Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию грамматического строя речи старших дошкольников с НВОНР

совершенствование лексико-грамматического строя речи в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Речь является одним из важных показателей развития. При коррекции звукопроизношения большое внимание уделяется развитию лексико-грамматическому строю речи, что поможет ребенку в дальнейшем обучении в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
sovershenstvovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi_u_detey_v_usloviyah_logopedicheskogo_punkta_dou.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование лексико – грамматического строя речи в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Речь является одним из главных показателей развития.

Основной задачей работы учителя-логопеда является коррекция звукопроизношения. В коррекционную группу зачисляются дети, имеющие фонетические нарушения речи, у которых нередко обнаруживаются пробелы в некоторых лексико-грамматических категориях, что, несомненно, может привести к трудностям в период школьного обучения.

Проводя более глубокое логопедическое обследование у данных категорий детей, я выявила трудности в подборе глаголов к существительному; изменении существительных женского, мужского и среднего рода по числам; образовании множественного числа существительных в родительном падеже; согласовании существительных с числительными (одна тетрадь, семь яблок) и другие. Проанализировав результаты проведённой диагностики, можно сделать вывод, что помимо традиционных задач по коррекции речевого развития перед учителем-логопедом возникают новые, а именно связанные с совершенствованием лексико-грамматического строя речи детей.

Процесс автоматизации звука проводится поэтапно – изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в связной речи. В связи с этим становится целесообразным использование таких форм работы с дошкольниками, которые позволяют параллельно с коррекцией звукопроизношения (а именно с автоматизацией звука, поскольку это длительный и трудоемкий этап) расширять и активизировать словарный запас, формировать основные грамматические категории как основу дальнейшей развитой связной речи. Поэтому игры по развитию лексико-грамматических категорий можно использовать на всех этапах автоматизации правильного произношения, подбирая речевой материал индивидуально, для каждого автоматизируемого звука.

На индивидуальных занятиях проводятся беседы по обобщающим понятиям с целью их закрепления, уточнения, выявления характерных признаков обобщения, расширения словарного запаса. Уделяется большое внимание в ходе беседы вопросам, которые не только заставляют детей рассуждать, делать выводы, но и помогают формировать фразовую речь. Например, лексическая тема «Домашние птицы»: что есть только у птиц? что есть у каждой птицы? какую пользу они приносят?

Дети с нарушением произношения нередко говорят фонетически чисто только под чьим-либо наблюдением, а без такового возвращаются к дефектной речи. Важно автоматизировать звук на материале лексических тем. Например, подбираем предметные картинки по теме «Животные» со звуком [л] – волк, лось, белка, шакал; со звуком [р] – бобер, барсук, рысь, крот, горностай. По теме «Посуда» со звуком ш – ковш, кувшин, ложка, со звуком [с] – стакан, самовар, кастрюля, сахарница, сухарница и т.д. подбираем грамматические упражнения с автоматизируемым звуком. Для формирования навыков словоизменения на индивидуальных занятиях используются такие игры, как «Какой, какая, какое?» – правильное употребление форм прилагательных, «Один-много» – образование множественного числа существительных, «Посчитай» – согласование числительных с существительными, «Нет чего? Нет кого?», «Чего много?» – употребление родительного падежа множественного числа, «Кто кем будет?» – усвоение категории творительного падежа.

У многих детей вызывает затруднение подбор действий животных. Для расширения данной лексической категории на занятиях используются следующие упражнения: «Исправь ошибку», «Кто как голос подает?», «Кто что делает?», «Подбери действия», «Отгадай, кто это?».

Для обогащения словаря прилагательными детям предлагаются такие упражнения, как «Назови, из какого материала сделана?» (употребление относительных прилагательных), «Чьи следы?», «У кого чей?» (употребление притяжательных прилагательных), «Подбери признак» (употребление прилагательных), упражнения «Закончи предложение» (образование сравнительной степени наречий), «Скажи правильно», «Скажи наоборот» помогают приобрести навыки правильного употребления наречий, обозначающих признаки действия.

По мере закрепления у детей речевых навыков включаются в занятия игры и упражнения, способствующие формированию навыков словообразования: «Слова-родственники» (образование родственных слов), «Что из чего?» (образование относительных прилагательных), «Подружи слова» (образование сложных слов) и др.

Перечисленные упражнения периодически проводятся с опорой на речедвигательный анализатор. Используются мяч, прищепки, даются шнуровки с лексико-грамматическими заданиями, выкладываются с детьми счетные палочки по контурам к определенной лексической теме и т.п. Они вызывают живой интерес у детей, помогают осуществить плавный переход от игры к учению.

Практика работы показывает, что все дети с нарушениями речи имеют в той или иной степени отклонения в понимании предлогов, неправильном их употреблении в предложениях, опускании предлогов.

Достаточно часто в индивидуальные занятия включаются наиболее известные упражнения на развитие операций классификации, обобщения: «4-й лишний», «Найди лишнее слово», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Ассоциации» и др.). Упражнения предлагаются детям в различных формах – речевых (стихотворных), иллюстративных, что обеспечивает интерес и разнообразие. В некоторых заданиях предлагается раскрасить определенным цветом предмет, относящийся к определенной группе понятий, раскрасить и озаглавить группу понятий и др. Такие задания, помимо развития словарного запаса и операций мышления, способствуют развитию мелкой моторики рук, что также благотворно влияет на развитие речи дошкольников с нарушениями речи.

Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Поэтому выстраивается тесное сотрудничество с родителями. Познакомив их с трудностями речевого развития детей, даем задания на дом, сочетающие в себе работу в нескольких направлениях, проводим разъяснительные консультации по возникающим вопросам.

Повторная логопедическая диагностика детей, показывает положительную динамику по следующим показателям: существенно улучшилось состояние словарного запаса детей, в особенности употребление существительных, обозначающих понятия, названия частей и деталей предметов; прилагательных, обозначающих цвета, свойства и качества материалов. А также наблюдается уменьшение количества ошибок: в преобразовании единственного числа существительных в множественное число; в образовании формы родительного числа существительных; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; в образовании относительных, притяжательных прилагательных; в образовании приставочных глаголов.

Самоконтроль за произношением при сосредоточении внимания детей на смысловой стороне высказывания в ходе интеллектуальных игр способствует более быстрому переходу от скорректированной логопедом отраженной речи к самостоятельным её формам. В результате такого подхода расширяется словарный запас, увеличиваются представления детей, прививается познавательный интерес.

Можно сделать вывод, что такая всесторонняя, комплексная работа обеспечивает положительный суммарный эффект коррекционно-логопедической деятельности по совершенствованию грамматического строя речи у детей ДОУ.

Коррекционная работа по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР

Нина Сенькив
Коррекционная работа по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР

Процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И. П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа.

Проблема формирования грамматического строя речи у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии.

Частыми ошибками являются нарушения словоизменения и словообразования.

Недостатки грамматического строя речи мешают в общении, вызывают трудности в овладении письмом. В связи с этим, важное значение имеет длительная логопедическая работа, направленная на формирование умения изменять слова, различать их по признакам категориальности, грамматически правильной фразы.

Доступным видом деятельности детей и наиболее эффективным средством коррекции является игра. Поэтому занятия мы проводим в форме игры. Например, при согласовании числительного с существительным используется дидактическое пособие «Ёжик». Изучая лексические темы «Овощи», «Фрукты», «Грибы», ребёнок крепит муляжи грибов, фруктов или овощей на иглы ёжика и считает, сколько ёжик сделал запасов на зиму.

Для закрепления формы родительного падежа существительных по теме «Домашние птицы», мы предлагаем детям сшитую объёмную игрушку петушка, у которого пристёгиваются крылья, хвост. Логопед даёт ребёнку петушка с одним крылом и задаёт вопрос «Кто без чего?». Ребёнок отвечает: «Петушок без крыла» и пристёгивает крыло. При работе с этим пособием мы тренируем мелкую моторику рук и вырабатываем у детей стереотип использования падежной формы имени существительного.

Изучая лексическую тему «Транспорт», мы используем песочную терапию, с помощью которой можно отрабатывать приставочные глаголы и предложно-падежные конструкции. Детям нравится самим придумывать сюжет игры. Они на песке создают море, железную дорогу, вокзалы, строят дороги, дома. Выбирают соответствующий транспорт, который будет ехать по дороге, по железной дороге, плыть по морю. Затем логопед производит манипуляции с муляжом транспорта и задаёт вопросы по теме, побуждая ребёнка к речевому высказыванию.

Дети с общим недоразвитием речи плохо запоминают и узнают на картинках названия деревьев. Мы сделали муляжи: берёзы, дуба, клёна, осины, рябины из природного материала. Дети стали лучше узнавать и запоминать названия деревьев. С помощью этих пособий мы закрепляли словообразование прилагательных: берёзовый, дубовый, кленовый, осиновый, рябиновый лист.

Систематическая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, позволяет скорригировать данное нарушение, восполнить пробелы по грамматическому строю речи и подготовить детей к дальнейшему школьному обучению.

Дидактическая игра по формированию грамматического строя речи «Чудо-дерево» Дидактическая игра «Чудо дерево». Игра для детей 5-6 лет. Цель: – формировать грамматический строй речи через использование дидактической.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ФФНР «Знатоки» Задачи приоритетной области (развитие речи): Коррекционно-образовательные: I.- Обогащение, уточнение, активизация, актуализация словаря.

Комплекс игр по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Ребенок,.

«Признаки осени». Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя и связной речи у детей ТНР План – конспект занятия с использованием интерактивной доски. Организационная информация Тема урока «Признаки осени» Предмет, занятие Развитие.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Составили: учителя-логопеды МДОУ № 128 Овсяникова Ю. Т. ,Смирнова Л. Г., МДОУ № 6 Балдина Л. П. Тема: «Сравнительная степень качественных прилагательных».

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи у детей подготовительной группы. Задачи: Образовательные: Обогащение словаря по теме:.

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи у детей по теме «Разнообразие подводного мира» Конспект занятия по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. Тема занятия: Разнообразие подводного.

Контрольная работа «Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группы» Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Семинар для педагогов «Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» «Речь вести – не лапти плести» – гласит народная мудрость Речь – бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие.

Страна образования

Автор: Матвеева Ксения Ринатовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №80 “Аист”
Населённый пункт: г. Ульяновск,Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: “Логопедическая работа по преодолению нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР”
Дата публикации: 17.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Логопедическая работа по преодолению нарушений лексико-

грамматического строя речи дошкольников с ЗПР

положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе

коррекции нарушения речи.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический

Логопедическое воздействие в процессе коррекционной работы

опирается и на специальные принципы: этиопатогенетический (принцип учет

учета личностных особенностей, деятельностного подхода, использования

обходного пути, формирования речевых навыков в условиях естественного

При устранении нарушений произношений необходимо также

психологические факторы, обусловливающие их возникновение.

Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей

деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе

игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-

Большое значение в логопедической работе имеет педагогическая

с п о с о б с т ву е т

активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и

Успех логопедической работы во многом зависит от личности логопеда.

профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у

методах психологического воздействия.

Логопед должен уметь распознавать речевые нарушения, владеть

приемами и методами их устранения и коррекции, специальными методами

обучения детей с речевыми расстройствами.

Успех в выполнении этих задач зависит от наличия у логопеда

логопедией наук, а также от его творческой активности и инициативы.

Первостепенное значение для эффективности работы по обучению,

воспитанию, коррекции и профилактике нарушений речи имеет личность

кач е с т ва м и :

любовь к детям, требовательность к себе и окружающим, справедливость,

от в е т с т в е н н о с т ь ,

последовательность в словах и действиях и др.

Логопед должен обладать широкими и многообразными умениями,

такими как: учебно–познавательные; учебно–организационные.

Кроме того, работа логопеда должна основываться строгом

Также следует упомянуть, что речь логопеда должна быть образцом

для окружающих, не только детей, но и взрослых [1 с.20].

У логопедов – практиков в настоящее время существуют два

основных подхода к планированию и проведению занятий по формированию

лексико-грамматического строя речи.

Рассмотрим более подробно каждый из этих подходов.

Так называемый «лексический» подход широко используется в

При лексическом подходе логопед выбирает для занятия одну или

логопед намечает для изучения разные лексико-грамматические категории.

Например, тема открытого занятия, проводимого логопедом –

«Овощи». Лексико–грамматические категории: предлоги В, НА, ПОД, ИЗ;

согласование прилагательного с существительным в роде; относительные

прилагательные; приставочные глаголы.

При обозначенном подходе основное внимание и логопеда и детей,

произрастания, свойствах и качествах, то есть на знаниях и сведениях, а

никак не на лексико-грамматических категориях родного языка. Последние

играют в занятии как бы второстепенную роль. И в тоже время объединенные

в одно занятие различные по сложности лексико- грамматические категории

не могут быть усвоены при столь беглой, внесистемной подаче.

Для «легких» детей, у которых указанные лексико-грамматические

грамматического строя речи окажется не эффективным.

А для «трудных» детей,

в речи которых отсутствуют либо

вдвойне. Оно никак не улучшит состояние их грамматического строя речи,

отдельной, детальной, системной отработки.

И так, мы рассмотрели пример, широко используемый практиками,

грамматических представлений на логопедических занятиях.

При таком подходе происходит пополнение знаний и сведений детей,

активизация их словарного запаса. В ходе аналогичных игр, можно закрепить

логопедической коррекционной работы – невозможно.

Отечественный автор Т.А. Ткаченко в своих работах предлагает

придерживаться другого подхода лексико-грамматического.

При лексико-грамматическом подходе логопед планирует для

изучения на занятии одну из следующих тем:

– согласование числительных один, два с существительными;

– трехслойное предложение с прямым дополнением;

– предложный падеж существительных;

Все лексико-грамматические темы выбираются не случайно, а в

особенностями формирования речи ребенка при общем ее недоразвитии.

Итак, при лексико-грамматическом подходе на занятии изучаются

наиболее типичные формы словообразования, а так же основные модели

грамматической системы русского языка.

Причем, если грамматика в массовой школе изучается в отрыве от

лексики, то для дошкольников с нарушениями речи очень важно закрепить

грамматическая категория не может войти в самостоятельную речь ребенка

исключается, а овладение грамматическим строем языка происходит в чисто

повторения определенных грамматических конструкций, а в следствии их

самостоятельного построения, в различных вариантах предложений.

Например, ребенок неверно употребляет форму предложного

падежа (гуляли в лесе (в лесу), лежит в шкафе (в шкафу)). Логопеду следует

предложном падеже (сук, берег, шкаф и пр.), затем сравнить образованные

существительные с исходной формой, то есть с именительным падежом, и

предложного падежа существительных с окончанием У (в углу, в лесу и т.п.)

и Е (в поле, в тумбочке и т.п.). Причем все упражнения должны проходить в

предложений с указанными словами.

При планировании занятий логопед не указывает словарную тему,

не ограничивая тем самым активный и пассивный словари, на базе которых

расширить познавательные рамки занятия, а также целиком, сосредоточить

внимание детей на изучаемой грамматической форме (предлогах, окончаниях

существительных, способах словообразования и т.п.).

По представлению Т.А, Ткаченко фиксируется внимание ребенка

наилучшим образом в виде произносительного акцента, на окончаниях слов,

предлогах, союзах и других грамматических признаках русской речи, также

– определенную морфему (приставку, суффикс), являющуюся основой

– окончание слова, выражающего различные грамматические значения

(падежа, числа, рода лица) в словосочетаниях;

– способ связи слов в предложения (окончания слов, предлоги, союзы,

Взрослый может сформировать грамматические представления у

дошкольника, имеющего различные варианты недоразвития речи.

В противном случае коррекции грамматических представлений не

Каждое лексико-грамматическое занятие автор предлагает

Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Дата публикации: 25.11.2018 2018-11-25

Статья просмотрена: 751 раз

Библиографическое описание:

Усольцева Е. В., Сабирова М. В. Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2018. — №47. — С. 385-387. — URL https://moluch.ru/archive/233/54189/ (дата обращения: 28.02.2020).

Актуальной проблемой современного дошкольного образования является общее недоразвитие речи. Несвоевременная коррекция данной речевой патологии может способствовать школьной и социальной дезадаптации, препятствовать личностному развитию ребенка. В связи с этим необходимо комплексный, многоаспектный подход к организации коррекционно-развивающего процесса и учет новых социально-педагогических условий

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом — это специфическое проявление речевого нарушения, при котором нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.

С учетом постоянного увеличения числа старших дошкольников с общим недоразвитием речи, проблема своевременной диагностики уровня развития речи является важной задачей логопедии. В связи с этим важно начать работу по преодолению ОНР как можно раньше, чтобы предупредить нарушения письменной речи. В наибольшей степени у детей этой категории страдает грамматический строй речи, поэтому мы считаем, что данная проблема является актуальной для рассмотрения в дипломной работе.

Объектом нашего исследования является грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Предметом исследования является процесс формирования языковых операций, структурирования и грамматического оформления предложения у старших дошкольников с ОНР, III уровня речевого развития в системе коррекционно-логопедической работы.

Целью исследования является разработка и апробация методики по коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР, III уровня речевого развития.

Задачи:

1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2) определить специфику овладения грамматическим строем речи детьми в норме и при ОНР;

3) подобрать методы и приемы изучения грамматических операций у старших дошкольников;

4) разработать и апробировать методику, направленную на формирование грамматических операций у старших дошкольников с ОНР;

5) провести эксперимент по внедрению разработанной методики обследования грамматических операций у детей пяти лет с ОНР, III уровня речевого развития;

6) провести контрольный эксперимент и сравнить результаты до апробации представленной методики, и после ее применения.

Гипотеза исследования: коррекционная логопедическая программа по преодолению нарушения компонентов речевой системы у детей с общим недоразвитием речи может предупредить возникновение нарушения письменной речи.

Экспериментальной базой исследования является МБДОУ «Детский сад № 45» г. Королев.

На этапе констатирующего эксперимента нами проведено логопедическое исследование, направленное на выявление особенностей грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Исследование состоит из двух этапов: констатирующий эксперимент (логопедическое обследование) и формирующий эксперимент (коррекционно-логопедическая работа).

Каждый ребенок обследовался в несколько этапов. Для получения более полных данных о сформированности речевых компонентов необходима целостная картина. Психологические особенности детей старшей логопедической группы проявляются в том, что они не могут концентрировать свое внимание на материале более 20–25 минут. Результаты выполнения заданий оценивались по четырехбальной системе.

Исследование проводилось с помощью 7-и заданий.

1 Задание: согласовать глаголы настоящего времени с существительными единственного и множественного числа (что делает самолет(ы)?).

2 Задание: употребить имена существительные в падежах (о чем мечтает девочка).

3 Задание: согласовать притяжательные прилагательные с существительными в роде и числе (чей хвост, ушки?).

4 Задание: образовать относительные прилагательные от существительных (стол, замо’к какой).

5. Задание: употребить предложно-падежные конструкции (котенок спрятался куда?).

6. Задание: образовать приставочные глаголы ((от)куда входит(выходит) девочка?).

7. Задание: составить предложение с глаголами противоположностями.(вопрос типа: «Что делает девочка одна и другая — эта девочка режет бумагу,а эта девочка бумагу клеит).

Анализ экспериментальных данных показал, что у старших дошкольников с ОНР, III уровня речевого развития наблюдаются многочисленные аграмматизмы. Дети редко использовали сложные предложения, увеличение количества слов провоцировало появление ошибок, поэтому дети предпочитали предложения не распространять. Наблюдалось много ошибок в окончаниях всех употребляемых частей речи. Часто пропускались предлоги и союзы.

После проведенного обследования следующим этапом был проведенформирующий эксперимент.

Логопедическая коррекция осуществлялась посредством методик, предложенных учеными: Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. В. Серебряковой и др.

Для формирования навыков языкового анализа и синтеза была разработана методика, состоящая из двух этапов:

Первый этап

Основными задачами логопедического воздействия этого этапа являются:

1) научить детей грамматически правильно строить предложения из 3–5 слов;

2) научить первоначальному самостоятельному словоизменению некоторых существительных и глаголов;

3) сформировать простейшие навыки связной речи.

Работа первого этапа включала в себя два направления:

1) проведение работа на формирование предложений из нескольких слов;

2) коррекционная работа на сопоставление грамматических форм слов.

Второй этап

Основные задачи логопедического воздействия второго этапа являются:

1) научить детей строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

2) продолжить работу по словоизменению;

3) научить согласовывать местоимение и прилагательное с существительным.

Работа этого этапа ведется по следующим направлениям:

1) формирование распространенного простого предложения;

2) формирование предложения с однородными членами;

3) коррекционная работа на сопоставление грамматических форм глагола;

4) формирование сложного предложения.

Задание

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

1. Согласование глаголов настоящего времени с существительными единственного и множественного числа.

Развитие морфологического компонента грамматического строя речи с использованием игровых технологий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева С.А., Захарчук А.О.

В статье рассматриваются вопросы развития морфологического компонента грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на основе применения игровых технологий , раскрыты особенности применения комплексно-динамического подхода в логопедической работе в данном направлении.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатьева С.А., Захарчук А.О.

Текст научной работы на тему «Развитие морфологического компонента грамматического строя речи с использованием игровых технологий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

РАЗВИТИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

© 2019 С. А. Игнатьева1, А. О. Захарчук2

1канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии, олигофренопедагогики и основ специального образования e-mail: saigna2013@ yandex.ru

2обучающаяся 1 курса, направление подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль)

Логопедия e-mail: annazakharchuk @ yandex.ru

Россия, Курск, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»

В статье рассматриваются вопросы развития морфологического компонента грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на основе применения игровых технологий, раскрыты особенности применения комплексно-динамического подхода в логопедической работе в данном направлении.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, общее недоразвитие речи, грамматический строй речи, морфологические категории, комплексно-динамический подход, игровые технологии.

Грамматические компетенции занимают важное место в структуре владения речевыми компонентами. Данный факт обусловлен тем, что степень овладения грамматическим строем речи является показателем интеллектуального развития ребёнка.

Появление грамматических форм у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) осуществляется в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии, но в более медленном темпе, что искажает общую картину речевого развития, так как наблюдается дисгармония между развитием морфологической и синтаксической систем языка [Левина 2005].

При общем недоразвитии речи формирование грамматического строя речи находится в определенной зависимости от освоенности лексики и семантики (смысла слова), а также от степени знакомства со словом, от овладения звукослоговой структурой слова и речевыми моделями, которые лежат в основе различных типов предложений. Отсутствие перечисленных компетенций приводит к аграмматизму в речи детей, имеющих общее недоразвитие речи, причем наиболее часто встречается морфологический аграмматизм.

Для полноценного овладения морфологической системой языка у ребёнка должна быть сформирована многообразная интеллектуальная деятельность, которая состоит в сравнении слов по значению и звучанию; выделении их различий; понимании изменений в значении, соотнесении изменения в звучании с изменением его значения; выделении элементов, за счёт которых осуществляется изменение значения; установление связи между оттенком значений и различными грамматическими

значениями и элементами слов.

С целью обоснования необходимости совершенствования логопедической работы по коррекции морфологического компонента грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нами был организован констатирующий эксперимент, в котором приняли участие 15 детей с логопедическим заключением «Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития)» – экспериментальная группа – и такое же количество их сверстников с нормальным речевым развитием – контрольная группа.

Изучение морфологического компонента грамматического строя речи велось по следующим направлениям: выявление особенностей словоизменения (формообразования); выявление особенностей словообразования.

Каждое выполненное задание оценивалось баллом, который выставлялся в соответствии с предложенной системой оценки Р.И. Лалаевой [Лалаева 2001]. Нами записывались особенности выполнения заданий, а также специфика поведения и стиль работы каждого ребенка (степень внимательности, активности и инициативности). Оценка результатов осуществлялась по 4-балльной системе.

Общие результаты констатирующего эксперимента отражены на рисунке 1.

Серия 1 Серия 2

Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Рис. 1. Результаты выполнения серий заданий констатирующего эксперимента детьми контрольной и экспериментальной групп (% правильных ответов). Серия 1 – степень овладения навыком словоизменения; серия 2 – степень овладения навыком словообразования

При исследовании состояния морфологического компонента грамматического строя речи было выявлено, что у детей с нормальным речевым развитием значительная часть морфологии родного языка усвоена. А у их сверстников с общим недоразвитием речи было выявлено, что при относительно развернутой речи у детей экспериментальной группы наблюдается недостаточно точное употребление существительных, ошибки согласования, неправильное образование слов, присущие данной категории детей (рис. 2).

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости целенаправленной и систематической коррекционной работы по развитию грамматического строя речи. Поэтому нами была предпринята попытка разработки программы по совершенствованию морфологического компонента грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на основе применения игровых технологий, так как игра – ведущая деятельность ребёнка данной возрастной категории.

Игнатьева С. А., Захарчук А. О. Развитие морфологического компонента грамматического строя речи с использованием игровых технологий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Рис. 2. Типичные ошибки словоизменения и словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Основа работы по развитию навыков словоизменения и словообразования -наглядно-игровые технологии, которые способствуют лучшему пониманию речи дошкольниками с общим недоразвитием речи, а также являются зрительной опорой. Создание игровой ситуации с помощью таких средств помогает детям в игровой деятельности закрепить речевые навыки.

Игровые технологии являются образно или схематично опосредованной действительностью. С их помощью строится игровая ситуация, способствующая актуализации знаний у детей, объяснению правил, дополнительной стимуляции игровой и речевой активности, созданию условий, которые обеспечат развитие положительного отношения к обучению.

Игровые технологии представляют собой определённую поэтапность действий педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов и результатов игровой деятельности [Казакова, Калмыкова 2010].

В работе с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи, игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены задачи, игровые правила и действия. Но перед началом игры важно вызвать у детей интерес к ней (использование загадок, считалок, сюрпризов и т.д.). Только при условии устойчивого интереса к игре можно добиться стойких результатов коррекционной работы.

Эффективность работы по коррекции нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи повышает использование комплексно-динамического подхода, предполагающего последовательное и поэтапное усложнение вербальных средств, наглядности, типа

игры и игровых действий. Т.Б. Уварова отмечает, что такая организация логопедической работы помогает детям в естественной обстановке закрепить полученные речевые навыки [Уварова 2009].

Применительно к развитию морфологического компонента грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР на основе применения игровых технологий, использование комплексно-динамического подхода предполагает:

– наличие комплексных составляющих, которые представлены в виде вербального стимульного материала, а также визуально представленных наглядных средств, игры и игровых действий;

– наличие динамических составляющих, что заключается в поэтапном формировании навыков словоизменения и словообразования.

Основой для полноценного применения развиваемых навыков являются динамические составляющие, направленные на поэтапное формирование грамматического явления (от понимания – к использованию в речевой практике).

Комплексные составляющие также обеспечивают постепенное совершенствование изучаемого явления с помощью:

• наглядных средств (от объёмных – к графическим и символическим);

• развития игры (от предметной – к ролевой);

• развития игровых действий (от становления ориентировочной основы действия – к действию по определённым правилам).

Данный подход следует адаптировать к перспективно-тематическому планированию по развитию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях образовательной организации.

На каждой неделе обучения прорабатывается определённая грамматическая тема, которая реализуется на базе конкретного лексического материала. Организованная на занятии игра должна включать следующие задачи: обучение, которое осуществляется под руководством экспериментатора, и игровая деятельность самого ребёнка. Это значит, что внимание уделяется не только коррекции речи каждого ребёнка, но и развитию его игровой деятельности. В процессе игры логопедом создаются условия, позволяющие каждому ребёнку самостоятельно действовать в определённой ситуации с определёнными предметами, что способствует приобретению собственного действенного и чувственного опыта. Стоит отметить, что не элементы содержания обучения вводились в игру, а именно учебная деятельность становилась игрой. Для организации игровой деятельности на логопедических занятиях по развитию навыков словоизменения и словообразования следует применять:

– специально подобранный наглядный и игровой материал;

– пространственно-временное развёртывание игрового действия.

Таким образом, коррекционную работу следует организовывать на основе комплексно-динамического подхода, который предполагает поэтапное усложнение вербальных стимульных средств, а также наглядности, типа игры и игровых действий.

Развитие навыков словоизменения и словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи должно осуществляться поэтапно в ходе игровой деятельности с использованием наглядно-игровых средств. Такая организация логопедической работы дает возможность детям данной категории наиболее эффективно усваивать изучаемый материал на основе эмоционально-положительного и действенного обучения.

Игнатьева С. А., Захарчук А. О. Развитие морфологического компонента грамматического строя речи с использованием игровых технологий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе / авт.-сост.: Г.М. Казакова, Е.В. Калмыкова. М.: АРКТИ, 2010. 104 с.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: СОЮЗ, 2001. 222с.

ЛевинаР.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 2005. 173 с.

Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. М.: Сфера, 2009. 64 с.

МБДОУ МО г. Краснодар “Детский сад № 214”

«Горячая линия» по вопросам незаконных сборов денежных средств в организации 236-97-03

Координаты

для обращения граждан при столкновении с коррупционными проявлениями в органах государственной власти Краснодарского края

Телефон «доверия» в администрации Краснодарского края: (861)262-05-55

Телефон прокуратуры Краснодарского края: (861)262-98-02

Телефон «доверия» Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Краснодарскому краю: (861)267-35-26

Телефон «доверия» ГУМВД России по Краснодарскому краю, входящий в Горячую линию МВД России: (861)224-58-48

Телефон«горячей линии» министерства образования и науки Краснодарского края по вопросам коррупции: (861)234-01-54

Круглосуточно работает Единый телефон экстренных служб 112 (при вызове с мобильного) и телефон 02.

Предоставленная Вами информация о фактах получения и вымогательства взятки, злоупотреблении должностными полномочиями, незаконном участии должностных лиц в предпринимательской деятельности или иных проявлениях коррупции позволит оперативно отреагировать и пресечь совершаемые преступления, привлечь виновных к установленной законом ответственности.

Внимание! За заведомо ложный донос о совершении преступления в соответствии со статьей 306 УКРФ предусмотрена уголовная ответственность.

Опрос

Специфика логопедической работы по коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития

Специфика логопедической работы по коррекции
лексико-грамматического строя речи
у детей с задержкой психического развития

Учитель-дефектолог Гайдаревская А.Б.
МБДОУ МО г. Краснодар
«Детский сад № 214»

Р.И. Лалаева указывает на наличие в структуре основного дефекта детей с задержкой психического развития речевых нарушений. Недоразвитие познавательной деятельности: процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения у детей приводит к нарушениям лексико-грамматического строя речи, словообразования, связной речи. Все это вызывает необходимость логопедической помощи детям с ЗПР. Рассмотрим организационные аспекты этой работы.
Коррекция речи дошкольников с ЗПР осуществляется в специализированных группах детских садов компенсирующего вида, в которых наряду с дефектологом с детьми работает логопед. На логопедические занятия по результатам обследования отбирают детей, имеющих в структуре основного дефекта выраженные речевые расстройства: нарушение звукопроизношения, нарушения слоговой структуры слова, значительное снижение фонематического восприятия, бедный словарный запас и аграмматизмы – все, что без специальной логопедической коррекции будет являться серьезным препятствием в овладении грамотой. Так или иначе, логопедическая и общая коррекционная работа с дошкольниками, имеющими задержку психического развития, сводится к целенаправленной подготовке детей к школе. При организации коррекционной работы с детьми, важно учитывать и своеобразие формирования функций речи, особенно ее планирующей, регулирующей функции. При ЗПР отмечается слабость словесной регуляции действий (В.У. Лубовский (1978)). Методический подход предполагает развитие всех форм опосредования – использования реальных предметов и предметов-заместителей, наглядных моделей, а также развитие словесной регуляции. В этом плане важно учить детей сопровождать речью свои действия, подводить итог – давать словесный отчет, а на более поздних этапах работы – составлять инструкции для себя и для других, т. е. обучать действиям планирования.
Программы и методические материалы для подготовки к школе детей с ЗПР строятся на основе современных подхо¬дов к организации преемственных связей между дошколь¬ным и начальным звеньями системы непрерывного образо¬вания. Авторы программ дошкольной подготовки детей с ЗПР являются авторами стабильных типовых программ для начальной ступени коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР, действующих в стране с 1982 г.
Программа развития речевого (фонематического) восприятия и подготовки к обучению грамоте (автор Р.Д. Тригер) ставит следующие задачи: развитие интереса и внимания к слову, к речи (собственной и окружающих); обогащение словаря; развитие грамматического строя речи, навыков связной речи с опорой на речевой опыт ребенка  носителя языка. Использование автором программы метода звукового анализа слов, а также логопедических приемов для дифференциации звуков способствует предупреждению ошибок при чтении и письме. Эта программа для детей шестого-седьмого года жизни
Основные этапы логопедической и речевой работы
1- й этап. Расширение и систематизация словаря.
Учить активно употреблять слова, обозначающие предметы и явления, которые изучаются в следующим темах:
Времена года. Деревья. Кустарники. Цветы. Овощи. Фрукты. Ягоды. Грибы. Домашние животные. Дикие животные. Насекомые. Птицы. Дом. Детский сад. Общественные учреждения. Профессии людей, связанные с работой сотрудников детского сада, поликлиники, почты, магазина, транспорта. Мебель. Посуда. Игрушки. Елочные игрушки. Настольные игры. Одежда. Обувь. Головные уборы.
Слова, обозначающие: цвет, форму, величину, свойства материалов, назначение непосредственно наблюдаемых предметов. Предметы, их пространственное расположение (двух, находящихся в противоположных направлениях, и нескольких, один из которых находится в центре (в середине), другие: справа  слева, вверху  внизу, спереди  сзади от середины) после выполнения словесных указаний педагога.
2-й этап. Обучение построению высказывания (совершенствование грамматического строя, построение предложения).
Учить детей:
 отчетливо произносить каждое слово в предложении, не торопиться, четко проговаривать окончания в словах;
 использовать интонацию как средство выражения вопроса, просьбы, благодарности;
 правильно согласовывать существительные с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже (например, одно колесо, два колеса, три колеса. или: красное яблоко, красный шарф, красные карандаши, красная шапочка и т.п.);
 понимать значение предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов (верх  низ, правое  левое, спереди  сзади).
строить предложения с использованием союза и, предлогов и наречий, выражающих пространственные понятия.
3-й этап. Развитие связной речи.
Учить рассказывать о собственных наблюдениях за погодой, объектами и явлениями природы, а также о собственной практической деятельности по этапам изготовления той или иной поделки или выполненного трудового действия («Как я наблюдал за птицами», «Как я делал белочку из шишечек» и т.п.).
Составлять рассказы о сезонных изменениях природы, изображенных на сюжетной картине: умение выделить главное, установить причинно-следственные связи, сделать выводы.
Понимать позу и движения, настроения персонажей, изображенных на сюжетной картине, уметь рассказать о последовательности действий персонажа в серии сюжетных картин. Учить составлять рассказы-описания любимых игрушек.
В учебной деятельности ребенку 5–6 лет с задержкой психического развития значительно чаще, чем нормально развивающемуся дошкольнику, дают задания с опорой на образец: наглядный, описанный словесно, конкретный и в той или иной степени абстрактный.
Таким образом, задача специальной коррекционной работы с дошкольниками с ЗПР состоит в том, чтобы помочь детям овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими. Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуали¬зированной. При этом важно учитывать неравномерность прояв¬лений познавательной активности дошкольника и опираться на те виды психической деятельности, в которых легче всего вызывается эта активность, постепенно распространяя ее на другие виды деятельности. Необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него по¬требность в познавательной деятельности. Желательно предла¬гать задания, требующие для их выполнения разнообразной деятельности.
Педагог должен приспосабливать к уровню развития детей с задержкой психического развития темп изучения учебного материала и методы обучения. Дошкольники этой категории требуют особого индивидуального подхода к ним, а их коррекционное обучение необходимо соче¬тать с лечебно-оздоровительными мероприятиями. В случаях тяже¬лой задержки психического развития для них должны быть созда¬ны специальные условия обучения. Необходимо каждому из таких детей оказать индивидуальную помощь: выявить пробелы в зна¬ниях и восполнить их теми или иными способами; объяснить за¬ново учебный материал и дать дополнительные упражнения; зна¬чительно чаще использовать наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основном материале занятия и освобождающие его от работы, не имеющей прямого отношения к изучаемой теме. При этом важно помнить, что дети с задержкой психического развития нередко способны удерживать внимание на занятии всего 1015 минут, затем наступает утомление, ин¬терес к занятиям пропадает.
Даже элементарные новые навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Работа с детьми с задержкой психиче¬ского развития требует не только особых методов, но и большого такта со стороны учителя. Педагог, используя поощрения в учебной работе, тем самым изменяет самооценку ребенка, укрепляет в нем веру в свои силы.
Таким образом, организация логопедической работы с данной категорией детей предусматривает соблюдение следующих необходимых условий:
 взаимосвязь осуществления коррекции речи дошкольников с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления);
 соответствие с программами по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, с занятиями по ритмике, музыке;
 проведение логопедических занятий на любом этапе над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической);
 максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического), учет особенностей межанализаторных связей, свойственных этим детям, а также их психомоторики (артикуляционной, ручной, общей моторики).

Список используемой литературы

1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. I год обучения. Учебно-методическое пособие для дефектологов.  М., 1999.
2. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития.  М., 2003.
3. Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики.  М., 1985.
4. Горделюк Т.Н. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах: Диагностика, рекомендации, разработки уроков и внеклассных занятий. – Волгоград, 2009.
5. Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда. ред. Сост. И.В. Селиверстов. – М., 1987.
6. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста.  М., 1979.
7. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи Под ред. Гаргуша Ю.Ф. – М., 2000.
8. Специальная дошкольная педагогика; Учебное пособиеЕ.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Ежанова и др.; Под ред Е.А. Стребелевой. – М., 2002.
9. Трошин О.В. Жулина Е.В. Логопсихология. – М., 2005.
10. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина.  Балашов, 2004.

Читайте также:  Конспект фронтального логопедического занятия по фонемному анализу и синтезу слов
Ссылка на основную публикацию