Конспект итогового занятия по формированию слоговой структуры слова

Конспект логопедического занятия “Формирование слоговой структуры слова”

Группа детей по структуре речевого нарушения: ФН и ФФН.

Возраст: 6 лет (подготовительная к школе группа).

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Вид деятельности детей: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Тема: «Волшебная слоговая гусеница».

Цель: Формирование слоговой структуры слова у детей подготовительной к школе группы с фонетическим и фонетико-фонематическим нарушениями речи.

Задачи:

  • способствовать обогащению словарного запаса;
  • закрепить знания о звуках, буквах и слогах.
  • определять количество слогов в словах;
  • развивать произношение сложных слов;
  • сформировать фонематический и слогово анализ слов.
  • способствовать проявлению положительных эмоций, интереса достижения результата от выполненной работы.

Планируемые результаты:

  • у детей сформировано понимание, что слово делится на слоги;
  • дети способны самостоятельно определить количество слогов в словах;

Оборудование: массажный мяч «Су-Джок», картинки-символы для выполнения артикуляционной гимнастики, предметные картинки (односложных, двусложны, трёхсложных, четырехсложных и пятисложных слов), картинки со слогами, гусеница с баночками.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед: Давайте встанем все красиво, спинки выпрямим и поздороваемся. Доброе утро, ребята!

Дети: Доброе утро!

Логопед: Вы уже заметили, что у нас сегодня с вами висит на доске?

(на доске висят слоги – гу, се, ни, ца)

Дети: Слоги.

Логопед: Правильно. А теперь садятся на стульчики дети, чье имя состоит из одного слога, из двух и т.д.

II. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика с картинками

(дети смотрят на картинки, которые им показывает логопед и выполняют упражнения)

  • «Хоботок-улыбочка»
  • «Маляр» – 5 раз
  • «Вкусное варенье» – 5 раз
  • «Качели» – 5 раз
  • «Часики» – 5 раз

2. Пальчиковая гимнастика «Су-Джок»

Я мячом круги катаю
Взад вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.

3. Игра «Составь слово»

– Ребята, давайте снова посмотрим на наши слоги и попробуем составить слово.

(дети переставляют местами слоги и получают слово «гусеница»)

А вот и слово наше ожило (логопед показывает детям гусеницу).

4. Игра «Предлоги»

– А теперь давайте посмотрим на картинки и скажем, где спряталась наша гусеница.

(под грибком, на грибке, около грибка; на яблоке, в яблоке, под яблоком, за яблоком)

5. Игра «Хлопай в ладоши»

(деление слов на слоги, проговаривание слов по слогам)

– Давайте с вами поиграем в игру «Хлопай в ладоши», перед вами на столе лежат карточки, каждый по очереди должен отхлопать то, что нарисовано на его картинке по слогам.

– Например, на моей картинке нарисована машина – ма-ши-на!

6. Игра «Гусеница»

– Мы отхлопали с вами слова по слогам, а теперь мы с вами разложим карточки по баночкам на нашей гусеничке. Если один раз хлопнули, то кладем карточки в самую маленькую баночку с цифрой 1 и т.д.

7. Физкультминутка

Раз, два — выше голова.
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — всем присесть.
Семь, восемь — встать попросим.
Девять, десять — сядем вместе.

8. Игра «Составь слово из слогов»

(гусеница, математика, милиционер)

– Давайте составим с вами слово из предложенных слогов и распределим слоги по баночкам на нашей гусеничке – первый слог в первую баночка, второй во вторую и т.д.

III. Итог занятия

Давайте вспомним, что мы с вами делали на нашем занятии? Что вам больше всего понравилось?

Конспект открытого занятия по формированию слоговой структуры слова с исползованием логоритмических упразхнений

Управление образования администрации городского округа Коломна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 «Светлячок»

Конспект открытого занятия по формированию слоговой структуры слова с использованием логоритмических упражнений

«Автоматизация звука [Ш] в
слогах и словах»

Учитель – логопед: Десинова Н.А.

Цели:
закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш];
продолжать учить правильно произносить звук [ш] в слогах и словах;
учить определять наличие звука в словах;
закреплять умение делить слова на слоги;
упражнять в образовании множественного числа имен существительных;
развивать слуховое восприятие, внимание, умение координировать движения с речью, мелкую моторику.

Оборудование: игрушка мышка карта «Путешествие маленькой мышки», предметные картинки с символами на обратной стороне, предметные картинки для упражнения «Покупки», осенние листочки, перфокарты, символы звуков.

Организационный момент.
– Сегодня вы встретитесь с маленькой мышкой и отправитесь с ней в небольшое путешествие. Она даже приготовила карту, которая не только покажет дорогу, но и поможет ничего не перепутать и не забыть. Посмотрите, здесь на карте все нарисовано. Что вы видите в самом начале? (Домик.)
– В этом домике за высоким забором живет мышка.

Артикуляционная гимнастика.
– Мышка проснулась (упражнение «Окошко»), открыла окошечко (упражнене «Домик открывается») и вышла на крылечко (упражнение «Лопата» ). Ветерок дует на мышку (упражнение «Сдуй с лопатки»). Пришлось мышке надеть теплую кофточку (упражнение «Язычок здоровается с верхней губой»). Пошла мышка пить чай из чашечки (упражнение «Чашечка»). Выпила одну чашечку чая другую, третью с вкусным вареньем (упражнение «Вкусное варенье»). Потом мышка поиграла немного с пушинкой (упражнение «Фокус») и подошла к двери (упражнение «Парус»). А на улице сильный ветер дует. (Звукоподражание Ш – Ш – Ш – Ш).

Речевое упражнение с движениями.
Ветер
Ветерок листвой шумит: Дети ритмично потирают ладонь.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
В трубах громко он гудит:
У-у-у, у-у-у. Ритмично хлопают над головой
Поднимает пыль столбом.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично топают ногами
Дует он везде, кругом.
Гом-гом-гом, гом-гом-гом. Ритмично наклоняются в стороны
Может вызвать бурю он.
Страх-страх, страх-страх! Поднимают руки в стороны и
Не удержится и слон. делают вращательные движени.
Ах-ах, ах-ах. Ритмично покачивают головой.

Произношение звука [ш] .
– Посмотрите, что нарисовано возле домика? (На карте изображение листьев.) Мышка побежала по дорожке из сухих листьев: ш – ш – ш.
– Давайте пойдем за ней и пошуршим, как листочки. Я буду начинать слово, а вы с мышкой шуршите погромче, чтобы его закончить:
мы. ду. камы. малы. каранда. ланды
гуа фини.. шала

Произношение звука [ш] в слогах (с использованием символов и жестов) .
-Посмотрите, куда дальше ведет дорожка? Здесь камыши. Мышка любит слушать, как они шуршат. Послушайте камыши и пошуршите, как они (проговаривание слогов с использованием символов и жестов):
ша – ши – шо – шу
шла – шлу – шло
шпо – шпа – шпу
А кто же тут прячется в камышах? Это утка. Испугалась утка, захлопала крыльями. Покажи, как она это делает:
ашка – ашка; ошка – ошка; ушко – ушко.

Развитие фонематического восприятия.
– Что подсказывает нам карта? Впереди дорожка, чтобы пройти по ней, нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук [ш]. Выберите нужные картинки, разделите их на слоги и выложите их в виде дорожки.

– Идем вместе с мышкой по дорожке, а картинки за нами переворачиваются.
(На обратной стороне каждой картинки изображен символ.)

Проговаривание звука [ш] в словах.
– По дорожке мышка привела нас в магазин. Подскажите, что она там увидела? Я начну, а вы продолжите.
Мышка купила много. (Выкладывает перед ребенком картинки: шуба, машина, шарф, чашка, груша.)
– А купила мышка себе, назовите, что она купила, и определите место звука [ш] в словах (схема слова): шапка, карандаш, матрешка,

Речевое упражнение с движениями.
Часы
Мышь полезла в первый раз, Медленно поднимают руки вверх. Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом!”, Один хлопок над головой. Мышь скатилась кувырком. Руки быстро опускают. Мышь полезла второй раз Медленно поднимают руки вверх Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” Два хлопка. Мышь скатилась кувырком. Руки быстро опускают.
Мышь полезла в третий раз Медленно поднимают руки вверх Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка. Мышь скатилась кувырком. Руки быстро опускают.
Игровое упражнение на развитие памяти.

– А как же вернуться домой? Карта нам поможет. Вот и знакомая дорожка. Вспомните, что изображено на картинках.

– Соберем листочки. А на каждом листочке загадка. Хотите их разгадать?

Рисуют дружно малыши, У них в руках . карандаши.

Носит яркий гребешок. Наш веселый . петушок.

Вот бежит малышка Серенькая . мышка.

Зашуршали тихо шины Это едет к нам . машина.

Мама просит Машу: «Свари братишке . кашу».

Мышка моется под душем
Моет хвостик, моет . уши.

Мышка мыла мылом лапки. Ритмично потирают
Каждый пальчик по порядку. ладонь о ладонь.
Вот намылила большой, Растирание пальцев
Сполоснув его водой. Поочередно.
Не забыла и указку,
Смыв с него и грязь, и краску.
Средний мылила усердно,
Самый грязный был наверно.
Безымянный терла пастой,
Кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла,
Очень он боялся мыла.

Читайте также:  Посуда - конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Работа с перфокартами.
Мышка предлагает вам поиграть с картами. На картах нарисованы картинки, а под каждой картинкой есть окошко. Найдите все картинки, в названии которых есть звук [Ш], и закрасьте окошки под этими картинками. (Затем снимают с листа перфокарту, соединяют значки линиями и получают букву Ш).

Знакомство с буквой Ш.

Итог занятия.
– Нам пора прощаться с мышкой. Вы сегодня очень хорошо ей помогали! А какой звук помогал нам на нашем занятии? (Ш – ш – ш).

  • konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_formirovaniyu_slogovoy_struktury_slova_s_ispolzovaniem_logoritmicheskih_uprazhneniy
    Размер файла: 54 kB Загрузок: 3

Материалы по теме

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Конспект занятия по формированию слоговой структуры слова
план-конспект на тему

Описан план и развернутый конспект занятия в старшей группе по формированию слоговой структуры 6 класса слов (двусложные слова с двумя открытыми слогами) у детей с ОНР III уровня речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
plan-konspekt_zanyatiya_po_formirovaniyu_slogovoy_struktury_slova.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

2013-2014 учебный год

Логопед: Халапова А.К., старшая группа.

Вид: Слоговая структура (22 занятие)

Тема: Двусложные слова с двумя закрытыми слогами (6 класс) (6 занятие)

Цель: Тренировать детей в самостоятельном слитном произнесении слов 6 класса (со вторым ударным слогом) в словосочетании и предложении.

Собрать внимание детей.

Тренировать в умении самостоятельно, на слух, воспроизводить ритм двусложного слова со вторым ударным слогом.

2. Д/и «Слоговые дорожки»

Продолжать тренировать в самостоятельном чтении закрытых слогов типа СГС со сменой последнего согласного звука, с опорой на символы.

3. Д/и «Угадай слово»

Упражнять в умении угадывать слова по первой части, с опорой на предметные картинки.

4. Д/и «Загадай слово»

Тренировать в умении загадывать слова, выделяя первую часть слова, с опорой на картинки.

5. Д/и «Отгадай загадку»

Упражнять в самостоятельном слитном произнесении слов 6 класса со вторым ударным слогом, с опорой на картинки.

6. Д/и «Части слова»

Тренировать в умении осуществлять практический анализ слов 6 класса, с опорой на картинки.

7. Д/и «Угадай, что это?»

Упражнять в употреблении слов 6 класса в словосочетании, с опорой на предметные картинки.

8. Д/и «Добавь слово»

Тренировать детей в употреблении слов 6 класса в предложении, с опорой на предметные картинки.

Закрепить в памяти детей основную тему занятия.

ГБОУ ЦРР-детский сад №272

Развернутый конспект открытого занятия по слоговой структуре

Тема: Двусложные слова с двумя закрытыми слогами (6 класс) (6 занятие)

Цель занятия: Тренировать детей в самостоятельном слитном произнесении слов 6 класса (со вторым ударным слогом) в словосочетании и предложении.

Логопед: Халапова А.К.

Цель: Собрать внимание детей.

Тренировать в умении самостоятельно воспроизводить ритм двусложного слова со вторым ударным слогом, с опорой на ритмический рисунок и картинку.

Инструкция: Слушайте, как и сколько хлопаю! Закрывайте глаза. (логопед хлопает 2 раза: тихо-громко) Открывайте глаза. Сколько раз хлопала? (2 раза) Как хлопала в первый раз? (тихо) Как хлопала во второй раз? (громко) Сядет тот, кто похлопает, как я.

Итог: Сегодня будем говорить слова из двух частей. А сейчас открывайте тетради.

2. Д/и «Слоговые дорожки»

Лексический материал: ДОМ, ДОФ + ДОН.

Цель: Продолжать тренировать детей в самостоятельном чтении закрытых слогов типа СГС со сменой последнего согласного звука, с опорой на символы.

Инструкция: Ищите картинку – пулемет. Палец на букву Д. Добавляйте О. Соединяйте (ДО). Палец на середину дорожки. Какая песенка на оранжевой дорожке? (ДО) Пойте ДО, добавляйте М. Соединяйте буквы по цепочке. (ДОМ) Палец на середину дорожки. Пойте ДО, добавляйте Ф. Соединяйте буквы по цепочке. (ДОФ) Пойте ДО, добавляйте Н. Соединяйте буквы по цепочке. (ДОН) Какая последняя песенка? (ДОН) Нажимайте на кнопки, пойте песенку ДОН. Начинает Дима.

Итог: Вы называли части. Что вы называли? Мы называли части.

3. Д/и «Угадай слово»

Дидактический материал: предметные картинки по количеству детей + 1 фоновая (фон-тан, маг-нит, сол-дат, ин-дюк, мед-ведь, под-нос)

Цель: упражнять детей в умении угадывать слово по первой части, добавляя вторую часть и произнеся целое слово, с опорой на предметные картинки.

Инструкция: Вставайте. Поиграем в игру «Угадай слово». Я открою картинку и назову первую часть, а вы вторую, потом целое слово. Кричать с места не надо, поднимаем руки. Кто назовет правильно, тот садиться на место.

Логопед: фон- Ребенок: – тан фон-тан

маг- – нит маг-нит

сол- – дат сол-дат

мед- – ведь мед-ведь

под- – нос под-нос

Итог: Я называла первую часть, а вы? (вторую) А потом …? (целое слово)

4. Д/и «Загадай слово»

Лексический материал: тот же, что и в третьем этапе.

Цель: Тренировать детей в умении загадывать слова, называя первую часть слова, с опорой на картинки.

Инструкция: А теперь загадайте слово сами. Сережа, выходи к доске. Выбирай глазами картинку. Называй первую часть замочками. Кто знает вторую часть? (дети называют вторую часть, а потом целое слово. Ребенок снимает картинку, а тот кто угадал, выходит к доске и загадывает новое слово).

Итог: Вы загадывали слова. Что вы загадывали, Марк? (загадывали слова)

5. Д/и «Отгадай загадку»

Лексический материал: кол-пак, зиг-заг, пом-пон, гар-монь, сунн-дук, кар-ман.

Цель: Тренировать в самостоятельном слитном произнесении слов 6 класса со вторым ударным слогом.

Инструкция: Поиграем в игру «Отгадай загадку». Кто угадает мою загадку, получает фишку. Слушайте!

  • Это емкость для хранения одежды и других предметов. В него можно что-то спрятать и закрыть на замок, чтобы никто не нашел. (сундук)
  • Это кривая линия. (зигзаг)
  • Это головной убор. Его одевают клоуны, когда выступают в цирке. (колпак)
  • Это часть головного убора. Он круглый и пушистый. (помпон)
  • Это музыкальный инструмент. У него есть кнопки и длинные меха. (гармонь)
  • Это часть рубашки или халата. В него можно положить маленькие предметы. (карман)

Угадавший получает фишку. Все дети по цепочке повторяют за ним слово и закрывают такую картинку. Детям загадывается новая загадка.

Итог: Что вы отгадывали, Сережа? (отгадывали загадки)

6. Д/и «Части слова»

Лексический материал: тот же, что и в предыдущем этапе.

Цель: Тренировать детей в умении осуществлять практический анализ слов 6 класса с опорой на картинки.

Инструкция: Открывайте картинку. Говорите слово с кулачком. Сколько частей в слове? (2 части). Какая первая? Какая вторая? Открывайте такую картинку.

Итог: Вы говорили части. Что вы говорили? (Мы говорили части)

7. Д/и «Угадай, что это?»

Лексический материал: кув-шин, рюк-зак, кос-тер, рос-ток, чер-вяк, пар-ник.

Цель: Учить детей правильно употреблять слова 6 класса в словосочетании.

Инструкция: Переверните страницу. Поиграем в игру «Угадай, что это?». Я говорю какой, а вы называйте картинку. А потом 2 слова замочками.

Логопед: мед-ный Ребенок: кув-шин

Итог: Я говорила какой, а вы, Ярослав?( называли картинку)

8. Д/и «Угадай последнее слово»

Лексический материал: тот же, что и в предыдущем этапе.

Цель: Упражнять детей в употреблении слов 6 класса в предложении с опорой на предметные картинки.

Инструкция: Я начинаю предложение, а вы добавляйте последнее слово. Открывайте такую картинку.

  • Папа купил медный …(кувшин)
  • Мама купила модный…(рюкзак)
  • На лугу горит яркий…(костер)
  • На поляне растет нежный…(росток)
  • По земле ползет мягкий …(червяк)
  • На даче теплый…(парник)

Ребенок называет последнее слово замочками и повторяет целое предложение с кулачком. Получает очередную фишку.

Итог: Вы говорили предложение. Что вы говорили, Максим?

Цель: Закреплять в памяти детей основную тему занятия.

Инструкция: Закрывайте папки. Сегодня мы говорили слова из двух частей. Что вы говорили, Марк? (Мы говорили слова из двух частей). Посчитайте фишки. У кого сколько? (проводится анализ деятельности детей) Вставайте.

Сережа соберет тетради, Дима и Ярослав папки, Марк и Максим фишки. Молодцы! Идите отдыхать в группу.

Инструкция: Слушайте, как и сколько хлопаю! Закрывайте глаза . (логопед хлопает 2 раза: тихо-громко) Открывайте глаза. Сколько раз хлопала? (2 раза) Как хлопала в первый раз? (тихо) Как хлопала во второй раз? (громко) Сядет тот, кто похлопает, как я.

Итог: Сегодня будем говорить слова из двух частей. А сейчас открывайте тетради.

2. «Слоговые дорожки»

Инструкция: Ищите картинку – пулемет . Палец на букву Д. Добавляйте О. Соединяйте (ДО). Палец на середину дорожки. Какая песенка на оранжевой дорожке? (ДО) Пойте ДО, добавляйте М. Соединяйте буквы по цепочке. (ДОМ) Палец на середину дорожки. Пойте ДО, добавляйте Ф. Соединяйте буквы по цепочке. (ДОФ) Пойте ДО, добавляйте Н. Соединяйте буквы по цепочке. (ДОН) Какая последняя песенка? (ДОН) Нажимайте на кнопки, пойте песенку ДОН. Начинает Дима.

Итог: Вы называли части. Что вы называли? Мы называли части.

3. Д/и «Угадай слово»

Инструкция: Вставайте . Поиграем в игру «Угадай слово». Я открою картинку и назову первую часть, а вы вторую, потом целое слово. Кричать с места не надо, поднимаем руки. Кто назовет правильно, тот садиться на место.

Логопед: фон- Ребенок: – тан фон-тан

маг- – нит маг-нит

сол- – дат сол-дат

мед- – ведь мед-ведь

под- – нос под-нос Садись

Итог: Я называла первую часть, а вы? (вторую) А потом …? (целое слово)

4. Д/и «Загадай слово»

Инструкция: А теперь загадайте слово сами . Сережа, выходи к доске. Выбирай глазами картинку. Называй первую часть замочками. Кто знает вторую часть? (дети называют вторую часть, а потом целое слово. Ребенок снимает картинку, а тот кто угадал, выходит к доске и загадывает новое слово).

Итог: Вы загадывали слова. Что вы загадывали, Марк? (загадывали слова)

5. Д/и «Отгадай загадку»

Инструкция: Поиграем в игру «Отгадай загадку». Кто угадает мою загадку, получает фишку. Слушайте!

  • Это емкость для хранения одежды и других предметов. В него можно что-то спрятать и закрыть на замок, чтобы никто не нашел. (сундук)
  • Это кривая линия. (зигзаг)
  • Это головной убор. Его одевают клоуны, когда выступают в цирке. (колпак)
  • Это часть головного убора. Он круглый и пушистый. (помпон)
  • Это музыкальный инструмент. У него есть кнопки и длинные меха. (гармонь)
  • Это часть рубашки или халата. В него можно положить маленькие предметы. (карман)

Угадавший получает фишку. Все дети по цепочке повторяют за ним слово и закрывают такую картинку. Детям загадывается новая загадка.

Итог: Что вы отгадывали, Сережа? (отгадывали загадки)

6. Д/и «Части слова»

Инструкция: Открывайте картинку. Говорите слово с кулачком . Сколько частей в слове? (2 части). Какая первая? Какая вторая? Открывайте такую картинку.

Итог: Вы говорили части. Что вы говорили? (Мы говорили части)

7. Д/и «Угадай, что это?»

Инструкция: Переверните страницу. Поиграем в игру «Угадай, что это?». Я говорю какой, а вы называйте картинку. А потом 2 слова замочками.

Логопед: мед-ный Ребенок: кув-шин

Итог: Я говорила какой, а вы, Ярослав?( называли картинку)

8. Д/и «Угадай последнее слово»

Инструкция: Я начинаю предложение, а вы добавляйте последнее слово. Открывайте такую картинку.

  • Папа купил медный …(кувшин)
  • Мама купила модный…(рюкзак)
  • На лугу горит яркий…(костер)
  • На поляне растет нежный…(росток)
  • По земле ползет мягкий …(червяк)
  • На даче теплый…(парник)

Ребенок называет последнее слово замочками и повторяет целое предложение с кулачком. Получает очередную фишку.

Итог: Вы говорили предложение. Что вы говорили, Максим?

Инструкция: Закрывайте папки. Сегодня мы говорили слова из двух частей. Что вы говорили, Марк? (Мы говорили слова из двух частей). Посчитайте фишки. У кого сколько? (проводится анализ деятельности детей) Вставайте.

Сережа соберет тетради, Дима и Ярослав папки, Марк и Максим фишки. Молодцы! Идите отдыхать в группу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный конспект индивидуального логопедического занятия по формированию слоговой структуры слов рассчитан на работу с детьми 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР. Занятие проводится в игровой форм.

Перспективное планирование учителя-логопеда на учебный год и практический материал по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников.

Тема: Формирование и развитие слогового анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.Лексическая тема: дикие животные.

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и.

Материал предназеачен для начинающих логопедов, воспитателей ДОУ и родителей.

Тема: « Волшебное путешествие в лес».

Презентация к теме “Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР – III ур.”.

Занятие по развитию речи в старшей группе на тему
«Формирование слоговой структуры слова в дидактических играх»

Цель: формирование слоговой структуры слова через различные виды игр: дидактические, настольные, сюжетно-ролевая.

– закрепить умение делить слова на слоги;

– отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильнопроизносимых звуков;

– продолжать формировать навыки элементарного звукового и слогового анализа и синтеза;

– развивать фонематическое восприятие;

– развивать связную речь;

– воспитывать навыки сотрудничества, инициативности, самостоятельности.

Оборудование: зеркала – 10 шт., картинки предметные, музыкальные инструменты: барабан – 1 шт., бубен – 1 шт., деревянные ложки – 10 шт., круги самодельные (кочки) – 6шт, атрибуты сюжетно ролевой игры «Магазин»: корзины 10 шт., фишки (деньги) – 50 шт., макеты продуктов питания, игровой кассовый аппарат, самодельная настольная игра для формирования ССС – 5 шт. (одна штука на 2 детей).

Ход занятия: Ребята, начнем мы наше сегодняшнее занятие с артикуляционной гимнастики. Возьмите зеркала.

Артикуляционная гимнастика: «Вкусное варенье»: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону.

«Часики»: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому.

«Футбол» – сделать из ваты шар, вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох через нос, выдох через рот. Следить, чтобы щеки не надувались. Задуть этот шар в ворота (из кубиков) рядом сидящего ребенка.

Воспитатель: Что такое слово?

Для чего нам нужны слова? Они необходимы или нет?

На что делится слово? (На части, то есть на слоги.)

– Да. Слова делятся на части – то есть на слоги.

– Ма-ши-на (3 хлопка).

И мы сегодня с вами на нашем занятии закрепим знания по этой теме. Будем делить слова на слоги, играть и т.д.

Игра «Скажи ласково» (картинки)

Игра «Назови детенышей» (картинки)

Работа с дидактическим материалом (парная работа):

1. «Длинные, короткие слова»: воспитатель показывает картинки поочередно – дети должны расслышать короткие и длинные слова и положить в кармашки с соответствующими полосками (длинные, короткие).

2. «Разрезные картинки» (по 1 шт. для 2 детей): положить в кармашки правильно, по очереди фрагменты одного цельного изображения в соответствии с количеством слогов.

3. «Кубики»: положить друг на друга столько кубиков, сколько слогов имеет данная картинка.

4. «Стаканчик» (два стакана для 2 детей): положи в стакан фишки в соответствии с количеством слогов слов, произносимых воспитателем.

Физминутка (встают вкруг)

Воспитатель играет на музыкальном инструменте (барабан) – 4 удара

произносит гласный звук А – 2 раза

ударяет в бубен – 3 раза

произносит звук согласный звук З

Дети ударяют деревянными ложками столько раз, сколько звуков произнесла воспитатель и сколько звуков воспроизвела с помощью музыкальных инструментов (звуки А и З произносят, ритмы считают – произносят счет вслух)

В это время из другой комнаты издается голос: При-вет! ( 2-3 раза) Э-то я Сло-го-ви-чок (с детьми считаем количество слогов слов: привет, Слоговичок).

Воспитатель: Слоговичок, выходи к нам, иди сюда.

Слоговичок: Нет, я стес-ня-юсь.

Воспитатель: Ну и ладно. Раз не хочешь, не выходи. А то мы сейчас с детьми собрались в магазин за сладостями.

Слоговичок: И-ду, и-ду, бе-гу! (выходит) Здрав-ствуй-те! (машет ручками). Я люб-лю сла-дос-ти! Мож-но мне с ва-ми?

Воспитатель: Конечно. Ребята, возьмем его с собой?

Воспитатель: Но прежде, чем попасть в магазин, нам с вами придется пройти одно небольшое испытание: путь наш в магазин лежит через болото. А про то, что через болото пройти невозможно, мы все знаем. Поэтому этот путь мы с вами пройдем по кочкам. Но тут есть один секрет – перед вами три пути: с 1 кочкой, 2 кочками, 3 кочками. Выдаю вам картинки с предметами или животными и сколько слогов в этом слове по тому же пути вы должны идти, то есть, например, у меня изображение Курицы – Ку-ри-ца – 3 слога, поэтому я иду по той дороге, где имеются три кочки. Понятно? А тебе Слоговичок?

Слоговичок: Да! Ко-неч-но!

Игра «Кочки» (на каждого ребенка раздаются предметные карточки). Первым идет Слоговичок.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Покупатели – дети и Слоговичок.

Продавец: Добро пожаловать в наш магазин. Мы рады вам предложить разные товары нашего магазина. Занимаем очередь (дети встают друг за другом). Мы рады будем вас обслужить по очереди. Что желаете купить?

Детям раздаются «деньги» – фишки (по 5 фишек) Они по очереди покупают товар так: сколько слогов в его названии, столько фишек они дают продавцу.

Слоговичок (покупает последним): Ре-бя-та! По-мо-ги-те! Я хо-чу ку-пить э-то (показывает пальчиком на любой товар), но не зна-ю как он на-зы-ва-ет-ся.

Слоговичок: Сколько монет я должен дать?

Слоговичок: А теперь подскажите мне названия продуктов, которые начинаются со звука: М.

Слоговичок: Молодцы какие! Конечно я знаю сколько слогов в каждом слове. Ведь я Слоговичок – сын самого Слога. Просто хотел вас проверить, насколько вы все это знаете. А вы, оказывается, большие умнички! Я вами доволен. И за это вам сюрприз принес (раздает детям). До свидания всем!

Воспитатель: До свидания. Слоговичок! До новых встреч!

На этом наше занятие заканчивается. Спасибо всем за участие, внимание и присутствие!

С детьми читаем стих:

Мы просто так желаем Вам добра!

Любому, кто пришел к нам в гости.

Чтоб было настроение всегда.

Чтоб вас любили сыновья и дочки.

Говорим вам добрые слова:
Пока! До новых встреч! Удачи!

Портал образования

Автор: Немойкина Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект образовательной деятельности «Формирование слоговой структуры слов»
Дата публикации: 30.09.2019
Раздел: дошкольное образование

Немойкина Елена Александровна

Воспитатель ГБДОУ детский сад № 11

Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект образовательной деятельности «Формирование слоговой структуры слов»

Цель: формирование слоговой структуры слов у дошкольников с использованием

формирование слоговой структуры двух, трех сложных слов с открытым слогом

на материале слогов и слов;

формирование просодической стороны речи;

употребление в речи пространственных предлогов (в, на, под).

совершенствовать зрительно-пространственное восприятие;

расширение объёма пассивного и активного словаря;

понимать смыслоразличительную роль фонемы.

воспитывать желание правильно произносить звуки;

воспринимать победы и поражения, объективно оценивать свою работу.

слогами, компьютер (ноутбук), компьютерный тренажер «Лунтик и его друзья».

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие в лес. Для

этого нам нужно закрыть глаза. Молодцы, а теперь открывайте глаза. Посмотрите, мы с

вами оказались в волшебном лесу на поляне.

(На столе разложены картинки с грибами).

Что вы видите? (Грибы).

Воспитатель: Правильно, молодцы.

«Под березой, у дорожки

Гриб растет на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим».

А теперь давайте немного поиграем.

Игра «Чего больше?».

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Чего больше?».

Я положу в корзинку

подберезовик, а (Имя ребенка)? (А я подберезовичок).

Значит в корзинке будет много чего? (Подберезовиков, боровиков, лисичек, опят,

сыроежек, мухоморов, подосиновиков).

(Мухомор – это несъедобный гриб.)

Воспитатель: А теперь давайте немножко отдохнем и поиграем с нашим язычком,

хорошо? («Почистим зубки», «Чашечка», «Качели», «Грибок»)

несколько раз. Будьте внимательнее, повторять нужно с каждым слогом все тише, как-

будто эхо.(Са – са – са, сэ – сэ – cэ, со – со – со, си – си – си, се – се – се, су – су – су и т.

Физминутка с мячом. «Один-много».

Воспитатель: Ребята, а вам нравится играть с мячом? Давайте поиграем в очень

интересную игру, которая называется «Один-много». Для этого нам нужно встать из-за

стола, взять мяч и встать в круг. Я буду бросать мяч и называть названия гриба в

единственном числе. А вы мне во множественном.

Игра «Где сидит гусеница?».

А теперь давайте посмотрим на картинки и скажем, где она сидит. ( Под грибком,

на грибке, в грибке, около грибка).

Игра «Найди самое длинное слово» (компьютерный тренажер «Лунтик и его

друзья», раздел «Слоги»).

Воспитатель: Смотрите, это же Лунтик и Пчелёнок в нашем волшебном лесу! Я

думаю, им нужна наша помощь.

Перед вами три слова (1. Рак, рыбак, краб. 2. Сума, сумма, магазин. 3. Туча,

дождь, град и т. д.) нужно выбрать самое длинное слово.

Игра «Назови одинаковый слог» (компьютерный тренажер «Лунтик и его

друзья», раздел «Слоги»).

Воспитатель: А теперь давайте поможем Пчелёнку выбрать одинаковый слог. (1.

Коса – лиса. 2. Часы – бусы. 3. Ваза – заяц и т. д.).

Закрепление изученного материала.

Какие молодцы, справились со всеми заданиями. А теперь давайте

закроем глаза и отправимся обратно.

Вот мы и вернулись. Скажите, вам понравилось сегодня путешествовать?

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

Конспект группового занятия «Слоговой состав слова»

Тема: Слоговой состав слова.

Лексическая тема: Обобщающие понятия.

Грамматическая тема: Правила переноса слов.

Цель: учить делить слова на слоги, составлять слова из слогов.

  1. Закрепление знания учащихся о слогообразующей роли гласных.
  2. Совершенствование слогового анализа и синтеза слов.
  3. Развитие фонематического слуха и восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза.
  4. Совершенствование навыка переноса слов.
  5. Активизация речевого опыта.
  6. Актуализация и обогащение словарного запаса учащихся.
  7. Уточнение знаний об обобщающих понятиях..
  8. Развитие связной речи.
  9. Совершенствование грамматического строя речи.
  10. Развитие слухоречевого внимания и памяти.
  11. Развитие мелкой моторики.
  12. Развитие самоконтроля.
  13. Воспитание умения слушать друг друга, работать в коллективе.

Оборудование: мяч, смарт-доска, рабочие тетради, карточки с заданиями.

I. Организационный момент.

Дети здороваются, готовятся к занятию.

II. Вводная часть.

Активизация внимания и закрепление правильной артикуляции гласных.
– Игра с мячом. Сосчитайте количество гласных в словах и столько раз произнесите определенный гласный звук с правильной артикуляцией: А – куропатка (А произносят 4 раза), О – страус, Ы – соловей, Э – трясогузка, У – ласточка, И – снегирь.

– Как эти слова можно назвать одним словом? (птицы)

III. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

– Посмотрите на доску и соберите название картинки там изображенной ( иг-ки-руш).
– Как называются части, из которых вы собирали слово? (слоги).
– Тема нашего занятия слоги.
– Запишите число и тему в тетрадь.

2. Принцип образования слогов.

– Что такое слог? (часть слова)
– Что должно быть в каждом слоге обязательно? (гласный).
– Как сосчитать количество слогов в слове? (сколько гласных, столько и слогов)

3.1. Активизация слухового внимания.

– Я буду произносить слоги и не слоги, запишите в тетрадь только слоги.
– Пи, рт, не, стр, зк, ав, вл, пр, у, клм, чн, сш, ко, лчт, иг.
– Назовите, что выписали, почему это слоги?

3.2. Активизация словарного запаса.

– Придумайте и запишите на доске названия игрушек, начинающихся на эти слоги.
-Пи – пирамида, сколько в слове гласных (4), значит, сколько слогов (4). Разделить.
-Дети по одному выходят к доске, записывают слово и делят на слоги.

4. Работа над слоговым анализом, активизация словарного запаса.

– Придумать и записать под домиками слова на определенную тему и с определенным количеством слогов (окошки в домиках – количество слогов). Разделить слова на слоги.
Задания на карточках (3 варианта карточек):

1) Строительные инструменты.
2) Деревья.
3) Музыкальные инструменты.

-Дети выполняют задание на карточках. Проверка.

5. Работа над слоговым анализом и синтезом.

– На доске рассыпались слоги. Необходимо из данных слогов составить 2 слова на определенную тему.
– Дети по одному выходят к доске, составляют слова и устно произносят их по слогам. После составления слов, появляются картинки незнакомых названий.

1) Обувь: босоножки, валенки.
2) Головной убор: бескозырка, косынка.
3) Верхняя одежда: ветровка, тулуп.
4) Брюки: шаровары, рейтузы.

6.1. Отработка грамматического понятия, развитие внимания.

– Как правильно переносить слова? (по слогам).
– Чего нельзя делать при переносе слов? (оставлять или переносить одну букву).
– Сделайте в тетради два столбика + и -. У вас на карточках есть слова, напишите их по столбикам: «+» – можно разделить и показать место переноса, «-« – нельзя перенести.
– 2 вида карточек.

1) слон, заяц, ёжик, лев, медведь, енот, волк.
2) шмель, паук, пчела, оса, вши, усач, блоха.

– Как одним понятием назвать ваши слова? (дикие животные, насекомые).
– Поменяйтесь тетрадью с соседом и проверьте его слова.

6.2. Работа над связной речью.

– Вытащите по 2 слова из нашего задания, придумайте одно предложение. Запишите его в тетрадь и все слова разделите на слоги.
Дети выполняют задание в тетради. Проверка.

IV. Подведение итогов занятия.

Игра с мячом «Быстрый ответ».
– Над какой темой мы сегодня работали?
– Что такое слог?
– Что обязательно должно быть в слоге?
– Как сосчитать количество слогов?
– Как правильно переносить слова?
Дети отвечают на вопросы.
– Какие задания понравились больше? Что было сложно и почему?
Учащиеся делятся впечатлениями.

V. Оценка работы учащихся.

VI. Организация окончания занятия.

слон заяц ёжик лев медведь енот волк шмель паук пчела оса вши усач блоха

Презентация логопедического занятия по теме: «Слоговой состав слова»

Презентация логопеда сделана для интерактивной доски в формате notebook.

Скачать оригинал файла в формате *.notebook

Читайте также:  Программа по коррекции системного недоразвития речи для 1 класса
Ссылка на основную публикацию