Письмо об организации работы логопедического пункта

Об организации работы логопедического пункта дошкольного общеобразовательного учреждения

Разделы: Логопедия

До настоящего времени не существует утвержденного Министерством Образования пакета документов регламентирующего работу дошкольного логопункта. Поэтому работа наших логопунктов и их документация строится в соответствии с положением «О логопедическом пункте при ДОУ», разработанном в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, уставом Учреждения. Данное положение принято педагогическим советом и утверждено заведующей ДОУ.

Настоящее положение разработано в соответствии с Письмом Минобразования России от 14 декабря 2000 года № 2.

Положение имеет следующие разделы:

  • Общие положения.
  • Основные задачи работы логопедического пункта.
  • Организация работы логопедического пункта.
  • Руководство работой логопункта.
  • Материально-техническое обеспечение. Приложение 1.

Документация, обеспечивающая эффективность работы дошкольного логопедического пункта.

Должностные обязанности.
В этом документе указаны общие требования, предъявляемые к специалисту дошкольного логопункта, обязанности учителя-логопеда и его права. Должностная инструкция утверждается заведующей ДОУ. Приложение 2.

Инструкция по технике безопасности.
Содержит требования, которые необходимо выполнять учителю-логопеду при подготовке к занятию и во время его проведения для обеспечения сохранности жизни и здоровья детей.

Инструкция по охране труда.
В инструкции по охране труда обозначены основные требования по обеспечению безопасности детей и самого специалиста при проведении занятий в логопедическом кабинете.

Рабочая программа.
Нами составлены две рабочие программы: «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей 5–6 лет», «Коррекция фонетического недоразвития речи детей 5–7 лет».

Данные рабочие программы составлены на основе:

  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада). – М.: МГОПИ, 1993.

В программу включены следующие методики:

  • Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.
  • Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.
  • Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.

А также внесены авторские разработки:

  • Граб Л.М. Шибаева Л.В. «Индивидуальное планирование коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»,
  • Шибаева Л.В. «Формирование грамматических категорий».

Рабочие программы обсуждались и были согласованы на методическом объединении учителей-логопедов г. Снежногорска, приняты на методическом совете ДОУ, утверждены заведующей ДОУ.

Настоящие Программы включают пояснительную записку, перспективное планирование и список используемой методической литературы.

Годовой план работы учителя-логопеда.

Годовой план пишется по следующему алгоритму:

  • Организационно-методический блок.
  • Диагностический блок.
  • Коррекционно-педагогический блок, включающий учебно-воспитательную работу.
  • Консультационный блок.
  • Участие в работе ППМС службы сопровождения.
  • Работа по повышению квалификации.

В каждом разделе указывается содержание и сроки работы. Приложение 3.

Перспективные планы проведения индивидуальных и групповых занятий.
В планировании раскрыта работа на каждом этапе, а именно указана тема занятия, количество часов по данной теме и направления коррекционной работы.

На индивидуальные занятия берутся дети с фонетическим дефектом не менее 3 раз в неделю в зависимости от тяжести речевого дефекта (мономорфная, полиморфная дислалия, дизартрия). С детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие, логопед планирует свои занятия из расчёта: 2 подгрупповых и 3 индивидуальных занятия в неделю.

Работа по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи включается в планирование на этапе автоматизации звуков.

График работы учителя-логопеда.
Этот документ также несёт организационную функцию, т.е. помогает планировать работу на разных этапах коррекционного процесса.

Для достижения результативности проведения коррекционных мероприятий, как с детьми-логопатами, так и с их родителями в графике работы логопеда предусмотрены 3 рабочие смены в первую половину дня и 2 смены во вторую половину дня.

Паспорт кабинета.
Паспорт кабинета включает перечень материалов и оборудования, необходимых для организации коррекционного процесса.

Отчёт о результатах работы логопеда, проделанной за учебный год.
В этом документе должна отражаться следующая информация:

  • перечень организационных мероприятий, проводимых в логопункте в течение учебного года;
  • проведённая работа с воспитателями и родителями детей, зачисленных в логопункт;
  • описание оснащения логопедического кабинета, отчёт об изготовленных и приобретенных пособиях и оборудовании;
  • описание методической работы логопеда, творческой работы по повышению уровня профессионализма;
  • участие в работе методического объединения. Приложение 4.

Журнал обследования устной речи детей.

В начале учебного года учитель-логопед проводит обследование речи детей дошкольного учреждения и фиксирует результаты в журнале обследования устной речи, где записывает: фамилию, имя ребёнка, дату рождения, возрастную группу, а также указывает логопедическое заключение с перечислением нарушенных звуков. В графе «Примечание» логопед делает отметку о зачислении/отчислении, переводе ребёнка в другое учреждение. Приложение 5.

Приказ «О зачислении воспитанников в логопункт».
В соответствии с приказом Управления образования администрации ЗАТО Александровск «О результатах деятельности муниципальной ПМПК г. Снежногорска по набору воспитанников ДОУ в группы компенсирующей направленности» и на основании результатов логопедического обследования руководитель учреждения издаёт приказ о зачислении воспитанников ДОУ в логопункт.

В первую очередь зачисляются дети, обследованные городской ПМПК с тяжёлыми нарушениями речи и не зачисленные в логопедические группы города. Далее при наличии мест зачисляются дети старших и подготовительных групп, имеющие речевые нарушения. В условиях логопункта с этими детьми согласно Положению о логопедическом пункте ведётся работа по коррекции звукопроизношения и фонематических процессов. Работу по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи логопед осуществляет на этапе автоматизации поставленных звуков и в рамках ППМП службы сопровождения.

Соглашение с родителями об условиях обслуживания детей в логопункте.
Зачисление ребёнка в логопункт проводится с согласия родителей (законных представителей). В соглашении отражаются обязанности и ответственность заинтересованных сторон.

Расписание занятий.
На основании Приказа о зачислении учитель-логопед формирует группы детей и составляет расписание занятий.

Расписание занятий помогает рационально спланировать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми, а также организовать рабочее время учителя-логопеда.

Список детей, зачисленных в логопункт.
В список заносится следующая информация: фамилии и имена детей, возрастные группы, логопедические заключения.

Речевые карты.
На каждого ребёнка, зачисленного в логопункт, на основании протокола обследования учитель-логопед заполняет речевую карту, в которой фиксирует особенности фонетико-фонематической стороны речи ребёнка, состояние лексико-грамматического строя и связной речи. В речевую карту (обязательно!) записываются ответы детей, план логопедической работы и заносятся результаты коррекции устной речи детей.

Журнал посещения детьми логопункта.
Оформляется в виде таблицы, в столбцах которой представлены список детей, тема логопедического занятия и дата его проведения.

Журнал консультаций.
Учитель-логопед ведёт учёт консультаций и фиксирует дату проведения консультации, её тему и непосредственно адресата. Приложение 6.

Экран звукопроизношения.
Данный документ составляется на группу детей, зачисленных в логопункт. В документе фиксируются фамилии детей и нарушенные у них звуки.

Экран звукопроизношения позволяет логопеду формировать подгруппы из детей со сходными нарушениями звукопроизношения. Приложение 7.

Тетради взаимодействия с родителями и воспитателями.
Для успешности коррекционного процесса обязательно взаимодействие логопеда и воспитателя, логопеда и родителей (законных представителей). Для достижения этой цели создаются тетради взаимодействия с родителями и тетради взаимодействия с воспитателями.

Вся перечисленная документация позволяет создать оптимальные условия для работы логопункта дошкольного учреждения и достижения высоких результатов в коррекционной работе с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

Письмо об организации работы логопедического пункта

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 декабря 2000 года N 2

Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения

Об организации работы логопедического пункта
общеобразовательного учреждения

Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).

Основными задачами логопедического пункта являются:

коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения – фонетический дефект; дефекты речи; обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме согласно приложению 1. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года.

Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения – не более 20 человек.

На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме согласно приложению 2.

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения (приложение 3).

Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики).

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Групповые занятия проводятся:

с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, – не менее трех раз в неделю;

с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, – не менее двух-трех раз в неделю;

с обучающимися, имеющими фонетический дефект, – не менее одного-двух раз в неделю;

с заикающимися обучающимися – не менее трех раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е.Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия – 20 минут.

Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.

В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией и за комплектование групп.

Учитель-логопед:

а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением;

б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку);

в) поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий;

г) участвует в работе методических объединений учителей-логопедов;

д) представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме (приложение 4).

Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием (приложение 5).

Часть 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте

Среди всех документов, имеющихся в арсенале школьного логопеда, как наиболее важные можно выделить:

1. Инструктивное письмо;

2. Сборник приказов и инструкций;

3. Должностные инструкции;

4. Программы обучения (для школьников с ФФНР, ФНР, ОНР, нарушением письма и чтения), допущенные к применению Министерством образования и науки РФ или местными органами управления;

5. Годовой план работы логопеда;

6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся;

7. Паспорт логопедического кабинета;

8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий;

9. График рабочего времени логопеда (циклограмма рабочего времени);

10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу;

11. Речевые карты (в зависимости от речевого дефекта);

12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг с аналитической справкой по результатам мониторинга);

13. Годовой отчет специалиста о проделанной работе (в конце года).

Логопед школьного логопункта или учитель-логопед специальной школы строит свою работу, ориентируясь на три нормативных документа:

— инструктивное письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»,

— сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР от сентября 1979 г.,

— постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений».

Ниже приведены наиболее важные положения указанных документов.

1. Инструктивное письмо

Согласно инструктивному письму Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи в формировании предпосылок к усвоению общеобразовательных программ (особенно родному языку) учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера).

На логопедический пункт зачисляются дети, обучающиеся в данном общеобразовательном учреждении. Основанием для зачисления ребенка на логопункт служит наличие у него следующих дефектов:

— общего недоразвития речи разной степени выраженности;

— фонематического недоразвития речи;

— недостатков произношения — фонетического дефекта;

— дефектов речи, обусловленных нарушением подвижности и строения речевого аппарата (дизартрия, ринолалия);

— нарушений чтения и письма, обусловленных различными причинами.

Зачисление на логопункт осуществляется в установленные сроки. Обязательно проводится обследование детей.

Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более25 человек, сельского образовательного учрежденияне более 20 человек.

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого нарушения.

Групповые занятия проводятся:

— с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленное различными причинами, не менее трех раз в неделю;

— с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие или фонематический дефект, не менее двух-трех раз в неделю;

— с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю;

— с обучающимися, имеющими заикание, не менее трех раз в неделю.

Продолжительность группового занятия составляет40 минут, продолжительностьиндивидуального занятия — 20 минут.

Согласно инструктивному письму МО РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», предельная наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, составляет:

Речевое нарушение

Городской логопункт

Сельский логопункт

С общим недоразвитием речи (ОНР)

С неярко выраженным общим недоразвитием речи (НВ ОНР)

С фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) и фонетическим недоразвитием (ФН)

С нарушением письма, обусловленным ОНР

С нарушением письма, обусловленным НВ ОНР

С нарушением письма, обусловленным ФФН и ФН

С недостатками произношения отдельных звуков

Методическая разработка логопедического занятия «Путешествие в зимний лес»

Методическая разработка логопедического занятия:

Конспект совместной деятельности детей младшей группы и родителей с использованием оборудования сенсорной комнаты

«Путешествие в зимний лес»

Программное содержание:

1. С помощью интерактивной среды сенсорной комнаты стимулировать речевую активность, развивать сенсорно-перцептивную сферу дошкольников. Закреплять лексический материал, стимулировать развитие психических процессов, активизировать пассивных детей, способствовать снижению утомляемости через взаимодействие детей с оборудованием сенсорной комнаты (пучок фиброоптических волокон с боковым свечением “Звездный дождь”; “сухой бассейн”зеркальный шар и т.д.).

2. Обобщать и закреплять знания о зимнем периоде. Формировать умение передавать свои ощущения в речи.

3. Продолжать формировать лексический строй, пополнять и развивать словарь.

4. Развивать зрительно-двигательную координацию при рисовании на песке.

5. Развивать общую координацию, умение управлять своим телом, расслабляться снимать эмоциональное напряжения при выполнении релаксации.

  • мяч – снежок; игрушка белка; “сенсорная тропинка”; сюжетная картина , “сухой бассейн”; песочница; магнитная доска с фигурками; аудиозапись “Голоса природы”; “зеркальный шар”; кассета с музыкой П.И.Чайковского “Времена года”; пучок фиброоптических волокон с боковым свечением “Звездный дождь”.

Ход занятия

Организационный момент:

Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы отправляемся с вами в зимний лес.

– Посмотрите, кто к нам пришел? (Белка)

– А что это у нее в лапках? (корзинка). Хотите узнать, что в корзинке? шишки.

– Белочка понесла шишки к себе домой, в дупло.

– Белочка говорит, что эти она заблудились. Вы хотите ей помочь?

– Тогда мы с вами отправимся в зимний лес, на помощь белочке. Чтобы добрать до дома белочки мы должны выполнять разные задания.

– А чтобы отправиться в путешествие, нужно пройти сквозь волшебный снегопад (“пучок фиброоптических волокон с боковым свечением “Звездный дождь”), и назвать, какая бывает зима? (холодная, морозная, снежная, белая).

– Молодцы, много слов о зиме придумали!

– Вот мы и оказались в волшебном лесу. (звучит аудиозапись “вьюга”).

Вьюга старая, седая,
с ледяной клюкой
Вьюга ковыляет
Бабою Ягой:
з-з-з-з,
Стонут дубы (низким голосом)
м-м-м-м-м
Стонут березы (высоким голосом)
м-м-м-м-м
Шумят сосны и ели:
ш-ш-ш-ш-ш
Стихает вьюга:
с-с-с-с-с

Логопед: Давайте оглядимся вокруг. Посмотрите, мы оказались в зимнем лесу. Снег повалил все гуще и гуще, накрыл землю как покрывалом.

Логопед: включает зеркальный шар, имитирующий снегопад.

– Давайте поиграем, вы будете снежинками. Игра Снежинки. (дети, кружась, идут к сухому бассейну) .

– Посмотрите, какие кучи снега навалило, как они называются, помните? Правильно, сугробы. Давайте прыгнем в снег (сухой бассейн), поваляемся там. Ах, как много снега.

Логопед: – Ребята, скажите, какой бывает снег?

Ответы детей: холодный, белый, пушистый, мягкий мокрый, и т.д..

Логопед: А. сейчас мы с белочкой отправимся по снежной тропинке и скажем, а что делает снег (кружиться, летит, падает, скрипит, хрустит, блестит, липнет, тает, лежит, идет).

Логопед: Вот мы и пришли, посмотрите как много на полянке следов. Как вы думаете, чьи это следы?

Ответы детей: волка, лисы, медведя, зайца и т.д.

Игра “Изобрази следы животных”

– Давайте мы попробуем изобразить звериные следы (3 пальчика – маленькие, заячьи следы; 4 пальчика – лисьи следы; 5 пальчиков – волчьи следы)

Дети изображают звериные следы в песочнице.

– Ах, посмотрите, какое волшебное дерево у нас засветилась. Белочка приглашает нас посмотреть на огонечки: если огоньки побегут быстро, то мы говорим быстро, если медленно то – то и мы говорим медленно.

“Белка скачет, белка скачет.

Словно серый мягкий мячик…”

Физминутка:

На поляночке лесной
Собрались мы все гурьбой.
По сугробам мы идем
Друг за дружкою гуськом:
хруп – хруп – хруп – хруп.
Лисичка серая шагает
Хвостом дорогу заметает:
свиши – свиши – свиши – свиши.
На снегу петляет зайка.
Белый зайка попрыгайка:
типи – типи топ, типи – типии.
По сугробам мчится волк.
Серый волк зубами щелк: сквелч, сквелч, сквелч,
А в берлоге сопит мишка.
Серый мишка наш топтыжка:
сап – сап – сап –сап.
По снежку пойдём гулять,
И детишек выручать:
топ – топ–топ – топ.

– А вот мы и добрались до дерева, где живет наша белочка. Дети белочка очень обрадовались, что вы нашли её домик.

– Вот мы и погуляли в лесу. Замерзли? Пойдем греться, нас с собой приглашает белочка. О, у нас уже горит камин. Он освещает и греет всю комнату. Сядем возле него на коврик, будем смотреть на пламя. Какой золотистый, горячий огонь. Тепло вам? Давайте слушать музыку. Много лет назад композитор П. И. Чайковский решил рассказать о зимнем месяце (январе) и написал пьесу, которую назвал “У камелька”. Камелек — это и есть камин, очаг. (Прослушивание музыки)

Итог занятия:

– Понравилось вам наше зимнее путешествие? Что мы делали? Валялись в снегу, играли в снежки, гуляли по лесу, говорили о животных, грелись у огня и слушали музыку.

– А сейчас белочка прощается с вами. Ей очень понравилось, как вы занимались, рассказывали, отвечали на вопросы, и она хочет подарить вам орешки, которые она собрала в лесу.

Учитель-логопед
Федотова Ирина Владимировна

Конспект «Путешествие в зимний лес» (вторая младшая группа)

Елена Мочалова
Конспект «Путешествие в зимний лес» (вторая младшая группа)

Конспект образовательной деятельности

во второй младшей группе «Путешествие в зимний лес»

Цель: закрепление представлений о зиме, о жизни диких животных зимой.

1. Развивать речевое внимание, связную речь, умение поддерживать беседу.

2. Развивать общую и мелкую моторику.

3. Способствовать развитию логического мышления, творческого

1. Побуждать детей к игровому и речевому взаимодействию.

2. Активизировать предметный, глагольный словарь по теме “Зима”, «Дикие животные».

3. Расширять знания об особенностях зимней природы

4. Совершенствовать умение использовать ватные палочки в процессе рисования.

1. Воспитывать умение проявлять заботу о животных и птицах.

2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

3. Воспитание умения слушать воспитателя и сверстников

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы, наблюдения в природе

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, круги Луллия, ватные палочки, изображения диких животных зимой, белая гуашь.

Ход занятия

1.Воспитатель: Проходите, дети, поздоровайтесь с гостями.

Воспитатель: Сделаем круг, повернёмся друг к другу лицом и улыбнёмся.

(дети встают в круг)

Дети: Вот мы руки развели, словно удивились.

И друг другу до земли низко поклонились!

Ниже, ниже – поклонись, встань и улыбнись!

Воспитатель: Какие у вас добрые лица! Какие вы все красивые! Какие вы все веселые! Давайте подарим свои улыбки нашим гостям. Ребята, нам на компьютер пришло электронное письмо. Посмотрите, кто его прислал. Это добрый старичок Лесовичок. (Слайд 2). Он живет в лесу, занимается лесным порядком и охраняет зверей. Давайте прочитаем, что же он написал?

Лесовик: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Здравствуй, Лесовик!

Лесовик: Ребята, помогите мне, пожалуйста! Закрыл я дверь на замок, никак ключ не могу найти и выйти из дома, а без меня порядка в лесу не будет!

Воспитатель: Поможем ему?

Воспитатель: Конечно, мы тебе поможем! Отправляемся в путь!

Лесовик: Для начала я вас проверю! Ответьте на мои вопросы!

Воспитатель: Готовы, ребята?

Д/И «Что я знаю о зиме?» (Слайд 3)

Пришла холодная … (зима)

Часто идет… (снег)

Деревья стоят… (голые, без листьев)

Реки покрываются… (льдом)

Люди одеваются (тепло)

Воспитатель: молодцы все верно ответили. Чтобы в лесу не замерзнуть и не заболеть, одеваемся как?

Тактильная игра массаж «Собираемся на прогулку (Слайд 4)

С помощью имитации надеваем штаны, брюки, носки (легкое поглаживание ног);

надеваем кофты (поглаживание рук, живота);

обуваем валенки (поглаживание ног от пальцев до колена);

надеваем шапки (поглаживание головы, легкий массаж, имитация завязывания);

застегиваем пуговицы на пуховиках (точечные движения от шеи до живота, завязываем шарфы, надеваем варежки! (поглаживание ладоней рук)

Ну, что ж отправляемся в путь!

(Звучит музыкальный фон) (Слайд 5)

Мы шагаем по сугробам (дети идут друг за другом высоко поднимая ноги)

По сугробам крутолобым

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Мы пришли в зимний лес.

Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками)

Воспитатель: Ребята, мы с вами оказались в зимнем лесу. Посмотрите, как он красив. Посмотрите вокруг (дети описывают увиденные картины) (Слайд 5)

Похоже, ночью в лесу была сильная вьюга. Давайте покажем как она дула

Дыхательная гимнастика «Вьюга»

Вдох носом, пауза, на выдохе произносим [у] от тихого звучания к громкому

Как и в любом лесу, здесь тоже живут разные животные. А какие, вам предстоит угадать. Послушайте загадки (Слайд 6):

1) Он любит морковку

И прыгает ловко,

Портит в огороде грядки,

Убегает без оглядки? (Заяц)

Какая у зайца шубка зимой? (белая)

А где живет заяц? (под кустом, в зарослях)

Давайте и мы попрыгаем как зайчики.

2) От осени и до весны

Видит красочные сны.

За едой кто не встает,

Только лапу всё сосет. (Медведь)

Опишите, какой медведь? (большой, сильный, косолапый)

Что делает медведь зимой (спит)

Как называется дом медведя? (берлога)

Давайте походим как мишки.

3) Ой и хитрая плутовка,

Кто это?Д: Лисица.

Какая у лисы шубка зимой?

Как называется домик лисы? (нора)

Давайте повиляем хвостиками как лисички

4) Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.Д: Белка!

Какая у белки шубка зимой?

Какого цвета? Как называется домик белки?

(Звук вьюги) (Слайд 7)

Что-то ветер опять поднялся, и холодно стало в лесу, давайте согреемся ребята.

Динамическая пауза. (Слайд 7)

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки:

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

/Дети стоят в кругу и хлопают в ладоши.

Ножки мы погреем,

Мы потопаем скорее:

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

/Стоя в кругу, дети топают попеременно то одной, то другой ногой.

Рукавицы мы надели,

Не боимся мы метели:

/Дети прыгают на двух ногах.

Мы с морозом подружились,

/Дети кружатся и «разлетаются» в разные стороны.

Ну что согрелись? (ДА)

А вьюга так сильно дула, что звери лесные не могут попасть в свои дома. Нужно им помочь.

Работа с кругами Луллия (Слайд 7, кнопка 2)

Посмотрите, это волшебные круги. Подходите сюда, посмотрите внимательно на картинки. На одном круге нарисованы животные, какие? (белка, медведь, лиса, заяц)

На втором круге нарисованы их зимние домики.

Воспитатель: Как называется домик медведя? (берлога)

Как называется домик лисы? (нора)

Как называется домик белки? (дупло).

А где же зайчик живет? (под кустиком)

Только видите и здесь все домики перепутались. Давайте покажем животным, кто, где живет.

Посмотрите ребята, вот и домик Лесовика, а на двери большой замок висит.

Нужно его открыть! Мы с вами знаем, как замочки открывать.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог?

Потянули – и открыли!

Молодцы. Вот и Лесовик. Он очень вам благодарен. На память о нашем путешествии он приготовил для нас картину «Зимнее дерево». Только мне кажется, что то он забыл нарисовать.

Воспитатель: Давайте поможем картину дорисовать. Лесовик приготовил для нас ватные палочки. Давайте с их помощью и укроем наше дерево снегом.

Рисование ватными палочками «Зимнее дерево» (слайд 7, кнопка 2.)

Ах, какие молодцы. Пора нам ребята возвращаться в сад. А Лесовик приготовил для нас вкусные подарки.

(Слайд 7) (звуки снега под ногами, кнопка 3)

Тропка змейкой под ногами,

Мы домой вернемся с вами

Вот мы и вернулись в детский сад.

Понравилось вам наше путешествие? Кого мы встретили? Как мы помогли животным? Что вам особенно понравилось?

Прикреплённые файлы:
prezentacija1_qgm0h.pptx | 19874,25 Кб

«Зимний лес». Аппликация из ватных дисков (вторая младшая группа) Аппликация “Зимний лес[/u] “Аппликация из ватных дисков-очень интересный и доступный вид детского творчества. С помощью этого простого материала.

Коллективная работа «Зимний лес» (первая младшая группа) Вот и пришла зима, скоро наступит Новый год. Очень хочется поддержать это праздничное настроение. Мы с ребятами решили создать сказочную.

Конспект НОД по ФЦКМ «Путешествие в зимний лес» (младшая группа) Конспект НОД по формированию целостной картины мира (младший дошкольный возраст) Тема: «Путешествие в зимний лес» Реализация содержания.

Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром «Путешествие в зимний лес» (вторая младшая группа) Кoнcпeкт нeпpepывнoй oбpaзoвaтeльнoй дeятeльнocти пo oзнaкoмлeнию c oкpужaющим миpoм c иcпoльзoвaниeм тeхнoлoгии ИКТ, здopoвьe-cбepeгaющeй.

Конспект НОД «Путешествие в лес» (вторая младшая группа) НОД “Путешествие в лес” (2 мл. группа) Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, ознакомление с.

Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие в сказочный лес» (вторая младшая группа) Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное.

Мастер-класс «Путешествие в зимний сказочный лес» (вторая младшая группа) «Путешествие в зимний сказочный лес»Цели:• Пробудить интерес к исследованию окружающего мира • Формировать представление о цвете, как средстве.

Сценарий «Путешествие в весенний лес» вторая младшая группа Сценарий ВЕСЕННЕГО ПРАЗДНИКА 2 мл. группа (зал оформлен как цветочная полянка) Дети вбегают в зал, встают у центральной стены полукругом.

Сценарий развлечения «Путешествие в весенний лес». Вторая младшая группа. Сценарий развлечения «Путешествие в весенний лес» Вторая младшая группа Воспитатель МБДОУ № 29 «Василек» Борзяк Ильгамия Валиевна. Цель:.

Занятие ИЗО «Волшебный лес». Вторая младшая группа. Конспект НОД ИЗО «Волшебный лес» Интеграция образовательных областей: «Познание»; «Коммуникация»; «Музыка»; «Социализация», «Безопасность».

Конспект совместного развивающе-спортивного занятия для детей младшей группы и родителей «Путешествие в зимнюю сказку»

Задачи:

1. Помочь родителям и детям сблизиться в ходе совместной развивающе-спортивной деятельности.

2. Способствовать расширению у родителей диапазона вербального и невербального общения с ребенком, умению быстро устанавливать эмоционально-тактильный контакт с ним, а также искренне и открыто выражать свои чувства.

3. Способствовать развитию у родителей и детей умения работать в команде, чувствовать партнера для успеха в совместной двигательной и интеллектуальной деятельности.

4. Способствовать расширению у детей двигательного и игрового опыта, развивая функциональные системы, координацию движений, ориентировку в пространстве, ловкость, выносливость.

5. Помочь детям научиться различать цвета, развить тактильную чувствительность.

Используемые материалы: гимнастическая скамейка, канат, 4 обруча, мячи разного цвета и размера, массажные мячи, картинки с изображением лесных животных, мешочки с различными наполнителями, картинки с изображениями соответствующих наполнителей.

ХОД ДОСУГА.

Водная часть

Воспитатель приглашает детей вместе с родителями в зал и просит построиться парами в шеренгу.

Воспитатель : Дорогие ребята и родители!

Сегодня у нас будет необычный досуг, мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в зимнюю сказку!

Дружно за руки возьмитесь,

Друг за другом становитесь.

Основная часть

Воспитатель ведёт всех за собой.

— Смотрите-ка! У нас на пути поваленное дерево (гимнастическая скамейка), давайте пройдем по нему?

Ребенок идет, а взрослый держит его за руку, затем взрослым помогает ребёнку перешагнуть снежные сугробы (подушки), пройти по узкой тропинке (канат), и перепрыгнуть с льдинки на льдинку (обручи).

Вы не замерзли, в пути? Тогда давайте продолжим наше путешествие! Но вот тропинка стала совсем узкая, и чтобы нам пройти дальше, вам нужно будет встать спиной к своим взрослым спутникам и поставить свои ножки на их ножки.

Взрослый прижимает ребенка к себе, и они идут таким образом вместе (совместная ходьба).

Вот мы с вами и дошли до лесной полянки, давайте позовем солнышко, что бы нам стало теплее и веселее:

Выйдут детки погулять,

Выйдут детки поиграть

Все вместе повторяют стишок еще раз.

Воспитатель : Смотрите, вот и солнышко вышло и нам стало теплее. Ребята, какое у вас настроение? Давайте улыбнемся друг другу и обнимемся.

Все обнимаются и улыбаются.

Смотрите, ребята! На нашей полянке волчонок, но он выглядит грустным, давайте попробуем его развеселить?

Дети спрашивают у волчонка что случилось. Волчонок говорит, что ему скучно и не с кем поиграть. Тогда родители подсказывают детям пригласить волчонка поиграть вместе с ними.

Игра 1

«Дружные ножки»

Дети и родители показывают “волку”, какие они дружные. Взрослый сидит на полу, вытянув ноги вперед, руки в упоре сзади. Ребенок сидит на его ногах, опершись спиной на грудь взрослого. Оба партнера поочередно поднимают то обе правые ноги, то обе левые.

Игра 2

«Поймай озорной мяч»

Воспитатель и “волк” достают 3 корзины с разными по цвету и по величине мячами и высыпают их на пол. Воспитатель предлагает детям поймать все мячи. Дети и родители бегут за мячами. Когда все мячи собраны, воспитатель и волк просят детей найти, у кого самый большой, а у кого самый маленький. Родители помогают детям сравнить мячи и выбирают самый большой и самый маленький. Затем воспитатель спрашивает, какого цвета мячи. Родители подсказывают детям цвета, и они их называют. Волк просит сложить красные мячи в одну корзину, синие в другую и жёлтые в третью. Родители помогают детям положить мячи в правильную корзину, повторяя цвета.

Для последующих игр воспитатель и “волк” предлагают родителям и детям сесть в кружок.

Игра 3

«Кто где живет»

Посередине круга лежит зелёное покрывало с синим листом, и воспитатель предлагает представить, что это лес и водоём. Затем “волк” достаёт картинки с изображениями животных и спрашивает детей какие звуки издают эти животные и где они живут, угадав дети берут картинку и помещают её либо в “лес”, либо в “озеро”.

Игра 4

«Загадочные мешочки»

В центр круга кладутся заранее приготовленные картинки с изображением риса, пуговиц, сахара, бусинок, фасоли и т.д. Воспитатель по очереди даёт парам из родителей с детей по мешочку, наполненному предметами, соответствующими предметам на картинках. Первая пара на ощупь пытается угадать что же в мешочке, перед тем как положить мешочек на картинку с изображением соответствующего наполнителя они предлагают остальным пощупать мешочек. Следующая пара получает мешочек с другим наполнителем и так далее. Мешочков должно хватить на каждую пару.

Заключительная часть

Воспитатель: — Мы много путешествовали и играли, а теперь пришло время отдохнуть.

Воспитатель предлагает детям взять массажные мячи и погладить мячиком спинку маме или папе, а затем поменяться местами.

Воспитатель: Очень хорошо в сказочном лесу, но нам пора возвращаться в детский сад. Мы выходим из леса и идем до нашего сада большой, широкой дорогой.

Дети и родители берутся за руки и под музыку идут по залу.

Вот мы с вами и пришли в наш детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Давайте обнимем наших детей, они сегодня были молодцы!

Автор: Поцепаева Светлана Алексеевна, воспитатель первой младшей группы детского сада №25
г. Кимры, Тверская область, Российская Федерация.

Статья размещена в авторской редакции

Конспект занятия «Путешествие в зимний лес» в младшей группе

Светлана Филатова
Конспект занятия «Путешествие в зимний лес» в младшей группе

КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА (ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ).

Автор занятия: воспитатель младшей группы Филатова С. Е.

Тема занятия: «Путешествие в зимний лес».

Возрастная группа: младший дошкольный возраст 2-3 года.

Тип занятия: закрепляющее.

Вид занятия: интегрированное.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Расширить знания детей об обитателях леса, особенностях их жизни зимой.

Формировать умение различать форму предметов.

Учить детей отгадывать животное по описанию. Находить картинку с изображением заданного животного.

Упражнять в умении согласовывать слова и движения.

Продолжить знакомить детей с характерными особенностями времени года.

Закреплять порядок одевания на улицу в зимний период.

Развивать внимание, слуховое и зрительное сосредоточение, умение слушать друг друга.

Развивать мышление, мелкую и общую моторику.

Воспитывать у детей интерес к жизни леса и его обитателей, бережное отношение ко всему живому;

Заложить у детей основы экологического воспитания.

Методы: словесные, наглядные, игровые, практический.

Формы организации детей: фронтальные, индивидуальная работа.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, беседы о жизни диких и домашних животных, составление описательных рассказов, подвижные игры, отгадывание загадок о животных.

Куклы- рукавички: медведь, лиса, заяц, еж, белка;

Силуэтные изображения ежей без колючек, прищепки;

Емкость с крупой, орехи;

Картинки с изображением животных без хвостов, вырезанные хвосты этих животных;

Картинка-фон зимнего леса с берлогой, силуэтные изображения медведя, зайца, белки;

Аудиозаписи: «Зайка прыгал», “Мы шагаем”.

Ход занятия:

Игровая ситуация «Одевайся потеплее»

-Ребята, кто помнит, какое сейчас время года? А вы были зимой в лесу, зимой в лесу интересно. Хотите мы с вами отправимся в путешествие?

Но прежде чем отправляться в зимний лес нам нужно тепло одеться.

Одевайся потеплее, свитер надевай скорее.

Брюки, куртку, а на ножки надеваем мы сапожки.

А на ручки рукавички, две красивые сестрички.

Шапку, шарфик завязали!

Ну пора нам детки в путь!

Мы теперь тепло одеты

Не страшны нам снег и ветер!

Воспитатель: Ребятки, идём за мной по тропинке, перешагиваем через сугробы.

Звучит аудиозапись: “Мы шагаем по сугробам “.

Воспитатель: Вот мы и пришли в лес.

Здравствуй, лес, полный сказок и чудес.

Кто в глуши твоей таится: что за зверь, какая птица?

Всё открой не утаи, ты не видишь- мы свои.

-Ребята, посмотрите, кто это нас встречает? Правильно, это белка.

Воспитатель надевает на руку куклу-рукавичку «Белка».

Я белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок.

Но зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь.

Всю осень дупло утепляла,

Пуха, соломки туда натаскала.

К зиме готовила запас: грибы, ягоды.

Чтоб зимой не голодать. Где ж еду в мороз достать?

Воспитатель: Ребята, давайте поможем белочке, соберём ей орехов на зиму.

Упражнение «Найди орехи»

Дети ищут орехи руками в емкости с крупой и складывают в корзиночку.

Белка: Спасибо, ребятки, что помогли мне запасти орехов на зиму.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за зверёк выглядывает из норки? Правильно, это ёжик, мы, наверно помешали ему спать.

Воспитатель надевает на руку куклу-рукавичку «Ёж».

Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору.

С лета жир свой копил, много ел и много пил.

Мне зимой одна работа – крепко спать и весны ждать!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что-то с нашим ёжиком не так, чего-то у него не хватает? Правильно, иголок.

Игра с прищепками «Колючий еж»

Дети прикрепляют прищепки-колючки к силуэтному изображению ежа.

Воспитатель: Ну вот, теперь ёжик может спокойно спать.

Давайте отойдём и не будем ему мешать.

Ой, ребятки,посмотрите, здесь за ёлочкой кто-то притаился. Кто же это? Правильно, зайчик.

Воспитатель надевает на руку куклу-рукавичку «Заяц».

Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.

К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.

Под кусточком я присяду, спрячусь под сосной.

Не увидит, не узнает зверь меня лесной!

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам вместе с зайчиком немножко размяться, чтобы не замёрзнуть в зимнем лесу. Выходите на полянку.

Музыкально-динамическая пауза «Зайка прыгал» (аудиозапись)

Дети двигаются соответственно тексту песни.

Воспитатель незаметно надевает на руку куклу-рукавичку «Лиса».

Я зимы не боюсь, в шубу теплую ряжусь.

Хвост красивый какой – мне он нравится самой!

А зайчишек я люблю и сейчас их догоню.

Дети убегают на стульчики.

Воспитатель: Ребятки, какие вы молодцы, всех зверей узнали, всем рады помочь. А я, когда собиралась в лес, взяла с собой корзинку с угощениями для лесных друзей, но совсем забыла, что они любят? Вы мне поможете разобраться?

Дидактическая игра «Кто что любит?

Воспитатель: ВОТ КАКИЕ ВЫ МОЛОДЦЫ! ТЕПЕРЬ МЫ СПОКОЙНО МОЖЕМ ВОЗВРАЩАТЬСЯ В ДЕТСКИЙ САД. Идём ТИХО,ПОТОМУ ЧТО:

Под корягой в буреломе

Спит медведь, как будто в доме.

Положил он лапу в рот

И, как маленький сосёт.

Ребята, а вы можете показать на картинке, где спит мишка зимой? А кто притаился на дереве? Кто сидит под ёлкой?

Упражнение «Зима в лесу»

Дети накладывают на картинку-фон изображение медведя, зайца, белки.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в зимний лес. Ребята, вам понравилось? Давайте вспомним, кого же мы там встретили? Что делают медведь и ёжик зимой? Что запасает белка на зиму?

Но, посмотрите, что это стоит под ёлочкой? Да это же корзинка с орешками, наверно белочка нам оставила в благодарность за то, что мы ей помогли. Давайте возьмём орешки и будем возвращаться в детский сад. Но, сначала,надо попрощаться с лесом:

Лес дремучий, до свиданья,

Мы дружить с тобою рады.

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Под музыку “Мы шагаем ” дети возвращаются обратно.

Конспект доминантной МОД по музыкально-ритмическим движениям «Путешествие в зимний лес» во второй младшей группе Конспект доминантной МОД по [музыкально– ритмическим движениям во II младшей группе «Путешествие в зимний лес» в соответствии с ФГОС. Цель:.

Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ «Путешествие в зимний лес» в средней группе Конспект интегрированого занятия с использованием информационно-коммуникативной технологией (средняя группа) на тему: «Путешествие в зимний.

Конспект НОД по сенсорике «Путешествие в зимний лес» в первой младшей группе Конспект НОД по сенсорике в первой младшей группе Тема: «Путешествие в зимний лес» Химочкина Н. В. Конспект НОД по сенсорике в первой младшей.

Конспект ООД по познавательному развитию и игровая ситуация «Путешествие в зимний лес» во второй младшей группе Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное.

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в зимний лес» во второй младшей группе Конспект организованной образовательной деятельности Тема: «Путешествие в зимний лес» (вторая младшая группа) Цель: закрепление представлений.

Конспект открытого занятия в старшей группе по ФЭМП «Путешествие в зимний лес» Открытое занятие по фэмп в старшей группе “Путешествие в зимний лес” Цель: Знакомство с цифрой 9 и количественным составом числа 5. Задачи:.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Путешествие в зимний лес» Конспект организованной образовательной деятельности (интегрированное занятия) с детьми второй младшей группы Образовательная область: речевое.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе с использованием элементов ТРИЗ «Путешествие в зимний лес» Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, «Коммуникация», «Художественное творчество» (нетрадиционное.

Конспект познавательного занятия по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе «Путешествие в зимний лес» Цель: Обобщить знания детей по теме: «Зима» Программное содержание: Образовательные задачи: способствовать углублению и обобщению знаний.

Конспект занятия «Путешествие в зимний лес» во второй младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27 города Ельца» Конспект образовательной деятельности.

Читайте также:  Конспект внеклассного мероприятия: В волшебной стране слов
Ссылка на основную публикацию