Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Работа над лексико-грамматическим строем языка в процессе коррекции связной речи

Разделы: Логопедия

Классы: 1 , 2 , 3 , 4

Ключевые слова: связная речь , работа над текстом , построение связного высказывания

Одной из основных целей логопедической работы с детьми с ОНР является формирование полноценной речевой деятельности. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Дети с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения при обучении, которые проявляются в нарушениях не только произношения, но и лексико-грамматических средств языка, связной речи. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими только из-за своего аномального речевого развития. Связная речь, подчеркивал Ф.А. Сохин, обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, А.М.Леушина, А.М.Бородич и др.), психологами (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.) и логопедами (А.В.Ястребова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, В. К. Воробьева и др.).

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе (М.М.Алексеева, В.И.Яшина). Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Развитие обеих форм связной речи (диалога и монолога) играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию навыков у младших школьников.

Как известно, связная речь характеризуется следующими особенностями: развернутостью, произвольностью, логичностью ,непрерываемостью, программированностью: говорящий планирует не только каждое отдельное высказывание, но и весь текст в целом, определяет замысел, объем и характер высказывания, подбирает языковой материал.

Таким образом, связная речь требует от говорящего широкого охвата действительности, подробного и полного ее восприятия, что возможно только при достаточно высоком умственном и речевом развитии.

Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует научению ребенка самостоятельно использовать отдельные слова и синтаксические конструкции. У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения.

Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в целях общения, т.е. коммуникации. Отрабатываются эти умения в процессе составления предложений и связных высказываний. Первоначально эти навыки формировались в течение работы над развитием полноценных представлений о звуковом и морфемном составе слова. Овладение грамматическими формами словоизменения, способами словообразования, различными типами предложений происходит у детей с ОНР в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии; недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.

В работах Н.С.Жуковой, Л.Ф.Спировой, Т.Б.Филичевой, С. Н. Шаховской выделены следующие нарушения морфологической системы языка у детей с ОНР.

Это неправильное употребление:

– окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных;
– падежных и родовых окончаний количественных числительных;
– личных окончаний глаголов;
– окончаний глаголов в прошедшем времени;
– предложно-падежных конструкций.

Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций.

Поэтому работа будет направлена на восполнение пробелов в формировании лексико-грамматических средств языка и связной речи. Нормализация звуковой стороны речи создает условия для дальнейшего ее совершенствования. Формирование морфологических обобщений составляет важнейший элемент этого процесса. На данной основе решаются наиболее существенные задачи:

– уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, активным использованием различных способов словоизменения и словообразования;
– адекватное использование лексических средств языка в целях устного общения;
– развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Однако необходимо помнить, что обогащение лексики не следует ограничивать только накоплением у детей определенного количества слов. Необходимо постоянно раскрывать богатство и разнообразие связей и отношений между словами, а это предполагает постепенное усвоение групп слов, представляющих собой семантическую и логическую общность, имеющих свое формальное выражение в морфологической структуре. Иначе говоря, важно научить детей производить отбор и группировку слов по различным признакам: морфологическим (по общности корня, приставки, суффикса), лексико-семантическим (по общности или противоположности значений).

Исходя из этого, организация обучения детей с недоразвитием связной речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и самостоятельно определять как содержание своего высказывания, так и наиболее адекватные для выражения его языковые средства. При этом важно учить детей распределять внимание между содержанием и формой высказывания, требовать от них логически обоснованных, правильных в языковом отношении высказываний.

Предлагаем следующие методы и приемы работы по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи.

Методы и приемы работы по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи.

1. Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.

Цель: формировать умения планировать собственное высказывание из обрывочных фраз и словосочетаний.

Дети ходили в . Там огромного слона они видели, полосатую зебру, забавных обезьян. Слон … холодной водой. … свежую траву. Обезьяны … смешные рожицы.

Дети ходили в зоопарк. Там они видели огромного слона, полосатую зебру, забавных обезьян. Слон обливался холодной водой. Зебры жевали свежую траву. Обезьяны корчили смешные рожицы.

2. Составление связного рассказа из двух текстов, прочитанных вперемежку, либо составление двух текстов из смешанных фраз и пересказ каждого текста.

Цель: формировать умения отличать текст от группы предложений, дифференцировать эти понятия; учить выделять признаки связного текста, делить текст по смыслу на отдельные части, определять тему текста; формировать умения объединять в логической последовательности несколько предложении по соответствующей лексической теме.

Наступила зима. Стало тепло. Кругом лежит белый снег. Потекли ручейки. Звери спрятались в норы. На деревьях набухли почки. Дети катаются на лыжах и коньках. Стали прилетать птицы. Вот и пришла весна.

3. Корректирование текста.

Цель: формировать умения находить в контексте предложения, не подходящие по смыслу, предупреждение и коррекция аграмматической дисграфии, развитие зрительного восприятия и внимания.

Птичка.
Зимой ребята гулял в лесу. На снегу они увидели птичку. Он была очень слаба. Дети принесли ее домой. Птичку посади в клетку. Ребя кормили ее зерном. Весной дет выпустили ее на волю.

Птичка.
Зимой ребята гуляли в лесу. На снегу они увидели птичку. Она была очень слаба. Дети принесли ее домой. Птичку посадили в клетку. Ребята кормили ее зерном. Весной дети выпустили ее на волю.

4. Прочитать текст, используя метод смысловой догадки (антиципирование):

Цель: развивать умение восстанавливать неполное предложение, употребляя правильные словоформы, вставляя пропущенные слоги; развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения слов с помощью синтаксических конструкций, связью слов в предложениях; предупреждение и коррекция аграмматической дисграфии, развитие зрительного восприятия и внимания.

Па… прин… из ле… ел… . Ел… постав… на пол. Реб… украс… ел… . Повес… игруш…, ша…, конф… . Ел… была наряд…, крас…, пушис… . Дети игр… вок… ел… . Вес… было ребят… !

5. А) Прочитайте предложения, обратите внимание на выделенные окончания:

Цель: предупреждение и коррекция аграмматической дисграфии, развитие зрительного восприятия и внимания.

Весь день трудились ребята.
Снег сгребали под крышу сарая.
Они строили снежную горку во дворе.
Мальчики полили ее водой.
К вечеру горка была готова.

Б) Перескажите текст.

Цель: учить последовательно передавать содержание текста, учить творческому рассказу.

В). Восстановите деформированный текст. Дается текст без отдельных слов и окончаний.

Цель: развивать умение восстанавливать неполное предложение, употребляя правильные словоформы, вставляя пропущенные слова, окончания; предупреждение и коррекция аграмматической дисграфии, развитие зрительного восприятия и внимания.

Славная горка.

Весь день трудились ребят.
Снег … под крыш.. сарая.
Они строили … во дворе.
Мал… полили ее вод.
К вечеру горка .. готова.

6. Упражнение “Догадайся”: восстановите и перескажите текст.

Цель: развивать умение восстанавливать неполное предложение, употребляя правильные словоформы, вставляя пропущенные слоги, окончания; формировать умения объединять в логической последовательности несколько предложении; развитие связной речи; предупреждение и коррекция аграмматической дисграфии.

Солн… садит… в тучи. Быстрые ласточ… лета… низко над земл… . Голосят по двор… пету… . Облака вытягива… по неб… длинными туман… прядя… . Это приметы дож… . А незадол… перед дожд… слышит… нежное дыхание влаги. Его приносит отту…, где дож… уже пролил… .

Но вот начина… капать дож… . Редк… капли оставляют темные крапин… на пыльн… дорог… и крыш… .
(По К.Паустовскому)

7. Восстановите деформированный текст по вопросам.

Цель: развивать у детей фантазию, творческое мышление, память; учить последовательно передавать содержание; учить отвечать на вопросы полными предложениями.

Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Во дворе построили горку. Трое мальчиков с лыжами первыми прибежали на горку. Вторыми пришли две девочки. Обе девочки были с санками. На горке стали кататься пятеро ребят. Всем пятерым было очень весело.

Какое время года наступило?
Какой снег выпал?
Что построили во дворе?
Кто первым прибежал на горку?
Кто вторым пришел на горку?
На чем стали кататься две девочки?
Сколько ребят стали кататься на горке?
Нарисовать картинку к рассказу, пересказать его.

8. Исключение лишнего предложения.

Цель: развивать умения находить недостающее предложение с опорой на предыдущие и последующие предложения текста, развивать логическое мышление, развивать зрительное восприятие и внимание.

Лесная поляна покрыта пушистым снегом. Мелкие букашки запрятались от холода под корой. Тихо кругом. Изредка пролетят стайкой щеглы и синицы. Или дятел начнет выколачивать клювом из шишки вкусные семена. Быстрые ласточки летают низко над землей. Иной раз зайка постоит на полянке, послушает и побежит в лес.

9. Чтение текста, выделяя голосом выделенный слог.

Цель: учить отвечать на вопросы полными предложениями, развивать зрительное восприятие и слуховое внимание.

Леша и Барбос.

Леша запряг Барбоса в санки и сел. Барбос быстро побежал по саду. Вдруг он заметил на дереве кошку. Залаял Барбос, рванулся за кошкой. Леша упал с санок в снег. Ему смешно, и ребятам тоже весело.

Как звали мальчика и собаку? Как играл Леша с Барбосом? Что случилось, когда Барбос заметил кошку? Что стало с Лешей? Он заплакал?
Посмотри на рисунки. По порядку ли они нарисованы? Почему ты так думаешь? Возьми карандаш и проставь номера в клеточках в нужном порядке. Найди предложения к каждой картинке и прочитай.
Внимательно перечитай текст еще раз. Теперь закрой его листом бумаги. Внизу перед тобой такой же текст, но последние слоги в некоторых словах от тебя “спрятались”. Читай текст внизу, добавляя подходящие слоги.

Текст с “прятками”.

Ле.. запряг Барбо.. в санки и сел. Барбос быстро побе.. по са.. . Вдруг он заме.. на дереве кош.. . Зала.. Барбос, рванул за кошкой. Леша упал с са.. в снег. Ему смеш. и ребятам то.. весе.. .
– С целью предупреждения аграмматизмов, используется метод смысловой догадки:
Па… прин… из ле… ел… . Ел… постав… на пол. Реб… украс… ел… . Повес… игруш…, ша…, конф… . Ел… была наряд…, крас…, пушис… . Дети игр… вок… ел… . Вес… было ребят… !

10. Исправь ошибки:

Цель: развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения слов с помощью синтаксических конструкций, связью слов в предложениях; предупреждение и коррекция аграмматической дисграфии, развитие зрительного восприятия и внимания; учить последовательно передавать содержание.

Собачку Жучку заели волки. Остался маленькой слепой щенок. Прозвали его Сироткой. Щенку подложили кошке, у которой были маленькая котята. Кошка обнюхала Сиротку, повертел хвостом и лизнула щенка в нос.

Однажды на Сиротки напала бродячая собаки. Тут появились кошка. Она схватила зубами Сиротку и метнулась к высоким пеньку. Цепляясь за кору когтями, она втащил щенка наверх и прикрыла его собой.

Собачку Жучку заели волки. Остался маленький слепой щенок. Прозвали его Сироткой. Щенка подложили кошке, у которой были маленькие котята. Кошка обнюхала Сиротку, повертела хвостом и лизнула щенка в нос.

Однажды на Сиротку напала бродячая собака. Тут появилась кошка. Она схватила зубами Сиротку и метнулась к высокому пеньку. Цепляясь за корукогтями, она втащила щенка наверх и прикрыла его собой.

Таким образом, перечисленные выше упражнения широко используются и на уроках в классе, но на коррекционных занятиях они имеют определенную специфику. Поскольку эти задания используются в основном для обучения детей построению связного высказывания и реализации его в коммуникативной деятельности, то выполнять их следует преимущественно в устной форме.

Данная система работы направлена не только на развитие лексико-гкамматического строя языка, но и на:

– формирование положительной мотивации к чтению;
– совершенствование техники чтения;
– предупреждение аграмматизмов;
– развитие смысловой догадки и логического мышления;
– концентрацию, распределение и переключение внимания;
– коррекцию зрительного восприятия.

Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Речевое развитие занимает важное место в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
doklad_korrektsiya_igr.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Речевое развитие занимает важное место в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Одним из основных направлений работы по речевому развитию является формирование лексико-грамматического строя речи. Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть объёмом словаря, достаточным для того, чтобы понимать речь взрослых и сверстников, ребёнок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Несформированность лексико-грамматических представлений у воспитанников с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) приводит к трудностям в овладении письменной речью в школе, поэтому устранение лексико-грамматических нарушений в речи воспитанников с ОНР, является одной из главных задач в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда и педагогов ДОО. Наиболее эффективным приёмом при коррекции лексико-грамматических нарушений, является игра .

В своей работе по формированию грамматически правильной речи я использую упражнения, словесные и дидактические игры. Их применение эффективно в коррекционно-развивающей работе с привлечением различного наглядного материала: предметов, игрушек, картинок и специально изготовленных пособий, так как при опоре на зрительный образ воспитанники быстрее усваивают материал.

Всю работу по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у воспитанников с ОНР я провожу по следующим направлениям:

1) Расширение, активизация и обогащения словаря;

3) Формирование навыков словоизменения;

4) Формирование навыков словообразования.

1) Игры и упражнения, направленные на расширение, активизацию, обогащение словаря

А) Номинативный словарь (словарь существительных)

Игра «Назови картинки»

Описание: педагог предлагает назвать предметы, изображенные на картинках, которые входят в различные тематические группы.

Овощи: свекла, морковь, капуста.

Игра «Отвечай быстро»

Описание: педагог бросает мяч ребенку и называет три слова, относящиеся к одной тематической группе. Ребенок, возвращая мяч, называет к ним обобщающее слово.

Стул, кровать, диван – мебель.

Игра «Раздели по группам»

Описание: педагог предлагает разделить картинки с изображением предметов на группы и назвать одним словом.

Игрушки: мяч, паровоз, пирамидка.

Овощи: огурец, свекла, помидор.

Фрукты: яблоко, лимон, апельсин.

Описание: педагог раскладывает картинки, с изображением предметов, входящие в разные тематические группы. Ребенок, взяв картинку, называет ее и подбирает как можно больше слов, которые могут продолжить ряд:

Игра «Назови, что есть у предмета?

Описание: педагог раскладывает или показывает картинку с изображением предметов, а ребенок должен назвать части каждого предмета.

Чайник: дно, носик, ручка, крышка.

Стул: сиденье, спинка, ножки.

Описание: педагог предлагает определить предмет по названию составных частей

Ствол, ветки, сучья, почки, листья, кора, корни – Что это? (дерево).

Крыльцо, ступеньки, дверь, чердак – Что это? (дом ).

Игра «Кто больше»

Цель: учить детей подбирать имена существительные к глаголам.

Описание: педагог предлагает назвать к действию как можно больше слов.

Летит…(стрела, самолет, птица, пассажир, снежинка, лист)

Плывет.. (пароход, лодка, катер, корабль)

Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать имена существительные, противоположные по смыслу.

Описание: педагог бросает мяч ребенку и называет слово-действие. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по смыслу.

Например: день – ночь, зима – лето, начало – конец и т.д.

Игра «Отгадай предмет по описанию»

Цель: учить отгадывать предмет по описанию его дифференциальных признаков.

Описание: педагог предлагает ряд слов и просит отгадать, что это.

Это овощ, круглый, красный, вкусный. Что это?

Б) Предикативный словарь (словарь глаголов)

Игра «Кто как голос подает?»

Цель: учить подбирать действия к именам существительным по способу подачи голоса.

Описание: педагог предлагает назвать действие по подачи голоса. Например: Лягушка говорит: Ква-ква-ква. Что она делает? Квакает. Корова говорит: му-му-му. Что она делает? Мычит.

Игра «Кто как передвигается?»

Цель учить подбирать действия к именам существительным по способу передвижения.

Описание: педагог предлагает назвать действие по способу передвижения. Например: Птица (что делает?) летает. Змея (что делает?) ползает и т.д.

Игра «Кто что делает?»

Цель: учить подбирать действия к именам существительным, связанных с профессией человека.

Описание: педагог предлагает детям назвать действия, которые выполняет человек определенной профессии. Например: Строитель (что делает?) строит. Повар – готовит. Художник – рисует.

Игра «Скажи по-другому»

Цель: учить подбирать глаголы, близкие по значению.

Описание: педагог предлагает назвать действие, изображенное на картинке (котенок смотрит) и предлагает подумать, как можно по-другому назвать это действие: смотрит – глядит – наблюдает.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать глаголы, противоположные по смыслу.

Описание: педагог бросает мяч ребенку и называет слово-действие. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по смыслу.

В) Словарь признаков

Игра «Подбери слова-признаки»

Цель: учить детей подбирать прилагательные к именам существительным. Описание: педагог предлагает подобрать к названию предмета как можно больше слов-признаков по тематическим группа.

Мебель (какая?) дереаянная, мягкая, кухонная и т.д.

Лиса (какая?) хитрая, рыжая, хищная.

Игра «Назови цвет, форму, вкус»

Цель: учить детей подбирать имена прилагательные по цвету, форме и вкусу.

Описание: педагог предлагает назвать предмет по цвету, форме и вкусу.

Лимон (какой?) желтый, овальный, кислый.

Игра «Скажи по-другому»

Цель: учить подбирать имена прилагательные, противоположные по значению.

Описание: педагог бросает мяч и называет слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, близкое по значению.

Большой – огромный и т.д.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать имена прилагательные, противоположные по смыслу.

Описание: педагог бросает мяч и произносит словосочетание. Ребенок, возвращая мяч, называет в словосочетании одно слово, противоположное по смыслу.

Добрая собака – злая собака;

Черная рубашка – белая рубашка;

Чисток пальто – грязное пальто.

Г) Словарь наречий

Игра «Кто как передвигается?»

Цель: учить детей подбирать слова наречия.

Описание: педагог предлагает по картинкам назвать животное и определить, как оно передвигается. Улитка. Она ползет медленно. Конь. Он скачет быстро.

Игра «Скажи по-другому»

Цель: учить подбирать наречия, близкие по значению.

Описание: педагог бросает мяч и называет слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, близкое по значению.

Тоскливо – грустно – печально.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать наречия, противоположные по смыслу.

Описание: педагог бросает мяч ребенку и называет слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по смыслу.

Далеко – близко, тихо – громко и т.д.

Д) Словарь местоимений

Игра «Я, ты, мы, вы, он, она, они»

Описание: педагог произносит предложение, бросает ребенку мяч, называя местоимение, затем предлагает закончить предложение.

Я пью чай. Ты…Мы… Вы…Он..Она…Они…

Я гуляю в парке. Ты…Мы…Вы…Он(она)…Они…

Я поливаю цветы. Ты…Мы…Вы…Он(она)…Они…

2) Игры, направленные на формирование словоизменения

Цель: учить образовывать имена существительные множественного числа в И.п.

Описание: педагог называет существительное в ед. ч. бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч, называет слово во мн. ч.

Игра «Найди пару»

Цель: дифференциация существительных в единственном и множественном числе.

Описание: педагог раскладывает картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе и предлагает составить пары из картинок.

Кот – коты, топор – топоры, стол – столы, арбуз – арбузы.

Игра «Угадай, кого (чего) нет?»

Цель: учить образовывать имена существительные во множественом числе в Р.п.

Описание: педагог предлагает картинки с изображением предметов (ведра, гнезда и т.д.). Убирает картинку и спрашивает: «Кого (чего?) нет?

Игра «Кто что ест?»

Цель: учить употреблять имена существительные в В.п. единственного числа.

Описание: педагог предлагает рассмотреть кртинки с изображением животных и подобрать к каждому животному его пищу.

Игра «Кому что дадим?»

Цель: учить употреблять имена существительные в Д. п. единственного числа.

Описание: педагог предлагает рассмотреть картинки с изображением животных и корма для животных (сено, яблоки, орехи, груши). Затем предлагает соотнести изображение корма с соответствующим животным, отвечая на вопрос: «Кому что дадим?»

Грибы дадим белке.

Яблоко дадим ежу.

Игра «Угадай, кому нужны эти вещи?»

Цель: учить употреблять имена существительные в Д. п. единственного числа.

Описание: педагог предлагает рассмотреть картинки, на которых изображены люди разных профессий и занятий. На каждой картинке недостает по какому-либо предмету. Затем показывает детям предмет, предлагает назвать, кому нужен этот предмет, и положить к соответствующей картинке.

Игра «Кто чем управляет?»

Цель: учить употреблять имена существительные в Т.п. единственного числа.

Описание: педагог предлагает рассмотреть картинки с изображением транспорта и ответить на вопрос: «Кто управляет автобусом (самолетом)?»

Водитель управляет автобусом.

Летчик управляет самолетом.

Игра «Кто чем работает?»

Цель: учить употреблять имена существительные в Т.п. единственного числа.

Описание: педагог предлагает рассмотреть картинки с изображением людей разных профессий: маляр, дворник, парикмахер и т.д. и ответить на вопрос: «Кто чем работает?»

Игра «Где что растет?» «Кто где живет?» «Где что лежит?»

Цель: учить употреблять имена существительные в П.п. единственного числа, учить правильно употреблять предлог В с именами существительными.

Морковь растет в земле. Белка живет в дупле. Хлеб лежит в хлебнице.

Игра «Сделай правильно?» «

Игра «Где игрушка?»

Цель: учить правильно употреблять простые предлоги: В, НА, ПОД, ЗА.

Описание: логопед(педагог) предлагает ребенку назвать, где находится игрушка. (Игрушка находится на стуле).

Игра «Где взял игрушку?»

Цель: учить правильно употреблять сложные предлоги: С/СО, ИЗ, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ, ПЕРЕД.

Описание: логопед(педагог) предлагает ребенку назвать, где взял игрушку.

Игра «Мой, моя, мое, мои»

Цель: учить правильно согласовывать притяжательные местоимения с именами существительными в роде и числе.

Описание: педагог просит назвать предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш, мой пенал, мой лист и т.д.), «это моя», «это мое», «это мои».

Игра «Назови предмет по цвету?»

Цель: учить согласовывать имена прилагательные с именами сущестивтельными в роде, числе.

Описание: педагог предлагает рассмотреть предметы и ответить на вопрос: Майка желтая. Подсолнух желтый. Яблоко желтое. Листья желтые.

Игра «Посчитай 1,2,3,4,5»

Цель: учить согласовывать числительные с именами существительными»

Описание: педагог предлагает посчитать предметы, изображенные на картинках.

Один карандаш, два карандаша, три карандаша, четыре карандаша, пять карандашей.

3) Игры, направленные на формирование словообразования

Игра «Назови ласково» «Большой – маленький»

Цель: учить образовывать имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме

Описание: педагог называет большие предметы, а дети говорят про маленькие предметы (стол-столик, миска-мисочка, чашка-чашечка и т.д.)

Игра «Кто у кого?»

Цель: учить образовывать имена существительные, обозначающие название детенышей и птиц при помощи суффиксов –онок, -енок.

Описание: педагог предлагает рассмотреть картинки с изображением животных и соотнести их с детенышами, отвечая на вопрос «Кто у кого?».

У кошки – котенок.

У собаки – щенок.

Игра «Что для чего?»

Цель: учить образовывать существительные с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища.

Описание: педагог предлагает назвать предметы на картинках и посуду, в которой хранятся эти предметы.

Хлеб – в хлебнице.

Конфеты – в конфетнице.

Игра «Назови лист», Игра «Что из чего сделано», Игра «Назови сок, варенье»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные с суффиксами -ое-,

-ев- -и-, -ан-, -ян-, -енн- со значением соотнесенности к растениям (лист дуба – дубовый), к различным материалам (кожаный, шерстяной, глиняный, серебряный и т.д.), к продуктам питания (каша из манки – манная, сок клюквы – клюквенный и т.д.).

Описание: педагог предлагает назвать листок дерева. Например, лист дуба (какой?) – дубовый, сок груши (какой?) – грушевый, стакан из стекла (какой?) – стеклянный и т.д.

Игра «Чья, чей, чье, чьи»

Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные с суффиксами –ин, -ов, -ья-, -ий-, -ье, -ьи- (слоновая, львиная, лисья, лисий, лисье, лисьи).

Описание: педагог предлагает назвать, чья голова, чей хвост, чье туловище, чьи уши нарисованы на картинке. Например, чья голова? Лисы. Голова лисы – какая? Лисья и т.д.

Игра «Назови профессии по картинкам»

Цель: учить образовывать имена существительные, обозначающих профессии при помощи суффиксов -щик-, -чик-, -ник, -ниц.

Описание: педагог задает вопрос: «Кто чинит часы?», а ребенок должен назвать картинку с изображением профессии.

Часы чинит часовщик.

Картины рисует художница.

Груз грузит грузчик.

Обувь ремонтирует сапожник.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить образовывать глаголы приставочным способом.

Описание: педагог называет действие, изображенное на картинке, а ребенок должен назвать действие с противоположным значением.

Грузовик подъезжает к дому, а потом… (отъезжает)

Грузовик въезжает в гараж, а потом.. (выезжает

Игра «Большой – огромный»

Цель: учить образовывать существительные с увеличительным суффиксом -ищ-.

Описанеи: педагог называет предмет, а ребенок должен представить этот предмет огромного размера и назвать его.

Для наибольшей эффективности игр и упражнений нужно с блюдать следующие условия:

– распределение их в порядке нарастающей сложности;

– подчинённость заданий выбранной речевой цели;

– чередование и вариативность игр и упражнений.

Таким образом, обобщив опыт работы по данной проблеме, можно сделать вывод, что игры и упражнения, применяемые на непосредственно-образовательной деятельности в ДОО повышают интерес, эмоциональный настрой, снижают напряженность, способствуют коррекции лексико-грамматического строя речи у воспитанников с ОНР.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов.

Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на сегодняшний день являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений. Общее недоразвитие речи является сло.

Консультация для родителей об использовании игр для корекции лексико-грамматических нарушений речи.

Итоговое логопедическое занятие по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Открытое логопедическое занятиепо формированию лексико-грамматических категорийу детей старшей группы с ОНР«Здравствуй, гостья – зима».

Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, верб.

Всё чаще в дошкольном образовании встречается проблема бедного словарного запаса детей. Родители и педагоги наблюдают, что дети общаются со взрослыми и друг с другом кратко и “бедно”. .

Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Проблема коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР актуальна на всех этапах развития специальной педагогики. Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Эти направления коррекционной работы тесно связаны между собой и реализуются параллельно. Так, например, расширение объема словаря и уточнение значений слов проводится в ходе работы над предложением (И.Б.Карелина, Л.В.Лопатина, Р.И.Мартынова, Л.В.Мелехова, Л.Ф.Спирова, Е.Ф.Соботович, О.А.Токарева и др.).

Основными задачами логопедической работы по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи, по мнению Г.В.Гуровец, С.И.Маевская является обогащение словаря, уточнение значений слов, усвоение морфологических средств языка. Успешное решение этих задач обеспечивает не только расширение словарного запаса за счет введения новых слов, усвоение практическим путем правил употребления различных грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, но и точное употребление слов, умение свободно и правильно ими пользоваться, формирование чувства языка [27, 67].

Исследование Л.В.Лопатиной [24, 90] и др. показывает, что логопедическая работа по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР проводится по следующим направлениям:

  • 1) обогащение словаря;
  • 2) уточнение значений слов;
  • 3) формирование словоизменения;
  • 4) формирование словообразования.

Е.Ф.Соботович, О.А.Токарева пишут, что работа по развитию лексики направлена на увеличение словарного запаса (за счет усвоения новых слов и значений), качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний) [24].

Г.В.Чиркина и И.Б.Карелина в своих исследованиях указывают на тот факт, что работа над словарем осуществляется на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребительным. В работе по уточнению значений слов конкретизируются все компоненты значения слова с учетом их формирования в онтогенезе. В процессе проведения этой работы детей необходимо научить дифференцировать значения слов по различным признакам, выделять существенный признак в структуре значения слова [46].

Л.И. Белякова и др. пишут о том, что в процессе формирования словоизменения отрабатываются все грамматические формы слов — существительных, прилагательных, глаголов на основе последовательности их формирования в онтогенезе; вырабатываются представления о смысловом (семантическом) значении предлогов, о предлоге как об отдельном слове; дифференцируются значения предлогов и развивается навык правильного употребления той падежной формы существительного, которую требует связанный с существительным предлог (т. е. уточняется грамматическое значение предлога) [3, 78].

В процессе формирования словообразования осуществляется работа по закреплению наиболее продуктивных словообразовательных моделей с постепенным переходом к непродуктивным. Поскольку значение слова представляет собой единство лексического и грамматического значений, работа по формированию словообразования способствует уточнению значения слова, овладению системой грамматических значений.

Н.В. Серебрякова указывает на то, что данные особенности речевого развития детей с ОНР показывают, что они нуждаются в систематическом специальном обучении, направленном на преодоление дефектов звуковой стороны речи, развитие лексического запаса и грамматического строя речи, исправление нарушений письма и чтения. Такие коррекционные задачи решаются в специальной школе для детей с нарушениями речи, где ребенок получает образование в объеме девятилетней общеобразовательной школы [24].

Дети дошкольного возраста с ОНР нуждаются в целенаправленных занятий познавательного цикла. Занятия познавательного цикла способствуют формированию у дошкольников представлений об окружающем мире, внутренней связи между предметами живой и неживой природы, способствует развитии связной речи, учит детей правильно употреблять лексико-грамматические и звуковые конструкции.

Е. М. Мастюкова пишет о том, что логопедическая работа с детьми с ОНР базируется на знании структуры речевого дефекта при разных уровнях, механизмов нарушения общей и речевой моторики, учете личностных особенностей детей. Особое внимание уделяется состоянию речевого развития детей в сфере лексики и грамматического строя, а также особенностям коммуникативной функции речи. У детей школьного возраста учитывается состояние письменной речи [29, 112].

Положительные результаты логопедической работы достигаются при условии соблюдения следующих принципов:

  • · поэтапного взаимосвязанного формирования всех компонентов речи;
  • · системного подхода к анализу речевого дефекта;
  • · регуляции психической деятельности детей посредством развития коммуникативной и обобщающей функций речи детей дошкольного возраста [29, 45].

В процессе систематических и в большинстве случаев длительных занятий осуществляются постепенная нормализация моторики артикуляционного аппарата, развитие артикуляционных движений, формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе, преодоление монотонии и нарушений темпа речи; полноценное развитие фонематического восприятия. Этим подготавливается основа для развития и коррекции звуковой стороны речи и формируются предпосылки для овладения навыками устной и письменной речи [31].

Л.В.Лопатиной в своем исследование пишет о том, что логопедическую работу необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте, создавая тем самым условия для полноценного развития более сложных сторон речевой деятельности и оптимальной социальной адаптации. Большое значение имеет также сочетание логопедических мероприятий с лечебными, преодоление отклонений в общей моторике [24, 67].

В исследованиях Д.С.Анохиной представлен перспективный план коррекционной работы с детьми с ОНР, предполагающий самые разнообразные формы коррекционной работы: укрепление нервно-психического состояний и укрепления нервной системы, развитие общей моторики, зрительно – пространственной ориентации, произвольной моторики пальцев рук моторики артикуляционного аппарата и мелодико- интонационной стороны речи, мимической мускулатуры, формирование правильного звукопроизношения, функций фонематического слуха и навыков звукового анализа, развитие и совершенствование лексико- грамматической стороны речи, психологической базы речи (совместно с психологом), организация индивидуальной помощи вне логопедических занятий (см. таблицу 1.).

Перспективный план коррекционной работы с детьми с ОНР

Направление коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

1. Укрепление нервно- психического состояния и укрепление нервной системы

-Направление на консультацию к невропатологу, психотерапевту, согласование лечения и других видов помощи

2. Развитие общей моторики, зрительно – пространственной ориентации

3. Развитие произвольной моторики пальцев рук

Совершенствование динамического праксиса, дифференциации движений пальцев обеих рук

4. Развитие моторики артикуляционного аппарата и мелодико- интонационной стороны речи

5. Развитие мимической мускулатуры

6. Формирование правильного звукопроизношения

Постановка, автоматизация, дифференциация звуков

7. Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа)

8. Развитие и совершенствование лексико- грамматической стороны речи

9. Развитие психологической базы речи (совместно с психологом)

10. Организация индивидуальной помощи вне логопедических занятий

Проведение консультаций, открытых занятий для родителей, воспитателей

Таким образом, основными задачами логопедической работы по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи является обогащение словаря, уточнение значений слов, усвоение морфологических средств языка. Успешное решение этих задач обеспечивает не только расширение словарного запаса за счет введения новых слов, усвоение практическим путем правил употребления различных грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, но и точное употребление слов, умение свободно и правильно ими пользоваться, формирование чувства языка

Картотека “Игры для развития лексико-грамматического строя речи.”

Нарушения речи у дошкольников

Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи

Просмотр содержимого документа
«Картотека “Игры для развития лексико-грамматического строя речи.”»

Картотека воспитателя логопедической подготовительной к школе группе Волненко Л.Ю.

Игры для развития лексико-грамматического строя речи.

Нарушения речи у дошкольников

Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи

При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.

Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.

Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов — названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.

Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.

Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. С этой целью я решила провести с детьми углубленную работу.

Поставила следующие задачи:

оптимально сочетать на занятиях лексический материал с грамматическим;

знакомить детей с новой грамматической категорией и целенаправленно отрабатывать ее на каждой лексической теме, используя большое количество упражнений;

постоянно поддерживать интерес к занятию и лексико-грамматическому материалу, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта;

подходить к делу творчески, используя разные игровые приемы и оборудование;

включать в работу по развитию лексико-грамматического строя

воспитателей и родителей.

В начале учебного года провожу мониторинг с целью выявления уровней развития словаря и грамматического строя у детей с тяжелыми нарушениями речи. Он показал, что у них низкий уровень развития как словарного запаса, так и грамматического строя речи. Так как в группе дети разного возраста и с разными диагнозами, то и коррекционные задания подбираю разного уровня сложности.

Работу веду по следующим направлениям:

1. Развитие словаря:

активизация и обогащение словаря по теме;

описание предметов, особенностей строения;

называние действий с данными по теме предметами;

называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.

2. Формирование грамматических представлений:

упражнения на словоизменение (число, род, падеж) ;

упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных) ;

составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Обучение осуществляю с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки, также использую разнообразные карточки-задания, перфокарты, дидактические игры.

Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.

Остановлюсь на том, какие дидактические игры и задания можно использовать в своей работе.

Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:

При отборе материала для игр и игровых упражнений важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто запоминали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило

словоизменения. Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.

Таким образом, широкое использование дидактических игр и упражнений является наиболее эффективными методами в формировании грамматического строя речи. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствовали успешному усвоению грамматического строя речи.

«Из чего сделано? »

Цель: образование относительных прилагательных.

Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье

Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок

Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот

Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом

Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза

Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.

«Чей, чья, чьё? »

Цель: образование притяжательных прилагательных

Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост

Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши

Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы

Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье

Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.

«Какой бывает? »

Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными

Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко? », дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок? »- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»

«Найди точное слово»

Цель:учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

– Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это? »(Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме) .

– Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный.(еще какой). Сахар сладкий, а лимон.(кислый). Весной погода теплая, а зимой.(холодная).

-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

-Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба.(плавает), кузнечик.(прыгает), уж.(ползает) .Кто из животных как голос подает? Петух.(кукарекает,тигр.(рычит), мышь.(пищит), корова.(мычит) .

Игра «Один –много»

Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование: картинки с разными предметами.

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.

Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

Игра «Кто самый наблюдательный».

Цель: закрепление форм винительного падежа.

Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

– Я вижу стол, окно, стул …

-Я вижу столы, окна, стулья…

Игра «Подскажи Незнайке»

Цель: Закрепление форм творительного падежа.

Оборудование: предметные картинки или игрушки.

Воспитатель: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.

Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.

Стучать… ., строгать… ., сверлить…., резать…., копать… ., подметать… .,

А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.

-Дополните предложение и повторите его полностью.

-Знайка рисует (что? чем)

-Пончик намазывает (что? чем)

-Винтик грозит (кому чем)

-Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)

-Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)

-Синеглазка стирает (кому? что? чем)

Игра «Морские сокровища»

Цель: развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Оборудование: предметные картинки или игрушки.

Воспитатель: На морском дне лежит много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету; по форме; по размеру.

Игра «Закончи предложения».

Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.

Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице

Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет)

Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит)

Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять)

Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом)

Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит).

Игра «Сосчитай до пяти»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.

Ход игры: попросите назвать предметы с числами 1, 2, 5.

Лексический материал:

Игра «Один – много»

Цель: образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных, обогащать словарь по теме.

Ход игры: предложите назвать существительные, употребляя слово «много».

Лексический материал:

Игра «Кто больше!»

Цель: упражнять в согласовании числительного «один» с существительными; личные местоимения 3-го лица с существительными; обогащать номинативный и предикативный словарь.

Ход игры: назвать как можно больше слов, относящихся к данному действию.

Лексический материал:

плывет. (корабль, лодка, пароход, катер);

летит. (самолет, парашют, вертолет, птица, воздушный змей.);

едет. (поезд, автомобиль, пассажир);

волнуется (море, река, мама, папа);

собирает (урожай, гостей).

к каждому названному существительному сначала подобрать соответствующее местоимение (он, она, оно, они, затем – числительное (один, одна, одно, одни).

Игра «Отгадай»

Цель: согласовывать имена прилагательные с существительными.

Ход игры: предложите послушать словосочетания:

Лексический материал:

Красивый город, красивое море, красивая набережная, красивые парки

Попросите угадать, о чем вы сейчас говорите:

Красивый, красивое, красивая, красивые….

Чистое небо, чистый парк, чистая улица

Попросите угадать, о чем Вы сейчас говорите:

Чистый, чистое, чистые…

Предложите придумать свои слова к данным признакам (Про что еще в нашем городе, крае можно сказать красивый, чистая? и т. д.).

Игра «Какой, какая, какие»

Цель: совершенствовать навыки словообразования прилагательных от существительных.

Ход игры: предложите ответить на вопросы.

Лексический материал:

шум города – шум (какой)(городской);

фонарь на улице – фонарь (какой) – …;

скамейка в парке – скамейка (какая) – …;

Конспект логопедического занятия: Творческий рассказ по четверостишию «Проказник-кот»

Тема: «Проказник-кот»

  • обучение творческому рассказыванию.
  • Формировать умение внимательно рассматривать картинки.
  • Совершенствовать умение составлять рассказ по опыту, воображению, опираясь на план.-четверостишие.
  • Упражнять в отгадывании описательных загадок на заданную тему.
  • Упражнять в подборе слов, близких по значению, подбирать слова, обозначенные действия предметов, признаки предметов.
  • Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [з], [ш]и[ж], [ч]и[щ], и дифференцировать их на слух.
  • Совершенствовать умение называть слова с заданным звуком в слове.
  • Развивать память, мышление, наблюдательность.
  • Вызвать интерес к домашним животным, развивать чувство эмпатии, доброжелательности.
  • Воспитывать уважение на занятии к другим детям, не перебивать друг друга, дослушивать товарища до конца.
  • Словесный
  • Наглядный.
  • Загадывание загадок.
  • Рассматривание картины.
  • Беседа.
  • Физминутка.
  • Игровой.
  • Закрепление в речи детей умение поддерживать беседу.
  • Внесение в словарь детей новых слов: режиссер, проказник, резвится, дремлет, лакает.

Логопед: Ребята, сегодня мы будем говорить о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда каждый из вас отгадает загадку. Загадки я буду загадывать на ушко.

Острые коготки, мягкие подушки.
Шерстка пушистая, длинные усы.
Мурлычет, лакает молоко.
Умывается языком, прячет нос, когда холодно.
Хорошо видит в темноте, песни поет.
У нее хороший слух, ходит неслышно.
Умеет выгибать спинку, царапается.

– Какая у вас отгадка получилась?

Логопед: Отвечаем по очереди:

– Чем покрыто тело кошки?

– Где живет кошка?

– Какой может быть кошка?

Дети: ленивой, ловкой, быстрой, игривой, ласковой, хищной, хитрой

– Что она может делать?

Дети: Играть, охотиться, ловить мышей, царапаться, кусаться, проказничать, мурлыкать, мяукать, умываться, спать, потягиваться, тереться.

– Почему люди заводят дома кошку или котика?

Дети: Кот ловит мышей; с ним хорошо, уютно, он ласковый,

Жил у нас проказник-кот.
Много было с ним хлопот.
А как выгнали кота –
Поселилась скукота.

Логопед: Что значит проказник? Это хулиган? Вор? Разбойник? (Логопед, изменяя модуляцию голоса – от ласкового до жесткого, резкого усиливает нарастающий негатив).

Дети: Любит баловаться, играть, бегать, нападать, запутать нитки в клубке, что-то нечаянно уронить вазу, прыгнуть на шторку и оборвать ее.

Логопед: А что значит скучно?

Дети: Когда грустно, нет настроения, ничего не хочется, тоскливо.

Физминутка:

Вот какой коташка,
Круглая мордашка, (Останавливаются, показывают обеими руками мордашку)
И на каждой лапке (Ритмично вытягивают вперед то левую, то правую руку)
Коготки-царапки. (Крадутся по кругу друг за другом на носочках)
Все ему игрушки —
Кубик и катушки. (Выполняя поскоки, двигаются по кругу друг за другом)
Котик, точно мячик,
По квартире скачет. (Прыгают на носочках. Держат руки на поясе)
О. Высоцкая

Хвост пушистый бело-рыжий
Едет плавно над травой. Дети изображают крадушийся хвост-согнутая в локте рука.
Едет к птичке: ближе, ближе На носочках плавно крадутся.
Замер, будто неживой… Замирают в движении.
Хвост здесь, видно, неспроста.. Грозят пальцем
Улетай, скворец, с дорожки! Подпрыгивают и машут руками, как крыльями.
Бывают кошки без хвоста, Поворачивают голову назад.
Но не бывает хвоста без кошки! Идут по кругу , помахивая рукой, как хвостиком

– Все вы видели какой-нибудь фильм. Фильм можно увидеть, услышать героев. В фильме мы сопереживаем героям, волнуемся, жалеем. Фильм снимает режиссер. Чтобы снять фильм, режиссер должен увидеть его внутри себя. Сегодня мы с вами будем режиссерами, вы придумаете свой фильм про проказника –кота. Расскажите так, чтобы мы могли увидеть ваш фильм, услышать и почувствовать.
Узнать, каким был кот, как его звали, что он сделал, и чтобы концовка фильма доброй.

Дети придумывают свои рассказы. Логопед помогает, направляет, исправляет, хвалит.

Примерный рассказ-фильм в конце занятия:

У нас жил кот Семен. Он был рыжего цвета с зелеными глазами. Кот был веселый, озорной, проказник, но очень неуклюжий. Очень любил что-нибудь катать: мячик, ручку, клубок. Бежит и подбрасывает вверх. Глаза дикие, мордочка озорная, забавная. И вот однажды Семен разбегался, разыгрался и нечаянно уронил хрустальную вазу, которая стояла на журнальном столике. Мама увидела, рассердилась и выгнала Семена на улицу. Вечером все собрались у телевизора. Но дома было, тихо, неуютно, тоскливо. Просто скукота! Жалко стало наказанного кота. Все вышли его искать. Семен сидел на заборе нахохлившись. Такой жалкий и грустный. Когда принесли домой, он поел и тихо лег на диван. И всем стало весело и хорошо от его мурлыканья!

Составив рассказ, дети выбирают себе картинку котика.

Составление творческого рассказа по картине. Фронтальное логопедическое занятие с детьми с общим недоразвитием речи

Елена Карцева
Составление творческого рассказа по картине. Фронтальное логопедическое занятие с детьми с общим недоразвитием речи

Цель: учить детей составлять творческие рассказы по картине с добавлением действующего лица.

– учить детей рассказывать связно, последовательно;

– развивать умение строить высказывание грамотно, связно, с акцентированием наиболее значимых слов, с использованием образных сравнений;

– активизировать психические процессы, необходимые для творческого рассказывания;

– закреплять понятие «слово – признак»;

– упражнять детей в подборе прилагательных к именам существительным;

– развивать понимание и умение объяснять переносное значение выражений.

– воспитывать у детей умение слушать товарищей, любовь и бережное отношение к домашним животным.

Предварительная работа: работа над словами с переносным значением (ангельский характер, собачья преданность, заучивание физминутки.

Оборудование: сюжетная картина «Живой уголок», картинки с изображением животных жарких стран.

Конспект занятия

Логопед: Здравствуйте, ребята! Проходите к столу и возьмите себе по картинке с изображением животного. Сядет на стульчик тот, кто подберёт как можно больше «слов – признаков» к животному на вашей картинке. Кто готов отвечать?

Ребёнок: Жираф высокий, пятнистый, длинношеий, тяжёлый.

Аналогично отвечают остальные дети и садятся полукругом перед доской на стульчики.

Логопед: А теперь внимательно слушайте и определяйте, кто лишний.

Крокодил, кот, бегемот, кенгуру;

Слон, носорог, тигр, попугай;

Рыба, лев, обезьяна, верблюд.

Логопед: Кто повторит все лишние слова?

Ребёнок: Кот, попугай, рыба.

Логопед: Давайте с вами составим рассказ о коте, попугае и рыбках, а потом ещё добавим персонаж, которого нет на картине. Внимательно посмотрите на сюжетную картинуи ответьте на вопросы:

– Где происходит действие картины?

– Какие животные изображены на картине?

– Для чего их заводят в городских квартирах?

– Зачем кот лезет в аквариум?

– Что делает попугай? Почему?

– Кто кого спасает?

– Кто на кого нападает?

Перечислите зверей, птиц, рыб, которых люди разводят в квартире.

– Придумайте хозяев для изображённых животных.

– Кого мы называем домашними животными и птицами?

– Почему попугая и рыбок нельзя назвать домашними животными?

– Сравните попугая и курицу.

– Придумайте разговор между котом и попугаем.

– Что, слушая их разговор, могла подумать рыбка?

– Кто ещё мог помешать коту?

– Что мог сказать вошедший в комнату мальчик или другой хозяин животных?

Логопед: Кто хочет составить рассказ по картине?

Опрашиваются 2-3 ребёнка.

Логопед: Молодцы! Нам пора отдохнуть. Встаньте в круг.

В джунглях звон везде летит,Имитируют игру на трубе: «Туру-ру, туру-ру»

Если слон вовсю трубит.

А у жирафа шея длинная, Делают повороты головы вправо – влево

И всё видать ему вокруг.

У зебры шея лошадиная, Делают наклоны головы вверх – вниз.

Она для всех хороший друг.

В речке тихо плыл «Плывут»

Очень злобный крокодил.

А по пустыне поутру, Прыгают вперёд.

Легко скакала кенгуру.

От солнца всё в глазах искрится, Лёжа на спине, одновременно двигают в

С тигрятами лежит тигрица. воздухе руками и ногами.

В дальней Африке за всех Встают на четвереньки, прогибают спину,

Отвечает храбрый лев.Рычат: «Р-р-р-р!»

Логопед: Предлагаю вам изменить рассказ, добавив действующее лицо (мальчика, девочку, бабушку и пр., придумать название своего рассказа. С каких слов можно начать рассказ?

Дети: Однажды, Как – то раз, В одной квартире …

Логопед: Напоминаю вам, что в середине рассказа должны описываться основные события, а в конце рассказа – основной смысл высказывания, ваше отношение к происходящему. Не забудьте, что в рассказе все предложения должны быть связаны по смыслу. Рассказывать надо выразительно, плавно, без остановок.

Опрашиваются 2-3 ребёнка. Если дети совсем не могут составить творческий рассказ, логопед зачитывает образец, после чего дети воспроизводят его самостоятельно.

Чуть живой уголок.

У Киры в квартире жили кот Филя, попугай Тоша и золотая рыбка Лолита. Кира любила своих питомцев и ухаживала за ними каждый день. Приходя из школы, девочка первым делом выпускала из клетки Тошу. Радостный попугай с шумом летал по комнате, садился на шторы, спинки стульев, на люстру… С высоты попугай часто наблюдал за Филей и Лолитой.

Как – то раз Кира, сидя на кухне, разговаривала по телефону. Оставшийся без присмотра кот прыгнул на тумбочку, туда, где стоял аквариум. Он поднялся на задние лапы, а передней лапой пытался достать золотую рыбку.

Бедная Лолита тревожно заметалась по аквариуму. Попугай Тоша, как коршун, слетел с люстры и начал кружить над котом. Тут Филя подцепил – таки рыбку, и она, сделав переворот в воздухе, шлёпнулась на пол. Попугай налетел на Филю и своими когтями вцепился в кошачью спину. Кот развернулся, зашипел и ударил попугая лапой.

Хорошо, что в эту минуту в комнату вошла Кира. Она в ужасе вскрикнула. Перепуганный кот выскочил из комнаты.

Кира подхватила с пола несчастную рыбку и вернула её в аквариум. Потом девочка взяла на руки взъерошенного попугая, погладила его,сказала: «Ах ты наш спаситель! Как хорошо, что я тебя не заперла! У тебя львиное сердце!»

Логопед: Ребята, как вы понимаете значение слов «львиное сердце»? Про кого так можно сказать?

Дети: Про очень храброго и смелого человека.

Логопед: Почему Кира сказала так про попугая?

Дети: Потому что он поступил очень храбро и смело.

Логопед: Вам понравилось наше занятие? Чем оно вам запомнилось?

Логопед: Вы сегодня все хорошо работали и составили очень интересные рассказы. До следующей встречи!

Перспективное планирование работы по развитию монологической речи в процессе обучения описанию пейзажа. Перспективное планирование работы по развитию монологической речи в процессе обучения описанию пейзажа. 1. Обследование связной монологической.

Перспективный план работы с детьми по развитию диалогической речи 1 квартал Сентябрь 1. Пересказ сказки «Лиса и козёл». 1.1 Закрепить представление о композиции сказки (зачин, концовка).Использовать.

Творческий рассказ по четверостишию – конспект логопедического занятия

Подготовила учитель-логопед

Полещук Вера Дмитриевна

МАДОУ детский сад № 9 “Сказка”

комбинированного вида г. Топки Кемеровской области

Формирование навыков рассказывания у детей с общим недоразвитием речи занимает важное место в системе общего коррекционного воздействия. Положительный результат возможен только при благополучном овладении словарным запасом языка, грамматическим строем речи и умением пользоваться усвоенным языковым материалом на практике. Поэтому на каждом занятии по развитию связной речи детям необходимо выполнять упражнения на формирование грамматически правильной речи, усвоение навыков построения и использования в речи различных типов синтаксических конструкций, обогащение словаря за счёт глагольной лексики, слов- признаков.

Следует придерживаться особенно точно данных требований при обучении составлению рассказа с элементами творчества, поскольку оно наиболее сложно для детей с ОНР. Ведь «составляя творческий рассказ, ребёнок должен самостоятельно продумывать его содержание, выстроить его логически, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. Такая работа требует большего запаса слов, композиционных навыков (умения придумывать завязку, кульминацию, развязку), умения точно, занимательно и выразительно передавать свой замысел».

Составление творческих рассказов следует проводить на втором году обучения, когда у детей сформированы определённые лексические навыки. На данном этапе особое внимание нужно уделять лексическим упражнениям на подбор определений, эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов, родственных слов. проводить игры- упражнения на узнавание предмета по его описанию, отгадывание и составление загадок.

Примером использования данных методических приёмов может служить конспект занятия по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи.

Для детей умения составлять текст по аналогии и изменять время действия в их активном словаре должны присутствовать слова, характеризующие цвет шерсти диких животных в зимний период и другие её свойства. С этой целью нужно сравнить шерсть диких (лисы, собаки, волка) и домашних (кошки) животных. В ходе подготовительного занятия дети вместе с родителями охарактеризовывают шерсть кошки (мягкая, пушистая), обогащая словарь синонимами нежная, ворсистая, и шерсть собаки (густая, грубая, мохнатая, плотная, торчащая). Чтобы новые слова прочно вошли в словарь детей, занятие было насыщено различными речевыми играми. в ходе которых многократно повторялись слова- признаки. характеризующие шерсть животных.

Такая словарная работа подготовила детей к восприятию нового главного героя сказки- пушистого «комочка- колобочка», и дети уже самостоятельно дали характеристику его меха и смогли решить, подходит ли он к шубкам героев сказки. Спланировать высказывание помог анализ текста сказки с выкладыванием опорных картинок с изображением главных героев. Каждый детский рассказ анализировался с выделением наиболее удачных моментов.

Обучение составлению рассказа с элементами творчества на основе русской народной сказки «Колобок».

– учить образовывать сравнительную степень прилагательных;

– продолжать учить составлять описательные загадки;

– закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные;

– упражнять в подборе признаков к предмету;

– активизировать словарь по теме «Дикие и домашние животные»

Оборудование: сюжетные картины «Кошка с котятами», «Собака с щенятами», предметные картинки с изображением диких животных.

Предварительная работа: задание детям вместе с родителями- погладить собаку и кошку, подобрать слова- признаки, характеризующие шерсть животных.

I. Организационный момент:

Игра «Четвёртый лишний»

(дикие и домашние животные, взрослые животные и детёныши, животные и их части).

II .Основная часть

Логопед. Давайте вспомним, какое задание вам было дано накануне (Погладить кошку и собаку)

Чью шерсть вы гладили?

(Кошачью, собачью )

Игра «Назови, чья шерсть?»

(Шерсть домашних и диких животных)

Игра «Назови, какая шерсть?»

1. Подбор слов- признаков, характеризующих шерсть животных.

2. Ознакомление со словами-синонимами: мягкая (нежная), пушистая (ворсистая), жёсткая (грубая, торчащая), густая (плотная).

3. Сравнение шерсти кошки собаки:

– у кого шерсть длиннее, у кого короче;

– у кого шерсть мягче, у кого жёстче?

Игра «Добавь словечко» – сравнение шерсти кошки и собаки и их детёнышей и образование сравнительной степени прилагательных.

– У кошки шерсть густая, а у собаки ещё…(гуще).

– У кошки шерсть тёплая, а у собаки ещё… (теплее).

– У кошки шерсть нежная, мягкая, а у котёнка ещё… (нежнее, мягче).

– Котёнок пушистый, а кошка ещё … (пушистее).

– Щенок мохнатый, а собака ещё… (мохнатее).

– У щенка шерсть грубая, а у собаки ещё… (грубее).

– У кошки шерсть длинная, а у собаки ещё… (длиннее).

– У щенка шерсть короткая, а у котёнка ещё… (короче).

Физкульминутка.

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснуться,

Любят сладко потянуться.

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

Ну а мишка косолапый,

Широко расставив лапы,

Не одну, а обе вместе

Долго топчется на месте.

Игра «Чья шерсть похожа?»

Подбор слов – признаков, характеризующих шерсть диких животных.

Лиса – лисья, рыжая, длинная, мягкая (нежная), пушистая (мохнатая, ворсистая), густая (плотная), тёплая.

Заяц – заячья, короткая, белая, мягкая (нежная), пушистая (мохнатая, ворсистая), густая (плотная), тёплая.

Волк – волчья, серая, длинная, жёсткая (грубая, торчащая), густая (плотная), тёплая.

Медведь- медвежья, длинная, бурая, жёсткая (грубая, торчащая), густая (плотная), тёплая.

Заучивание загадок о животном с описанием его шерсти.

III. Итог занятия.

Цель: формировать навыки развёрнутого высказывания с элементами творчества.

– продолжать формировать навык планирования развёрнутого высказывания;

– навык рассказывания с элементами творчества на основе анализа текста знакомой сказки;

– закреплять навыки грамматически правильного оформления высказывания;

– учить составлять сказку по аналогии, изменяя главное действующее лицо и время действия.

Предварительная работа : составление загадок описательного характера про животных сказки «Колобок».

Оборудование: иллюстрация к сказке «Колобок», фотографии зверей, круглый меховой помпон из меха песца светло- серого цвета.

I .Организационный момент:

1. Загадывание загадки.

Он от бабушки ушёл,

Он от дедушки ушёл.

От земли один вершок.

1. Выбор нужной иллюстрации к сказке.

Анализ теста сказки.

Логопед: Дети, ответьте на вопросы. Когда, в какое время года происходило действие сказки?

Кто является главным героем?

Игра «Назови три слова»

Вспомните последовательность встречи Колобка со зверями и расскажите об этом, подберите признаки, характеризующие шубки зверей.

II. Постановка целей:

Сегодня мы с расскажем эту сказку на новый лад, её главным героем будет вот такой комочек- колобочек. Рассмотрите его. Расскажите, какой он.

(Пушистый, серый, мягкий).

В новой сказке изменим время действия. События будут происходить зимой. Расскажите, как изменится цвет шубки.

Откуда мог появиться наш герой?

(Выслушиваются варианты ответов детей)

Однажды зимой пошла девочка Маша гулять и надела тёплую шапочку с меховым помпоном. Во время прогулки её чудесный помпончик оторвался и упал в снег. Маша этого не заметила и ушла домой. Надоело пушистому комочку лежать на снегу, он и покатился куда глаза глядят- искать похожую шубку и даже сочинил песенку:

У меня пушистый… (бок).

Я ищу похожий мех,

Обойду зверей я… (всех).

– Как вы думаете, понравится ли комочек- колобочек героям сказки?

– Захочется ли им пригласить его остаться на их шубках?

– Что ему могут сказать звери при встрече?

(Комочек- колобочек, какой ты пушистый, мягкий, оставайся на моей шубке)

– Что бы ответил комочек- колобочек зайцу, одинаковый ли у них мех?

(Ты, зайчик, пушистый, мягкий, но белый, пойду другую шубку искать).

– Волку? ( Ты, волчок – серый, но мех твой жёсткий.)

– Медведю? ( Ты медведь бурый, да и мех твой жёсткий)

– Лисе? ( У тебя, лиса, мех пушистый, мягкий, но ты же рыжая).

– Как же закончить нашу сказку? Сможет ли комочек- колобочек найти похожий мех и вернуться на шапку к девочке? Кто сможет ему помочь?

(Варианты ответов детей)

Физминутка «Звериная зарядка»

Итог занятия.

Рассказывание сказки детьми с последующим коллективным анализом.

Результатом работы на занятиях становятся детские рассказы.

Читайте также:  Тренинг для молодых педагогов: Искусство говорить
Ссылка на основную публикацию