Использование специальных упражнений в коррекционно-логопедической работе с обучающимися с особыми потребностями

Сопровождение детей с тяжелым недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования

В последние годы контингент детей общеобразовательных школ значительно изменился. В современной России наблюдается рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В ситуации модернизации системы образования для таких детей с особыми образовательными потребностями (с ООП), как нельзя лучше, подходит инклюзивное образование, развивающееся в рамках государственной программы “Наша новая школа” (подпрограммы “Доступная среда”), которая должна обеспечить успешную реабилитацию детей с ОВЗ.

Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии (подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссии), препятствующие получению образования без создания специальных условий.

“Каждый ребенок способен учиться при создании тех или иных специальных условий” – это одна из основных установок специалистов, реализующих инклюзивную практику.

Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных школах регулируется ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС ООО, ФГОС СОО.

Согласно Российскому законодательству: “Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Категории детей с ОВЗ, подлежащие “включению” в общеобразовательные школы.

  • дети с нарушениями слуха (пр. 1-2 вида)
  • дети с нарушениями зрения (пр. 3-4 вида)
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в зависимости от степени интеллектуального развития по пр. 6-8 вида)
  • дети с задержкой психического развития (ЗПР) (пр. на основе программы специальных (коррекционных) школ и классов 7-го вида)
  • дети с нарушением интеллекта (У/О)(пр. 7-8-го вида )
  • дети с расстройствами аутистического спектра
  • дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) к тяжелым нарушениям речи относятся алалия (моторная и сенсорная), тяжелая степень дизартрии, ринолалии и заикания, детская афазия).

Традиционно детям с тяжелыми нарушениями речи оказывалась комплексная психолого-педагогическая помощь в системе специального образования (в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях V-го вида).

Строгое ограничение активного словаря, стойкие аграмматизмы, несформированность навыков связного высказывания, тяжелые нарушения общей разборчивости речи; затруднения в формировании не только устной, но и письменной речи.

Снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь).

Оптико-пространственный гнозис – на более низком уровне развития. Пространственные нарушения обуславливают выраженные и стойкие расстройства письменной речи (дислексию, дисграфию), нарушения счета (акалькулию).

Снижен уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания. Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания.

Специфические особенности вербального мышления, которые по своему психо-речевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи, а не с нарушением собственно (невербального) мышления.

Учебная деятельность детей с ТНР отличается замедленным темпом восприятия учебной информации, сниженной работоспособностью, затруднениями в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательными анализаторами; трудностями в организации произвольной деятельности, низким уровнем самоконтроля и мотивации, возможным ослаблением памяти, отклонениями в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности, нарушениями мелкой моторики, зрительно-моторной и слухо-моторной координации.

Несформированность языковых и коммуникативных навыков у учащихся с ТНР обуславливает проблемы их обучения, негативно отражается на формировании самооценки и поведения детей, приводит к школьной дезадаптации.

Очень важно при инклюзивном обучении обратить внимание на создание условий для получения образования детьми с ОВЗ. (Министерство образования Исх. N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г).

Для реализации цели и задач ребёнка с ОВЗ в школе разрабатывается адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП), которая включает в себя программу коррекционной работы.

Программа коррекционной работы поддерживает реализацию адаптированной основной общеобразовательной программы.

Адаптированная образовательная программа(АОП) – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, особых образовательных потребностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц”.

Адаптированная образовательная программа обучения составляется на основе рекомендаций ПМПК.

Структура АОП для детей с ОВЗ соответствует основной цели их образования – включения детей с ОВЗ в образовательное пространство, ориентированное на нормальное развитие.

Программа коррекционной работы (составляется при участии родителей).

В соответствии с п. 19.8. ФГОС начального образования Программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Коррекционная программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса. Реализация программы осуществляется через непосредственное взаимодействие специалистов: учителя, педагога – психолога, учителя – логопеда, социального педагога, специалистов ПМПК.

Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве

В связи с ориентацией системы общего образования на инклюзивную практику возросли требования как к учителю, так и учителю-логопеду, работающему на школьном логопункте общеобразовательной организации, т.к. наиболее распространенными отклонениями развития являются речевые расстройства.

Учитель-логопед – это специалист, занимающийся вопросами выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.

Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи:

1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление психолого-педагогического заключения (диагноза), позволяющего судить об уровне речевого и коммуникативного развития ребенка с ОВЗ.

2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ, включает в себя разработку и реализацию коррекционно-развивающих, индивидуально-ориентированных программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития, подбор дидактических и методических материалов.

4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся.

5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, по каждому предмету начальной школы, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.

6. Проведение систематического 2-3 раза в год изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы позволяет скорректировать имеющуюся индивидуальную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития .

7. Осуществление итоговой диагностики, охватывающей все компоненты речевой системы и выявляющей сформированность всех видов универсальных учебных действий.

8. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ его семьей.

9. Совершенствование научно-методического потенциала. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы. Разработка и внедрение новых технологий обучения, позволяющих при инклюзивной практике осуществлять коррекцию детей с ОВЗ.

10. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации.

11. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику. Консультирование педагогических работников, администрацию образовательной организации и педагогов по вопросам организации специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ, по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.

12. Профилактическая работа заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.

Каждое направление деятельности учителя-логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Особые образовательные потребности детей с ТНР:

  • Потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным); в формировании социальной компетентности.
  • Развитие всех компонентов речи, языковой компетентности.
  • Трудности в усвоении лексико-грамматических категорий создают потребности в развитии понимания сложных предложно-падежных конструкций, в целенаправленном формировании языковой программы устного высказывания, навыков лексического наполнения и грамматического конструирования, связной диалогической и монологической речи; дети с ТНР нуждаются в специальном обучении основам языкового анализа и синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения, просодики.
  • Формирование навыков чтения и письма.
  • Развитие пространственной ориентировки, внимания, восприятия, памяти, мыслительных процессов.

Логопедическое сопровождение занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.

Нарушения речи у детей с ОВЗ являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи ребенка с ОВЗ способствует развитию его познавательной деятельности, лучшему усвоению школьной программы, дальнейшей социальной адаптации.

Специальные образовательные условия обучения, воспитания и развития детей с ТНР:

  • раннее выявление детей с речевой патологией и организация логопедической помощи;
  • систематическая коррекционно-логопедическая помощь в раннем, дошкольном возрасте;
  • взаимосвязь и преемственность содержания и методов логопедической работы в условиях дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию (полное преодоление) или сглаживание отклонений речевого и личностного развития;
  • получение обязательной систематической логопедической помощи в условиях учреждения массового или специального типа;
  • возможность обучаться на дому и/или дистанционно (в случае тяжелых форм речевой патологии при сочетанных нарушениях развития);
  • взаимодействие и координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителей и врачей разных специальностей;
  • наличие адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
  • возможность модификации и адаптации учебной программы при изучении филологического и лингвистического курса;
  • реализация индивидуального дифференцированного подхода к обучению ребенка с ТНР (учет структуры речевого нарушения, речевых и коммуникативных возможностей ребенка, его индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве и т.п.);
  • применение индивидуально ориентированных специфических приемов и методов логопедической коррекции при различных по формах речевой патологии;
  • применение специальных методов, приемов и средств обучения и коррекционно-логопедической работы, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию “обходных путей” коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью, тщательный отбор и комбинирование методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности обучающихся, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства сохранных анализаторов; использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания);
  • выбор индивидуального темпа обучения, с возможным изменением сроков продвижения в образовательном пространстве;
  • особая организация диагностических, проверочных и контрольно-оценочных средств: сокращение объема контрольных заданий, адресные пошаговые задания, с более подробными инструкциями;
  • объективная оценка результатов освоения ООП обучающимися;
  • щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок.

Использование инновационных технологий, в практической деятельности учителя-логопеда применяемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями
статья по логопедии по теме

На современном этапе развития образования, в практической деятельности учителя-логопеда, инновационные технологии приобретают особое значение. Инновационные технологии позволяют достичь максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей с особыми образовательными потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
konferentsiya_statya2017.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Морева Наталья Андреевна,

учитель-логопед МАДОУ детский сад 2,

городской округ Красноуфимск

Инновационные технологии, в практической деятельности учителя-логопеда применяемые в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями

На современном этапе развития образования, в практической деятельности учителя-логопеда инновационные технологии приобретают особое значение.

Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, инновационные технологии позволяют достичь максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей с особыми образовательными потребностями, способствуют развитию индивидуальных способностей ребёнка, и, как итог, помогают оптимизировать коррекционно-развивающую работу учителя-логопеда. Инновационные методы воздействия в логопедической практике не меняют базисную организацию коррекции, локально изменяют, дополняют её методическую составляющую.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с особыми образовательными потребностями в дошкольной организации направлена, в первую очередь на укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоциональное благополучие. Для этого создаются специальные, благоприятные условия в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями. Результатом интеллектуальной деятельности педагога становятся новые способы взаимодействия логопеда и ребенка, новые стимулы, обладающие повышенной эффективностью, новые методы, инструменты и приёмы.

Виды инновационных технологий:

  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Информационно-коммуникативные технологии;
  • Дистанционно-образовательные технологии;
  • Психокоррекционные технологии;
  • Нетрадиционные (хромотерапия, аромотерапия и т. п.)

В своей практической деятельности, в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями, мы, локально используем, прежде всего, здоровьесберегающие технологии: дыхательную гимнастику, артикуляционную, пальчиковую, гимнастику для глаз. Элементы пальцевого и кистевого массажа, самомассаж, «су-джок» терапия.

Также, в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями эффективны психокоррекционные технологии. Наиболее адаптированной методикой является сказкотерапия. Это универсальный и эффективный элемент данной технологии. Использование этого жанра, позволяющего в полной мере реализовать свою фантазию, всегда притягательно для детей. Игра в сказку помогает ненавязчиво донести необходимую информацию, накопить положительный эмоциональный заряд, обогатить свой опыт, приобщить детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий и вместе с тем остаются инновационными. Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие высших психических функций. Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент. В рамках данной технологии нами были придуманы и разработаны, авторские, универсальные игрушки «Весёлые медузы», которые в дальнейшем усовершенствовались и преобразовались в многофункциональное сенсомоторное дидактическое пособие. Пособие предназначено для развития у детей сенсомоторных навыков и тактильных ощущений. Также развивает эмоциональную сферу ребенка, творческие способности и воображение. Одновременно происходит подготовка руки к письму, дети обучаются контролю и координации при сложных движениях кисти и пальцев рук, учитель-логопед, использует пособие для автоматизации поставленных звуков, звукового анализа и синтеза, для развития лексико-грамматических категорий речи. В коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями, также, оказались высокоэффективными нестандартные сенсомоторные «доски»: «Ловкие пальчики», пособие «Теремок», для массажа, тактильного ощущения, творческих способности и воображения; автоматизации поставленных звуков, изолированно, в слогах, словах и чистоговорках. Работа с данным оборудованием одновременно двумя руками, способствует гармоничному биполушарному развитию.

Инновационные методы воздействия, нестандартные, индивидуальные подходы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда, дают возможность наиболее эффективно выстраивать взаимоотношения с ребёнком с особыми образовательными потребностями, позволяют достичь максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений, способствует разностороннему развитию с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь в XXIвеке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей. Здоровье – это одна из высших человеческих ценнос.

П ример перспективного планирования индивидуальной коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с ребёнком с особыми образовательными потребностями.

Цели, задачи, принципы повышения уровня качества инклюзивного образования в ДОУ, законодательная база в области инклюзивного образования.

В статье представлен каротека тематических пальчиковых игр в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви.

В данной работе говорится о целесообразности и высоком потенциалетехнологий арт-терапии и возможностей их использования в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Исследования в области развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Таким образом, проводимый в хорошем темпе, с весел.

“Работа учителя-логопеда с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС ДО”

В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество. Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является разработка системы детоцентрированного инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья, создание всех необходимых условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития детей данной категории.В свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ.

«Работа учителя-логопеда с детьми ОВЗ

в условиях логопедического пункта ДОУ в свете реализации ФГОС ДО»

Мальцева Татьяна Владимировна,

высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 73»

В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество. Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является разработка системы детоцентрированного инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья, создание всех необходимых условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития детей данной категории.

С целью осуществления коррекционной работы на базе нашей дошкольной образовательной организации функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.

В свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ. Разностороннее развитие воспитанником осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей и социальной адаптации.

Основными задачами логопедического пункта являются:

-своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;

-определение их уровня и характера;

-устранение разнообразных нарушений речи;

-профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи;

-консультативно-методическая для педагогов и специалистов, родителей (законных представителей) воспитанников.

В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по следующим направлениям:

-взаимосвязь с другими участниками педагогического и коррекционно-развивающего процесса.

Работа учителя-логопеда в связи с переходом к процессу обучения воспитанников в условиях инклюзивного образования по своей структуре и функциональным обязанностям имеет отличительные особенности. Это связано в первую очередь с тем, что учитель-логопед на логопункте встраивается в образовательный процесс, а не идет с ним параллельно.
Работа специалиста строится с учетом внутреннего расписания непосредственной образовательной деятельности дошкольной образовательной организации. График работы и расписание НОД, в соответствии с СанПин 2.4.1-3049-13 утверждается заведующим МАДОУ “Детский сад № 73”.
На логопункт дети зачисляются и выбывают в течение учебного года, при этом одновременно у логопеда занимаются не менее 20 человек. Причем одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР при дизартрии, ОНР, логоневроз, сенсорная и моторная алалии и др.). У некоторых детей имеются сопутствующие нарушения (задержка психического развития, зрительная патология, проблемы в поведении и т.д.)
Все дети с ОВЗ, охваченные коррекционной логопедической помощью, имеют направления городской психолого-медико-педагогической комиссией, подтверждающей наличие у ребенка определенного речевого диагноза.

В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционно-развивающей работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными воспитанниками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик и заполняется речевая карта. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется программа индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.

В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи. Так, например, при алалии – словарь, при тугоухости – фонематическое восприятие, при дизартрии – звукопроизношение и т. д.

В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

В связи с этим может использоваться модульное планирование.
Например, планирование коррекционно – развивающего обучения детей 6 -7 лет с ОНР–III уровня состоит из трех модулей:

1.Формирование фонетической стороны речи.

2.Совершенствование лексико-грамматических представлений.

3. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

4. Развитие когнитивных процессов детей дошкольного возраста: внимания, памяти, мышления.

5.Формирование коммуникативных навыков и умений.

Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой-то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс логопедического обучения.

Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и микро-групповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны 1-2 года обучения в зависимости от сложности речевого нарушения.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволяет:

•тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
•оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
•компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
• использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
• использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т.д.

Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Педагогические технологии:

Образовательная технология

Способы реализации

Способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.

Информационно – компьютерного обучения

Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

Предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Основывается на том, что основными видами деятельности детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В условиях логопункта возможно использование конструкторов, строительного материала, кубиков, мозаики для автоматизации и дифференциации звуков, для развития навыков пересказа и составления рассказов по построенным декорациям. Использование конструкторных технологий и мозаики, дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему, что повышает результативность работы в целом, так как дети воспринимают занятие как игру.

Для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий: методику В.Ф. Базарного; кинезиологию; фонетическую ритмикуи т.д.

Логопед, работающий на логопункте в условиях инклюзивного образования, учитывая специфику дефекта ребенка, работает в тесном взаимодействии с другими специалистами учреждения (музыкальным и физкультурным руководителями, врачами), родителями и воспитателями групп, регулярно информирует их о тех или иных проблемах, возникающих в процессе коррекционной работы.

Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь в работе логопеда с музыкальным руководителем. Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов.
Совместная работа логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется путём включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. При планировании занятий, инструктор по физической культуре учитывает состояние общей моторики детей, зачисленных на логопедический пункт .

Одновременно получая информацию о состоянии ребенка в данный момент от других специалистов, логопед корректирует работу соответствующим образом. Специалистами нашего дошкольного образования разработана и реализуется “Программа психомоторного развития ребенка”.

В тесном контакте должна вестись работа с воспитателями: разработаны единые перспективно-тематические планы, ведется “Тетрадь взаимодействия с воспитателями по коррекции речевых нарушений”, в которой на 2 недели планируется следующая коррекционно-развивающая работа: пальчиковая гимнастика, упражнения из образовательной кинесиологии, артикуляционная гимнастика, расширение лексической темы через выполнение игровых упражнений по ЛГ строю речи и индивидуальная работа на автоматизацию или дифференциацию поставленных звуков (заучивание стихотворений, проговаривание чистоговорок, скороговорок).

С целью привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, а так же создания условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс, мною разработан план работы с родителями с включением в него системы логопедических тренингов с участием детей и родителей, реализация совместных проектов; “Дни открытых дверей”, ведется выпуск ежеквартального журнала “Логорадуга”, создание видео – дневников, фильмов, репортажей; индивидуальных тетрадей “Играем – речь ребенка развиваем”.

Благодаря использованию специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведения микро-групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития, а также тесной взаимосвязи в работе логопеда, родителей и всех педагогов, достигаются высокие результаты в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ.

Список используемой литературы:

1. Гаркуши Ю.Ф. Коррекционно – педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – М., Сфера,2007.

2. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику: Сборник статей. – М., Линка – Пресс,2008.

3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М., 1991. 3. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, 2001.

4. Куликова Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учеб пособие. – М.: Академия, 1999.

5. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. – М.,1993.

6. Сборник документов для учителей-логопедов логопедических пунктов ДОУ: Методические рекомендации/ Н.Н. Болясова, Е.В. Барановская, И.Л. Ваенская, Е.В. Мазанова, О.Ф. Фролова.- Самара: Изд-во МИР, 2009г.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО, Москва 2014

«Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с системным нарушением речи»

государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Кемеровской области «Юргинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» департамента социальной защиты населения Кемеровской области

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ:

«Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с системным нарушением речи»

1. Особенности психоречевого развития детей с системным нарушением 5

2.Практическое применение нетрадиционных технологий в 6

коррекционно – развивающей деятельности с детьми с системным

3. Диагностика 15

Список литературы 19

Приложение 1. Программа «Игры с прищепками»

Приложение 2. Буклет

«Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает».

Речь является одной из важных психических функций человека, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности.

В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным является системное нарушение речи. Тяжелая структура речевого нарушения при СНР требует системный комплексный подход – это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи. Данные методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.

В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми с нарушением речи в дополнении к академическим методам. Над этими работами трудились такие авторы как М.А.Поваляева, М.И.Чистякова, Е.А.Пожиленко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.

Все движения человеческого организма, в том числе и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики пальцев рук благотворно сказываются на формирование речи ребенка.

Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику ребёнка, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так, невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. В книге «Мозг и его деятельность» В.М. Бехтерев указывал на то, что люди, которые много пишут, должны и хорошо говорить. Он считал, что развитие моторного и речевого центров находятся в прямой зависимости друг от друга.

На основании электрофизиологических исследований Л.А. Панащенко сделал вывод, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Анализ современных инновационных подходов в области логопедии, приводит к выводу о том, что использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с нарушением речи может быть действенным способом решения этой проблемы.

Цель работы – внедрение нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедические занятия, обеспечивающие эффективную коррекцию звукопроизношения, фонематических процессов, формирование лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с СНР.

1. Изучить современные подходы к использованию нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе.

2. Разработать использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедических занятиях по обучению грамоте, развитию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с СНР.

1. Особенности психоречевого развития детей с системным нарушением речи

Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью.

Согласно теории П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на ранних этапах детского развития речь «подытоживает» результат, достигнутый действием; затем вступает в силу сопровождающая, направляющая действие функция речи.

Таким образом, формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня его речевой функции. Речь, в свою очередь, дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов.

Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.

В первую очередь дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности (В.К.Воробьева, Р.И.Мартынова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина). Кроме того, речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение со взрослыми и сверстниками.

Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной, нарушения речи подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является системное нарушение речи при умственной отсталости.

Дети с системным недоразвитием речи при умственной отсталости испытывают большие затруднения в формировании связной речи: у них снижена речевая активность, что влечет за собой низкую коммуникативную направленность их речи, а также очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук; сниженный мышечный тонус в разной степени отмечается практически у всех детей с нарушением интеллекта, что отрицательно сказывается на формировании навыков мелкой моторики, затрудняя формирование захвата, удержание и манипулирование предметами.

2. Практическое применение авторских пособий в коррекционно – развивающей деятельности с детьми с системным нарушением речи

В дополнении к традиционным методам воздействия в своей работе, я все больше использую нетрадиционные формы работы. Они помогают мне в достижении максимально возможных успехов и относятся к числу эффективных средств коррекции.

Немного подробнее о каждом из методов используемом в своей практике:

Немаловажную роль при проведении коррекционно-логопедических занятий играет полифункциональная развивающая предметно-пространственная среда. Для достижения качественно более высокого уровня результатов коррекционно-логопедической работы и сопровождения занятий с использованием нетрадиционных технологий были созданы авторские пособия:

Оно может служить для развития мелкой моторики. Звуковые дорожки предназначены для автоматизации поставленных звуков: изолированно, в слогах, словах. Также предназначен для развития лексико-грамматических категорий (закрепление предлогов, падежных окончаний) и связной речи, а также закрепления цветов, например: «Бабочка подлетела кцветку. Бабочка села на лепесток»

Используется на подготовительном этапе логопедической работы (при проведении артикуляционной гимнастики, для формирования артикуляционных укладов), для развития фонематических процессов, на этапе автоматизации и дифференциации звуков.

Вместе с тем она является занимательным персонажем и создает благоприятный эмоциональный фон на занятии. Это мягкие рукавички и «Удавчики» с раскрывающимся ртом. Логопед, манипулируя языком удава, демонстрирует артикуляционные движения, уклады. Дети могут ощупывать язык, подключая к работе тактильный анализатор. Ярко-красный цвет языка и его размер улучшают зрительное восприятие артикуляции. В целом работа с этой замечательной игрушкой повышает заинтересованность детей.

Используя «Рукавички – язычки», логопед показывает упражнения для языка.

– «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

– «Жало». Рот открыт, узкий направленный язык выдвинут вперед.

– «Часики». Рот приоткрыт, кончиком узкого языка попеременно тянуться под определенный счет к его уголкам.

– «Вкусное варенье». Рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать в глубь рта.

Дети очень любят такую игру. «Рукавички-язычки» можно использовать как поощрение, предложив провести артикуляционную гимнастику вместе с ней наиболее старательным детям.

Уточнение произнесения гласных звуков

Рассматривая с ребенком картинку, на которой изображена девочка Аня, которая произносит звук А-А-А! Показываем ребенку, как нужно широко открыть рот, произнося звук А.

Рассматривая с ребёнком картинку, на которой изображена девочка с больным зубом: «Это Оля у неё болит зуб, и она вздыхает О-о-о! Как вздыхает Оля О-о-о!» При произнесении прижимаем ладони к щекам и качаем головой.

Рассматриваем с ребёнком картинку изображающую пароход или берём в руки игрушечный пароходик: «Смотри, пароход плывёт к причалу и гудит У-у-у! Как гудит пароход У–у-у!». Обращаем внимание, что губы вытянуты трубочкой.

«Паровозик из Ромашкино».

Данное пособие полифункционально и предназначено для игр и игровых упражнений, для составления сказочных сюжетов с опорой на предметные картинки, для развития мелкой моторики пальцев рук, формирования фонематических представлений, обучения грамоте, а также для обогащения предметного словаря, развития произвольного внимания, памяти, логического мышления.

В кармашках расположены картинки из одной лексической темы. Нужно назвать картинки одним словом (обобщающее понятие).

С помощью этого пособия можно учить детей определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце). Для автоматизации звуков на разных этапах: изолированно, в слогах, в словах. Для пополнения словарного запаса у детей, закрепление лексических тем, игры «Кого не стало?», «Определи количество слогов в слове» и др.

«Добавь ёжику иголки»

Это замечательное пособие полифункционально: развивают мелкую моторику у детей; служат для автоматизации по словарного запаса; этапах изолированно, в слогах, в словах; для пополнения повышают положительный эмоциональный фон.

Логопед просит сделать глубокий вдох и на выдохе произносить изолированно заданный звук, например [Р] и одновременно украшать ежика иголками (скрепками). Затем произносить слоги с заданным звуком (слова). На каждый произнесенный слог (слово) украшать ежика.

«Фартук бабушки Федоры»

Это пособие используется для работы с неговорящими детьми на начальном этапе, когда отрабатываются звукоподражания. Не секрет, что для такой работы требуется много наглядного материала. Вот одно из них. Ребёнку предлагается узнать животное по голосу, найти игрушку на фартуке, при этом “назвать” его, используя звукоподражание.

Пособие помогает заинтересовать детей во время любых занятий, активизировать их мыслительную деятельность, помогает сохранить достаточную активность на всё время занятия

Пособие можно использовать:

– на автоматизацию любого звука

– на отработку любой лексической темы, например: “Назови лишний предмет” или “Какой сок приготовим” т.п.

– на развитие мелкой моторики

Игры с пособием «Кактусенок» развивают мелкую моторику, творческие способности, фантазию, закрепление цвета, формируют понятие счета.

Прищепки можно прикреплять к краям на равном удалении друг от друга (это развивает у ребёнка чувство ритма). Можно попросить ребёнка положить в коробку сначала красные прищепки, потом синие, желтые и т. д.

Другой вариант игры: ребёнок на одинаковые по длине полоски прикрепить такое количество прищепок, которое соответствует названной (или нарисованной) вами цифре.

Игры с карандашами

В последнее время в среде педагогов возрастает интерес к массажу пальцев рук. Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев годовалого малыша, вдвое ускоряет процесс овладения им речью. Массаж пальцев ребенка традиционно использовала этнопедагогика. Яркий пример тому – потешка о сороке-вороне, которая сварила детям кашу, и те движения, которыми она сопровождается. В своей работе использую эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа. Но это не совсем обычный массаж. Массажные движения выполняются с помощью хорошо знакомого детям предмета – карандаша. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Использование нетрадиционных методов на занятиях по логопедии позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение нетрадиционных методов направлено на включение в работу всех анализаторных систем.
Результаты этой деятельности выражаются в изменениях в содержании, в

методах, в формах, в технологиях, в средствах коррекции.

Работа с ребенком при нетрадиционной коррекции речи становится динамичной, эмоциональной приятной, неутомительной и разнообразной, занятия становятся более интересными и разнообразными, содействуют созданию условий для речевого высказывании и восприятия. Нетрадиционные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.

Реализация цикла коррекционно-логопедических занятий с использованием нетрадиционных технологий, направленных на коррекцию звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматических категорий речи, связной речи и мелкой моторики у детей с СНР позволила достичь следующих результатов:

Результаты диагностики речевого развития воспитанников доказывают важность, необходимость и актуальность работы с нетрадиционными технологиями:

• повысился уровень звукопроизношения в среднем на 12%,

• словарный запас в среднем на 15%,

• фонематическое восприятие в среднем на 19%,

• лексико-грамматические категории в среднем на 22%,

• связная речь в среднем на 12%

Вывод: Использование нетрадиционных технологий на занятиях по логопедии даёт большие возможности для психоречевой компенсации детей с речевой недостаточностью, а именно:

– быстрее автоматизируются звуки в спонтанной речи;

– успешнее развивается речевая сноровка;

– обеспечивается психологический комфорт во время занятия;

– ребёнок запоминает большое количество речевого материала, в котором успешно закрепляются исправленные звуки речи;

В последнее время в логопедии заметно возрос интерес к использованию нетрадиционных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Игра с нетрадиционными технологиями побуждает творческую инициативу, способствует развитию потенциала и речи. Стоит только научить ребенка несложным движениям и подобная игра становится заразительной, а для этого достаточно подсказать, направить, а уж сюжетов придумают сами сколько угодно.

Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс. Результаты этой деятельности выражаются в изменениях в содержании, в методах, в формах, в технологиях, в средствах коррекции.

Нетрадиционные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей. Эффект их применения зависит от компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

Список использованной литературы:

1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод.

пособие / В.М. Акименко. – изд. 2-е – Ростов на Дону: Феникс, 2009.

2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.

3. Громова О.Е. Инновация в логопедическую практику: Методическое

пособие для ДОУ Линка – Пресс, 2008.

4. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. /О.Б. Иншакова. – 2-е изд.М.

Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

5. Лапеева Н.П. Цветные домики: Логопедическое учебно-игровое

6. Научно – методический журнал Логопед», 2015. №6.

7. Научно – методический журнал Логопед», 2015. №9.

8. Научно – методический журнал Логопед», 2015. №10.

9. Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников.

Логопедические игры и упражнения: Спб., 2002.

10. Силаева А. Путь к мудрости [Текст] // Обруч: образование, ребёнок,

Ученик. – 2010. – № 3.

11. Скворцова И. Логопедические игры. М., 2014.

12. Смирнова Л., Овчинников С. Большая книга логопедических игр.

Играем со звуками, словами и фразами.

13. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего

недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов

и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.

14. Ткаченко Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития

речи у дошкольников 5 лет, 2015.

15. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.П., Жилина И.М. Игры с прищепками:

творим и говорим. М., 2012.

16. Фесенко Г. В. Воспитание человечности [Текст] : развиваем речь и

и воображение // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и

СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшкова Марина Николаевна

В статье рассматривается организация системы обучения и воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах, создание специальных условий для успешного освоения дополнительной общеобразовательной программы

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горшкова Марина Николаевна

THE SYSTEM OF IMPLEMENTATION OF CORRECTIVE AND DEVELOPING PROCESS IN SPEECH THERAPY OF FISABLED STUDENTS

The article considers the organization of the system of training and education of primary schoolchildren with special educational needs and the creation of special conditions for successful development of the additional education programs

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ»

СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ

Горшкова Марина Николаевна.

г. Новосибирск, МБОУ СОШ № 182 с углубленным изучением литературы и математики, учитель-логопед, manikgor@mail.ru.

Аннотация. В статье рассматривается организация системы обучения и воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах, создание специальных условий для успешного освоения дополнительной общеобразовательной программы.

Ключевые слова: совместное обучение, специальное сопровождение обучающихся, дополнительные общеобразовательные программы.

THE SYSTEM OF IMPLEMENTATION OF CORRECTIVE AND DEVELOPING PROCESS IN SPEECH THERAPY OF FISABLED STUDENTS

Gorshkova Marina Nikolaevna.

Novosibirsk, SCHOOL № 182 with in-depth study of literature and mathematics, teacher-speech therapist, manikgor@mail.ru.

Abstract. The article considers the organization of the system of training and education of primary schoolchildren with special educational needs and the creation of special conditions for successful development of the additional education programs.

Key words: collaborative learning, special support for students, additional general educational programs.

Особое место в современном отечественном образовательном процессе отводится обеспечению условий для предоставления всем обучающимся доступного и качественного образования, гарантирующего право обучающихся на осуществление равных образовательных возможностей.

В настоящее время увеличивается количество детей с ОВЗ, поступающих в общеобразовательные учреждения. «В современной России охват образованием детей с ОВЗ достиг 58%» [2]. Создание специальных условий обучения гарантирует доступность школьного образования для обучающихся с ОВЗ.

Сегодня массовые школы в нашей стране нацелены на обеспечение успешной социализации детей с ОВЗ. Количество таких детей не уменьшается год от года. «По данным анализа состояния системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в Новосибирской области создано 31 специальное (коррекционное) образовательное учреждение, в которых обучается 3547 детей с ОВЗ и детей-инвалидов, из них 59% – в школах-

интернатах, обучается инклюзивно в общеобразовательных организациях 3621 человек» [4].

Модернизация российского образования позволит за шесть лет 70% детей с ограниченными возможностями здоровья обучать по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с использованием дистанционных технологий [3].

Благодаря модернизации современного образования, дети с ОВЗ получили доступ к совместному обучению со сверстниками. Так, на примере одной из школ города Новосибирска на начало этого учебного года 12 обучающихся с ОВЗ с нормой интеллекта, ближе к возрастной норме. Как видно из таблицы 1 составило: слабослышащие и позднооглохшие – 1/7%; нарушения речи – 6/38%; нарушения опорно-двигательного аппарата – 1/7%; задержка психического развития – 4/27%.

Как показано на рисунке 1, эти обучающиеся имеют потенциальные возможности для усвоения общеобразовательной программы.

Существует и другая группа обучающихся с ограниченными особенностями здоровья, к ним относятся дети с задержкой психического характера. Так, на примере одной из школ города Новосибирска на начало этого учебного года 3 обучающихся с ОВЗ с задержкой психического развития, умственной отсталостью. Как видно из таблицы 1 это учащиеся: с нарушением речи – 1/7%; задержка психического развития – 1/7%; умственная отсталость – 1/7%. Как видно из рисунка 2, это дети с низким уровнем обучаемости, у них отмечается незрелость нервной системы, отклонения в интеллектуальной сфере.

Данные количества обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных школах

Обучающиеся с нормой интеллекта, ближе к возрастной норме Обучающиеся с задержкой психического развития, умственной отсталостью

Класс Слабослыша щие и юзднооглохш ие, (чел/%) Нарушен ия речи, (чел/%) Нарушения опорно-двигательно го аппарата, (чел/%) Задержка психическо го развития, (чел/%) Нарушен ия речи, (чел/%) Задержка психическог о развития, (чел/%) Умственн ая отсталост ь, (чел/%)

Итого 1/7% 6/38% 1/7% 4/27% 1/7% 1/7% 1/7%

В настоящее время общеобразовательные школы обеспечивают не только общеразвивающее, но и коррекционно-развивающее обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья. С появлением интегрированного обучения и воспитания роль специального сопровождения учителя и воспитателя многократно возросла, а также поменялись и методы обучения и воспитания. Теперь обучение ребенка с ОВЗ в общеобразовательных школах ведётся всем педагогическим коллективом: учителями-предметниками и классным руководителем, педагогом-психологом и учителем-логопедом.

В общеобразовательной школе уделяется особое внимание организации психолого-педагогической, коррекционно-логопедической и социально-психологической помощи школьникам.

Как видно из рисунка 2, интегрированное обучение ребенка с ОВЗ ведется по определенной системе и последовательности работы всех специалистов. Для создания единого образовательного пространства в школах создаются специальные условия и по адаптированным образовательным программам обучения и воспитания на каждого ребенка с ОВЗ, организовано совместное обучение детей с ОВЗ со сверстниками с учетом их индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей.

В процессе обучения и воспитания обучающиеся с ОВЗ включены в систему коррекционных мероприятий. Отклонения в интеллектуальной сфере у детей приводят к трудностям обучения из-за незрелости их нервной системы. При индивидуальном подходе всех специалистов комплексной психокоррекции, коррекционно-логопедической помощи и поддержке в обучении эти отклонения корректируются.

Как показано на рисунке 3, таким детям требуются специалисты сопровождения: учителя-дефектологи, специальные психологи, специалисты ЛФК, педагоги-воспитатели, без помощи которых невозможна интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья.

Рис. 1. Характерные особенности детей с задержкой психического и

Нарушение представлений о своем теле

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья

Нарушение ориентации в пространстве и времени

истощаемое внимание, неспособность сосредоточиться, трудность привлечения внимания, застреваемость, персеверации, слабое развитие долговременной памяти (слухового и зрительного внимания и памяти), нарушения восприятия, нарушения вербально – логического мышления,

Рис. 2. Характерные особенности детей с ограниченными возможностями

Рис. 3. Специалисты, обеспечивающие педагогическое сопровождение и социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья

Совместная координированная работа и взаимодействие учреждений образования, педагогов, специалистов психолого-медицинско-педагогической помощи, учреждений социальной помощи и социального обслуживания населения, увеличивает качество и доступность образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, одним из условий мер социальной поддержки детей с ОВЗ становится создание психолого-педагогической службой процесса активного взаимодействия участников образовательных отношений для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Приоритетным направлением работы становится помощь семьям, имеющих детей с ОВЗ – психолого-педагогическая и информационно-просветительская.

В современном обществе стремительно растёт и обновляется объём информационных ресурсов, новые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья реализуются через специальные образовательные условия, которые создает общеобразовательное учреждение.

Национальные проекты способствуют максимальному обеспечению одинаковых образовательных возможностей для всех обучающихся общеобразовательных учреждений, чему содействует использование новых дистанционных технологий, которые способствуют непрерывному дистанционному обучению с использованием современных технических средств, что обеспечивает доступ к образовательным ресурсам детям с ограниченными возможностями здоровья. Вся работа в общеобразовательных организациях по обучению детей с ОВЗ ведется по адаптированным образовательным программам.

Модернизация современного образования предусматривает систему непрерывного дистанционного обучения с использованием современных ИКТ-технологий, что обеспечивает доступ к образовательным ресурсам детям с ограниченными возможностями здоровья.

Примером использования современных информационно-

коммуникационных технологий в интегрированном обучении может служить учащаяся школы № 182 г. Новосибирска, Инна Р., 16 лет, диагноз дизартрия, обусловленная ДЦП, обучаемая на дому, включенная в программу дистанционного обучения детей инвалидов Новосибирской области.

Таким детям очень сложно приспособиться к школьным требованиям и участию в работе класса. У некоторых учащихся уровень умственного развития отстает от возрастной нормы сверстников и им бывает гораздо сложнее осваивать учебную программу. Заведомо трудные задания не стимулируют ребенка с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшей работе. Использование на уроке для такого ребенка более эмоциональных, интересных заданий, изменения вида работы стимулируют интерес к учебному процессу.

Как правило, детям с ограниченными особенностями здоровья на уроках сложно подчиняться дисциплинарным требованиям. Им свойственны трудности переключения внимания, застреваемость на каком-то одном задании, этим учащимся на уроках постоянно нужна помощь учителя.

Например, Никита И., учащийся IV класса школы № 182 г. Новосибирска, в классе испытывает трудности при написании под диктовку логопедического

диктанта одновременно со своими сверстниками, не успевает за общим темпом, его почерк неряшливый. Мальчика приходится приглашать в логопедический кабинет, где учащийся пишет медленнее и сосредоточеннее, повторяя вслух несколько раз одну и ту же фразу в нужном для него темпе. С включением в занятия психомоторных упражнений у школьника стали появляться первые успехи на письме, он стал более усидчивым, менее нервозным.

Зачастую учителю приходится во время урока не только обучать всех детей, но и корректировать поведение, нарушенное учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям нужно особое стимулирование учебного процесса. К концу урока они быстро утомляются, не сосредоточены, часто не могут выполнить сложное задание, становятся отвлекаемыми. Такие дети с трудом контролируют свою активность и поведение, в целом не обладают способностью к самоконтролю.

К примеру, Степе А., учащемуся I класса школы № 182 г. Новосибирска, очень сложно справляться с заданиями учителя. На уроке он часто отвлекается, поворачивается к соседу, много говорит, не справляется с заданиями учителя; не успевая за одноклассниками, начинает кидать ручки, карандаши и отказывается работать дальше. В логопедическом кабинете тоже заниматься не хочет, но в то же время у учителя-логопеда при индивидуальном подходе к нему этот ребенок выполняет те же задания: выписывает «крючки», элементы букв, дифференцирует их по оптическому сходству, соотносит их, сравнивает вверх – вниз, вправо -влево и т. д. После включения в структуру занятия нейропсихологических упражнений на развитие I, II и III блоков мозга постепенно, не сразу учащийся стал работать в группе, появился интерес к занятиям.

Таким образом, в настоящее время перед всем педагогическим сообществом ставится стратегический заказ общества и государства об интегрированном обучении детей с особыми возможностями здоровья, нуждающихся в интегрированном обучении в общеобразовательной школе в среде сверстников. Осуществляя работу по охвату дополнительным образованием 70% детей с ограниченными возможностями здоровья обучая по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с использованием дистанционных технологий.

1. Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.

2. Малофеев Н.Н. и др. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения [Электронный ресурс]. – URL: https://alldef. ru/ru/articles/almanah- 13/edinaj a-koncepcij a- specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo (дата обращения: 17.10.2019).

3. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 17.10.2019).

4. Одинокова Н.А. К вопросу о проблеме включения детей с комплексными нарушениями в среду здоровых сверстников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S8. – С. 59-65.

Осуществление многоуровневой комплексной коррекции речи для детей с ОВЗ на уроках логопедии

Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению речевых нарушений у детей проводится с сентября по май (в зависимости от сложности речевых дефектов). Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми с речевыми нарушениями, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, т.е. комплексный подход, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.

Содержимое разработки

ГБОУ школа-интернат №2

Осуществление многоуровневой комплексной коррекции речи

для детей с ОВЗ на уроках логопедии

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи.

Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению речевых нарушений у детей проводится с сентября по май (в зависимости от сложности речевых дефектов). Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми с речевыми нарушениями, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, т.е. комплексный подход, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.

Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Поэтому в нашей школе для детей с речевой патологией работают логопед, психолог, дефектолог и психиатр. Эта работа носит согласованный комплексный характер. Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги и врачи строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных медицинских и педагогических областей, каждый педагог и врач осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка.

Коррекционная работа проводится в следующих направлениях:

Медицинское воздействие (работа невролога и психиатра) (медикаментозное укрепление нервной системы) создающее благоприятный фон для психотерапии и активной логопедической работы.

Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы). Ребенка постоянно убеждают, что он может, и будет говорить красиво и правильно; фиксируют его внимание на успехах в речи, обязательно в присутствии детей, воспитателей.

Работа учителя-логопеда. Коррекция нарушенных звуков осуществляется на протяжении регулярного, систематического курса занятий, с учетом возрастных особенностей детей. Индивидуальные занятия строятся в соответствии с этапами работы по исправлению неправильного звукопроизношения (подготовительный этап, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация смешиваемых звуков).

Работа педагога – психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального напряжения детей. На занятиях специалист осуществляет индивидуальный подход к каждому воспитаннику с нарушением речи, контролирует речь детей.

Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития.

Большинство детей, поступающих в специальную (коррекционную) школу VIII вида, имеют речевые нарушения, а нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его социальной адаптации. В связи с этим, в процессе обучения проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение обучающихся, что является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы.

Цель логопедического сопровождения: создание благоприятных условий для развития речи, обучения, воспитания и социальной адаптации детей с умственной отсталостью.

Задачи логопедического сопровождения:

Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Пути реализации данных задач:

Организация речевого мониторинга;

Логопедическое сопровождение детей с речевыми отклонениями (проведение логопедических занятий с детьми);

Проведение консультаций и бесед с педагогами и родителями;

Участие в работе школьного ПМПК.

Развитие речи обучающихся специального (коррекционного) учреждения VIII вида характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства умственно отсталых детей типичным является: запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и несоответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании грамматического строя речи, недостаточно развиты процессы словоизменения и словообразования. В связной речи умственно отсталых детей часто встречаются назывные, а также неполные предложения. Нарушения устной речи еще более усугубляют недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся, затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушениям письменной речи. Таким образом, нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.

Логопедическое сопровождение умственно отсталого ребенка начинается с момента его поступления в школу и осуществляется в несколько этапов:

Этапы логопедического сопровождения:

Диагностика (выявление нарушений, разработка групповых и индивидуальных занятий);

Коррекция (исправление присущих учащимся недостатков в речевом развитии) на основе создания условий для развития творческого потенциала личности каждого учащегося;

Оценка и контроль: оценка динамики речевого развития, отсутствие рецидивов (повторное обследование, сравнительный анализ результатов первичного и повторного обследований).

I этап логопедического сопровождения начинается с всестороннего обследования речи ребенка.

Параметры речевого обследования: состояние органов артикуляции, фонематическое восприятие, общая и мелкая моторика, слоговая структура, грамматический строй, навыки чтения и письма.

Все обучающиеся с нарушениями речи, обнаруженные в результате первичного обследования, отмечаются в специальном журнале учета речевых нарушений. Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту, заполняемую на каждого обучающегося с нарушением речи.

II этап – этот этап самый объёмный и значимый. В зависимости от поставленного диагноза строится дальнейшая коррекционная работа, которая осуществляется на индивидуальных или подгрупповых занятиях. Занятия каждой группы и индивидуальные занятия проводятся 2 – 4 раза в неделю. На индивидуальные занятия отводится, как правило, 20 минут на каждого обучающегося. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20 – 4 0 минут.

Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.

Учитывая логопедическое заключение – системное недоразвитие речи (легкой, средней или тяжелой степени), планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом. Максимально идёт включение анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения), а также использование разнообразной наглядности (схемы, муляжи, разрезная, магнитная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения). Дифференцированный подход, который предполагает построение коррекционной работы с учётом развития возрастных индивидуальных особенностей ребёнка на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития».

Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо проводить частую смену видов деятельности.

Основные направления логопедической работы:

1. Развитие звуковой стороны речи и развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, постановка, автоматизация и дифференциация звуков.

2. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, восприятия у учащихся.

3. Обогащение активного и пассивного словаря.

4. Формирование правильного лексико-грамматического строя речи.

5. Развитие коммуникативной функции речи, связной речи.

6. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, межанализаторных связей.

7. Совершенствование пространственно-временных ориентировок (на своем теле, в трех- и двухмерном пространстве, моделирование букв из палочек)

Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия (дифференциации фонем) при фонематической дислексии и дисграфии

Работа по дифференциации фонем проводится при уст­ранении фонематической дислексии. Нарушение дифференциации фонем проявляется в не ус­воении букв, в заменах фонетически близких звуков при чте­нии. Формирование дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный. Использование тех или иных ана­лизаторов определяется характером нарушения дифференцировок.

Коррекционная работа по устранению оптической дисграфии и дислексии

При оптической дислексии у умственно отсталых детей наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного вос­приятия и представлений, трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оп­тических образов букв. В связи с этим при устранении таких нарушении чтения проводится работа в следующих направлениях: а) развитие зрительного восприятия и узнавания (зритель­ного гнозиса), в том числе и буквенного; б) уточнение и расширение объема зрительной памяти; в) формирование пространственного восприятия и представ­лений; г) развитие зрительного анализа и синтеза; д) формирование речевых обозначений зрительно-про­странственных отношений; е) дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.

Коррекционная работа по устранению аграмматической дислексии и дисграфии

Аграмматические дислексии связаны с не­доразвитием грамматического строя речи и проявляются в аграмматизмах в процессе чтения и письма. При их устране­нии основной задачей является формирование обобщенных представлений о морфологической структуре слова и о син­таксической структуре предложений. Логопедическая рабо­та проводится в следующих направлениях: уточнение и ус­ложнение структуры предложения, развитие функции сло­воизменения, формирование навыков словообразования, развитие умений морфологического анализа слова, работа над однокоренными словами, закрепление грамматических форм в письменной речи. Овладение морфологической системой языка должно осу­ществляться в тесной связи с усвоением структуры предло­жения. При устранении аграмматической дислексии и дисграфии широко используются письменные упражнения. В логопедическом кабинете школы созданы все необходимые материально-технические условия для осуществления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда.

Помимо традиционных коррекционно-развивающих приемов в логопедической работе используются специфические методы и приемы, направленные на формирование мотивации, на сохранение здоровья учащихся. Нетрадиционные методы и приемы позволяют школьникам переключиться от привычной коррекционной работы на специфическую игровую деятельность, доступную для учащихся. Во время проведения логопедических занятий используются следующие приемы:

1. Упражнения для профилактики зрительного утомления. Систематически проводится зрительная гимнастика с использованием глазодвигательных упражнений.

2. Упражнения на развитие слухового внимания. Такие как Услышь нужный звук”, «Поймай звук». Логопед называет различные звуки (слоги, слова), дети должны хлопнуть в ладоши или молча поднимают флажок или фишку, если услышат изучаемый на занятии звук.

3. Упражнения на развитие общей моторики. Динамические паузы подбираются согласно лексической теме и проводятся в игровой форме в середине занятия.

4. Су Джок терапия. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым коврикам. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи массажных шариков. Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Самомассаж проводится до появления тепла. Эта работа проводится на занятии в течение 1 минуты.

5. Аурикулотерапия. Система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма Воздействие осуществляется путём самомассажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла.

6. Упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью используются упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое. А также кинезеологические упражнения.

7. Упражнения по развитию мелкой моторики рук. На занятиях используются пальчиковые игры, которые способствуют тренировке тонких движений пальцев рук, оказывает огромное влияние на развитие речи ребенка. Для тренировки пальцев рук берутся различные стихи, под которые выполняются движения. Например, упражнение «Где твой пальчик?» Игры с мелкими предметами, шариками, палочками, кольцами, со шнурками и т.д.

8. Упражнения на релаксацию используются для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц при двигательном напряжении или беспокойстве детей. Данные упражнения проводятся под музыку.

9. Дыхательная гимнастика (упражнения по методике Стрельниковой), использование программы «Комфорт».

10. Комплексы самомассажа языка. На индивидуальных занятиях наряду с проведением артикуляционной гимнастики, вместе с детьми разучиваются комплексы самомассажа языка, оказывающие воздействие на нервную систему, способствующие улучшению кровообращения, улучшающие функциональное состояние мышц, улучшающие речедвигательные процессы, а, в целом, для повышения эффективности логопедической работы.

Существенным звеном в логопедическом сопровождении является совместная работа со специалистами: медицинским работником, педагогом-психологом, учителями, воспитателями и родителями.

Таким образом, взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса приводит к положительным результатам; данное взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда и разработанной системы мониторинга.

Блехер, Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения/ Ф.Н. Блехер. – М.: Просвещение, 1964.

Волина, В.В. 1000 игр с буквами и словами/ В.В. Волина. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.

Ефименкова, Л.Н.. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов/ Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1991.

Костромина, С.Н., Нагаева, Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении письму/ С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. – М., 1997.

Крупенчук, О.И. Научите меня говорить правильно/ О.И. Крупенчук. – СПб., 2004.

Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей/ Н.В. Новоторцева.- Ярославль: Гринго, 1995.

Репина, З.А., Буйко, В. Уроки логопедии/ З.А. Репина, В. Буйко. – Екатеринбург, 2001.

Рубинштейн, С.Я Психология умственно отсталого школьника/ С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986.

Сагирова, О., Ундзенкова, А. Русский с увлечением/ О. Сагирова, А. Ундзенкова. – Екатеринбург, 1997.

Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников/ И.Н. Садовникова. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1997.

Худенко, Е.Д., Мельникова, Г.С., Шаховская, С.Н. Как научить ребёнка думать и говорить/ Е.Д. Худенко, Г.С. Мельникова, С.Н. Шаховская. – М.: Н. П. Ф. Унисерв, 1993.

Читайте также:  Конспект индивидуального логопедического занятия: Постановка звука (Ш)
Ссылка на основную публикацию