Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Полезные продукты»

Цель: создать условия для развития и формирования лексико-грамматических средств языка, связной речи, обогащения и активизации словарного запаса детей через беседу.

1. Обучающие: расширять знания о здоровом питании, обогащать словарный запас, формировать и развивать навык образования относительных прилагательных от существительных, развивать умение четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.

2. Развивающие: развивать внимание, воображение, речь.

3. Воспитывающие: воспитывать любовь к правильному питанию, воспитывать желание оказывать помощь, делать доброе дело.

Активизация словаря: завтрак, обед, полдник, меню, гарнир.

Предварительная работа: чтение стихотворений, отгадывание загадок, беседы о правильном питании.

Оборудование и материалы: кукла Маша, прозрачные банки с крупами (гречка, рис, овсяные хлопья, пшено, пшеничная и кукурузная крупа), карточки с изображениями овощей, фруктов, ягод, молочных продуктов, тканевый мешочек.

1 часть – организационный момент – 2 мин.

2 часть – основная часть занятия – 18 мин.

3 часть – итог занятия – 5 мин.

Общее время занятия – 25 мин.

С Артемом Б. повторить названия частей суток, с Ксенией Д. закрепить навык образования относительных прилагательных.

Дети заходят в группу, в это время кукла Маша плачет. Воспитатель обращает внимание детей на нее.

Воспитатель: Здравствуй, Маша, почему ты плачешь? Расскажи нам.

Маша: Я слышала, что нужно питаться правильно, вот я и старалась, ела все самое вкусное, правильное. Сначала я ела шоколад, пила сладкую газировку, грызла леденцы, затем. Было так вкусно! Но от этого питания мне стало только хуже, у меня разболелся живот, потом голова и зубы! Помогите мне, пожалуйста!

Воспитатель: Ребята, разве Маша правильно питалась?

Дети: Нет, это не правильно.

Воспитатель: Маша, ты только не расстраивайся, мы тебе обязательно поможем, правда, ребята?

Дети: Да, обязательно поможем.

Воспитатель: Какие вы молодцы, а теперь садитесь на стулья и послушайте, что я вам расскажу. (Дети садятся на стулья.)

Воспитатель: Чтобы вырасти большими и здоровыми, надо есть полезные, разнообразные и витаминные продукты. Сегодня мы расскажем Маше, как мы питаемся в нашем детском саде и познакомим ее с нашим меню. Меню – это список блюд, которые мы едим в течении дня. Мирослав, что такое меню?

Ребенок: Меню – это список блюд.

Воспитатель: Как называется прием пищи утром?

Воспитатель: Что мы обычно едим на завтрак?

Дети: Омлет, бутерброд с маслом, какао, кашу.

Воспитатель: Каша – это полезная еда, которая поможет вам вырасти здоровыми и сильными. А какие продукты нам понадобятся для приготовления каши?

Дети: молоко, сахар, соль, крупа.

Воспитатель: Правильно все сказали, а крупа- это главный ингредиент в каше, без нее каши не сварить. И сейчас мы поиграем с вами в интересную игру. У меня есть баночки с различными крупами, и вы должны выбрать баночку, дать название крупы, и какая каша получится из нее? Например, это кукурузная крупа и из нее готовят кукурузную кашу.

Дети рассматривают и называют крупы в приготовленных прозрачных баночках (гречка, рис, геркулес, пшено, пшеничная и кукурузная крупа) Каждый ребенок берет одну баночку с крупой и составляет предложения по образцу воспитателя.

Воспитатель: Молодцы, про завтрак мы поговорили, а как называется прием пищи днем?

Воспитатель: Правильно, обед у нас обычно состоит из трех блюд. Первое, второе и третье. Какое блюдо у нас обычно на первое?

Воспитатель: Суп- это очень полезная еда. Суп дает нам много энергии и наполняет организм силой. Давайте подойдем к столу.

Дети подходят к столу, на котором находятся картинки с ингредиентами для супа.

Воспитатель: Посмотрите, здесь есть картинки с изображением продуктов для приготовления первого блюда. Вам нужно убрать лишние картинки, если они есть, и сказать какой суп можно приготовить из оставшихся продуктов. Давайте разделимся на две команды.

Дети делятся на две команды. Дети убирают лишние картинки и говорят название супа. Первая команда – гороховый суп, вторая- борщ.

Воспитатель: Молодцы, вы правильно все сделали, а мы как раз знаем игру про суп, давайте в не поиграем.

Физ. минутка. Хозяйка однажды с базара пришла…

Дети выполняют движения по тексту.

Воспитатель: Молодцы, присаживайтесь на стульчики. (Дети садятся). После супа мы кушаем второе блюдо. На второе у нас обычно что-то мясное и гарнир. Гарнир – это добавление к рыбным или мясным блюдам. Это могут быть различные каши, макароны и картофельное пюре. Давайте подумаем, что можно приготовить из мяса?

Воспитатель: Правильно, а какие бывают котлеты?

Дети: Рыба- рыбные, мясо-мясные, курица-куриные.

Воспитатель: Правильно, а что мы пьем в конце обеда? Что у нас на третье?

Воспитатель: Из чего варят компот?

Дети: Компот варят из фруктов и ягод.

Воспитатель: В фруктах очень много витаминов, они укрепляют защитную функцию организма и помогают нам реже болеть и оставаться здоровыми. У меня есть волшебный мешочек, в нем много карточек с разными фруктами и ягодами. Каждый из вас достанет карточку, назовет что на ней изображено и какой компот из этого получится. Например, это слива, из сливы варят сливовый компот.

Дети по очереди достают из мешочка карточки, и составляют предложения по образцу воспитателя.

Воспитатель: Молодцы ребята, а как называется прием пищи после сна?

Дети: Прием пищи после сна – это полдник.

Маша: Ой, а я знаю, что такое полдник! Я его очень люблю! На полдник дают булочки, запеканку, сырники и кефир. Это очень вкусно!

Воспитатель: Маша, это очень хорошо, что ты любишь эти блюда, они очень полезные. Ребята, Маша сказала, что любит запеканку, сырники, кефир, а из чего сделаны эти продукты?

Дети: Они приготовлены из молока.

Воспитатель: Как одним словом, назвать продукты из молока?

Дети: Продукты из молока называются-молочные.

Воспитатель: Какие молочные продукты вы знаете?

Дети: Сметана, кефир, творог, мороженое, сгущенка.

Воспитатель: Вот сколько молочных продуктов назвали, в них очень много кальция. Кальций- это такой элемент, который позволяет нашим костям расти крепкими, а зубам – здоровыми. Кто кушает молочные продукты, тот растет сильным, красивым и

Давайте поиграем еще в одну игру. На столе лежат карточки вы выбираете себе карточку и если на ней молочный продукт- прикрепляете ее на доску.

На столе лежат перевернутые карточки с изображениями молочных и других продуктов, каждый ребенок выбирает себе карточку и если на ней молочный продукт- прикрепляет на доску. После этого дети садятся на места.

Воспитатель: Мы сегодня говорили о полезной и здоровой еде, о нашем меню в детском саду. Ксюша, что нового ты сегодня узнала?

Ребенок: Я узнала, что в молоке есть кальций.

Воспитатель: Слава, посоветуй Маше, как нужно правильно питаться, чтобы оставаться всегда здоровой и красивой.

Ребенок: Маша, нужно кушать полезную еду и редко сладости.

Маша: Спасибо, ребята, я все поняла, я теперь буду есть правильную еду.

Вот вам за вашу помощь от меня подарки. (Дарит детям раскраски.) А теперь мне пора уходить, до свидания!

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Вода – кругом вода»

Уточнить и расширить знания дошкольников о воде, её состояниях, о роли воды в жизни человека и живых организмов.

Программные задачи.

I . Образовательные задачи.

1. Формировать представление о том, как человек использует в своей жизни воду, о том, что человек – часть природы и что он должен охранять и беречь её.

2. Расширять представление детей о многообразии состояний воды, о взаимодействии живой и неживой природы; развивать экологическую культуру.

II . Коррекционно-развивающие задачи.

1. Развивать эстетическое восприятие (умение созерцать красоту окружающего мира), внимание, память, логическое мышление.

2. Поощрять попытки детей делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями, используя простые и сложные предложения.

III . Коррекционно-воспитательные задачи.

1. Воспитывать первоначальные основы экологической культуры, гуманное отношение к природе.

Демонстрационный материал.

1. Моноблок. Презентация «Вода в природе». Музыкальное сопровождение «Капелька», «Дождь», «Роса».

2. Магнитная доска, оформленная в виде водоёма; силуэты предметов (рыбы, улитки, банки, башмаки и т. д.).

Раздаточный материал.

Восковые мелки, бумага для рисования.

Предварительная работа.

Проектная деятельность на тему «Экология воды»; наблюдения; беседы о значении воды в жизни человека и видах водоёмов; чтение рассказов, сказок познавательного характера; опыты с водой; рассмотрение иллюстративного материала, рисунки детей, подборка художественно-литературного материала.

Ход занятия:

Звучит тихая музыка «Дождь».

Воспитатель:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В лужах, в море, океане

И в водопроводном кране.

Смею вам я доложить:

Без воды нельзя прожить!

Вы ее в пруду найдете,

И в сыром лесном болоте,

Наша спутница вода!

Дидактическая игра «Капелька»

Воспитатель: Давайте вспомним, какой бывает вода? У меня в руках волшебная капелька, и мы сейчас с ней поиграем. Кому она в руки попадет, тот и ответит на вопрос:

«Какая бывает вода?»

(холодная, теплая, соленая, пресная, чистая, грязная, безвкусная и т.д.)

«Где встречается вода в природе?»

(в морях, океанах, озерах, прудах, реках, ручьях и др.)

«Для чего человеку нужна вода?»

(пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и др.)

Воспитатель: Верно, ребята, вода бывает разная и встречается она в морях, океанах, озерах и реках. У воды много свойств, например, при нагревании вода превращается в пар, при замерзании – в лед. Вода выпадает из тучи в виде дождя.

Вода – это дождь, туман, снег, роса, лед, пар, сосулька. Предлагаю вам посмотреть на это поближе.

Презентация «Вода в природе».

Воспитатель: Из чего состоят облака? Всегда ли они бывают одинаковыми?

Дети: Облака состоят из капелек воды. Облака в солнечную погоду – светлые, веселые, голубые, плывут; перед дождем – темные, черные, нависают.

Воспитатель: Ребята, что такое роса?

Дети: Это капельки воды на траве и листьях растений около самой земли.

Воспитатель: Посмотрите, как необычно, как красиво выглядят деревья, покрытые инеем. Они как бы пришли из волшебного царства. Что такое иней?

Дети: Иней – это тоже капельки водяного пара, но только замерзшие, как снежинки, сделал такую красоту мороз из капелек воды.

Воспитатель: Если прикоснуться ладошкой к ветке с инеем, что произойдет?

Дети: Иней растает, ладошка станет мокрой.

Воспитатель: Зимой вся земля покрыта белым ковром – это снег. Когда снег бывает липким? Что произойдет со снегом весной?

Ответы детей: Лепим в теплую погоду, а в холодную морозную – снег рыхлый. Весной снег тает и превращается в воду (ответы нескольких детей).

Сосульки, лед

Воспитатель: Какими бывают сосульки?

Дети: Сосулька гладкая, прозрачная, сосулька – это лед.

Воспитатель: Где еще мы можем увидеть лед?

Дети: На лужах вода превращается в лед, на реке замерзает.

Круговорот воды в природе.

Воспитатель: Вода в природе – это дождь, снег, туман, иней, роса, лед, морозные узоры. Вода образует реки, озера, моря, океаны.

Воспитатель: Капельки воды постоянно путешествуют, с дождем выпадают на землю, бегут в ручейках, а затем под лучами солнца возвращаются обратно, вода в окружающей среде бывает очень разной.

Физкультминутка «Капелька»

(дети выполняют движения за «капелькой»)

Воспитатель: Друзья, сейчас я вам прочитаю интересный рассказ; послушайте внимательно.

Жила-была Голубая речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень весёлой и любила, когда к ней приходили люди. «Посмотрите, какая я чистая, прозрачная и красивая! Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и улитки, и жуки, и раки. Я приглашаю вас в гости: искупаться и отдохнуть. Я буду вам очень рада» – говорила Речка. Однажды в гости к реке пришла семья: папа, мама и мальчик. Они расположились на берегу реки и стали отдыхать, загорать, купаться. Сначала папа развёл костёр, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет цветов. Но они быстро завяли без воды, и ей пришлось их выбросить. Мальчик выловил из воды множество улиток, разбросал их на берегу. В заводи он поймал лягушку и закрыл её в банке. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах все грязные пакеты и бумажки. Гости ушли довольные, а Голубая речка стала грустной, серой и больше никого не звала к себе в гости. Н. Рыжова.

Читайте также:  Скороговорки для улучшения дикции

-Дети, почему речка изменилась? Что неправильно сделали люди?

Дети: Люди обидели речку, и тех, кто в ней живёт, и на её берегах намусорили. (скажи полным предложением)

Воспитатель: А теперь, друзья, подойдём к картине, на которой изображена речка. Как вы думаете, ребята, что с ней случилось? Что надо сделать, чтобы наша речка стала чистой?

Дети: Нужно убрать весь мусор и другие лишние предметы (отходы, нечистоты).

Дидактическая игра «Убери лишнее».

Воспитатель: Всем живым на земле нужна вода! Воду надо беречь, экономно расходовать!

Ребята, вода – волшебница, она умеет быть разной, превращаться. Одному сложно нарисовать портрет воды, попробуем это сделать все вместе. Каждый из вас нарисует любое состояние воды – это капельки дождя, снежинки, узоры на окнах, водоемы.

Звучит тихая музыка «Роса».

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дождик, дождик, кап, да кап,

(пальцем правой руки стучать по ладошке левой руки)

Ты не капай больше так!

(пальцем левой руки стучать по ладошки правой руки)

Хватит землю поливать,

(грозить указательным пальцем, знак отрицания)

Нам пора идти гулять!

(двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)

Воспитатель: Какие вы все молодцы! Все рисунки воды складываем вместе и получаем портрет воды. Мы не можем прожить без воды, кажется, что воды на земле очень много, ее должно хватать всем. Но это не так: пресной и чистой воды на нашей планете с каждым годом становится все меньше. Как решить эту проблему?

Дети: Нельзя загрязнять водоемы, воду надо беречь!

Очень ценный клад – вода,

С нею дружим мы всегда.

Берегите воду, воду берегите,
Если всю планету сохранить хотите!

Воспитатель: Дети, что же нового и полезного мы сегодня узнали?

Что интересного делали?

  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека – методическая копилка для учителей © 2021

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Полезные продукты»

Содержимое разработки

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Полезные продукты»

Цель: создать условия для развития и формирования лексико-грамматических средств языка, связной речи, обогащения и активизации словарного запаса детей через беседу.

1. Обучающие: расширять знания о здоровом питании, обогащать словарный запас, формировать и развивать навык образования относительных прилагательных от существительных, развивать умение четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.

2. Развивающие: развивать внимание, воображение, речь.

3. Воспитывающие: воспитывать любовь к правильному питанию, воспитывать желание оказывать помощь, делать доброе дело.

Активизация словаря: завтрак, обед, полдник, меню, гарнир.

Предварительная работа: чтение стихотворений, отгадывание загадок, беседы о правильном питании.

Оборудование и материалы: кукла Маша, прозрачные банки с крупами (гречка, рис, овсяные хлопья, пшено, пшеничная и кукурузная крупа), карточки с изображениями овощей, фруктов, ягод, молочных продуктов, тканевый мешочек.

Структура занятия:

1 часть – организационный момент – 2 мин.

2 часть – основная часть занятия – 18 мин.

3 часть – итог занятия – 5 мин.

Общее время занятия – 25 мин.

Ход занятия

Организационный момент.

Дети заходят в группу, в это время кукла Маша плачет. Воспитатель обращает внимание детей на нее.

Воспитатель: Здравствуй, Маша, почему ты плачешь? Расскажи нам.

Маша: Я слышала, что нужно питаться правильно, вот я и старалась, ела все самое вкусное, правильное. Сначала я ела шоколад, пила сладкую газировку, грызла леденцы, затем. Было так вкусно! Но от этого питания мне стало только хуже, у меня разболелся живот, потом голова и зубы! Помогите мне, пожалуйста!

Воспитатель: Ребята, разве Маша правильно питалась?

Дети: Нет, это не правильно.

Воспитатель: Маша, ты только не расстраивайся, мы тебе обязательно поможем, правда, ребята?

Дети: Да, обязательно поможем.

Воспитатель: Какие вы молодцы, а теперь садитесь на стулья и послушайте, что я вам расскажу. (Дети садятся на стулья.)

Основная часть.

Воспитатель: Чтобы вырасти большими и здоровыми, надо есть полезные, разнообразные и витаминные продукты.

Осень: 1Как на нашей грядке

Сочные да крупные

Вот такие круглые.

Осенью краснеют (помидор)

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки.

3Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

4Без окон, без дверей,

Полна горница людей.

Сидит в темнице,

А коса на улице.

6Вся корявая немножко

И испачкана в земле,

А какая на столе!

Если жареная с маслом-

Объедение-это ясно! (Картошка)

7Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный (Баклажан))

8Он бывает, дети, разный –

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это… (Перец)

9Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож.

10Любят взрослые и дети

Самый вкусный фрукт на свете!

Кто рыжий круглый господин? –

Главный цитрус. (апельсин)

11Апельсина брат меньшой, Потому как небольшой. -= Мандарин =-

12Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? (Лимон)

13Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран.

Высоко растет. (банан)

– Сегодня мы расскажем Маше, как мы питаемся в нашем детском саде и познакомим ее с нашим меню. Меню – это список блюд, которые мы едим в течении дня. Мирослав, что такое меню?

Ребенок: Меню – это список блюд.

Воспитатель: Как называется прием пищи утром?

Дети: Завтрак

Воспитатель: Что мы обычно едим на завтрак?

Дети: Омлет, бутерброд с маслом, какао, кашу.

Воспитатель: Каша – это полезная еда, которая поможет вам вырасти здоровыми и сильными. А какие продукты нам понадобятся для приготовления каши?

Дети: молоко, сахар, соль, крупа.

Воспитатель: Правильно все сказали, а крупа- это главный ингредиент в каше, без нее каши не сварить. И сейчас мы поиграем с вами в интересную игру. У меня есть баночки с различными крупами, и вы должны выбрать баночку, дать название крупы, и какая каша получится из нее? Например, это кукурузная крупа и из нее готовят кукурузную кашу.

Дети рассматривают и называют крупы в приготовленных прозрачных баночках (гречка, рис, геркулес, пшено, пшеничная и кукурузная крупа) Каждый ребенок берет одну баночку с крупой и составляет предложения по образцу воспитателя.

Воспитатель: Молодцы, про завтрак мы поговорили, а как называется прием пищи днем?

Воспитатель: Правильно, обед у нас обычно состоит из трех блюд. Первое, второе и третье. Какое блюдо у нас обычно на первое?

Воспитатель: Суп- это очень полезная еда. Суп дает нам много энергии и наполняет организм силой. Давайте подойдем к столу.

Дети подходят к столу, на котором находятся картинки с ингредиентами для супа.

Воспитатель: Посмотрите, здесь есть картинки с изображением продуктов для приготовления первого блюда. Вам нужно убрать лишние картинки, если они есть, и сказать какой суп можно приготовить из оставшихся продуктов. Давайте разделимся на две команды.

Дети делятся на две команды. Дети убирают лишние картинки и говорят название супа. Первая команда – гороховый суп, вторая- борщ.

Воспитатель: Молодцы, вы правильно все сделали, а мы как раз знаем игру про суп, давайте в не поиграем.

Физ. минутка. Хозяйка однажды с базара пришла…

Дети выполняют движения по тексту.

Воспитатель: Молодцы, присаживайтесь на стульчики. (Дети садятся). После супа мы кушаем второе блюдо. На второе у нас обычно что-то мясное и гарнир. Гарнир – это добавление к рыбным или мясным блюдам. Это могут быть различные каши, макароны и картофельное пюре. Давайте подумаем, что можно приготовить из мяса?

Дети: Котлеты.

Воспитатель: Правильно, а какие бывают котлеты?

Дети: Рыба- рыбные, мясо-мясные, курица-куриные.

Воспитатель: Правильно, а что мы пьем в конце обеда? Что у нас на третье?

Дети: Компот.

Воспитатель: Из чего варят компот?

Дети: Компот варят из фруктов и ягод.

Воспитатель: В фруктах очень много витаминов, они укрепляют защитную функцию организма и помогают нам реже болеть и оставаться здоровыми. У меня есть волшебный мешочек, в нем много карточек с разными фруктами и ягодами. Каждый из вас достанет карточку, назовет что на ней изображено и какой компот из этого получится. Например, это слива, из сливы варят сливовый компот.

Дети по очереди достают из мешочка карточки, и составляют предложения по образцу воспитателя.

Воспитатель: Молодцы ребята, а как называется прием пищи после сна?

Дети: Прием пищи после сна – это полдник.

Маша: Ой, а я знаю, что такое полдник! Я его очень люблю! На полдник дают булочки, запеканку, сырники и кефир. Это очень вкусно!

Воспитатель: Маша, это очень хорошо, что ты любишь эти блюда, они очень полезные. Ребята, Маша сказала, что любит запеканку, сырники, кефир, а из чего сделаны эти продукты?

Дети: Они приготовлены из молока.

Воспитатель: Как одним словом, назвать продукты из молока?

Дети: Продукты из молока называются-молочные.

Воспитатель: Какие молочные продукты вы знаете?

Дети: Сметана, кефир, творог, мороженое, сгущенка.

Воспитатель: Вот сколько молочных продуктов назвали, в них очень много кальция. Кальций- это такой элемент, который позволяет нашим костям расти крепкими, а зубам – здоровыми. Кто кушает молочные продукты, тот растет сильным, красивым иумным.

Воспитатель: Ребята, давайте послушаем о пользе витаминов. (Видеоролик)

Давайте поиграем еще в одну игру. На столе лежат карточки вы выбираете себе карточку и если на ней молочный продукт- прикрепляете ее на доску.

На столе лежат перевернутые карточки с изображениями молочных и других продуктов, каждый ребенок выбирает себе карточку и если на ней молочный продукт- прикрепляет на доску. После этого дети садятся на места.

Итог занятия

Воспитатель: Мы сегодня говорили о полезной и здоровой еде, о нашем меню в детском саду. Что нового вы сегодня узнала?

Ребенок: Я узнала, что в молоке есть кальций.

Воспитатель: Посоветуем Маше, как нужно правильно питаться, чтобы оставаться всегда здоровой и красивой.

Ребенок: Маша, нужно кушать полезную еду и редко сладости.

Маша: Спасибо, ребята, я все поняла, я теперь буду есть правильную еду.

Вот вам за вашу помощь от меня подарки. (Дарит детям раскраски.) А теперь мне пора уходить, до свидания!

Рабочая программа по развитию познавательных способностей

Рабочая программа учебного курса по предмету «Развитие познавательных способностей» Составлена на основании авторской программы О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам», издательством «Росткнига» в 2010 году и с учётом Государственного стандарта начального общего образования.

2. Цели обучения

Система представленных на занятиях по РПС задач, упражнений позволяет решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект. Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.Формирование и развитие общеучебных умений и на­выков. Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуе­мого результата, новые подходы к рассмотрению предла­гаемой ситуации.

Развивающий аспект. Развитие речи. Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. Развитие сенсорной сферы. Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект. Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по развитию познавательных способностей »

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Развитие познавательных способностей»

Пояснительная записка к курсу

1.Название программы.

Рабочая программа учебного курса по предмету «Развитие познавательных способностей» Составлена на основании авторской программы О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам», издательством «Росткнига» в 2010 году и с учётом Государственного стандарта начального общего образования.

2. Цели обучения

Система представленных на занятиях по РПС задач, упражнений позволяет решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект. Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.Формирование и развитие общеучебных умений и на­выков. Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуе­мого результата, новые подходы к рассмотрению предла­гаемой ситуации.

Читайте также:  Конспект НОД по логоритмике

Развивающий аспект. Развитие речи. Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. Развитие сенсорной сферы. Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект. Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).

3. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Развитие познавательных способностей»

Познавательные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни. Это и есть основная идея курса «Развитие познавательных способностей» (РПС).

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

4.Отличительные особенности рабочей программы

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

– непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

– развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

– системность организации учебно-воспитательного процесса;

– раскрытие способностей и поддержка одаренности детей;

– научность, доступность, добровольность.

5.Сроки реализации рабочей учебной программы

Количество часов по учебному плану в неделю – 1 час, всего 35 часов.

6.Формы, методы, технологии обучения

В работе используются: частично-поисковый метод /информационно-эвристический – приёмы работы: эвристическая беседа, самостоятельная работа с элементами исследования, игра; диалогический метод – в форме беседы; проблемные ситуации, гипотеза, и доказательство её сущности новых понятий даётся учителем.

Используемые технологии: технология развивающего обучения; использование ИКТ; игровая.

7.Формы проверки.(средства проверки)способы.(оценки результатов обучения)

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

– пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах

-творческие работы учащихся;

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио

8. Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации программы.

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: учащиеся любознательны, активны, хорошо работают в группах, с радостью добывают новую информацию за рамками учебника, готовят сообщения, выступления, исследования.

Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА “РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ”

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №..

РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ :

Методический Совет Директор МБОУСОШ №..

___________ «______»_____2014 г. «______»__________ 2014 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Развитие познавательных способностей

Возраст обучающихся 7лет

Количество часов в год 33ч

Педагог, реализующий программу

Клюшкина Александра Сергеевна

на программу дополнительного образования детей « Развитие познавательных способностей» педагога Клюшкиной Александры Сергеевны, учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № … города Сургута. Объединение « Развитие познавательных способностей» является формой дополнительного образования, посредством деятельности которого реализуется данная программа. Курс « Развитие познавательных способностей» является одним из базисных курсов на основе системного подхода. Курс предназначен для преподавания в 1 – 4-м классах начальной школы. Духовно-нравственный подход в образовании способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Отличительной особенностью программы является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах. Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса « Развитие познавательных способностей» в рамках начальной школы. В этом заключается актуальность программы.

Автор выдвигает цель: развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей средствами комплексно разработанных заданий учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения».

Новизна данной программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному развитию познавательной сферы ребёнка, начиная с 1 класса и заканчивая 4 классом.

Для реализации цели в программе поставлены следующие задачи:

– формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

– углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей.

– формирование и развитие логического мышления;

– развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

– развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

– развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

– развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);

– развитие речи и словарного запаса учащихся;

– развитие быстроты реакции.

– формирование положительной мотивации к учению.

– формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;

– формирование умения работать в группе

Курс развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально-личностно-деятельностного развития младших школьников.

Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной. Работать по данному комплекту можно на факультативах, в группах продленного дня, отдельные упражнения учитель может использовать как дополнительный материал к урокам русского языка и математики, при подготовке учащихся к олимпиадам и викторинам. Данное пособие можно рекомендовать родителям, которые уделяют внимание интеллектуально-логическому развитию детей.

В программе указан ожидаемый результат, а также нормативно- правовые и научно- методическое обеспечение программ. Программа рассчитана на 4 года реализации, возраст детей: 7-10 лет; 1 час в неделю, 33 часа в год . Имеется содержание программы.

Программа содержит следующие разделы:

1. Паспорт дополнительной общеобразовательной программы.

2. Пояснительную записку.

3. Тематическое планирование.

4. Список используемой литературы.

Данная программа отвечает современным требованиям по разработке образовательных программ; структура выдержана. Программа приемлема для работы в системе дополнительного образования МБОУ СОШ №.. соответствует его специфике. Программа может быть рекомендована для использования в школьной практике.

Заместитель директора по УВР _________

Программа курса «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала». Программа разработана


ПРОГРАММА КУРСА

«Подготовка к школе.

Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала».

учителем начальных классов

Токаревой Татьяной Васильевной,

реализуется в подготовительном классе при школе №9.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемый курс начальной математики, развития речи и обучения грамоте дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать все виды речевой деятельности (умение слушать и говорить, читать и писать), прививать навыки культуры речевого общения, развивать интерес к языку, речи и литературе, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему.

Курс подготовки к школе вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы, по-возможности, каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен. Это возможно, если, помочь ребенку, подготовить его к обучению в школе.

Главное назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить у ребят интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, воспитать бережное отношение к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к труду и художественный вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребёнка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.

Данный курс содержит:

  • начальный курс математики и логика;
  • развитие речи и обучение грамоте;
  • знакомство с окружающим миром.

^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:

Цель:

  • развитие детей старшего дошкольного возраста, позволяющее им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

Задачи:

  1. обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
  2. развить умения и навыки, необходимые для занятий в начальной школе;
  3. укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе.

Основные принципы работы при подготовке детей к школе:

        • учёт индивидуальных особенностей и возможностей ребят;
        • уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
        • комплексный подход при разработке занятий;
        • систематичность и последовательность занятий;
        • наглядность.

Требования к результатам

обучения по программе подготовительного курса.

В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен уметь:

1) Отчётливо и ясно произносить слова;

  • выделять из слов звуки;
  • находить слова с определённым звуком;
  • определять место звука в слове;
  • соблюдать орфоэпические нормы произношения;
  • составлять предложения на заданную тему по опорным словам;
  • составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
  • пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
  • ориентироваться на странице тетради;

2) Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

  • соотносить цифру с числом предметов;
  • пользоваться арифметическими знаками действий;
  • составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • измерять длину предметов с помощью условной меры;
  • составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего размера;
  • делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
  • ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

3) Распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе;

  • перечислять в правильной последовательности времена года и суток4
  • называть основные признаки времён года.

В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен знать:

  • русский алфавит;
  • состав чисел первого десятка;
  • как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
  • цифры 0-9, знаки , , ;
  • название текущего месяца, последовательность дней недели.

Курс математики и логики призван:

  • вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач, воспитать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей;
  • дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;
  • целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы объектов), понятий по заданному принципу;
  • развивать способности к проведению простейших обобщений, умений использовать полученные знания в новых условиях;
  • научить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности;
  • развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию (продолжить последовательность цифр или геометрических фигур, найти нарушенную закономерность, выявить общий признак группы предметов и т.д.);
  • развивать речь: уметь описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ, уметь четко излагать свои мысли;
  • развивать творческие способности: уметь самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;
  • развивать наглядно – образную, словесно-логическую и эмоциональную память;
  • уметь устанавливать равночисленность совокупностей предметов с помощью составления пар;
  • развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;
  • развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления (о форме, размере, взаимном расположении предметов);
  • оформить умение измерять и чертить отрезки, пользоваться линейкой;
  • изучить натуральные числа от 1 до 10,0 на системе практических занятий с использованием наглядности;
  • раскрыть смысл арифметических действий (сложения и вычитания) на основе элементарных практических действий,
  • научить ориентироваться в тетради, аккуратно и систематически вести записи;
  • научить слушать и выполнять работу самостоятельно.
Читайте также:  Упражнения для формирования осмысленного чтения

^ Тематическое планирование

Формирование навыков счета кругов, квадратов, треугольников.

Закрепление представления о порядковом значении числа Игры: «Веселый счет», «Помогите числам занять свои места по порядку», «Угадай-ка», «Рассеянный художник».

Различие предметов по форме и составление из кругов, квадратов, треугольников (геометрических фигур) других геометрических фигур, а также рисунков. Научить различать аналогичные предметы по величине; знакомство с понятиями «верхний», «нижний», «большой», «маленький», «сколько».

Повторение счета. Обучение детей приемам сложения и вычитания чисел 2,3.

Обучение детей приемам сложения и вычитания чисел 2, 3, 4.

Закрепить знания состава чисел первого десятка.

Учить детей приему сложения и вычитания по одному.

Воспроизведение приема сложения и вычитания единицы по памяти.

Упражнять детей в анализе групп фигур, в установлении закономерности, в наборе признаков, в умении сопоставлять и обобщать, в поиске отличия одной группы от другой.

Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.

Развитие речи и обучение грамоте призван обеспечить:

  • взаимосвязь изучения родного языка с развитием коммуникативно-речевых и творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;
  • интенсивное развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
  • развитие художественно-образного и логического мышления учащихся, воспитание речевой культуры общения как неотъемлемой части общения культуры человека;
  • работать над развитием речи учащихся, формировать у детей сознательное, в меру их возраста, возможные отношения к языковым фактам, повышать их активность и самостоятельность, способствующие умственному и речевому развитию. Сформировать навык чтения, опираясь на жизненный опыт детей;
  • научить осмысленно читать, говорить, писать;
  • по-возможности, обогатить речь учащихся, развивать их внимание и интерес к языковым явлениям;
  • развивать интерес к учебным занятиям;
  • расширение и уточнение представления детей об окружающей среде в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций;
  • развитие фонематического слуха;
  • дать элементарные понятия о звукобуквенном анализе слов, научить правильно определять и давать характеристику звука;
  • обогащение словаря учащихся, развитие их речи;
  • правильное обозначение звуков на письме, писать под диктовку, составлять слова из букв и слогов;
  • научить списывать с печатного текста, говорить перед классом, отвечать на вопросы, спрашивать, рассказывать о своих наблюдениях и т.д. Таким образом, целостный курс подготовки к школе поможет детям усвоить ряд понятий и закономерностей, которые помогут начать успешное обучение в первом классе.

^ Тематическое планирование

Для чего мы говорим? Игра «Полслова за вами»

Игра: Опиши предмет. Кто больше назовет свойств и использование предмета.

Игра: «Я знаю. » Гласные звуки. Мы поем.

Печатные буквы. Диалог. Графическая речь.

Игра: «Расшифруй письмо». Штриховка.

Игра: « Кто лучше»

Игра: « Кто наблюдательнее»

«Говорящий» мир вещей. «Общение» с предметами окружающего мира. Мир игр и игрушек. Твоя любимая игрушка.

Игра: «Сочини сказку о предмете».

Игра: «Идем в гости».

Согласные звуки и буквы. Игра: «Подружи буквы».

Игра: «Разложи по-порядку»

2.Печатание слов с изученными буквами и звуками.

4 зан.11.02

Игра: « Сказочные владения Радуги. Опиши» Звуки мягкие и твердые.

Игра: «Скажи правильно».

Игра: « Раздели слова на части».

Ударение. Игра: « Молоточки».

Игра: «Буква заблудилась».

Игра: « Когда это бывает?». Звуки и буквы с, т, ф, х.

Игра: «Составь слово».

2.В стране Зеркал.

Звуки глухие и звонкие. Игра: «Колокольчики».

Игра: «Самый красивый». Подбор слов к рифме.

Игра: «Поэты». Сложные слова.

1.Составление текстов и предложений. Рассказ по плану. Карнавал слов. Игра: «Узелки на память». Конкурс знающих. Речевой этикет – что это?

^ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Курс математики и логики

1. Арифметический материал:

    • Числа от 1 до 10; название, последовательность, обозначение, счет, сравнение чисел и предметов, Число 0. Состав чисел. Арифметические действия сложение и вычитание.
    • Решение простейших задач на основе счета предметов,

2. Геометрический материал:

Распознавание геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб. Сравнение и раскраска фигур. Составление фигур из частей и разбиение фигур на части.

Фигуры на клетчатой бумаге. Подсчет числа клеток, треугольников, прямоугольников, на которые разбита фигура. Конструирование фигур из палочек.

Точка. Линия. Отрезок. Научить пользоваться линейкой, чертить отрезки. Сравнение предметов по форме, цвету; сравнение групп предметов, основные отношения между предметам: больше-меньше, выше-ниже, спереди-сзади, сверху-снизу, слева-справа. Совокупность предметов или фигур, обладающие общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

Дать пространственные и временные представления Ориентирование в клетках (диктанты).

3. Содержательно-логические задачи и задания, основанные на математическом содержании первых двух разделов и направленные на развитие познавательных процессов у дошкольников:

  • Внимания: математические игры: «Веселый счет», «Измени форму или размер или цвет», «Прибавить, вычесть»; зрительные диктанты с изображением различных предметов (5), с изображением чисел, геометрических фигур и т.д. Графические диктанты.
  • Воображения: задания на составление из заданных частей фигур, обладающих указанными свойствами; задания на взаимное расположение фигур на плоскости; на изменение формы, размера, цвета заданной фигуры; на выделение геометрических фигур из множества заданных по описанию их свойств; задания на определение «на глаз» размера фигуры, сравнение «на глаз» размеров заданных фигур (выбери ту из предложенных фигур, которая полностью войдет в заданный круг и т.п.)
  • Памяти: зрительные диктанты по специально разработанным таблицам, слуховые диктанты; дидактические игры математического содержания: «Запомни математические термины», включающие в себя 5 -7 слов, воспроизведи «Цепочку слов»;

^ ОСНОВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЫ КУРСА И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

Сравнение предметов и групп предметов.

Научить детей различать цвета и размеры. Формирование представлений о символическом изображении вещей.

Умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах, умений сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

Знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных. Формирование классифицирующей деятельности (классификация фигур по цвету, форме, величине). Упражнение детей в анализе групп фигур, в установлении закономерности в наборе признаков, в умении сопоставлять и обобщать, в поиске признаков отличия одной группы фигур от другой. Упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола из счетных палочек, анализе и обследовании их зрительно-осязательным способом. Решение логических задач на поиск недостающих фигур. Точка. Линия. Отрезок. Научить пользоваться линейкой. Чертить отрезки.

Пространственные и временные представления.

Развитие внимания и наблюдательности у детей. Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Развитие речи, включение в их активный словарь понятий: «толстый», «тонкий», «широкий», «узкий», «выше», «ниже», «высокий», «низкий», «сначала», «потом», «после этого», «слева», «справа», «между», «вверх», «вниз», «направо», «налево», «слева направо», «больше», «меньше», «равно», «столько же».

Числа от 1 до 10

Уточнение имеющихся у детей представлений о числе предметов, Тренировка в счете до десяти. Счет в пределах десяти. Знакомство с порядковыми числительными. «Сколько? Какой?» Понятие закрепить «один» и «много». Установление соответствия между числом и цифрой. Дать знания состава чисел первого десятка. Упражнять детей в дополнении чисел до любого заданного числа.

Элементарные арифметические действия сложение и вычитание.

Решение простейших задач на основе счета предметов.

Ознакомление детей с приемом образования чисел путем образования чисел путем прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа. Формирование навыков сложения чисел и вычитания в пределах 10. Учить детей приему «+» и «» по 1. Воспроизведение приема прибавления и вычитания единицы по памяти.

Развитие речи и обучение грамоте

Что мы знаем о способностях своих будущих учеников, приходящих на курсы подготовки к школе?

Как и чему мы должны их обучить, зная о предстоящих в школе трудностях?

Какой из предметов будет самым сложным? Как помочь уже сейчас преодолеть трудности?

Эти вопросы мы, учителя задаем себе, задумываясь о своих будущих учениках. Им предстоит пройти сложный путь, познания, где мы должны будем стать не просто учителями, а еще и помощниками, друзьями, к которым можно обратиться за помощью.

Исходя из педагогического опыта, мы приходим к выводу, что одним из сложнейших предметов, вызывающий наибольшие трудности, является русский язык, а на первом году обучения в школе – еще и чтение.

Данная программа поможет педагогу подготовить дошкольников к изучению вышеуказанных предметов и смягчит грядущие трудности и проблемы.

Кроме того, используя данную программу, учитель сможет активизировать мыслительную деятельность будущих учеников, обогатить их словарный запас, ознакомить с элементами школьной жизни, оказать помощь родителям в воспитании полноценной личности.

В тематическом планировании указаны темы и примерное количество занятий, которое может быть изменено педагогом, в зависимости от более или менее успешного прохождения программы, усвоения детьми необходимых знаний и формирования умений и навыков.

Продолжительность занятий с ребенком 6 лет не должна превышать 25 минут, поэтому занятия будут проводиться 1 раз в неделю по 25 минут с 15-ти минутным перерывом.

Программа развития познавательных способностей 1 класс

Современное начальное образование ставит самой главной целью развитие личности ребёнка.

В концепции ФГОС второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксирует портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»

Курс «РПС» (развитие познавательных способностей) нацелен на формирование у учащихся вышесказанных качеств выпускника начальной школы.

Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих занятий.

В соответствии с целью определяются конкретные задачи:

  • 1.Развитие познавательных способностей младших школьников.
  • 2.Развитие творческих способностей младших школьников.
  • 3.Расширение кругозора учащихся.
  • 4.Развитие эмоционально-волевой сферы учащихся.
  • 5.Формирование стремления учащихся к личностному росту.

Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления как анализ. Синтез. Исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

Курс «РПС» ориентирован на детей от 6 до 7 лет, рассчитан на 33 занятия, 1 раз в неделю.

В содержании курса интегрированы задания из разных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учебе.

Рекомендуемые способы стимулирования творческой активности учащихся на занятиях курса «РПС»

– обеспечение благоприятной атмосферы;

-безотметочная система обучения;

-обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности;

– поощрения высказывания оригинальных идей;

– широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа;

– использование педагогами личного примера;

– представление детям возможности активно задавать вопросы.

Календарно –тематическое планирование курса «РПС», 1 класс

К концу курса учащиеся должны уметь:

-находить и устанавливать закономерности в расположении предметов, достраивать логические ряды в соответствии с заданным принципом;

-находить принцип группирования предметов, давать обобщенное название этим группам;

-называть несколько вариантов исключения лишнего предмета среди групп однородных;

-находить сходства и различия предметов (по цвету, форме. размеру);

– самостоятельно решать различного рода головоломки (ребусы, криптограммы, и т.д);

– подбирать рифмы к словам;

– с помощью учителя ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями «вверх наискосок налево». «вниз наискосок направо» , «вниз наискосок справа налево»;

-пользоваться приёмами театрализации: разыгрывать несложные ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику, пластику и другие актёрские способности;

– выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.

  • 1.Мищенкова Л.В. – 36 занятий для будущих отличников: занятия по развитию познавательных способностей (6-7лет)/Методическое пособие, 1 класс. – М.: Изательство РОСТ. – 198 с.
Ссылка на основную публикацию