Лексические упражнения по обогащению словаря детей прилагательными

Методика обогащения словаря ребенка

Галина Пустовалова
Методика обогащения словаря ребенка

Слово – основная единица языка. Оно является как бы «представителем» одновременно всех компонентов языка:

• фонетики (состоит из звуков речи);

• лексики (обозначает какое-то явление действительности, то есть несет смысловую нагрузку);

• грамматики (существует в определенной грамматической форме).

В речи слово живет в определенном значении, в соответствующем грамматическом оформлении. Усваивать «просто слова» без фонетической оболочки невозможно. В детском саду изучение лексики родного языка ведется не в строго семасиологическом аспекте (не ставится цель ответить на вопрос: «Что означает это слово, а в аспекте ономасиологическом (цель – ответить на вопрос: «Как называется эта вещь?»).

Пополнение лексического запаса (обогащение словаря) каждого ребенка происходит в процессе ознакомления с окружающим. Слово входит в память не иначе, как одновременно с представлением о том предмете или действии, которое оно обозначает, или о том понятии, которому соответствует. Процесс усвоения слов родного языка происходит одновременно с «исследованием» предметов, соответствующих этим словам: ребенок трогает, осматривает предметы, ощупывает, поглаживает, прислушивается, как они звучат, пробует на вкус, нюхает. Предмет, на котором сосредоточено внимание, входит в сознание через пять чувств:

Это чувственное познание мира развивает эмоциональную сферу ребенка. После того как чувственное восприятие предмета с помощью слов закрепилось в памяти ребенка, слово, называющее его, возбуждает все те чувства, которые испытывались при контакте с предметом. К примеру, ребенок слышит слово «елка», в нем сразу оживают все пережитые ощущений от праздника, появляются воспоминания о радости, восторге.

После усвоения чувственной основы слов ребенок начинает понимать его обобщающие значения. По этой причине обогащение словаря детей дошкольного возраста должно организовываться в процессе знакомства с окружающим бытом, трудом людей, природой. Воспитатель и окружающие взрослые должны общаться только посредством связной речи, грамматически правильно оформленной. Ребенка интересуют слова в той же степени, что и сущность предметов, которые они называют. При ответе на вопрос во время свободного общения с ребенком обогащается его словарь.

Словарь детей обогащается в живом речевом общении со взрослыми, при узнавании предметов, наблюдаемых в действительности или представленных на картинках. Следовательно, работа проводится практическим методом имитации, приемами опоры на реальные объекты или картинку. Этот метод используется в любом возрасте.

Ребенок быстро и прочно запоминает слова, называющие предметы или явления, которые его заинтересовали. Но это происходит в том случае, если воспитатель соблюдает методические правила произнесения слов:

1. Говорит достаточно громко, чтобы ребенок расслышал слово;

2. Произносит четко, т. е. энергично и правильно артикулируя;

3. Соблюдает правила орфоэпии, избегая искусственного произношения, утрирующего тот или иной звуковой компонент слова;

4. Старается вставлять это слово в предложения так, чтобы показать, возможно, больше его грамматических форм.

Примерное количество слов, которые дети могут усвоить в течение недели: в группе третьего года жизни – 5 слов, четвертого года – 10 слов, пятого – 15 слов, шестого года – 20 слов, седьмого года – 30 слов.

Методы и приемы обогащения словаря детей

на специальных занятиях

Лексические упражнения (как и фонетические) редко проводятся на специальных занятиях, целиком посвященных этой теме; такие упражнения включаются в занятия по развитию связной речи и по ознакомлению с окружающим и с художественной литературой.

Специальные упражнения по лексике имеют своей целью конкретные лингвистические задачи:

• Развивать понимание обобщающего смысла слова;

• Развивать понимание отвлеченного смысла слова;

• Развивать понимание отношений «целое и его часть»;

• Развивать языковое чутье в области морфологии;

• Добиваться усвоения антонимов как средства осмысления значений слов;

• Развивать стилистическое чутье;

• Добиваться усвоения переносного значения слов и этических понятий (посредством знакомства с художественной литературой).

Чаще всего при проведении лексических упражнений используется прием дидактической игры.

Приведем пример некоторых видов упражнений, способствующих обогащению речи детей разных возрастов. Возраст указан тот, с которого данный прием работы становится доступным ребенку. Но если в этом есть потребность, работа обязательно должна быть продолжена (уже индивидуально) и на следующей возрастной ступени (например, при задержке речевого развития ребенка).

Упражнения, развивающие у детей от 2-х лет понимание обобщающего смысла слов:

• д/и «Найди похожие предметы» (игрушки);

• д/и «Найди по действию»;

• д/и «Переоденем кукол».

Упражнения для детей от 3-х лет, развивающие понимание отношения «целого и его части»:

• д/и «Склеим разбитую посуду» (ваза, чашка, чайник);

• д/и «Кукла Оля обедает»;

• упражнение «Назови части».

Упражнения для детей от 4-х лет, развивающие понимание смысла слов с родовым значением:

• д/и «Уточни слово»;

• упражнение «Дай общее название»;

«Дай три названия и больше».

Упражнения детям от 5-ти лет для развития языкового чутья в области морфологии:

• упражнение «Что добавлено к слову;

«Почему так назвали?».

Упражнения для детей от 6-ти лет для усвоения антонимов:

• д/и «В зоопарке» (усвоение антонимов большой – маленький, антонимов длинный – короткий);

• д/и «У кого какой хвост?»;

• д/и «У кого какие уши?».

Рекомендации по усвоению антонимов:

1. Антонимы низкий – высокий, узкий – широкий, мелкий – глубокий можно начать во время прогулки по улице, в парк.

2. Усвоение антонимов вниз (внизу) – вверх (вверху, вперед – назад, далеко – близко надо начать на прогулке, во время экскурсии в природу, при знакомстве с городским транспортом («Далеко (близко) идет автомобиль», «Кто бежит впереди, а кто сзади?», «Мяч летает вверх и вниз»).

3. Усвоение антонимов – однокоренных глаголов: входить – выходить, вбегать – выбегать, загибать – разгибать и т. д.

Упражнения для детей 6-7 лет для усвоения приставок, упражнения развивающие стилистическое чутье:

• д/и «У нас в гостях Незнайка»

• д/и «Мальвина учит Буратино вежливости»

• упражнение «Точные слова».

Кроме дидактических игр и упражнений используются словесные упражнения и игры. Игровая задача словесных упражнений заключается в быстром подборе точного слова – ответа ведущему. Эти упражнения и игры проводятся в старших группах. На первых занятиях выполнение упражнения протекает в медленном темпе, т. к. воспитателю часто приходится исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять.

В дальнейшем упражнение может стать игрой, в которой участники получают фишки за удачный ответ. Можно использовать мяч, а также некоторые другие игровые приемы.

В словесной игре очень важно правильно объяснять ее содержание (объяснение обычно включает 2-3 примера выполнения задания – ответа). Не менее важен подбор словаря для игры. Игровое задание предлагается сразу всем детям, затем выдерживается секундная пауза для обдумывания ответа.

Например, упражнение «Кто что делает?» (для активизации глаголов): повар варит, печет, жарит; врач – лечит, ставит градусник, осматривает и т. п. Более трудным является упражнение «Назови два предмета, один из которых выше (ниже, короче, уже) другого». Упражнения на подбор прилагательных (что бывает деревянным, красным, кислым, на подбор слов, обозначающих время («Когда это бывает?»).

Итак, обогащение словаря в детском саду осуществляется с помощью разнообразных средств воздействия на детей. Активизируется словарь и на других речевых занятиях – в беседе, в рассказе. Но на этих занятиях преобладают другие ведущие задачи – формировать связность и содержательность речи, которые решаются своими специфичными приемами.

Презентация «Поиск путей обогащения игровой деятельности — одно из условий формирования личности ребенка по ФГОС» «Вернитесь в своё детство,Побудьте с нами в нём,И лучшими друзьями мы взрослых назовём»Игра – что может быть интересней и значимей для ребёнка?.

Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря антонимов Игра с мячом «Скажи наоборот» Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов. Оборудование. Мяч. Содержание. Дети.

Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря глаголов Игра: «Исправь ошибку Незнайки» Цель : развивать умение детей самостоятельно подбирать подходящие по значению слова-действия (глаголы).

Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря однокоренных и родственных слов Игра «Волшебный паровозик» Цели: • расширение и обогащение словарного запаса по лексической теме «Посуда»; • развивать умение образовывать.

Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря прилагательных и признаков предмета Игра «Кто больше!» Цель: • обогащение словаря прилагательных и признаков предмета дошкольников; • активизация словаря детей Оборудование:.

Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря существительных Игра «Кто скорее соберет» Цели: 1. Закреплять в словаре детей обобщающие понятия: овощи, фрукты; 2. Учить детей группировать овощи и фрукты;.

Консультация для родителей «Обогащение словаря ребенка» Нам упорно внушают, что чтобы развивать ребенка надо обязательно проводить с ним «уроки» почти как в школе, относиться к этому серьезно,.

Консультация для родителей «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях» Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их.

Консультация для родителей «Обогащение словаря ребенка» в старшей группе Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно- печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их.

Традиции и обычаи абазинского народа, как источник сохранения и обогащения родного языка Ф. М. Биджева Заместитель заведующей по ВМР МКДОО «Амра а. Инжич-Чукун», Абазинский район. E- mail: fatima.bidzheva.60@mail.ru[/h4][/b].

«Придумай слово» (картотека на обогащение словарного запаса)

Татьяна Шерстнева
«Придумай слово» (картотека на обогащение словарного запаса)

На занятиях по формированию лексико – грамматических средств языка и связной речи проводится большая работа по активизации и совершенствованию словаря, понимания речи, формированию умения выделять части предмета. На основе уточнения пассивного речевого запаса организуется устная речевая практика. Мы не только обогащаем лексику, развиваем речь ребенка, но и формируем его мышление.

Предлагаю Вашему вниманию систематизированный материал (в виде картотеки) по обогащению словарного запаса у дошколя т.

Список использованной литературы:

1. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240с. ,ил.

2. Т. А. Ткаченко. Обогащаем словарный запас. РАбочая тетрадь. – Екатеринбург. ООО “Издательский дом Литур”, 2008. – 24с.

3. Моторина Н. Н. Формирование предметного словаря у детей с общим недоразвитием речи//Логопед. 2005.№2.

3-4 го да:

«Добавь сл ово» (цель: находить нужное по смыслу слово (глагол); кукла Гена.

Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришел Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, дети должны будут сейчас угадать.

Я умею постель (глагол подбирают дети) убирать.

Я умею пол… (подметать).

Я умею пыль… (вытирать).

Я умею посуду… (мыть, полоскать).

Я умею постель… (застилать).

Я умею цветы… (поливать).

Я умею стол… (накрывать).

Я помогаю тарелки (расставлять).

Я помогаю вилки… (раскладывать).

Я помогаю крошки… (сметать).

Я помогаю комнату… (убирать).

«Кто что дела ет?» (цель: образовывать формы глаголов третьего лица единственного и множественного числа); игрушки (кошка, собака, два ёжика).

Взрослый и дети рассматривают игрушки и описывают их внешний вид. Далее игра проходит в форме вопросов и ответов.

Как вы думаете, что делает кошка, когда мы её гладим? Мурлычет, радуется, выгибает спинку.

А что она делает, когда видит мышку? Тихо подкрадывается, бежит, ловит, прыгает.

Что делает кошка, когда видит мышку, не настоящую, а игрушечную? Бегает, играет, подпрыгивает, хватает, тащит, радуется.

Еще что умеет делать кошка?

Как много новых слов вы сказали про кошку! (Повторяет слова). Мяукать (мяу – мяу, лакать молоко, пить.

А что делает собака? Лает, кусается, бегает, ходит, сидит, спит, смотрит, ест.

Что делает собака, когда видит кошку? Хочет поймать, бежит за кошкой, лает, ловит.

А когда собаке дают кусочек мяса, то что она делает? Подпрыгивает, служит, ест, радуется.

А что умеют делать ежи? Они ходят, сворачиваются в клубочки, плавают, бегают.

А как ежи носят себе обед? Они накалывают всё на иголки.

А как они подают голос? Ежи фыркают (фыр – фыр)

«Кто больше увидит и собер ет» (цель: выделять и обозначать словом части предмета, его внешние признаки).

Сообщаем детям, что сегодня у них в гостях кукла Оля. Она любит, когда её хвалят, говорят про неё. Сейчас они должны будут сказать, какое у Оли платье, какие носочки, туфельки, волосы. Глаза. За каждый ответ Оля будет давать флажок. Флажки разноцветные Кто первый соберет флажки всех цветов, тот и победит. Сами начинаем игру словами: «У Оли светлые волосы». Получаем от куклы голубой флажок. Приглашаем детей продолжать.

При затруднении напоминаем, о чем еще можно сказать, например: «скажи про Олины глаза, носочки» и т. п. В ходе игры нужно следить, чтобы дети правильно согласовывали прилагательные с существительными в роде и числе.

«Как медвежонок катался на маш ине» (цель: выделить глагольный ряд, на основе которого построен сюжет).

Рассказываем и показываем:

– Решил медвежонок покататься на машине. Сел он и поехал. Ехал – ехал и вдруг слышит: с-с-с – колесо спустилось. Медвежонок остановился, вышел и стал накачивать колесо: с-с-с. Накачал и поехал дальше. После инсценировки просим назвать все, что делал медвежонок (решил покататься…сел…поехал…слышал…остановился…вышел…стал накачивать колесо…накачал…поехал).

4-5 л ет:

«Ты к то?» (употреблять в речи глаголы, называть признаки предметов)

К детям приходит говорящая кукла Таня, она читает стихотворение А. Барто:

У меня живет козленок…

– Про кого говорит Таня? Что она о нем рассказала? Что Таня делала? (говорила, рассказывала стихи). Что она сейчас делает? (сидит, стоит, машет рукой). Сначала Вы слышали Танин голос, она говорила, а теперь она… (молчит, замолчала).

– Как Вы думаете, что Таня умеет делать? А теперь расскажите ей, что Вы умеете делать? (рисовать, мыть посуду, играть, гулять и т. п.).

– У Тани был козленок, а у вас будут другие животные. Сейчас я вам раздам картинки, а вы превратитесь в животных, которые на них нарисованы. Дети рассматривают картинки. Взрослый спрашивает: «Ты кто?» (собачка, слоненок, тигренок, волчонок и т. п.). Какой ты тигренок? (пушистый, полосатый и т. д.). Что ты умеешь делать? 9играть, рычать и т. д.). Подобным образом опрашиваются все дети.

«Закончи предложение и подбери к нему картин ку» (цель: заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении).

Предметные картинки: мяч, рыба, кит, лягушка, тапочки, карандаш, елка, дом, газета, диван, кофта, пальто, косточка, яйцо.

Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает её, выбрав подходящую картинку среди предложенных:

Девочка рисует… ДОМ, ЕЛКУ, ЛЯГУШКУ.

Мама стирает…КОФТУ, ПАЛЬТО и т. д.

5- 7 л ет:

Играем с пальчика ми”

5 раз повтори начало каждого предложения и дополни его пятью разными словами. Считай получившиеся предложения, загибая пальцы на руке.

За домом росли (что)—

Мама купила в магазине (что)—

Петя нёс в портфеле (что)—

Катя нашла в лесу (кого? Что)—

Около дороги стоял (кто?что)—

Собака залаяла на (кого?что)—

Петя увидел в комнате (кого?что)—

Катя взяла со стола (что)—

Мама разогревала на столе (что)—

Миша поднял голову и увидел (кого?что)— Счетные флажки

Назови как можно больше предметов, сделанных из указанного материала. Если назовешь больше пяти слов, ты – победител ь!”

Шагайка – называйк а”

Подбери по пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова и одновременно делай шаги вперед.

Я знаю молочные продукты…

Я знаю комнатные растения…

Я знаю перелетных птиц…

Я знаю луговые цветы…

Читайте также:  Конспект НОД: Части тела - мои помощники

Я знаю лиственные деревья…

Я знаю умывальные принадлежности…

Я знаю головные уборы…

Я знаю явления природы…

Я знаю виды спорта…

Я знаю кондитерские изделия…

Я знаю опасные профессии…

Я знаю музыкальные инструменты…

Я знаю животных жарких стран… Ошибки Незнайки

Исправь ошибки Незнайк и”

Уборщица шьет головные уборы.

Плотник делает плоты.

Машинист чинит машины.

Водитель водит хороводы.

Секретарь хранит секреты.

Пожарный обжаривает продукты.

Часовой чинит часы.

Строитель учит ходить строем.

Садовник заведует детским садом.

Портной работает в порту.

Механик шьет изделия из меха.

Тепличница следит за теплом в домах.

Парикмахер – тот, кто делает парики.

Курьер – тот, кто ухаживает за курами.

Опреатор – то, кто делает операции.

Журналист продает журналы.

Переводчик переводит людей через улицы.

Пять дейст вий

Перечисли действия, которые можно совершать с указанным предметом. Если назовешь больше пяти слов, ты – победитель!

шоколад карандаш гвоздь

книга компьютер пульверизатор

простыня линейка миксер

кусок мяса вилка газовая плита

лимон краска шампур

огурец лак для волос бумажная салфетка

Законченное предложе ние

Пять раз повтори пару слов и каждый раз дополни её новым словом.

На полу валяется…

В цирке выступает…

К хозяину спешит…

В корзине лежит…

Вот так магази ны!

Перечисли товары, которые могут продаваться в магазинах с указанными названиями.

«Лакомка» «Всё для душа»

«Каблучок» «На старт!»

«Школьник» «Золотая рыбка»

«Три толстяка» «Мелодия»

«Верный друг» «Шкатулка»

Пуговки – помощни цы”

К каждому слову – действию подбери названия пяти предметов. Считай слова с помощью пуговок.

Три части

Назови по три части указанных предметов. Если назовешь пять частей, ты – победитель!

Я знаю 3 части машины…

Я знаю 3 части дома…

Я знаю 3 части вертолета…

Я знаю 3 части телевизора…

Я знаю 3 части компьютера…

Я знаю 3 части дивана…

Я знаю 3 части часов…

Я знаю 3 части стиральной машины…

Я знаю 3 части велосипеда…

Я знаю 3 части корабля…

Я знаю 3 части грузовика…

Главное действи е”

Перечисли другие действия, входящие в состав главного (пример: главное действие – выращивать овощи, другие действия в составе главного: сеять, накрывать, поливать, рыхлить, окучивать, полоть, прореживать, выкапывать, собирать).

Отдыхать на море…

Учиться в школе…

Гулять по парку…

Все работы хоро ши”

По предметам назови профессии. Если подберешь 5 слов, ты – победитель!

С билетами работают…

С весами работают…

В халате работают…

С карандашом работают…

На компьютере работают…

В шлеме работают…

На сцене работают…

С ножницами работают…

Цвет и отв ет”

Подбери названия трех предметов такого же цвета. Если подберешь 5 слов, ты – победитель!

Монета такого же цвета, как…

Больничный халат такого же цвета, как…

Помидор такого же цвета, как…

Елка такого же цвета, как…

Вишня такого же цвета, как…

Ствол дерева такого же цвета, как…

Цыпленок такого же цвета, как…

Облако такого же цвета, как…

Кирпич такого же цвета, как…

Мир живот ных

Назови как можно больше животных, у которых есть указанная часть тела.

Длинная шерсть есть у…

Перечисли как можно больше действий, которые происходят в указанном месте:

В кабинете врача…

На поверхно сти

Назови предметы, которые могут находиться на указанной поверхности.

На ковре можно увидеть…

На корабле можно увидеть…

На стене можно увидеть…

На столе можно увидеть…

На дороге можно увидеть…

На тарелке можно увидеть…

На море можно увидеть…

Каждый зна ет”

Пять раз повтори начало предложения, и каждый раз добавляй новое слово.

Каждый знает, что желтым бывает…

Каждый знает, что сильным бывает…

Каждый знает, что старым бывает…

Каждый знает, что жарким бывает…

Каждый знает, что белым бывает…

Каждый знает, что хрупким бывает…

Каждый знает, что умным бывает…

Каждый знает, что легким бывает…

Каждый знает, что новым бывает…

Каждый знает, что нужным бывает…

Каждый знает, что сладким бывает…

Каждый знает, что острым бывает…

Забавные превращени я”

Назови – в кого превратится обычный человек, если окажется:

На переходе улицы…

На собственных именинах…

От норы до г оры

Назови как можно больше животных (рыб, птиц, зверей, насекомых, живущих в указанных местах.

В квартире живут…

В подвале живут…

Перечисли слова – действия для каждого времен и”

8 Марта… Болезнь…

Зима День рождения…

Каникулы… Новогодний праздник…

Самые, самые

Вспомни сказки и назови подходящих героев.

Самый знаменитый долгожитель…

Самый добрый врач…

Самая уродливая царевна…

Самая аленькая девочка…

Самый высокий мужчина…

Самый некрасивый птенец…

Самый большой сладкоежка…

Самый длинноносый человечек…

Самая злая старуха…

Самый маленький мальчик…

Самая печальная царевна…

Самая холодная королева…

Самый длиннобородый человек…

Эти игровые упражнения очень нравятся детям, они с заинтересованностью реагируют на выполнение заданий в рифмованной форме, им интересен сам соревновательный момент.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Взаимодействие логопеда и воспитателей в процессе обучения дошкольников связной речи Основной задачей коррекционно-логопедической работы с детьми с ОРН является обучение их связной речи. Дети должны научиться грамотно и.

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря у детей старшего дошкольного возраста

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ

УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(обобщение опыта работы)

«Речь может быть такой же разной,

как мир, который она описывает».

Овладение родным языком в дошкольном возрасте рассматривается в современном дошкольном образовании, как фундаментальная база развития и воспитания человека в целом.

Развитие речи маленьких детей – проблема, которой издавна уделяли внимание мыслители и педагоги. ратовал за обучение детей на родном языке и провел реформу русского языка, раскрыл дидактические принципы, средства, методы, и приемы обучения родному языку. Достойными последователями их идей стали , , и другие исследователи, но проблема становления и развития речи остается актуальной и в настоящее время. Характерной особенностью современного периода является тенденция увеличения количества детей с общим недоразвитием речи. В исследованиях современных авторов (, , и др. ) существуют разные точки зрения на эту проблему, но бесспорно одно – речевое развитие детей должно сопровождаться специалистами посредством современных техник и инновационных коррекционных технологий.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования речевое развитие выделяет как отдельное направление (образовательную область) в образовании детей, которое предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В общей системе речевой работы детского сада одним из ведущих направлений было и остается в реальной ситуации словарная работа, содержание которой заключается в расширении и обогащении словаря, его закреплении и активизации. И это правомерно, так как основная единица языка – слово, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

В современном образовательном пространстве идет активный поиск и внедрение инновационных технологий, позволяющих эффективно решать образовательные задачи при максимальном использовании интеллектуальных ресурсов самих детей с минимальными временными затратами педагога. В связи с этим мы выстраиваем систему образовательной деятельности с детьми и их родителями (законными представителями) на основе современных психолого – педагогических исследований в области формирования и коррекции речевого развития, с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей. Такой подход обеспечивает нам возможность уже на уровне дошкольного детства заложить базовую основу речевого развития и максимально реализовать индивидуальный речевой потенциал ребенка.

В данном опыте работы представлены активные формы освоение словарного состава родного языка дидактические игры и лексические упражнения.

Одним из специфических видов деятельности детей дошкольного возраста позиционируется игра как занимательный процесс и универсальная форма развития и обучения, стимулирующая познавательную и речевую активность ребенка. В логике данной аксиомы мы практикуем использование дидактических игр и лексических упражнений как активную форму словарной работы. Для нас такая организация речевого развития детей актуальна еще и потому, что позволяет реализовать свой творческий педагогический потенциал посредством разработки авторских дидактических игр, цели которых мы определяем в соответствии с образовательными потребностями ребенка и варьируем их по мере выполнения.

Учеными (, , , ) доказано, что интерес к речи, как особому объекту познания появляется у старших дошкольников. Их интересует звучание и значение слова, звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи, ребенок в этом возрасте активно овладевает бытовым словарем. Мы выстраиваем свою работу по обогащению словарного запаса ребенка в логике данной возрастной закономерности.

С целью реализации содержания образовательной программы по речевому развитию мы выдвигаем ряд задач:

– точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы; их свойства и качества, строение; осознанно использовать слова, обозначающих видовые и родовые обобщения; уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять на их основе предметы;

– замечать грамматические ошибки в речи и исправлять их; самостоятельно активно использовать различные грамматические формы; употреблять разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания;

– самостоятельно осуществлять звуковой анализ слов; понимать и использовать в речи термин «предложение»; составлять предложение из 3-4 слов.

Ориентируясь на выше перечисленные задачи, мы разработали перспективный план, сделали подборку игр и упражнений позволяющие в логике развития лексико – грамматических форм, формировать у детей умения сравнивать, обобщать, противопоставлять. Так, вводя в словарь детей слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, резина, стекло, металл, пластмасса), мы широко применяем загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Например

От ветра оно закроет,

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою

Я с радостью этим зверям отдаю.

По снегу покатите – я подрасту,

На камене согреете – я пропаду.

Значительное внимание уделяем ознакомлению детей со смысловой стороной слова, расширяем запас синонимов и антонимов, многозначных слов. Стараемся приучать детей употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

Составляя предложения со словами-синонимами, обозначающими нарастание действия (шепчет, говорит, кричит), учим детей осознавать оттенки значений глаголов. Так в игре «Найди приятеля» предлагаем детям выбрать из трех слов два слова, похожие по смыслу:

· дом, солдат, маршал

· конь, собака, лошадь

· веселый, крепкий, прочный

Очень важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами. Мы учим, детей сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). В игре «Сравни» дети объясняют качество двух объектов:

По вкусу: горчица и мед

По возрасту: юноша и старик

По высоте: дерево и цветок и т.д.

В игре «Закончи предложение» дети подбирают слова антонимы.

– Слон большой, а комар .

– Камень тяжелый, а пушинка .

– Днем светло, а ночью .

Активно ведется работа с детьми по освоению значения многозначных слов разных частей речи (молния, кран, лист; лить, плыть; полный, острый, тяжелый).

Так в игре «У кого? У чего?» предлагаем детям, определить применительно к каким предметам используются слова. Например:

– ручка – у человека, у двери, у чемодана

– язычок – у человека, у ботинка

В игре «Добавь словечко» дети добавляют одно общее слово к двум словам: дерево, цветок – что делают? (растут)

Сидит, стоит – кто? (человек, собака, кошка)

Мяч, яблоко – какие? (круглые)

От отдельных упражнений по подбору синонимов, антонимов, многозначных слов мы постепенно подводим детей к составлению связных высказываний, используя все характеристики предмета, явления персонажа, их качества и действия.

В логике работы по формированию грамматического строя речи, приучаем детей обогащать свою речь разнообразными грамматическими формами и конструкциями, согласовать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже. Постепенно задания усложняем, вследствие чего дети вынуждены сами находить правильную форму: «Спроси у белочки, сколько у нее лап? Спроси про уши, хвост, глаза, рот».

Обучаем детей правильно употреблять «трудные» глаголы (одеть-надеть), обращая их внимание на слова-антонимы (одеть-раздеть, надеть-снять).

Современные дети очень любят «придумывать» новые, необычные слова, ориентируясь, порой на мультфильмы, сказки-перевертыши, новые игрушки и др. Мы стараемся воспользоваться детскими интересами, с целью обучения их приемам словообразования. В образовании новых существительных обращаем внимание детей на то, как подбирается словообразовательная пара (чистый пол, чистить, тряпка), как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (школа-школьник, огород-огородник) или на предмет (чай-чайник, скворец-скворечник).

Обучая образованию глаголов с помощью приставок и суффиксов, усложняем задания. Например, в игре «Назови действие», где ребенок с помощью картинки привязанной к карточке манипулирует машинкой, она въезжает в гараж, выезжает из ворот, подъезжает к дому. Ребенок комментирует свои действия направленные на движение машины.

Нами создана картотека дидактических игр и лексических упражнений. В ней систематизированы по темам словесные игры и упражнения: фрукты, одежда, мебель, посуда, времена года, животные, птицы, профессии и др.

Игры и упражнения по обогащению словаря и формированию грамматического строя речи мы рекомендуем педагогам включать в обучающие занятия по развитию речи, ознакомлению с природным и социальным окружением, стараемся учитывать отношения каждого ребенка к процессу познания и степень его активности в работе.

Эффективными с точки зрения рассматриваемой проблемы являются не только дидактические игры, но и лексические упражнения, обеспечивающие закрепление знаний ребенка в области лексики. Существуют разные виды упражнений. Современными авторами принято выделять лексические и словарные упражнения. Материалом для них являются слова и устойчивые словосочетания, функцио­нирующие в речи: антонимы, синонимические ряды слов, паронимы, фразеологические средства языка. Оба вида уп­ражнений тесно связаны между собой, в ряде случаев их трудно разграничить. Если придерживаться такого принципа типологии, то очевидно, что подавляющее большинство упражнений со словом, с его смысловой стороной следует назвать словар­ными. Однако в последние годы в дошкольной методичес­кой литературе и практике все упражнения в области лек­сики (словарного состава языка) получили название лек­сических упражнений. Термины «словарные» и «лексические» употреб­ляются как синонимы.

Известно, что лексические упражнения в отличие от дидактической игры не имеет игровых правил. Игровая за­дача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова, она представляет для детей опре­деленную сложность. Поэтому мы особое внимание стараемся уделять грамотному подбору речевого материала, постепенно ус­ложняя задания, сохраняя их связь с предыдущими этапами ра­боты над словом.

С нашей точки зрения такие упражнения содействуют формированию у детей умения сво­бодно пользоваться лексическими средствами языка, со­здают условия для самостоятельного отбора слов и введения их в активный словарь ребенка.

Систему словарных упражнений для детей дошкольного возраста в свое время пред­ложила . Целью таких упражнений она считала расширение лексикона и речевых навыков. Таких как подбор эпитетов к слову, узнавание по эпитетам предмета, подбор к предмету действий, подбор предметов к действию, подбор обстоятельств, набор слов с оттенками значений, подбор пропущенных слов, распространение предложений, добавление придаточных предложений, определение составных частей целого, а также упражнения на точность наименований, составление предложений с определенным словом, составление предложения с несколькими задан­ными словами, объяснение слов, отгадывание и составление загадок, классификация предметов. Уже только по этому перечисле­нию нетрудно заметить позитивное воздействие названных выше упражнений на характер и содержание работы со словом.

В основе классификации лексических упражнений принято рассматривать основное содержанием: по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); по родово­му и под родовому признакам <животные, домашние жи­вотные, дикие животные); по свойствам <цвет, вкус, вели­чина, материал); подведение слов видового значения под родовое понятие <автобус, трамвай, такси), составление словосочетаний и предложений с антонимами, многознач­ными словами; распространение предложений с исполь­зованием заданных слов.

Читайте также:  Логопедические комментарии к оформлению речевых карт

Для нас значим тот факт, что большинство лексических упражнений одномоментно направлено на формирование грамматической стороны речи: на согласо­вание слов, словоизменение, употребление слова в соста­ве предложения, что объясняется единством лексических и грамматических значений слова.

Наши дети живут и развиваются в информационном обществе и одна из главных педагогических задач, которую необходимо решать уже сегодня – приобщение ребенка к информационной культуре, формирование тех информационных ценностей, которые будут востребованы им в будущем. В нашей деятельности коммуникативные технологии являются стали инновационным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, стимулирующим их мотивационную готовность и познавательную активность.

ИКТ обеспечило нам возможность разработки авторских дидактических игр и занимательных упражнений, наши воспитанники с горящими от восторга глазами решают в процессе такой компьютерной игры, намеченные мной задачи. Содержание игр и задачи к ним варьируются в соответствии с образовательными потребностями детей. Сообразно лексическим темам мы используем комплексы игр с большим диапазоном вариативности и многофункциональности. (Приложение ) В играх присутствуют чаще всего герои любимых сказок, мультфильмов, они и помогают детям справиться с трудными заданиями, дети им сопереживают, сочувствуют. Благодаря постепенному появлению изображений на экране дети имеют возможность выполнять задания более внимательно и в полном объеме, более эмоционально воспринимать его и осмысливать.

В состав мультимедийных презентаций мы включаем такие компоненты как цифровые фотоизображения, форматированный текст, компьютерные рисунки и анимация, видеозарисовки, сюжеты, фильмы.

Такая занимательна форма обучения, интересна не только моим детям, но и мне самой, так как позволяет создавать авторские игры, что для меня увлекательно и обеспечивает возможность довольно в короткий срок получить результат – положительную динамику речевого развития воспитанников в целом и словарного запаса в том числе.

Мы на собственном опыте убедились в том, что даже традиционные дидактические игры и лексические упражнения выступают результативной формой словарной работы. Однако, игры, выполненные в программах ИКТ, в большей мере чем традиционные форм работы обеспечивает ребенку возможность освоить нормы и правила родного языка определенные для каждого возрастного этапа. Развивают навыки гибкого применения их в конкретных ситуациях, стимулируют овладение основными коммуникативными способностями, формирование достаточного словарного запаса.

В этом проблемном поле, на наш взгляд, необходимо создать пространственную предметную развивающую среду, стимулирующую познавательно – речевую активность детей. Вследствие чего, у них возникнет потребность самостоятельно, опытно – экспериментальным путем овладевать способами познания окружающего мира, добывая, достраивая, свободно используя и «оречевляя» уже имеющуюся о нем информацию.

Заключение. Руководствуясь тем, что общее развитие речи, включая формирование и обогащение словаря детей, составляет один из основных компонентов формирования личности и тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, мы разработали устойчивые механизмы формирования речевого развития и обогащение словарного запаса с опорой на превалирующие виды детской деятельности.

Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с раннего возраста, стимулируя ребенка к дальнейшему увеличению и обогащению словарного запаса. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом может сформироваться правильная, чистая грамотная речь.

Чистая, правильна, богатая и выразительная речь ребенка является основным продуктом коррекционной деятельности учителя – логопеда и педагогической деятельности воспитателей и родителей.

1. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. . – М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. – с. 4-16.

2. Бондаренко игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1974. – 96 с.

3. В, Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности. // Ученые записки: МГЗПИ.-1970.

4. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: Сфера, 2003. – 176 с.

5. , , Филичева общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Литур, 2006. – 320 с.

6. Иванова упражнения в детском саду // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М., 1980

7. Левина правильной речи у детей. – М: Просвещение, 1980.-32 с.

8. Рубинштейн общей психологии. – М., 1989.

9. Тихеева речи детей. / Под ред. . – М.: Просвещение, 2005.

Игры на обогащение словарного запаса у дошкольников

Цель: практически использовать дидактические игры и игровые приемы во время логокоррекционной работы, направленной на наиболее эффективную активизацию, уточнение, обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста, страдающих моторной алалией.

обогащение, уточнение и активизация словообразования словаря детей;

— обогащение, уточнение и активизация глагольного словаря детей;

— обогащение, уточнение и активизация словаря существительных у детей;

— обогащение, уточнение и активизация словаря прилагательных у детей;

— обогащение, уточнение и активизация числительного у детей;

— обучение пониманию и использованию в речи предлогов и частиц.

Специально подобранные и разработанные нами дидактические игры и игровые приемы отвечают задачам, которые решают указанные ранее направления и приемы логокоррекционной работы.

Комплекс игр, представленных ниже, предлагает игровые приемы для практического ознакомления детей с использованием в речи существительных, знакомит детей с понятием «слово», учит детей различать понятие «живое»-«неживое». В то же время игра дает логопеду возможность наметить себе дополнительную цель, например, группирование предметов по их признакам или назначению, работу над разными видами значения слова (понятийным, ситуативным, эмоциональным). Эти игры учат детей использовать множественное число существительных, различать род существительных, а также направлены на создание и закрепление обобщающих понятий. Также эти игры учат использованию падежных форм.

Кто это? Что это?

Цель: уточнение, обогащение словообразования словаря детей, обучение детей правильному пользованию в речи словами, обозначающими живой и неживой предмет.

Оборудование: живые или неживые предметы. (Стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и т. д.)

Логопед обращается к детям: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом из них мы можем спросить. Я буду вас спрашивать, а вы мне отвечайте вопросом: Что это?». Логопед указывает на разные неодушевленные предметы: книги, игрушки, стол. «Как можно спросить про эти предметы?» (Что это?)

Логопед говорит: «А сейчас я спрошу вас иначе: кто это?». Логопед указывает на живые предметы: птицу, рыбку, няню, детей – и спрашивает детей: «как можно спросить? (Кто это?) Я вам буду называть разные предметы, а вы мне к этим предметам будете задавать вопросы». Логопед называет живые предметы, а дети ставят вопрос «кто?». Таким образом логопед постепенно подводит детей к понятиям «живой» – «неживой».

Логопед ставит рядом девочку и куклу и спрашивает, чем девочка отличается от куклы. Дети называют разницу и вместе приходят к выводу, что кукла неживая, игрушка, а девочка – живое существо. Далее сравнивают медведя-игрушку, и живого медведя, нарисованного на рисунке. Проясняется, что игрушка-медведь – неживая, а рисунок изображает живого медведя. Подводя итог, логопед делает вывод: все слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «что?», а слова, обозначающие живые предметы – на вопрос «кто?».

Рассмотри рисунки

Цель: закрепление в речи детей слов, обозначающих живые и неживые предметы.

Оборудование: предметные рисунки, изображающие живые и неживые предметы, фланелеграф.

Логопед выставляет на фланелеграф все предметные картинки и просит детей внимательно их рассмотреть. После этого логопед дает задания:

1) назвать картинки с изображением живых предметов, поставить к ним вопросы;

2) назвать картинки с изображением неживых предметов, поставить вопрос.

Усложнение игры: игра проводится, не опираясь на рисунки. Логопед подбирает разные слова (живые и неживые) и называет их вперемешку. Дети должны поставить вопрос к этим словам. Наиболее активные отмечаются в конце игры.

Что спрятали?

Цель: обогащение, активизация и уточнение словообразования словаря детей и верное применение существительных в речи.

Оборудование: муляжи овощей, фруктов, цветы.

На столе раскладываются цветы, овощи и фрукты. (2-3 штуки) Детям предлагают внимательно рассмотреть, что лежит на столе, и запомнить, что где лежит. Затем дети отворачиваются, а логопед прячет один предмет. Ребенок должен ответить, что спрятано. (Можно отвечать одним словом)

Назови то, на что укажу

Цель: обогащение и активизация словообразования словаря детей и обучение их верному использованию существительных.

Оборудование: настоящая и игрушечная мебель.

Педагог рассаживает детей так, чтобы они видели перед собой отдельные предметы мебели, и предлагает назвать их. Если это затруднительно, логопед сам называет предмет и предлагает кому-нибудь из детей перенести, например, куклу, на диван и т. д. После можно предложить загадку: «Пришел мальчик в детсад, сел и предложил другому мальчику присесть около него. На чем они сидели? (На скамейке, на диване)

Кто быстрее принесет предметы?

Цель: уточнение и активизация словообразования у детей. Развитие навыков классификации лексических тем «Овощи-фрукты».

Оборудование: муляжи овощей и фруктов.

Игроки садятся на стулья, напротив ставится 2 стула, на них кладутся 5-6 предметов из двух разных категорий: овощи – морковь, капуста, огурец; фрукты – яблоко, груша, вишня. На расстоянии ставят два пустых стула. Двое детей из каждой команды становятся возле стульев с предметами и по сигналу: один, два, три – овощи бери! – начинают переносить нужные предметы на пустые стулья, стоящие напротив. Выигрывает тот, кто вернее и раньше перенесет все предметы, которые относятся к названной категории, и назовет их.

Как мы одеваемся?

Цель: активизация словообразования словами по лексической теме «Одежда». Обучение верному использованию существительных в речи.

Оборудование: предметы детской одежды.

Каждый ребенок задумывает какой-нибудь предмет одежды, например, платок, юбку, трусики, майку и тихо называет его логопеду, чтобы другие дети не подслушали. (Педагог следит, чтобы дети не выбрали одно и то же) Затем педагог рассказывает о чем-то, например: «Вася собрался кататься на санках и надел на себя….» прерывая рассказ, он указывает на одного из участников игры. Тот называет предмет одежды, который задумал. Другие дети должны рассудить, правильно ли оделся мальчик.

Что с чем?

Цель: уточнение словообразования детей и обучение правильному использованию существительных в речи. Развитие фразового языка.

Оборудование: различные предметы, необходимые в быту. (ключ, тарелка, молоток и т. п.)

Ребенку предлагается найти то, из чего едят суп, чем открывают замок, чем забивают гвозди и т. д.

Образец речи детей: Суп едят из тарелки. Замок открывают ключом.

Парные рисунки

Цель: активизация словаря, словообразования у детей.

Оборудование: парные рисунки предметов быта.

Логопед показывает ребенку рисунок, а ребенок должен отыскать у себя такой же и правильно его назвать. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не назовет и не отдаст все рисунки.

Найди то, что надо

Цель: активизация словообразования, словаря детей.

Оборудование: Набор предметных рисунков.

Раздать детям набор картинок: корзинка, ложка, полотенце, санки и т. п. Логопед говорит: «Вова пошел кататься с горы. Что он взял с собой? (Санки) Ребенок, имеющий нужный рисунок, должен ответить словом или фразой.

Чьи дети?

Цель: закреплять в активном словаре детей существительные по теме: «Домашние животные».

Оборудование: рисунки с изображением взрослых животных и картинки с изображением их детенышей.

Логопед раздает детям рисунки с изображениями животных: собаки, коровы, кошки и т. д. Рисунки, на которых изображены детеныши, остаются у логопеда. «Плачут котятки, потеряли маму, – кто у них мама? (Кошка) Ребенок, у которого есть рисунок кошки берет к себе изображение котят. Игра продолжается до тех пор, пока все детеныши не найдут своих мам.

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – процесс развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – систематизация и апробация дидактических игр и лексических упражнений, направленных на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленной цели нами были выделены задачи исследования:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
изучить возможности дидактической игры и лексического упражнения как средства развития словаря детей-дошкольников;

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста.

§ 1. Психолого-лингвистические основы словарной работы 6

§ 2. Характеристика развития лексической стороны речи в норме 9
§ 3. Дидактические игры и лексические упражнения как метод развития

словаря детей дошкольного возраста12

ГЛАВА II. Опытно-педагогическая работа.
§ 1. Выявление уровня лексического развития детей старшего дошкольного
возраста 16
§ 2. Система дидактических игр и лексических упражнений в развитии
словаря детей старшего дошкольного возраста 22

Заключение 29
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей.doc

А.Н. Гвоздев отмечает, что первые осознанно употребляемые слова ребенок начинает произносить в начале второго года жизни. Переход к новой ступени, в данном случае к пользованию словом, осуществляется постепенно на фоне продолжающегося лепета, который сохраняется у некоторых детей до 1,5 лет и даже более (7).

В дальнейшем, в возрасте от 1,5 до 2 лет, у ребёнка происходит расчленение комплексов на части, которые вступают между собой в различные комбинации (Катя бай, Катя ляля). В этот период у ребенка начинает быстро расти запас слов, который к концу второго года жизни составляет около 300 слов различных частей речи, где каждое слово соотносится с конкретным предметом или действием. На данном этапе пассивный словарь больше активного: ребенок хорошо понимает обращенную речь и выполняет инструкции взрослого (12).

В возрасте от 1,5 до 2 лет ребенок переходит от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к активному расширению своего словаря в период использования вопросов типа «что это?», « как это называется? »

Несмотря на то, что к 3,5 — 4 годам предметная отнесенность слова у ребенка приобретает достаточно устойчивый характер, процесс формирования предметной отнесенности слова на этом не заканчивается.

В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения слова. Вначале значение слова расплывчато. Слово может иметь несколько значений. Одно и то же слово может обозначать и предмет, и признак, и действие с предметом. Например, слово «кых» может обозначать в речи ребенка и кошку, и все пушистое (воротник, меховую шапку), и действие с предметом (хочу погладить кошку). Слово сопровождается определенной интонацией, жестами, которые уточняют его значение.

Исследования показывают, что ребенок, прежде всего, устанавливает связь между конкретным предметом и его обозначением. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения (12).

Позднее, по мере развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, соотносит усвоенное слово с более общим понятием и в речи ребенка появляются слова обобщающего характера.

Постепенно ребенок овладевает переносным значением слова, афоризмами.

А.Н. Гвоздева отмечает, что к трем годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова-обобщения, обозначающие родовые понятия, уточняются значения слов. К четырем годам словарный запас возрастает до 1600-1900 слов. Из них 50,2% составляют существительные, 27,4% – глаголы, 11,8 % – прилагательные, 5,8% – наречия.

К пяти годам дети овладевают набором слов, обозначающих геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифференцированно и точно. Словарь состоит из 2200 слов. После пяти лет дети выделяют части предметов, сравнивают их по общим и частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия (7, 27).

Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка

Таким образом, по мере развития психических процессов, расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах. К концу дошкольного периода, к моменту поступления в школу, дети имеют довольно разнообразный словарь.

Читайте также:  Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе (Волшебная буква М)

1. 3. Дидактические игры и лексические упражнения как метод развития словаря детей дошкольного возраста.

В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через задачу, игровые действия, правила (3).

Дидактические игры — широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекает детей от игры пояснениями, показом, что ведет к разрушению игры.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.

Подбор материала для дидактических игр должен определяться задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирают игрушки или картинки, изображающие предметы быта, для активизации природоведческого словаря — природный материал (листья, овощи, фрукты, животные, птицы). Одним из условий четкого руководства играми является определение перечня слов, подлежащих усвоению (1).

В методике дошкольного воспитания накоплен богатый арсенал дидактических игр с детьми разного возраста. Они достаточно подробно описаны в различных сборниках дидактических игр.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста широко используют дидактические игры с игрушками. В зависимости от того, какие слова уточняются и закрепляются, воспитатель и подбирает игрушки. Обычно используют 2—3 игрушки, которые предварительно рассматриваются. В процессе рассматривания происходит уточнение словаря, а в процессе последующей игры — его активизация. В игре также сочетаются обучение и занимательность.

В средней группе проводят те же дидактические игры, но материал для них подбирают в соответствии с лексическим запасом детей. Увеличивается количество предметов (картинок) и их признаков, которые выделяются в игре. Игры могут содержать разные дидактические задачи: закрепление наименований предметов и игрушек; описание их на основе зрительного восприятия и без опоры на наглядность; сравнение по цвету, размеру, форме, назначению; классификация; закрепление грамматических форм слова; употребление слов, обозначающих пространственные отношения.

Постепенно педагог начинает предлагать задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх. В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определенном словосочетании, предложении (16).

Ведущей задачей словарной работы в старшем дошкольном возрасте является активизация словаря, выработка навыков осознанного и уместного использования слов в соответствии с контекстом высказывания. Для закрепления навыков точного и быстрого выбора слов рекомендуются упражнения и игры, направленные на употребление детьми наименований предметов и их признаков (активизируются имена существительные, глаголы, прилагательные); классификацию предметов и их обобщение; семантизацию лексики (раскрытию смысловой стороны слова); подбор антонимов и синонимов; усвоение многозначности слов.

Существуют разные виды дидактических упражнений. В дошкольной методике развития речи принято выделять лексические или словарные упражнения, которые служат для закрепления знаний ребенка в области лексики. Материалом для них являются слова и устойчивые словосочетания, функционирующие в речи: антонимы, синонимические ряды слов, паронимы, фразеологические средства языка.

Известно, что дидактическое упражнение в отличие от дидактической игры не имеет игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей определенную сложность. Поэтому особое внимание следует уделять подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связи с предыдущими этапами работы над словом. Словарные упражнения содействуют формированию умения свободно пользоваться лексическими средствами языка, создают условия для активного отбора слов (1).

Отличительной чертой словарных упражнений является то, что большинство из них одновременно направлено на формирование грамматической стороны речи: на согласование слов, словоизменение, употребление слова в составе предложения, что объясняется единством лексических и грамматических значений слова. Такой тип упражнений можно назвать лексико-грамматическим (23)

Организуя речевые игры и упражнения, необходимо стремиться к тому, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес, развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью (10).

Таким образом, говоря о содержании словарной работы необходимо особо подчеркнуть, что словарь дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений), в развитии образной стороны речи.

В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для связного высказывания те лексические средства, которые точно отражают замысел говорящего. Для решения этой задачи нужно постоянно проводить специальные дидактические игры и лексические упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.

ГЛАВА II. Опытно-педагогическая работа.

§ 1. Выявление уровня лексического развития детей старшего дошкольного возраста.

Опытно- педагогическая работа проводилась на базе ДОУ № 9 «Улыбка» с детьми старшей возрастной группы (16 человек).

Цель опытно-педагогической работы: провести работу с детьми старшего дошкольного возраста, направленную на развитие лексического строя речи с применением дидактических игр и словарных упражнений.

Для решения поставленной цели мы сформулировали задачи опытно-педагогической работы:

  1. Изучить состояние лексической стороны речи у детей старшей возрастной группы, выявить уровень лексического развития.
  2. Проанализировать результаты диагностики.
  3. Подобрать и апробировать дидактические игры и лексические упражнения, направленных на обогащение, расширение и актуализацию словаря.

4. Проанализировать результаты опытно-педагогической работы.
Изучение лексического запаса у детей исследуемой группы проводили в

индивидуальной форме с использованием методики, предложенной М.А. Поваляевой. В данную диагностику включены 4 задания: «Классификация понятий», «Подбор антонимов», «Подбор синонимов», «Подбор определений». Суммарный балл по результатам выполнения всех заданий и определяет уровень лексического развития детей исследуемой группы.

Педагогическое обследование, проведенное нами в октябре 2008 года, проходило в атмосфере доброжелательности, поощрения ребенка. Диагностику проводили по частям во время свободной деятельности детей. Задания, предложенные детям, были направлены на изучение особенностей словаря. Ответы детей фиксировали, а затем подвергали анализу.

В ходе диагностики проверяли способность детей быстро находить нужные слова (подбирать наиболее точное слово), употреблять обобщающие понятия.

Задание № 1. Классификация понятий. Материал для обследования: 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта.

Ребенку называли понятие, обозначающее группу картинок, затем просили дать подробное определение понятия и отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных.

В ходе выполнения данного задания у ряда детей наблюдались трудности, так Вова М., Максим Н., Артём М., Инна Д., Света Ч., Игорь 3. путали понятия «домашние» и «дикие животные», при отборе картинок также наблюдался неправильный выбор. Дети затруднялись объяснить, кто такие дикие животные, домашние животные и чем они отличаются.

Даниил 3., Антон Ш., Илья У., не смогли дать определение понятия «транспорт» (обозначили словом «чтобы ездить»), но картинки подобали верно.

Все дети дали правильное определение понятию «игрушки» и не допускали ошибок при подборе картинок к обобщающему слову.

Двенадцать детей дали верное определение понятиям «фрукты» и «овощи» и только четверо (Антон Ш., Вова М., Инна Д., Игорь 3.) затруднялись в дифференциации этих понятий и при подборе картинок испытывали существенные трудности. Дети не знали название некоторых фруктов (ананас), наблюдались замены слов, входящих в одно родовое понятие (лимон – апельсин, апельсин – мандарин) (Игорь 3., Вова М.); использовали словосочетание «чтобы кушать» для обозначения обобщающего понятия «фрукты» (Антон Ш.).

В этом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок.

1 балл – каждый верный выбор; 0 баллов – неверный выбор; 30 баллов -высшая оценка.

Задание № 2. Подбор антонимов. Речевой материал для обследования: слова – грустный, белый, молодой, тонкий, трусливый, высоко, далеко, смеяться, бежать, разговаривать.

Проводили в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагали поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению. Всего предъявляли 10 слов.

Это задание вызвало у большинства детей существенные трудности. Некоторые дети не понимали, что значит наоборот (Антон Ш. вначале долго думал, а затем сказал: «Я не знаю как наоборот»). Мы приводили примеры, использовали наглядность в виде картинок и предметов.

Такие дети как Антон Ш., Игорь 3., Юля П., Ира Г. Артём М., не смогли подобрать антонимы ко многим из предъявленных слов. Они просто говорили: «не знаю», или называли слово с приставкой не. Другие дети давали неправильные варианты. Например, Света Щ. к слову «грустный» подобрала слово «красивый», а к слову «тонкий» – «жирный»; Жанна Ф. к слову «высокий» подобрала слово «маленький», а к слову «бежать», подобрала слово «идти».

Подбор материала по обогащению словаря ребенка

Криль О.А.

МДОБУ № 44 рп. Чунский

Изобрести новое нельзя, важно из множества источников выбрать, обыграть и наполнить интересом и занимательностью.

Пополнение лексического запаса (обогащение словаря) каждого ребенка, как мы уже говорили, происходит в процессе ознакомления его с окружающим; слово входит в память ребенка не иначе, как одновременно с представлением о том предмете или действии.

Процесс усвоения ребенком слов происходит одновременно с «исследованием» предметов, соответствующих этим словам: ребенок предметы осматривает, трогает, ощупывает, поглаживает (осязает), прислушивается, как они звучат, пробует на вкус, нюхает (обоняет).

Работа над словообразованием является одним из важнейших источников обогащения словарного запаса детей.
На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением.

У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий. Детей учат понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве.

На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами.

КОЛОБОК пришел научиться у вас.

Игра «Кому принадлежит фраза?»

Взрослый. А сейчас я хочу проверить, как внимательно вы умеете слушать. Мы сыграем в игру «Кому принадлежит фраза?». Вы будете отвечать, человек какой профессии мог сказать данную фразу.
– Как вас постричь? А челку покороче? (Парикмахер.)
– Дети, здравствуйте, откройте учебники на странице 33. (Учитель.)
– Несите кирпичи, цемент. (Строитель.)
– Сегодня я буду рисовать пейзаж. (Художник.)
– Откройте рот и скажите «а-а-а-а-а-». (Врач.)
– Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или черные? (Портной.)
– Сколько килограммов картошки вам взвесить? С вас 25 рублей. (Продавец.)
Молодцы, вы правильно отгадали все профессии.

Игра: “Игры с буквами”

Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в звуки.
Взрослый: наш колобок встретил в лесу всех персонажей своей сказки, назовите с какого звука начинаются их названия, каким заканчивается. (какие еще звуки слышите)
Если малыш хорошо справляется, можно попросить его:
– проговаривать предложенные слова по звукам;
– придумывать слова, в которых, например, звук “а” стоит в начале, в конце или в середине.
Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.
Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению.

Игра «Посылка» (для детей от четырех лет)
Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.
Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

Игра «Сравни разных зверят»

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.
— Мишка большой, а мышка… (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит… (сыр, сухарики).
— Лапы у Мишки толстые, а у мышки… (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка… (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки… (короткий).

Игра «Отгадай предмет по названию его частей»

Цель: формировать умение определять и называть предмет, ориентируясь на части этого предмета

Детям предлагается следующий речевой материал:

– Ствол, ветки, листья, кора, корни – дерево

– Копыта, рога, вымя, голова, ноги, туловище, большая – корова

– Кабина, крылья, мотор, хвост – самолет

– рука, туловище, нога, волосы – человек.

«Путешествие»

«Давайте представим, что мы поедим в путешествие на корабле, а отправимся мы … например, в Индию.»

Что с собой возьмем? А возьмем мы предметы которые нам очень необходимы, на букву «К»! Первый начинает и говорит: «Берем компас, канат, карту, кастрюлю, картофель и т.д.» Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: «Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву «М».

Игра «Кто с какими буквами дружит»

Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные.

Например, у одного ребенка – слон, у второго – крокодил, у третьего – ёжик. Первый говорит: ” Мой слон дружит с буквой “Х”, потому, что у него есть хобот”.

Второй говорит: “А мой крокодил дружит с буквой “Р”, потому, что живет в реке.”

Третий говорит: “Мой ёжик дружит с буквой “И”, потому, что у него иголки. И т.д.

Сказка «Ярмарка слов»

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве была особая ярмарка – ярмарка слов. На ней продавались самые разные слова – кому какие нужны. Слов было много, поэтому продавали их целыми партиями.

кому, кому иголки? Иголки понадобились многим: дикобразам, ежам, кактусам, соснам, елям и конечно же портным.

нашлось много разных покупателей и на слово язык. За ним выстроилась огромная очередь из людей, животных и птиц. Даже костру понадобилось это слово.

слово нос шло на расхват. Оно было необходимо людям и животным, а еще лодкам, кораблям и катерам.

а вот слово шляпки! Кому шляпки? – кричали продавцы. К ним подбежали женщины, неуклюже приковыляли грибы и гвозди. (грибам – хрупкие и разноцветные, гвоздям – крепкие, железные)

только у нас и только сейчас – ножки. За ножками поспешили столы, стулья, шкафы, кровати, диваны. Одним словом мебель. Весело прибежали дети, охая приковыляли грибы.

После проведения этой ярмарки дети стали встречать одно и тоже слово в нескольких местах, да и значения у них самые разные.

Игра Угадайте, что за сказка? Рассказ сказки по первым слогам.

«Жи бы де и ба. По де ре. Вы ре бо. По де ре тя. Тя по тя, вы не мо.

По де ба. Ба за де, де за ре, тя по тя вы не мо.

По ба вну. Вну за ба, ба за де, де за ре, тя по тя вы не мо.

По вну жу. Жу за вну, вну за ба, ба за де, де за ре, тя по тя вы не мо.

По жу ко. Ко за жу, жу за вну, вну за ба, ба за де, де за ре, тя по тя вы не мо.

По ко мы. Мы за ко, ко за жу, жу за вну, вну за ба, ба за де, де за ре, тя по тя – вы ре.

Рекомендую прочесть:

Автору приятно, тебе не сложно – нажми “МНЕ НРАВИТСЯ”

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Ссылка на основную публикацию