Коррекции речи у детей в условиях психиатрической больницы

Коррекции речи у детей в условиях психиатрической больницы

Работникова Т. П., гл. специалист по детской логопедии департамента здравоохранения, Москва; Требулева В. Н., ст. логопед, детская психиатрическая больница № 6, Москва

Московская детская психиатрическая больница № 6 – старейший в России детский психиатрический стационар. В 1917 г. в старых корпусах современной больницы была открыта лечебница для эпилептиков, которая в 1930 г. реорганизовалась в детское психиатрическое отделение больницы им. П.П. Кащенко. Через три года на его базе возникло клиническое отделение, в котором под руководством Г.Е. Сухаревой разрабатывались основы теории и практики новой отрасли медицинских знаний – детской психиатрии. В 1934 г. при активном участии видного организатора здравоохранения Е.А. Осиповой был создан Научно-методический центр по детской психоневрологии, заложивший в системе Министерства здравоохранения, просвещения и социального обеспечения основы организации дифференцированной ступенчатой психиатрической помощи с разветвленной сетью детских психоневрологических учреждений. Для улучшения качества диагностики и оказания помощи детям и подросткам с нервно-психическими заболеваниями в 1962 г. Научно-методический центр был объединен с детским психиатрическим стационаром больницы им. Кащенко. Вначале это объединение называлось Городским психоневрологическим диспансером для детей и подростков со стационаром, а впоследствии было переименовано в Московскую городскую детскую психиатрическую больницу № 6.
В настоящее время ДПБ № 6 обеспечивает высококвалифицированную помощь маленьким москвичам, внедряет новые методы диагностики и лечения, осуществляет организационно-методическое руководство детскими и подростковыми психиатрическими учреждениями, является базой специализации и повышения квалификации врачей, педагогов-дефектологов, среднего медицинского персонала психиатрических и психоневрологических учреждений.
Детская психиатрическая больница № 6 состоит из диспансерно-диагностического отделения; стационара; других подразделений, в которые входят медико-генетический комплекс, амбулатория судебно-психиатриче-ской экспертизы, дневной логопедический стационар для заикающихся дошкольников.
Диспансерное отделение выполняет консультативные и организационно-методические функции. Консультативная помощь оказывается больным детям и подросткам в возрасте от
1 года до 17 лет по направлениям детских и подростковых психиатров внебольничных учреждений. Прием ведут врачи-психиатры, логопеды, дефектологи, психологи. В его структуре работают также смежные специалисты – невропатолог, окулист, отоляринголог, педиатр, специалисты по функциональной диагностике.
Задачей диспансерного отделения является централизованное комплектование всех стационарных отделений, специализированных санаториев, лечебно-воспитательных городских учреждений психоневрологического профиля. На его базе функционируют городские комиссии – центральная медико-педагогическая и по усыновлению.
Входящий в структуру диспансерного отделения организационно-методический отдел осуществляет практическую и методическую помощь всем логопедам, работающим в системе здравоохранения. Еженедельно методисты отдела выезжают в специализированные учреждения и поликлиники для оказания на местах помощи по обследованию детей и определению методов и форм работы с ними.
При организационно-методическом отделе постоянно действует секция детских логопедов. Ее заседания проходят один раз в месяц. На них обсуждаются организационные вопросы, идет обмен опытом, знакомство с методами и формами работы специали-стов различных детских учреждений, наиболее актуальными решениями Комитета здравоохранения, касающимися непосредственно логопедической и дефектологической работы. Для логопедов города при диспансерном отделении открыт методический кабинет, где собрано более ста работ логопедов, работающих в детских специализированных учреждениях. Многие из этих трудов, по мнению рецензентов, представляют практическую ценность.
В целях повышения квалификации городских специалистов организационно-методический отдел организует циклы лекций на базе кафедры детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской Медицинской Академии последипломного образования (РМАПО). Этот отдел уделяет большое внимание ус тановлению тесных контактов с логопедами учреждений системы образования, проводя совместные совещания и конференции как на уровне города, так и в округах.
На базе ДПБ № 6 работает общеобразовательная школа-лаборатория № 196. К занятиям здесь привлекают 20% больных детей. Остальные ребята, не имеющие возможности посещать школу, обучаются ее педагогами в отделениях.
ДПБ № 6 как центр по лечению и реабилитации детей с нервно-психическими расстройствами большое внимание уделяет вопросам подготовки медицинских и педагогических кадров. Успешному решению этой задачи способствуют тесные контакты с научно-исследовательскими институтами – кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии РМАПО, кафедрой психиатрии РГМУ им.Н.И.Пирогова, психологическими факультетами московских вузов, дефектологическими факультетами МГПУ и Открытого заочного университета.
Стационарные отделения больницы обеспечивают лечение больных в возрасте от 3 до 18 лет. Средняя продолжительность лечения составляет 58-78 койко-дней. Выделены три отделения для дошкольников (с 3 до 7 лет) и восемь – для детей школьного возраста. Два отделения можно назвать узкопрофильными, там преимущественно находятся дети с нарушениями речи. В стационарных отделениях работают 27 логопедов. В среднем за год они оказывают коррекционно-речевую помощь 1700-1800 детям.
С 1989 г. должность старшего логопеда больницы занимает В.Н. Требулева. Она осуществляет практическое и методическое руководство работой специалистов стационарных отделений. Большое место в ее деятельности занимает организация и проведение практических занятий для студентов дефектологических факультетов московских вузов. В течение учебного года больница принимает около 400 студентов, организуя и проводя практические занятия с разбором и демонстрацией наиболее интересных и показательных пациентов с речевыми нарушениями. Основная нагрузка в практической подготовке специалистов-логопедов ложится именно на речевые отделения больницы – № 8 и 12.
Дошкольное отделение № 8, открытое в декабре 1962 г., было создано по инициативе врача-психоневролога, кандидата медицинских наук Р.А. Беловой-Давид, которая руководила им в течение 17 лет. Последние 20 лет отделением заведует Е.Н. Карнаухова. Оно предназначено для детей с тяжелыми формами речевых нарушений различного происхождения. Однако у подавляющего большинства детей они сочетались с задержкой психического развития, умственной отсталостью или негрубо выраженными нарушениями личностного развития. С самого начала существования отделения его сотрудники преследовали цель не только практически помочь детям в преодолении их дефекта, но и как можно глубже проникнуть в его суть и найти наиболее адекватные методы устранения. В связи с этим к работе привлекались такие ученые, как А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, Г.Е. Сухарева, М.Б. Эйдинова, Л.С. Цветкова, Е.Н. Правдина-Винарская, Е.М. Мастюкова и др., а также логопеды-практики А.Г. Ипполитова, Л.В. Мелехова, Г.А. Каше и др. В течение нескольких лет постоянным консультантом отделения был профессор В.В. Ковалев. В настоящее время там проводит консультации доктор медицинских наук И.О.Калачева.
Сотрудники отделения щедро делились опытом работы с коллегами из других учреждений Москвы, страны и мира (Болгария, Монголия), подготовили к публикации два сборника (Нарушение речи у дошкольников /Под ред. Р.А. Беловой-Давид и Б.М. Гриншпуна. М., 1969; Нарушение речи у дошкольников /Под ред. Р.А. Беловой-Давид. М., 1972).
Большое внимание в отделении уделяется подготовке молодых специалистов на практических занятиях со студентами дефектологического факультета МГПУ им. В.И. Ленина. Начиная с 1989 г. логопеды отделения № 8 регулярно осуществляют практический патронаж студентов МГОПУ. Задачей практических занятий, проводимых логопедами отделения Е.Г. Карицкой, О.А. Локштановой, И.И. Кашириной, Т.М. Парамоновой, является знакомство студентов со сложными нарушениями речи, которые встречаются у детей дошкольного возраста, проходящих лечение в психиатрической больнице. Студенты знакомятся с такими формами речевых нарушений, как заикание, алалия, дизартрия, расстройства речи у детей с ранним детским аутизмом, а также имеющих генетическую патологию. Логопеды в присутствии студентов проводят обследование детей. В рамках проведения практических занятий, таким образом, студенты имеют редкую возможность наблюдать симптоматику и особенности течения многих речевых расстройств, участвовать в постановке или уточнении логопедического заключения в сложных диагностических случаях, совместно с логопедами отделения намечать пути и методы коррекции имеющегося речевого нарушения и оценивать перспективы его коррекции. Также они могут на практике познакомиться с интереснейшей, а зачастую и редчайшей речевой патологией, которая практически не встречается в учреждениях системы образования (синдромом Ландау-Клефнера, Эльфа-Вильямса, Каннера, Аспергера и др.) При работе с такими нарушениями необходима верификация диагноза с применением методов обследования и коррекции, подтверждающих то или иное логопедическое заключение: моторную алалию и своеобразие речи при РДА; сенсорную алалию и своеобразие речи при РДА; заикание и своеобразие речи при РДА; тугоухость и сенсорную алалию; окуло-денто-дигитальный синдром и ринофонию и т.п.
Работая со студентами МГОПУ не один год, логопеды отделения отмечают их высокую теоретическую подготовку, зрелость и самостоятельность в принятии решений, достойный уровень профессиональных дискуссий, желание увидеть и узнать как можно больше, неутомимость и творческий подход к решению диагностических задач. Студенты с огромным вниманием и любознательностью относятся к предлагаемым темам практических занятий, высказывают свои пожелания, позволяющие логопедам отделения их модифицировать и совершенствовать.

Научно-практический центр детской психоневрологии. Система коррекции речи у дошкольников и младших школьников в условиях детского отделения психиатрической больницы в процессе ручной деятельности Научно практический центр детской психоневрологии им сухаре

Оставьте комментарий 6,950

Работникова Т. П., гл. специалист по детской логопедии департамента здравоохранения, Москва; Требулева В. Н., ст. логопед, детская психиатрическая больница № 6, Москва

Московская детская психиатрическая больница № 6 – старейший в России детский психиатрический стационар. В 1917 г. в старых корпусах современной больницы была открыта лечебница для эпилептиков, которая в 1930 г. реорганизовалась в детское психиатрическое отделение больницы им. П.П. Кащенко. Через три года на его базе возникло клиническое отделение, в котором под руководством Г.Е. Сухаревой разрабатывались основы теории и практики новой отрасли медицинских знаний – детской психиатрии. В 1934 г. при активном участии видного организатора здравоохранения Е.А. Осиповой был создан Научно-методический центр по детской психоневрологии, заложивший в системе Министерства здравоохранения, просвещения и социального обеспечения основы организации дифференцированной ступенчатой психиатрической помощи с разветвленной сетью детских психоневрологических учреждений. Для улучшения качества диагностики и оказания помощи детям и подросткам с нервно-психическими заболеваниями в 1962 г. Научно-методический центр был объединен с детским психиатрическим стационаром больницы им. Кащенко. Вначале это объединение называлось Городским психоневрологическим диспансером для детей и подростков со стационаром, а впоследствии было переименовано в Московскую городскую детскую психиатрическую больницу № 6.
В настоящее время ДПБ № 6 обеспечивает высококвалифицированную помощь маленьким москвичам, внедряет новые методы диагностики и лечения, осуществляет организационно-методическое руководство детскими и подростковыми психиатрическими учреждениями, является базой специализации и повышения квалификации врачей, педагогов-дефектологов, среднего медицинского персонала психиатрических и психоневрологических учреждений.
Детская психиатрическая больница № 6 состоит из диспансерно-диагностического отделения; стационара; других подразделений, в которые входят медико-генетический комплекс, амбулатория судебно-психиатриче-ской экспертизы, дневной логопедический стационар для заикающихся дошкольников.
Диспансерное отделение выполняет консультативные и организационно-методические функции. Консультативная помощь оказывается больным детям и подросткам в возрасте от
1 года до 17 лет по направлениям детских и подростковых психиатров внебольничных учреждений. Прием ведут врачи-психиатры, логопеды, дефектологи, психологи. В его структуре работают также смежные специалисты – невропатолог, окулист, отоляринголог, педиатр, специалисты по функциональной диагностике.
Задачей диспансерного отделения является централизованное комплектование всех стационарных отделений, специализированных санаториев, лечебно-воспитательных городских учреждений психоневрологического профиля. На его базе функционируют городские комиссии – центральная медико-педагогическая и по усыновлению.
Входящий в структуру диспансерного отделения организационно-методический отдел осуществляет практическую и методическую помощь всем логопедам, работающим в системе здравоохранения. Еженедельно методисты отдела выезжают в специализированные учреждения и поликлиники для оказания на местах помощи по обследованию детей и определению методов и форм работы с ними.
При организационно-методическом отделе постоянно действует секция детских логопедов. Ее заседания проходят один раз в месяц. На них обсуждаются организационные вопросы, идет обмен опытом, знакомство с методами и формами работы специали-стов различных детских учреждений, наиболее актуальными решениями Комитета здравоохранения, касающимися непосредственно логопедической и дефектологической работы. Для логопедов города при диспансерном отделении открыт методический кабинет, где собрано более ста работ логопедов, работающих в детских специализированных учреждениях. Многие из этих трудов, по мнению рецензентов, представляют практическую ценность.
В целях повышения квалификации городских специалистов организационно-методический отдел организует циклы лекций на базе кафедры детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской Медицинской Академии последипломного образования (РМАПО). Этот отдел уделяет большое внимание ус тановлению тесных контактов с логопедами учреждений системы образования, проводя совместные совещания и конференции как на уровне города, так и в округах.
На базе ДПБ № 6 работает общеобразовательная школа-лаборатория № 196. К занятиям здесь привлекают 20% больных детей. Остальные ребята, не имеющие возможности посещать школу, обучаются ее педагогами в отделениях.
ДПБ № 6 как центр по лечению и реабилитации детей с нервно-психическими расстройствами большое внимание уделяет вопросам подготовки медицинских и педагогических кадров. Успешному решению этой задачи способствуют тесные контакты с научно-исследовательскими институтами – кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии РМАПО, кафедрой психиатрии РГМУ им.Н.И.Пирогова, психологическими факультетами московских вузов, дефектологическими факультетами МГПУ и Открытого заочного университета.
Стационарные отделения больницы обеспечивают лечение больных в возрасте от 3 до 18 лет. Средняя продолжительность лечения составляет 58-78 койко-дней. Выделены три отделения для дошкольников (с 3 до 7 лет) и восемь – для детей школьного возраста. Два отделения можно назвать узкопрофильными, там преимущественно находятся дети с нарушениями речи. В стационарных отделениях работают 27 логопедов. В среднем за год они оказывают коррекционно-речевую помощь 1700-1800 детям.
С 1989 г. должность старшего логопеда больницы занимает В.Н. Требулева. Она осуществляет практическое и методическое руководство работой специалистов стационарных отделений. Большое место в ее деятельности занимает организация и проведение практических занятий для студентов дефектологических факультетов московских вузов. В течение учебного года больница принимает около 400 студентов, организуя и проводя практические занятия с разбором и демонстрацией наиболее интересных и показательных пациентов с речевыми нарушениями. Основная нагрузка в практической подготовке специалистов-логопедов ложится именно на речевые отделения больницы – № 8 и 12.
Дошкольное отделение № 8, открытое в декабре 1962 г., было создано по инициативе врача-психоневролога, кандидата медицинских наук Р.А. Беловой-Давид, которая руководила им в течение 17 лет. Последние 20 лет отделением заведует Е.Н. Карнаухова. Оно предназначено для детей с тяжелыми формами речевых нарушений различного происхождения. Однако у подавляющего большинства детей они сочетались с задержкой психического развития, умственной отсталостью или негрубо выраженными нарушениями личностного развития. С самого начала существования отделения его сотрудники преследовали цель не только практически помочь детям в преодолении их дефекта, но и как можно глубже проникнуть в его суть и найти наиболее адекватные методы устранения. В связи с этим к работе привлекались такие ученые, как А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, Г.Е. Сухарева, М.Б. Эйдинова, Л.С. Цветкова, Е.Н. Правдина-Винарская, Е.М. Мастюкова и др., а также логопеды-практики А.Г. Ипполитова, Л.В. Мелехова, Г.А. Каше и др. В течение нескольких лет постоянным консультантом отделения был профессор В.В. Ковалев. В настоящее время там проводит консультации доктор медицинских наук И.О.Калачева.
Сотрудники отделения щедро делились опытом работы с коллегами из других учреждений Москвы, страны и мира (Болгария, Монголия), подготовили к публикации два сборника (Нарушение речи у дошкольников /Под ред. Р.А. Беловой-Давид и Б.М. Гриншпуна. М., 1969; Нарушение речи у дошкольников /Под ред. Р.А. Беловой-Давид. М., 1972).
Большое внимание в отделении уделяется подготовке молодых специалистов на практических занятиях со студентами дефектологического факультета МГПУ им. В.И. Ленина. Начиная с 1989 г. логопеды отделения № 8 регулярно осуществляют практический патронаж студентов МГОПУ. Задачей практических занятий, проводимых логопедами отделения Е.Г. Карицкой, О.А. Локштановой, И.И. Кашириной, Т.М. Парамоновой, является знакомство студентов со сложными нарушениями речи, которые встречаются у детей дошкольного возраста, проходящих лечение в психиатрической больнице. Студенты знакомятся с такими формами речевых нарушений, как заикание, алалия, дизартрия, расстройства речи у детей с ранним детским аутизмом, а также имеющих генетическую патологию. Логопеды в присутствии студентов проводят обследование детей. В рамках проведения практических занятий, таким образом, студенты имеют редкую возможность наблюдать симптоматику и особенности течения многих речевых расстройств, участвовать в постановке или уточнении логопедического заключения в сложных диагностических случаях, совместно с логопедами отделения намечать пути и методы коррекции имеющегося речевого нарушения и оценивать перспективы его коррекции. Также они могут на практике познакомиться с интереснейшей, а зачастую и редчайшей речевой патологией, которая практически не встречается в учреждениях системы образования (синдромом Ландау-Клефнера, Эльфа-Вильямса, Каннера, Аспергера и др.) При работе с такими нарушениями необходима верификация диагноза с применением методов обследования и коррекции, подтверждающих то или иное логопедическое заключение: моторную алалию и своеобразие речи при РДА; сенсорную алалию и своеобразие речи при РДА; заикание и своеобразие речи при РДА; тугоухость и сенсорную алалию; окуло-денто-дигитальный синдром и ринофонию и т.п.
Работая со студентами МГОПУ не один год, логопеды отделения отмечают их высокую теоретическую подготовку, зрелость и самостоятельность в принятии решений, достойный уровень профессиональных дискуссий, желание увидеть и узнать как можно больше, неутомимость и творческий подход к решению диагностических задач. Студенты с огромным вниманием и любознательностью относятся к предлагаемым темам практических занятий, высказывают свои пожелания, позволяющие логопедам отделения их модифицировать и совершенствовать.

Читайте также:  Домашние задания логопеда по лексической теме ‘Весна, признаки весны’

Трудности в работе с детьми, которые имеют психические заболевания, мотивируют логопеда подавать речевой материал нетрадиционными методами. С помощью введения в логопедические занятия ручного труда, более того, сделав ручную деятельность ведущей, можно с успехом развивать, корригировать, обогащать речь детей с особенностями развития и здоровья.

Начиная работать логопедом в детском отделении психиатрической больницы, я столкнулась с рядом трудностей: это и разнородность речевых нарушений, это отсутствие мотивации к обучению, это разный интеллектуальный уровень, это тяжесть проявления психического заболевания и т.д.

В процессе работы я обнаружила, что найти к этим детям подход можно через ручную деятельность .

Ручной труд всегда был главенствующим в коррекционных образовательных учреждениях, также он необходим и при развитии, коррекции речи. Он способствует налаживанию контакта, доверительного отношения к логопеду, на групповых занятиях делает группу сплоченной, он мотивирует детей на речь.

При изготовлении различных поделок, игрушек из различных материалов развивается не только мелкая моторика, которая очень страдает у детей с ограниченными возможностями здоровья, у детей – инвалидов, но и обогащается словарь, развивается связная речь, усовершенствуется диалоговая речь, дети учатся пересказывать, отвечать полными предложениями на вопросы, возможна и коррекция звукопроизношения, особенно продуктивно происходит автоматизация звуков в речи.

В процессе изготовления тех или иных вещей, дети отвечают на вопросы логопеда, а затем подробно рассказывают о том, какое действие производят в данный момент, в какой последовательности выполняют отдельные элементы работы, какой материал используют и т.д.

Кроме этого улучшается внимание, ребёнок становится более спокойным, уравновешенным, развивается память, расширяется кругозор, становятся более доступными логико-грамматические конструкции (сравнения, отношения последовательности).

В ходе работы были разработаны несколько основных проектов, которые стали базисными, они постоянно пополняются с учётом возрастных, индивидуальных особенностей, а также особенностей заболевания детей.

1. Проект «Весёлая матрёница».

Работа с нитками, тканью – это творческая работа ребёнка, в процессе которой он создаёт полезные, эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта, игр. Основная работа это плетение косичек, сматывание клубочков, завязывание узелков, изготовление помпонов, простые куклы.

Данный проект связан с устным народным творчеством, соответственно это прослушивание и пересказ различных сказок, пение русских народных песен, игры-драматизации, настольный театр, пальчиковый театр с проигрыванием сказок детьми, разучивание потешек, прибауток, частушек, разгадывание загадок, объяснение пословиц, поговорок. К проекту разработано перспективное планирование, по длительности – проект долгосрочный.

2. Проект «Бумажная страна».

В основе работа с бумагой. Чаще всего это коллективная работа, соотнесена с определённым временем года, праздником. Вместе с детьми изготавливаются большие полотна-картины из скрученной бумаги, чаще разноцветных салфеток. Данный вид работы требует большого терпения, усидчивости, слаженности коллектива, аккуратности.

В данном проекте логопедическая работа строится с учётом темы работы. Например: при подготовке к новому году изготовляется тематическое панно, соответственно в процессе работы логопедом будут отработаны такие темы как: «Зима», «Зимующие птицы», «Зимние забавы», «Новогодние традиции», «Животные зимой» и т.д. К проекту разработан календарно-тематический план с основными логопедическими задачами, по длительности является долгосрочным.

3. Проект «Макарономания».

В основе лежит работа с различными видами макарон. Данный вид работы очень нравится детям, он более творческий, индивидуальный. В этот проект входят такие виды работы как нанизывание макарон на шнурок (различные бусы), аппликация, раскрашивание макарон и готовых поделок. Основные темы: это «Растения», «Цветы», «Овощи», «Фрукты», «Времена года». При выполнении этого вида работы хорошо прорабатывается грамматический строй речи. Также проект снабжён тематическим планом и является долгосрочным.

Все эти проекты постоянно пополняются, корригируются с учётом особенностей, речевыми возможностями детей. Дети с удовольствием идут на занятия, результативность работы при использовании ручного труда увеличивается.

Организация психиатрической помощи детям и подросткам в условиях стационара

Рубрика: 11. Прочие отрасли медицины и здравоохранения

Дата публикации: 07.03.2015

Статья просмотрена: 450 раз

Библиографическое описание:

Ланцева Г. М. Организация психиатрической помощи детям и подросткам в условиях стационара [Текст] // Медицина и здравоохранение: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 98-101. — URL https://moluch.ru/conf/med/archive/154/7566/ (дата обращения: 28.02.2020).

На современном этапе развития общества важное значение имеет сохранение здоровья подрастающего поколения. В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье трактуется как «такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие». Основой психического здоровья ребенка является полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья особое место занимают дети и подростки с психическими расстройствами (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, циклотимия), отклонениями возрастного психического развития (интеллектуальная недостаточность) и нарушениями поведения (разделяемые по степени социализации и наличию агрессивных тенденций).

В данной статье обобщен многолетний опыт работы острого отделения для мальчиков младшего и среднего школьного возраста Центра психического здоровья детей и подростков.

Показаниями для госпитализации в отделение являются любые психические расстройства, сопровождающиеся острыми или подострыми психопатологическими проявлениями: психотические состояния различного генеза (в том числе, в рамках шизофрении, реактивных, органических психозов, эпилепсии); девиантные и деликвентные формы нарушения поведения по характеру и степени выраженности приравниваемые к психотическим состояниям, а также расстройства личности в стадии декомпенсации; эпилепсия с выраженными изменениями личности, интеллекта, грубыми нарушениями поведения; осложненные формы токсикомании и хронического алкоголизма (миксты); осложненные формы умственной отсталости; последствия органического поражения ЦНС с грубой социальной дезадаптацией (психопатоподобный, психоорганический синдромы).

Отделение комплектуется поликлиническим консультативно-психиатрическим отделением ГКУЗ НПЦ ПЗДП ДЗМ, по направлению Департамента здравоохранения г. Москвы, направлению районных психиатров и других специалистов, а также переводом пациентов из соматических стационаров после заключения выездной консультативной психиатрической бригады.

В отделении применяются все основные современные методы исследования пациентов: клинико-психопатологический, анамнестический, катамнестический, экспериментально-психологический. Для пациентов младшего школьного возраста существенное значение имеют логопедическое и дефектологическое обследование, а также составление педагогической характеристики, отражающей особенности и уровень сформированности учебной деятельности и учебного поведения пациента.

В дополнение к клиническим методам исследования, активно используются также параклинические методы, включая ЭЭГ (КЭЭГ, видео дневной и ночной, Холтер-мониторинги), ультразвуковые исследования, рентгенография и РКТ, МРТ.

В обязательном порядке проводится оценка соматического и неврологического состояния пациента с привлечением соответствующих специалистов (педиатр, невролог, окулист, кардиолог, отоларинголог, диетолог и т. д.), при необходимости назначаются дополнительные методы исследования, направленные на уточнение соматического диагноза пациента.

Лабораторная диагностика включает регулярное (не реже 1 раза в месяц) клиническое и биохимическое исследование крови и клинический анализ мочи. С одной стороны, использование лабораторной диагностики направлено на профилактику возможных побочных эффектов и осложнений психофармакотерапии (в том числе, анемии, нейтропении, тромбоцитопении, нарушений минерального обмена, гуморальной регуляции, функции печени и почек и т. д.). С другой стороны, лабораторные методы исследования позволяют в ряде случаев проводить дифференциальную диагностику с исключением заболеваний обмена, нейродегенеративных болезней и т. д. (в частности, исследование уровней лактата, пирувата крови).

Все пациенты проходят исследование в генетическом отделении НПЦ ПЗДП, при необходимости исключения наследственной патологии применяются дополнительные методы исследований, рекомендованные врачом-генетиком.

Диагностически сложные пациенты осматриваются лечащим врачом совместно с заведующим отделением.

В соответствии с положением об отделении, пациент находится на лечении относительно непродолжительное время (до двух месяцев). Это обуславливает необходимость создания определенной диагностической модели, позволяющей в сравнительно короткие сроки определить психический статус пациента, структуру нарушения и наметить возможные пути терапии и реадаптации. В связи с такой необходимостью в отчетный период одним из приоритетных направлений деятельности отделения стала практическая реализация комплексного, полипрофессионального подхода к диагностике, терапии и реадаптации пациентов. Специалисты отделения (врачи, логопеды, психолог, дефектолог) всегда работали в отделении в тесном сотрудничестве. Тем не менее, в настоящее время следует отметить качественные изменения во взаимодействии специалистов, участвующих в диагностической работе. Под руководством врача-психиатра создается мультидисциплинарное сообщество, основной целью которого является выявление структуры нарушенных и сохранных звеньев психики, зоны актуального и ближайшего развития пациента. Перед каждым из специалистов ставятся определенные задачи в рамках его профессиональной компетенции, в режиме обратной связи лечащий врач обобщает и анализирует полученные результаты. С учетом рекомендаций каждого специалиста разрабатывается программа психолого-педагогической коррекции и микросоциальной адаптации/реадаптации на фоне медикаментозного лечения.

Для разбора диагностически сложных пациентов отделение приглашает для консультаций научных сотрудников кафедры психиатрии и медицинской психологии ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздравсоцразвития России, кафедры неврологии Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова, кафедры детской психиатрии и психотерапии Российской медицинской академии последипломного образования.

Основная цель стационарного лечения состоит в максимально возможном купировании психопатологических проявлений, а также проведении реабилитационных мероприятий с целью реадаптации пациента к условиям семьи и школы.

В отделении применяются все современные методы терапии, включая психофармакотерапию, психотерапию и психокоррекцию, общеукрепляющую и физиотерапию, ЛФК. Существенное место в терапии пациентов различного профиля имеет медико-педагогическая коррекция, осуществляемая воспитателями отделения, воздействие лечебно-охранительного режима. Реабилитационные мероприятия включают в себя также привлечение к самодеятельности (как на уровне отделения, так и НПЦ), изготовление реквизитов, участие в оформлении классов, игровых комнат отделения, посещение зооуголка и т. д.

Во всех случаях базовыми принципами терапии являются максимальная индивидуализация с учетом клинической картины болезни, предполагаемой этиологии и патогенеза, возраста пациента, остроты начала и тяжести течения, давности заболевания, сомато-эндокринных и неврологических отклонений, индивидуальной реактивности, максимального внедрения новых лекарственных средств в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья РФ, непрерывности и преемственности терапии на всех этапах лечения, организации режима психотерапевтической и лечебно-педагогической работы.

Дифференцированная психофармакотерапия включает в себя назначение препаратов из группы нейролептиков (антипсихотических, седативных), антидепрессантов (трициклических, группы СИОЗС и комплексного действия), транквилизаторов, нормотимиков, антиконвульсантов. Учитывая характер преобладающей психопатологии, наибольший удельный вес имеют нейролептики с преимущественно седативным действием (Тиоридазин, Хлорпротиксен, Перициазин, Промазин, Хлорпромазин, Левомепромазин) и транквилизаторы (Диазепам, Бромдигидрохлорфенилбензодиазепин). Показаниями для назначения седативной терапии выступают любые психопатологические состояния (органические поражения головного мозга, заболевания «шизофренического спектра», нарушения психического развития, умственная отсталость и др.), в клинической картине которых выявляются аффективные, психотические, поведенческие расстройства с симптомами психомоторного возбуждения. У больных с психопатоподобными нарушениями поведения седативная терапия назначается в качестве «корректора поведения». Также седативные препараты используются в комплексной терапии невротических и неврозоподобных расстройств. Существенно меньшую долю составляют нейролептики антипсихотического ряда (Галоперидол, Трифлуоперазин, Перфеназин, Рисперидон, Сульпирид и др.). Антипсихотическая терапия применяется для купирования расстройств субпсихотического и психотического уровня в рамках шизофрении, органических поражений ЦНС, реактивных состояний. Показаниями для назначения терапии антидепрессантами (Амитриптилин, Кломипрамин, Флувоксамин, Флуоксетин, Пирлиндол и др.) являются расстройства аффективной сферы различного генеза (аффективные психозы, реактивные состояния, эндогенные депрессии), а также неврозы и неврозоподобные расстройства. Препараты нормотимического ряда (Карбамазепин, Окскарбамазепин, Натрия и Калия вальпроат) используются в комплексной терапии в сочетании с седативными нейролептиками и транквилизаторами.

Читайте также:  Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда

Помимо психофармакотерапии, у стационарных больных применяются методы медико-педагогической коррекции в виде регулярных классных либо индивидуальных занятий по программе общеобразовательной или специальной коррекционной школы. Занятия проводятся учителями и/или дефектологами ГБОУ ЦО «Технологии обучения» в зависимости от профиля обучения пациента. Во внеучебное время методы медико-педагогической коррекции реализуются в виде воспитательной работы силами персонала отделений во внеучебное время.

Психолог отделения проводит регулярные психокоррекционные занятия с применением методов как индивидуальной, так и групповой психотерапии (в том числе, рациональной, поведенческой, арт-терапии, трудотерапии).

С целью определения оптимального образовательного маршрута по направлению врача дефектолог проводит оценку сформированности учебных навыков, уровень развития познавательных способностей, степень обучаемости ребенка и зону актуального и ближайшего развития. По результатам обследования дефектолог проводит регулярные индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия.

Все пациенты отделения проходят логопедическое обследование. Два логопеда отделения выявляют уровень сформированности устной и письменной речи, диагностируют речевые нарушения и их место в общей структуре психопатологических расстройств, а также особенности коммуникативной деятельности детей. Также по результатам обследования формируются группы для проведения коррекционно-логопедических занятий. Логопедическая коррекция проводится в форме индивидуальных и подгрупповых занятий на протяжении всего пребывания ребенка в отделении.

Также, как и при диагностической работе, в основе медико-педагогических, коррекционно-развивающих и реадаптационных мероприятий в отделении лежит принцип комплексной работы. Как уже отмечалось в разделе, посвященном диагностической работе отделения, в результате деятельности мультидисциплинарного сообщества под руководством лечащего врача с учетом рекомендаций каждого специалиста разрабатывается программа психолого-педагогической коррекции и микросоциальной адаптации/реадаптации на фоне медикаментозного лечения. В зависимости от структуры психопатологических нарушений, на разных этапах лечебной работы ведущая роль может принадлежать разным специалистам. Важной составляющей такого взаимодействия специалистов является единый подход и регулярное уточнение плана медико-психолого-педагогического воздействия и конкретных задач для каждого специалиста на каждом конкретном этапе лечения, психокоррекции и микросоциализации, так как ответ больного как на медикаментозную терапию, так и на психолого-педагогическое воздействие может значительно отличаться от предполагаемого профессиональным сообществом на диагностическом этапе.

Во втором полугодии 2014 года специалисты отделения начали работу над созданием определенных моделей обследования и сопровождения пациента в зависимости от основного заболевания, базирующихся на практической реализации комплексного мультидисциплинарного подхода.

В настоящее время активно развивается система помощи детям с ОВЗ в рамках образовательных учреждений, психолого-педагогических центров, амбулаторного приема. Однако мы не должны забывать о том, что для определенных категорий детей только стационарная помощь может оказаться достаточной и оптимальной для сохранения и восстановления психического здоровья.

Система коррекции речи у дошкольников и младших школьников в условиях детского отделения психиатрической больницы в процессе ручной деятельности. Научно-практический центр детской психоневрологии Детское психоневрологическое отделение новинки

Работникова Т. П., гл. специалист по детской логопедии департамента здравоохранения, Москва; Требулева В. Н., ст. логопед, детская психиатрическая больница № 6, Москва

Московская детская психиатрическая больница № 6 – старейший в России детский психиатрический стационар. В 1917 г. в старых корпусах современной больницы была открыта лечебница для эпилептиков, которая в 1930 г. реорганизовалась в детское психиатрическое отделение больницы им. П.П. Кащенко. Через три года на его базе возникло клиническое отделение, в котором под руководством Г.Е. Сухаревой разрабатывались основы теории и практики новой отрасли медицинских знаний – детской психиатрии. В 1934 г. при активном участии видного организатора здравоохранения Е.А. Осиповой был создан Научно-методический центр по детской психоневрологии, заложивший в системе Министерства здравоохранения, просвещения и социального обеспечения основы организации дифференцированной ступенчатой психиатрической помощи с разветвленной сетью детских психоневрологических учреждений. Для улучшения качества диагностики и оказания помощи детям и подросткам с нервно-психическими заболеваниями в 1962 г. Научно-методический центр был объединен с детским психиатрическим стационаром больницы им. Кащенко. Вначале это объединение называлось Городским психоневрологическим диспансером для детей и подростков со стационаром, а впоследствии было переименовано в Московскую городскую детскую психиатрическую больницу № 6.
В настоящее время ДПБ № 6 обеспечивает высококвалифицированную помощь маленьким москвичам, внедряет новые методы диагностики и лечения, осуществляет организационно-методическое руководство детскими и подростковыми психиатрическими учреждениями, является базой специализации и повышения квалификации врачей, педагогов-дефектологов, среднего медицинского персонала психиатрических и психоневрологических учреждений.
Детская психиатрическая больница № 6 состоит из диспансерно-диагностического отделения; стационара; других подразделений, в которые входят медико-генетический комплекс, амбулатория судебно-психиатриче-ской экспертизы, дневной логопедический стационар для заикающихся дошкольников.
Диспансерное отделение выполняет консультативные и организационно-методические функции. Консультативная помощь оказывается больным детям и подросткам в возрасте от
1 года до 17 лет по направлениям детских и подростковых психиатров внебольничных учреждений. Прием ведут врачи-психиатры, логопеды, дефектологи, психологи. В его структуре работают также смежные специалисты – невропатолог, окулист, отоляринголог, педиатр, специалисты по функциональной диагностике.
Задачей диспансерного отделения является централизованное комплектование всех стационарных отделений, специализированных санаториев, лечебно-воспитательных городских учреждений психоневрологического профиля. На его базе функционируют городские комиссии – центральная медико-педагогическая и по усыновлению.
Входящий в структуру диспансерного отделения организационно-методический отдел осуществляет практическую и методическую помощь всем логопедам, работающим в системе здравоохранения. Еженедельно методисты отдела выезжают в специализированные учреждения и поликлиники для оказания на местах помощи по обследованию детей и определению методов и форм работы с ними.
При организационно-методическом отделе постоянно действует секция детских логопедов. Ее заседания проходят один раз в месяц. На них обсуждаются организационные вопросы, идет обмен опытом, знакомство с методами и формами работы специали-стов различных детских учреждений, наиболее актуальными решениями Комитета здравоохранения, касающимися непосредственно логопедической и дефектологической работы. Для логопедов города при диспансерном отделении открыт методический кабинет, где собрано более ста работ логопедов, работающих в детских специализированных учреждениях. Многие из этих трудов, по мнению рецензентов, представляют практическую ценность.
В целях повышения квалификации городских специалистов организационно-методический отдел организует циклы лекций на базе кафедры детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской Медицинской Академии последипломного образования (РМАПО). Этот отдел уделяет большое внимание ус тановлению тесных контактов с логопедами учреждений системы образования, проводя совместные совещания и конференции как на уровне города, так и в округах.
На базе ДПБ № 6 работает общеобразовательная школа-лаборатория № 196. К занятиям здесь привлекают 20% больных детей. Остальные ребята, не имеющие возможности посещать школу, обучаются ее педагогами в отделениях.
ДПБ № 6 как центр по лечению и реабилитации детей с нервно-психическими расстройствами большое внимание уделяет вопросам подготовки медицинских и педагогических кадров. Успешному решению этой задачи способствуют тесные контакты с научно-исследовательскими институтами – кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии РМАПО, кафедрой психиатрии РГМУ им.Н.И.Пирогова, психологическими факультетами московских вузов, дефектологическими факультетами МГПУ и Открытого заочного университета.
Стационарные отделения больницы обеспечивают лечение больных в возрасте от 3 до 18 лет. Средняя продолжительность лечения составляет 58-78 койко-дней. Выделены три отделения для дошкольников (с 3 до 7 лет) и восемь – для детей школьного возраста. Два отделения можно назвать узкопрофильными, там преимущественно находятся дети с нарушениями речи. В стационарных отделениях работают 27 логопедов. В среднем за год они оказывают коррекционно-речевую помощь 1700-1800 детям.
С 1989 г. должность старшего логопеда больницы занимает В.Н. Требулева. Она осуществляет практическое и методическое руководство работой специалистов стационарных отделений. Большое место в ее деятельности занимает организация и проведение практических занятий для студентов дефектологических факультетов московских вузов. В течение учебного года больница принимает около 400 студентов, организуя и проводя практические занятия с разбором и демонстрацией наиболее интересных и показательных пациентов с речевыми нарушениями. Основная нагрузка в практической подготовке специалистов-логопедов ложится именно на речевые отделения больницы – № 8 и 12.
Дошкольное отделение № 8, открытое в декабре 1962 г., было создано по инициативе врача-психоневролога, кандидата медицинских наук Р.А. Беловой-Давид, которая руководила им в течение 17 лет. Последние 20 лет отделением заведует Е.Н. Карнаухова. Оно предназначено для детей с тяжелыми формами речевых нарушений различного происхождения. Однако у подавляющего большинства детей они сочетались с задержкой психического развития, умственной отсталостью или негрубо выраженными нарушениями личностного развития. С самого начала существования отделения его сотрудники преследовали цель не только практически помочь детям в преодолении их дефекта, но и как можно глубже проникнуть в его суть и найти наиболее адекватные методы устранения. В связи с этим к работе привлекались такие ученые, как А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, Г.Е. Сухарева, М.Б. Эйдинова, Л.С. Цветкова, Е.Н. Правдина-Винарская, Е.М. Мастюкова и др., а также логопеды-практики А.Г. Ипполитова, Л.В. Мелехова, Г.А. Каше и др. В течение нескольких лет постоянным консультантом отделения был профессор В.В. Ковалев. В настоящее время там проводит консультации доктор медицинских наук И.О.Калачева.
Сотрудники отделения щедро делились опытом работы с коллегами из других учреждений Москвы, страны и мира (Болгария, Монголия), подготовили к публикации два сборника (Нарушение речи у дошкольников /Под ред. Р.А. Беловой-Давид и Б.М. Гриншпуна. М., 1969; Нарушение речи у дошкольников /Под ред. Р.А. Беловой-Давид. М., 1972).
Большое внимание в отделении уделяется подготовке молодых специалистов на практических занятиях со студентами дефектологического факультета МГПУ им. В.И. Ленина. Начиная с 1989 г. логопеды отделения № 8 регулярно осуществляют практический патронаж студентов МГОПУ. Задачей практических занятий, проводимых логопедами отделения Е.Г. Карицкой, О.А. Локштановой, И.И. Кашириной, Т.М. Парамоновой, является знакомство студентов со сложными нарушениями речи, которые встречаются у детей дошкольного возраста, проходящих лечение в психиатрической больнице. Студенты знакомятся с такими формами речевых нарушений, как заикание, алалия, дизартрия, расстройства речи у детей с ранним детским аутизмом, а также имеющих генетическую патологию. Логопеды в присутствии студентов проводят обследование детей. В рамках проведения практических занятий, таким образом, студенты имеют редкую возможность наблюдать симптоматику и особенности течения многих речевых расстройств, участвовать в постановке или уточнении логопедического заключения в сложных диагностических случаях, совместно с логопедами отделения намечать пути и методы коррекции имеющегося речевого нарушения и оценивать перспективы его коррекции. Также они могут на практике познакомиться с интереснейшей, а зачастую и редчайшей речевой патологией, которая практически не встречается в учреждениях системы образования (синдромом Ландау-Клефнера, Эльфа-Вильямса, Каннера, Аспергера и др.) При работе с такими нарушениями необходима верификация диагноза с применением методов обследования и коррекции, подтверждающих то или иное логопедическое заключение: моторную алалию и своеобразие речи при РДА; сенсорную алалию и своеобразие речи при РДА; заикание и своеобразие речи при РДА; тугоухость и сенсорную алалию; окуло-денто-дигитальный синдром и ринофонию и т.п.
Работая со студентами МГОПУ не один год, логопеды отделения отмечают их высокую теоретическую подготовку, зрелость и самостоятельность в принятии решений, достойный уровень профессиональных дискуссий, желание увидеть и узнать как можно больше, неутомимость и творческий подход к решению диагностических задач. Студенты с огромным вниманием и любознательностью относятся к предлагаемым темам практических занятий, высказывают свои пожелания, позволяющие логопедам отделения их модифицировать и совершенствовать.

Трудности в работе с детьми, которые имеют психические заболевания, мотивируют логопеда подавать речевой материал нетрадиционными методами. С помощью введения в логопедические занятия ручного труда, более того, сделав ручную деятельность ведущей, можно с успехом развивать, корригировать, обогащать речь детей с особенностями развития и здоровья.

Начиная работать логопедом в детском отделении психиатрической больницы, я столкнулась с рядом трудностей: это и разнородность речевых нарушений, это отсутствие мотивации к обучению, это разный интеллектуальный уровень, это тяжесть проявления психического заболевания и т.д.

В процессе работы я обнаружила, что найти к этим детям подход можно через ручную деятельность .

Ручной труд всегда был главенствующим в коррекционных образовательных учреждениях, также он необходим и при развитии, коррекции речи. Он способствует налаживанию контакта, доверительного отношения к логопеду, на групповых занятиях делает группу сплоченной, он мотивирует детей на речь.

При изготовлении различных поделок, игрушек из различных материалов развивается не только мелкая моторика, которая очень страдает у детей с ограниченными возможностями здоровья, у детей – инвалидов, но и обогащается словарь, развивается связная речь, усовершенствуется диалоговая речь, дети учатся пересказывать, отвечать полными предложениями на вопросы, возможна и коррекция звукопроизношения, особенно продуктивно происходит автоматизация звуков в речи.

В процессе изготовления тех или иных вещей, дети отвечают на вопросы логопеда, а затем подробно рассказывают о том, какое действие производят в данный момент, в какой последовательности выполняют отдельные элементы работы, какой материал используют и т.д.

Кроме этого улучшается внимание, ребёнок становится более спокойным, уравновешенным, развивается память, расширяется кругозор, становятся более доступными логико-грамматические конструкции (сравнения, отношения последовательности).

В ходе работы были разработаны несколько основных проектов, которые стали базисными, они постоянно пополняются с учётом возрастных, индивидуальных особенностей, а также особенностей заболевания детей.

Читайте также:  Развитие связной речи детей с ОНР дошкольного возраста с использованием картинно-графических планов и схем

1. Проект «Весёлая матрёница».

Работа с нитками, тканью – это творческая работа ребёнка, в процессе которой он создаёт полезные, эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта, игр. Основная работа это плетение косичек, сматывание клубочков, завязывание узелков, изготовление помпонов, простые куклы.

Данный проект связан с устным народным творчеством, соответственно это прослушивание и пересказ различных сказок, пение русских народных песен, игры-драматизации, настольный театр, пальчиковый театр с проигрыванием сказок детьми, разучивание потешек, прибауток, частушек, разгадывание загадок, объяснение пословиц, поговорок. К проекту разработано перспективное планирование, по длительности – проект долгосрочный.

2. Проект «Бумажная страна».

В основе работа с бумагой. Чаще всего это коллективная работа, соотнесена с определённым временем года, праздником. Вместе с детьми изготавливаются большие полотна-картины из скрученной бумаги, чаще разноцветных салфеток. Данный вид работы требует большого терпения, усидчивости, слаженности коллектива, аккуратности.

В данном проекте логопедическая работа строится с учётом темы работы. Например: при подготовке к новому году изготовляется тематическое панно, соответственно в процессе работы логопедом будут отработаны такие темы как: «Зима», «Зимующие птицы», «Зимние забавы», «Новогодние традиции», «Животные зимой» и т.д. К проекту разработан календарно-тематический план с основными логопедическими задачами, по длительности является долгосрочным.

3. Проект «Макарономания».

В основе лежит работа с различными видами макарон. Данный вид работы очень нравится детям, он более творческий, индивидуальный. В этот проект входят такие виды работы как нанизывание макарон на шнурок (различные бусы), аппликация, раскрашивание макарон и готовых поделок. Основные темы: это «Растения», «Цветы», «Овощи», «Фрукты», «Времена года». При выполнении этого вида работы хорошо прорабатывается грамматический строй речи. Также проект снабжён тематическим планом и является долгосрочным.

Все эти проекты постоянно пополняются, корригируются с учётом особенностей, речевыми возможностями детей. Дети с удовольствием идут на занятия, результативность работы при использовании ручного труда увеличивается.

Колесникова Т.В.,
логопед

В настоящее время ДПБ№6 и Московский городской центр охраны психического здоровья детей и подростков представляют собой основное специализированное учреждение психиатрического профиля в городе. Его главной задачей служит оказание высококвалифицированной психиатрической и психоневрологической помощи детям и подросткам. Наряду с этим проводится постоянная работа по изучению и внедрению в практику современных методов диагностики и лечения, в том числе апробация новейших лекарственных препаратов, осуществляется организационно-методическое руководство детскими психиатрическими и психоневрологическими учреждениями города. Больница служит базой для специализации и повышения квалификации специалистов самого различного профиля – врачей, психологов, логопедов, дефектологов, педагогов, среднего медицинского персонала, работающих в учреждениях здравоохранения Москвы и России. В структуре больницы функционирует 12 лечебно-диагностических отделений, рассчитанных на детей в возрасте от 3 до 18 лет. В острых отделениях проходят лечение дети и подростки с тяжелыми формами психических заболеваний (такими, как шизофрения , депрессия , умственная отсталость, органические расстройства личности и др.), а также выраженными расстройствами поведения, приводящими к серьезному нарушению учебной, психологической и социальной адаптации. Подострые отделения больницы предназначены для лечения более мягких, в том числе пограничных, форм психических расстройств (разнообразные нарушения невротического уровня , стертые формы психопатий , легкая степень органического поражения центральной нервной системы и т.п.). Кроме того, в составе больницы имеется отделение диагностики и лечения эпилепсии , оснащенное самой современной аппаратурой, требующейся для проведения всего спектра необходимых обследований ( электроэнцефалография , ночной и дневной ЭЭГ-мониторинг , трехмерная ЭЭГ, реоэнцефалография и т.д.). Есть и отделения, специализирующиеся на оказании помощи детям дошкольного возраста с различными психопатологическими нарушениями. В лечебно-диагностических отделениях работают высококвалифицированные врачи, имеющие большой практический опыт. При необходимости для консультаций могут быть привлечены ведущие специалисты (педиатры, хирурги, эндокринологи, кардиологи и т.д.) лучших лечебно-профилактических учреждений и научно-исследовательских институтов.

Консультативная помощь в Поликлиническом консультативном психиатрическом отделении ДПБ №6 оказывается детям от 3-х до 18-ти лет по направлению

  • участковых детских и подростковых психиатров ПНД г.Москвы
  • детских психиатров специализированных психоневрологических учреждений (спец.санатроий, ЦВЛ, спец.дет.сады, спец.коррекционные школы и интернаты) г.Москвы.
  • детских психиатров различных клиник, мед.центров, научно-исследовательских институтов г.Москвы.
  • Министерство здравоохранения РФ (для иногородних)
  • Департамента здравоохранения г.Москвы(для иногородних и жителей Московской области).

Запись на прием к врачу осуществляется ежедневно по будням с 9 до 18 (сб.: с 9-14, вс.:выходной) в регистратуре.
При оформлении амбулаторной карты для жителей г.Москвы необходимо иметь:

  • направление районного психиатра;
  • выписку от районного психиатра по месту жительства
  • паспорта законного представителя ребенка (матери или отца) или опекуна
  • страховой полис ОМС

Присутствие законного представителя ребенка (матери или отца) или опекуна обязательно.

При оформлении амбулаторной карты в день приема необходимо иметь:

для жителей г.Москвы:

  • направление психиатра;
  • выписку от психиатра
  • паспорт законного представителя ребенка (матери, отца, опекуна при наличии распоряжения суда о назначении опекунства) с постоянной регистрацией в г.Москве
  • свидетельство о рождении ребенка
  • страховой полис ОМС

для иногородних (включая жителей МО) необходимо иметь:

  • талон Департамента Здравоохранения г.Москвы на консультацию (госпитализацию).
    Получить талон можно по адресу:г.Москва, Шемиловский пр-д., д.4а, стр.4, приемная Департамента Здравоохранения г.Москвы, с 9 до 18 ч.
  • паспорт законного представителя ребенка (матери, отца, опекуна при наличии распоряжения суда о назначении опекунства)
  • свидетельство о рождении ребенка
  • педагогическую характеристику (из дет.сада или из школы)
  • выписки из других лечебных учреждений

Работа логопеда

На базе ГБУЗ ЯНАО «Психиатрическая больница» функционирует кабинет логопеда, где осуществляется работа, направленная на коррекцию устной и письменной речи детей, находящихся на лечении. В связи с тем, что кроме основного психического диагноза у детей имеются нарушения речи, в том числе тяжелые (ТНР), такие как: общее недоразвитие речи 1 и 2 уровня, сенсомоторная алалия.

При поступлении проводится логопедическое обследование детей, заполняется речевая карта, в конце логопед прописывает заключение, на основании которого составляется индивидуальный план работы с каждым ребенком.

С детьми проводятся как индивидуальные, так и групповые занятия.

Индивидуальные занятия проводятся по заранее составленному плану, в соответствии с имеющимся нарушением речи. Частота проведения индивидуальных занятий 2-3 раза в неделю, в зависимости от степени выраженности дефекта.

Так же формируются группы детей для проведения групповой работы.

Комплектование групп происходит по следующим параметрам:

— А так же учитывается круг общения детей

Частота проведения групповых занятий 1-2 раза в неделю.

Занятия, направленные на коррекцию чтения и письма, рассчитаны на 30 минут; занятия на коррекцию устной речи на 20-25 минут.

На протяжении всего лечения ведется контроль динамики речевого развития детей. При наличии нулевой или отрицательной динамики вносятся корректировки в программу работы.

Логопедическая помощь детям осуществляется по следующим направлениям:

  1. развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики и мимики
  2. коррекция звукопроизношения и просодии
  3. коррекция звуко-слоговой структуры слова
  4. развитие слухового внимания и фонематического слуха
  5. формирование звуко-буквенного анализа и синтеза
  6. формирование навыков чтения и письма
  7. коррекция лексики и грамматического строя речи
  8. формирования связной речи
  9. развитие всех психических процессов

Для эффективности работы составлена программа логопедического сопровождения детей находящихся на лечении в психиатрическом стационаре. Рабочая программа разработана в соответствии с законом Российской федерации «Об образовании». В основе создания программы использован опыт работы, подкрепленный современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В частности // “Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, “Программа логопедической работы по преодолению фонетико- фонематического недоразвития у детей” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,”Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей” Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой“Программа коррекционно-разивающей работы для детей с ОНР” Н.В.Нищевой; «Принципы организации логопедической работы с моторными и сенсорными алаликами» Воробьевой В.К. А также учитываются психологические особенности детей разных возрастов.

На сегодняшний день логопедическую коррекцию получает 14 человек в возрасте от пяти до 18 лет. Положительная динамика наблюдается у 12 человек (85 %), у 2 человек наблюдается нулевая динамика, имеющих тяжелые сопутствующие нарушения, для которых проводится корректировка программы работы, а так же требующих увеличения сроков коррекции.

Логопед ГБУЗ ЯНАО «Психиатрическая больница»

Специалист первой категории Голых Т.А.

–>

Областная клиническая
психиатрическая больница

Информация об организации

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями

Информация по Всемирному дню борьбы с артериальной гипертонией

Центр патологии речи и нейрореабилитации

Центр патологии речи и нейроабилитации организован с целью оказания специализированной психоневрологической помощи детям с нарушениями речи и других высших психических функций органического и функционального генеза, внедрения принципов комплексной системы лечения и реабилитации.

Центр патологии речи и нейроабилитации (далее Центр) является структурным отделением областной клинической психиатрической больницы (далее Учреждение).

Руководство Центра осуществляет заведующий отделением – врач психиатр детский.

Центр в своей деятельности руководствуется Законом РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав при ее оказании», приказом Минздрава РФ от 28 декабря 1998 г. N 383 «О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других
высших психических функций», ФЗ от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», нормативными документами учреждения, действующим законодательством Российской федерации, решениями органов местного самоуправления, Положением о ЦПРиН, приказами и распоряжениями главного врача.

Центр осуществляет следующие функции:

— комплексную диагностику психоречевых нарушений пациентов с использованием диагностических методик;

— оказание комплексной медицинской, медико-педагогической, медико-психологической и социальной помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций, нарушениями коммуникации и общения;

— определение оптимального объема медицинских, психологических и педагогических мероприятий;

— динамическую оценку психоречевого развития и определение реабилитационного потенциала пациентов;

— определение эффективности реабилитационных мероприятий;

— организацию взаимосвязи и преемственности с другими учреждениями по вопросам маршрутизации пациентов;

— внедрение новых способов и методов диагностики, лечения, коррекции детей с нарушениями речи;

— формирование банка данных о пациентах, нуждающихся в лечении и организации маршрутизации;

— динамическую оценку и определение реабилитационного потенциала пациентов;

— определение эффективности комплексного лечения.

Структура Центра патологии речи и нейрореабилитации:

— Консультативно-диагностическое подразделение:

1.Проведение комплексной диагностики и объективной оценки состояния психического здоровья, речевых нарушений пациентов с использованием диагностических методик.

Проведение комплексного обследования у разных специалистов (психиатр, невролог, психотерапевт, логопед, психолог), функционального исследования головного мозга, в течение одного дня.

2.Определение оптимального объема медицинских, психологических и педагогических мероприятий (план реабилитационных мероприятий).

Динамическая оценка эффективности реабилитационных мероприятий и определение реабилитационного потенциала пациентов.

3.Организация взаимосвязи и преемственности с другими учреждениями по вопросам маршрутизации пациентов.

За один день на консультативно-диагностическом приеме ребенок проходит комплексное обследование у разных специалистов: психиатр, невролог, психолог, психотерапевт, логопед, проводится функциональное исследование головного мозга. По окончании осмотра выдается заключение с установленным диагнозом и рекомендациями по дальнейшему наблюдению, лечению и реабилитации ребенка психиатром территории. Осмотр специалистами осуществляется с 8.00 до 11.30, заключение выдается в 15.00 текущего дня.

— Дневной стационар:

Дневной стационар является подразделением ЦПРиН, предназначен для оказания специализированной психоневрологической помощи детям с нарушениями речи и других высших психических функций органического и функционального генеза, внедрения принципов комплексной системы лечения и реабилитации.

1.Предназначен для лечения пациентов, которым по их состоянию не показано лечение в условиях круглосуточного стационара, но требуется комплексное лечение, определение реабилитационного потенциала, определение эффективности комплексного лечения, диагностирующее наблюдение с целью уточнения диагноза.

2.Режим посещений и продолжительность курса лечения назначается врачом, на основании регламентирующей документации, учитывая нозологическую форму, возраст пациента и режим педагогической коррекции. Длительность курса лечения составляет от 14 до 35 дней.

3.Направление в дневной стационар ЦПРиН осуществляет врач психиатр детский консультативно-диагностического подразделения ЦПРиН.

Показания для госпитализации – нарушения речи средней и тяжелой степени:

— специфические расстройства развития речи и языка;

— нарушения речи, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью;

— нарушения речи при расстройствах личности органической этиологии;

— нарушения речи при гиперкинетических расстройствах;

— нарушения речи при смешанных специфических расстройствах психологического (психологического) развития;

— нарушения речи при раннем детском аутизме;

— нарушения речи при легкой умственной отсталости;

— нарушения речи при ранней детской шизофрении.

Противопоказания для госпитализации:

— судорожные приступы (ремиссия менее 6 месяцев);

— острые инфекционные и соматические заболевания в стадии обострения;

— выраженные нарушения поведения;

— умеренная и выраженная умственная отсталость;

— стадия декомпенсации при ранней детской шизофрении;

— тяжелые двигательные нарушения, в том числе детский церебральный паралич, двойная гемиплегия.

— Кабинет маршрутизации и реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра.

Кабинет маршрутизации и реабилитации детей с РАС организован с целью обеспечения организации медицинского наблюдения, маршрутизации и реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Кабинет осуществляет следующие функции:

— диагностику и объективную оценку методом диагностирующего наблюдения состояния здоровья пациентов с использованием диагностических методик;

— составление паспорта персональных данных и состояния психического здоровья ребенка с РАС с отражением динамики заболевания и маршрутизации на период 6 месяцев.

— оказание комплексной медицинской, медико-педагогической, медико-психологической и социальной помощи больным (детям в возрасте до 14 лет) с РАС.

— определение оптимального объема медицинских, психологических и педагогических мероприятий, составление лечебно-восстановительных комплексных программ, программ курсового комплексного восстановительного лечения, социально-бытовой и социально-трудовой реабилитации;

— динамическую оценку психологического развития и определение реабилитационного потенциала пациентов;

— определение эффективности проводимого лечения;

— организацию взаимосвязи и преемственности с другими учреждениями по вопросам маршрутизации пациентов;

— формирование банка данных о пациентах с РАС, нуждающихся в лечении и организации маршрутизации.

Специалисты Центра патологии речи и нейрореабилитации:

Ссылка на основную публикацию