Звук и буква Ц – конспект

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Глухой согласный звук [Ц], буква Ц

чт., 29.08.2013

Рябова Любовь Юрьевна

МАДОУ ГЦРР д/с№4 «Ёлочка»

Цель: – познакомить детей с глухим согласным звуком [Ц] и буквой Ц; продолжать учить детей определять место звука в трёх позициях; учить составлять схему слова.

Развивающая среда: разрезная азбука большого и малого формата, сюжетные картинки, слоговая таблица, игрушка или плоскостное изображение цыпленка; предметные картинки с изображением овец, гусениц, синиц, скворцов, лисицы, куницы, медведицы, волчицы, цапли, мотоцикла, цветов, колодца.

Содержание

– Сегодня ребята мы снова отправимся за новыми знаниями в Царство «Азбуки». Но для начала, отгадайте загадку: «Явился в жёлтой шубке, прощайте, две скорлупки». Кто это? (Цыплёнок).

-Как подзывают цыплят? (Цып-цып-цып)

(Изобразить цыплёнка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом- правое крыло, затем -левое.)

Анализ звука даёт воспитатель.

-Вы наверное уже догадались о каком звуке и букве пойдёт речь ( мы будем слушать и произносить звук [Ц]).

-Звук [Ц], произносится всегда твёрдо. Преграда образуется передней частью стенки языка. Звук [Ц] сложный, он состоит из звуков Т и С, которые произносятся быстро один за другим. Если поднести руку тыльной стороной ладони ко рту, то при произнесении звука [Ц] ощущается один удар воздушной струи, а не два, как при ТЭС или ТЫС.

3. Определение на слух слова со звуком [Ц] в четверостишии:

– А сейчас, послушайте четверостишие и назовите слова со звуком [Ц]:

Любовалась цыплятками курица:

Что не цыплёнок- то умница!

Очень ценный птенец! (цыплятками, курица, цыплёнок, умница, молодец, удалец, ценный птенец)

-Произнесём звук [Ц] в слогах: Посмотрел Цып вокруг и удивился: «Ац-оц-уц, иц-оц-ац!».

Увидел овцу, испугался: «Ца-цо-цу!» (выразить мимикой испуг)

Курица успокоила его: «Ца-цо-ца». (произнести более низким голосом)

  1. В народе, ребята о цыплятах есть такая пословица. Цыплят по осени считают.

– Как вы думаете, что она означает? (говорится тогда, когда преждевременно судят о результатах чего-либо). Давайте произнесём ещё раз и запомним.

5. Физ.минутка «Цапля»

Очень трудно так стоять:

Ножку на пол не спускать,

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

-Ребята, определите место звука [Ц], в трёх позициях:

в начале слова: цапля, цветок, цель.

в середине: пуговица, курица, кольцо.

– в конце: заяц, певец, немец.

(Приведите свои примеры: огурец, скворец, мудрец, молодец и т.д.)

6. Характеристика звука. (согласный, глухой, твёрдый)

7. Ребята, а на что похожа буква Ц?

Вот такая буква Ц:

С коготочками на конце.

Как кошачья лапка.

8. Место буквы в алфавите: – Ребята назовите соседей буквы Ц. ( Х, Ч)

9. Чтение слоговой таблицы и слов.

Задание: из разложенных на полу слогов нужно составить слова и прочитать их.

ПА РЫ ПАРЫ

ЦА РИ ПАРИ

ЦЕ НЫ ЦАРИЦА

ЦЕНЫ

РЫЦАРИ

ПАНЫ

10. Итог: – С каким звуком познакомились? Дайте характеристику.

– С какой буквой? На что она похожа?

Показ презентации “Буква Ц”

Список использованной литературы:

1.Бондаренко Т.М. 2006 г. «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада».

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002166 дата отправки заказной бандероли 6 сентября 2013г. № квитанции (почтовый идентификатор) 62502663120182

2.Пожиленко Е.А.1999 г. «Волшебный мир звуков и слов» Пособие для логопедов

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Урок на тему “Согласный звук [Ц] и буква Ц”
план-конспект урока по чтению на тему

Урок на тему “Согласный звук [Ц] и буква Ц”

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект урока70.92 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению со звуком [ц] и буквой Ц, ц.

– создать условия для формирования у учащихся умения выделять звук [ц] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, распознавать его, характеризовать, обозначать буквой;

– содействовать активизации словаря учащихся, развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения, развитию познавательного интереса к чтению;

– содействовать воспитанию навыков культуры учебного труда на уроках обучения грамоте.

Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.

Познавательные: содействовать развитию умения понимать схемы, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез;

Коммуникативные : учиться слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к мнению собеседника.

Оборудование : чертёж, изображение цыплёнка из точек с гласными буквами, игрушка цыплёнка, цветок с заданиями, карточки для схем, изображение буквы «ц», проектор и экран, проволока, слоги, текст сказки для каждого ученика, предметы в названии которых есть и нет звука [ц], учебник « Русская азбука» Горецкий «Просвещение» – 2011г.

I. Организационный момент.

Прозвенел веселый звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всем хотят знать на свете.

На уроке не скучаем,

А работаем, читаем.

– Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?

– Желаю вам удачи, успехов и хорошего дня.

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Посмотрите на доску. Какие буквы спрятались в узоре? Покажите и назовите их, все следят глазами за указкой. (г, п, т, ш, ж)

2.Соединить поочерёдно точки с гласными буквами.

– Какие звуки мы называем гласными?

– Взяли в руки простой карандаш, поставили на двойной треугольник и начинаем соединять. Закончить надо то же на двойном треугольнике.

– Кто у нас получился?

– Ребята сегодня к нам на урок придёт гость. Догадайтесь, кто это?

Явился в жёлтой шубке, прощайте, две скорлупки.

Появляется цыплёнок. ( Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом- правое крыло, затем -левое.)

-Это цыплёнок ЦЫП. Он пришёл к нам в гости и принёс подарок . Посмотрите что же это за подарок?. ( Цветок).

III. Определение темы урока. Мотивация учебной деятельности.

-Ребятки, а что общего есть в этих словах: цыплёнок, Цып, цветок. ( Они начинаются с одного звука.)

– С какого звука? Давайте произнесём этот звук.

– Кто догадался, о чём мы будем говорить на нашем уроке?

– Тема нашего урока « Звук [ц] и буква Ц».

IV. Первичное усвоение новых знаний.

1. Составление схемы слова. Знакомство со звуком [ц].

– А кто сможет составить схему слова «цветок»?

1 ученик на доске, а остальные на партах делают схему слова «цветок».

Ученик объясняет: 2 слога (цви –ток), 1 слог – цви , начинается со звука [ц] – этот звук согласный ,т.к. его нельзя спеть, он твёрдый, т.к. его ничто не смягчает, ви –слияние мягкое , звук [ в] смягчает звук [и]; 2-слог ток, начинается со слияния то – это твёрдое слияние; т.к. звук [т] звук [о] не смягчает, звук [к] твёрдый согласный звук. Ударение падает на второй слог.

– Назовите 1 звук в слове «цветок». Давайте послушаем этот звук и дадим ему характеристику. ( Согласный, твёрдый, глухой).

-Придумайте слова где бы звук [ц] был мягким.

– Звук [ц] всегда твёрдый звук, мягким он не бывает.

-Какие ещё звуки всегда твёрдые? (Ж, Ш)

-Найти на иллюстрации предметы, в названиях которых встречается звук [ц]

2 . Знакомство с буквами Ц,ц.

– Звук [ц ] обозначается буквой «цэ».

Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы Ц.

Есть слова, где Ц – в начале,

Есть слова, где Ц – в конце.

– На что похожа буква «цэ»?

Подготовленные ученики читают стихотворения Е. Тарлапак и А. Шибаева.

Буква Ц –
Внизу крючок,
Точно с краником бачок. ( Слайд №2)

Вот какая буква Ц –
С коготками на конце.
Коготок-царапка –
Как кошачья лапка. (Слайд №3).

– Посмотрите на запись алфавита. Между какими буквами находится ц? ( Между буквами х и ч.)

Конструирование буквы из цветной проволоки.

– Соорудите из проволоки букву Ц. Посмотрите, какая получилась буква у вашего соседа.

Шёл цыплёнок по дорожке,
Прыгал он на правой ножке

А ещё кружился смело,
Лапками махал умело.
Он спешил к себе домой,
К милой мамочке родной .

V. Первичная проверка понимания.

– Цыплёнок принёс нам в подарок цветок. Цветок непростой, а цветок – задавалочка.

На каждом лепестке есть задание.

– Отрываем лепестки по порядку, читаем и выполняем задание.

1. Прочитайте слоги и слова с буквой «ц». (Слоги и слова на доске).

ца, цо, цу, цы, це, ци

  1. Найди лишний предмет и лишнее слово. (работа для класса).

Найти на карточках слова, в которых есть звук [ц] , определить его место в слове, дать характеристику звука. (задание для 2 групп). Выиграет та группа, которая более точно справится с заданием.

Для класс изображения : курица, синица, цыплёнок, цапля, воробей, заяц (Слайд №4) , если ребёнок правильно указал предмет или слово , на экране выскакивает « Молодец!»

1группа- предметы в мешочке: кольцо, ящерица, цепь, перец, мяч, гусь, часы.

2группа – предметы в мешочке: птица: , пуговица, ножницы, яйцо, лось, слон, собака.

  1. Прослушать сказку. Найти слова со звуком [ц].

Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же наконец остальные цыплята вылупятся.
– Мама, ты неправильно сидишь! Видишь – никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
– Ну, ты посиди, – говорит Цып, – а я пойду прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:
– Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.
Сказал и пошел дальше. Смотрит – гусеница ползет.
– Эй, гусеница, ты неправильно ползешь.
– А как же надо? – удивилась гусеница.
– Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет.
Сказал и пошел дальше. Смотрит – цапля лягушек ловит.
– Эй, цапля, ты же неправильно ловишь. Смотри, как надо! И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо – цапля его вытащила.
– Чтобы учить, – говорит цапля, – надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып.

Шёл цыплёнок по дорожке,
Прыгал он на правой ножке

А ещё кружился смело,
Лапками махал умело.
Он спешил к себе домой,
К милой мамочке родной .

VII. Закрепление изученного.

(Читают хорошо читающие ребята).

4. Прочитайте сказку.

Сказка про цыпленка

Жил-был на свете цыпленок. Маленький, желтенький, пушистый. Очень любил гулять цыпленок во дворе. Ходил по траве, рассматривал жучков, радовался красивым цветам.

Однажды рано утром цыпленок проснулся от шума. Он испугался, потихоньку подошел к двери и увидел на улице лужицу. И услышал звуки: кап-кап. Ему стало интересно, как разговаривают капли.

Тут выглянуло солнышко, на небе появилась радуга, цыпленок подошел к луже и увидел маленькое солнышко, а потом увидел свое отражение.

Что бы ни делал цыпленок, он всегда подходил к своей луже. Так он не заметил, как наступил вечер. Подошёл цыпленок к луже вечером, но вместо маленького солнышка, он увидел маленькую звездочку.

Так и дружил цыпленок днем с солнышком, вечером со звездочкой.

А потом он вырос. Превратился в красивого пестрого петушка.

Своим голосистым ку-ка-ре-ку он утром здоровался с солнышком, а вечером прощался со звездочкой.

– Понравилась ли вам сказка? Что произошло с цыплёнком? Кто был друзьями цыплёнка?

5. Работа по учебнику . Приглашаю всех в цирк. ( Звучит песня про «Цирк»)

– Откройте учебник на стр. 50.

– Что вы видите на иллюстрации?

– Возьмите карандаш. Прочитайте текст о цирке. Подчеркните букву Ц в тех словах, где она есть.

-Сколько раз встретилась буква Ц в тексте? ( 4 раза: кольцо, мотоциклах, танцуют, цирк.)

Дети читают предложения, называя слова с буквой Ц. Повторное чтение текста.

Резерв . Чтение стихотворения про цирк. С. Маршака. Стр.52.

V||. Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Прочитайте пословицу на стр.50.

– Объясните, как вы их понимаете?

– Чем вы занимались на уроке?

-Что вам понравилось на уроке?

-Как вы работали на уроке?

-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы на уроке всем было интересно и уютно?

-А нам с цыплёнком очень понравилось, как вы работали. ?

– Прочитайте запись на доске!

На доске : Молодцы!

Вспомните, что вы видели в цирке. Принесите фотографии, если они есть, и расскажите о своей поездке в цирк.

Открытое логопедическое занятие “Звук [ц], буква Ц”

Разделы: Логопедия

Цель:

  • закреплять правильное произношение звука Ц (ТС);
  • учить слышать и выделять звук (в начале, середине, в конце слова);
  • познакомить с понятием “согласный глухой, всегда твердый звук”;
  • познакомить с буквой Ц;
  • учить читать открытые, закрытые слоги со звуком Ц;
  • закреплять навык звуко- буквенного анализа слогов;
  • закреплять правильное согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ с именами существительными;
  • закреплять правильное употребление имен существительных в Р.п., ед. и мн. числе;
  • обогащать предметный словарь со звуком Ц;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать пространственную ориентацию на плоскости;
  • развивать память, внимание, мышление.
  • Оборудование: – игрушка -цапля, картинки на звук Ц, начало слова – цапля, царь, цифра, цикада, цепь, цыпленок, цветы; середина слова -овца, овцы, кольцо, кольца, огурцы, крыльцо, курица, гусеница, птица, синица, яйцо, лицо; конец слова – огурец, палец, кузнец, певец, младенец; картинки для игры “Детеныши заблудились” -львята -львица, тигрята – тигрица, медвежата – медведица и т. д. (см. игру);зеркала логопедические индивидуальные; картинка “улыбка-заборчик”; картинка Кузнечик; доска магнитная, маркер черный, синий, красный; карточка буква Ц; карточка- картинка “На что похожа буква Ц”- “Вот какая буква Ц: с коготочком на конце”; настенная Азбука; буквы- заготовки , для прописывания пальчиком, с тактильной поверхностью (бархатная бумага); кружки из картона красного, синего цвета; карточки “Найди окошко”, для определения места звука в слове; таблицы для чтения слогов; тетрадки (половинки обычной тонкой тетради в клетку); карандаши (простой, красный, синий); ватные шарики и камушки для каждого ребенка; мяч.

    Отгадывание загадок: – По горам, по долам ходит шуба да кафтан (Овца);- Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки (Цыпленок);- У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем (Пальцы);- Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (Ножницы); и еще загадка на усмотрение логопеда – Большой подсолнух в небе, Цветет он много лет, Цветет зимой и летом, А семечек все нет (Солнце); Какой звук мы слышали в отгадках – звук Ц.

    Фонетическая гимнастика “Прогулка в лесу”.

    Понятия – твердый согласный звук, мягкий согласный звук.

    Мы в лесу. В лесу прыгает Кузнечик -Ц – Ц – Ц:(картинка Кузнечик). Рассматривание артикуляции. Картинка “Улыбка – Заборчик”. Улыбка, зубки вместе заборчиком, язычок за зубками. Есть преграда, значит звук согласный. Логопед объясняет детям, что согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Например мяукает кошка – звук мь – мь -мь -мягкий. Дети держат в руках ватный шарик, сжимают и разжимают его. Делают вывод – он мягкий. Мягкий звук обозначается зеленым цветом. Дети подражают Кузнечику – ЦЦЦЦЦ. Логопед поясняет, а звук Ц всегда твердый согласный, как камушек. Дети в ладошках сжимают камушки и произносят звук Ц – твердый камушек, твердый звук. Мягким звук Ц не может быть -он всегда твердый согласный звук. Далее логопед поясняет детям, что звук Ц глухой звук. Дети закрывают ушки ладошками – звук не звенит в ушках – это звук глухой. Дети произносят звук Ц , подражая Кузнечику сначала все вместе, затем по одному.

    Игра “Назови картинку”.

    Дети называют картинки, выделяя звук Ц. В игре используются карточки “Найди окошко” для определения места звука Ц в слове. Слова: цапля, цепь, овца, кольцо, яйцо, огурец, палец, певец;

    Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их правильно назвать. Затем участники игры по очереди закрывают ладошкой любую картинку и говорят: – Мой огурец. Моя курица. Мое кольцо. Мои ножницы и т. д. Логопед следит за правильностью выполнения задания.

    Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их проверить в каждом ли слове спрятался звук Ц. Затем педагог просит глазками сфотографировать картинки, запомнить в каком порядке они разложены. А теперь дети закрывают глаза – логопед убирает одну картинку, спрашивая: -Чего нет? Повторяем три раза. Две картинки прячем два раза. Три картинки один раз.

    Игра “Поймай звук”.

    Логопед предлагает детям потренировать ушки. Как только услышите Кузнечика – ЦЦЦЦЦ:хлопните в ладоши, поймайте звук Ц. В игре можно дать слова и на звук С, таким образом подготавливая слух детей к дифференциации звуков Ц – С. Слова: цапля, цифра, царь, сова (не хлопаем, здесь нет звука Ц), синица, курица, львица, сапог, кольцо, крыльцо, яйцо, салат не хлопаем – это не Кузнечик, молодцы), солнце, ножницы, овцы, лиса, гусеница и т. д.

    Мы в лесу, стрекочит Кузнечик -ЦЦЦЦЦ.. Дети изображают кузнечиков, прыгают и бегают по кругу, стрекочат – ЦЦЦЦЦ:Далее дети проговаривают слова, выполняя при этом соответствующие движения.

    – Ох, ох, что за гром,
    (руки прижаты к щекам, наклоны головы в стороны);
    – Наш Кузнец строит дом.
    (руками изобразить над головой крышу);
    – Молоточек: тук – тук – тук:,
    (руками похлопать перед собой);
    – Помогать идет петух.
    (руки вниз за спину, шаги с высоким подниманием ног, согнутых в коленях);

    Игра с мячом “Один – много”.

    Логопед предлагает детям поиграть в мяч, изменяя при этом слова – один – много: кольцо – кольца, яйцо – яйца, лицо – лица, цапля – цапли, цепь – цепи, цифра – цифры, огурец -огурцы, певец -певцы, палец -пальцы, младенец – младенцы и т. д. Молодец – молодцы!

    Показ буквы – карточки Ц; – показ и нахождение буквы Ц на настенной Азбуке; -показ карточки “На что похожа буква Ц” -” Вот какая буква Ц, с коготочком на конце”;-где хвостик или коготок у буквы Ц – внизу справа; -поднимем правую руку и прописываем букву Ц в воздухе; – прописывание буквы Ц пальчиками на тактильных карточках;

    Понятие “согласный твердый” звук.

    Логопед рассказывает детям о том, что буква и звук – всегда друзья. А звук Ц мы уже хорошо знаем. Дети снова в зеркало рассматривают артикуляцию, произносят звук Ц. Широкая улыбка, зубки стоят красиво заборчиком, язычок за зубками. Логопед спрашивает детей о том, что есть ли здесь преграда, когда мы произносим звук Ц. – да, преграда есть, у нас закрыты зубы. Таким образом, звук Ц имеет преграду – зубы (дети это видят в зеркалах). Логопед напоминает детям, что звуки у которых есть при произнесении преграда называются – согласными звуками. А звук Ц к тому же еще и всегда твердый звук (дети в ладошках сжимают и разжимают камушки) и обозначается синим цветом. Логопед при этом показывает синий кружок или квадратик и рисует на магнитной доске под буквой Ц синий кружок. Звук Ц еще и глухой звук (дети произносят звук, стрекочат, как Кузнечики, ладошками закрывают ушки – звук не звенит). Таким образом, логопед еще раз полностью характеризует звук Ц: – звук согласный – есть преграда (зубы);

    • звук Ц всегда твердый звук (как камушек);
    • звук Ц глухой звук (в ушках не звенит);

    Работа в тетрадях.

    Дети печатают букву Ц в тетрадях (пять, семь букв), по образцу педагога. Дети в тетрадях под буквой Ц рисуют синий кружок, проговаривая при этом, что звук Ц имеет преграду – он согласный глухой, всегда твердый звук , обозначаем синим цветом.

    Чтение слоговых таблиц.

    Звуко – буквенный анализ.

    Работа выполняется детьми в тетрадях. Дети печатают слоги ЦА и АЦ (можно усложнить дать слово ОВЦА) простыми карандашами. А под слогами и словом рисуют схемы звуков красными и синими карандашами, обосновывая при этом – есть ли преграда в звуке или нет, согласный звук или гласный анализируется.

    Игры с мячом “А ну-ка, повтори”.

    Дети встают в круг, логопед бросает мяч ребенку и просит повторить чистоговорки:

    ца -ца -ца -стоит мальчик у крыльца;
    цо – цо -цо – светит солнце нам в лицо;
    цу -цу – цу – дали нам по огурцу;
    цы -цы -цы -мы помыли огурцы;
    ец – ец – ец – вот и съеден огурец, а наш мальчик молодец!

    Логопед просит детей повторить ряды слогов – сначала громко, затем тихо.

    Игра “Проговори пословицы и поговорки” (объяснить их смысл);

    – Заглянет солнце и к нам в оконце;

    – Кто за все берется, тому ничего не удается;

    – Конец – делу венец;

    – Молодец против овец, а против молодца сам овца;

    Игра “Детеныши заблудились”.

    Дети помогают детенышам животных найти свою маму. Работа по картинкам: львята – львица, тигрята – тигрица, медвежата – медведица, верблюжата – верблюдица, ослята – ослица, лисята – лисица, волчата – волчица, ягнята – овца, ящерки – ящерица.

    Логопед спрашивает детей: – С каким звуком мы сегодня играли? – Есть ли преграда у звука Ц? -Что мы можем рассказать о звуке Ц? (Звук Ц – звук согласный, глухой, всегда твердый ) -Как обозначаем согласные твердые звуки? -Какой буквой обозначается звук Ц? (Буквой Ц). – На что похожа буква Ц, как мы ее пишем? Молодцы дети. Наше занятие закончено.

    Конспект НОД знакомство с буквами “Звук [Ц ] и буква Ц”.
    план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

    Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.

    Программное содержание:

    Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова, в конце слова), дать понятие, что звук «Ц» согласный, развивать умение отличать гласные звкки от согласных, учить составлять предложения из трёх слов, называть первое, второе, третье слово.

    Развивающие задачи:

    Развивать умение отличать гласный звук от согласного, развивать фонематическое восприятие.

    Воспитательные задачи:

    Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Развивать инициативу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    nod_zvuk_i_bukva_ts.docx16.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    непрерывной образовательной деятельности

    по знакомству с буквами в старшей группе

    детского сада «Светлячок» п. Калашниково

    Воспитатель: Королёва Зинаида Андреевна

    Тема: Звук [Ц] и буква «Ц».

    Направление: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

    Тип НОД : интегрированное

    Цель : познакомит с новым звуком «Ц», его характеристикой .

    Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова, в конце слова), дать понятие, что звук «Ц» согласный, развивать умение отличать гласные звкки от согласных, учить составлять предложения из трёх слов, называть первое, второе, третье слово.

    Развивать умение отличать гласный звук от согласного, развивать фонематическое восприятие.

    Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Развивать инициативу.

    Раздаточное: карточки для индивидуальных заданий, счетные палочки.

    Демонстративное: картинки с изображением буквы Ц и изображения предметов и животных со звуком [Ц] .

    Ребята. Я хочу рассказать вам одну сказку.

    «В одном волшебном лесу живут звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (гласные звуки). Другие звуки при произношение встречают преграду. Какие это звуки? ( согласные звуки).»

    Сегодня мы познакомимся с новым звуком, послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?

    Цапля бродит по лугу:

    Цыц, лягушки, ни гу-гу.

    Цветёт у птенчика цветок_

    Цветёт на паре тонких ног.

    Цветок пушист и звонок…

    Цветок, ты кто? – Цыплёнок!

    Циркач умеет гарцевать,

    Зверей и птиц дрессировать,

    И на трапеции вертется,

    И на канате танцевать!

    – И вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в

    путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и

    буквой Ц. Нас ожидает много нового: интересные задания, и конечно, игры. А начнём наше путешествие с игры «Четвёртый лишний». Из четыре названных слов (картинки) выделить лишнее и объяснить почему.

    1 Свинья, собака, заяц , кошка.

    2 Груша, апельсин, яблоко, огурец.

    3 Щенок, козлёнок, телёнок, циплёнок.

    4 Полотенце , рубашка, платье, брюки. – Какой звук есть в словах, которые оказались лишними? (Ц).

    – Однажды в город пршла незнакомая буква. У неё был острый коготок. Когда буква шла по каменной дорожке, коготок звонко цокал: ц-ц-ц!

    Вот и имя у тебя есть, – встретили её жители города Букв, – Буква Ц.

    – Давайте произнесем звук Ц.

    Характеристика звука Ц – согласный , глухой, свистящий, твердый.

    Знакомство с буквой.

    – Звук Ц обозначается буквой Ц . (показать изображение буквы Ц).

    А теперь давайте поиграем в игру «Назови ласково» ( с мячом).

    Д/и «Составь предложение».

    А теперь вам нужно придумать предложение по картинке из трёх слов.

    На первой картинке – птенец сидит в гнезде.

    На второй – курица гуляет с цыплятами.

    На третьей – бабочка сидит на цветке.

    Дети придумывают предложения и называют первое, второе и третье слово в предложении.

    Д/и «Определи место положения звука Ц в слове». (цветок, огурец, цапля, скворец, курица, умница, цирк, циплёнок).

    Д/ «Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ц». (сова, хомяк, цапля, кот, курица, еденица, ракета, яйцо).

    В следующем задании вам нужно выбрать из картинок в карточке слова, в которых есть звук Ц и обвести эту картинку карандашом. (каждый ребёнок выполняет задание на карточке).

    -Давайте проверим, какие картинки вы обвели. (дети называют картинки, которые они обвели).

    Давайте еще раз посмотрим на изображение буквы Ц и что бы лучше запомнить её, выложим букву Ц из палочек. (дети выкладывают букву из палочек)

    А теперь давайте попробуем напечатать букву Ц в тетрадях. (воспитатель показывает, как печатается буква, дети обводят по точкам, затем пробуют самостоятельно).

    Ребята, скажите вам понравилось сегодня на занятие? Что понравилось больше всего? А может что – то вам показалось сложным? Запомнили букву «Ц»?

    У меня есть для вас вот такая буква Ц, которая хочет, чтобы вы её сделали красивой. (раскраска).

    Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»

    Анна Смирнова
    Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»

    -продолжать учить детей отгадывать загадки.

    – познакомить с согласным, твёрдым звуком [Ц].

    – закрепить навык произношения звука [ц];

    – умение слышать в звуках, в слогах и в словах, выделять и называть звук;

    – упражнять в определении места звука в слове,

    – познакомить с буквой «Ц»;

    – закреплять у детей навык образования существительных с уменьшительно –ласкательным значением при помощи суффиксов –ец-, иц-, -ц-.

    – совершенствовать навык чтения.

    – Воспитывать умение самостоятельно выполнять учебную задачу.

    – развивать логическое мышление, память, внимание.

    Оборудование: картинки со звуком в начале, середине и конце слова, буквы Ц, шарики со слогами, тетради, карандаши, раскраски с буквами.

    Организационный момент. «Назови слово на заданную букву».

    (показываю букву, а дети по очереди называют слово на заданную букву).

    – А вы любите загадки? Сейчас я вам их загадаю, а вы попытайтесь их отгадать и попробуйте догадаться с каким звуком мы сегодня с вами познакомимся.

    На окнах зеленеют,

    Круглый год цветут.»(Цветы)

    «Явился в жёлтой шубке,

    Прощайте две скорлупки.» (Цыплёнок)

    На одной ноге стоит,

    В воду пристально глядит.

    Тычет клювом наугад. –

    Ищет в речке лягушат. (цапля)

    – Вы догадались о каком звуке сегодня на занятии будет идти речь?

    – Правильно, мы сегодня будем изучать звук Ц.

    Ц – это имя звука. А каждое имя надо произносить чётко и правильно. Скажите, а что участвует в произношении звука (губы, язык, зубы)

    – Произнесите звук Ц. (Губы улыбаются, зубы видны и язык за верхними зубами).

    Звук Ц гласный или согласный? (согласный) Почему? (он не поётся и во рту появляется преграда зубы и язык).

    – Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук Ц. Наше горлышко спит или работает? (Горлышко спит).

    – Если горлышко спит, значит звук Ц какой? (Звук [Ц] глухой).

    – А ещё я вам открою секрет, что это т звук всегда твёрдый.

    – Итак, звук Ц согласный, твёрдый, глухой.

    Игра «Внимательные ушки».

    – Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ц], слог со звуком [Ц], слово со звуком [Ц].

    А, Д, Ц, И, Ц, К, Р, Ц.

    Теперь в слогах:

    На, Цу, До, Зи, Ац, Цы

    Цапля, аист, ведро, яйцо, цыплёнок, роза, цветок, буквы, цифры.

    Определение места звука в слове.

    Звуков много мы узнали,

    Добрались до звука Ц.

    Есть слова, где Ц – в начале,

    В середине и в конце.

    – в начале слова: цапля, цветок, цыплёнок.

    – в середине: пуговица, курица, кольцо.

    – в конце: заяц, огурец, колодец.

    Физ. минутка «Цапля»

    Очень трудно так стоять:

    Ножку на пол не спускать,

    И не падать, не качаться,

    За соседа не держаться.

    Знакомство с буквой Ц.

    – У каждого звука есть буква. У звука Ц, какая буква?

    – Ребята, а на что похожа буква Ц? (показываю букву)

    Вот такая буква Ц:

    С коготочком на конце.

    Как кошачья лапка.

    Написание буквы Ц в воздухе.

    – Сейчас приготовьте указательные пальцы. Мы напишем букву Ц в воздухе.

    – А теперь напишите букву Ц на столе.

    Работа в тетрадях. Задания на закрепление буквы Ц.

    – Напишите букву Ц по точкам в слоговом шарике, а затем самостоятельно в шариках перед гласными. (один ребёнок выполняет это задание у доски и все вместе читают слоги в шариках, затем индивидуально)

    – Работа в тетради. Буквы рассыпались, но надо каждую букву написать в свой квадрат и прочитать слова, а помогут выполнить это задание картинки вверху. (один ребёнок выполняет это задание у доски и вместе проверяют).

    Игра с мячом «Скажи ласково»

    – Найди букву Ц среди других букв и закрась. (задание на отдельных листках)

    – С каким звуком и буквой сегодня познакомились?

    – Какой это звук?

    – Как считаете, вы сегодня все справились? А кому было сложно?

    Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

    Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Д Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

    Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ф Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

    Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [И] и буква И» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве И. Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком И, рабочие тетради Елена Астафьева:.

    Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве О Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком О, рабочие тетради Елена Астафьева:.

    Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [П] и буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве П Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

    Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Т] и буква Т» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Т Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

    Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У» Цель: познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные) Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком.

    Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Н] и буква «Н» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Н Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

    Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ж] и буква Ж» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ж Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

    Звук и буква Ц – конспект

    • Лента комментариев

    Отгадайте загадки:

    Колосится в поле рожь. Там, во ржи, цветок найдешь.
    Ярко-синий и пушистый, только жаль, что не душистый….

    Стоит в саду кудряшка — белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое?…

    Белые горошки на зелёной ножке….

    Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок — остался стебелек….

    Синенький звонок висит, никогда он не звенит….

    Это василёк, ромашка, ландыш, одуванчик и колокольчик.

    Какие ещё вы знаете цветы?…

    А вы знаете, что…

    Древние египтяне первые начали выращивать цветы. И было это более 4000 лет назад.

    Некоторые цветы можно кушать. Из одуванчиков, хризантем делают салаты. Цикорий заменяет кофе. Из корня лотоса варят суп и делают муку.

    Гладиолус в переводе с римского обозначает «меч» из-за сходство цветка с оружием гладиаторов.

    Тюльпан – один из самых быстрорастущих видов растений. За сутки он может подрасти в среднем на 2 см.

    Страна тюльпанов — Голландия. Тысячи видов цветов растут на полях этого государства. Хотя, было время, когда в Голландии тюльпанов не было. Они были завезены из Турции в XVI веке. В те времена тюльпаны стоили баснословных денег. Одна луковица тюльпана стоила дороже, чем драгоценные камни и металлы: около 2 тысяч долларов.

    В XIII веке во Франции дамы носили венки из роз, которые назывались «шапель». Видимо, от этих венков и произошло французское слово «шапо», что в переводе значит «шляпа».

    Хризантемы – императорские цветы в Японии. В стране даже существует орден Хризантемы и праздник в честь этого цветка.

    Большинство любимых цветов японцев – без запаха, потому что в Японии принято любоваться красотой растений, а не ли вдыхать его аромат.

    Плавучая ряска волффиа аррхиза – самое маленькое цветущее растение во всем мире. Размер ее крохотных листиков едва достигает одного миллиметра.

    Многие красивые цветы – отличные лекари. К примеру, дельфиниум когда-то часто использовали при переломах в качестве примочек.

    На склонах гор Южной Америки растет цветок, который зацветает лишь в 150 лет. После этого он погибает.

    Цветы невероятно красивы, но что мы всё о цветах, да о цветах. Ведь у нас сегодня новый звук! Догадались какой? Это первый звук в слове цветы… Верно, это звук [ц].

    1. Лови звук . Хлопните в ладоши, если услышите звук [ц]

    Это важно! Звук [ц] обозначает звук всегда твердый глухой. Звук [ц] не имеет мягкой и звонкой пары это, непарный звук.

    3. Повтори цепочки слогов со звуком [ц]
    ац — оц — иц цо — ца — ци ец — уц — оц цо — ца — цу иц — ыц — ац цу — цо — це ца — це — цу цу — цы — цо — це — цу — ы цы — цу — ца

    4. Повтори слова ( сначала повторяйте за взрослым, затем самостоятельно).

    Отец, боец, борец, конец, певец, рубец, глупец, дворец, удалец, огурец, пловец, беглец, кузнец, леденец, молодец, продавец.

    Заяц, палец, ранец, танец, колодец, мизинец, братец.

    Цапля, овца, кузница, луковица, курица, мельница, пуговица, куница, рукавица, водица, певица, теплица, граница, больница, горчица, умница, кузница, царапина.

    Цыпленок, улицы, пальцы, цыганка, ножницы, пловцы, рукавицы, лекция, милиция, акация, циркуль, птицы.

    Цветы, цепь, цифры, блюдце, полотенце, мотоцикл.

    5. Замени в слове первую букву на звук [ц]
    Какое слово у тебя получилось?

    6. Повтори словосочетания

    бойцы на границе, огурцы и луковицы, целая цепочка,больница на улице, полотенце в горнице, целебные цветы, в колодце водица, птенец в яйце, ценное кольцо, кольцо с цирконием,
    разноцветные цветы, цепкие пальцы, конец улицы, цветок цикламена,
    цирковая медведица, кузнец в кузнице, цветы под оконцем

    7. Чистоговорки

    Ца-ца-ца — вот идет овца.
    Цо, цо, цо, — на руке кольцо.
    Цо, цо, цо, — на руке кольцо.
    Цу-цу-цу — не боюсь овцу.
    Цы-цы-цы — поспели огурцы.
    Цы, цы, цы, — поспели огурцы.
    Ец-ец-ец — мы ели огурец

    8. И г р а «Волшебная цепочка»

    Подберите слова, в которых есть буква «Ц» так, чтобы конечная буква предыдущего слова была начальной буквой последующего.

    Ответ: цветок – красавец – цвет – танцор – рубец – царство – огурец – царевич – частица.

    9. И г р а «Вспомните сказки»

    Назовите как можно больше слов из сказок с буквой «ц».

    О т в е т: царство, цветочек аленький, царь, царевич, царевна Несмеяна, царевна-лягушка, царевна-лебедь, златая цепь, зеркальце, Жар-птица, падчерица.

    10. И г р а «Слоговой аукцион»

    Подберите слова, оканчивающиеся на —ца (курица, куница, единица, луковица, синица, овца); на —цо (кольцо, яйцо, крыльцо); на —цы (ножницы, концы, птенцы, огурцы).

    11. И г р а «Доскажи словечко»

    Рвать цветы легко и просто

    Детям маленького роста,

    Но тому, кто так высок,

    Не легко сорвать… (цветок)

    Длинным клювом тонким

    Капнет с клюва капля.

    Кто же это. (Цапля)

    12. «Один — много»

    Курица — курицы, мельница — …, больница — …, рукавица — …, пуговица — …, луковица — …, граница — …

    13. «Большой — маленький»

    Дерево — деревце, блюдо — …, болото — …, зеркало — …, тело — …, масло — …, дело — …, мыло — …

    14. «Назови женскую профессию»

    Учитель — учительница, воспитатель — …, писатель — …, художник — …, охотник — …, укротитель — …

    15. «Во что положим?»

    Вафли положим в вафельницу, хлеб — …, конфеты — …, пепел — …, мыло — …

    16. «Назови, кто это»

    В пехоте служит пехотинец, ходит по канату…, подковывает лошадей…, продает…, поет…, плавает…, борется…

    А вот и буква Ц ! Она думает, что она ц арица…

    1. Раскрась обе буквы синим цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй по образцу. Найди и раскрась букву Ц с правой стороны рисунка.

    2 . Соедини с буквой Ц только те предметы, названия которых начинаются со звука [ц] .

    3. Соедини все точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Ц с правой стороны рисунка.

    6. И г р а «Лесенка»

    7. Кроссворды

    Слова, содержащие букву Ц .

    1. Что обогревает Землю?

    2. Животное с ценным мехом.

    3. Твердый покров черепахи.

    4. Ценная бумага (документ).

    5. Как называется ряд ступенек?

    О т в е т ы : Солнце, песец, панцирь, акция, лестница.

    8.

    Вот какая буква Ц :
    С коготочком на конце.
    Коготок-царапка,
    Как кошачья лапка.

    Возьми жёлтый карандаш и закрась все участки рисунка с буквой Ц .

    Читайте также:  Космическое приключение - конспект НОД
    Ссылка на основную публикацию