Коррекция оптической дисграфии на примере дифференциации букв б-д

Логопедическое занятие по коррекции оптической дисграфии на тему “Дифференциация звуков и букв б-д”

Разделы: Логопедия

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

  • научить детей дифференцировать кинетически сходные буквы “б” и “д” путём выработки чёткой зрительно-моторной координации;
  • активация зрительного анализа и синтеза, внимания и памяти, тактильного восприятия;
  • уточнение пространственной ориентировки;

2. Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух;
  • развивать логическое мышление, внимание, пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию.
  • совершенствовать навык беглого и осмыслённого чтения;
  • развивать связную речь.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию к учебной деятельности;
  • воспитывать любовь к природе;
  • правильно выполнять инструкцию учителя;
  • вырабатывать навык самопроверки.

Оборудование:

  • геометрические фигуры (прямоугольник, трапеция, круг );
  • элементы строчных букв для конструирования и трансформации (прописи );
  • индивидуальные зеркала, карандаши, фломастеры, бумага в клетку;
  • листы с заданиями( текст “Бабочка”);
  • свисток;
  • мяч диаметром 6-8 см.

Ход занятия

1. Организационный момент. Сядет тот, кто придумает и назовёт по 3 предмета, схожие по форме с геометрическими фигурами. Назовите эти фигуры (прямоугольник, трапеция, круг).

2. Графический диктант.

Инструкция. У каждого ученика на листах в клетку отмечены две начальные точки.

От первой отмеченной точки провести линию на три клетки вправо, одну клетку вниз, две клетки влево, одну вниз , две клетки вправо, три вниз , три влево, пять клеток вверх. Затем от начальной точки глазами отмерить расстояние: три клетки вниз и одну клетку вправо и поставить точку. От этой точки провести линию: одну клетку вправо и поставить точку. От этой точки провести линию: одну клетку вправо, одну вниз, одну влево, одну вверх. Что получилось?

Б

От второй отмеченной точки провести ломаную линию: три клетки вправо, четыре клетки вниз, одну клетку вправо, две клетки вниз, одну клетку влево, одну вверх, три клетки влево, одну вниз, одну влево, две клетки вверх, одну вправо, четыре вверх. От начальной точки глазами отмерить одну клетку вправо и одну вниз, поставить точку. От этой точки провести линию: одну клетку вправо, три клетки вниз, одну клетку влево, три клетки вверх. Что получилось?

Д

Какие это буквы? (Печатные)

3. Уточнение артикуляции звуков, обозначаемых получившимися буквами.

Слайд3. Выделить первый звук в слове белка. (Вопрос: кто это?)

Слайд4.Уточнение артикуляции звука б, глядя на артикуляционный профиль этого звука.( Вопросы: как образуется звук б? Какой это звук?)

Характеристика звука [Б]: согласный, звонкий, взрывной, преградой являются сомкнутые губы.

Слайд 5.Выделить первый звук в слове дятел. (Вопрос: кто это?)

Слайд 6.Уточнение артикуляции звука Д, глядя на артикуляционный профиль этого звука. (Вопросы: как образуется звук Д ? Какой это звук?)

Характеристика звука [Д]:согласный, звонкий, взрывной, преграда – язык смыкается с корнями зубов у дёсен.

4. Сопоставление звуков, установление сходства и различия пред зеркалом.

Слайд 7.Общее (сходство): оба звука звонкие, взрывные, мгновенные.

Слайд 8. Различие – место преграды.

Обратить внимание на наличие звука [б] в слове “губы” и звука [д] в слове “дёсны”.

Наблюдение за изменением места преграды при поочерёдном произнесении этих звуков: б-д, д-б

5. Соотнесение звука с буквой. (Мнемонический приём). Слайд 9.

– сравнение строчной буквы Б с очертаниями белки (пушистый хвост белки направлен вверх) Буква Б вписывается в силуэт белки;

– сравнение строчной буквы Д с очертаниями дятла (хвост дятла упирается в ствол и служит ему опорой при “лечении дерева”, направлен вниз). Буква Д вписывается в силуэт дятла.

6. Заглавные и строчные буквы “б” и “д”. Слайд 10.

7. Физминутка (можно выполнять под музыку). Слайд 11.

Отличительный элемент буквы б – “хвостик”, который направлен вверх. А хвостик буквы “д” – вниз.

Вы будете поднимать правую руку вверх, когда услышите слоги и слова со звуком “б”.

Приседать (руки на пояс), когда услышите звук “д” в слогах или в словах.

БА, ДУ, ДЫ, БРО, ДРЫ, ВБО, ЛБЫ, РДА; БАНК, ДОМ, БОТЫ, БАНТ, ДУХИ, КЕДЫ, ЗАБОТЫ, ДВА, ВЕРБА.

8. Конструирование букв “б” и “д” из элементов букв. Слайд 12.

  • Конструирование буквы” б” из элементов о, г.
  • Конструирование буквы “д” из элементов о, j .

Инструкция. Отгадать загадки, выделить первый звук и сконструировать букву (строчную).

Загадки:

1. В сосне дупло. В дупле тепло. А кто в дупле живёт тепле? (Белка)

2. Как называется дом белки? (Дупло)

3. Я по дереву стучу, червяка добыть хочу, хоть и скрылся под корой, всё равно он будет мой. (Дятел)

4. Что лечит дятел? (Деревья)

5. Стоит Алёна, платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)

6. Какой сарафан у берёзы? (Белый).

9. Упражнение на развитие зрительного анализа и синтеза.

Детям раздаются карточки со строчными буквами, по-разному расположенными в пространстве. Задача: найти все “правильные” буквы, подчеркнуть их и посчитать, сколько встретилось вам строчных букв Б и сколько букв Д. Тот, кто хорошо справится с этим задание, получит приз (приз – наклейка).

* “Правильной” считается та буква, которая соответствует написанию в алфавите.

10. Подвижная игра для развития внимания.

Цель: развивать внимание, пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию.

Материал: свисток, мяч диаметром 6-8 см.

Ход игры: Игроки образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центре круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной. Педагог даёт кому-либо мяч, и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: “Руки!” – и тот, к кому обращаются, должен выставить вперёд обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берёт мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, продолжает водить. По окончании игры отмечаются игроки, нашедшие мяч с первой попытки.

11. Письмо. Слайд 13

12. Расположение элементов букв в пространстве. (Учитель-логопед рассказывает откуда и в каком направлении пишутся строчные буквы Б и Д, соотнеся эту схему со “схемой тела” человека). Слайд 14

13. Тренировочные упражнения. Слайд 15.

1. Напиши строчку овалов.

2. Над и под каждым овалом допиши элемент буквы по опорным точкам (проговаривая: б- хвост вверху , д – хвост внизу).

14. Задание №2. Слайд 16.

Прочитай слова, добавляя нужный элемент.

Оантоазар
Оилетруоашка
Гвозоикиорошка
Оорогаоушно
Раоугараоота
Оаоушказагаока

Напишите эти слова в тетрадь.

15. Задание №3. Слайд 17. (текст дается для самопроверки, после того, как выполнено задание на листочках. Сравнить свою работу с текстом на слайде, найти ошибки)

На карточках, покрытых плёнкой, дописать фломастером элементы букв “б” и “д” без опорных точек в рассказе “Бабочка”. Текст выполнен строчными буквами.

Волооя поймал оаоочку. Баоочка билась в руках у Волоои. Приоежала Лиоа. Она просила Волоою отпустить оаоочку.

Волооя отпустил её. Баоочка села на оерево, а потом полетела оальше. Лиоа и Волооя оолго люоовались оаоочкой.

Наоо оеречь природу!

16. Подведение итогов занятия.

Что нового вы узнали на уроке? На кого похожи буквы? Чем? Что получилось сделать хорошо на уроке у каждого из вас? (дети отвечают по очереди) А в чем испытывали затруднения? Что и кому было что-то не понятно?

17. Рефлексия. А сейчас я вам предлагаю выбрать картинку-символ, которая выражает ваше настроение. Объясните нам, почему у вас такое настроение в конце урока.

Картинки: туча – настроение хмурое, солнце – настроение весёлое, радостное, дождь – настроение совсем плохое, ветер – настроение переменчивое.

Практический материал для коррекции оптической дисграфии. Дифференциация д – б .
учебно-методический материал на тему

Данный материал объясняет, что необходимо для проведения эффективной коррекционной работы при оптической форме дисграфии. Предложены упражнения для устранения специфического нарушения речи (на примере дифференциации д – б).

Скачать:

ВложениеРазмер
differentsiatsiya_d_-_b.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Практический материал для коррекции оптической дисграфии.

Дифференциация д – б .

Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при оптической форме дисграфии необходимо как можно раньше начинать занятия. Для устранения специфических нарушений письменной речи необходимо:

  • уточнить и расширить объем зрительной памяти (развитие запоминания формы и цвета предметов, последовательности и количества букв и предметов);
  • формировать и развивать зрительное восприятие и представления (восприятие цвета, формы, величины, размера, расположение предметов и букв;
  • развивать зрительный анализ и синтез;
  • развивать зрительно – моторные координации;
  • формирование пространственного и зрительного представления (ориентация в пространстве, дифференциация правых и левых частей предметов, ориентировка в схеме собственного тела);
  • формировать речевые средства, отражающие зрительно – пространственные отношения;
  • учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.

Для лучшего усвоения образа букв очень полезно конструировать буквы из элементов, вырезать и лепить из пластилина буквы, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходства и различия сходных по написанию букв.

Очень важно закреплять связи между произнесением звука и слова, их графическим изображением на письме. Работа по дифференциации смешиваемых букв проводится поэтапно:

  • изолированно (написание);
  • в слогах и словах;
  • в словосочетаниях;
  • в предложениях и тексте.

Дифференциация д-б в словах.

  • Определение места букв б и д в словах, выкладывание буквы на звуковой линейке.

Например , слово «благодарить».

Слова с «б» и «д» одновременно можно на третьем занятии подбирать посложнее и малоупотребительные, проводя словарную работу (балдахин, подбоченился, бомбардир, дубрава и т.д.)

Добавить слог со звуком [б] или звуком [д]

ры – , блю – , гри – , са – , гря -, ря -, си -, гре -, тру -, груз -, борь -, гнез -, – ран, – зар, – при, – вил, приро -, посу -, просту -, звез -.

Два варианта карточек: в каждой из них одно слово написано правильно, а в остальных допущены ошибки на замену «б» и «д» и наоборот, искажена структура слов, пропущены буквы и т.д. Слова написаны письменными буквами.

  • Чтение по цепочке таблицы с «зашифрованными» словами.

↓орога, по↓арок, ↑ашмаки, при↑оры, ру↑ить, ↑оро↓а, ↓о↑рался, ↑есе↓а, ле↑е↓и, ↓о↑авка, ↑е↓а, ↑и↓он, ↓о↑ро, ↑о↓рость, ↑а↓ья, ↑рига↓а, за↑о↓ать, ↓у↑инка, ↑е↓ро, ↑орь↑а, по↓↑оро↓ок, ↑лю↓о, ↑у↓ильник, ↓о↑ро↓ушный, по↓↑ерезовик, ↑ро↓яга, са↓ово↓.

  • Спишите слова, дописывая элементы букв б и д по опорным точкам.

1 .оочка, оом, оант, оазар, оушная оорога, ооярка, оилет, оинт, руоашка, раоуга, саоы, раоота, команоир, горооа, прооукты.

2 .оооры, оуоильник, оуоы, оорооа, оесеоа, оуоу, оуолик, ооорый,

оооыча, оуоить, оооежал, оригаоа, оорьоа, свооооа, поооерëзовик.

  • Спишите слова, дописывая элементы букв б и д.

оукет, оым, оаранка, оумага, оырка, лаоушки, оелый, паоал, яолоня, раоуга, пооарок, раоочий

  • Спишите словосочетания, дописывая элементы букв б и д.

голуоой оант оежал по оороге

оелая оумага раоотал на завоое

олинный оанан орал на оом

оальняя оорога оегал во оворе

оольшая раоость пооарок оля оаоушки

  • Спишите предложения, дописывая элементы букв б и д.

Люоа ела оулку. Люоа оыла на оаче. Вокруг оома олинный заоор. Лиоин орат раоотает на воое. Все люои раоовались пооеое. У Люоы орови оугой. Под окном растëт оелая оерëза. Бараоанщик громко оараоанил. Не оросай оумагу на пол.

  • Прочитать, вставляя пропущенные буквы б или д :

1. У Ли-ы голу-ой – ант. У -а-ушки наря-ная -лузка.

Ва-им -ал -ругу -улку. На -иване -елая по-ушка.

Весь -ень и-ëт -ождь. Завтра -у-ет холо-ная пого-а.

2. -оро-а -о-рался ле-е-и -о-ро-ушный

-о-авка -рига-а -у-инка -о-рость

-о-рый -у-ильник -ро-и по- -оро-ок

-орь-а по- -ерëзовик -орь-а -ро-яга

-са-ово-ы -лю-це -е-ро -ара-анить

  • Записать под диктовку слов в 2 столбца – по наличию звука Б. – Д.

Дорога, работа, прибежал, загадал, ребро, добрый, рубль, денëк, дважды, однажды, везде, брызги, убрал, здесь, одежда, бубен.

д’ д – градусник, заводной, простуда, водосток, гладкий, ведëрко,

переделать, студень, трудился, стадион, самодельный,

разделил, смородина, задавака, дубликат, бомбардировщик,

2д – дудочка, дрозды, дождался, додумался, дожидались ,одежда,

б – слабый, грубый, буквы, забота, бумаги, букет, правда, клубок,

работал, зубной, забыл, заботливый, приборы, обезьяна,

2б – бамбук, бубен, барабан, бабочка, пробубнил, безоблачный,

безработица, безошибочный, бабушка, безобразный,

существительное прилагательное глагол

дубликат подробный добавить

бородавка бородатый блуждать

дубрава слабодушный подобрал

сдоба безрадостный подзадорил

будильник безоблачный подбежал

доброта безбородый подбросил

подберëзовик водопроводный добрëл

победитель быстроходный благодарил

удобрение трудолюбивый бродил

подборка бледный раздобыл

добродушие дряблый отобедал

Вывешивается таблица со слогами, написанными письменными буквами. Слоги надо подбирать так, чтобы каждый слог «играл» несколько раз.

Инструкция. Найти слог «бе» и представить себе, что на него села муха. Затем муха перелетела на одну клетку вверх и на одну влево. Прочтем этот слог. Соединим слоги, на которых сидела муха. Какое слово она составила? Вначале дети выходят к доске с указкой, затем следят за «мухой» только глазами и читают слова.

Из слогов таблицы получаются слова:

ле – бе – ди ду – бин – ка

бе – се – да бро – дя – га

бо – ро – да под – бо – ро – док

до – бав – ка до – бро – душ – ный

Вначале слова прочитываются под руководством логопеда, затем дети их загадывают сами друг другу. На следующем этапе работы записывают слова и устно составляют с ними предложения.

  • От данных слов образовать новые с помощью приставки до-, например:

бежал – добежал белил – … бывал – …

брëл – … бил – … бросал – …

брал – … брил – … обедал – …

Устно составить словосочетания.

Дифференциация д-б в словосочетаниях и

  • Составить предложения из словосочетаний.

яблоневые деревья голубой бант

добрый молодец длинная борода

большая беда добрался до дома

булка с повидлом безоблачный день

вредители садов дубовая бочка

бежал по дороге благодарил за подарок

обратный билет букет незабудок

поблагодарил за добавку бутерброд с балыком

сладкая сдоба доброта бабушки

седая борода разбитый будильник

бритый подбородок бородатый старик

безоблачный день водопроводный кран

солдат – освободитель девочка – задавака

подробный отчëт безрадостная весть

бархатная бабочка грубый подросток

беспересадочный рейс бесподобный торт

беспорядок в доме бездыханное тело

благородный человек врождëнное благородство

блокада города сделать дудочку

трудное задание бледная поганка

сладкая дыня безводная пустыня

дорогая безделушка бездонная бочка

бездушный человек беззаботный приятель

безлюдная улица бороздить просторы

буqерброт с балыком белые леqеби

боqрая баqушка qольшая qеба

переqовая бригаба рыqное блюбо

бобрый qоктор Айqолит qлинная qороqа

qоqрый молоqец qуть на обуванчик

холоqный божqь qелая qумага

поqлагоqарил за бобавку разqитый qубильник

борбюр возле клумqы букет незаqубок

рыqëшка в вебре заqушевная qесеба

соqрать смороqину трубное забание

поqраный qараqан слаqкая сбоqа

слаqкие быни qорогая qезбелушка

беспорябок в боме qеспобобный празqник

– окно, белый, растëт, под, берëза;

– бабочка, большая, одуванчик, на, белая, сесть;

– день, холодный, дождь, весь, идëт, ветер, и, дует;

– Боря, воздушный, из, бумага, змей, сделать;

– октябрь, холодные, дуть, в , ветры;

– Айболит, дерево, сидит, под, добрый, доктор;

– белый, лететь, лебедь, в, небо, высоко.

  • Предложения для чтения, анализа и записи, графического диктанта.

В дороге мы озябли. Утята добрались до другого берега. В

ноябре ледяной покров на реках ненадëжен. Ребята ведут борьбу с вредителями садов. В сентябре издали видны алые ягоды рябины. Дождëм забрызган подоконник.

Выписать словосочетания с д-б. Поставить вопросы.

Пример: Бабочка какая? – белая; села куда? – на одуванчик.

Большая белая бабочка села на одуванчик. Боря сделал из бумаги воздушного змея. Букашка сидит на бутоне. Ребята граблями сгребали сено и убирали под навес. Велосипедисты быстро спрятались от дождя под берëзу. Пробный поезд благополучно прошëл длинный путь. Вадим поделился с другом булкой с повидлом. Весь день идëт холодный дождь и дует ветер. Завтра будет холодная погода. В октябре дуют холодные ветры.

Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит. Добрый молодец и красная девица из доброй детской сказки. Белые лебеди летели высоко в небе. Володя долго любовался порхающей над цветами бабочкой. Добрая бабочка испекла сладкий пирог с повидлом для ребят – друзей Дениса. У дедушки в саду много яблоневых деревьев. Большая беда приходит к людям вместе с войной. Дети будут долго вспоминать отдых на даче. Ребята набрали под дубом много желудей. Дети делали игрушки из цветной бумаги.

  • С данными предложениями можно выполнить следующие задания:

1. Графическое шифрование.

2. Комментированное письмо.

3. Выбрать словосочетания с д-б, поставить вопросы.

4. Вставить пропущенные буквы.

В саду посадили молодые яблоневые деревья.

Добрый молодец спас от беды красную девицу.

Наводнение – большая беда для людей и природы.

У Диминого дедушки длинная седая борода.

Денис с большим трудом добрался до дома из-за дождя.

Бабушка на праздник испекла булки с повидлом.

Бабочки – большие вредители садов и огородов.

Собака бежала по дороге в деревню.

В кассе я приобрëл обратный билет на поезд.

Я поблагодарил за подарок дорогих друзей.

До обеда ребята собрали корзинку подберëзовиков и белых грибов.

Денис – победитель городских соревнований по борьбе.

Быстроходный белый пароход гордо плыл по воде.

Вдоль дороги тянулась берëзовая роща.

Брат побледнел и ослабел после болезни.

Садоводы заботятся о молодых фруктовых деревцах.

В кондитерской пахло сладкой сдобой и бубликами.

Бледные поганки – ядовитые грибы.

Бдительный постовой строго следит за движением.

Дети друг за другом едут с ледяной горы.

Снег занëс все дорожки, дома, деревья.

Резные снежинки падают на ладошку дочери.

Дифференциация д-б в тексте.

Стая белых лебедей опоздала с перелëтом в тëплые страны. Ослабевшие птицы остались зимовать в городском пруду.

Наступили холода, вода стала замерзать. Лебеди могли погибнуть, но люди пришли на помощь. Они долбили лëд, чтобы пруд не замëрз, подкармливали птиц. Жители города следили, чтобы птиц не обижали. Люди с радостью смотрели, как гордые белые птицы подплывают подкармливаться.

Пришла весна, но птицы не торопились покидать гостеприимный город. Здесь их приютили в трудное голодное и холодное время.

Однажды рано утром птицы собрались в дорогу. Они кружили над городом, унося память о любви, заботе, людской доброте.

  • Как бабочка собиралась на бал.

Пригласили бабочку на бал. Бабочка очень обрадовалась. Она полетела домой и выбрала самое нарядное одеяние.

Вдруг она вспомнила, что не спросила, где будет бал. Она надела бальное платье и полетела на луг к цветам узнавать. Она перебиралась с одного цветка на другой и спрашивала о бале. Но цветы только качали бутонами.

Так бабочка и кружилась до самой поздней осени в своëм бальном платье, ведь цветов на лугу было так много.

Летом братья были у бабушки и дедушки в деревне. Недалеко бежала быстрая речка Бобровка. Дети любили удить рыбу до самого обеда. А вечером ребята работали в огороде.

Наступил октябрь. Люди зябнут в домах. Надо раздобыть дров, тогда будет тепло. Дедушка купил целую подводу дров. Дядя Боря и Вадим будут их рубить. Младший брат Володя будет убирать дрова в сарай.

У детей в саду в большой клетке жила белочка. Все дети любили белочку. Но больше всех любил белочку Володя. Он каждый день давал белочке яблоки.

Однажды Володя забыл закрыть клетку. Белочка выбежала из клетки и стала бегать по комнате. Она разбила стакан и пролила воду.

Оптическая дисграфия: как определить и исправить?

Современная система образования предъявляет все более высокие требования к качеству обучения. Количество учащихся, которые не успевают усваивать программу начальной и средней школы, за последние годы возросло в несколько раз. Одной из причин такой отрицательной тенденции является недостаточная сформированность оптических и речевых систем у детей, в результате которой и возникают специфические трудности при обучении младших школьников письму под названием дисграфия.

Оптическая дисграфия – что это?

Наиболее часто сложности с письменной речью возникают в начале школьного обучения. В случае обнаружения у ребенка особых устойчивых нарушений письма, очень важно определить тип отклонения. Только при правильном выявлении вида дисграфии возможна дальнейшая эффективная работа по ее коррекции. С учетом особенностей патологии и характерных ошибок, которые совершает школьник при переносе звуков на бумагу, выделяют пять видов дисграфии. Сегодня речь пойдет об одном из наиболее распространенных из них.

Оптическая дисграфия представляет собой особую категорию отклонений в письменной речи, которая связана с недостаточным развитием оптических и пространственных представлений ребенка, а также с неокончательно сформированной системой зрительного анализа и синтеза. Другими словами, ребенок на данном этапе просто еще не готов переносить слова на бумагу, превращая звуки в буквы, и не может правильно формировать и записывать в виде символов то, что он слышит.

Какие ошибки совершает ребенок с оптической дисграфией?

Дети с оптическими нарушениями письма наиболее часто испытывают сложности с переносом букв на бумагу в правильной форме. Они искажают внешний вид буквенных символов или пишут их зеркально. Школьники не могут корректно написать буквы, поэтому непреднамеренно добавляют им лишние петельки или детали, либо же теряют необходимые составляющие символов.

Специалисты утверждают, что чаще всего дисграфики оптического типа допускают такие специфические ошибки:

  • Подмена букв, состоящих из одинаковых элементов в различном количестве (крючочков, кружочков и тд.). Наиболее часто на письме это буквы ш-и, р-у, м-л, т-п.
    например: шея – иея, тряпка – пяпка, монета – лонета.
  • Замена похожих по написанию букв, которые имеют разное расположение отдельных элементов символа. В письменном виде это такие буквы, как б-у, в-д, ш-т.
    например: будка – удка, уборка – буорка, школьник – ткольник, вилка – дилка.
  • Утеря и не дописывание составляющие части букв. Наиболее часто теряются крючочки в прописных символах у и д, галочки в буквах б, а и др.
    например: Антон — Λнтон.
  • Написание букв в их зеркальном отображении. Символы пишутся правильно, но в другую сторону. Очень часто такого типа ошибки совершают левши.
    Например: Екатерина – Зкатерина.

Крайне важно помнить о том, что школьник делает такие ошибки не преднамеренно, и причина здесь кроется не в его лени, нежелании или безответственности. Чаще всего малыш крайне серьезно подходит к обучению, однако, ни его старания, ни дополнительное время, уделенное письму, не приносят должного результата.

Коррекция оптической дисграфии

Успех устранения нарушений при данном типе дисграфии напрямую зависит от профилактики отклонений и своевременного начала занятий. При этом достичь максимальной эффективности поможет грамотная комбинация занятий с профессиональным логопедом-дефектологом и домашних методик, направленных на развитие речевых и письменных функций ребенка.

Коррекционная работа должна быть индивидуальной, последовательной и систематической. Упражнения по исправлению оптической дисграфии направлены на:

  • формирование зрительного восприятия ребенком форм, величин, цветов предметов;
  • развитие зрительной памяти;
  • работу над слуховым и зрительным анализом и синтезом;
  • овладение навыками графической символизации;
  • дифференциацию символов (букв), которые имеют схожее графическое выражение.
  • развитие мелкой моторики.

Разработать индивидуальный план коррекции оптической дисграфии для ребенка, с учетом особенностей возникновения патологии, возраста и других характеристик психики малыша, может только грамотный логопед-дефектолог.

Примеры упражнений для исправления оптической дисграфии

Практика показывает, что наилучший результат приносят игровые формы работы. Для начала можно предложить ребенку выполнить такие простые задания:

    Упражнение на дифференциацию простых символов и изображений, которые наложены друг на друга. Это могут быть буквы, очертания животных или бытовых предметов, знакомых школьнику.
    На картинке следует найти все буквы и записать их отдельно.

На следующем рисунке необходимо найти и закрасить цветным карандашом те буквы, которые есть в словах «дым» и «кот».


Упражнения позволяют малышу развивать зрительную память и сосредотачиваться на правильном восприятии и дифференциации форм предметов.

  • Задание на развитие восприятия величины предметов. Ребенку предлагается посмотреть на картинку и составить слово с учетом того, что первая буква – самая большая, вторая – меньше, а последняя – самая маленькая. Например, в первом ребусе школьник должен найти слово «кот», во втором – «пир» и т.д.

    То же задание следует выполнить с обратным условием: буквы в слове увеличиваются, а не уменьшаются. То есть, разгадав первый ребус, малыш определит слово «рот», второй – «пол» и т.д.
  • Графические диктанты. Одно из наиболее полезных упражнений для развития корректной ориентации в окружающем пространстве и зрительно-моторной координации. Диктант подбирается в зависимости от возраста малыша и его подготовленности.
  • Упражнение для развития мелкой моторики и подготовки руки к написанию основных символов и знаков. Ребенку необходимо поставить карандаш в начале фигуры и, не отрывая ручку от бумаги, обвести по штриховке полностью каждый элемент.
  • Упражнение для распознавания букв в их зеркальном отображении. Школьнику предлагается найти на изображении правильно написанные буквы и закрасить их.
  • Задание для распознавания букв со схожим графическим выражением. Ребенку предлагается разгадать шифр. Если буква «и» обозначается цифрой 2, потому что в ней 2 крючочка, а буква «ш» обозначается цифрой 3, потому что в ней 3 крючочка, то как правильно записать зашифрованные слова:
    — мальч2к;
    — л2л2я;
    — л2сток;
    — 3таны;
    — ло3адь;
    — 323ка.
  • Все упражнения проводятся в игровой форме, благодаря чему не вызывают у ребенка дискомфорта или отрицательных эмоций. Задания направлены на решение ключевой задачи, ведь при их выполнении школьник постоянно думает об особенностях написания букв, а также самостоятельно находит в них различия и сходство. В конечном итоге именно это обеспечивает усвоение письменных навыков.

    Упражнения на дифференциацию букв о а. в письменной речи при профилактике и. коррекции оптической дисграфии.

      Кристина Виноградская 2 лет назад Просмотров:

    1 Упражнения на дифференциацию букв о а в письменной речи при профилактике и коррекции оптической дисграфии. Учитель-логопед: Сысоева О.В.

    2 1. Соедини элементы букв, чтобы получились строчные прописные буквы о а. Каким элементом эти буквы отличаются? (обведи карандашом в кружок) 2. Найди буквы о-а на картинках и обведи их по контуру. 3. Сравни артикуляцию гласных а-о, рассмотри условные обозначения. Пропиши буквы. 4. Обведи букву а в квадрат, а букву о в кружок.

    3 5. Продолжи ряд. 6. Составь, прочитай и запиши слоги: а: о: 7. Над каждой буквой нарисуй схему: а о о а а о а о о а а а о а о а о а о о 8. Все встречающиеся буквы а обведи в квадратик, а буквы о в кружочек: У и о е а ю с о е а п о з о ю а в с а м и п р т о л б э щ х с я а л о е о о к у а о а ц у а к р о г н о р е о п а е а в а к а о т р м а д о а г л к ц о л а о а н о ь а р о к о р ш а а у у е о е г л д а а о е 9. Над каждым словом, нарисуй схему: Лось, рак, мох, мать, сурок, варит, крошки, ночь, зима, чашки, норы, море, ложки, осень, весна, скорый, ослик, лето. Из этих слов, выпиши времена года:

    4 10.Составь слова. Напиши их парами. Образец: вал вол. 11. Запиши слова парами, вставляя буквы а и о. Подчеркни букву о одной чертой, а двумя чертами. Р..к р..к, т..к т..к, р..й р..й, с..м с..м, б..к б..к. 12. Выпиши из слов слоги в два столбика: в первый столбик слоги с буквой о, во второй с а. Образец: вагон – гон ва Вагон, сапог, собака, полоса, облако, кошка, стакан, корабль, товарищ, площадка, паровоз. 13. Запиши слова в два столбика (по наличию о – а). Подчеркни букву о одной чертой, а двумя чертами. А) танец, крот, клоп, брат, енот, гром, врач, ломтик, генерал, гонщик, дачник, диктант, желток, дикарь; Б) глобус, кусочек, ветеринар, прозвище, фрегат, ледяной, субботник, эскимо, шпроты, фундамент, фельетон, ткань, чемпион, придержать. 14. Вставь пропущенные буквы в слова. Д м, м к, ист, н с, ш г, в лк, п лк, с м.

    5 15. Прочитай и запомни слово. Запиши в тетрадь последовательность в нём букв о, а, то есть «зашифруй» слово. Образец: собака о а а. 16. Обведи слоги, проговаривая вслух. Составь из этих слогов слова. Для этого напиши слоги так, как указывают цифры. Ответь полным предложением на вопрос, сколько слов ты написал. 17. Постарайся запомнить ряд цифр: Запиши слоги из упражнения 16 в указанном порядке. Сколько слов прячется в твоей записи? Напиши эти слова.

    6 18. В этой цепочке слогов найди восемь слов. Запиши их. ГОРЕКАШАРЫБАГОРЛОКОН 19. Рассмотри картинки. Прочитай подписи под ними. Назови пропущенные слоги с буквами а или о. Напиши слова в тетрадь. 20. Назови картинки, рассмотри схемы. Напиши слова по картинкам и схемам.

    7 21.Разгадай ребусы. Напиши получившиеся слова. 22.Составь из слогов слова и запиши их: за ко, ка мас, ке ра та, со ма ло, ка ру, бо ра та, ро да бо, до ла ни,ран ба ка, гай по пу, вар мо са, лёт са мо, док по во, ло коль чик ко. 23.Из букв данных слов придумай новые слова: атлас, акт,адрес,армия, автор,араб,арфа. 24.Отгадай загадки, запиши отгадки: Круглый, полосатый, с хвостиком( ). Стеклянный домик для рыбок( ). Человек в морской форме ( ). Посуда, из которой едят суп ( ). Что обычно пишут на конверте ( ). Плывет по небу ( ). Тетрадь, из плотных листов, для рисования ( ).

    8 25.Напиши слова-антонимы (противоположные по смыслу): Большой,тёплый,злой, нашёл,пришил,помыл, сел. 26.Подбери нужное слово, в котором была бы буква а или о: Нос (какой?) Волосы (какие?) Работа (какая?) Лиса (какая?) Заяц (какой?) Руки (какие?) 27.Вспомни и запиши детёнышей животных: У козы,у коровы,у лошади, у курицы,у льва, у тигра, у утки, у лося, у кролика. 28.Из двух данных слов образуй одно новое: Образец: Листья падают листопад. Снег падает _, вода падает _, звёзды падают,сам катит, сам летит,пыль сосёт. 29.Разгадай кроссворд. По вертикали: 1. Комната, где обедает семья. По горизонтали:

    9 2. Часть лица, находящаяся по центру. 3. Сладость, которая подаётся на десерт по праздникам. Может быть с кремом. 4. Оно состоит из слогов. 5. Птица, которая вьёт гнездо под крышей. 6. Драгоценный металл. 7. Булочка с творогом. 8. То, куда ходят взрослые, чтобы заработать деньги. 9. Детёныш овцы и барана. 30. Внимательно прочитай слова. Найди и исправь ошибки. гром горка край тровка тарт ложка брат брошка ночной постух гара сталы 31. Вставь пропущенные буквы о а в слова. Составь и запиши из слов двух столбиков словосочетания. Подчеркни буквы о и а. Зап мнил к нь пл чет к шки ск чет ск рый сп ли ск зку п езд пл кса

    10 32. Вместо цифры произнеси слово и расшифруй предложение. Запиши его. 40а и с3ж склевали всю смор1у и спрятались в по2ле. 33. Напиши предложения по образцу. Подчеркни буквы о и а. Он пошёл. Она пошла. Он лежал. Он ловил. Он звонил. 34. Составь смысловые пары. Запиши предложения по образцу. Подчеркни буквы о и а. Образец: Натянуть нос значит обмануть. чесать языком унести ноги зарубить на носу клевать носом дремать запомнить убежать болтать 35. Вспомни календарь, напиши даты словами. Образец: 8.08 восьмое августа, 8/III восьмое марта /V 1/VIII 36. Прочитай слоги от последнего к первому. Что получилось? Повтори и запиши скороговорку самостоятельно. Подчеркните о одной чертой, а двумя чертами. Да во про до во из ду во вёз воз до во. 37.Выпиши грамматическую основу каждого предложения. Подчеркни буквы о и а.

    11 Образец: стоит графин. На столе стоит графин. Поднимаются густые травы. Вода в реке спала. Солнышко скрылось за тучами. Обнажились осенние леса. 38. Запиши в тетрадь гласные а-о, стоящие в словах под ударением. Образец: Смолк соловушка в чаще лесной. о о – а о. 39.Спиши словосочетания и предложения, вставляя пропущенные буквы а или о. В. зили др. ва, х. л. дная в. да, собир. ли пл. ды, п. рное м. л. ко, стр. или д. ма, з. лотые к. л.ски. У ручья р. стут с. сны. Под с. сной ст. ит скамья. На берег набеж. ли в. лны. Л. сь беж. л через густой лес. Не пуг. ет нас сильный мор. з.

    12 40. Обведи все буквы о,а в тексте разными ручками. Раздели слова черточками на слоги для переноса. Например: охот/ни/чий. 41. Спиши стихотворение, вставляя пропущенные буквы о а. Подчеркни букву о одной чертой, а двумя чертами. Т м к тик ус тый П с дику бр дит, А к злик р г тый З к тик м х дит. И л п чк й к тик ум ет св й р тик, А к злик сед ю трясёт б р д ю. 42. Исправь ошибки в предложениях. Остры зо цветут асенью. Ровны й асфальт родует Лудей. Смолк Салавей влисной чяще. ломпа пагасла внезанпо. Патянула холадам. Столяр

    13 зделал стал. содовник выростил ябланю. Зомёрли реки и азёра. паля и Халмы покрылыс пушыстым белым кав ром. 43. Обведи все буквы о,а в тексте разными ручками. Раздели слова черточками на слоги для переноса. Например: со/би/ра/лась. 44. Из данных слов составь и запиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни буквы о и а. Ветры, дуют, х л дные. В лки, уч т, хотиться, м л дых, ст рые. Рыщут, в, звери, лес х, г л дные.

    14 45. Спиши текст. Проверь себя, подчеркни буквы о и а. Прошло лето. Осень вступила в свои права. Тихо шуршат у озера камыши. Ночью был отлив. Вода ушла от берега. В камышах она застыла тонким льдом. Настало утро. Засверкал на солнышке ледок. Днём он растает. 46. Отгадай и спиши загадки, вставляя пропущенные буквы о а. Подчеркни букву о одной чертой, а двумя чертами. В дяные м стер Стр ят д м без т п ра, Д м из хв рост и тины И ещё пл тину. ( ) Чт за кн п чка? Н ж л, У п р га п дожд л, И тебе ткрыли дверь. Зах ди, ты г сть теперь! ( ) 47. Исправь ошибки. Зимой. Стаит Дикабырь нодваре. Трещят лутые моразы. Дуут холадные силные верты. бирёски и Липы стаят без листев, голые. Толко сасна да эль зиленые. мидветь золез всваю берлагу испит. Белка вдупле ест гребы и арешки. Серые Волки па начам воут ат галода. 48. Запиши предложения так, чтобы получился связный рассказ. Вставь пропущенные буквы. Проверь себя, подчеркни буквы о и а. В дном л сочке ж ли зайц на луж йке. пас ный враг пр ник в л сок! Но вот на бер гу л сной реки п селилась л сица. На чист..м в здухе в лесу ни р звились.

    15 Зв р ки, з прите норки на крюч к! 49.Спиши текст, вставляя пропущенные буквы а или о. В скобках пиши проверочное слово. Образец: Столы (стол) накрыты скатертями. Столы (. ) накрыты ск. тертями. Д. вно ( ) не было д. ждя (. ). Вдруг крупные к. пли д. ждя з. стуч. ли по крыш. м. Все р. ды д. ждю..жили п. ля (. ) и с.ды ( ). Хор. шо (. ) п. хнет т. полем после д. ждя. 50. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы а,о. Подчеркни о одной чертой, а двумя чертами. Огород. У нас б..льш..й огор..д. Там мы выр..щив..ем р..зные..вощи. В густой зелени кр..снеют п..мид..ры. Зеленеют коч..ны к..пусты и с..л..т. Под листьями прячутся..гурцы. На одн..й грядке р..стёт м..рк..вь. Б..льшую пл..щ..дь з..ним..ет к..рт..фель. 51. Вставь в текст подходящие по смыслу слова: кудрявая, величавая, трепетная, стройная. Спиши текст, подчеркни буквы а,о. Разные деревья. У каждого дерева свой вид. Сосна. Из сосен с давних пор делали мачты для парусных судов. Ель. Она высока, горда, пушиста. Осина. Листики осины дрожат, шелестят, даже если ветерок очень слабый. Берёза. Её длинные тонкие ветки завиваются, как локоны молодой красавицы.

    Приемы коррекции оптической дисграфии

    в разработке представлены приемы коррекции оптической дисграфии.

    Просмотр содержимого документа
    «Приемы коррекции оптической дисграфии»

    Приемы коррекции оптической дисграфии

    Трудности в обучении чтению и письму могут наблюдаться как у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, так и у детей, не имеющих ярко выраженных нарушений высших психических функций. Обнаруженные у младших школьников специфических нарушений письма и других психических функций различного генеза определяют необходимость дифференцированного комплексного подхода к коррекционной работе по преодолению дисграфии, а также устранению парциальных нарушений устной речи.

    Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество речемыслительных, зрительных и кинетических операций. У взрослого человека они носят сокращенный, свернутый характер. При овладении навыком письма эти операции представляются в развернутом виде.

    Для правильного формирования письма и письменной речи необходимы:

    Сохранный слух, зрение;

    Достаточный уровень сформированности всех компонентов устной речи (слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи);

    Определённый уровень развития внимания, памяти пространственно-временных представлений;

    Сформированные навыки зрительного анализа и синтеза;

    Готовность руки к письму.

    Становлению навыка письма предшествует сложная психомоторная деятельность, подготавливающая перевод фонемных знаков в автоматизированные движения руки (кинемы), которые являются конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную. Анализ и сравнение букв, воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы не являются для ученика простой задачей. Одновременно с движением руки при письме должен осуществляться кинестетический контроль. По мере написания букв и слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, т. е. чтением написанного.

    Учеными выделяются разные виды дисграфии: акустическая, дисграфия на почве нарушения анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая.

    Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах, искажениях и зеркальном написании букв на письме.

    Вследствие неточности зрительного восприятия буквы смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв: п-н, п-и, у-и, ц-щ, ш-и, м-л,б-д,п-т,н-к.

    Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (б-д, т-ш); включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, п-т, х-ж, л-м); зеркальное написание букв (с -, э – ; пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент (ау – “а”), лишние (ш – ии”) и неправильно расположенные элементы (х – “сс”, т – “ш”).

    Динамика коррекции нарушения при оптической дисграфии во многом зависит от своевременности начала занятий по ее устранению и профилактике.

    Для преодоления оптической дисграфии необходимо проведение последовательной, систематической коррекционно-логопедической работы по следующим направлениям:

    1. Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса);

    2. Расширение объема зрительной памяти;

    3. Формирование пространственных и временных представлений;

    4. Развитие зрительного и слухового анализа и синтеза;

    5. Развитие графомоторных навыков, овладение графической символизацией;

    6. Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.

    Рассмотрим каждое из этих направлений подробнее.

    1С целью развития предметного-зрительного гнозиса рекомендуются такие задания, как:

    – называние контурных изображений предметов;

    – называние наложенных изображений предметов;

    – называние перечеркнутых или зашумлённых изображений предметов;

    – дорисовывание и называние предметов, нарисованных наполовину;

    – определение, что неправильно нарисовано (игра “Хрюша художник);

    С целью развития восприятия цвета предлагается:

    – подбор картинок к определенному цветовому фону (игра “все знают, что красным бывает. );

    – называние цветов предметов, изображенных на картинке;

    – группировка картинок по цветовому фону, подбор их по оттенкам;

    – закрашивание геометрических фигур на картинке в определённые цвета и последующее называние получившегося предмета;

    – закрашивание полосок, ромбиков и других геометрических фигур в определённый цвет по заданию педагога;

    Восприятию формы предмета способствуют следующие упражнения:

    – называние геометрических фигур, из которых состоит рисунок;

    – соотнесение формы предмета с одной или несколькими геометрическими фигурами (круг – помидор или апельсин, овал – дыня, треугольник + квадрат – домик, полукруг – месяц, кусок сыра);

    – подбор предметов парами в зависимости от их геометрической формы;

    – построение модели самолёта (корабля, машины и др.) из геометрических фигур;

    С целью совершенствования восприятия величины и размеров предметов предлагаются задания:

    – показать на картинке длинные и короткие предметы, части одежды;

    – расположить игрушки по высоте;

    – расположить карточки с названиями животных по их реальной величине;

    – обвести только ту геометрическую фигуру на картинке, которая больше обозначенной;

    – обвести на картинке только то, что больше или меньше определённого предмета (обведи всех, что меньше птицы; обведи всех, что больше тигра)

    – прослушать задачку типа Толя выше Пети, но ниже Коли и расставить куклы по росту и др.

    На втором этапе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв (буквенный гнозис). Например: найти букву среди ряда других букв; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы, расположенные неправильно; обвести букву по контуру; дорисовать недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга, найти определённые буквы на “буквочеловеке” и др.

    2. Следующим направлением работы по устранением оптической дисграфии является развития зрительной памяти. Данное направление также делится на два этапа: работа с предметами и предметными картинками и работа непосредственно с буквами. Используются следующие виды упражнений:

    – запоминание картинки (группы картинок) или предмета и нахождение их среди других похожих;

    – запоминание ряда картинок или расположения группы предметов и последующее воспроизведение через некоторое время;

    – игра “Чего не стало?”. Перед ребёнком раскладывается 5-6 предметов или картинок, которые он должен запомнить. Затем убирается незаметно один предмет. Ребёнок должен назвать, чего не стало.

    – игра “Что изменилось”. Перед учеником раскладывается 5-7 картинок. Ребёнок запоминает последовательность их расположения. Затем несколько картинок меняется местами. Ученик должен сказать, что изменилось, и восстановить первоначальный ряд

    – Запомнить бессмысленный ряд букв, цифр или фигур, а затем выбрать их среди других или воспроизвести в первоначальной последовательности.

    3. В ходе коррекционной работы необходимо развивать зрительно-пространственные функции, что позволит в дальнейшем сформировать четкие зрительные образы букв и навык быстрого различения графически сходных букв.

    Пространственная ориентация включает в себя три вида дифференцировок:

    – ориентировка в собственном теле, дифференциация правых и левых частей;

    – ориентировка в окружающем пространстве;

    – ориентация на листе бумаги.

    Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем “малом пространстве”. Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей руки. Для проведения работы в названном направлении необходимо:

    – показать, какой рукой ребёнок кушает, здоровается, держит карандаш, пишет;

    – закрепить различение и называние рук с помощью схемы (чаще всего “правая” – управляющая, исполняющая; “левая” – ленящаяся, помогающая правой; – для левшей необходимо придумать другие обозначения)

    – соотнести части тела правой и левой рукой, показать по инструкции педагога парные части тела, научиться показывать противоположные части тела правой и левой рукой;

    Особенно трудно для детей с оптической дисграфией определять расположение правых и левых частей у человека, стоящего напротив, так как в этом случае ученику нужно мысленно представить себя в другом пространственном положении. Учитывая этот момент, необходимо также формировать у детей умение определять правые и левые части тела у человека или игрушки, находящейся напротив. Для этого можно использовать следующие задания:

    – положи карандаш справа от куклы, сидящей напротив тебя, а пенал слева;

    – покажи правой рукой левое ухо педагога (левое колено, плечо и т. д.)

    – рассмотри 2 картинки (девочка стоит лицом к нам и спиной) и скажи, какие предметы нарисованы справа от девочки на первой картинке, а какие на второй.

    После формирования ориентировки в собственном теле начинаем выполнять упражнения на развитие ощущения окружающего пространства. Развитие пространственной функции проводится в трех плоскостях: лево – право, верх – низ, перед – зад. Предлагаются следующие упражнения

    – учим ребёнка определять и называть расположение предметов по отношению к себе. Просим его назвать, что находится справа от него, а что слева? Даём инструкцию: положи ручку перед собой, а карандаш перед ручкой; что находится дальше от тебя, а что ближе к тебе?

    – кладём перед ребенком три предмета (например: ластик, ручку и карандаш). Ребенок должен показать предмет, который находится слева или справа от центрального предмета.

    – развешиваем на стене несколько картинок выше и ниже уровня глаз ребёнка. Просим ученика рассказать, какие предметы находятся наверху, а какие внизу. Какой предмет висит выше или ниже той или иной картинки;

    – заводим ребёнка в незнакомое помещение или меняем местами расположение предметов в классе. Просим ученика осмотреться, затем встать лицом к определённому предмету и сказать, какие предметы находятся слева, справа, перед ним и за его спиной. После того, как у обучаемого получилось хорошо выполнить данное задание, просим его закрыть глаза и еще раз назвать предметы, расположенные перед и за ним по памяти.

    Чтобы научить детей ориентироваться на листе бумаги, предлагаем “раскрыть тайны чистого листа”. Одна из них – найти левую и правую стороны. Это можно сделать с помощью правой и левой руки. “Чтобы точно знать, где левая, а где правая рука, нужно приложить ладонь к груди. Что слышно? Это стучит наш неутомимый моторчик – сердце. Он стучит под левой рукой. Это левая сторона нашего тела, и все, что слева мы называем так: левая рука, левое ухо, левое плечо, левая нога. Противоположная сторона – правая: здесь правое ухо, правая рука, правая нога. Далее предлагаем ученикам положить ладони на лист. Под левой рукой – левая сторона листа, под правой – правая. Еще на загадочном чистом листе бумаги есть углы. Тот, что сверху и слева назовем “левый верхний”, а под ним – “левый нижний”, справа – “правый верхний” и “правый нижний”. Далее предлагаем детям в разных частях листа бумаги изобразить животных, птиц, геометрические фигуры и др.

    После работы с чистым листом бумаги даем ребёнку задание изображать предметы относительно друг друга. Например: нарисуй картинку справа или слева от вертикальной линии; начерти в середине листа квадрат, справа от квадрата нарисуй круг, в круге треугольник, над квадратом напиши цифру 3 и т. д. Затем просим ребёнка назвать, что находится слева от круга, ниже цифры 3 и др.

    Также детям предлагаются чтение направлений при помощи схематических изображений стрелками, графические диктанты и определение расположения предметов в пространстве (на 6-9 предметах расположенных по строкам и столбикам в равном количестве).

    Для формирования понятий “перед”, “после” возвращаемся к анализу рядов предметов или картинок.

    – просим ребёнка положить ладошки на две любые соседние картинки в ряду, не перекрещивая рук. Та картинка, которая оказалась под левой ладошкой, находится ПЕРЕД той, которая оказалась под правой. А картинка, оказавшаяся под правой ладошкой, находится ПОСЛЕ той, которая оказалась под левой.

    – выстраиваем несколько игрушек друг за другом и просим ученика посчитать и пронумеровать их. Объясняем ребёнку, что игрушка с меньшим порядковым номером находится перед игрушкой с большим порядковым номером, а игрушка с большим порядковым номером стоит после игрушки с меньшим.

    – аналогично можно написать на листе слово печатными буквами, пронумеровать буквы слева направо и попросить ребёнка назвать букву, находящуюся перед или после определённой.

    Зрительный анализ неразрывно связан со зрительным восприятием, однако является более сложным психическим процессом и, в отличии от восприятия, представляет не только запечатление того или иного объекта или буквы в ряду сходных, но и детальное разделение вычлененного объекта на составные части с последующим их подробным изучением и синтезом. На развитие зрительного анализа направлены следующие упражнения:

    – рассмотреть и сравнить две картинки расположенные по разные стороны одного и того же листа;

    – рассмотреть и запомнить картинку и, перевернув лист, нарисовать её по памяти.

    – выложить на столе фигуру из палочек (пуговиц, спичек, маленьких шариков и любых других подручных материалов) по образцу и по представлению.

    Данное направление предполагает также работу по развитию зрительного анализа букв на составляющие элементы, их синтезу, определению общего элемента в ряде букв, нахождению правильного расположения на листе бумаги, конструированию букв из элементов, реконструированию букв путём добавления или изменения пространственного расположения элементов (из Л-А, из Г-Т, из Р-Ф из И-П, из Н-И)

    Для развития графомоторных навыков могут быть рекомендованы такие задания, как обводка по контуру и штриховка изображений, срисовывание геометрических фигур, дорисовывание деталей незаконченных рисунков, воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти, рисование узоров и геометрических фигур по клеткам по словесной инструкции, обводка заготовленных образцов рукописного текста, письмо букв, слов и фраз по трафарету, и т.п.

    Продолжением работы по развитию зрительного анализа и синтеза является уточнение и дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство. Ученики упражняются в конструировании букв, анализе состава и структуры графического знака; в синтезе его из элементов; в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок – к более тонким).

    Дифференциация букв должна происходить на всех уровнях организации речевой деятельности в следующей последовательности:

    1) изолированное написание букв;

    4) в словосочетаниях;

    5) в предложениях;

    Работа по различению оптически сходных букв включает в себя следующие упражнения:

    – нахождение дифференцируемых букв в ряду сходных;

    – определение сходства и различия между похожими буквами, уточнение пространственного расположения элементов букв;

    – превращение дифференцируемых букв в картинки-пиктограммы (б-белка, д-дятел, ц-цыплёнок, щ-щука и др.). Используются различные стихи и загадки о буквах:

    Буква Б проснется рано.
    Буква Б — бочонок с краном.
    Умывайся! Будь здоров,
    Богатырь Борис Бобров!

    Буква Р – на мачте парус,
    Вдаль плывёт, небес касаясь.

    Говорил недавно кто-то:
    П похожа на ворота,
    Возражать мне было лень,
    Я-то знал, что П как пень.

    Буква Ц —
    Смотрите сами —
    Как скамейка
    Вверх ногами.

    – дорисовывание (обводка по контуру) различающегося элемента в дифференцируемых буквах с проговариванием;

    – написание слогов и слов с дифференцируемыми буквами в два столбика;

    – нахождение дифференцируемых букв в тексте с последующей их обводкой или подчеркиванием;

    – написание диктанта, содержащего максимальное количество дифференцируемых букв, с последующим их подчеркиванием и др.

    Понимание механизмов дисграфии и ее эффективная коррекция требуют глубокого психолого-педагогического изучения специфических ошибок письма, особенностей устной речи, а также нейропсихологического анализа других психических функций школьников.

    Устранение оптической дисграфии осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.

    Карточки для преодоления дисграфии

    Обозначение гласных звуков буквами

    Вставь гласную букву в начале слова.

    _ кунь, _зел, _ глы, _ хо, _ зредка, _ стный, _ гол, _ адрес, _ жил, _ мя, _ вгуст, _ тренник, _ слик,

    _ жин, _ хнул, _ тпуск, _ мный, _ стров, _ тлас, _ ист, _ лей, _ тка, _ кна, _ кна, _ ней, _ гры,

    _ рден, _ тот, _ дик.

    Вставь гласную букву в словах, в которых гласный звук является безударным.

    _ птека, _ зюм, _ дут, _ шли, _ льбом, _ ктёр, _ таж, _ зоры, _ кзамен, _ чёба, _ рбуз, _ кула, _ борка, _ читель, _ лмаз, _ кран, _ пельсин, _ страда, _ пал, _ сфальт, _ жасный, _ зложение.

    Запиши слова, распределяя их в столбики в соответствии с символами:

     – с гласным звуком А

    ∆ – с гласным звуком О

    ⌂ – с гласным звуком У

    ◊ – с гласным звуком Э

    ○ – с гласным звуком И

    ● – с гласным звуком Ы

    Куст, сок, сын, наш, дым, зуб, шкаф, сон, мал, мышь, был, лук, бык, мак, сыр, соль, ток, суп, рос, мох, лось, пар, мыть, пусть, дуб, сад, март, гусь, бак, бык, пыль, сом, рот, рис, шаг, шар, боль, рыть, внук, жук.

    Прочитай слово. Замени в нём гласную букву так, чтобы получилось новое слово.

    Обозначение согласных звуков буквами при написании при написании слов

    Замени согласную букву на конце слова так, чтобы получилось новое слово.

    Замени в начале слова согласную букву так, чтобы получилось новое слово, а где возможно – несколько новых слов.

    «Верни буквы на место»

    _ а_ ыпанный _ негом ле _ _ казочно кра _ ив.

    Ли _ а и _ оня _ пешат на _ аснеженную поляну.

    Ли _ а увидела _ леды _ айца.

    _ оня слепила _ неговика.

    Вме _ то но _ а у него морковка.

    Пусть это будет подарком для _ айчика.

    «Верни буквы на место»

    Прошли до _ ди – грибов _ ди.

    Ма _ а и Я _ ша идут в лес.

    Грибники не спе _ ат, гриб мо _ ет быть под листвой.

    Под ногами _ ур – ат листья.

    Вот красивы _ ёлудь.

    Еловая _ и _ ка то _ е пригодится.

    Вот послы _ ался _ орох.

    Это ё _ ик спе _ ит по тропинке.

    «Верни буквы на место»

    В _ олях _ оказались _ ервые _ роталины.

    На _ ухли на ветках _ очки.

    _ о _ лыли _ о не _ у _ елые _ ушистые _ арашки

    _ ервые _ерелётные _ тицы скоро _ оявятся в наших краях.

    Ре _ ята ждут _ ольших _ еремен в _рироде.

    «Верни буквы на место»

    Ле _ о с _ ояло жаркое.

    В _ оме _ ухота.

    От жары все спрятались в _ень _ ерева.

    _ ам с _ ои_ с_ ол и _абуре _ ки.

    На с _ оле в кувшине с _ ои _ чис _ ая во _ а.

    Ря _ ом с _ омом ка _ ушка.

    Сего _ ня в ней купаю _ ся воробьи, на _ во _ ой кружат с_ рекозы.

    «Верни буквы на место»

    _ де цвето _ там и медо _.

    _ ора с _ орой не сойдётся, а челове _ с челове _ ом стол _ нётся.

    Кни – а – лучший дру _.

    О _ ончил дело – _ уляй смело.

    _ вастун – пустой челове _ к.

    _ удо тому, _ то добра не делает ни _ ому.

    _ орошая _ озяйка и из пету _а у _ у сварит.

    «Верни буквы на место»

    Ку _ т _ ур _ ит – _ рый _ айка.

    _ абавного _ уравля на_ вали _ уркой.

    Пу _ и _ тые _ не _ инки _ акру _ ились в моро _ ном во _ духе.

    _ ве _ ий ветер о _ ивил _ агру _ тив _ ие ли _ тья.

    «Верни буквы на место»

    Сегодня у _ аи день _ождения.

    Она наде _ а новое п _ атье.

    Мама для _ аи испечёт _ юбимые пи _ ожки и ват _ ушки.

    В гости она приг _ асила д _ узей: И _ у, Ми _ у, К _ а _ о, _ ому, Во _ одю.

    Всем будет весе _ о.

    «Верни буквы на место»

    Зака _ ались на липе жёлтые _ веточки.

    _ дрый медовый запах наполнил ве _ерний воздух.

    Деревья в _аще слились в _ернею _ ую массу.

    Сы_ прокри _ ал о наступлении но _ и – _ арства тьмы.

    Звук и буква. Позиция звука в слове.

    Раскрась квадратик соответственно третьему звуку в словах: если при произношении слышим гласный звук – красный цвет, если слышим твёрдый согласный звук – синий, если мягкий согласный звук – зелёный. Если буква обозначает два звука – дорисуй рядом второй квадратик и раскрась их в соответствующие цвета.

    Сочетания ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЖИ – ШИ.

    1. Поставь гласную букву рядом с согласной буквой. Запомни волшебную фразу: «Слышу твёрдо – пишу мягко, слышу мягко – пишу твёрдо». Как ты её понимаешь.

    Крич_, ч _ стый, молч _, ж _ р, суш _ л, стуч _. Ч _ йка, шалаш _, ч _ жой, щ _ ка, ищ _, ч _ с.

    Луж _, пряч _, рощ _, ч _ лан, пищ _, ж _ лка.

    Крич _ л, мыш _, лыж _ , сторож _ л, ч _ лок.

    Ч _ йник, лопоч _ т, ч _ родей, муж _ к.

    Кувш _ н, ж _ раф, чертеж _ , афиш _ .

    Верш _ на, туч _ , нач _ ло, щ _ вель, пряч _ тся.

    2. Подчеркни согласные буквы, рядом с которыми ты написал гласную: зелёным цветом, если при произношении слышим мягкий согласный звук; синим, если слышим твёрдый согласный звук.

    Укажи цифрой в скобках позицию мягкого согласного звука в словах:

    Петушок ( ), морковь ( ), монета ( ), букет ( ), журавли ( ), книга ( ), сойка ( ), пакет ( ), зерно ( ), знамя ( ), пакет ( ), фабрика ( ), фонари ( ), новость ( ), кувшин ( ), ладонь ( ).

    Ставь сочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ в скороговорки:

    Волки ры _ _ т, пи _ _ и _ _ т.

    Та _ _, та _ _, не дота _ _, боюсь, что выпу _ _.

    В _ _ вом уголке _ _ ли у _ _ и е _ _.

    С _ _ ла Саша Сашке шапку, а Саша шапкой _ _ шку с _ _ б.

    Чешуя у _ _ чки, щетинка у _ _ шки.

    ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ ГЛАСНЫМИ БУКВАМИ

    Спиши предложения. Подчеркни слова, имеющие парные гласные буквы.

    Все наблюдали за полётом орла.

    Соловей поёт по ночам.

    Маяк показывает путь морякам.

    Подружки гуляют в саду.

    Заяц спасся от лисы.

    1. Существуют парные гласные буквы. Произнеси и подумай, почему они считаются парными?

    2. В те слова, где необходимо, вставь парную той гласной, которая уже есть в слове. Если невозможно поставить требуемую букву, то зачеркни слово:

    Сан _ , рук _ , клюн _ л, слив _ , косм _ с, кост _ р, ут _ г, пам _ ть, по _ т, бокс _ р, Вал _ , вил _ , ор _ х, Ан _ , весл _ , мух _ , пол _ т, скамь _ , ма _ к, птиц _ , пож _ р, ба _ н, сал _ т, лап _ , лип _ , мес _ ц, киты, ов _ с.

    Подчеркни слоги, содержащие мягкий согласный звук.

    СА, СЕ, ЛЁ, РЕ, МУ, МИ, ЗЯ, ФА, ДО, РЁ, КИ, БО, ГЕ, ТО, ЛА.

    АРО, АТИ, ПРА, ГРУ, СМИ, КВА, КВЕ, ДРЯ, СВА, СВИ, ЖНЕЕ, ГЛЮ.

    Составь и запиши предложение с данным словом.

    1. Подчеркни в словах те буквы, которые вызывают отличие друг от друга.

    2. Объясни значение данных слов.

    Спиши стихотворение. Подчеркни повторяющуюся букву « Д» следующим образом: если это твёрдый звук – синим цветом, если мягкий – зелёным.

    Дождик, дождик, не дожди!

    Дождик, дождик, подожди!

    Дай дойти до дому дедушке седому.

    Вставь пропущенные гласные буквы. Подчеркни цветными карандашами буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

    Я вз _ л пил _ и доску пил _. Л _ ся л _ ит свою сестр _ Тан _ . В сад _ видели дяд _ Вас _. Цветы у Вал _ завв _ ли. Сын гл _ дит, как мама гл _ дит. Кол _ был р _ д, что попал в первый р _ д. У Л _ бы новый ут _ г. У т _ ти Т _ ни тел _ нок З _ рька.

    Вставь пропущенные гласные буквы. Подчеркни цветными карандашами буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

    Я с _ ду в с _ ду и посл _ ша _ л песн _ соловья.

    Удивительный реб _ нок Ал _ ша.

    Сер _ жа и Т _ ля кормят тел _ нка.

    Ал _ ша и Бор _ нес _ т с _ стре пел _ нки.

    « Ы» или « И»? Вставь буквы, чтобы получились слова.

    П _ р, б _ ть, м _ ть, т _, сп _ , м _ , м _ р, в _ , с _ р, п _ ск, п _ ль, в _ зг.

    Как изменится смысл и звучание данных ниже слов, если в них гласный « И», заменить на « Ы»?

    Читайте также:  Конспект логопедического занятия по теме Наша страна
    Ссылка на основную публикацию