человек. Речь необходима тем, чтобы общаться, передавать жизненный опыт, знания. Так учителя и родители передают вам свои знания и опыт, а вы общаетесь между собой, понимаете друг друга.

А сейчас мы познакомимся, какие органы принимают участие в образовании звуков, слов. Попробуйте сами назвать их.

Показывается схема артикуляционного аппарата и называются его части:

– органы дыхания (лёгкие, бронхи). Произносим звуки А, Ю Ж, С (тыльная сторона ладони к губам)

– голосовые складки. На пути движения к гортани выдыхаемая струя заставляет дрожать две натянутые струны – голосовые складки. Здесь рождается голос. (руку на горло – произносим звонкие звуки, затем глухие. Сравниваем.)

– ротовая полость: язык (кончик, спинка, корень), твёрдое и мягкое нёбо, губы, зубы – верхние и нижние:

Прошу детей отыскать тот или иной орган, показать на себе.

Прикасаюсь шпателем к арт. органам, дети называют.

Показ на схеме артикуляции детьми.

Чтобы правильно, красиво произносить звук С, нужно, чтобы нас хорошо слушался язык. Сейчас мы будем делать упражнения и посмотрим, у кого послушнее язык. Смотрите в зеркало и повторяйте за мной упражнения.

– улыбка, затем хоботок

– лопатка, затем накажем непослушный язычок: бя-бя-бя, пя-пя

– облизнуть нижнюю губу

– блинчик на сковородке

– лодочка, затем задувать на лодочку (посередине языка)

-произносим ИИИИ, объясняем свои ощущения от положения языка

Предлагаю вам внимательно посмотреть на мой рот и запомнить, как меняется положение губ при произнесении гласных звуков: а, о, у, ы, э, и (дети объясняют)

Поиграем в игру “Что я хочу произнести” (беззвучно) – а, о, ы, у, и, ау, ао, э, уа. Какие звуки я произносила? (гласные). Как они произносятся, почему так называются? (с голосом).

Запомните : Без гласных не бывает слов, слогов.

На наборном полотне картинки. В каждом слове-ответе выделяется первый звук.

  • Какая домашняя птица умеет плавать? (утка)
  • Кто охраняет мирный труд людей, защищает страну? (армия)
  • Какие цветы цветут до поздней осени в саду? (астры)
  • У какой рыбы колючие оранжевые плавники? (окунь)
  • Какие насекомые кружатся над сладостями? (осы)
  • Чем ловят рыбу? (удочкой)
  • Какое дерево растёт у воды? Про неё говорят плакучая … (ива)
  • Какую птицу мы не назвали? (иволга)

Отгадайте загадки, назовите первый звук:

  • Сам алый, сахарный. Кафтан зелёный, бархатный. (арбуз)
  • Пушистая вата плывёт куда-то. (облако)
  • Плывёт по простыне пароход, то назад, то вперёд. (утюг)

Как кричат в лесу, когда заблудятся? (ау)

Какой первый звук в этом слове? (а) Запишите в тетрадь.

Какой второй звук в этом слове? (у) Запишите в тетрадь.

Прочтите, что получилось. (ау)

Как плачет ребёнок? (уа) (аналогично анализируется, записывается, читается)

ДЗ № 1: повторять названия частей артикуляционного аппарата. Выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.

Зеркало, стакан, карандаш, книга, газета, ключи, ножницы.

Читайте также:  Использование ИКТ в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Ссылка на основную публикацию
Ш

1. Звук Ш –рассматривание положения артикуляционных органов, губы слегка

вытянуты и округлены,зубы «заборчиком со щелью», язык поднят вверх,

воздух теплый, струя направлена вверх

2. Слоги и слова:

Ша-ша-ша – шапка шо-шо-шо – шов

Ша-ша-ша – шаль шо-шо-шо – шёпот

Ша-ша-ша– – шахматы шо-шо-шо – шок

Ши –ши-ши – шина шу-шу-шу – шуба

Ши-ши-ши – шипы шу-шу-шу – шутка

Ши-ши-ши – шиповник шу-шу-шу – шум

3. Слоговые ряды:

4. Слова и предложения

б) Маша под душем моет шею и уши.

Наша Маша под душем моет шею и уши.

Даша под душем моет шею и уши.

5. Игра в мяч – припоминание слов со звуком Ш.

6. Игра «Запомни, повтори»

Шапка – шуба – шиповник – шёпот

7. Игра «Назови ласково»: Маша – , Саша – , Даша – ,

Рекомендую прочесть:

Автору приятно, тебе не сложно – нажми “МНЕ НРАВИТСЯ”

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Картотека индивидуальных занятий с детьми (ОНР) ( ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике по теме

Данный систематизированный материал поможет начинающим логопедам организовать индивидуальную работу с детьми в логопедической группе детского сада. Этот материал я использую в своей работе с детьми уже на протяжении многих лет. Динамика развития речи детей меня радует. Думаю, что многим начинающим логопедам этот материал поможет организовать свою работу с детьми с учетом специфики речевого дефекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
kartoteka_sh.docx881.7 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека индивидуальных занятий логопеда с детьми с ОНР

Данный систематизированный материал поможет начинающим логопедам организовать индивидуальную работу с детьми в логопедической группе детского сада. Этот материал я использую в своей работе с детьми уже на протяжении многих лет. Динамика развития речи детей меня радует. Думаю, что многим начинающим логопедам этот материал поможет организовать свою работу с детьми с учетом специфики речевого дефекта.

Картотека индивидуальных занятий с детьми (ОНР)

  1. Артикуляционная гимнастика для звука Ш.

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»

  1. Постановка звука Ш .
  2. Игра «4 лишний» ( по теме недели)
  1. Игра «Один – много» (существ. ед и мн. числа) Утка – , утюг – , улитка – , улица – ;

Антенна – , арбуз – , аптека – , ананас – ; Ива – , индюк – , иволга – , игрушка – ; Обруч – , Оля – , ослик – ,

  1. Слоговая структура слов (игры)
  1. Игра «Внимательные ушки» – выделение гласных звуков: А,У,И,О,Ы из ряда звуков:
  1. Связная речь : составление рассказа – описания по схеме (по теме недели)
  1. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».
  1. Артикуляционная гимнастика для звука Ш.

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка», «Грибок», «Лошадки».

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»

  1. Развитие воздушной струи – упражнение «Послушный ветерок».
  1. Игра «4 лишний» ( по теме недели).
  1. Игра «Найди звук» ( А,У,И,О ) в начале и конце слов
  1. Развитие связной речи – пересказ рассказа «Овощи»
  1. Звук Ш –рассматривание положения артикуляционных органов, губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком со щелью» , язык поднят вверх, воздух теплый, струя направлена вверх

Ша-ша-ша – шапка шо-шо-шо – шов

Ша-ша-ша – шаль шо-шо-шо – шѐпот

Ша-ша-ша– – шахматы шо-шо-шо – шок

Ши –ши-ши – шина шу-шу-шу – шуба

Ши-ши-ши – шипы шу-шу-шу – шутка

Ши-ши-ши – шиповник шу-шу-шу – шум

3. Слоговые ряды:

б) Маша под душем моет шею и уши.

Наша Маша под душем моет шею и уши.

Даша под душем моет шею и уши.

  1. Игра в мяч – припоминание слов со звуком Ш.
  2. Игра «Запомни, повтори»

Шапка – шуба – шиповник – шѐпот

7. Игра «Назови ласково»: Маша – , Саша – , Даша – ,

  1. Звук Ш (длительное и многократное произнесение)
  2. Слоги и слова:

Аш-аш-аш – ваш уш-уш-уш – мушка

  1. Выбор слов со звуком Ш из рассказа «Кошка и мышка». Все ушли из дома. Одна кошка сидит на окошке. Кошка видит мышку. А мышка не видит кошку. Мышка шмыг на кухню. Там на столе пышка. Мышка ест пышку. А кошка – с окошка и за мышкой.
  1. Слоговая структура слов (игры)
  2. Звуковой анализ: АШ,ОШ, УШ,ЫШ
  3. Игра «Один и много» (слова со звуком Ш )
  4. Игра «Назови ласково»: машина – …, шишка – …,
  1. Игра «Телеграф» (деление слов на слоги): шапка, шарф, шина, машина, шары, шиповник.
  1. Артикуляционная гимнастика для звука Ш.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Звук Ш (длительное и многократное произнесение)
  4. Слоговые ряды:

«Тише, мыши, тише, мыши,

Кот сидит и еле дышит»

  1. Подбор предметов к признакам: Плюшевый плюшевая плюшевое

Пушистый пушистая пушистое

  1. Связная речь: составление рассказа по опорным словам с использованием сюжетной картинки « Мишка » (Алѐша, машина, шесть, бабушка,дедушка, мишка, плюшевый)
  1. Звуко-слоговой анализ (Маша, душ)
  2. Слоговая структура (игры)
  3. Игра «Запомни-повтори)

Каша – машина – шишка – кукушка Мышка – кошка – шапка – пушка Мошка – уши – Даша – Саша

  1. Звуки С-Ш (попеременное произнесение)
  1. Повторение звука С , слоговых рядов, слов, чистоговорок.
  1. Повторение звука Ш , слоговых рядов, слов, чистоговорок.

су-шу шу-са са -ша-са ша-са-ша

  1. Игра «Подарим картинки Сане и Маше»

(носки, аист, коляска, шуба, шкаф, мышь, сумка, вишни, ступеньки, мешок, стакан, шишки, космонавт, подушка, кувшин, кукушка, сосна, пылесос)

  1. Игры на развитие памяти и внимания с этими картинками «Что изменилось?», «Отгадай указанную картинку».
  1. Упражнение в согласовании – игра «1-2-5» с этими картинками.
  2. Звуковой анализ слов: сам, шум (схема )
  3. Слоговая структура слов (игры)
  1. Связная речь – составление предложений из з-х слов (схема предложений)
  1. Звуки С-Ш (попеременное произнесение)
  2. Игра «Наоборот»

а ) слоги: са-са-са – ша-ша-ша аш-аш-аш – ас-ас-ас

  1. Заучивание чистоговорки:

«Наша большая пушистая кошка сидит на окошке,

  • ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка»
  1. Подбор признаков и действий на звуки С,Ш к предмету:
  1. Звуковой анализ: шуба, сады
  1. Звуки С-Ш (попеременное произнесение).
  2. Слоговые ряды:
  1. Рассказ «Сосна» (заучивание или пересказ)

Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке,- большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шишки. С пакетом шишек они спешат домой.

А сзади доносится шум соснового леса.

  1. Выделение из рассказа слов – со звуком С;
  1. Отгадывание загадок – описаний о перелетных птицах.
  1. Игра «Телеграф» (деление слов на слоги):

сам, шуба, сок, шары, сапоги, салют, шапка, шины, самокат, шиповник, шум, сын, сани.

  1. Артикуляционная гимнастика для звука Ж

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»

  1. Игра «4 лишний» ( по теме недели)
  1. Игра «Один – много» (существ. ед и мн. числа) Стол – …, диван – …, кровать – …, шкаф – … и т.д.
  1. Слоговая структура слов (игры)
  1. Игра «Внимательные ушки» – выделение звука Ж из ряда звуков, из начала слов (шум, жук, чай, живот, кот , Женя, Галя, животные …)
  1. Связная речь : игра «Собери цветок»
  1. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось7»,
  1. Артикуляционная гимнастика для звука Ж

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»

  1. Игра «4 лишний» ( по теме недели)
  1. Игра «Назови ласково» Стакан – …, ложка – , чашка -…
  1. Слоговая структура слов (игры)
  1. Игра «Внимательные ушки» – выделение звука Ж из слов (шум, жук, чай, живот, кот , Женя, Галя, животные …)
  1. Связная речь : составление рассказа – описания по схеме (по теме недели)
  1. Звуковой анализ слов (схема): жук, жаба
  1. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».
  1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
  1. Длительная воздушная струя – «Загони мяч в ворота», «Послушный ветерок»
  1. «Сказка о весѐлом язычке».
  2. Звук Ж –Ж – Ж (длительное произнесение)
  3. Слоговые ряды:
  1. Игра «Длинные и короткие слова» (жук, жираф)
  1. Договаривание предложений (добавляется словосочетание ежиха с ежатами в разных падежах)
  • Женя побежал к лесу и увидел …
  • От Жени убежали в глубь леса …
  • Женя обежал всю опушку и не нашел …

Женя очень жалел, что не может показать , где живут …

  1. Игра «Логопедическое лото» (звук Ж )
  2. Игра «Запомни – повтори»

Жить – ужинать – жевать, жук – жаба – жираф и т.д.

  1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
  2. Самомассаж кистей и пальцев рук (упр. 2,3,7. С.21)
  3. Длительная воздушная струя – «Вертушка»
  4. Звук Ж – Ж – Ж (длительное произнесение).
  5. Слоговые ряды:

Жма – жмо – жму – жмы

ажм – ожм – ужм – ыжм

Жмо – жму – жмы – жма

ожм – ужм – ыжм – ажм

Жму – жмы – жма – жмо

ужм – ыжм – ажм – ожм

Жмы – жма – жмо – жму

ыжм – ажм – ожм – ужм

  1. Слова – игра «Логопедическое лото» (на зв. Ж )
  2. Заучивание – «Жук»

Жук упал и встать не может:

Ждет он, кто ему поможет.

  1. Фонематическое восприятие – выделение слов на звук Ж из чистоговорки о жуке.
  1. Подбор признаков и действий к предмету
  1. Звуковой анализ (схема) – жук .
  2. Игра «Телеграф» – деление слов (по теме недели) на слоги .
  1. Артикуляционная гимнастика для звука Ч

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»

  1. Игра «4 лишний» ( по теме недели)
  1. Игра «Посчитай» (согласование числительных с существительными в роде и падеже) (словарь по теме недели)
  1. Слоговая структура слов (игры)
  1. Игра «Внимательные ушки» – выделение звука Ч из ряда звуков, из начала слов (чашка, жук, чай, живот, чемодан, Женя, Галя, черный, чайник…)
  1. Связная речь : распространение предложений путем введения в них однородных членов предложения.
  1. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».
  1. Артикуляционная гимнастика для звука Ч

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».

  1. Пальчиковая гимнастика: игра с пальчиками.

как чикают ножницы: чик-чик-чик

Слоги – ач-оч-уч-ич, уч-оч-ач, ич-оч-уч-яч.

Слова: плач, ткач, калач, дочь, ночь, печь, ключ, меч, мяч, колючка.

  1. Слоговая структура слов (игры)
  1. Связная речь – выучить диалог: «В магазине» -Сколько стоит кабачок? – Кабачок? Пятачок.

-Дайте два кабачка. – Дайте два пятачка.

-Пятачок и пятачок… – Нате, гривенничек.

  1. Звуковой анализ слов (схема): чум, чижи
  1. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».
  1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
  1. Длительная воздушная струя – «Загони мяч в ворота», «Послушный ветерок»
  1. Звук Ч-Ч-Ч-Ч (длительное произнесение)
  1. Повтори чистоговорки Ча-ча-ча в комнате свеча

Чу-чу-чу молоточком я стучу Чо-чо- чо у меня болит плечо Чи-чи-чи у меня ключи Чок-чок-чок у нас пятачок Ач-ач-ач дайте мне калач Оч-оч-оч наступила ночь и т.д.

  1. Игра «Раздели слова на слоги» – тачка, бочка, водичка, ночка, печь, мяч и т.д.
  1. Игра «Скажи ласково» Цветок -… сундук – … бок – … шапка – … каблук – … замок – … подушка
  1. Игра «Логопедическое лото» (звук Ч )
  1. Игра «Составь предложения» со словами: дочка, чай, почта, часы.
  1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
  1. Длительная воздушная струя – «Загони мяч в ворота», «Послушный ветерок»
  1. Звук и буква Ч. Чтение слогов, печатанье.
  1. Ответить на вопросы полным предложением: -Чем отпирают замок?

-Что пьют из чашки? -Когда светит луна?

-Кто учит учеников в школе?

-Кто приносит газеты и письма?

  1. Объясни значение пословицы: «хочешь есть калачи, не сиди на печи».
  1. Игра «Скажи ласково» Цветок -… сундук – … бок – … шапка – … каблук – … замок – … подушка – …
  1. Запомни и назови ряды слов: Ночь-ночка-ночной

Опоздать я не хочу

  1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
  1. Звук и буква Ч. Чтение слогов, слов, печатанье в тетради.
  1. Д/игра «Звук заблудился» На болоте нет дорог

Я по кошкам (кочкам)

Синее море пере нами

Летают майки (чайки) над волнами.

  1. Звуковой анализ слов: мяч, часы
  1. Запомни и назови ряды слов: Ночь-ночка-ночной
  1. Составить предложение по картинке с предлогами: из-за, из-под. Определить количество слов в предложении. Составить схему предложения.
  1. Пересказ рассказа «Бабочка» с добавлением нового эпизода. Совершенствовать навык употребления сложных предлогов.
  1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
  1. Звук Щ (многократное произнесение)

Ощ-ощ-ощ – хвощ, овощ, помощь

Ещ-ещ-ещ – вещь, лещ

Борщ, клещ, прыщ, мощь

Хищный, хищник, товарищ

Мощный, овощной, сведущ

Ащ-ащ-ащ – у Тани новый плащ

Ещ-ещ-ещ – в реке плывет лещ

Ощ-ощ-ощ – у нас вкусный борщ

  1. Звуковой анализ слов: щука, щит
  1. Игра «Запомни , повтори»(см. п. 2,4)
  1. Подбор предметов к признакам:
  1. Печатание буквы Щ , слогов, слов.
  1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
  2. Звук Щ (многократное произнесение)
  1. Слоги и слова Ща-ща-ща – щавель, роща, пищать

Щи-щи-щи – щит, ищи Щу-щу-щу – щука, щупальцы Щѐ-щѐ-щѐ – щѐтка, щѐки, ещѐ Ще- ще-ще – щель, щепка, щенок

Що-щу-щи-ща Щу-щи-ща-що Щи-ща-що-щу

Площадь роща ущелье пещера ящерица щеколда площадка щипцы ящик угощать прощать сварщик защитник пища прищепка

  1. Счет «1 – 10» (см. п. 3,5 выборочно)
  2. Звуковой анализ слов: щука, щит
  3. Заучивание скороговорки:

«Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке». «Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу»

  1. Печатание по следам анализа: роща., пища, щука, чаща. Правописание
  1. Игра «Измени слово»: кулак – кулачище, сила -…, рука – …, сапог -…, карман -…, топор -…, нога-…, нос -…, усы -…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаю вниманию родителей и педагогов интересные, занимательные упражнения, которые помогут детям хорошо ориентироваться в мире согласных звуков и научат их определять место звука в слове.

Снятие эмоционально-волевого напряжения посредством имаготерапии. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия. Автоматизация и дифференциация звуков Л-ЛЬ; Р-РЬ, введение их в самостоятельную р.

Для данного занятия я составила задания в игровой форме, подобрала красочный материал, чтобы заинтересовать ребёнка. Все эти упражнения являются многоаспектн.

Данный материал будет полезен родителям, педагогам,студентам речевых вузов.

Данный материал будет полезен родителям, педагогам,студентам речевых вузов.

Картотека по постановке, автоматизации и дифференциации шипящих звуков.

Представленная методическая разработка предназначена для дошкольников 5-7 лет. Основная цель данной методической разработки – коррекция звукопроизношения дошкольников, развитие фонематического с.

Перспективный план индивидуальной работы по коррекции и постановке звуков

Перспективный план по коррекции и постановке звуков

Просмотр содержимого документа
«Перспективный план индивидуальной работы по коррекции и постановке звуков»

Перспективный план индивидуальной работы по коррекции и постановке звуков

СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ «С» «З» «Ц» «С*» «З*»

Подготовительный этап постановки звука «С»

Подготовительный этап постановки звука «С»

Подготовительный этап постановки звука «С»

Постановка звука «С»

Постановка звука «С»

Автоматизация звука «С» в прямых слогах

Автоматизация «С» в обратных слогах

Автоматизация звука «С» в слогах со стечением согласных звуков

Автоматизация звука «С» в словах со стечением.

Постановка звука «З»

Автоматизация звука «С» в словах и словосочетаниях.

Постановка звука «З»

Автоматизация звука «С» в предложениях.

Автоматизация звука «З» в прямых слогах.

Автоматизация звука «З» в обратных слогах.

Автоматизация звука «З» в чистоговорках и словах.

Автоматизация звука «З» в предложениях и связной речи.

Постановка и автоматизация звука «Ц» в прямых слогах

Автоматизация звука «Ц» в обратных слогах

Автоматизация звука «Ц» в словах и предложениях

Постановка звука «С*» и автоматизация в прямых и обратных слогах

Автоматизация звука «С*» в словах и предложениях

Дифференциация звуков «С-З» и

Дифференциация звуков «Ц- С»

Упражнения на дыхание: «Цветок распускается» (А-А-А-А…)

«Холодный ветер» (выработка холодной струи).

– Язычок ищет щелочку в заборе

3. Развитие фонематического восприятия Д/И «Поймай звук «С»»

4. Игра на развитие памяти

Развитие силы выдоха- игра с мыльными пузырями

3. Развития фонематического восприятия «Поймай звук «С» в слогах, словах»

4. Игра на развитие внимания.

Развитие силы выдоха: «Чей листик дальше улетит?», «Задуй свечу» (с фонариком).

– Накажи непослушный язычек

– Малыш учится произносить «И»

3. Развития фонематического восприятия «Найди предмет со звуком «С»

4. Анализ и синтез. «Определи место звука в слове: сова, лес, нос, коса, усы.

Упражнения на дыхание: «Буря»-выработка направленной струи (с горлышком бутылки), «Погаси свечу»

-Веселый клоун (и-хи)

3. Постановка звука «С» по показу, с механической помощью, от «Т» и т.д.

4. Развитие фонематического восприятия (слова близкие по звучанию, с опорой на картинки): мишка-миска, кашка-каска и т.д.

«Овощи и фрукты» (со звуком «С»)

Развитие силы выдоха «Ветерок качает листок» (дуть на высунутый язык)

-Веселые дети (Ихи-Ихи)

– Песенка ослика (И-С)

3. Постановка звука «С»

4. Развитие фонематического восприятия «Помоги разложить картинки».

– Язычок через щелочку в заборе

– Язычок лежит на донышке

– улыбка и «донышко»

2. Автоматизация «С» в прямых слогах:

«Падают снежинки»- СА-са-са…

«Лепим снежки»- сы-са-сы-са…

4.Анализ и синтез. Определение первого звука в слоге, слове.

Сколько звуков в слоге «СА»,

5.Отстукивание слов «сок, сумка, самосвал»

Игра на развитие памяти и внимания

2. Автоматизация «С» в обратных слогах:

– слоги ис-ис-ис, ас-ас-ас, ос-ос-ос.

3. Анализ и синтез обратных слогов: «Что получится, если я дам тебе звук «А», а затем «С»?», «Какой звук первый «ЫС»?, какой второй?.

Составление слогов «ИС, ЫС, АС, ОС» из букв разрезной азбуки.

4.Развитие фонематического восприятия «Малышкина школа» (С-Ш)

Упражнение на развитие дыхания и фонацию: «Лиса учит лисят говорить» (ысы- ысы, аса-аса, асу-асу) – с разной интонацией.

Автоматизация «С» в слогах: «Нарисуй пальчиком волны и спой песенку»- ста-сто- сты

3. Чтение слогов «УС, СУ, ОС, СО»

4. Развитие фонематического восприятия «Разложи картинки по звукам».

Работа над голосом и мимикой: « Разговор Носорого и Слоненка»:

-Сфа- сфо, сфу- сфы (удивленно)

– Сла- сло, слу- слы (С опасением)

– Сла- сло- слу, сба- сбо- сбы (печально)

– спа- спо, спу- спы- спа! (радостно)

– асма-аста, аспа- асфа (разочарованно):

«Жонглеры»- подбрасывая мяч, произносить слоги.

Автоматизация «С» Д/И «Закончи слово», «Послушай и повтори правильно»

Постановка звука «З» по показу (горлышко гудит)

Развитие фонематического восприятия. Игра «Лови мяч, если услышишь звук «З»»

2. Автоматизация «С». Д/И «Произнеси правильно»( по картинкам)

Д/И « Придумай 10 слов со звуком «С»»(с мячом).

Д/И «Подбери пару»

(сосновый….лес, сладкий….сахар, чистая ….посуда, ясное… солнышко…)

Анализ и синтез. «Назови 1-й звук, место звука «С» в слове» (барс, аист, рысь, скунс, кот)

Упражнение на развитие длительного выдоха «Комарики летят и звенят (З-з-з)»

Развитие фонематического слуха «Хлопни в ладоши, если услышишь комарика в слогах».

Автоматизация звука «З» в слогах :

-«Повтори за мной» (за- зо- зу- зы, зда- здо- зду- зды)

– «Закончи слово» ва-за, гла- за, гро- за, моро- зы, бере-зы.

4. Автоматизация звука «С» : «Составь предложения из 2-х предложенных слов» – стол- стоит, сова- спит, собака- кусаться, суп- остыл.

Задание «Повтори правильно».

Д/И «Дарим подарки Зине и Соне».

Упражнение на дыхание «Большой и маленький комарик»(длительный, плавный выдох)

Анализ и синтез. «4 лишний»- зима, земля, зеленый, козел.

Определение 1-го звука в слове (зайка, зонт, змея), разделить слова на слоги.

Чистоговорки на звуки «З», «З*»

Упражнение «Замени 1-й звук в слове на звук «З»»: губы- зубы, двери- звери, дуб- зуб

Упражнение « Раздели слова на слоги, выдели одинаковый слог в словах» (музыка, козырек, пузырек, казаки, фазаны, вокзалы)

Д/И «Придумай 10 слов со звуком «З»»

Пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития координации речи с движением. «Стихи» (по показу).

Знакомство с предлогами (ЗА, ИЗ- ЗА)

Упражнения: «Роботы» (выполнение инструкций), «Вставь нужный предлог в предложение»

Анализ и синтез:

– выдели 1-й звук в слове

-сколько слов в предложении

Вот Зина. У Зины зонт.

Упражнение на дыхание «Подуй на вертушек отрывисто, сильно, долго, тихо….»

Постановка звука «Ц» по показу. «Погрози пальчиком Ц-Ц-Ц»

Автоматизация «Ц» :Упражнение «Закончи слово»

Дворец, молоде-ц, певец-ц, продаве-ц.

Води-ца, кури-ца, ули-ца

Д/И «Большой- маленкий»

Дерево- деревце, блюдо- блюдце и т.д.

Развитие дыхания «Сильно, отрывисто, плавно» (с вертушком)

Автоматизация «Повтори за мной» ЕЦ, ЯЦ, УЦ, ИЦ.

Формирование навыка словообразования Д/И «Кто это?»

Продает- продавец, поет- певец, плавает- плавец, борется- борец.

Игра на развитие памяти, внимания

Развитие речевого слуха и внимания «Послушай сказку и назови все слова со звуком «Ц»»

ЦИРК, ЦЫПЛЕНОК, ЦИФРА, ОГУРЕЦ

3.Д/И «Во что положим?»

Хлеб можно положить в хлебницу, сахар-…, конфеты-…, пепел-…, мыло-…

Формирование навыка словообразования «Назови женскую профессию»

Чистоговорки на звук «Ц»

Упражнение «Отгадай загадку, назови 1-й звук, раздели слово на слоги»

Без окон, без дверей

Полна горница людей.

Упражнение на дыхание «Чайник закипел – ТС-С-С-С, маленький чайник тс*-с*-с*-с*»

Развитие фонематического восприятия «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «С*»»

Упражнение «Повтори правильно»

СЯ-СЯ-СЯ СЮ-СЮ-СЮ СЮ-СЯ-СЮ

УС*-УС*-УС* АС*-АС*-АС* ОС*-ОС*-ОС*

Упражнение «Закончи слово»

Гу-сь, ло-сь, ду-сь, лю-сь и т.д.

Д/И «Большой- маленький»

Нос- носик пес- песик кокос- кокосик

Насос- насосик колесо- колесико сосна- сосенка

Упражнение «Повтори за мной слово»

ЛОСЬ, ГУСЬ, ВЕСЬ, НОС.

Знакомство с предлогами «С и СО» , упражнение «выполни команду», «Вставь нужный предлог в предложение»

Скороговорка «У осы не усы, не усища, а усики».

1.Д/И «Скажи наоборот»

СА- за зу-…су со-…зо и т.д.

Д/И «Закончи слово нужным слогом «СЫ, ЗЫ»»

Ва…., но…. ко…. та……, бу…. ча…….

Д/И «Помоги Зине и Симе разложить вещи»

Анализ и синтез. Определение 1-го звука в слове, деление слова на слоги.

!. Развитие фонематического слуха «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «С»»

Д/И «Закончи слово нужным слогом «Ца», «СА»»

Мельни…, кузни…, умни…, колба…, актри….

САНКИ, ЦИРК, СУП, СОК.

Д/И «Кто больше слов назовет со звуком «Ц», «С»»

Занятия на постановку шипящих звуков у детей дошкольного возраста

В процессе формирования речевого аппарата у малышей возникают трудности с произношением некоторых звуков. Одними из самых сложных являются «ш» и «ж». Зачастую они требуют проработки на индивидуальных занятиях с логопедом. Логопедические упражнения на звук «ш» и «ж» помогают расслабить язык ребенка, чтобы правильно их поставить.

Упражнения на постановку шипящих звуков у детей

Звуковое произношение формируется у детей уже с первых месяцев жизни. Первыми малыш произносит гласные, и это непроизвольный процесс. До трех лет он может искажать звучание тех или иных звуков. А к пяти-шести годам прежде, чем отправиться в подготовительный класс, у крохи должен быть полностью сформирован фонетический ряд.

Логопедические занятия с ребенком

На звук «ш» логопедическое занятие обычно часто проводят в старшей группе детского сада. Оно включает в себя:

  • Выявление проблемы с помощью материалов и таблиц логопедии,
  • Артикуляционную гимнастику, постановку и автоматизацию,
  • Домашнее задание для ребенка, чтобы рабочий момент шел более успешно и эффективно. Обычно оно включает в себя различные упражнения.

Когда ребенок освоил звук «ш», можно переходить к «ж». Тогда процесс дифференциации этих звуков будет более прост, поскольку их артикуляция одинакова. Малыш научиться различать, где он шипит спокойными голосовыми связками, а где стоит добавить вибрации.

Важно! Как правило, многие дети не могут справиться с шипящими по причине замены их на «с». Получается свист вместо шипения. Стоит заострять внимание на речь при произношении звуков. Многим детям может помочь сравнение с движением поезда, полетом шмеля.

Любые упражнения в логопедии на постановку звуков начинаются с артикуляционной гимнастики. Это помогает подготовить аппарат к правильной работе и одновременно его расслабить.

Артикуляционная гимнастика

В логопедических занятиях на букву «ш» особое место занимает артикуляционная гимнастика. Ее следует проводить ежедневно 2-3 раза в течение 5-10 минут. Лучше всего стоять возле зеркала – так малыш сразу сможет видеть свои недочеты и повторить правильно за взрослым.

Артикуляционная гимнастика во время постановки

  • «Улыбка-трубочка». Зубы обязательно сомкнуть и удерживать в таком положении. Губы растянуть в улыбке и зафиксировать на 5 секунд, после вытянуть в трубочку вперед – также на 5 секунд. Повторять 5-7 раз.
  • «Жарко – холодно». Открывать рот, как будто жарко, а затем прикрыть, словно стало холодно.
  • «Блинчик». Открыть рот, улыбнуться. Затем положить язык на нижнюю губы, убрать, снова положить. Удерживать рот в улыбке.
  • «Болталка». Быстро двигать языком по верхней губе, воспроизводить «бл-бл-бл».

Занятия на постановку звука «ш»

Постановка при логопедических упражнениях на звук ш может происходить с помощью разных методов:

Постановка по методике Баловой О.И.

Правильная постановка звуков

Самым распространенным способом правильной постановки звука «ш» является метод от «с». Он применяется, когда нет никаких дефектов и проблем с речевым аппаратом. Также важно, чтобы свистящий звук был не ярко выражен. Малыш сначала начинает произносить «с», выпускает воздух, а затем чуть больше напрягает животик при выдохе. Таким образом получается шипение. Также можно попробовать при выдохе нажать легко на диафрагму (живот) малыша, чтобы помочь процессу. Мимика лица не должна меняться, никакого напряжения быть не может!

Обратите внимание! Трудности с произношением шипящих могут возникать при неправильном речевом дыхании, проблемах в речевом слухе и при индивидуальном строении уздечки. Поэтому следует предварительно выявить наличие данных вопросов и посетить специалистов. В случае их отсутствия приступать к постановке звуков с логопедом.

От «т» в логопедии производится постановка при межзубном сигматизме ребенка. Сначала кроху учат дотрагиваться верхних зубов, после очень медленно произносить правильный звук от «т».

От «р» постановка выполняется только при наличии уверенного «р». «Р» произносится тихо, почти шепотом, напор выдоха уменьшается – получается «ш».

От гласных постановку «ш» можно проводить дома, поскольку он не требует присутствия логопеда. Малыш произносит гласные, а специальным инструментом язык поднимает к небу.

Автоматизация звука

Автоматизация «ш» происходит при работе со слогами, словами и предложениями. Для более приятного времяпрепровождения можно купить специальные раскраски, картинки, карточки или альбом для рисования, где вместе с ребенком можно будет изображать иллюстрации. Малыш будет рисовать и одновременно проговаривать, тем самым закрепляя навыки.

Задания на «ш», раскраска

В игровой форме проводятся следующие мероприятия:

  • Сначала произносятся отдельные слоги: шо-ша-шу-шэ-ши,
  • Затем добавляются слова: шашка, шоссе, шишки,
  • И после можно переходить к предложениям, скороговоркам: шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Логопедические игры

Логопедические игры на звук «ш», как и любые развлекательные занятия при отработке трудных звуков, нравятся малышу. Они помогают не только весело провести время, но и сформировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение верно употреблять данный звук в речи. Также логопедические игры заинтересовывают детей в дальнейшей работе, что помогает существенно ускорить прогресс обучения.

Логопедическая игра на автоматизацию звука «ш»

Постановка звуков «ш» и ж» с помощью развлекательных средств

Постановка шипящих звуков у детей, упражнения и другие развлекательные средства включают:

  • Игры,
  • Просмотр карточек со словами, в которых есть шипящие,
  • Произношение потешек, скороговорк, стихотворений.

Дополнительная информация. Важно, чтобы малыш был заинтересован и не переживал, что ему приходится что-то делать без желания. Поэтому стоит подобрать ребенку те игры и развлечения, которые конкретно ему будут по душе.

Карточки можно приобрести либо в книжной лавке, либо нарисовать самому. Гораздо эффективнее это делать вместе с ребенком – это поможет одновременно прорабатывать произношение.

  • «Закончи слово». Написать слова, в которых в конце есть буква «ш», и попросить малыша дописать букву, а затем проговорить слово целиком. Например, малы…, камы…, ду…
  • «Запомни – повтори». Написать ряд слов и попросить малыша повторить. Впоследствии порядок слов менять. Например, каша-лапша-душ-машина.
  • «Повтори, скажи свое». Ребенку предлагается повторить слово за взрослым, затем он говорит свое слово с буквой «ш», которое повторяет родитель. Игра тренирует не только произношение, но и память порядка сказанных слов. Например, взрослый говорит «шок», малыш повторяет и говорит «шок-машина», родитель далее произносит «шок-машина-тишина».
  • «Один-много». Произносится слово, затем из него составляется слово во множественном числе. Игра тренирует также грамматику. Например, мешок-мешки, шип-шипы, шишка-шишки.

Чтобы малыш научился правильно произносить трудные буквы, необходимо не только выполнять ежедневные тренировки и упражнения, но и следить за собственной речью. Создавая грамотные условия для проработки и автоматизации звуков, достаточно скоро можно помочь ребенку забыть о проблеме.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Картотека индивидуальных занятий по автоматизации звука [р]

Карточка № 1, звук [Р]

1. Выполнять артикуляционную гимнастику: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.

2. «Мотоцикл»- проговори четко др

3. Повтори слоги.
Дра Дро Дры Дру

4. Воспроизведи слова.
Драп, дровосек, драма, дрозд, дробь, дрожжи, друг, дружина.

5. Соотнеси слова:
Один дровосек, два…. пять…
Одна дружба, два…, пять…

6. Игра «Один-много»
Дрозд-…, дровосек-…,драп-…, драчун-…, дракон-…, друг-…, дробь-…, дрофа-… .

7. Измени предложения:
Я звоню друзьям. Ты… Он… Она… Мы… Они…
Я вижу друга. Ты… Он… Она… Мы… Они…

1. Выполнять артикуляционную гимнастику: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.

2. «Мотоцикл»- проговори четко др-р-р-р

3. Повтори за мной слова: драчун, дракон, драже, дрожать, дрожжи, дрофа, дрова, друзья, дружина, другой.

4. Посчитай:
Одна драка, две…, пять…
Один друг, два…, пять…

5. Игра «Назови ласково»
Дракон-…, друг-…, дрова-…

6. Продолжи предложения.
Я несу дрова. Ты… Он… Она… Мы.. Они…
Я читаю о друзьях. Ты… Он… Она… Мы… Они…

7. Повтори предложения.
Заяц дрожит от страха.
Таня дрожит от мороза.
Ваня дружит с Геной.
Дрозд сидит на ветке.

1. Выполнять артикуляционную гимнастику: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.

2. «Мотоцикл»- проговори четко др.

3. Повтори слоги:
Дра Дро Дру Дры

4. Повтори слова:
Ядро, ведро, бедро, пудра, выдра, мудрый, щедрый

5. Игра «Один-много»
Кедр-…, кадр-…, выдра-…, ведро-…, подруга-…

6. Измени предложения:
Я несу ядро. Ты… Он… Она… Мы… Они…
Я звоню Володе. Ты… Он… Она… Мы… Они…

7. Повтори за мной предложения.
Дрозд сел на кедр.
У подруги болит ведро.
Выдры живут в другом месте.
Печь топить нужны дрова.

Карточка № 4, звук [Р]

1. Выполнять артикуляционную гимнастику: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.

2. «Мотоцикл»- проговори четко др.

3. Повтори слоги:
Адра
Одро
Удру

4. Проговори слова:
Ядро, ведро, бедро, пудра, выдра, бодрый, мудрый, щедрый

5. Игра «Назови ласково»
Друг-…, подруга-…, дракон-…, квадрат-…, дрова-…, ведро-…, ядро-…, бедро-…

6. Продолжи предложения:
Я вижу друга. Ты… Он… Она… Мы… Они…
Я обведу ведро. Ты… Он… Она… Мы… Они…

Карточка № 5, звук [Р]

1. Выполнять артикуляционные упражнения: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.

2. «Мотоцикл»- проговори четко др

3. Повтори слоги.
Тра
Тро
Тру
Тры

4. Произнеси слова.
Трап, травка, трасса, трапеза, трос, трон, тройка, трость, тропка, труд, трус, трубка, трудно

5. Соотнеси:
Одна тройка, две… пять…
Одна труба, две… пять…
Один трус, два… пять…

6. Доскажи предложение.
Королева сидит на…
Трубочист чистит…
Трубач играет на…
По рельсам в городе ездит…
Миша учиться на тройки он…
Весной появляется зеленая…
Машины мчатся по…

Карточка № 6, звук [Р]

1. Выполнять артикуляционную гимнастику: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.

2. «Мотоцикл»- проговори четко др

3. Повтори слоги.
Тра-тро
Тро-тры
Тры-тру
Тру-тра

4. Проговори слова.
Трава, трамвай, траншея, труженик, тростник, труба, трубач, трубочист

5. Составь предложения со словами.
Алеша, трамвай.
Машина, трасса
Тростник, болото
Трус, собака
Трава, траншея

6. Согласуй слова в предложении
Я иду по травке. Ты… Он… Она… Мы. Они..
Я бегу по тропинке. Ты…Он…Она…Мы…Они…
Я вижу троллейбус. Ты… Он…Она…Мы…Они…

7. Произнеси словосочетания.
Трава у тропинки, странное утро, быстрая струя, труба в траншее.

Карточка № 7, звук [Р]

1. Выполнять артикуляционную гимнастику: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.

2. «Мотоцикл»- проговори четко др

3. Повтори слоги:
Тра, тро, тру, тры

4. Произнеси слова.
Матрос, патрон, тетрадь, метро, ситро, патрон, ватрушка, петрушка, отрывок.

5. Скажи ласково.
Матрос-…, патрон-…, тетрадь-…, матрос-…, ватрушка-…, отрывок-…

6. Договори предложение.
Под землей еде (что?)
Ученик достал ручку и (что?)
Бабушка испекла с творогом (что?)
На кровати под простынкой лежит (что?)
Зарядку делают (когда?)

7. Измени предложение.
Я поеду в метро. Ты… Он… Она… Мы…. Они…
Я трогаю тетради. Ты… Он…Она…Мы… Они..

Карточка № 8, звук [Р]

1. Выполнять артикуляционные упражнения: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.

2. «Мотоцикл»- проговори четко тр

3. Повтори слоги.
Атра, отро, утру

4. Повтори слова.
Утро, гетры, метр, литр, театр, осетр, осмотр, педиатр.

5. Измени предложения.
Я ем осетра. Ты.. Он…Она…Мы…Они…
Я буду педиатром. Ты…Он…Она…Мы…Они…

6. Повтори предложения.
У Петра в тетради три. Мама потрошит осетра. Матрос идет по трапу. Трое сажают петрушку. Матросы ждут трамвай. У метро стоит театр.

7. Произнеси чистоговорки.
Тра-тра-тра-в детский сад идем с утра.
Тор-тор-тор-Петр едет на метро.
Тру-тру-тру-зубы чистим по утру.
Тры-тры-тры-в сказке гномики хитры

Карточка № 9, звук [Р]

1. Выполнять артикуляционные упражнения: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.

2. «Машина»- проговори четко тр

3. Проговори слоги:
Тра-дра, тро- дро, тру-дру, тры-дры…

4. Посчитай:
Один патрон, два…, пять…
Один кедр, два…, пять…

5. Вставь пропущенную букву:
У Федора много д…узей.
Троллейбусы идут один за д…угим.
Умеем петь как д…озды.

6. Закончи предложение:
Оля подражает трубачу, и Дима…
Дерево отражается в воде, и береза…
Настя отрывала листок, и Петя…
Оля дрожала от холода, и Миша…
Марина дрыгала ногами, и Митя…
Надя мыла песком ведро, и Олег…

Карточка № 10, звук [Р]

1. Выполнять артикуляционную гимнастику: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.

2. «Машина»- проговори четко тр-р-р-р

3. Повтори слоги:
Атр, отр, утр, итр, етр, адр, одр, удр, идр, едр…

4. Повтори слова:
Драже, ядра, бедра, пудра, выдра, дрова, друзья, другой, дружить.

5. Посчитай.
Один метр, два…, пять…

6. Измени фразы:
У меня щедрые друзья. У тебя… У вас…, У него…, У нее…, У них…

7. Составь предложения со словами.
На траве
Из трубы
С подружкой
К метро

8. Проговори чистоговорки:
Дра-дра-дра- ливень льет как из ведра,
Дро-дро-дро-матрос несет ведро,
Дру-дру-дру-трутень лезет по ведру,
Дры-дры-дры- хитры гномы и мудры.

Карточка № 11, звук [Р]

1. Выполнять артикуляционную гимнастику: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.

2. «Мотоцикл»- проговори четко др-р-р-р

3. Повтори слоги:
Стра, стро, стру, стры, втра, втро, втру, втры

4. Произнеси слова:
Струя, строгать, страна, сестра, стружка, стройка, страус, страх, стройка, струи, струны, строй, строчка, строгий.

5. Измени предложения:
Я строю дом. Ты… Он…Она…Мы…Они…
Я вижу страуса. Ты… Он… Она…Мы…Они…
Я еду в другую страну. Ты…Он..Она..Мы..Они..

6. Повтори предложения:
Трамвай едет быстро.
У страуса быстрые ноги.
У сестры много пестрых лент.
Завтра утром я поздравлю маму.
На завтрак у Петра чай.
Строители быстро построили дом.

Карточка № 12, звук [Р]

1. Выполнять артикуляционную гимнастику: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.

2. «Мотоцикл»- проговори четко др

3.Повтори слоги:
Штра-штра-штра
Штро-штро-штро
Штру-штру-штру
Штры-штры-штры

4. Повтори слова:
Штраф, завтра, завтрак, остров, острая, быстрая, пестрая

5. Измени предложения:
Я быстро читаю.
Я подметаю стружку.
Ты… Он… Она… Мы… Они…

6. Закончи предложение:
У Вани один острый нож, а у Вити два…
У Тани один пестрый носок, а у Жени два…
У Пети одна быстрая машина, а у Миши…
У Саши один строгий учитель, а у Люды два…

Конспекты логопедических занятий.

Подтяжка груди гимнастика для красивой груди.

Серия конспектов логопедических занятий по постановке, автоматизации и дифференциации свистящих звуков [c], [з], [ц].

Добрынина Э.Г., учитель-логопед, Яя, Кемеровская обл.

Тема. Знакомство с частями артикуляционного аппарата. Подготовительные упражнения к воспитанию звука С. Развитие слухового внимания на речевых и неречевых звуках. Выделение 1-го гласного звука в слове. Анализ и синтез слогов типа: ау, уа.

– познакомить обучающихся со строением артикуляционного (речевого) аппарата, развивать умение ощущать их положение, воспроизводить отдельные движения по инструкции;

– формирование знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;

– развивать дифференцированные движения артикуляционного аппарата;

– развивать и тренировать слуховое внимание и фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа слогов, наблюдательность, логическое мышление.

Этапы

  1. Организационный момент

2. Развитие слухового внимания на неречевых звуках

3. Постановка целей занятия (объявление темы).

4.Знакомство с артикуляционным аппаратом. Работа со схемой органов артикуляционного аппарата.

5. Подготовительные упражнения к воспитанию звука С.

6. Наблюдение за артикуляцией гласных звуков. Выделение первого гласного из слов.

7. Анализ и синтез слогов типа ау, уа.

8. Подведение итогов

Занятия и оценка работы детей.

9. Домашнее задание.