Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе по теме “Сердце для счастья”

Цель: воспитание и усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, любви и уважения к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Задачи:

  • Обучающие:
    • формировать углубленные знания о своей семье;
    • вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;
    • активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье (красивая, ласковая, нежная, добрая, трудолюбивая, седая, старенькая, строгий, сильный, смелый, храбрый, мудрый, семья);
    • продолжать формировать умение вести диалог.
  • Развивающие:
    • развитие речи, логического мышления, наглядно-образного восприятия, познавательной активности;
    • развивать диалогическую речь;
    • закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе (нежная мама, смелый папа и т.д.);
    • закреплять знания о родственных связях слов (семья, семейный, семьянин; дом, домик, домашний );
    • развивать понимание логико-грамматических конструкций; изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление;
    • учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами ( мамочка, братик, сестричка и т.д.);
  • Воспитательные:
    • воспитывать любовь к семье, родному дому, уважительное отношение друг к другу, умение слушать друг друга, желание высказывать свои чувства близким людям,
    • воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Методы:

  • словесный (художественное слово – стихи Т. Нужиной «Есть чудо в природе», Т.Травника «Две бабушки, два дедушка», О.Ковалевой «Семья – это важно», диалог, вопросы, объяснение, обращение к опыту ребенка (составление генеалогического древа, рассматривание семейных альбомов,);
  • наглядный (демонстрационный – высказывание Л.Н.Толстого, китайского философа Конфуция, толковые словари С.Ожегова, Д.Н. Ушакова, рассматривание слайдов – «семья», «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «брат», «сестра».
  • игровой (словесная игра, воображаемая ситуация (создание «дома счастья» для «сердца семьи», дидактические игры «Расскажи о близких людях», «Вежливые слова», « Кто кем приходится», сюрпризный момент с микрофоном – «волшебный» голос );
  • практический (самостоятельная деятельность детей: наполнение «сердца» качествами – здоровьем, радостью, добротой, дружбой; создание «дома счастья» из кирпичиков – «понимание», «уважение», «труд», «веселье»; показ способа действия, физминутка «Дом», пение песни «Нам песня строить и жить помогает»)

Приемы:

  • организации детей на занятии подгрупповой, индивидуальной;
  • активизация умственной активности детей (вопросы, побуждающие познавательную активность, проблемные ситуации)
  • обучения (словесный образец педагога; обогащение и активизация словарного запаса; смена деятельности детей; оптимальное использование наглядного и демонстрационного материала, ТСО)

Материалы и оборудование:

  • высказывание Л. Н. Толстого;
  • высказывание китайского философа Конфуция;
  • компьютер, проектор, экран , магнитофон, микрофон,
  • макет «чудо-сердца»;
  • маленькие сердечки с надписями : «здоровье», «радость», «доброта», «дружба»;
  • кирпичики для постройки дома счастья с надписями: «понимание», «уважение», «труд», «веселье»;
  • крыша с надписью «любовь»;
  • маленькие сердечки по количеству детей для поощрения в конце занятия;
  • музыкальное сопровождение: свадебный марш Мендельсона; музыка: И. Дунаевского, слова: В. Лебедева-Кумача«Нам песня строить и жить помогает»; музыка-релакс для создания эмоционального настроя.

Предварительная работа: чтение определения слова «семья» в известных толковых словаряхрусского языка С. И. Ожегова, В.И. Даля, и Ушакова.
рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; создание генеалогического древа семьи, рассказы детей о членах своей семьи; рисование «Моя семья», «Мой дом»; разучивание индивидуальных стихов; чтение художественной литературы Т. Агибалова « В семейном кругу», А. Шилов «Что может быть семьи дороже?», О. Бундур «Семья»; рассказы А.Куприна «Бедный принц», И. Бунина «Снежный бык»

Л. Н. Толстой говорил: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Организационный момент

Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

– Сегодня на нашем занятии мы поговорим о самом дорогом, что есть у каждого человека – о семье и о родном доме.

(Звучит свадебный марш Мендельсона.)

– Под звуки этой музыки скрепляли свой союз ваши мамы и папы. Этот момент считается днём рождения вашей семьи.
– Вслушайтесь в слово «семья». Скажите, пожалуйста, о чем может говорить нам это слово? (Ответы: когда все вместе, когда все счастливы, когда много людей и т.д.)
– А что написано о семье в словаре Ожегова? (Чтение определения семьи в словаре).

– А теперь скажите мне, зачем человеку семья? (Жить вместе, помогать друг другу, чтобы были дети, защищать, заботиться друг о друге и т.д.)
– Какой должна быть семья? Что семью скрепляет? (Дружной, трудолюбивой, уважать друг друга, любить друг друга, понимать и т. д.)
(Рассуждения детей, ответы должны быть полными).
– Посмотрите, сколько много причин мы назвали для чего нужна семья.
– Давайте вспомним и расскажем стихи о семье.

Дети читают стихи:

Есть чудо в природе,
Поверьте друзья,
И знают в народе,
Что это – семья.

Две бабушки, два дедушки,
Родители и я –
Вот так и получается
Обычная семья.

Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Дидактическая игра «Расскажи о близких людях»

– А какие же они, родные и дорогие нам люди? Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Показывается слайд – мама
Мама (какая?) – добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная…
Слайд – папа
Папа (какой?) – строгий, умный, сильный…
Слайд – бабушка
Бабушка (какая?) – старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая…
Слайд – дедушка
Дедушка (какой?) – старый, мудрый, седой…
Слайд – сестра
Сестра (какая?) – весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая…
Слайд – брат
Брат (какой?) – сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный…

Дидактическая игра «Кто кем приходится»

– А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

  • Мальчик для папы и мамы кто?
  • Мальчик для дедушки и бабушки?
  • Девочка для папы и мамы?
  • Девочка для дедушки и бабушки?
  • Папа для дедушки и бабушки?

– Молодцы!
– Ребята вы верите в чудеса? (Ответы детей.)

– Я предлагаю вам увидеть чудо.

Звучит «сказочная музыка», используя микрофон для создания эффекта волшебства, я произношу:

Если в чудо веришь,
Мы о нём расскажем.
Если в чудо веришь,
Мы его покажем.
Чудеса повсюду есть –
Их не перечесть,
Но для вас особое
Чудо из Чудес!

Открывается занавес, перед детьми стоит макет «Чудо-Сердце»

– Когда всё хорошо, сердце семьи бьётся спокойно. Какими чувствами наполнено такое сердце? Как вы думаете?

Ответы детей, нахождение и составление сердца из моделей:

Здоровье

Хорошо здоровым быть!
Красоте дивясь природной.
Вот тогда начнете жить!
Здорово здоровым быть.

Радость

Радость – это свет в окошке,
Радость – ягоды в лукошке,
Радость – тысяча улыбок,
Радость – стая мелких рыбок.
Радость в сердце жить должна.
Очень нам она нужна.

Доброта

Доброта непременно спасает весь мир
Помогает расти всем на свете
Чтобы людям гармонию, мир обрести
В свое сердце добро ты впусти.

Дружба

– О дружбе есть прекрасная пословица: «Друг за друга держаться, ничего не бояться».
– Как вы понимаете эту пословицу? (Ответ: если быть дружными, то никакая беда не страшна; быть вместе.)
– Наше сердце наполнено такими важными нужными чувствами-качествами! И, конечно, сердцу нужен дом, в котором оно будет счастливо.

Физминутка «Дом»

«Мы построим дом большой, – руки вверх
Будут стены, будет крыша, – показывают стены и крышу, руками
Будем счастливы мы в нем. – обнимаем себя
Станем в гости мы ходить, – ходьба на месте
Будем всех мы вас любить. – руки вытягиваем вперёд
Приходите в гости к нам, – руки вперёд и к себе
Будем рады всем друзьям». – улыбаемся и машем.

– Сегодня мы с вами станем строителями и будем строить дом, в котором будет жить сердце семьи – это дом счастья.

– Существует легенда об удивительной семье. Семья эта состояла из ста человек и в ней царили мир и согласие. Молва об этом долетела до правителя страны. И он решил посетить эту семью. Когда он убедился, что всё это правда, он спросил старца: «Как вам удаётся жить не обижая друг друга?». Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот прочитал и удивился. Сто раз было написано слово «понимание».

Дети находят и ставят кирпичик «Понимание».

Вопрос: а что же такое уважение? (Ответ: помогать старшим, слушаться, вежливо обращаться друг другу.)

Дидактическая игра «Вежливые слова»

Каждый ребёнок наполняет шкатулку вежливым словом.

– Молодцы, как много вы знаете вежливых слов. Никогда не забывайте их использовать в общении с людьми.
– Вы говорили, что семья должна быть трудолюбивой, значит, нам нужен кирпичик «труда».

Ставится кирпичик «труд»

– А когда работа спорится? (Когда весело, когда поем песню)

Звучит отрывок из песни: (воспитатель поет вместе с детьми)

Нам песня строить и жить помогает,
Она, как друг, и зовет, и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет.

И крышей нашего дома будет «любовь».

Любви всегда везде есть место!
С ней никогда не будет тесно!
Любовь людей соединяет,
Руками нежно обнимает
И молодых и стариков,
Всем на земле даёт свой кров.

– Молодцы! Вы наполнили сердце семьи чудесными чувствами, построили для него дом счастья!

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!

– Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Дети называют все качества: Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь и т.д.).
– А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас).
– И как сказалкитайский мыслитель и философ Конфуций: «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство. И держится оно на любви и детях».

Здесь дети играют,
Тепло и уют.
Здесь в жизнь провожают,
Но прежде – дают.
Семья это – дети,
И пусть на планете,
И в памяти сердца и в детских очах,
Всегда остается
Доброе солнце,
Светлая нежность – семейный очаг!

Итог занятия

– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Читайте также:  Звуковые зрительные символы в работе с детьми 4-5 лет, имеющих различные нарушения речи

– Дети, понравилось вам наше занятие? Что вам больше всего запомнилось? Мне тоже понравилось с вами заниматься, вы так много знаете о своих семьях, как заботится о них, беречь их, умеете рассказывать стихи, дружно играть. Я хочу подарить вам по маленькому сердечку, на память о сегодняшнем занятии.

– Молодцы! Спасибо вам!

Литература:

  1. Программа «Воспитание маленького волжанина» научный руководитель – Е.С. Евдокимова.
  2. «Говорим правильно» О.С. Гамзяк.
  3. Толковые словари С.И.Ожегова, В.И. Даля и Ушакова.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Цель: Расширять представление детей о разнообразии женских профессий,

их названии и роде деятельности.

Задачи.

Образовательные:

1. Расширять и закреплять представления детей о женских профессиях,

умении узнавать и называть профессии по атрибутам и перечню

2. Обогащать и расширять активный словарь детей.

Развивающие:

3. Развивать умение составлять описательный рассказ по теме, используя

4. Способствовать развитию самостоятельности в составлении загадки

( по методу Нестеренко).

5. Развивать эмоциональную сферу детей посредством психогимнастики.

6. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

7. Формировать коммуникативные умения.

8. Воспитывать уважение и доброе отношение к людям разных профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_i_razvitiyu_rechi.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и

Группа: подготовительная к школе.

Речевой диагноз: заикание.

Тема: ” мамы разные нужны, мамы разные важны”

Цель: Расширять представление детей о разнообразии женских профессий,

их названии и роде деятельности.

1. Расширять и закреплять представления детей о женских профессиях,

умении узнавать и называть профессии по атрибутам и перечню

2. Обогащать и расширять активный словарь детей.

3. Развивать умение составлять описательный рассказ по теме, используя

4. Способствовать развитию самостоятельности в составлении загадки

( по методу Нестеренко).

5. Развивать эмоциональную сферу детей посредством психогимнастики.

6. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

7. Формировать коммуникативные умения.

8. Воспитывать уважение и доброе отношение к людям разных профессий.

9. Формировать и закреплять навыки плавной выразительной речи,

синхронной с движениями пальцев ведущей руки на уровне

распространенного предложения, связного текста.

Чтение художественной литературы: С. Михалков “А что у вас ?”, Д. Радари “Чем пахнут ремесла”.

Познавательная беседа: “О женских профессиях”.

Рассматривание тематического альбома: “Мамы всякие нужны, мамы разные нужны”.

Экскурсия в медицинский кабинет, на кухню и прачечную детского сада.

Дидактическая игра : “Знаю все профессии”.

Сюжетно-ролевые игры: ” Парикмахерская”, “Магазин”, “Больница”.

Изготовление книги загадок о женских профессиях.

Графические схемы для составления рассказов и загадок.

Детские игры : ” Волшебный мешочек”.

Набор дидактически-наглядных картинок “Профессии”.

Раздаточный материал (на каждого ребенка) с заданием по штриховки.

Фланелегараф, диск с аудиозаписью музыкального произведения, магнитола , макет волшебного цветка, конфеты “чупа-чупс” для сюрприза.

названия: врач, учитель, воспитатель, повар, портной, парикмахер, писатель, летчик, артист, продавец, маляр, художник, медсестра и т.д.

признаки: добрый, внимательный, заботливый, ответственный, профессиональный, умелый, знающий, дисциплинированный, добросовестный.

действия: лечит, учит, воспитывает, варит, печет, шьет, стрижет, пишет, летает, продает, сочиняет, выдает, принимает, управляет, красит, рисует, сажает, фотографирует и т.д.

1. Организационный момент. (слушание стихотворения, беседа)

Дети стоят полукругом.

– Ребята, послушайте пожалуйста стихотворение:

” Мне мама приносит игрушки , конфеты,

Но маму люблю я совсем не за это.

Веселые песни она напевает,

Нам грустно вдвоем никогда не бывает.

Я ей открываю свои все секреты,

Но маму свою я люблю не за это.

Люблю свою маму, скажу я вам прямо

Ну просто за то, что она моя мама “.

– Вы, конечно, догадались о ком идет речь в стихотворении?

– Мама – это первое слово, которое произносит малыш. Пока он маленький, мама ухаживает за ним- кормит, поит, укачивает в колыбельке, напевает песенки. Мама и пожалеет, и приласкает, и наставит на правильный путь. Она бывает строгой потому, что чувствует большую ответственность за своего ребенка и желает ему добра. Мама – первый учитель и самый верный и близкий друг. Для мамы всегда хочется сделать что- то хорошие и доброе.

– Правда, ребята? А вы всегда бываете добрыми и ласковыми, послушными детьми ? Вы помогаете своим мамам ?

– А вы знаете, кем работают ваши мамы?

– А теперь внимательно послушайте меня и назовите одним словом все эти понятия: доктор, воспитатель, учитель, продавец, водитель и т.д.

– Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о профессиях.

– Изобразите мимикой, жестами и движениями людей одной из перечисленных мной профессий или покажите другую, а я попробую отгадать.

(Воспитатель отгадывает профессию, дает образцы пантомимы, если ребенок затрудняется).

– А теперь вы отгадайте, человека какой профессии я вам покажу (баянист, танцор, скрипач) (ответы детей)

Звучит аудиозапись классического произведения Вивальди.

– Ребята, присядьте на ковер, пожалуйста, расслабьтесь и послушайте как красиво звучит скрипка.

4. Ознакомление с женскими профессиями.

– Как вы считаете , сколько профессий существует на земле ? (ответы детей).

-Перечислить все профессии невозможно, конечно. Их очень много. Но мы

сегодня поговорим только о небольшой их части- о женских профессиях,

и, о профессиях ваших мам.(Дети называют профессии мам друг за другом).

-А какие женские профессии вы знаете, назовите их?

-Хорошо . А теперь поиграем в игру Он -она.( На образование существительных женского рода).

-Например: он- художник, а она -художница.( перечень см. в приложении).

– Молодцы! А знаете ли вы , что делают люди этих профессий?

(поиск соответствующих понятий).

-Например: Учительница – учит детей писать и читать.( перечень см. в прилож.).

-Есть много профессий очень похожих между собой , но все таки они отличаются друг от друга. Как вы думаете ” что общего и чем отличаются”

Учитель и воспитатель ; врач и ветеринар ;повар и кондитер.(дети сильной подгруппы отвечают).

– Отлично! А теперь отгадайте, кому что нужно для работы. Дидактическая игра ” Волшебный мешочек”(перечень предметов см. в прилож.).

“Ну-ка дайте нам продукты”(см. прилож.).

6. Составление описательного рассказа ( с опорой на графическую схему).

“Профессия моей мамы”.

-Ребята, я предлагаю вам составить рассказ о профессии вашей мамы. В этом нам поможет схема. Вот послушайте какой рассказ о маме получился у меня.( пример составления рассказа воспитателем, составление рассказов детьми).

-Какие хорошие рассказы о мамах вы составили. Из них я поняла, что вы все много знаете о своих мамах и очень их любите. Правда?( ответы детей).

-Любимым людям всегда хочется дарить подарки. А какой подарок можно подарить маме?( ответы детей).

-Любимым женщинам дарят цветы.( раздается стук в дверь).

(Пришла почтальонка и принесла посылку- обыгрывание ситуации с посылкой).(В посылке – “Волшебный цветок” на фланелеграфе.)

-Чудеса! Ребята, только мы с вами заговорили о цветах, как у нас в группе появился такой необычный цветок . А что это за записка прикреплена к нему? ( воспитатель читает записку с просьбой придумать загадку о цветах).

7. Составление загадок ( по методу Нестеренко).

– Ребята ,кто придумает свою загадку? (для детей сильной подгруппы).

8. Штриховка ” Цветок для любимой мамы”.

(задание по штриховке для сильной подгруппы – ромашка с диагональными линиями , для более слабой подгруппы – колокольчик с горизонтальными линиями).

-Волшебному цветку очень понравилось у нас в гостях. А вам , ребята, понравилось наше путешествие по профессиям?( ответы детей).

-Что вы нового узнали? Что бы ты рассказал своему другу , который не ходит к нам в детский сад?( ответы детей).

-Мы сегодня узнали много нового о женских профессиях , познакомились с профессиями ваших прекрасных мам.

– Все очень старались:

-Лучше всех отвечали на вопросы:—–

-Очень точно и выразительно показали движениями и жестами профессии:—-Аккуратно выполнили штриховку:—-

Здорово придумали загадки о цветке:—-

-И поэтому ” Волшебный цветок “приготовил вам еще один сюрприз- “Сладкие цветочки” ПРИЛОЖЕНИЕ.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи “Дикие животные”

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей подготовительного возраста с задержкой психического развития.

Лексическая тема: «Дикие животные»

Цели: Закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах; упражнять в узнавании и назывании диких животных (волк, лиса, медведь, заяц, белка, ёж, лось) и их детёнышей; учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать их с существительными.

Демонстрационный материал: Картинки с дикими животными (волк, лиса, медведь, заяц, белка, ёж, лось), их жилищами, детёнышами, предметные картинки (морковка, капуста; орехи, грибы; малина, мёд, трава; куры, зайцы).

Раздаточный материал: Картинки, на которых изображены дикие животные (волк, лиса, медведь, заяц, белка, ёж, лось), у которых не хватает хвоста (лапы, морды, уха), трафареты ежихи и ежонка, скрепки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи “Дикие животные”»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей группы компенсирующей направленности (ЗПР) подготовительного возраста.

(второй год обучения)

Лексическая тема: «Дикие животные»

Цели: Закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах; упражнять в узнавании и назывании диких животных (волк, лиса, медведь, заяц, белка, ёж, лось) и их детёнышей; учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать их с существительными.

Демонстрационный материал: Картинки с дикими животными (волк, лиса, медведь, заяц, белка, ёж, лось), их жилищами, детёнышами, предметные картинки (морковка, капуста; орехи, грибы; малина, мёд, трава; куры, зайцы).

Раздаточный материал: Картинки, на которых изображены дикие животные (волк, лиса, медведь, заяц, белка, ёж, лось), у которых не хватает хвоста (лапы, морды, уха), трафареты ежихи и ежонка, скрепки.

Игра «Узнай зверя по описанию»

– Кто это? Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц)

– Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь)

-Серый, злой, голодный. (Волк)

-Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса)

-Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка)

-Крупное животное с ветвистыми широкими рогами. (Лось)

-Полежала между ёлками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (Ёжик)

Ребята, послушайте стихотворение про диких животных:

С человеком не живут,

А живут они в лесах,

На горах, в лугах, степях.

Строят прочное жилище,

Место сбора сами ищут.

На доску выставляются картинки с дикими животными.

-Как их всех можно назвать одним словом? (Животные)

-Почему? (Тело покрыто шерстью; у них четыре лапы; туловище, морда, хвост; выкармливают детёнышей молоком и т.д.)

-Где живут эти животные? (В лесу)

-как называются? (Дикие животные)

-Почему? (Сами себе добывают пищу)

-Как называются по-другому? (Звери)

Ребята, у каждого животного есть свой дом и он имеет своё название. Давайте с вами вспомним, кто где живёт. (Отвечать мы будем полным предложением):

У лисы дом называется – нора. Лиса живет в норе.

У медведя дом – берлога. Медведь живет в берлоге.

У волка дом называется логово. Волк живет в логове.

Заяц живет под кустами.

У ежа дом называется норка. Ёж живет в норке

У белки домик – дупло. Белка живет в дупле.

Лось живет вдалеке от людей, в чаще.

Игра с мячом “Мама, папа и детёныш”

Ребята, у каждого животного есть семья. Давайте скажем, кто входит в состав семьи каждого животного.

Это семья медведей. Мама медведица, папа медведь и их детёныш медвежонок.

Это семья волков. Мама волчица, папа волк и их детёныш волчонок.

Это семья лис. Мама лиса, папа лис, детёныш лисенок.

Это семья зайцев. Мама зайчиха, папа заяц, детёныш зайчонок.

Это семья ежей. Мама ежиха, папа еж и их детёныш ежонок.

Это семья белок. Мама белка, папа белка, детёныш бельчонок.

Это семья лосей. Мама лосиха, папа лось и их детёныш лосенок.

Игра « Кто чем питается?»

На доске картинки: морковка, капуста; орехи, грибы; малина, мёд, трава; куры, зайцы. Дети ставят картинки к соответствующему зверю и говорят, например: «Заяц любит морковку, капусту» …..

Игра « Кто как передвигается?»

Заяц и белка прыгают;

Медведь ходит неуклюже;

Олень быстро бегает.

Дети имитируют движения животных.

Игра « Что не нарисовал художник?»

На картинках изображены дикие животные, у которых нет хвоста (лапы, морды, уха). Дети должны определить, что не нарисовал художник, и сказать, например: «Художник не нарисовал волчий хвост (лисьи уши, заячью лапу…..).

Игра “Кто кем раньше был”.

Взрослые животные раньше были кем? (малышами, детёнышами).

Медведь был кем? – медвежонком

Ребята, сейчас я вам буду называть слова, а одно из них лишнее. Подумайте, какое это слово и объясните почему.

– лиса, кошка, заяц, медведь, волк.

– белка, медведь, жираф, заяц, лиса.

– корова, лошадь, лиса, овца, свинья.

– медведь, ёж, белка, собака, заяц.

«Не портной, а всю жизнь ходит с иголками». Кто это?

Предложить детям внимательно посмотреть на трафарет, который можно сделать самим (ежиха и ежонок). Затем дети должны рассказать, чего не хватает. Предложить детям исправить ошибки, воспользовавшись весёлыми скрепками, подходящими по цвету и размеру.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ЗПР

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и

развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ЗПР воспитателя МБДОУ № 101 Заволжского района г. Ульяновска Тентюковой Т. А.

Тема: Дикие животные наших лесов

Пересказ рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал»

Обучать детей связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой на иллюстративный материал, отображающий последовательность событий.

Формировать действия целенаправленного восприятия и анализа текста.

Развивать навыки планирования пересказа текста (с опорой на наглядность).

Закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний.

Активизировать и обогащать словарный запас.

Упражнять в практическом употреблении притяжательных прилагательных, в образовании существительных в значении детёнышей диких животных с помощью суффиксов «-енок», «-онок», «-ата», «-ята».

Развивать фразовую речь, слуховое и зрительное внимание и память, двигательно – моторную координацию, словесно – логическое мышление, тактильное восприятие.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Демонстрационный и раздаточный материал:

Предметно – развивающая среда «Лес», игрушки дикие животные; магнитофон, диски с записью пения птиц, шума леса;

Предметные картинки с изображением медведя, ветки, белки, шишки, зайца, сороки, лося, гриба, девочки, лисы.

Игры «Чей хвост? Чья голова?», «Кто что любит?»; маски животных.

Звучит музыка «Пение птиц». Воспитатель просит детей прислушаться к звукам.

– Кто это к нам летит?

Белобокая сорока прилетела из далека.

Не сказала, где была, но зато она, ребятки,

На хвосте нам приглашение принесла.

От кого приглашение мы узнаем, если отгадаем загадки:

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Мой белый брат во льдах живёт

И рыбу ест морскую,

А я люблю пчелиный мёд

Бежит между ёлками живой клубок с иголками.

Вдруг, волк5 навстречу появился.

Клубочек вмиг остановился.

Свернулся и не видно ножек.

Ответьте, кто же это?

В курятник пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла.

Ночью воет он в лесу:

«Я ягнёнка унесу-у-у!»

В зайцах тоже знает толк

Злой, голодный, серый…

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

– Узнали, от кого приглашение? (От диких животных)

– А где можно увидеть диких животных? (В лесу)

– Предлагаю Вам отправиться в лес, но как нужно себя вести в лесу? (Не шуметь, не сорить, не кричать, не пугать зверей и птиц и т. д.)

– Предлагаю отправиться в лес.

2. Введение в тему. Подготовка к восприятию текста.

– Вот мы с вами в лесу, на лесной полянке.

– Животные хотят с нами поиграть в прятки.

– Это чья мордочка выглядывает из-за дуба? (Волчья). И т. д. Заячья, беличья, лисья, медвежья.

– Животные потеряли хвосты, давайте поможем, подберём им хвосты.

Дети поочерёдно правильно называют: «Это медвежий хвост». И т. д.

«Сегодня мы с вами будем пересказывать интересную историю про медведя, которую поведал нам Николай Сладков в рассказе «Как медведь сам себя напугал».

Слушайте внимательно, простарайтесь запомнить».

3.Чтение рассказа Н.Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

Вошёл медведь в лес. Хрустнула под тяжёлой лапой веточка. Испугалась белка на ёлке – выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из – под кустов выпрыгнул. Та крик подняла на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать! Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает. Не уйти ли лучше? Рявкнул медведь и дал стрекача.

Так медведь сам себя напугал.

4. Словарная работа:

Объяснение значение слов: хрустнула, угодила, помчал, насторожил уши.

Подбор синонимов к указанным словам.

– Как вы понимаете значение выражения «дал стрекача»? (Убежал без оглядки, дал дёру, бросился наутёк, обратился в бегство, дал драпака).

Хрустнула – затрещала, треснула, …

Угодила – попала, оказалась, очутилась, …

Насторожил уши – прислушался, стал внимательно слушать…

5. Выяснение понимания детьми смысла рассказа.

Выставляются предметные картинки: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сорока, лоси, гриб, лиса, девочка, лес.

Детям предлагается выбрать картинки, которые не подходят к рассказу. (Гриб, девочка, лиса). Ответить на вопрос «Почему не подходят?»

6. Моделирование рассказа.

– А теперь с помощью картинок попробуем изобразить то, о чём говорится в рассказе. Дети располагают картинки в последовательности рассказа, например, сначала медведь, потом лес, ветка, белка, шишка, зайка, сорока, лоси.

7. Выяснение причинно – следственных связей.

Вопросы по тексту:

Почему медведь убежал из леса? Почему лоси испугались? Почему испугалась сорока? Почему испугался заяц? Почему испугалась белка?

8. Координация речи с движением.

Упражнение «На водопой».

Как-то раз лесной тропой (Идут по кругу друг за другом.)

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая.)

За мамой лисицей крался лисёнок, (Крадутся на носочках.)

За мамой ежихой катился ежонок, (Двигаются в полуприседе.)

За мамой медведицей шёл медвежонок, (Идут вперевалку.)

За мамою белкой скакали бельчата, (Двигаются прыжками.)

За мамой зайчихой – косые зайчата, (Продолжают прыгать, ладони-ушки)

Волчица вела за собою волчат, (Крадутся большими шагами.)

Все мамы и дети напиться хотят. (Поворачиваются лицом в круг,

встают на четвереньки, делают

9. Пересказ рассказа детьми по опорным картинкам – схемам.

Пересказывают рассказ 2 – 3 ребёнка.

10. Игра «Найди своего детёныша»

Детям надеваются маски животных: волка, лисы, белки, зайца, медведя, ежа.

Они ищут своих детёнышей (игрушки животных) и правильно называют: «Я волк. У меня детёныш волчонок». И т.д.

11. Игра «Угостим животных».

Дети на ощупь достают из чудесного мешочка угощение для зверей. «Достань морковку для зайца. (Баночку мёда – медведю, яблоко – ежу, гриб – белке, рыбку – лисе, косточку – волку)»

12. Итог занятия.

– Вот и завершилось наше путешествие в лес, нам пора возвращаться в группу.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи по нравственному воспитанию.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи по нравственному воспитанию.

Цели: Продолжать развивать речь детей, учить отвечать на вопросы. Продолжить учить детей правилами поведения в общении с окружающим, устанавливать контакт с помощью вербальных и невербальных средств общения. Учить детей давать оценку поступкам, анализировать их. Учить характеризовать нравственные качества. Учить детей правилам поведения в природе. Воспитывать культуру поведения общения.

Словарная работа: ”Волшебные слова”, хорошие, плохие поступки, вежливость, улыбка.

Предварительная работа: Чтение В.В.Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо?”, рисование настроения, В.Осеева “Волшебные слова”, этические беседы с детьми.

Материал: телеграмма от Феи Вежливости, картинки с изображением хороших и плохих поступков, сундучок, макеты деревьев, маски с разными выражениями лица.

Дети стоят в кругу. Гости здороваются с детьми.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с гостями.

Воспитатель: А какие волшебные слова вы еще знаете?

Дети: Доброе утро! Добрый день! Спасибо! Пожалуйста! Простите! Позвольте! Разрешите! До свидания!

Воспитатель: Вежливость украшает человека. Вежливого человека уважают и любят. Вежливость – лучшее средство от злобы, грубости. А как вы думаете, что еще украшает человека?

Воспитатель: Возьмите друг друга за руки и молча, глядя, друг на друга в глаза подарите самую добрую, какая у вас есть улыбку. Вы улыбнулись, и в группе стало светлее.

Встало утром солнышко,

И гулять отправилось,

В нашем детском садике

Все ему понравилось.

И попали лучики

Каждому в ладошку.

Солнышко живет высоко, и лучики живут высоко. Оно все видит, они все видят.

(Стук в дверь, принесли телеграмму.)

Воспитатель: Ребята, к нам пришла телеграмма от Феи Вежливости. Давайте ее прочитаем. “Дорогие ребята! Меня захватила в плен злая королева Грубости. Помогите мне, выручите меня из беды. Фея вежливости.”

-Что будем делать?

Дети: Будем выручать фею Вежливости. Освободим ее.

Воспитатель: А трудностей вы не боитесь?

Все мы дружные ребята,

Мы ребята дошколята,

Никого не обижаем,

Как заботиться, мы знаем,

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.

Шапокляк: Ой, куда это вы собрались?

Воспитатель: Во-первых, здравствуйте, а во-вторых, мы не знаем кто вы.
Шапокляк: Я – злая старуха Шапокляк, люблю вредничать, пакостничать, люблю невежливых, невоспитанных детей.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы можем взять с собой Шапокляк?

Дети: Нет, мы ее не возьмем выручать из беды фею Вежливости.

Шапокляк: Ну и ладно, я все равно отправляюсь за вами и буду вам мешать!

Воспитатель: Ребята, как поступить? Давайте подумаем. (дети совещаются)

Воспитатель: Уважаемая, Шапокляк. Мы посоветовались и решили, что возьмем вас с собой, но с условием, что вы будете воспитанной и вежливой.

Шапокляк: А что такое быть воспитанной и вежливой?

Дети: Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Будь всегда приветлив,

Здоровайся при встрече

Благодари за помощь,

Не капризничай, не ворчи

Твой каприз может испортить настроение.

Шапокляк: Ну, хорошо, я постараюсь.

Воспитатель: И так. В путь! На чем нам придется добираться?

Дети: На автобусе.

Воспитатель: Мы приехали во владения Королевы Грубости.

Голос Королевы Грубости: Я – Королева Грубости, и вы попали в мое царство! Я захватила в плен фею Вежливости. Теперь все люди будут грубыми, невежливыми. Но ее можно освободить, если выполнить три моих задания.

Воспитатель: Что же будем делать? Вам хотелось бы, чтобы все люди были невежливыми?

Дети: Нет, не хотим. Мы поможем фее Вежливости.

Воспитатель: Тогда мы согласны выполнить три задания. Но, сначала посмотрите, на эти маски и выберите ту, которая больше всего подходит к Королеве Грубости. Мы ее не видели, ног голос слышали. (Дети находят и объясняют свой выбор)

Голос Королевы Грубости: Итак, первое задание, Чтобы выручить фею, нужно выбрать правильный путь. Ищите этот путь.

Воспитатель: Ребята, смотрите, здесь действительно две дороги. На одной – картинки с изображением хороших поступков, а на другой плохих поступков. По какому пути нам нужно идти?

Шапокляк: А я выбрала путь и пойду по дороге плохих поступков. Кто со мной?

Воспитатель: Что вы, Шапокляк, послушайте, что вам скажут дети.
Дети объясняют. Почему надо идти по дороге хороших поступков.

Голос Королевы Грубости: Вы, справились с заданием. Но вот второе задание. На вашем пути заколдованное дерево, попробуйте его расколдовать.

Воспитатель: Смотрите, ребята, действительно дерево. Я знаю, как его расколдовать: надо рассказать пословицы и поговорки о вежливости.

-Вежливости открываются все двери.
-Ласковое слово и кошке приятно.
-Слово жжет хуже огня.
-Доброе слово лечит, а злое калечит.
-Плохое слово, что грязная вода.
-Ласковым словом и мед растопить.

Дети украшают дерево цветами.

Голос Королевы Грубости: Хорошо, вы и с этим заданием справились. Вот вам последнее задание, с ним вы точно не справитесь. Расскажите-ка мне о правилах поведения в лесу.

Воспитатель: Хорошо, расскажем. Кто скажет, что такое лес, природа?

Дети: Лес – это деревья, грибы, ягоды, ягоды, травка.

В лесу птички поют.
Если в лесу одни березки, то это березовый лес.
А если в лесу растут разные деревья дуб, липа, орех – такой лес называют смешанный.
В лесу нельзя разорять муравейники, ломать кустарники.
Нельзя рвать цветы, занесенные в красную книгу.

Шапокляк: нельзя разорять гнезда птиц. Нельзя разводить костры и мусор разбрасывать.

Дети: Природа – это общий дом для животных, для птиц, для растений, и для человека.

Голос Королевы Грубости: Итак, вы выполнили все мои задания. Я освобождаю фею Вежливости.

Фея Вежливости: Спасибо вам дорогие ребята, что выручили меня, не оставили в беде, выполнили все задания Королевы Грубости. Только воспитанные, вежливые дети смогли победить грубость. Ребята, у меня для вас есть, волшебный сундучок в нем лежит сюрприз. Вы прочтите стихи о вежливости, и он откроется.

Шапокляк: Да, я его и так открою. Эй, сундук, откройся.

Воспитатель: Что не получается. Тогда послушай стихи. И он тогда откроется.

Дети: Знакомьтесь – это Вежливость

А вот ее слова:
Спасибо, извините,
Пожалуйста, простите!

В общении друг с другом
Они нам все нужны
Простите, вам удобно?
И будьте так бодры!

И в жизни очень важно
Их часто повторять
Чтоб грустными словами
Людей не обижать!

Шапокляк: Надо же, сундучок открывается
Эй, ребята, налейте,
И подарочки хватайте.
По карманам их пихайте!

Воспитатель: Нельзя так говорить. А то сундучок снова закроется. Да и ребята молодцы, ничего из сундучка не взяли.

Фея: Ребята, вам пора возвращаться в детский сад. Я думаю, что вы многому научились и научили старуху Шапокляк быть вежливой старухой.

Шапокляк: Да. За это спасибо. Ой, у меня получается говорить вежливые слова. Пойду, научу своих друзей вежливости. До свидания!

Воспитатель: Ну, что дети, вам понравилось путешествие? Что вам больше всего понравилось? Что вы узнали нового?

Автор: Уразаева Людмила Андреевна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

Автор: Чаплина Ольга Владимировна

Организация: ОГБОУ «Елатомская школа–интернат для детей-сирот»

Населенный пункт: Рязанская область, р.п. Елатьма

Программное содержание :

  • учить детей различать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый), уметь их дифференцировать, закреплять названия цветов ;
  • формировать прием сопоставления предметов по цвету;
  • упражнять в согласовании прилагательных, обозначающих цвета с существительными;
  • тренировать в назывании предметов чайной посуды;
  • развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание, память;
  • развивать координацию слова с движением, навыки ориентировки в пространстве;
  • воспитывать самостоятельность и творчество.

Предварительная работа

Изучение названий основных цветов.

Чтение стихотворения Е. Руженцева «Сказки про краски».

Подвижная игра «Солнышко и дождик», «Одуванчик»

Материалы:

Кукла Маша, раздаточный материал: 3 полоски образца (красный, синий, желтый), 3 чайные чашки (красный, синий, желтый), по количеству детей, игрушечная посуда из 4 цветов (синий, красный, белый, желтый): блюдце, тарелка, чашка, ложка, вилка, ножик, фланелеграф, элементы, вырезанные из материала: солнышко, облака, трава, листья, лужи, цветы к «Разноцветной сказке», детский стол, скатерть, конфеты (по количеству детей), плед зеленого цвета, цветы, музыкальное сопровождение.

Методы и приемы: беседа, игра, двигательная активность, вопрос, релаксация, наглядность, сюрпризный момент.

Используемые технологии: здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная, личностно-ориентированная, игровая.

Ход занятия.

Организация начала занятия.

– Сегодня мы отправимся в интересное путешествие.

– Кукла Маша тоже хочет отправиться с нами. Она хочет с Вами поздороваться. (Дефектолог подходит с куклой к каждому из детей и называет его по имени).

– Посмотрите, что на ней надето? – (Плащ).

– Какой он по цвету? Разных цветов? – (Разноцветный).

– Сегодня мы побываем в «Разноцветной сказке» (чтение стихотворения Е. Руженцева «Сказки про краски»)

Если б все на свете было

Вас бы это рассердило?

Или радовало это?

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным…

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!

– Чтобы попасть в «Разноцветную сказку», вы должны выполнить интересные задания.

Упражнение «Сравни по цвету»

У каждого ребенка на столе 3 полоски-образца (красная, желтая, синяя) и 3 чайные чашки (красная, желтая, синяя).

  • Покажите чашки красного цвета. Какого цвета у тебя чашка? (Выборочный опрос.) ( У менякрасная чашка.)

Как это проверить? (Полоску бумаги красного цвета прикладываем вплотную к чашке и сравниваем.) Показ.

  • Покажите чашки желтого цвета. Какого цвета у тебя чашка? (Выборочный опрос.) (У меня чашка желтого цвета.)

– Как это проверить? ( Полоску бумаги желтого цвета прикладываем вплотную к чашке и сравниваем.) И также проводим с синим цветом.

– Одинакового ли цвета у Вас чашки? (Нет, у нас все чашки разных цветов.)

– Как можно сказать по-другому? (У меня каждая чашка имеет свой цвет.)

Ребенок перечисляет цвет каждой чашки.

– Ребята, посмотрите, что вы видите на столе? (На столе посадке.)

– А давайте вместе с Машей расставим посуду соответственно цвету. Развивающая игра «Подбери чашку к блюдцу»

Дети называют название видов посуды и группируют посуду соответственно цвету.

Дефектолог: Молодцы! Вы выполнили мое задание, и мы можем отправляться в путешествие.

Дети садятся на ковер. Дефектолог, рассказывая сказку, поочередно выставляет на фланелеграфе: солнышко, облака, траву, листья, лужи, цветы к «Разноцветной сказке»

Речевая ситуация» Разноцветная сказка» (Музыкальное сопровождение)

Наступила весна. День был солнечным и ярким. По голубому небу плыли белые облака. Трава была зеленой, листья на деревьях тоже были зелеными. На дорожках стояли синие лужи. Вдоль дорожки росли синие колокольчики, желтые одуванчики, красные маки. Они качали головками от ветра.

Какую сказку я прочитала? ( Разноцветную сказку)

– О каких цветах шла речь в сказке? (Дети перечисляют услышанные названия цветов)

  • Давайте посмотрим на картинку и расскажем нашей Маше , что и какого цвета мы увидели. ( мы увидели голубое неб, белые облака, зеленую траву, синие лужи, желтое солнце, красные маки, синие колокольчики и желтые одуванчики)

– Давайте предложим Маше поиграть в подвижную игру.

Динамическая пауза «Одуванчик»

Как воздушный шар на ножке, стоят на носочках, сомкнув руки над головой.

  • у дорожки. Два раза делают наклоны влево-вправо.
  • – шарик белый. Опять поднимаются на носочки.
  • я. И улетел он. Дуют, округлив губы, не раздувая щек.

Дети выполняют движения по показу дефектолога, ориентируясь на стихотворный текст.

Подвижная игра «Соберем букет

– Р ебята, посмотрите, сколько разных цветов вокруг, давайте, соберем и подарим нашей кукле Маше букет цветов. (На ковре хаотично разложены игрушечные цветы, разные по цвету.)

  • ребенок берет цветок , называет его по цвету. ( -это красный мак. – это желтый одуванчик,- это синий колокольчик.)

( Дети дарят букет кукле.)

– Кукла Маша благодарит Вас за интересное путешествие и дарит каждому ребенку разноцветную конфету.

Организация окончания занятия.

Дефектолог вместе с детьми вспоминает, по какой сказке они путешествовали, чем занимались. Положительно оценивает каждого ребенка.

Читайте также:  Инклюзия в образовании - Эссе на тему Мир без барьеров и границ
Ссылка на основную публикацию