Программа ‘Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи’ для учащихся 2 класса

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития учащихся 1-х классов

Разделы: Логопедия

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Исходя из механизмов каждого вида дисграфии авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.), предлагают различные методики коррекционной работы.

На основе анализа специальной литературы и авторского опыта работы по использованию ТРИЗ-педагогики в логопедической практике сделана попытка создания системы работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития у учащихся 1 х классов.

Характеристика группы учащихся с ФФН.

1. Фонетическое недоразвитие выражается в дефектном произношении 2-5 звуков, распространяющееся на одну– две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным (“смазанным”).

2. Фонематическое недоразвитие речи выражается в том, что ребенок недостаточно или совсем не различает звуки, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками, соответственно.

Ученики испытывают трудности в обозначении при письме того или иного звука буквой, так как не могут не только выделить его из слова, но и обобщить выделенный звук в устойчивую фонему на основе его слухопроизносительной дифференциации. Умение выделить фонемы из слова и правильно их дифференцировать является одним из необходимых условий развития звукового анализа. Для правильного звукового анализа необходимо и другое условие – умение представить звуковой состав слова в целом, а затем, анализируя его, выделить звуки, сохраняя их последовательность и количество в слове.

Звуковой анализ, как подчёркивает Д. Б. Эльконин, есть не что иное, как овладение определённой учебной операцией, умственным действием “по установлению последовательности звуков в слове”.

Ошибки на правила правописания, которые можно встретить и у учащихся с нормальным речевым развитием, у детей с фонетико– фонематическим недоразвитием являются более распространёнными и более стойкими. Так, ребёнок, плохо различающий мягкие и твёрдые согласные, испытывает затруднения в усвоении правописания слов с твёрдыми и мягкими согласными перед гласными. Ребёнок, слабо различающий и противопоставляющий звонкие и глухие согласные, делает ошибки на правила правописания сомнительной согласной в середине и в конце слова. Несмотря на знание заученного правила, он не может применить его на практике, т. к. не различает, какой согласный звонкий или глухой даже в тех случаях, когда звук стоит в сильной позиции, т. е. перед гласной.

3. Лексический запас без грубых нарушений. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, возможны ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыслу и т. п.

4. Грамматический строй речи может быть в пределах нормы. Аграмматизмы возможны в предложениях сложных синтаксических конструкций.

5. Психологические особенности: неустойчивое внимание; недостаточное развитие словесно– логического мышления, способности к переключению, к запоминанию вербального материала; недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям; трудности формирования учебных умений. Перечисленные особенности препятствуют полноценной учебной деятельности и ведут к стойкой неуспеваемости.

Основные направления работы.

Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении первоклассников составляет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим основным содержанием коррекционного обучения учеников с фонетико– фонематическим недоразвитием является:

  1. Коррекция звукопроизношения.
  2. Уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков.
  3. Дифференциация смешиваемых звуков.
  4. Формирование представлений о звукобуквенном составе слова; формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
  5. Развитие языкового анализа и синтеза.
  6. Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
  7. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса.
  8. Развитие навыков построения связного высказывания.
  9. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению, коммуникативной готовности к обучению; формирование полноценных учебных умений.

Содержание коррекционно-логопедического воздействия строится с учётом основных теоретических положений ( принципов).

Патогенетический принцип предполагает учёт коррекции нарушенных механизмов. Поскольку одним из механизмов, приводящим к трудностям при обучении грамоте, является недоразвитие различных операций фонематического анализа и синтеза, работа логопеда направлена на развитие у учеников фонематического восприятия, представления, фонематического анализа и синтеза.

Онтогенетический принцип предполагает учёт той последовательности и тех закономерностей формирования функций фонематической системы, которые имеют место в онтогенезе. С первых занятий ведётся работа по формированию фонематического восприятия, т.к. данная функция в процессе становления речи учеников формируется одной из первых и является основной для развития операций анализа и синтеза.

Принцип дифференцированного подхода осуществляется на основе этиологии, симптоматики нарушения с учётом уровня сформированности высших психических функций и особенностей эмоционально-волевой сферы, а также с учётом сложности речевого материала.

Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала предполагает постепенное включение сложного материала в коррекционную работу с учётом уровня ближайшего развития каждой речевой функции: занятия начинаются с того уровня знаний и умений, которым ребёнок владеет достаточно прочно.

Принцип поэтапного формирования умственных действий. При овладении фонематическим анализом определение места звука в слове, последовательности звуков в слове, положение звука по отношению к другим звукам в слове происходит постепенно, сначала с опорой на вспомогательные средства (фишки, готовые схемы слов), затем в плане громкой речи и — как заключение – формирование во внутреннем плане.

С первых же занятий привлекается внимание учеников к работе артикуляционного аппарата, чтобы приучить их оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическим раздражителем.

В начальном периоде отрабатываются артикуляции гласных 1 го ряда. Опираясь на гласные, ученики подводятся к пониманию и практическому, усвоению одного из способов соединения согласных.

Обязательным этапом коррекции фонематического недоразвития является этап дифференциации звуков. Эта работа проводится по следующему плану:

  1. Уточнение артикуляции звуков с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
  2. Выделение звуков на фоне слога, слова, определение места звука.
  3. Сравнение звуков в произносительном и слуховом плане.

На любом этапе логопедической работы решаются задачи организации деятельности учеников, расширение объёма всех форм внимания и памяти.

К концу обучения дети должны уметь:

  • проводить устный звуковой анализ слов, правописание которых не расходится с произношением;
  • различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
  • обозначать мягкость согласных гласными, мягким знаком;
  • различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
  • подбирать слова на заданный звук;
  • сравнивать слова со сходными звуками;
  • составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
  • восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
  • без ошибок писать слуховые и зрительные диктанты
  • У учащихся должны быть:

  • сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
  • выполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
  • уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
  • поставлены и отдифференцированы все звуки;
  • уточнён и активизирован имеющийся у учеников слоговой запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
  • введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, звонкие, глухие согласные, предложение и т.д.
  • Предлагаемая система коррекционного воздействия направлена на упорядочение представления о звуковой стороне речи, устранение у учащихся имеющихся пробелов в развитии языкового анализа и синтеза, фонематического восприятия и обусловленных ими затруднений в овладении программных материалов.

    Коррекция фонетико – фонематического недоразвития предполагает работу по предупреждению нарушений письма и чтения путём тренировки зрительного восприятия букв, упражнений на развитие буквенного гнозиса. Учитывая психологические особенности учеников младшего школьного возраста, делается акцент на игровой мотивации обучения, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

    Планирование является примерным, а поэтому не исключает творческой самостоятельности логопеда.

    Перспективное планирование занятий по коррекции фонетико-фонематического недоразвития учащихся 1-классов

    Недели

    Занятия

    Темы и содержание коррекционной работы

    Примерное количество часов

    Сентябрь

    Фронтальное обследование

    Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесённых заболеваниях.

    Программа «Коррекционно-развивающее обучение учащихся 2-4 классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи /НВОНР в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы».

    Цель: устранить нарушения письменной речи у учащихся 2 — 4 классов.

    Адресат: учащиеся 2—4 классов с ФФНР/НВОНР, испы­тывающие затруднения при овладении устной и письменной речью.

    Программа способствует решению следующих задач:

    • восполнить пробелы в развитии звуковой стороны речи;
    • в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
    • формировать связную речь;
    • развивать и совершенствовать психологические предпосыл­ки и коммуникативную готовность к обучению;
    • обеспечивать условия для приобретения учащимися зна­ний, умений, навыков, необходимых для успешного усвое­ния материала по родному языку.

    В программе также заложены возможности формирования у обу­чающихся общеучебных умений и навыков, предусмотрен­ных стандартом, универсальных способов деятельности и клю­чевых компетенций.

    Содержимое разработки

    «Коррекционно-развивающее обучение учащихся 2-4 классов

    с фонетико-фонематическим недоразвитием речи /НВОНР

    в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы».

    Настоящая программа разработана на основе:

    — инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

    — инструктивно-методического письма «О работе учителя-лого­педа при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястре­бовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.

    Цель: устранить нарушения письменной речи у учащихся 2 — 4 классов.

    Адресат: учащиеся 2—4 классов с ФФНР/НВОНР, испы­тывающие затруднения при овладении устной и письменной речью.

    Программа способствует решению следующих задач:

    восполнить пробелы в развитии звуковой стороны речи;

    в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;

    формировать связную речь;

    развивать и совершенствовать психологические предпосыл­ки и коммуникативную готовность к обучению;

    обеспечивать условия для приобретения учащимися зна­ний, умений, навыков, необходимых для успешного усвое­ния материала по родному языку.

    В программе также заложены возможности формирования у обу­чающихся общеучебных умений и навыков, предусмотрен­ных стандартом, универсальных способов деятельности и клю­чевых компетенций.

    Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными осо­бенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.

    Коррекционная программа опирается на совокупность ос­новных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учиты­вает основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психоло­гии, согласно которым развивающий и воспитывающий эф­фект может быть достигнут в процессе формирующейся учеб­ной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

    Основные методы обучения: практические, наглядно-демон­страционные, игровые, словесные, методы ролевого модели­рования типовых ситуаций.

    Одно из принципиальных требований программы, соблю­дение которого способствует оптимизации корригирующего обучения — коммуникативная направленность всего комп­лекса коррекционно-воспитательного воздействия. Всё это от­ражается в содержании программы.

    Общее содержание и последовательность коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями чтения и письма, обусловленными ФФНР, и первого этапа коррекционной ра­боты детей с НВОНР примерно одинаковы. Поэтому коррек­ционная работа с учащимися с ФФНР предполагает обучение только по первому этапу данной программы.

    Программа рассчитана на 90 часов в год (3 часа в неделю) по I этапу; на 90 часов в год (3 часа в неделю) по II—III этапам.

    Программой предусмотрено: проведение 6 проверочных работ в первый год обучения; проведение 6 проверочных работ во второй год обучения;

    Рабочая программа предполагает использование методи­ческих пособий для учителей-логопедов:

    Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001;

    Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2002;

    Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их пре­одоление у младших школьников: Учеб. пособие. М., 1995;

    Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.

    Рабочая программа предполагает использование дополнительной литературы для учащихся:

    Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Яро­славль, 2006;

    Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М., 2004.

    Для коррекции нарушений письменной речи, обусловлен­ных ФФНР и НВОНР, разработана специальная программа курса групповых занятий, которая включает в себя три этапа.

    На I этапе ведётся работа по формированию:

    полноценных фонематических процессов;

    представлений о звукобуквенном составе слова;

    навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова;

    психологических предпосылок и коммуникативной готов­ности к обучению.

    На II этапе проводится работа по формированию у детей необходимых представлений о морфологическом составе сло­ва и синонимии родного языка.

    В процессе работы над морфологическим составом слова у детей формируются умения и навыки образования слов с по­мощью различных аффиксов, а также активного и адекватно­го использования их в целях общения в различных ситуаци­ях, отрабатывается умение устанавливать связи между фор­мой слова и его значением (единство смысла и функции).

    Читайте также:  Договор о сотрудничестве (типовой)

    Основная цель III этапа — развивать и совершенствовать умения и навыки построения связного высказывания: про­граммирование смысловой структуры высказывания; установ­ление связности и последовательности его; отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки). Эти цели реализуются в опре­деленной последовательности:

    формирование практических представлений о тексте;

    развитие умений и навыков анализировать текст;

    построения самостоятельного связного высказывания.

    Поставленные программой задачи отражаются в её содер­жании и реализуются в ходе изучения следующих тем на I этапе:

    Речь. Предложение. Слово (9 часов).

    Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Ударение. Пространственные представления. Временные пред­ставления. Слова-предметы. Слова-признаки. Слова-действия.

    Звуки и буквы (81 час).

    Звукослоговой анализ и синтез. Ударение (13 ч).

    Представление о звуке, различение на слух и при произ­ношении гласных и согласных (отсутствие или наличие пре­грады в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогооб­разующая роль гласного), звукослоговой анализ слов (уста­новление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отра­жающей его звукослоговую структуру.

    Гласные 2-го ряда. Твёрдые и мягкие согласные (20 ч).

    Обозначение на письме мягкости согласных звуков глас­ными буквами (е, ё, и, я, ю) и ь (в середине и конце слова). Дифференциация гласных и, ая, эе, ую, оё). Раз­делительный ь.

    Звонкие и глухие согласные (25 ч).

    Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих со­гласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на пись­ме. Дифференциация парных согласных звуков ([з] [с], [ж ] [ш], [в] [ф], [б] [п], [д] [т], [г] [к]).

    Свистящие, шипящие, аффрикаты (17 ч).

    Буквы, сходные по оптическим и кинетическим при­знакам (4 ч).

    Уточнение и сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначе­ния на письме. Различение букв по оптическим и кинетичес­ким признакам. Дифференциация букв, сходных по оптичес­ким и кинетическим признакам (б — д, а — о, и — у, п — т, и — ш, л м, к н, н п).

    Итоговая контрольная работа (2 ч).

    Поставленные программой задачи отражаются в её содер­жании и реализуются в ходе изучения следующих тем на II этапе:

    Включаются темы, по которым допущено наибольшее ко­личество ошибок во входных контрольных работах.

    Корень. Однокоренные слова (7 ч).

    Родственные и однокоренные слова. Корень слова. Сложные слова. Приставка. Суффикс. Наблюдение над значениями при­ставок и суффиксов в слове. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу.

    Безударная гласная (10 ч).

    Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безудар­ных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге кор­ня. Общее представление об орфограмме.

    Словообразование, словоизменение (29 ч).

    Устранение аграмматизмов в словообразовании. Овладение суф­фиксальным и приставочным способами образования слов. Раз­витие способности проводить разбор слов по составу. Обогащение словарного запаса (синонимы, антонимы, многозначные слова). Правильное употребление предлогов, развитие связной речи.

    Согласование (7 ч).

    Число имён существительных (единственное, множествен­ное), изменение имён существительных по числам. Изменение имён прилагательных в единственном числе по родам при соче­тании с именем существительным. Согласование имён суще­ствительных с именем прилагательным в числе, роде. Согласо­вание глагола с существительным в числе, роде и во времени.

    Изменение имён существительных по падежам. Осознан­ное употребление каждой падежной формы при помощи во­просов. Правильное употребление предлогов данного падежа. Верное употребление окончаний. Моделирование предложе­ний из слов в начальной форме (для каждого падежа). Поиск конкретных падежных форм в текстах.

    Проверочная контрольная работа (2 ч).

    Поставленные программой задачи отражаются в её содер­жании и реализуются в ходе изучения следующих тем на III этапе:

    Связная речь (17 ч).

    Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение текста (композиция). План. Связь между предло­жениями в тексте, частями текста. Структура текста-пове­ствования, текста-описания, текста-рассуждения. Изложения по коллективно или самостоятельно составленному плану.

    Итоговая контрольная работа (2 ч).

    Содержание программы носит воспитывающий и развива­ющий характер. При проведении занятий используются бесе­ды, работа в группах, организационные игры и т.д.

    Итоговый контроль проводится в форме диктанта и списы­вания.

    Учитывая, что у детей с НВОНР остаются недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы, на протя­жении всего курса коррекции в занятия включаются зада­ния, направленные на формирование навыков организации учебной работы, развитие наблюдательности к языковым яв­лениям, развитие слухового внимания и памяти, самоконтро­ля, контрольных действий, способности к переключению.

    Данный вариант последовательности изучения тем и количе­ства часов, предусмотренные программой коррекционно-развивающего обучения школьников с ФФНР/НВОНР, являются при­мерными и определяются конкретным составом группы, т.е. зависят от того, каков уровень сформированности речи у детей.

    Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

    к концу коррекционного обучения.

    При завершении I этапа коррекционно-развивающего обу­чения у учащихся:

    должны быть восполнены пробелы в формировании фоне­матических процессов;

    уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

    уточнены и активизированы имеющийся у детей словар­ный запас и конструкции простого предложения (с неболь­шим распространением);

    введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, гласные, согласные, твёрдые — мягкие, звонкие — глухие согласные, предло­жение и т.д.;

    — сформирована направленность на звуковую сторону речи.

    По истечении II этапа коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны:

    ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. опре­делять, с помощью каких частей слова, стоящих перед общей частью или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются при этом их значения;

    активно пользоваться различными способами словообразования;

    правильно использовать новые слова в предложениях раз­личных синтаксических конструкций (устанавливать связь между формой и значением);

    передавать суть выполняемых упражнений, последователь­ность производимых умственных действий в развёрнутом высказывании.

    К концу III этапа коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны:

    строить связное высказывание (программирование смысла и смысловой структуры высказывания);

    устанавливать логику (связность, последовательность), точ­ное и чёткое формирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;

    отбирать языковые средства, адекватные смысловой кон­цепции, для построения высказывания в тех или иных це­лях общения (доказательство, повествование, рассуждение).

    Учащиеся должны уметь:

    различать слова, обозначающие предметы, действия пред­метов и их признаки; подбирать слова-предметы, действия, признаки к схемам; практически пользоваться вопросами: кто? что? что делает? какой?; употреблять в речи слова, выражающие признаки предметов по цвету, величине, со­стоянию и т.д.;

    сравнивать звуки по способу их образования (гласные, со­гласные);

    уметь дифференцировать согласные по глухости-звонкос­ти, твёрдости-мягкости;

    выполнять звукобуквенный, слоговой анализ слов;

    соотносить звук с буквой;

    обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и ь;

    определять место ударения в слове;

    вычленять слова из предложений;

    чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;

    правильно списывать слова и предложения, написанные букварным и рукописным шрифтом;

    грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку слова, предложения, тексты;

    образовывать слова посредством различных аффиксов, а так­же активно использовать их в целях общения;

    производить разбор слов по составу и подбирать слова к схемам;

    программировать смысловую структуру высказывания, ус­танавливать его связность и последовательность;

    анализировать текст и самостоятельно строить связное вы­сказывание.

    Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся (ффн) Класс : 1

    по коррекции фонетико-фонематического недоразвития

    Количество часов: всего 60 часов

    Учитель-логопед: Зимаева Марина Викторовна

    Программа разработана на основе: программы «Коррекция акустической дисграфии» Е. В. Мазанова Москва 2006; «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» Е. В. Мазанова Москва 2006.

    1. Пояснительная записка

    Обоснование – устная речь школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием характеризуется несформированностью всей звуковой стороны речи. Типичным для произношения являются замены и смешения фонем, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих-свистящих; звонких-глухих; Р-Л; твёрдых-мягких). В некоторых случаях при отсутствии выраженных дефектов отдельных звуков отмечается недостаточная четкость их произнесения.

    Школьники донной группы имеют выраженные отклонения не только в произношении, но и в дифференциации звуков. Дети испытывают затруднения в восприятии на слух близких звуков, определении их акустического и артикуляционного сходства и различия, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах. Всё это осложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова.

    Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и нередко служит причиной появления вторичного дефекта, проявляющегося в специфических нарушениях письменной речи (дисграфия, дислексия).

    Дисграфические ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма и чтения, но и других предметов. Для пре­дупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

    Данная программа имеет социально-педагогическую и коррекционно-развивающую направленность.

    Цель программы: освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.

    Задачи программы:

    1. Обучающая

    Обучить детей основным видам речевой деятельности, слуховому восприятию речи, формированию навыков анализа и синтеза звукового состава слова, овладению навыками построения предложений в соответствии с грамматическими нормами родного языка, построению связных высказываний.

    1. Воспитательная
    • Прививать доброжелательное отношение к окружающим, способствовать воспитанию принятых обществом манер поведения, воспитывать чувства дружеского отношения между людьми, взаимовыручки, любви к окружающему миру, вырабатывать положительную мотивацию к изучению русского языка.
    1. Развивающая
    • Формировать полноценные произносительные навыки
    • Развивать фонетическое восприятие, фонематические представления
    • Формировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова
    • Обогащать словарь детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов
    • Развивать связную речь в процессе работы над рассказом, пересказом с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем.

    Основные методы работы на занятии – методы обучения в группе:

    • игровые,
    • наглядно – демонстрационные,
    • словесные.

    Принципы логопедической работы:

    • наглядность,
    • доступность,
    • системность,
    • комплексность,
    • принцип развития,
    • онтогенетический принцип.

    Формы организации деятельности учащихся:

    • групповая;
    • работа в парах;
    • индивидуальная.

    Ведущая технология, ее цели и задачи:

    Используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.

    Программа составлена на основе программы Е.В. Мазановой «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза». Количество часов в примерной учебной программе не совпадает с количеством часов в авторской программе (более чем на 6 часов в год). Производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем, поэтому возникла необходимость создания рабочей программы.

    1. Содержание обучения.

    В течение учебного года изучается 7 тем. При изучении каждой из тем используется различный речевой материал: детские рифмовки, считалки, чистоговорки, стихи, игры и задания на развитие логики и мышления.

    1. Звуки гласные и согласные (2часа).

    Усвоение признаков гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме. 2. Звуко-буквенный анализ слов. Гласные звуки (10 часов).

    Знакомство с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове. Работа над ритмической стороной речи. Знакомство со слогообразующей ролью гласных.

    3. Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых и мягких согласных (20 часов).

    Знакомство с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков

    1. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных (14 часов).
    Читайте также:  Формирование элементарных представлений об основных структурных единицах речи на основе графических моделей

    Знакомство со звонкими и глухими согласными. Дифференциация звуков, слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Дифференциация звонких и глухих согласных в словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

    1. Дифференциация свистящих и шипящих звуков (4 часа)

    Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков С-Ш, З-Ж. Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие фонематического слуха, языкового анализа и синтеза.

    1. Дифференциация сонорных звуков (6 часов)

    Знакомство с нормой произношения сонорных звуков, характеристикой. Дифференциация звуков Р-РЬ, Л-ЛЬ в слогах, словах, в словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, внимания, анализа и синтеза.

    1. Лабиализованные гласные звуки (4 часа)

    Закрепление знаний о гласных звуках О,У; Ё-Ю. Соотнесение звука с символом и буквой. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза, зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений.

    Рабочая программа рассчитана на 60 ч. (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения).
    III. Перечень практических работ

    • анализ и оценка функционального состояния артикуляционного аппарата;
    • составление алгоритма по работе со смешиваемыми звуками (оппозиционными) и буквами (сходными графически), по работе с текстом, по подготовки к списыванию и письму под диктовку;
    • работа в логопедических тетрадях;
    • организация и проведение занятий в игровой форме.

    IV.Требования к подготовке учащихся

    Знать:

    • названия гласных и согласных звуков и букв
    • определения понятий: звук, буква, слог, слово, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог
    • чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова
    • как дифференцировать оппозиционные звуки;

    Уметь:

    • владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
    • различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
    • определять ударные и безударные гласные, слоги
    • производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
    • подбирать слова на заданный звук;
    • сравнивать слова со сходными звуками;
    • определять в словах место и последовательность звука; гласных и согласных звуков;
    • определять количество звуков и слогов в словах
    • производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов
    • восстанавливать предложения с заданными звука­ми;

    V.Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

    1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.
    2. Волкова Л.С. Логопедия, М., 1995.
    3. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
    4. Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.
    5. Методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г.).
    6. А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996.
    1. Рабочая тетрадь «Учусь работать с текстом» Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
    2. Рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки» для обучающихся по программе «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г.).

    по коррекции фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН)
    Класс: 1

    Учитель-логопед: Зимаева М.В.

    Количество часов: всего 60 часов; в неделю 2 часа.

    Планирование составлено на основе: рабочей программы «Организация логопедической работы в школе» О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская Творческий Центр «Сфера» Москва 2006; «Коррекция акустической дисграфии» Е. В. Мазанова Москва 2006; «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» Е. В. Мазанова Москва 2006.

    Особенности коррекции фонетико-фонематического недоразвития (ФФНР) у детей

    Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) возникает из-за нарушения понимания и различения звуков. Проблема появляется у дошкольников с нормальным слухом и сохранным интеллектом. Часто развивается на фоне дизартрии, ринолалии, дислалии. Логопедическая работа с детьми с ФФНР позволяет значительно улучшить уровень развития речи.

    После нее происходит различение окончаний слов, приставок, предлогов и слов со сложной слоговой структурой. В дальнейшем дошкольники способны усвоить звуковой анализ и у них не будет проблем с освоением письма и чтения.

    Характеристика детей

    Прежде чем брать в работу детей дошкольного возраста в работу, логопед проводит диагностику. С ее помощью он определяет группу риска и тех, кому нужна помощь.

    У ребенка с ФФНР отмечается не только несовершенство звуковой стороны речи, но и трудности с различением звуков.

    Лексика и грамматика развивается с небольшим запозданием.

    Сложные по артикуляции звуки заменяются на легкие: вместо «Р» будет «Л’», вместо «Л» — «И». Иногда вместо шипящих и свистящих появляются «Т», «Т’», «Д», «Д’». Ребенок вместо «санки» говорит «танки», «тапка» вместо «шапка» и т. п.

    В некоторых случаях отмечается незавершенность процесса дифференциации звуков. Тогда дети произносят нечто усредненное, например, вместо «Ц» — «ТС», вместо «Ч» и «Т» искаженный вариант «Ч».

    Нарушаться может как одна группа звуков, так и несколько. Отмечаются сложности с воспроизведением слов со стечением согласных. Затруднено выполнение заданий по типу «какой первый звук в слове», «хлопни в ладошки, когда услышишь звук» и т. п. Ребенок с ФФНР не может найти картинки на заданный звук.

    В быту речь таких детей называют «кашей во рту». Артикуляция сжатая, плохая, слова произносятся смазано, словарь беден. Недоразвитие неярко выражено, только в ходе диагностики становятся заметны ошибки в употреблении предлогов, согласовании слов и т. п.

    При отсутствии помощи специалиста нарушение скажется на формировании письменной речи. Имея ФФНР сложно будет писать и читать, в дальнейшем у них будет множество ошибок. При необходимости проводят коррекционную работу и в школьный период.

    Общие моменты работы

    Коррекция ФФНР не ограничивается одной работой с логопедом. Нагрузка должна правильно распределяться, создается особый режим дня. Проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия.

    Особенность работы при ФФНР заключается в том, что в процессе участвуют воспитатели, музыкальные руководители, учителя физкультуры. Родители тоже становятся неотъемлемой частью коррекционного процесса. В их задачу входит закрепление пройденного материала и выполнение специальной гимнастики.

    Цель коррекции в младшем школьном возрасте – это устранение дефектов речи и успешное усвоение образовательной программы.

    В логопедии существуют разные методики работы с тем или иным нарушением. Для каждого случая специалист составляет индивидуальный план. В нем указывается последовательность работы и реализуемые цели.

    Виды занятий

    Логопед берет в работу детей со старшей и подготовительной группы. Для подгрупповых занятий дошкольников делят на несколько групп по 3-4 человека. В качестве критерия отбора берут развитие грамматического строя речи, лексики. Уровень детей должен быть примерно одинаковым.

    На занятии логопед занимается:

    • постановкой звуков;
    • автоматизацией;
    • дифференциацией;
    • развитием словаря;
    • грамматикой;
    • слуховым восприятием.

    Воспитатели закрепляют с дошкольниками пройденный материал. Это может касаться как произносительных навыков, так и лексических тем. Родители тоже участвуют в этом процессе, выполняя с детьми специальные задания, которые выдает логопед. На индивидуальных занятиях проводится развитие артикуляционных навыков и слухового восприятия. При усвоении правильного произношения звука подключается выработка навыка выделения его в слове.

    Работа со слоговой структурой включается при необходимости. При дизартрии показан логопедический массаж.

    Последовательность постановки звуков зависит от индивидуальных особенностей дошкольника. При нарушениях свистящих, шипящих и сонорных работу ведут над каждой группой. Иногда начинают с шипящих и сонорных, так как для этих групп необходима хорошая воздушная струя и верхний подъем кончика языка.

    Фронтальные занятия проводятся со всей группой. На них отрабатываются лексические темы, дифференциация звуков. На каждом занятии отрабатывается комплекс артикуляционной гимнастики, уточняется произношение звуков. Задания рассчитаны на коллективное выполнение.

    Основные этапы

    У детей дошкольного возраста коррекция ФФН занимает около двух лет. Среди направлений работы можно выделить три основных. Первое – это артикуляционное. Посредством специальных упражнений ребенок вырабатывает нужные движения губ, языка. Уточняется произношение сохранных звуков. На их основе проводится развитие слухового восприятия.

    Типичное задание: с ребенком разбирают произношение гласных звуков и показывают их артикуляцию. Потом предлагают определить беззвучное воспроизведение.

    Производится обучение по выделению звука в слоге, узнавании его в потоке других фонем. Параллельно учат отстукивать ритм, говорить с разной интонацией.

    Второй этап – это дифференциация, то есть различение звуков. Детям объясняют разницу в артикуляции, акцентируют на этом внимание. Материалом служат гласные. Именно от них зависит внятность речи.

    Далее различение проводится уже не только на слух, но и на произношение. Для этого ребенку дают задания со звуками одной группы. Например, «З» и «С». Ему дают несколько картинок и просят разделить на содержащие «З» и «С».

    Третий этап – развитие звукового анализа и синтеза. Он основной и трудоемкий. В ходе него детям дают основные характеристики (глухость, звонкость и т. п.). После чего на основе гласных звуков их учат выделять в слоге. Для начала они должны быть всегда вначале. Пример задания: какой первый звук в слове «аист»? Далее проводится отработка деления на слоги.

    При усвоении материала вводятся для анализа обратные слоги. Понемногу вводятся согласные звуки и анализ слов с ними. Как и в случае с гласными, для определения позиции дают слова, которые начинаются с согласного звука.

    Развитие фонематического восприятия начинается с неречевых звуков. Для этого проводятся разные игры. Например, перед дошкольником показывают несколько образцов: смятие бумаги, стук карандаша по столу, переливание воды из стакана в стакан и т. п. После просят его отвернуться и на слух определить, что делает логопед. Только после усвоения этого этапа переходят к звукам.

    Про ФФНР и особенности коррекционной работы с детьми при данном нарушении написано множество научных трудов. Нельзя выделить какие-то основные методики, так как каждый случай требует индивидуального подхода.

    Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста

    У школьников с ФФНР возникают трудности в овладении звуковым анализом синтезом слова, а как результат — неуспеваемость по письму.

    Характер ошибок, связанных с неправильным произношением и нарушением фонематического восприятия, у учащихся разнообразен: замены, пропуски согласных и гласных, пропуски слогов и частей слова, перестановки, добавления, раздельное написание частей слова.

    Правомерно рассматривать у учащихся младшего школьного возраста нарушение произношения и восприятия звуков как фонетико-фонематическое недоразвитие лишь до момента овладения грамотой, т. е. в течение 1 полугодия нулевого или 1 класса. Далее следует квалифицировать этот вид речевой недостаточности как нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием.

    Система коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в условиях школьного логопедического пункта предусматривает единство основных направлений в работе:

    1) постановку отсутствующих и неправильно произносимых звуков;

    2) введение поставленных звуков в речь;

    3) развитие навыков анализа и синтеза звуковогосостава слов (Н. А. Никашина. Л. В. Ястребова).

    Постановка звуков проводится общепринятыми в логопедии методами. При этом большое внимание уделяется сознательному закреплению артикуляции звука, что имеет большое значение в развитии аналитико-синтетической деятельности учащихся. Поставленные звуки вводятся в самостоятельную речь. Чтобы лучше отдифференцировать смешиваемые звуки внутри одной группы и создать более прочные связи между слуховыми и артикуляционным образом, необходимо сначала научить детей произносить, и различать каждый звук в пределах одной фонетической группы. Упражнения подбираются так, чтобы последовательно отрабатывался каждый смешиваемый звук.

    Работа ведется над несколькими звуками из разных групп (например, ш, р). Упражнения в правильном произношении и различении звуков сочетаются с обучением выделению звуков в словах, определении их последовательности. При этом создается определенная основа для более глубокой работы по анализу и синтезу звукобуквенного состава слов.

    Проводится направленная работа по выработке прочных связей между звуками и буквами. Систематическое использование серий упражнений для выработки умений соотносить определенную артикуляцию с соответствующим звучанием и затем акустико-артикуляционный образ звука с буквой предупреждает ошибки на замены сходных букв на письме.

    Читайте также:  ОптиМьюзик в работе логопеда

    Рациональной и эффективной формой оказания помощи этим детям является включение элементов логопедической работы в учебный процесс.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.

    2. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.

    3. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.

    4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.

    5. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.

    6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). — М, 1993.

    7. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.

    ТЕСТ

    1. В соответствии с психолого-педагогической классификацией (по Р. Е. Левиной)ФФНР относятся к нарушениям:

    А. средств общения;

    Б. в применении средств общения;

    В. в коммуникативной функции речи.

    2. ФФНР – это:

    А различные сложные речевые расст­ройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне;

    Б. нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефекта восприятия и произношения фонем;

    В. нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

    3. По результатам обследования фонематического восприятия логопедделает выводы:

    А об условиях проявления нарушенного фонематического восприятия: в сложных фонетических позициях, в слогах, словах, предложениях, словах-паронимах;

    Б. о сформированности элементарных форм звукового ана­лиза и синтеза;

    В. о нарушенных в произношении звуков;

    4. Из каких 3 разделов состоит коррекционное обучение детей дошкольного возраста с ФФНР:

    А.артикуляторный, дифференцировачный, формирование звукового анализа и синтеза;

    Б. постановка отсутствующих и неправильно произносимых звуков; введение поставленных звуков в речь; развитие навыков анализа и синтеза звуковогосостава слов;

    В. развитие лексики, грамматического строя и связной речи; подготовка к обучению грамоте; обучение послоговому чтению.

    5. Какие основные направления предусмотрены в условиях школьного логопе­дического пункта:

    А. различение слов, близких по своему звуковому составу; дифференциация слогов; дифференциация фонем;

    Б. артикуляционное, дифференцировачное, формирование звукового анализа и синтеза;

    В. постановка отсутствующих и неправильно произносимых звуков; введение поставленных звуков в речь; развитие навыков анализа и синтеза звуковогосостава слов.

    Ответы:1 – а; 2 – б; 3 – а; 4 – а; 5 – в.

    ФФНР -нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефекта восприятия и произношения фонем

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10852 – | 8113 – или читать все.

    Приказ № от 2013 г. Рабочая программа По коррекции фонетико фонематического недоразвития речи обучающихся (ффн)

    Главная > Рабочая программа

    Информация о документе
    Дата добавления:
    Размер:
    Доступные форматы для скачивания:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    основная общеобразовательная школа №22

    Зам. Директора по УВР

    « __»____________2013 г. « Утверждаю»

    Директор МБОУ ООШ №22

    приказ № _______ от

    По коррекции фонетико – фонематического недоразвития

    речи обучающихся (ФФН)

    Учитель – логопед Титова С.В.

    Год составления 2013-2014 учебный год

    Рассмотрено на заседании РМО

    Руководитель РМО________________ _______________

    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков

    Актуальность данного курса обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи. Именно поэтому I этап коррекционной работы является самым продолжительным по времени.

    Основным направлением программы на этом этапе является работа над преодолением фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

    Общая проблема коррекционно-развивающего обучения первоклассников – своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте.

    Адресат программы : программа рассчитана на обучающихся 1- классов с ОНР (3-4 уровень), для обучающихся с ФФНР.

    Цель программы : коррекция фонетико-фонематической стороны речи обучающихся, развитие высших психических функции, подготовка детей, имеющих трудности в обучении к овладению значимыми умениями и навыками для обучения русскому языку и чтению.

    Главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи . Это означает, что у детей, имеющих ОНР, ФФНР необходимо:

    Развивать подвижность речевого аппарата;

    Совершенствовать дифференцированность движение речевых органов;

    Корректировать дефекты звукопроизношения;

    Добиваться автоматизации ранее поставленных звуков;

    Дифференцировать звуки сходные по артикуляторно-акустическим признакам;

    Расширять импрессивный и экспрессивный словарь;

    Развивать высшие психические функции;

    Сформировать полноценные фонематические процессы;

    Представление о звукобуквенном составе слов;

    Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

    Длительность программы: продолжительность данного курса зависит от результатов логопедической работы (количество часов может меняться: как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения).

    Количество занятий в неделю: Выбор количества часов зависит от уровня сложности речевого нарушения, индивидуальных особенностей детей, скорости усвоения материала.

    Курс включает в себя занятия в течение одного года, проводятся 2-3 раза в неделю.

    групповых – 35- 40 минут,

    индивидуальных – 20 минут

    Условия реализации: занятия проводятся в специально оборудованном кабинете

    Основные методы работы на занятии:

    Формы организации деятельности обучающихся:

    Организация коррекционной работы:

    I полугодие – коррекция произношения;

    II полугодие – восполнение пробелов в развитии фонематической стороны речи.

    Технология обучения: в процессе обучения предполагается использование УУД.

    различных методов активного обучения;

    анализ конкретных понятий и ситуаций;

    тренировка и другие виды заданий;

    творческая работа детей.

    Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

    УМК для учителя

    Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.

    Волкова Л.С. Логопедия, М., 1995.

    Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.

    Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.

    Методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г.).

    А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996.

    УМК для обучающегося

    Рабочая тетрадь «Учусь работать с текстом» Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

    Рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки» для обучающихся по программе «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г.).

    Сводная таблица по видам контроля

    Проведение диагностик устной и письменной речи

    Количество итоговых работ

    Для реализации программного содержания курса используются следующие учебно-методические материалы:

    Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. рецензенты: зав.каф.сурдопедагогики и логопедии НИИ дефектолог АПН СССР, доктор педнаук, профессор Е.Ф. Соботович.

    Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2

    Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.-М.: Просвещение, 2005. Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России.

    Планирование работы по коррекции ФФН

    Постановка, автоматизация нарушенных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, фразе, тексте, связной речи.

    Развитие и уточнение временных и пространственных представлений

    Звуки речи. Гласные и согласные звуки.

    Дифференциация звуков по твердости и мягкости.

    Дифференциация по звонкости и глухости

    Слоговой состав слова Ударение

    Слогообразующая роль гласных.

    Звукобуквенный и слоговой анализ

    Дифференциация звуков по

    Выбор тем коррекционных занятий обусловлен задачей этапа – формирование фонетических обобщений. Именно на этом этапе происходит формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового анализа слова. На этом же этапе происходит работа по формированию правильного звукопроизношения. Программа предполагает следующее содержание коррекционно-воспитательной работы:

    1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

    – наблюдательность (особенно к языковым явлениям);

    – способность к запоминанию и переключению;

    – навыки и приёмы самоконтроля;

    2. Формирование полноценных учебных умений:

    – планирование предстоящей деятельности;

    – принятие учебной задачи;

    – активное осмысление материала;

    – выделение главного, существенного в учебном материале, определение путей и средств достижения цели, контроль за деятельностью;

    – работа в определённом темпе;

    – применение знаний в новых ситуациях;

    – анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

    В программу включена работа по созданию коммуникативных навыков:

    1. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

    2. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.

    Развитие и совершенствование коммуникативных универсальных учебных действий в обучении:

    1) умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика);

    2) умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

    3) умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

    4) умение целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.

    Формирование полноценных учебных умений:

    1) планирование предстоящей деятельности:

    а) принятие учебной задачи;

    б) активное осмысление материала;

    в) выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств

    достижения учебной цели;

    2) контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);

    3) работа в определённом темпе (умение быстро и качественно читать, писать, считать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

    4) применение знаний в новых ситуациях;

    5) анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

    Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

    1) ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; 2) ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

    3) ответы 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

    4) применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

    5) употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

    6) обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

    7) пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной терминологии;

    8) развёрнутый рассказ о последовательности выполнения учебной работы, подведение итога занятия;

    9) формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

    10) проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

    11) соблюдение речевого этикета при обращении;

    12) сопоставление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

    Методика организации логопедических занятий.

    Коррекционное обучение на первом этапе, в частности, в 1 классе, осуществляется преимущественно в процессе устной речи. На данных занятиях уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь), определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок к активной учебной деятельности (устойчивость внимания, способность к переключению).

    Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять её по ориентирам. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создаётся база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полноценного овладения навыками чтения и письма.

    В течение подготовительного периода ведётся работа по уточнению и постановке дефектных звуков и параллельно – над развитием и совершенствование фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на логопедических занятиях центральное место. В процессе реализации данного учебного комплекса дети уточняют практическое представление о предложении, слове, слоге, ударении, звуке, букве, гласном, согласном. Эти занятия имеют следующую структуру:

    Развитее слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука;

    Формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков (артикуляционная гимнастика).

    Формирование первичных произносительных умений и навыков:

    Дифференциация формируемого и смешиваемого звуков.

    Формирование коммуникативных умений и навыков (безошибочное употребление звуков речи во всех ситуациях общения).

    Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

    Формирование связной речи.

    Постановка звуков должна проводиться в строгой последовательности:

    свистящие [с], [з], [ц], [с’], [з’]; шипящий [ш]; сонорный [л]; шипящий [ж]; сонорные [р], [р’]; шипящие [ч], [щ].

    Ссылка на основную публикацию