учителя-логопеда общеобразовательной школы”

Как работает логопед в школе

Многие родители, отдавая ребёнка с дефектами речи в школу, ожидают, что там с ним будет работать логопед. Однако часто это неосуществимо по вполне объективным причинам. Давайте познакомимся с тем, как работает логопед в школе.

Организация работы логопеда в обычной школе

В общеобразовательной школе организуется логопункт. Часто он один на несколько рядом расположенных учебных учреждений и обслуживает 25 начальных классов. Работает логопед 20 часов в неделю, то есть, 4 часа длится его рабочий день. Вакансия логопеда в школе — отличное начало старта в карьере и её с удовольствием занимают молодые специалисты. Среди них много старательных и обязательных, однако часто амбиции, свойственные молодости, мешают им вовремя проконсультироваться с более опытным специалистом, общаться с родителями.

Работа школьного логопеда регламентирована. С первого по пятнадцатое сентября комплектуются группы и подгруппы тех детей, которые будут заниматься с логопедом в школе. Для этого логопед проводит диагностику устной речи у всех первоклассников, а у 2-4 классов проверяет сформированность письменной речи. С первоклассниками логопед дефектолог работает более внимательно. Сначала он беседует со всеми детьми, отбирая имеющих проблемы. На второй неделе сентября отобранные дети пройдут расширенную диагностику. Из их числа будут выбраны те, кому в первую очередь нужны систематические коррекционные занятия. И если первичный отбор проходит во время уроков, то вторичный — во второй половине дня, часто логопед приглашает для беседы и родителей ребёнка.

Для систематических занятий отбираются 25 детей, остальные записываются в лист ожидания. В первую очередь логопед занимается с теми детьми, которым нарушения устной и письменной речи значительно мешают усваивать школьный материал.

С 16 сентября по 15 мая учитель логопед занимается с прикреплёнными к логопункту детьми. С 16 по 31 мая логопед вновь обследует учеников начальных классов, составляя предварительные списки групп на следующий учебный год.

Как распределяется рабочее время школьного логопеда

К 15 сентября формируется расписание занятий с детьми. При этом распределение по времени следующее:

группа первоклассников — 35 минут;

группа детей 2-4 классов — 45 минут;

подгруппа — 20-25 минут;

индивидуальное занятие 15-20 минут.

Занятия с логопедом проводятся после уроков. Специалист может забирать детей из группы продлённого дня. Или школьников приводят родители после домашнего отдыха (оптимальное время занятий — после 16 часов).

Расписание составляется один раз. Очень нежелательно менять его. При этом каждый ученик посещает занятия три раза в неделю. В некоторых случаях, уроки логопеда могут проходить реже: два и даже один раз в неделю.

Речевая карта школьника

Такую карту логопед бесплатно заполняет на каждого школьника, занимающегося в логопункте. В ней указываются:

класс, фамилия, имя и возраст ученика;

домашний адрес и телефон родителей;

дата, когда зачислен на занятия в логопункт;

успеваемость по русскому (родному) языку;

жалобы родителей, учителей;

заключение сурдолога и психиатра;

данные о развитии речи и общем развитии;

характеристика артикуляционного аппарата и речи;

сформированность навыков фонетического анализа слов, чтения и письма;

характеристика на ребёнка учителя и психолога;

результаты повторного обследование на время отчисления из логопункта.

Основные задачи деятельности логопеда

проводит диагностику отклонений речевого развития у детей;

корректирует нарушения устной и письменной речи, помогая школьникам усваивать учебный материал;

проводит мероприятия, направленные на предупреждение речевых нарушений у учащихся;

логопед для родителей и учителей проводит тематические занятия, помогающие им более умело работать с детьми, имеющими речевые нарушения.

Информация для родителей

Если логопед не зачислил вашего ребёнка на занятия в логопункт в первой половине сентября, то шансов на то, что это будет сделано позже — очень мало. При этом вы имеете полное право получить консультацию логопеда и принять решение о необходимости занятий со специалистом вне школы.

Логопед бесплатно доступен в детских поликлиниках, однако там может быть большая очередь. Выбор платных занятий достаточно широк. Здесь лучше ориентироваться на отзывы и приходить к логопеду, имеющему сформированный положительный имидж.

Вы можете воспользоваться услугами нашего Речевого центра, чтобы найти подходящего специалиста, работающего недалеко от вас или задать вопрос практикующим логопедам.

Учитель-логопед

Основные направления работы учителя-логопеда в школе – это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

§ развитие связной речи,

§ накопление и совершенствование словаря,

§ развитие физического и речевого слуха

§ развитие грамматической стороны речи

§ развитие артикуляционной моторики

§ обучение навыкам словообразования и словоизменения

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);

формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);

формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);

профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы.

Какие ошибки должны насторожить родителей

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству: б-д , п-т, Е-3, а-о, д-у , и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие звука или его замена отражается и на письме. Ребёнок пишет то, что говорит: сапка – шапка, теловек – человек, вопата – лопата .

3. Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие звуки, звуки ч, ц, щ между собой и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

4. Мы часто радуемся, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированном звуковом восприятии может привести к ошибкам на письме: пропуск букв, слогов, недописывание слов.

5. При дисграфии часты ошибки «застревания»: За зомом росла мамина (за домом росла малина), или ошибки «упреждения»: Дод небом лолубым (под небом голубым).

6. Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), вьезёт (везёт).

7. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок также является одним из проявлений дисграфии: Всаду вы росли чудесные розы (в саду выросли чудесные розы).

Когда и зачем нужны логопедические занятия?

Уважаемые родители! Обращайтесь за помощью к логопеду своевременно!

Если ребёнок пришёл в первый класс с нарушенным звукопроизношением, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие письменной и устной речи ребёнка.

Дети, занимавшиеся в детском саду с логопедом, находятся под особым контролем у школьного логопеда, так как у этих детей, в первую очередь, могут возникнуть трудности с освоением письменной речи. Сообщите логопеду, если ваш ребёнок имел в прошлом недостатки звукопроизношения.

Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.

Уважаемые родители, обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в дошкольный период.

Если вы откладываете постановку звуков у вашего ребёнка до поступления в школу, так как там есть логопед, вы делаете большую ошибку.

Если же ребёнок пришёл в 1-ый класс с непоставленными звуками, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется — у ребёнка нарушена одна из важнейших составляющих развития речи. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие письменной и устной речи ребёнка.

В начале учебного года первоклассники и другие ученики начальной школы проходят обследование у логопеда на основе нейролингвистических методик, которые помогают наиболее полно охватить все этапы речевого развития ребёнка.

По результатам обследования на дополнительные занятия по развитию речи приглашаются ученики с выявленными трудностями в области фонетико-фонематического восприятия (как ребёнок слышит, воспринимает и дифференцирует звуки и звукосочетания, артикуляционно и фонетически близкие друг к другу), с трудностями в области словообразования, словарного запаса, а также в области связной речи.

График работы учителя-логопеда МБОУ «Ивановская СОШ»

Логопед ведёт групповые и индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю.

Групповые занятия длятся 40 минут, индивидуальные – 20 минут. В каждой группе по 4-8 человек. Необходимость в дальнейшем обучении с логопедом определяется в результате дополнительного обследования в конце учебного года.

За консультацией вы можете обратиться к учителю-логопеду Лисман Ирине Владимировне с понедельника по среду с 11 до12.00 часов.

Специальная помощь, оказываемая учителем-логопедом, направлена на коррекцию речевых нарушений, ориентирована на дальнейшее развитие устной и письменной форм речи.

Хочу поделиться некоторыми материалами и наработками в своей работе.

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язычок лежит на нижней губе.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд.

Читайте также:  Использование специальных упражнений в коррекционно-логопедической работе с обучающимися с особыми потребностями

«Горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.

«Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

«Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.

«Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«Футбол». Рот закрыт. Напряженным языком упереться изнутри то в одну, то в другую щёку.

«Почистим зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

«Катушка». Рот закрыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта.

«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык ув глубь рта.

«Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для губ

«Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«Трубочка». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«Бублик». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

«Заборчик» – «Бублик», «Улыбка» – «Хоботок». Чередование положений губ.

«Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

1. Научите ребенка узнавать и различать неречевые звуки. Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Автомашина.) Кто кричит? (Мальчик.) Поиграйте со звучащими игрушками. Попросите ребенка угадать с закрытыми глазами, что звучало: барабан, дудочка, погремушка.

2. Необходимо научить различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. «Кто тебя позвал?» «Где мяукает котёнок – далеко или близко?» «Угадай, кто говорит: мама-медведица, папа-медведь или медвежонок из сказки про трёх медведей.»

3. Поиграйте со словами, близкими по звуковому составу. Например, игра со словом «вагон». Ребёнку предлагается послушать слова, похожие на слово «вагон» и хлопнуть в ладоши, когда прозвучит ошибочный вариант этого слова: «вагон-вакон-фагон-вагон-факон-вагом».

4. Поиграть со слогами, научиться их различать. Например, «на-на-на-па» – какой слог здесь лишний? «Я назову слог с глухим звуком, а ты со звонким. Например, па-ба, та-да и т. д.

5. Научите ребенка различать фонемы (звуки) родного языка. Работу начинают с дифференциации гласных звуков. Например, «поезд гудит у-у-у-у, девочка плачета-а-а-а-а, птичка поёт и-и-и-и-и». Ребенок запоминает звучание звуков, а затем показывает картинки поезда, девочки или птички, когда услышит тот или иной звук. Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

6. Формируйте у детей навыки элементарного звукового анализа. Начинать надо с того, что дошкольника учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трёхсложные слова. Далее проводят анализ гласных звуков. Например, красный кружок – это а, желтый – это у, зеленый – это и. Взрослый произносит сочетания гласных звуков, а ребёнок выкладывает цветные кружочки. Затем приступают к анализу согласных звуков. Учат определять количество и порядок звуков в слове. Для этого сначала определяют, есть ли заданный звук в слове. Потом предлагают назвать первый звук в заданных словах: рак, рама, радио, работа, и т. д. После этого нужно научить ребенка называть звук в конце слова: лес, нос, квас, погас, компас. Более сложным является задание определить, где находится заданный звук: в начале, в конце или в середине слова. Например, где находится звук – л – в словах: лапа, мыла, бал, палка, стол, ложка, молоко, гол, и т. д. Последний этап – это последовательное называние звуков в слове: мак – м а к, луна – л у н а, ручка – р у ч к а. Такие нехитрые задания помогут вашему ребенку в будущем при обучении в школе.

Грамматический строй речи

1. «Послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее».

· В саду много красных яблок.

· Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

2. «Найди в предложениях ошибки и постарайся их исправить».

· Собака вышла в будку.

· Хорошо спится медведь под снегом.

· Над большим деревом была глубокая яма.

3. «Постарайся составить предложение из слов».

· Мальчик, открывать, дверь.

· Сидеть, синичка, на, ветка.

· Груша, бабушка, внучка, давать

4. «Вставь пропущенное слово в предложение».

· Лена наливает чай … чашки.

· Почки распустились … деревьях.

· Пес сидит …конуры.

5. «Назови предметы по образцу».

Образец: один – дом, а если их много, то это – дома.

· Один – стул, а много – это …

· Одно – окно, а много – это …

· Одно – ухо, а много – это …

Образец: один –дом, а много (чего?) – домов.

· Один – стул, а много (чего?) – …

· Одно – окно, а много (чего?) – …

· Одно – ухо, а много (чего?) – …

6. «Назови детенышей животных по образцу».

Образец: у кошки – котята.

У козы -…, у волка – …, у утки – …, у лисы -…, у льва – …, у собаки -…, у курицы – …, у свиньи -…, у коровы -…, у овцы – … .

7. «Назови слова по образцу».

Образец: кукла из бумаги – бумажная.

Шляпка из соломы – …, горка изо льда -…, варенье из вишни -…, салат из моркови – …, суп из грибов -…., лист дуба – … .

8. Предложите ребенку составить рассказ по серии сюжетных картинок. Обратите внимание на то, верно ли ребенок разложил картинки, какие составляет предложения.

9. Предложите ребенку пересказать сказку или рассказ. Проследите за тем, как ребенок составляет пересказ: сам или пользуется вашими наводящими вопросами, смог ли отобразить в своем пересказе все описанные события, героев произведения.

1. «Один-много». Взрослый называет один предмет, например, шишка, а ребенок называет форму множественного числа: много шишек.

2. «Наоборот». Взрослый бросает ребенку мяч и называет признак предмета, например, высокое дерево, а ребенок возвращая мяч, называет противоположный признак: низкое дерево.

3. «Найди свою маму». Ребенок должен найти маму каждому детенышу животного. В эту игру хорошо поиграть с друзьями, использовать маски животных и их детенышей.

4. «Большой-маленький». У ребенка картинки с изображением предметов разного размера. Необходимо найти пару «У меня гнездо, а у меня гнездышко». В эту игру лучше играть с несколькими детьми.

5. «Угадай, чей домик». Взрослый загадывает загадку: «В лесу большая нора, в ней живет лиса. Чей домик?» (лисий).

6. Необходимо учить ребенка вслушиваться в речь и различать окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода: «Про какой предмет можно сказать голубой (Карандаш.) Голубая? (Лента.) Голубое? (Пальто.)

7. Научите ребенка составлять простые предложения типа «Мама варит суп. Папа рубит дрова топором», а затем сложные с союзами «и», «а». Ребенок должен овладеть умением устанавливать последовательность событий, правильно выражать её словами. «Начался дождь, и дети надели плащи. Миша рисует дом, а Таня лепит утку»

8. Учите ребенка обобщать. «Огурец, помидор, картофель – это овощи. Стул, кровать, диван, шкаф – это мебель и т.д.»

9. Вместе читайте и пересказывайте сказки. Рисуйте любимых героев книг и мультфильмов.

Раздел 1 Организация работы учителя-логопеда на школьном логопункте

Работа учителя-логопеда, осуществляющего свою дея­тельность в логопедическом пункте при общеобразователь­ной школе, имеет свою, отличающуюся от других учреж­дений, специфику. Логопедическая работа– это не до­полнительная образовательная услуга, как ее пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определен­ными категориями учащихся. Именно это и делает рабо­ту школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востре­бованной. Согласно нормативным документам, регламен­тирующим работу учителя-логопеда при школьном логопункте (Инструктивное письмо Министерства образо­вания РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» (приложение 1), Типовое положение о лого­педическом пункте образовательного учреждения), лого­педический пункт при общеобразовательной школе орга­низуется для оказания помощи детям с нарушениями ус­тной и письменной форм речи.

Основными задачами учителя-логопеда, работающе­го в общеобразовательной школе, являются:

• своевременная диагностика аномалий речевого раз­вития у учащихся;

• коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладе­нии школьной программой;

• предупреждение и профилактика речевых нарушений;

• пропаганда специальных логопедических знаний сре­ди учителей и родителей учащихся. Логопедический пункт создается в общеобразователь­ном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются учащиеся, име­ющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной сте­пени выраженности; фонетико-фонематическое недораз­витие речи; фонематическое недоразвитие речи; заика­ние; недостатки произношения — фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловлен­ные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

Читайте также:  Практический материал учителя-логопеда для работы с неговорящими детьми

В первую очередь зачислению в логопедический пункт подлежат учащиеся, имеющие нарушения в раз­витии устной и письменной речи, препятствующие их успешному усвоению знаний по основным разделам школьной программы (дети с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим и фонематическим не­доразвитием).

Одновременно в логопедическом пункте городского общеобразовательного учреждения может заниматься не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреж­дения– не более 20 человек. Зачисление на логопеди­ческий пункт осуществляется на основе обследования

речи, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Выпуск обучающихся производится в течение всего учебного года после устранения у них дефектов речи.

Основной формой организации занятий являются групповые занятия. Группы комплектуются учителем-логопедом с учетом однородности речевого недоразви­тия и возраста детей. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от структуры речевого дефекта (приложение 1.3). Минимальная наполняемость группы не должна быть менее трех учащихся.

Занятия, как правило, проводятся во внеурочное вре­мя с учетом режима работы школы. Коррекция произ­ношения у обучающихся 1 классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде ис­ключения, может осуществляться во время уроков (кро­ме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого недоразвития.

Групповые занятия проводятся:

• с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, –не менее 3 раз в неделю;

• с обучающимися, имеющими фонетико-фонематичес­кое или фонематическое недоразвитие речи; наруше­ния чтения и письма, обусловленные фонетико-фо­нематическим или фонематическим недоразвитием речи, –не менее 2-3 раз в неделю;

• с обучающимися, имеющими фонетический де­фект, –не менее 1-2 раз в неделю;

• с заикающимися обучающимися –не менее 3 раз в неделю.

Индивидуальные занятия с обучающимися, имею­щими сложные речевые дефекты: общее недоразвитие речи второго уровня; дефекты речи, обусловленные на­рушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия), — должны проводить­ся не менее трех раз в неделю. По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся, заня­тия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в од­ной группе с заикающимися учащимися и обучающи­мися с недостатками произношения отдельных звуков. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, длительность индивидуального занятия -20 минут. Между групповыми занятиями допускаются перемены в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями– 5-10 минут. Время пере­мен входит в рабочее время учите ля-логопед а и может быть использовано для проверки письменных работ уча­щихся, для подготовки к следующему занятию и др.

Продолжительность коррекционного обучения каж­дого конкретного ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития. Дети с фонетико-фо-нематическим или фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными эти­ми нарушениями, могут заниматься в логопедическом пункте от одного полугодия до одного года. Продолжи­тельность обучения детей с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными этим речевым недоразвитием, может составлять от 1,5 до 2 лет в зависимости от тяжести нарушения.

Темы групповых и индивидуальных занятий отра­жаются в журнале учета посещаемости логопедических занятий, который является финансовым документом.

В случае необходимости дети, имеющие нарушения речи, с согласия родителей (законных представителей) могут направляться учителем-логопедом на консульта­цию к врачам-специалистам (детскому неврологу, дет­скому психиатру, отоларингологу, офтальмологу и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение обучаю­щимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и родители учащихся. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование по специально­сти «логопедия». Учителя-логопеды назначаются и увольняются директором учреждения в порядке, пре­дусмотренном законодательством, установленном для учителей общеобразовательных учреждений.

На основании Письма Минобразования России от 25 августа 1998 г. № 05-51-66/98 «О вопросах нормиро­вания и оплаты труда педагогических работников» оп­лата труда учителя-логопеда при школьном логопункте производится из расчета’20 астрономических часов в неделю, из которых 18 часов, согласно Типовому поло­жению о логопедическом пункте при образовательном учреждении, отводится на работу с детьми и 2 часа -на консультативную работу и оформление документа­ции. В часы консультаций учитель-логопед имеет воз­можность более тщательно обследовать учащихся с це­лью уточнения логопедического заключения, давать рекомендации школьникам и их родителям по коррек­ции фонетических нарушений, проводить консульта­ции с родителями и учителями по специфическим воп­росам и др.

Учителю-логопеду, являющемуся заведующим лого­педическим пунктом, возможна оплата за заведование кабинетом.

Для учителей-логопедов логопедических пунктов школ действующим законодательством предусмотрены следующие льготы и преимущества: • надбавка к заработной плате (в размере 20%) на ос­новании Письма Минобразования России от 12 янва­ря 1993 г. № 10/32-т «О повышении ставок заработ­ной платы работников образовательных учреждений»;

• продолжительность очередного трудового отпуска (56 календарных дней) на основании Постановления Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1052, с изменениями «Об отпусках работников образователь­ных учреждений и педагогических работников дру­гих учреждений, предприятий и организаций» (при­ложение 2);

• порядок пенсионного обеспечения на основании По­становления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 «О правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педаго­гической деятельностью в школах и других учреж­дениях для детей»;

• учитель-логопед имеет право на предоставление ему длительного отпуска сроком до одного года– осно­вание: Приказ Минобразования России от 7 декабря 2000 г. № 3570 «Об утверждении положения о по­рядке и условиях предоставления педагогическим ра­ботникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года» (приложение 4);

• учителям-логопедам, работающим по совместительству, предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска по совмещаемой работе либо выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении на осно­вании Постановления Минтруда РФ от 30 июня 2003 г, № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических ра­ботников и работников культуры» и др.

Организация работы учителя-логопеда в условиях общеобразовательной школы
статья на тему

Основные направления работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе. Как организовать коррекционно-образовательный процесс?

Скачать:

ВложениеРазмер
Организация логопедической работы в общеобразовательной школе.46.57 КБ

Предварительный просмотр:

Васильева наталья Олеговна

МОУ «СОШ №3 г.Свирск»

Организация логопедической работы в школе

Организация коррекционно – логопедической работы в школе осуществляется на основе Инструктивного письма Министерства образования РФ №2 от 14.12.2000г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводятся с обучающимися 1 – 4 классов, имеющих различные речевые нарушения:

«Общее недоразвитие речи» (ОНР);

«Нерезко выраженное общее недоразвитие речи» (НВОНР);

«Фонетико – фонематическое недоразвитие речи» (ФФНР);

«Фонематическое недоразвитие речи» (ФНР);

«Нарушения письма и чтения», обусловленные перечисленными выше нарушениями речи;

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии (ОНР, НВОНР, ФФНР, ФНР) является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы и требует обязательной логопедической помощи – коррекционно-развивающих логопедических занятий.

Место логопедических занятий в учебном плане

Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводятся в течение учебного года (с 15 сентября по 15 мая) не менее 2 – 3 раз в неделю с каждой группой в соответствии с тематическим планированием, на основании которого составляется календарно-тематическое планирование для каждой логопедической группы. Первые две недели учебного года ( с 1-го по 15-е сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в новом учебном году. Учитель-логопед в это время проводит обследование устной и письменной речи обучающихся.

Занятия с обучающимися проводятся во внеурочное время. Расписание логопедических занятий составляется учителем-логопедом с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

Коррекционно – логопедические занятия проводятся в различной форме: индивидуално, в подгруппе и группе. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Продолжительность группового логопедического занятия для первоклассников составляет 35 минут, для учеников 2-3 классов– 40, подгруппового занятия – 20-25 минут, индивидуального – 15-20 минут.

Цель логопедических занятий в школе:

Оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи и испытывающим трудности в обучении и общении.

Новый стандарт предлагает в качестве основных образовательных результатов предметные, метапредметные и личностные. Результаты деятельности школьного учителя-логопеда напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, что является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в основной начальной школе.

Для успешной работы необходима организация методически грамотного логопедического сопровождения.

Компонентами логопедического сопровождения или задачами являются:

  • профилактика речевых нарушений;
  • логопедическая диагностика;
  • коррекция речевых дефектов;
  • формирование всех сторон (компонентов) речи;
  • развитие невербальных психических функций;
  • развитие эмоционально – волевой сферы;
  • формирование нравственных установок ребёнка

Образовательные технологии и методики в логопедической работе

В процессе работы учитель-логопед применяет следующие образовательные методики и технологии:

Методика Агранович З. Е.

Методика Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г.

Зачем в школе логопед

В последние годы заметно снизилось качество обучения в школе, особенно по русскому языку и литературе. Шестиклассник, читающий по слогам – нередкое явление. Дети читать не любят и не хотят. К окончанию школы только треть из них могут вдумчиво читать текст и извлекать из него полезную информацию, грамотно говорить и писать, владеть нормами языка. Больше половины выпускников не могут последовательно и грамотно изложить свои мысли.

Как показало многолетнее изучение одной из причин неуспеваемости детей и по русскому языку и по математике и по другим предметам является недостаточная сформированность устной речи, которая препятствует овладению правильным чтением и грамотным письмом. К пяти годам ребенок в норме должен овладеть всей структурой языка, то есть звуковой и смысловой стороной. Это значит, что ребенок говорит чисто, грамотно, различает звуки речи, обладает достаточным словарным запасом. Грамотная речь – показатель умственного развития ребенка. В шести-семилетнем возрасте речь развивается очень бурно.

Развитие речи идет в двух направлениях:

  1. интенсивно развивается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие;
  2. речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, грамматического строя речи, а также мышления).

При этом расширение словаря, развитие грамматического строя речи и познавательных процессов непосредственно зависит от условий жизни и воспитания. Поэтому в этом возрасте очень важно организовать занятия по развитию речи, особенно для детей, у которых обнаруживается речевая недостаточность. Такие занятия в школе проводит учитель-логопед.

Логопедия в переводе с греческого означает «воспитание правильной речи». Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и воспитание лиц с расстройствами речевой деятельности. Объект изучения – человек. Как и все науки, изучающие человека, логопедия – наука синтетическая. Учитель-логопед – это педагог, который должен обладать знаниями, связанными со специальными отраслями педагогики (тифлопедагогикой, сурдопедагогикой, олигофренопедагогикой), методиками обучения родному языку и математике, общей и специальной психологией, нейропсихологией, нейро- и психолингвистикой и другими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и не речевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.

В школе учитель-логопед является экспертом успеваемости по родному языку. Он выявляет детей с недостатками устной и письменной речи и организует занятия по подготовке предпосылок к полноценному обучению ребенка учителем. Учитель-логопед на своих занятиях решает не только собственно речевые задачи, но и формирует учебную деятельность детей. Если в дошкольном возрасте основной деятельностью ребенка является игра, то в школе он должен заниматься учебной деятельностью. По данным М.Безруких 78% 6-летних детей к школе не готовы, а для 7-летних – 20-30%. По результатам наблюдений первоклассников нашей школы все 7 детей, которым было меньше 6,5 лет на 1 сентября, имели психологические проблемы: 5-расторможены, 1-часто плачет, 1-замкнут и обидчив, 1-не может запомнить буквы, у 1- приступы рвоты.

Современные психологические и педагогические исследования свидетельствуют о том, что одной из самых важных сторон психологической готовности к школе является определенный, достаточный уровень произвольного или волевого развития ребенка. Известно так же, что трансформация непроизвольных функций и процессов в произвольные оказывается главной линией в психологическом механизме развития личности ребенка.

Даже у одаренных детей довольно высокий уровень развития познавательных процессов, речи воображения сочетается с недостаточной сформированностью произвольности. Это фиксируется как у детей, поступающих в школу, так и у учащихся 2-3 классов. Недостаточный уровень произвольности проявляется в особенностях оформления письменных работ (грязь в тетради, неумение надавливать на ручку, очень медленный темп письма) и в наличии особых ошибок, не относящихся ни к орфографическим, ни к дисграфическим, типичным для детей с дефектами речи:

1) заменой букв (к-п);
2) списывание с ошибками с доски;
3) не может удержать и воспроизвести элементы речи (звуки, слова, предложения);
4) тремор рук при письме;
5) появление или возрастание ошибок к концу работы;
6) трудности в освоении алфавита;
7) отсутствие орфографической зоркости.

1) повторное считывание строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки;
2) потеря строчки при чтении;
3) прочитывание с ошибками;
4) низкая скорость чтения;
5) плохое запоминание;
6) не умеет выделить главное в прочитанном.

1) арифметические ошибка;
2) неумение решать задачи.
В современных условиях дошкольного воспитания формирование подлинной произвольности затруднено. В детских учреждениях развитие произвольного внимания осуществляется по внешнему типу, когда цели и задачи любой деятельности, задаются взрослым, и от ребенка требуют подчинения нормам и правилам. Подлинная произвольность заключается в том, что ребенок должен «овладеть собственным поведением, отнесясь к себе как бы со стороны, рассматривая себя как некий объект» (Выготский). «Речь помогает ему овладеть этим объектом» (Выготский).

В раннем и младшем школьном возрасте слово идет за действием и фиксирует результат. На следующей ступени развития речь сопровождает действие. Затем речь сдвигается на первый план. Ребенок в словесной форме определяет для себя задачу и таким образом регулирует и планирует свое поведение. Ребенок 5-6 лет уже практически может управлять своим поведением, подчинять свои действия ожиданиям окружающих его людей, добиваться достижения поставленной цели, преодолевать трудности, нов то же время легко отвлекается от своих намерений на любое привлекательное для него обстоятельство.

Первоклассник должен уметь отделять главное от второстепенного и организовывать свое поведение сознательно так, чтобы не отвлекаться от главного.

Таким образом, для того чтобы подготовить ребенка к полноценной учебной деятельности и сформировать творческую личность, необходимо развивать у ребенка произвольную деятельность и произвольное поведение, общение, которые помогают детям быстрее адаптироваться в ученической среде и приобрести навык умения учиться. Это можно делать на основе развития речи на логопедических занятиях. Наполняемость логопедических групп (3-6 человек) позволяет осуществлять индивидуальный подход при решении учебных проблем каждого ребенка.

Учитель-логопед может провести детальное обследование ребенка и выявить причины его неуспешности в учебе.Он владеет необходимым арсеналом средств для оказания помощи ребенку, сможет дать конкретный совет по обучению каждого ребенка его учителям и родителям. Обследование первоклассников проводится в начале сентября. По результатам обследования детей учителем-логопедом и с учетом рекомендаций врача-невропатолога и логопеда поликлиники дети зачисляются на занятия в логопедические группы. Дети, посещавшие логопедические детские сады, продолжают обучение на школьном логопункте, так как известно, что общее недоразвитие речи компенсируется только к 10 годам.

Важно как можно раньше обратить внимание на проблемы ребенка. Полезно было бы провести скрининг-обследование детей при записи их в школу и дать родителям рекомендации по развитию и воспитанию еще до поступления в 1 класс. Многих школьных трудностей можно избежать, если родители вовремя обратят внимание на поведение, уровень развития мышления и речи у своего ребенка. Прогноз дальнейшего развития детей с недостатками речи скорее благоприятный при условии своевременной целенаправленной помощи. Например, дети, у которых в возрасте до 10 лет наблюдается задержка чтения, без специальной помощи вероятнее всего не смогут догнать сверстников к моменту окончания школы. А может еще и отстанут. И родители, и педагоги должны понимать, что сам ребенок не сможет справиться с подобными проблемами, ему требуется квалифицированная помощь специалистов. В школе таким специалистом является учитель-логопед.

Специфика работы логопеда в общеобразовательной школе

Работа учителя-логопеда, осуществляющего свою деятельность в логопедическом пункте при общеобразовательной школе, имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику. Логопедическая работа – это не дополнительная образовательная услуга, как её пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной.

Основные задачи логопедической службы

1.Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.

2.Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.

3.Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправ ленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);
  • профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы

Организация работы логопедической службы

Зачисление детей на логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.

На логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке: общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; недостатки произношения – фонетические дефекты речи; заикание; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи.

В первую очередь на логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление учащихся на логопедический пункт производится из числа обследованных детей в течение всего учебного года.

Предельная наполняемость логопедического пункта общеобразовательного учреждения не более 25 человек.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Занятия с обучающимися на логопедическом пункте проводятся во внеурочное время с учётом режима работы ОУ.

Продолжительность группового занятия – 40 минут, индивидуального занятия – 20 –40 минут.

Ответственность за посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель, родители и руководители ОУ.

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

Ссылка на основную публикацию