Коррекции речи у детей в условиях психиатрической больницы

Коррекции речи у детей в условиях психиатрической больницы

Работникова Т. П., гл. специалист по детской логопедии департамента здравоохранения, Москва; Требулева В. Н., ст. логопед, детская психиатрическая больница № 6, Москва

Московская детская психиатрическая больница № 6 – старейший в России детский психиатрический стационар. В 1917 г. в старых корпусах современной больницы была открыта лечебница для эпилептиков, которая в 1930 г. реорганизовалась в детское психиатрическое отделение больницы им. П.П. Кащенко. Через три года на его базе возникло клиническое отделение, в котором под руководством Г.Е. Сухаревой разрабатывались основы теории и практики новой отрасли медицинских знаний – детской психиатрии. В 1934 г. при активном участии видного организатора здравоохранения Е.А. Осиповой был создан Научно-методический центр по детской психоневрологии, заложивший в системе Министерства здравоохранения, просвещения и социального обеспечения основы организации дифференцированной ступенчатой психиатрической помощи с разветвленной сетью детских психоневрологических учреждений. Для улучшения качества диагностики и оказания помощи детям и подросткам с нервно-психическими заболеваниями в 1962 г. Научно-методический центр был объединен с детским психиатрическим стационаром больницы им. Кащенко. Вначале это объединение называлось Городским психоневрологическим диспансером для детей и подростков со стационаром, а впоследствии было переименовано в Московскую городскую детскую психиатрическую больницу № 6.
В настоящее время ДПБ № 6 обеспечивает высококвалифицированную помощь маленьким москвичам, внедряет новые методы диагностики и лечения, осуществляет организационно-методическое руководство детскими и подростковыми психиатрическими учреждениями, является базой специализации и повышения квалификации врачей, педагогов-дефектологов, среднего медицинского персонала психиатрических и психоневрологических учреждений.
Детская психиатрическая больница № 6 состоит из диспансерно-диагностического отделения; стационара; других подразделений, в которые входят медико-генетический комплекс, амбулатория судебно-психиатриче-ской экспертизы, дневной логопедический стационар для заикающихся дошкольников.
Диспансерное отделение выполняет консультативные и организационно-методические функции. Консультативная помощь оказывается больным детям и подросткам в возрасте от
1 года до 17 лет по направлениям детских и подростковых психиатров внебольничных учреждений. Прием ведут врачи-психиатры, логопеды, дефектологи, психологи. В его структуре работают также смежные специалисты – невропатолог, окулист, отоляринголог, педиатр, специалисты по функциональной диагностике.
Задачей диспансерного отделения является централизованное комплектование всех стационарных отделений, специализированных санаториев, лечебно-воспитательных городских учреждений психоневрологического профиля. На его базе функционируют городские комиссии – центральная медико-педагогическая и по усыновлению.
Входящий в структуру диспансерного отделения организационно-методический отдел осуществляет практическую и методическую помощь всем логопедам, работающим в системе здравоохранения. Еженедельно методисты отдела выезжают в специализированные учреждения и поликлиники для оказания на местах помощи по обследованию детей и определению методов и форм работы с ними.
При организационно-методическом отделе постоянно действует секция детских логопедов. Ее заседания проходят один раз в месяц. На них обсуждаются организационные вопросы, идет обмен опытом, знакомство с методами и формами работы специали-стов различных детских учреждений, наиболее актуальными решениями Комитета здравоохранения, касающимися непосредственно логопедической и дефектологической работы. Для логопедов города при диспансерном отделении открыт методический кабинет, где собрано более ста работ логопедов, работающих в детских специализированных учреждениях. Многие из этих трудов, по мнению рецензентов, представляют практическую ценность.
В целях повышения квалификации городских специалистов организационно-методический отдел организует циклы лекций на базе кафедры детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской Медицинской Академии последипломного образования (РМАПО). Этот отдел уделяет большое внимание ус тановлению тесных контактов с логопедами учреждений системы образования, проводя совместные совещания и конференции как на уровне города, так и в округах.
На базе ДПБ № 6 работает общеобразовательная школа-лаборатория № 196. К занятиям здесь привлекают 20% больных детей. Остальные ребята, не имеющие возможности посещать школу, обучаются ее педагогами в отделениях.
ДПБ № 6 как центр по лечению и реабилитации детей с нервно-психическими расстройствами большое внимание уделяет вопросам подготовки медицинских и педагогических кадров. Успешному решению этой задачи способствуют тесные контакты с научно-исследовательскими институтами – кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии РМАПО, кафедрой психиатрии РГМУ им.Н.И.Пирогова, психологическими факультетами московских вузов, дефектологическими факультетами МГПУ и Открытого заочного университета.
Стационарные отделения больницы обеспечивают лечение больных в возрасте от 3 до 18 лет. Средняя продолжительность лечения составляет 58-78 койко-дней. Выделены три отделения для дошкольников (с 3 до 7 лет) и восемь – для детей школьного возраста. Два отделения можно назвать узкопрофильными, там преимущественно находятся дети с нарушениями речи. В стационарных отделениях работают 27 логопедов. В среднем за год они оказывают коррекционно-речевую помощь 1700-1800 детям.
С 1989 г. должность старшего логопеда больницы занимает В.Н. Требулева. Она осуществляет практическое и методическое руководство работой специалистов стационарных отделений. Большое место в ее деятельности занимает организация и проведение практических занятий для студентов дефектологических факультетов московских вузов. В течение учебного года больница принимает около 400 студентов, организуя и проводя практические занятия с разбором и демонстрацией наиболее интересных и показательных пациентов с речевыми нарушениями. Основная нагрузка в практической подготовке специалистов-логопедов ложится именно на речевые отделения больницы – № 8 и 12.
Дошкольное отделение № 8, открытое в декабре 1962 г., было создано по инициативе врача-психоневролога, кандидата медицинских наук Р.А. Беловой-Давид, которая руководила им в течение 17 лет. Последние 20 лет отделением заведует Е.Н. Карнаухова. Оно предназначено для детей с тяжелыми формами речевых нарушений различного происхождения. Однако у подавляющего большинства детей они сочетались с задержкой психического развития, умственной отсталостью или негрубо выраженными нарушениями личностного развития. С самого начала существования отделения его сотрудники преследовали цель не только практически помочь детям в преодолении их дефекта, но и как можно глубже проникнуть в его суть и найти наиболее адекватные методы устранения. В связи с этим к работе привлекались такие ученые, как А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, Г.Е. Сухарева, М.Б. Эйдинова, Л.С. Цветкова, Е.Н. Правдина-Винарская, Е.М. Мастюкова и др., а также логопеды-практики А.Г. Ипполитова, Л.В. Мелехова, Г.А. Каше и др. В течение нескольких лет постоянным консультантом отделения был профессор В.В. Ковалев. В настоящее время там проводит консультации доктор медицинских наук И.О.Калачева.
Сотрудники отделения щедро делились опытом работы с коллегами из других учреждений Москвы, страны и мира (Болгария, Монголия), подготовили к публикации два сборника (Нарушение речи у дошкольников /Под ред. Р.А. Беловой-Давид и Б.М. Гриншпуна. М., 1969; Нарушение речи у дошкольников /Под ред. Р.А. Беловой-Давид. М., 1972).
Большое внимание в отделении уделяется подготовке молодых специалистов на практических занятиях со студентами дефектологического факультета МГПУ им. В.И. Ленина. Начиная с 1989 г. логопеды отделения № 8 регулярно осуществляют практический патронаж студентов МГОПУ. Задачей практических занятий, проводимых логопедами отделения Е.Г. Карицкой, О.А. Локштановой, И.И. Кашириной, Т.М. Парамоновой, является знакомство студентов со сложными нарушениями речи, которые встречаются у детей дошкольного возраста, проходящих лечение в психиатрической больнице. Студенты знакомятся с такими формами речевых нарушений, как заикание, алалия, дизартрия, расстройства речи у детей с ранним детским аутизмом, а также имеющих генетическую патологию. Логопеды в присутствии студентов проводят обследование детей. В рамках проведения практических занятий, таким образом, студенты имеют редкую возможность наблюдать симптоматику и особенности течения многих речевых расстройств, участвовать в постановке или уточнении логопедического заключения в сложных диагностических случаях, совместно с логопедами отделения намечать пути и методы коррекции имеющегося речевого нарушения и оценивать перспективы его коррекции. Также они могут на практике познакомиться с интереснейшей, а зачастую и редчайшей речевой патологией, которая практически не встречается в учреждениях системы образования (синдромом Ландау-Клефнера, Эльфа-Вильямса, Каннера, Аспергера и др.) При работе с такими нарушениями необходима верификация диагноза с применением методов обследования и коррекции, подтверждающих то или иное логопедическое заключение: моторную алалию и своеобразие речи при РДА; сенсорную алалию и своеобразие речи при РДА; заикание и своеобразие речи при РДА; тугоухость и сенсорную алалию; окуло-денто-дигитальный синдром и ринофонию и т.п.
Работая со студентами МГОПУ не один год, логопеды отделения отмечают их высокую теоретическую подготовку, зрелость и самостоятельность в принятии решений, достойный уровень профессиональных дискуссий, желание увидеть и узнать как можно больше, неутомимость и творческий подход к решению диагностических задач. Студенты с огромным вниманием и любознательностью относятся к предлагаемым темам практических занятий, высказывают свои пожелания, позволяющие логопедам отделения их модифицировать и совершенствовать.

ЗПРР: причины и возможное лечение

По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.

Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:

  • 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
  • 8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • 1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
  • 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
  • 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
  • 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
  • 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

Основные причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
  • эпилепсия и другие психические заболевания;
  • ишемия головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП;
  • опухоль головного мозга;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • лейкодистрофии;
  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

Как лечить ЗПРР

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.

Основные методы лечения ЗПРР:

Микротоковая рефлексотерапия — метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.

Читайте также:  Оригами в развитии ребенка с ОВЗ

Занятия с дефектологом и логопедом. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.

Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.

Дополнительные способы коррекции ЗПРР:
  • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
  • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
  • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.

Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.

Лечение ЗПРР за границей

Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.

К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.

Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.

Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.

Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.

Где лечить ЗПРР в Москве

В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.

Техники, применяемые в московских медицинских центрах:

  • Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
  • Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
  • Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
  • Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).

Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.

Работа логопеда

На базе ГБУЗ ЯНАО «Психиатрическая больница» функционирует кабинет логопеда, где осуществляется работа, направленная на коррекцию устной и письменной речи детей, находящихся на лечении. В связи с тем, что кроме основного психического диагноза у детей имеются нарушения речи, в том числе тяжелые (ТНР), такие как: общее недоразвитие речи 1 и 2 уровня, сенсомоторная алалия.

При поступлении проводится логопедическое обследование детей, заполняется речевая карта, в конце логопед прописывает заключение, на основании которого составляется индивидуальный план работы с каждым ребенком.

С детьми проводятся как индивидуальные, так и групповые занятия.

Индивидуальные занятия проводятся по заранее составленному плану, в соответствии с имеющимся нарушением речи. Частота проведения индивидуальных занятий 2-3 раза в неделю, в зависимости от степени выраженности дефекта.

Так же формируются группы детей для проведения групповой работы.

Комплектование групп происходит по следующим параметрам:

— А так же учитывается круг общения детей

Частота проведения групповых занятий 1-2 раза в неделю.

Занятия, направленные на коррекцию чтения и письма, рассчитаны на 30 минут; занятия на коррекцию устной речи на 20-25 минут.

На протяжении всего лечения ведется контроль динамики речевого развития детей. При наличии нулевой или отрицательной динамики вносятся корректировки в программу работы.

Логопедическая помощь детям осуществляется по следующим направлениям:

  1. развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики и мимики
  2. коррекция звукопроизношения и просодии
  3. коррекция звуко-слоговой структуры слова
  4. развитие слухового внимания и фонематического слуха
  5. формирование звуко-буквенного анализа и синтеза
  6. формирование навыков чтения и письма
  7. коррекция лексики и грамматического строя речи
  8. формирования связной речи
  9. развитие всех психических процессов

Для эффективности работы составлена программа логопедического сопровождения детей находящихся на лечении в психиатрическом стационаре. Рабочая программа разработана в соответствии с законом Российской федерации «Об образовании». В основе создания программы использован опыт работы, подкрепленный современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В частности // “Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, “Программа логопедической работы по преодолению фонетико- фонематического недоразвития у детей” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,”Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей” Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой“Программа коррекционно-разивающей работы для детей с ОНР” Н.В.Нищевой; «Принципы организации логопедической работы с моторными и сенсорными алаликами» Воробьевой В.К. А также учитываются психологические особенности детей разных возрастов.

На сегодняшний день логопедическую коррекцию получает 14 человек в возрасте от пяти до 18 лет. Положительная динамика наблюдается у 12 человек (85 %), у 2 человек наблюдается нулевая динамика, имеющих тяжелые сопутствующие нарушения, для которых проводится корректировка программы работы, а так же требующих увеличения сроков коррекции.

Логопед ГБУЗ ЯНАО «Психиатрическая больница»

Специалист первой категории Голых Т.А.

–>

Задержка речевого и психомоторного развития ребенка

Для многих родителей задержки в развитии ребенка стали насущной проблемой. Но ступор и отчаяние, являющиеся первой и естественной реакцией на получение такого диагноза, сменяются твердым намерением что-либо изменить в лучшую сторону и помочь своему ребенку догнать сверстников. С этого момента начинается долгий, иногда сложный путь, но стабильное улучшение результатов и достижения маленького человечка становятся лучшей наградой за все приложенные усилия и старания.

Что такое задержка развития и виды

Задержкой в развитии называют нарушение нормальной скорости развития того или иного физического или психического аспекта у детей разного возраста. Выделяют следующие виды задержек в развитии ребенка:

  • ЗРР – задержка речевого развития;
  • ЗПРР – психоречевого;
  • ЗПР – психического;
  • ЗМР – моторного;
  • ЗПМР – психомоторного.

В большинстве случаев задержки развития поддаются коррекции. Но эффективность принятых мер во многом зависит не только от качества выполнения врачебных рекомендаций, но и от того, насколько рано родители обратились за помощью.

Задержка речевого развития (ЗРР)

Речь присуща только людям и является основой общего развития. Именно она признана ведущим показателем того, как ребенок воспринимает окружающий его мир, и отражает готовность с ним взаимодействовать. Поэтому возникновение ее нарушений, является поводом для немедленного принятия мер. Но при этом нельзя забывать, что каждый ребенок развивается в своем собственном ритме и не стоит искать проблем там, где их нет.

Критерием оценки степени речевого развития можно считать общепринятые нормы, разработанные для каждого возраста, т. е. тот минимум, присутствие которого является показателем нормального развития. Если же родители замечают, что речь крохи не дотягивает по многим параметрам до нормы, им следует обязательно записаться на консультацию к специалисту. Но крайне редко задержка развития речи присутствует обособленно. Обычно это сопровождается отставанием в психическом развитии, т. е. у ребенка диагностируется психоречевая задержка развития (ЗПРР).

В большинстве случаев обнаружение задержки развития речи у детей обнаруживается до 4-х лет.

ЗРР может возникать в результате:

  • поражения центральной нервной системы:
    • афазии – нарушение уже сформировавшейся речи, что наблюдается при повреждении головного мозга (может страдать не только функция говорения, но и понимания речи другого человека);
    • алалии – полное отсутствие или грубое недоразвитие речи;
    • дизартрии – неправильное произношение или сложности при выговаривании некоторых звуков и букв.
  • Развития функциональных нарушений в ее работе:
    • заикание – частое повторение звуков, их удлинение, постоянные остановки в речи;
    • мутизм – отсутствие реакции на вопросы, обращенные к ребенку, хотя способность говорить и понимать окружающих сохраняется;
    • судромутизм – функциональная, т. е. обратимая утрата речи.
  • Наличия дефектов артикуляционного аппарата:
    • ринолалия – искажение многих звуков, что обусловлено нарушениями небно-глоточного смыкания;
    • механические дисплазии – изменения строения органов, принимающих участие в произношении звуков.

Очень часто не удается до конца выяснить, действие какого фактора стало причиной задержки речевого развития. Тем не менее сегодня считается, что ЗРР может быть вызвана:

  • родовыми травмами разного рода;
  • патологиями беременности;
  • заболеваниями головного мозга, включая аномалии развития, ишемические явления, лейкодистрофию, опухоли;
  • нарушениями слуха;
  • травмами головы;
  • нарушениями развития мышц лица и ротовой полости.

Не последняя роль в возникновении ЗРР отводится наследственности и психическим отклонениям. Иногда причины появления проблем с речью кроются в психологическом давлении на ребенка и грубых ошибок в воспитании. Но в любом случае с проблемой следует бороться и принимать меры для наиболее быстрого его решения. В противном случае задержка речевого развития может стать причиной возникновения проблем в общении ребенка со сверстниками, не говоря уже о низкой успеваемости в школе и проблемах с дальнейшим трудоустройством.

Когда нужно обратиться к врачу

В качестве повода для обращения к специалисту стоит расценивать следующие признаки:

  • отсутствие эмоциональной реакции на происходящее вокруг на 4-м месяце жизни, в частности ребенок не улыбается родителям, не оживляется при их появлении и т. д.;
  • не агукает и не пытается выдавать повторяющиеся звуки по типу «ба-ба-ба» в 8—9 месяцев и в целом создает впечатление тихони;
  • возникновение сложностей с жеванием в 18 месяцев, что может проявляться тем, что ребенок давится при попытке съесть кусок яблока;
  • ребенок не говорит простых слов в 1,5 года или не пытается выучить новые в 2 года, если сумел освоить несколько простых;
  • активный словарный запас ребенка в 2,5 года составляет менее 20 слов, он не может назвать части тела или привычные предметы, не составляет словосочетания из 2-х и более слов;
  • в 3 года говорит абсолютно неразборчиво даже для родителей, не может построить предложение из нескольких слов, не понимает простых рассказов, объяснений родителей или говорит очень медленно, растягивая окончания слов, или же наоборот говорит слишком быстро, глотая окончания, иногда дети с ЗРР не могут самостоятельно построить предложения, а изъясняются фразами из мультиков, услышанными от взрослых.

При психоречевой задержке развития дети обычно имеют инфальтильный вид и слабо развитые мышцы. Они мало эмоциональны, имеют нарушения памяти и мышления, отличаются слабым воображением и склонны выполнять однообразные действия. Поскольку все психические процессы протекают медленно, в связи с чем детям с ЗПРР сложно переключаться с одной мысли на другую.

Диагностика ЗРР

Чтобы эффективно воздействовать на проблему нужно определить ее причину и степень выраженности. В этих целях проводится комплекс исследований, включающий:

  • оценку уровня речевого развития и степень отклонения от нормы;
  • осмотр отоларинголога и проверку слуха у сурдолога;
  • тесты, направленные на оценку степени понимания речи;
  • психологические тесты и анализ характера взаимодействия взрослых с ребенком;
  • КТ;
  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • электромиографию;
  • УЗИ с допплером головного мозга и пр.

Тем не менее часто точно установить причину возникновения ЗРР не удается. В таких ситуациях характер терапии строят на основании только характера имеющихся отклонений от нормы и проводят комплексное лечение, направленное на улучшение работы нервной системы.

Лечение ЗРР

Чем раньше будет обнаружена задержка речевого развития, тем легче и продуктивнее будет протекать коррекция и у ребенка будет больше шансов на полное восстановление. Во всех случаях терапия носит комплексный характер, но она всегда разрабатывается индивидуально в соответствии с характером обнаруженных проблем.

Компонентами лечения задержки речевого развития могут быть:

  • Медикаментозная терапия – конкретные препараты и их дозировки подбираются на основании диагноза и возраста ребенка неврологом и иногда психиатром. Основной задачей медикаментозного лечения в большинстве случаев является стимуляция и обеспечение нормального питания клеток головного мозга. Поэтому обычно назначаются комплексные витаминные препараты, аминокислоты и другие.
  • Физиотерапия – основными видами физического воздействия, показанного при ЗРР, являются магнитотерапия и рефлексотерапия. С их помощью удается активизировать работу соответствующих отделов головного мозга и повысить качество речи. В частности сеансы магнитотерапии способствуют образованию новых функциональных связей.
  • Работа с дефектологом и логопедом – занятия всегда проводятся в индивидуальном порядке и направлены на устранение недостатков речи. Они организуются в игровой форме, что позволяет ребенку воспринимать их не как элемент лечения, а в качестве приятного времяпрепровождения. В рамках работы с логопедом проводится специальный массаж, характер которого зависит от того, произношение каких звуков страдает.

Детям с задержками развития показана иппотерапия, дельфинотерапия и другие подобные виды работы с животными.

Весьма эффективным способом преодоления проблемы ЗРР является мануальная терапия с элементами остеопатии.

Задержка психомоторного развития (ЗПМР)

Задержка психомоторного развития диагностируется у многих детей раннего возраста, причиной чего могут выступать незначительные органические изменения в состоянии головного мозга или нарушения функционирования его работы. Подобные изменения могут быть врожденными, стать следствием получения родовой травмы или приобрестись ребенком в течение жизни. В последнем случае ЗПМР может выступать результатом наследственной предрасположенности, вследствие чего проявления задержки психомоторного развития могут возникнуть на фоне перенесения инфекционного заболевания, отравления, метаболических нарушений и действиях социальных факторов. Поэтому толчком для развития ЗПМР способны стать невнимательность к ребенку, отсутствие любви к нему, педагогическая запущенность, плохие условия жизни и т. д.

Читайте также:  Пример написания логопедической характеристики

Таким образом, различают неспецифическую и специфическую задержку психомоторного развития. При неспецифической или доброкачественной задержке отсутствуют патологии головного мозга, благодаря чему она легко поддается коррекции и при создании адекватной внешней среды и особых условий полностью проходит, а ребенок догоняет сверстников по всем параметрам.

При специфической ЗПМР наблюдаются повреждения тех или иных мозговых структур, что и приводит к отставанию в развитии двигательных, психических, речевых функций. Это сопровождается возникновением характерных симптомокомплексов и требует назначения соответствующего ситуации лечения, без которого ЗПМР не может полностью компенсироваться. Изначально обычно можно заметить отставание только по одному из параметров, но со временем специфическая задержка психомоторного развития приводит к равномерному нарушению всех функций.

ЗПМР может протекать с разной степенью тяжести, на основании чего различают:

  • ЗПМР 1-й степени – отставание психомоторного развития не больше чем на 1 возрастной интервал, причем с наблюдающейся тенденцией к сокращению его выраженности по мере взросления ребенка. При такой форме задержка развития быстро компенсируется, и ребенок догоняет одногодок по характеру развитости психических, двигательных и речевых функций, но только при условии проведения грамотного лечения.
  • ЗПМР 2-й степени – отставание более чем на 1 возрастной период на фоне отсутствия склонности к постепенной компенсации и сокращению выраженности запаздывания психомоторного развития или даже тенденции к увеличению дефицита. При такой форме очень важно правильно подобрать лечение, но и это не гарантирует полной компенсации психомоторных функций, а лишь может дать возможность избежать увеличения временного дефицита по мере взросления ребенка.
  • ЗПМР 3-й степени – отставание психомоторного развития ребенка больше чем на 1 или даже 2 возрастных периода. Это наиболее тяжелая форма ЗПМР, сопровождающаяся неуклонным увеличением отставания в психомоторном развитии ребенка от одногодок. При этом двигательные, речевые, психические функции могут даже не отличаться тенденцией к развитию.

Признаки

Задержка психомоторного развития может начать проявляться в любой период жизни ребенка, что и определяет характер возникающих симптомов. Так, в период новорожденности на наличие отклонений от нормы может указывать:

  • апатичность ребенка, отсутствие реакции на появление чувства голода или насыщения, усталость и т. д.;
  • слабо выраженные безусловные рефлексы, склонные быстро угасать при многократном раздражающем воздействии;
  • отсутствие попыток поднимать голову при переворачивании на живот.

При этом у новорожденных с признаками ЗПМР наблюдается нормальная двигательная активность, а мышцы пребывают в гипертонусе. В следующем возрастном периоде, т. е. с 1 до 3 месяцев при задержке психомоторного развития могут наблюдаться короткие периоды бодрствования и слабость или полное отсутствие эмоциональных реакций. Что же касается периода с 3 до 6 месяцев, то в этом время заставить родителей бить тревогу должно запаздывание становления рефлексов, в частности то, что ребенок не пытается перевернуться со спины на живот и приподниматься на руках.

Более выраженными признаки ЗПМР становятся в 6—9 месяцев. В таком случае на наличие отклонений может указывать:

  • низкий уровень выраженной активности во время общения и присутствие малого количества игровых реакций, жестов;
  • слабая эмоциональная окраска издаваемых звуков, лепета;
  • отсутствие способности брать предметы 2-мя пальцами;
  • отсутствие попыток встать, ребенок не может самостоятельно сесть и плохо ползает.

К году у младенца уже должен быть огромный комплекс достижений, одним из которых является ходьба и активное лепетание. Но при ЗПМР 9–12-месячные груднички не используют лепетных слов и не окрашивают их эмоционально. Такие дети могут стоять с поддержкой, но пойти еще не в состоянии из-за недоразвитости двигательных функций.

Но, к сожалению, ЗПМР крайне редко диагностируется на первом году жизни. Обычно признаки отклонений от нормы заставляют родителей насторожиться значительно позже. В таких ситуациях они обращают внимание на:

  • эмоциональную незрелость – настроение ребенка часто меняется, он суетлив, неуверенный в себе, стеснительный, плохо контролирует свою реакцию на различные виды деятельности и сложно адаптируется в коллективе сверстников, например, в детском саду;
  • расстройство внимания – ребенку трудно концентрироваться на чем-либо, в результате чего он постоянно отвлекается от своего занятия, склонен бросать дело на полпути (иногда проявляется возникновением синдрома дефицита внимания и гиперактивности);
  • нарушение восприятия окружающего мира – ребенку сложно сформировать целостное представление о чем-от, в результате чего ему не удается узнать знакомый предмет только по его части и воспринимать схематические рисунки;
  • нарушения памяти – дети с ЗПМР могут плохо запоминать новую информацию, путаться в ней, быстро забывать;
  • нарушения речи – в основном проявляются снижением скорости ее развития, хотя могут присутствовать и другие виды задержки развития речи, характер которых определяется тяжестью течения ЗПМР;
  • отставание в развитии мышления – ребенку сложно решать логические и другие задачи;
  • несформированность игровой деятельности – игры отличаются бедностью содержания, посвящены бытовой теме.

Не всегда подобные признаки указывают на задержку развития, но их наличие является поводом для обязательного получения консультации врача, причем как можно скорее.

Диагностика и лечение ЗПМР

При выявлении запаздывания в психомоторном развитии у ребенка любого возраста нужно немедленно обращаться к неврологу для установления причины этого. Врач проведет осмотр малыша, понаблюдает за его поведением и назначит ряд необходимых исследований, среди которых могут присутствовать:

  • КТ;
  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • электромиография и др.

При подтверждении отставания в развитии лечение назначается немедленно, причем нередко оно требует квалифицированной поддержки не только невролога и психолога, но и логопеда, дефектолога, мануального терапевта и других узких специалистов. Оно может включать:

  • медикаментозную терапию – подбирается строго индивидуально на основании характера обнаруженных органических изменений, их тяжести и возраста ребенка;
  • физиотерапию – показаны занятия ЛФК, магнитотерапия, водолечение, выполнение специальных упражнений на развитие мелкой моторики;
  • мануальная терапия – помогает устранить имеющиеся отклонения от нормы и улучшить высшую нервную деятельность, а также укрепить мышцы тела, нормализовать тонус, создать наиболее благоприятные условия для полноценного развития ребенка;
  • коррекция образа жизни – подразумевает налаживание гармоничных отношений с ребенком, повышение качества и сбалансированности его питания, внедрение в ежедневные задачи специальных игр и т. д.

Ребенку с ЗПМР, а также его родителям может быть показана работа с психологом. Специалист сможет обнаружить скрытые проблемы в отношениях, грамотно проработать их и добиться существенного улучшения атмосферы внутри семьи.

Весьма положительным образом на психомоторном развитии сказывается арт-терапия, сказкотерапия, иппотерапия.

Таким образом, задержка развития – это не приговор. Получение такого диагноза вовсе не означает, что ребенок никогда не будет таким, как его сверстники. Но он является поводом немедленно начинать действовать, ведь чем раньше будет обнаружено отставание в развитии, тем быстрее и легче будет проходить коррекция, а ее результаты при правильной разработке терапии однозначно порадуют родителей и помогут ребенку догнать одногодок или как минимум органично адаптироваться в их обществе.

Запинки в речи

Запинки в речи – это непреднамеренные остановки речи несудорожного или судорожного характера. Могут иметь физиологическое происхождение, быть признаком речевых, неврологических, психических нарушений. Проявляются спотыканием, повторами звуков, слогов и звукосочетаний, прерывающими высказывание. Диагностируются по данным неврологического, логопедического, психологического обследования. Терапия включает создание спокойных условий в семье и коллективе, соблюдение речевого режима. При логопатологии проводятся логопедические занятия и медицинские мероприятия (массаж, психотерапия, ФТЛ, медикаментозная коррекция).

Классификация

В зависимости от патогенетической основы запинки в речи могут иметь судорожный и несудорожный механизм возникновения:

  • судорожные запинки (речевые судороги) – типичное проявление заикания. По форме бывают клоническими и тоническими, по месту образования – артикуляционными, голосовыми, дыхательными, смешанными;
  • несудорожные запинки – включают физиологические итерации, спотыкания при клаттеринге, тахилалии.

Причины запинок в речи

Возрастные несовершенства речи

Повторы звукокомплексов и слов наблюдаются у значительного числа детей в возрасте 3-5 лет. Это период активного развития связного высказывания, совершенствования лексико-грамматических категорий.

Накопление словаря идет быстрыми темпами, на ребенка обрушивается большой поток сенсорной информации. При этом речевые возможности ребенка еще в достаточной степени ограничены, психические функции находятся в процессе формирования, а работа артикуляционного аппарата несовершенна. На этом фоне развиваются физиологические запинки (итерации).

«Застревания» на отдельных звуках чаще появляются у детей соматически ослабленных, имеющих диагноз «СДВГ», отягощенную по заиканию наследственность. Запинки в речи у ребенка могут быть спровоцированы сильным эмоциональным потрясением: ссорами родителей, переводом в другой детский сад, сменой места жительства. Чаще они возникают в межсезонье, могут сохраняться в течение нескольких недель или месяцев, исчезать и снова появляться.

Запинки носят несудорожный характер, возникают в любом месте слова и фразы (чаще в словах со сложной слоговой структурой, стечением согласных, сложных предложениях). Дети неоднократно повторяют звуки и их сочетания, переставляют местами слоги, спотыкаются при произнесении фразы. Часто говорят на вдохе, из-за чего речевое высказывание прерывается. Сами дети не замечают своего речевого дефекта, относятся к нему спокойно.

Обычно физиологические запинки исчезают без дополнительного вмешательства по мере совершенствования речевых навыков и развития ВПФ. Достаточно обеспечить ребенку комфортную эмоциональную обстановку, правильное речевое окружение. Однако при стойком закреплении неправильного речевого стереотипа несудорожные запинки могут перерасти в судорожные – заикание.

Эмоциональный стресс

Речевые запинки наблюдаются у взрослых вследствие сильного волнения. Такие спотыкания расцениваются как проявления тревожности, невротического склада личности. Запинки возникают в разных ситуациях: на экзамене, во время публичного выступления, при знакомстве с новыми людьми. Чем больше человек старается держать ситуацию под контролем, говорить четко и уверенно, тем сильнее начинает запинаться.

Кратковременные запинки появляются при испуге, в таких случаях говорят, что человек «начал заикаться от страха». Однако во всех этих случаях речевые итерации кратковременны и преходящи. Речь нормализуется, как только исчезает стрессовый фактор.

Заикание

Речевые судороги – ведущий симптом логоневроза и неврозоподобного заикания. При этом происходит навязчивое непроизвольное повторение слогов («ма-ма-магазин») и/или застревание на отдельном звуке («п-п-петух»). Запинки чаще случаются на определенных «трудных» звуках ([к], [п], [т]) или звукосочетаниях со стечением согласных ([кр], [ст] [тр]), на ударных и предударных слогах, на первом слоге в слове.

Иногда судороги проявляются молчанием, так как из-за спазма речевой мускулатуры человек не может начать фразу. Заикающийся может ощущать речевую судорогу как наличие препятствия в гортани, сдавление грудной клетки, напряжение мимической мускулатуры и мышц брюшного пресса. Частота запинок, их длительность возрастает в незнакомых условиях, при посторонних людях.

При заикании страдает темп и ритм речи, слитность и плавность высказывания. На речевые симптомы накладываются вторичные невротические реакции: речевые уловки, сопутствующие движения, вегетативные проявления. Возникает логофобия – боязнь устной речи. Самостоятельно, без специальной терапии судорожные запинки из речи не исчезают.

Тахилалия

Речь взахлеб отличается чрезмерно убыстренным темпом, дизритмическим характером с внезапными остановками и последующими прорывами. Возникают запинки, непреднамеренные повторы, проглатывания слогов и слов. Теряется внятность и разборчивость устной речи. Если пациенту с тахилалией указать на его речевые ошибки, то запинки и персеверации временно исчезают, однако темп речи все равно остается быстрым.

Особенно ярко все речевые недостатки проявляются при волнении, в моменты спора и эмоционального возбуждения. В неречевой сфере отмечается моторное беспокойство, тики, дефицитарность внимания, вспыльчивость, вазомоторные реакции. В некоторых случаях речевые запинки при тахилалии переходят в позднюю форму заикания.

Клаттеринг

Полтерн, или клаттеринг, как частный случай тахилалии, характеризуется несудорожным прерыванием речи на фоне ее ускоренного темпа. Для данного речевого нарушения типичны спотыкания, повторы звуков и слогов, их пропуски, перестановки местами. Запинки проявляются хаотичными беззвучными движениями языка и губ, необоснованными паузами во фразах. Из-за поспешности в речи окончания слов часто «проглатываются», иногда «выпадают» целые словосочетания и фразы.

При клаттеринге также страдают другие стороны речевой деятельности: нарушается плавность и мелодичность речи, отсутствуют логические остановки и ударения, возникает назальный оттенок голоса, появляются ошибки на письме. Речевой поток сопровождается беспокойным поведением, гримасами, рассеянностью внимания. Из-за неразборчивости речи вербальная коммуникация затруднена, дефект не осознается.

Нарушение регуляторных механизмов ЦНС

Судорожные запинки в речи могут появиться «на выходе» пациентов из моторной алалии, афазии, дизартрии. Причина этого явления кроется в интенсивном коррекционно-логопедическом воздействии, когда объем и темп введения нового речевого материала не соответствует функциональным возможностям мозга. Обычно возникают повторы последних слогов, при этом пациент никак не может перейти к новому слову.

Дискоординированные судороги артикуляционных мышц, как правило, не трансформируются в патологическое заикание. При организации грамотной коррекционно-педагогической помощи такие запинки успешно компенсируются без рецидивов.

Другие причины

Возникновение запинок в речи может быть связано с неблагополучным речевым окружением: быстрым темпом речи родителей, подражанием заикающимся друзьям или близким. В ряде случае запинки возникают вторично, на фоне различных расстройств:

  • задержки психического развития;
  • неврологических заболеваний: нейроинфекций, травм ЦНС, болезни Паркинсона, хореи, псевдобульбарного синдрома;
  • психических нарушений: олигофрении, биполярного расстройства.

Диагностика

Появление речевых запинок служит поводом немедленно обратиться за консультацией логопеда. Чем раньше будет установлена их причина и характер, тем эффективнее будет лечебно-коррекционное воздействие. Диагностика состоит из трех блоков:

  • Логопедическое обследование. Включает исследование устной речи, ее темпо-ритмической и интонационно-мелодической организации. Определяется вид запинок, условия их возникновения. Оцениваются характеристики голоса, дыхания. Задача логопедической диагностики – дифференциация несудорожных запинок от заикания.
  • Неврологическое обследование. Консультация врача-невролога предполагает изучение анамнеза, выявление нервно-психических расстройств и факторов, послуживших появлению запинок в речи пациента. С целью исключения патологии головного мозга назначаются инструментальные методики: ЭЭГ, ЭхоЭГ, церебральная МРТ.
  • Психологическое обследование. Проводится анализ ВПФ: внимания, памяти, мышления. На данном этапе диагностики уделяется внимание состоянию общей и ручной моторики, различных видов праксиса, гнозиса. Анализируются личностные особенности пациента, его реакция на свой дефект, наличие страха речи.

Лечение

Режим

Если запинки в речи ребенка имеют физиологический характер, необходимо организовать оптимальный общий и речевой режим: обеспечить достаточный дневной и ночной сон, увеличить время прогулок на свежем воздухе. Важно временно ограничить поступление новой информации, свести к минимуму просмотр телевизора, компьютерные игры, посещение массовых мероприятий. В речевом общении нужно соблюдать следующие рекомендации:

  • не акцентировать внимание ребенка на запинках, не просить его повторить слово заново;
  • разговаривать с ребенком спокойно, негромко, чуть медленнее, чем обычно;
  • использовать короткие фразы, простые слова;
  • заниматься пением, разучивать стихи, соответствующие возрасту, с отстукиванием ритма или маршировкой.

Психологическая коррекция

Показана пациентам с эмоциональными запинками в речи, заиканием, тахилалией, полтерном. Данное направление коррекционной работы способствует снижению фиксации на речевом дефекте, устранению логофобии, овладению новыми механизмами саморегуляции, расширению коммуникативных возможностей. Основными методами психокоррекционной работы являются сеансы психотерапии и гипноза, тренинги общения, аутогенные тренировки.

Логопедическая коррекция

С учетом причин, лежащих в основе речевых запинок, проводятся занятия по развитию речи, коррекции заикания, преодолению тахилалии и т. д. Логотерапия направлена на выработку нового речевого стереотипа, его закрепление во всех коммуникативных ситуациях. В работе используются следующие методы и приемы:

  • Артикуляционная гимнастика. Упражнения помогают укрепить мышцы речевого аппарата, снять излишнее напряжение мускулатуры при фонации, сделать артикуляционные движения более точными, сформировать необходимые кинестезии. Используются упражнения для мышц языка, губ, неба, мимических мышц. Голосовая гимнастика способствует развитию силы голоса, просодических компонентов.
  • Дыхательная гимнастика. Правильное речевое дыхание – залог свободной, плавной речи. В ходе занятий осуществляется постановка диафрагмального нижнереберного дыхания. Овладение техникой речевого дыхания позволяет без запинок и пауз произносить фразы различной длины.
  • Логопедическая ритмика. Логоритмические упражнения способствуют нормализации темпа и ритма речи, синхронизации дыхания и артикуляции, развитию общей моторики. Занятия проходят под музыкальное сопровождение. Для отработки ритма используется маршировка, хлопки, прыжки.
  • Занятия с помощью ИКТ. В комплексной работе по преодолению заикания широко применяются компьютерные технологии. Они основаны на эффекте биологической обратной связи, помогают улучшить качество и повысить эмоциональную окраску речи, устранить запинки.
Читайте также:  Конспект логопедического занятия по теме Наша страна

Оздоровительные мероприятия

Организуются на базе поликлиники или дневного неврологического стационара. Цель – нормализация регуляторной функции ЦНС, повышение адаптационных механизмов. Пациентам с патологическими запинками в речи назначаются:

  • курсы медикаментозной терапии (седативные препараты, витамины группы В, ноотропы, противосудорожные ЛС):
  • физиотерапевтические процедуры (электрофорез со спазмолитиками, электросон);
  • водные процедуры (хвойные, углекислотные, кислородные ванны, оздоровительное плавание);
  • массаж (общий медицинский, нейроседативный, ШВЗ);
  • иглорефлексотерапия;
  • лечебная физкультура.

Дидактические игры на развитие фонематических представлений и слоговой структуры

Уважаемые коллеги! Искажения слогового состава признаны ведущими и стойкими проявлениями у детей с дизартрией и моторной алалией и относятся к наиболее трудным по преодолению симптомам данных речевых нарушений.

При работе по формированию слоговой структуры слова я использую в качестве основных условий опору на слуховую, зрительную и кинестетическую функции. Такой подход существенно облегчает дошкольникам с общим недоразвитием речи ориентировку в структурном составе слова.

Предлагаю методические разработки дидактических игр, направленных на развитие фонематических представлений и слоговой структуры у дошкольников с нарушениями речи. В игре ребёнок с нарушениями речи обучается и преодолевает трудности значительно легче, не замечая того, что его учат.

Методические разработки дидактических игр

Дидактическая игра – доступный, эффективный метод, так как игра – основной вид деятельности дошкольников. В игре ребёнок с нарушениями речи обучается и преодолевает трудности значительно легче, не замечая того, что его учат.

Теоретическое обоснование проблемы.

Актуальность: Искажения слогового состава признаны ведущими и стойкими проявлениями у детей с дизартрией и моторной алалией и относятся к наиболее трудным по преодолению симптомам данных речевых нарушений. Задерживающее влияние слоговых искажений на процесс овладения речью мешает нормальному развитию устной речи, а также, несомненно, препятствует звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.

По некоторым определениям слог — это отрезок речи, заключенный между двумя минимальными растворами, характеризующийся увеличением звучности (громкости) и являющийся естественной единицей сегментации речевого потока.

Вершиной слога считается гласный, являющийся слогообразующим элементом.

А. К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности.

Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами:

  1. Ударностью,
  2. Количеством слогов,
  3. Линейной последовательностью слогов
  4. Моделью самого слога.

Как известно, слова состоят из нескольких слогов, имея своим центром ударный слог, характеризуемый наибольшей силой и четкостью произношения, к нему примыкают безударные слоги, обладающие меньшей силой.

При работе по формированию слоговой структуры слова важно использовать в качестве основных условий опору на слуховую, зрительную и кинестетическую функции. Поэтому рационально применять в качестве обучающих средств слуховые, зрительные и жестовые символы гласных звуков, особенно на начальном этапе работы по формированию слоговой структуры слова. Такой подход существенно облегчает дошкольникам с общим недоразвитием речи ориентировку в структурном составе слова.

Цель представленных дидактических игр:

Развитие фонематического анализа, синтеза, развитие слоговой структуры у детей с нарушениями речи.

Задачи:
  • Учить выделять ударный гласный звук в слове;
  • Развивать умение определять линейную последовательность слогов в слове и их количество путем использования «слоговых линеек»;
  • Развивать умение подсчитывать количество слогов в словах и сравнивать слова по количеству слогов.
  • Развивать чувство ритма у детей с нарушениями речи;
  • Развивать у детей фразовую речь.
Педагогические принципы:
  • Коррекционной направленности (предполагает индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку и включение в работу всех его анализаторов.)
  • Систематичности и последовательности (предполагает переход от простых игр к более сложным).
  • Наглядности.
  • Деятельностный принцип предполагает создание в игре оптимальных условий для развития фонематических процессов и слоговой структуры.

Структура дидактической игры:

  1. Вводная часть (организационный момент – целевая установка, организация рабочего пространства).
  2. Основная часть или практическая (создание интереса, игровые действия)
  3. Заключительная часть (подведение итогов, оценка деятельности детей).

Формы реализации дидактических игр.

На начальном, так называемом, пусковом этапе, предлагается «Фонетическое лото» для односложных слов. Когда достаточно успешно ребенок научается вычленять гласный звук в односложном слове, необходимо приступить к следующему этапу – вычленению ударного гласного звука в двухсложном и трехсложном слове. Для наиболее яркого восприятия, символ ударного звука обозначается кружочком большего размера, чем остальные символы гласных звуков в слове. Задача этого этапа – воспроизведение ритмических долей.

Дидактические игры рассчитаны на детей с нарушениями речи слуха 4-7 лет. Проводятся на занятиях по развитию звукопроизношения, развитию речи, как целое занятие по дидактической игре, могут использоваться для фронтального и индивидуального обучения. Длительность игр зависит от структуры занятий и с учётом требований программы.

«Фонетическое лото» — представляет набор карточек с изображением символов гласных звуков и предметных картинок. Карточки могут быть как с одним символом гласного звука, так и с несколькими символами гласных звуков, разными по размеру — большой символ обозначает ударный гласный звук.

Ведущий показывает предметную картинку и четко называет слово. Игроки должны определить, кому из них нужна данная картинка. Побеждает тот, кто быстрее закрыл картинками свою карточку.

Дети играют в фонетическое лото

«Фонетические линейки» — полоски с нанесенными делениями («окошечками»). Ребенок «шагает» пальчиками по делениям (помним о линейной последовательности слогов в слове), согласовывая открывание рта при произнесении гласных звуков в слогах данного слова. Таким образом используем опору на слуховую, зрительную и кинестетическую функции. В момент, когда ребенок заканчивает проговаривать слово, пальчики останавливаются. Легко подсчитать количество «пройденных» делений — окошечек.

«Фонетическая математика» — ребенок четко называет предметные картинки и сравнивает их по количеству слогов, используя математические знаки «больше», «меньше», «равно».

Дети подготовительного возраста могут посчитать разницу и использовать цифровые обозначения для количества слогов.

Диваева Ирина Владимировна,
учитель-логопед ГБДОУ № 112,
г. Санкт-Петербург

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и слоговой структуры”

Подборка игр и игровых упражнений, направленных на развитие фонематического восприятия и слоговой структуры.

1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса* и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инстру­мент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).

2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроиз­ведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.

Виды заданий следующие:

— Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);

— Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагает­ся простой, а затем сложный);

— Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;

— Воспроизведение определенного ритма по образцу взрослого, по заданному рисунку;

— Произвольное воспроизведение ритма ребенком с после­дующей записью ритмического рисунка символами;

— Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармош­ка — символ «—») и коротких (барабан, бубен — символ «+»).

Ритмический рисунок может быть следующим: –++, ++-+– и т.д.

* Слуховой гнозис — узнавание предмета по характерному для него звуку.

3. Уровень гласных звуков

Детям предлагаются следующие задания:

— Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повто­рение звуков за взрослым, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

— Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;

— Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

— Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответ­ствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.

– Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от более контрастных к менее контрастным:

А — И А — И — О у _ а — И — О

А —У У — А — И э — У — А — И

И — О И — О — Ы А — И — О — Ы

Ы — А Э — У — А И — Э — У – А

У — Э А — Ы — О У — А — Ы — О

А — О И — Ы — Э О — И — Ы — Э

О — У О — У — А Э — О — У — А.

тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произ­ношения.

Ребенок произносит ряд гласных:

— на одном выдохе, при этом плавно (либо отрывисто);

— громко (тише, совсем тихо);

— чередуя громкость в пределах одного ряда;

— со сменой высоты голоса (от лица разных членов се­мьи, разных животных);

— быстро (либо медленно).

Дополнительные задания. Для закрепления работы над гласными ребенку предлагается:

— сосчитать количество звуков, произнесенных учите­лем;

— показать то же количество пальцев (выложить фиш­ки);

— отстучать звуки молча;

— встать, когда прозвучит ряд из трех (или другого за­данного количества) звуков;

— назвать самостоятельно два (три, пять) гласных звука;

— придумать столько звуков, сколько звездочек нарисова­но;

— повторить звуки в обратном порядке.

4. Уровень слогов

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе авто­матизации и дифференциации отрабатываемых логопедом зву­ков. Задания могут быть следующие:

– Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритми­ческую структуру (количество слогов);

– Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколь­ко слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесе­нием слогов.

– Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновре­менным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.

– Ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед);

– Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным сло­гом, после заданного слога, между заданными слогами.

– «Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каж­дый слог.

— Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);

— Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);

— Сосчитать, сколько слогов взрослый произнес (слоги пря­мые, обратные, со стечением согласных);

— Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

— Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са-со. ;

— Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы;

— Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;

— Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;

Чтение или повторение за логопедом серии слогов:

Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;

— Повторение за взрослым, чтение серии слогов со сте­чением согласных: ста-сто-сту-сты;

ПРИМЕЧАНИЕ: В данные упражнения включаются только те звуки, которые ребенок может правильно произносить;

— Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, записать слоги;

— Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;

— «Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас;

– Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одно­временно называют слог какого-то слова; получивший мяч ре­бенок называет следующий слог, и т.д.

– детям предлагается ряд картинок (слов), из них надо выбрать самое длинное слово — название изображенного пред­мета, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова;

– назвать любое слово, придумать слово на один слог длиннее (короче); аналогичное задание с картинками (выбор картинок).

– придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов;

– Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух-трех слогов.. Берутся слоги:

— с общим согласным:

МА — МО — МУ — МЫ — МЭ;

— с общим гласным:

БУ — КУ — ВУ — НУ – ДУ;

АН — ЫН — ОН — ЭН — УН

ОФ — ОП — ОХ — ОТ — ОМ;

— закрытые слоги, их ряды и пары:

МАК — МОК — МУК — МЫК — МЭК

КАП — ПАП ПЫХ — ТЫХ

ТУК — МУК БОК — ВОК;

— прямые и обратные слоги с твердыми и мягкими со­
гласными:

— проанализировать слог (назвать первый, третий, второй звуки);

5. Фонематический и слоговой синтез слов

1. анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука)?

Низ — вниз; шил — сшил.

2. Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА…, КА…

– взрослый медленно произносит слово по слогам: со-ба-ка, а ребенок произносит это слово целиком.

3. Один ребенок произносит слово медленно по слогам: пу-го-ви-ца, а другой произносит это слово целиком.

4. Определить, какой слог пропущен: ко-. -ва; са-. -лет.

6. Фонематические представления

Разложить картинки под схемы слов:

(дуб) (сосна) (береза) (кот) (коза) (корова)

2. Построить «дома», «поселить» туда любые слова (на каждый «этаж» вписывать один слог):

– цепочка слов (дети придумывают слово, начинающееся с последнего звука услышанного слова): тигр — рыба.

– придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо — хоро­шо; ши-иш-ши — .

– подобрать рифму к словам: мак — гамак; зайка — .

– Выкладываются две картинки. Их названия содержат оди­наковое количество слогов, но отличаются позицией удар­ного слога (ДЫня — воДА, КУбики — сапоГИ, ВЕник — ба-НАН). Взрослый молча отхлопывает слова с акцентами на ударных слогах. Ребенок угадывает задуманные слова. По мере освоения более длинных слоговых конструкций коли­чество слогов также может расти, опора на картинки умень­шаться:

Ягоды — миМОза — колеСО

ТАпочки — поДУшка — запаДНЯ

ЖАворонок — меДВЕдица — остаНОвка — магнитоФОН.

Называние слов, похожих по звуковому составу, но разли­чающихся местом ударного слога. роЖКИ — РОЖки

Ссылка на основную публикацию