Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

Боцулко Оксана
Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической литературе рассматривается в ряду важнейших задач и речевого развития. Своеобразие развития словарного состава и грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи показано в исследованиях Р. Е. Левиной, В. К. Орфинской, Н. Н. Трауготт и др.

Р. Е. Левиной описаны особенности словаря на каждом уровне речевого развития.

Н. Н. Трауготт отмечает у детей с общим недоразвитием речи, имеющих нормальный слух и первично сохранный интеллект, скудный, отличающийся от нормы словарь и своеобразие его употребления, узко ситуативный характер словаря. Дети не сразу начинают употреблять в различных ситуациях речевого общения слова, усвоенные ими на занятиях, при изменении ситуации теряют слова, казалось бы, хорошо знакомые и произносимые ими в других условиях.

Вопрос о соотношении между развитием звукопроизношения и словарного запаса освещён в работах Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, А. К. Марковой.

Исследования С. Н. Шаховской показывают, что у детей с тяжелой патологией речи пассивный запас значительно преобладает над активным и переводится в актив крайне медленно. При ограниченности словарного запаса отмечается преобладание предметного словаря по отношению к другим частям речи, число глаголов составляет не более половины номинативного словаря. Ограничено использование в речи прилагательных. Нет правильной группировки слов при их усвоении, лексика не точна по значению.

По наблюдениям Н. С. Жуковой, среди признаков раннего дизонтогенеза выступает морфологически нечленимое использование слов. Слова, соединяемые в предложении, не имеют грамматической связи между собой, используются ребёнком в какой-либо форме. Данная тенденция может наблюдаться в течение многих лет жизни ребёнка. Отмечаются факты длительного существования предложений, грамматически правильно и неправильно оформленных.

Таким образом, мы видим, что, описывая характерные особенности речи детей с общим недоразвитием, многие авторы выделяют нарушение лексических и грамматических компонентов как одно из наиболее важных в структуре данной патологии.

С учётом постоянного увеличения числа дошкольников с подобными нарушениями речи, проблема формирования лексико-грамматических средств языка занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых востребованных.

Для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности и ускорения процесса формирования и коррекции ЛГСР у детей 5-6 лет с ОНР я часто использую компьютерную программу «Игры для Тигры», которую с уверенностью можно назвать современной логопедической технологией коррекции общего недоразвития речи. Автором этой технологии является Лизунова Л. Р., к. п. н., главный методист научно- методического центра специального образования Пермского областного (регионального) института повышения квалификации работников образования. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

Программа построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой. Она позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Предложены серии упражнений по 4 блокам: – «Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика». Всего более 50 упражнений.

Рассмотрим более подробно игры из блока «Лексика»:

1. «Разложи предметы».

Игра направлена на обогащение и структурирование словаря имен существительных, усвоение лексико-семантического значения обобщающих слов, способности классификации предметов по категориям.

Ход упражнения: Ребенку предлагается разложить предметы по шкафам. В процессе выполнения задания он должен распределить предлагаемые предметные картинки на 2 группы (при этом критерий классификации не указывается) путем нажатия левой клавиши «мыши» на соответствующее поле – изображение одного из двух шкафов. Если задание выполнено правильно, тигренок хвалит ребенка, если – нет, то советует попробовать еще.

2. «Четвертый лишний».

Игра направлена на обогащение словаря имен существительных, усвоение лексико-семантического значения обобщающих слов, способности классификации предметов по категориям, операций обобщения и исключения.

Ход упражнения: Из четырех картинок ребенку предлагается выбрать и исключить одну лишнюю. Если задание выполнено верно, то тигренок хвалит ребенка, и выбранная картинка обводится цветной рамкой. В качестве сюрприза в левой части экрана появляется вишенка. Если задание выполнено неверно, то тигренок подбадривает ребенка, и в левой части экрана появляется вишневая косточка. Ряд вишенок и косточек является оценочной шкалой и указывает количество правильных и неправильных ответов. Игровая ситуация при оценке результатов деятельности ребенка усиливается, если предложить ему помочь тигренку собрать как можно больше вишен. Это позволяет создать дополнительную мотивацию правильного выполнения задания.

3. «Найди четвертого».

Направлено на обогащение словаря имен существительных, усвоение лексико-семантического значения слов, развитие способности классификации предметов по категориям, операций обобщения и дополнения.

Ход упражнения: Ребенку предлагается построить башенку из кубиков, но так, чтобы картинки на кубиках относились к одной тематической группе. Для этого во время выполнения заданий ему необходимо дополнить смысловой ряд, подобрав кубик с подходящей картинкой. Для осуществления выбора в нижней части экрана расположены изображения трех кубиков с картинками, одна из которых дополняет смысловой ряд. При правильном выполнении задания выбранная картинка (кубик) занимает свое место в смысловом ряду. При неправильном – тигренок советует попробовать еще раз.

Игра способствует формированию структуры значения слова, организации семантических полей на основе парадигматических связей; направлена на развитие у детей способности классификации предметов по категориям, понимания причинно-следственных отношений и расширение словаря имен существительных.

Ход упражнения: Ребенку предлагается разместить предметные картинки в подходящих для них домиках по принципу «что из чего сделано». При правильном выполнении задания в соответствующем домике загорается одно из окошек, а в нижней части экрана появляется следующая картинка. При неправильном выполнении тигренок советует повторить попытку.

5. «Кто сказа МЯУ?»

Игра способствует развитию лексической системности языка и организации семантических полей на основе синтагматических связей слов, формированию грамматического значения слова; направлена на формирование у детей умения структурировать словосочетания и предложения, обогащение словаря по теме «Домашние животные и птицы». Игра имеет четыре варианта заданий, отличающиеся по степени сложности.

Игра позволяет работать над усвоением лексической валентности слов (имен прилагательных, структурной организацией словаря ребенка на основе синтагматических связей слов.

Ход упражнения: Ребенку предлагается выбрать и указать предметы, обладающие заданным признаком. В процессе выполнения задания рекомендуется составить словосочетания с использованием имен существительных и прилагательных («большое дерево», «большой слон» и т. д.) и произвести выбор необходимых картинок. Если задание выполнено верно, то выбранная картинка соединяется с центральной цветной веревочкой, и тигренок хвалит ребенка. Если задание выполнено неверно, он советует повторить выбор.

Таким образом, компьютерная логопедическая технология «Игры для Тигры» способствовала формированию и развитию:

Структуры значения слова;

Лексических связей слов;

Грамматического значения слова;

Коммуникативных навыков детей.

Практический опыт работы с детьми дошкольною возраста показал, что применение игрового принципа обучения, учитывающего основной вид деятельности ребенка, и создание проблемной ситуации с опорой на жизненный опыт дошкольника, позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные особенности детей. Поэтому при разработке специализированной компьютерной технологии «Игры для Тигры» был применен игровой принцип моделирования деятельностной среды, активное участие в которой принимает и сам ребенок, используя понятные и доступные для него средства управления. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в зависимости от индивидуальных возможностей и коррекционно-образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализует на практике дидактические требования доступности компьютерного средства обучения.

В статье описана игровая технология по оптимизации образовательного процесса и ускорения процесса формирования и коррекции лексико-грамматического строя речи у детей старшего возраста с ОНР. Приведены алгоритм и описание способов ее использования в практической деятельности логопеда. Речь идет о компьютерной игре «Игры для Тигры», которую с уверенностью можно назвать современной логопедической технологией коррекции общего недоразвития речи. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

Консультация «Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР» Нарушение речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования.

Дидактическая игра по развитию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста «Волшебные картинки» ошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений. Но если ребёнок учится только на собственном опыте, его знания.

Интегрированное занятие по формированию лексико-грамматического строя речи «Зима» в старшей группе у детей с ОНР Цели: – систематизировать знания детей по теме «Зима». Задачи: Коррекционно-образовательные: – закрепить знания о времени года – зима (погодные.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР «Водные обитатели» Цели: – систематизировать знания детей и активизировать словарь по теме «Водные обитатели». Задачи: Коррекционно-образовательные: – закрепить.

Занятие по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей подготовительной группы с ТНР «Ягоды и грибы» План – конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы «Игротека. Хочу все знать» на тему «Ягоды и грибы» Цель: – совершенствование.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР «Зима» «Зима» Задачи: систематизировать представления детей о зиме как о времени года, о жизни и приспособлении животных, птиц к зимним условиям.

Мастер-класс «Камушки Марблс для развития лексико-грамматического строя речи детей раннего возраста» Мастер-класс учителя-логопеда «Камушки Марблс для развития лексико- грамматического строя речи детей раннего возраста»Уровень развития речи.

Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Речевое развитие занимает важное место в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
doklad_korrektsiya_igr.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Речевое развитие занимает важное место в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Одним из основных направлений работы по речевому развитию является формирование лексико-грамматического строя речи. Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть объёмом словаря, достаточным для того, чтобы понимать речь взрослых и сверстников, ребёнок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Несформированность лексико-грамматических представлений у воспитанников с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) приводит к трудностям в овладении письменной речью в школе, поэтому устранение лексико-грамматических нарушений в речи воспитанников с ОНР, является одной из главных задач в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда и педагогов ДОО. Наиболее эффективным приёмом при коррекции лексико-грамматических нарушений, является игра .

В своей работе по формированию грамматически правильной речи я использую упражнения, словесные и дидактические игры. Их применение эффективно в коррекционно-развивающей работе с привлечением различного наглядного материала: предметов, игрушек, картинок и специально изготовленных пособий, так как при опоре на зрительный образ воспитанники быстрее усваивают материал.

Всю работу по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у воспитанников с ОНР я провожу по следующим направлениям:

1) Расширение, активизация и обогащения словаря;

3) Формирование навыков словоизменения;

4) Формирование навыков словообразования.

1) Игры и упражнения, направленные на расширение, активизацию, обогащение словаря

А) Номинативный словарь (словарь существительных)

Игра «Назови картинки»

Описание: педагог предлагает назвать предметы, изображенные на картинках, которые входят в различные тематические группы.

Овощи: свекла, морковь, капуста.

Игра «Отвечай быстро»

Описание: педагог бросает мяч ребенку и называет три слова, относящиеся к одной тематической группе. Ребенок, возвращая мяч, называет к ним обобщающее слово.

Стул, кровать, диван – мебель.

Игра «Раздели по группам»

Описание: педагог предлагает разделить картинки с изображением предметов на группы и назвать одним словом.

Игрушки: мяч, паровоз, пирамидка.

Овощи: огурец, свекла, помидор.

Фрукты: яблоко, лимон, апельсин.

Описание: педагог раскладывает картинки, с изображением предметов, входящие в разные тематические группы. Ребенок, взяв картинку, называет ее и подбирает как можно больше слов, которые могут продолжить ряд:

Игра «Назови, что есть у предмета?

Описание: педагог раскладывает или показывает картинку с изображением предметов, а ребенок должен назвать части каждого предмета.

Чайник: дно, носик, ручка, крышка.

Стул: сиденье, спинка, ножки.

Описание: педагог предлагает определить предмет по названию составных частей

Ствол, ветки, сучья, почки, листья, кора, корни – Что это? (дерево).

Крыльцо, ступеньки, дверь, чердак – Что это? (дом ).

Игра «Кто больше»

Цель: учить детей подбирать имена существительные к глаголам.

Описание: педагог предлагает назвать к действию как можно больше слов.

Летит…(стрела, самолет, птица, пассажир, снежинка, лист)

Плывет.. (пароход, лодка, катер, корабль)

Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать имена существительные, противоположные по смыслу.

Описание: педагог бросает мяч ребенку и называет слово-действие. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по смыслу.

Например: день – ночь, зима – лето, начало – конец и т.д.

Игра «Отгадай предмет по описанию»

Цель: учить отгадывать предмет по описанию его дифференциальных признаков.

Описание: педагог предлагает ряд слов и просит отгадать, что это.

Это овощ, круглый, красный, вкусный. Что это?

Б) Предикативный словарь (словарь глаголов)

Игра «Кто как голос подает?»

Цель: учить подбирать действия к именам существительным по способу подачи голоса.

Описание: педагог предлагает назвать действие по подачи голоса. Например: Лягушка говорит: Ква-ква-ква. Что она делает? Квакает. Корова говорит: му-му-му. Что она делает? Мычит.

Игра «Кто как передвигается?»

Цель учить подбирать действия к именам существительным по способу передвижения.

Описание: педагог предлагает назвать действие по способу передвижения. Например: Птица (что делает?) летает. Змея (что делает?) ползает и т.д.

Игра «Кто что делает?»

Цель: учить подбирать действия к именам существительным, связанных с профессией человека.

Описание: педагог предлагает детям назвать действия, которые выполняет человек определенной профессии. Например: Строитель (что делает?) строит. Повар – готовит. Художник – рисует.

Игра «Скажи по-другому»

Цель: учить подбирать глаголы, близкие по значению.

Описание: педагог предлагает назвать действие, изображенное на картинке (котенок смотрит) и предлагает подумать, как можно по-другому назвать это действие: смотрит – глядит – наблюдает.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать глаголы, противоположные по смыслу.

Описание: педагог бросает мяч ребенку и называет слово-действие. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по смыслу.

В) Словарь признаков

Игра «Подбери слова-признаки»

Цель: учить детей подбирать прилагательные к именам существительным. Описание: педагог предлагает подобрать к названию предмета как можно больше слов-признаков по тематическим группа.

Мебель (какая?) дереаянная, мягкая, кухонная и т.д.

Лиса (какая?) хитрая, рыжая, хищная.

Игра «Назови цвет, форму, вкус»

Цель: учить детей подбирать имена прилагательные по цвету, форме и вкусу.

Описание: педагог предлагает назвать предмет по цвету, форме и вкусу.

Лимон (какой?) желтый, овальный, кислый.

Игра «Скажи по-другому»

Цель: учить подбирать имена прилагательные, противоположные по значению.

Описание: педагог бросает мяч и называет слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, близкое по значению.

Большой – огромный и т.д.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать имена прилагательные, противоположные по смыслу.

Описание: педагог бросает мяч и произносит словосочетание. Ребенок, возвращая мяч, называет в словосочетании одно слово, противоположное по смыслу.

Добрая собака – злая собака;

Черная рубашка – белая рубашка;

Чисток пальто – грязное пальто.

Г) Словарь наречий

Игра «Кто как передвигается?»

Цель: учить детей подбирать слова наречия.

Описание: педагог предлагает по картинкам назвать животное и определить, как оно передвигается. Улитка. Она ползет медленно. Конь. Он скачет быстро.

Игра «Скажи по-другому»

Цель: учить подбирать наречия, близкие по значению.

Описание: педагог бросает мяч и называет слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, близкое по значению.

Тоскливо – грустно – печально.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать наречия, противоположные по смыслу.

Описание: педагог бросает мяч ребенку и называет слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по смыслу.

Далеко – близко, тихо – громко и т.д.

Д) Словарь местоимений

Игра «Я, ты, мы, вы, он, она, они»

Описание: педагог произносит предложение, бросает ребенку мяч, называя местоимение, затем предлагает закончить предложение.

Я пью чай. Ты…Мы… Вы…Он..Она…Они…

Я гуляю в парке. Ты…Мы…Вы…Он(она)…Они…

Я поливаю цветы. Ты…Мы…Вы…Он(она)…Они…

2) Игры, направленные на формирование словоизменения

Цель: учить образовывать имена существительные множественного числа в И.п.

Описание: педагог называет существительное в ед. ч. бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч, называет слово во мн. ч.

Игра «Найди пару»

Цель: дифференциация существительных в единственном и множественном числе.

Описание: педагог раскладывает картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе и предлагает составить пары из картинок.

Кот – коты, топор – топоры, стол – столы, арбуз – арбузы.

Игра «Угадай, кого (чего) нет?»

Цель: учить образовывать имена существительные во множественом числе в Р.п.

Описание: педагог предлагает картинки с изображением предметов (ведра, гнезда и т.д.). Убирает картинку и спрашивает: «Кого (чего?) нет?

Игра «Кто что ест?»

Цель: учить употреблять имена существительные в В.п. единственного числа.

Описание: педагог предлагает рассмотреть кртинки с изображением животных и подобрать к каждому животному его пищу.

Игра «Кому что дадим?»

Цель: учить употреблять имена существительные в Д. п. единственного числа.

Описание: педагог предлагает рассмотреть картинки с изображением животных и корма для животных (сено, яблоки, орехи, груши). Затем предлагает соотнести изображение корма с соответствующим животным, отвечая на вопрос: «Кому что дадим?»

Грибы дадим белке.

Яблоко дадим ежу.

Игра «Угадай, кому нужны эти вещи?»

Цель: учить употреблять имена существительные в Д. п. единственного числа.

Описание: педагог предлагает рассмотреть картинки, на которых изображены люди разных профессий и занятий. На каждой картинке недостает по какому-либо предмету. Затем показывает детям предмет, предлагает назвать, кому нужен этот предмет, и положить к соответствующей картинке.

Игра «Кто чем управляет?»

Цель: учить употреблять имена существительные в Т.п. единственного числа.

Описание: педагог предлагает рассмотреть картинки с изображением транспорта и ответить на вопрос: «Кто управляет автобусом (самолетом)?»

Водитель управляет автобусом.

Летчик управляет самолетом.

Игра «Кто чем работает?»

Цель: учить употреблять имена существительные в Т.п. единственного числа.

Описание: педагог предлагает рассмотреть картинки с изображением людей разных профессий: маляр, дворник, парикмахер и т.д. и ответить на вопрос: «Кто чем работает?»

Игра «Где что растет?» «Кто где живет?» «Где что лежит?»

Цель: учить употреблять имена существительные в П.п. единственного числа, учить правильно употреблять предлог В с именами существительными.

Морковь растет в земле. Белка живет в дупле. Хлеб лежит в хлебнице.

Игра «Сделай правильно?» «

Игра «Где игрушка?»

Цель: учить правильно употреблять простые предлоги: В, НА, ПОД, ЗА.

Описание: логопед(педагог) предлагает ребенку назвать, где находится игрушка. (Игрушка находится на стуле).

Игра «Где взял игрушку?»

Цель: учить правильно употреблять сложные предлоги: С/СО, ИЗ, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ, ПЕРЕД.

Описание: логопед(педагог) предлагает ребенку назвать, где взял игрушку.

Игра «Мой, моя, мое, мои»

Цель: учить правильно согласовывать притяжательные местоимения с именами существительными в роде и числе.

Описание: педагог просит назвать предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш, мой пенал, мой лист и т.д.), «это моя», «это мое», «это мои».

Игра «Назови предмет по цвету?»

Цель: учить согласовывать имена прилагательные с именами сущестивтельными в роде, числе.

Описание: педагог предлагает рассмотреть предметы и ответить на вопрос: Майка желтая. Подсолнух желтый. Яблоко желтое. Листья желтые.

Игра «Посчитай 1,2,3,4,5»

Цель: учить согласовывать числительные с именами существительными»

Описание: педагог предлагает посчитать предметы, изображенные на картинках.

Один карандаш, два карандаша, три карандаша, четыре карандаша, пять карандашей.

3) Игры, направленные на формирование словообразования

Игра «Назови ласково» «Большой – маленький»

Цель: учить образовывать имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме

Описание: педагог называет большие предметы, а дети говорят про маленькие предметы (стол-столик, миска-мисочка, чашка-чашечка и т.д.)

Игра «Кто у кого?»

Цель: учить образовывать имена существительные, обозначающие название детенышей и птиц при помощи суффиксов –онок, -енок.

Описание: педагог предлагает рассмотреть картинки с изображением животных и соотнести их с детенышами, отвечая на вопрос «Кто у кого?».

У кошки – котенок.

У собаки – щенок.

Игра «Что для чего?»

Цель: учить образовывать существительные с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища.

Описание: педагог предлагает назвать предметы на картинках и посуду, в которой хранятся эти предметы.

Хлеб – в хлебнице.

Конфеты – в конфетнице.

Игра «Назови лист», Игра «Что из чего сделано», Игра «Назови сок, варенье»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные с суффиксами -ое-,

-ев- -и-, -ан-, -ян-, -енн- со значением соотнесенности к растениям (лист дуба – дубовый), к различным материалам (кожаный, шерстяной, глиняный, серебряный и т.д.), к продуктам питания (каша из манки – манная, сок клюквы – клюквенный и т.д.).

Описание: педагог предлагает назвать листок дерева. Например, лист дуба (какой?) – дубовый, сок груши (какой?) – грушевый, стакан из стекла (какой?) – стеклянный и т.д.

Игра «Чья, чей, чье, чьи»

Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные с суффиксами –ин, -ов, -ья-, -ий-, -ье, -ьи- (слоновая, львиная, лисья, лисий, лисье, лисьи).

Описание: педагог предлагает назвать, чья голова, чей хвост, чье туловище, чьи уши нарисованы на картинке. Например, чья голова? Лисы. Голова лисы – какая? Лисья и т.д.

Игра «Назови профессии по картинкам»

Цель: учить образовывать имена существительные, обозначающих профессии при помощи суффиксов -щик-, -чик-, -ник, -ниц.

Описание: педагог задает вопрос: «Кто чинит часы?», а ребенок должен назвать картинку с изображением профессии.

Часы чинит часовщик.

Картины рисует художница.

Груз грузит грузчик.

Обувь ремонтирует сапожник.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить образовывать глаголы приставочным способом.

Описание: педагог называет действие, изображенное на картинке, а ребенок должен назвать действие с противоположным значением.

Грузовик подъезжает к дому, а потом… (отъезжает)

Грузовик въезжает в гараж, а потом.. (выезжает

Игра «Большой – огромный»

Цель: учить образовывать существительные с увеличительным суффиксом -ищ-.

Описанеи: педагог называет предмет, а ребенок должен представить этот предмет огромного размера и назвать его.

Для наибольшей эффективности игр и упражнений нужно с блюдать следующие условия:

– распределение их в порядке нарастающей сложности;

– подчинённость заданий выбранной речевой цели;

– чередование и вариативность игр и упражнений.

Таким образом, обобщив опыт работы по данной проблеме, можно сделать вывод, что игры и упражнения, применяемые на непосредственно-образовательной деятельности в ДОО повышают интерес, эмоциональный настрой, снижают напряженность, способствуют коррекции лексико-грамматического строя речи у воспитанников с ОНР.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов.

Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на сегодняшний день являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений. Общее недоразвитие речи является сло.

Консультация для родителей об использовании игр для корекции лексико-грамматических нарушений речи.

Итоговое логопедическое занятие по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Открытое логопедическое занятиепо формированию лексико-грамматических категорийу детей старшей группы с ОНР«Здравствуй, гостья – зима».

Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, верб.

Всё чаще в дошкольном образовании встречается проблема бедного словарного запаса детей. Родители и педагоги наблюдают, что дети общаются со взрослыми и друг с другом кратко и “бедно”. .

Консультация «Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР»

анна лобанова
Консультация «Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР»

Нарушение речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа.

Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи.

Дети с общим недоразвитием речи, являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения.

Нарушения лексико-грамматического строя речи является ведущим дефектом в структуре ОНР, так как у детей позднее формирование речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, неправильное употребление в речи глаголов, падежных окончаний, предлогов, союзов, а также неправильное согласование в роде и числе, что влияет на общение детей с окружающими. При общем недоразвитии речи наблюдается сложные и стойкие нарушения письма, связанные с нарушениями всех компонентов речи и их взаимодействия.

Речевое развитие рассматривается в психологии и педагогике как общая основа обучения и воспитания. Одной из главных задач развития речи является формирование её лексико-грамматического строя речи. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть объемом словаря, достаточным для того, чтобы понимать речь взрослых и сверстников.

Таким образом, нарушение лексико-грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок не правильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Не правильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения.

Задачи коррекционной работы по формированию

лексико-грамматических представлений

I. Формирование навыка общения – как основного источника развития языка.

1. Учить соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением:

• понимать обобщающие слова;

• понимать назначение местоимений: личных, притяжательных;

• понимать глаголы и прилагательные, противоположные по значению;

• понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения;

• понимать количественные числительные.

2. Учить различать предметы, действия и признаки по числам, родам и падежам:

• дифференцировать формы единственного и множественного числа имён существительных мужского и женского рода;

• понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского рода единственного и множественного числа в именительном, винительном и родительном падежах;

• понимать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

• понимать формы единственного и множественного числа глаголов: прошедшего времени, возвратных и невозвратных глаголов.

3. Учить понимать простые предложения и короткие тексты.

II. Формирование понятия слова – как основного источника общения.

1. Cовершенствовать в речи детей обобщение своих знаний и представлений об окружающем:

развивать способность общаться со взрослыми;

• расширять представления о предметах ближайшего окружения;

развивать умения оперировать словарём, представленную ситуацию (предметную, глагольную, признаки).

2. Совершенствовать грамматический строй речи приёмами обогащения словаря и расширения ситуаций общения:

• продолжать развивать умения изменять в речи имена существительные по числам, родам и падежам: именительном, винительном, родительном, дательном, творительном;

• активизировать в речи образование и использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

развивать умения образовывать и использовать в речи глаголы (в повелительном наклонении и инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени);

• продолжать развивать умения согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.

3. Учить активно употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений:

развивать умения составлять предложения из нескольких слов по вопросам, демонстрации действия, картинке;

развивать умения дополнять предложения недостающими словами.

2. Учить усвоению и использованию в речи форм словоизменения и словообразования:

развивать умения образовывать однокоренные слова;

• расширять практическое усвоение в речи использования существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками;

развивать умения пользоваться в речи несклоняемыми существительными;

развивать умения образовывать относительные и притяжательные прилагательные;

• совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных в роде, числе и падеже.

3. Учить строить предложения разной структуры:

развивать умения составлять простые предложения, распространяя их однородными членами;

• совершенствовать умения составлять простые предложения с противительными союзами;

развивать навык анализа простого двусоставного предложения из 2-х-3-х слов (без предлога).

IV. Формирование инициативы в общении с целью получения новых знаний.

1. Закрепить понятие слово и умение оперировать им:

• активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;

• расширять эмоционально-оценочную лексику детей;

• совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

2. Закрепить навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.

• продолжать упражнять в согласовании слов в предложении;

• совершенствовать умения образовывать (по образцу).

– существительные с суффиксами;

– глаголы с приставками;

– прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

3. Учить употреблять в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения:

• совершенствовать навыки и составление простых распространённых предложений однородными членами (по вопросам, демонстрации действия, по картине);

• совершенствовать навыки составления и использования сложносочинённых предложений с противопоставительными и сложноподчинёнными с придаточными: времени, следствия, причины;

• совершенствовать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.

Составные части логопедической работы

по формированию лексико-грамматических категорий

I. Работа над развитием лексики.

При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учётом этих факторов формирование лексики провидится по следующим направлениям:

1. расширение объёма словаря;

2. уточнение значений слов;

3. формирование семантической структуры слова;

4. организация семантических полей;

5. активизация словаря или совершенствование процесса поиска словаря.

1. Развитие ассоциаций.

Логопед называет слова – дети в ответ называют первое слово, какое припомнят. Слова называются по-одному: слова-предметы, слова-действия, слова-наречия и т. д.

2. Классификация предметов по картинкам.

Детям предлагаются картинки и даётся задание разложить их на две группы: овощи и фрукты, мебель и посуда и т. д.

3. Найди лишний предмет.

4. Назови лишнее слово.

5. Назови одним словом.

6. Пара к паре (подобрать слова по аналогии: огурец – овощ, ромашка –).

8. Отгадай предмет по названию его частей.

9. Объясни, что общего у предметов.

10. Скажи наоборот.

11. На что похоже.

12. Закончи предложение.

13. Кто что умеет делать.

14. Составление загадок – описания по определённому плану.

16. Посчитай предмет до 5, 10.

II. Работа по формированию словообразования.

Выделяют три этапа логопедической работы по словообразованию:

1. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

2. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

3. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Формирование лексико-грамматического строя речи дошкольников с использованием элементов театрализации С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с нарушениями речи проблема формирования у них грамматических средств речи занимает важнейшее.

Картотека игр для развития лексико-грамматического строя речи Речь детей седьмого года жизни, как правило, достаточно развита: высказывания точны, логически последовательны и завершены. В этом возрасте.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР «Водные обитатели» Цели: – систематизировать знания детей и активизировать словарь по теме «Водные обитатели». Задачи: Коррекционно-образовательные: – закрепить.

Конспект открытого логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи Тема «Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях». Лексическая тема «Зима». Цель: развитие лексика грамматического строя речи.

Конспект занятия по закреплению лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ «Чья проталина?» Цель: закрепление лексико-грамматического строя речи Коррекционные задачи: Обогащение, уточнение и активизация словаря по теме;.

Многофункциональное пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников «Весёлая гусеничка» Многофункциональное пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников «Весёлая гусеничка» Актуальность В настоящее время.

Обобщение опыта «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР посредством игровой деятельности» Обобщение опыта учителя – логопеда Руденской Надежды СергеевныТема: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР посредством.

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с ОНР.

Общее недоразвитие речи – это форма речевой аномалии, при которой у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи.

Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением психических процессов человека. Развивающаяся речь выступает вначале как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления, выражения мыслей, организует деятельность и поведение человека (, 1983). Человеческие формы поведения, речь, психические функции и способности формируются под влиянием целенаправленного воспитания и обучения.

Дошкольное детство является сензитивным периодом развития речи ребёнка. Если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Нарушения речи у дошкольников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, социальной адаптации детей. Основополагающим направлением коррекционной работы с детьми с ОНР является развитие лексико-грамматической стороны речи.

Процесс коррекционной работы с детьми с ОНР достаточно длительный и сложный, поскольку включает разные направления коррекции речевой деятельности. В логопедических группах ДОУ эта работа всегда комплексная с привлечением разных специалистов. Наиболее тесно в группе работают воспитатели и логопед, каждый из которых решает свои задачи. Лексико-грамматические категории изучаются только с логопедом, последовательно, в строгом соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования детской речи при общем её недоразвитии.

Недоразвитие речи детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. были описаны три уровня речевого развития речи детей.

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи. Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными, глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво.

II уровень речевого развития (зачатки общеупотребительной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова («Дети алязай убиляют. Капуту, мидои, лябака»). Высказывания детей обычно бедны, ребёнок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.

III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Для преодоления тяжёлых речевых нарушений требуются своевременное выявление имеющихся недостатков и длительное специально организованное коррекционное воздействие, включающее комплекс логопедических и воспитательных мероприятий, направленных на формирование всех компонентов языковой системы.

Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма экспрессивного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, трудностях актуализации словаря (, , ). Наиболее неблагоприятной стороной является уровень развития словарного запаса грамматических категорий и связной речи. При обследовании предметного словаря выявляются такие ошибки, как замены слов, входящие в одно родовое понятие («тигр» – «лев», «лось» – «олень» и т. п), слов, обозначающих профессии на глагольные формы («строить» вместо «строитель», «готовить» вместо «повар» и т. д.). Уровень обобщений часто не соответствует возрастной норме. Дети путают понятия «овощи» – «фрукты», «одежда» – «обувь». 8 детей из 12 не называют слова «транспорт», «семья»; 10 детей из 12 не дифференцируют домашних животных и птиц; 6 детей – домашних и диких животных. При образовании существительных множественного числа в именительном падеже, дети допускают характерные ошибки (окно – «окны», ухо – «ухи», рот – «роты» и т. п.), при образовании в родительном падеже («деревов», «карандашов» и т. п.). Образовывая названия детёнышей животных, дети редко называют «телёнка», «жеребёнка», никто не называет «ягнёнка». При образовании относительных прилагательных дети неверно называют формы («кожавая сумка»). Самыми сложными для детей с ОНР оказываются задания на подбор антонимов, на образование приставочных глаголов, притяжательных прилагательных.

Формирование активного словаря у детей с ОНР.

При организации логопедического воздействия необходимо учитывать современные лингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией.

С учётом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:

· расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.)

· уточнение значений слов

· формирование семантической структуры слова

· организация семантических полей, лексической системы родного языка

· активизация словаря, совершенствование процесса поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь.

Система работы над словами составлена с учётом тесной связи процессов развития лексики и словообразования, и включает задания на уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами, развитие диалогической и монологической речи. На занятиях по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи проводится большая работа по активизации и совершенствованию словаря, понимания речи, формированию умения выделять части предмета. На основе уточнения пассивного речевого запаса организуется устная речевая практика. В процессе усвоения предметного словаря на основе предметно-графических схем дети продолжают знакомиться с различными способами словообразования. Одновременно дети учатся понимать обобщенное значение слова. Необходимым условием уточнения и расширения предметного словаря является практическое усвоение распространенных случаев многозначности слов. Каждое занятие имеет свою тему, которая содержит соответствующие сведения и предусматривает постепенное уточнение словаря и его систематизацию на основе наблюдений и логических приёмов сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Формирование лексики у ребёнка тесно связано с процессами словообразования, поскольку она быстро обогащается за счет производных слов. Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка (вначале возникают семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые уменьшительно-ласкательные формы существительных). Значительно позже в речи появляются названия профессий людей и другие более сложные по семантике слова.

Основные задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий.

В коррекционной работе учитель-логопед ставит следующие задачи:

· формировать представление о слове, как об основной языковой единице

· обогащать и развивать словарный запас детей с ОНР, как путём накопления новых словоформ, так и благодаря развитию у них умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования

· осуществлять актуализацию словаря

· обучать детей точному употреблению слов

· развивать лексическую системность с учётом имеющегося словарного запаса (осуществлять группировку слов по тематическому единству)

· расширять и закреплять связи между словами

· развивать чувство языка, желание говорить ярко, образно, сообразно коммуникативной ситуации

· отбирать и использовать лексические средства с учётом жанра и стиля высказывания.

Виды работы по коррекции лексико-грамматических нарушений.

Успешность усвоения программы в первую очередь зависит от методов обучения. Доступный, содержательный и интересный материал обеспечивает понимание детьми того, о чём они говорят. Дети знакомятся с лексико-грамматическими закономерностями языка преимущественно в устной форме, поэтому система дидактических упражнений помогает закрепить полученные речевые знания, умения и навыки. Развитие словарного запаса основывается на развитии познавательной сферы ребёнка в целом, к предметам и явлениям окружающей действительности, на умении наблюдать и анализировать их, устанавливать взаимосвязи и отношения, обобщать имеющиеся знания о них. Для активизации словаря можно использовать следующие виды работы:

· активизация словаря по определённой теме (беседа по теме)

· отгадывание предметов по описанию

· сравнительное описание двух предметов: по противоположности, по сходству

· подбор синонимов и антонимов к определённым словам

· подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот

· подбор частных понятий к общему понятию и наоборот

· толкование многозначности слов

· объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц и поговорок

· подбор слов в устный текст.

Для закрепления усвоенных лексико-грамматических и синтаксических закономерностей можно предложить следующие задания:

· составление предложений с заданным словом

· восстановление правильного порядка слов в предложении

· ответы на вопросы с их постепенным усложнением

· образование новых слов с помощью суффиксов (от существительного – прилагательное, от глагола – существительное и др.)

· объяснение образования сложных слов

· подбор и употребление разных частей речи к словам

· составление словосочетаний: добавление слова, изменение типа связи слов по образцу, по определенной тематике, с предлогом и без предлога с помощью вопроса

· использование одного слова в разных падежных формах

· отработка синтаксических структур.

Опыт показывает, что только при детальной, системной, отдельной проработке каждой лексико-грамматической категории, возможна коррекция грамматического строя речи дошкольников.

1. , . Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. Санкт-Петербург, изд-во «Союз», 2001.

2. . Формирование речи у дошкольников. Москва,1981.

3. , , . Преодоление ОНР у дошкольников. Москва, 1990.

4. . Формирование лексико-грамматических представлений. Москва,»Издательство ГНОМ и Д», 2003.

5. , . Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. Москва, 1993.

6. Журнал «Логопед» № 5/2012, учитель-логопед ДОУ д/с № 2, г. Унеч.

Использование современных подходов при формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

    Вадим Шпаковский 2 лет назад Просмотров:

1 Использование современных подходов при формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед: Зимина Виктория Владимировна 2015 год

2 Речь это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Современная школа требует от ребёнка высокого уровня умственного и речевого развития. Поэтому для ребёнка – дошкольника хорошая речь – залог успешного обучения и развития в школе. Лексика и грамматический строй – это важнейшие части языковой системы, которая имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Однако не у всех детей одинаково успешно развивается лексический и грамматический строй речи. Количественный рост словарного запаса очень во многом зависит от условий жизни и семейного воспитания, от того внимания, которое взрослые уделяют речевому развитию ребёнка. Если некоторые слова и грамматические формы не употребляются в окружающей среде, то они будут отсутствовать и в его речи в силу отсутствия образца для подражания. Это проявляется в том, что ребёнок старшего дошкольного возраста из-за нехватки слов не может правильно назвать признаки хорошо знакомых ему предметов.заменяет, сходные по значению существительные («утка» вместо «гусь», «самовар» вместо «чайник», и многое другое). Допускает неточное употребление глаголов (змея «ходит»). Характерно для детей и неумение изменять слова в соответствии с общепринятыми языковыми нормами. Это проявляется в затруднениях при образовании существительных множественного числа: дом до’мы, ( дома), ухи (уши), дерева’, де’ревы (вместо деревья), цыплёнки (цыплята) и т.д. Естественно, что такие дети не могут и грамматически правильно связывать слова между собой. Это проявляется, в частности, в ошибках согласования существительных с числительными: 5 гусёв (вместо гусей), 5 ух или 5 ухов (вместо ушей), и т.п. В неправильном согласовании прилагательных с существительными, в ошибках при употреблении предлогов. Большую сложность для детей представляет и выполнение задания на образование новых слов, в частности существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительных и притяжательных прилагательных, приставочных глаголов. Все описанные выше трудности, отражающие несовершенство устной речи детей, не могут не приводить и к затруднениям при усвоении грамматических правил. Именно в дошкольном возрасте нужно проявлять необходимую заботу о развитии устной речи ребёнка, об обогащении его словаря, о преодолении аграмматизмов в устной речи. Учитывая важность и актуальность данной проблемы моя коррекционно педагогическая деятельность в детском саду, в последние годы, основывается на опытно исследовательской работе по теме «Использование системного подхода в развитии лексико грамматического строя речи у детей логопатов старшего дошкольного возраста».

3 Чтобы решить эту проблему я взяла за основу пособия Лопатиной Л.В., Серебряковой Н.В. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников»; Лопатиной Л.В. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами»; Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей». Цель работы устранение речевых нарушений у детей с нарушениями речи. Предмет исследования процесс развития лексико грамматического строя у детей логопатов с использованием системного подхода. Основными задачами логопедической работы по коррекции лексико грамматического строя речи является: – обогащение словаря – уточнение значений слов – усвоение морфологических средств языка. Успешное решение этих задач обеспечивает не только расширение словарного запаса за счет введения новых слов, усвоение практическим путем правил употребления различных грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, но и точное употребление слов, умение свободно и правильно ими пользоваться, формирование чувства языка. Работу по формированию лексико-грамматического строя речи веду с учетом коррекционно-развивающих задач основной образовательной программы детского сада. Мною были разработаны методические рекомендации и составлен тематический план для детей логопатов старшей и подготовительной к школе групп. Которые являются составной частью рабочей программы коррекционно-развивающей работы на логопункте ДОУ для детей старшего дошкольного возраста. На общероссийском конкурсе «Мое НОУ ХАУ в педагогической деятельности!» в марте 2015 года, за данную программу получен диплом 1 степени. По результатам общероссийского конкурса «Лучший современный урок(занятие) первого полугодия учебного года» получен диплом 3 степени. Свою работу по коррекции нарушений лексико грамматического строя речи у дошкольников провожу по следующим направлениям: расширение объема словаря; формирование структуры значения слова; развитие лексической системности и семантических полей, развитие словообразования; уточнение грамматического значения слова. Сущность работы состоит в том, что формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и

4 для его развития должны применяться различные педагогические средства (приёмы, формы организации). Для освоения морфологии и словообразования важны приёмы, стимулирующие языковые игры; для формирования синтаксиса первостепенное значение имеет создание положительной мотивации для развернутых высказываний. Формирование разных сторон грамматического строя языка дошкольника, происходит не синхронно, соответственно обучение должно проходить поэтапно. При этом учитывается следующее: вся работа носит коррекционную направленность; применяемый материал выбирается в соответствии с особенностями детей конкретной группы и с постепенным усложнением; работа по каждому лексико-тематическому циклу не ограничивается периодом, указанном в годовом плане, а носит лишь наиболее сконцентрированный и целенаправленный характер. Закрепление изученного материала, его усложнение, дифференциация осуществляется в течение всего последующего обучения. создаются условия для полноценного освоения грамматического строя языка, прежде всего его системы, богатства синтаксических, морфологических и словообразовательных средств на основе развития и поощрения самопроизвольной поисковой активности ребёнка в сфере грамматики. В процессе коррекции лексико-грамматического строя речи детей применяю специальные игры и дидактические пособия, предметные и сюжетные картинки по лексическим темам. В связи с этим остановлюсь на таком виде игр, как коррекционно развивающие. КРИ это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями. КРИ имеют сугубо вербальный характер, при этом речевой материал максимально насыщается автоматизируемым звуком. КРИ дают возможность: обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально волевой сферы детей во время занятий; повысить речевую мотивацию; компенсировать недостаточность фонематического слуха; автоматизировать необходимые звуки в результате проговаривания большого количества речевого материала. Так как детский сад посещают дети с самыми разными речевыми заключениями, фронтальные методы работы в наших условиях неприемлемы, КРИ являются одним из самых эффективных методов исправления звукопроизношения и развития речи.

5 Коррекционная работа становится более эффективной при применении различных игр и упражнений с привлечением наглядного материала. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают материал. Чтобы вызвать у детей интерес к обучению, использую различные пособия, настольно печатные игры, игровые упражнения с игрушками, элементами речедвигательной ритмики, музыкального сопровождения. Работа строится с учетом принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям, начального уровня их речевого развития и динамики усвоения предлагаемого материала. Эффективность формирования грамматических навыков зависит от следующих условий: систематического проведения: размещения игр и упражнений в порядке возрастающей сложности; подчиненности заданий выбранной теме; вариативности упражнений. «Покажите ребёнку картинку, и он заговорит» – говорил К.Д. Ушинский. Картинкипомощники незаменимые спутники в работе логопеда на любом этапе. С картинками ребёнку становиться интересней и увлекательней, помогают скрасить однотипность упражнений. Игра строится так, чтобы как можно больше слов проговорили дети. Задача логопеда превратить волшебную картинку в увлекательную историю или рассказ, чтобы ребёнок захотел поиграть и в процессе игры решаются поставленные коррекционные задачи. Поэтому игры подбираются те, которые носят комплексный характер и в процессе коррекции происходит: знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями; согласование прилагательных с существительными разных родов; правильное употребление местоимений «он, она, они»; образование формы родительного падежа у существительных разных родов и чисел; закрепляются навыки правильного согласования притяжательных местоимений «мой, моя, моё» с существительными разных родов единственного числа и существительными множественного числа; навык сравнения предметов по величине, форме, цвету и другим признакам. расширяется и обогащается словарный запас. Использование такого подхода в работе с детьми логопатами позволяет автоматизировать звуки, многократно повторить и запомнить большое количество речевого материала, компенсировать недостатки смысловой стороны речи. Таким образам, использование игровых приёмов, способствует более глубокому и осознанному усвоению детьми грамматической стороны речи. В играх дети более осмысленно подходят к заданиям, с большим интересом относятся к игровым действиям, легче выявляют языковые закономерности и вводят их в свою речь.

6 В своей работе, я использую метод наглядного моделирования (схемы, пиктограммы, символы), который выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений. Метод наглядного моделирования предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, а также способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья. Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Работа с пиктограммами помогает развить у ребенка ощущение системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля. Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, на мой взгляд, является то, что речь педагога сводится к минимуму он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово. Пиктограммы можно изменить, дополнить, все зависит от творчества педагога. Используя в своей работе наглядное моделирование, я учу детей: 1) добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; 2) формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; 3) применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления. Следовательно, можно сделать вывод, что использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат в освоении лексикограмматического строя речи. У детей повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда. Следующий эффективный метод, который я использую в своей работе, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Напомню, что синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

7 первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. Сочинение синквейнов является своеобразным инструментом для синтезирования полученной информации. При работе с данным приёмом я решаю множество важнейших задач: – изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; – отрабатываются знания о частях речи; – знания о предложении; – значительно активизируется словарный запас ребёнка; – совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; – активизируется и развивается мыслительная деятельность; – совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для всестороннего развития ребенка. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому человеку. Но это сложная и плодотворная работа, как для педагога, так и для ребенка. Думаю, что коллеги, применяющие данный приём на своих занятиях, согласятся с тем, что созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» занятия. Конечно же, умение сочинить синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от педагога тщательно продуманной, планомерной работы. Когда же начинать знакомство с этим приёмом? В старшем дошкольном возрасте! Целесообразно вначале предлагать детям для прослушивания готовые синквейны, например: Осень Ель Солнечная, тёплая. Душистая, чудесная. Дарит, светится, радует. Растет, веселит, радует. В парке осыпаются листья. Я люблю зимнюю ель. Золото, красота, счастье! Зима, новый год, детство. Кукла Красивая, любимая. Стоит, сидит, улыбается. Моя кукла самая красивая. Игрушка. Машина Быстрая, мощная. Едет, обгоняет, тормозит. Я люблю кататься. Транспорт. Грамматика – материал сложный. Здесь очень важно придерживаться правила: учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Применение информационных компьютерных технологий

8 облегчает усвоение учебного материала, а также предоставляет новые возможности для развития творческих способностей детей. Компьютерная презентация дает возможность ребенку в занимательной форме выполнить задание – найти нужную, с его точки зрения, форму. В своей работе с детьми по формированию грамматического строя речи самостоятельно разрабатываю мультимедийные презентации, а также использую заимствованные из интернетресурсов презентации, которые несут обучающий и развивающий характер. Организация занятия с ИКТ побуждает детей к речевой деятельности, стимулирует речевую активность, создает интерес к занятию с первых минут и удерживает этот интерес на всём его протяжении.в процессе занятия с ИКТ речь является средством мыслительных действий, и в то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка. Работа над синтаксисом включает построение различных типов предложений. В игре «Чей? Чья? Чьи?» дети знакомятся с различными падежными конструкциями, на основе словосочетаний предлагается детям самим придумать предложения. – д/и «Кого зовёт мама?» -формирование умения изменять слова по падежам, усвоение категорий родительного падежа; – д/и «Заколдованные картинки» – формирование навыков словообразования приставочным способом, усвоение категорий родительного падежа; – д/и «Прятки» – формирование навыков образования притяжательных прилагательных. Использование цифровых образовательных ресурсов в работе с дошкольниками по формированию грамматического строя речи позволяет: Создавать положительный эмоциональный фон при работе со сложными для детей лексико-грамматическими категориями. Стимулировать высокую умственную и речевую нагрузку, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта. Сочетать различные речевые обороты и грамматические формы с мультипликацией, обогащая словарь детей. Разнообразить дидактический материал (яркий, динамичный). Безусловно, информационно-коммуникативные средства обучения повышают эффективность работы педагога поформированию грамматических навыков, стимулируя эмоционально-мотивационное звено речевой деятельности дошкольников. При условии систематического использования в образовательном процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами и приемами обучения, обогащаются интеллектуальные впечатления и интересы детей, значительно повышается их речевая активность.

9 В работе над формированием лексико грамматического строя речи поддерживаю тесную связь с воспитателями группы. Для этого мною разработаны методические рекомендации по лексическим темам для воспитателей. Для улучшения речевой ситуации в группах, использую с воспитателями такие формы работы, как индивидуальные беседы, консультации, практикумы, семинары, анкетирование. Оказываю практическую помощь в планировании работы по развитию речи детей, составляю наглядные материалы, памятки, советы по подбору речевого материала для праздников. Например, ребёнку подбирается стихотворение с наименьшим использованием неправильно произносимых звуков, и звуков, находящихся на этапе автоматизации. Так как речь является высшей психической функцией человека, то от её недоразвития страдают и другие психические функции (внимание, память, мышление). На этом этапе работы большое значение играет сотрудничество с педагогом-психологом, который помогает осуществить поставленную задачу. Таким образом, воспитатели получают рекомендации от двух специалистов, имеющих одну цель. Не менее важную роль в работе над данной проблемой отвожу родителям. Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим. Они принимают участие в коррекционно педагогическом процессе, выполняя советы и рекомендации учителя- логопеда, понимая их значимость. Мною разработаны для родителей воспитанников алгоритмы организации занятий по закреплению лексико грамматических категорий. Родители проявляют заинтересованность в учебных успехах детей, внимательно относятся к выполнению заданий, что в значительной мере способствует темпу и качеству коррекционной работы. Советы и рекомендации я оформляю в виде буклетов, памяток, где размещаю подбор комплексов упражнений и игр, способствующих своевременному речевому развитию. Использованием современных подходов при формировании лексико грамматического строя речи у детей логопатов старшего дошкольного возраста способствует более глубокому и осознанному усвоению детьми грамматической стороны речи. Результаты работы вы видите на слайде. Дети более осмысленно подходят к заданиям, с большим интересом относятся к игровым действиям, легче выявляют языковые закономерности и вводят их в свою речь. Расширяются границы восприятия и осмысления речевых единиц до предложения и текста, повышается речевая активность, развивается оперативнаю память, логическое мышление. Деятельность по данной проблеме обеспечивает адаптацию дошкольников к условиям школьной жизни.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи Т. С. Гомзяк

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • Артикуляционная гимнастика (3)
  • Домашние задания(автоматизация звуков) (7)
  • Мероприятия, конкурсы (7)
  • Разработки (5)
  • Информация для педагогов (32)
  • Конспекты (21)
  • Технологии (7)

Технология развития лексико-грамматической стороны речи Т. С. Гомзяк

Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, т.к. бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов затрудняет овладение детьми правильной речью. Коррекционная работа по обогащению лексического запаса проходит с учетом закономерностей развития речи детей. Применяю разнообразные способы конкретизации речи: ознакомление с неизвестным предметом или его изображением, соответствующим определенному слову; объяснение незнакомого предмета по аналогии со знакомым; воспроизведение имеющихся представлений, объяснение смысла слов и др. Работу по развитию и обогащению словарного запаса провожу на каждом занятии, индивидуальном или групповом. При работе использую методику О. С. Гомзяк.

Построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, предусматривающей создание условий для коррекции недостатков речевого развития ребенка, подготовка к успешному обучению детей в школе и создание мотивированной потребности в речи как средстве общения и самовыражения.

  • обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от тяжести речевого нарушения;
  • устранять нарушения звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры);
  • устранить фонетико-фонематическую недостаточную;
  • сформировать навыки звукового анализа и синтеза;
  • устранить недостатки развития лексико-грамматического строя речи;
  • развивать связную речь дошкольников;
  • предупредить нарушения письма и чтения;
  • выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности
  • Раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности.
  • Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах коррекции, речевого развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Технология охватывает все стороны речевого недоразвития (фонетическую, лексико-грамматическую и связную речь) и предполагает комплексное воздействие на ребенка.

Новизна заключается в единстве мотивационно-личностного, содержательного и деятельностного компонентов коррекционного процесса.

В основу программы положены следующие принципы:

  • раннее воздействие на речевую деятельность ребенка с целью предупреждения вторичных отклонений;
  • развитие речи с опорой на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме);
  • взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка;
  • дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;
  • учет особенностей речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями;
  • связь речи с другими сторонами психического развития.

Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является: ребёнок, хорошо владеющий устной речью, умеющий выражать свои мысли и желания, проявлять инициативу в общении, умеющий задавать вопросы, делать умозаключения, знающий сказки и умеющий их пересказывать, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, со сформированными элементарными навыками звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

Эффективность коррекционно – воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя, воспитателя и специалистов ДОУ.

Организания коррекционно-воспитательной работы

Учебный год в логопедической группе начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль;

III период — март, апрель, май.

Задачи логопедических занятий по периодам обучения

Развитие моторных функций

Развитие дыхательной и голосовой функции

Формирование фонетико-фонематических процессов

Грамматический строй речи

Развитие связной речи

Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения и письма

Работа воспитателя по заданию учителя-логопеда

Основной формой коррекционного обучения в специализированном детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:

  • — фронтальных (подгрупповых) занятий;
  • — индивидуальных занятий;
  • — занятий подвижными микрогруппами.

Занятия проводятся логопедом после того, как проходит обследование детей группы в начале года.

Фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.

В основе планирования занятий с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический подходы.

Тематический подход организации познавательного и речевого материала занятия предполагает его фокусировку на какой – либо теме из окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Изучение темы параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, в играх. Подбор и расположение тем определяются следующими условиями: сезонностью, социальной значимостью, нейтральным характером.

Один из важнейших факторов реализации тематического принципа – концентрированное изучение темы, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи детьми (пассив), так и для ее активизации.

В соответствии с концентрическим подходом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.

Фронтальные занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи подразделяются на следующие типы:

  1. Занятия по формированию фонетико – фонематической стороны речи.
  2. Занятия по формированию и развитию связной речи.
  3. Занятия по формированию лексико – грамматических категорий.

Основными задачами занятий по формированию фонетико – фонематической стороны речи являются: развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия, навыков произнесения слов различной звуко – слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

Специфика этого типа занятий обуславливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками.

Задачей занятий по формированию и развитию связной речи является обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ – описание.

На занятиях по формированию лексико – грамматических категорий используется лексико – грамматический подход. При таком подходе на занятиях изучаются наиболее типичные формы словообразования, а также основные модели построения словосочетаний и предложений, характерные для грамматической системы русского языка. Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием речи формируются грамматические представления. Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, формирование практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

В старших группах изучение лексико – грамматических категорий выходит на 1 место, то есть, на одном занятии логопед планирует изучение только одной лексико – грамматической темы. Это обусловлено тем, что ни одна грамматическая категория не может войти в самостоятельную речь детей – логопатов без многократного сознательного использования ее в разных словосочетаниях и предложениях. Темы для лексико – грамматических занятий выбираются не случайно, а в соответствии с физиологическими и психолого – педагогическими особенностями формирования ребенка при ОНР.

Занятия в подвижных микрогруппах представляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, как правило объединяют детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков, возрастает возможность включать упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировать детей с учетом всего объема речевой работы. Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи. Так же на занятия в подвижных микрогруппах происходит закрепление лексико – грамматических категорий, работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника.

Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, логопед должен стремиться к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка. Для этого можно подбирать лексико – грамматические игры и игры на развитие ВПФ со словами, насыщенными автоматизируемым звуком.

Индивидуальные занятия как правило включают в себя следующие этапы: артикуляционная гимнастика, затем, пальчиковая гимнастика, затем идет работа по постановке или автоматизации звука. Лексический материал должен содержать максимальное количество закрепляемых звуков. Необходимо повышать темп речевых упражнений от неторопливого, утрированного произнесения переходить к более быстрому проговариванию и, наконец, к скороговоркам. Требование здесь – к постепенному усложнению лексического материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным – от элементарного повторения слов за логопедом, к называнию предметов, описанию, стихам, пересказам, составлению рассказов по картинкам.

В результате применения технологии развит моторный праксис, выработаны ощущения от положения органов артикуляции, автоматизированы поставленные звуки, развитие мелкой моторики позволяет правильно удерживать карандаш, вырабатывается правильное речевое дыхание, дети умеют определять место звука в слове, делать звуковой анализ слов из 4-5 звуков, дифференцируют звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости, расширяется словарь, совершенствуются навыки словообразования и словоизменения.

Читайте также:  Презентация: Развитие фонематических процессов
Ссылка на основную публикацию