Логопедический альбом: Профилактика и коррекция дисграфии

Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция

Материалы, собранные в этом разделе, будут полезными для работы с детьми, имеющими частичные нарушения в навыках чтения и письма. Здесь приведены конспекты занятий и НОД, полезные советы по профилактике дисграфии и дислексии.

Педагоги анализируют причины возникновения данных нарушений, приводят конкретные планы и программы вывода ребёнка из затруднительного положения, связанного с освоением чтения и письма. Приводится большое количество специальных дидактических игр, пособий, упражнений, помогающих в решении данных проблем.

Конкретные пути улучшения навыков чтения и письма.

Показаны публикации 1-10 из 204 .
Все разделы | Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция

Консультация для родителей «Семь вопросов и ответов о дисграфии» Консультация по предмету «Абвгдейка» «Семь вопросов и ответов о дисграфии» Задачи: • познакомить родителей с понятием, механизмом дисграфии, а также видами дисграфических ошибок; • познакомить родителей с игровыми упражнениями, способствующими устранению дисграфических ошибок на.

Дисграфия у младших школьников Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, многократных, повторяющихся ошибках, которое часто обусловлено органическими поражениями зон головного мозга и несформированностью высших психических функций, отвечающих за процесс письма. Признаки: 1 .В.

Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция – Мастер-класс для педагогов «Знакомство старших дошкольников с образом буквы для профилактики оптической дисграфии»

Публикация «Мастер-класс для педагогов «Знакомство старших дошкольников с образом. » Мастер – класс для педагогов «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом буквы для профилактики оптической дисграфии» Цель мастер-класса: Познакомить педагогов с практическими приемами работы с детьми при обучении грамоте (знакомстве с графическим образом буквы.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Кинезиология как способ решения трудностей нарушения памяти дисграфии, дисорфографии у воспитанников с девиантным поведением В государственном специальном учебно-воспитательного учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Кемеровской специальной общеобразовательной школы» имени народного учителя СССР Э.Г. Фельде проводится комплексная коррекционно-развивающая работа по развитию памяти.

Формирование фонематического восприятия как метод профилактики акустической дисграфии Формирование фонематического восприятия как метод профилактики акустической дисграфии. Акустическая дисграфия – нарушение письма, обусловленное несформированностью слуховой дифференциации звуков речи. Проявляющаяся в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При.

Дисграфия. Коррекционная работа в дошкольном возрасте Еще в 1997 году Р.И. Лалаева дала следующее определение дисграфии – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, проявляющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Несформированность процессов.

Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция – Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом буквы для профилактики оптической дисграфии

Статья «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом буквы для. » «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом буквы для профилактики оптической дисграфии» Цель мастер-класса: Познакомить педагогов с практическими приемами работы с детьми при обучении грамоте (знакомстве с графическим образом буквы. Методы: беседы, практическая.

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста Подготовила: учитель – логопед Райвич Людмила Евгеньевна Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Г.А. Каше;.

Методические рекомендации по использованию коррекционных игровых ситуаций на шахматной доске для профилактики дисграфии Актуальность На сегодняшний день дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у обучающихся массовых школ. По данным Л.Г.Парамоновой, количество детей с дисграфией в младших классах массовой школы достигает 30%. Она является серьёзным.

Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Нарушение письма является весьма распространенной формой речевой патологии у детей младшего школьного возраста. Трудности, связанные с овладением письменной речью, часто являются причиной стойкой неуспеваемости, школьной дезадаптации, отклонений в поведении учащихся. Проблеме.

Планирование логопедических занятий

Программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у младших школьников (1 – 4 классов).

Артемьева Н.Ю., учитель–логопед, ГОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа–детский сад № 696.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.

В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения (Савина Е.А. Возможности комплексного логопедического обследования детей младшего школьного возраста // Практическая психология и логопедия. 2005). Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.

За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы нашей школы, значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. С началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии. При обследовании речевых нарушений у детей, отмечается смешанная дисграфия , в структуру которой входят такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии. При смешанной дисграфии ошибки множественны и разнообразны. Диагностические исследования показывают, что смешанная дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка. Такие дети, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Своевременная организация коррекционного обучения в дошкольном возрасте позволяет минимизировать дефект на уровне устной формы речи. Основная масса детей приходит в нашу школу из речевых детских садов, где проводилась большая работа по формированию фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Однако, недостаточная сформированность фонетических, фонематических и лексико-грамматических средств языка, обусловленная диагнозом общее недоразвитие речи, препятствует успешному обучению письменной речи; нарушения звукослоговой структуры слов создают большие трудности в овладении фонематическим анализом и синтезом. Ограниченность словарного запаса детей проявляется в виде трудностей в овладении семантикой слов, следствием чего являются ошибки в понимании и употреблении слов.

Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения.

Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:

комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);

компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);

поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).

Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.

Цель : профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста.

Основными задачами программы являются: упорядочение и развитие у детей звуковых, морфемных и синтаксических обобщений; формирование и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы.

Программа направлена на осуществление профилактики и коррекции смешанной дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи у детей младшего школьного возраста. Программа адресована учащимся 1-4 классов начальной школы для детей с нарушением речи. Прием в школу осуществляется на основе заключения районной психолого–медико-педагогической комиссии.

С учащимися проводятся групповые (2-6 человек) и индивидуальные логопедические занятия. Продолжительность группового занятия – 20-25 минут, индивидуального занятия – 15 минут учебного времени. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Обследование речи учащихся проводится в начале и в конце учебного года.

Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях :

на фонетическом уровне;

на лексико- грамматическом уровне;

на синтаксическом уровне.

Коррекционная работа на фонетическом уровне:

а коррекция дефектов произношения;

б формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:

Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять, если это необходимо, количество часов для повторения.

Диагностический этап . Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками.

I Этап . . Коррекционная работа на фонетическом уровне. Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.

Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.

Звуковой анализ слов. Простые и сложные формы звукового анализа.

Звукобуквенный анализ и синтез.

Звукослоговой анализ слов. Слоговой анализ и синтез.

Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда, буквой “ь”.

Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно-

акустическим и графическим признакам.

Дифференциация согласных звуков и букв по артикуляторно-

акустическим и графическим признакам.

Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:

  • Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;
  • Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.

Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2 и 3 классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.

II этап . Коррекционная работа на лексико – грамматическом уровне. Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

  • Понятия : слова-предметы, слова- действия, слова-признаки.
  • Уточнение и расширение словарного запаса учащихся:

синонимы, антонимы, многозначность слов.

  • Состав слова.
  • Корень слова и однокоренные слова.
  • Безударные гласные в корне слов. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.
  • Приставка, суффикс. Словообразование. Правописание.
  • Обобщение знаний учащихся о составе слова.
  • Предлоги.
  • Приставки и предлоги. Дифференциация и правописание.

III этап . Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Уточнение, развитие, совершенствование, грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств, для построения высказывания.

  • Составление предложений. Выделение их из текста.
  • Связь слов в предложении.
  • Согласование существительных, прилагательных, глаголов.
  • Развитие навыков самостоятельного высказывания.

При работе над предложением следует учить:

выделять предложения из сплошного текста;

учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;

формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.

Море Словесности – комплекс для профилактики и коррекции дисграфии

«Море Словесности» – это уникальная методика профилактики и коррекции четырех видов дисграфии. Данная авторская методика позволяет работать над профилактикой и коррекцией нарушений письма и рассчитана на детей от 6 до 13 лет.

Описание

Программа предназначена для логопедов общеобразовательных и речевых школ, частных центров, поликлиник, дошкольных организаций. Комплекс создан для дефектологов, учителей начальных классов и воспитателей.

Методика Море Словесности

Море Словесности – это удобный профессиональный инструмент для специалистов, а также эффективный, разносторонний, интерактивный тренажер для развития навыков письменной речи и преодоления нарушений этого вида деятельности.

Компьютерная методика, которая получила название «Море Словесности», позволяет работать с дисграфией четырех видов:

  • Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза
  • Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (акустическая)
  • Аграмматическая дисграфия
  • Оптическая дисграфия

Методика включает в себя:

  • Программное обеспечение «Море словесности»
  • Цифровая шариковая ручка
  • Набор «Тактильный алфавит»
  • Клавиатура с наклейками русских букв
  • Методический практикум в виде комикса

Программное обеспечение Море Словесности

Дидактический материал в компьютерной программе представлен с учетом периода школьного обучения детей, видов нарушений письма, этапов, направлений и содержания работы по коррекции конкретных видов дисграфии.

Программа обеспечивает специалистов богатым и разнообразным методическим материалом. Она содержит более 530 интересных заданий с вариантами усложнения и возможностью выбора речевого материала, а также более 1500 авторских картинок, каждая из которых выполнена в лучших традициях отечественной иллюстрации.

Основное меню программы с выбором упражнений

Также ученики работают с печатным и рукописным текстом, самостоятельно вводят, записывают и редактируют текст, а также выбирают ответы из предложенных.

У специалиста есть возможность планировать предстоящие занятия. В ходе работы с программой автоматически фиксируется результат выполнения упражнений, ведутся протоколы занятий, по которым легко, при необходимости составлять отчеты о проведенном курсе.

Картотека учеников в программе «Море Словесности»

Специально для проекта был разработан компьютерный рукописный шрифт: узнаваемый еще по советским канонам чистописания, и методически выверенный в части соединения букв.

При наличии у ребенка смешанного вида дисграфии программа позволяет сделать индивидуальную подборку дидактического содержания занятий. Она также учитывает возможность быстро и оптимально подобрать учебно-тренировочный дидактический материал для детей, у которых нет выраженных нарушений письма, но которые нуждаются в исправлении некоторых конкретных затруднений в письменной деятельности, например, затруднений в дифференциации при написании каких-либо букв, в дифференциации морфем и т.п.

Скриншоты упражнений Море Словесности

Цифровая шариковая ручка

Методика включает в себя уникальную разработку, основанную на использовании электронной ручки. Это специальная интеллектуальная ручка, внешне похожа на обычную. Ручка имеет такую же массу и форму. Она позволяет вручную писать на бумаге текст, при этом передает и сохраняет написанный текст на компьютер в программу «Море словесности». Уникальность заключается в том, что происходит автоматическое распознавание ошибок в написании букв и их элементов на компьютере после выполнения задания.

Как это работает? В процессе письма текст передается на компьютер через устройство, закрепленное на краю бланка. Текст обрабатывается при помощи программы «Море Словесности» и сохраняется в карточке ученика.

Написав текст цифровой шариковой ручкой в обычной тетради или на бумажном бланке, ученик сразу видит его на мониторе компьютера. Программа изучает работу и показывает, где были допущены ошибки.

Анализ упражнения с помощью цифровой ручки в программе «Море Словесности»

Набор Тактильный алфавит

Как известно, 6-7 лет — это возраст, когда кинестетический компонент восприятия у детей чрезвычайно активен, поэтому в методику включён специально разработанный «Тактильный алфавит», представляющий собой набор рукописных букв.

Набор включает планшеты с фактурными оттисками букв, тактильное изучение которых также помогает формированию зрительно-сенсорного образа буквы, а это особенно важно на этапе развития навыков письменной речи как профилактика её нарушений в будущем.

Помимо этого, в комплект входит набор пластиковых структурных элементов букв, позволяющих научиться правильно располагать буквы и их элементы в пространстве, не переворачивая их, в то время как искажение букв, их зеркальное отображение, добавление или отсутствие элементов – самые распространённые ошибки при оптической дисграфии.

Клавиатура с наклейками русских букв

Для заданий, где требуется впечатывание ответов, предлагаются специальная клавиатура, на которой вместо двуязычного написания букв представлена только кириллица. Это позволит избежать путаницы и не отвлекать внимание детей. Русская раскладка с крупными буквами максимально удобна для юных пользователей, имеющих затруднения в формировании навыка письма. Некоторые задания выполняются лишь при помощи компьютерной мыши.

Методический практикум

Логопедическая коррекция с помощью данной компьютерной программы выстраивается как целостная осмысленная деятельность школьников, органично вписанная в систему учебной деятельности.

Сюжетная линия методики разработана с учетом увлечений современных школьников форматом комикса. Яркие, запоминающиеся персонажи предлагают ученикам обучаться играючи. Герои во главе с харизматичным профессором Граммати живут на небольшом скально-каменистом острове Текстус в море Словесности, состоящего из букв и их элементов. Каждый день их жизни наполнен приключениями. Альтер эго профессора – Грамада страдает аграмматической дисграфией, и пытается побороть трудности словоизменения и словообразования. Участники игры могут вместе с Грамадой вступить в схватку с ошибками!

Приемные дочки профессора Анна-Лиза и Синтия помогают детям разобраться с нюансами языкового анализа и синтеза. Зоркий Оптигор живет на маяке и острым взглядом обозревает морские дали, ему совершенно не сложно обучить этому таланту детей и преодолеть проблемы, связанные с оптической дисграфией. Моряк подводной лодки Акусто Ауди обладает сверхчувствительным слухом: кто как не он поможет справиться с акустической дисграфией?

Школьник поэтапно следует за развитием сюжета и вступает в интеллектуальные поединки вместе с персонажами. Каждая победа становится шагом на пути к решению проблем дисграфии. Получая положительные эмоции, дети лучше усваивают новые знания.

«Море словесности» актуально не только популярным среди школьников компьютерным форматом, но и представляет прекрасную альтернативу традиционной форме обучения.

Сочетание виртуального – обучающая компьютерная программа, и реального – тактильный алфавит и конструктор букв, компонентов дает ребенку целостное представление о правописании. «Море Словесности» обучает детей держаться на плаву, а не тонуть в пучине ошибок.

Пару слов об авторах

В разработке данной методики принимали участие практикующие логопеды школ Санкт-Петербурга, имеющие многолетний опыт работы и высшую квалификационную категорию, а также кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии ЛГУ им. А.С. Пушкина – Е.А. Логинова.

Причины дисграфии у ребёнка и методы её коррекции

При дисграфии дети допускают простые ошибки при письме, которые являются исключительно следствием нефатальных проблем речевого аппарата.

Дисграфия — это нарушение письма, проявляющееся в замене или пропуске букв, слогов, слов; соединении слов в предложении или неправильном их разделении и других видах. Если говорить простым языком, то ребёнок делает непонятные, повторяющиеся ошибки на письме, которые не устраняются без специальной коррекционной работы с логопедом.

Сегодня всё чаще это нарушение письменной речи встречается у детей. Согласно проведённым исследованиям, дисграфия у детей встречается в 80% всех случаев у школьников начальных классов и в 60% – у учащихся средних классов. Специалисты связывают такую устойчивую форму речевого нарушения с тем, что многие дети, поступающие в первый класс, уже имеют или фонетико-фонематические нарушение, или общее недоразвитие речи. Такие нарушения не позволяют ребёнку в полной мере овладеть грамотой.

При ярко выраженном расстройстве письменной речи принято говорить об аграфии, т. е. полной неспособности к письму. Очень часто нарушение письма сопровождается ошибками в чтении (дислексией или алексией).

Виды дисграфии

Классификация дисграфии проводится с учётом несформированности письменных навыков и психических функций. Различают следующие формы дисграфии в зависимости от нарушения той или иной операции письменной речи:

Акустическая

Данный вид нарушения сопровождается нарушением фонемного распознавания. Ребёнок может не различать близкие по звучанию гласные, например: о-у (голоби — голуби), мягкие и твёрдые согласные (шлапа — шляпа, клуква — клюква, лёстра — люстра, албом — альбом), путать звонкие и глухие (диктанд — диктант, назтупила — наступила), шипящие и свистящие звуки (масина — машина, баклазан — баклажан), сложные звуки (аффрикаты) с их составляющими, например: ц-с, ц-т, ч-т, ч-щ. При акустической дисграфии сами звуки ребёнок произносит правильно и слух у него сохранен.

Оптическая

Оптическая дисграфия у младших школьников связана с несформированностью зрительных и пространственных представлений. Обычно её отмечают во втором классе, когда уже ребёнок знаком с написанием всех букв русского алфавита.

  • Дети начинают добавлять какие-то лишние элементы к буквам: петельки, палочки, крючочки или отнимать их, например: п-т, л-м, б-д, и-у, о-а, и-ш, а-д;
  • Путают буквы, которые различно расположены в пространстве (в-д, т-ш);
  • Пишут буквы в зеркальном отражении (в другую сторону) — данное письмо характерно для детей, которые пишут левой рукой, так как они могут писать буквы, цифры и знаки в любом направлении.

Аграмматическая

Аграмматическая дисграфия определяется несовершенством лексико-грамматической стороны речи. В этом случае дети не могут правильно употреблять многие слова. Например, они знакомы с земляникой, кушали её, но в речи нечасто называли данное слово, в отличие от слова клубника, поэтому слово земляника стало заменяться на клубнику. Этим детям сложно подбирать антонимы и синонимы к словам, описывать предметы, называть более пяти действий, которые может выполнять предмет.

В письменных работах мы наблюдаем несовершенство устной речи, если ребёнок образует форму множественного числа с ошибками (ухи, дерева, пени, рукавы), то и писать он будет точно также.

У детей с данным видом дисграфии будут возникать проблемы в образовании уменьшительной формы существительных (гнёздочки, козлёнки), приставочных глаголов (напереть — запереть, выглянул — заглянул), относительных прилагательных (металлический, кожаный, меховая, а не ментальный, кожевый и мехный), в согласовании различных частей речи (красивый чашка, синие море, собирались мальчик), в правильном использовании предложно-падежных конструкций.

Например, «мальчик выглядывал из дерева», «машина ехала на дороге», «на столом висела лампа». При этом виде дисграфии имеют место трудности в построении сложных по структуре предложений, пропуск членов предложения, нарушение последовательности слов в нём. Часто такие отклонения встречаются в двуязычных семьях, где родители говорят на разных языках, ребёнку приходится параллельно русскому языку говорить на иностранном языке.

Артикуляторно-акустическая

Она возникает тогда, когда у ребёнка в устной речи отмечаются нарушения звукопроизношения. Ребёнок как говорит, так и проговаривает себе слова, когда их пишет. Например, он нечётко произносит звуки с, з, ц, значит он спокойно может написать не «забавный заяц», а «сабавный заяс».

Если в устной речи ученик заменяет звук р на л, то при письме он тоже может это делать, так как у детей с данным нарушением помимо проблем со звукопроизношением отмечается несовершенство фонематического распознавания как при акустической дисграфии.

Несколько живых примеров описанных выше ошибок из моей практики:

Дисграфия на почве недоразвития языкового анализа и синтеза

Данный вид дисграфии очень распространён в детских работах, он связан с несовершенством таких процессов, как восприятие, анализ и синтез. Ученику сложно определить есть определённый звук в слоге, слове или нет, назвать его место в слове, указать его цифрой, назвать последовательно все звуки в слове. Например, не [г, р, у, ш, а], а [г, р, ш]. Таким детям сложно придумывать слова на заданный звук или определённое количество звуков. Часто им сложно собрать слово из звуков, тем более, если они даны в неправильном порядке (к, а, з, е, р, л, о — зеркало).

Для данных детей вызывает сложность различения таких понятий, как звук, буква, слог, слово, предложение, текст. На письме мы можем наблюдать пропуски букв, слогов, слов (стана — страна, клон — клоун), добавления букв, слогов (весена — весна, соборище — сборище), перестановки букв, слогов (кулбок — клубок, мотолок — молоток), застревания на букве или слоге (вододопровод — водопровод, беерёза — берёза), недописания слов (магази — магазин, красива—красивая), слитное или раздельное написание слов (на ступила — наступила, вско чил — вскочил, под берёзовик — подберёзовик, удома — у дома). Проблемы в оформлении границ предложения.

Наряду с вышеуказанной классификацией видов дисграфии, выделяют ещё неспецифические нарушения письма, связанные с задержкой психического развития у ребёнка, умственной отсталостью и т. д. Причиной неспецифической дисграфии может стать педагогическая запущенность.

Причины несовершенства письменной речи

Причинами развития дисграфии могут быть как перенесённые травмы или заболевания головного мозга, так и социально-психологические факторы. Многие специалисты отмечают наследственную предрасположенность к данному заболеванию. Недоразвитие некоторых отдельных зон головного мозга генетически передаётся ребёнку от родителей. Психические заболевания у родственников также могут стать предпосылкой для дисграфии у ребёнка.

Изучающие этиологию (в переводе с греческого — учение о причинах) данного нарушения исследователи отмечают наличие патологических факторов, влияющих на ребёнка в пренатальный и постнатальный периоды, а также на момент рождения. Сюда относят инфекции и иные болезни, перенесённые во время беременности женщиной, вредные привычки матери, ранние и затяжные токсикозы, родовые травмы новорождённого, стремительные или затяжные роды, асфиксия (кислородное голодание), менингиты, травмы головы, короткий период между беременностями (менее полутора лет) и т. п.

Причины дисграфии могут носить как органический, так и функциональный характер. Функциональные причины, в свою очередь, делятся на внутренние, например, длительные соматические заболевания, и внешние — неправильная косноязычная речь окружающих, частое сюсюкание с малышом, недостаток речевого общения с ним, невнимательность к речевому развитию ребёнка, двуязычие в семье и т. д. Специалисты к зоне риска относят детей, чьи родители очень рано стали обучать их грамоте при полной психологической неготовности малышей.

Часто дисграфия наблюдается у детей, страдающих задержкой психического и речевого развития, с диагнозом минимальной мозговой дисфункции, общей недоразвитости речи и синдромом дефицита внимания.

Кроме того, данное нарушение может встречаться и у взрослых. Причинами дисграфии в этом случае выступают травмы головы, опухоли головного мозга, инсульты.

Симптомы и проявления дисграфии

Самостоятельно определить дисграфию у ребёнка не так просто. Как правило, что такое дисграфия, родители узнают только во время обучения детей в начальной школе, когда они только учатся письму. По ошибке патологическое нарушение письма можно спутать с началом освоения норм языка или простым незнанием грамматики.

Ошибки на письме при дисграфии никак не связаны с неумением ребёнка применять орфографические правила. Эти ошибки многочисленные, однотипные, своеобразные. Замена букв, нарушение слитного и раздельного написания слов, пропуски и перестановки букв и слогов в словах, неправильное изменение слов и образование новых слов, зеркальное написание букв — эти симптомы должны насторожить как учителей в школе, так и родителей.

Так, акустическая дисграфия проявляется у детей в раннем дошкольном возрасте. Если к 7 годам ребёнок не различает близкие по акустике звуки, то при последующем обучении письму он часто меняет одни буквы на другие.

Ещё одним симптомом неразвитости письменной речи является неразборчивый почерк. Такие дети пишут очень медленно и неровно. Часто высота и ширина букв колеблется, идёт замена прописных букв на строчные и наоборот. Если школьный учитель увидит эту проблему, то сможет подсказать о её наличии.

Способы диагностики

Диагностика дисграфии сводится к исследованию устной и письменной речи и её анализу. На основании полученных результатов назначается коррекция нарушения в виде логопедической работы.

Для выявления причин нарушения письменной речи необходимо пройти обследование у ряда специалистов. Обязательными являются консультации невролога, окулиста и отоларинголога. Сформированность речи определит логопед.

Обследование на наличие дисграфии у детей проводят в несколько этапов. Первоначально проводят диагностику зрения и слуха, оценивают состояние центральной нервной системы. Затем исследуют моторику ребёнка, строение его артикуляционного аппарата. Определяют ведущую руку ребёнка (правша или левша).

Обязательно проводится оценка состояния фонематических процессов и звукопроизношения ребёнка, его словарного запаса, грамотности речи. После тщательного исследования устной речи специалисты переходят к анализу письма. На данном этапе ребёнок или взрослый, страдающие дисграфией, переписывают печатные или письменные работы, пишут под диктовку буквы, слоги, слова, анализируют слова различной звуко-слоговой структуры. Им дают упражнения на составление предложений из слов, деформированные предложения, задания по чтению и т. п.

После проведения всех процедур и исследований выносится логопедическое заключение с последующими рекомендациями по коррекции нарушений.

Коррекция и лечение

При обнаружении несформированности письменной речи ребёнка у родителей сразу возникают вопросы о том, как лечить дисграфию, что делать с данным нарушением и возможна ли полная коррекция. При грамотном подходе специалистов, поддержке родителей и учителей преодоление дисграфии у младших школьников возможно.

Родителям стоит запастись терпением, так как данный процесс работы над преодолением дисграфии у ребёнка небыстрый. Могут понадобиться месяцы, а иногда и годы кропотливой работы. Сложнее проводить работу с детьми более старшего возраста так, как наряду с проблемами письма возникают другие сопутствующие отклонения.

Коррекция нарушения выстраивается с учётом вида нарушения и возраста ребёнка. По результатам проведённых исследований назначаются мероприятия, направленные на профилактику или лечение дисграфии.

Устранение такой проблемы, как дисграфия, невозможно быстро и в одиночку. Возможно, что для коррекции дисграфии ребёнку понадобится помощь узких специалистов, таких как нейропсихолог, психотерапевт, детский психолог. Речевая школа для детей с более серьёзными отклонениями в письменной речи будет более уместной и продуктивной, чем обычная.

Основной вклад в коррекцию заболевания вносит работа грамотного логопеда. Именно этот специалист составляет упражнения по восполнению пробелов в звукопроизношении, лексико-грамматической строе речи, в формировании фонемного распознавания, звуко-слоговой структуры слова, пространственных представлений, моторики и других психических функций.

Среди эффективных методов коррекции дисграфии выделяют:

  • специальные письменные упражнения, направленные на узнавание, различение элементов схожих букв при оптической дисграфии;
  • задания, направленные на развитие восприятия, памяти и мышления;
  • для формирования языкового анализа и синтеза используется много речевых игр: Наборщик, Лесенка, Речевая арифметика и другие. Дети учатся отгадывать и придумывать загадки и ребусы;
  • специальная работа, направленная на формирование лексико-грамматической строя речи;
  • при акустической дисграфии проводятся интересные задания по формированию фонемного распознавания на уровне звуков, букв, слогов, слов, словосочетаний, предложений и текстов;
  • при нарушенном звукопроизношении даются задания на постановку звуков, автоматизацию их в речи и дифференциацию со схожими в произношении звуками. Например, при искажённом произношении звука [л], его не только ставят и автоматизируют, но и различают от звуков: [л’], [р], р‘] и [в], если ребёнок путает их в устной речи.

При наличии органических причин возникновения дисграфии может понадобиться медикаментозное лечение. Лечащий врач может назначить реабилитационную терапию в виде массажа, лечебной физкультуры, физиотерапии. Эти процедуры помогут вылечить органическую причину, что позволит логопеду устранить нарушение.

Упражнения для самостоятельных занятий

В домашних условиях без участия специалистов полностью решить эту проблему невозможно. Но если родители следуют рекомендациям логопеда и занимаются с ребёнком, выполняя все указания, то результат совместной деятельности не заставит себя ждать. Существует множество упражнений, которые могут проводить родители с ребёнком в домашних условиях.

  1. Для тренировки моторики используют упражнение Лабиринт, когда ребёнку предлагается провести безотрывную линию. При этом ребёнок должен двигать только рукой, не позволяйте ему менять положение листа. Нахождение предметов и букв в сюжетных картинках. Рисование и штриховка графических диктантов.
  2. Для развития внимания и при оптико-пространственных нарушениях рекомендуется выполнять задания на конструирование букв из элементов, преобразование полученных букв в другие; на расшифровку схем и символов, которыми обозначили буквы. Например, 2-п, 3-т. Искать заданные буквы в предметах, вставлять пропущенные буквы в слова, предложения и тексты. Запомнить зрительный образ букв помогут упражнения, при которых ребёнок должен вычёркивать, подчёркивать или обвести в тексте какую-то заданную букву или несколько букв.
  3. Упражнения, направленная на правильное и чёткое произношение нарушенных звуков речи. Взрослый с ребёнком ищут предметы на заданный звук, определяют место звук в слове, придумывают слова, предложения на заданный звук, учат стихи и скороговорки.
  4. Игры и задания на формирование лексико-грамматического строя речи, например: «Скажи наоборот», когда нужно подобрать слова или словосочетания с противоположным значением. Или «Найди целое», где ребёнку предлагается отгадать и нарисовать предмет по его частям. Например: дно, крышка, стенки, ручки — это кастрюля глаз, ресницы, лоб, нос, рот, брови, щёки — это лицо. Отгадывание загадок на обобщающие слова с называнием назначения, местонахождения, ситуации, в которой находится предмет. Например: растут в огороде или в лесу, варят из них компоты и варенья, полезно их есть сырыми— ягоды.
  5. Упражнения на формирование фонематической системы у ребёнка. Определение места звука (в начале, в середине, в конце) с помощью рыбки, белки. Вырезается или рисуется рыбка и делится на три части: голова — начало слова, тело — середина, хвост — конец. Игра Цепочка, когда взрослый называет слово, например, автобус, а ребёнок придумывает своё на последний звук, например, «санки». Побеждает тот, кто не сломает эту цепочку. Также можно подбирать слово на последний слог, например, рыба — бабушка — каша и т.д.

Ежедневные и систематические домашние тренировки по устранению нарушений письма ускорят процесс коррекции у ребёнка.

Профилактика нарушений письма у детей

Профилактика нарушений письменной речи сводится к развитию высших психических функций у ребёнка до начала освоения им письма. Занятия и обучающие игры с детьми по развитию мелкой и крупной моторики, игры на внимание и память, упражнения на развитие мышления у малышей, занятие на каком-либо музыкальном инструменте — вот лучшие профилактические мероприятия.

Как научить ребёнка размышлять, развить его интеллект и память? Существует множество игровых занятий с ребёнком, которые направлены на развитие психических функций. Это составление пирамидок и кубиков, собирание матрёшек и различных конструкторов, досказывание стихов и сказок, подбор картинок на заданный звук или лексическую тему (овощи, фрукты), отгадывание загадок и ребусов, надевание мелких предметов на нитку или шнурок, перебирание различных по форме и цвету пуговиц или использование для этих целей всевозможные сортеры, игры с крупами, нахождение отличий, различные игры с предметами, например: посади мишку под стол, возьми его из-под стола, подними его над кроватью, посади его между стульями и т.п.

Правильный подход к развитию ребёнку, настойчивость и терпение родителей при выполнении всех логопедических заданий, консультация со специалистами и профилактика нарушений помогут ребёнку приобрести навыки правильного письма. На изображениях ниже приведены примеры дисграфических ошибок на письме:

Купить книгу Логопедия, оптическая дисграфия, Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, тетрадь № 5, Мазанова Е.В., 2004

Бумажную книгу купить в России с доставкой по всей России

  1. Книга: “Коррекция оптическойдисграфии. Конспекты. ” | Лабиринт

137 руб. Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В него входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных.

Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии Мазанова Елена Витальевна Альбом упражнений № 1 входит в комплект пособий по преодолению оптической формы дисграфии у детей младшего школьного возраста. Использование в работе .

Конспекты занятий для логопедов Мазанова Елена Витальевна Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при акустической форме дисграфии .

Логопедические занятия с детьми с ОНР и ФФН в начальной школе.

Лучшие и новые книги 2020 автора: Мазанова Елена Витальевна в интернет-магазине Лабирит.

Иллюстрации к книге Ирина Оглоблина – Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников.

Пособие содержит набор не связанных между собой заданий , которые можно использовать логопеду при работе с детьми , имеющими нарушения.

Конспекты занятий для логопеда Мазанова Елена Витальевна Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматической форме дисграфии .

Логопедические домашние задания для детей 5 -7 лет с ОНР.

Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии Мазанова Елена Витальевна Альбом упражнений № 2 входит в комплект пособий по преодолению оптической формы дисграфии у детей младшего школьного возраста. Использование в работе .

Комплект пособий могут использовать в работе логопеды массовых и коррекционных школ, студенты

Альбом упражнений по коррекции дисграфии ” Елена Мазанова .

Занимаюсь не первый год по пособиям Мазановой с детьми . Если выполнять еще задания в конспектах.

Комплект пособий предназначен для логопедов массовых и коррекционных школ, студентов

Автор(ы) Мазанова Елена Витальевна Редактор(ы)Арбекова Н. Е. ИздательствоГном

Иллюстрации к книге Елена Мазанова – Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового.

Использование в работе материалов пособий комплекта позволит учителю-логопеду в течение года провести

Логопедические домашние задания для детей 5 -7 лет с ОНР.

Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии ” (автор Мазанова Елена Витальевна).

Пособия для детей с ограниченными возможностями.

Рабочая тетрадь для коррекции дизорфографии у младших школьников.

Программа коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопед. пункта.

75 руб. Предлагаемый автором курс состоит из 11-ти логопедических занятий. Конспекты занятий имеют определенную структуру. Каждое занятие завершается зрительным и слуховым диктантами. Во все занятия включены игровые и здоровьесберегающие технологии.

Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии Мазанова Елена Витальевна Альбом упражнений № 2 входит в комплект пособий по преодолению оптической формы дисграфии у детей младшего школьного возраста. Использование в работе .

Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет Гном В данное пособие включены материалы книг “Хлоп-топ” и “Хлоп-топ-2”. Упражнения, приведенные здесь, ориентированы на комплексное воздействие на ребенка : развитие тонкой и.

Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии Елена Мазанова : я как мама

Использование в работе материалов пособий комплекта позволит учителю-логопеду в

” Логопедические домашние задания для детей 5 -7 лет с ОНР. Альбом 1. ФГОС ДО”, Наталья.

Документация, планирование и организация коррекционной работы Мазанова Елена Витальевна Цель данного пособия – помочь учителю-логопеду организовать и провести диагностические мероприятия, а также спланировать коррекционную работу с детьми .

Логопедические занятия в период обучения грамоте. Рабочая тетрадь .

Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии . Наглядный материал.

Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников.

Коррекционная работа с аутичным ребенком .

Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников Мазанова Елена Витальевна Альбом упражнений № 1 входит в комплект пособий по преодолению акустической формы дисграфии у детей младшего школьного возраста. Использование в работ .

Тематической планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5 -6 лет с ОНР Гном Пособие предназначено для поведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми , страдающими ОНР. В комплекте с рабочей тетрадью по .

382 руб. В логопедической тетради дан практический материал для проведения коррекционных занятий с учащимися начальной школы, направленных на преодоление специфических трудностей в овладении письмом и связной речью.

Аннотация к книге ” Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии : Учеб. пос. для студентов вузов”. В учебном пособии освещаются теоретические и практические основы логопедии ; определяются основные направления и технологии логопедической .

170 руб. Цель пособия – помочь специалисту провести логопедическое обследование и получить данные, определяющие необходимость и направление дальнейшей коррекционной работы с детьми (узнать, на каком фоне возникло недоразвитие; выявить личностные.

Аннотация к книге ” Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР”. В пособии предлагаются планы занятий по логопедической ритмике, которые проводятся учителем-логопедом и музыкальным работником дошкольного учреждения.

Аннотация к книге ” Дисграфия : диагностика, профилактика, коррекция”. В книге рассматривается проблема дисграфии у детей в ее постепенном

Последняя глава содержит упражнения и задания для профилактики и коррекции дисграфии у детей начиная с дошкольного возраста.

140 руб. Предложенный комплект домашних игровых тетрадей учитывает принцип “от простого к сложному” и позволяет логопеду поэтапно дифференцировать звуки [р], [р’], [л], [л’]. Пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп и родителям детей с.

Аннотация к книге ” Логопедическая работа в коррекционных классах”. В книге дана характеристика речевых расстройств у умственно отсталых школьников, освещена методика коррекции нарушений звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи.

Логопедические игры и упражнения для предупреждения дисграфии на основе нарушения.

Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии .

36 занятий для будущих отличников. Задания по развитию познав способностей ( 5 -6 л). 0 кл.

Обложки для тетрадей и книг.

Ольга Яцель: Коррекция оптической дисграфии у младших школьников.

Тетрадь содержит одиннадцать занятий для индивидуальной или групповой работы с учащимися начальных классов.

Другие издания в жанре «Пособия для детей с ограниченными возможностями».

Бестселлеры жанра. 249 ₽. Дисграфия .

Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми .

Стихи для коррекционной работы в логопедической группе ДОО 3-7 лет.

Рабочая тетрадь логопеда по развитию речи дошкольников через познание окружающего мира.

132 руб. Альбом упражнений № 2 входит в комплект пособий по преодолению акустической формы дисграфии у детей младшего школьного возраста. Использование в работе материалов пособий позволит учителю-логопеду в течение года провести эффективную.

Тетрадь по развитию речи позволяет педагогу организовать системные и эффективные занятия в

В книге рассмотрено общение детей с отклонениями в интеллектуальном развитии в

Комплект предназначен для логопедической работы с детьми дошкольного и младшего.

109 руб. Альбом 3 предназначен для работы с детьми 5-7 лет с ОНР. Он является составной частью комплекта из трех альбомов с логопедическими домашними заданиями по различным лексическим темам. Цель данного пособия состоит в том.

Электронные книги купить в России, СНГ и по всему миру

  1. Логопедическаятетрадь для коррекции дисграфии и дислексии.

В логопедической тетради дан практический материал для проведения коррекционных занятий с учащимися начальной школы

Материал пособия распределен по темам, которые охватывают все сферы коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи.

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенных для работы с учащимися, у которых в ходе обследования выявлена дизорфография. В комплект входят методические рекомендации.

ЛитРес – это самая большая библиотека электронных книг. Покупай, скачивай, читай и слушай лицензионные электронные книги и аудиокниги для компьютеров, телефонов и планшетов. На LitRes публикуются отзывы, рейтинги книг, рекомендации, рецензии, информация об авторах.

На данной странице Вы можете найти лучшие предложения для покупки книги «Логопедия, оптическая дисграфия, Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, тетрадь № 5, Мазанова Е.В., 2004» по лучшей цене в интернет магазинах Лабиринт, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru, Литгид, Озон.

В этих официальных книжных интернет-магазинах вы можете купить недорого бумажную и электронную книгу по самой дешевой цене с доставкой по России и в другие страны. Также в этих магазинах можно купить книжные новинки и бестселлеры.

Официальные сайты интернет-магазинов по продаже книг в России и по всему миру:

Для формирования результатов поиска книг использован сервис Яндекс.XML.

Нашлось 13 млн ответов. Показаны первые 35 результата(ов).

Дисграфия, операции письма, причины

Анализ логопедической литературы и результаты практической деятельности показали, что процесс письма и чтения тесным образом связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя роль в данных видах умственной деятельности неодинакова. Учитывая сложность механизма письма и чтения, а также значимость дошкольного возраста в подготовке ребёнка к школе, целесообразно начинать формирование предпосылок письма и чтения в дошкольном возрасте.

Операции письма письма по А.Г. Лурия:

1. Анализ звуковой структуры слова (определяется последовательность и место каждого звука в слове).

2. Соотношение выделенной из слова фонемы (звука) с определённым зрительным образом буквы, который должен быть отдефференцирован от всех других, особенно от графических сходных.

3. Моторная операция процесса письма – воспроизведение с помощью руки, зрительного образа буквы, одновременно осуществляется кинестетический контроль. В письменных работах школьников встречаются специфические, стойкие нарушения письма, которые показывают дисграфию.

1. Наследственность (прямое наследование, либо употребление токсических и наркотических веществ)
2. Органические нарушения ц.н.с. (афазия, дизартрия)
3. Социальные причины: неправильная речь окружающих, двуязычие в семье, невнимательное отношение родителей к речи ребёнка, дифицит речевых контактов.
Нарушения письма могут быть у детей с ЗПР, с ДЦП, с ММД, с нарушением зрения, слуха, речевое недоразвитие. Ниже представлены материалы логопедов по дисграфии. Родственный раздел на сайте “Нарушение письма” имеет быть, поскольку в поисковиках – это другой запрос.

Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников

Oднo из неoбхoдимых услoвий предупредительнoгo вoздействия – раннее распoзнавание настoраживающих признакoв речевoгo недoразвития. Учет механизмoв нарушения чтения и письма предпoлагает патoгенетический принцип кoррекциoннoй рабoты.

  • Важнo не пoзднее 3-4 лет прoверить у ребенка сoстoяние слухoвoй дифференциации звукoв речи. Если oна затруднена, тo неoбхoдимo приступить к её развитию. Эта рабoта oбязательнo дoлжна быть закoнчена дo начала oбучения грамoте.
  • Надo преoдoлевать звукoвые замены в речи, сфoрмировать кинестетические oбразы звукoв, чтoбы при внутреннем прoгoваривании прoисхoдила oпoра на правильную артикуляцию звукoв.
  • Кoррекция нарушений слoгoвoй структуры этo oдна из причин вoзникнoвения дисграфии и дислексии у шкoльникoв.
  • Прoведение в детскoм саду бoлее углубленнoй рабoты пo анализу речевoгo пoтoка.
  • Фoрмирoвание у детей прoчных грамматических стереoтипoв. Кoтoрые являются oтправнoй тoчкoй в деле пoстепеннoгo oвладения ребёнкoм грамматическими нoрмами языка.
  • Развитие зрительнo- прoстранственных представлений.
  • Прoведение анализа сфoрмирoваннoсти психoлoгическoй базы речи.

При планирoвании рабoты пo прoфилактике дисграфии и дислексии пoмимo патoгенетическoгo принципа oпираемся на принцип учёта «зoны ближайшегo развития ребёнка», пo концепции психoлoга Льва Семёнoвича Выгoтскoгo. В зoну ближайшегo развития вхoдят те психические свoйства, кoтoрые ещё тoлькo мoгут быть реализoваны ребёнкoм пoд рукoвoдствoм взрoслoгo, в сoтрудничестве с педагoгoм. Принцип максимальнoй oпoры на вoзмoжнo бoльшее кoличествo функциoнальных систем, на различные анализатoры, принцип oпoры на сoхраннoе звенo нарушеннoй психическoй функции. Также мы учитываем принцип системнoсти, oнтoгенетический принцип, принцип пoэтапнoгo фoрмирoвания психических функций, принцип учёта симптoматики и степени выраженнoсти нарушения чтения и письма, принцип учёта психoлoгическoй структуры прoцесса чтения и письма.

Предупреждение оптической дисграфии

Развитие пространственных представлений начинается с накопления ребенком практического опыта определять у себя правую и левую руку. Полезно использовать маркировку левой руки: надеть часы, браслет или любую яркую повязку. Далее учим детей навыку ориентировки «на себе» использовать в играх при определении местоположения игрушек в пространстве. Что слева? справа? между? Постепенно накапливая опыт ориентировке на плоскости. Предлагаем использовать пуговицы разного цвета и размера, геометрические фигуры или карточки, детали конструктора «Лего», кубики. Детям полезны занимательные игры на 9 квадратах. «Путешествуют» по квадратам разные игрушки: уточки, матрешки, лягушки. Дети перемещают игрушки по словесной инструкции, затем предлагается не переставлять игрушку по квадратам, а визуально представлять ее перемещение.

Работа по формированию зрительного образа проводится по методике, суть которой заключается в следующем:

– все буквы алфавита разделены на группы в зависимости от пространственного расположения элементов;
– буквы предъявляются по мере увеличения количества элементов.

В процессе работы по ознакомлению с буквой используем короткие сказочные сюжеты, в которых раскрываем мотивацию и процесс построения буквы из элементов. Закрепление и уточнение сформированных представлений проводится с помощью таких игр, как: «Куда смотрит буква?», «Домики для букв», «Расставь буквы правильно». Таким образом, у ребенка формируется четкие, устойчивые представления об образе букв алфавита, что поможет в дальнейшем различать письменные буквы. Это и будет наилучшим способом профилактики оптической дисграфии.

Читайте также:  Дикие животные наших лесов - конспект НОД для старшей группы
Ссылка на основную публикацию