Использование специальных упражнений в коррекционно-логопедической работе с обучающимися с особыми потребностями

«Особые образовательные потребности детей с речевыми нарушениями»

Татьяна Заренкова
«Особые образовательные потребности детей с речевыми нарушениями»

Логопедическая помощь – пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения. При наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу.

К особым образовательным потребностям, характерным для детей с нарушениями речи,относятся:

• выявление детей группы риска и оказание логопедической помощи на раннем этапе речевого развития;

• организация обязательной логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию и преодоление отклонений речевого и личностного развития;

• получение образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, в соответствии с образовательными возможностями обучающегося и степенью выраженности речевой патологии;

• непрерывность реализуемого коррекционно-развивающего процесса;

• создание условий, нормализующих или компенсирующих состояние психических функций, на основе комплексного подхода при обследовании детей и коррекции речевых нарушений;

• осуществление комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения семьи, формирование партнерских отношений с целью активного включения родителей в коррекционно-развивающую работу с ребенком;

• возможность адаптации образовательной программы с учетом необходимости коррекции речевой патологии и оптимизации коммуникативных навыков обучающегося;

• обеспечение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации дефекта, нормализации соматического здоровья;

• индивидуальный темп обучения, расширение или сокращение содержания отдельных образовательных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий в процессе обучения для разных категорий обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;

• проведение постоянного мониторинга результативности обучения и сформированности жизненной компетенции обучающегося, уровня и динамики речевого развития;

• применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за речью;

• возможность обучения на дому (дистанционно) при наличии медицинских показаний;

• расширение образовательного пространства, увеличение социальных контактов с целью профилактики и коррекции социальной и школьной дезадаптации; обучение применению коммуникативных навыков.

Чтобы социализация детей с ОВЗ была наиболее успешной,в нашем ДОУ созданы следующие условия:

• комплексный подход к решению проблем, возникающих в процессе коррекционно-развивающей работы и социальной адаптации детей;

• взаимодействие специалистов, педагогов, родителей;

• организация психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ;

• стимулирование заинтересованности ребенка;

• обеспечение ребенка условиями для принятия оптимального решения;

• организация содержательной деятельности, направленной на развитие социальных качеств личности.

Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение.

В первую очередь, учитель-логопед путем обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.

На основе диагностики учителя-логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляем план индивидуального развития, определяем образовательный маршрут, вырабатываем стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями, совместное сопровождение ребенка учителем-логопедом и педагогом-психологом.

В нашем ДОУ открыта логопедическая группа и логопункт. В логопедической группе учитель-логопед оказывает помощь детям с тяжелыми речевыми нарушениями. Специфика работы учителя-логопеда на логопункте предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ. И там, и там работа проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т. е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи. Так, например, при алалии – словарь, при нарушении слуха – фонематическое восприятие, при дизартрии – звукопроизношение и т. д.

В зависимости от этапов речевого развития учитель-логопед может изменять свои целевые методические установки. В связи с этим используется модульное планирование. Например, планирование коррекционно-развивающего обучения детей 6 -7 лет с ОНР – IIIуровня состоит из трех модулей:

1. Формирование фонетической стороны речи.

2. Совершенствование лексико-грамматических представлений.

3. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой-то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно-логопедического обучения.

Для реализации личностно-ориентированного подхода в развитии ребенка, с целью повышения качества коррекционно-логопедического воздействия, мы используем индивидуальные занятия. Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом. Количество занятий состоит из двух-трех индивидуальных в неделю (по 15 – 20 мин). Основная задача занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:

• тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;

• оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;

• компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;

• использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;

• использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т. д.

В свои логопедические занятия мы включаем различные современные инновационные технологии, игры и упражнения, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детейдошкольного возраста: внимания, памяти, мышления, которые отвечают новым требованиям.

Для формирования правильного звукопроизношения мы используем упражнения на развитие слухового внимания, речевого дыхания, развитие артикуляции, логотренинги. Физкультминутки помогают детям расслабиться, снять напряжение. Также они развивают общую и мелкую моторику, зрительно-моторную и слухо-моторную координации.

Некоторые формы работы детям наиболее интересны и мы видим результат своей деятельности, после применения современных информационных технологий. Помимо обучающих технологий, мы используем здоровье-сберегающие технологии, которые повышают эффективность коррекционной работы.Ребятам очень нравятся различные виды самомассажа: головы, ушных раковин, шеи, лица, кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики (театр пальчиков и язычка, сказочные истории из жизни Язычка, комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков и т. д.).

В работе применяем метод су-джок терапии. Использование су-джок массажёров – массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий позволяют повысить физическую и умственную работоспособность детей, дает возможность для максимальной целенаправленной коррекционной работы с ребёнком.

Развитие речи – это важнейший компонент во ФГОСе ДО. Главная цель работы учителя-логопеда – развитие речи детей дошкольного возраста. Если мы поможем дошкольнику сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, то сформируем у него способности к самоконтролю, к познанию окружающего мира.

Таким образом, логопедическое воздействие обеспечивает образовательный процесс и максимальную социальную адаптацию детей, имеющих речевую патологию, путем развития познавательной деятельности, коррекции речевых нарушений и формирования речи как средства коммуникации.

Игровые приемы в обучении грамоте детей с речевыми нарушениями Успешное обучение ребенка в школе зависит от положительной мотивации к учебной деятельности. У детей с речевым недоразвитием готовность.

Методы и формы нравственно-патриотического воспитания детей с речевыми нарушениями. Нравственно-патриотическое воспитание сегодня-одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Перед дошкольным образовательным.

Основные методы и приёмы коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями Цель: Эффективное взаимодействие с родителями детей группы компенсирующей направленности. Задачи: Привлечение.

Особые образовательные потребности и специальные образовательные условия для детей дошкольного возраста с нарушениями речи Общие для всех детей с ОВЗ. Получение специальной помощи средствами образования; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие.

Подходы к формированию речемыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ На современном этапе развития общества существует.

Отчет о воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями Моя профессия – особая тропинка жизни. Пересекаясь с десятками судеб детей, моя профессиональная тропа сливается с каждой детской жизненной.

Нетрадиционные методы развития связной речи детей с речевыми нарушениями Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи детей с речевыми нарушениями Слайд 2. Развитие речи – одно из важных направлений коррекционной.

Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе. По данным Министерства здравоохранения РФ в настоящее время только.

Эффективные методы и приемы работы с детьми, имеющими нарушения речи в ДОО

автор: Никульшина Ольга Анатольевна

учитель-логопед МБДОУ д/с № 7 г. Североморск

Эффективные методы и приемы работы с детьми, имеющими нарушения речи в ДОО

О.А. Никульшина

учитель-логопед

МБДОУ д/с № 7

г. Североморск

Россия

Эффективные методы и приемы работы с детьми , имеющими нарушения речи в дошкольной образовательной организации.

Одним из ключевых показателей развития человека является становление речи. Развитие речи включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; развитие интонационной и звуковой культуры речи, фонематического слуха; развитие речевого творчества.

При нормальном развитии к 3-м годам ребенок способен формулировать простые фразы и предложения. Однако нарушения со стороны речевого аппарата встречаются более чем в 10% случаев среди детского населения. В среднем и старшем возрасте отклонения в овладении речью усложняются, переходят в различные формы речевых нарушений. Самое большое количество детей с речевыми нарушениями выявлено в возрасте 4–5 лет (91%), 5–6 лет (85%).

Нарушения средств общения, а именно нарушение формирования лексического, грамматического и фонематического компонента речи часто встречаются у современных дошкольников. (фонетико-фонематическое нарушение (ФФН) и общее недоразвитие речи (ОНР)).

Изолированное поражение фонетико-фонематического аппарата характеризуется нарушением звукопроизношения у дошкольников устной формы речи. Дети допускают ошибки (пропускают или меняют звуки) в произношении отдельных фонем или целых слов.

Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста – диагноз, который устанавливается при поражении всех компонентов устной речи при сохраненном интеллектуальном развитии. По степени тяжести выраженных симптомов разделяют четыре уровня патологии. У дошкольника с ОНР не сформирован достаточный словарный запас, чтобы выражать мысли и эмоции, уровень развития речи соответствует возрасту лепета и псевдослов.

Успех коррекции патологии зависит от своевременности диагностики. Наиболее благоприятным для лечения считается нарушение речи у детей дошкольного возраста, когда вероятность достигнуть желаемого результата составляет 80-100%.

Задачи учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации: интегрировать воспитание и обучение детей общеобразовательной группы с получением специализированной помощи в развитии речи, осуществлять необходимую коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста, совершенствовать методы логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника.

Недостаточный уровень мотивации к образовательной деятельности у дошкольников: ребёнок не активен на занятиях или проявляет негативизм к образовательной деятельности – проблема, с которой рано или поздно сталкивается каждый специалист дошкольной образовательной организации.

Поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.

Современная логопедия, находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя- логопеда. Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Методы и приемы используемые педагогами в работе с дошкольниками должны быть разнообразными и увлекательными для детей. Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Игру всегда сопровождает сказка. Такое становится возможным благодаря развивающим играм В.В. Воскобовича. Разработанные им развивающие технологии «Фиолетовый лес» и « Коврограф» активно применяются специалистами в игровых занятиях по развитию речи.

Цели игровых занятий:

  1. Развитие речи ребенка, обогащение и активизация словаря, отработка грамматический конструкций, развитие связной речи, обучение грамоте.
  2. Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
  3. Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
  4. Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
  5. Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звуко-буквенном анализе.
  6. Развитие мелкой и артикуляционной моторики, просодической стороны речи.

Игры, разработанные на основе «Фиолетового леса» и коврографа, учитывают интересы ребенка, помогают ему совершать новые открытия в ходе увлекательного игрового процесса и получать эмоциональное удовлетворение от выполненных задач. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения, развить речь в целом, но и учат ребенка общению и взаимопониманию. Вместе с коррекцией звукопроизношения, моторики и просодики, мы способствуем развитию речи и личности ребенка в целом. В ходе занятий коврограф становится тем сказочным островом, который превращает обучение в увлекательную и познавательную игру. Выполняя игровые задания, ребенок получает новые знания и тренирует основные навыки. Развивающие игры Воскобовича включают в себя все необходимые материалы, инструменты и приспособления, с помощью которых можно создать многофункциональную развивающую и обучающую среду для детей, нуждающихся в особых познавательных потребностях: в «Фиолетовом лесу» мы знакомимся с предлогами, учимся речевому творчеству; коврограф помогает в развитии слухового и зрительного восприятия, в обучении воспроизведению ритмических структур: с помощью кружков мы выкладываем «ритмический рисунок», прохлопывая затем предложенный ритм. Деление коврографа на клетки помогло нам разработать игру «Найди звук» по типу игры «Морской бой». Игровое поле заполняем карточками, вверх «рубашкой». По называемым координатам (например, верхняя ось – буквы, нижняя ось – цифры) ребенок находит нужную карточку, переворачивает её и определяет присутствие в картинке нужного звука и его положение в слове. Правила игры варьируются в соответствии с индивидуальными возможностями детей и усложняются по мере приобретенных ими навыков.

Читайте также:  Итоговое занятие по теме 'Продукты питания' в средней группе для детей с ОНР

Эффективным приемом работы над звукопроизношением и развитием связной речи является дидактическое пособие «Кольца Луллия». С интересом дети выполняют задания на формирование фонетического слуха, умения определять место звука в слове «Найди заданный звук», знакомство со значением предлогов, закрепление употребления предлогов с существительным, обучение правильному составлению предложения, закрепляя предложный падеж существительных с предлогом, попутно работая над лексическим значением слова и расширением активного словаря дошкольников.

Большое значение уделяется развитию тонкой моторики дошкольников. Наряду с традиционной пальчиковой гимнастикой, активно используем в своей работе упражнения су-джок с колючими шариками и массажными кольцами; игры с резинками по типу «Геоконт»; «бродилки» для пальчиков. Очень интересны детям игры с камешками марблс: выкладывание контуров букв, графических и звуковых схем.

Еще одним ярким и эффективным открытием в вопросе развития речи для нас стала психотерапевтическая песочница. Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов, способствует избавлению от психологического напряжения, что очень важно для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическими нарушениями речи. Игра с песком развивает у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимает мышечную напряжённость; развивает мотивацию речевого общения; способствует расширению словарного запаса, помогает освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза; позволяет развивать фонематический слух и восприятие; способствует развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; помогает в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Педагог должен находиться в постоянном поиске, иметь пытливый ум и умело сочетать классические приёмы образовательной деятельности с новыми, нетрадиционными техниками, думая, в первую очередь, о потребностях ребёнка. Чтобы основу используемых методов и приемов составляли познавательный интерес детей, творческое начало и обучение.

Только в этом случае наша деятельность как специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, будет приносить радость и, главное, результат!

Использование вариативных игр и развивающих упражнений позволяет более эффективно реализовывать особые образовательные потребности детей, имеющих нарушения речи (дети с ОВЗ), и реализовывать ФГОС дошкольного образования. Такой подход позволяет проводить коррекционную логопедическую работу, направленную на развитие устной и письменной речи (звукопроизношение, лексику, грамматику, связную речь, обучение грамоте) и развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, а так же эффективно осуществлять сенсорное развитие дошкольников.

  1. Нищева, Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет //Н.В. Нищева. — СПб.: Детство-Пресс, 2014. — 48 c.
  2. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) // Н.В. Нищева. — СПб.: Детство-Пресс, 2013. — 624 c
  3. «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»// Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Применение цифровых технологий в логопедической работе с детьми с ОВЗ.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Богородска школа №8»

Применение цифровых технологий в логопедической работе с детьми с ОВЗ.

Автор: Венецкова Ксения Николаевна

Педагогический стаж: 8 лет

Применение цифровых технологий в логопедической работе с детьми с ОВЗ. …………………………………………………………….стр 4

Список литературы……………………………………. стр 8

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших направлений деятельности системы образования Российской Федерации в настоящее время. В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.

Получение специального образования детьми с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации в современном мире и самореализации в различных видах профессиональной.

В настоящее время все силы сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать доступную образовательную среду для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Таким образом, важнейшей задачей модернизации является:

систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

И одним из приоритетных направлений модернизации в образовании, решающих эти задачи является внедрение в учебный процесс средств цифровых технологий. Особенное значение это направление имеет в случае обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Применение цифровых технологий в логопедической работе с

детьми с ОВЗ.

Цифровые технологии – это основанная на методах кодировки и передачи информации дискретная система, позволяющая совершать множество разноплановых задач за кратчайшие промежутки времени. Именно быстродействие и универсальность этой схемы сделали IT-технологии столь востребованными.

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике и используется как дополнительный инструмент в работе педагога.

Коррекционная работа с обучающимися с ОВЗ, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

— повышение мотивации на занятиях для исправления недостатков речи детей;

— обеспечение психологического комфорта на занятиях;

— развитие высших психических функций;

— совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;

— развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;

— формирование личностных качеств ребёнка;

— повышение качества обучения и работоспособности обучающихся.

На логопедических занятиях мною используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

К готовым продуктам относятся: компьютерные логопедические тренажёры; компьютерные тесты; обучающие игры; книги, учебники и энциклопедии; электронные рассылки; логопедические ресурсы.

В качестве готовых продуктов я использую такие цифровые ресурсы, как мерсибо ( mersibo . ru ), где помимо тестов и тренажеров для обучающихся, здесь можно участвовать в вебинарах по ИКТ для работы на данном портале, углубленные мастер-классы для логопедов; логозавр ( logozavr.ru ), теремок (teremoc.ru) – компьютерные игры для развития речи и высших психических функций. Так же в своей работе использую интернет урок ( interneturok . ru ) для реализации дистанционного обучения для ребенка с индивидуальной программой развития. На этом сайте можно подобрать видеоуроки по изучаемым темам.

К самостоятельно-разработанному инструментарию относятся: составленные с помощью программы Microsoft Office игры, пособия и игры-презентации Power Point; веб-сайты; цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

Одно из последних разработанных мной пособий является «Персональная книга для чтения» для обучающегося по индивидуальной программе развития. Это пособие разрабатывалось для летнего чтения и письма обучающегося. Т.к. книга персональная она именная с фото обучающегося и его родных, благодаря этому и доступным заданиям ребенку интересно было заниматься по ней. В книге содержатся задания для чтения, задания по развитию фонематического восприятия и задания для письма.

Так же на занятиях использую мультимедийные игры-презентации – это одно из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс, которые очень эффективны в индивидуальной работе. Отличием таких игр от обычных презентация является наличие особого алгоритма, который с помощью системы гиперссылок позволяет управлять процессом игры, обеспечивая обратную связь с ребенком. Мультимедиа – богатейший арсенал способов иллюстрации изучаемого явления.

Для связи с родителями и распространения собственного опыта мною был разработан персональный сайт ( nsportal.ru/venetskova-kseniya-nikolaevna ), на котором можно увидеть подробную информацию о моей работе, дидактический материал, фотоотчет работы.

Использование современных цифровых технологий в логопедической практике позволяет сделать работу логопеда интереснее и занимательнее для обучающихся. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

Список литературы.

1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.

2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.

3. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.

4. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.

5. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.

Использование инновационных технологий, в практической деятельности учителя-логопеда применяемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями
статья по логопедии по теме

На современном этапе развития образования, в практической деятельности учителя-логопеда, инновационные технологии приобретают особое значение. Инновационные технологии позволяют достичь максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей с особыми образовательными потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
konferentsiya_statya2017.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Морева Наталья Андреевна,

учитель-логопед МАДОУ детский сад 2,

городской округ Красноуфимск

Инновационные технологии, в практической деятельности учителя-логопеда применяемые в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями

На современном этапе развития образования, в практической деятельности учителя-логопеда инновационные технологии приобретают особое значение.

Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, инновационные технологии позволяют достичь максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей с особыми образовательными потребностями, способствуют развитию индивидуальных способностей ребёнка, и, как итог, помогают оптимизировать коррекционно-развивающую работу учителя-логопеда. Инновационные методы воздействия в логопедической практике не меняют базисную организацию коррекции, локально изменяют, дополняют её методическую составляющую.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с особыми образовательными потребностями в дошкольной организации направлена, в первую очередь на укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоциональное благополучие. Для этого создаются специальные, благоприятные условия в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями. Результатом интеллектуальной деятельности педагога становятся новые способы взаимодействия логопеда и ребенка, новые стимулы, обладающие повышенной эффективностью, новые методы, инструменты и приёмы.

Виды инновационных технологий:

  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Информационно-коммуникативные технологии;
  • Дистанционно-образовательные технологии;
  • Психокоррекционные технологии;
  • Нетрадиционные (хромотерапия, аромотерапия и т. п.)

В своей практической деятельности, в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями, мы, локально используем, прежде всего, здоровьесберегающие технологии: дыхательную гимнастику, артикуляционную, пальчиковую, гимнастику для глаз. Элементы пальцевого и кистевого массажа, самомассаж, «су-джок» терапия.

Также, в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями эффективны психокоррекционные технологии. Наиболее адаптированной методикой является сказкотерапия. Это универсальный и эффективный элемент данной технологии. Использование этого жанра, позволяющего в полной мере реализовать свою фантазию, всегда притягательно для детей. Игра в сказку помогает ненавязчиво донести необходимую информацию, накопить положительный эмоциональный заряд, обогатить свой опыт, приобщить детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий и вместе с тем остаются инновационными. Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие высших психических функций. Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент. В рамках данной технологии нами были придуманы и разработаны, авторские, универсальные игрушки «Весёлые медузы», которые в дальнейшем усовершенствовались и преобразовались в многофункциональное сенсомоторное дидактическое пособие. Пособие предназначено для развития у детей сенсомоторных навыков и тактильных ощущений. Также развивает эмоциональную сферу ребенка, творческие способности и воображение. Одновременно происходит подготовка руки к письму, дети обучаются контролю и координации при сложных движениях кисти и пальцев рук, учитель-логопед, использует пособие для автоматизации поставленных звуков, звукового анализа и синтеза, для развития лексико-грамматических категорий речи. В коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями, также, оказались высокоэффективными нестандартные сенсомоторные «доски»: «Ловкие пальчики», пособие «Теремок», для массажа, тактильного ощущения, творческих способности и воображения; автоматизации поставленных звуков, изолированно, в слогах, словах и чистоговорках. Работа с данным оборудованием одновременно двумя руками, способствует гармоничному биполушарному развитию.

Инновационные методы воздействия, нестандартные, индивидуальные подходы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда, дают возможность наиболее эффективно выстраивать взаимоотношения с ребёнком с особыми образовательными потребностями, позволяют достичь максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений, способствует разностороннему развитию с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь в XXIвеке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей. Здоровье – это одна из высших человеческих ценнос.

Цели, задачи, принципы повышения уровня качества инклюзивного образования в ДОУ, законодательная база в области инклюзивного образования.

В статье представлен каротека тематических пальчиковых игр в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Использование сказкотерапии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Как заинтересовать родителей и детей использовать здоровьесберегающие технологии в домашних условиях, проявлять заинтересованность в здоровом образе жизни.

Лекция 6. Логопедическая работа с детьми, имеющими комплексные нарушения развития.

Речь представляет собой сложнейший физиологический, психологический, мыслительный процесс, в котором переплетаются как элементарные (сенсомоторный, гностико-практический) так и высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой). В связи с этим речь и ее нарушения, а также коррекционная работа рассматриваются с различных позиций: медицинской, психологической, лингвистической, психолингвистической.

Наличие у детей патологии двигательной сферы, грубой сенсорной и нередко умственной недостаточности приводят к недоразвитию всех компонентов речи. У детей с комплексными нарушениями развития речевые нарушения имеют специфические проявления, требующие дифференцированных методов коррекционного воздействия.

Изучение нарушений речи у детей, имеющих сочетание различных отклонений, требует учета и анализа состояния не только всех компонентов речевой деятельности, но множества неречевых функций, что составляет методику комплексного логопедического воздействия.

Своеобразие логопедической работы с детьми, имеющими сочетание различных нарушений, заключается в том, что коррекция нарушений речи и многих факторов их обуславливающих и усиливающих, осуществляется с учетом характера дополнительных нарушений: состояния зрения, состояния слуха, двигательных возможностей, особенностей способов восприятия.

Логопедические занятия – это целостная система педагогических приёмов, состоящих из ряда взаимодействующих частей. Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения, на котором систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школьному обучению.

Основными организационными формами занятий являются: индивидуальные и фронтальные занятия. Для детей со сложными нарушениями развития целесообразно использовать индивидуальные формы работы.

Для эффективности проведения индивидуальных логопедических занятий необходима чёткая их организация и хорошее знание особенностей речи и личности каждого ребёнка.

Особенно важным является учёт специфических проявлений речевого дефекта, определение наиболее оптимальных сроков для преодоления речевых расстройств, а также последовательность их устранений зависит от выраженности нарушений, которая устанавливается при обследовании.

Наиболее важным в проведении логопедической работы является правильное планирование занятий. Каждый этап должен быть продуман, и также даны целевые и завершающие установки. Процесс планирования занятия начинается с определения цели, которая должна быть чётко сформулирована, с акцентом на обучающую деятельность и на развитие познавательной активности детей. От темы и цели занятий зависит его структура, отбор методов и приёмов, лексическая насыщенность.

При проведении занятия логопеду следует также регулярно проводить анализ, т.е. оценивать, что усвоено детьми и над чем необходимо продолжить работу. Для планирования индивидуальных логопедических занятий мы предлагаем следующую схему.

ДатаСодержание работыДидактический материалРезультаты
Тема: Цель:

Построение программы логопедической работы основывается на следующих положениях:

1.Особое место отводится работе по развитию коммуникативной функции речи. Интенсификация речевого общения обуславливает возникновение широкой речевой практики. Стимуляторами коммуникации выступает правильно подобранный материал, который доступен детям для произношения, актуален для общения. Важно также создание благоприятных условий, использование различных видов работ непосредственно направленных на коммуникацию. Необходимо научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески реализовывать полученные навыки в различных видах деятельности.

2. В связи с низким исходным уровнем речевого развития детей и замедленным темпом усвоения материала, на логопедическом занятии необходимо учитывать принцип дозированности объёма предлагаемого материала.

Особое значение уделяется содержанию логопедической работы с детьми с комплексными нарушениями развития. Специфика работы зависит от имеющихся структурных компонентов комплексного нарушения, которые могут быть представлены различными видами речевого дефекта (дизартрия, ринолалия и др.), нарушениями анализаторной системы (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата) или интеллектуальными нарушениями. Так, например, в логопедическую работу с глухим или незрячим ребенком, имеющим речевой дефект дизартрию, включается логопедический массаж, более активно следует проводить артикуляционную гимнастику.

3. В связи с особенностями развития аналитико-синтетической деятельности у большинства детей решение коррекционной задачи обеспечивается проведением работы по развитию высших психических функций детей. В ходе каждого конкретного занятия акцент коррекционной задачи может быть сделан на ту или иную психическую функцию: память, внимание, восприятие, мышления.

4. При планировании логопедических занятий необходимо учитывать включение упражнений, нацеленных на активную деятельность различных сохранных анализаторов, при участии которых более эффективно будет формироваться речевая деятельность.

5. Важным аспектом планирования логопедического занятия является система повторений. Повторение должно быть осознанным, а не механическим. Это достигается сменой видов упражнений, которые детям интересны и в которых есть элемент новизны. Для закрепления материала в систему повторения подключается ситуация, которую необходимо специально создавать или использовать, спонтанно возникшую.

6. На занятии используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями, задачами логопедического воздействия, этапом работы, индивидуально-психологическими особенностями ребёнка.

Критерием отбора и комбинирования методов и приёмов обучения детей на логопедическом занятии является смена видов деятельности: называние картинок, сопряжённое и отражённое проговаривание, придумывание слов на заданный звук, слушание и др. Необходимо так спланировать логопедическое занятие, чтобы у детей попеременно были задействованы различные анализаторы: слуховой, зрительный, речедвигательный, тактильный т.д.

7. В связи с особенностями нашей категории детей одним из важных условий организации учебного процесса является оснащение логопедического занятия дидактическим материалом. Например, для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, он должен быть достаточно крупным, ярким, прочным, с выраженной тактильной поверхностью. Если дети имеют проблемы со зрением, то особые требования выдвигаются к картинному материалу: изображения должны быть контрастными, с ярко выраженным контуром или предметы

При нарушениях слуха ребёнок спонтанно не овладевает звуковой словесной речью, т.к. лишен возможности воспринимать речь окружающих людей как необходимые звуковые образы для подражания. Кроме того, ребенок не в состоянии контролировать своё произношение.

Одной из наиболее сложных и важных в обучении детей с нарушениями слуха является задача формирования устной речи, т.к. эта форма речи необходима в решении вопроса коммуникации, социальной реабилитации. Формирование устной речи означает усвоение детьми необходимого речевого материала, приобретение навыков его восприятия и воспроизведения в устной форме при использовании современных технологических средств. Обучение произношению в настоящее время осуществляется на основе аналитико-синтетического, полисенсорного, концентрического метода (Ф.Ф. Рау, В.П.Кузьмичева, Н.Ф. Слезина).

Практика показывает, что контингент детей с нарушениями слуха различен по своему составу. Имеющиеся речевые расстройства осложняют организацию учебно-воспитательного процесса, отрицательно влияют на развитие его личности, что дает основание для особого внимания к проблеме дифференцированного подхода к их обучению.

У детей с недостатками слуха обнаруживается значительная неоднородность речевых расстройств. Имеют место нарушения дизартрического характера, ринолалия, органическая дислалия, нарушения голоса органического характера. Каждый из выявленных речевых нарушений имеет свою симптоматику, динамику проявления.

Существующая в практике система занятий по формированию устной речи строится без учета структуры данного сложного дефекта и в силу этого оказывается неэффективной. Устранение речевых нарушений, не связанных непосредственно с состоянием слуховой функции необходимо осуществлять интегрировано, это значит разработанные и принятые в логопедии методы должны применяться с учетом особенностей развития неслышащих детей.

Обобщая опыт работы с такой категорией детей, мы попытались дать некоторые общие методические рекомендации для организации и проведения логопедической работы по устранению различных речевых расстройств у детей с недостатками слуховой функции.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми, имеющими комплексные нарушения, должна строиться с учетом сложной структуры дефекта, где имеет место сочетание недостатков слуха и речевое нарушение, первичного характера, каждое из которых определенным образом воздействуют друг на друга.

1.Восприятие фонетических элементов речи – фонем, словесного ударения, интонации – составляет сенсорную базу, обеспечивающую возможность понимать обращенное устное слово, усвоить произносительные навыки и контролировать правильность собственного произношения.

Оценивая сенсорную базу, которой располагает ребёнок с нарушением слуха для усвоения речи, следует учитывать возможности каждого анализатора: зрительного, кожного, двигательного и остаточного слуха.

Исключительная роль принадлежит зрительному анализатору, с помощью которого ребенок может воспринимать некоторые движения речевых органов. Лучше видны движения губ, нижней челюсти, в отдельных случаях языка.

Специфическим способом восприятия речи логопеда у детей с нарушениями слуха является чтение с губ, оно является вспомогательным средством, которое не чуждо детям с нормальным слухом, когда в тех или иных случаях затрудняется слуховое восприятие речи. При нарушениях слуха роль чтения с губ значительно возрастает. Это следует учитывать в логопедической практике с детьми, имеющими стойкие нарушения слухового анализатора. Дети в состоянии воспроизводить звуки, слоги, слова, подражая речи логопеда, также они могут воспринимать инструкции к выполняемым упражнениям.

Такие фонетические элементы как ударение, интонация с помощью зрения воспринимаются плохо, а мелодический компонент интонации совсем не воспринимается. Учитывая это, мы можем использовать различного рода пояснения в виде письменных табличек, схем, рисунков, а также визуальных приборов, которые позволяют расширить границы возможностей восприятия глухими элементов звучащей речи. В работе над устной речью используются приборы как И-2М, виброском, компьютерная программа «Видимая речь». С помощью этих приборов звучащая речь преобразуется в оптические сигналы, это расширяет представление детей о фонемах.

Для лучшего взаимопонимания при выполнении различных заданий используют таблички – инструкции, которые логопед может сам составить для каждого фрагмента занятия, например:

ГОВОРИ ГРОМКО
ГОВОРИ ТИХО
ГОВОРИ ШЕПОТОМ
ЯЗЫК ВВЕРХУ
ЯЗЫК ВНИЗУ
ДУЙ СИЛЬНО

Уточняя положение артикуляционных органов при произнесении того или иного звука, используются профили артикуляции, логопед может предложить профиль произношения звука в норме и для разъяснения сущности неверного произнесения и коррекции предъявляется профиль дефектного произношения звука.

В том случае, если не удается исправить недостатки произношения фонем на основе подражания перед зеркалом, используется жестовый показ артикуляции с помощью кистей рук. Некоторые дети охотно принимают данный способ, и это приближает произнесение звуков к норме.

Учитывая зрительные возможности детей с нарушениями слуха при коррекции произношения, используется графический прием, например ребенок, произносит, озвончая, оглушая или добавляя гласный звук (призвуки). Можно на табличках написать, как он произносит неверно и как надо произносить.

СУП (Э)
П (Э) ЛАТОК
К СОГ
К К ГУГЛА
Б Б ПАПУШКА
АП (Э) ТЕКА

С помощью кожного анализатора обеспечивается восприятие ряда явлений, сопровождающих воспроизведение тех или иных фонетических элементов речи. Например, для разъяснения произношения звонких и глухих звуков, используется прием самоконтроля, путем приложения руки к собственной гортани и гортани логопеда, где можно ощутить вибрацию при колебании голосовых складок. Таким способом ребенок в состоянии установить разницу между вокализированными и невокализированными звуками. С помощью кожной чувствительности воспринимается также характер струи выдыхаемого воздуха, свойственный каждому звуку: сплошная, толчкообразная; также температурные явления: холодная, теплая. С помощью кожного анализатора ребенок получает информацию о работе речевых органов при произнесении отдельных звуков, которые недоступны зрительному анализатору.

Для развития кинестетических операций при произнесении звуков речи существенное значение имеет двигательный анализатор. Кинестетические импульсы, исходящие от речевых органов, являются основой для понимания работы артикуляции при произнесении того или иного звука. Это имеет место в тех случаях, когда речевые органы ребенка логопед приводит пассивно в то или иное положение, воспроизводит их движения посредством механического воздействия (логопедические зонды, шпатель). Впоследствии значение речевых кинестезий обеспечивают возможность осуществлять самоконтроль над произношением.

Большинство глухих детей имеют остатки слуха. Это также следует учитывать в работе над устной речью. Так, например, детям доступно восприятие словесного ударения, ритмический контур слов, паузы, мелодический компонент интонации и некоторые звуки речи. При использовании звукоусиливающей аппаратуры (индивидуальные слуховые аппараты) расширяются возможности восприятия фонем.

В логопедической работе по формированию произносительных навыков, в частности вызывания звуков, широко используется фонетическая ритмика – эта система двигательных упражнений, в которых ритмичные движения (корпуса, головы, ног, рук) сочетаются с произнесением определенного звука, слогов, слов. Фонетическая ритмика органически входит в работу не только по формированию произношения, но также играет существенную роль в коррекции произношения. Использование приема фонетической ритмики строится на основе речедвигательного, слухового анализаторов с использованием общей моторики.

Таким образом, характерной особенностью логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи и слуха является широкая опора на различные анализаторы, облегчающие воспроизведение требуемой артикуляции звуков и контроль за ней.

2.В работе над коррекцией произношения не следует начинать сразу с работы над звуками. Нарушение слуховой функции снижает возможности овладения в достаточном объёме словарем, поэтому наблюдаются проблемы в понимании значений многих слов, фраз. Нам думается, что целесообразнее начинать работу с накопления специфического словаря, соответствующего данному виду работы. В начале работы следует познакомить ребенка со своим артикуляционным аппаратом, разобрать названия всех его элементов. На ознакомительном этапе можно использовать профиль артикуляции и таблички с названием каждого элемента речевого аппарата. Ребенок выполняет движения и сравнивает их с работой органов артикуляции логопеда.

ЯЗЫК – кончик, спинка, боковые края
ГУБЫ – верхняя, нижняя
ЗУБЫ – передние, коренные и т.д.
МЯГКОЕ НЁБО
ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ

В последствии это имеет существенное значение в точном описании произношения сходных по артикуляции звуков, отличающихся участием голоса, изменением положения языка. Например, можно дать следующее задание на дифференциацию звуков:

ЗВУК СЕСТЬ ГОЛОС НЕТ
ЗВУК ЗЕСТЬ ГОЛОС НЕТ
ЗВУК СВВЕРХУ ЯЗЫК ВНИЗУ
ЗВУК ШВВЕРХУ ЯЗЫК ВНИЗУ

Кроме того, это помогает ребенку более осознанно воспроизводить звуки речи.

3.Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушения слуха и речи, проявляются в выполнении артикуляционной гимнастики. Существующее множество артикуляционных упражнений можно распределить по следующим критериям:

1. упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений;

2. статические упражнения, где дети учатся удерживать заданные позы;

3. упражнения на сочетание и переключение движений;

4. подбор цикла упражнений для каждого звука.

Традиционно упражнения выполняются по показу логопеда перед зеркалом. На этапе, когда ребенок знаком с каждым упражнением, можно давать задания на самостоятельное выполнение упражнений по сигналу-символу (картинка с изображением предмета, символизирующего каждое упражнение). Перед ребенком в определенной последовательности предлагаются символы; он перед зеркалом их выполняет. Это вносит игровой элемент в занятие, а в свою очередь логопед контролирует качество выполнения упражнений.

Сигналы-символы

Дата добавления: 2016-01-26 ; просмотров: 8567 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги»

Елена Голубева
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Слог. Деление слов на слоги»

— закрепление понятия «слог»;

— закрепление умения делить слова на слоги (на слух, при помощи хлопков и т. д.);

— развитие умения определять количество слогов в слове и их последовательность,

— развитие умения подбирать слова по одному данному слогу,

— закрепление умения различать гласные и согласные звуки;

— закрепление умения составлять простые предложения, определять количество слов в предложении, составлять схемы предложений;

— развитие речи детей, внимания, памяти, мелких мышц рук.

Ход занятия:

Логопед (Л.)— Ребята, сегодня, я получила письмо от наших знакомых из зоопарка. Вспомним, с кем мы познакомились на прошлом занятии (слон, лиса, кенгуру? В этом письме они просят нас о помощи. У них в зоопарке пропал медвежонок. Поможем им найти медвежонка? За правильное выполнение заданий, мы будем получать часть картинки, и когда сложим все части вместе, мы узнаем, куда же пропал медвежонок.

Повторение пройденного материала.

Л. : На прошлом занятии наши герои познакомили нас понятием «слог». Вспомним, что такое слог. Слоги – части слова, на которые оно делится при произношении. Есть короткие слова, они состоят из одного слога, а есть длинные, они состоят из двух, трех и даже четырех слогов. Подскажите мне, как мы можем посчитать количество слогов в слове (ответы детей).

— Правильно, чтобы определить, сколько слогов в слове, можно поставить ладошку под подбородок и произнести слово: сколько раз подбородок коснется ладошки, столько в этом слове и слогов (например: слон, лиса, кенгуру). Также слово можно прохлопать.А еще нужно запомнить правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

«Прохлопай слоги»

Л. : Наше первое задание, посчитать (прохлопать) количество слогов в словах: енот, пингвин, тигр, фламинго, лось, пеликан.

-Молодцы, все справились с заданием правильно.

«Кто в домике живет?» На доске три домика, с разным количеством окошек.

Л. : Ребята, необходимо посчитать количество слогов в словах и разложить картинки по домикам. В первый домик – картинки, в названии которых один слог; во второй – картинки, в названии которых два слога; в третий домик – картинки, в названии которых три слога.Картинки: слон, лиса, волк, тигр, заяц, бегемот.

-Молодцы, за это задание мы получаем часть картинки.

Л. : Ребята, посмотрите, какой необычный поезд к нам сегодня приехал.У этого поезда всего два вагона: синий и красный. Нам нужно распределить картинки по этим вагонам. В синем вагоне поедут картинки, названия которых начинаются на согласный звук, а в красном – картинки, названия которых начинаются на гласный звук.Картинки: акула, удочка, иглы, аист, барсук, дом.

«Составь схемы предложения»

Л. : А теперь вспомним, из чего состоит наша речь (из предложений). Сейчас мы должны будем составить схемы предложений (дети получают карточки).Вспомним: первое слово в предложении всегда начинается с большой буквы. Какая нам понадобится карточка? (полоска с уголком). В конце предложения, обязательно ставим точку. Точка указывает на то, что предложение закончено.Предложения: Лиса рыжая. Уши слона велики. Кенгуру высоко прыгает. Медвежонок очень любит мед.

— Молодцы, получаем еще одну часть картинки.

«Соберем пирамиду».

Л. : Ребята, перед вами на доске картинки (лев, жираф, зебра, дикобраз, носорог, кенгуру). Вам необходимо составить пирамидку из картинок. Наверху пирамидки слово, которое состоит из одного слога, ниже из двух и внизу из трех слогов.

Л. : Теперь я буду называть слова, а вы должны поделить их на слоги хлопками и показать количество слогов на пальцах. Слова: павлин, леопард, страус, панда, бурундук, горилла, кабан.

«Придумай слово»

Л. : Ребята, сейчас я буду называть вам слог, а вы должны придумать слова, которые начинаются на этот слог. Слоги: са- (самолет, самокат, сапоги, самовар, бу- (буква, бублик, ма- (мама, машина, магазин, ла- (лампа, ласточка).

— Молодцы, получаем еще одну часть картинки.

Работа в тетрадях. «Фрукты и овощи».

Л. : Соберите в одну корзину фрукты и овощи, в названии которых, два слога, в другую, в названии которых – три слога.

Итог занятия.

Л. : Молодцы, мы собрали все части картинки и теперь знаем, где медвежонок. Оказывается, он отправился в гости к пчелкам, полакомиться медом. Наши друзья нас благодарят. В конце занятия каждый ребенок получает поощрительный приз.

— Ребята, вспомним, что мы делали сегодня на занятии?

— Что понравилось вам больше всего?

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук, слог, слово, предложение» Тема:«Звук, слог, слово, предложение».Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки и буквы «Л», «М», «Н», «Р»; слоги; слова; предложения» Программное содержание: Закрепить знания о согласных буквах «Л», «М», «Н», «Р». Закрепить умение читать слоги из пройденных букв; умение.

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе Тема: «Введение понятия «слово». Знакомство с линейностью и протяженностью.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [Ч]» для средней группы Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для средней группы Тема: Звук «Ч». Программное содержание: Побуждать интонационно, выделять.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической группе для заикающихся дошкольников «Звуки [М], [М’]» муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №9 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е, е» Тема: Звук [е], буква Е. Программное содержание: 1. Познакомить детей со звуком [е] и буквой. 2. Формировать умение детей находить эту букву.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему «Звуки [Б]-[Б]’, буква Б» Цели: Коррекционно – образовательные: * Закреплять представления о звуках родного языка. * Закреплять навыки различения и звукопроизношения.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте «ЗвукиЗ, ЗЬ. Буква «З». Конспект ОД в подготовительной группе «Звуки [З], [Зь]. Буква З» Задачи: образовательные: закрепление знаний о звуках З-Зь,.

Технологическая карта занятия. Обучение грамоте. Деление двух и трех составных слов на слоги. Выделение первого звука в слове Вот и закончился финал республиканского конкурса «Педагог года Луганщины». На протяжении всей конкурсной недели, атмосфера праздника не.

Урок русского языка в 1 классе «Деление слов на слоги» Тема: «Деление слов на слоги» Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.

Тема урока: “Перенос слов по слогам”. 2-й класс

Класс: 2

Цели урока:
Образовательные:

  • Обобщение знаний о правилах переноса слов.
  • Формировать умение переносить слова с учетом особенности слогов.
  • Развивать у детей орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, память.
  • Воспитывать любовь к родному языку, трудолюбие.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный этап.
– Приветствие учащихся.
Ребята , здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга.

II. Минутка чистописания.
1. На доске напечатаны буквы: Жж
Посмотрите , какую букву мы будем сегодня писать . Дайте характеристику звуку [ж].
Напишите строчку ,чередуя эти буквы.

2. На доске запись: Жизнь дана на добрые дела.
Прочитайте пословицу , запишите её на следующей строчке.
Подумай те ,как понимаете смысл этой пословицы каждый .
А теперь обсудим в группах по кругу .(Сингл раунд робин)Начинаем обсуждение с партнёра №1.Проверяем.Отвечает стол № .. партнёр№…

III. Словарно-орфографическая работа.
1. Игра– Пока Незнайка нес нам слова, он потерял самые важные буквы.
К . рандаш, п . нал, м . шина, д . журный.
Задания.
– Запишите слова в тетради, подчеркните все гласные в словах. Какое “лишнее” слово? (пенал). Подчеркните его..
Проверка:
Обсудим в группах .Каждый называет 1 слово и называет гласные ,которые подчеркнул . Начинаем с партнёра №…
– Почему пенал “лишнее” слово? (2 слога.)
– Сколько гласных, сколько слогов?
Вывод: Сколько гласных, столько и слогов.

2. Работа над развитием речи со словарными словами.
Составление предложения со словарным словом пенал. Запишите своё предложение .Поделитесь сначала с партнёром по лицу, а потом с партнёром по плечу.Выберите самое интересное предложение в вашей группе .Какой стол желает озвучить своё предложение.

IV. Закрепление пройденного материала.
– Незнайка часто спешил, не доводил начатого до конца и очень часто ошибался. Друзья – коротышки над ним смеялись, а, слушая его, говорили, что такого не бывает.
Игра “Так бывает?”
1. – Незнайка написал предложение со словом пенал, допустив ошибку. Найдите ее.
Карандаш положу в пен-ал.
– Какую вы нашли ошибку?
– Как можно перенести слово?
– Чтобы еще лучше закрепить правило, послушай-ка Незнайка стихотворение – игру.
(Стихотворение читает подготовленный ученик.)
Я сейчас расскажу,

Как слова переношу:
Зима – зи – ма,
Пожар – по – жар,
Коза – ко – за,
Комар – ко – мар.
Здесь порядок очень строгий,
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам.

– Первую тайну письма мы открыли Незнайке.

Задание.
– Вот вам слова, разделите их для переноса.
Дуб, лист, гриб, куст.
– Слова из 1-го слога не переносятся, одна буква не остается на строке и не переносится.
Задание.
– Измените, слова так, чтобы их можно было перенести.
Образец: Дуб – ду-бы. (по карточкам)Карточки проверяет учитель после урока.

V. Микс пэа шэа
Встали задвинули стульчики. Двигаемся по музыку.Создаём пару. Отвечаем на вопросы поставленные учителем.( 10 секунд)

Сколько букв может быть в слоге?
Слог может состоять из одной буквы, но обязательно гласной, а из согласной – никогда. Слог может состоять и из двух, трех и нескольких букв, но гласная буква обязательно одна и есть в каждом слоге.
Гласный звук образует слог.

Как определить количество слогов в слове?
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Например:
Лист, коа, деео, лист-вен-ниа, при-клюеие

Как называются слова, в которых один слог, два слога, три слога?
Слова, в которых один слог, называются односложными,
слова, в которых два слога, — двусложными,
слова, в которых три слога, — трёхсложными.

Как слова делятся для переноса?
Для переноса слова делятся на две части.
Делить слова для переноса можно только по слогам, но при этом одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.

Какие слова переносить нельзя?
Слова, состоящие из одного слога, и слог, состоящий из одной буквы, переносить нельзя.
Например: класс, осы, юла.

Как можно перенести слова с буквами Й,Ь,Ъ?
Буква Й при переносе не отделяется от гласной.
Например: май – ка, зай – ка.
Буквы Ь и Ъ при переносе не отделяется от согласной.
Например: боль – шой, подъ – езд.

VI. Работа по учебнику.
Перенос слов. Стр. 8 упр.121 Работа в группах (Континиус Раунд Робин)Записываем слова , деля их на слоги начинает партнёр№ 4. Если кто не согласен со своим партнёром ,обоснуйте почему .

VII. Итог урока.
1. Работа в группах.
Каждая группа получает карточку с одним из случаев переноса слов.
Задача: сформулировать и озвучить правила переноса слов.
3-й уровень 1–2-й уровень
Ре-бя-та;
Пас-тух;
Сол-ныш-ко.
Вывод: Слова переносятся по слогам.

Ася – яма;
Ава-рия;
Яго-да.
Вывод: нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву.

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.

2. Вывод.
– Какие “тайны” переноса слов мы раскрыли?
– Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.
Если вы считаете, что усвоили тему на “отлично”, покажите улыбающегося человечка.
Если где – то в чем – то не уверены, то покажите задумчивого человечка.

Ссылка на основную публикацию