Конспект итогового занятия по формированию слоговой структуры слова

Из опыта работы “Конспект итогового занятия по коррекции слоговой структуры речи «Учимся с лунным гостем»”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Логопедическое заключение. Общее недоразвитие речи.

Возраст.Подготовительная к школе группа.

Этап.Закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова.

Цели занятия.

Образовательные:

-отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков

-продолжать формировать навыки элементарного звукового и слогового анализа и синтеза

-расширять и активизировать словарный запас

-закреплять доступные возрасту грамматические категории с учётом, исправленных на индивидуальных занятиях, звуков

Коррекционные:

– развитие зрительно-пространственных ориентировок

-развитие речевого дыхания

-коррекция просодических компонентов речи

-развитие общей и мелкой моторики, мимики

-формировать с внимание, память, мышление

Воспитательные цели.

-воспитание воображения, творческой активности и инициа­тивы, чувства коллективизма и взаимопомощи, дисциплины, умения слушать педагога и товарищей.

Оборудование: кукла – Лунтик, конверты с заданиями в рюкзаке, предметные и сюжетные картинки, разрезные картинки, наборное полотно, схемы слов для коллективной и индивидуальной работы, картонные цветы с буквами на обратной стороне, вырезанные из картона цветы с картинками на обратной стороне, две корзины, мягкие игрушки.

Ход занятия.

I Организационный момент.

Приветствие. Знакомство детей и Лунтика.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Давайте познакомимся. Как вас всех зовут?

Дети называют свои имена.

Знают взрослые и дети,
Что упал с другой планеты —

Фиолетовый зверек,
Детям маленьким дружок.

Логопед: Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришёл Лунтик. Он прилетел с Луны и в руках держит письмо. Давайте его прочитаем (логопед берёт письмо и, читая, пересказывает). Здесь написано, что Лунтик тоже хочет ходить с вами в детский сад. Но его сюда не принимают, потому что он ещё многого не знает. И наш гость просит вас, пожалуйста, помочь ему выполнить задания, чтобы он тоже научился их делать и мог ходить с вами в группу! Его задания находятся в рюкзачке за спиной. (Логопед достаёт из рюкзака задания в конвертах и показывает их детям).

Задание из первого конверта

1. Раздели слова на слоги.

Оборудование: разрезные предметные картинки – пирамидка, неваляшка, лошадка, собачка, кошка, мышка.

В этом задании предлагается собрать разрезные предметные картинки и назвать их (логопед раздаёт картинки, дети собирают их по частям и громко произносят название картинки). Теперь надо поделить полученное название картинки на слоги (дети прохлопывают слова, разделяя, каждый своё слово, на слоги). После чего проверим себя и посчитаем количество частей картинки, оно равно числу слогов (дети сопоставляют количество слогов с числом частей картинки). После выполнения задания из конверта логопед достаёт цветок, который размещается на доске.

Задание из второго конверта

2. Узнай слова по гласным.

Оборудование: предметные картинки: фартук, пальто, санки, тапки, гольфы, лодка, ручка, туфли, тыква.

Логопед выкладывает перед детьми несколько картинок, уточняет названия предметов, изображенных на них. Затем просит назвать те картинки, в которых есть следующие гласные звуки:

[а а ] – шапка, маска

[а и ] – санки, тапки

После выполнения задания из конверта логопед достаёт цветок, который размещается на доске.

Задание из третьего конверта

3.В каком слове спрятался слог?

Оборудование: предметные картинки.

Логопед раздаёт детям предметные картинки, например, овощей и фруктов. Необходимо из предложенных картинок назвать те, в которых есть заданные логопедом слоги, определить, какой он по счёту и разложить их по двум корзинкам: для овощей и фруктов.

После выполнения задания из конверта логопед достаёт цветок, который размещается на доске.

Задание из четвёртого конверта

4. Переставь слоги местами.

Логопед произносит слово, состоящее из двух слогов, выложенных на доске. Потом предлагает поменять их местами и назвать получившееся новое слово.

После выполнения задания из конверта логопед достаёт цветок, который размещается на доске.

Задание из пятого конверта

5. Подбери картинки к схеме.

Оборудование: схемы слов, предметные картинки – капуста, заварка, рубашка, ромашка; тыква, шапка, шубка, мышка, шашка.

Логопед помещает на доску две различные схемы слов. Дети, с помощью педагога, проводят анализ данных схем. Потом логопед раздаёт детям картинки, ребята громко называют их и, прохлопывая, делят название картинки на слоги. Затем прикрепляют картинку под той схемой, к которой подходит её название.

После выполнения задания из конверта логопед достаёт цветок, который размещается на доске.

Динамическая пауза.

Оборудование: два лукошка, вырезанные из картона цветы, с картинками на обратной стороне (лук, мяч, дом, плот, ёж, слон, дым, рак, кот, соль, жук, стол, зонт, волк, хлеб; яблоко, коляска, самолёт, конфета, черепаха, кастрюля, машинка, телефон, лошадка, барабан, матрёшка пирамидка).

Вначале педагог уточняет, что длинные слова те, которые состоят из двух, трёх и более слогов, а короткие – те которые состоят из одного слова. Логопед делит детей на две команды. Одна команда должна собрать цветы с длинным названием картинки в большую корзину, другая – с коротким названием – в маленькую.

После выполнения задания из конверта логопед достаёт цветок, который размещается на доске.

Задание из шестого конверта

6. Вспомни картинку.

Оборудование: предметные картинки: костюм, пингвин, бублик, медведь, тюльпан, зонтик.

Логопед предлагает прослушать шесть словосочетаний (модный костюм, умный пингвин, мягкий бублик, сильный медведь, низкий тюльпан, яркий зонтик). Потом раскладывает перед детьми 6 картинок ( имена существительные из словосочетаний), и предлагает вспомнить, с какими словами они употреблялись.

После выполнения задания из конверта логопед достаёт цветок, который размещается на доске.

Задание из седьмого конверта

7.Угадай слово.

Оборудование: предметные картинки с разным количеством слогов (лук, мяч, дом, пила, мыло, часы, собака, огурец, машина, пирамидка, неваляшка).

На доску помещают предметные картинки. Логопед предлагает одному ребёнку выбрать любую и отхлопать столько слогов, сколько содержит её название. Остальные дети должны угадать слово, которое отхлопал первый ученик.

После выполнения задания из конверта логопед достаёт цветок, который размещается на доске.

Задание из восьмого конверта

8.Цепочка слов.

Оборудование: предметные картинки.

Логопед предлагает разложить картинки в таком порядке, чтобы последний слог предыдущего слова и первый слог последующего слова были одинаковыми. Таким образом, выкладывается растущая цепочка картинок.

После выполнения задания из конверта логопед достаёт цветок, который размещается на доске.

После последнего задания все цветочки переворачиваются, и получается слово – «спасибо!»

9.Магазин игрушек.

Оборудование: предметные картинки или игрушки, схемы слов.

В магазине разложены игрушки. Логопед раздаёт детям схемы слов. Взамен на данные схемы дети могут «купить» ту игрушку, название которой соответствует его схеме. Каждый ребёнок должен громко произнести название той игрушки, которой соответствует его схема. Остаётся одна мягкая игрушка – «собака». Дети дарят её Лунтику, оставляя его с лучшим другом.

10. Рефлексия.

Подведение итогов занятия. Логопед раздаёт детям картинки с изображением различных эмоций. Ребята выбирают ту, которая соответствует их настроению, и показывают их педагогу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный документ раскрывает осоенности формирования слоговой структуры речи у детей с ОНР-Ι, II уровня, сопровождается презентацией. Приложен конспект индивидуальнго занятия по теме “Автоматизация звук.

Овладение речью — это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат и слух малыша достигнут определенного уровня развития.Общее недо.

Система работы по коррекции слоговой структуры речи детей с ОНР.

В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психолингвистического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, алалии.

В занятии используется новое дидактическое пособие Орловой Ю. “Первоклассные слова”, которое помогает ребенку воспринимать задание, как увлекательную и интересную игру.

При подготовке ребенка с ТНР к школе необходимо поработать над слоговой структурой слова, то есть определение количества слогов в слове, места слога в слове, выделение гласных звуков в сло.

laquo;Слова запоминаем – в логоритмику играем»дидактическая игра для детей с общим недоразвитием речи для коррекции слоговой структуры слова Логоритмика – это.

Конспект логопедического занятия “Формирование слоговой структуры слова”

Группа детей по структуре речевого нарушения: ФН и ФФН.

Возраст: 6 лет (подготовительная к школе группа).

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Вид деятельности детей: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Тема: «Волшебная слоговая гусеница».

Цель: Формирование слоговой структуры слова у детей подготовительной к школе группы с фонетическим и фонетико-фонематическим нарушениями речи.

Задачи:

  • способствовать обогащению словарного запаса;
  • закрепить знания о звуках, буквах и слогах.
  • определять количество слогов в словах;
  • развивать произношение сложных слов;
  • сформировать фонематический и слогово анализ слов.
  • способствовать проявлению положительных эмоций, интереса достижения результата от выполненной работы.

Планируемые результаты:

  • у детей сформировано понимание, что слово делится на слоги;
  • дети способны самостоятельно определить количество слогов в словах;

Оборудование: массажный мяч «Су-Джок», картинки-символы для выполнения артикуляционной гимнастики, предметные картинки (односложных, двусложны, трёхсложных, четырехсложных и пятисложных слов), картинки со слогами, гусеница с баночками.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед: Давайте встанем все красиво, спинки выпрямим и поздороваемся. Доброе утро, ребята!

Дети: Доброе утро!

Логопед: Вы уже заметили, что у нас сегодня с вами висит на доске?

(на доске висят слоги – гу, се, ни, ца)

Дети: Слоги.

Логопед: Правильно. А теперь садятся на стульчики дети, чье имя состоит из одного слога, из двух и т.д.

II. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика с картинками

(дети смотрят на картинки, которые им показывает логопед и выполняют упражнения)

  • «Хоботок-улыбочка»
  • «Маляр» – 5 раз
  • «Вкусное варенье» – 5 раз
  • «Качели» – 5 раз
  • «Часики» – 5 раз
2. Пальчиковая гимнастика «Су-Джок»

Я мячом круги катаю
Взад вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.

3. Игра «Составь слово»

– Ребята, давайте снова посмотрим на наши слоги и попробуем составить слово.

(дети переставляют местами слоги и получают слово «гусеница»)

А вот и слово наше ожило (логопед показывает детям гусеницу).

4. Игра «Предлоги»

– А теперь давайте посмотрим на картинки и скажем, где спряталась наша гусеница.

(под грибком, на грибке, около грибка; на яблоке, в яблоке, под яблоком, за яблоком)

5. Игра «Хлопай в ладоши»

(деление слов на слоги, проговаривание слов по слогам)

– Давайте с вами поиграем в игру «Хлопай в ладоши», перед вами на столе лежат карточки, каждый по очереди должен отхлопать то, что нарисовано на его картинке по слогам.

– Например, на моей картинке нарисована машина – ма-ши-на!

6. Игра «Гусеница»

– Мы отхлопали с вами слова по слогам, а теперь мы с вами разложим карточки по баночкам на нашей гусеничке. Если один раз хлопнули, то кладем карточки в самую маленькую баночку с цифрой 1 и т.д.

7. Физкультминутка

Раз, два — выше голова.
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — всем присесть.
Семь, восемь — встать попросим.
Девять, десять — сядем вместе.

8. Игра «Составь слово из слогов»

(гусеница, математика, милиционер)

– Давайте составим с вами слово из предложенных слогов и распределим слоги по баночкам на нашей гусеничке – первый слог в первую баночка, второй во вторую и т.д.

III. Итог занятия

Давайте вспомним, что мы с вами делали на нашем занятии? Что вам больше всего понравилось?

Конспект НОД по грамоте. Слог. Деление слов на слоги. Старшая группа

Тема: Слог. Деление слов на слоги.
Цель: Дать понятие о слоговом составе слова.
Задачи:
Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове;
Формирование умения различать слово и слог;
Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения;
Активизировать и расширять словарный запас учащихся;
Проводить самооценку
Оборудование:
Демонстрационный материал: сюжетная картина, слоговые схемы;
Раздаточный материал: предметные картинки, рабочие листы, простой карандаш.

Орг. момент
-Скажите, с каким настроением вы шли сегодня в сад?
Мне очень хочется, чтобы на протяжении всего дня у вас было хорошее и бодрое настроение!
Я думаю, в этом поможет нам солнышко.
(иллюстрация)
Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
-Давайте и мы, подарим свои улыбки друг другу и нашим гостям.

Читайте также:  Формирование элементарных представлений об основных структурных единицах речи на основе графических моделей

Ход занятия
1. Знакомство с новым материалом
– Сегодня я хочу рассказать вам историю, которая случилась вот в этом лесу (на доску вывешивается картина).
– Какой это лес?
– И вот жила в лесу лиса со своими лисятами, которых звали Тиша и Мариша.
– Какие лисята?
– Что они любят делать?
– Однажды пошла лиса со своими лисятами гулять. Заигрались лисята и не заметили, как убежали очень далеко. Стала звать их лиса: «Ти-ша, Ма-ри-ша».
-Не слышат лисята. Давайте вместе их позовем (Ти-ша, Ма-ри-ша).
-Опять не слышат. Позовем их еще раз (Ти-ша, Ма-ри-ша).

-Услышали, наконец, лисята и прибежали обратно. И обещали они никогда больше не убегать далеко.
-Когда мы звали лисят, мы произносили слово по частям. Послушайте еще раз. Ти-ша, Ма-ри-ша.
-Когда мы произносим слово по частям– это значит, что мы делим его на слоги .
-Послушайте, как я сейчас произнесу слово лиса и хлопну в ладоши на каждый слог.
-Давайте вместе (Ли-са)
-Сколько слогов в этом слове? Какой первый, второй?
-Как называют детёнышей лисы? (лисята)
Давайте разделим следующее слово (Ли-ся-та).
Сколько слогов?
Какой 1, какой 2, 3.

Динамическая пауза
-Предлагаю и нам погулять по этому лесу.
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.

Закрепление нового материала

1. Игра «Куда пойдет слово?»
Каждый ребенок должен разделить слово на слоги, определить количество слогов и занять тот «домик», который соответствует количеству слогов в слове.
-Пока мы гуляли, я нашла корзинку. Давайте посмотрим, что в ней?
-В ней слова и они заблудились. Поможем им найти свой дом?
-Но для этого слова нужно разделить на слоги.
-Вспомните, как мы обозначаем слово? (Одной чертой) ________
-Как обозначить, что это «дом» для слов, в которых 2 слога? (Разделить слово на 2 части)
(Один ребенок приглашается к доске и делит схему слова на две части)
Из скольких слогов будут состоять слова этого «дома»? (из 2 слогов)
Кто догадался, какие слова будут жить в этом доме?
( Слова, в которых 3 слога)
Почему вы так думаете? (Потому что схема слова разделена на 3 части)
– Возьмите себе каждый по одной картинке. Дети берут и называют свое слово.
Когда все картинки будут розданы, воспитатель просит детей занять нужный домик.
– Слова, в которых 2 слога (3слога) займите свой домик.
Проверка выполненного задания.

2. Игра «Слово-слог».
– Предлагаю поиграть. Я буду называть слово или слог. Если вы услышите слог-хлопайте, а если слово-подпрыгивайте.
Ма, зима, си, сила, мыши , ши, зи, корзина, да, вода , игра, ра.

Будьте дети так добры,
Тихо сядьте за столы.

Дети садятся за столы.

3. Самостоятельная работа детей.
Чтобы мы не забывали о нашей прогулке, жители леса прислали нам картину. Давайте назовем, что на ней изображено.(туча,сова,ворона,береза,лиса, малина)
Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? (Соединить иллюстрации с подходящими схемами.
Проверка.
Давайте проверим, как вы справились с заданием, а для этого поменяйтесь своими работами.
Сколько слогов в слове малина?
( В слове малина 3 слога)
С какой схемой соединили?
(Со схемой №2)
Аналогично проверяются остальные слова.
На доске эталон верного ответа. (Показ воспитателем «с помощью» детей как верно соединить иллюстрации и схемы)
Кто нашел ошибки? (Уточнить какие ошибки были найдены)

Конспект логопедического занятия на тему: “Формирование слоговой структуры слова”

Тема: «Формирование слоговой структуры слов в игре»

1) Закрепить умение правильно произносить звук «р» в открытых слогах;

2) Учить произносить звук «р» в словах с открытыми слогами;

3) Продолжать формировать слоговую структуру 3-х сложных слов с закрытым слогом;

4) Продолжать учить делать звуковой анализ односложных слов;

5) Закрепить умение делить слова на слоги (2-3 слога);

6)Закрепить умение согласовывать существительные с числительными;

7) Развивать психпроцессы (память, внимание, лог. мышление).

Ход занятия:

1). Артгимнастика:

«Почистим верхние зубки», «Качели», «Грибок», «Лошадки».

2). Введение в тему.

Игра «4 лишний» (на слух). Назови лишнее слово: Маша, Оля, Люда, Рома.

Рубашка, плащ, пальто, шуба.

Велосипед, ракета, автомобиль, мотоцикл.

Баклажан, вишня, рыба, кабачок.

Л – д: Итак, лишние слова – Рома, рубашка, ракета, рыба. Какой одинаковый звук есть во всех этих словах? (р). Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить этот звук

3). Игра «Произнеси слоги». Ребёнок произносит 3 слога, а логопед говорит слово и показывает картинку.

Ра – ра – ра – рак (ракета, рама, радуга, ранец)

Ро – ро – ро – рот (роза, робот, перо, ведро )

Ру – ру – ру – руки ( рубашка, рубанок, парус, кенгуру)

Ры – ры – ры – рыба (рысь, горы, куры, комары )

4). Игра «Эхо». Я назову слог, а ты повтори его несколько раз всё тише и тише. (ра-ра-ра…)

5). Произнесение слогов с изменением ритмического рисунка (изменение ударения).

Ра-ра-ра, ра-ра-ра, ра-ра-ра. Ру-ру-ру, ру-ру-ру, ру-ру-ру.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро, ро-ро-ро. Ры-ры-ры, ры-ры-ры, ры-ры-ры.

6). Договаривание предложений с опорой на картинки.

«На снегу сидит большая, серая …. (картинка вороны).»

«Пете купили новый … (барабан)»

«У мамы новое, зелёное …( ведро )».

«На голове у короля была золотая … (корона)».

7). Послушай слова (можно показать картинки): кукуруза, ромашка, корыто, топор, носорог, корова.

– Что здесь может само двигаться? Что не может?

– Какие из слов относятся к животным? Какие к растениям?

Физминутка. Игра с мячом «Скажи ласково». (слоговая структура)

Ветер – (ветерок) сахар – (сахарок) вечер – (вечерок)

Ручей – (ручеёк) катер – (катерок) веер – (веерок)

Город – (городок) пирог – (пирожок)

9). Работа с карточками.

– Разложи карточки в столбик.

– Назови слова в верхнем ряду слева направо;

– Назови слова в нижнем ряду справа налево;

– Выбери любые 2 карточки, запомни слова и назови их;

– Найди слова с тремя слогами (частями), которые можно отхлопать 3 раза.

– Найди предметы к которым подходит слово «мой».

10). Звуковой анализ слов: рак, рот (картинки и схема).

11). Игра «1,2,3,4,5». Согласование существительных с числительными. (воробей, пирамида, баран)

12). Игры на формирование слоговой структуры слов.

«Подумай и ответь» – « Чем рубят дрова?» – (топором.)

«Где растёт куст?» -( за забором)

«С чем пьют чай?» – ( с сахаром)

«За чем ухаживает моряк?» – (за катером)

«Чем доволен музыкант?» – (гитарой)

«Чем бабушка угостила Нату?» – (кефиром)

«Чем дети угостили маму?» – (горохом)

«Чем мама обмахивается, когда ей жарко?» – (веером)

Игра «Слоговое лото».

13). Развитие мелкой моторики. «Сложи ракету»

Итог занятия, подведение итога занятия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия на тему: “Формирование слоговой структуры слова”»

Конспект индивидуального логопедического занятия на формирование слоговой структуры слов.

Тема: «Формирование слоговой структуры слов в игре»

1) Закрепить умение правильно произносить звук «р» в открытых слогах;

2) Учить произносить звук «р» в словах с открытыми слогами;

3) Продолжать формировать слоговую структуру 3-х сложных слов с закрытым слогом;

4) Продолжать учить делать звуковой анализ односложных слов;

5) Закрепить умение делить слова на слоги (2-3 слога);

6)Закрепить умение согласовывать существительные с числительными;

7) Развивать психпроцессы (память, внимание, лог. мышление).

Ход занятия:

1). Артгимнастика:

«Почистим верхние зубки», «Качели», «Грибок», «Лошадки».

2). Введение в тему.

Игра «4 лишний» (на слух). Назови лишнее слово: Маша, Оля, Люда, Рома.

Рубашка, плащ, пальто, шуба.

Велосипед, ракета, автомобиль, мотоцикл.

Баклажан, вишня, рыба, кабачок.

Л – д: Итак, лишние слова – Рома, рубашка, ракета, рыба. Какой одинаковый звук есть во всех этих словах? (р). Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить этот звук

3). Игра «Произнеси слоги». Ребёнок произносит 3 слога, а логопед говорит слово и показывает картинку.

Ра – ра – ра – рак (ракета, рама, радуга, ранец)

Ро – ро – ро – рот (роза, робот, перо, ведро )

Ру – ру – ру – руки ( рубашка, рубанок, парус, кенгуру)

Ры – ры – ры – рыба (рысь, горы, куры, комары )

4). Игра «Эхо». Я назову слог, а ты повтори его несколько раз всё тише и тише. (ра-ра-ра…)

5). Произнесение слогов с изменением ритмического рисунка (изменение ударения).

Ра-ра-ра, ра-ра-ра, ра-ра-ра. Ру-ру-ру, ру-ру-ру, ру-ру-ру.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро, ро-ро-ро. Ры-ры-ры, ры-ры-ры, ры-ры-ры.

6). Договаривание предложений с опорой на картинки.

«На снегу сидит большая, серая …. (картинка вороны).»

«Пете купили новый … (барабан)»

«У мамы новое, зелёное …( ведро )».

«На голове у короля была золотая … (корона)».

7). Послушай слова (можно показать картинки): кукуруза, ромашка, корыто, топор, носорог, корова.

– Что здесь может само двигаться? Что не может?

– Какие из слов относятся к животным? Какие к растениям?

Физминутка. Игра с мячом «Скажи ласково». (слоговая структура)

Ветер – (ветерок) сахар – (сахарок) вечер – (вечерок)

Ручей – (ручеёк) катер – (катерок) веер – (веерок)

Город – (городок) пирог – (пирожок)

9). Работа с карточками.

– Разложи карточки в столбик.

– Назови слова в верхнем ряду слева направо;

– Назови слова в нижнем ряду справа налево;

– Выбери любые 2 карточки, запомни слова и назови их;

– Найди слова с тремя слогами (частями), которые можно отхлопать 3 раза.

– Найди предметы к которым подходит слово «мой».

10). Звуковой анализ слов: рак, рот (картинки и схема).

11). Игра «1,2,3,4,5». Согласование существительных с числительными. (воробей, пирамида, баран)

12). Игры на формирование слоговой структуры слов.

«Подумай и ответь» – « Чем рубят дрова?» – (топором.)

«Где растёт куст?» -( за забором)

«С чем пьют чай?» – ( с сахаром)

«За чем ухаживает моряк?» – (за катером)

«Чем доволен музыкант?» – (гитарой)

«Чем бабушка угостила Нату?» – (кефиром)

«Чем дети угостили маму?» – (горохом)

«Чем мама обмахивается , когда ей жарко?» – (веером)

Игра «Слоговое лото».

13). Развитие мелкой моторики. «Сложи ракету»

Итог занятия, подведение итога занятия.

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию слоговой структуры слова в старшей группе для детей с ОНР (подгрупповая форма)

Тувышкина О.В., учитель-логопед высшей категории МБДОУ д/с № 7.

Коррекционно – образовательные задачи. Формирование умения четко произносить двусложные слова с закрытым слогом. Уточнение артикуляции и правильного произношения звука [т]. Совершенствование навыка слогового анализа и грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом -ик, -ок, -ёк).

Коррекционно – развивающие задачи. Развитие фонематического восприятия, пространственных представлений, оптико-пространственной ориентации, динамической и ритмической организации движений, внимания, памяти.

Коррекционно – воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества в игре и непосредственно образовательной деятельности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Изображение или игрушка Лунтика; интерактивная доска, презентации к играм “Угадай игрушку”, “Домики для слов”; чистые листы бумаги, восковые мелки, набор счетных палочек на каждого ребенка, плоскостные изображения ладоней и ступней, мяч, шкатулка с заданиями в конвертах.

Дети заходят и становятся рядом с логопедом.

Логопед . К нам в гости пришла посылка от необычного сказочного героя. Попробуйте отгадать, кто это?

Знают взрослые и дети, что упал с другой планеты –

Фиолетовый зверек, детям маленький дружок.

Дети. Это Лунтик.

На интерактивной доске появляется изображение Лунтика. Логопед открывает посылку и достает письмо, которое зачитывает детям.

Логопед. Лунтик недавно прилетел с Луны и хочет ходить в детский сад, чтобы потом пойти в школу. Но в детский сад его не принимают – он многого не знает. А чтобы его приняли в детский сад, ему нужно выполнить задания. И он просит нас помочь ему.

Читайте также:  Слухоречевая реабилитация детей дошкольного возраста с кохлеарным имплантантом

Логопед. Ребята, поможем Лунтику?

Логопед. Свои задания Лунтик положил в шкатулку.

( Логопед достает конверт с 1-м заданием и предлагает детям присесть на стульчики).

Игра “Угадай сказочного героя”.

На интерактивной доске появляются изображения героев в следующем порядке: колобок, зайка, Винни-пух, кот, мышка.

Логопед. Посмотрите и угадайте мой предмет. Этот предмет находится позади кота.

Логопед. Этот предмет находится впереди кота, но позади зайки.

Дети. Это Винни-пух.

Логопед. Этот предмет находится впереди мышки.

Логопед. Этот предмет находится впереди козы, но позади колобка.

(Правильный ответ сопровождается сигналом на экране)

Логопед достает конверт со 2-м заданием и предлагает детям пройти за столы.

Дети сидят за столом. У каждого ребенка чистый лист бумаги и восковые мелки.

Логопед. Будем рисовать коврики. Нарисуйте синий круг в середине листа. Сверху от круга – красный квадрат. Снизу от круга – зеленый треугольник. В каждом углу коврика нарисуйте один маленький круг.

( Логопед достает конверт с 3-м заданием и предлагает детям пройти на ковер)

Игра “Ладошки и следы”.

На полу хаотично разложены плоскостные изображения ладоней

Логопед. У каждого из вас по одному плоскостному изображению ступни и ладони. Найдите вторую пару ладоней и ступней, которые разложены на ковре.

( Логопед достает конверт с 4-м заданием).

Игровое упражнение “Сосчитай слова”. Знакомство со звуком [т] .

Логопед. Послушайте слова: канат, билет, букет. Сосчитайте,

сколько слов я назвала слова.

Логопед. Назовите второе слово, первое, третье.

Дети. Билет. Канат. Букет.

Логопед. Какой звук чаще всего встречается в этих словах?

Логопед. Давайте дадим характеристику этому звуку. Какой он?

Дети. Согласный – не поется, глухой – произносится без голоса, твердый.

Логопед. Как правильно произносится звук [т]?

Дети. Рот приоткрыт, язык стучит по верхним зубам.

Логопед. Давайте правильно произнесем звук [т]. А теперь будем проговаривать слоги со звуком [т] с использованием ручных символов ( по методике С.Е. Большаковой – звук [а] – открытая ладонь, обращенная на ребенка; звук [у] – пальцы сближены в щепотку, но не сомкнуты и вытянуты к ребенку; звук [о] – пальцы, как губы при звуке [о], только шире; звук [и] – ладонь в кулак, пальцами к ребенку, большой палец прижат, ногти видны (ассоциация с зубами) ).

Дети. Та, то, ту, ат, от, ут, ит.

Логопед. А теперь вы по очереди будете повторять слоги с изменением ритмического рисунка. Слушаем, запоминаем, повторяем.

Дети. Та – та-та; то – то – то-то; и др.

Логопед. А сейчас я назову слог, а вы повторите его все тише и тише…

Ат-ат-ат…, то же с гласными [о], [у], [и].

ФКМ. Упражнение “Обезьянки”.

Логопед ( поворачивается спиной к детям ). Превращаемся в обезьянок. Я показываю движения, а вы повторяете: обе руки на пояс, нога назад; одна рука опущена вниз, другая на поясе, нога вперед; одна рука на поясе, другая на плече, нога назад; одна рука на поясе, другая в сторону, нога согнута в колене.

( Логопед достает конверт с 5-м заданием и предлагает детям присесть на стульчики).

Игра “Домики для слов”.

На интерактивной доске появляется изображение двух домов: большой и широкий, маленький и узкий.

Логопед. На полянке стоят два домика: один маленький и узкий, а другой – большой и широкий. Все короткие слова надо поместить в маленький, узкий домик, а все длинные – в большой и широкий.

Дети. Конь – это короткое слово. Поместим его в маленький, узкий домик. Улитка – это длинное слово. Его надо поместить в большой, широкий дом. И таким образом дети распределяют по домикам слова: конь, улитка, кот, собака, жук, утенок.

( Логопед достает конверт с 6-м заданием и предлагает детям присесть за столы).

8. Упражнение “Сосчитай слоги”.

Логопед. Выложите столько палочек, сколько раз постучал молоток: тук-тук – тук; тук-тук-тук-тук-тук; выложите столько палочек, сколько капель упало на землю: кап; кап-кап; кап-кап-кап-кап. Сейчас я буду называть слова, а вы поднимите карточку со слоговой схемой соответствующую количеству слогов в данном слове (том, моток, молоток, мед и т.д.)

( Логопед достает конверт с 7-м заданием и предлагает детям пройти на ковер).

Игра с мячом “Назови ласково”.

Логопед. Я бросаю мяч, называю слово. Вы возвращаете мяч, называя слово ласково:

Логопед: Дети: Логопед: Дети:

кот – котик ноль – нолик

дом – домик том – томик

дым – дымок ком – комок

дуб – дубок мед – медок

конь – конек пень – пенек

тень – тенек день – денек

Логопед. Ну вот, ребята, закончились задания Лунтика, шкатулка пуста.

Я думаю, что мы помогли ему подготовиться к поступлению в детский сад и он многому научился. Ребята, какие игры и упражнения вам понравились больше всего? А в посылке что-то осталось. Эти яркие книжки-раскраски Лунтик прислал вам в подарок.

Формирование звукослоговой структуры слова у дошкольников (неговорящих детей)

Формирование звукослоговой структуры слова

у дошкольников (неговорящих детей).

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух – и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.

Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы. Неумение воспроизвести слоговую структуру слова удерживается в процессе обучения дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненным переживанием этих явлений, о чем свидетельствует повседневная логопедическая практика.

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются неречевые процессы: оптико-пространственная ориентация, темпоритмическая организация движений и действий, способность к серийно-последовательной информации (, ). Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова. Пространство и время выступают в ритмических структурах как неразрывное единство, как основа существования любого явления, протекания любого процесса. Недостаточность пространственных представлений непосредственно проецируется на восприятие и воспроизведение последовательностей элементов слова.

В основе работы по формированию слоговой структуры слова лежит развитие ритмической способности ребенка, которая обеспечивается деятельностью зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов. Совершенствование межанализаторных связей создает базу для сенсомоторных механизмов слогового ритма речи. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов.

Основным принципом формирования слоговой структуры является подбор речевого материала сначала с максимально простой слоговой структурой, с доступными для произношения звукосочетаниями (например, если ребенку 3 года, нецелесообразно включать в работу слова, содержащие звуки позднего онтогенеза: «Ш», «Ж», «Р», провоцируя ребенка на нарушение звуконаполняемости). Главной целью на начальном этапе работы является уточнение контура, слова.Целесообрано использовать слова, схемы которых можно изобразить следующим образом: СГСГ (С-согласный, Г-гласный) – ВАТА, ГУБЫ; СГС – ДАЙ, КОТ, ТУТ, ВОТ; СГГС – ПИОН, ПАУК; СГССГ – СУМКА, ТАПКИ; СГСГСГ – ПАНАМА, БУМАГА, СОБАКА; СГСГС – ПЕТУХ, ДИВАН. Необходимо стимулировать ребенка к произнесению хотя бы ударного слога, ритмического рисунка слова. Применяется четкое, послоговое проговаривание слов, которое сопровождается ритмическими движениями ведущей руки (отхлопывание рукой количества слогов по столу).

Формирование невербальных предпосылок развития слоговой

структуры слов.

Упражнение «Ритмические ряды» – повторение ритмического ряда любой модальности выполняется на основе повторения составляющих элементов. Упражнение способствует совершенствованию зрительно-моторной координации, зрительного восприятия и внимания, что является профилактикой в дальнейшем нарушений письма и чтения:

-выкладывание дорожек из пуговиц, мозаики, разноцветной фасоли, морских камушков, бус, разноцветного сахара; «заборчиков» из счетных палочек (зубочисток, трубочек от коктейля);

-рисование линий различной длины и направленности;

-выкладывание цветных ленточек (шнурков) различной длины.

Разнообразие материала позволяет каждый раз модифицировать игру и поддерживать мотивацию к однотипной деятельности у ребенка.

Упражнение «Музыкальные инструменты» – воспроизведение долгих и коротких звуков с помощью разных музыкальных инструментов (дудка-барабан, бубен-колокольчик). По возможности нужно стимулировать ребенка к произнесению простых названий музыкальных инструментов.

Упражнение «Рисование музыки». «Рисование» быстрой и медленной музыки. Быструю музыку «рисуем» красным цветом, медленную – синим. Быструю музыку «рисуем» частыми штрихами (IIIII), медленную – редкими (I I I).

Упражнение «Музыка и движение». Соотнесение звучания музыкального инструмента с имитационным движением рук. Колокольчик-потряхивание кисти, дудочка – прижатие пальцев к губам и т. д.

Упражнение «Цветная музыка». Соотнесение звучания музыкального инструмента с картинкой определенного цвета или предметом. Звучит барабан – ребенок выкладывает красную карточку, большую ракушку, колокольчик – желтую карточку, маленькую ракушку.

Упражнения с руками. Упражнения на совершенствование динамического праксиса рук: сжать кулаки – разжать; показать ладошки-спрятать ладошки; показать кулачок – показать колечко из пальцев.

Упражнение и игры на вербальном материале.

Упражнение «Соревнование». Ребенок выигрывает у взрослого орехи, кусочки сахара, шарики для аквариумного дизайна, фишки и т. п. Ребенок получает награду, когда правильно воспроизведет за взрослым цепочку слогов: ДА-ДА, ГА-ГА, А-ПА, ПАП-АП и т. д.

Упражнение «Скрепки». Составление цепочки из канцелярских скрепок с одновременным произнесением слогов (скрепка=слог)

Упражнение на коврике «Травка». Проговаривание слогов с одновременным прижатием подушечек пальцев к колючему коврику. Используются слоговые упражнения с постепенным наращиванием числа слогов, с попеременным ударением.

Упражнение «Пирамида». Ребенок произносит слоги или цепочки слогов и одновременно нанизывает кольца на пирамидку или строит башню из кубиков.

Упражнение «Веселый ряд». Произнести сочетание гласных звуков столько раз, сколько камушков (пуговиц, ракушек, палочек, макарон) лежит на столе в ряд (АУ, УА, ИА).

Упражнение «Стихи». Взрослый читает стихи, одновременно отхлопывая или отстукивая ритм руками ребенка.

Игра «Пальчики здороваются». Проговаривать слоговые ряды (МА-МО-МУ-МЫ) с одновременным прикосновением подушечкой большого пальца поочередно с другими пальчиками.

Игра «Пальцеход». Проговаривать слоги, «наступая» пальцами на пуговицы, пришитые на плотную ткань.

Игра «Волшебные ленточки». Ребенок различает картинки с длинными и короткими названиями и соотносит их с длиной ленточки. Ему даются 2 ленточки: длинная и короткая, и картинки (ухо, кот, собака, оса, суп, соль, сапоги, дым, посуда, малина, кассета, панама). Необходимо произносить слова и раскладывать картинки под соответствующей лентой.

Игра «Домики для животных». «Расселение» животных по домикам (сколько раз хлопнешь по столу, столько слогов в слове; с одним слогом – селим животное в одноэтажный домик, с двумя – в двухэтажный). Речевой материал: ЛИСА, КОТ, ПУМА, КИТ, КОЗА, ПОНИ, ГУСЬ, БЫК, ЛЕВ, ЛАМА.

Игра «Веселый поезд». Дети выстраивают игрушки в ряд, «паровозиком», в соответствии с инструкцией взрослого, затем называют их пространственные позиции.(«Поставь ежика впереди мишки. Поставь котика позади мишки..»)

Игра «Я – ТЫ». Взрослый предлагает выполнить повторяющиеся ритмичные движения руками с соблюдением очередности. Взрослый стучит, произносит: «Я», затем ребенок стучит, взрослый произносит: «Ты». Взрослый стимулирует ребенка к сопряженному или самостоятельному озвучиванию совместной деятельности: Кто будет стучать? Кто: я или ты?»

Игры с пальцами:

-ритмичное «прищепление» прищепкой каждого пальца («ох!», «ух!»)

-последовательное сгибание и разгибание каждой фаланги пальцев («ку-ку!»)

-последовательное растягивание межпальцевых складок путем отведения каждого пальца руки («опа!», «ох!»).

Интересные упражнения для неговорящих детей предложены :

Упражнение 1. Ребенок воспроизводит ритмичные движения, соотнося характер движения с интонацией произносимых звукоподражаний (поглаживание руки – «мяу» , похлопывание руки – «ав-ав»)

Упражнение 2. Ребенок воспроизводит меняющиеся ритмичные движения со сменой звуковых жестов: «тук-тук» – стучит кулаком по столу; «бах-бах» – топает по полу; «бом-бом» – машет ладонью, имитируя маятник часов.

Читайте также:  Конспект занятия: Путешествие в Страну Пальчиковых Игр

Упражнение 3. Ребенок соотносит звукоподражание с геометрическими формами, выкладываемыми на столе. Например: «ку-ку» – круг, «мяу» – квадрат и т. д. Взрослый произносит звукоподражания, ребенок выкладывает поочередно фигуры. Затем взрослый просит ребенка «озвучить» дорожку.

Упражнение 4. Ребенок воспроизводит звукоподражание, изменяя громкость (высоту) голоса, в зависимости от предъявленной картинки: большой медведь – (громко) ТОП-ТОП, маленький медвежонок (тихо) – топ-топ; большие часы (низким голосом) – БОМ-БОМ, маленькие часики (высоким голосом)-бом-бом.

Основной формой работы по формированию слоговой структуры слова является сопряженное, отраженное, самостоятельное называние картинок, названия которых соответствуют онтогенетической последовательности появления слоговой структуры слова у детей (в соответствии с исследованиями , )

1.Двусложные слова из открытых слогов (ива, дети).

2.Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина, собака).

3.Односложные слова (дом, кот, мак).

4.Двусложные слова с закрытым слогом на конце (диван, мебель).

5.Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка, кепка).

6.Двусложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).

7.Трехсложные слова с закрытым слогом на конце (бегемот, телефон).

8.Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

9.Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом на конце (ягненок, половник).

10.Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, банкетка, конфетка, матрешка).

11.Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

12.Односложные слова со стечением согласных в конце слова (мост, зонт, лифт).

13.Двусложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).

14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

На начальных этапах работы желательно при произнесении слов протягивать гласные, показывая ребенку интонационно, что слово не закончено, стимулируя к произнесению слова до конца.

Основные приемы воспроизведения слоговой структуры слова

с использованием двигательных опор.

1.Называние картинок (плавное, послоговое) с одновременным движением руки (хлопки, удары по столу)

2.Называние картинок с одновременным сдавливанием пальцев (на каждый слог) прищепкой.

3.Называние картинок с одновременным нажиманием пальцем на коврики-аппликаторы.

4.Называние картинок с одновременным покалыванием пальцев ребенка зубочистками, прокатыванием по руке ребенка щеткой, роликовым аппликатором.

5.Называние картинок с одновременным надеванием и сниманием колечек Су-Джок.

6.Называние картинок с одновременным прикреплением прищепок к картону, к бельевой веревке.

7.Проговаривание слов по слогам с одновременным выкладыванием «дорожек», «заборчиков», используя различные материалы (палочки, бусины, кусочки разноцветного сахара, камешки, ракушки).

8.Произнесение слов, называние, изменяя силу (высоту) голоса. Например, первый слог произносится низким голосом, второй – высоким.

9.Называние слов с одновременным составлением цепочки из канцелярских скрепок (скрепка=слово)

10.Произнесение отрабатываемого слова «на ушко» маме, выражая определенную эмоцию (радостно, грустно, удивленно) по подражанию логопеду.

Методическая литература:

1.Крупенчук методика коррекции нарушений слоговой структуры слова.: С-Пб, Литера, 2013.

2.Лынская речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий.: М., Парадигма, 2015.

“Использование кругов Луллиля в речевом развитии детей”

Опубликовано: 16:32:35 29-11-2015

В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить.

Поэтому ФГОС предлагают интеграцию образовательных областей, которая способна сделать развитие способностей и умений детей дошкольного возраста более успешными.

Интеграция гармонично объединяет образовательные области в единый образовательный процесс, что гарантирует высокие результаты в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Но проблема речи во всем ее видовом разнообразии все-же продолжает оставаться актуальной в дошкольном возрасте.

На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников – игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же время несложные способы развития личностных и речевых особенностей ребёнка. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения непонятна. В своей работе я стремлюсь использовать разнообразные приёмы и методы. Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ применили в дошкольном образовании и назвали «Кольцами Луллия».

В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» – это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. Данный метод я начала использовать в работе с детьми и нахожу его эффективным.

А представляют они собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.

В современном образовательном процессе это круги с картинками, подобранные по изучаемым темам («Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Деревья» и др.), которые накрыты непрозрачным экраном с ромбовидным окошком. Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата, например в следующих Д/И: «Подбери цвет» (в темах «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»), «Найди нужный хвост», «Чей малыш?» (в теме «Животные»), «Соедини части в целое» (в темах «Посуда», «Обувь», «Одежда») и пр.

На мой взгляд, именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг. Я считаю, что детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать цветовосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения). А самое главное – они создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать пусть пока сказочные, но проблемы и обрести веру в свой успех.

Я использую круги Луллия в речевом развитии, как на занятиях (ознакомление с окружающим, развитие речи, математика и др), так и в индивидуальной работе с детьми, представляя их детям как чудесные кольца или загадочные круги.

Методические рекомендации при использовании этого метода

• Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.

• Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

• В работе с детьми 5-го года жизни используют 2-3 круга по 4-6 сектора на каждом.

• Дети 7-го года вполне справляются с заданиями, в которых используются 4 круга с 8 секторами на каждом.

• Сами круги желательно изготовить из пластика или толстого картона. На сектора прикрепляются картинки по теме занятия с помощью, например, скотча, чтобы можно было легко поменять их.

Технологическая цепочка проведения на примере

использования трех кругов:

Например, на сектора первого, самого большого круга прикрепляют изображения деревьев (сосна, яблоня и др.); второго – мест их произрастания (сад, лес, болото и т.п.); третьего – плодов или семян (апельсин, яблоко, шишка и др.).

Детям предлагается найти соответствия на кругах. Например, по просьбе воспитателя они находят на нижнем круге изображение яблони, затем, поворачивая средний круг, отыскивают изображение сада и располагают его над яблоней, на маленьком круге таким же образом находят яблоко. Объясняют, что получилось.

Задача: Объяснить, как объект может расти в таком месте и приносить подобные плоды. С достаточной степенью достоверности объяснить правомерность данного фантастического преобразования.

Например, хорошо ли иметь такую чудесную березу в унылой болотистой местности и каким обитателям леса особенно понравится, что на ней растут апельсины.

Ожидаемые результаты:

Подбор детьми карточек с изображением объектов для размещения на секторах, например: “Подберите карточки с изображением домашних животных”.

Самостоятельное придумывание дошкольниками как реальных, так и фантастических заданий.

Составление рассказов о практической значимости объектов с необычными признаками.

Круг №1. Герои знакомых сказок. Круг №2. Волшебные предметы

Круг №1. Любые животные Круг №2. Детёныши животных

Круг №1. Любые животные Круг №2. Место обитания

Круг №1. Любые животные Круг №2. Чем питаются

Круг №1. Времена года Круг №2 Признаки вр.года

Круг №1 Туловища различных животных Круг №2 Головы животных

Круг №1 Туловища различных животных Круг №2 Хвосты животных

Круг №1 Туловища различных животных Круг №2 Варианты ног

Круг №1 Количество различных предметов Круг №2 Цифры

Круг №1 Разноцветные коврики Круг №2 Заплатки

Круг №1 Деревья Круг №2 Листья деревьев

Круг №1 Геометрические фигуры Круг №2 Овощи/фрукты

Круг №1 Геометрические фигуры Круг №2 Похожие предметы

Круг №1 Цвет Круг №2 Предметы соотв цвета

Младший возраст (3-4 года)

Дидактическое игра: «Чей малыш?»

1 вариант. На малом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (собака, курица, лиса и т.д.), на большом – их детенышей.

Реальное Задание: найти маме детеныша.

Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.

2 вариант. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка.

Фантастическое Задание: подумать и сказать, каким образом мама-собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком (кормить, согревать, гулять и т.д.).

Дидактическое игра: «Чей хвост?»

1 вариант. На большом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (белка, медведь, волк, лиса и т.д.), на маленьком – их хвосты.

Реальное Задание: найди, чей хвост?

Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на нижнем круге, затем отыскивает на верхнем круге изображение его хвоста и, поворачивая этот круг, совмещает их.

2 вариант. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения белки и волчий хвост.

Фантастическое Задание: подумать и сказать, каким образом у белки оказался волчий хвост, например: захотел волк поменяться хвостами…Здесь необходимо обращать внимание на употребление прилагательных в правильной форме (беличий, волчий…)

Дидактическая игра « В гостях у сказки».

1 вариант. На большом круге воспитатель располагает картинки с изображением сказочных героев (б.Яга, Буратино и т.д.), на маленьком – предметы, которыми они пользовались.

Реальное Задание: Подбери нужный предмет

Ребенок по просьбе взрослого называет одного из сказочных персонажей, изображенных на нижнем круге, затем отыскивает на верхнем круге изображение необходимого для него предмета.

2 вариант. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения б.Яги и золотого ключика.

Фантастическое Задание: подумать и сказать, каким образом у б.Яги оказался золотой ключик, например: захотела б.Яга украсть золотой ключик и спрятать его, чтобы Буратино не смог открыть им волшебную дверь.

Игра «Необычные вещи»

Материал: На стержне – 2 круга с изображением объектов на большом и частей этих объектов – на маленьком.

Задание: раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, здание и крылья самолета). Придумай историю о том, как дом научился летать.

Примерные игры с использованием кругов Луллиля:

« Кто, что ест?» «Чей нос? Чей хвост?»

«Назови, сколько» «Подбери пару»

«Кто, где живет? «Подбери заплатку»

«Подбери по цвету», «Подбери по форме»

« Из какой сказки?» «С какого дерева листок?» и др.

Литература:

3 Т.А. Сидорчук, С.В.Лелюх «Познаем мир и фантазируем с Кругами Луллиля, изд.»Аркти», М, 2011

Ссылка на основную публикацию