Годовой план организации коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда в старшей логопедической группе
1. Организационная работа
– Составление годового и перспективно – календарного планов.
– Разработать рабочую программу по коррекции речевых нарушений у детей с учетом целей, возраста детей и задач адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.
– Составление графика работы.
– Составление циклограммы деятельности.
– Оформление табеля учета посещаемости детей.
– Написание конспектов занятий.
– Оформление речевых карт.
– Составление индивидуальных маршрутов коррекционного обучения.
– Оформление тетради взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей старшей логопедической группы.
– Оформление тетради для занятий родителей с ребенком.
– Оформление журнала консультаций логопеда для родителей.
– Отчет о проделанной коррекционной работе за учебный год.
2. Диагностическая работа
-Диагностика речевых нарушений по методике Нищевой Н.В.
– Сбор медицинских и педагогических сведений о раннем развитии ребенка.
3. Коррекционно-развивающая работа
– Коррекционно – развивающие подгрупповые занятия.
– Подгрупповые занятия по формирование и совершенствование грамматического строя речи.
– Подгрупповые занятия по развитие ФФСЯ и навыков языкового анализа и синтеза.
– Подгрупповые занятия по развитие связной речи и речевого общения.
4. Взаимосвязь со специалистами ДОУ
– Анализ результатов обследования, частичный анализ результатов психолого-педагогического и логопедического воздействия.
– Консультации для воспитателей по результатам обследования речи детей.
– Рекомендации воспитателям по работе с «Папкой взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей».
– Беседа с воспитателями о необходимости контроля за правильным звукопроизношением детей в спонтанной речи, на занятиях и во время режимных моментов.
– Практикум: «Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звуков».
– Семинар «Профилактика дизграфия при коррекции ОНР и ФФНР у дошкольников»
– Консультации для воспитателей «Раннее обучение чтению детей с нарушениями речи: проблемы и трудности»
– Оценка качества коррекционно-педагогической деятельности
– Посещение открытых занятий воспитателей и специалистов
– Участие в праздниках, развлечениях, мероприятиях, проводимых в ДОУ
– Участие в заседаниях ПМПк
5. Работа с родителями
– Индивидуальные беседы на темы:
«Краткие советы родителям, по выполнению домашних рекомендаций»
«Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома»
«Учим детей произносить звуки, писать буквы»
«Мы учим детей рассказывать»
«Нужно ли спешить с обучением детей чтению»
«Фонематический слух – основа правильной речи»
«Профилактика дизграфии у дошкольников»
«Развиваем у детей умение классифицировать»
«А ваши дети произносят «Р»?»
– Семинар: «Учимся говорить правильно. Как автоматизировать поставленные звуки дома?»
– Практикум: «Звуко – буквенный анализ слов»
6. Повышение квалификации
-Принимать участие в работе городского и районного методического объединения логопедов.
– Самостоятельно работать со специальной литературой. Изучение новинок методической литературы, прогрмм.
– Работа по теме самообразования: «Профилактика дизграфия при коррекции ОНР и ФФНР у дошкольников»
– Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете. Работа над пополнением методической базы логопедического кабинета (изготовление наглядных и дидактических пособий).
– Написание дополнительной общеразвивающей логопедической программы «Маленькие актеры»
7. Работа по кабинету
– Изготовлений пособий: на развитие дыхания, по звукопроизношению, обновить дидактические игры, по мелкой моторике, для профилактике дизграфии.
– Систематизировать весь наглядный материал по разделам.
Циклограмма деятельности учителя-дефектолога
Лилия Дмитриева
Циклограмма деятельности учителя-дефектолога
Приказом по МБДОУ «д/с «Добрыня»
№ ___ от «___»___
Заведующая ___ Комарова Т. В.
Циклограмма деятельности учителя-дефектолога
Дмитриевой Лилии Сергеевны
День недели Время Вид работы
Понедельник (8.00 -12.00)
8.00-8.10 Артикуляционная гимнастика (Жар-Птица)
8.10-8.20 Артикуляционная гимнастика (Цветики)
8.20-8.30 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Алейников М)
8.30-8.45 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Касаковская А)
8.45-9.00 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Красноносов Е)
9.00-9.20 Коррекционно-образовательная деятельность -1 подгр. (Цветики)
9.20-9.30 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Аксенов А)
9.30-9.50 Коррекционно-образовательная деятельность -2 подгр. (Жар-птица)
9.50-10.00 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Егоров К.)
10.00-10.10 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Веденьков Л.)
10.10-10.20 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Бойло Е)
10.20-10.30 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Бызов Д)
10.30-10.45 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Булыгин М)
10.45-11.00 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Протасов Т)
11.00.-11.45 Организационная работа (подготовка к занятию)
11.45-12.00 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Аксенов И)
8.00-8.10 Артикуляционная гимнастика (Жар-Птица)
8.10-8.20 Артикуляционная гимнастика (Цветики)
8.20-8.30 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Красноносов Е)
8.30-8.45 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Касаковская А)
8.45-9.00 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Жаткина С)
9.00-9.20 Коррекционно-образовательная деятельность -1 подгр. (Журавушка)
9.20-9.30 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Кочкуркин И)
9.30-9.50 Коррекционно-образовательная деятельность -2 подгр. (Варенька)
9.50-10.00 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Сергиенко Т)
10.00-10.15 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Кузнецов Т)
10.15-10.30 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Лещенок А)
10.30-10.45 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Протасов Т)
10.45-12.00 Организационная работа (подготовка к занятию)
Среда (8.00-12.00)
8.00-8.10 Артикуляционная гимнастика (Жар-Птица)
8.10-8.20 Артикуляционная гимнастика (Цветики)
8.20-8.35 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Бойло Е)
8.35-8.40 Организационная работа (подготовка к занятию)
8.40-8.50 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Чичинин Р)
8.50-9.00 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Эрбес Д)
9.00-9.20 Коррекционно-образовательная деятельность -1 подгр. (Жар-птица)
9.20-9.30 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Аксенов А)
9.30-9.50 Коррекционно-образовательная деятельность -2 подгр. (Цветики)
9.50-10.00 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Аксенов И)
10.00-10.15 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Филиппов Д)
10.15-10.30 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Сергиенко Т)
10.30-10.45 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Булыгин М)
10.45-12.00 Организационная работа (подготовка к занятию)
Четверг (14.00-18.00)
14.00-15.00 Взаимодействие со специалистами
15.00-15.15 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Егоров К)
15.15-15.30 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Касаковская А)
15.30-15.45 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Веденьков Л.)
15.45-16.00 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Красноносов Е)
16.00-16.15 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Кузнецов Т)
16.15-16.30 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Жаткина С)
16.30-16.45 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Бызов Д)
16.45-17.00 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Кочкуркин И)
17.00-18.00 Консультации для родителей
Пятница (8.00-12.00)
8.00-8.15 Артикуляционная гимнастика (Жар-птица)
8.15-8.30 Артикуляционная гимнастика (Цветики)
8.30-8.45 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Касаковская А)
8.45-9.00 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Алейников М)
9.00-9.20 Коррекционно-образовательная деятельность -1 подгр. (Журавушка)
9.20-9.30 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Лещенок А)
9.30-9.50 Коррекционно-образовательная деятельность -2 подгр. (Варенька)
9.50-10.00 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Филиппов Д)
10.00-10.15 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Красноносов Е)
10.15-10.30 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Чичинин Р)
10.30-10.45 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Эрбес Д)
10.45-11.00 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Сергиенко Т)
11.00-11.10 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Протасов Т)
11.10-11.20 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Булыгин М)
11.20-12.00 Организационная работа (подготовка к занятию)
Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.
НОД учителя-дефектолога с детьми, имеющими нарушения интеллекта легкой степени «Фруктовая тарелка» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.
НОД учителя-дефектолога с детьми 3–4 лет «Чаепитие с куклой Катей» с использованием кинетического песка НОД учителя-дефектолога с детьми 3-4 лет «Чаепитие с куклой Катей» с использованием кинетического песка. Задачи: коррекционно–образовательные:.
НОД учителя-дефектолога с детьми 3–4 лет «Платочек для матрешки» с использованием кинетического песка Задачи: коррекционно–образовательные: • упражнять в счете до 5-ти, выстраивать ряд по убыванию, • закреплять умение действовать со сборно-разборной.
Циклограмма деятельности учителя-дефектолога
Дефектолог – это специалист, который занимается обучением, развитием, адаптацией и социализацией детей, имеющих недостатки развития, в условиях группы компенсирующей направленности и в рамках инклюзивного образования. Также дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в освоении основной программы обучения детского сада. Другими словами, дефектолог – это коррекционный педагог. И его основная задача – коррекция и компенсация существующих недостатков развития у ребёнка. Под коррекцией подразумевается исправление или ослабление недостатков психофизического развития. Компенсация – это возмещение существующего недостатка за счет развития других, аналогичных возможностей и навыков у ребёнка.
Работа дефектолога с ребёнком начинается с диагностики особенностей познавательного, речевого и социального развития, определения способности ребёнка к обучению и игре. На основании комплексного обследования, изучения данных медицинского исследования, заключения ПМПК и бесед с родителями выявляются причины и механизмы нарушений, степень их выраженности, определяется структура дефекта и выстраивается прогноз относительно дальнейшего развития ребёнка, определяются приоритетные направления коррекционно-педагогической деятельности. Только на основе тщательного количественно-качественного анализа результатов обследования педагогический коллектив выбирает методы работы и ее содержание.
Основным содержанием коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога является:
— развитие/коррекция познавательной мотивации деятельности, формирование способности к саморегуляции и эффективной самооценке собственной деятельности;
— преодоление недостатков компонентов познавательной и коммуникативной деятельности, развитие (коррекция) простых модально-специфических функций и высших психических процессов.
Задачи коррекционно-развивающего блока планируются с учетом специфики психического развития детей с ОВЗ, возраста детей и результатов диагностического изучения эмоционально – волевого и когнитивного развития воспитанников.
Коррекционная работа учителя-дефектолога с детьми ведётся в нескольких направлениях:
- • ознакомление с окружающим миром, в рамках которого у ребёнка формируется максимально полное восприятие окружающей его действительности. Такие занятия расширяют детский кругозор, учат быть внимательным и нести ответственность за свои действия;
- • формирование математических представлений. Дети учатся различать форму и величину предметов, их цвет, количество и другие характеристики. У детей формируются представления о времени и пространстве. Они сравнивают и классифицируют разнообразные предметы и события, устанавливая те или иные закономерности, причинно-следственные связи;
- • сенсомоторное развитие. Базовым элементом таких занятий являются различные игры, направленные на совершенствование мелкой моторики пальцев рук, общей моторики. Дети рисуют, лепят, конструируют, педагог использует разнообразные пособия, игры и упражнения для кистей и пальцев рук;
- • обучение игре. Часто дети с нарушениями в психическом развитии не владеют навыками игры, в том числе командной. На каждом занятии дефектолог организует разнообразные игры, объясняя детям их правила и принципы. Ведь игра в дошкольном возрасте это ведущий вид деятельности, источник гармоничного развития личности. Обучение игре способствует познанию детьми окружающего мира и мира человеческих отношений;
- • развитие речи посредством ознакомления с окружающим миром. В ходе этих занятий не только расширяется кругозор, но и активизируется словарный запас, формируется связная речь;
- • обучение грамоте. На этих занятиях дети учатся различать неречевые и речевые звуки на слух, определять последовательность звуков в слове, понимать разницу между звуком и буквой, приобретают умения, способствующие освоению навыков чтения и письма и профилактике дислексии и дисграфии.
В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные (как итоговые), которые проводятся согласно расписанию.
Подгрупповые занятия, на которых ребёнок получает знания общего характера, длятся от 15-20 до 25 минут в зависимости от возраста детей. Подгруппы (4-6 человек) формируются с учётом возрастных категорий и особенностей индивидуального развития детей. Более пристальное внимание коррекции, развитию и совершенствованию психических функций, умений и навыков, актуальных для конкретного ребёнка, дефектолог уделяет в процессе индивидуальных занятий. Здесь же закрепляются знания, полученные в ходе группового обучения, стимулируется познавательная активность, отрабатывается пропущенный материал.
Не менее важная часть работы учителя-дефектолога – консультирование родителей(законных представителей) ребёнка. В рамках информационной и педагогической помощи специалист знакомит родителей с особенностями системы коррекционно-педагогической деятельности, раскрывает необходимость уточнения, развития и закрепления достижений и навыков в домашних условиях, обучает конкретным приёмам работы с детьми, представляет сравнительные результаты диагностического обследования и динамического наблюдения за развитием ребёнка, координирует совместные действия педагогов и семьи.
Дорогие родители! Помните, что без вашего активного участия и поддержки занятия дефектолога и других специалистов с вашим ребёнком будут недостаточно эффективны. Помочь ребёнку достичь определённых успехов в развитии, обучении и, главное, в жизни мы можем только вместе. И это – ежедневный кропотливый труд. Терпения и удачи вам! А благодарностью за ваш труд, заботу и любовь будет счастливая улыбка вашего ребёнка!
На этой страничке мы предлагаем вашему вниманию статьи и консультации, которые помогут родителям и педагогам найти ответы на интересующие вопросы, сделать жизнь детей интересной и познавательной.
Родителям:
Педагогам:
«Развитие пространственного гнозиса у дошкольников с ЗПР» консультация для педагогов.
МДОУ детский сад компенсирующего вида№11
354065, город Сочи Центральный район , ул. Гагарина дом 17
Учитель-дефектолог
Кто же такой дефектолог и чем он может помочь ребенку с ЗПР?
В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии.
Какие же функции выполняет дефектолог в детском саду?
Во-первых, дефектолог в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально скорректировать выявленные недостатки развития.
Во-вторых, дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.
В-третьих, работа дефектолога направлена на формирование и развитие игровой деятельности детей, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.
Таким образом, целью коррекционно-педагогической работы дефектолога с ребенком с ЗПР в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического основы для полноценного развития его личности.
Учителю-дефектологу важно сформировать познавательные процессы, являющиеся основой для развития мышления: память, внимание, различные виды восприятия, зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, познавательную и творческую активность ребенка. Кроме того, в работе создаются условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в массовой школе.
Учитель-дефектолог работает в тесном контакте с врачами, воспитателями, психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию и родителями.
Учитель-дефектолог в группе проводит подгрупповые и индивидуальные занятия.
Подгрупповые занятия проводятся по следующим дисциплинам:
— ознакомление с окружающим миром (все возрастные категории);
— развитие элементарных математических представлений (все возрастные категории).
Ознакомление с окружающим миром
Основная задача занятий – расширение кругозора детей, уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности; дети знакомятся с основами безопасности жизни, экологических знаний. В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи, главным образом, обогащения словаря, уточнения значений слов. В структуру занятий включаются игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.
Развитие элементарных математических представлений
Математическое развитие является мощным инструментом:
— для сенсорного развития (ориентироваться в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);
— для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
— развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций);
— подготовки к школьному обучению.
На индивидуальных занятиях учитель-дефектолог:
— развивает основные виды памяти и внимания, восприятия и мышления, воображение;
— стимулирует развитие познавательной активности, формирование учебной мотивации ;
— совершенствует двигательные функции: общую и мелкую моторику, формирует элементарные графомоторные навыки;
— производит закрепление основных понятий, изученных на подгрупповых занятий, усвоенных ребенком не в достаточной степени;
— закрепляет основные понятия по ранее изученным темам.
Кроме занятий с ребенком дефектолог проводит консультирование родителей, во время которого родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка.
Однако, родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалистасовместно с родителями. Дефектолог может сделать очень много для ребенка, но он не сможет заменить ему родителей в повседневной жизни!
Циклограмма деятельности учителя-дефектолога на 2017-2018 учебный год
ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД.
период подгрупповой НОД
дети 1 подгруппы
подготовка ко 2-му периоду НОД
период подгрупповой НОД
дети 2 подгруппы
подготовка к индивидуальной работе с детьми.
совместно с детьми
индивидуальное занятие № 1 (с ребенком 4-5 лет).
1 ребенок: Лютиков Роман
индивидуальное занятие № 2
(со сходными проблемами)
индивидуальное занятие № 3
(со сходными проблемами)
индивидуальное занятие № 4
(со сходными проблемами)
индивидуальное занятие № 5
групп общеразвивающей направленности ДОУ
(по запросам педагогов и родителей)
сопровождение НОД «Тропинка в мир движения»
дети групп общеразвивающей направленности ДОУ
все дети группы
Сопровождение режимных моментов (переодевание после прогулки и НОД): обогащение словаря, развитие связной речи.
11.50 – 12.05 – Лютиков Рома,
12.05-12.15 – остальные дети.
индивидуальное занятие № 6
(со сходными проблемами)
сопровождение приема пищи
(формирование навыков еды, ориентировки в ситуации, обогащение представлений детей)
все дети группы
период подгрупповой НОД
дети 1 подгруппы
подготовка ко 2-му периоду НОД
период подгрупповой НОД
дети 2 подгруппы
подготовка к индивидуальной работе с детьми.
совместно с детьми
НОД с ребенком 4-5 лет (согласно УП)
индивидуальное занятие № 1
индивидуальное занятие № 2
индивидуальное занятие № 3
индивидуальное занятие № 4
индивидуальное занятие № 5
индивидуальное занятие № 6
(со сходными проблемами)
индивидуальное занятие № 7
Сопровождение режимных моментов (переодевание после прогулки): развитие математических навыков и моторной координации.
все дети группы
сопровождение приема пищи
(формирование навыков еды, ориентировки в ситуации, обогащение представлений детей)
все дети группы
сопровождение режимных моментов
(формирование понимания речевой инструкции,
навыков ориентировки в ситуации, подготовка к НОД)
все дети группы
все дети группы
период подгрупповой НОД
дети 1 подгруппы
период подгрупповой НОД
дети 2 подгруппы
подготовка к индивидуальной работе
совместно с ребенком
индивидуальное занятие № 1(с ребенком 4-5 лет).
1 ребенок: Лютиков Роман
сопровождение приема пищи
(формирование навыков еды, ориентировки в ситуации), подготовка к беговелоспорту.
все дети группы
17.30 – 18.00 18.00 – 18.30
Сопровождение занятий беговелоспортом
(совместно с тренером), индивидуальная коррекция навыков ориентировки в пространстве.
Дети, занимающиеся беговелоспортом
(по желанию родителей)
сопровождение игровой деятельности детей
(коррекция речевого общения друг с другом);
консультативно-методическая работа с родителями детей и педагогами ДОУ (по потребности)
все дети группы
период подгрупповой НОД
дети 1 подгруппы
подготовка ко 2-му периоду НОД
период подгрупповой НОД
дети 2 подгруппы
подготовка к индивидуальной работе с детьми.
совместно с детьми
НОД с ребенком 4-5 лет (согласно УП)
индивидуальное занятие № 1
индивидуальное занятие № 2
индивидуальное занятие № 3
индивидуальное занятие № 4
индивидуальное занятие № 5
индивидуальное занятие № 6
индивидуальное занятие № 7
игра по развитию психических процессов
все дети группы
сопровождение приема пищи
(уточнение понятий, формирование навыков еды)
все дети группы.
период подгрупповой НОД
дети 1 подгруппы
подготовка ко 2-му периоду НОД
период подгрупповой НОД
дети 2 подгруппы
подготовка к индивидуальной работе с детьми.
совместно с детьми
индивидуальное занятие № 1(с ребенком 4-5 лет).
1 ребенок: Лютиков Роман
индивидуальное занятие № 2
индивидуальное занятие № 3
(со сходными проблемами)
индивидуальное занятие № 4
индивидуальное занятие № 5
(со сходными проблемами)
индивидуальное занятие № 6
индивидуальное занятие № 7
индивидуальное занятие № 8
игра по развитию психических процессов
все дети группы
сопровождение приема пищи
(уточнение понятий, формирование навыков еды)
Циклограмма образовательной деятельности в старшей группе для детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 «Аистёнок»
Старооскольского городского округа
Циклограмма образовательной деятельности
в старшей группе компенсирующей направленности
Циклограмма педагогической деятельности воспитателей старшей группы компенсирующей направленности
для детей с задержкой психического развития
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
I ПОЛОВИНА ДНЯ
Двигательная деятельность – (утренняя гимнастика, пальчиковая гимнастика, игры малой подвижности)
2.Трудовая деятельность – (трудовые поручения, совместные действия с педагогом)
3.Речевое развитие – (речь с движением, звукоподражание)
4.Самостоятельная деятельность детей
Тематическая беседа
Игровая деятельность
Дидактические игры по сенсорному воспитанию
Формирование основ безопасностиПравила поведения на природе
Социализация Развитие игровой деятельности
Индивидуальная работапо социально-коммуникативному развитию: развитие свободного общения с взрослыми и детьми
Тематическая беседа
Игровая деятельность
Дидактические игры на развитие ручной моторики
Социально – коммуникативное развитие:
Игровая деятельность:
настольные игры по ПДД
Формирование основ безопасности: правила безопасности дорожного движения
Формирование представлений о здоровом образе жизни: воспитание культурно-гигиенических навыков
Индивидуальная работа по заданию учителя-дефектолога
Тематическая беседа
Игровая деятельность: игры сенсорного характера-развитие слухового восприятия и внимания
Социально – коммуникативное развитие:
формирование умения взаимодействовать со сверстниками
Формирование основ безопасности: формирование умения обращаться за помощью к взрослым
Индивидуальная работа по
Тематическая беседа
Игровая деятельность
Дидактические игры по развитию речи
Социально-коммуникативное развитие:формировать умение выражать своё отношение к окружающему
Социализация: общепринятые нормы и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми
Индивидуальная работапо заданию учителя – дефектолога
Тематическая беседа
Речь с движением, игры направленные на взаимодействие речи и движения
Социально – коммуникативное развитие: рассматривание тематических альбомов, наглядного материала
Игровая деятельность: на развитие тактильно – двигательного восприятия
Формирование основ безопасности. Правила поведения во время игр в разное время года
Индивидуальная работа по заданию учителя – дефектолога
1.Развитие речи и сенсорное развитие (восприятие слухового внимания)
2.Физическая культура
1.Изобразительная деятельность
(рисование)
2. Музыкальная деятельность
1.Познавательное развитие (ФЭМП) и сенсорное развитие ( учитель-дефектолог)
1.Изобразительная деятельность (лепка/ аппликация
2.Музыкальная деятельность
1.Изобразительная деятельность (рисование)
2.Физическая культура(на прогулке)
Познавательно – исследовательская деятельность (наблюдение в природе, дидактические игры)
Двигательная деятельность (подвижные игры, игровые упражнения, индивидуальная работа по развитию основных видов движений)
Трудовая деятельность (трудовые поручения, совместная деятельность)
Использование художественного слова ( загадки, пословицы, поговорки)
5. Самостоятельная деятельность детей
Наблюдение за объектами живой природы (растениями)
Подвижные игры на развитие физических качеств
Трудна участке
Наблюдение за транспортом/ Наблюдение за явлениями общественной жизни
Подвижные игры на совершенствование техники основных видов движений
Совместный труд взрослого и ребёнка
Наблюдение за объектами живой природы (животные, птицы)
Народные подвижные игры, хороводы
Труд формировать умение выполнять поручение взрослого
Наблюдение за объектами неживой природы
Речь сдвижением
Труд (уборка мусора)
Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Развитие интереса к спортивным играм и упражнениям (футбол и т.д.)
Труд (уборка дорожек)
РАБОТА ПЕРЕД СНОМ
Индивидуальная работа
Индивидуальная работа
По изобразительной деятельности (рисованию)
Индивидуальная работа
Индивидуальная работа
По изобразительной деятельности
Индивидуальная работа
Поведение в социуме
II ПОЛОВИНА ДНЯ
Двигательная деятельность (оздоровительная гимнастика после сна, закаливающие процедуры)
Игровая деятельность (дидактические игры, сюжетно –ролевые игры, строительные игры, настольно -печатные игры, игры малой подвижности)
3. Трудовая деятельность (трудовые поручения)
4.Чтение художественной литературы
5.Самостоятельная деятельность детей
Беседа по формированию представлений о работе МЧС
Беседа – ПДД
Беседапо формированию основ безопасности в быту
Беседа – Этикет
Речь с движением
Познавательное развитие
(предметное окружение и социальный мир)-учитель-дефектолог
Занятие с психологом
Познавательное развитие (мир природы)- учитель – дефектолог
Познавательное развитие (формирование мышления) и обучение игре – учитель – дефектолог
Индивидуальная работа по заданию учителя-дефектолога
Приобщение к чтению русских народных сказок
Социализация “Кто я, какой я”
Формирование основ безопасности собственной жизнидеятельности
Индивидуальная работа – развитие мелкой моторики
Формирование эмоционально-личностного контакта с взрослым
Формирование основ безопасности. Безопасность на дорогах
Индивидуальная работа -по заданию учителя -дефектолога
Театрализованная деятельность
Дидактические игры на формирование элементарных математических представлений
Труд приучать выполнять обязанности дежурных
Индивидуальная работа –
по музыкально-художественной деятельности
Приобщение к чтению сказок народов мира
Социализация – обогащение словаря детей вежливыми словами
Формирование основ безопасности. Бытовые предметы. Обращение с ними
Индивидуальная работа – по конструктивно –модельной деятельности
Социализация“Родная страна”
Формирование основ безопасности. Безопасность в природе
1.Познавательно – исследовательская деятельность (наблюдение в природе, дидактические игры)
2. Двигательная деятельность (подвижные игры, игровые упражнения, индивидуальная работа по развитию основных видов движений)
3. Самостоятельная деятельность детей
Рабочая программа учителя-дефектолога для детей с ОВЗ от 2.6 мес. до 4 лет на 2019-2020 уч.год
Государственное казенное учреждение Здравоохранения
Краевой Специализированный Дом ребенка №2
Рабочая программа учителя-дефектолога для детей
с ОВЗ от 2.6 мес. до 4 лет
Содержание: Стр.
Раздел 1. Целевой 3
1.1. Пояснительная записка: цели, задачи и направления работы по реализации образовательной программы 3
1.2 Основные принципы образовательной программы дошкольного образования 3
1.3 Возрастные особенности детей с ОВЗ 7
1.4 . Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры) 9
Раздел 2. Содержательный 11
2.1. Направления коррекционной работы учителя-дефектолога 11
2.1.1 Диагностическое направление. 11
2.1.2 Коррекционное направление 12
2.1.3 Участие в методической работе 14
2.1.4 Организационно-педагогические условия коррекционной работы 14
2.2. Виды и формы организации коррекционной работы учителя-дефектолога 17
2.3. Тематическое планирование учителя-дефектолога 19
2.4. Перспективное планирование учителя-дефектолога прилож
Раздел 3. Организационный 19
3.1. Режим дня в группе 19
3.2. Расписание ООД учителя-дефектолога 19
3.3. Программно – методическое обеспечение коррекционно-педагогического
Приложения: перспективный план
Раздел 1. Целевой
1.1 Пояснительная записка : (цели, задачи и направления работы по реализации образовательной программы)
Рабочая программа составлена на основе примерной образовательной программы «Дошкольного образования ГКУЗ «КСДР №2» от 03.09.2019, разработанной на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой 2015г. в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольногообразования»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”.
Программа спроектирована с учетом особенностей образовательного учреждения Содержание программы предусматривает обучение и воспитание детей с ОВЗ от 2.6 мес. – 4 лет в Доме ребенка, реализацию коррекционных задач в разнообразных специфических для детей видах деятельности
1.2 Основные принципы образовательной программы дошкольного образования
Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования программы, сформулированных на основе требований ФГОС дошкольного образования:
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
2. Построение образовательной деятельности с учетом индивидуализации дошкольного образования;
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5. Сотрудничество учреждения с семьей;
6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.
10. Учет интеграции образовательных областей;
11.Соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.
Среди подходов к формированию программы можно выделить:
– личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение;
– деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, физическая и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность;
– ценностный подход, предусматривающий организацию развития и воспитания на основе общечеловеческих ценностей (например, ценности здоровья, что в системе образования позволяет говорить о создании и реализации моделей сохранения и укрепления здоровья воспитанников), этические, нравственные ценности, предусматривающие реализацию проектов диалога культур, этических отношений и т.д.;
– компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач:
– решать проблемы в сфере деятельности (определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими воспитанниками;
– диалогический подход, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект- субъектных отношений;
– системный подход – как методологическое направление, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними.
– средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка. Под внешней средой понимается все социокультурное окружение дошкольника, образовательной организации, которое может быть охарактеризовано понятием жизнедеятельности сообщества на определенной территории. В качестве элементов социокультурной среды можно назвать учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры и т.д.); учреждения дополнительного образования, клубы по интересам, досуговые центры; средства массовой информации и коммуникации. Внутренняя (или образовательная) среда рассматривается как пространство, окружение, условия, в которых существует, функционирует и удовлетворяет свои образовательные потребности каждый дошкольник;
– проблемный подход позволяет сформировать видение Программы с позиций комплексного и модульного представления ее структуры как системы подпрограмм по образовательным областям и детским видам деятельности, организация которых будет способствовать достижению соответствующих для каждой области (направления развития ребенка) целевых ориентиров развития; – культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, позволяет выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровне определенных средств, ребенок становится субъектом культуры и ее творцом.
Цель: создать систему помощи детям с ОВЗ для успешного освоения образовательной программы на основе компенсации первичных и пропедевтики вторичных нарушений.
-выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ, обусловленные особенностями их физического и психического развития
-осуществить индивидуально-ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь
детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей
Основные направления работы по реализации адаптированной образовательной программы
1. социально-коммуникативное развитие;
2. познавательное развитие;
3. речевое развитие;
4. сенсорное развитие
5. изобразительное искусство
1. Социально-коммуникативное развитие
Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
2. Познавательное развитие
Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о
себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,
числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
об особенностях природы
3. Речевое развитие
Включает владение речью как средством общения и культуры;
воспитание плавности речи; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие
звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной
культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы; обогащение словаря ребенка названиями профессий (врач, шофер, воспитатель), растений, предметов питания, одежды, мебели, домашних животных и их детенышей, игрушек, частей и деталей предметов (рукава и воротник у рубашки, колеса и кузов у машины); обогащать словарь глаголами, побуждая детей соотносить словесное обозначение действий с собственными выразительными движениями и действиями игрушек; инициировать непроизвольную речь; побуждать ребенка активно использовать названия предметов и игрушек, стремясь к обладанию ими.
4. Сенсорное развитие
Предполагает развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Включает выделение предметов по цвету, форме и величине, как особый признак предмета; представление об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине; закрепление в речи представлений о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами; обследование предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов; последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий; умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
5. Изобразительное искусство
Направлено на эмоциональные реакции на яркие по цвету, приятные по фактуре предметы, игрушки, на цвета красок
Включает знакомство детей с разными видами изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация; обучение детей простейшим способам изображения, создание простейших композиций из мазков, пятен, штрихов, линий, форм; освоение приемам лепки, раскатывание комка глины в ладонях, видоизменение комка с помощью пальцев, соединение частей; приемы наклеивания готовых форм; ориентировку в пространстве («солнышко на небе», «домик стоит на земле, рядом растет елочка» и т. д.).
1.3 Возрастные особенности детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Психологические особенности детей с ОВЗ.
У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации. Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ
1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
2. Темп выполнения заданий очень низкий;
3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;
4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
5. Низкий уровень развития речи, мышления;
6. Трудности в понимании инструкций;
8. Нарушение координации движений;
9. Низкая самооценка;
10. Повышенная тревожность, многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
11. Высокий уровень психомышечного напряжения;
12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
1.4 Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)
– Ребёнок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности в игре,
общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
– Ребёнок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
– Проявляет умение слышать других и быть понятым другими, зрительно воспринимать
– Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает
условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
– Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
– Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, как с взрослым, так и со сверстниками, хорошо пересказывает небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке
– У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими
– Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность).
– Обладает начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире, в котором он живёт; имеет первичные представления о семье.
– Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные
представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо;
проявляет уважение к старшим и заботу о младших.